Комментарии к Книге пророка Исаии. Мессианское царство (35:1-10, 66:19-24)

"Отче наш, Сущий на небесах! да святится имя Твоё;
Да приидет Царствие Твоё; да будет воля Твоя и на
земле, как на небе" (Мт.6:9, 10)
 
"Возвеселится пустыня и сухая земля, и возрадуется
страна необитаемая, и расцветёт как нарцисс  ... они
увидят славу Господа, величие Бога нашего"
(Ис. 35:1,2)
 

1. Вступление

       Величайшее грядущее событие в истории всех стран - День Господень [Л.1], он же Великая скорбь [Л.2]. Затем торжественно возвратится Господь [Л.3, 4], установится Его правления на земле (Мт.6:10).
       О теократии [Л.3] сообщается как в ТаНаХ, например, Зах.2:10-12, 8:3-8, 14:9, 16-21; Соф.3:9-20; Ам.9:11-15, так в Брит Хадаша (Отк.11:15, 20:4-6). Исаия конечно же уделил важнейшей теме значительное место в пророчествах.   
       Композиция ст.35:1-10, 66:19-24. 1. Введение, предсказывающее расцвет ранее опустошенной земли (35:1, 2).
             2. Изложение главной темы - мессианское царство:
                 а) ободрение выживших в дни Великой скорби (35:3-6);
                 б) новые природа и человек (35:7-10, 66:22);
                 в) паломничество в Иерусалим (66:19-23).            
             3. Заключение о судьбе отступников (66:24). 
        Главная тема. Состояние окружающей среды и уцелевших в новом мире.
      Цель написания. Утешить слушателей вестью о великом будущем ам Йисраэль, ободрить читателей пророчеств, живущих в последние дни.
       Содержание. Нави провидит время, когда пустыня расцветёт, станет подобной лесистым горам да плодородным равнинам (35:1, 2), земля обновится (66:22) благодаря обилию водных источников (35:6, 7); по окончании Йом Адонай.
     В тот День у торопливых сердцем опустятся руки, задрожат колени (35:3), но Бог спасёт их (ст.4), пройдут временные психогенные слепота, глухота, немота, ограничение движений (ст.5, 6). Избавленные от бед, по широкой безопасной дороге возвратятся в Йерушалаим, радуясь да веселясь (35:8-10).
      Богомольцы придут в город от всех народов (66:20), а евреи возвестят им славу Господа (ст.19). Все племена будут служить Ему (ст.21), приходить на поклонение (ст.23); отступившие же от Него погибнут (66:24).
        Проблема толкования. Данные предсказания надобно толковать буквально или иносказательно символически.

2. Мессианское  царство (35:1, 2)

      Установление господства Яхве Элохим евреи связывали с появлением Мессии ([Л.6, стр. 77, 78], евр. "Машиах", означает "Помазанник"). "Пророки, и прежде всего Исаия, предвещали Его приход" [Л.7, стр. 573].
      Скажем, такое предсказание содержится в ст. 11:1-10, о первом и втором пришествиях Иеhошуа ха Машиах бен Давид, Иисуса Христа (Ин.4:25, 26), с последующими благоприятными изменениями в природе, эту тему тайновидец развивает в гл. 35.

     "Возрадуются пустыня и безводная земля, и возвеселится степь (дикая местность), и расцветёт, как лилия. Пышно расцветёт и веселиться будет, радуясь и ликуя (будет бурно ликовать и кричать от радости); слава Леванона дана ей, великолепие Кармэля и Шарона; они увидят славу Господа, величие Бога нашего" (35:1, 2, пер. [Л.8]; в скобках, текст из [Л.9]).

