Комментарии к Книге пророка Даниила. Семьдесят седьмин (9:24-27, 12:10-13)

"Семьдесят седьмин определены для народа твоего
и святого города твоего, чтобы покрыто было
преступление ..." (Дан.9:24)
 
"И даны были жене два крыла большого орла, чтобы
она летела в пустыню, в своё место, от лица змия и
там питалась в продолжение времени, времён и
пол-времени" (Отк.12:14)
 

1. Вступление

      Через пророческие сны вавилонского царя Навуходоносора II [Л.1] и Даниэйла [Л.2, 3], Яхве Элохим послал откровение об отдалённых событиях, днях гнева Его, конце эпохи.
     Несомненно, ветхозаветного нави прежде всего интересовала судьба соплеменников, как пребывавших с ним в плену, так оставшихся в Иудее. Он обратился с горячей молитвой к Богу (Дан.9:4-19) и получил ответ о Его планах относительно ам Йисраэль, Йерушалаима, Бейт а-Микдаш.   
       Композиция ст. 9:24-27, 12:10-12
. 1. Указание продолжительности исторического периода в целом, его 3-х основных отрезков (9:24-26).          
            2. Длительность последних дней (9:27, 12:10-12).   
            3. Заключение об участи самого провидца (12:13).   
      Главная тема. Откровение о семидесяти седьминах, касающееся судьбы иудеев по окончании вавилонского плена.
      Цель написания. Передать соотечественникам ответ Адоная на молитву о прощении Израиля.
      Содержание. Архангел Гавриил, исполняя повеление (9:23), передаёт знание (ст.22) о доле страны на протяжении 70-и седьмин (ст.24-27, 12:10-12). Потом исчезнут преступления, наступит конец грехам, загладятся беззакония, утвердится праведность, исполнятся видения пророков, освятится святое святых (9:24).
       Перечисленное случится не ранее, чем отстроится Иерусалим за 7 седьмин, ещё через 62 придёт Христос Владыка (ст.25). Затем Помазанника предадут смерти, столицу и храм, разрушит народ будущего вождя (ст.26).
       Открытая нави история Мединат Йисраэль завершится последней седьминой, по её окончании будет заключён завет с потомками (ст.27, а), тем не менее, ещё в середине периода установится власть мерзостная, но предначертанная гибель постигнет опустошителя (ст.27, б).
       События второй половины срока окажутся серьёзным испытанием, не все выдержат его достойно (12:10); счастлив тот, кто дождётся окончания пророчества, наступления новой эры (ст.11, 12). Тайновидцу дан совет идти своим путём, чтобы воскреснуть из мёртвых, получить удел в конце дней (ст.13).
      Проблемы толкования. Какова продолжительность семидесяти седьмин, они уже прошли или нет, есть ли промежуток между 69-й и 70-й этапами. Что означает "Святый святых", кто заключит завет со многими, и что за опустошитель в ст. 9:27, когда начинаются да оканчиваются 1290 дней и 1335 дней.

2. Семьдесят седьмин (9:24)

      Йирмейа в 597 г.  до Р.Х. предсказал 70-летнее пребывание евреев в вавилонском плену (Иер.25:11, 29:10). Даниэйл, после крушения Вавилонской империи в 539 г. до Р.Х., обратил внимание на его пророчество (Дан.9:1, 2).
      Чтение Иер.25:11, 29:10 побудило нави к страстной молитве, молении, мольбе о великом милосердии, прощении Богом грехов израильтян. Вместе с тем заронило надежду на возвращение из плена, восстановление Йерушалаима, строительство Храма на святой горе (ст.3-20).
       В ответ на молитву появляется архангел Гавриил с вестью, предлагая провидцу вникнуть в неё, уразуметь видение (9:21-23).

     "Семьдесят семилетий предопределены для народа твоего и священного города твоего, чтобы (1) покончить с преступлениями,  (2) уничтожить грех, (3) искупить вину и (4) установить справедливость навеки; (5) чтобы скрепить печатью (подтвердить) видения и пророчества и (6) помазать (освятить) святая святых" (9:24, пер. [Л.4]).

