Комментарии к Книге пророка Иеремии. Великая гибель (4:6-29)

"Выставьте знамя к Сиону, бегите, не останавливайтесь;
ибо Я приведу от севера бедствие и великую гибель"
(Иер. 4:6)
 
"Ибо тогда будет великая скорбь, какой не было от
начала мира доныне, и не будет" (Мт.24:21)
 

1. Вступление

       Иеремия, в евр. транскрипции "Йирмейа", означает "Йахвэ возвышает" или "Йахвэ отвергает", появился на свет около 657 г. до Р.Х. [Л.1] либо в 645 году [Л.2] в правление нечестивого иудейского царя Манассии (696 - 642 г.г., единолично - с 687 года) [Л.1, 3].
      Родился и вырос в небольшом селении священников Анафоф, принадлежавшем колену Вениамина [Л.10]. Посёлок находился примерно в часе хотьбы (4,8 км) на северо-восток от Иерусалима [Л.1, 4]. Отец будущего провидца Хелкия был священником [Л.1], членом левитской общины Анафофа [Л.2].
      Пророческое служение Йирмейа началось с 627 г., когда властвовал благочестивый Иосия (640 - 609 г.г. до Р.Х.) [Л.5, 6], на 13-й год его царствования [Л.3, 7, 8, 10]. Трудное и даже опасное для жизни призвание длилось в периоды правлений многих иудейских царей: Иоахаза (609 г.), Иоакима (609-598 г.г.), Иехонии (597 г.), Седекии (597-586 г.г.) [Л.9, 10].
     Состарившегося пророка, после захвата Йерушалаима вавилонянами, впоследствии убийства заговорщиками наместника Годолии, заставили бежать с остатком иудеев в Египет (около 584 года) [Л.1]. Возможно его деятельность продолжалось до 582 г. [Л.2] либо до 580 г. [Л. 3] или до 570 г. [Л.7], всего 50 лет [Л.5].
      По преданию, Иеремию побили камнями евреи, жившие в египетском городе Тафнис [Л.1, 30].  Ему было примерно 80 лет [Л.3, 5], либо  он умер в возрасте 85-90 лет в Вавилоне, в результате захвата вавилонянами Египта в 568-567 годах [Л.7].
      Время написания книги. Писец Варух повторно записал предсказания нави в 605 г. до Р.Х., но дата завершения рукописи неизвестна [Л.3]. Вероятно в 585 г., с добавлением последней главы после 561 года одним из учеников [Л.2].
    Композиция ст.4:6-29. Многие богословы считают произведение антологией избранных речей сына Хелкии и его последователей, в ней отсутствует хронология высказываний [Л.2, 6, 7, 9, 30]. По указанной причине все настоящие статьи с комментариями изложены последовательно. Построение первой темы (4:6-29), аналогичнаое композициям сочинений Иоиля и Софонии, выглядит так.
            1. Введение, предупреждающее о бедствии (4:6).
            2. Изложение главной темы - Великая гибель:
                  а) совет горожанам плакать да рыдать (4:7-10);
                  б) жгучий ветер суда (4:11-13).
            3. Отступление  от темы для призыва к покаянию (4:14-18).
            4. Продолжение описания перипетий:
                  а) ощущения, видение, выводы пророка (4:19-22);
                  б) вид разорённой страны (4:22-26).
            5. Заключение, подтверждающее истинность предсказаний (4:27-29).
      Главная тема. Великая гибель, она же День Господень или новозаветная Великая скорбь,- пора, когда Яхве Элохим опустошит землю за грехи жителей её.
     Цель написания. Побудить слушателей вернуться к Адонаю, чтобы не открылся гнев Его из-за творимого зла осквернившихся злобой (4:4).
      Содержание. Йирмейа предупреждает иудеев о будущей лютой гибели (4:6) от истребителя народов (ст.7) и пылающего гнева Эль Шаддай (ст.8). Никто не сможет избежать посланного Им жгучего ветра суда (4:9-13).
       Провидец призывает обитателей столицы к покаянию, чтобы спаслись (4:14); он слышит роковую весть (ст.15), видит врага (ст.16, 17, 21), на себе ощущает последствия нападения (ст.19). Увы, нечестие поразило соплеменников, они не знают Бога своего (4:18, 22).
     Что же внутренним взором видит пророк? Разорённую землю внизу, отсутствие света вверху (4:23), дрожащие горы, колеблющиеся холмы (ст.24), исчезновение людей да птиц (ст.25), превращение в каменистую пустыню плодородного края, разрушение жилищ (4:20, 26, 29).
       Мир заплачет многодневными дождями, над ним почернеет небо (4:28), но полного уничтожения населения не будет (ст.27).  На период стихийных бедствий многие уйдут в горы, покинут города, в них не останется ни одного жителя (ст.29).
     Проблемы толкования. Относятся ли пророчества к периоду вавилонского нашествия или нет, их надобно воспринимать буквально либо считать поэтической гиперболой. Каким образом трактовать ст. 4:10.

2. Предупреждение  о  бедствии (4:6, 7)

      Йирмейа обвиняет слушателей в беззаконии, отступничестве, отсутствии страха перед Богом (2:19), побуждает коварный народ вернуться к Нему, удалив мерзости свои (4:1).
      Иначе пылающий гнев откроется словно огонь, "по причине злых наклонностей ваших ("за все злодеяния", пер. [Л.11])" (ст.4). Понимая, его призыву никто не последует, пророк всё-таки извещает о будущем наказании от Йахве.