      Автор комментария [Л.10] предполагает, гл. 35 "вводит нас в повествование о чудесном избавлении Иерусалима от ассирийского порабощения ..." (стр. 13). Иное суждение о ст.1. "Народ иудейский во время вавилонского пленения" [Л.14].
      Всё-таки большинство толкователей относят пророчества гл. 35 преимущественно к мессианскому тысячелетнему правлению [Л.6, 11-13, 15, 25, 27]. "После уничтожения непокорных народов наступит великое Царство Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа" [Л.29, стр. 921].
     Правильно, т.к. соответствует Писанию. Но почему оживут (возрадуются)  пустыня и сухая почва? отчего  необитаемая местность вдруг расцветёт словно  лилия?
     Очевидно по причине неожиданного изобилия воды, если Йешайа под  лилией  подразумевал растения с крупными красивыми цветками (рис.1).
     На самом деле, он видит, "пробьются воды в пустыне и в степи  потоки"  (35:6; 43:20), сухой грунт станет источником влаги (35:7). В какое  время?  нави отвечает.
     "В день великой бойни ("резни", пер. [Л.20]), когда обрушатся башни,  по  каждой высокой горе и по каждому высокому холму побегут потоки    воды" (30:25, пер. [Л.9]).
       Адонай откроет на горах реки, в долинах - ручьи, пустыню  сделает озером, "покроется источниками сухая земля" (41:18, пер.[Л.20]).  Стихи 41:18, 43:20 опровергают вывод авторов [Л.12] об иносказательном  характере ст. 35:1, 2.
      "Израильтяне считали, что земля с самыми большими лесами и самым богатым животным миром - это Ливан" [Л.18, стр. 720]. В эпоху теократии растения буквально покроют сушу, как древние густые леса Ливан, горный массив в Сирии; Кармил, горную гряду в уделе Асира; Шарон, равнину у побережья Средиземного моря (35:2).
      Обновлённая планета и её жители (35:5, 6) "увидят славу Господа, величие Бога нашего" (ст.2, в). "Выражение  «слава Господня» относится к сиянию, наблюдаемому в присутствии Бога" [Л.18, стр. 92].

3. Великая  скорбь (35:3, 4)

       Новые землю, небо, славу Адоная остаток увидит не ранее, чем окончатся годы скорби [Л.2], когда Он совершит над миром необыкновенные поразительные дела.
      "Мудрость его мудрецов погибнет, разум разумных исчезнет" (29:14, пер. [Л.9]; "не останется разума у разумных", пер. [Л.20]). Провидя физиологические расстройства, паническое состояние пострадавших [Л.1], Исаия посылает им ободрение.

    "Укрепите ослабевшие руки, и утвердите колена дрожащие (трясущиеся); Скажите робким душею (торопливым сердцем): будьте тверды (Укрепитесь), не бойтесь; вот Бог ваш, придёт отмщение, воздаяние Божие; Он придёт и спасёт вас" (35:3, 4; в скобках, текст из [Л.8]).

      Причисляя ст.3, 4 к будущему, авторы [Л.6] тем не менее пишут, "в ближайшей перспективе представлено возвращение евреев из плена. Это их, "робких душею", стремится он поддержать ..." (стр. 78). Но в тексте оригинала, "растерявшиеся" (пер. [Л.16]) обладают "торопливым сердцем" [Л.8], "кто робок сердцем" [Л.9], что указывает скорее на учащённое сердцебиение, вовсе не робость души.
       В День Господа  загадочный трепет сердца возникнет из-за эффекта резонанса, совпадения колебаний тверди, воды, воздуха с частотой собственных колебаний человеческих органов [Л.1], когда Он "жезлом уст Своих поразит землю" (Ис.11:4, б). Затем наступит мессианское царство (ст.4, а).
      Совпадение низкочастотных колебаний вызовет трепет сердца, дрожание тела (21:4), тряску чресл, боли, судороги, спазмы мышц живота (ст.3), таяние сердца, дрожь колен (Наум.2:10).  Так Йешайа видит,  "руки у всех опустились (ослабеют), и сердце у каждого человека растаяло (изнеможет всякое сердце)" (13:7; в скобках, текст из [Л.8]).
      В тот час "земля сдвинется с места своего" (ст.13, б), бессилие охватит всех в Йом Адонай (ст.6). Вот почему провидец советует.  "Укрепите ослабевшие руки, и утвердите колена дрожащие (трясущиеся)(35:3). Не нужно бояться тряски тела, на помощь явится Сам Бог, "Он придёт и спасёт вас" (ст.4, "Он Сам грядет, и с Ним - спасение ваше", пер. [Л.26]).
       Сын не только придёт да спасёт, но "будет царствовать по правде" (32:1) в мире, принадлежащем Ему по праву, как обещано Отцом. "Гибель, гибель, гибель! Я наведу её! Не возродится эта земля, пока не придёт Тот, Кому она по праву принадлежит; Ему Я отдам её" (Иез.21:27, пер. [Л.9]).

