Комментарии к Книге пророка Малахии. Ст. 3:1-3; 4:1-6 - Пришествие Господа

"Вот ... внезапно придёт в храм Свой Господь,
Которого вы ищете, и Ангел завета, Которого
вы желаете; вот, Он идёт, говорит Господь
Саваоф" (Мал. 3:1)
 
"Когда же приидет Сын Человеческий во славе
Своей  и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет
на престоле славы Своей" (Мт.25:31)
 

1. Вступление

      Последний ветхозаветный пророк, оставивший собрание своих речей, Малахия. В евр. транскрипции "Малахи" означает "Мой посланник" или "Мой вестник"; о его рождении, жизни, смерти ничего неизвестно [Л.1-9].
      Более того, некоторые богословы сомневаются в том, что слово "Малахия" в надписании (Мал.1:1) собственное имя, считая его просто указанием на миссию нави [Л.9]. Другие, отстаивают версию "собственного имени" [Л.2-4, 6, 7] или склоняются к ней [Л.5, 8].
     Предшественники пророка, Аггей и Захария, объявляли весть Господа иудеям, вернувшимся в 536-538 годах до Р.Х. из вавилонского плена в количестве около 50 тысяч человек [Л.1, 4], они построили второй иерусалимский храм к 515 году. Малахи пророчествовал после указанных событий [Л.2, 3], в период с 480 г. по 450 год [Л.8, 9].
      Слово Йахвэ пленным возвещали Иезекииль, Иеремия, Даниил. Перед вавилонской неволей, с 605 по 722 г.г., пророчествовали Софония, Иеремия, Наум, Аввакум, Авдий. До ассирийского плена (до 722 г.) выступали Иоиль, Амос, Михей, Осия, Исаия.
      Время написания книги. В точности неизвестно, по-видимому,  во второй половине V века до Р.Х. [Л.4], между 450 и 430 годами [Л.7], сразу за 433 г. [Л.5].
      Композиция ст. 3:1-3, 4:1-6. Автор работы [Л.9] отмечает. "У Малахии нет полного представления о последовательности событий последнего времени ..." (стр. 180, 181), их можно изложить в следующем хронологическом порядке.
            1. Призыв повиноваться Богу (4:4).
            2. Обещание пришествия Илии  (4:5, 6).
            3. Йом Адонай:
                  а) гибель нечестивых в огне, очищение священников (4:1, 3:2, 3);
                  б) Ангел завета в храме (3:1);
                  в) мессианское царство (4:2, 3).           
       Главная тема. Явление Посланника в иерусалимском храме по окончании великого страшного Дня Господня.
     Цель написания. Призвать непокорных повиноваться Богу, соблюдая Тору, правила да уставы Его, в преддверии дня, пылающего словно печь.
      Содержание. Провидец напоминает слушателям о законе Моисея (4:4), постоянные нарушения соглашения с Йахвэ приведут к наказанию в Йом Адонай (ст.5). Перед его наступлением Всевышний пошлёт пророка Илию  для примирения отцов с детьми (ст.6).
      Грядущий день спалит всех нечестивых будто солому (4:1), никто не сможет выдержать тот День (3:2), плавящий людей будто металл, очищая их от примесей словно переплавкой серебристого свинца (ст.3).
      Затем в третий Дом молитвы внезапно придёт Господь (3:1) для заключения нового завета с народом, забывшим закон Моисея (4:4); над Храмом взойдёт Солнце правды (ст.2) для исцеления остатка, попирающего пепел нечестивых (ст.3).
      Проблемы толкования. К какому периоду следует отнести предсказания в ст. 3:1-3 и 4:1-6, изложены ли они в хронологической последовательности. О каких персонажах речь в ст. 3:1, исполнился ст. 4:5 или нет.

