Комментарии к Книге пророка Иеремии. День Господень (25:29-38, 30:5-9)

"Ибо сами вы достоверно знаете, что день
Господень так придёт, как тать ночью"
(1Фес.5:2)
 
"И будут поражённые Господом в тот день - от
конца земли до конца земли, не будут оплаканы
и не будут прибраны и похоронены; навозом
будут на лице земли" (Иер.25:33)
 

1. Вступление

       Грозный Йом Адонай главная тема многих пророчеств ветхозаветных нави, как малых [Л.1-4], так больших [Л.5, 6].
     Йирмейа, призванный Богом к служению (Иер.1:4-8), в его уста Он вложил слова Свои (ст.9), конечно говорил о Дне суда. Продолжая тему, начатую в гл.4 под названием "великая гибель" [Л.7], сын Хелкии рассказывает о массовой гибели в главах 25 и 30.
      Композиция ст. 25:29-38, 30:5-9. Похожа на структуру Ис.34:1-9, 13:1-13 [Л.5].
             1. Введение, призывающее обратить внимание на пророческую речь (25:29).
             2. Изложение главной темы - День Господень:
                  а) предупреждение о грядущей каре (24:30);
                  б) орудие наказания (25:31, 32);
                  в) истребление жителей (25:33-38);
                  г) последствия бедствий (30:5-7).
             3. Заключение, содержащее предсказания мессианского царства (30:8, 9).
      Главная тема. Йом Адонай, пора личного участия Йахвэ Элохим в истории человечества с целью изменить пагубное направление его развития.
      Цель написания. Предупредить отпавших от Бога о неминуемом суде и уничтожении, верный остаток утешить обещанием теократического государства.
       Содержание. Обращаясь к непослушным иудеям, прогневлявшим злыми делами Всевышнего (25:3-7), Иеремия предупреждает о грядущем бедствии (ст.29, 30). Орудием наказания послужит большой вихрь (ст.32), сопровождаемый громом с неба (ст.30), шумом, доходящим до концов земли (ст.31).
     В результате глобальной катастрофы нечестивые погибнут по всей планете (25:33, 34), даже начальствующие не найдут надёжного убежища (ст.35, 36). Мирные селения истребятся  гневом Божьим (ст.37), яростью опустошителя Его (ст.38).
     Смятение, ужас, судороги, боли поразят отступников (30:5, 6), но в стихийных бедствиях спасение их (ст.7); затем ярмо сокрушится (ст.8). Выжившие в дни Великой гибели начнут служить Йеhошуа ха Машиах бен Давид (ст.9).
     Проблемы толкования. "Образы, связанные с днём Господа,- одни из самых сложных для понимания при изучении Библии" [Л.14, стр. 264]. Что подразумевал тайновидец под выражениями "меч Йахвэ" и "большой вихрь", к какому времени следует отнести ст. 25:29-38, 30:5-9. 

2. Предупреждение  о  бедствии (25:29)

      Повествование о будущей Великой гибели, её Эль Шаддай приведёт от севера [Л.7], Йирмейа начинал с предупреждения (4:6). Тоже самое он делает от имени Всевышнего, продолжая тему в ст. 25:29-38.

     "Ибо вот на город сей, на котором наречено имя Моё (именем Моим осенён), Я начинаю наводить бедствие (посылаю беды); и вы ли останетесь ненаказанными? (избежите кары?) Нет, не останетесь ненаказанными (Не избежите вы кары); ибо Я призываю меч на всех (жителей земли) живущих на земле, говорит Господь Саваоф (Воинств)" (25:29; в скобках, текст из [Л.8]).

