Комментарии к Книге пророка Исаии. Последствия суда (19:5-8, 24:1-13)

"Первый Ангел вострубил, и сделались град
и огонь, смешанные с кровью, и пали на
землю; и третья часть дерев сгорела, и
вся трава зелёная сгорела" (Отк.8:7)
 
"Земля опустошена в конец и совершенно
  разграблена; ибо Господь изрёк слово сие"
(Ис. 24:3)

1. Вступление

      Основная тема почти всех пророческих книг Библии - будущий суд, "которым завершится человеческая история" [Л.1, стр. 602], окончится эпоха отпавшего от Бога рода сего.
      Многочисленные предсказания Исаии тоже относятся к последним дням [Л.2-4]. Фатальным событиям вселенского масштаба, "стихийного массового бедствия, ведущего к страшной катастрофе"  [Л.5, стр. 869]. В данной статье рассмотрим результаты суда над миром, извратившим указанный ему путь, переполненном злодеяниями. 
     Композиция ст.24:1-13, 19:5-8. 1. Введение (24:1),  общая картина опустошенной планеты, участь жителей (ст.2).
           2. Изложение главной темы - итоги наказания:
               а) земли (24:3-6);
               б) обитателей её (24:7-13);
               в) египтян (19:5-8).    
        Главная тема. Трагический эффект Дня Господа, судьба жителей из всех стран и сословий.
     Цель написания. Предупредить о грядущей каре за нарушение вечного завета с Творцом, изменение Его уставов, пренебрежение заповедями Его.
     Содержание. Пророк рассказывает о видении земли, опустошенной Яхве Элохим (24:1, 3-5); её жильцы, независимо от  социального положения, будут истреблены, остаток - рассеян (ст.1, 2, 6).
       Исчезнет веселье у сынов человеческих (24:7-11), обезлюдели разрушенные города (24:10-13); высохли реки, обмелели каналы; без воды, погибнет рыба, засохнут растения (19:5-8).
     Проблемы толкования. Стихи 24:1-13  метафоры или отображения реальных видений. Пророчество в ст. 19:5-8 относится к ассирийскому нашествию или оно не исполнилось.

2. Апокалипсис Йешайа (24:1)

      Почти все интерпретаторы относят предсказания гл. 24 к последним дням, концу света, гибели цивилизации [Л.1, 6-10, 12 и др.], приписывают их к апокалиптической литературе [Л.1, 7, 9, 10].
     "В главах 24-27, называемых богословами "апокалипсисом Исаии", описывается как то, что произойдёт в годы великой скорби (катастрофа, которая постигнет всю землю), так и благословения, которые придут на землю и на выжившую часть человечества после этого - в Тысячелетнем царстве Христа" [Л.1, стр. 61].
       Данное мнение разделяют иные авторы, например. "Это действительно апокалиптический отрывок, в том смысле, что в нём речь идёт о конце света", в нём присутствуют "также космические и астрономические метафоры" [Л.10, стр. 181]. Обратимся к тексту 24-й главы, чтобы узнать какие загадочные обороты речи имеются в виду.
    
      "Вот (Взгляни), Господь (полностью) опустошает ("нищить") землю и делает её бесплодною; изменяет вид её ("обертає поверхню її)") и рассеивает (принудит) живущих на ней (уйти в далёкие края)" (24:1; в скобках: текст из [Л.11], в кавычках - из [Л.24]).

      Метафора есть оборот речи, где слова, фразы, выражения употребляются в переносном смысле. Однако все слова ст.1 использованы в прямом буквальном смысле, что подтверждает контекст  гл. 24 и параллельных стихов в иных главах.
      Планета на самом деле будет разорена (24:3-6; рис. 1), т.к. предсказано. "Опустошит Господь всю землю, всего её лишит" (ст.1; а, пер. [Л.22]).
     Мегарельеф сильно изменится, "черты земли исказятся" (24:1, б; пер. [Л.13] по причине великого сотрясения (ст.18 -20) в день посещения Эль Шаддай воинства небесного да правителей народов (ст.21).
     Нави предупреждает: о гневе Его, падении метеорных тел [Л.2 - 4], сворачивании небосвода, превращении рек да почвы в горящую смолу, гибели всего живого (34:1-9); великой мерзости запустения (6:12, 33:9-12, 34:11-15). 

