Комментарии к Книге пророка Исаии. Будущность Ам Йисраэль (2:1-4, 4:1-6, 61:5-8)

"В тот день отрасль Господа явится в красоте и чести, и плод
  земли - в величии и славе, для уцелевших сынов Израиля"
(Ис. 4:2)

1. Вступление

      Какая судьба ожидает народ Израиля в последние дни? После катастрофических событий Дня Господа [Л.1], Великой скорби [Л.2], Теофании [Л.3], Суда над миром [Л.4], победы в Армагеддонской военной кампании [Л.5], пришествия Господа [Л.6].
      У многих ветхозаветных пророков можно найти ответ на поставленный вопрос. Но самые подробные предсказания будущего для Ам Йисраэль имеются у нави Йешайа.    
     Композиция ст.2:1-4, 4:1-6, 61:5-8. 1. Введение, содержащее надписание, указывающее на источник информации (2:1).
         2. Изложение главной темы - будущность Израиля в конце времён:
             а) видение поклонения народов Богу в иерусалимском храме (2:2, 3);
             б) установление мира и благополучия (2:4, 4:1-4);
             в) видение пришествия Господа (4:5, 6);
             г) утешение народа Адонаем (61:5-7).
         3. Заключение, предсказывающее установление вечного завета (61:8). 
     Главная тема. Судьба Иерусалима, а также уцелевшего остатка израильтян в последние дни.
     Цель написания. Сообщить соплеменникам, что Йисраэль будет играть выдающуюся роль среди народов, живущих в мире и согласии, поклоняющихся истинному Богу, пребывающему в иерусалимском храме.
    Содержание. Пророку Йешайа открылось видение (2:1) о последних днях (ст.2), когда разные народы придут на поклонение Богу в Его дом (ст.3). Иерусалим станет законодательной столицей мира, в ней уже не будет войн (ст.4), но останется мало мужчин (4:1).
    Настоящие слава да честь наступят для уцелевшего остатка жителей Сиона. Они назовутся "святыми" (4:3), аа Господь, очистив их духом суда и огня (ст.4), пребывает в храме Своём (ст.5, 6).
     В те дни, чужестранцы станут работниками в Израиле (61:5), а израильтяне - священниками (ст.6), вдвое благословенными Господом (ст.7), ибо вступят в завет с Ним (ст.8).
     Проблемы толкования. Пророчества Исаии носят иносказательный или буквальный характер. Они не исполнились, сбылись частично или полностью.

2. Видение последних дней (2:1, 2)

    Несомненно, слушателей пророчеств Йешайа интересовала судьба своего народа, как грядущие события, так отдалённые эсхатологические. Последней теме нави посвятил немало стихов [Л.1-6], завершая её несколькими ясными обстоятельными предсказаниями (2:1-4, 4:1-6, 61:5-8). Они начинаются так.

    "(Вот) Слово, которое было в видении к Исаии (что видел Йешайау), сыну Амосову (Амоца), об Иудее (Йеудее) и Иерусалиме (Йерушалаиме)" (2:1; в скобках, Масоретский текст [Л.7]).

   Важно, в надписании (2:1) содержится указание на источник информации, вызывающий доверие. "На современный язык мы, возможно, можем перевести этот стих так: "Божественная истина, которая была открыта пророку ..." [Л.8]. Какая же важная истина открылась провидцу в его видении?

  "Так будет в последние дни: гора, на которой - Храм Господа, будет стоять (утвердится) выше всякой горы, превыше всех холмов. Стекутся (устремятся) к ней все народы" (2:2, пер. [Л.9]; в скобках, текст из [Л.7]).

   Выражение "последние дни" в более точном переводе с др. еврейского означает "конец времён" [Л.10]. В данном случае это не эпоха, "включающая период царствования Езекии ...", плен, первое пришествие Христа, как считается в работе [Л.14].
    И даже не День Господа, Великая скорбь или Теофания, описанные в [Л.1-3]. Нет. "В писаниях еврейских пророков так называлась эпоха Мессии ... в христианском богословии носит название Тысячелетнего царства Христа" [Л.10, стр. 16, 17; Л.14, стр. 1046].