       Посреди разнообразнейших толкований ст.24-27 можно выделить 4-е основные гипотезы [Л.27, стр. 995]. Первая, речь о периоде длительностью 490 лет, он начался с разрушения Йерушалаима в 586 г. до Р.Х., окончился в 163 г. со смертью Антиоха IV Епифана.
       Вторая версия, промежуток от указа царя Кира (538 г. до Р.Х.) до разрушения столицы Израиля в 70 г. от Р.Х. Третья, семьдесят седьмин - символический интервал, он закончится Вторым пришествием Иисуса Христа. Четвёртая гипотеза, указанную стадию надобно воспринимать буквально.
      Для правильной трактовки стихов 9:24-27 надобно ответить на вопрос "исполнились они или нет?". Некоторые комментаторы предполагают, давно осуществились [Л.5-8, 28], согласно первой и второй версий, другие, - нет [Л.9-12, 25, 29]. Третьи, затрудняются дать однозначный ответ [Л.13-16].
      Странно, ответ ясен, он в стихе 24. Так в Мединат Йисраэль (1) с преступлениями не покончено, (2) грех процветает, (3) вину перед Иеhошуа ха Машиах предстоит искупить; (4) не установлена справедливость навеки, (5) далеко не все пророчества сбылись. (6) Храм, его святая святых - сокровенное помещение (евр. "Двир"), до сих пор лишены освящения, т.к. даже не построены.
      Авторитетное заключение автора [Л.29] о будущем (6), "в начале тысячелетнего царства, в Иерусалиме будет помазан (освящён) храм, описанный в Иез.40-44. Господь вернётся туда со славой Своей (Иез.43:1-5)" (стр. 1038). Перечисленные в ст. 9:24 перипетии (1-6) исполнятся через "семьдесят семилетий" (пер. [Л.4, 17]), , т.е. спустя 490 лет от указа о восстановлении Йерушалаима [Л.5, 6, 8-10, 12-17, 25, 29].
       В некоторых русскоязычных изданиях Библии евр. слово "шавуа" переведено как "седьмицы" [Л.18] или "недели" [Л.19], но такой перевод неудачен. В стихе 24 речь именно о годах, а недели провидец называет "седьмицы дней" (10:2, 3).
      "Гавриил возвестил пророку о 70 семилетиях, или 490 годах" [Л.12, стр. 376]. "Эти 490 лет пророчество подразделяет на две части, 483 года и 7 лет, с нераскрытым промежутком между ними" [Л.25, стр. 840]. Или "на три периода: семь седьмин плюс шестьдесят две седьмины и - после большого промежутка времени - последняя"  [Л.29, стр. 1038].

3. Шестьдесят  девять  лет (9:25)

       Эпоха, разделённая на 3 основные неравные части, открывается событием, предсказанным архангелом Гавриилом.

     "Итак знай и разумей (пойми): с того времени, как выйдет повеление (восстановить и отстроить) о восстановлении Иерусалима, до Христа Владыки (Вождя-Помазанника) семь седьмин (семилетий) и шестьдесят две седьмины (семилетия); и возвратится народ и обстроятся улицы и стены (рвом), но в трудные времена" (9:25; в скобках, текст из [Л.17]).

      "Считается, что дата, с которой следует отсчитывать 70 седьмин,- это указ о восстановлении Иерусалима. Персидские цари издали с этой целью три указа (539, 458 и 444 г.г. до Р.Х.). Основным из них был указ 458 г. до Р.Х." [Л.13; Л.25].
      Другие авторы придерживаются иных дат начала отсчёта: 457 год [Л.8], 445-й [Л.9, 10, 29], 444-й [Л.12], 457 либо 445 годы [Л.17].
     Как бы там ни было. это время (т.е. за 49 лет) иудеи восстановят Иерусалим" [Л.9], отстроят улицы, обнесут город крепостным рвом; "но в трудные времена" (9:25).
       С окончанием 7-и лет пройдёт ещё 62 года, всего 483 г. между повелением о восстановлении города и пришествием Вождя-Помазанника (буквально "Мессия-Вождь" [Л.8]).
      "Помазанник из Дан.9:25 - это кто-то из времён самого Даниила или вскоре после него" [Л.5, стр. 250], "возможно, помазанным является Кир, персидский царь, или Зоровавель, потомок дома Давида, или Иисус-первосвященник, связанный с Зоровавелем" [Л.14, стр. 155].
     Напротив, большинство толкователей относят ст. 25 к Господу Иисусу Христу, началу публичного служения Иеhошуа ха Машиах (Ин.4:25, 26; рис.1).
      Всё же и здесь нет единого взгляда. В зависимости от начала отсчёта (даты указа), называются разные годы окончания второго срока: 25-й от Р.Х. [Л.25], 26-й год [Л.13, 17], 27-й [Л.6, 16], с 29 по 30 г.г. [Л.9], с 27 по 34 годы [Л.8], 33-й год [Л.12, 16].
     "Некоторые богословы считают, что этот период закончился в тот самый день, когда Господь торжественно вошёл в Иерусалим" [Л.10; Л.12]. Или "речь идёт не просто о приходе Мессии, но конкретно о Его смерти" [Л.29, стр. 1038].

