Казни египетские и Второе пришествие Христа

"И явил Господь знамения и чудеса великие и казни над Египтом …"  (Втор. 6:22)
"Как во дни исхода твоего из земли  Египетской, явлю ему дивные дела" (Мих.7:15)


1. Шемот и Второе пришествие

     Перед исходом евреев из земли египетской  Эль Шаддай произвёл удивительные знамения, поразительные чудеса, необычные суды (Исх. гл.7-12). "Ряд беспрецедентных несчастий, постигших Египет ..." [Л.11, стр. 657].
    Наказания, которыми  Всемогущий  подверг Мицрайим за зло его (1:11, 22), имели следующие цели. Избавить от рабства и спасти Свой народ (Исх.6:6), заставить фараона отпустить сынов израилевых (7:2-4), явить людям могущество Своё (7:5, 9:16, 10:2).
     Бог Авраама, Ицхака, Йаакова не только вывел евреев из дома рабства, но также заключил с ними завет. Дал Закон, установил правила новой жизни; соблюдая их, благословен человек до тысячи родов.
     Размышления над событиями Исхода невольно вызывают аналогии с Брит Хадаша (Новым Заветом). А именно, с первым и вторым пришествиями Мессии. Особенно со вторым, когда Христос:
     спасёт
Свой народ (Евр.9:28, 1Фес.1:10, Ис.25:9), выведет его из дома рабства (Мт.24:31, 1Фес. 4:14-17), явит могущество Своё и суд (Мт.24:30, 25:31-46, Ис.40:10), утвердит завет для новой жизни  в тысячелетнем царстве (Иез.34:23-25, Отк.11:15-17).
     Автор работы [Л.1] справедливо замечает. "Мы не сможем понять полностью новозаветную идею Второго Пришествия, если не будем знать её ветхозаветных истоков ..." (стр. 442). Поэтому можно утверждать, исход из Египта и спасение евреев Богом являются прообразом грядущего дня Господня, спасение христиан Богом. Древний же Мицрайим олицетворяет образ мира  последнего века, в нём мы живём.
     Ибо "Всё это происходило (случилось) с ними, как образы (прообразы); а описано в наставление (предупреждение, для назидания) нам, достигшим последних веков ("живущих при близящемся конце мира" [Л.16])" (1Кор.10:11).
    Ведь в Библии существует принцип первичного и вторичного исполнения некоторых пророчеств. Вслед за ранним первичным исполнением пророчества (частичное исполнение), позже произойдёт его вторичное исполнение (см., например, Агг.2:9, Ис.61:2, Иоил.2:28), полное или окончательное [Л.2]. "Потому что свидетельство об Иисусе - это дух пророчества" (Отк.19:10, пер. [Л.15]).
     Учитывая вышеизложенное, естественно предположить, Второму пришествию Иеhошуа ха Машиах станут предварять события, подобные ветхозаветным. Как написано.
    "То, что было, есть уже, и что будет - было (прежде); а Бог взыщет за прошлое" (Еккл.3:15, пер. [Л.20]; "Что случилось в прошлом, то случается и в настоящем, а то, что случится в будущем, случалось и раньше" [Л.12]).  
     Давайте же исследуем, какие "дивные дела" (Мих.7:15-17), как во времена Шемот, скоро явит Всемогущий устыдившимся при всём могуществе своём народам?

2. Змей (Исх.7:8-12)

     Превращение жезла в змея. "Моисей и Аарон пришли к фараону, и сделали так, как повелел Господь. И бросил Аарон жезл (в Масоретском тексте "посох") свой пред фараоном и пред рабами (приближёнными) его, и он сделался змеем (превратился в змею)" (ст.10).
     Удивительное знамение, первое чудо, которое произвёл Яхве Элохим перед фараоном, это превращение в змея жезла (посоха) Аарона, поглотившего жезлы чародеев египетских (ст.12, считалось, змеи обладают колдовской силой).
    Следует заметить, в 7:12 под словом "змей" подразумевается не обычная змея, например как в 4:34, где в оригинале использовано другое слово. А хтонические чудовища-архетипы из Бырэйшит (1:21, [Л.3, стр. 81]). В Египте их образом мог служить огромный змей Апоп (Апофиc), олицетворявший силы мрака и зла, извечный враг бога солнца Ра (рис.1).
     На Древнем Востоке, жезл (евр. "матэ") представлял собой дубинку до 1 метра длиной с утолщением на конце, а посох - длиной более 1 м, с изогнутой или Т-образной рукояткой [Л.3, 4]. На посох опирались при хотьбе, а жезл носили у пояса, им погоняли скот, защищались от зверей.
     Интересно, тем же словом "матэ" в Библии называется род, колено, племя, так как "жезл являлся неким родовым символом, "знаменем" [Л.5, стр. 328]. Таким хтоническим чудовищем,  "жезлом" дней Великой скорби послужит Гог, он появится из около полюсного созвездия Цефей.
     Мифологического эфиопского царя Цефея (Кефея) на древних звёздных картах изображали со скипетром (жезлом) в левой руке, направленном на землю, и царской короной (венцом) на голове, размахивающего платком.
     Семья, колено, племя гогово, доселе невидимое, сделается   ужасным змеем, грозящим проглотить нашу планету. По традиции, оживотворяя небесное тело, Ийов  называет этот архетип левиафаном (Иов.3:8, 40:20), Йехэзкэйл - Гогом (Иез.38:2-23), Даниэйл - камнем, оторвавшимся от (мировой) горы,  и зверем (Дан.2:34, 35, 7:7), Йирмейа - истребителем народов (Иер.4:7).
     Иоханан же отождествляет космическое тело с многоголовым красным драконом, описывая его в терминах, понятиях, образах своего времени.
     "И другое знамение явилось на небе: вот, большой (огромный) красный дракон с семью головами и десятью рогами, и на головах его семь диадим (венцов)" (Отк.12:3, 4).
    В предыдущих работах [Л.6-10] изложены физические последствия "поглощения" Земли небесным драконом - метеорно-астероидным потоком. Важно сравнить их с древними казнями над Египтом. Ибо десять казней египетских, как прообразы более масштабных судов Божьих в день Господень, есть конец рода сего. О нём предупреждает Иисус Христос (Мт.24:3, 14, Лк.17:26-30).