4. Функциональные  заболевания (35:5, 6)

      Трясущиеся колена, ослабевшие руки,  трепет сердца, судороги, боли, спазмы мышц (13:7, 24:3, 4, 35:3), смертельные угрозы жизни во время землетрясения (24:17-20) могут вызвать временные функциональные нервно-психические расстройства [Л.17].
     "Описание состояния, при котором глаза перестают видеть, уши - слышать, а сердце огрубевает, находят соответствие в медицинских текстах   и  в описаниях превращений, происходящих в человеке под действием страха" [Л.18, стр. 680-681].           
      Нервно-психические дисфункции выразятся во временной потере (1) зрения (амавроз) без анатомического нарушения структуры зрительных органов (рис.2).
     Вместе с тем, во временной потере (2) слуха (истерическая глухота), избирательном не слышании окружающих звуков, но без нарушения чувствительности слуховых органов.
      Истерическая глухота нередко сопровождается обратимыми нарушениями (3) речи (Пс.37:14, Мих.7:16), потере звучности голоса (афония) либо полной немоты (мутизм).
      По окончании воздействия стрессоров на человека, функциональные нервно-психические кризы (1, 2, 3) проходят, восстанавливается активность органов слуха, зрения, речи.
       "И в тот день глухие услышат слова книги, и прозрят из тьмы и мрака глаза слепых" (29:18). "Не будет уже затуманен взор у глядящих, и слушающие наконец услышат" (32:3, пер. [Л.20]). Важную ободряющую весть тайновидец повторяет третий раз.

     "Тогда слепые прозреют (вернётся слепым зрение), глухие обретут слух (услышат глухие, ибо к ним возвратится слух)" (35:5, пер. [Л.26]; в скобках, текст из [Л.16]).

       Ещё одна психотическая реакция на стрессовые события - психогенный (реактивный) ступор [Л.17], внезапное двигательное расстройство. Чаще всего обнаруживается через потерю нормальной способности стоять ("астазия") или ходить ("абазия"). Пророк видит. "Твои сыновья лежат без сил на всех перекрёстках, как серны, пойманные в сеть ..." (51:20, пер. [Л.20]).
       Удивительно, но Исаия точно описал состояния: 1) абазии, когда потерпевшие без сил "лежат по углам всех улиц" (ст.20) либо передвигаются хромающей спотыкающейся походкой; 2) амавроза - "как без глаз, ходим ощупью" (59:10); 3) вестибулярного опьянения (19:14, 29:9).
       Временные нервно-психические нарушения, в т.ч. хромота (абазия), немота (мутизм) непременно окончатся, согласно видения.
 
      "Тогда хромой вскочит (будет прыгать), как олень, и язык немого будет петь (кричать от радости); ибо пробьются воды в пустыне и в степи (местности дикой) потоки" (35:6; в скобках, текст из [Л.9]).

5. Изобилие  воды (35:7)

      В какой момент прекратятся функциональные расстройства, исполнятся обещания? Временно ослепшим возвратится зрение, глухим вернётся слух (35:5), потерявшие нормальную способность ходить запрыгают словно олени, онемевшие радостно запоют (ст.6). 
      "Так случится, когда ручьи потекут в пустыне, по сухой земле" (35:6, б; [Л.16]), отвечает нави.  Иными словами, наступит мессианское царство, вот почему он видит исцеление жителей (ст.6, а), изобилие влаги (ст.6, б) в засушливых ныне районах страны обетованной.

      "Сейчас люди видят миражи, но в то время настоящие озёра будут повсюду (Горячий песок превратится в заводь), вода будет бить из земли, и высокий тростник (трава, камыш) вырастет там, где жили  дикие звери (каменистые шакальи логовища)" (35:7, пер. [Л.16]; в скобках, текст из [Л.9]).

      "Шакалы или гиены любят места сухие.- Тростник и камыш - напротив растения, которые могут существовать только у воды" [Л.12, стр. 1099]. "Сухие земли оросятся тогда водами, и миражи пустынь превратятся в настоящие озёра" [Л.6, стр. 78].
       В ту пору. "Возвеселится пустыня и сухая земля, и возрадуется  страна необитаемая, и расцветёт как нарцисс (лилия)" (35:1, рис.3). 
       Для понимания лирических стихов 1, 6, 7 необходимо учесть. "Израиль  сильно зависит  от импорта, поскольку собственные источники  не обеспечивают  даже минимальных потребностей" [Л.28, стр. 244].
    "Вода в Израиле была и остаётся ценным предметом потребления. В  Тысячелетнем Царстве недостатка в ней не будет"  [Л.13, стр. 995]. 
     Почему внезапно наступит обилие воды в Палестине с её пустынями и  пересыхающими летом многими  речушками? От изменения  геоморфологии  местности из-за великого сотрясения вверху и внизу (24:17-20),  обещанного  Йахвэ.  "Для  сего потрясу небо, и земля сдвинется с места  своего"  (13:13,  а).
      За акустическими потрясениями, мегатектонические сдвиги и масштабные смещения  грунта откроют  на бесплодных высотах источники рек, в долинах пробьются ручьи, пустыня превратится в озеро, по сухой почве заструятся потоки (41:18).
       "Счастье вас ждёт: вы станете сеять везде, где есть вода, повсюду пасти сможете своих быков и ослов" (32:20, пер. [Л.20]). Однако не раньше, чем "излиётся на нас Дух свыше ..." (ст.15-18), подобно тому как Господь прольёт живительную влагу на жаждущее (44:3).