2. Пришествие (3:1)

       В предыдущих комментариях на книги "малых" пророков сообщалось о посещении Вседержителем земли (Аввакум. Глава 3 - Богоявление; Наум. Глава 1 - Гнев Господень), эсхатологическом Йом Адонай (Иоиль. Нашествие саранчи; Софония. День Господень), Его суде над народами (Амос. Глава 8 - Время суда; Осия.  Судьба Израиля), строительстве Бейт а-Микдаш (Аггей. Последний храм).
      Перечисленные события, в той или иной мере, нашли отражение в манускрипте последнего ветхозаветного пророка (Мал.3:1 - 4:6; в Масоретском тексте они объединены в ОДНУ главу [Л.10]). Устами нави, Йахвэ Элохим возвещает.

      "Вот, Я посылаю Ангела ("вестника") Моего, и он приготовит путь предо Мною, и внезапно придёт в храм Свой Господь, Которого вы ищете, и (Посланец) Ангел ("Вестник") завета, Которого вы желаете (жаждете); вот, Он идёт (придёт), говорит Господь Саваоф (Всемогущий)" (3:1; в скобках: текст из [Л.11], в кавычках - из [Л.12]).

      "Мысль о приготовлении пути для Господа встречается и в Ис.40:3. Эта концепция, вероятно, восходит к существовавшему на древнем Ближнем Востоке обычаю посылать вестников, предупреждавших местных жителей о приближении царя и требовавших, чтобы к его визиту всё было подготовлено" [Л.20, стр. 943].
      Толкование загадочного стиха 3:1, в т.ч. определение его персонажей, зависит от срока, к какому можно отнести его исполнение. Если к началу новозаветной эпохи, тогда здесь пророчество о служении Иоанна Крестителя [Л.5, 7, 13] - Ангела, точнее вестника Господа (ст.3:1, а). О нём говорил слушателям Учитель (Мт.11:7-10, Лк.7:27, Мк.1:2).
     Йахвэ Элохим пошлёт также Ангела завета, Он придёт в иерусалимское святилище (3:1, б). "Тут, несомненно, откровение о пришествии Сына Божиего Иисуса Христа ..." [Л.7, стр. 597].
      Другие комментаторы предполагают, вестником был сам Малахия или пророк Илия, ангел - вестник либо представляющий Яхве, либо Сам Яхве [Л.3, 9]. "Ясно, что традиционная мессианская фигура из дома Давида здесь отсутствует; вместо неё можно видеть только прямое вмешательство Самого Господа" [Л.9, стр. 177].
      Последняя версия лучше соответствует контексту (3:2, 3; 4:1, 5), чем первая. Всё же она не учитывает явного различия между посылаемым Ангелом завета, такой титул в Библии больше не встречается, и Саваофом, посылающим Вестника.
      Не простого Посланника, а имеющего Божественные полномочия для суда, наказания, заключения соглашения (3:1-3); в Его лице, "внезапно придёт в храм Свой Господь" (3:1, б).

