Комментарии к Книге пророка Даниила. Глава 7 - Пророческий сон Даниила.

"Об этом он сказал: зверь четвёртый - четвёртое
царство будет на земле, отличное от всех царств,
которое будет пожирать всю землю, попирать и
 сокрушать её" (Дан.7:23)
 
"И десять рогов, которые ты видел на звере, сии
  возненавидят блудницу, и разорят её, и обнажат,
и плоть её съедят, и сожгут её в огне" (Отк.17:16)
 

1. Вступление

       Верно истолковав сон-откровение вавилонского царя Навуходоносора II, пророк предсказал крушение всех царств человеческих, установление теократии (Дан.2:44, 45).
     Причиной разрушения безумной цивилизации, пожирающей свою планету, окажется необычный камень-скала, появившийся ниоткуда сам собой, отторгнутый от мировой горы без человеческой помощи [Л.1]. Примерно через 50 лет похожий пророческий сон посетил самого Даниила.
      Сновидение носит явно аллегорический характер, отражает архетипы древних представлений об окружающем мире в образах животных, их поведении, иных мифологических персонажей и разных предметов; обликах, обретающих переносное значение.    
       Композиция гл.7. 1. Вступление, указывающее на обстоятельства сна (7:1).
             2. Изложение главной темы - уникальные звери и будущее изменение формы правления:
                   а) таинственные хищники (7:2-8);
                   б) суд, новое несокрушимое мироустройство (7:9-14);
                   в) объяснение увиденного (7:15-27).
             3. Заключение о физическом и  эмоциональном состоянии провидца (7:28).
       Главная тема. Видение апокалиптических сверхъестественных существ из моря, нападающих на землю.
     Цель написания. Поделиться откровением о событиях последних дней, в т.ч. образовании нового сообщества народов под управлением Господа и Его святых.
      Содержание. Однажды нави увидел во сне четырёх необычных зверей (7:1), выходящих из великой пучины (ст.2-8). Над ними Бог совершит суд (ст.9-11), отнимет власть, передаст её Сыну Человеческому (ст.12-14).
      Увиденное сильно смутило пророка (7:15), попросившего разъяснений у одного из стоявших перед престолом (ст.16). В ответ он услышал, дикие животные это 4-е царя (ст.17), после них вступят в свои права святые Всевышнего, народ завета (ст.18).
       Даниил получил подробные объяснения о четвёртом самом ужасном монстре, десяти рогах его (7:19-25). Судьи отнимут власть у него (ст.26) и передадут святым. В новом теократическом укладе все правители  служат Господу (ст.27).
      Проблемы толкования. Какие тираны или государства подразумеваются под четырьмя своеобразными зверями, из какого моря они выйдут. Что представляют собой 10 царей и небольшой рог, кем является "как бы Сын Человеческий"; отчего нави так сильно испугался.

2. Пророческое  видение (7:1, 2)

      "Сны были типичным способом получения божественных посланий на древнем Ближнем Востоке" [Л.4, стр. 757]. Даниэйл верно истолковал таинственный сон Навуходоносора II (2:27-47), посланный ему Владыкой небес [Л.1]. Через много лет он сам получает подобное божественное откровение.

    "В первый год правления Валтасара, царя вавилонского, было Даниилу видение во сне, когда он спал на ложе своём. Он записал свой сон. Здесь начинается  ("головне" [Л.31]) его рассказ " (7:1, пер. [Л.2]).

    Дата, когда Валтасар сын царя Набонида вступил на престол, в точности неизвестна [Л.3, 4]. Описание пророка, явно эсхатологического характера (ст.9-14), можно предположительно отнести к 553 г. до Р.Х. [Л.5-8], ему было почти 70 лет [Л.9].
     "Значение сна Даниила в гл. 7 относится к далёкому будущему ... и указывает на Пришествие Царя Израиля, Который положит конец господству язычников и установит Своё вечное Царство" [Л.10, стр. 1224].

     "Начав речь, Даниил сказал: видел я в ночном видении моём, и вот, четыре ветра небесных боролись ("бушуют" [Л.2], "вдарили" [Л.31]) на великом море" (7:2).

     "Ветры небесные, рухей шэмайа, можно понять и как "духи небесные" ..." [Л.11], по мнению автора, "называемые ангелами - покровителями различных народов" (стр. 115). Вполне возможно. Как бы там ни было, в ст.2 явно говорится о сверхъестественных бушующих ураганах, "четыре небесных ветра волновали великое море" [Л.6].
     Какая архетипная пучина имеется в виду? Средиземная, предполагают одни авторы [5, 10, 12]; бурная масса человечества, народы, недра языческого мира, утверждают другие [Л.9, 11, 13, 29]. Здесь "символ изменчивости и непостоянства грешного человечества",  настаивают третьи [Л.3; Л.14].
      Но пророк пишет, "видел я" (7:2), а как можно увидеть символ, условный знак? в частности, изменчивость и непостоянство. Очевидно зрительные образы касались борения "четырёх духов" [Л.5] на особенном необычном водоёме, но каком?
     Для ответа на поставленный вопрос следует вспомнить о космологических воззрениях на древнем Ближнем Востоке. "Небо представлялось в виде сферы, или купола, который возвышался над земным диском, а тот, в свою очередь, покоился на поверхности первичного океана.
      Под океаном находилась преисподняя, т.е. подземный мир, который был зеркальным отражением надземного небесного купола. Таким образом, вся вселенная представляла собой огромную сферу, в центре которой находилась земля" [Л.4, стр. 720].

3. Первозданная  пучина (7:3)

    Древними народами мироздание воспринималось в виде упорядоченной модели космоса. Космос возник из беспорядка бесформенной совокупности материи, архетипа "первозданной пучины вод", "первичного океана", мировой бездны [Л.4, 16, 17, 20, 30], в современном понимании, космического пространства.
      Морские воды в "древнееврейской концепции образов хаоса" рассматривались как остаток бездны на земле [Л.17, стр. 582]. "В сюжете борьбы с хаосом, отображённой в мифологиях и в Ветхом Завете, силы космического хаоса чаще всего представлялись в образе моря" [Л.4, стр. 629, 855].
      Вероятно такие вселенские "силы" увидел Даниэйл, облекая их в знакомые для современников аллегорические персонажи (рис.1). Ведь составные части мироздания воспринимались не в научных понятиях, которые тогда отсутствовали, но в наглядных чувственно-конкретных образах.  

      Например. "В семитской мифологической литературе то же слово ("таннин") употребляется при описании чудища, олицетворявшего космический хаос ..." [Л.5, стр. 298]. Нави видит.

