Комментарии к Книге пророка Исаии. Армагеддон (29:1-9)

"И он собрал их на место, называемое по-еврейски
Армагеддон" (Отк.16:16)
 
"И как сон, как ночное сновидение, будет множество
всех народов, воюющих против Ариила, и всех
выступивших  против него и укреплений его
и стеснивших его" (Ис. 29:7) 
 

1. Вступление

       В период Великой скорби (2:10-22, 19:5-8, 24:1-13), вслед за стихийными бедствиями Дня Господня (Ис.13:13, 24:17-23, 34:1-9),  наступит важное для Израиля событие, заключительная стадия исторической вооружённой борьбы с окрестными народами (29:1-9).
     Последнюю войну провидят многие ветхозаветные нави: Зехарйа [Л.1], Йоэйл [Л.2], Миха [Л.3], Нахум [Л.4], Хаваккук (Авв.3:13, 14), Йехэзкэйл (39:1-20), Йирмейа (Иер.30:11-18). В Новом Завете решающее сражение всей военной кампании именуется "Армагеддон" (Отк.16:14-16).
      Композиция ст.29:1-9. 1. Введение, содержащее предупреждение о судьбе, ожидающей город, в нём когда-то жил Давид (29:1).
            2. Изложение главной темы - ближневосточная вражда в последние дни:
               а) окружение столицы (29:2-4, 7);
               б) длительность осады, момент её начала (29:1, 6-9);
               в) поражение напавших на Сион (29:5, 8).    
       Главная тема. Противоборство Мединат Йисраэль и его соседей, более чем годичное оцепление врагами Йерушалаима.
       Цель написания. Предупредить соплеменников о грядущем наказании от Господа, дать надежду на прощение.
      Содержание. Исаия извещает  жителей Ариила (Иерусалим) о горе (29:1), беда придёт от Яхве Элохим (ст.2) в лице множества неприятелей (ст.5, 7), обступивших город (ст.3, 7). Война начнётся после теофании, сопровождаемой стихийными бедствиями (29:6) и функциональными расстройствами (ст.9). В ту пору с неба падает прах, приглушающий речь (ст.4).
      Все, воюющие против Ариила, измучатся от голода, истомятся от жажды; они не достигнут цели (29:8), но внезапно исчезнут словно улетающая мякина после молотьбы (ст.5).
       Проблема толкования. Стихи 21:1-9 касаются периода ассирийского нашествия в 701 г. до Р.Х. или они носят эсхатологический характер.

2. Судьба  города (29:1)

       Исаия предсказывает горькую участь взятой в кольцо столице; горе, плач, сетования жителей на протяжении более года (29:1-5).

     "Горе Ариилу (Ариэйль), Ариилу (Йерушалаим), городу в котором жил Давид! приложите (Прибавляйте) год к году; пусть закалают жертвы (праздники чередуются)" (29:1; в скобках, текст из [Л.5]).

       Ариил (евр. Ариэйль). "Поэтическое имя Иерусалима ... синекдоха - поэтический приём обозначения целого через часть" [Л.22, стр. 99], там находился "жертвенник всесожжения" [Л.16, стр. 50]. "Это синоним Иерусалима. Само название обозначает "очаг, верхняя часть жертвенника Эла" [Л.6, стр. 713].
     "Пророк не решается проклясть Иерусалим, который благословлён Самим Богом. Поэтому он прибегает к иносказанию, называя его Ариэлем" [Л.24, стр. 1039].  Гипотеза иносказания понятна, но почему сын Амоца называет столицу так странно, "очаг"?
     Авторы комментария [Л.6] предполагают. "Данное пророчество говорит о городе, который будет уничтожен, как жертвы, принесенные на алтарь" (стр. 713). Однако из ст. 29:8 следует, нападающие не добьются цели, он НЕ сгорит подобно жертвам на алтаре; весь "народ не будет истреблён из города" (Зах.14:1-3).
     Очевидно упомянутая выше культовая аллюзия имеет более глубокое значение. Засыпаемое пеплом густого пеплопада поселение, нави уподобляет очагу, "на котором приносились жертвы всесожжения" [Л.7, стр. 610]. В Арииле, засыпанном пеплом, прольётся кровь многих защитников, "он будет местом бойни" (там же).
       Как долго продлится "Горе Ариилу"? провидец отвечает, "приложите год к году" (29:1, б). "Правильнее перевести это место так: "в истекающем году вы можете прибавить ещё только один цельный год ..." [Л.8, стр. 1090], "произойдёт это по окончании текущего года, плюс по прошествии ещё одного"  [Л.9, стр. 70].
     Понятно, но к какому периоду истории надобно приписать осаду столицы Мединат Йисраэль? длительностью неполных два года. Авторы толкования [Л.9]  предлагают версию. "Исаия предсказывает событие, происшедшее в 701 г. до Р.Х., когда ассирийский царь Сеннахирим осадил Иерусалим" (стр. 69).
      Данное мнение разделяют составители других работ [Л.7, 8, 10, 11, 15, 23, 25]. Тем не менее, некоторые из них отмечают. "Но Исаия думал не только об истории, но и последних временах, когда на Иерусалим опять нападут армии мира сего. Это нападение исследователи пророчеств называют Армагеддоном ..." [Л.7, стр. 611].
      В таком случае, указание пророка о нашествии, "приложите год к году" относится к будущему Дню Господа [Л.12, 13], вовсе не к походу ассирийской армии. В тот период. "Беспощадные пропадут, глумливые исчезнут, и все, кто привержен злу, будут истреблены" (29:20, пер. [Л.14]).

