Комментарии к Книге пророка Исаии. Великая скорбь (24:17-23, 2:10-22)

"Ужас и яма и петля для тебя, житель земли!
Тогда побежавший от крика ужаса упадёт в
  яму; и кто выйдет из ямы, попадёт в петлю;
ибо окна с небесной высоты растворятся
и основания земли потрясутся" (Ис. 24:17, 18)
 
"и сделалось великое землетрясение, какого
не бывало с тех пор, как люди на земле.
Такое землетрясение! Так великое! (Отк.16:18)
 

1. Вступление

      Автор работы [Л.1] отмечает. "Исаия предсказывает будущие события, не указывая их точную последовательность и разделяющие их промежутки времени" (стр. 945). Совершенно верно, посему первая статья [Л.2] и последующие изложены в соответствии с хронологией перипетий последних дней.
       Композиция ст.24:17-23, 2:10-22. 1. Введение, содержащее пророчество о бедствиях (24:17).
            2. Изложение главной темы - Великая скорбь:
                 а) глобальные разрушения (24:18-21);
                 б) последствие великого сотрясения (24:22, 2:10-21).
            3. Заключение, призывающее не надеяться на человека (2:22).
       Главная тема. Период великой скорби, День Господень, когда Он накажет мир за зло.
      Цель написания. Показать беспомощность нечестивых перед гневом Йахвэ Элохим, побудить их к покаянию.
     Содержание. Нави предупреждает об ужасных стихийных бедствиях (24:17), т.к. откроются окна вверху (ст.18), потрясутся основания суши внизу (2:18-20). Яхве посетит и накажет небесное воинство да земных правителей (24:21, 22), затем воцарится в Йерушалаиме (ст.23).
       Исаия советует спрятаться в пещеру или зарыться в грунт (2:10) с наступлением Йом Адонай (ст.11, 12). В результате сокрушения всего сущего: падения деревьев, оседания холмов, разрушения гор, башен, стен, уничтожения кораблей, исчезновения идолов (2:13-18) рухнет величие рода сего, унизится гордыня его (ст.11, 17). Многие спрячутся в норы, перестанут поклоняться кумирам, надеяться на всемогущество человеческое (ст.19-22).
       Проблема толкования. Стихи 24:17-23, 2:10-22 носят эсхатологический характер или они просто аллюзии на истории из книги Бырэйшит или падение Ассирии, или вавилонский плен евреев.

2. Ужас, яма, петля (24:17, 18)

       Статья [Л.2] оканчивается комментарием на Ис.13:13 о великом землетрясении, его вызовет столкновение с нашей планетой орудия гнева Яхве Цеваот. "Для сего потрясу небо, и земля сдвинется с места своего от ярости Господа Саваофа, в день пылающего гнева Его" (13:13).
     В главе 24 Йешайа продолжает тему, предсказывая космическую катастрофу, гибель народов, бесплодие почвы (24:1-13); описывает последствия мощных сейсмических толчков (ст.17-20), "вселенские масштабы разрушения" [Л.25, стр. 823].
 
      "Ужас и яма и петля (сеть, "ловушки") для (ждут) тебя, житель земли! Тогда побежавший ("народ") от крика ужаса (кто убежит, крики ужаса услышав) упадёт в яму ("многие провалятся в ямы"); и кто выйдет (выберется) из ямы, попадёт в петлю (сеть, "другие ловушки"); ибо окна с небесной высоты растворятся (распахнулись вышние створы), и основания земли потрясутся (содрогнулись!)" (24:17, 18; в скобках: текст из [Л.3], в кавычках - из [Л.4]).