   "Выставьте ("Поднимите") знамя к Сиону, бегите (чтобы бежали и спасали жизнь), не останавливайтесь ("без промедленья!"); ибо Я приведу (посылаю) от севера бедствие и великую (страшную, "лютую") гибель" (4:6; в скобках: текст из [Л.12], в кавычках - из [Л.13]).   

      Бежать, спасаться, эвакуироваться израильтянам крайне необходимо, т.к. нави провидит, "смерть входит (проникает) в наши окна, вторгается в чертоги (покои) наши" (9:21, в скобках, текст из Л.11]). Поэтому. "Будут валяться трупы, как навоз на поле ..." (ст.22, пер. Л.11]).
      Ожидает ли Великая гибель ("великое разрушение", пер. [Л.27]) лишь ам Йисраэль? дикую ослицу, не усвоившую уроков. Нет. Повсеместные разрушения городов, уничтожение имущества, массовая смерть от стихийных бедствий поразят ВСЕХ, повернувшихся к Господу спиной, так предсказывают ветхозаветные пророки [Л.14-17].
       Поток, угрожающий миру, бедствие "от севера", пошлёт Эль Шаддай (4:6) в виде аллегорического сверхъестественного зверя, архетипа губителя, превращающего страну в буквальную пустыню.

     "Выходит ("поднялся") лев из своей чащи, и выступает истребитель (разоритель, "губитель") народов: он выходит из своего места (Оставил он пределы свои), чтобы землю твою сделать пустынею (обратить в развалины); города твои будут разорены (превратятся в руины), останутся без жителей" (4:7; в скобках: текст из [Л.27], в кавычках - из [Л.18]).

     Что имеет в виду тайновидец, используя выражение "истребитель народов"? ("той, хто нищить", пер. [Л.31]). Авторы толкования [Л.2] полагают, "армия Навуходоносора". Подобного мнения: "вавилоняне", "халдейский народ", "символ Вавилонской империи" придерживаются  другие комментаторы [Л.4 -7, 27, 28]. Хотя Нововавилонское царство находилось на востоке от Иудеи, вовсе не на севере, откуда придёт бедствие (ст.4:6).
       Вероятно, в ближайшей перспективе Иеремия на самом деле провидел вавилонское нашествие, разорение Йеуды.  Вместе с тем, судя по контексту (4:23-26), пророчество окончательно исполнится в эсхатологический период Великой гибели от севера.  "В своих посланиях пророки часто начинали с местной ситуации, а потом описывали то, что Бог совершит в последнее время" [Л.4, стр. 700].
     Будущего таинственного разрушителя из бездны, пожирателя живых и мёртвых, нави не случайно сравнивает со львом. В древние времена, "лев выступает и как воплощение злого и жестокого духа, демонических сил хаоса" [Л.32, стр. 42].
      Злым демоническим силам хаоса уподобляют диких животных Даниэйл, Ийов, Йехэзкэйл, Йешайа, новозаветный Иоханан ([Л.19], рис.1).
      Иными словами, библейские провидцы наделяют неизвестный объект, камень Даниила, признаками реальных или фантастических зверей. Ибо мифологическое мышление в Древнем мире [Л.8, стр. 18] предполагало, за всем неживым скрывается живое.
      Камень (Дан.2:34, 35), он же истребитель (Иер.4:7), разрушит богопротивные царства, города превратит в руины, сделает землю пустыней. Именно от севера прилетит бедствие и великая гибель (ст.6; [Л.21]).

3. Советы  пророка (4:8-10)

      Твёрдо уверенный в осуществлении своих предсказаний будущей  Великой гибели, сын Хелкии даёт неутешительный совет.

     "Посему препояшьтесь вретищем (оденьтесь в дерюгу), плачьте ("причитайте") и рыдайте, ибо ярость ("пламя") гнева Господня не отвратится от нас (не минует нас)" (4:8; в скобках: текст из [Л.11], в кавычках - из [Л.18]).

      Одеваться во вретище, одежду из грубого волокна, полагалось "в знак траура, покаяния или покорности"  [Л.3], в дни памяти национальных бедствий [Л.8]. Теперь причитать, рыдать, звать плакальщиц придётся из-за "палящего" (пер. [Л.13]) гнева Эль Шаддай,  метеороидов [Л.14, 21], падающих с небес, жилища Его (2Пар.30:27).
       Провидец утверждает, гнев Вседержителя "не минует нас" (4:8, пер. [Л.11]). "Горько возопиёт ("зарыдает"  [Л.11]) тогда и самый храбрый!" извещает Цефанйа (Соф.1:14, в). Иеремия объясняет почему.

      "И будет в тот день, говорит Господь, замрёт ("дрогнут", будет трепетать) сердце у царя и сердце у князей (вельмож); и ужаснутся священники ("потрясены", в ужасе будут), и изумятся (оцепенеют, "онемеют") пророки" (4:9; в скобках: текст из [Л.11], в кавычках - из [Л.27]).

      Словосочетанием "тот день" нави указывали на Йом Адонай [Л.15-17, 26], время великой скорби, суда, гибели. Внезапные физиологические расстройства поразят правителей, вельмож, священников, пророков (4:9), всех жителей из разных сословий (Ис.24:1-3), забывших Создателя своего.
      Внутри необрезанных душой начнёт трепетать сердце, у чёрствых духом оцепенеет тело, равнодушных внезапно охватит ужас (Иер.4:9, 19, 15:8). Пронзит боль, схватят муки, опустятся руки (6:24); сотрясаются кости, подкашиваются ноги (23:9), волнуется внутренность (4:19, Плач.1:20); трясутся чресла (Ис.21:3), колени (Наум.2:10), дрожат руки (Иез.7:27) да губы (Авв.3:16).