     В те дни на горе Мория построится и освятится иерусалимский храм [Л.11]. Затем шехина Господа войдёт в Бейт а-Микдаш, сияние наполнит его (Иез.43:1-5). "Слава сего последнего храма будет больше, нежели прежнего ..." (Агг.2:9, [Л.12]).
     Оттого массово устремятся к Храмовой горе  племена, как провидит Йешайа, "и потекут к ней все народы" (2:2, в; рис.1).
     Но почему гора Мория утвердится "выше всякой горы, превыше всех холмов"? (ст.2, б).
    Ведь "она со всех сторон окружена кольцом холмов (включая Масличную гору), которые значительно выше её" [Л.8, стр. 23].
    Так высота трёх вершин Масличной горы (гряды) от 814 м до 826 метров над уровнем моря, а  храмовой горы - только 774 м, т.е. на 40 ... 50 метров ниже! Как можно объяснить это удивительное пророческое видение ст.2:2? не совпадающее с реальным положением.

3. Возвышение горы Господней (2:2, 3)

    Авторы комментариев [Л.13] объясняют видение Исаии (2:2). "Особенности рельефа используются в этом пророчестве, чтобы подчеркнуть будущее политическое возвышение Иерусалима" (стр. 674). Примерно так считают и другие комментаторы [Л.8, 10, 14-17, 25].
    Однако приведенное толкование носит поверхностный характер, придавая ст.2 исключительно метафорическое звучание. Иносказание, не свойственное этому буквальному стиху, что хорошо видно из ещё одного современного перевода.
   "Храм Господний на горе. В последние дни та гора станет самой высокой изо всех гор, она будет возвышаться над всеми холмами, и все народы пойдут к той горе" (2:2, пер. [Л.19]).
     Нави Йешайа, а также Миха [Л.20] провидят одну и ту же реальную картину эсхатологического Йерушалаима. Но после великого землетрясения, когда "земля сдвинется с места своего" (Ис.13:13; 24:17-20, Мих.1:3, 4).
     Тогда город распадётся на три части и не станет гор (Отк.16:18-20). Елеонская (Масличная) гора расколется пополам (Зах.14:4), а гористая Йеудея превратится в равнину (ст.10, а). Только Йерушалаим "высоко будет стоять на своём месте" (ст.10, б).
    Среди растаявших гор да опавших холмов (Мих.1:4, Авв.3:6), поднявшихся долин и понизившихся возвышенностей (Ис.40:4) самой высокой в округе окажется Храмовая гора. Она "будет поставлена ("высочайшею среди гор" [Л.21]) во главу гор, и возвысится над холмами" (2:2, а).
    
   "И пойдут ("Устремятся туда") многие народы (соберётся множество племён), и скажут (друг другу): придите (Пойдёмте), и взойдём на гору Господню, в дом (Храм) Бога Иаковлева, и научит Он нас Своим путям; и будем ходить (чтобы шли мы) по стезям (путям) Его. Ибо от (с) Сиона выйдет закон ("наставление Его"), и слово Господне - из Иерусалима" (2:3; в скобках: текст из [Л.9], в кавычках - из [Л.24]).

    Многие племена, в том числе воевавшие против Йерушалаима, примут решение взойти на гору Господню, прийти в храм Его, поклониться Ему (2:3, Зах.14:16). Научиться путям Божьим, Его законам, уставам, заповедям, и ходить по ним; то есть жить в соответствии с волей Творца.
     Именно это время провидит пророк Исаия. "Я дарую учение Своё, и суд Мой для народов светом будет" (51:4-6, пер. [Л.24]; "Мои решения будут светом, который укажет людям, как жить правильно" [Л.19]).

4. Долгожданный мир (2:4)

     В чём конкретно заключается научение многочисленных народов и их правителей, пришедших в Бейт Элохим? Какие решения Господни выйдут из Йерушалаима? Провидец даёт конкретный ответ.

  "Он рассудит меж племенами, разрешит (Разберёт) тяжбы (споры) многих народов. И перекуют они мечи на плуги (лемехи) и копья на серпы (садовые ножи). Народ на народ не поднимет меча,  и не будут больше учиться воевать (не станут впредь изучать ремесло войны)" (2:4, пер. [Л.21]; в скобках, текст из [Л.9]).