4. Смерть  Помазанника (9:26)

      Что произошло по окончании 2-х пророческих интервалов? после торжественного въезда Царя в Йерушалаим (Зах.9:9).

     "И по истечении (После) шестидесяти двух седьмин (семилетий) предан будет смерти Христос (Помазанник), и не будет (у Него ничего не останется); а город и святилище разрушены будут народом вождя, который придёт, и конец его будет как (подобно) от наводнения, и до конца войны будут опустошения" (Дан. 9:26; в скобках, текст из [Л.17]).

    "Скорее всего, речь идёт об Онии III, первосвященнике, который был казнён Антиохом Епифаном в 171 г. до н.э. Многие исследователи находят эту гипотезу неоспоримой ..." [Л.7; Л.5].
      Нет, данную гипотезу легко оспорить. Сирийский царь Антиох IV Епифан (правил с 175 г. по 164 г. до Р.Х.) не разрушал Бейт а-Микдаш, лишь ограбил да осквернил его [Л.20, стр. 1040]. Но в пророческой вести утверждается, "город и святилище разрушены будут" (9:26, б).
      Опустошение произошло в 70-м году от Р.Х., "когда римская армия разрушила Иерусалим и храм ..." [Л.9]. Оттого в Помазаннике богословы видят, как правило, Спасителя [Л.6, 8-17, 27-29]. Ибо написано, "предан будет смерти Христос" (ст.26, а),  "и не будет", по-видимому, "еврейский народ более не будет народом Мессии" [Л.12].
     В древности военные победы, захват, уничтожение поселений приписывались царям (вождям), но в ст.26 читаем, "город и святилище разрушены будут народом вождя". Так и случилось.
     Главнокомандующий римскими войсками Тит Флавий (79-81 г.г. от Р.Х.), сын императора Веспасиана, "как известно, хотел пощадить храм, давал об этом несколько приказаний своим солдатам, но они на этот раз ослушались его" [Л.6]. "Один из римлян, бросив горящую головню в северную пристройку, поджёг сооружение. Пламя быстро охватило здание, и Храм рухнул" [Л.20, стр. 1041].
       Сам Йерушалаим тоже оказался полностью разрушенным, сохранились лишь три башни дворца Ирода (там же, стр. 377). В точности исполнились слова да видения, ранее открытые Даниэйлу, "конец его будет как от наводнения" (9:26, в), "с этого момента история города будет полна войн и разрушений" [Л.29, стр. 1039].

5. Последнее семилетие (9:27)

      Третья, последняя стадия пророчества насчитывает всего 7 лет, но очень насыщенных по количеству да размаху важнейших происшествий. "Во время последней седьмины будут происходить события вселенского масштаба" [Л.27, стр. 996].

     "И утвердит завет для многих одна седьмина (Он заключит прочный союз со многими), а в половине седьмины (в середине семилетия) прекратится жертва и приношение, и на крыле святилища будет мерзость запустения (опустошающая мерзость), и окончательная предопределённая гибель (конец) постигнет опустошителя" (9:27; в скобках, текст из [Л.17]).