"И четыре больших ("огромных" [Л.2, 15]) зверя вышли ("піднялися" [Л.31]) из моря, непохожие один на другого" (7:3).

     Авторы работы [Л.16] полагают. "Символом всемирных сил зла и антихриста ... служат выходящие из моря звери" (стр. 635). "История четырёх царств представлена в виде фантастических существ, которых нет в природе" [Л.30, стр. 989].
     Но символы, т.е. условные знаки или "история четырёх царств", не могут выходить из чего-либо, их нельзя увидеть.
     Для правильного толкования ст.3 надобно учесть, "видения пророков ... представали в картинах, категориях и понятиях их времени" [Л.5, стр. 316].
    Так. "В представлениях евреев море было образом ужаса, страшным и опасным миром, населённым чудовищами хаоса ..." [Л.16, стр. 546]. Точнее  хтоническими созданиями, как левиафан, таннин, раав, нахаш [Л.17, стр. 582].
     Яхве Элохим заключил их в мировую бездну для ограничения неустройства, торжества порядка [Л.4, 16, 16]. Характерные особенности указанных архетипов  − необычный вид, звероподобие, рычание, наличие сверхъестественных способностей, отсутствие созидающего начала.
     В повествовании о таинственных тварях из пучины (7:1-3) "представлена типичная мифологическая сцена, в которой перемешивание ("пахтанье") мирового океана доставляет беспокойство морским чудовищам, олицетворяющим силы хаоса и беспорядка" [Л.4, стр. 854, 855].
      Библейскими прототипами, прообразами апокалиптических монстров Даниила, выходящих из "мирового океана", могли быть: левиафан Ийова (Иов.41:10-26), левиафан Йешайа (Ис.27:1), змии Асафа (Пс.73:13, 14), зверь Иоханана (Отк.13:1-3), иные типажи [Л.18].
       Знаменитая вавилонская космогоническая поэма "Энума Элиш", знакомая пророку, извещает, "бог неба Ану творит четыре ветра, которые тревожат морские глубины и богиню моря Тиамат" [Л.4, стр. 855]. Она, воплощая мировой хаос, считалась персонификацией первозданной стихии [Л.17, стр. 505] "в виде морского чудовища" [Л.4].
      Верховный бог Мардук "сражается с ужасной Тиамат, бездной (евр. техом) и её одиннадцатью чудовищами, чьи тела после разгрома превратились в двенадцать знаков зодиака" [Л.16, стр. 619].

4. Лев, медведь, барс (7:4-6)

       Излагая сущность видения (7:1), тайновидец довольно подробно рассказывает о каждом невиданном субъекте, отец их хаос, мать - бездна. Они поднимаются из великой пучины, над которой бушуют четыре небесных ветра-духа.

      "Первый ("которого я увидел") - как лев, но у него крылья орлиные; я смотрел (наблюдал за ним), доколе не вырваны были у него крылья, и он поднят был от земли (так, что) и стал на ноги, как человек, и сердце человеческое ("разум человечий") дано ему" (7:4; в скобках: текст из [Л.7], в кавычках - из [Л.28]).

      "Другой зверь был на вид как медведь, поднятый на дыбы. У него в пасти, среди зубов, торчали три кости ("клыка" [Л.6, 7], "ребра" [Л.15, 28]). И велено было ему: "Встань и вволю наешься мяса!" (7:5, пер. [Л.2]).

      "Затем видел я: вот - ещё (явился иной) зверь, как барс (подобный леопарду); на спине у него четыре (словно) птичьих крыла, и четыре головы были у зверя сего, и власть дана была ему" (7:6; в скобках, текст из [Л.6]).

      Как понимать сказочный чудо-сон? какова природа мифологических действующих лиц, использованных нави? каким образом обнаружить реальные прототипы за аллегорическим описанием и анимальными символами?
      Для начала учтём, библейская "символика всегда основывается на физических свойствах самого предмета"  [Л.16, стр. 134]. В данном случае, на физических свойствах устрашающих рычащих мутантов, т.к. "животные в падшем мире часто символизируют ужас"  [Л.16, стр. 906].
     Авторы Словаря библейских образов [Л.16] в статье "Мифические животные как враги Бога"  предполагают. "Фантастические звери эсхатологических видений могут обозначать политические империи" (стр. 620).
      "Четыре зверя - это четыре царства" [Л.3], "образ четырёх монархий, которые будут сменять друг друга на земле" [Л.5; 30]. Хищники "символизируют человеческие царства" [Л.27, стр. 251], "каждый из четырёх виденных пророком зверей является символом известного царства" [Л.13].
      Каких именно государств? Вавилон, Мидия, Персия, греческая империя Александра и его преемников [Л.2, 12] или Вавилон, Мидо-Персия, Греция, Римская олигархия [Л.3, 5, 8-11, 13, 14, 29, 30]. В любом варианте. "Идентификация этих четырёх царств вызывает много споров" [Л.4, стр. 857].
      Несколько иной взгляд у авторов энциклопедического словаря [Л.19]. "У Даниила (особенно в Дан.7) зверь символизирует правителя мира, который преследует и притесняет народ Божий" (стр. 494).
      Позвольте, не столь важно, что символизируют фантасмогорические страшилища из моря: монархии, правителей или языческих богов. Но принципиальное значение имеет физическая сущность вызывающих чувство ужаса тварей, увиденных  Даниэйлом (7:2) в пророческом сне.
      Кто или что скрывается за образами химер? какие великие знамения, они же могущественные чудеса (3:33), видел нави в действительности? затем описывая их аллегорическим языком из-за отсутствия научного.