3. Первая казнь (Исх.7:14-24)

    Превращение воды в кровь. "Так говорит Господь: из сего узнаешь, что Я Господь: вот этим жезлом (посохом), который в руке моей, я ударю по воде, которая в реке (Нил), и она превратится в кровь;
     И рыба в реке умрёт
(погибнет); и река воссмердит (станет зловонной), и Египтянам омерзительно (невозможно) будет пить воду из реки" (ст.17, 18).
     По воле Адоная  вода чудесным образом превратилась в кровь во всяком вместилище вод страны египетской (ст.19), "чтобы они не могли пить" (Пс.77:44, б). В итоге "рыба погибла и вода протухла" [Л.11].
     Образование  воды  цвета крови, гибель рыбы авторы работы [Л.11, стр. 658] объясняют сильным разливом реки Нил, принесшим красную землю с Эфиопских возвышенностей или увеличением количества красного планктона в воде, или массовым размножением бактерий и одноклеточных организмов класса жгутиковых [Л.4, стр. 438].
     В День Господень произойдёт нечто похожее на Исх.7:21, но по всей осквернённой планете. Когда Яхве Цеваот,  Бог небесных воинств, поразит Землю жезлом ("матэ") железным - племенем ("матэ") гоговым. Как видит Иоханан.
    "Он правит железным скипетром (жезлом) и топчет в давильне виноград, готовя вино ярости и гнева Бога Вседержителя" (Отк.19:15, пер. [Л.18]; Пс.2:9, Ис.11:4).
     Форма астероида Гог, по-видимому, вытянутая с утолщением на одном конце как у древнего жезла. Тайновидец в Отк.8:5 использует подобный образ,- кадильница, т.е. архетип металлической чаши с длинной ручкой, для загребания тлеющих углей [Л.3, стр.135].
      В те дни любые открытые вместилища  вод: моря, озёра, реки, лужи покраснеют, сделаются густой тёмной кровью как бы мертвеца (Отк.8:8, 14:20, 16:3-6; рис.2). При этом "реки их потекут, как масло" (Иез. 32:6, 14).
     Все открытые вместилища вод станут "кровью" по причине физического процесса окрашивания воды красно-бурыми гидратированными оксидами. Оксиды образуются  в результате химических реакций атмосферного кислорода и паров воды с микрочастицами свободного железа испарившихся метеорных тел [Л.8]. Реки же, засыпанные золой, сажей, пеплом, пемзой, минеральной пылью, потекут медленно "как масло".

4. Кровь в эсхатологических видениях пророков

     Истинно пошлёт Господь кровь  злому роду сему. В одном из видений Иоанн слышит такие грозные слова. "За то, что они пролили кровь святых и пророков, Ты дал им пить кровь: они достойны (заслужили) того" (Отк.16:6; Мт.23:35, 36).
    Пророк видит истоптанные в точиле (давильня для плодов винограда) жертвы, "и потекла кровь из точила" (Отк.14:20). В этом "сюрреалистическом видении из точила струится кровь вместо вина" [Л.19, стр. 1213].
    Знамениями дня Господа как на небе, так и на земле будут: кровь, огонь, столпы дыма (Иоил.2:30). Эсхатологическое видение земли, залитой кровью растоптанных народов (архетип), Яхве Элохим открыл пророку Йешайа.
     "И попрал (топтал) Я народы во гневе Моём, и сокрушил их в ярости Моей, и вылил на землю кровь их" (Ис.63:6). Кровь зальёт землю "до самых гор" (Иез.32:6).
     Нави Цефанйа провидит катастрофические события дня Господа (Соф.1:2-16), когда "размётана будет кровь их (людей), как прах" (ст.17, "Их кровь прольётся, как вода" [Л.18], "кровь будет литься по земле" [Л.12]).
     Конечно, в эсхатологических видениях пророков речь идёт о красной воде, а не буквальной крови, т.е. жидкой ткани, состоящей из плазмы и форменных частиц. По составу химических элементов, молекул, их соединений, а также свойствам  вода физически не станет кровью , но только по цвету, вкусу, температуре.
   Тёмно-красный цвет воде придадут оксиды железа; солёный (горький) вкус – морская соль, серная и азотная кислоты; повышенную температуру – горячий многодневный дождь.
    Такую кроваво-красную, горькую, тёплую воду пить омерзительно (Исх.7:18, Пс.77:44), смертельно опасно (Отк.8:11). Тем более, что водоёмы воссмердят по причине разлагающихся дохлой рыбы, мёртвых животных, трупов людей (Исх.7:21, Ис.34:3, Соф.1:3).
     Люди да животные погибнут в результате стихийных бедствий [Л.9]. Рыба и морские твари (Отк.16:3, Ос.4:3, Пс.104:29) - из-за ударных гидродинамических волн, возникающих после падения крупных небесных тел в водную среду, а также от высокой температуры воды. Птицы же сгорят в атмосфере раскалённых газов: ударных волн, огненных вихрей, огненных штормов.
    Уцелевшие после катастрофы, как древние египтяне во времена Исхода евреев, начнут копать колодцы, чтобы найти профильтрованную воду, пригодную для питья (Исх.7:24). Ибо "язык их сохнет от жажды" (Ис.41:17, б).