      В начале гл. 25 пророк обвиняет современников в непослушании Адонаю (25:1-7), что повлечёт наказание вторжением армии Навуходоносора II (ст. 9-25). На данном основании, ст. 29-38 рассматриваются интерпретаторами как следствия вавилонского нашествия.
     "Никого не минует "меч", вавилонское войско, с помощью которого Яхве собирается осуществить Свой суд над народами" [Л.24, стр. 421]. "Тут в образной восточной манере повторяется мысль о неизбежности Божиего суда, грядущего на все народы тогдашнего мира ..." [Л.9, стр. 172; Л.10].
    Отнють, экзегеза ст. 29-38 выполнена авторами [Л.9, 10, 24] неверно. Здесь мы сталкиваемся с т.н. "пророческой перспективой" [Л.11]. "В своих посланиях пророки часто начинали с местной ситуации, а потом описывали то, что Бог совершит в последнее время" [Л.12, стр. 700].
       Не вавилонское войско, но орудие Небесного Воителя в последнее дни внезапно поразит "все царства земные, которые - на лице земли" (25:26; 4:23-27). Не избежит кары как Йерушалаим (9:11), осенённый именем Его, так все народы (25:29).
     О каком холодном оружии,  призванном на всех жителей (ст.29), предупреждает нави? Именуя его также "истребитель народов" (4:7), "опустошитель" (25:38), "гора губительная" (51:25).
      Наверное о сверхъестественном эскалибуре Йахвэ Цеваот из эсхатологического пророчества Йешайа. "Огнём и мечом Своим Господь совершит суд над всеми живущими, и многие падут от Его руки" (Ис.66:16, пер.[Л.8]).

3. Палаш  Вседержителя

      Древние верили, огромный меч солярных богов (рис.1) изготавливался из небесного огня [Л.13, стр. 149], т.к. "земные предметы являют собой лишь отражения небесных" (стр.  653).
     Устрашающие атмосферные катаклизмы служили источником аналогов человеческого оружия: клинка, стрелы, копья [Л.14, стр. 1165]. В свитке Теиллим написано.
    "Он меч наточит Свой, Свой лук натянет и нацелит. Орудие смерти приготовил, Свои пылающие ("горящие" [Л.8]) стрелы изготовил" (Пс.7:13, 14, буквальный пер. [Л.15]). 
      Перед холодным оружием Его не может устоять ни один человек. "Господень меч пожирает землю, от края до края, плоти живой нигде нет покоя" (Иер.12:12, пер. [Л.8]), оттого Иеремия горестно восклицает.
     "Доколе (О горе!) будешь посекать ("не останавливаясь, сечь"), о, меч Господень! доколе ты не успокоишься? возвратись ("Вернись обратно") в ножны твои, перестань (остановись) и успокойся (утихни!)" (47:6; в скобках: текст из [Л.8], в кавычках - из [Л.15]).
      К сожалению, булат, его Бог извлечёт из ножен Своих, в футляр радианта "уже не возвратится" (Иез.21:5). Удивительны поражающие факторы божественного орудия, они проявятся в опьянении, блювании, неожиданной потере равновесия, резком падении, невозможности самостоятельно подняться даже перед смертельной опасностью.
    "Пейте, пьянейте, блюйте, падайте, чтоб уже  не подняться пред мечом, что Я на вас посылаю!" (Иер.25:27, пер. [Л.8]). Предсказанное пророком состояние, по-научному, называется  расстройством вестибулярного аппарата, оно проявится  у населения ВСЕХ стран (ст.15-26).
      Вестибулярное опьянение дополнится трепетом сердца, оцепенением тела, внезапным приступом ужаса (4:9, 19, 15:8, 30:5); сотрясением костей, подкашиванием ног (23:9), волнением внутренностей (4:19, Плач.1:20), судорожными болезненными сокращениями мышц живота (Иер.30:6). Будут трястись чресла (Ис.21:3), колени (Наум.2:10), дрожать руки (Иез.7:27), даже губы (Авв.3:16).
      Перечисленные выше загадочно-непонятные для потерпевших физиологические расстройства [Л.16] возникнут из-за резонанса. Совпадения частоты колебаний органов человека с инфразвуковыми колебаниями земли, воды, воздуха, вызванными импактами при столкновении с поверхностью Земли планетообразных тел.

4. Страшный  гром (25:30, 31)

      Вслед за словами предупреждения (ст.29) коварному народу (9:6), Адонай побуждает нави произнести угрожающее странное пророчество.