     "И сказал я: "О Господи, Боже! Неужели сказал Ты неправду этому народу (как же сильно Ты обманул), жителям Иерусалима, обещав им, что мир наступит? Неужели меч поразит их насмерть?" (4:10, пер. [Л.11]; в скобках, текст из [Л.13]).

     Потрясённый видением, ощутив на себе, подобно другим библейским пророкам, загадочные физиологические последствия грядущей ярости Яхве Цеваот [Л.20], Йирмейа обращается к Нему с дерзким вопросом (ст.10). Возникает противоречие между безгрешностью Всевышнего и недоумением Его служителя. "Иеремия приписывает ложное обещание Самому Богу" [Л.29, стр. 863].
     Упрёк пророка справедлив, если в предыдущих (4:6-9) и последующих стихах, скажем 23-26, речь о близком нападении вавилонян. Однако он напрасно сомневался в правдивости обещаний Адоная, ибо откровение в ст. 4:6-29 относится к далёкому событию, эсхатологической Великой гибели.
       Касается последних дней существования лукавого рода сего, когда меч Небесного Воителя поразит "всех живущих на земле" (25:29). Меч Его не вышел из ножен даже через 2 500 лет после смерти тайновидца ... но обязательно появится (Ис.66:16).
       "Бог не человек, чтоб Ему лгать, и не сын человеческий, чтоб Ему изменяться (не передумает). Он ли скажет, и не сделает? будет говорить (Пообещает), и не исполнит?" (Числ.23:19; в скобках, уточнения из [Л.11]).

4. Жаркий  ветер (4:11, 12)

       Гибель от севера (4:6) принесёт истребитель (ст.7): орудие палящего гнева Небесного Воителя (ст.8), меч Его и разорители с горных вершин (12:12). "По голым гребням пустынных гор несутся опустошители" (ст.12, пер. [Л.13]), а уничтожит всё невиданная горячая буря.

     "В то время сказано будет народу сему и Иерусалиму: жгучий (Палящий) ветер несётся с высот пустынных ("с голых вершин в пустыне") на путь ("в сторону") дочери народа Моего, не (нежный ветер) для веяния и не для очищения (от плевел зерно)" (4:11; в скобках: текст из [Л.12], в кавычках - из [Л.13]).  
 
     Какой будущий сжигающий (ст.11), могучий (ст.12) небывалый ураган предсказывает Йирмейа? "Вторжение врагов пророк сравнивает с буйством жгучего ветра пустыни ..."  [Л.2]. Вряд ли. На самом деле, вихрь сравнивается с нашествием вражеской армии (4:13, 5:15-17, 6:22-24).    
      Хаваккук утверждает, шквал Всевышнего ("полум′я, пер. [Л.31]) не имеет  прямого отношения  к  жителям  земли (Авв.3:3-6), т.к. идёт "по стопам Его"  (ст.5, рис.2).
      Автор [Л.26]  предполагает. "Наверное, здесь имеется в виду сирокко,  сухой,  жаркий и  разрушительный  восточный ветер" (стр.108; [Л.8, стр. 743]),  "горячий  и сухой  ветер, несущий  песок и пыль" [Л.28, стр. 447].
   Йешайа, описывая Богоявление, называет стремительное движение  раскалённого воздуха "пламенем всепожирающего огня" (Ис.29:6),  "дуновение  Господа", зажигающее дрова! (30:33).
     Пламенный Йом Адонай  мгновенно превратит цветущую  страну  в  опустошенную степь (Иоил.2:1-3), огонь не пригоден для веяния зерна.

     "(Тот ветер жгучий - он от Меня идёт) слишком он  сильный! По воле  Моей он примчится - вот тогда Мой  суд Я совершу над ними!" (4:12, пер.  [Л.11]; в скобках,  текст из [Л.12]).

    Прообразом знойной бури, её  архетипом, провидцу  служил    ближневосточный  хамсин (сирокко), горячие шквалы с  юга,  несущие  много  песка и пыли. Всё же палящий смерч Господень, он идёт "по стопам Его" (Авв.3:5) от севера (Иер.4:6), "слишком  он  сильный!"  (ст.12); гораздо опаснее,  жарчее,  быстрее, хамсина с юга.
     Всесокрушительный обжигающий ветер Эль Шаддай, по-научному,  называется сверхгорячей (до 700 000 ºС) газо-пылевой ударной  волной, движущейся   со сверхзвуковой  скоростью после столкновения астероида с Землёй [Л.21].
      Дыхание Бога расплавит нечестивых словно огонь в  печи  (9:7, Иез.22:20-22, Зах.13:9). Вот, тогда совершится Его суд,  придёт "от севера бедствие" да великая гибель (Иер.4:6). "И сделаю Иерусалим грудою камней (развалин), жилищем (логовом) шакалов, и города Иудеи сделаю пустынею, (оставлю) без жителей" (9:11; в скобках, текст из [Л.13].

5. Армия  возмездия (4:13, 14)

      Эсхатологический  палящий ветер суда Иеремия сравнивает со стремительным нашествием беспощадного вражеского войска, разоряющего население.

