Комментарии к Книге пророка Иоиля. Нашествие саранчи

Пророк Иоиль, в еврейской транскрипции Йоэйл (означает "Яхве есть Бог"), сын Петуэля, вот всё, что о нём известно достоверно. По не подтверждённому преданию, он жил в Иудее (южном царстве) в период правления царя Азариии, сына Амасии. Иоиль не был священником, вероятно, обитал в Иерусалиме [Л.3, 26].

Комментарии к Книге пророка Софонии. День Господень

Имя Софония, в евр. транскрипции Цефанйа, означает "тот, кого защищает Яхве" или "Яхве укрывает". Единственный ветхозаветный пророк, родословная которого известна до четвёртого колена, что свидетельствует о знатности его рода. Возможно, Цефанйа праправнук благочестивого Езекии, иудейского царя.
      Нави жил и пророчествовал в Иерусалиме во время правления Иосии [Л.5, 29], являлся современником Иеремии, начавшего служение в 13-й год царствования Иосии [Л.1-4].

Комментарии к Книге пророка Аввакума. Глава 3 - Богоявление

О нави Аввакуме, евр. Хаваккук (означает "объемлющий"), известно немного. Он родом из Иудеи, современник Иеремии, Софонии, Наума; по-видимому, проповедывал, участвовал в храмовом литургическом пении как левит. Получил и записал пророческое видение, отличался глубокими религиозными убеждениями и поэтическим даром [Л.1-8].

 

Комментарии к Книге пророка Захарии. Главы 12-14 - Армагеддон

  "Господь вспомнил" или "тот, о ком помнит Яхве", так можно перевести с евр. языка популярное имя Зехарйа. Его отец Варахия был сыном главы одного из священнических родов по имени Аддо (Иддо), возвратившихся из вавилонского плена [Л.1, 3-5, 7, 8].
      Очевидно, будущий пророк родился в плену, в детском возрасте вернулся в Иерусалим в 538 г. до Р.Х. [Л.27, 28], в дни первосвященника Иоакима стал главой священнического рода [Л.3-7]. Таким образом, нави нёс служение священника и пророка, одновременно, как Иеремия да Иезекииль до него [Л.1, 3-7]; он являлся современником Аггея [Л.2-7, 9].

Комментарии к Книге пророка Наума. Глава 1 - Гнев Господень

Наум, в еврейской транскрипции Нахум (означает "утешитель"), есть краткая форма имени Неемия ("Яхве утешает"). О жизни пророка ничего неизвестно, кроме того, что он родился или жил в городе Елкосе, его местонахождение в точности не установлено [Л.1-8].
      Вероятно, Наум потомок переселенцев, уведенных в Ассирию в 722 г. до Р.Х. [Л.3], возможно он не был иудеем [Л.1]. По-видимому, жил в правление иудейского царя Манассии (696-642 г.г.), был современником Иеремии, Софонии, Аввакума [Л.2-8].

Комментарии к Книге пророка Михея. Глава 4 - Тысячелетнее царство

Широко распространённое имя Михей (евр. Миха) есть сокращённая форма от древнего еврейского имени Михайагу, означает "кто подобен Яхве?".
Пророк родился в небольшом иудейском селении Морешеф-Геф (Морасфит), расположенном в 40 км на юго-запад от Иерусалима, вблизи филистимского города Геф. Он жил во времена правления иудейских царей Иоафама (ок. 750-735 г.г. до Р.Х.), Ахаза (735-715), Езекии (ок. 715-686) [Л.1-8].

Комментарии к Книге пророка Амоса. Глава 8 - Время суда

Амос, в евр. транскрипции "Амоц" (означает "несущий бремя"), родом из города Фекоя (Текоя), расположенном в Иудее, 16 км на юг от Иерусалима [Л.1-10]. Однако как и Осия, он проповедывал в Израиле (северном царстве), в городе Вефиль, 19 км на север от Иерусалима [Л.2, 5, 7].
       До призвания Богом на пророческое служение Амоц жил обычной жизнью, связанной с землёй; пастух овец, возможно скотовод [Л.6, 8] или сборщик сикимор [Л.1, 2, 5, 8]. Он не входил в религиозные или политические круги [Л.1-3].

Комментарии к Книге пророка Осии. Стихи 3:4 - 4:6 - Судьба Израиля

Осия, евр.  "Ошэйа", что означает "помощник" или "спаситель", сын Беерии; вот всё, что известно достоверно. Родился, жил и почти 30 лет пророчествовал в Израиле в правление  Иеровоама II (793 - 753 г.г. до Р.Х.), в дни иудейских царей Озии, Иоафана, Ахаза, Езекии [Л.1-10], соправителя Ахаза с 729 г., единовластного правителя с 716 года [Л.7].