3. Спрессованное время

      Третья группа богословов [Л.1, 2, 4], примиряет предыдущие точки зрения, разделяя ст.1 на 2 периода. "Первое пророчество Малахии (т.е. 1, а) касается первого пришествия нашего Господа в благодати и милости, а это второе пророчество (1, б) говорит о Его втором пришествии, для суда ..." [Л.1, стр. 1094].
     В таком случае мы имеем дело с "прогрессирующим исполнением" предсказаний [Л.14, стр. 14] или "спрессованным временем" [Л.7, стр. 178, 429]. Когда разделённые длительным промежутком происшествия воспринимаются провидцем словно ОДНО [Л.15].
     "Исполнение этого пророчества (т.е. 3:1), предварённое Первым Пришествием Христа, во всей полноте совершится при Его Втором Пришествии" [Л.4, стр. 1348].
      Логично. Но если обещание в ст.1 завершится приходом нашего Господа в "храм Свой", тогда к указанному историческому событию нужно построить третье святилище (рис.1).
      Несмотря на то, что христиане не видят смысла в его строительстве, полагая, Церковь есть храм Бога живого. Напротив, пророки утверждают, Бейт а-Микдаш будет восстановлен в последние дни (Мих.4:1, Иер.30:18, Иез.37:26, Агг.2:9).
      Воссоздан после того, как произойдёт "великое разрушение на холмах" (Соф.1:10), Елеонская  гряда разделится пополам (Зах.14:4), город Иерусалим распадётся на 3-и части (Отк.16:19), гористая Иудея превратится в равнину (Зах.14:10).
    Затем восстановленный Храм, его измерить велено Иоанну (Отк.11:1, 2), станет местом обитания Господа. Он поселится в Доме молитвы для всех народов (Зах.2:10-12, 8:3, 14:9; Иоил.3:17; Соф.3:15; Ис.56:7; Иез.37:27, 28, 43:7).
     Тоже самое обещано Иисусом Христом: "когда весь мир обновится",- вследствие катастрофических перипетий Великой скорби, "Сын Человеческий сядет на престоле Своей славы" (Мт.19:28, пер. [Л.12]).
      Его слава триумфально войдёт в Бейт Элохим через восточные ворота в ограждающей территорию опорной стене. Шехина "наполнит весь храм" (Иез.43:1-5), сияет над всем городом (Ис.60:1-3), ночью и днём (ст.19).
      Он заключит "новый завет" с покаявшимся израильским народом, ранее отвергавшим Его (Иер.31:31-34, Иез.37:26, Ис.61:8). Очевидно по данной причине Малахия называет Иеhошуа ха Машиах "Ангел завета" (3:1, б). Что же произойдёт ДО возвращения Его в иерусалимский Бейт Адонай?

4. Богоявление (3:2)

       За несколько лет до Его появления в храме (3:1) состоится таинственная теофания, сопровождаемая катаклизмами в природе [Л.16]. Небесный Воитель обещает, "Я потрясу небо и землю, море и сушу, И потрясу все народы ..." (Агг.2:6, 7). Позднее Дом Бога наполнится славой Его (ст.7, б).
      В других пророчествах видим, сначала  орудия суда, великий страшный Йом Адонай, гибель населения (Соф. гл.1, 2; Иоил.2:1-11; Ис.13:6-13, 24:1-22). Потом спасение остатка (Соф.3:9-13, Иоил.3:23-27), воцарение Спасителя на земле (Соф.3:15-17, Иоил.3:17, Зах.14:9, Ис.24:23), которая по праву принадлежит Ему (Иез.21:27).
       Иисус Христос указывает на такую же последовательность. Дни скорби и астрономических знамений на небе, плач всех народов, смерть жителей; по окончании Великой скорби, она же великая гибель (Иер.4:6), торжественная паруссия (Мт.24:21, 22, 29, 30; Лк.21:11, 25-27).
       Ветхозаветный тайновидец, сообщая то же самое, излагает трагические события в обратном хронологическом порядке: тихая паруссия (Мал.3:1), грозная теофания (ст.2).

     "И кто выдержит день пришествия Его, и кто устоит, когда Он явится? Ибо Он - как огонь расплавляющий (словно огонь плавильной печи) и как щелок (словно щёлочь) очищающий" (3:2; в скобках, текст из [Л.17]).