     "Мессия будет законодателем и судьёй Израиля ... Он будет верховным судьёй на всей земле" [Л.26, стр. 374].    Как предсказано. "Дела бедных рассудит он честно, тяжбы обездоленных на этой земле решит справедливо ..." (11:4, пер.[Л.9]).    
     Но означает ли ст.4, что Господь в личной беседе станет разбирать все споры и тяжбы людей? Нет. Даже Моше не судил всех дел по мудрому совету Иофора (Исх.18:21-26, рис.2).
     К сожалению, Йешайа не указал каким образом "от Сиона выйдет закон, и слово Господне - из Иерусалима" (2:3, г).
    Очевидно, решения Первосвященника Иисуса Христа по спорам да тяжбам между народами будет торжественно объявлять главный священник, возглавляющий дневные и вечерние смены богослужений в  иерусалимском храме. Избранный Искупителем, чтобы говорил с Ним в святая святых как во времена Моше (Числ.7:89).
     Малые же дела решают выбранные общинами судьи, как обещано. "И опять буду поставлять ("верну" [Л.21, 24]) тебе судей, как прежде, и советников, как в начале ..." (1:26). Судей способных, богобоязненных, справедливых, неподкупных (Исх.18:21-26), защищающих права бедных и нищих (Пр.31:9). Они научат паломников словам Господним да заповедям Его.
   Таким образом, вся "земля будет наполнена ведением Господа ("знанье о Господе наполнит землю" [Л.9]), как воды наполняют море" (Ис.11:9, б).  Благословенный соберёт Ам Йисраэль от всех концов земли, прославит его, сделает Корень его знаменем для народов (ст.10-12).
   "Это видение нового мира, отличающегося справедливостью, праведностью и миром, которым правит идеальный Царь, Мессия, Сын Давидов ..." [Л.8, стр. 114]. Управляет Отрок Божий, возвещая справедливый суд (42:1). Как обещано "Своей рукой Я установлю правосудие среди народов" (51:4, б; пер.[Л.21]).
    Конфликты между народами, вражда между племенами, раздоры между людьми исчезнут. В Божьем царстве на земле воцарится мир (Зах.9:10, Ис.32:16-18), жители земли "не будут более учиться воевать" (2:4, в).
   "Эти обещания не надо воспринимать "в духовном смысле" и относить к церкви",- как делается в комментариях [Л.14, 15, 17],- "потому что это буквальное описание грядущего царства правды и мира. Иудейский храм будет восстановлен, и Слово Божье из Иерусалима будет править народами мира" [Л.18, стр. 588].

5. Последствия войны (4:1, 2)

     В День Господень погибнет очень много жителей земли [Л.1, 2]. Как во время стихийных бедствий (1:9, 24:6), так вооружённых стычек (3:24), в том числе осады Йерушалаима (29:1-9). Люди станут редкостью, "мужи дороже золота Офирского" (13:12). Поэтому Йешайа видит как.
   
   "(В тот день) Семь женщин схватят тогда одного мужчину и скажут (будут его уговаривать): "Мы сами добудем себе хлеб, сами сделаем себе одежду, всё сделаем, только возьми нас замуж и сними с нас позор (дай нам родить детей!)" (4:1, пер. [Л.19]; в скобках,  текст из [Л.24]).

   "Многие мужчины будут убиты, а потому женщинам не будет хватать мужей" [Л.18]. Они, нуждающиеся в мужской защите, "рады будут на любых условиях войти под кров и покровительство одного и того же мужчины ..."  [Л.10, стр. 20].
  "Их стремление к приобретению семейного статуса объясняется",- в том числе,- "необходимостью устроить дом для детей, рождённых в результате изнасилования вражескими солдатами" [Л.13, стр. 677]. Обесчестят женщин во время грабежей (13:16), в День Господа (ст.6, 13). В частности при осаде города Йерушалаим (Зах.14:2).
     В стихе 4:2 нави Исаия продолжает тему, начатую в 2:2-5. Тему утешения своего народа Адонаем, обещанием благословений.

