Комментарии к Книге пророка Исаии. День Господа (34:1-9, 13:1-13)

"Рыдайте; ибо день Господа близок,
идёт как разрушительная сила от
Всемогущего" (Ис. 13:6)
 
"Придёт же день Господень , как тать
ночью, и тогда небеса с шумом прейдут,
стихии же, разгоревшись, разрушатся,
земля и все дела на ней сгорят"
(2Пет.3:10)
 

1. Вступление

       Исаия, в евр. транскрипции "Йешайа" (означает "Господь - спасение", точнее "Спасает Яхве"), родился в VIII веке до Р.Х. Жил и нёс служение в Иерусалиме во времена правлений Озии (792-740 г.г.), Иоафама (ок. 750-735), Ахаза (735-715), Езекии (ок.715-686) [Л.1-9].
      Происходил из знатной семьи, возможно, был родственником царя Амасии [Л.5], имел доступ к политической и религиозной элитам, по преданию, связан с правителем Озией кровными узами [Л.2, 9]. Вероятно являлся историографом иудейского двора [Л.5], служил священником, пророчествовал на протяжении минимум 40-а лет, по-видимому, около 55-и лет [Л.2, 6, 8]. Его современники нави Осия и Михей [Л.3, 4, 9].
      Год смерти провидца неизвестен, очевидно, после 686 г., даты смерти царя Езекии, всё же не ранее 681 г., когда убит ассирийский монарх Сеннахирим, обстоятельства смерти которого упомянул Исаия [Л.4]. Согласно предания, на мучительную смерть престарелого нави обрёк нечестивый Манассия (единолично правил с 686 г. по 642 г.), по его приказу перепилили полое дерево с укрывшимся в нём пророком [Л.1, 4, 7-9].
      Время написания книги. Богословы консервативной школы, считающие Йешайа единственным автором книги, предполагают, она писалась с 739 г. по 681 год, по меньшей мере 58 лет [Л.9], около 60 лет  Л.26] или более 50 лет [Л.1, 4].
      Последние два столетия либеральные богословы приписывают сыну Амоца лишь главы 1 - 39, утверждая, гл. с 40-й по 55-ю написаны другим пророком (т.н. Второисаией), жившим во времена вавилонского плена евреев в VI веке до Р.Х. Главы 56-66 якобы сочинил ещё более поздний автор (Тритоисаия), живший во II - IV веках; подробнее о версиях смотрите в работах [Л.2, 3, 5, 6, 8, 27].
       Композиция ст. 34:1-9, 13:1-13. Речи провидца составлены "не по хронологическому, а скорее, по тематическому принципу ..." [Л.9, стр.8; Л.27, стр. 559]. Поэтому для лучшего восприятия данная статья и все следующие за ней изложены в хронологической последовательности будущих событий.
        Построение темы "День Господа" (34:1-9; 13:1-13), похоже на композицию книг Иоиля и Софонии.
           1. Введение, призывающее весь мир обратить внимание на пророческую речь (34:1).
           2. Изложение главной темы - Йом Адонай:
                а) предупреждение об истреблении всех народов, прогневивших Бога (34:2, 3);
                б) орудия наказания (34:4-6, 13:2-6);
                в) сокрушение земли (13:5);
                г) последствия (34:7-9, 13:7-13).
      Главная тема. Некий день Йахвэ, эсхатологический момент, когда Он вмешается в историю деградирующего рода человеческого для суда, опустошения планеты, истребления нечестивых.
    Цель написания. Предупредить о неотвратимости покарания, массовой гибели всего живого, разрушении безбожного сообщества, извратившего назначение своё.
       Содержание. Нави призывает народы внимать (34:1) грозному пророчеству об их физическом истреблении (ст.2, 3) за грех, зло, нечестие (13:9, 11). Орудием наказания послужит особенное войско Эль Шаддай (ст.3-5) - небесное воинство и меч Его (34:4-6).
      Разрушение страны (13:5) произойдёт в Йом Адонай (ст.6, 9). Потрясётся небо, за ним земля (ст.13), реки да суша превратятся в горящую смолу (34:9), померкнут светила на небе (13:10), погибнут животные (34:7).
      Опустятся руки, растает сердце (13:7), покраснеют лица, мышцы схватят судороги (ст.8); везде разбросаны убитые, от их крови размокнут горы (34:3), живые встречаются реже чистого золота (13:12).
      Проблемы толкования. "Образы, связанные с днём Господа,- одни из самых сложных для понимания при изучении Библии" [Л.19, стр. 264]. Надобно ли воспринимать пророчества буквально или словно поэтические вымыслы, к каким историческим периодам относятся ст. 34:1-9 и 13:1-13.

2. Уведомление  о  предстоящей  гибели (34:1-3)

     Главная тема почти всех сочинений малых пророков "День Господень". Скажем, у Иоиля [Л.10] и Софонии [Л.12], или связанные с ним события: Богоявление (Аввакум, гл.3; Наум, гл.1), Его суд (Амос, гл.8; Осия, 3:4-4:6).
       Разумеется, Йом Адонай  полнокровно описан в книге Исаии. Самом величественном, грандиозном, обстоятельном манускрипте из свитков Нэвиим. Без малого, в каждой главе потрясающего произведения, прямо или косвенно, затрагивается тема оного Дня. Глава 34 не исключение.

     "Приступите (Приблизьтесь), народы, слушайте и внимайте, племена! да слышит земля и всё, что наполняет её ("все на земле должны это слышать!"), вселенная (мир) и всё раждающееся (что рождается) в ней!" (34:1; в скобках: текст из [Л.12], в кавычках - из [Л.13]).