3. Всеобщая участь (24:2)

      Пророчества о последних днях, Великой скорби, Дне Господа (2:10-22, 13:2-13, 24:1-23, 34:1-9) указывают на глобальный характер грядущего катаклизма.
    Автор [Л.21], комментируя ст. 24:1-12, пишет. "Вне всяких сомнений, здесь рассказывается о событиях космического масштаба. Бог приходит судить мир!" (стр. 161). Верно, суд Его поразит все народы. "Одинаковая судьба постигнет всех людей, независимо от их общественного положения и материального достатка" [Л.1, стр. 61].

      ("Одна постигнет всех участь") что будет с народом, то и со священником; что со слугою, то и с господином его; что со служанкою, то и с госпожею её; что с покупающим, то и с продающим; что с заемщиком, то и с заимодавцем; что с ростовщиком (кто занимал), то и с дающим в рост (кто давал взаймы)" (24:2; в скобках: текст из [Л.13], в кавычках - из [Л.22]).

       Конкретно, какая ОДНА участь ждёт всех отступников? равнодушных к Богу или чтущих Его лишь устами, равных друг другу в дни Великой скорби [Л.3]. Пророк отвечает, "заклание" (34:2; "погибель", пер. [Л.11], "бойня" [Л.12], "резня" [Л.13]). Ибо "Он предал их заклятию", предназначил нечестивых на полное уничтожение.
      "И убитые их будут разбросаны, и от трупов их поднимется смрад, и горы размокнут от крови их" (34:3); вместо благовония стоит невыносимое зловоние (3:23, а). Опустошенная "земля обветшает, как одежда, и жители её также вымрут" (51:6, в).
       Цефанйа предсказывает тоже самое [Л.14], передавая Его прямую речь. "Господь сказал: "Я разрушу всё на земле! Я истреблю всех людей и животных. Я истреблю птиц в воздухе и рыб в море ... Я истреблю всех людей с лица земли". Так сказал Господь!" (Соф.1:2, 3; пер. [Л.11]).
       После уничтожения в живых останется очень мало обитателей (Ис.1:9, 13:12, 24:6), рассеянных Всемогущим по лицу планеты (ст.1), как предсказано тайновидцем. "От грозного гласа (громогласного шума) Твоего побегут народы; когда восстанешь (поднимаешься), рассеются (разбегаются) племена (народы)" (33:3; в скобках, текст из [Л.12]).
       Незавидная судьба ожидает всех: мирян, священников, слуг да господ, покупателей, продавцов, должников и кредиторов (24:2), сильных мужчин да слабых женщин.
      "Вместо ароматов будет у них смрад (вместо бальзама - гной), вместо пояса - верёвка (язвы), вместо роскошной причёски - плешь, вместо платья - рубище тесное (из тряпья), вместо красоты - клеймо" (3:23, пер.[Л.22], в скобках, текст [Л.15]). Да, клеймо, выжженное небесным воинством.
      Предрекая одинаково трагичную долю жителям ВСЕХ стран, нави уточняет кто погибнет. "Беспощадные ("жестокие" [Л.11]) пропадут, глумливые исчезнут, и все, кто привержен злу, будут истреблены" (29:20, пер. [Л.12]).

4. Разорённая  планета (24:3, 4)

      Если в стихах 2:10-22, 13:2-13, 24:17-22, 30:27:30, 34:1-9 Йешайа изложил процесс наказания, то в 24:3-6  он сообщает ужасные обескураживающие результаты суда.
   
      "Земля опустошена ("буде дощенту зруйнована") в конец и совершенно разграблена; ибо Господь изрёк слово сие (Это).
      Сетует ("Засумує"), уныла земля (высыхает и увядает); поникла, уныла вселенная (мир угасает и увядает); поникли возвышавшиеся над народом земли (угасают и правители)" (24:3, 4; в скобках: текст из [Л.12], в кавычках - из [Л.24]).