      Почти все комментаторы единогласны, в гл. 24 речь о последних днях [Л.1, 5-9 и др.]. Определённо, имеется в виду "великая скорбь" (Мт.24:21), она же, "от севера бедствие" и великая гибель (Иер.4:6). "Страшная картина последнего суда над грешной землёй ..." [Л.9, стр. 62; Л.5, стр. 604]. "Вне всяких сомнений, здесь рассказывается о событиях космического масштаба. Бог приходит судить мир!" [Л.23, стр. 161].
     Верно. Тем не менее, некоторые интерпретаторы воспринимают ст. Ис.24:17, 18 как аллегории [Л.8], метафоры [Л.10], намёки на существовавшие в архаичную эпоху способы охоты у евреев. Замаскированные углубления, западни [Л.22], петли, силки или сети [Л.11, стр. 583]. На самом деле пророк, используя охотничью терминологию, сообщает о буквальной гибели в "ямах".
    Потому что в распоротой великим потрясением суше (24:19) внезапно образуются обширные провалы, глубокие рвы, трещины (рис.1) шириной до 10 метров, длиной до нескольких километров [Л.12, 13, 20].
      В неожиданно возникающие могилы, с криками ужаса упадут бегущие (24:18, а; Пс.140:7), как провалились Корах, Датан, Авирам и домочадцы их, все, прогневлявшие Господа (Числ.16:1-33).
     Так было и ещё раз будет."Через сито погибели просеет Он народы" (Ис.30:28, б; пер. [Л.3]), если беглец сумеет выбраться из ямы, тотчас попадёт в сеть (24:17, б; Пс.9:16). 
     Сетью для ног пострадавших, охваченных неописуемым ужасом (ст.18, б), окажутся реактивные психозы [Л.13]. В частности, психогенный ступор - внезапное двигательное расстройство, потеря нормальной способности ходить ("абазия") и/или стоять ("астазия"). В те дни у быстрого "не станет силы бежать", сильный не соберётся с силами, мужественный "не спасёт своей жизни" (Ам.2:13, 14).
     Они слабеют, спотыкаются,  без сил падают наземь,  словно беспомощное животное, запутавшееся в охотничьих сетях (Ис.8:15). Как предсказано, "будете лежать в муках!" среди испепеляющего огня (50:11, пер. [Л.3]), переполненные гневом Эль Шаддай, сражённые грозным гласом Его  (51:20).
     Источник губительного катаклизма, когда "основания земли потрясутся" (24:17, г), не сейсмические волны из-за тектонических разрывов в "основании" материков. Нет. Разрывы сами результат того, что "окна с небесной высоты растворятся" (ст.17, в) и небосвод потрясётся (13:13, "в Древнем мире считали, что небо было твёрдым диском или куполом" [Л.17, стр. 581; Л.11, стр. 552]).
       Вслед за потрясением выси обрушится меч Небесного Воителя (34:5), жезл уст (11:4), язык Его (30:27); он же, как бы большая гора, пылающая огнём (Отк.8:8). Отчего планета "сдвинется с места своего" (Ис.13:13, б), снова извергнет народы, осквернившие её (Лев.18:28). В тот час даже кости человеческие будут выброшены из гробов (Иер.8:1).

3. Глобальное землетрясение (24:19, 20)

       Без сомнения, сильнейший термический взрыв от столкновения с массивным небесным телом сдвинет планету с места! (13:13). Станут иными её орбита, эксцентриситет, скорости движения, произойдёт угловое смещение (условной) оси вращения, географических и магнитных полюсов, (условной) линии экватора, прочее.
       Колоссальный по силе импакт вызовет деформации коры, сдвиги литосферных плит, горизонтальные и вертикальные обширные смещения континентальных масс, большие разрывы, даже в верхней мантии. Удар извне породит сейсмические волны, мощные  толчки внутри, разрушения на поверхности. В точности как рассказывает тайновидец, разумеется, до научным языком.

      "Земля сокрушается ("Раскалывается" [Л.3]), земля распадается ("разверзается" [Л.4]), земля сильно потрясена" (24:19; "рушится", "раскалывается", "жестоко дрожит" [Л.14]).

     Стих 19 производит ещё более сильное впечатление в одном из современных переводов. "Задрожит земля, затрепещет, сокрушится до основания, в разные стороны расползётся" [Л.24]. Ясно, пророк видит не процессы внутри коры или мантии, но их следствия на поверхности.
      Неожиданно возникающие глубокие ямы, обширные провалы, длинные трещины (24:17, 18, 22; Отк.16:19). Твердь раскалывается, расползается в разные стороны (Ис.24:19), рвётся словно обветшавшая одежда (51:6). Провалятся деревья, дороги, мосты, дома, улицы, участки суши, океанического дна [Л.12, 20].      
      Увидят острова стремительно набегающие огромные волны и ужаснутся, вместе с краями материков затрясутся и сблизятся, (41:5). Поверхность геосферы взволнуется, "качается земля, колеблется земля!" (ст.19 б, пер.[Л.3]), "будет подниматься и опускаться" словно речная волна, утверждает Амоц (Ам.8:8, 9:5). Похожее видение у Исаии.