       Видение, открытое взору нави (Ис.1:1), оказалось столь жутким, что он призывает ВСЕХ обратить внимание на приговор Божьего суда, ибо он "касается всего мира" [Л.9]. Слушать предсказание необходимо ВСЕМ племенам, всему рождающемуся в мире; внимать до тех пор, пока пророчество не исполнится.
       Увы, потерявшие благоразумие слушают, не понимая, смотрят и не уразумеют. "Что вы будете делать в день кары, когда придёт издалека (гибель) беда? К кому побежите за помощью? Где оставите свои богатства?" риторически спрашивает тайновидец (10:3, пер. [Л.14]).

      "Ибо гнев Господа на все народы, и ярость Его на всё воинство их. Он предал их заклятию (Он их всех уничтожит), отдал их (предназначил им погибель) на заклание ("на резню!") (34:2; в скобках: текст из [Л.13], в кавычках - из [Л.12]).
 
       Гнев Бога на страны, ярость Его на человеческие массы ("полчища", пер. [Л.14],  "воинство" [Л.6, 9]), вызывает грех, царящие в мире зло да беззакония (Ис.13:9, 11). Вот почему Он предназначил жителей планеты, потерявших страх перед Ним, на полное уничтожение, "её обитатели погибнут, как мошки" (51:6, пер. [Л.12]).
        Небесный Воитель "предал их заклятию" (34:2), обрёл на "заклание", т.е. "резню" (пер. [Л.12]) или "бойню" [Л.14]. Здесь не "гиперболические выражения", вовсе не метафорическое заклание, как предполагается в работе [Л.6], но буквальные; "окончательное поражение ожидает нечестивых во время великой скорби" Л.26, стр. 831].

      "И убитые их будут разбросаны ("брошены"), и от трупов их поднимется смрад, и горы размокнут от крови их (кровь их будет течь по горам)" (34:3; в скобках: текст из [Л.13], в кавычках - из [Л.12]). 
 
      Странно, почему с окончанием бойни тела убитых не похоронят согласно принятым похоронным обрядам? отчего трупы разбросаны ("брошены", пер. [Л.12]) по местам? (рис.1).
   Потому что в результате массовой гибели (13:12, 24:6; Соф.1:2, 3) малочисленные группы уцелевших не в силах похоронить огромное количество разлагающихся трупов. Несмотря на исходящий от них смрад, отравляющий воздух.
      В Масоре, горы не "размокнут от крови" (Ис.34:2), а "растают" [Л.15], что указывает на землетрясение (24:17-20; Авв.3:6) как причину таяния гор да холмов (Мих.1:4, Наум.1:5).
    "Кровь" течёт по горам, плоскогорьям, равнинам; она окрасит в кроваво-красный цвет реки, озёра, моря, источники вод (Отк.16:3, 4), все открытые водоёмы [Л.16]. "Ибо вот, Господь выходит из жилища Своего наказать обитателей земли за их беззаконие, и земля откроет (явит) поглощённую ею кровь, и уже не скроет убитых своих" (Ис.26:21).

3. Орудия  гнева  Яхве (34:4)

       Всё-таки, что конкретно имеет в виду пророк, используя выражение "гнев Господа"? на все народы (ст.2). Очевидно причиной будущей массовой гибели населения во всех странах окажутся таинственные орудия гнева (буквально "горячего дыхания") Йахвэ Цеваот, боевое войско Его (13:3-5; 5:25-30).
       Руководит полчищем могущественный исполнитель (Иоил.2:11), истребитель народов (Иер.4:7), которого Эль Шаддай направит от севера (4:6, Ис.41:25). Армия оккупантов состоит из множества мелких и крупных тел, падающих на землю; незваные пришельцы "набросятся на неё, подобно стае саранчи"  (33:4, б; пер. [Л.14]).
      Армаду разорителей подробно описывает Йоэйл (Иоил.2:1-11). Йешайа тоже переносит мифологические образы военного соединения на невиданный объект (по-научному "метеорный поток"), предсказывая результаты появления необычного воздушного десанта.

     "И истлеет всё небесное воинство ("звёзды растают все до одной"); и небеса свернутся, как свиток книжный; и всё воинство их падёт, как спадает лист (пожухшие листья) с виноградной лозы, и как увядший лист ("плід недозрілий!" [Л.28]) - со смоковницы" (34:4; в скобках: текст из [Л.14], в кавычках - из [Л.13]).