   "В тот день (в те времена) отрасль Господа (росток Господний (Иудея) явится в красоте и чести (будет велик и прекрасен), и плод земли - в величии и славе (люди, живущие в Израиле, будут радоваться земным дарам), для уцелевших сынов  ("уцелевшего остатка") Израиля" (4:2; в скобках: текст из [Л.19], в кавычках - из [Л.9]).

    Некоторые христиане полагают, отраслью Господа называется "остаток верующих". Судя же по переводу [Л.19], росток это Иудея. Однако в [Л.21] стих 2 переведен иначе.
    "В тот день Господня Ветвь
("Росток Господень" [Л.24]) будет прекрасна и прославлена, и плод земли будет гордостью и славой уцелевших в Израиле". В сноске сообщается "Ветвь - это имя Иисуса Христа соединяет в себе функции царя и священника ..." (там же, стр. 661).
    Другие комментаторы также считают, в 4:2 подразумевается Иисус Христос [Л.10, 14], содержится указание на Мессию [Л.8, 16, 17]. "Отрасль Господа" - мессианский титул Иисуса Христа ..."  [Л.18]. "По мнению многих евангельских богословов, речь идёт о возвращении Христа во славе и о Тысячелетнем Царстве" [Л.25, стр. 806].

6. Святой остаток (4:3)

     Какой статус получат жители Йерушалаима в тысячелетнем царстве Иеhошуа ха Машиах бен Давид? Когда "плод земли будет гордостью и славой уцелевших в Израиле" (4:2, б; пер. [Л.21]).  Исаия предсказывает.

   "Тогда (В те времена) оставшиеся на Сионе и уцелевшие (выжившие) в Иерусалиме будут именоваться (называться) святыми, все вписанные (записанные) в книгу для житья в Иерусалиме" (4:3; в скобках, текст из [Л.19]).

    Все горожане, не покинувшие столицу перед наступлением Дня Господа ("оставшиеся на Сионе"), выжившие в Йерушалаиме во время Великой скорби, а также осады города врагами ("уцелевшие в Иерусалиме"), станут называться "святыми".
     В работе [Л.10] предлагается расширительное толкование ст.3, где "уцелевшие" это все, "пережившие время "великой скорби" (стр. 21). Они святые, так как очищены Богом от грехов и "достойны обитать вблизи возвратившегося Господа" (там же).
     Логично. Однако Йешайа указывает скорее на административный признак святости - "все вписанные в книгу для житья в Иерусалиме" (4:3, т.е. в "списки горожан, имеющих право жить в городе" [Л.17]). Пророк называет святым народом его жителей (62:11, 12) и даже сам город (52:1), в нём всё свято (Зах.14:20, 21).
     Возможно, в 4:3 Исаия говорит о священническом служении всех, имеющих право проживать в Йерушалаиме. Как написано для сетующих на Сионе.
   "А вы будете называться священниками Господа, - служителями Бога нашего будут именовать вас ..." (61:6, а).
    Это служение как священнического да левитского характера (66:21), так евангелизационного (ст.19) и общего (61:6). Но пророк имеет в виду, очевидно, не только священническое служение всех (?) горожан, но какой-то внешний признак.
     Из-за этого признака, "оставшиеся на Сионе и уцелевшие в Иерусалиме будут именоваться святыми" (4:3, а). По-видимому, таким знаком станет сияние над головами жителей, "их головы увенчает вечная радость" (35:10, [Л.21]). Ореол возложит на них Бог как украшение венцом (61:3), словно знамение (66:19).
    Господь помилует живущих на Цийоне. Они уже не плачут (30:19), насыщенные плодами своей земли, обильно плодоносящей под благословенными дождями (ст.23), среди потоков вод (ст.24), под ярким светом солнца да луны (ст.26).   

7. День Господень (4:4)

    Все поколения Ам Йисраэль с нетерпением ожидали наступления мессианского царства, обещанного пророками. И напрасно, так как Йешайа ясно указывает на эсхатологическое время исключительно важной роли Израиля в мире (4:4-6).

   "Когда Господь омоет скверну (с) дочерей Сиона (Цийона) и очистит кровь Иерусалима из среды его (смоет с Йерушалаима кровь (невинную) духом суда и духом огня (истребления)" (4:4; в скобках, Масоретский текст [Л.7]).