      "Вот, поднимается он подобно облакам (подобно туче), и колесницы его - как вихрь ("ураган" [Л.13], "буря" [Л.18]), кони его быстрее орлов; горе нам! ибо мы будем разорены (мы погибли!)" (4:13; в скобках, текст из [Л.11]).

      Стремительная "как вихрь" боевая двухколёсная повозка из видений Йирмейа и Йешайа (Ис.66:15) подобна огненной квадриге Фаэтона [Л.32]. Ударная волна от её падения "поднимается" подобно огромной "туче" (Иер.4:13, а) из раскалённых газов, каменной пыли, песка.
      Необычное плотное "облако", перемещаясь по земле с огромными скоростью и шумом, действительно напоминает тучу пыли, поднимаемой повозками (ст.13, б), с грохотом несущимися на врага (Иоил.2:5). Как утверждается в работе [Л.25],  "быстро вращающиеся колёса колесниц могли поднять облако пыли, как при вихре или песчаной буре" (стр. 147]).
       Крупные предметы, подхваченные мощной ударной волной, мчатся словно волчья стая, летят будто орлы, но гораздо "быстрее орлов" (Иер.4:13, в), пикирующих на жертву. В итоге вершины холмов да гребни гор станут голыми (4:11; Ис.42:15, Ам.1:2). "По голым гребням пустынных гор несутся опустошители. Пожирает Господень меч от края и до края земли ..." (Иер.12:12, пер. [Л.13]).
     Таким образом, тайновидец, в знакомых слушателям терминах военных соединений, рассказывает о невиданной армии опустошителей и мече Небесного Воителя (4:13, 29, 5:15-17, 6:22-24, 12:12). Ведь библейская символика основана на реальных физических характеристиках [Л.25, стр. 134], в данном случае: облаков, вихря, орлов, квадриг ("образ колесницы служит показателем быстроты передвижения" [Л.25]).    
      Удивительно, главной особенностью агрессивного народа, он поднимается с севера "от краёв земли" (6:22), окажется всего лишь ОДИН футляр для стрел.
      "Колчан его - как открытый гроб" (5:16; точнее, распахнутая "гробница", пер. [Л.13]). Тёмный круглый вход в распахнутую гробницу, высеченную в скале [Л.3], нави сравнивает с таинственным радиантом (рис.3).
      Из него вылетают раскалённые стрелы мелких метеорных тел, крепкие копья болидов, сверкающие мечи метеороидов [Л.23], словно оружие великанов, обмолачивающих землю.
    "Они съедят весь урожай твой, всю еду и уничтожат сыновей и дочерей; они съедят твои отары и стада, твой виноград и смоквы. Они разрушат крепкими мечами все города, в которых ты уверен" (5:17, пер. [Л.12]).
      Горе всем от нашествия небывалого всеядного воинства, "мы будем разорены" (4:13), т.к. Йахвэ пошлёт "от севера бедствие и великую гибель" (ст.6, б). Пророк видит, "кипящий котёл, с севера он нависает" (1:13, пер. [Л.11]). Постойте, остановитесь, почему не с юга, запада или востока?
     Мелкие метеорные тела и крупные "кипящие котлы" астероидов появятся именно с севера, от созвездия Цефей в северной около полярной части небосвода [Л.21, 23]. Есть ли какой-то способ избежать гибели? Сын Хелкии отвечает, "есть".

     "Смой (очисти) злое с сердца твоего, Иерусалим, чтобы спастись тебе (тогда спасёшься!): доколе будут гнездиться в тебе злочестивые (злые) мысли?" (4:14; в скобках, текст из [Л.11]; концовка стиха "не вынашивайте больше злобных планов", пер. [Л.12]).

      Через искреннее покаяние и принятие искупительной жертвы Сына Божьего Иисуса Христа за свои грехи ещё можно избежать смерти. Ибо написано, "нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись" (Деян.4:12).

6. Пророческая  перспектива (4:15-18)

      Границы периодов в предсказаниях библейских нави, как правило, стёрты [Л.2, стр. 142]. Близкие и отдалённые по хронологии происшествия они нередко объединяли в одно [Л.22, стр. 105, 334]. 
      Йирмейа в пророческой перспективе тоже соединил два похожих, но разных события. Близкое, вавилонское нашествие; далёкое, великую гибель (День Господень). Он слышит звуки беды от севера (4:6, 15).

     "Ибо уже несётся голос (Раздаётся крик) от Дана и гибельная весть с горы Ефремовой (с гор Ефрема)" (4:15; в скобках, текст из [Л.11]).

      Голос от города Дан, расположенного на северной границе Мединат Йисраэль [Л.8], может означать речь вестника о приближении вавилонян. "Послушайте, заговорил из Дана вестник, плохие вести приносит человек с холмов Ефрема", пер. [Л.12].
       В День Господень криком от Дана окажется громкий звук с неба, "голос" загадочного истребителя народов (4:7). "Рёв его, как рёв львицы ... заревёт на него в тот день, как бы рёв разъярённого моря ..." (Ис.5:29, 30). Вопрос, что делать еврейским пророкам в преддверии последних дней?
 
     "Объявите народам, известите Иерусалим, что идут из дальней страны осаждающие (полчища) и криками своими оглашают города Иудеи (над городами Иудеи клич их раздаётся!)" (4:16; в скобках, текст из [Л.11]).