      "Посему прореки на них (пророчествуй о них) все слова сии ("Возвести им") и скажи им: Господь возгремит с высоты и из жилища ("обители") святыни Своей; страшно возгремит на селение Своё (Йерушалаим и храм); как топчущие (виноград) в точиле (давильне), воскликнет ("закричит") на всех ("жителей земли!") живущих на земле" (25:30; в скобках: текст из [Л.17], в кавычках - из [Л.8]).

     "Глас Божий будет подобен крикам тех, кто топчет виноград в точиле" [Л.21, стр. 759]. Нет. Сказанное нави, вовсе  не означает, что Небесный Воитель буквально  закричит, "возгремит  с высоты" (ст.30, а; "Под высотою здесь лучше разуметь высоту небесную ..." [Л.18, стр. 43]).
      Звук сверху, "Господь с небес грохочет" (пер.[Л.15], возникнет по причине падения из радианта-точила орудий гнева Его. Апостол Пётр называет их "стихии" (2Пет.3:10, точнее "небесные тела", пер. [Л.8, 15, 19]), в современном понимании, "болиды", "метеороиды", "астероиды"; они  "разгоревшись, разрушатся".
      Полёт и разрушение массивных тел в атмосфере произведут страшный грохот (гром), в т.ч. от теплового взрыва при импакте. Сильный гул достигнет самых отдалённых уголков нашей планеты, как предсказано.

      "Шум (Грохот, "гул") дойдёт до концов ("края") земли, ибо у Господа состязание (тяжба, "суд") с народами: Он будет судиться (с каждым) со всякою плотью, нечестивых (грешных) Он предаст мечу, говорит Господь" (25:31; в скобках: текст из [Л.19], в кавычках - из [Л.17]).

       Авторы [Л.10] предполагают, вся 25 глава посвящена вавилонскому нашествию на Иудею, напротив, в работе [Л.20] ст. 30-33 приписываются к будущему. "Пророчество, охватывающее суды, которые грядут на Иудею и на другие народы, выражено словами, относящимися к событиям последнего времени ... Оно должно быть окончательно исполнено во время бедствий, описанных в Отк.6-19" (стр. 1084).

5. Большой  вихрь (25:32)

       Автор [Л.20] прав, стихи 25:29-38 имеют отношение к концу рода сего, "суд будет всеобщим и коснётся всего человечества" [Л.24, стр. 421]. В таком случае  суд произведёт меч Господа Саваофа (ст.29), т.е. космические "стихии".
      Полёт крупных тел в атмосфере нашей планеты сопровождается громом с высоты (ст.30), столкновение с её поверхностью вызовет грохот, шум, гул, достигающие концов мира (ст.31). Сразу же от страны к стране мгновенно помчится само бедствие в виде газо- пылевой ударной волны.

     "Так говорит Господь Саваоф ("Воинств"): вот, бедствие (беда) пойдёт от народа к народу, и большой вихрь (страшная буря) поднимается от краёв земли (с окраин вселенной)" (25:32; в скобках: текст из [Л.19], в кавычках - [Л.8]).