     "Сторонники "позиции Первого пришествия" видят в этих словах указание на земное служение Христа. Те же, кому ближе "позиция Второго пришествия", полагают, что между событиями, предсказываемыми в ст.26 и 27, пролегает некоторый промежуток времени ..." [Л.16].
       Отнють. В ст. 27 не может подразумеваться ни Первое пришествие (версия авторов [Л.6, 8]), ни тем более период завоеваний и смерти Антиоха IV Епифана, как ошибочно считается в [Л.5-7, 18, 28]. Потому что ещё не сбылось НИ ОДНО из 6-и обещаний, данных израильтянам (ст.24), в т. ч. "помазать (освятить) святая святых"  (пер. [Л.4]).
      После насильственной смерти Христа Владыки (9:25, 26, рис. 2) освящения  иерусалимского храма НЕ произошло. Наоборот, в 70-м году от Р.Х. здание Бейт  а-Микдаш, его святая святых,  оказались  разрушены "народом вождя" (ст.26),  т.е. римлянами под  командованием Тита.
    "Напрашивается вывод о том, что между 69-ой и 70-ой "седьминами"  предусмотрен был интервал" [Л.12, стр. 379; Л.9; Л.21, стр.56, 57],  "неопределённой продолжительности" [Л.13; Л.16], "нераскрытый промежуток"  [Л.25, 29].
     Сверх того, "вспомним о "стёртости" временных границ в видениях  пророков!" [Л.12, стр. 142]. Иными словами, все перипетии последнего  этапа  (из 490 лет) правильно отнести  к далёкому будущему, ко Второму пришествию  Господа.  
      "Наступают последние семь лет пророческого календаря, который Гавриил   дал Даниилу,- период, который нам известен как "период великой скорби",  или "день Господень" [Л.9; Л.12]. "Здесь ясно говорится о последнем суде при  Втором пришествии" [Л.11; Л.10, 17]. "Продолжаться 70-ая "седьмина" будет до возвращения на землю Иисуса Христа" [Л.12, стр. 380].
       Верно, но когда же начнётся последняя семилетие? Многие христиане полагают, сразу за восхищением Церкви, но в Библии данное утверждение отсутствует.

6. Заключение  соглашения (9:27, а)

      Главное событие для ам Йисраэль, окончившее первый важный этап, восстановление Йерушалаима (9:25). Второй, завершился смертью Помазанника (ст.26), третий, окончится подписанием договора.

      "И утвердит завет для многих одна седьмина ..." (9:27; "Он заключит договор со многими", пер. [Л.18]).

      Наиболее популярное толкование ст. 27, тайновидец предсказывает подписание и последующее расторжение соглашения антихристом, "политическим диктатором в масштабе всей планеты"  [Л.12, стр. 380]. Однако в работе [Л.28] справедливо замечено. "В этом тексте не утверждается, что завет семи лет будет заключён антихристом, и что он будет нарушен в половине седьмины" (стр. 178, 179).
      Чтобы экзегеза ст. 27 оказалась достоверной, необходимо ответить на вопрос "кто такие «многие»?". Авторы перевода [Л.4] предполагают, "союз с властителями", или с "многими народами" [Л.19]. Но такой перевод противоречит ст.24,  историческая эпоха предназначена "для народа твоего", т.е. Израиля, значит  действие относится к евреям [Л.12].
      Скажем, с израильтянами двухсторонние обещания удостоверит римский князь, по версии автора [Л.29, стр. 1039]. Какой конкретный документ имеется в виду? "Слово "завет" (евр. "берит") употребляется в Св. Писании для обозначения союзов между народами, отдельными лицами, но чаще всего, а в книге пророка Даниила по преимуществу, для обозначения завета,- союза Бога с людьми" [Л.6, стр. 266].
      Верно. Именно о таком "берите" говорит нави, используя слово "завет" в книге, иногда добавляя прилагательное "святой" (11:28, 30). Кто имеет право на  святое соглашение "Бога с людьми"?  Авторы работы [Л.15] считают, "ст.27а может относиться к Христу, Который утвердит завет Божий ..." (стр. 394). Или, более категорично. "Имеется в виду то, что Мессия ("Христос", ст.26) утвердит Новый Завет ..." [Л.26, стр. 514].
       Логично. Во-первых, о Нём шла речь в предыдущих ст. 25, 26. Во-вторых, последние семь лет - интервал, " который нам известен как "период великой скорби" [Л.9], по его окончании возвратится Иисус (Мт.24:21, 27-30).  Его пришествие предсказал Йешайа. "Ибо вот, тьма покроет землю, и мрак - народы; а над тобою воссияет Господь, и слава Его явится над тобою" (Ис.60:2). 
       В-третьих, Кому ещё как не Сыну Божьему достигнуть договорённости с ам Йисраэль? ранее Его отвергнувшим; посему обещано. "И сей завет им от Меня (Я заключу с ними этот договор), когда сниму с них (уничтожу) грехи их" (Рим.11:27; в скобках, текст из [Л.18]).
      О будущем уговоре между Богом и покаявшимся народом есть немало пророчеств в Ветхом Завете (Иер.31:31-34, 32:40-42; Ис.55:3, 61:8; Иез.20:37, 34:23-25, 37:26). ВСЕ они обязательно исполнятся. Принятие нового обета произойдёт при возвращении Господа, по завершении последних 7 лет, вот почему написано. "И утвердит ("заключит" [Л.17, 18]) завет для многих одна седьмина" (Дан.9:27, а).
      Сообразно с Писанием, этап скорби состоит из двух половин по 42 месяца каждая. Первая, годы "скорби дней тех" (Мт.24:29); вторая половина, "великая скорбь, какой не было от начала мира" (ст.21).
      Разделит семилетие на два равных отрезка знаменательное событие, "явится знамение (знак) Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся (зарыдают в отчаянии) все племена (народы) земные (на земле) ..." (24:30; в скобках, текст из [Л.18]).