5. Астрономические  объекты

      Пророк видел не символы земных стран (7:4-6).  Упомянутые в §4 государства или их цари (ст.17) не могли выходить из "великого моря" (Мирового океана); тем более, когда на нём боролись 4-е "ветра небесных", сверхъестественных духа (7:2, 3).
       Согласно архаичных верований, "лев выступает и как  воплощение злого и жестокого духа, демонических сил хаоса" [Л.17, стр. 42]. "Из описания явствует, что он действительно видит чудовищ, порождённых хаосом, а не обычных животных с аномальными признаками" [Л.4].
     В шумерской и древнеегипетской мифологиях хаос воплощался в мировом океане [Л.17, стр. 581], он "является самой распространённой характерной чертой зла"  [Л.27, стр. 252]. Однако сказочных существ, "чудовищ, порождённых хаосом" [Л.4], на самом деле не существует.
      Следовательно, по аналогии с архетипом мифологического хтонического миксаморфа-левиафана, нави видел НЕЧТО подобное. Скорее всего, некие оживотворяемые предметы неземного происхождения, издающие рёв при полёте в атмосфере, названные им "четыре больших зверя" (7:3).
      Зооморфные образы (ст.4-6), в свете научных знаний, это астрономические объекты, возникающие из-за моря, бушующего от четырёх ветров (ст.2). "Небесные тела (или ассоциирующиеся с ними боги) нередко изображались с крыльями ..." [Л.4, стр. 637], как в Дан.7:4, 6. На одном из древних рельефов "бог бури восседает на чудовище с телом льва, крыльями орла и головой быка" (там же, стр. 596).
      Даже евреи при описании деятельности Йахвэ Элохим использовали образы животных: льва (Ос.13:7, Ис.38:13, Иер.25:38), медведя (Плач. 3:10), единорога (Числ.24:8), а также птицы (Ис.31:5). Посему всё мистическое наделялось свойствами и представлялось в виде диких животных [Л.4, стр. 691, 891; Л.20, стр. 116], т.к. одушевлённым считался весь мир.
      Скажем, среди звёзд находили очертания зверей в созвездиях Льва, Большой и Малой медведиц, Дракона, Единорога, Тельца. Оттого провидец, в своём рассказе, переносит мифологические образы хищников на увиденные во сне небесные тела.
       Группу крупных космических объектов, появляющихся из-за видимой границы неба и поверхности моря, видел Иоанн (Отк.13:1, 2), называя их "зверь", "головы", они же горы; "рога", они же "цари" (17:3-12). Необузданные вышние твари принесут хаос в жизнь на земле.
      Одно из жутких видений Иоханана (рис.2) весьма похоже на сон Даниила.
     "И стал я на песке морском и увидел выходящего из моря зверя (из моря поднимается зверь) с семью головами и десятью рогами ...
      Зверь, которого я видел, был подобен барсу (похож на леопарда); ноги (лапы) у него - как у медведя, а пасть у него - как пасть у льва;
       и дал ему дракон силу свою и престол
(трон) свой и великую власть" (Отк.13:1, 2; в скобках, текст из [Л.6]).
      Оба тайновидца столкнулись со чрезвычайно сложной задачей, как объяснить необъяснимое? если в их языках нет адекватных слов, терминов, определений, понятий. Вот почему "пророки для передачи своей вести часто используют знакомые мифологические образы" [Л.4, стр. 921] и архетипы [Л.16, стр. 17-21]. В таких сюжетах реальное слито с условным, знакомое соединяется с незнакомым [Л.18].

6. Необычный  хищник (7:7)

    Трём уникальным тератоморфам ветхозаветный пророк нашёл некоторые подобия среди известных диких животных с врождёнными уродствами. Четвёртый персонаж, изумляющий видом, остался без сравнения.
       Возможная аналогия - существо с крыльями, львиной головой, когтистыми лапами  орла из аккадского "Мифа об Анзу", знакомого Даниэйлу. Анзу "покрыт перьями, имеет два крыла, его голова увенчана рогами, а из широко открытой пасти торчат огромные клыки" [Л.4, стр. 856].

     "После сего видел я в ночных видениях, и вот - зверь четвёртый, страшный и ужасный и весьма сильный ("надмірно міцний"); у него - большие железные зубы; он пожирает и сокрушает (дробит, "жер та трощив"), остатки же попирает (топчет) ногами; он отличен (не похож) был от всех прежних зверей, и десять рогов было у него" (7:7; в скобках, текст из [Л.15], в кавычках - из [Л.31]).

     "Зверь четвёртый в видении Даниила не имеет "аналогов" в природе" [Л.5]. "Таких животных не существует [Л.10]. Верно. Если бы они реально находились на земле, то их можно поймать удочкой (Иов.40:20), связать ноги, выломать клыки, обломать рога. Поэтому делается вывод.
      "Это был единственный в своём роде зверь, символизирующий Римскую империю ..."  [Л.10], "конкретно не названный зверь символизирует Римскую империю, в конечном счёте поглотившую части раздробленного Греческого царства" [Л.3]. Здесь "Рим" [Л.11], "символизирующий собой Римскую империю" [Л.14; Л.5, 8], "сильную и прочную, как железо, и непримиримую, как хищный зверь" [Л.9]. 
     Существует альтернативное мнение, "в образе четвёртого устрашающего зверя (без имени) представлено Греко-Македонское царство ... Твёрдое, как железо, оно сокрушает и раздробляет всё" [Л.12, стр. 238].
      Нет, с помощью истории народов нельзя толковать эсхатологические пророчества Библии. Сон-откровение относится к последним дням, эпохе, когда Машиах получит "власть, честь и царство" (7:14, 27; пер. [Л.2]). Греческое же государство покорил Рим, в свою очередь потерявший власть над своей огромной империей более 1 500 (!) лет назад.
     Упомянутые монархии не могут служить прообразом "устрашающего" мутанта, ибо не соответствуют ни содержанию видения (7:1-3, народы не выходят из моря), ни физическим свойствам субъектов (ст.4-6). Страх и ужас (ст.7) вызывают не символы стран, а нечто буквальное, но сверхъестественное, согласно ст. 10:5-9.
     Равным образом нет серьёзных библейских оснований у голословной версии о возрождении Римской олигархии в будущем, изложенной в работах [Л.3, 9, 10]. Таинственные неукротимых зверюги в ст.7:2-6 олицетворяют космический хаос [Л.17, стр. 582], они зооморфные образы-архетипы небесных тел, издающих рёв (см. § 5).
     Значит  устрашающий архетип людожера с большими железными зубами треков метеорных тел ("Зубы - образ могущества" [Л.16]), медными когтями, десятью рогами (7:7, 19), выходящий из того же великого моря (ст.2, 3), и пожирающий ВСЮ землю (ст.7, 23), также космическое тело.
      Как и неразгаданный левиафан из откровения Иоанна, с 7-ю головами-горами-царями (Отк.17:8-12). Его 10 рогов возненавидят нашу планету, "разорят её, и обнажат, и плоть её съедят, и сожгут её в огне" (ст.16).
      Специфический камень из пророческого сна Навуходоносора II, раздробивший всё на земле в пыль да прах (Дан.2:34, 35) тоже космический объект [Л.1]. Аналогичное четвёртое необузданное чудо-юдо, равным образом, "пожирает и дробит, а остатки топчет ногами" (7:7, пер. [Л.15]), как втаптывают солому в навоз.

7. Острый вырост  (7:8)

       Поразительные образы привели тайновидца в смятение, "эти видения ужаснули меня" (7:15, пер. [Л.2]); разумеется, было из-за чего  сильно испугаться.