       Богоявление  вызовет каскад катаклизмов мирового масштаба: ураганный ветер, мощное землетрясение, всепожирающий огонь (Авв.3:3-11, Агг.2:6, Наум.1:3-6). Разрушительное явление Всевышнего миру следует отличать от тихого  пришествия Его (Мал.3:1, 4:2; Иез.43:4, 5; Лк.21:27).
      "И вот, Господь пройдёт, и большой и сильный ветер, раздирающий горы и сокрушающий скалы пред Господом; но не в ветре Господь. После ветра землетрясение; но не в землетрясении Господь. После землетрясения огонь; но не в огне Господь. После огня веяние тихого ветра" (3Цар.19:11, 12).   
       Что же имеет в виду пророк в ст.3:2? характеризуя теофанию странными терминами. Авторы толкования [Л.7] пишут. "В образах "огня расплавляющего" и "щелока очищающего" выражена непреодолимая сила духовного очищения, которому Бог подвергнет народ Свой" (стр. 597).
     Данного мнения придерживаются другие комментаторы, например [Л.1, 2, 4, 9]. Однако такая однобокая интерпретация противоречит контексту (4:1) и тексту самого стиха 3:2, а именно, устрашающему вопросу в его начале.
       Схожее обращение, не требующее ответа, содержится в книге нави Йоэйла, "ибо велик день Господень и весьма страшен; и кто выдержит его?" (Иоил.2:11, б). Он рассказывает о вызывающем ужас нашествии небесного воинства Эль Шаддай (2:1-10), от беспощадных оккупантов нет спасения никому (ст.3).
       Псалмопевец Асаф риторически спрашивает, "кто устоит пред лицем Твоим во время гнева Твоего?" (Пс.75:8, б). Апостол Иоханан, передавая видения земных и космических глобальных катастроф (Отк.6:12-14), бегства жителей всех сословий в пещеры да ущелья гор (ст.15), задаёт тот же вопрос. "Ибо пришёл великий день гнева Его, и кто может устоять?" (ст.17).
      Иоанн Креститель утверждает (Мт.3:10-12), Тот, Кто придёт, будет крестить Духом Святым (в первое пришествие) и огнём (ст.12, 13:38-42) во второе. Значит в Мал.3:2 говорится не о духовном очищении еврейского народа [Л.7, стр. 597] в Йом Адонай, тогда о чём?

5. Пламень  расплавляющий (4:1)

       Ответ на поставленный выше вопрос содержится в самой рукописи Малахии (4:1), в Масоре - ст.19, той же 3-й главы.
     
      "Ибо вот, придёт день (Приходит время суда), пылающий как (раскалённая) печь; тогда все надменные ("дерзкие") и поступающие нечестиво ("все злодеи") будут (гореть) как солома, и попалит их грядущий день, говорит Господь Саваоф (В те дни будут они, как горящий в огне куст), так что не оставит у них ни корня ни ветвей" (4:1; в скобках: текст из [Л.11], в кавычках - из [Л.17]).

       Здесь речь не о духовном очищении, по ошибочному предположению авторов [Л.7]. Буквальная физическая гибель обрушится в Йом Адонай (4:5), великий да страшный [Л.18], т.к. написано. "Всё истреблю с лица земли ... истреблю людей с лица земли, говорит Господь" (Соф.1:2, 3; Ис.24:1-6, Отк.6:8, 8:7-11, 9:18).
      Орудием истребления послужит чудовищный по силе да масштабам пожар (Иоил.2:3, Ис.66:16, 2Пет.3:6, 7), его создаст Сам Йахвэ Элохим (Иез.20:46-48). Огонь настолько сильный, что уничтожит всё на земле, от юга до севера (ст.47); расплавит скальный грунт (рис.2), словно металлы в плавильной печи (22:22).
      Причина невиданного  всеобъемлющего пожара - массивные небесные тела,  их  падение на Землю видел Иоханан (Отк.8:7-10, 9:1, 2).
      Мгновенно возникнет огненный шар с температурой в центре около 1 000  000 °С, расширяющийся во все стороны со сверхзвуковой скоростью [Л.19].
       Потерпевших будет жечь "сильный зной" (Отк.16:9),  ибо температура  приземного слоя тропосферы возрастёт до 400 оС [Л.19].
      В зоне мощного импакта вещество дробится, испаряется и плавится. Вот  почему  пророк называет впечатляющий эффект как "огонь расплавляющий"  (ст.3:2).  Понятно, в пламени высокотемпературной ударной волны погибнет всё  летающее,  плавающее, ползающее, бегающее (Соф.1:2, 3, Иоил.2:3).
      "Люди будут гореть, пока их кости не превратятся в известь, люди  сгорят быстро, словно кусты и колючки" (Ис.33:12, пер. [Л.11]; Синод. пер.  "И будут народы, как горящая известь, как срубленный терновник, будут сожжены в огне"). Даже камни распадутся, подобно раздробленному известняку (27:9).
      Все надменные, дерзкие, поступающие гнусно, злодеи да преступники вспыхнут точно сухая солома (Мал.4:1, б). Их кости будто известняк при обжиге превратятся в известь, провидит Йешайа,  не останется от нечестивых ни родственников ни потомков (Ис.24:6; Мал.4:1, в).
     "Грандиозные события последнего суда, которым завершится человеческая история, являются главной темой всех пророческих книг" [Л.7, стр. 602], в т.ч. произведения нави Малахии (3:1-3; 4:1-6).