      Провидец призывает объявить о наступающем бедствии всем странам, конечно, известить жителей столицы, отвернувшихся от Адоная, восставших против Святого Израилева. "Кто такие "осаждающие" неизвестно; очевидно, здесь речь идёт о вражеском войске" [Л.26, стр. 110].
       Верно, "о вражеском войске", но совсем не земного происхождения (4:13, 23-26, 25:31-33). Кликнет клика кличем, и взревут над городами осаждающие, будто тысячи львов, ревущих над добычей.

     "Как сторожа полей, они (окружат) обступают его кругом, ибо он возмутился (восстал) против Меня, говорит Господь.
     Пути твои и деяния (дела) твои причинили (принесли) тебе (всё) это; от твоего нечестия (Это твоя участь) тебе так горько, что доходит до сердца твоего (сердце разрывается!)" (4:17, 18; в скобках, текст из [Л.13]).

     Ожидает ли заслуженная горькая участь один Йерушалаим? Нет, но все города мира (4:29) и мегалополисы, всех жителей, возмутившихся против Бога, извративших пути свои, осквернённых злом.

7. Скорбь, боль, трепет сердца (4:19, 20)

      Иеремия в ст. 4:9 предсказал таинственные физиологические расстройства в дни Великой гибели (ст.6). Поразительно! он уже испытал их и на себе, "здесь отражены действительные физические переживания пророка" [Л.26].

     "Утроба (Нутро) моя! утроба моя! (Я содрогаюсь! "корчусь от боли", "я тремчу" [Л.31]) скорблю во глубине (Рвутся стены) сердца моего, волнуется ("колотится", "трепоче" [Л.31]) во мне сердце моё, не могу молчать; ибо ты слышишь, душа моя, звук трубы (рога), тревогу ("боевой клич") брани" (14:19; в скобках: текст из [Л.18], в кавычках - из [Л.13]).

      К какому времени следует отнести ст.19? Ответ содержится в его концовке, - "звуке трубы"; "трубный звук стал эсхатологическим образом, который в апокалиптической литературе служит знамением конца времён (см.: Зах.9:14 и Отк.8:6-12)"  [Л.8, стр. 711].
      В ту пору вибрацию внутренностей (утроба) и сердца вызовет резонанс. Сопровождаемое сильными болевыми ощущениями совпадение низкой частоты колебаний земли, воды, воздуха (инфразвук) с частотой колебаний человеческих органов [Л.20]. Нави ощущает резкое увеличение амплитуды колебаний, вызывающее содрогание утробы, боли да судороги, колотящееся сердце, стенки его "рвутся" (4:18, 19).
      "Сердце пророка так сильно бьётся, что стенки сердца едва выдерживают его удары" [Л.5, стр. 20]. Сотрясаться будут кости, расстроится работа вестибулярного аппарата при резонансной частоте от 0,5 Гц до 13 Гц. Отчего страдающий подобен пьяному, как написано, "сердце во мне раздирается (разрывается), все кости мои сотрясаются (дрожат); я - как (словно) пьяный" (23:9, б; в скобках, уточнения из [Л.13]).
     Потеряют равновесие отцы, сыновья упадут друг на друга, они разобьются, словно глиняные сосуды с вином (13:13, 14). Провидец жалуется, Адонай напоил его горькой водой, сокрушил зубы песком, покрыл непрерывно падающим пеплом, удалил благоденствие (Плач. 3:15-17).
       Непонятно-загадочное физическое состояние трепета испытали на себе: Йешайа, Хаваккук, Йехэзкэйл, Нахум [Л.20]. Тяжёлые физиологические расстройства произойдут в моменты видений сокрушительных бедствий (Иер.4:7, 13, 19).

     "Разрушение (беда) следует за разрушением (бедою), разгромлена вся страна (вся земля опустошается). Разом сметены шатры, в мгновенье ока исчезли пристанища (палатки) мои" (4:20, пер. [Л.27]; в скобках, Синод. перевод).

      Авторы [Л.2]  полагают, "Шатры и палатки  (ст.20)  - метафора городов и  домов" (стр. 143). "Дома  и  города поэтически обозначаются как шатры" [Л.5].
      Более  реалистичная версия выдвигается  в работе [Л.26],  "здесь,  вероятно,  речь идёт о  разрушении  жилищ граждан Иудеи" (стр. 113). 
      Верно, но человеку невозможно внезапно  разрушить  ВСЕ дома и  города,  такое  может сделать  лишь глобальное землетрясение (4:24; Ис.13:13,  24:19,  20;  Иоил.2:10, 3:16; Мих.1:2-4; Агг.2:6;  Иез.38:19, 20;  Отк.16:18-20).
    Именно всесокрушающее стихийное бедствие  (рис.4), за ним, согласно  видения,  следуют другие несчастья. "Беда за бедою" (4:20, "букв.  «крушение  за  крушением» [Л.26]).

8. Знамя  и  звук  рога (4:21, 22)

      Если причиной будущих ужасных бедствий (ст.20) окажется великое землетрясение [Л.15, 17, 21], почему пророк задаёт такой вопрос Богу?

     "Долго ли (Доколе) мне видеть знамя, слушать (слышать) звук трубы (рога)?" (4:21; в скобках, уточнения из [Л.18]; "Как долго, Господи, мне видеть флаги войны и слышать звук военных труб?", пер. [Л.12]).