      По слову Яхве, разрушит  поверхность планеты ужасающее землетрясение (24:17-20); разграбят буря, вихрь, пламя всепожирающего огня (29:6); разденет горячее дыхание гнева Его, погубит великий ливень да крупный град (30:27-30). В итоге.
     "Страна зачахнет и опустеет. Земля, прежде населённая, захиреет и станет бесплодной ..." (24:4, пер. [Л.11]; она "высыхает и увядает" [Л.12]). Сверх того, "гибнет, пропадает весь мир" (пер. [Л.13]), его пророк называет "вселенная". "Следствием Божьего суда будет мир опустошенный и разрушенный" [Л.6, стр. 604].
     Видения разорённого мироздания получили другие  нави. Йирмейа (Иер.  4:23-27),  Йехэзкэйл (Иез.30:2-8), Йоэйл  (Иоил. 1:10-20, 2:1-3), Цефанйа  (Соф.1:2-18, 2:6).
     Почва "захиреет и станет бесплодной" (Ис.24:1, 4) из-за кислотных  дождей, густых пеплопадов, уменьшения поступления солнечного света,  длительной засухи [Л.16].
    Зерно хлебороба истлеет в грунте, а взошедшие растения исчахнут в  полумгле (рис.2).  "Сетует, уныла земля" (24:4, а), высыхает всё вокруг,  "угасает и  увядает" (пер. [Л.12]).
      Погублены знатные, "поникнут все, кто был на земле высок" (ст.4,  пер.  [Л.22]), правители "лишатся силы" [Л.11]. "Ибо грядет день Господа  Саваофа (Цеваота) на всё гордое (на каждого надменного) и высокомерное  и на всё превознесённое (каждого вознёсшегося),- и оно будет унижено"  (2:12-17; в скобках, текст из [Л.15]).

5. За  что,  Отче? (24:5, 6)

      Слушатели сына Амоца и все следующие поколения с нечистыми устами, которых наказывал Бог, задавали один вопрос: "за что?". Зная ответ лукавим, надеясь услышать нечто иное, но истинный пророк всегда говорит правду.
   
     "И земля осквернена под живущими на ней (Люди осквернили землю, отступая от поучений Бога); ибо они преступили законы (не подчинялись Его законам), изменили устав, нарушили ("зламали" [Л.24]) вечный завет" (24:5; в скобках, текст из [Л.11]).

      Удивительно, но факт, Исаия видит причину уничтожения мира в его осквернении, что означает опозорить, подвергнуть поруганию, унижению, запятнать чем-нибудь. Не подчиняясь законам Творца, неразумные опозорили творение.
      Всё же, вероятно, он видит нечто большее, буквальное надругательство над планетой, она "осквернена её жителями" (ст.5; пер. [Л.12; 13, 22]. Да, природа загрязнена алчностью, унижена варварской эксплуатацией, отравлена промышленными и бытовыми отходами.
       Хотя всё создано "хорошо весьма" (Быт.1:31). Задача человека  возделывать да хранить кормилицу (2:15). К сожалению, мы разрушили вечный завет с Вседержителем, изменили уставы Его, пренебрегаем заповедями Его.

      "За то проклятие поедает (пожирает) землю, и несут наказание ("кару" [Л.24]) живущие на ней (из-за вины своей); за то сожжены обитатели земли, и немного осталось людей (совсем мало их осталось!)" (Ис.24:6; в скобках, текст из [Л.22]).

      Начало ст. 6 в переводе [Л.11] выглядит так. "Живущие на этой земле виновны в том, что поступали неверно ...". Оттого "проклятие", т.е. бесплодие почвы, "поедает" её (24:6, а), наказывая живущих на ней (6, б). В Синод. переводе и [Л.12] виновники  "сожжены", "истреблены" [Л.8, 9] или "исчезают" [Л.13], но в Масоре - "чахнут" [Л.15], "тают они как в огне" [Л.22].
       Указанное расхождение не имеет принципиального значения. Народы действительно "будут сожжены" (33:12), вместе с тем, исчахнут (10:16-18); от ран, ожогов, травм, болезней, голода, холода; т.к. предсказано.
     "Небеса эти развеются (исчезнут), словно дым, и земля обветшает, словно одежда, и её обитатели погибнут (вымрут), как мошки ..." (51:6, пер. [Л.13]; в скобках, Синод. пер). Согласно др. евр. легенды, "человечество будет истреблено дважды: потопом и огнём" [Л.25, стр.440].
     В годы великой скорби отступившие от Бога массово погибнут в огне (24:6), избежавшие его вымрут из-за холода, словно бесчисленные мошки (51:6). При любом прочтении ст. 24:6, пророк видит итог наказания, "немного осталось людей", "совсем мало их осталось!" (пер. [Л.22]), "Лишь немногие уцелеют" [Л.11].
      Эль Шаддай в полной мере высвободит негодование Своё, вследствие излияния гнева Его, выжившие смирятся (Пс.75:11, пер. [Л.12]). "Тогда блуждающие духом познают мудрость (придут к пониманию), и непокорные научатся послушанию (примут наставление)" (Ис.29:24; в скобках, текст из [Л.12]).