6. Святая  дорога (35:8, 9)

       Изменение мегарельефа из-за великого импактного землетрясения (13:13, 24:19, 20; Отк.16:18) превратит гористую Иудею в равнину (Ис.40:4, Зах.14:10). Елеонская гора разделится пополам "весьма большою долиною" (ст.4, б), открывая доступ к Йерушалаиму с востока (ст.4, в).
       Будущую широкую стезю видит Исаия (35:8). "Здесь, имеется в виду дорога, ведущая избавленных назад в Иерусалим, к престолу Мессии, в буквальном и духовном смысле" [Л.13, стр. 996].
   
      "И будет ("пройдёт") там большая (гладкая) дорога, и путь по ней назовётся путём святым ("и дадут ему имя - "Святой Путь"); нечистый не будет ходить по нему; но он будет для них (избавленных, "странников") одних; идущие этим путём, даже и неопытные (неразумные), не заблудятся" (35:8; в скобках, текст из [Л.8], в кавычках - из [Л.25]).

     "Здесь, как в трёх предыдущих стихах, картина мессианского Царства. Пророк видит праведных паломников, вновь идущих в Иерусалим" [Л.6]. Маршрут массового паломничества "назовётся ... святым", т.к. ведёт в святой город, на святую гору, в Бейт Элохим, дом святого Бога.
      "Едва Вы отклонитесь вправо или влево, вы услышите голос у себя за спиной: "Вот путь - по нему идите!" (30:21, пер. [Л.20]). Но человек с нечистой совестью "не будет ходить по нему", лишь избавленные Господом от слепоты, глухоты, немоты, хромоты (35:4-6), очищенные от грехов (1:18, 43:25).
       Тропинка к Богу свята и безопасна, на ней не заблудятся малоопытные, не собьются даже бестолковые, ибо научатся стезям да заповедям Его (2:3).
 
     "Льва не будет там, и хищный зверь не взойдёт на него; его не найдётся там (Дорога та будет безопасна), а будут ходить искупленные (которых спасёт Бог)" (35:9; в скобках, текст из [Л.16]).
 
       Следует ли понимать ст.9 буквально? подобно авторам [Л.13, 28], или "как символ злых сил" [Л.6; Л.14], "символы злых людей и демонических сил" [Л.12], не понятно. По окончании Дня Господа уцелеет мало животных (Соф.1:2, 3), оттого на тракте, ведущем в Йерушалаим, нет зверей. С другой стороны, в Ис.11:6-9, 65:25 содержится явно символическое описание мира и гармонии в природе.
       Ясно одно, по большаку в столицу мира ходят одни искупленные,"народу, что там обитает, грехи прощены будут" (33:24, б; пер. [Л.20]). "Никто из жителей не скажет "я болен" (ст.24, а).

7. Возвращение  (35:10)

       Перед началом Великой скорби, опасаясь разрушительных глобальных землетрясений и цунами, жители покинут мегалополисы и города, в т.ч. Иерусалим [Л.19]. Затем, по окончании стихийных бедствий, эвакуированные вернутся в столицу, там  Благословенный утешит их (66:13). 

      "И возвратятся избавленные Господом, придут на Сион с радостным восклицанием (с ликующими криками); и радость вечная будет над головою их (увенчает головы их) они найдут (обретут) радость и веселие, а печаль (скорбь) и воздыхание (вздохи) удалятся (прочь улетят)" (35:10; в скобках, текст из [Л.20]).  