3. Осада (29:2, 3)

      Зехарйа предсказывает бедственную участь как столице (Зах.14:1, 2), так всему народу, чтущему Бога губами, сердцем далёкому от Него (Ис.29:13). В Йом Адонай  две части израильтян  истребятся, третья - введена в огонь (Зах.13:8, 9).
       После уничтожения, в стране "останется десятая часть её жителей", затем, "она будет снова опустошена" (Ис.6:13, пер. [Л.14]), в т.ч.  Йерушалаим подвергнется разграблению (Зах.14:2). Эль Шаддай обращается к вернувшемуся из эвакуации малочисленному остатку так.

      "Но Я стесню (притесню) Ариил (Ариэйль), и будет плач (скорбь) и сетование (стенание); и он останется (будет) у Меня, как Ариил ("очаг жертвенника") " (29:2; в скобках: текст из [Л.5 ], в кавычках - из [Л.14]).

    Город, засыпанный пеплом многомесячного непрерывного пеплопада, "покрытый тлеющей золой и обагрённый кровью" [Л.15, стр.209], уподобится погасшему очагу, каменному сооружению [Л.6, 16] для всесожжений (рис.1).
      Как предсказано, "наведу Я беду на Ариэль, плачем наполнится он и рыданием; будет Иерусалим ("как очаг жертвенника" [Л.14]) жертвенником Моим" (ст.2, пер. [Л.24]). В стеснённой врагами со всех сторон столице наступят дни траура: плач, скорбь, стоны от наказания Элоах.

   "Я расположусь станом вокруг тебя и стесню тебя стражею наблюдательною, и воздвигну против тебя (насыпь) укрепления (осадные башни)" (29:3; в скобках, текст из [Л.5]).

     В соврем. переводе ст.3 выглядит так. "Я армии вокруг него стянул, шатры войны вокруг него раскинул" [Л.17]. Но в Масоретском тексте [Л.5] речь о строительстве насыпи и башен, подобно одному из переводов, "осадными башнями окружу" [Л.14].
       Стоп, какие ещё насыпи, древние постройки для осады, окопы в эпоху реактивных самолётов, ракетной техники, гаубичной артиллерии? Возможно Йешайа имеет в виду окружение поселения ассирийцами? Нет. 
       Глобальное землетрясение в День Господень (29:6, 24:17-20, 13:13; Наум.1:5, Отк.16:18) разрушит все языческие города, даже Йерушалаим (ст.19; Ис.17:9, 24:10, 52:9). Сильные колебания земли повредят современную военную технику.
      Сверх того, все плотины, аэродромы, ангары, мосты, тоннели, ВСЕ дороги будут заблокированы брошенным транспортом, затем разрушены, залиты водой цунами из Средиземного моря и многодневными дождями [Л.18]. Долина Изреель, прибрежная равнина севернее горы Кармил превратятся в непроходимые болота.
       По указанным причинам, в осаде развалин столицы Израиля не могут принять участие танки, САУ, РСЗО, БТРы, другая тяжёлая техника. Раскинут "шатры войны вокруг него" (пер. [Л.17]) приплывшие, пришедшие пешком, приехавшие на лошадях (Зах.12:2-4) из окрестных стран (Иоил.3:11). Противник поставит вокруг многочисленные буквальные шатры-палатки.
      Вооружённые всего-навсего лёгким стрелковым оружием, нападающие вынуждены воздвигнуть вокруг разрушенного города осадные укрепления: траншеи, насыпи, окопы, стрелковые ячейки; из развалин домов воздвигнут башни.