      О каком флаге да специальном инструменте, в оригинале "знамя" и "рог" [Л.18, Л.13], сообщает тайновидец? Очевидно знаменем, словно "распахнутой гробницей" (5:16, пер. [Л.13]), называется таинственный радиант; его "долго", не одну ночь, можно "видеть" в небе (4:21; [Л.23]).
      Йешайа тоже называет грозный радиант "знамя", также "знак" (Ис.5:26), "колесница Его" (66:15), расторгнутые небеса (64:1). Он же, "ножны" для колющего меча Небесного Воителя, в них меч уже не возвратится (Иез.21:4, 5), "тайник силы Его" (Авв.3:4), "великое точило" гнева Его (Отк.14:19).
      Согласно видений апостола Иоанна, падение крупных небесных тел сопровождается громкими трубными звуками (8:7-13). Йешайа, Йоэйл, Амоц именуют сильный шум с неба "глас Господа" (Ис.30:30, Иоил.2:11, Ам.1:2). От гласа Его "содрогнутся небо и земля" (Иоил.3:16), потрясётся пустыня, обнажатся леса, сокрушатся деревья (Пс.28:5-9, [Л.21]).
       Звук акустической ударной волны слышит Иеремия (4:21). Бараний рог использовался в частности для сигнала к атаке [Л.8, стр. 241, 242]). "Поэтому в Иер.4:21 звук трубы служит обозначением войны" [Л.25, стр. 1225], борьбы между мятежным творением и Творцом.
      Непокорных Ему соплеменников пророк призывал к покаянию (4:14), чтобы избежать наказания за нечестие (ст.18). Теперь, понимая неизбежность кары, он формулирует её причину, передавая прямую речь мудрого справедливого Царя.

     "Это оттого, что народ Мой глуп (безрассуден) - не знает Меня; неразумные (глупые) они дети, и нет у них смысла (разума они не имеют); они умны на зло (злодейство), но добра делать (творить) не умеют" (4:22; в скобках, текст из [Л.11]).

      У глупости много детей, но нет отца, у мудрости детей мало, зато есть Отец, Его нужно слушаться. Для не послушания Всевышнему достаточно одного мгновения, повиновению Ему нужно учиться всю жизнь.
       Он видит безрассудство народа в отсутствии послушания, желания познавать Его (2:13, Ос.6:3-6); они мастера совершать зло, да не умеют творить добро (Иер.4:22, в). Данное обвинение справедливо для современного безумного мира, неотвратимо и наказание, "все, кто привержен злу, будут истреблены" (Ис.29:20, пер. [Л.13])

9. Великая  гибель (4:23-25)

     В отличие от Исаии [Л.14, 15], "малых" пророков [Л.16, 17] или Иоанна (Отк.8:5 - 9:19), Йирмейа описывает не саму катастрофу, а её трагические последствия. Он "говорит о вселенском масштабе разрушения" [Л.26, стр. 114].

     "Смотрю на землю ("Окинул я взором") - и вот, она разорена и пуста (на ней не осталось ничего живого), - на небеса, и нет на них света" (4:23; в скобках: текст из [Л.12], в кавычках - из [Л.27]).
 
     "Иеремия получил пророческое видение о том, что сделают с землёй вавилоняне (ст.23-29), сеющие хаос ..." [Л.4, стр. 663; Л.7], "после вавилонского нападения"  [Л.28, стр. 447]. Антитеза, "одним из пророческих видений грядущего апокалиптического суда является картина возвращения первобытного хаоса" [Л.25, стр. 1232; Л.29].
      Существует третье воззрение. "Это, конечно, гипербола" [Л.5], чрезмерное преувеличение с целью усилить впечатление. Авторы работы [Л.2] тоже безосновательно принимают ст. 4:23-28 за поэтическую гиперболу (разве её можно увидеть?). В частности они пишут. "Близкое бедствие, которое постигнет Иудею, рисуется Иеремией как некая космическая катастрофа" (стр. 143).
     Не только "рисуется", а на самом деле окажется буквальной космической катастрофой (рис.5), столкновением нашей планеты с метеорно-астероидным потоком [Л.21].
    Правда событием не близким ко дням провидца, весьма далёким, иначе Адонай обманул его (смотрите ст. 4:10).
      Бедствие от севера поразит как Йеуду [Л.2], так весь мир [Л.16]. В итоге внизу земля "разорена и пуста" (4:23,  "вот,- пустота и хаос", пер. [Л.18]). "Творение возвращается к первоначальному хаосу" [Л.9].
       Вверху не станет "света" (ст.23, "но свет их погас", пер. [Л.13]) "из-за дыма от огня, пожирающего города" [Л.7]. Точнее по причине огромных объёмов грубых дисперсных аэрозолей, выброшенных высоко в атмосферу мощными импактами, извержениями и взрывами вулканов [Л.20, 21, 24].
      Пророк предлагает воздать славу Господу сейчас, "прежде чем тьма наступит, прежде чем вы споткнётесь в горах во мраке! Будете ждать света, но свет Он сделает тьмою, кромешным мраком" (13:16, пер. [Л.11]).
      От общей перспективы почерневшей от горя безликой суши да небосвода, закрытого траурной пеленой смога, пророк переходит к описанию средних планов. Используя 4 раза одно и тоже слово "Смотрю" (4:23-26; или "Вижу", пер. [Л.18]).
   
      "Смотрю на горы - и вот, они дрожат и все холмы колеблются" (4:24).