6. Исчезновение веселья (24:7-9)

      По окончании суда над землёй да обитателями её, потрясённый мир живёт в депрессии, погружённый во тьму. "Мы ждали, что станет светло, но кругом тьма, ждали света, но бродим во мраке" (59:9, б; пер. [Л.13]). Взору тайновидца открылась удручающая картина будущего.

      "Виноградники гибнут (увядает лоза), молодое вино пропадает, кто прежде веселился, теперь печален (стонут).
       Никто не изъявляет радость, умолкло веселие, музыка барабанов и арф теперь не слышна (смолкла).
      Никто (больше) не пьёт вина с радостными песнями, горьки напитки (хмельное питьё) для пьющих!" (24:7-9, пер. [Л.11]; в скобках,текст из [Л.12]).

      Уцелевшие от огня культуры пребывают в подавленном состоянии; увянут виноградные лозы (24:7), трава, цветы (40:7), нет листвы (33:9), засохнут плодовые деревья (Иоил.1:10-12).
      Пропадёт веселье у сынов человеческих, радостный шум сменят тяжкие вздохи из-за бесплодия почвы, гибели растений (Ис.24:1, 6, 7), болезней (1:5-7), насилия, голода (51:19), горя да тьмы (8:22).
     "И будут они бродить (скитаться) по земле, жестоко угнетённые (Удручённые) и голодные; и во время голода (изголодавшись) будут злиться, хулить (проклинать) царя своего и Бога своего" (8:21; в скобках, текст из [Л.12]).
       Смолкнут музыка да весёлое пение по всей чёрной от горя планете, торжества превратятся в стенания, песни - в плач. Горькими окажутся для пьющих хмельные напитки (24:9, "шэйхар", пер. [Л.15]; "сикера" в Синод. пер.). Вынуждены есть полынь, пить воду с жёлчью (Иер.9:15), дышать горячим воздухом (14:6).
     "Поникнут гордые взгляды человека (Глаза надменного потупятся), и высокое людское унизится (гордыня будет унижена); и один Господь будет высок (возвеличен) в тот день" (Ис.2:11; в скобках, текст из [Л.12]).

7. Мерзость  запустения (24:10-12)

      По какой причине скитаются жестоко угнетённые (8:21), разве у них нет жилья? Увы, ВСЕ места обитания разрушены, провидят Иоханан (Отк.16:19), Йехэзкэйл (38:20), Йешайа.

      "Разрушен опустевший город, все домы заперты (люди не могут вернуться в дома), нельзя войти (Двери завалены).
     Плачут о вине на улицах (ищут вино на рынках); помрачилась всякая радость (но счастье ушло); изгнано всякое веселие земли (радость унесена далеко).
       В городе осталось запустение (разрушение), и ворота развалились (разбиты)" (24:10-12; в скобках, текст из [Л.11]).