6. Щёлок  очищающий (3:3)

      Тайновидец сравнивает Богоявление как с огнём, так со щёлочью (3:2). В древности, "Щелок использовался для стирки белья и очищения от загрязнения других предметов. Его получали из золы растения, произрастающего в Вавилонии, но не в Сирии-Палестине" [Л.20, стр. 943].
      В таком случае, откуда в "Сирии-Палестине" повсеместно возьмётся указанный остаток от сгоревших растений? его водным едким раствором Эль Шаддай собирается очистить Свой народ (3:3; Ис.1:25), вместо мыла.
      Древесная зола возникнет по причине крупномасштабных пожаров (Иоил.2:3, Соф.3:8, Наум.1:6, Отк.8:7),  в Израиль её занесёт движение взбудораженных ураганами воздушных масс в гомосфере. Растворяясь в воде, зола образует химическое соединение, раствор карбонатов калия (поташ) и натрия (сода), обладающий сильной щелочной реакцией. Такой раствор провидец называет "щелок очищающий" (3:2, б).
      Равным образом, ВСЕ нуждаются в очищении, в т.ч. ам Йисраэль, отвернувшийся от Спасителя своего. Оттого будет "суд у Господа с жителями сей земли, потому что нет ни истины, ни милосердия, ни Богопознания на земле" (Ос.4:1).
      Ошэйа обвиняет в нарушении завета с Яхве всех израильтян (4:1, 2.). Другие нави основную часть вины за удручающе низкое духовное состояние народа возлагают на элиту, в частности, на священников (Соф.3:1-4, Мих.3:1-11, Иез.22:26, Ис.28:7).
      Тоже самое делает Малахия, предупреждая о проклятии Элоах на семя священников (Мал.2:1-9). "Из-за вас Я накажу ваших потомков. Я забросаю ваши лица навозом ("калом" [Л.17], "помёт" - Синод пер.) ..." (2:3, пер. [Л.12]).
      Следами навоза (помёта) на лицах потомков пророк называет очевидно последствия наказания, "гнойные нарывы" (Исх.9:9, пер. [Л.12, 17]; Втор.28:59-61, Ис.1:6). Несомненно, в день Свой Всевышний запачкает лица священников, но очистит души их.

     "Он сядет подобно плавильщику, очищающему серебро, очистит левитов и переплавит их, как золото и серебро. Тогда у Господа будут люди, которые станут приносить дары в праведности" (Мал.3:3, пер. [Л.12]).

      Имеется в виду определение пробы серебра методом купеляции, окислительного плавления серебристого свинца с целью выделения из него благородного металла.  "Этот процесс включает нагревание образца серебра с большим количеством свинца для удаления различных примесей" [Л.20, стр. 943].
      В Йом Адонай, "пылающий как печь" (4:1, а), 2/3 израильтян истребятся вымрут, так утверждает Зехарйа (Зах.13:8); а 1/3, вместе со свинцовыми грехами их, подвергнется "купеляции", обещает Всемогущий. "И введу эту третью часть в огонь, и расплавлю их, как плавят серебро, и очищу их, как очищают золото ..." (13:9, а).
      Теперь лишённые примесей левиты, вместе с ними, все переплавленные да очищенные общины выживания начнут приходить в Дом молитвы на поклонение и служение Царю (14:16). Принесут дары Ему в праведности (Мал.3:3, б), "они будут призывать имя Моё, и Я услышу их и скажу: это Мой народ, и они скажут: "Господь - Бог мой!" (Зах.13:9, б).