Комментарии к Книге пророка Аггея. Стихи 2:6-9 - Последний храм

Один из трёх нави, включая Захарию и Малахию, живших в VI веке до Р.Х., Аггей, евр.  "Хаггай", означает "праздничный". Он первым начал пророчествовать после возвращения евреев из вавилонского плена [Л.1-10, 19].
       Хаггай очевидно видел храм Соломона до разрушения  вавилонянами в 586 г.  [Л.1, 3, 6, 8, 9],  к его восстановлению  он так настойчиво горячо призывал многие годы спустя.

Комментарии к Книге пророка Малахии. Ст. 3:1-3; 4:1-6 - Пришествие Господа

Последний ветхозаветный пророк, оставивший собрание своих речей, Малахия. В евр. транскрипции "Малахи" означает "Мой посланник" или "Мой вестник"; о его рождении, жизни, смерти ничего неизвестно [Л.1-9].
      Более того, некоторые богословы сомневаются в том, что слово "Малахия" в надписании (Мал.1:1) собственное имя, считая его просто указанием на миссию нави [Л.9]. Другие, отстаивают версию "собственного имени" [Л.2-4, 6, 7] или склоняются к ней [Л.5, 8].

Комментарии к Книге пророка Исаии. День Господа (34:1-9, 13:1-13)

    
Пророк Исаия, в евр. транскрипции "Йешайа" (означает "Господь - спасение", точнее "Спасает Яхве"), родился в VIII веке до Р.Х. Жил и нёс служение в Иерусалиме во времена правлений иудейских царей Озии (792-740 г.г.), Иоафама (ок. 750-735), Ахаза (735-715), Езекии (ок.715-686) [Л.1-9].
     Йешайа происходил из знатной семьи, возможно был родственником царя Амасии [Л.5].

Комментарии к Книге пророка Исаии. Великая скорбь (24:17-23, 2:10-22)

      Автор работы [Л.1] отмечает. "Исаия предсказывает будущие события, не указывая их точную последовательность и разделяющие их промежутки времени" (стр. 945). Совершенно верно, посему первая статья [Л.2] и последующие изложены в соответствии с хронологией перипетий последних дней.

Комментарии к Книге пророка Исаии. Теофания (30:27-30, 63:1-6, 64:1-3)

Исследуя пророчества в собрании речей ветхозаветных "малых" нави ("Терей-Асар"), нельзя не обратить внимание на  выдающееся событие, теофанию
      Этот термин происходит от двух греч. слов, означающих "Бог" и "показывать". Таким образом, "теофания - это явление божества. Явления Бога отмечены в еврейском Писании как важные события в жизни Израиля" [Л.6].

Комментарии к Книге пророка Исаии. Последствия суда (19:5-8, 24:1-13)

 Основная тема почти всех пророческих книг Библии - будущий суд, "которым завершится человеческая история" [Л.1, стр. 602], окончится эпоха отпавшего от Бога рода сего.
      Многочисленные предсказания Исаии тоже относятся к последним дням [Л.2-4]. Фатальным событиям вселенского масштаба, "стихийного массового бедствия, ведущего к страшной катастрофе"  [Л.5, стр. 869].

Комментарии к Книге пророка Исаии. Армагеддон (29:1-9)

В период Великой скорби (2:10-22, 19:5-8, 24:1-13), вслед за стихийными бедствиями Дня Господня (Ис.13:13, 24:17-23, 34:1-9),  наступит важное для Израиля событие, заключительная стадия исторической вооружённой борьбы с окрестными народами (29:1-9).
     Последнюю войну провидят многие ветхозаветные нави:

Комментарии к Книге пророка Исаии. Пришествие Господа (40:1-5, 52:7-10, 60:1-3)

Новозаветная Великая скорбь, она же по содержанию  ветхозаветный День Господень,  окончится величайшим событием в истории человечества, возвращением Спасителя  в силе и  славе (Мт.24:21-30).
      Если мир не идёт к Богу, то Он посетит Своё творение. О чём говорит Учитель (Мт.24:30, Мк.13:26, Лк. 21:25-28), пришествие видел Иоханан (Отк.1:7, 19:11-21), его предсказывали библейские нави (например, [Л.1]), в т.ч. Исаия.

Комментарии к Книге пророка Исаии. Будущность Ам Йисраэль (2:1-4, 4:1-6, 61:5-8)

Какая судьба ожидает израильтян после катастрофических перипетий Дня Господа [Л.1], Великой скорби [Л.2], Теофании [Л.3], Суда над миром [Л.4], победы в Армагеддонской военной кампании [Л.5], пришествия Спасителя [Л.6]?
      У многих ветхозаветных нави можно найти ответы на поставленный вопрос, но самые подробные предсказания участи ам Йисраэль содержатся в Книге пророка Исаии.    