     "Я посмотрел (Рассматривал я) на эти рога - и увидел, как ещё один, маленький (небольшой) рог вырос ("піднісся") между ними, и трое из прежних ("передніх") рогов были вырваны ("з коренем"), чтобы дать ему место. И у этого рога были глаза, как у человека, и уста, говорящие надменно" (7:8, пер. [Л.2]; в скобках: текст из [Л.15], в кавычках - из [Л.31]).

      Существуют самые причудливые толкования архетипов ст. 8, в частности, "небольшой рог" отождествляли и с римско-католическим папством" [Л.5, стр. 369]. Нет, здесь "новая мировая религия - ислам" [Л.11], напротив, "речь идёт об Антиохе IV Епифане" [Л.12].
      Даниэйл увидел "будущего диктатора возрождённой Римской империи" [Л.8; Л.5], "небольшой рог - символ антихриста" [Л.3; Л.9, 10, 14]. "Антихрист или мировая сила, содействующая антихристу" [Л.29, стр.512].
      Вариантов ЧТО или КТО послужил символом  ужасного кэрэна, изумляющего необычностью, много, и можно выдумать большое количество других. Важнее знать, какой именно реальный персонаж, так сильно испугавший пророка, он видел. Лишь тогда станет понятно ЧЕМ сокрушится последнее царство "без содействия рук" (2:34).
      Будущий деспот, кем бы он ни был, не сумеет "пожирать всю землю, попирать (топтать) и сокрушать её" (7:23; "разрушать всё на земле", пер. [Л.2]). Но рой космических тел от пределов севера, на самом деле, сможет пожрать всю планету, растоптать да разрушить ВСЁ на ней [Л.1, 22].
      Падая, массивные метеорные тела создают узкие  длинные светящиеся  следы  (рис.3), медленно  исчезающие в атмосфере [Л.21].
     Рассматривая отростки, нави увидел  на небосводе ещё один,  маленький  кэрэн, а  три больших  "выпали"  (пер. [Л.15]).
       В меру приближения четвёртой химеры к  нашей  планете, "небольшой  рог ... чрезвычайно  разросся" (8:9), он сбросил на землю часть  "воинства  небесного" и звёзд-метеоров, растоптал  их (ст. 10).
      Предполагается, "небольшой рог - это  политический  лидер ... незнатного  происхождения"  [Л.8]. "Зверь имеет вид человека" [Л.10]. "Он представляет  последнего мирского правителя ..." [Л.9]. Глаза и уста "выдают в нём  человеческое существо" [Л.5].
      Стоп! потоку фантазий.  Лучше зададимся вопросом: почему "человеческое  существо" возникает из рогов жуткого зверя?  (7:7). Чувство великого ужаса (ст.15, 28) может вызвать видение не  мирской, а небесной персоны, как следует из ст. 10:5-9.
      Просто в рассказе о невиданных ранее острых выростах неслыханной твари пророк воспользовался атропоморфизмом, наряд у с зооморфизмом, единственным в до научную эпоху методом объяснения непонятных явлений [Л.18]. Мифологическое мышление древних [Л.4, стр. 18] предполагало, за всем неживым скрывается живое.

8. Теофания (7:9, 10)

      Вселенная создана Творцом, также Он сотворил всё в невидимом для нас мире, приоткрытом ветхозаветному нави.

     "И вот, что я увидел: поставлены были (на свои места) престолы (троны), и воссел Древний Днями (Царь). Одежда Его, как снег бела, волосы на голове, как чистая (белая) шерсть. Престол Его ("искры огненные") полыхал огнём (был сделан из огня), в пламени были под ним колёса (трона)" (7:9, пер. [Л.6]; в скобках, текст из [Л.7], в кавычках - из [Л.15]).

      В Синод. переводе, имя Йахвэ Элохим, "Ветхий днями", указывает на вечную природу. Рассказ о необычайных зверях, малом роге с глазами да устами, описание портрета Его в ст.9, "не следует воспринимать буквально, потому что Бог не имеет тела, не носит одежду и у Него нет седых волос" [Л.9].
      Увы, в наших языках отсутствуют понятия, термины, образы адекватные трансцендентному невидимому миру, находящемуся за пределами человеческого опыта. Оттого, со слов пророка, трон Всевышнего сделан из огня (7:9), как и река.

     "Перед Ним текла огненная река (выходя от Него). Миллионы (тысячи тысяч) людей служили Ему. Сотни миллионов ("десять тисяч десятків тисяч" [Л.31]) людей стояли пред Ним. Суд готов был начаться (Судьи воссели), и книги были раскрыты" (7:10, пер. [Л.7]; в скобках, текст из [Л.2]).

      Здесь сцена начала суда небесного, судя по масштабам, очевидно последнего, когда будут рассмотрены дела миллиардов душ человеческих. Данное эсхатологическое судопроизводство наблюдал Иоханан в одном из полученных откровений.
      "И увидел я мёртвых, малых и великих, стоящих пред Богом, и книги раскрыты были ... и судимы были мёртвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими" (Отк.20:12).
      Даниил ничего не говорит ни о содержании процесса, ни чем он окончится, это сделает Иоанн (20:11-14). "И кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное" (ст.15).

9. Участь  зверей (7:11, 12)

      Изложив видение Предвечного, сидящего на троне из огня, упомянув начало последнего суда у великого белого престола, тайновидец возвращается к прежней теме.

      "Смотрел (Видел) я тогда (что) из-за звука слов высокомерных, которые произносил рог, пока не увидел, как был убит зверь (в глазах моих), а тело его сокрушено и отдано на сожжение огню" (7:11, пер. [Л.15]; в скобках, Синод. пер.).

     За звуки "слов высокомерных" нави принял, по-видимому, сильный шум, слившиеся в громкое нестройное звучание звуки от полёта метеороида.
    Согласно видения, тело субъекта будет сокрушено под воздействием динамического давления (0,1 ... 1 Мпа); разрушено либо в воздухе  либо при ударе о поверхность (рис. 4, импактный процесс).
      Подобное видел и записал Иоанн. Первое событие, в Отк.8:10, второе, в ст.8,  "как-бы большая гора, пылающая огнём, низверглась в море".
     Во втором случае, тело её в "день Господень" [Л.27, стр. 237], с полным основанием можно сказать, "предано на сожжение огню" (Дан.7:11).
      Ибо температура теплового взрыва столь высока, что каменный или железо-каменный астероид почти полностью испарится в огне ослепительной вспышки.
     Что же произойдёт с остальными зооморфными уродами? они выйдут из великого моря вместе с четвёртым чудищем (7:2-7). Даниил отвечает.