7. Спасение (4:2)

      Когда мир очистится от греха огнём (4:1), в Храм придёт Господь (3:1). Его слава наполнит Бейт Элохим (Иез.43:1-5), освещая весь город Йерушалаим (Ис.60:1-3).

      "А для вас, благоговеющие (боящиеся) пред именем Моим, взойдёт (засияет) Солнце правды (спасения) и исцеление в лучах (крыльях) Его, и вы выйдете ("будете свободны и счастливы") и взыграете (умножитесь), как тельцы упитанные ("как освобождённые из стойла телята")" (4:2; в скобках: текст из [Л.10], в кавычках - из [Л.11]).

      Несмотря на некоторые расхождения в переводах [Л.10-12, 17], общий смысл стиха ясен. Для боящихся Господа, благоговеющих перед именем Его наступит чудесная эпоха, Сам Бог обитает среди них (рис.3).
     Одни толкователи полагают, в ст.2 содержится ссылка на Мессию, Иисуса Христа [Л.1, 4, 12], другие, на День Господень в целом [Л.7]. Третьи, воспринимают слова о Солнце правды точно символе справедливости [Л.2, 3, 20].
   "По всему древнему Ближнему Востоку боги солнца связывались со справедливостью ... В астральных религиях древнего Ближнего Востока солнце изображалось в виде крылатого диска" [Л.20, стр. 944], "возможно, этот образ Малахия заимствовал из представлений о крылатом солнечном диске, как символе божества ..." [Л.2, стр. 561].
       Всё же точность приведенных толкований [Л.2, 7, 20] сомнительна, на самом деле, в Библии солнцем называется Бог (Пс.83:12). Очевидно пророк имеет в виду Иеhошуа ха Машиах, Господа Иисуса Христа (Ин.4:25, 26; Ангел завета в Мал.3:1). Так в Новом Завете о возвращении Спасителя в силе и славе говорится 318 раз в 260 главах [Л.21, стр. 661].
       Для всех, испытывающих глубокое почтение к Нему, Благословенный есть Светоч правды, спасения, справедливости, свет миру. Многие придут в иерусалимский храм на поклонение Ему (Дан.7:14, Мих.4:1-3, Зах.14:16).
     Немощные получат не только физическое исцеление (Мал.4:2, Ис.19:22, Лк.5:17) от восходящего над ними сияния (Ис.60:3), словно от дневного светила, но и духовное очищение от греха (Зах.13:1), через познание Благословляющего (Ос.6:1-3).
     Продолжая описание мессианского царства, нави образно говорит о свободных счастливых его жителях, "вы выйдете  и взыграете, как тельцы упитанные" (4:2, 6; Соф.3:15-20, Мал. 4:3-7, 5:4, Иоил.3:18). "Тельцы, долгое время находившиеся в стойле, будучи выпущены на волю и увидев свет солнца, прыгают от избытка радости. Это картина радостной, энергичной и беззаботной жизни" [Л.4, стр. 1350].

8. Судьбы  праведников  и  нечестивых (4:3, 4)

      Обращаясь через пророка к неверному народу, Адонай обещает, наступит День Его, когда все снова увидят "различие между праведником и нечестивым, между служащим Богу и неслужащим Ему" (3:18).
      Судьба благочестивых, записанных в памятную Книгу (3:16), и участь поступающих безнравственно (ст.5) раскрывается в последующих стихах 4:1, 2 (в Масоре, 3:19, 20). Продолжается тема загадочно-непонятным стихом.

     "И будете попирать (топтать) нечестивых (грешников), ибо они будут (станут) прахом (пеплом, "золой") под стопами (ступнями) ног ваших в тот день ("судные дни"), который Я соделаю (определяю), говорит Господь Саваоф" (4:3; в скобках: текст из [Л.10], в кавычках - из [Л.11]).