   "Дщери Сиона в ст.4 представляют народ в целом. Это он будет очищен от пролитой им невинной крови посредством (духом) суда и огня, т.е. грозных Божиих кар ..." [Л.10]. "Оба выражения указывают на действие грозного суда Божия" [Л.17].
     Понятно. Однако, что имел в виду пророк под духом суда и огня конкретно? Очевидно дух уст Всемогущего, ведь "дыхание Его, как разлившийся поток" (30:28, а). Это дыхание Иеhошуа ха Машиах, "Который праведно судит и воинствует (воюет)" (Отк.19:11, б).
     В дни Великой скорби Он "духом уст Своих убьёт нечестивого" (Ис.11:4; Отк.19:15), ибо "язык Его, как огонь поедающий" (Ис.30:27). Таково пламя всепожирающего огня (29:6), его человеку невозможно угасить (Мт.3:12, рис.3).

    После очищения народа израильского духом огня (Мал.3:2, Зах.13:8, 9), "Господь омоет скверну" (Ис.4:4) многодневным сильным дождём [Л.22].
    Потому что "окна с небесной высоты растворятся, и основания земли потрясутся" (24:18, "Врата наводнения откроются в небе ..." [Л.19]).
    Окончатся Суды Божьи: землетрясение, буря, всепожирающий огонь, камни града, наводнение (29:6, 30:30). Затем "- Искупитель  придёт  на Сион, к тем в Иакове, кто раскается в грехах,- возвещает  Господь" (59:20, пер. [Л.21]).
     Уцелевший остаток Ам Йисраэль вознесёт Ему песнь хвалы (12:1-6). Ибо Эль Шаддай гневался, но гнев Его миновал, Он утешил народ Свой (ст.1). Веселящийся и радующийся на Цийоне, потому что "велик посреди тебя Святый Израилев" (ст.6).

8. Слава Господа (4:5, 6)

    Знамением присутствия Бога в иерусалимском храме послужит чудо, Его шехина [Л.6], "слава Божия видна будет в Иерусалиме" [Л.10, стр. 21]. О ней провидец говорит как в 60:1-3, 19, 20, так в стихе 4:5.

    "И сотворит Господь над всяким местом горы Сиона и над собраниями её (над местами праздничных собраний) облако и дым во время дня и блистание (свет) пылающего огня во время ночи; ибо над всем чтимым (над всею славой) будет (простёрт) покров" (4:5; в скобках, текст из [Л.9]).

    Окончание ст.5 в одном из современных переводов [Л.19] выглядит так "будут в небе эти доказательства над каждым домом и над каждой группой людей, пришедших на Сион".   
     Действительно, знамения явятся доказательством пребывания Господа среди народа Своего. Как это было во времена Шемот (Исх.13:20-22), окончания строительства скинии (40:34-38, Числ.9:15) и первого храма (3Цар.8:10, 11).
     В те дни шехина наполнила только Бейт Адонай. Но Йешайа видит сияние её над всей Храмовой горой. Также Йехэзкэйл, описывая эсхатологическое видение пришествия славы Бога в Йерушалаим, утверждает.
    "Вот закон храма: на вершине горы всё пространство его вокруг (всё, что вокруг) - Святое Святых; вот  закон храма!" (Иез.43:12).
    Но какой таинственный покров видит Йешайа над всем чтимым? Авторы толкования [Л.10] считают, слава Божья, образ защиты от бедствий, защитный покров славы [Л.16]. "Божия защита и покровительство" [Л.14].
     Однако в Масоре и Септуагинте написано "над всею славою будет покров" [Л.7, 9, 21], т.е. не слава является покровом. Тогда, что видел нави? говоря.

    "И будет шатёр (навес) для осенения днём от зноя и для убежища и защиты от непогод (бурь) и дождя" (4:6; в скобках, текст из [Л.9]).

     Если толковать видение Исаии буквально, то Господь после Своего возвращения создаст над Храмовой горой шатёр (навес). Ни физическую природу такого поразительного явления, ни материал шатра, ни способ его крепления Йешайа не сообщает.