     "И у прочих (остальных) зверей отнята власть их, и продолжение жизни дано им только на время и на срок (им было разрешено остаться жить на некоторое время)" (7:12; в скобках, текст из [Л.7]).

      Данный стих указывает на несостоятельность предположения о 4-х земных империях: Вавилонии, Мидо-Персии, Греции, Рима [Л.3, 5, 8-11, 13, 14, 30] либо Вавилонии, Мидии, Персии, Греции [Л.2, 12]. Каждое последующее из перечисленных царств уничтожало предыдущее, все они давно сошли с исторической сцены.
    Напротив, пророк видит необыкновенных действующих лиц из великого моря не пожирающих друг друга, но мирно сосуществующих. Сверх того, наблюдает гибель одного четвёртого, а три первых уцелели! им "оставили жизнь - до срока" (7:12, пер. [Л.2]).
     Такое возможно, если имеются в виду не давно исчезнувшие государства да цари распавшихся империй, уничтожавших друг друга, а таинственные небесные объекты. Например, единственные в своём роде головы-горы-цари из видений Иоханана (Отк.17:8-12).
     Из четырёх крупных объектов, три головы-горы, евреи называли головой вершину горы, пролетят мимо Земли, тем самым потеряют власть над ней, но останутся жить (Дан.7:12).
     Первая голова-гора насквозь пронижет атмосферу, потеряв лишь "крылья" (7:4). По-научному, т.н. "коснувшийся метеор", он пролетает через атмосферу, теряя часть вещества, затем продолжает движение в космосе подобно "Большому дневному болиду 1972 года".  Лишь последний зверь сокрушится, сгорит в огне (ст.11).

10. Теократия (7:13, 14)

      В книгах Нэвиим и Брит Хадаша утверждается, в последние дни, по окончании Великой скорби, на землю придёт Спаситель; данное  откровение получил и Даниэйл.

      "Видел я в ночных видениях, вот, с облаками небесными шёл (приближается некто) как бы Сын человеческий (словно бы человек), дошёл до Ветхого днями и подведен был к Нему" (7:13; в скобках, текст из [Л.2]).

       Тут "Сын человеческий" - распространённый титул Господа Иисуса Христа. Он используется восемьдесят два раза в евангелиях и часто звучит из уст самого Иисуса" [Л.9]. Учитель взял мессианский титул из пророчества Дан7:13; слова "с облаками небесными" и "словно бы человек" указывают на божественную природу Машиаха.
      С какой целью Его подвели к Отцу? чтобы исполнилось обещание, его получит Мариамь (Лк.1:30-33). "Перед взором Даниила проходит церемония коронации. Сын Человеческий принимает Царство" [Л.30, стр. 991], Ему Отец дарует престол Давида, даст власть над всеми народами.

      "И Ему дана власть, слава (почести) и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество (Власть) Его - владычество (власть) вечное, которое не прейдёт (не будет отнята), и царство Его не разрушится" (7:14; в скобках, текст из [Л.15]).

     Стих 14 осуществится во Второе пришествие Иеhошуа ха Машиах бен Давид, исполнится обетование Адоная израильтянам и жителям всех стран (2:44; Зах.14:4, 9, Соф.3:9; Ис.40:1-5, 52:7-10, Иер.23:5-8, 32:37-40, Иез.37:24-28).
      Он поселится среди уцелевшего остатка ам Йисраэль, в Йерушалаиме, восстающем из руин, на Храмовой горе, в Бейт а-Микдаш (Зах.2:10-12, 8:3, Иез.37:26-28, Соф.3:15-17, Иоил.3:17).
     "И тогда Я дам народам уста чистые, чтобы все они призывали имя Господа и плечом к плечу служили Ему" (Соф.3:9, пер. [Л.2]). Указанное единодушное служение Иисусу Христу, разумеется, не ограничится богослужением их представителей в иерусалимском храме (Ис.66:19-21).
      Все пережившие время Великой гибели (Иер.4:6), "от моря до моря и от реки до концов земли" (Зах.9:10) начнут жить по заповедям Божьим. Законы да предписания Его "будут соблюдать и выполнять их" (Иез.37:24).

11. Смятение пророка (7:15-18)

      Сновидение Навуходоносора II о рухнувшем огромном истукане [Л.1] не смутил тайновидца (2:19-24). Но похожий собственный чудо-сон (7:1-14) вверг его в состояние панической растерянности.

     "Вострепетел дух мой во мне (затрепетала душа моя во мне), Данииле, в теле моём (в недрах тела моего), и видения головы моей смутили (испугали) меня" (7:15; в скобках, текст из [Л.15]; "Букв.: тревожился дух мой в своей оболочке", пер. [Л.6]).

      Один из соврем. переводов ст.15 производит ещё более сильное впечатление. "Я, Даниил, пришёл в смятение - эти видения ужаснули меня" [Л.2]. Неужели он испугался символов Вавилонской, Мидо-Персидской, Греческой, Римской империй? Взволнованный увиденным, побледневший пророк обратился за разъяснением к стоявшему рядом, вероятно, архангелу Гавриилу.

      "Я подошёл к одному из предстоящих (стоящему там) и спросил у него об истинном значении всего этого (что всё это значит), и он стал говорить со мною, и объяснил мне смысл сказанного ("познайомив мене з розв'язкою цих речей")" (7:16; в скобках: текст из [Л.7], в кавычках - из [Л.31]).

      Неизвестно кем был собеседник Даниэйла, "очевидно, это был архангел Гавриил, судя по 8:16 и 9:21" [Л.5]. На свой вопрос  он получил краткий ответ.

     "Эти большие (огромные) звери, которых четыре, означают, что четыре царя восстанут (встанут) от земли.
      Потом (Затем) примут царство святые Всевышнего, и (унаследуют) будут владеть царством вовек и во веки веков" (7:17, 18; в скобках, текст из [Л.15]).