5. Вторая казнь (Исх.8:1-14)

     Нашествие жаб (лягушек). "И сказал (велел) Господь Моисею: скажи Аарону: простри (пусть занесёт он) руку твою с жезлом (посохом) твоим на реки, на потоки (каналы, протоки Нила) и на озёра; и выведи (наведи) жаб (в Масоретском тексте, "лягушек") на землю Египетскую …
     И сделал Господь по слову Моисея. Жабы
(лягушки) вымерли в домах, на дворах и на полях. И собрали их в (многие) груды (кучи), и воссмердела земля" (ст.5, 13, 14; "стали гнить, и вся страна стала смердеть" [Л.12]).
     Сильный разлив Нила мог привести к размножению жаб, с последующей их миграцией. Слово «цефардеа», переведенное в 8:2-14 как "жабы", означает крупных озёрных лягушек длиной до 15 см [Л.4]. Внезапная гибель лягушек может объясняться каким-нибудь заболеванием [Л.11], болезнетворными бактериями [Л.4].
     Нечто подобное, только гораздо большего (планетарного) масштаба, произойдёт в дни Великой скорби, когда активная фаза катастрофы окончится всеобщим горячим дождём продолжительностью около 6 недель. 
    Появление большого числа водоёмов с тёплой водой приведёт к стремительному размножению насекомых и земноводных. В частности бесхвостых земноводных, настоящих лягушек да настоящих жаб всевозможных видов.

   Реки, болота, озёра, бесчисленные глубокие лужи закишат лягушками (ст.3). Затем большинство смердящих водоёмов пересохнет (Ис.19:5-7, 42:15, 50:2) из-за глобальной засухи продолжительностью около 3,5 лет.
    Поэтому озёрные и съедобные зелёные лягушки массово выйдут на сушу. Пополняя ряды многочисленных травяных коричневых лягушек, а также жаб, живущих на суше; как саранча покрывая землю, заполняя всё вокруг (Исх.8:2-6, рис.3).
    Земноводные сохранятся только в больших не высыхающих реках, как во дни Шемот (8:11). Остальные вымрут из-за недостатка воды, пищи, а также болезней. Тогда воздух наполнится зловонием - "воссмердела земля" (ст.14).

6. Третья казнь (Исх.8:16-19)

     Нашествие мошек (кинним). "Так они и сделали: Аарон простёр (занёс) руку свою с жезлом (посохом) своим, и ударил в персть земную (по пыли); и явились (облепили) мошки (в Масоре "вши") на людях и на скоте (животных). Вся персть (пыль) земная сделалась мошками (вшами) по всей земле Египетской" (ст.17; "тут же тучи мошек облепили людей и скот" [Л.20]) .
     Вид насекомых, определивший характер чудо-казни, в точности неизвестен [Л.3, 11]. Вероятно это действительно были мошки, семейство двукрылых насекомых, всего их 1 500 видов, распространённых повсеместно. Самки мошек пьют кровь теплокровных животных, млекопитающих, птиц.
     Возможно имелись в виду комары [Л.18], насчитывается более 3 000 видов, оводы [Л.11, стр. 657] или иные маленькие членистоногие. Их самки имаго относятся к гнусу - совокупности кровососущих двукрылых насекомых. Они особенно многочисленны вблизи рек, озёр, болот, иных открытых водоёмов. При этом, из 4-х фаз развития три проходят в стоячей или слабо проточной воде, во влажной почве.
     Древнееврейское слово "кинним" иногда переводится как "вошь". Однако описанный принцип размножения насекомых указывает скорее на мошки, чем вши. Под кинним могли подразумеваться собственно мошки настоящие, комары, москиты, песчаные мухи, мокрецы и прочее.
    Но почему для появления мошек Аарон ударил жезлом в землю? Ответ можно найти в древних воззрениях на трёхъярусное устройство мира-космоса: небо, земля, подземный мир [Л.3, стр. 17]. С последним соотносились разные виды насекомых, в том числе вредоносные связывались с нижним подземным миром [Л.15, стр. 202].
    В дни Великой скорби, за ударами крупных космических тел в землю последуют гибель людей да животных, горячий дождь, наводнение. Наличие многочисленных открытых водоёмов, высокие влажность и температура воздуха, а также разлагающиеся трупы вызовут массовое размножение насекомых.
     Вся земля покроется ковром из бесчисленных мошек, ибо они будут везде, на всём (ст.17). Мучая укусами людей и животных (Пс.77:45), заражая их возбудителями, вирусами, бактериями, риккетсиями, гельминтами, другими патогенными микроорганизмами.
     К счастью через несколько месяцев сонмища мошек, тучи комаров, полчища мух исчезнут из-за похолодания. Его вызовет сокращение поступления солнечной энергии к поверхности земли через сильно запыленную атмосферу.

7. Четвёртая казнь (Исх.8:20-24)