        Авторы [Л.11] называют упомянутое пророком опустевшее место "Полное смятение", в работе [Л.10] - "Город хаоса". "Собирательный образ, символ человеческой цивилизации" [Л.9]. "Город в ст.10 представляет землю в целом" [Л.1]. "Он должен восприниматься как обобщение, а не как указание на какой-то определённый город" [Л.6; Л.8].
     Столица хаоса в ст. 10-12 подобна Вавилону из видений Иоханана, символу всех языческих поселений (Отк.17:18 - 18:24). Только Иоанн видит уничтожение великой блудницы огнём (18:8) и морскими волнами (ст.21), а Исаия - землетрясением (24:10-20; рис. 3).
     Но почему нави утверждает, будет разрушен град опустевший? в нём "все домы заперты" (ст.10, а).
      До наступления глобального сотрясения импактного характера [Л.17] жители покинут мегалополисы, городки, посёлки, предварительно заперев квартиры или особняки. Эвакуированные живут в поле (Мих.4:10), чтобы не погибнуть под обломками падающих зданий.
       По окончании землетрясений они не смогут вернуться назад, т.к. даже двери завалены, "нельзя войти" (24:10), "ворота развалились" (ст.12, "В руинах город, от ворот - одни обломки", пер. [Л.22]). "Каждый город, представлявший собою организованное сообщество, превратится в груду развалин" [Л.23, стр. 418].    
       Ибо предсказано нам, "опустеют города (лягут руинами), и останутся без жителей, и домы (будут брошены) без людей ..." (6:11, в скобках, текст из [Л.12]). Избежит ли такой участи Йерушалаим?
       Нет. Яхве Элохим превратит его в "груды камней", вместе с чертогами иноплеменников (25:2). "Город в ст.2 символизирует (подразумевается множественное число) именно страны и города (ср. с 24:12-13)"  [Л.1, стр. 63]. Столица распадётся на 3 части (Отк.16:19).
     Из-за гибели виноградных лоз перестанут торговать молодым вином (Ис.24:7), покупатели плачут о пропаже алкогольных виноградных напитков (ст.11); угасла радость, "изгнано всякое веселие".

8. Судьба  народов (24:13, 19:5)

      Рассказ о кульминации наказания (24:17-20), его результатах (ст.1-12) провидец заканчивает описанием масштабных видений, используя яркие аллегории.

     "Как при околачивании маслины или после сбора винограда остаётся лишь немного ягод, так же будет на земле и среди народов" (24:13, пер. [Л.12]).

       Пророк видит обмолоченную обжатую землю, во всех странах "немного осталось людей" (ст.6, г). Они "будут сброшены с лица земли, как маслины стряхивают осенью с деревьев. Лишь немногие останутся в живых, как на лозах оставляют несколько гроздей, после того, как убран урожай" [Л.10, стр. 183].
        Верно, "немногие". "Если бы Господь Воинств не сохранил этот малый остаток, нас постигла бы участь Содома, нас ждала бы судьба Гоморры!" (1:9, пер. [Л.13]; Плач.3:22, Мк.13:20).
      Цефанйа, завершив предсказание гибели всего живого в Йом Адонай (Соф.1:2-18), переходит к деталям, повествуя об участи известных ему стран (2:4-15). Результаты суда в видениях Йешайа тоже имеют общий план (24:1-13, 2:11-17) и отдельные зрелища, относящиеся к Эрец Йисраэль (1:4-9), окружающим территориям (1:4-9, 17:1-14, 21:1-17).
      Главное место в эсхатологических видениях сына Амоца, некоторых других нави, занимает Египет. Эль Шаддай посетит египтян на быстром облаке (19:1, а), тогда от лица Его потрясутся истуканы, из-за резонансных вибраций растают сердца жителей (ст. 1, б). Затем:
  
     "истощатся (иссякнут) воды в море ("Воды моря отступят"); и река иссякнет (Нил пересохнет) и высохнет" (19:5; в скобках: текст из [Л.11], в кавычках - из [Л.13];  "пересохнет русло и станет сушей" [Л.12]).

      Высыхание морских да речных вод (Красного моря, р. Евфрат [Л.13]), предсказывается также в ст. 11:15. Равным образом Иоханан видит истощение воды в Евфрате (Отк.16:12), Йехэзкэйл и Зехарйа - в реке Нил (егип. "Хапи"), каналах-рукавах её (Иез.29:10, Зах.10:11).
       Знаменитые Нил и Евфрат ещё НЕ пересохли. Вот почему мнение автора [Л.6], "пророчество, вероятно, исполнилось в 670 г. до Р.Х., когда Египет был захвачен Эсархаддоном, царём Ассирии", неверно. Подобно утверждению, ст. 19:5-10 есть "Картины разрухи и запустения, вызванные внутренними войнами и ассирийским нашествием" [Л.9].