     Земля колеблется по причине повсеместных сильных сотрясений (Лк.21:11; Отк.6:12, 11:13, 16:18). От них горы "дрожат" (Иер.4:24, Авв.3:10, Наум.1:5), "все холмы колеблются" (Иер.4:24; Наум.1:5, Ис.54:10). Иерусалим станет грудой камней (Иер.9:11), Елеонская гряда распадётся на 2 части (Зах.14:4). Раскроются могилы на западном склоне горы, в долину Кедрон из гробов выпадут кости (Иер.8:1).
      В тот час, "смерть будет желаннее жизни!" (ст.3, пер. [Л.11]). Поверхность Кедрона покроется сухими костями; некому их собрать, нет желающих захоронить (ст.2). "И была та долина полна костей ... их было несметное множество в той долине" (Иез.37:1, 2; пер. [Л.11]). Костей много, живых совсем не видно.
  
     "Смотрю - и вот, нет человека ("кругом ни души", пер. [Л.27], "не было нигде людей" [Л.12]), и все птицы небесные разлетелись" (4:25).

       Почему нет  ни одной души? если Эль Шаддай обещает не истреблять людей полностью (4:27). Не видно, т.к. скроются в пещерах да ущельях гор (Отк.6:15), войдут в расселины скал, зароются в грунт (Ис.2:10, 19). Спрячутся все, даже птицы исчезнут (Иер.4:25, б), после стремительного прохождения горячей сверхзвуковой ударной волны [Л.21].

10. Опустошенная  планета (4:26, 27)

      Йирмейа продолжает рассказывать слушателям видение грядущего всеобщего разорения, уничтоженных городов (4:26-29).

      "Смотрю - земля цветущая превратилась в пустыню от ярости и ("пылающего" [Л.13]) гнева Господня, и города все в руинах лежат перед Господом" (4:26, пер. [Л.27]).

      Данное грозное пророчество об ужасном катаклизме (4:23-26) не уникально. Такую же участь падшему миру предсказывают: Йешайа (Ис.24:1-13, 17-22, [Л.14, 15]), Цефанйа (Соф.1:2-18, 2:4-15, 3:6, [Л.16]), Нахум (Наум.1:3-6), Йоэйл (Иоил.2:1-11), Амоц (Ам.8:1-10,  [Л.17]), Хаваккук (Авв. 3:3-10).
       В Новом Завете целая книга, Откровение Иоанна, посвящена теме "Великой гибели". "И если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть ..." (Мт.24:22), сообщает нам Иисус Христос. Верим, те дни сократятся, по Его предыдущему обетованию.

    "Ибо так сказал Господь: вся земля будет опустошена (пустынею станет), но совершенного истребления (полного уничтожения) не сделаю" (4:27; в скобках, текст из [Л.18]).

      Спасающий от гибели обещает. "Разорение будет по всей земле, но Я не уничтожу её полностью" (4:27, пер. [Л.27]), вопреки широко распространённому среди христиан мнению о гибели нашей планеты, ссылаясь на 2Пет.3:10.
      Равным образом жители не все погибнут, "уничтожение не будет тотальным" [Л.29, стр. 863]. Верно, т.к. пророк ещё раз передаёт прямую речь Его. "Но и в те дни, говорит Господь, не истреблю вас до конца" (Иер.5:18).
      Йешайа (Ис.1:9, 13:12, 24:6) и Амоц (Ам.6:9, 10) подтверждают слова Иеремии. Тем не менее, в результате Великой гибели (Иер.4:6, 7, 11-13, 20-27) высокомерная техногенная цивилизация рухнет (Ис.2:10-17, [Л.15]). 
       За период повсеместной молотьбы и жатвы погибнет множество людей: от стихийных бедствий, ран, переломов, ожогов, жары, удушья, жажды, голода, холода, болезней, насилия, диких животных [Л.20].
      "И будут трупы народа сего пищею птицам небесным и зверям земным, и некому будет отгонять их" (Иер.7:33), "некому будет собрать" (9:22, в), оплакать да похоронить. Но Адонай не хочет смерти грешников, но желает, чтобы они отвернулись от порочных дел своих, остались в живых (Иез.33:11).

11. Неотвратимость  наказания (4:28, 29)

      Завершая тему будущей гибели, провидец настаивает на её неизбежности. Добавляя важный, но загадочный штрих в общую картину мира по окончании катастрофы.

     "Восплачет о сём земля (зарыдает), и небеса помрачатся вверху (почернеет высокое небо), потому что Я сказал, Я определил (произнёс решенье) и не раскаюсь в том (не передумаю) и не отступлю от того (его исполню)" (4:28; в скобках, текст из  [Л.11]).

     "Основная тема Больших пророков - день Господень, который часто связывается с понятием тьмы" [Л.1, стр. 1254]), и не напрасно. "Помрачённые небеса свидетельствуют о суде и плаче" [Л.25, стр. 1218][Л.11].
      Разумеется, плач почерневшей планеты, траурные одежды её можно воспринимать словно поэтические метафоры, по версии авторов [Л.2, 8, 29]. Всё-таки, что пророк видел (4:23-26) в действительности? затем облекая в аллегорическую форму скорбящего мира, вслед за его разрушением.
      Нет, не затмение солнца, как правильно отмечается в [Л.8], оно продолжается всего несколько минут. Речь о висящей над головой более месяца мрачной выси, чёрной от грозовых туч (рис.6).
      В древнрсти, "период траура составлял  тридцать дней, но если скорбящий  не утешался, этот  срок мог быть продлён"  [Л.8, стр. 66].
     Конденсация паров, попавших в атмосферу из-за  стихийных бедствий,  приведёт к образованию мощных  грозовых облаков [Л.24], "небеса  помрачатся  вверху" (4:28, а).
      Затем начнётся непрерывный горячий кислотный  дождь в течение сорока  суток [Л.24], по образному  слову. "Восплачет о сём земля" (4:28, б).
      Высота почернеет от погребальных одежд, кормилица  зарыдает, оплакивая  великую  гибель всего, обитавшего в ней. Но Элоах принял решение, не  раскаивается в  том, не отменит его (ст.28, в). В стихе 4:7 тайновидец  предупреждал о  разрушении поселений, теперь его взору открывается жуткая  картина  полного их опустошения.