      Из ответа неясно, о каких правителях речь, что означают слова "восстанут ("поднимутся" [Л.6]) от земли"? а ОТКУДА ещё они могут подняться? "Ни библейский текст, ни имеющаяся в нашем распоряжении информация культурно-исторического характера не дают ответов на эти вопросы" [Л.4, стр. 857], "здесь нельзя точно отождествить образы с конкретными царствами или царями" [Л.27, стр. 241].
      Мало вероятно, что нави видел самодержцев упомянутых выше империй, и тех и других было гораздо больше. Князья, императоры, кесари сменяли друг друга поочерёдно, они не выходили ВМЕСТЕ. Да ещё из "великого моря" (люди вышли из моря?), на котором боролись четыре сверхъестественных духа-ветра (7:2, 3).
       У тленных монархов нет орлиных крыльев (ст.4), клыков между зубами (ст.5), четырёх голов, птичьих крылышек на спине (ст.6), нет десяти рогов на голове, ни железных клыков (ст.7). Вот почему Иоанн постоянно называет мирских правителей "цари земные" (Отк.6:15, 16:14, 17:2, 18, 18:3, 9, 19:19), чтобы отличить их от необычных царей-зверей, выходящих из бездны (17:8-12; 11:7, 13:1, 7).

12. Просьба Даниила (7:19, 20)

      Столь лаконичное объяснение увиденного (7:17, 18) не удовлетворило пророка, он продолжает расспрашивать.

    "Тогда пожелал я (истины) точного объяснения о четвёртом звере, который был отличен (непохож) от всех (остальных) и очень страшен, с зубами железными и когтями медными, (он) пожирал и сокрушал (дробил, "трощив" [Л.31]), а остатки попирал (топтал) ногами" (7:19; в скобках, текст из [Л.15]).

      Нави смутили видения уродов (7:4-6), но ужас вызвало четвёртое создание с огромной пастью и острыми клыками (рис. 5).
     Оно обрушится на землю, пожирая да сокрушая её "зубами железными и когтями медными" метеорных тел [Л.22].
    Безжалостный жуткий зверь всё расколошматит, подобно необычному  камню, оторвавшемуся от горы без помощи человека, пролетевшему по воздуху, ударившему в истукан (2:34).
    В результате, "всё вместе раздробилось" (ст.35, [Л.1]); разбитые "остатки" растопчет мощная ударная волна от лап его (7:19). Руины строений превратятся в "прах" (останки, пыль), "ветер унёс их, и следа не осталось от них" (2:35, в).

    
"Ещё я хотел знать о десяти рогах на его голове и о том роге, который вышел  ("піднісся" [Л.31]) и перед которым три других выпали - о том роге, который казался больше прочих и имел глаза и рот, говорящий высокомерно" (7:20, пер. [Л.6]).

      Узкие длинные ярко светящиеся следы от полёта массивных метеорных тел ветхозаветный провидец называет десятью острыми выростами. Ведь первоначальное значение термина кэрэн - "остриё" [Л.23], также может означать "лучи" [Л.18] или "сиять" [Л.16].
    Небольшой серповидный рог крупного астероида, частично освещаемого солнцем, Даниэйл увидел на небосводе (7:8). Приближаясь к Земле, полумесяц "чрезвычайно разросся" (8:9), оттого "по виду стал больше прочих" (7:20, рис. 6). Перед ним "выпали три" предыдущих клыка ниспавших ранее космических тел, т.е. следы от их полёта рассеялись в атмосфере.
     Во сне пророка разросшийся антропоморфно персонифицированный рог-убийца имел "глаза и уста, говорящие высокомерно" (ст.20, в). Не удивительно, если учесть древние воззрения на мир, в нём всё оживотрено. Например, "звёзды считались посредниками между богами и людьми, могущими управлять земными событиями" [Л.4, стр. 516].

13. Война  с  верующими  (7:21, 22)

      Четвёртый огромный зверь и его жуткий отросток будут пожирать, сокрушать, топтать не только землю, но всех жителей её, в т.ч. праведных.

      "Я видел, как этот рог вёл брань (воевал) со святыми, и превозмогал (побеждал) их" (7:21; в скобках, уточнения из [Л.15]; "начал нападать на Божьих людей и убивать их", пер. [Л.7]).

      Благочестивые в ст.18, 21, кто они? Небесное воинство, утверждается в [Л.4]. Нет, "мы имеем дело с людьми, а не ангелами" [Л.12, стр. 235]. "Божьи люди на земле, живущие во время Великой скорби" [Л.8; Л.9, 14]. "Тут речь о верующих евреях, не о верующих века Церкви" [Л.5, стр. 367].
      Последнее мнение кажется наиболее вероятным, но полученное Иохананом откровение  опровергает его. В годы небывалых страданий, именно с христианами, "зверь, выходящий из бездны, сразится с ними, и победит их, и убьёт их" (Отк.11:7, б).
       Зооморфному монстру, выходящему из "бездны" (море в 13:1), дано "вести войну со святыми и победить их" (ст.7, а). Здесь явно говорится о верующих эпохи Церкви, попавших на небеса от "великой скорби", убеливших свои одежды "кровию Агнца" (7:9-14). До каких пор продолжатся убийства?

    "пока не пришёл Древний Днями,- и тогда святым Всевышнего была воздана справедливость: настало время, и святые воцарились" (Дан.7:22, пер. [Л.2]).

     Этап скорби сократится ради стойких в вере, ради избранных (Мт.24:21, 22). Окончатся дни Великой гибели (Иер.4:6) с пришествием Сына Человеческого (Лк.21:26-28).
       Наконец-то восторжествует справедливость, ибо "наступило время  ("умовлений час" [Л.31]) святым вступить во владение царством" (Дан.7:22, пер. [Л.28]).

14. Толкование  видения (7:23)

       На свою просьбу растолковать таинственный сон об одном из страшных мутантов, пожирателе живых и мёртвых, пророк получил ответ.

      "Он объяснил мне это так: "Четвёртый зверь - четвёртое царство, которое придёт на землю. Оно будет не таким ("непохожее"), как все другие царства, а совсем другим ("буде різнитися від усіх" [Л.31]).
     Это четвёртое царство (будет оно пожирать всю землю, и истолчёт её, и искрошит её) будет сокрушать, попирать и пожирать все народы по всему миру ("и поглотит всю землю", "вимолотить її та розтрощить її [Л.31]) " (7:23, пер. [Л.7]; в скобках: текст из [Л.15], в кавычках - из [Л.28]).