     Края. "Образное выражение, которое обозначает границы, крайние пределы земли" [Л.23]. Согласно предсказания (ст.32), от страны к стране из-за горизонта нагрянет страшная буря, для суда (4:12). Вращение громадных масс воздуха (рис.2, вид из космоса) Йирмейа называет "яростный вихрь" (30:23; иные пер. "Ураган Господень" [Л.8], "буря", "сильный смерч" [Л.19]).
    Причиной возникновения урагана, точнее  гипергана [Л.6],  послужит  падение в  Мировой океан крупного  астероида,  "как-бы  большая  ("огромная", пер.  [Л.8,  15,  19])  гора, пылающая  огнём" (Отк.8:8, а).
     Бедствие от глобального вихря, он помчится от страны  к  стране  (Иер.25:32)  с севера (4:6), в "последние дни"  (30:23, 24),-  сильные  повсеместные  разрушения.
     Выражение "последние дни" "используется в Писаниях  применительно к  последнему периоду существования  известного  нам мира" [Л.23, стр. 1003].
     Будет уничтожено всё, возвышающееся над землёй  (Ис.2:12-17),  из-за  чудовищной сверхзвуковой скорости  ударной волны и её  чрезвычайно  высокой  температуры,  около 700  000 °С вблизи  эпицентра.
   Великое небывалое землетрясение сотрясёт основания мироздания  (Отк.16:18), от него горы "дрожат, и все холмы колеблются" (Иер.4:24;  Авв.3:6, Наум.1:5). Кроме того, большую беду принесут  гравитационные  морские  волны (Авв.3:10), высотой до 1 000 метров при выходе на континенты  [Л.3].
      Чтобы спастись от мегацунами и наводнения, жители равнин побегут (Иер.4:6) на вершины гор да холмов. "Голос (крик, "Стон") слышен на высотах (голых вершинах, "над холмами"), жалобный плач (и мольбы) сынов Израиля ..." (3:21; в скобках: текст из [Л.19], в кавычках - из [Л.8].
      Пострадавшие станут плакать, молить Бога, "стонать, каждый за своё беззаконие ("о грехе своём", пер. [Л.17])" (Иез.7:16). Большой вихрь, землетрясение, цунами, извержения вулканов, иные катастрофические результаты мощного импакта нанесут несравнимо более значительный урон, чем вавилонское нашествие в Древнем мире.

6. Йом  Адонай (25:33, 34)

      Передав предупреждение Йахвэ о грядущей каре (25:29, 30), с указанием на причину бедствия (ст.21, 32), Иеремия вещает об истреблении жителей в День Господень.
   
      "И будут поражённые ("убитые") Господом в тот день - от конца земли до конца земли (Тела мёртвых покроют землю от одного конца до другого), не будут оплаканы и не будут прибраны ("убраны") и похоронены; навозом будут на лице земли" (25:33; в скобках: текст из [Л.15], в кавычках - из [Л.17]).

      "Пророки, используя слова "в тот день", обычно говорили о будущем, когда Бог будет судить народы мира ..." [Л.12, стр. 706]. В день молотьбы и жатвы, нечестивых поразят: камни с неба, большой вихрь, землетрясения, цунами. Считавшие Творца всего сущего иллюзией погибнут от огня, дыма (удушья), отравления газами, гигантского града, огромных морских волн [Л.16].
      Во всех концах планеты, "в тот день", убитых столь много (ст.33, а), что некому ни оплакать, ни собрать мёртвые тела, некому похоронить их (ст.33, б). "Они останутся лежать на земле, как ("отбросы" [Л.19]) навоз" (ст.33; пер. [Л.15]). Невыносимый смрад распространится в воздухе, совсем не благовоние (Ис.3:23, а).
      Гибель населения во всех странах будет носить массовый характер (Иер.25:33, 4:7, 7:33, 9:22, 16:4); даже их руководителей не минует трагическая участь, утверждает пророк.

      "Рыдайте (стенайте), пастыри! вопите ("крутитесь на земле от боли") и валяйтесь (во прахе), главари стада (обваляйтесь в золе, вожди), ибо пришли дни ("время воздаяния") заклания вашего; (вы падёте и разобьётесь) и разобью Я вас, и вы падёте, как драгоценный сосуд" (25:34, пер. [Л.17]; в скобках, текст: из [Л.19], в кавычках - из [Л.15]).

     "Метафора вождя как пастыря своего народа была широко распространена в древности по всему Ближнему Востоку ... Бог требовал отчёта от царя, который был призван отвечать за процветание народа" [Л.21, стр. 759].
      Правители опьянеют от вина ярости Эль Шаддай да меча Его, изблюют, упадут (25:27) будто разбитый драгоценный сосуд. Рыдая, вопя, валяясь в пепле, катаясь по золе; крутясь от боли (ст.34), мучаясь словно рожающая женщина (30:6).