      В какой час спасённые Адонаем придут назад? Пророк отвечает, после того как Он "в тот день" обмолотит землю (27:12). Затем покинувшие дома  вернутся "и поклонятся Господу на горе святой в Иерусалиме" (ст.13).
      Сам же город Эль Шаддай превратил в груду камней (25:2), "вовек не будет он восстановлен" в прежнем виде. Почему же радуются да ликуют выжившие в молотьбе и жатве, возвратившиеся в разрушенные дома? (24:10, 32:19); даже развалины торжествуют и поют (52:9).      
      Ликующее пение горожан и развалин вызовет потрясающее событие [Л.3], они "своими глазами видят, что Господь возвращается в Сион" (ст.8, рис. 4).   
    Впредь радующиеся возвращению Йеhошуа ха Машиах обретут шалом, преследовавшие их скорби улетят прочь. Сверх того, "радость вечная будет над головою их" (35:10, б); в соврем. пер., "их головы увенчает вечная радость" [Л.9; Л.20], "будет короной на их головах" [Л.16].
   Разумеется, эсхатологическое видение нави можно трактовать как иносказание, метафору, символ.
      Всё-таки в основании библейских аллегорий обычно лежит нечто конкретное, реальное. Не случайно пророк ещё раз, почти дословно, повторяет ст. 35:10 в другой главе (51:11).
    Очевидно, Йешайа видел (1:1) чудесное сияние над головами жителей Йерушалаима. Такой ореол он называет "украшение" (61:3), в иных переводах: "венок красоты" [Л.9], "корона" [Л.16], "головная повязка" [Л.20], "венец" [Л.26]).
      Вместо падавших с неба пепла да пыли, пережившим великоскорбные годы Машиах даст сияющий венок, венец, нимб как свидетельство их святости и высокого положения.
     Столица мира начнёт светиться от шехины (60:1, 2). "И придут народы к свету твоему, и цари - к восходящему над тобою сиянию" (ст.3). "Тогда увидишь и воссияешь" (60:5, а; пер. [Л.8]) обещает сын Амоца потомкам.
      Необычайное изумительное сияние "будет короной на их головах" (35:10, [Л.16]), по крайней мере на кротких и смирённых сердцем; кто взошёл на Храмовую гору, прикоснулся к Святому. Отныне всё пространство на вершине горы "Святое святых" (Иез.43:12).

8. Евангелизация (66:19)

       Почему представители ВСЕХ народов, племён, поместных общин, собранные Адонаем (66:18), придут в Йерушалаим? Сам же "город больше никогда не будет ни разорён, ни разрушен" (Иер.31:40, б; пер. [Л.9]).
      Каким образом после уничтожения современных видов информационных систем уцелевшие узнают о славе Его в разных странах? коль "Иерусалим будет центром внимания всего мира из-за присутствия Мессии" [Л.13, стр. 1045]. Устами провидца, Благословляющий даёт загадочный ответ.
 
      "И положу на них знамение, и пошлю из спасённых от них (из тех, кто уцелел) к народам: в Фарсис (Таршиш), в Пулу (Ливию) и Луду (Лидию), к натягивающим лук (где лучники обитают), в Тубалу (Тувал) и Явану (Грецию), на дальние острова (в далёкие приморские земли), которые (где) не слышали обо Мне и не видели славы Моей; и они возвестят народам славу Мою" (66:19; в скобках, текст из [Л.20]).

      "В контексте Тысячелетнего царства пришествие Господа Иисуса Христа будет сопровождаться дальнейшей евангелизацией всего мира, окончательным возвращением сынов Израиля и превращением Израиля в центр паломничества и мировую столицу" [Л.15, стр. 276].
      Истинно так, но какой знак предоставит Йахвэ верному остатку? "Он даст им чудесное знамение - мы ещё не знаем какое именно" [Л.29, стр. 946]. Отнють, кое-кто уже знает. "Это знамение - Сам Иисус!" [Л.25, стр. 380]. Напротив, автор [Л.10] считает, знак может носить астрономический характер подобно новозаветной звезде или новому небу да земле (стр. 167).
       Ни то ни другое. О спасённых написано, "положу на них знамение" (66:19), вовсе не на звезду, небо или землю. Очевидно это "радость вечная ... над головою их" (35:10), венок-украшение вместо непрерывно падающих пепла да пыли (61:3).
      Божьи знаки, они же чудеса, величественны преисполнены могущества Его (Дан.3:33, а). В дни древние от общения с Всевышним лучилось лицо Моше (Исх.34:29-35), в новозаветную эпоху ангельский свет осиял лицо святого Стефана (Деян.6:15).
      В грядущем, дивное сияние над головами иудейских евангелистов станет знамением, положенным на них Спасителем (66:19, а), пребывающим в Бейт Элохим (ст.6). Евангелисты "будут именоваться святыми" (4:3; 62:12) и-за таинственного нимба над головой, подтверждающего их полномочия.
     Цель миссионерских путешествий по известному тогда пророку миру (66:19, б), рассказать о возвращении Иисуса Христа,  блистающей над Йерушалаимом славе Его (60:1, 2). Впредь, "знанье о Господе наполнит землю, как вода наполняет море" (11:9, б; пер. [Л.20]). Сыны Израиля будут научены Им (54:13), есть у них Утешитель.
       Услышав благую весть, богомольцы из всех стран и правители их придут в столицу на поклонение Сыну Божьему Иеhошуа ха Машиах (ст.3-7, 2:3). В том числе, "Египтяне  вместе с Ассириянами будут служить" Адонаю (19:19-25). Он взрастит справедливость, праведность, славу "пред всеми народами" (61:11).