9. Будущность Ам Йисраэль (61:5, 6)

     В одном из видений пророку открывается  удивительное небывалое возвеличивание остатка народа израильского в мессианском царстве (61:5-8).

   "И придут иноземцы (ваши враги), и будут пасти стада ваши (заботиться о ваших овцах); и сыновья чужестранцев (дети ваших врагов) будут вашими земледельцами и вашими виноградарями (будут работать в ваших полях и садах)" (61:5; в скобках, текст из [Л.19]).

    Окрестные народы, даже те кто воевал с Израилем [Л.5], приходят не только на поклонение Господу (2:2-4, Зах.14:16), но для выполнения сельскохозяйственных (61:5), а также строительных (60:10) работ. Что же делают евреи, освобождённые от тяжёлого труда на пастбищах, в поле, на виноградниках и стройках?

   "А вы будете называться священниками Господа,- служителями Бога нашего будут именовать вас; будете пользоваться (питаться) достоянием (богатством) народов и славиться славою их (славой с ними поменяетесь)" (61:6; в скобках, Масоретский текст [Л.7]).

      Освобождённый от земледельчества, скотоводства, строительства Ам Йисраэль ( рис.4) станет "царством священников и народом святым" (Исх.19:6). "В Мессианском Царстве весь народ будет выполнять священнические и левитские функции, поэтому представители других народов будут пасти их стада и обрабатывать за них землю"  [Л.26, стр. 265].
     Евреи "будут именоваться святыми" (Ис.4:3), как город Йерушалаим (52:1), так как свят Господь Бог их; Он же Спаситель наш Иисус Христос.
    Все народы назовут их "служителями Бога нашего" (61:6, б), ибо каждый еврей преданно служит Господу. Евангелистом (66:19), священником или левитом (ст.21), учителем (30:20), судьёй или советником (1:26, Иез.44:24).
     Служителей изберут "из всего народа людей способных, боящихся Бога, людей правдивых, ненавидящих корысть ..." (Исх.18:21).
     Йисраэль станет пользоваться богатством и питаться достоянием жителей всех стран (61:6, в); тем, что они принесут в Бейт Адонай (60:3-9, Агг.2:7, 8).
     Слава самых известных народов перейдёт к Израилю (Ис.61:6, г). Радующемуся новым земле, небу, Йерушалаиму (65:17-19), продолжительной счастливой мирной жизни (ст.20-25). Вновь переполнится жителями опустевший после Дня Господня Израиль.
    "Ты ещё услышишь, как скажут дети, родившиеся у тебя после потери прежних "Это место для нас слишком тесно; дай нам больше земли, чтобы жить" (49:20, пер. [Л.21]).

10. Утешение остатка (61:7, 8)

    После покаяния и очищения [Л.23] святой остаток народа израильского обильно благословится Господом. Как провидит Йешайа.

    "За посрамление (прошлый позор) вам будет вдвое (получите двойное воздаянье); за поношение (Пережив уничиженье) они будут радоваться своей доле (земле), потому что в земле своей вдвое (двойной надел) получат; веселие вечное будет у них" (61:7; в скобках, текст из [Л.9]).

    Ам Йисраэль как никакой другой народ претерпел в своей истории немало бесчестья. Во многих странах евреи часто занимали постыдное унизительное положение, вызывающее презрение да оскорбления, приводившие нередко к грабежам и даже геноциду.
     Устами пророка, Благословенный утешает Свой народ, обещая двойное воздаяние "за посрамление ... за поношение" (61:7). Воплотится ли это в двойном наделе на опустевшей земле, как в переводах [Л.9, 21, 24], или в вечном счастье [Л.19], сказать трудно.
    Ясно одно "они будут радоваться своей доле" (ст.7), потому что Господь Иеhошуа ха Машиах бен Давид воцарится в тысячелетнем царстве на земле [Л.6, 22, 12, 20], тогда "веселие вечное будет у них" (ст.7, в).
   
    "Ибо Я, Господь, люблю правосудие (справедливость), ненавижу грабительство с насилием (со злодейством), и воздам награду им по-истине (По верности Моей Я награжу их), и завет вечный поставлю (заключу) с ними" (61:8; в скобках, текст из [Л.21]).