9. Высыхание  больших  водоёмов (19:6)

      Почему отступят воды Красного моря (19:5)? иссякнут крупные потоки как Хапи и Евфрат (араб. "Эль-Фурат"). Неужели из-за внутренних войн да внешних нашествий? Исаия даёт ясный ответ.
     "Но будет в тот день, Господь потрясёт всё от великой реки до потока Египетского ..." (27:12; "будет молотить от течения Евфрата до речки на границе Египта", пер. [Л.12]). Потрясение гор, холмов, колебания земли (вселенной) перед лицом Бога (Наум.1:5) приведут к ситуации: море "высыхает, и все реки иссякают" (ст. 4, рис.4).
     Причина кроется в изменениях строения поверхности,  её мега-, макро- и мезорельефов, вызванных землетрясением; одни участки её опустятся, другие,  поднимутся  (Ис.24:17-20, 40:4).
     Речная система Нила, длиной 6 852 км, берёт начало в горном массиве  Восточно-Африканского плоскогорья. Самая большая артерия Западной Азии  Евфрат, длиной 2 781 км, начинается на Армянском нагорье.
      Вследствие глобального сотрясения произойдут многочисленные сбросы  горных пород.  Водостоки в верховьях, особенно берущие начало в горах,  изменят русла.
       Скажем, Нил ещё в Южном Судане, Евфрат  в Турции, очевидно в гряде  Тавра. Нави видит, "река иссякнет и высохнет" (19:5, б), как  египетская  часть русла Нила, так сирийско-иракская  Евфрата (11:15, б).
      Понятно, всё-таки почему "истощатся воды в море"? (19:5, "воды  не  станет", пер. [Л.22]). Разве такое возможно в результате даже мощного  тектонического катаклизма? Нет, ни Красное ни Средиземное моря полностью не иссякнут. Уровень жидкости в них, даже в Мировом океане, на самом деле, понизится на несколько метров [Л.18]. "Воды моря отступят" (ст.5, пер. [Л.13]).

      "И оскудеют (Смердеть станут; "загниют" [Л.15]) реки (протоки), и каналы Египетские обмелеют (иссякнут) и высохнут; камыш и тростник завянут (Почернеют)" (19:6; в скобках, текст из [Л.13]).

     Протоки начнут смердеть от гниющей дохлой рыбы (50:2) из-за прекращения поступления живительной нильской влаги. Ирригационные каналы общей протяжённостью 13 440 км "обмелеют и высохнут" (19:6, б), не смотря на остатки разрушенных дамб да плотин.
       В итоге, "камыш и тростник завянут", почернеют (ст.6, в), однако не от засухи как предполагается в работе [Л.1], "поскольку главная река никогда не высыхала полностью" [Л.10, стр. 152].

10. Истощение  природных  резервов (19:7, 8)

       Отдалённые последствия космической катастрофы хорошо видны на примере Египта, гибели его обширных пищевых ресурсов. Йешайа предсказывает.

      "Поля при реке, по берегам реки, и всё, посеянное при реке, засохнет (Даже в устье всё завянет), развеется (ветром) и исчезнет" (19:7; в скобках, текст из [Л.11]).

      На территорию АРЕ выпадает чрезвычайно мало осадков, оттого во все эпохи основой процветания сельского хозяйства служил Нил, его разлив [Л.19, 23]. "Египет существует исключительно за счёт реки Нил. С незапамятных времён на берегах этой реки каждый год откладывается тонкий слой плодородной почвы"  [Л.20, стр. 396].
       Если поток "иссякнет и высохнет" (19:5, б), прекратится жизнедеятельность плодородной поймы шириной от 10 км до 15 км, вместе с обширной дельтой длиной 200 км с севера на юг и 185 км с запада на восток [Л.20]. Всё растущее "засохнет, развеется и исчезнет" (ст.7).
     Русло станет сушей, оттого Мицраим превратится в пустыню (Иоил.3:19), его территория уподобится Сахаре, по которой протекает Хапи. То же самое ожидает иные страны, где "иссохли потоки вод" (1:10-20, Ис.33:9).
       Нил изобилует рыбой [Л.1, 8], ещё одним важным источником пищи, но пророк видит, рыболовство придёт в  упадок.

      "И восплачут (восскорбят) рыбаки ("на Ниле, который кормил их, а теперь пересох"), и возрыдают (горевать будут) все, бросающие уду в реку, и ставящие сети в воде (забрасывающие невод) впадут в уныние" (19:8; в скобках: текст из [Л.15], в кавычках - из [Л.11]; "бросающие в воду сети зачахнут" [Л.12]).