     "Не ясно ли, что здесь провозвестие некоего мирового правительства, которое возглавит не имевший прецедента диктатор!" [Л.5]. Нет, совершенно неясно.
      Во-первых, почему власть предержащие, хотя имеется в виду государство (ст.23),  выходят из "моря"? неужели они купались одновременно. Во-вторых, отчего у деспота-людоеда десять рогов на голове (7:7), большие железные зубы (очевидно вставные), накладные медные когти? (ст.19).
      Ещё вопрос, какой смысл интернациональному правительству "пожирать все народы по всему миру"? В-четвёртых, каким образом и зачем северная империя зла "поглотит всю землю", "истолчёт её, и искрошит её"? свою территорию тоже истолчёт?
      Перечислены далеко не все принципиальные вопросы к авторам широко распространённого воззрения о человеческих империях во сне-видении нави [Л.2, 3, 5, 8-14, 16, 19, 30]. Они сменяли друг друга на протяжении веков, а не возникли одновременно, да ещё  из моря (?).
      В стихе 23 ничто не указывает на мирское происхождение напавшего беспощадного государства-террориста, "которое придёт на землю" (пер. [Л.7]). Наоборот, оно "отличное от всех царств", "непохожее на другие" (пер. [Л.2]), как всё, что вверху, в точности, не похоже на подобное внизу.
       По древним космологическим верованиям. "Земной географии соответствует география небесная. Прообразы всего сущего: стран, рек, городов, храмов - существуют на небе в виде звёзд, земные предметы являют собой лишь отражения небесных, но обе субстанции имеют каждая свои измерения" [Л.17, стр. 653].
      В данном случае, "земной географии" 4-х стран из сна-откровения Навуходоносора II (2:36-43) соответствует "география небесная" 4-х сатрапов в пророческом сне Даниила (7:4-8, 17). Последней державе на планете (2:40) соответствует четвёртое царство (7:23), выходящее из бездны, оно "придёт на землю" [Л.7]. Вышнее посетит суетное.
       Для тайновидца, "в момент откровения земное теснейшим образом связывалось с небесным" [Л.24, стр. 913]. Вот почему подобно небесному камню, ударившему в истукан на земле, звери нападут НА нашу планету. Неукротимый апокалиптический убийца "истолчёт её, и искрошит её" , пер. [Л.15], "вимолотить її та розтрощить її [Л.31].

15. Десять  тиранов (7:24)

       Всё-таки, отчего четвёртый зооморфный архетип (7:7), названный правителем (ст.17), в стихе 23 именуется "царство"?
     Оттого, что вокруг планетообразного карлика силами гравитации удерживаются его подданные: горы-астероиды, крупные и мелкие обломки планетарных пород, камни, песок, космическая пыль. Они могут занимать колоссальное пространство, в длину 50 ... 100 млн. км, диаметром 30 ... 40 млн. км [Л.22].
      В свою очередь, каждый астероид имеет свиту из крупных обломков. Падение  метеороидов-болидов наблюдали Даниэйл и Иоанн (Отк.8:5, 10), называя их "рогами", кадильницей, упавшей звездой. "Рог являлся символом силы и власти, как направленной против Бога, так и полученной от Него" [Л.23, стр. 841].

     "А десять рогов значат, что из этого царства восстанут (выйдут из этого царства) десять царей, и после них восстанет (поднимется, "явится") иной, отличный ("отличающийся") от прежних, и уничтожит ("низвергнет он", "скине" [Л.31]) трёх царей" (7:24; в скобках: текст из [Л.6], в кавычках - из [Л.28]).

     "Здесь нет сомнений, что десять рогов представляют десять царей (царств). Это царства, возникшие после распада империи Александра Македонского: Египет Птолемеев, царство Селевкидов, Македония, Пергам, Понт, Вифиния, Каппадокия, Армения, Парфия и Бактрия" [Л.4].    
     Нет, затруднения есть. Перечисленные государства почти все исчезли с исторической сцены, их самодержцы давно умерли. Посему другие экзегеты относят исполнение ст. 24 к нашей эре [Л.5], гипотетическому восстановлению Римской империи, её 10 руководителям [Л.8-10, 13, 25].
    По ряду веских причин, истинность последней версии также вызывает недоверие.
    Если придерживаться гипотезы неземного происхождения таинственного субъекта и его олигархии, тогда 10 рогов (7:7), они же наместники (ст.24),- крупные болиды или небольшие астероиды.
      Десять таких калифов "выйдут из этого царства" (7:24, [Л.6], нападут на Землю, "примут власть со зверем, как цари, на один час" (Отк.17:12, точнее "получат они власть править каждый по одному часу", пер. [Л.7]). Затем 3-и из них упадут (рис.6).
    Три кэрэна выпадут, как в видении 7:20, "с корнем, т.е. частью тела, исторгнуты были" (ст.8). Вместо них поднимется над горизонтом иной, не похожий на прежних, он "уничтожит трёх царей" (ст.24).
      Разросшийся, вначале небольшой рог (8:9-11) представляет собой карликовую планету, освещаемую солнцем с одной стороны (рис.6). Яркую изогнутую полоску новозаветный провидец называет серпом на небе (Отк.14:14-16), похожим на серп Луны в новолуние.

16. Пророческая  персонификация (7:25)

       Единственным методом познания в до научном мире служила мифология, основанная на образах, архетипах, антропоморфном моделировании "космического пространства и земли в целом" [ Л.17, стр. 162].
     В том числе, "антропоморфизации неодушевлённых объектов" (там же), перенесении на неживые предметы человеческих физических свойств и психических качеств [Л.18]. С примером персонификации мы сталкиваемся в пророческом сне Даниила (антропоморфизм в 7:8, 25, зооморфизм в ст.3-7, 23).

     "И будет он говорить слова против Всевышнего, и святых Всевышнего он уничтожит (станет угнетать и убивать); и задумает (попробует) он изменить времена их и закон, и будут они отданы в руки его (будут во власти этого царя) на срок, и сроки, и полсрока" (7:25, пер. [Л.15]; в скобках, текст из [Л.7]).

     "По представлениям древних жителей Месопотамии, времена и законы определялись космическими установлениями, записанными в "Таблицах судеб" ... иногда "Таблицы судеб" незаконно присваивались самозванцами" [Л.4, стр. 857].
      Например, их присвоил Кингу, сообщник морского чудовища Тиамат в вавилонскойя поэме "Энума Элиш". Или огромная птица с орлиными крыльями и львиной головой (аккадский "Миф об Анзу"); из-за похищения ей таблиц судеб "нарушились все божественные законы" [Л.20].
   По-видимому, аналогичным самозванцем, возмечтавшим отменить заповеди (7:25, б), окажется антропоморфно персонифицированный рог, сообщник четвёртой химеры. Наглый убийца "против Всевышнего будет произносить" (ст. 25) высокомерные слова (ст.8, 20).
      Он не ограничится словами, но станет "угнетать святых Всевышнего" на протяжении "времени и времён и полувремени" (7:25). "Подразумеваются три с половиной года времени великой скорби" [Л.5; Л.6, 7, 9, 10].
      У ветхозаветного пророка, "три с половиной года" соответствуют половине 70-й седьмины (9:24-27). С началом второй её половины, разросшийся рог начнёт "нападать на Божьих святых людей и убивать их" (7:21, пер. [Л.7]). Всего пройдёт 3,5 года угнетения населения, в течение которых "они преданы будут в руку его" (7:25, г).