       Любые светящиеся космические объекты, кроме Солнца и Луны, в древние века считались звёздами [Л.17, стр. 306]. А яркие короткие вспышки вверху назывались"падающими звёздами", оторвавшимися от якобы твёрдого свода. На самом деле, треки вызываются вторжением в атмосферу Земли метеоров [Л.18].
      "В Библии слово kokab может означать любое небесное тело, в том числе и метеор ("падающую звезду") ..." [Л.29, стр. 244]. Космические частицы мгновенно нагреваются до очень высокой температуры и, как правило, полностью "сгорают"; точнее, сублимируются (в ст.34:4, "истлеют") в верхних слоях атмосферы.
       Но почему провидец утверждает, "истлеет всё небесное воинство"? ("звёзды растают все до одной", пер. [Л.13]). Дело в том, что он видит небывалое массовое падение метеоров, т.н. "звёздный дождь", когда количество метеорных вспышек в час превышает 10 000.
       После такого недельного "дождя", ночных маяков вселенной (ст.4, а) не видно из-за сильной запыленности атмосферы. Сверх того, "небеса свернутся, как свиток книжный" (ст.4, б), они исчезнут (!?), "развеются, словно дым" (51:6, пер. [Л.12]; Пс.101:26, 27; 2Пет.3:10). То же самое редкостное видение через 800 лет открыто Иоханану.
     "И звёзды небесные пали (упали) на землю, как смоковница, потрясаемая сильным ветром, роняет незрелые смоквы свои; И небо скрылось, свившись (Небеса раскололись и свернулись) как свиток" (Отк.6:13, 14; в скобках, текст из [Л.13]). Здесь и параллельном ст. Ис.34:4 речь не об ангелах, как ошибочно полагают некоторые толкователи. Нет.
       Пророки видели массовое падение метеоров, словно незрелых смокв с дерева. Оттого Исаия в удивлении восклицает. "Ты небывалое сотворил (совершил дивное) - то был давний замысел (предопределения) Твой, непреложный, неизменный" (25:1 б, пер. [Л.12]; в скобках, Синод. пер.).
       Небо расколет крупное массивное тело, нави именует его "меч Господа" (34:5, 6), "жезл уст Его" (11:4), "язык Его" (30:27) или "колесница" (66:15, пер. [Л.15]); "образ колесницы служит показателем быстроты передвижения" [Л.19].
       Столкновение астероида с поверхностью земного шара (Отк.8:8-10, 9:1, 2) вызовет мощный огненный смерч, глобальный вихрь (Ис.29:6, Иер.30:23, 25:32, Наум.1:3). Согласно предсказания, "придёт Господь в огне, и колесницы Его - как вихрь" (Ис.66:15, а). Купол над головой покачнётся, накренится, расколется, свернётся.
      Масштабные круговые движения громадных масс воздуха свернут выжженную огнём высь в рёве, громовых раскатах, гуле; скатают свод будто треснувший посредине развёрнутый свиток. Исчезнут облака, звёзды, луна, солнце; образно говоря, "небеса с шумом прейдут" (2Пет.3:10, "В тот день исчезнут с громовым раскатом", пер. [Л.12]).
      "Подтверждением тому, что в главе 34 описывается именно судный день, можно считать тот факт, что точно такую же картину рисует апостол Иоанн в Откр.6:12-17" [Л.25, стр. 205; Л.9, стр. 77].

4. Меч  Адоная (34:5, 6)

       Армия Его состоит из мелких и крупных воинов. Крохотные полностью "сгорят" в атмосфере, их следы (треки) создадут радиант  метеорного потока (рис.2) в северном полушарии ночного неба, в около полярном созвездии Цефей [Л.18].
     Здоровенные космические объекты, теряя часть массы из-за уноса  испаряющегося  вещества потоком воздуха (т.н. "абляция"), достигнут  поверхности нашей  планеты.
       Например, массивный метеороид или небольшой астероид в виде огненного  шара с длинным светящимся хвостом из раскалённых газов и твёрдых частиц.
      Такое необычное орудие в Библии именуется "меч Яхве" (Ис.34:5,  6,  66:16;  Иез.21:3-5) или "меч" Его (Отк.1:16,19:15, 21). Но при чём здесь копия  человеческого холодного оружия? 
      Почти у каждого вида военного снаряжения,  применяемого  на земле, в  литературе  Древнего Востока существовал божественный аналог [Л.19,  стр.  1165], меч бога изготавливался из небесного огня [Л.20, стр.149]. Во-вторых,  в  Библии образы больших размеров связываются с Всевышним [Л.19, стр. 106].
       В третьих, уникальное явление пророки видят на небе - жилище Его (2 Пар. 30:27). В-четвёртых, библейская "символика всегда основывается на физических свойствах самого предмета" [Л.19, стр. 134], в данном случае, колющего оружия. Учёт всех 4-х обстоятельств позволяет уразуметь почему космическое тело провидец воспринимает как булат Иахвэ, передавая Его прямую речь. 

     "Ибо упился меч Мой на небесах: вот, для суда нисходит (обрушится) он на Едом и на народ, преданный ("обречённый") Мною заклятию (на гибель).

        Меч Господа наполнится кровью (весь в крови!), утучнеет от тука (жир), от крови агнцев (ягнят) и козлов, от тука с почек овнов ("баранов"): ибо жертва ("резня") у Господа в Восоре и большое заклание ("різанина" [Л.28]) в земле Едома" (34:5, 6; в скобках: текст из [Л.12], в кавычках - из [Л.15]).

      Истинно так. В ночном небе возникнет полный крови ятаган Эль Шаддай, он пройдёт по планете словно молотильная доска, будто серп во время жатвы (Отк.14:14-16). Оружие Его со свистом обрушится на жителей ВСЕХ стран (Ис.34:1-3, Иер.12:12).
      Небесный Воитель "мечем Своим произведёт суд (исполнит приговор) над всякой плотью (над всеми людьми), и много будет поражённых (сражённых) Господом" (Ис.66:16, б; в скобках, текст из [Л.14]).
      Для правильного понимания ст. 34:5, 6 необходимо учесть. "Едом служит Исаие лишь прообразом всего мира, над которым совершится суд" [Л.9, стр.77], "изображение Едома в роли жертвы просто указывает на грядущую судьбу всех этих народов" [Л.21, стр. 717]. "Божий суд постигнет весь мир и Едом здесь - просто пример ..." [Л.1, стр. 616].
      Однако, если таинственное орудие гнева Яхве Элохим есть космический объект, почему написано, "Меч Господа наполнится кровью"? (34:6, "весь в крови!" [Л.12]). Может ли такое быть? Может.
     По причине изменения характера диффузного излучения неба ВСЕ наблюдаемые с земли астрономические тела выглядят красными [Л.22]. В том числе изогнутый кинжал Всемогущего, серповидная полоска освещаемой солнцем карликовой планеты,  приобретёт кроваво-красный цвет, "меч весь в крови!" (ст.6, пер. [Л.12]).

5. Весть о гибели животных (34:7-9)

      Призывая все народы слушать его (34:1), нави предрекает массовую гибель людей (ст.2, 3, 6), уничтожение братьев наших меньших.

     "И буйволы падут (будут убиты) с ними и тельцы ("телята") вместе с волами ("сильные быки"), и упьётся (заполнится) земля их кровию, и прах их утучнеет от тука (их жир смешается с грязью)" (34:7; в скобках: текст из [Л.13], в кавычках - из [Л.14]).