     Нашествие насекомых (аров). "Так и сделал Господь: налетело множество (Густые рои) песьих мух (в Масоре "аров", или оводов [Л.16]) в дом (дворец) фараонов, и в домы рабов (приближённых) его, и на всю землю Египетскую; погибала земля от песьих мух (арова)" (ст.24).
     В те дни египтянам принесли страдания не только тучи мошек да комаров, но болезненные укусы песьих мух; их направил Яхве Элохим словом Своим (Пс.104:31). "Послал на них насекомых, чтобы жалили их ..." (77:45).
     Наиболее вероятная идентификация насекомых - оводы, возможно слепни [Л.20] или домашние мухи [Л.11, стр. 463]. Оводы относятся к семейству двукрылых насекомых, мухи средних размеров, личинки которых паразитируют на млекопитающих.
     Личинки разных видов подкожных, желудочных, носоглоточных оводов развиваются в теле животных. Вызывая опухоли, гнойные нарывы, язвы, нередко гибель. У людей появление личинок, в частности человеческого южного овода, приводит к полостным да кожным миазам, а также офтальмомиазам.
      В День Господень от нашествия множества насекомых: оводов, слепней, осенних жигалок, мух цеце, комаров, москитов, мясных мух и пр. будет погибать вся планета. Ведь эти насекомые не просто досаждают мучительными укусами, но являются переносчиками возбудителей некоторых опасных для животных, а также для человека  инфекционных болезней [Л.13].
     Например, кровососущие комары передают многие виды вирусов, в том числе возбудителей малярии (причина смерти около 2-х миллионов человек ежегодно), жёлтой лихорадки, лихорадки денге, туляремии, сибирской язвы, филяриатозов, вирусных энцефалитов. Мошки и москиты переносят возбудителей малярии, лейшманиозов, лихорадки паппатачи (москитная лихорадка), онхоцеркозов.
    Слепни да жигалки передают сибирскую язву, туляремию, сепсис и др. болезни. Мухи цеце переносят трипаносому - возбудителя сонной болезни, вызывающей анемию, невралгические необратимые нарушения, коматозное состояние, смерть. Иксодовые клещи передают вирусы, в т. ч. возбудителей клещевого энцефалита, геморрагических лихорадок, а также риккетсии - причину пятнистых лихорадок, североазиатского сыпного тифа.
    Постоянные спутники войны и стихийных бедствий вши (мелкие облигатные эктопаразиты), в частности нательная человеческая вошь, являются переносчиком таких опасных заболеваний как эпидемический сыпной тиф, возвратный тиф, "окопная лихорадка", чума. От блох можно заразиться бубонной чумой, брюшным и сыпным тифами.
     Только сильное похолодание прекратит массовое размножение насекомых самых разных видов.

8. Пятая казнь (Исх.9:1-6)

     Падёж скота. "То вот, рука (кара) Господня будет (поразит страшным мором) на скоте твоём, который в поле, на конях, на ослах, на верблюдах, на волах и овцах (дословно "на крупном и мелком скоте"); будет моровая язва (чума губительная) весьма тяжкая" (ст.3).
    Как в результате этой болезни, по-видимому, сибирской язвы [Л.3, 4] вымер в поле весь скот египетский (ст.6), так в дни грядущей скорби погибнут животные, уцелевшие от огня, града, наводнения (рис.4).
    Пророк Хаваккук, провидя пришествие Господа (Авв.3:3-17), сообщает. "Перед Ним идёт мор, чума - за Ним по пятам" (ст.5, пер. [Л.16]). Иоанн же видит, на четвёртой части земли уничтожается всё живое (Отк.6:8), в том числе  мором, т.е. эпидемическими болезнями.

    Падёж скота (рис.2) произойдёт из-за эпизоотий. Источниками  инфекций явятся вода, воссмердевшая от разлагающихся трупов (Исх.7:18), да земля (8:14).
    Зараженные болезнетворными бактериями, грибками, паразитами вода и земля, вызовут острые инфекционные болезни - ящур, чуму, лептоспироз, гепатит, пироплазмоз.
   Одной из причин массовой гибели домашних животных (Исх.9:3) явятся трансмиссивные болезни (сибирская язва, туляремия, акариазы и пр.). Это заразные болезни, их возбудители передаются кровососущими членистоногими.
    В частности мошки, комары, мухи цеце, слепни, а также оводы да клещи (Исх.8:17, 24) передают такие заболевания как холеру, чуму, тиф, дизентерию, гепатит, гастроэнтерит.
    Укусы многочисленных насекомых и клещей (насчитывается более 48 тысяч видов) вызовут у животных интоксикацию, воспаления, нарывы, сибиреязвенные карбункулы; часто отёк лимфатических узлов и лёгких, смерть.

9. Шестая казнь (Исх.9:8-11)

    Воспаление с нарывами. "И сказал (велел) Господь Моисею и Аарону: возьмите по полной горсти пепла (золы) из печи, и пусть бросит его Моисей (в воздух) к небу в глазах (присутствии) фараона;
     И поднимется
пыль (точнее "станет зола пылью") по всей земле Египетской, и будет на людях и на скоте воспаление с (гнойными) нарывами, во всей земле Египетской" (ст.8, 9, "зола превратится в пыль, которая пронесётся по египетской земле, и если пыль эта коснётся человека или животного, у того на теле появятся нарывы" [Л.12]).
     В те давние времена по воле Всемогущего произошло следующее чудо:
        • Моше бросил к небу пепел (золу), взятый из большой печи (евр. «кишбан») для обжига извести или плавки металлов, с верхним выходом для дыма;
      • эта горячая зола, т.е. несгораемый остаток, образующийся из минеральных примесей при сгорании топлива, превратилась в пыль, пронеслась по всей земле Египетской;
       • из-за пыли на людях и животных сделалось воспаление, переходящее в гнойные нарывы (ст.8-10); считается  их вызвали укусы жигалки осенней [Л.4], но в ст.9 ясно написано - причина пыль.
     Именно в такой последовательности произойдут аналогичные архетипные события в День Господа. Жерла нескольких тысяч вулканов, проснувшихся от великого землетрясения (Отк.16:18), выбросят высоко в атмосферу огромные объёмы горячих пепла, пемзы, золы, водяного пара, газов.
     Когда Элоах, прорвав небеса сойдёт на землю, вулканы ("горы") сгорят в пламени "словно кусты", закипят "словно вода", растают от лица Его (Ис.64:1, 2; пер. [Л.12]).
     Например, самый мощный супервулкан Йеллоустоун, взорвавшись (VEI = 8 баллов), может выбросить до 2,5 тысяч кубических километров (!) горячего вулканического  вещества. К нему добавятся пыль земная, заброшенная сильными вихрями, ураганами, взрывами от падений астероидов. В том числе сконденсировавшиеся частички испарившихся горных пород, а также прах небесный сгоревших метеорных тел.
     Из-за пыли, праха, иных грубо дисперсных аэрозолей, в течение нескольких лет небосводом завладеют кроваво-красные утренние да вечерние зори.