    "Шатается земля, как пьяный, и качается ("раскачивается"), как колыбель (хижина на ветру), и беззаконие её (отступничество, "грех") тяготеет на ней ("тяжким грузом"); она упадёт, и уже не встанет" (24:20; в скобках: текст из [Л.14], в кавычках - из [Л.3]).

      Образы шатающегося пьяного человека или раскачиваемой хижины ("шалаш" [Л.15, 24]) понадобились нави, чтобы передать впечатление, вызывающее шок. Потрясение от вида трясущихся гор, тающих холмов, обвалов, оползней, волнующейся словно море суши, расползающейся в разные стороны. Нечто подобное содержится в других библейских стихах (Иер.4:24, Наум.1:5, Пс.59:4).
       Удивительно, однако ветхозаветный провидец считает причиной вселенской катастрофы отступничество от Бога нечестивых, всех с нечистыми устами. Причина - грех, отягощающий мир (Ис.24:20, 13:11), лежащий во зле (1Ин.5:19). Оттого антропоморфно персонифицированная пророком планета "упадёт, и уже не встанет" (Ис.24:20)  как в прямом, так переносном значениях.
     В прямом, всё будет разрушено, упадут и уже не поднимутся в прежнем величии горы, утёсы, холмы, башни, стены, все овдовевшие города (2:12-17, 25:2, 30:25; Иез.38:20, Отк.16:19). В переносном смысле, сей деградировавший род "упадёт", т.е. истребится (Ис.1:28, 13:9, 12, 34:1-3), "уже не встанет" (24:20) в прежнем количестве, могуществе, величии; не сделает себе имя.

4. Наказание и утешение (24:21-23)

      Таким образом планета от сильного удара "сдвинется с места своего" (13:13), вызвав всемирное  землетрясение (24:17-20, Отк.16:18-20). Всё будет разрушено,  сожжено  (рис.2), залито водой  [Л.20].  Катаклизм нагрянет в тот день, Йом Адонай [Л.2], период  теофании  [Л.16], когда Он посетит нас (29:6), вместе с  таинственными орудиями  гнева (Ис.13:4-6).

     "И будет в тот день, посетит (накажет) Господь воинство выспреннее  (небесное) на высоте и царей земных на земле" (24:21; в скобках,  текст из [Л.14]).

      Предполагается, словами "небесное войско" [Л.4], или " воинство"  [Л.3,  24], "небесное" [Л.14] пророк называет ангелов  [Л.1, 6, 8, 17].  Или  "духовные  силы, восставшие против Творца" [Л.25, стр. 823],  т.е. духов зла,  противостоящих Богу [Л.5, 7, 9, 18].
      Всё же, в данном случае, приведенное мнение ошибочно. "Выражение  "воинство небесное" ... имеет два совершенно разные значения: первое  относится к звёздам, а второе - к Божьему небесному войску, то есть, по всей  видимости, к ангелам" [Л.11, стр. 667]. "Воинство небесное" - это планеты и  звёзды ..."  [Л.17, стр. 748].
      Да, воинством на высоте Йешайа называет звёзды (40:26,  45:12), а  "небесное воинство"  - падающие истлевающие звёзды (34:4), по- научному  "метеорные тела" [Л.19]. Цари в ст. 24:21, все правители последнего  рода  сего, ответственные за низкое моральное состояние своих народов, за их  нечестие, алчность, беззакония. Как поступит Адонай Цеваот с власть имеющими в день Свой?

     "И будут собраны вместе, как узники, в ров ("брошены в яму", пер. [Л.3]), и будут заключены в темницу, и после многих дней будут наказаны (судимы, [Л.4])" (24:22).

       Трактовка ст.22 в работе [Л.17], "автор говорит о заключении в темницу не земных царей, а иных существ (ангелов)" (стр. 710). Нет, воинство вверху "истлеет" (34:4), попадут в ров именно земные правители. На древнем Ближнем Востоке узников содержали в рвах или ямах [Л.9, 17].
     В День Господень, когда потрясутся основания распадающейся тверди, многие упадут в углубления, провалы, трещины (24:17-19); в т.ч. повелители "будут заключены" в подземную "темницу" (возможно, преисподняя [Л.4, 9], т.е. Шеол, как в ст.5:14). После "многих дней" пребывания в мире умерших, они подвергнутся суду (Отк.20:11-13), "будут наказаны" (Ис.24:22, в; Отк.20:15).
      Словами утешения, ободрения, радости заканчивает нави рассказ о жутком видении Великой скорби ("здесь, по мнению ряда комментаторов, описана участь погибших во время великой скорби" [Л.25, стр. 824]). Затем:

    "покраснеет луна, и устыдится солнце, когда Господь Саваоф воцарится на горе Сионе и в Иерусалиме, и пред старейшинами Его будет слава" (24:23, "явит славу Свою" [Л.24]).