     В результате нападения стаи ночных волков, бомбардировки планеты из космоса, погибнут как дикие сильные животные, буйволы ("дикие быки" [Л.15]), так домашние тельцы, т.е. телята.    
     Почва напитается кровью убитых существ, а жир  их смешается с грязью (рис.3). Ещё более жуткую картину гибели всего живого в День Господа рисует  Цефанйа (Соф.гл.1).
    "Всё истреблю с лица земли (Я разрушу всё на земле!),- говорит Господь: Истреблю (всех) людей и скот (животных), истреблю птиц небесных (в воздухе) и рыб морских (в море) ... истреблю (всех) людей с лица земли, говорит Господь" (1:2, 3; в скобках, текст из [Л.13]).
      Он с неимоверной силой очистит стволы многолетних растений от ветвей, высокие деревья рухнут на землю (Ис.10:33). Со свистом "посечёт чащу леса железом" (ст.34), отчего стволы и толстые ветви, лишившись коры, станут белыми (Иоил.1:7). Планета подвергнется опустошению, разорению, исказится вид её (Ис.24:1-6, 1:7-9, 2:12-17).

      "Ибо день мщения у Господа, год возмездия за Сион. И превратятся реки его ("Эдома" [Л.12]) в смолу, и прах его в серу, и будет земля его горящею смолою" (34:8, 9).

       В ст.8 день мщения - Йом Адонай (13:9), год возмездия - пора, когда наступит отплата потомкам Исава за преступления против Цийона; в более широком контексте, наказание мира за зло его (13:11). "Самая развёрнутая история о мести в Библии освещается в апокалиптических видениях будущего Божьего суда над злом" [Л.19, стр. 608].
      Суда огнём, когда реки да почва станут "горящею смолою" (34:9, 24:6, 66:15). Причём огонь зажгут не фламины, а Сам Бог, пламя опалит сушу от юга до севера (Иез.20:47), расплавит многих жителей (22:20-22, Зах.13:9, Ис.48:10). Погодите, какое вещество Йешайа в ст.34:9 называет смолой да серой?
      Естественно, не липкий, твердеющий на воздухе сок некоторых видов многолетних растений (смола); и человеческие останки буквально не превращаются в горючее минеральное вещество (серу). Очевидно, пророк видел нечто, напоминающее дымящийся асфальт (Быт.14:10, Исх.2:3), а именно: золу, сажу да пепел пожаров, горячие продукты импактных и вулканических выбросов.
       Они преобразят ручьи в медленно текущую смолу, даже грунт окажется "горящею смолою" (34:9), чёрные реки остановят свой бег, "потекут, как масло" (Иез.32:14). Трупы же перегорят словно известняк при обжиге, кости станут известью.
      Народы "как срубленный терновник" сгорят в огне (Ис.33:12) сверхзвуковой ударной волны [Л.22] "и никто не потушит" пылающие останки (1:31); прах их подобен горящей самородной сере (34:9, т.н. "горючий камень" [Л.18]).
     Вымрут жители [Л.23], исчезнет небо, "земля обветшает ("истлеет" [Л.15]), как одежда" (51:6), покроется прорехами, дырами, разрывами [Л.16, 22]. Города превратятся в руины (25:2), зарастут колючим кустарником, крапивой, репейником (34:13). В разрушенных домах поселятся совы, филины, вороны, коршуны; ежи, кошки, шакалы, гиены, козлы, прочая дикая живность (ст.11-15).

6. Пророчество о Вавилоне (13:1-3)

       Ещё один большой отрывок, посвящённый Дню Господа, содержится в 13-й главе. Сообщая весть о трагической судьбе древнего, тогда ещё провинциального города Вавилон (13:14-22), сын Амоца видит эсхатологический Йом Адонай (ст.2-13).

      "Пророчество (о) Бавэле, которое видел Йешайау, сын Амоца. На горе высокой поднимите знамя, громко крикните им, махните рукою, чтобы вошли (враги) во врата вельмож" (13:1, 2; пер. [Л.15]).

     Среди комментаторов нет единого мнения, провидел ли нави разрушение Вавилона в 689 г. войсками ассирийского царя Сеннахирима [Л.3, 4, 9, 21] или его захват армией мидо-персов в 539 году, по мнению авторов [Л.1, 7].
       В любом случае, "Исаие, описывавшему военное противоборство его дней виделось, по всей вероятности, сквозь призму этого ближнего противостояния, то, которое произойдёт непосредственно перед установлением на земле Тысячелетнего царства" [Л.9, стр. 44]. "Исаия видел в падении Вавилона символ дня Господнего (Ис.13:6, 9, 13) - времени, когда Бог изольёт Свой гнев на мир" [Л.1, стр. 597], в эпоху "последних дней" [Л.3, стр. 237].
      Некоторые толкователи полагают, призыв поднять знамя ("означает сигнал или военный знак" [Л.8, стр. 354]), крикнуть, махнуть воинам Йахвэ рукой обращён к ангелам [Л.6, 9], посланникам Его, что недалеко от истины. Точнее, "знамя на открытой (высокой) горе" есть знак-радиант из треков космических тел (рис.2, § 4), военный сигнал для армии возмездия.
      В древности гора считалась равнозначной небосводу [Л.19, 21], он "покоится на самых высоких горах" [Л.8, стр. 625]. Многие увидят на знак вверху, "когда знамя поднимется на горах", ВСЕ услышат, "когда загремит труба (рог)" (Ис.18:3; "трубный звук стал эсхатологическим образом, который в апокалиптической литературе служит знамением конца времён"  [Л.21, стр. 711]).
      Знамя поднимет Бог небесных воинств, "свистом созывает тех, кто на краях земли" (5:26, пер. [Л.14]); вспыхнет гнев Его и содрогнутся горы (ст.25). Врата вельмож в ст. 13:2 (Синод. пер. "ворота властелинов"), главные городские створы для проезда царей и высокопоставленных чиновников; через них ворвутся торжествующие воины Эль Шаддай.