7. Истребление  мирных  селений (25:35-38)

     Немало богачей, опасаясь поражающих факторов термоядерной войны, построили для себя разнообразные убежища, в т.ч. подземные. Однако от меча Бога небесных воинств не спасёт ни одно укрытие.

     "И не будет убежища пастырям и спасения вождям стада. Слышен вопль пастырей и рыдание вождей стада, ибо опустошил Господь пажить их" (25:35, 36).

      Уцелевшим лидерам стран, "пастырям и вождям", остаётся лишь вопить да рыдать, как написано, "слышен плач и стенания" (пер. [Л.19]). Ибо "опустошил ("разорил" [Л.8]) Господь пажить (пастбище) их" ("здесь пророческое прошедшее" [Л.9]).
     Рассказывая об одном из эсхатологических видений, нави описывает разорённую пустую землю, небо, не дающее света; отсутствие людей да птиц; цветущий край, превратившийся в пустыню, все города его разрушены (4:23-26). В конце главы 25 (ст.33-38) тайновидец возвращается к данной теме.

      "Истребляются (разрушены будут) мирные селения ("выпасы") от ярости гнева Господня. Он оставил жилище Своё, как лев ("логово"); и земля их сделалась (стала) пустынею от ярости опустошителя (угнетателя, "секиры гонителя") и от пламенного ("пламени") гнева Его" (25:37, 38; в скобках: текст из [Л.17], в кавычках - из [Л.19]).

     Некоторые верующие считают, наша цивилизация погибнет в результате Третьей мировой войны. Но данное мнение ошибочно, т.к. Небесный Воитель Сам накажет "обитателей земли за их беззаконие" (Ис.26:21; 63:3-6).
     Йирмейа подтверждает слова Исаии, сверх того, он сообщает о разрушении мирных селений яростью гнева Всевышнего (25:37). Оставившего "жилище Своё" (ст.38), которое находится на небесах (2Пар.30:27).
      Повсеместные разрушения произведут небесные орудия пламенного гнева  Яхве, армия возмездия с вершин, во главе - могущественный исполнитель слова Его (Иоил.2:2-11, [Л.2, 5, 16]).
     "В качестве орудия Бог часто использует силы природы ..." [Л.14, стр. 670], "использует природные средства, чтобы вершить Свою волю" [Л.23, стр. 658].
      Природного исполнителя воли Его провидец именует "опустошитель" (25:38), "меч Йахвэ" (ст.29), "истребитель народов" (4:7), "гора губительная" (51:25, во времена пророка её архетипом служил Вавилон).
    В День Господень буквальная гора губительная да обгорелая (рис.3), "разоряющая всю землю" (51:25, б), истребит селения, мир придёт в запустение (25:38).
      Приходит ли что-то доброе от северной империи зла? Нет, "кипящий котёл, с севера он нависает" (1:13, пер. [Л.8]), превращая весеннюю цветущую планету в пустыню (25:37, 38).
      Кормилица многое потеряет из-за алчности, жестокости, равнодушия её жителей. Но всё могло сложиться иначе, если бы мы слушались Его. "Ничья смерть Мне не угодна,- возвещает Владыка Господь.- Покайтесь и живите!" (Иез.18:32, пер. [Л.19]).

8. Растерянность (30:5, 6)

      Лейтмотив судьбы творения в Йом Адонай, Иеремия продолжает в гл. 30, передавая Его прямую речь.
    
     "Так сказал Господь: голос смятения и (крики) ужаса слышим мы (страх и смятенье повсюду!), а не мира ("нет мира")" (30:5; в скобках: текст из [Л.8], в кавычках - из [Л.17]).