9. Дар  Израилю (66:20, 21)

     Реакция жителей, узнавших благую весть о наступившем теократическом правлении, чуде пребывании Царя царей в Йерушалаиме, не ограничится поклонением Ему (2:3, 49:7, 66:23).

     "Тогда ваших соплеменников (всех сестёр и братьев), что живут среди всех народов, привезут на лошадях и на колесницах, в крытых повозках (кибитках), на мулах и верблюдах - как дар (Они будут подобны дарам) Господу, в Иерусалим, на Мою святую гору,- говорит Господь.- Так (Они будут подобны дарам, которые) сыны Израиля несут в чистых сосудах (тарелках) хлебное приношение в Храм Господа" (66:20, пер. [Л.20]; в скобках, текст из [Л.16]).

      "Язычники, слыша о Божьей славе, будут способствовать возвращению верного остатка Израиля в качестве своего приношения Господу (43:6, 49:22)" [Л.13]. "Со всех концов земли евреи рассеяния будут возвращены в Иерусалим в знак уважения со стороны язычников" [Л.15; 28].
      Логично, но почему их привезут с использованием допотопных транспортных средств? лошадей, повозок, мулов, верблюдов. Увы, современный транспорт либо окажется повреждённым в стихийных бедствиях, либо его нельзя использовать из-за разрушенных дорог, мостов, виадуков,  аэродромов, тоннелей, плотин, дамб [Л.1, 2].
     Перед возвращением Мессии завершится строительство и освящение иерусалимского храма [Л.21]. Для служения в Бейт а-Микдаш, из-за нехватки служителей, привлекут иудеев, вернувшихся из рассеяния.

      "Из них буду брать (Я выберу некоторых из них) также в священники и левиты, говорит Господь" (66:21; в скобках, текст из [Л.16; Л.9]).

     "Грамматически, "из них" может относиться к вернувшимся израильтянам, однако это маловероятно ..." [Л.15; Л.28]. Другие толкователи полагают, речь именно о возвращающемся остатке израильтян [Л.6, 10, 13].  В работе [Л.12] примиряются обе точки зрения.
      "Во весь ветхозаветный период удел священства был привилегией лишь одного колена - Левиина. Теперь же, в те новозаветные времена, которые открыты здесь взору пророка, доступ к иерархическому служению получают все, достойные этого, не только из числа всех обратившихся иудеев, но и из среды крестившихся язычников" (стр. 1168).  
       Представители многих народов несут регулярное служение в Бейт Адонай, получив от Бога "уста чистые" (Соф.3:9), "будут выполнять функцию левитов и священников при иерусалимском храме" [Л.28, стр. 269].

10. Обновление  мира (66:22)

      Среди христиан широко распространено мнение, основанное в частности на неверной экзегезе 2Пет.3:10, - в День Господень сгорит наша планета,  уничтожится полностью.
       Взамен,  Творец, "в вечности" [Л.6, стр. 126], якобы, создаст другую (Отк.21:1, на самом деле здесь видение Царства Небесного). Откровение в стихах Ис.66:22-24 позволяет исправить возникшее недоразумение.

     "Ибо как новое небо и новая земля, которые Я сотворю ("Я творю" [Л.26]), всегда будут (устоят и останутся) пред лицем Моим, говорит (возвещает) Господь, так будет (останется) и семя (потомство) ваше и имя ваше" (66:22; в скобках, текст из [Л.9]).

      Прежние земля, небо, солнце, луна, по милости Божьей устоят, останутся, "пребудут"  (пер. [Л.20]), "упрочены будут" [Л.8]. Вот почему мнение авторов "земля будет уничтожена" [Л.23, стр. 416; Л.12, 13] ошибочно. Даже дневное светило уцелеет, вопреки утверждению, "уже не будет Солнца" [Л.7, стр. 925].
      В таком случае, отчего увиденный мир Исаия называет  новым? Возможный  ответ. "Новые условия жизни новозаветной церкви, среди которых исчезнут  многие  прежние привилегии народа иудейского и которые как бы обновят и  самое лицо  земли"  [Л.12, стр. 1168].
    Оригинальная версия, но в ст. 22 ничего не говорится ни о прежних  привилегиях  иудеев,  ни  символическом обновлении.
      Просто в мессианском царстве, его  благословит Бог, планета не похожа  на  прежнюю по равнинному рельефу (40:4), расположению рек озёр, морей  (11:15). Иным климатическим условиям ([Л.5], рис.5), так в Израиле  станет  теплее, обновится природа благодаря изобилию воды (35:1, 2, 7).