     "Я дал повеление ("приказал") избранным ("посвящённым") Моим, и призвал для совершения гнева Моего (разгорелся Мой гнев) сильных (богатырей) Моих, торжествующих в величии Моём (кто с ликованием радеет о величии Моём!)" (13:3; в скобках: текст из [Л.12], в кавычках - из [Л.15]).

     "Евр. куддашай - посвящённым/отделённым, здесь в значении избранным для исполнения определённого Богом наказания" [Л.24, стр. 1019]. Один из соврем. переводов так и выглядит. "Господь сказал: "Я Сам буду командовать освящёнными для битвы" [Л.13].
       Даже без подсказок переводчиков ясно, речь не о человеческой армии ассирийцев, мидо-персов или современных народов. Нет. Говорится о необычных избранных бойцах Адонай Цеваот, ликующих от Его победы словно утренние звёзды (Иов.38:7).

7. Армия  возмездия (13:4, 5)

       Грядущий катаклизм Йоэйл видел таким: земля  потрясётся, небо задрожит,
померкнут солнце да луна, перестанут сиять звёзды  (Иоил.2:1, 10), из-за  нападения бесчисленных воинов  Йахвэ  [Л.10] во главе с  могучим  исполнителем  (2:1-11, рис.4).
     "Подобно грому прозвучит голос Господень"  (ст.11, пер. [Л.14]),  "это  Он ведёт Своё войско!" (пер. [Л.12]).
     Очень похожие видения у Исаии. Неботрясение,  землетрясение  (13:13,  24:17-20, 29:6), исчезновение привычного света от  солнца, луны, звёзд  (13:10),  наступающие в День Господа (ст.6, 9).  Перечисленные катаклизмы  вызовут  орудия гнева Его (ст.5).

    "Гул стоит, (громкий) шум на горах раздаётся, словно от толпы  многолюдной: волнение охватило страны, народы собрались - это  Господь Воинств (Всемогущий) готовит войско (армию возмездия) к бою" (13:4, пер. [Л.24]; в скобках, текст из [Л.13]).

      Символика стиха 4 опирается на реальные физические свойства коллективного персонажа, полчища необычной саранчи из видения Иоиля. Но почему будто от огромной толпы слышен громкий шум на горах? (Ис.13:4). Сверх того, Йоэйл видит народ, "какого не бывало от века и после того не будет в роды родов", скачущим по вершинам (?!) гор (Иоил.2:2, 5).
       В древности горы воспринимались как место, где твердь соприкасалась со сводом [Л.19], т.к. "в сознании древнего человека не было большой разницы между горными вершинами и небесами" [Л.21, стр. 824]. Там же находится воинство Его (Ис.24:21, 34:4), "армия возмездия", обозреваемая Богом, подготовленная к бою (13:4).
      Поэтому нави именуют "как бы" народностями невиданные ранее метеорные тела.  Увидев воздушный десант, "волнение охватило страны" (13:4), ибо "облако пыли  (дым) движется с севера - это приближается войско, и нет в его рядах отстающего" (14:31, б; пер. [Л.14]).
       Да, облако пыли с севера, дым от многолюдной толпы (13:4), скачущей по вершинам гор с шумом: свистом, треском, шипением, раскатами грома [Л.18]. Армада,  предназначенная для сокрушения ВСЕЙ планеты (ст.5). Автор [Л.7] пишет, "вероятнее всего 13:5 указывает вперёд, на космические метафоры следующего отрывка ..." (стр. 123). Верно, "космические", но совсем не "метафоры", а буквальные орудия разрушения.

      "Идут из отдалённой ("дальней") страны, от края неба (із кінців небес, "из-за горизонта" [Л.13]), Господь и орудия гнева Его, чтобы сокрушить (понищити, "опустошат") всю землю" (13:5; в скобках: текст из [Л.28], в кавычках - из [Л.12]).

      Под выражением "край неба" надобно понимать горизонт, так в соврем. переводе [Л.13]. В старину верили, горизонт есть граница, край, ворота [Л.21, стр. 578]. Из ворот над головой или отворившихся окон (24:18), от дальней неведомой страны выйдут сильные воины Йахвэ, "чтобы сокрушить всю землю" (13:5, б). Среди нападающих летит некто, словно разрушительный ветер.
      "Вот ("некто"), крепкий и сильный у Господа (есть у Владыки тот, кто могуч и крепок), как ливень (буря) с градом и губительный вихрь (разрушительный ветер), как разлившееся наводнение бурных (прибывающих) вод, с силою ("рукою его") повергает его ("их") на землю" (28:2; в скобках, текст из [Л.14], в кавычках - из [Л.24]).
      "Эти кульминационные события получили название дня Господа, поскольку считалось, что решающую роль в их развитии играет личное вмешательство Бога" [Л.19, стр. 263].

8. Физиологические расстройства (13:6, 7)

       Что предлагает Исаия жителям при появлении небесного орудия? он даёт удивительно  странный совет.

     "Рыдайте; ибо день Господа близок, идёт как разрушительная сила ("разорение") от Всемогущего (Опустошенье Сильный ниспослал)" (13:6; в скобках: текст из [Л.12], в кавычках - из [Л.24]).