17. Суд  и  новая  держава (7:26-28)

      Если не сократится стадия убийств зверем жителей Земли, "то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных сократятся те дни" (Мт.24:22). Ради святых Господь положит предел тем великоскорбным дням.

      "Затем воссядут судьи, и отнимут у него власть губить и истреблять до конца" (Дан.7:26; "он будет погублен, навсегда уничтожен" [Л.2]).

      Суд на небесах отнимет власть у всех диких животных (7:12, 26), четвёртого к тому же уничтожат, "тело его сокрушено и предано на сожжение огню" (ст.11).

     "А могущество, власть и величие всех царств под небом будут переданы святым, народу Всевышнего. Его царство будет вечным царством, и все властители будут служить и повиноваться Ему" (7:27, пер. [Л.6]).

       Святые Всевышнего - народ Израиля [Л.5, 11], эту версию предлагает один из соврем. переводов. "И будут они править над всеми людьми из всех царств мира ... и народ из всех других царств будет почитать и служить им", пер. [Л.7].
     Всё же новозаветное откровение (Отк.2:26, 5:10, 20:4; 1Пет.2:9, 2Тим.2:12) побуждает нас толковать слова "святые Всевышнего" расширительно. Не исключительно израильтяне, но "все подлинно верующие в Бога, которые разделят с Ним правление царством" [Л.3; Л.8-10, 14].

      "На этом рассказ кончается. Меня, Даниила, охватил великий ужас (был очень напуган), я изменился в лице (Лицо моё побледнело от страха). И я сохранил в сердце всё это (я не рассказал никому о том, что видел и слышал)" (7:28, пер. [Л.2]; в скобках, текст из [Л.7]).

      От увиденного да услышанного тайновидец пришёл в ужас, лицо его побледнело от страха, но почему? В состояние сильного испуга его никак не могли ввергнуть символы человеческих империй, в двух из них он жил.
      Если же Даниэйл видел не символы, а настоящих реальных венценосцев, но отнють не земного происхождения, тогда понятно его паническое состояние. Поскольку страх "схож с реакциями, вызванными столкновением с чем-то удивительным, необычным или угрожающим" [Л.26, стр. 1018].
      При виде массового падения метеорных тел, небесного воинства и звёзд (8:10; Отк.8:5-13, 9:1, 2) сокрушающих планету (Дан.7:7, 23), пожирающих все народы (Отк.6:8, 8:11, 9:18), даже современного человека может охватить "великий ужас" (Дан.7:28, пер. [Л.2]).

ЛИТЕРАТУРА

1. Статья "20. Комментарии к Книге пророка Даниила. Пророческий сон Навуходоносора (2:31-35, 44, 45)".
2. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета, канонические. Современный русский перевод.- М.: Российское библейское общество, 2011.- 1 408 с.
3. Новая Женевская учебная Библия.- Hanssler-Verlag, 1998.- 2 052 с.
4. Библейский культурно-исторический комментарий. Часть 1. Ветхий Завет.- СПб.: Мирт, 2003.- 984 с.
5. Толкование Ветхозаветных книг. От книги Исаии по Книгу Малахии.- Ашфорд: Славянское миссионерское издательство, 1966.- 602 с.
6. Библия. Новый перевод на русский язык.- United Kingdom, Carlisle: Biblica Europe, 2011.- 1 185 с.
7. Библия. Современный перевод Библейских текстов.- М.: World Bible Translation Center, 2002.- 1150с.
8. Хэдинг Джон. Книга пророка Даниила.- Ровно: Живое слово, 2006.- 204 с.
9. Уоррен Уирсби. Комментарий на Ветхий Завет. В 2-х т. Том II. Ездра - Малахия.- СПб.: Библия для всех, 2011.- 1 111 с.
10. Учебная Библия с комментариями Джона Мак-Артура.- Минск: Славянское Евангельское общество, 2004.- 2 201 с.
11. Щедровицкий Д.В. Пророчества Книги Даниила.- М.: Теревинф, 2003.- 278 с.
12. Даума Йохем. Дорогами Ветхого Завета. Т.4. Большие пророки.- Черкассы: Коллоквиум, 2012.- 280 с.
13. Толковая Библия. Комментарий на все книги Святого Писания. Под ред. Лопухина А.П. Том 2.- Минск: Харвест, 2001.- 1 312 с.
14. Новый Библейский комментарий в 3 ч. Ч.2. Ветхий завет. Псалтирь - Книга Пророка Малахии.- СПб.: Мирт, 2000.- 571 с.
15. Кетувим.- Йерушалаим: Мосад Арав Кук, 1978.- 394 с.
16. Словарь библейских образов.- СПб.: Библия для всех, 2016,- 1 423 с.
17. Мифы народов мира. Энциклопедия. Том 2.- М.: Советская энциклопедия, 1980.- 720 с.
18. Статья № 9 "Антихрист: кто же он?".
19. Большой библейский словарь.- СПб.: Библия для всех, 2005.- 1 503 с.
20. Мифы народов мира. Энциклопедия. Том 1.- М.: Советская энциклопедия, 1980.- 672 с.
21. Статья № 1 "Признак и знамение Второго пришествия Иисуса Христа".
22. Статья №2 "Гог из земли Магог: конец мира сего".
23. Ринекер Ф., Майер Г. Библейская энциклопедия Брокгауза.- Кременчуг: Християнська зоря, 1999.- 1 088 с.
24. Щедровицкий Д.В. Введение в Ветхий Завет. Пятикнижие Моисеево.- М.: Теревинф, 2001.- 1088 с.
25. Библейский справочник Геллея.- СПб.: Библия для всех, 2002.- 787 с.
26. Евангельский словарь библейского богословия.- СПб.: Библия для всех, 2000.- 1232 с.
27.  Эдлин Дж. Книга Даниила.- СПб.: Библия для всех, 2014.- 394 с.
28. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета в современном русском переводе.- М.: Издательство ББИ, 2015.- 1856 с.
29. Комментарии к Ветхому и Новому Заветам.- Минск: Фонд "Лютеранское культурное наследие", 2007.- 832 с.
30. Славянский библейский комментарий.- Киев: ЕААА, Книгоноша, 2016.- 1840 с.
31. Біблія або Книги Святого Письма Старого й Нового Заповіту.- Українське біблійне товариство, 1991.- 1256 с.

 

Печать