      Как понимать? А так, "праведные станут для нечестивых орудием наказания Божьего" [Л.7]. Неужели в мессианском тысячелетнем царстве праведники попирают грешников (откуда они возьмутся после событий ст. 4:1?). Топчут их ногами? так следует из перевода [Л.12]. "Вы растопчете злодеев. Они станут пылью у вас под ногами ...".
       Вовсе нет, в Йом Адонай все дерзкие да злодеи сгорят (4:1), от них останется пепел (пер. [Л.10]) и зола [Л.11]. По такому праху ходят боящиеся Всевышнего (4:3), служащие Ему (3:18), оттого нави обращается к слушателям так.

     "Помните (и подчиняйтесь) закон Моисея, раба (слуги) Моего, который Я заповедал (дал) ему на Хориве для всего Израиля, равно как и правила и уставы ("предписания Мои и повеления")" (4:4; в скобках: текст из [Л.11], в кавычках - из [Л.17]).

      Чтобы современников провидца, в т.ч. их "ветви и корни", не постигла  участь  гордецов да злодев (4:1), он призывает ВСЕ поколения  помнить  закон,  подчиняться ему.
      Закон, в оригинале Тора (рис.4), её Йахвэ заповедал Моисею на Хорэйве,  горной местности с главной вершиной Синай [Л.8].
      В новозаветную эру верующие должны помнить и соблюдать заповеди  Господа Иисуса Христа (Ин.14:15). Ибо в Нём исполнился закон для тех, кто  живёт по Духу (Рим.8:1-4).

9. Служение  нави  Элийяху (4:5, 6)

     Адонай Цеваот обещал дать несколько небесных знамений, "прежде  нежели наступит день Господень, великий и страшный" (Иоил.2:30, 31).  Малахи же сообщает другой, земной признак.

      "Вот, Я пошлю к вам Илию пророка пред (перед) наступлением дня Господня (днём суда), великого и страшного" (4:5; в скобках, текст из [Л.11]).

      Стих 5 всегда привлекал особое внимание раввинов, христианских богословов, толкователей, комментаторов, потому что как и ст. 3:1 вызывал жаркие споры об их персонажах. Из приведенных двух стихов на роль вестника предлагались:  ангел, Малахия, Иоанн Креститель, Илья Фесвитянин, некий провидец, он придёт в его духе,  и т.д.
      Уменьшить круг претендентов позволит ответ на вопрос: "исполнилось пророчество ст.5 или нет?". Автор работы [Л.1] пишет. "Так как "день Господень, великий и страшный", не состоялся в новозаветные времена, мы вынуждены полагать, что Иоанн Креститель не был обещанным Илией, хотя и нёс служение, подобное Илии. А следовательно, это пророчество ещё не исполнилось" (стр. 1099).
     Логично (Ин.1:21). Тогда в ст.5 говорится о пришествии самого нави [Л.1, 9] либо "грядущий пророк будет призван нести служение, подобное служению Илии" [Л.2; Л.4], в его духе да силе [Л.7]. Можно предположить, вторым свидетелем Божьим из 11-й главы Откровения окажется человек подобный Моисею.
      Два великих тайновидца Элийяху и Мошэ упомянуты в последней главе заключительной книги Ветхого Завета, именно они явились Иисусу Христу при Его преображении (Мт.17:1-3). В чём конкретно выразится служение Ильи перед наступлением Йом Адонай? (Мал.4:5).

      "И он обратит (возвратит) сердца отцов к детям (сыновьям) и сердца детей (сыновей) к отцам их, чтобы Я пришед (дабы не пришёл Я и) не поразил земли (землю) проклятием (истреблением. Вот Я посылаю к вам Эйлийу-пророка перед наступлением дня Господня, великого и страшного)" (4:6; в скобках, текст из [Л.10]).