     Крики переполоха, страха, ужаса вызовет небесный меч Эль Шаддай (25:29), его полёт сопровождается страшным громом с высоты (ст. 30), разрушение - грохотом с высоты, достигающим концов планеты (ст. 31). Всех жителей поразят: огромный вихрь-гиперган (ст. 32), пламя гнева Элоах, ярость опустошителя Его (ст. 38).
      Указанные бедствия обрушатся при конце света, "В последние дни" (30:24). Именно "образы конца света внушают ужас, который ещё больше усиливается благодаря размаху связанных с ними явлений ... и внезапности, с которой они производят разрушения на земле" [Л.14, стр. 869].
       Потерпевших в стихийных бедствиях, сразят загадочные небывалые функциональные расстройства (4:9, 19, 6:24, 23:9, 25:16, 27). Об одном из них, самом удивительном, сообщает пророк в ст.6, передавая вопрос, затем ответ Бога.
     
     "Расспросите и посмотрите (Задай вопрос, и сам подумай) - рожает ли мужчина? (Конечно, нет) Почему же вижу Я у каждого мужчины руки на чреслах его (каждый мужчина держится за свой живот), как у роженицы (подобно женщине при родах), а лица у всех позеленели?" (30:6, пер. [Л.17]; в скобках, текст из [Л.15]).

      Вторая половина ст.6 в одном из переводов выглядит так, "мужчины корчатся, словно роженицы! Исказились их лица смертельной бледностью" [Л.8]. Совершенно непонятно, почему словно роженицы корчатся мужчины? (30:6), стонут женщины? (4:31).
     Авторы [Л.14] пишут. "Дрожь от страха метафорически сравнивается с родовыми муками женщины" (стр. 1163). "Часто библейский символ страдания - рожающая женщина (Иер. 30:6) и этот образ используется для описания скорби в последнее время ..."  [Л.12, стр. 706].
      Нет. В данном случае, стих 6 не метафора, не "символ страдания", а ... само страдание, мучения, невыносимая боль. О таком моменте предупреждает христиан апостол Павел. "Когда люди будут говорить: "Всюду мир и безопасность!" - тогда и нагрянет на них внезапно гибель, как начинаются схватки у роженицы, и не спастись бегством!" (1Фес.5:3, пер. [Л.8]).
     Внезапные схватки возникнут из-за упоминавшегося ранее физического эффекта резонанса (смотрите §3). Он вызовет, в частности, судорожные болезненные сокращения мышц живота [Л.16] как у женщин, так мужчин (Иер.4:31, 30:6).
      Кроме того резонанс приведёт к нарушению нормального функционирования вестибулярного аппарата ("опьянению"), тошноте, блюванию, падению наземь (25:27). Вот почему "лица у всех бледные" (30:6),  "исказятся смертельной бледностью" [Л.8], точнее "позеленеют" [Л.17]).

9. Спасение (30:7-9)

       Встревоженных слушателей, в первую очередь, интересовал вопрос о судьбе израильтян в грядущий Йом Адонай. Тайновидец даёт ясный ответ.

      "О, горе! велик (Как страшен будет) тот день, не было (Не будет) подобного ему; это - (время бедствий) бедственное время для Иакова, но он будет спасён от него (из него спасётся)" (30:7; в скобках, текст из [Л.19]).

      При чтении Синод. перевода ст.7, может сложиться ошибочное представление об избавлении евреев от горя в бесподобный  "тот день" или их спасении "из него" [Л.19; Л.8]. Масоретский текст устраняет указанное недоразумение. "Это час бедствия для Йаакова, и в нём же его избавление" [Л.17].
     Одно из суждений авторов [Л.9]. "Иеремия провидит тут время великой скорби, когда "остатку" Израиля и Иуды придётся пережить преследования, не сравнимые с тем, что пришлось им переживать прежде ..." (стр. 179).
    В принципе верно. Будущее ам Йисраэль, "Нет, не останетесь ненаказанными" (25:29, 30:11), подтверждается многочисленными иными ветхозаветными пророчествами [Л.1-7]. Но в чём выразится избавление Йаакова?

     "И будет в тот день, говорит Господь Саваоф (Цеваот, "Господь Воинств"): сокрушу (Я) ярмо его, которое на вые (шее) твоей, и узы ("оковы") твои разорву; и не будут уже служить чужеземцам (и не поработят его более чужеземцы)" (30:8; в скобках: текст из [Л.17], в кавычках - из [Л.8]).