       Поначалу тайновидец предлагал эвакуироваться перед наступлением Йом Адонай, укрыться в скале (пещере) или зарыться в почву (2:10-12; Отк.6:15).  Теперь он советует. "Рыдайте", увидев приближение дня оного (Ис.13:6, а). По какой причине остаётся сильно плакать? почему "все народы земли зарыдают в отчаянии" ? (Мт.24:30, пер. [Л.14]).
       Объясняется это тем, что в пещере или подвале ещё можно спастись от бури, вихря, пламени "всепожирающего огня" (Ис.29:6), по-научному "высокотемпературной ударной волны". Однако невозможно уцелеть в сокрушающем всё землетрясении (24:17-20; Отк.16:18-20).
       Гибельная "разрушительная сила от Всемогущего" вызовет, в частности, колебания грунта, воды, воздуха низкой частоты [Л.23]. Их совпадение с частотой собственных колебаний человеческих органов приведёт к резонансу, росту амплитуды. Увеличение размаха колебаний вызовет трепет сердца, желудка, лёгких; дрожь рук, ног, губ; спазмы мышц и сосудов, судороги, боли [Л.23], как предсказано.

      "Оттого руки у всех опустились (ослабеют), и сердце у каждого человека растаяло (изнеможет всякое сердце)" (13:7; в скобках, текст из [Л.15]).

      Из-за инфразвукового резонанса, слабеют опускаются руки при частоте от 2 Гц до 5 Гц, трепещет сердце (1 ... 2 Гц), бьёт дрожь (21:4), трясутся чресла (ст.3), колени (Наум.2:10), кости (Иер.23:9), внутренности, даже губы (Авв.3:16).
      Нави Йехэзкэйл утверждает, в состояние вибрации войдут рыбы, птицы, звери, пресмыкающиеся, "все люди" (Иез.38:20, а); причина, вызывающая трепет, в глобальном импактном землетрясении (ст.20, б; Отк.8:8, 16:18).
     Предполагается, сердце у каждого человека тает из-за страха [Л.7, 9, 12-14, 19]. На самом деле ситуация, когда сердце "дрогнет" [Л.14, Л.24] или сердца "замрут от страха" [Л.12] возможна лишь на мгновение. Но в Масоре написано, "изнеможет" [Л.15], что предполагает длительный промежуток, подобно слову "растаяло" в Синод. переводе.
      Острый психоэмоциональный стресс вызовет не кратковременное замирание сердца, а приступ настоящей болезни. Очевидно нейроциркуляторной (вегето-сосудистой) дистонии, её синдромом служит брадикардия, "тающее" сердце.

9. Судороги, боли, изумление (13:8, 9)

       Физиологические расстройства, удивительно точно описанные нави (в до научное время!), не ограничатся брадикардией или тремором. Он видит особенное болезненное состояние.

     "Ужаснулись (Каждый ужаснётся, "страх охватит их"), судороги и боли схватили (пронзили) их; мучатся (каждый ... скорчится от боли в животе, "будут от боли корчиться", "та будуть тремтіти" [Л.28]), как раждающая (как женщина во время родов), с изумлением ("в ужасе") смотрят друг на друга, лица у них ("побагровеют", будут красны, как огонь) разгорелись" (13:8; в скобках: текст из [Л.13], в кавычках - из [Л.24]).

      "Дрожь от страха метафорически сравнивается с родовыми муками женщины" [Л.19, стр. 1163]. Нет. Здесь не метафора, а буквальные резкие сокращения мышц нижней части живота, т.е. "судороги и боли" по причине инфразвукового резонанса. Страдающие корчатся от самых настоящих болей в животе, мучаются словно женщина при разрешении от бремени.
      Родовые схватки (21:3) претерпят не только женщины (Иер.4:31), но и мужчины (30:6, Ос.13:13, 1Фес.5:1-3), "в мучениях будете лежать", обещает Адонай (Ис.50:11, пер. [Л.14]). От внезапных судорог и болей, все "с изумлением смотрят друг на друга" (13:8, б); провидец смущён ("потрясён" в [Л.14]) от того, что видит и ошеломлён тем, что слышит (21:3).
       Ещё одной причиной сильного удивления послужит необычный цвет лиц, красных будто огонь (13:8, в). Авторы работы [Л.9] пишут, "кровь от страха прильёт к голове, от чего разгорятся лица" (стр. 44), то же самое утверждается в [Л.6, стр. 1065]. Но в состоянии страха кожа на лице как правило не краснеет, а бледнеет (например, Иер.30:5, 6; в Масоре "позеленеют" [Л.15]).
      Пунцовые лица (Ис.13:8) одно из проявлений нейроциркуляторной дистонии, т.н. "блашинг-синдром".  Из-за повышения артериального давления и расширения периферийных сосудов произойдёт сильный прилив крови, лица "побагровеют" (13:8, пер. [Л.24]), "будут пылать" [Л.14].
      Кроме блашинг-синдрома, потерпевших сразит "амавроз", временная психогенная слепота, обрисованная пророком так. "Осязаем как слепые стену, и, как без глаз, ходим ощупью; спотыкаемся в полдень, как в сумерки ..." (59:10; "даже днём мы не видим", пер. [Л.13], "страшно мне - не вижу ничего" [Л.24]).
       Начало 34-й главы посвящено шокирующей вести всем народам да племенам, они будут истреблены; небо свернётся, загорится суша, вода станет смолой (34:1-9). В стихах 13:9-12 он пишет о том же, уточняя кто погибнет.

      "Вот приходит день Господа лютый (жестокий), с гневом и пылающею яростию, чтобы сделать (превратить) землю пустынею и истребить (уничтожить) с неё (на ней) грешников её" (13:9; в скобках, текст из [Л.15]).