      Некоторые толкователи ошибаются, полагая, имеются в виду затмения светил [Л.10], но они продолжаются от нескольких минут, видимое солнечное затмение, до нескольких часов (лунное). На самом деле, пастушка звёзд "покраснеет" (устыдится, пер. [Л.4], смутится [Л.14]), по причине насыщения атмосферы грубыми дисперсными аэрозолями. На несколько лет изменится диффузное излучение неба [Л.20].
      Солнце же "устыдится" (будет посрамлено, пер. [Л.3], пристыжено, [Л.15]) от ослепительного сияния славы Господа, восходящей над Йерушалаимом (60:1-3, 19). Тогда Царь "будет править -  на горе Сионе" (24:23, [Л.24], властвовать 1 000 лет (Отк.20:6). "В ст.24:23 предсказывается наступление Тысячелетнего Царства Господа" [Л.25, стр. 824].

5. Великая скорбь (2:10, 11)

      В соответствии с Писанием, до начала теократии произойдёт важное, но трагическое событие. "В Библии упоминается период великой скорби, который постигнет землю и будет превышать по степени тяжести все страдания, которые человечество испытывало до сих пор" [Л.18, стр. 1418]. Что делать перед наступлением чрезвычайных обстоятельств? указанных в 24:17-22. Пророк даёт ценный совет.
     
     "Спрячься в скале, в землю заройся ("прячься от величия силы Его" [Л.4]) в страхе ("от ужаса" [Л.15]) пред Господом, перед сиянием ("из-за блеска" [Л.3]) Его величия  ("славы" [Л.24])" (2:10; пер. [Л.24]).
 
       "Являемая людям слава - образ Божьей трансцендентности. Она вызывает трепет и ужас ..." [Л.11, стр. 1088]. Трепет, тем более ужас, реакция на всё сверхъестественное (64:3). "Исаия рисует ужасающую картину, описывая, как люди пытаются скрыться от Бога среди скал"  (там же, стр. 1073), он побуждает их спрятаться (2:10). Но почему необходимо таиться от величия силы Эль Шаддай, из-за блеска славы Его, от ужаса пред Ним?
      Зачем нави советует укрыться не в комнате, а "спрячься  в скале" (пещере, пер. [Л.6, 9]), "в землю заройся"? Ответы на подобные возможные вопросы слушатели получат позднее, услышав пророческую речь, обращённую ко всем народам (34:1-9). Уразумев рассказ о видении уникального небесного войска Яхве, орудий гнева Его, предназначенных "сокрушить всю землю" (13:2-13, 24:17-22).
     Мы знаем, при сокрушении планеты из-за столкновения с её поверхностью крупных небесных тел [Л.2, 12], возникнут сверхзвуковые газо-пылевые ударные волны, огненные смерчи с температурой до 700 000 °С [Л.20]. Тайновидец называет их "пламенем всепожирающего огня" (29:6), "дуновение Господа", зажигающее погребальный костёр, "как поток серы" (30:33).
       Почерневшие реки превратятся в смолу, чёрная почва станет горящей смолой (34:9; 2Пет.3:10), жители сгорят словно пакля (Ис.1:31). "И будут народы, как горящая известь, как срубленный терновник, будут сожжены в огне" (33:12; "Люди будут гореть, пока их кости не превратятся в известь, люди сгорят быстро, словно кусты и колючки", пер. [Л.4]).
     Не одни кости, даже камни превратятся в истолчённую известь (Ис.29:7, пер. [Л.15]), продукт обжига материалов, содержащих карбонат кальция [Л.18].    
      От горячих ударных волн, движущихся с громадной скоростью, и масштабных пожаров можно укрыться в пещерах, но лучше зарыться в грунт (2:10, а), спрятаться в норах (ст.19, пер.[Л.3]).
      ВСЁ, возвышающееся над поверхностью, обречено на уничтожение (2:11-17, рис.3). "Лес будет полностью повержен, а город - разрушен до основанья!" (32:19, пер. [Л.3]).
      "Это будет время ужасных страданий. Природа будет опустошена. Миллионы людей погибнут ..." [Л.5, стр. 588]. Нет, не миллионы, а "все, кто привержен злу, будут истреблены" (29:20, пер. [Л.14]). В те скорбные дни исполнится ещё одно предсказание.