    "- От шума ("гуркотнечі" [Л.31]) всадников и стрелков разбегаются все жители городов. Кто подаётся в леса, кто уходит в горы - все города оставлены, нет в них жителей" (4:29, пер. [Л.13]).

     Как предсказано, так произойдёт. Перед нападением истребителя народов (4:7) с шумной армией возмездия из необычных всадников да стрелков (5:15-17, 6:22-24), население покинет насиженные места (4:29).
       В дни бедствия да Великой гибели (4:6) рухнут овдовевшие города (4:7, 20, 26; Ис.6:11-13, 24:10), "не будет в них ни одного жителя" (Иер.4:29, г). Груды камней от разрушенных домов послужат жилищем диким животным (9:11) и птицам (Ис.34:11-15), остатки строений зарастут сорняками (ст.13).
 

ЛИТЕРАТУРА

1. Большой библейский словарь.- СПб.: Библия для всех, 2005.- 1 503 с.
2. Толкование Ветхозаветных книг. От книги Исаии по Книгу Малахии.- Ашфорд: Славянское миссионерское издательство, 1966.- 602 с.
3. Ринекер Ф., Майер Г. Библейская энциклопедия Брокгауза.- Кременчуг: Християнська зоря, 1999.- 1 088 с.
4. Уоррен Уирсби. Комментарий на Ветхий Завет. В 2-х т. Том II. Ездра - Малахия.- СПб.: Библия для всех, 2011.- 1 111 с.
5. Толковая Библия. Комментарий на все книги Святого Писания. Под ред. Лопухина А.П. Том 2.- Минск: Харвест, 2001.- 1 312 с.
6. Новый Библейский комментарий в 3 ч. Ч.2. Ветхий завет. Псалтирь - Книга Пророка Малахии.- СПб.: Мирт, 2000.- 571 с.
7. Учебная Библия с комментариями Джона Мак-Артура.- Минск: Славянское Евангельское общество, 2004.- 2 201 с.
8. Библейский культурно-исторический комментарий. Часть 1. Ветхий Завет.- СПб.: Мирт, 2003.- 984 с.
9. Новая Женевская учебная Библия.- Hanssler-Verlag, 1998.- 2 052 с.
10. Даума Йохем. Дорогами Ветхого Завета. Т.4. Большие пророки.- Черкассы: Коллоквиум, 2012.- 280 с.
11. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета, канонические. Современный русский перевод.- М.: Российское библейское общество, 2011.- 1 408 с.
12. Библия. Современный перевод Библейских текстов.- М.: World Bible Translation Center, 2002.- 1150с.
13. Библия. Новый Перевод на Русский Язык.- Herrljunga, Sweden: Международное Библейское Общество, 2007.- 1 228 с.
14. Статья "1. Комментарии к Книге пророка Исаии. День Господа (34:1-9, 13:1-13)".
15. Статья "2. Комментарии к Книге пророка Исаии. Великая скорбь (24:17-23, 2:10-22)".
16. Статья "2. Комментарии к Книге пророка Софонии. День Господень".
17. Статья "7. Комментарии к Книге пророка Амоса. Глава 8 - Время суда".
18. Первые и последние пророки.- Йерушалаим: Мосад Арав КУК, 1975.- 1 002 с.
19. Статья №9 "Антихрист: кто же он?".
20. Статья №4 "Время великой скорби".
21. Статья №2 "Гог из земли Магог: конец мира сего".
22. Джон Ф. Мак-Артур. Второе пришествие: признаки возвращения Христа и кончины века.- West Sacramento: Grace Publisching International, 2007.- 358 с.
23. Статья №1 "Признак и знамение Второго пришествия Иисуса Христа".
24. Статья №3 "День Господень".
25. Словарь библейских образов.- СПб.: Библия для всех, 2016.- 1 423 с.
26. Воргез А. Книга Иеремии. Главы 1-25.- СПб.: Библия для всех, 2010.- 431 с.
27. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета в современном русском переводе.- М.: Издательство ББИ, 2015.- 1856 с.
28. Комментарии к Ветхому и Новому Заветам.- Минск: Фонд "Лютеранское культурное наследие", 2007.- 832 с.
29. Славянский библейский комментарий.- Киев: ЕААА, Книгоноша, 2016.- 1840 с.
30. Введение в Ветхий Завет. Под ред. Эриха Ценгера.- М.: ББИ св. апостола Андрея, 2008.- 802 с.
31. Біблія або Книги Святого Письма Старого й Нового Заповіту.- Українське біблійне товариство, 1991.- 1256 с.
32. Мифы народов мира. Энциклопедия. Том 2.- Советская энциклопедия, 1980.- 720 с.

 

педия, 1980.- 720 с.