Комментарии к Книге пророка Исаии. Мессианское царство (35:1-10, 66:19-24)

Величайшее грядущее событие в истории всех стран - День Господень [Л.1], он же Великая скорбь [Л.2]. Затем торжественно возвратится Господь [Л.3, 4], установится Его правления на земле (Мт.6:10).
       О теократии [Л.3] сообщается как в ТаНаХ, например, Зах.2:10-12, 8:3-8, 14:9, 16-21; Соф.3:9-20; Ам.9:11-15, так в Брит Хадаша (Отк.11:15, 20:4-6). Исаия конечно же уделил такой важной теме значительное место в своих пророчествах.  

Комментарии к Книге пророка Иеремии. Великая гибель (4:6-29)

Иеремия, в евр. транскрипции "Йирмейа", означает "Йахвэ возвышает" или "Йахвэ отвергает", родился около 657 г. до Р.Х. [Л.1] либо в 645 году [Л.2] в правление нечестивого иудейского царя Манассии (696 - 642 г.г., единолично - с 687 года) [Л.1, 3].
      Родился и вырос в небольшом селении священников Анафоф, принадлежавшем колену Вениамина [Л.10]. Посёлок находился примерно в часе хотьбы (4,8 км) на северо-восток от Иерусалима [Л.1, 4]. Отец будущего провидца Хелкия был священником [Л.1], членом левитской общины Анафофа [Л.2].

Комментарии к Книге пророка Иеремии. День Господень (25:29-38, 30:5-9)

Грядущий грозный Йом Адонай главная тема многих пророчеств ветхозаветных нави, как малых [Л.1-4], так больших [Л.5, 6].
     Йирмейа, призванный Богом к служению (Иер.1:4-8), в его уста Он вложил слова Свои (ст.9), конечно говорил о Дне суда. Продолжая тему, начатую в гл.4 под названием "великая гибель" [Л.7], сын Хелкии рассказывает о массовой гибели в главах 25 и 30.

Комментарии к Книге пророка Иеремии. Новый завет (31:31-34, 32:37-42)

По окончании Великой гибели [Л.1], она же День Господень [Л.2], Иеремия предсказывает заключение нового завета с остатком израильского народа (31:31-34, 32:37-42).
       Параллельные стихи о выдающемся эсхатологическом событии можно найти у других ветхозаветных нави, например, в Иез.20:35-37, 34:23-25, 37:24-26; Ис.55:3, 59:21, 61:6-8; Дан.9:27. Всё же лишь в пророчестве Йирмейа сообщается о новом завете, его  Адонай заключит с ам Йисраэль.

Комментарии к Книге пророка Иеремии. Теократическое царство (23:1-12, 30:18-22)

Заключение нового завета [Л.1] между Всевышним и иудеями (Иер.31:31-34) будет означать наступление мира теократии. Как для Мединат Йисраэль (23:1-12, 30:18-22), так для всех стран [Л.2, 3] и народов на земле (3:17, 16:19).
       Теократия. "Форма правления, когда один лишь Бог признаётся высшей политической властью, вне зависимости от того, имеет ли Он представителя в лице человека-царя" [Л.15, стр. 1236].

Комментарии к Книге пророка Иезекииля. Меч Яхве (21:1-13)

Иезекииль, в евр. транскрипции "Йехэзкэйл", означает "Бог укрепляет", родился в 622 г. до Р.Х. [Л.1], жил в Иудее [Л.1-4]; внук нечестивого царя Манасии [Л.4]. Из-за неудавшейся попытки Иудеи восстать против Вавилона, в 597 г. его выслали из страны [Л.5-7] с первой партией пленников [Л.3, 8] в количестве 10 000 человек [Л.7, 9], вместе с иудейским царём Иехонией [Л.10, 11].

Комментарии к Книге пророка Иезекииля. Гибель Египта (30:1-8, 32:5-8)

Главная тема многочисленных ветхозаветных пророчеств, День Господень (Ис.2:10-22, 13:6-13, 24:17-23, 34:1-9; Иер.4:6-29, 25:29-38, 30:5-9; Иоил.1:15-20, 2:1-11, 3:12-16; Соф.1:7-18, 2:1-15, 3:6-8; Ам.5:18-20, 8:8-10; Авв.3:3-12; Наум.1:3-9 и т.д.).
       Пророк Йехэзкэйл также не мог обойти вниманием грядущий суд над миром. Он раскрывает содержание расправы через полученное откровение о будущей гибели государства Египет и соседних с ним стран.

Комментарии к Книге пророка Иезекииля. Глава 38 - Нападение полчища гогова на землю.