      "Поникнут гордые взгляды человека (Глаза надменного потупятся), и высокое людское унизится (гордыня людская будет унижена); и один Господь будет высок (возвеличен) в тот день" (2:11; в скобках, текст из [Л.14]).

       Блуждая в круглосуточной тьме как слепые, мужчины ревут словно медведи, женщины жалобно стонут точно голуби (59:9-11); нет у них утешителя. Так отвечает Йешайа на вопрос, его позднее задаст другой пророк. "Что же вы станете делать, когда наступит конец?" (Иер.5:31, б; пер. [Л.14]).

6. Унижение  высокомерного (2:12-18)

      Презрительно-надменное может унизить максимально глубокое, тяжело переживаемое волнение. Таким потрясением для кичливых обитателей земли, гордых деревьев, высоких гор, мощных башен и стен, возвышающихся холмов, кораблей с дорогими товарами окажется День Господень (2:11-17).

    "Ибо грядет день Господа Саваофа (Цеваота) на всё гордое (на каждого надменного) и высокомерное и на всё превознесённое (каждого вознёсшегося),- и оно будет унижено,-
       И на все кедры Ливанские, высокие и превозносящиеся (гордые), и на все дубы Васанские, И на все высокие горы, и на все возвышающиеся холмы,
      И на всякую высокую башню, и на всякую крепкую стену, И на все корабли Фарсисские (Таршишские), и на все вожделённые украшения (вещи) их" (2:12-16; в скобках, текст из [Л.15]).
 
     "В Ис.2:12-21 показано столь всеобъемлющее разрушение, что люди будут прятаться в пещерах" [Л.11, стр. 263]. Да, самое распространённое слово в 2:12-16 - "все" (всякий, каждый), указывающее на всеобщий характер катаклизма. От близких к Йеуде территорий Леванона и Васана до самого в те века далёкого Таршиша (соврем. Испания).    
      Согласно грозного пророчества, разрушится "всё превознесённое", что опирается на сушу или воду, возвышаясь над ними: здания, башни, вышки, мосты, плотины, деревья, горы, высокие холмы, острова, корабли, морские платформы, прочее.  
     "Как бы стоя высоко над землёй, пророк одним взглядом охватывает все земные царства в смятении их" [Л.9, стр. 18]. Обозревает высокотехнологичные страны, низвергнутые Владыкой всего сущего с высоты их спесивого могущества.

     "И падёт (унижено будет) величие (гордость) человеческое ("Тогда они перестанут быть гордыми"), и высокое людское унизится (поникнет надменность людей); и один (только) Господь будет высок (возвеличен) в тот день. И идолы совсем ("навсегда") исчезнут" (2:17, 18; в скобках: текст из [Л.15], в кавычках - из [Л.4]).

      Великая скорбь окончится так, как говорит нави (ст.12-18), полным уничтожением всего кичливого, чванливого, величавого. Посрамлением надменного в своём величии безбожного человечества, крушением его научно-технического могущества.
       Ибо предсказано, "погибнет мудрость их мудрецов, не останется разума ("померкнет разум" [Л.24]) у разумных" (29:14, пер. [Л.3]). "Высокомерный человек мнит себя существом, подобным Богу, и в этой мании величия терпит крах" [Л.22, стр. 177].
       Лишь Всевышний возвысится в тот день (2:17, 18), сверх того, "идолы совсем исчезнут". Невероятно! такого никогда не было в истории человечества, но другие пророки утверждают тоже самое (Соф.2:11, Зах.13:2, Мих.5:13, Наум.1:14, Иез.37:23).

7. Грозный  День  Господа (2:19)

      Перед наступлением Йом Адонай нави советует войти в пещеру или спрятаться в норы (2:10). Многие жители поступят именно так, на 3,5 года укроются в бункерах [Л.13].