     Толкователи ст.6 затрудняются ответить, говорится о семейном примирении [Л.9], либо восстановления согласия между прошлыми поколениями [Л.3, 7] или о всеобщем покаянии [Л.4]. Скорее всего, речь о мирных отношениях родителей и детей в еврейских семьях.
      Вседержитель желает, чтобы в последние дни Его пророк возвратил сердца отцов (иудеев) их сыновьям христианам из организаций "Евреи за Иисуса", "Мессианские евреи", иных христианских собраний. Сердца же сыновей с любовью обратил к заблудившимся овцам, для исцеления.
       Если же примирения не будет, то придёт Небесный Воитель в страшный великий День Свой, поразит Эрец Йисраэль проклятием (4:6). Истребит всё дышащее, летающее, плавающее, ползающее, "истреблю людей с лица земли, говорит Господь" (Соф.1:2, 3, 10-18, 2:4-12, 3:6-8; Иоил.2:1-11; Ис.24:1-6, 17-20).
      Обещание Йахвэ Элохим обязательно исполнится. "Бог не человек - не солжёт; не как люди Он - не передумает. Неужели скажет Он и не сделает? Пообещает и не выполнит?" (Числ.23:19, пер. [Л.17]).


ЛИТЕРАТУРА

1. Уоррен Уирсби. Комментарий на Ветхий Завет. В 2-х т. Том II. Ездра - Малахия.- СПб.: Библия для всех, 2011.- 1 111 с.
2. Новый Библейский комментарий в 3 ч. Ч.2. Ветхий завет. Псалтирь - Книга Пророка Малахии.- СПб.: Мирт, 2000.- 571 с.
3. Даума Йохем. Дорогами Ветхого Завета. Т.5. Малые пророки.- Черкассы: Коллоквиум, 2012.- 355 с.
4. Учебная Библия с комментариями Джона Мак-Артура.- Минск: Славянское Евангельское общество, 2004.- 2 201 с.
5. Большой библейский словарь.- СПб.: Библия для всех, 2005.- 1 503 с.
6. Толковая Библия. Комментарий на все книги Святого Писания. Под ред. Лопухина А.П. Том 2.- Минск: Харвест, 2001.- 1 312 с.
7. Толкование Ветхозаветных книг. От книги Исаии по Книгу Малахии.- Ашфорд: Славянское миссионерское издательство, 1966.- 602 с.
8. Ринекер Ф., Майер Г. Библейская энциклопедия Брокгауза.- Кременчуг: Християнська зоря, 1999.- 1 088 с.
9. Хоуард Джеймс Гейли Дж. (Младший). Комментарии к книгам Ветхого Завета. Том 18.- Одесса: Всемирный союз баптистов, 1993.- 188 с.
10. Первые и последние пророки.- Йерушалаим: Мосад Арав КУК, 1975.- 1 002 с.
11. Библия. Современный перевод Библейских текстов.- М.: World Bible Translation Center, 2002.- 1 150с.
12. Библия. Новый Перевод на Русский Язык.- Herrljunga, Sweden:  Международное Библейское Общество, 2007.- 1 228с.
13. Деннет Э. Комментарии к книгам Захарии и Малахии.- Ровно: Живое слово, 2010.- 348 с.
14. Паш Р. Второе пришествие Иисуса Христа.- Gummersbach, Миссия Вестник мира, 1995.- 287 с.
15. Статья №1 "Признак и знамение  Второго пришествия Иисуса Христа".
16. Статья "3. Комментарии к книге пророка Аввакума. Глава 3 - Богоявление".
17. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета, канонические. Современный русский перевод.- М.: Российское библейское общество, 2011.- 1 408 с.
18. Статья "2. Комментарии к книге пророка Софонии. День Господень".
19. Статья №2 "Гог из земли Магог: конец мира сего".
20. Библейский культурно-исторический комментарий. Часть 1. Ветхий Завет.- СПб.: Мирт, 2003.- 984с.
21. Бойс Дж. Основы христианской веры.- Киев: Киевская Богословская Семинария, 2001.- 704 с.