7. Середина  семидесятой  седьмины (9:27, б)

      Согласно пророчества (9:24), последние 7 лет окончатся: 1) прекращением преступлений; 2) уничтожением греха; 3) искуплением вины; 4) установлением справедливости; 5) исполнением предсказаний; 6) освящением Храма перед возвращением Господа [Л.22, 23].
      Что будет предшествовать указанным событиям, произойдёт в середине последнего семилетия? Такое важное как смерть Христа (ст.25) или заключение завета (ст.27, а). Даниэйл услышал:

     "а в половине ("середине") седьмины прекратится жертва и приношение, и на крыле святилища (последних двух слов нет в Масоре [Л.4]) будет мерзость запустения ("опустошающая мерзость"), и окончательная предопределённая гибель ("конец") постигнет опустошителя" (9:27, б; в кавычках, текст из [Л.17]).

       Ключом к пониманию ст.27 может служить его окончание, т.е. фигура истребителя народов (Иер.4:7) трагических дней великой гибели (ст.6). К сожалению. "Смысл этого текста (Дан.9:27) в еврейском языке неясен" [Л.17]. Если разорителем последних дней не могут быть ни Антиох Епифан, ни полководец Тит Флавий, ни гипотетический человек-антихрист, тогда кто?
       Для ответа на поставленный вопрос надобно вспомнить о снах царя Навуходоносора II [Л.1] и самого пророка [Л.2, 3]. Особенно интересно видение небольшого серповидного рога, вызывающего изумление экзотичностью.
     Острый вырост (евр. "кэрэн") и есть зооморфно персонифицированный образ "опустошителя" (рис.3); "он"  явится как "вождь", представленный Даниилу прежде в образе одиннадцатого  (небольшого) рога  на голове четвёртого зверя (см.7:8)" [Л.12, стр. 380].
      Убийца всего живого, освещаемый солнцем, сбросит с неба часть воинства небесного, часть  звёзд (8:10),  "будет производить удивительные ("Чудовищные" [Л.18]) опустошения" (ст.24, б) на земле;  "губить сильных и народ святых" (24, в).
     В результате сокрушения всех построек на земле (7:23), вплоть до раздробления  строительных  материалов, унесённых сильным ветром (2:35), наступит "мерзость запустения" (9:27).
      Гористая Иудея превратится в равнину (Зах.14:10), Елеонская гора расколется пополам  (ст.4),  "город великий" распадётся "на три части" (Отк.16:19); даже на Храмовой горе  окажутся гадости  опустошающего (Дан.9:27, [Л.8]).
       Нет ни храмовой жертвы ни приношения, "власть мерзостная будет существовать, пока  не наступит полное уничтожение и предназначенное не постигнет разрушителя" (ст.27,  пер. [Л.4]). Разоритель "будет сокрушён - не рукою" (8:25), разрушится да  сгорит в огне  вместе со зверем (7:11).

8. Конец  непостижимых  событий (12:10)