      "И войдут люди в расселины скал ("Побегут в пещеры прятаться") и в пропасти земли (уйдут в норы, "в норы земляные") от страха Господа и от славы (из-за блеска, "перед сиянием") величия Его, когда Он восстанет сокрушать ("сотрясать") землю (Поднимется Он - ужаснётся земля!)" (2:19; в скобках: текст из [Л.3], в кавычках - из [Л.24]).

       При чтении ст.19 в переводах [Л.3, 15, 24] может сложиться впечатление, беглецы юркнут в пещеры, затаятся в норах от ужаса перед Ним, возникающего как фактор появления собственно Йахвэ Цеваот. Однако Синод. пер. "от страха Господа" (также в [Л.14]) более точен, указывая на НЕЧТО, скажем,  грозный знак от Всевышнего, свидетельствующий о Его загадочном незримом присутствии.
      "Какие образы можно связать с этим таинственным "страхом Божьим"?" [Л.11, стр. 1163]. Необычный знак убежавшие "в пещеры и в ущелья гор" (Отк.6:15) называют лицом "Сидящего на престоле" (ст.16). Исаия использует ту же синекдоху, "горы растаяли бы от лица Твоего ... от лица Твоего содрогнулись бы народы" (64:1, 2).
       Иные библейские наименования пугающего небесного знамения: уста Адонай Элохим (11:4, 30:27; Пс.17:9, Отк.19:15), колесница Его (Ис.66:15), стяг (13:2), точило (63:3; Отк.19:15), светильник (Соф.1:12), тайник Его силы (Авв.3:4).
     Перечисленные архетипы это радиант (рис.4), грандиозное  астрономическое знамя Йахвэ вверху, посему ветхозаветный нави  предупреждает  население  планеты так.
    "О вы (Все), обитатели мира, жители всей земли! Будет поднято  знамя на холмах (над горами, "на горах") - вы увидите!
     Протрубит ("загремит") труба - вы услышите!" (18:3, пер. [Л.3]; в  скобках: текст из [Л.14], в кавычках - Синод пер.).
       От вида радианта метеорного потока струсит любой, кто не имеет страха  перед Богом, каждый, поднявший голову к ночному небу, блистающему от  одного края до  другого [Л.19]. Нечто подобное происходило 13 ноября 1833  года над  североамериканским континентом, "явление было такое страшное, что  люди  думали, что это всё - наступает конец света ..." [Л.21, стр. 91].
       Впрочем та ночь оказалась всего-навсего предупреждением лукавому роду сему. Увы, беглецы,  вместо покаяния, и теперь в панике спрячутся в убежища, когда Небесный Воитель "востанет сокрушать ("сотрясти" [Л.14]) землю" (2:19) и загремит труба Его (18:3).

8. Не надейтесь на кумиров (2:20-22)

        На кого рассчитывать перепуганным обитателям планеты в пору Великой скорби? Пророк получил такое видение (1:1).

      "В тот день человек (люди) бросит (выбросят) кротам и летучим мышам серебряных своих идолов и золотых своих идолов, которых сделал себе для поклонения им (бросят их в ямы, где обитают кроты и летучие мыши)" (2:20; в скобках, текст из [Л.4]).

      Пережившие День Господа, пору молотьбы да жатвы, перестанут надеяться на кумиров, прекратят поклоняться им. Ещё 2 700 лет назад сказано, "великим стыдом покроются надеющиеся на идолов" (42:17, б). Но почему статуэтки бросят ("упрячут в тёмные норы", пер. [Л.6]) кротам и летучим мышам? да ещё в ямы.
     Идолами Исаия называет изображения языческих богов, в т.ч. египетскую богиню с мышиной головой, олицетворявшую преисподнюю и смерть [Л.26, стр. 190]. "Как и люди, идолы ищут спасения от славы Господа в укрытиях, но, лишённые возможности передвигаться, переносятся туда низшими животными" [Л.17, стр. 676]. Бывшие поклонники предоставят своим кумирам спасаться самостоятельно, побегут без них.

      "Чтобы войти ("лишь бы спрятаться") в ущелия скал и в расселины гор (в трещинах утёсов) от страха Господа и от славы (блеска, "перед сиянием") величия Его, когда Он восстанет сокрушить ("сотрясать") землю (Поднимется Он - ужаснётся земля!)" (2:21; в скобках: текст [Л.3], в кавычках - из [Л.24]).