      О каком грядущем опустынивании предупреждает тайновидец? Буквальном, "прежде всего в Библии образ пустыни связан с апокалиптическими видениями Божьего суда над грешным миром ..." [Л.19, стр. 364]. Всё, предсказанное нави, обязательно исполнится.
      Придёт лютый День Господень (2:12-21; Соф.1:2-18; Иоил.2:1-11) для превращения планеты в пустыню (Ис.13:9, 24:1-10; Соф.2:4-15; Иоил.1:10-20), истребления на ней грешников (Ис.1:28, 29:20; Соф.1:3, 17; Иер.30:11).
       Адонай говорил, однако они не слушали; звал, не отвечали, а упорно делали зло перед глазами Его (65:12). "За то проклятие поедает (пожирает) землю, и несут наказание живущие на ней; за то сожжены (чахнут) обитатели земли, и немного осталось людей" (Ис.24:6; в скобках, уточнения из [Л.15]).
      Зажигавшие огонь, теперь беспомощно лежащие в муках на углах улиц, сгорят в огне (50:11); но зачем преждевременно умирать? "Я хочу не смерти грешников",- возвещает Благословляющий,- "но того, чтобы они отвернулись от своих путей и жили" (Иез.33:11, б; пер. [Л.14]).

10. Все  светила  померкнут (13:10, 11)

      При сокрушении земли орудиями Эль Шаддай (13:5, 24:1-10, 17-20), в атмосферу попадут колоссальные объёмы твёрдых и жидких частиц. Минеральной пыли, пепла, золы, сажи, пемзы, паров воды, серно-кислородных и азото-водородных соединений, иных аэрозолей [Л.16, 22]. "Произойдёт катастрофа космического масштаба" Л.26, стр. 815]. Исаия видит (1:1).

     "Звёзды небесные и светила (созвездия) не дают от себя (не прольют) света; солнце меркнет при восходе своём, и луна не сияет светом своим (не даст света)" (13:10; в скобках, текст из [Л.14]).

    "Один из основных архетипов находит выражение в апокалиптических видениях, где луна выступает в роли космического действующего лица в земной драме конечного разрушения" [Л.19, стр. 588]. Предполагается, речь о погасших космических телах [Л.9], так следует даже из некоторых переводов.
   "Погаснут на небе звёзды" (пер. [Л.24]), "Взойдёт тёмное солнце, и луна светить перестанет" [Л.12]. Но угасание астрономических объектов в День Господень маловероятно, оттого делается вывод. "Погасшие светила в ст.10 могут служить иносказанием общего хаоса в ближневосточном регионе" [Л.9, стр. 44].
      Нет. Стих 13:10 не "иносказание", а реальная картина изменения оптических свойств запыленной атмосферы Земли. Пророк называет поразительное физическое явление своих видений: "небеса исчезнут" (51:6) или "свернутся" (34:4).
     Действительно, ночью не будет виден свет от звёзд и созвездий, сильно ослабеет свет от Луны (13:10, а).
      Утром "солнце меркнет при восходе своём" (ст.10, б), т.е. его диск виден, но солнечные лучи потеряют яркость, как во время пыльной бури в пустыне (рис.5).
      В те годы, уцелевшие во время молотьбы и жатвы, блуждающие во тьме, скажут.  "Мы ждали, что станет светло, но кругом тьма, ждали света, но бродим во мраке" (59:9, б; пер. [Л.12]).
       Нави предсказывает, в Йом Адонай  "Солнце и луна померкнут и звёзды потеряют блеск свой" (Иоил.3:15). Стих 3:15, иные пророчества (2:10; Ис.13:10, Иез.32:7, Соф.1:15, Отк.8:12) никакого отношения к затмениям светил не имеют, вопреки версии авторов [Л.5, стр. 1190].
      Итак в День Господень померкнет свет, истлеет небесное воинство, опустеет земля; в реках вода почернеет, станет горящей смолой; погибнут дикие и домашние животные, истребятся народы да племена; от разбросанных повсюду трупов поднимется смрад (13:1-10, 34:1-9). Но за что такая жестокая кара?

      "Я накажу мир ("взыщу с земли") за зло (грехи), и нечестивых ("безбожних [Л.28]) - за беззакония (преступления, "грехи") их, и положу конец высокоумию гордых (надменных), и уничижу (низвергну, "унижу") надменность притеснителей (угнетателей)" (13:11; в скобках: текст из [Л.12] , в кавычках - из [Л.15]).

11. Планета  сдвинется  с  места! (13:12, 13)

       По окончании наказания мира сего за зло его,  в живых останется очень мало обитателей (24:6, 1:9, 6:11-13, 34:2). Йахвэ Цеваот предупреждает.

     "(Я) Сделаю то, что люди (редкостью станут) будут дороже (реже) чистого золота, и мужи дороже (реже) золота Офирского" (13:12; в скобках, текст из [Л.12]; начало стиха "Я сделаю так, что людей будет меньше, чем золота!", пер. [Л.13]).

      "Люди станут цениться дороже чистого золота (ст.12) потому, что их очень много погибнет и крайне мало останется" [Л.9, стр. 44]. В таком случае, причина катастрофы должна носить глобальный космический характер, как открыто пророку.

     "Для сего потрясу (Я) небо, и земля сдвинется с места своего (содрогнётся на месте своём) от ярости (гнева) Господа Саваофа (Цеваота), в день пылающего гнева (великой ярости) Его" (13:13; в скобках, текст из [Л.15]).
 