10. Пыль и респираторные заболевания

     После катастрофы, более двух лет  с мутного неба на землю  непрерывно падают зола, пепел, минеральная пыль, прах как во времена шестой египетской казни. В последние дни исполнится загадочно-непонятное библейское пророчество.
    "Вместо дождя Господь даст земле твоей пыль, и
(только) прах с неба будет падать, падать на тебя, доколе не будешь истреблён" (Втор.28:24; "пока ты не задохнёшься" [Л.20]).
    Пыль и прах с неба, по-научному "пеплопады", содержат мелкие и ультрамелкие стекловидные частицы вулканического пепла, а также импактного стекла. Они могут попасть в верхнюю часть дыхательных путей человека и животного, в которых задерживаются частицы диаметром, превышающим 5 микрон. Частицы меньшего размера проникают в мелкие бронхи и бронхиолы.
    Накопившееся в лёгких порошкообразное вещество, контактируя с влагой слизистой оболочки, образует цементные камневидные пробки. Со временем возникают  пневмокониоз, бронхиальная астма, эмфизема лёгких или смерть от удушья, как предсказано "пока ты не задохнёшься" (Втор.28:24, пер.[Л.20]).    
     Ещё большую опасность представляют аэрозоли менее 1 микрона, проникающие в альвеолы лёгких, а нанометрические частицы, через альвеолы, попадают даже в кровь. Образуются токсичные продукты биохимических реакций, а также возникают тяжёлые сердечно-сосудистые болезни при капсулировании частиц.
    Могут происходить вспышки инфекционных заболеваний, так как аэрозоли способны нести на себе вирусы, микробы, грибки. Из-за постоянной пыли в воздухе пострадавшие от предыдущих казней закроют лица свои.
    В результате указанных физико-химических процессов, а не по причине выпадания радиактивных осадков после ядерной войны, "будет на людях и на скоте воспаление с нарывами", подобно временам Моисея (Исх.9:9, б).
     Лопнет кожа, всё тело покроется опухолями, гноящимися мокнущими язвами и струпьями, выпадут волосы; от попадания аэрозолей на слизистую оболочку воспалятся глаза (Отк.16:2, Втор.28:22, 59-61, Ис.1:6, 3:23, Зах.14:12). Тогда исполнится обещание Всемогущего "моль поест их, как одежду, черви пожрут их, словно шерсть ..." (Ис.51:8, пер. [Л.18]).
     Плачущих людей, спотыкающихся о сухие кости в полях да блуждающих среди развалин городов, покроет пепел, скрежещущий во рту песок сокрушит зубы (Мт.13:40-42, Плач.3:16). Потому что не внимали предупреждениям Господа, не соблюдали ни заповедей ни уставов Его (Исх.15:26).

11. Седьмая казнь (Исх.9:18-25)

     Невиданный град. "И был (Падал) град и огонь  между градом (в Масоре "пламенеющий среди града"), град весьма (самый) сильный, какого не было во всей земле Египетской со времени населения (заселения) её. 
     И побил град по всей земле Египетской всё, что было в поле (под открытым небом), от человека до скота (животных); и всю траву полевую (растения) побил град, и все деревья (полезные) в поле поломал" (ст.24, 25).
     В этой казни удивляет своей необычностью несколько обстоятельств. Во-первых, невероятно разрушительная сила града, в Пс.77:47 сказано, это лёд, т.е. "крупный град" [Л.4, стр. 527]). Убившего (!) людей и скот, поломавшего все деревья (ст.25). Обычно градины имеют размер от миллиметра до нескольких сантиметров, а продолжительность таких атмосферных осадков в среднем 5-10 минут.
     Самый крупный град диаметром до 13 см, единичной массой около 1 кг выпал в Бангладеш 14 апреля 1986 года, в результате чего погибло 92 человека [Л.14, стр. 182]. Имеются случаи выпадения более массивных отдельных градин, например, т.н. "ледяных бомб" диаметром с футбольный мяч. Однако падение таких кусков льда никогда не носило массового характера.
      Во-вторых, изумляет то обстоятельство, что падающий с неба лёд перемешан с огнём (это не молнии), как написано. "И был град и огонь между градом ..." (Исх.9:24, Пс.104:32). Такое посольство злых ангелов  вместе с градом, уничтожили скот (Пс.77:48, в оригинале, не "молниям", а "пламени").
     В Библии не найти прямых физических аналогов атмосферным осадкам, которые сопровождаются огнём  (между градинами!), вызывают распространение клубящегося огня по земле (ст.23, буквально "огонь полетел к земле" Пс.104:32).
     О чём-то похожем, описывая чудо пришествие Господа, говорили:
       1) Давид в Псалме 17. "От блистания пред Ним бежали облака Его, град и угли огненные" (Пс.17:13). "Его слепящее сиянье распарывало тучи, грянул град и молнии (в Масоре "угли огненные") скрестились" [Л.12];
       2) Йешайа в эсхатологической 30-й главе "... в пламени поедающего огня; в буре и в наводнении и в каменном граде" (Ис.30:30). В иных переводах: "взметнётся пламя, огонь пожирающий! Начнётся ливень, буря, град полетит!" [Л.16]; "сила Господня - буря с великим дождём и крупным градом" [Л.12]).