4. Пеплопад (29:4, 5)

       Во время осады обороняющиеся окажутся в необычной обстановке. Пророк видит, даже слышит, что говорит Яхве Элохим.

      "И будешь унижен ("Внизу, в земле окажешься ты"), с земли будешь говорить, и глуха будет речь твоя из-под праха, и голос твой будет, как голос чревовещателя (призрака), и из-под праха шептать  (шелестеть) будет речь твоя" (29:4; в скобках: текст из [Л.14], в кавычках - из [Л.19]).

      "Этот образ означает крайнюю степень унижения. Речь может идти и о таком состоянии, когда люди уже не могут громко вопиять к Богу, потому что голос сел от долгого рыдания" [Л.25, стр. 827]. Возможно, "от долгого рыдания" ... , но почему из ВСЕЙ открывшейся картины горя, плача, скорби (29:1-3), нави отметил такую неожиданную странную деталь? (ст.4).
       Очевидно, его привело в изумление 2 обстоятельства. Первое, видение горожан, оказавшиеся внизу в земле [Л.19], живущих в блиндажах, окопах, норах. Второе, нарушение артикуляции, неразборчивая глухая речь жителей из-за непрерывно падающего праха; т.к. написано, "сквозь пыль будет пробиваться шепот твой" (ст.4, пер. [Л.24]).
       Голос защитника столицы Исаия сравнивает с таинственным голосом чревовещателя, у него звуки исходят из чрева. Точнее, имеется в виду глухая речь призрака (перевод [Л.14, 17, 24]) или полученный вопрошавшим мёртвых ответ мертвеца (пер. [Л.19, Л.9, 16]).
      Приглушенные голоса привидений или покойников слышны, сами они не  видны.  Подобно и живые, покрывшие седые головы, закрывшие лица, плохо  слышны;  они  почти не видны из-за постоянно висящей пелены,  савана  из  серой дисперсной массы (рис.2). Хлопья пепла засыпят живых, похоронят  убитых.
       Завеса пыли довольно плотная, способная не только приглушать звуки, но  даже на треть ослабить дневной и ночной свет от светил (Отк.8:12). В  те годы.  "Солнце и луна померкнут и звёзды потеряют блеск свой"  (Иоил.3:15;  Зах.14:6, 7).
       Исполнится наказание непослушных летящими мелкими останками с неба  (Втор.28:24).  Лишь через много месяцев Небесный Воитель уничтожит  покрывало  смерти, накрывшее все народы, рассеет удушливый  сплошной  покров,  окутавший племена (Ис.25:7).
     Необычное природное явление непрерывно падающего пепла, вместо дождя,  настолько  поразило нави, что он, переводя взгляд с города на опоясавшие  его  многочисленные вражеские отряды, сравнивает их с той же разлетающейся  трухой.
    
    "Множество врагов твоих (полчища чужеземцев) будет, как мелкая пыль, и полчище лютых (завоевателей), как разлетающаяся плева (уподобятся улетающей мякине); и это совершится внезапно, в одно мгновение" (29:5; в скобках, текст из [Л.19]).

      Сколько бы захватчиков не было, они внезапно исчезнут, подобно улетающей мякине от веяния зерна при молотьбе. Осада развалин Йерушалаима неожиданно прекратится (29:5, б). Среди громкого шума сражения, из недостроенного храма раздастся "голос Господа, воздающего возмездие врагам Своим" (66:6, б).
     Именно Он станет защитой для народа Своего (Иоил.3:16), по обетованию (Зах.12:9). Многомесячный траурный покров непрерывного пеплопада исчезнет с возвращением Иеhошуа ха Машиах на храмовую гору.
     "На этой горе Господь уничтожит покрывало, накрывшее все народы, завесу
("пелену" [Л.14]), окутавшую все племена" (25:7, пер.[Л.19]). Жившие три года во тьме увидят Свет Великий (9:2).   