       В чрезвычайных обстоятельствах, когда ужаснётся от сотрясений сама планета, кумиры не помогут. Возможно следует рассчитывать на помощь ближнего своего? на несколько лет спрятавшегося в укрытие. Нет, тайновидец решительно заявляет.

     "Перестаньте надеяться на человека, чья жизнь хрупка, как его дыхание ("скоротечен он, как дыхание его" [Л.24]). Разве он что-то значит?" (2:22, пер.[Л.14]).

      Обращение сына Амоца, обоснование его призыва, становятся понятнее в одном современном не дословном переводе. "Вы не должны больше доверять другим людям своё спасение, они всего лишь люди и, как все люди, смертны. Не думайте, что они сильны, как Бог" [Л.4]. Который возвещает, "Я, только Я - Господь, и нет Спасителя, кроме Меня" (43:11, пер. [Л.14]).
       Истинно так. В годы Великой скорби не нужно надеяться на потерпевших да их кумиров, но исключительно на Искупителя своего, т.к. написано. "Когда ты будешь вопить (кричать о помощи) , спасёт ли тебя сборище (идолов) твоё?- всех их унесёт ветер, развеет дуновение; а надеющийся на Меня наследует землю и будет владеть святою горою Моею" (57:13, в скобках, текст из [Л.14]).

ЛИТЕРАТУРА

1. Учебная Библия с комментариями Джона Мак-Артура.- Минск: Славянское Евангельское общество, 2004.- 2 201 с.
2. Статья "11. Комментарии к Книге пророка Исаии. День Господа (34:1-9, 13:1-13)".
3. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета, канонические. Современный русский перевод.- М.: Российское библейское общество, 2011.- 1 408 с.
4. Библия. Современный перевод Библейских текстов.- М.: World Bible Translation Center, 2002.- 1150с.
5. Уоррен Уирсби. Комментарий на Ветхий Завет. В 2-х т. Том II. Ездра - Малахия.- СПб.: Библия для всех, 2011.- 1 111 с.
6. Толковая Библия. Комментарий на все книги Святого Писания. Под ред. Лопухина А.П. Том 1.- Минск: Харвест, 2001.- 1 168 с.
7. Новый Библейский комментарий в 3 ч. Ч.2. Ветхий завет. Псалтирь - Книга Пророка Малахии.- СПб.: Мирт, 2000.- 571 с.
8. Джон Ф.А. Сойэр. Комментарии к книгам Ветхого Завета. Книга пророка Исаии I. Том 13.- USA, Scottdale, ВСБ, 1993.-243 с.
9. Толкование Ветхозаветных книг. От книги Исаии по Книгу Малахии.- Ашфорд: Славянское миссионерское издательство, 1966.- 602 с.
10. Новая Женевская учебная Библия.- Hanssler-Verlag, 1998.- 2 052 с.
11. Словарь библейских образов.- СПб.: Библия для всех, 2016.- 1 423 с.
12. Статья №3 "День Господень".
13. Статья №4 "Время великой скорби".
14. Библия. Новый Перевод на Русский Язык.- Herrljunga, Sweden: Международное Библейское Общество, 2007.- 1 228 с.
15. Первые и последние пророки.- Йерушалаим: Мосад Арав КУК, 1975.- 1 002 с.
16. Статья "3. Комментарии к Книге пророка Аввакума. Глава 3 - Богоявление".
17. Библейский культурно-исторический комментарий. Часть 1. Ветхий Завет.- СПб.: Мирт, 2003.- 984с.
18. Большой библейский словарь.- СПб.: Библия для всех, 2005.- 1 503 с.
19. Статья №1 "Признак и знамение Второго пришествия Иисуса Христа".
20. Статья №2 "Гог из земли Магог: конец мира сего".
21. Проп. Іван Барчук. Пояснення на книгу Об’явлення.- Київ: Дорога правди, 1993.- 288с.
22. Ринекер Ф., Майер Г. Библейская энциклопедия Брокгауза.- Кременчуг: Християнська зоря, 1999.- 1088 с.
23. Дерек Т. Исаия.- Минск: Полиграфкомбинат им. Я.Коласа, 2013.- 400 с.
24. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета в современном русском переводе.- М.: Издательство ББИ, 2015.- 1856 с.
25. Славянский библейский комментарий.- Киев: ЕААА, Книгоноша, 2016.- 1840 с.
26. Мифы народов мира. Энциклопедия. Том 2.- М.: Советская энциклопедия, 1980.- 720 с.