12. Град и огонь между градом

     В принципе, возможно ли  такое уникальное природное явление как крупный град, падающий среди огня? 
    Видения Иоханана (Отк.8:7, 16:21) рассеивают наши сомнения. "И град, величиною в талант (примерно 35 кг !!), пал (падал) с неба на людей" (ст.21).
     Этот град Яхве Цеваот приготовил на смутное время, день битвы да войны (Иов.38:23). На весенний месяц авив (нисан), когда заколосится ячмень, а пшеница и рожь ещё не созреют (Исх.9:31, 32).
    Глыбы льда эквивалентным диаметром до 0,4 метра (рис.5), массой в несколько десятков килограммов  возникнут в результате мощных турбулентных выбросов паров воды в атмосферу, последующей их конденсации и замерзания воды [Л.8].
    Они действительно могут убить всех, кто не укроется от града (Исх.9:19, 25). В силах разрушить любые постройки в древности (Иез.13:11-13, Ис.28:17), так как скорость падения ледяных бомб около 300 километров в час.
    Кроме того, согласно видений Иоханана, в этот день начнут падать другие небесные тела. "Первый ангел вострубил, и сделались (посыпался) град и огонь, смешанные с кровью, и пали на землю" (Отк.8:7, а).
    Как предсказано в 3-й сивиллиной книге. Предвечный поразит землю "серой, с неба летящей, камнями огромными, градом ужасным" (Сивиллины книги, 3:691).
     Иными словами, вместе с гигантскими градинами (Ис.30:30) и кроваво-красным дождём будут падать болиды. В Масоре это "огонь, пламенеющий среди града" (Исх.9:24), вызывающий пожары по всей земле (9:23, Отк.8:7, б).

13. Восьмая казнь (Исх.10:3-6, 12-15)

    Невиданное нашествие саранчи. "И напала (слетелась) саранча на всю землю Египетскую … Она покрыла лице всей земли, так что земли не было видно, и поела всю траву (растения, каждую былинку) земную и все плоды древесные (на деревьях), уцелевшие от града, и не осталось никакой зелени ни (листьев) на деревах, ни на траве полевой (растениях) во всей земле Египетской" (ст.14, 15).
    "Во Втор.28 предвозвещено, что "в последние дни" (Втор.4:30, в Синод. пер. "в последствие времени") Израиль подвергнется казням египетским (Втор.28:27, 60), включая казнь саранчи (Втор.28:38-39, 42) ..." [Л.17, стр. 511].
    Саранча (акриды) - насекомые отряда прямокрылых [Л.4], семейства "настоящие саранчовые". В фазе "имаго" они могут образовать крупную стаю в нескольких миллионов особей, мигрирующих на расстояния до 2 000 км от места выплода.
     По воле Яхве великое множество перелётной саранчи (Migratoria) на Египет нанёс  восточный ветер (ст.13). С тех пор нашествия саранчи стали архетипом божьего проклятия.  
     Миграция насекомых, как правило из Судана, начинается ранней весной. Площадь, которую они могут покрывать достигает 400 квадратных миль [Л.3, стр.225], т.е. до 1 000 кв. километров. При этом  плотность насекомых составляет более 100 млн. особей на 1 квадратную милю (2,59 кв. км), а длина отдельных особей достигает 9 сантиметров.
     В дни Великой скорби огромные перелётные стаи пустынной саранчи возникнут повсеместно. Везде, где почва продолжительное время влажная и тёплая.
    Одна особь саранчи, в июне, откладывает в кубышке от 28 до 146 яичек, таких "походных" кладок может быть от одной до шести [Л.11, стр. 466]. За 4 месяца каждая самка может дать начало до 18 миллионов потомков [Л.3, стр. 880].
    Естественные враги саранчи: птицы, млекопитающие, пресмыкающиеся погибнут раньше в результате стихийных бедствий.
      Указанные благоприятные условия приведут к массовому размножению саранчи (рис.6); каждая из них в день поглощает количество пищи, равное собственному весу.
    Сбудется видение пророка Амоса о нашествии саранчи, угрозу которого своей молитвой он отвёл в ветхозаветные времена (Ам.7:1-3). Нашествие по своим масштабам невиданное ранее, о нём будут передавать весть из рода в род (Иоил.1:2, 3).
    Кроме саранчовых, также размножатся гусеницы (Пс.104:34), жуки, черви (Иоил. 1:4). Они по всей земле съедят уцелевшее от града и огня; всё, что снова насадит человек. Пророк Йоэйл провидит день Господень, когда это совершится.
    "Оставшееся от гусеницы ела саранча, оставшееся от саранчи ели черви, а оставшееся от червей доели жуки" (Иоил.1:4, 2:25; Втор.28:38-40). Однако не навсегда гневается Господь, посылая великое войско Своё из саранчи, червей (личинок), жуков, гусениц (Иоил.2:25).

14. Девятая казнь (Исх.10:21-23)