11. Наши  звезда  и  месяц

      Светила тоже окажутся "новыми": луна светит подобно солнцу, а его свет  усилится всемеро, "солнце засияет в семь раз ярче" (30:26, пер. [Л.20]) по  сравнению с  полумраком в годы Великой скорби [Л.17].
      "Ибо вот, Я творю новое небо и новую землю, и прежние уже не  будут воспоминаемы (не пребудет в памяти прежнее) и не придут на  сердце (ум)" (65:17; в скобках, текст из [Л.9]).
     "Поскольку тысячелетнее царство символизирует возрождение после  разрушения, этот природный ландшафт несёт определённые черты нового  творения" [Л.24, стр. 1229]. Об ином прежнем творении говорит Иисус Христос, "весь мир обновится, и Сын Человеческий сядет на престоле Своей славы" (Мт.19:28, пер. [Л.9]).
      Великое землетрясение (24:17-20, Отк.16:18-20; [Л.6]) изменит "природный ландшафт" [Л.24], это понятно, но почему будет незнакомым "небо"? согласно ст. 66:22 и 65:17. Сверх того, жители не увидят прежнее, память о нём исчезнет (ст.17, пер. [Л.26]).
       Дело в том, что в результате импакта, сопровождаемого мегаземлетрясением, значительно сместится направление (условной) оси вращения нашей планеты. Соответственно изменится порядок звёзд и созвездий на небосводе, он станет непривычным, память о прежнем расположении звёзд исчезнет.
     Как пребудет перед Богом обновлённый мир (Мт.19:28), так останется для Него объектом особой заботы народ иудейский (Ис.66:22), "связанный с Ним особыми узами" [Л.6]. В царстве Мессии, справедливый Царь в 32:1, население тоже иное, как правители-князья (ст.1, 2) так простые труженики (ст.4-8). Духовно прозревшие, видящие Божью славу, внимающие слову Его (ст.3), твёрдые в благородстве (ст.8).
       На новой планете веселье да радость воцарятся в городе праздничных собраний (65:17-23). "И будет, прежде нежели они воззовут,- Я отвечу; они ещё будут говорить, и Я уже услышу" (ст.24), обещает Адонай.
       Оттого нави утешает нас. "Кроткие ("страждущие" Синод. пер.) найдут в Господе новую радость; бедняки ("обездоленные" [Л.20]) возликуют в Святом Израиля" (29:19, пер. [Л.9]; Он "сделает бедных счастливыми", пер. [Л.16]).

11. Массовое  поклонение  (66:23, 24)

       Евреи имели особые дни для благоговейного почитания Адонай Элохим. Среди них новолуния, когда Ему посвящался каждый наступающий месяц, и субботы: дни отдыха, совместных молитв, богослужения [Л.7]. Йешайа провидит мир, где Ему так поклоняются ВСЕ.

       "Тогда из месяца в месяц (каждое новолуние), и из субботы в субботу (каждую субботу) будет приходить всякая плоть (все живущие) пред лице Мое на поклонение, говорит Господь" (66:23; в скобках, текст из [Л.20]).

       Из данного пророчества явствует, к богослужению "допускается и в нём деятельно участвует "всякая плоть", а не одни лишь иудеи, как в Ветхом Завете" [Л.12]. "Всё человечество будет участвовать в поклонении Господу в разное время в земном Царстве Мессии" [Л.13]. Как обещано.
      "А иноплеменников ("чужеземцев" [Л.8]), что Господа чтут, служат Ему ... их приведу Я на гору святую Мою, в Доме молитвы Моём дарую им радость" (56:6, 7; пер. [Л.20]).
       В Доме молитвы для ВСЕХ жителей земли, священниками и левитами служат братья иудеям, т.е. христиане. "Некогда не народ, а ныне народ Божий" (1Пет.2:9, 10), священники (Отк.5:10), служащие Ему плечом к плечу (Соф.3:9, Синод пер. "единодушно").
      Однако единодушие в служении единому Творцу не может осуществляться "в разное время" [Л.13], согласие также подразумевает восстановление празднований новомесячий и суббот, вопреки взглядам авторов [Л.15, стр. 276]. Вместе с тем, поклонение Ему не окажется копией ветхозаветной формы богослужения (Евр.9:1 - 10:23).
      "Ибо религиозная система Тысячелетнего царства не будет тождественна иудаизму, но станет некоей новой, вселенской, формой религиозных воззрений и соответствующего им порядка - общими как для евреев, так и не-евреев ..." [Л.6, стр. 584; Л.22].
       В новом содружестве все общины выживания опустятся на колени, преклонят головы, скажут. "Господь - наш судья, Господь - наш законодатель, Господь - наш Царь ..." (Ис.33:22, пер. [Л.9]). Паломники массово понесут в иерусалимский храм дары и сокровища свои (18:7, 19:21, 60:5-9), к Всевышнему не приходя с пустыми руками.
      Обещание Бога,  "предо Мною преклонится всякое колено, Мною будет клясться всякий язык" (45:23), исполнится, если кроткие жители тысячелетнего царства благоговейно чтут Его. Но куда денутся препиравшиеся с Ним, грешившие против Святого, отступившие от Него? в ответ Исаия слышит от Яхве Цеваот ужасные шокирующие слова.