5. Теофания (29:6)

       Слушателей сына Амоца, многие поколения читателей его пророчеств, конечно же, интересовала дата предсказанного события.   Тайновидец отвечает, когда Адонай нанесёт визит.

    "Господь Саваоф ("явится Господь Сил") посетит тебя (От Господа Цеваота наказан будешь) (1) громом, и (2) землетрясением, и (3) сильным гласом (шумом великим), (4) бурею (ураганом) и (5) вихрем, и (6) пламенем всепожирающего огня" (29:6; в скобках: текст из [Л.5], в кавычках - из [Л.14], цифры - последовательные этапы события).

     К израильтянам пожалует Господь Сил, но в какую пору? Авторы толкований [Л.9, Л.11], предполагают, Богоявление уже произошло, "с целью спасения во время осады ассирийцами" (стр. 939). Однако в Масоре ясно говорится о наказании столицы, совсем не её спасении. Кроме того факт теофании в том веке, не зафиксирован ни в Библии, ни в светской истории Израиля.
     "Внезапное появление Господа Саваофа среди грома, землетрясения, смерча и всепожирающего огня скорее напоминает Его явление израильтянам на горе Синай ... нежели врагам в человеческом образе, таким как Сеннахирим и ассирийцы" [Л.15, стр. 209]. Логично, посему в [Л.10] ст.6 относится к будущему. "Термины указывают на период катаклизмов, знаменующих собой снятие печатей и время труб и чаш в книге Откровение" (стр. 986).
       Почему же Йешайа описывает грядущую теофанию в таких загадочно-непонятных терминах? особенно странно они выглядят  в параллельном стихе 30:27 (уста Бога, язык Его, гнев, имя). Вероятно он видит падение крупного небесного тела (рис.3). На удивление точно рассказывая ДО научным языком о ВСЕХ 6-и стадиях катастрофы (29:6).
     Вначале (1) гром звуковой ударной волны при полёте астероида в  атмосфере нашей планеты и (2) землетрясение, вызванное импактом (ст.6, б; 24:17-20).
     Потом (3) "Шум великий"  как переведено в [Л.5, 19] или "страшным шумом" [Л.14] от мощного термического взрыва, именуемого гласом Всевышнего (30:30, 33:3).
      Далее, порождаемая взрывом (4) буря, точнее  "ураган (пер. [Л.5, 14, 19]), по-научному "гиперган", и (5) вихрь,  вращательное движение громадных масс воздуха над импактом  [Л.20].
      Наконец, ударная волна из раскалённых газов, каменной пыли, песка создаст (6) "пламя всепожирающего огня", т.к. её температура достигает 700 000 оС.
     Импакты, взрывы супервулканов, извержения вулканов выбросят высоко в атмосферу колоссальные объёмы веществ: пепла, минеральной и органической пыли, размолотой пемзы, сажи, золы, водяного пара, иных газов, прочее. Перечисленные останки земли, именуемые нави "прах" (29:4), в виде пеплопадов  будут непрерывно орошать землю вместо дождя (Втор.28:24) на протяжении нескольких лет.

6. Серые призраки осады (29:7, 8)

       Завершив сообщение о видении (1:1) эсхатологической теофании (29:6), пророк возвращается к теме блокады Йерушалаима.

      "И как сон, как ночное сновидение (видение), будет множество всех народов, воюющих против Ариила (Ариэйля), и всех выступивших (ополчившиеся) против него и укреплений его и стеснивших его ("ведущих против него осаду")" (29:7; в скобках: текст из [Л.5], в кавычках - из [Л.24]).

     Отчего Исаия уподобляет оцепление города таинственному ночному сновидению? Очевидно по той же причине, по какой он сравнивает в ст.5 "множество врагов" с мелкой пылью, разлетающимися отходами при молотьбе.
     После молотьбы планеты, в условиях сильного пеплопада речь становится глухой словно у привидения (ст.4). Ибо шёпот призрака (пер. [Л.14, 17], в Синод пер. "чревовещателя") или мертвеца  (пер. [Л.19, 9]) слышен, но его самого не видно или плохо видно.
       Из-за постоянно висящей в воздухе пыли сумрачно даже днём (рис.2). Оттого "множество всех народов, воюющих против Ариила" (29:7, б), внезапно возникающих серой тенью, выглядит "словно видение ночное" (ст.7, пер. [Л.24]), будто ночной кошмар (пер. [Л.17]).
       Осада развалин в таких природных условиях похожа на сон как для защитников города, так для нападающих.