      "Еврейское слово "землетрясение" обозначает сильный шум или оглушительный рёв ..." [Л.5, стр. 495]. В некоторых переводах начало ст.13 выглядит так. "Я заставлю небо содрогнуться" [Л.12], "Я сотрясу" его [Л.14], "поколеблю" [Л.24]. Если здесь не "иносказание" (по ложной версии авторов [Л.9]), то каким физическим образом Эль Шаддай устроит сотрясение атмосферы?
      Ответ. "Гнев Мой сотрясёт небо" (13:13, пер. [Л.13]), точнее, "орудия гнева Его" (ст.5). Астероиды, сотрясающие воздух страшным рёвом, громом звуковой ударной волны [Л.10, 16, 22]. Провидец называет такой шум, "как бы рёв разъярённого моря" (5:30), ещё "величественным гласом" Адоная (30:30), "громом" и "сильным гласом" (29:6).
       Космические объекты нави воспринимает как небесное воинство (34:4), меч Йахвэ (ст.5, 6), язык Его (30:27), огонь раскалённых стрел (50:11). В Откровении это сопровождаемые мощными трубными звуками падающие: кадильница, наполненная углями, огромная гора, пылающая огнём, большая звезда, горящая подобно факелу (Отк.8:5-10), звезда с неба (9:1, 2).
       Столкновение массивного орудия гнева Яхве с поверхностью нашей планеты вызовет сейсмическую встряску с магнитудой около 13 единиц; потрясение от удара невиданной силы (Отк.16:18, Ис.24:17-20, Наум.1:5). От него "земля сдвинется с места своего" (13:13, "сдвинется с места она в тот день", пер. [Л.24]).
     Понимая, такое невозможно, авторы перевода Масоретского текста на русский язык [Л.15] подправили Исаию, "земля содрогнётся на месте своём". Напротив, в иных переводах, "тронется с места" [Л.14], "сдвинется" [12, 13, 24]), "рухнеться" [Л.28].  Удивительно, однако правы не современные переводчики Масоры, а пророк, живший 2 700 лет назад.
     На самом деле, мощный термический взрыв приведёт к деформациям коры и смещениям материковых масс, выбросу части вещества в космическое пространство. Планета изменит траекторию движения по орбите, её эксцентриситет, орбитальную скорость и скорость вращения вокруг оси.
      Произойдёт сдвиг географических и магнитных полюсов, линии экватора, изменится положение звёзд и созвездий на новом небе (65:17). Иными словами, выражаясь до научным языком, "земля сдвинется с места своего" (13:13, а). Вот почему, тайновидец, обращаясь к нам, живущим в последнее время, задаёт неприятные вопросы.
     "Что вы будете делать в тот день ("день воздаяния и бедствия", пер. [Л.15]), когда кара на вас падёт, когда буря ("ваша погибель"[Л.13]) прилетит издалека? К кому за помощью побежите, где спрячете свои богатства?" (10:3, пер.[Л.12]). А ведь помощь так близко, совсем рядом, она в словах Господа. "Покайтесь и живите!" (Иез.18:32, пер. [Л.14]).
 

ЛИТЕРАТУРА

1. Уоррен Уирсби. Комментарий на Ветхий Завет. В 2-х т. Том II. Ездра - Малахия.- СПб.: Библия для всех, 2011.- 1 111 с.
2. Даума Йохем. Дорогами Ветхого Завета. Т.4. Большие пророки.- Черкассы: Коллоквиум, 2012.- 280с.
3. Новый Библейский комментарий в 3 ч. Ч.2. Ветхий завет. Псалтирь - Книга Пророка Малахии.- СПб.: Мирт, 2000.- 571 с.
4. Учебная Библия с комментариями Джона Мак-Артура.- Минск: Славянское Евангельское общество, 2004.- 2 201 с.
5. Большой библейский словарь.- СПб.: Библия для всех, 2005.- 1 503 с.
6. Толковая Библия. Комментарий на все книги Святого Писания. Под ред. Лопухина А.П. Том 1.- Минск: Харвест, 2001.- 1 168 с.
7. Джон Ф.А. Сойэр. Комментарии к книгам Ветхого Завета. Книга пророка Исаии I. Том 13.- USA, Scottdale, ВСБ, 1993.- 243 с.
8. Ринекер Ф., Майер Г. Библейская энциклопедия Брокгауза.- Кременчуг: Християнська зоря, 1999.- 1 088 с.
9. Толкование Ветхозаветных книг. От книги Исаии по Книгу Малахии.- Ашфорд: Славянское миссионерское издательство, 1966.- 602 с.
10. Статья "1. Комментарии к Книге пророка Иоиля. Нашествие саранчи".
11. Статья "2. Комментарии к Книге пророка Софонии. День Господень".
12. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета, канонические. Современный русский перевод.- М.: Российское библейское общество, 2011.- 1 408 с.
13. Библия. Современный перевод Библейских текстов.- М.: World Bible Translation Center, 2002.- 1 150с.
14. Библия. Новый Перевод на Русский Язык.- Herrljunga, Sweden: Международное Библейское Общество, 2007.- 1 228 с.
15. Первые и последние пророки.- Йерушалаим: Мосад Арав КУК, 1975.- 1 002 с.
16. Статья №3 "День Господень".
17. Новый библейский словарь: в 2 ч. Ч.2. Библейские реалии.- СПб.: Мирт, 2001.- 1 014 с.
18. Статья №1 "Признак и знамение Второго пришествия Иисуса Христа".
19. Словарь библейских образов.- СПб.: Библия для всех, 2016.- 1 423 с.
20. Мифы народов мира. Энциклопедия. Том 2.- М.: Советская энциклопедия, 1980.- 720 с.
21. Библейский культурно-исторический комментарий. Часть 1. Ветхий Завет.- СПб.: Мирт, 2003.- 984с.
22. Статья №2 "Гог из земли Магог: конец мира сего".
23. Статья №4 "Время великой скорби".
24. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета в современном русском переводе.- М.: Издательство ББИ, 2015.- 1856 с.
25. Дерек Т. Исаия.- Минск: Полиграфкомбинат им. Я.Коласа, 2013.- 400 с.
26. Славянский библейский комментарий.- Киев: ЕААА, Книгоноша, 2016.- 1840 с.
27. Введение в Ветхий Завет. Под ред. Эриха Ценгера.- М.: ББИ св. апостола Андрея, 2008.- 802 с.
28. Біблія або Книги Святого Письма Старого й Нового Заповіту.- Українське біблійне товариство, 1991.- 1256 с.
29. Сарфати Дж. Д. Хроника начала.- Киев: Книгоноша, 2018.- 864 с.
День Господень