      Вопреки призыву архангела Гавриила, "знай и разумей (пойми)" (9:25), здравомыслящий Даниэйл далеко не всё уразумел из открытого ему поразительного шокирующего видения (ст.23, 12:8).
      На вопрос одного из ангелов. "Сколько времени пройдёт до конца этих непостижимых событий?" (ст.6, пер. [Л.17]), нави услышал ответ. "Год, два года и полгода" (пер. ст.7, "То есть 3,5 года" [Л.17; 19, 29]).  От начала Великой гибели (Иер.4:6) в середине семилетия (Дан.9:27), до её окончания с пришествием Господа [Л.22, 23] пройдёт 3,5 года (12:7, Отк.12:14).
     "Итак, с начала великой скорби до её конца пройдёт ... три с половиной года, 1260 дней)"  [Л.29, стр. 1044]. Трагическое "время тяжкое, какого не бывало с тех пор, как существуют люди" (Дан.12:1).
      В ту пору "полностью сокрушены будут силы народа священного" (ст.7, пер. [Л.4]). Рог, вместе с невиданным зверем из великого моря (7:19-25, Отк.13:1), станет воевать против святых. 
     Чудо-юдо одержит победу (13:7), "дана ему власть действовать сорок два месяца" (ст.5; 3,5 года), что равнозначно 1260 дням, в течение которых ам Йисраэль скрывается в пустыне (12:6).
      Какое влияние на жителей окажут непостижимые для пророка (Дан.12:8), поразительные даже для нас перипетии? их смысл скрыт "до последнего времени" (ст.9). Провидец услышал ответ.

     "Многие очистятся, убелятся и переплавлены будут в искушении; нечестивые же (злодеи) будут поступать нечестиво (будут злодействовать), и не уразумеет (не поймут) сего никто из нечестивых (все злодеи), а мудрые уразумеют (поймут)" (12:10; в скобках, текст из [Л.4]).

     В годы Великой скорби многие переплавятся в небывалых по тяжести испытаниях (Зах.13:8, 9); "обратившись к Спасителю" [Л.12]. Очистятся, станут "Чистыми или пригодными для служения Богу" [Л.19]. В праведности проявится мудрость служителей, понимание смысла наказания лукавого рода сего.
      Злодеи же "будут поступать нечестиво", продолжая злодействовать (Дан.12:10), никто из них ничего не поймёт до тех пор пока не явится Всевышний (Ис.24:14-16, Иез.20:40-44, Зах.14:16-19). Он один силён смирить всех, кто ходит в гордыне (Дан.4:34).

9. Загадочные 2 периода (12:11-13)

       Пророк получил откровение о будущих 70 седьминах истории своего народа (9:24-27), в т.ч. о самой важной (второй) половине последнего семилетия (ст.27), продолжительностью 3,5 года (12:7). Затем ему посылаются дополнительные сведения.

    "Со времени прекращения ежедневной жертвы и поставления мерзости запустения (установления мерзости безмолвной) пройдёт тысяча двести девяносто дней.  Блажен (Счастлив), кто ожидает (дождётся) и достигнет тысячи трёх сот тридцати пяти дней" (12:11, 12; в скобках, текст из [Л.4]).

      Здесь речь о деятельности Антиоха Епифана, предполагается в [Л.6]. "Сообразно с этим и цифровые данные ст.11-12 должны определять её продолжительность" (стр. 271). Напротив. "Значение этих временных периодов невозможно определить однозначно" [Л.16].
       В Откровении Иоанна тот же промежуток "определяется как 42 месяца"  (Отк.11:2) и 1260 дней (Отк.11:3). Каким образом "объяснить "излишек" в 30 дней (1290 дней по сравнению с 1260)?" [Л12, стр. 392]. Пояснить "излишек"  можно так. 
      Этап  в 3,5 года или 42 месяца, или 1260 дней начинается в эсхатологический Йом Адонай (новозаветная "Великая скорбь"), а завершается пришествием Иисуса Христа [Л.12, Л.22-24]. Следовательно 1 290 великоскорбных вечеров-утр также окончатся  радостным историческим событием, возвращением Спасителя в силе и славе.
      Всё же начинается указанный срок  не в День Господень, час гнева Его, а на 30 суток раньше.  "Вероятно, мерзость запустения появится в иерусалимском храме за тридцать дней до начала великой скорби ..." [Л.29, стр. 1044].
      Именно, "за тридцать" от начала "установления мерзости безмолвной" (12:11, пер. [Л.4], тогда жители начнут покидать города во всех странах. Разумеется и Иерусалим, который быстро опустеет, его оставят почти все жители [Л.24].
     При появлении "мерзости запустения" все богослужения в столице ("ежедневная жертва") прекратятся; тем не менее. "Значение 1290 дней и 1335 дней не вполне понятно ..." [Л.9]). Да, "не вполне понятно", но поддаётся исследованию.
      Окончание массовой эвакуации из Йерушалаима послужит точкой отсчёта как 1290 суток, так и 1335. Но последний срок завершится на 45 дней позже первого, окончится с началом ранних осенних  дождей; после более чем 3-х летней сильнейшей всемирной засухи [Л.24].
      Выжившие в дни скорби, "кто ожидает и достигнет" и переживёт 1335 дней, начнут радоваться благословенным дождям, обретут благополучие в наступившем Божьем царстве на земле (7:14, 27). Что же будет с Даниэйлом?
    