      "И как голодному снится, будто он ест, но пробуждается, и душа его тоща (он чувствует голод); и как жаждущему снится, будто он пьёт, но пробуждается (без сил), и вот он томится, и душа его жаждет (горло его пересохло): то же будет и множеству всех народов (с разноплеменными полчищами), воюющих против горы Сиона" (29:8; в скобках, текст из [Л.19]).

     Яркие образы ст.8 не следует воспринимать исключительно аллегорически, ведь окружение столицы с целью её захвата продлится более года (29:1, б). Посему толпы завоевателей начнут испытывать острую нехватку качественного продовольствия и пригодной для питья воды (Отк.6:8, 8:11).
      Как испытал на себе Иеремия горе от гнева Адоная. "Накормил Он меня полынью, напоил горечью" (Плач.3:15, пер. [Л.19]), ввёл во тьму (ст.2) непрерывно падающих сухих частиц минерального и органического происхождений (Втор.28:24, Ис.29:4, 5).
      Пепел накроет толстым ковром всю поверхность суши и воды, пыль набивается в рот, песок скрежещет на зубах Вот почему нави продолжает причитания так. "Сокрушил камнями зубы мои, покрыл меня пеплом" (Плач. 3:16, "рот мой пеплом наполнил" [Л.19]).
       Без продовольствия и питьевой воды, война прекратится. Разноплемённая орда внезапно исчезнет, словно мякина (Ис.29:5). Эль Шаддай явит силу перед глазами напавших племён (52:10), по заслугам воздаст врагам (66:6). Прорвидец призывает.
       "Торжествуйте, пойте вместе, развалины Иерусалима; ибо утешил Господь народ Свой, искупил Иерусалим" (52:9). Отныне Израиль живёт безопасно, более не страдает от соседей, желавших ему зла (Иез.28:24:26).

7. День Господень (29:9)

      Окончив тему осады Йерушалаима (29:1-8), главного события Армагеддонской военной кампании, тайновидец возвращается к предшествовавшему Йом Адонай, о котором писал в ст.6.
   
      "Изумляйтесь и дивитесь; они ослепили других, и сами ослепли; они пьяны (опьяневшие), но не от вина,- шатаются, но не от сикеры (шэйхара)" (29:9; в скобках, текст из [Л.5]).

    В соврем. переводе. "Остолбенейте, оцепенейте, ослепните, незрячими станьте!" Захмелейте, да не от вина, закачайтесь, да не от хмеля" [Л.19]. Или "Взгляни и удивись - вы опьянели, но не вино вас опьянило, взгляни и удивись - вы падаете, но не вино валит вас с ног" [Л.17].
       Несмотря на некоторые разночтения в переводах ст.9, понятно, говорится не о "политической слепоте иудеев" по версии авторов [Л.9], но о загадочном воздействии теофании  на  израильский народ (ст.6). В итоге, "мудрость мудрецов его погибнет, и разума у разумных его не станет" (ст.14, б).
        Потому что из-за (2) глобального землетрясения (13:13, 24:17-20), сопровождаемого (1) громом, (3) страшным шумом, (4) бурей, (5) вихрем и (6) всепожирающим огнём (29:6), возникнут упругие волны, низкочастотные колебания земли, воды, воздуха.
      Совпадение частоты инфразвуковых волн с частотой собственных колебаний человеческих органов (по-научному  "резонанс") вызовет их сильную вибрацию, ведущую к функциональным комплексным расстройствам слуха, зрения, речи, сознания, двигательных функций [Л.21].
      Потерпевшие в изумлении смотрят друг на друга (29:9), "судороги и боли схватили их", лица разгорелись словно огонь (13:8). В шоковом состоянии психогенного (реактивного) ступора они остолбенеют, оцепенеют (пер. [Л.19]).
     Истерические психозы приведут к амаврозу - психогенной временной потере зрения (29:9, б; 59:10). Вот почему такая несогласованность в переводах: "они ослепили других" [Л.11], "ослепите себя" [Л.14, 8], "притворитесь слепыми" [Л.5]. Или "ослепните, незрячими станьте!" [Л.19], наиболее удачный перевод.
      По причине временного расстройства двигательных функций ("астазия/абазия") уцелевшие "пьяны, но не от вина" (29, в). Хватили лишку вестибулярного "опьянения", по-научному, центрального вестибулярного головокружения, соответственно нарушения равновесия.
      Страдальцы, не от вина захмелевшие (51:21), передвигаются неуверенной шаткой походкой, "шатаются, но не от сикеры" (29:9);  спотыкаясь, держась за стены словно без глаз. В точности исполнится предсказание.
     "Ощупываем, как слепые, стену (бредём вдоль стены на ощупь) и, как без глаз, ходим ощупью, спотыкаемся в полдень, как вечером (будто в потёмках), во мгле - как мертвецы" (59:10, пер. [Л.5]; в скобках, текст из [Л.24]).
     Поведанные Исаией удивительное физиологическое состояние населения прекратится (51.22) по окончании активной фазы стихийных бедствий Дня Господня [Л.21]. "И в тот день глухие услышат слова книги, и прозрят из тьмы и мрака глаза слепых" (29:18) ... однако "все, кто привержен злу, будут истреблены" (ст.20, пер. [Л.14]).
 