      Безрадостную картину потери Мицраимом пищевых ресурсов дополняет отчаяние обрабатывающих лён (чесальщиков) да ткачей полотен (ст.9); пересохли все оросительные каналы, исчез и лён. Вместе с тем, в устрашающем эсхатологическом пророчестве (19:5-9) содержится утешение для будущих поколений.
      "И поразит Господь Египет; поразит, и исцелит (накажет людей Египта и этим исцелит их); они обратятся к Господу, и Он услышит их (молитвы), и исцелит (простит) их" (19:22; в скобках, текст из [Л.11]).
       Простит, если египтяне вместе с другими народами "будут служить Господу" (19:23) в мессианском царстве (2:2-4), на новой земле, под новым небом (65:17, 66:22). Станут ежегодно приходить в Йерушалаим на поклонение, праздновать Суккот (Зах.14:18, 19). Ветхозаветный тайновидец сообщает истину, справедливую всегда и везде.
       "Твёрдого духом Ты хранишь в совершенном мире (благоденствие Ты пошлёшь); ибо на Тебя уповает он ("потому что он верит Тебе")" (Ис.26:3; в скобках: текст из [Л.13], в кавычках - из [Л.12]).

ЛИТЕРАТУРА

1. Толкование Ветхозаветных книг. От книги Исаии по Книгу Малахии.- Ашфорд: Славянское миссионерское издательство, 1966.- 602 с.
2. Статья "1. Комментарии к Книге пророка Исаии. День Господа (34:1-9, 13:1-13)".
3. Статья "2. Комментарии к Книге пророка Исаии. Великая скорбь (24:17-23, 2:10-22)".
4. Статья "3. Комментарии к Книге пророка Исаии. Теофания (30:27-30, 63:1-6, 64:1-3)".
5. Словарь библейских образов.- СПб.: Библия для всех, 2016.- 1 423 с.
6. Уоррен Уирсби. Комментарий на Ветхий Завет. В 2-х т. Том II. Ездра - Малахия.- СПб.: Библия для всех, 2011.- 1 111 с.
7. Новый Библейский комментарий в 3 ч. Ч.2. Ветхий завет. Псалтирь - Книга Пророка Малахии.- СПб.: Мирт, 2000.- 571 с.
8. Толковая Библия. Комментарий на все книги Святого Писания. Под ред. Лопухина А.П. Том 1.- Минск: Харвест, 2001.- 1 168 с.
9. Новая Женевская учебная Библия.- Hanssler-Verlag, 1998.- 2 052 с.
10. Джон Ф.А. Сойэр. Комментарии к книгам Ветхого Завета. Книга пророка Исаии I. Том 13.- USA, Scottdale, ВСБ, 1993.-243 с.
11. Библия. Современный перевод Библейских текстов.- М.: World Bible Translation Center, 2002.- 1150с.
12. Библия. Новый Перевод на Русский Язык.- Herrljunga, Sweden: Международное Библейское Общество, 2007.- 1 228 с.
13. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета, канонические. Современный русский перевод.- М.: Российское библейское общество, 2011.- 1 408 с.
14. Статья "2. Комментарии к Книге пророка Софонии. День Господень".
15. Первые и последние пророки.- Йерушалаим: Мосад Арав КУК, 1975.- 1 002 с.
16. Статья №4 "Время великой скорби".
17. Статья №3 "День Господень".
18. Статья №5 "Так будет и во дни, когда Иисус Христос явится".
19. Ринекер Ф., Майер Г. Библейская энциклопедия Брокгауза.- Кременчуг: Християнська зоря, 1999.- 1 088с.
20. Большой библейский словарь.- СПб.: Библия для всех, 2005.- 1 503 с.
21.  Дерек Т. Исаия.- Минск: Полиграфкомбинат им. Я.Коласа, 2013.- 400 с.
22. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета в современном русском переводе.- М.: Издательство ББИ, 2015.- 1856 с.
23. Комментарии к Ветхому и Новому Заветам.- Минск: Фонд "Лютеранское культурное наследие", 2007.- 832с.
24. Біблія або Книги Святого Письма Старого й Нового Заповіту.- Українське біблійне товариство, 1991.- 1256с.
25. Мифы народов мира. Энциклопедия. Том 1.- М.: Советская энциклопедия, 1980.- 720 с.
День Господень