     Осязаемая тьма. "И сказал (велел) Господь Моисею: простри (Воздень) руку твою к небу, и будет (опустится) тьма на земле Египетской, осязаемая тьма. Моисей простёр руку свою к небу, и была густая (непроницаемая) тьма по всей земле Египетской три дня" (ст.21, 22; "Египет покрыло облако тьмы, которая стояла над Египтом три дня" [Л.12]).
     Неизвестно посредством какого природного чуда Адонай вызвал столь длительное избирательное отсутствие света в Египте. Версии о сильной песчаной буре (хамсине), выносе в атмосферу пыли от землетрясения или вулканического извержения мало убедительны.
    В День Господень физической причиной густой тьмы явится конденсация паров воды в атмосфере (2Цар.22:12). Образование вокруг земного шара сплошной пелены дождевых облаков толщиной в несколько тысяч метров.
    Тьма будет не только густой (ст.22), но даже осязаемой (ст.21) благодаря высокой температуре воздуха, сильному ветру с пеплом, песком, мелкими камнями. 
     Об этой тьме в день эсхатологического суда пишет автор христианского произведения начала II века от Р.Х. "тьма и мрак наступят и оденут и окутают собою весь мир" (Откровение Петра, 5:1-5). Такой глобальный мрак видит Иоханан.
     "Пятый ангел вылил чашу свою на престол зверя: и сделалось царство его мрачно (погрузилось во тьму)" (Отк.16:10, а).
     Под престолом зверя очевидно  следует понимать не город, столицу "антихриста", а воздух (Еф.2:2). А под царством его - не восстановленную Римскую империю, но всю Землю. Весь мир, одетый в непроницаемую тьму, окутанный в буквальный мрак, предсказанный ветхозаветным провидцем Амосом.
     "Разве день Господень не мрак, а свет? он – тьма, и нет в нём сияния" (Ам.5:20, "Особый день Господа будет днём печали, а не радости, днём мрака, а не света, днём тьмы без проблеска света" [Л.12]).

15. Тьма в последние дни

    Не только пророк Амос и автор "Откровения Петра" предсказывают буквальную непроглядную тьму в день Господень, но также Цефанйа, Йоэйл, Йешайа, Йирмейа, Давид. Основная тема ветхозаветных пророков "день Господень, который часто связывается с понятием тьмы" [Л.11, стр. 1254]. Например.
    "Близок великий день Господа … день тьмы и мрака, день облака
(туч) и мглы" (Соф.1:14, 15). "День тьмы и мрака, день облачный (туч) и туманный ..." (Иоил.2:2; Ис.5:30, 8:22, Иер.4:28).
     За поражением Египта от царя Вавилонского (Иез.32:11, очевидно от Навуходоносора II),  в пророческой перспективе Йехэзкэйл провидит день Господень. День гибели всех египтян (ст.4-7), после чего страна погрузится во мрак.
    "Все светила, светящиеся на небе (считалось, источниками света являются солнце, и луна, и звёзды [Л.3, стр. 17]), помрачу  над тобою (Скрою во мраке), и на землю твою наведу тьму, говорит Господь Бог" (Иез.32:8, "станет тёмной вся страна" [Л.12]; 30:3, 18).
     Подобное ужасное время проклинает многострадальный Ийов.
    "Пусть тот день станет тьмой, пусть Бог с высоты не вспомнит о нём, пусть свет в тот день не сияет. Пусть он достанется мраку и мгле
(Пусть тьма и смерти тень его поглотят), пусть будет затянут тучей, пусть тьма его свет затмит (затмение его пусть ужаснёт)" (Иов.3:4, 5, пер. [Л.18]; в скобках, текст из [Л.20]).
     О таком времени предупреждает пророк Йирмейа (Иер.13:16), а Давид так говорит о пришествии Адоная. "Наклонил (расторг) Он небеса и сошёл,- и мрак под ногами Его" (Пс.17:10; "небо разорвав, Господь спустился, на грозных чёрных тучах стоя" [Л.12]).
     Кромешная темнота да тень смертная продлятся примерно 40 суток (рис.7), т.е. столько, сколько будет идти непрерывный дождь. По его окончании мрак перейдёт в сумрак. Физической причиной сумрака послужит огромное количество грубо дисперсных частиц в атмосфере Земли: минеральной пыли, импактного и вулканического пепла, дыма, сажи, золы, прочее.
     В течение года уровень освещённости окажется недостаточным для зрения в эти пасмурные да туманные дни, время без дождей. 
     Поэтому нави Йоэйл характеризует день Господень не только, как "День тьмы и мрака", но также "день облачный (точнее, "пасмурный") и туманный" (Иоил.2:2). Когда "Солнце и луна померкнут и звёзды потеряют блеск свой (перестанут сиять)" (3:15).

16. Десятая казнь (Исх.11:4-7, 12:13, 21-30)