ЛИТЕРАТУРА

1. Статья "4. Комментарии к Книге пророка Захарии. Главы 12-14 - Армагеддон".
2. Статья "1. Комментарии к Книге пророка Иоиля. Нашествие саранчи".
3. Статья "6. Комментарии к Книге пророка Михея. Глава 4 - Тысячелетнее царство".
4. Статья "5. Комментарии к Книге пророка Наума. Глава 1 - Гнев Господень".
5. Первые и последние пророки.- Йерушалаим: Мосад Арав КУК, 1975.- 1 002 с.
6. Библейский культурно-исторический комментарий. Часть 1. Ветхий Завет.- СПб.: Мирт, 2003.- 984с.
7. Уоррен Уирсби. Комментарий на Ветхий Завет. В 2-х т. Том II. Ездра - Малахия.- СПб.: Библия для всех, 2011.- 1 111 с.
8. Толковая Библия. Комментарий на все книги Святого Писания. Под ред. Лопухина А.П. Том 1.- Минск: Харвест, 2001.- 1 168 с.
9. Толкование Ветхозаветных книг. От книги Исаии по Книгу Малахии.- Ашфорд: Славянское миссионерское издательство, 1966.- 602 с.
10. Учебная Библия с комментариями Джона Мак-Артура.- Минск: Славянское Евангельское общество, 2004.- 2 201 с.
11. Новая Женевская учебная Библия.- Hanssler-Verlag, 1998.- 2 052 с.
12. Статья №9 "Армагеддон".
13. Статья № 14 "Числа".
14. Библия. Новый Перевод на Русский Язык.- Herrljunga, Sweden: Международное Библейское Общество, 2007.- 1 228 с.
15. Джон Ф.А. Сойэр. Комментарии к книгам Ветхого Завета. Книга пророка Исаии I. Том 13.- USA, Scottdale, ВСБ, 1993.-243 с.
16. Ринекер Ф., Майер Г. Библейская энциклопедия Брокгауза.- Кременчуг: Християнська зоря, 1999.- 1 088с.
17. Библия. Современный перевод Библейских текстов.- М.: World Bible Translation Center, 2002.- 1150с.
18. Статья №3 "День Господень".
19. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета, канонические. Современный русский перевод.- М.: Российское библейское общество, 2011.- 1 408 с.
20. Статья "3. Комментарии к Книге пророка Исаии. Теофания (30:27-30, 63:1-6, 64:1-3)".
21. Статья №4 "Время великой скорби".
22. Большой библейский словарь.- СПб.: Библия для всех, 2005.- 1 503 с.
23.  Дерек Т. Исаия.- Минск: Полиграфкомбинат им. Я.Коласа, 2013.- 400 с.
24. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета в современном русском переводе.- М.: Издательство ББИ, 2015.- 1856 с.
25. Славянский библейский комментарий.- Киев: ЕААА, Книгоноша, 2016.- 1840 с.
День Господень