       "И будут выходить (если они из города выйдут), и увидят трупы людей, отступивших от Меня (кто грешил против Меня): ибо червь их не умрёт и огонь (сжигающий) их не угаснет; и будут они мерзостью для всякой плоти (будет ужасаться им весь народ)" (66:24; в скобках, текст из [Л16]).

ЛИТЕРАТУРА

1. Статья "1. Комментарии к Книге пророка Исаии. День Господа (34:1-9, 13:1-13)".
2. Статья "2. Комментарии к Книге пророка Исаии. Великая скорбь (24:17-23, 2:10-22)".
3. Статья "6. Комментарии к Книге пророка Исаии. Пришествие Господа (40:1-5, 52:7-10, 60:1-3)".
4. Статья "10. Комментарии к Книге пророка Малахии. Ст.3:1-3; 4:1-6 - Пришествие Господа".
5. Статья "6. Комментарии к Книге пророка Михея. Глава 4 - Тысячелетнее царство".
6. Толкование Ветхозаветных книг. От книги Исаии по Книгу Малахии.- Ашфорд: Славянское миссионерское издательство, 1966.- 602 с.
7. Ринекер Ф., Майер Г. Библейская энциклопедия Брокгауза.- Кременчуг: Християнська зоря, 1999.- 1 088 с.
8. Первые и последние пророки.- Йерушалаим: Мосад Арав КУК, 1975.- 1 002 с.
9. Библия. Новый Перевод на Русский Язык.- Herrljunga, Sweden: Международное Библейское Общество, 2007.- 1 228 с.
10. Джон Ф.А. Сойэр. Комментарии к книгам Ветхого Завета. Книга пророка Исаии II. Том 14.- USA, Scottdale, ВСБ, 1993.-179 с.
11. Уоррен Уирсби. Комментарий на Ветхий Завет. В 2-х т. Том II. Ездра - Малахия.- СПб.: Библия для всех, 2011.- 1 111 с.
12. Толковая Библия. Комментарий на все книги Святого Писания. Под ред. Лопухина А.П. Том 1.- Минск: Харвест, 2001.- 1 168 с.
13. Учебная Библия с комментариями Джона Мак-Артура.- Минск: Славянское Евангельское общество, 2004.- 2 201 с.
14. Новая Женевская учебная Библия.- Hanssler-Verlag, 1998.- 2 052 с.
15. Новый Библейский комментарий в 3 ч. Ч.2. Ветхий завет. Псалтирь - Книга Пророка Малахии.- СПб.: Мирт, 2000.- 571 с.
16. Библия. Современный перевод Библейских текстов.- М.: World Bible Translation Center, 2002.- 1150с.
17. Статья №4 "Время великой скорби".
18. Библейский культурно-исторический комментарий. Часть 1. Ветхий Завет.- СПб.: Мирт, 2003.- 984с.
19. Статья № 14 "Числа".
20. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета, канонические. Современный русский перевод.- М.: Российское библейское общество, 2011.- 1 408 с.
21. Статья "9. Комментарии к Книге пророка Аггея. Стихи 2:6-9 - Последний храм".
22. Зауэр Э. Бог, человечество и вечность.- Киев: Союз ЕХБ Украины, 1991.- 208 с.
23. Библия для нашей жизни. Новый Завет.- Международное Библейское общество, 1999.- 687с.
24. Словарь библейских образов.- СПб.: Библия для всех, 2016.- 1 423 с.
25. Дерек Т. Исаия.- Минск: Полиграфкомбинат им. Я.Коласа, 2013.- 400 с.
26. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета в современном русском переводе.- М.: Издательство ББИ, 2015.- 1856 с.
27. Славянский библейский комментарий.- Киев: ЕААА, Книгоноша, 2016.- 1840 с.
28. Прокопенко А.В. Вестники Царства: Богословие ветхозаветных пророков.- Харьков: Глобус, 2016.- 414 с.
29. Макдональд У. Библейские комментарии для христиан. Ветхий Завет.- Bielefeld: CLV, 2009.- 1142с.
День Господень