      "А ты иди (своим путём) к твоему концу, и упокоишься (обретёшь покой) и восстанешь для получения твоего жребия (то, что тебе суждено) в конце дней" (12:13; в скобках, текст из [Л.18]).

 
ЛИТЕРАТУРА

1. Статья "19. Комментарии к Книге пророка Даниила. Пророческий сон Навуходоносора (2:31-35, 44, 45)".
2. Статья "20. Комментарии к Книге пророка Даниила. Глава 7 - Пророческий сон Даниила".
3. Статья "21. Комментарии к Книге пророка Даниила.  Малый рог (8:9-14, 23-27)".
4. Кетувим.- Йерушалаим: Мосад Арав Кук, 1978.- 394 с.
5. Даума Йохем. Дорогами Ветхого Завета. Т.4. Большие пророки.- Черкассы: Коллоквиум, 2012.- 280с.
6. Толковая Библия. Комментарий на все книги Святого Писания. Под ред. Лопухина А.П. Том 2.- Минск: Харвест, 2001.- 1 312 с.
7. Библейский культурно-исторический комментарий. Часть 1. Ветхий Завет.- СПб.: Мирт, 2003.- 984с.
8. Щедровицкий Д.В. Пророчества Книги Даниила.- М.: Теревинф, 2003.- 278 с.
9. Уоррен Уирсби. Комментарий на Ветхий Завет. В 2-х т. Том II. Ездра - Малахия.- СПб.: Библия для всех, 2011.- 1 111 с.
10. Хэдинг Джон. Книга пророка Даниила.- Ровно: Живое слово, 2006.- 204 с.
11. Учебная Библия с комментариями Джона Мак-Артура.- Минск: Славянское Евангельское общество, 2004.- 2 201 с.
12. Толкование Ветхозаветных книг. От книги Исаии по Книгу Малахии.- Ашфорд: Славянское миссионерское издательство, 1966.- 602 с.
13. Библейский справочник Геллея.- СПб.: Библия для всех, 2002.- 787 с.
14. Уоллес Рональд. Книга пророка Даниила.- СПб.: Мирт, 2005.- 187 с.
15. Новый Библейский комментарий в 3 ч. Ч.2. Ветхий завет. Псалтирь - Книга Пророка Малахии.- СПб.: Мирт, 2000.- 571 с.
16. Новая Женевская учебная Библия.- Hanssler-Verlag, 1998.- 2 052 с.
17. Библия. Новый перевод на русский язык.- United Kingdom, Carlisle: Biblica Europe, 2011.- 1 185 с.
18. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета, канонические. Современный русский перевод.- М.: Российское библейское общество, 2011.- 1 408 с.
19. Библия. Современный перевод Библейских текстов.- М.: World Bible Translation Center, 2002.- 1150с.
20. Ринекер Ф., Майер Г. Библейская энциклопедия Брокгауза.- Кременчуг: Християнська зоря, 1999.- 1 088 с.
21. Вуд Леон Дж. Библия и события будущего: Обзор событий последних дней.- СПб.: Библия для всех, 2006.- 213 с.
22. Статья "10. Комментарии к Книге пророка Малахии. Ст. 3:1-3; 4:1-6 - Пришествие Господа".
23. Статья "6. Комментарии к Книге пророка Исаии. Пришествие Господа (40:1-5, 52:7-10, 60:1-3)".
24. Статья № 14"Числа".
25. Баракман Х. Флойд. Практическая христианская теология. Всестороннее исследование основ христианского вероучения.- М.: Ассоциация "Духовное возрождение" ЕХБ, 2002.- 958 с.
26. Комментарии в Ветхому и Новому Заветам.- Минск: Фонд "Лютеранское культурное наследие", 2007.- 832 с.
27. Славянский библейский комментарий.- Киев: ЕААА, Книгоноша, 2016.- 1840 с.
28. Уилмот Джон. Толкование библейских пророчеств о последнем времени.- Одесса: Христианское просвещение, 2010.- 360 с.
29. Макдональд У. Библейские комментарии для христиан. Ветхий Завет.- Bielefeld: CLV, 2009.- 1142с.
День Господень