     Верность Адонай Элохим народу Своему выразится в исполнении обетований. В том числе заключения завета (42:6, 61:8, Иер.31:31-34), который уже никогда не разорвёт Ам Йисраэль. Как  в одностороннем порядке  был расторгнут предыдущий союз, распятием Господа да Царя Иисуса Христа (Ин.19:14, 15, Мт.27:25).
     Покаявшийся и очистившийся народ израильский (Зах.12:10-13:1)  Господь наградит миром (Ис.2:2-4), честью, святостью (4:2, 3), славой, богатством (61:5-7); заключит с ним "завет вечный" (ст.8; 59:20, 21). 
   
"А народу святых Всевышнего будут отданы царственность, власть и величие всех царств под небесами. Царство его - царство вечное, всякая власть подчинится и покорится ему" (Дан.7:27, пер. [Л.9]).

ЛИТЕРАТУРА

1. Статья "1. Комментарии к Книге пророка Исаии. День Господа (34:1-9, 13:1-13)".
2. Статья "2. Комментарии к Книге пророка Исаии. Великая скорбь (24:17-23, 2:10-22)".
3. Статья "3. Комментарии к Книге пророка Исаии. Теофания (30:27-30, 63:1-6, 64:1-3)".
4. Статья "4. Комментарии к Книге пророка Исаии. Последствия суда (19:5-8, 24:1-13)".
5. Статья "5. Комментарии к Книге пророка Исаии. Армагеддон (29:1-9)".
6. Статья "6. Комментарии к Книге пророка Исаии. Пришествие Господа (40:1-5, 52:7-10, 60:1-3)".
7. Первые и последние пророки.- Йерушалаим: Мосад Арав КУК, 1975.- 1 002 с.
8. Джон Ф.А. Сойэр. Комментарии к книгам Ветхого Завета. Книга пророка Исаии I. Том 13.- USA, Scottdale, ВСБ, 1993.-243 с.
9. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета, канонические. Современный русский перевод.- М.: Российское библейское общество, 2011.- 1 408 с.
10. Толкование Ветхозаветных книг. От книги Исаии по Книгу Малахии.- Ашфорд: Славянское миссионерское издательство, 1966.- 602 с.
11. Статья №10 "День Господа близок".
12. Статья "9. Комментарии к Книге пророка Аггея. Стихи2:6-9 - Последний храм".
13. Библейский культурно-исторический комментарий. Часть 1. Ветхий Завет.- СПб.: Мирт, 2003.- 984с.
14. Новая Женевская учебная Библия.- Hanssler-Verlag, 1998.- 2 052 с.
15. Новый Библейский комментарий в 3 ч. Ч.2. Ветхий завет. Псалтирь - Книга Пророка Малахии.- СПб.: Мирт, 2000.- 571 с.
16. Учебная Библия с комментариями Джона Мак-Артура.- Минск: Славянское Евангельское общество, 2004.- 2 201 с.
17. Толковая Библия. Комментарий на все книги Святого Писания. Под ред. Лопухина А.П. Том 1.- Минск: Харвест, 2001.- 1 168 с.
18. Уоррен Уирсби. Комментарий на Ветхий Завет. В 2-х т. Том II. Ездра - Малахия.- СПб.: Библия для всех, 2011.- 1 111 с.
19. Библия. Современный перевод Библейских текстов.- М.: World Bible Translation Center, 2002.- 1150с.
20. Статья "6. Комментарии к Книге пророка Михея. Глава 4 - Тысячелетнее царство".
21. Библия. Новый Перевод на Русский Язык.- Herrljunga, Sweden: Международное Библейское Общество, 2007.- 1 228 с.
22. Статья №3 "День Господень".
23. Статья "4. Комментарии к Книге пророка Захарии. Главы 12-14 - Армагеддон".
24. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета в современном русском переводе.- М.: Издательство ББИ, 2015.- 1856 с.
25. Славянский библейский комментарий.- Киев: ЕААА, Книгоноша, 2016.- 1840 с.
26. Прокопенко А.В. Вестники Царства: Богословие ветхозаветных пророков.- Харьков: Глобус, 2016.- 414 с.
День Господень