      Здесь обещание сокрушить бремя рабства, в нём находились иудеи во времена пророка, многие столетия после него. Хомут порабощения Благословенный сокрушил в 1948 г., восстановив Мединат Йисраэль. Однако только в Йом Адонай  пророчество исполнится полностью, даже евреи рассеяния "не будут уже служить чужеземцам" (30:8). Понятно, а кому?
  
     "Но будут служить Господу, Богу своему, и Давиду, царю своему, которого Я восстановлю им" (30:9).

    "Обещание в Иеремии 30:9 относится к будущему веку Царства, после великой скорби, когда Мессия будет править Своим народом" [Л.12, стр. 706]. Тогда иудеи станут "царством священников и народом святым" (Исх.19:6), начнут преданно служить Месии, Йеhошуа ха Машиах бен Давид, Иисусу Христу (Ин.4:25, 26).
    Исполнять обязанности евангелистов, священников или левитов, работать учителями, судьями или советниками [Л.22]. Избранники способные, богобоязненные, правдивые, неподкупные "из всего народа" (Исх.18:21). 

ЛИТЕРАТУРА

1. Статья "2. Комментарии к Книге пророка Софонии. День Господень".
2. Статья "1. Комментарии к Книге пророка Иоиля. Нашествие саранчи".
3. Статья "3. Комментарии к Книге пророка Аввакума. Глава 3 - Богоявление".
4. Статья "5. Комментарии к Книге пророка Наума. Глава 1 - Гнев Господень".
5. Статья "1. Комментарии к Книге пророка Исаии. День Господа (34:1-9, 13:1-13)".
6. Статья №3 "День Господень".
7. Статья "9. Комментарии к Книге пророка Иеремии. Великая гибель (4:6-29)".
8. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета, канонические. Современный русский перевод.- М.: Российское библейское общество, 2011.- 1 408 с.
9. Толкование Ветхозаветных книг. От книги Исаии по Книгу Малахии.- Ашфорд: Славянское миссионерское издательство, 1966.- 602 с.
10. Новый Библейский комментарий в 3 ч. Ч.2. Ветхий завет. Псалтирь - Книга Пророка Малахии.- СПб.: Мирт, 2000.- 571 с.
11. Статья №1 "Признак и знамение Второго пришествия Иисуса Христа".
12. Уоррен Уирсби. Комментарий на Ветхий Завет. В 2-х т. Том II. Ездра - Малахия.- СПб.: Библия для всех, 2011.- 1 111 с.
13. Мифы народов мира. Энциклопедия. Том 2.- М.: Советская энциклопедия, 1980.- 720 с.
14. Словарь библейских образов.- СПб.: Библия для всех, 2016.- 1423 с.
15. Библия. Современный перевод Библейских текстов.- М.: World Bible Translation Center, 2002.- 1150с.
16. Статья №4 "Время великой скорби".
17. Первые и последние пророки.- Йерушалаим: Мосад Арав КУК, 1975.- 1 002 с.
18. Толковая Библия. Комментарий на все книги Святого Писания. Под ред. Лопухина А.П. Том 2.- Минск: Харвест, 2001.- 1 312 с.
19. Библия. Новый Перевод на Русский Язык.- Herrljunga, Sweden: Международное Библейское Общество, 2007.- 1 228 с.
20. Учебная Библия с комментариями Джона Мак-Артура.- Минск: Славянское Евангельское общество, 2004.- 2 201 с.
21. Библейский культурно-исторический комментарий. Часть 1. Ветхий Завет.- СПб.: Мирт, 2003.- 984с.
22. Статья "7. Комментарии к Книге пророка Исаии. Будущность Ам Йисраэль (2:1-4, 4:1-6, 61:5-8)".
23. Большой Библейский словарь.- СПб.: Библия для всех, 2005.- 1 503 с.
24. Воргез А. Книга Иеремии. Главы 1-25. - СПб.: Библия для всех, 2010.- 431 с.