  Откровение о будущем, полученное Иезекиилем, относится к трагическим судьбам Египта [Л.1], Израиля, других стран (7:1-18, 30:1-8).
       Все народы покарает небесный меч Яхве Элохим [Л.2], который в ножны свои уже никогда не возвратится (21:5). Подробности о самом орудии наказания и последствиях гнева Божьего содержатся в 38-й главе. Практически все современные комментаторы относят исполнение пророчества к грядущему, например [Л.3-9].

Комментарии к Книге пророка Иезекииля. Поражение армии Гога (39:1-13)

Иезекииль подробно рассказал о грядущем наказании Всевышним жителей Израиля (гл.38). Орудием гнева Его послужит карликовая планета Гог из дальнего космоса и несметное полчище метеорно-астероидного потока [Л.1].
       Меру Божьего воздействия сопровождает великое землетрясение (38:19). Из-за него обрушатся горы, рухнут скалы, все стены упадут на землю (ст.20, б), с неба прольются град камней, огонь, горящая сера, хлынет всепотопляющий дождь (ст.22, б).

Комментарии к Книге пророка Иезекииля. Господь, Пастырь наш (34:10-15, 23-26)

Немалое число христиан почему-то считают, о грядущем правлении Господа на земле сообщается только в Новом Завете, например, Отк.11:15, 20:4-6. Однако в ТаНаХе содержится гораздо больше сведений о будущей эпохе теократии. "Форма правления, когда один лишь Бог признаётся высшей политической властью ..." [Л.20].

Комментарии к Книге пророка Иезекииля. Новое сердце (36:24-30, 37:22-28)

Многие ветхозаветные нави предсказывают наступление царства Божьего (Зах.2:10-12, 8:3-8, 14:9, 16-21; Соф.3:9-20; Ам.9:11-15 и др.; [Л.1-4]). Но лишь Иезекииль оставил подробное описание содержания теократии, её персонажей и объектов; к ним относятся.
      Пришествие Господа (43:2-7), устройство иерусалимского Дома молитвы (гл.40-43),  храмовые служители (гл.44), земельные наделы для священников, приношения (гл.45, 46), новые достопримечательности Эрец Йисраэль, её границы (гл.47), разделение земли, ворота Йерушалаима (гл.48).

Комментарии к Книге пророка Даниила. Пророческий сон Навуходоносора (2:31-35, 44, 45)

 Даниил, в евр. транскрипции "Даниэйл", означает "Бог - мой судья", родился в конце VII века до Р.Х. в Иудее [Л.1, 25], в знатной еврейской семье [Л.2, 3], по-видимому царского рода [Л.4].
       С первой группой пленных евреев в 605 г. будущего пророка увели в Вавилон [Л.1-4], в возрасте 15-и [Л.2, 27] или 16-и [Л.1, 5] лет. Окончив трёхлетнее обучение языку, литературе, математике и музыке [Л.6], юноша начал успешно служить при царском дворе, его служба продолжалась почти 70 лет [Л.1]. Даниил являлся современником пророков Иеремии и Иезекииля [Л.11].

Комментарии к Книге пророка Даниила. Глава 7 - Пророческий сон Даниила.

      Верно истолковав сон-откровение вавилонского царя Навуходоносора II, пророк предсказал крушение всех царств человеческих, установление теократии (Дан.2:44, 45).

       Причиной разрушения безумной цивилизации, пожирающей свою планету, окажется необычный камень-скала, появившийся ниоткуда сам собой, отторгнутый от мировой горы без человеческой помощи [Л.1]. Примерно через 50 лет похожий пророческий сон посетил самого Даниила.

Комментарии к Книге пророка Даниила. Малый рог (8:9-14, 23-27)

 Через сон вавилонского царя Навуходоносора II , Господь открыл нави Даниилу судьбу рода человеческого [Л.1]. Спустя 50 лет нечто подобное приснилось ему самому [Л.2].
      Два сна предсказывают катастрофические разрушения по всей земле, гибель отвернувшейся от Бога цивилизации в последние дни. Землю сокрушит необычный камень, появившийся ниоткуда, оторвавшийся от архетипа мировой горы без чьей-либо помощи (2:34, 35).

Комментарии к Книге пророка Даниила. Семьдесят седьмин (9:24-27, 12:10-13)

Через пророческие сны вавилонского царя Навуходоносора II [Л.1] и Даниэйла [Л.2, 3], Яхве Элохим послал откровение об отдалённых событиях, днях гнева Его, конце эпохи.
     Несомненно, ветхозаветного нави прежде всего интересовала судьба соплеменников, как пребывавших с ним в плену, так оставшихся в Иудее. Он обратился с горячей молитвой к Богу (Дан.9:4-19) и получил ответ о Его планах относительно ам Йисраэль, Йерушалаима, Бейт а-Микдаш.  

День Господень