     Смерть первенцев. "В полночь Господь поразил (лишил жизни) всех первенцев в земле Египетской … и сделался великий вопль (рыдания) в земле Египетской; ибо не было дома, где не было бы мертвеца" (12:29, 30).
     Как древние египтяне поступали с евреями (Исх.1:22), так Эль Шаддай поступит с Мицрайимом. Накануне Шемот умерли  только первенцы египтян, но пророк  Йехэзкэйл предсказывает полное уничтожение жителей страны в День Господень (Иез.30:1-4). Когда Эль Шаддай грядет в Египет "на облаке лёгком" (Ис.19:1, "быстром" [Л.12, 18]).
    Тогда "потрясутся от лица Его идолы Египетские, и сердце Египта растает (замерло) в нём" (19:1, в). "Когда сделаю (превращу) землю Египетскую пустынею, и когда лишится земля всего, наполняющего её ("всё, что на ней есть, погибнет" [Л.16]), когда поражу (уничтожу) всех живущих на ней ..." (Иез.32:15).
     Горы, долины, рытвины заполнятся трупами (ст.5, 6), земля египетская зальётся кровью до самых гор (ст.6). Сами "горы размокнут от крови их" (Ис.34:3, "кровь их будет течь по горам" [Л.12]).
     В те дни, обещает Бог, "... закрою (скрою) небеса (небо), и звёзды их помрачу (спрячу во мраке), солнце закрою облаком (тучей), и луна (не даст света) не будет светить светом своим" (Иез.32:7; в скобках, текст из [Л.20]).
     Даже высохнет река Нил (Ис.19:5-10, Зах.10:11), "кровеносная" система всей страны, отчего Египет сделается пустыней из пустынь (Иез.29:9, 10, Иоил.3:19).
     Коснутся ли эти, нарастающие по тяжести наказания, эсхатологические события только египтян? как во времена Моше. Нет. В этот раз кара за совершаемое преступление настигнет также мятежный дом ...
   "потому что они отвергли закон (Тору) Господа Саваофа (Воинств) и презрели (пренебрегли) слово Святого Израилева. За то возгорится (вспыхнет) гнев Господа на народ Его, и прострёт (поднимет) Он руку Свою на него, и поразит (накажет) его, так что содрогнутся горы, и трупы их (мёртвые тела) будут как помёт (точно отбросы) на улицах" (Ис.5:24, 25).
     Когда содрогнутся горы от землетрясения, когда погибнет множество людей, гнев Божий не утихнет, наказание Его не прекратится (ст.25, г). Пока не исполнятся все 10 казней лукавого рода сего, не избегнут суда ни земля, ни вода, ни воздух.
     В дни Великой скорби многие погибнут в земле египетской, а сыны израилевы умрут в пустыне, - всё это уже было (Числ.14:2, 29-32) и ... ещё будет (Еккл.1:9-11).
    Любое творение, отвергающее Творца, погибает. Поэтому осуждению подвергнутся не только Йисраэль и Мицрайим, но жители всей земли, извратившие путь свой. Господь прекратит позор рода сего, как открыто в видении Иоханану.
    "И я взглянул (увидел), и вот, конь бледный (зеленовато-жёлтый), и на нём всадник, которому имя смерть; и ад следовал за ним, и дана ему (им) власть над четвёртою частью земли - (чтобы) умервщлять мечем и голодом, и мором (эпидемиями, чумой) и зверями земными" (Отк.6:8; Соф.2:4-3:8, Ис.24:1-6, 17-22).

17. Конец рода сего

     Одни люди погибнут в природных катастрофах, стихийных бедствиях, вооружённых стычках. Иные умрут, отравленные ядовитой водой, токсичной пищей, непригодным для дыхания воздухом. Измученные укусами насекомых, поражённые воспалениями, нарывами, язвой губительной. Ослабевшие от голода да холода.
    "Тяжкими смертями (мучительной смертью) умрут они ("погибнут от страшных болезней" [Л.18]) и не будут ни оплаканы, ни похоронены; будут навозом (лежать) на поверхности земли; мечем и голодом будут истреблены, и трупы их будут пищею птицам небесным и зверям земным" (Иер.16:4; 25:33).
     Не погребённые тела как простых людей, так и знатных одичавшие собаки разорвут на части, хищные птицы напитаются трупами (7:33, Отк.6:8, 19:21). Долины покроются сухими костями (Иез.37:1, 2).
     За 42 месяца умрёт так много людей, что Библия предвещает конец рода сего, ибо в живых останется очень мало обитателей Земли (Отк.6:8, 8:9-11, 9:18, 19:21, Ис.13:12, 24:6, Иер.4:25, 27, Соф.1:3).
     "И если бы Господь не сократил тех дней, то не спаслась бы никакая плоть" (Мк.13:20, "не уцелело бы ни одно живое существо" [Л.18]). Изнеможет "всякое дыхание", сотворённое Богом (Ис.57:16).
    Яхве Элохим в ночь последней египетской казни пощадил всех, повиновавшихся Ему. Губитель прошёл мимо домов, помеченных кровью заместительной жертвы - пасхального агнца (Исх.12:21-23).
     В день Христов также спасутся только послушные Ему. Кто запечатлён, кто искуплен, кто оправдан кровью Иисуса Христа (Еф.1:13, Отк.5:9, Рим.5:8, 9). Спасутся укрывшиеся в убежищах своих, не выходящие наружу до окончания гнева Всемогущего, подобно временам Шемот (Исх.12:22, в).
     Итак десятью казнями египетскими Адонай военного могущества да силы предупреждает ныне живущих, ожесточивших сердца. Господь напоминает о грядущих семи чашах гнева всем, кто отвергает волю Его. В близком преддверии дня Своего Творец вселенной предлагает жизнь и смерть, помилование и казнь, спасение и гибель.
     Потому что "Пламенный гнев Господа не отвратится (не утихнет), доколе Он не совершит и не выполнит намерений (замыслов) сердца Своего. В последние (грядущие) дни уразумеете это" (Иер.30:24, "В конце времён вы постигнете это" [Л.20]).
     Несомненно, в последние дни сбудется пророчество Йирмейа (30:24) о великой гибели, её приведёт Эль Шаддай от севера (4:6). Ведь "Бог использует природные средства, чтобы вершить Свою волю" [Л.11, стр. 658].
     Страшно возгремит Всемогущий с высоты небес (25:30), этот гул раздастся по всей земле (ст.31). Тогда возникнет большой вихрь, бедствие обрушится на народы (ст.32). Трупы убитых покроют всю землю (ст.33), нет места, где можно укрыться от гнева Его (ст. 34-38).
     Оттого написано. "И убоятся (устрашатся) все человеки, и возвестят (расскажут) дело Божие (что сделал Бог),  и уразумеют, что (Он совершил) это Его дело" (Пс.63:10,  "Будет человечество во страхе говорить друг другу о делах Господних, и начнут тогда они размышлять о Нём" [Л.12]).
     Друг, размышляй о Боге сегодня, избери жизнь с Иисусом Христом завтра. Зачем тебе умирать в последние дни? "Ибо я не хочу смерти умирающего (ничьей смерти), говорит Господь Бог; но (раскайтесь) обратитесь (вернитесь ко Мне) - и живите! (сохраните себе жизнь!)" (Иез.18:32).

ЛИТЕРАТУРА

1. Баркли У. Толкование Посланий к галатам, ефесянам, филиппийцам, колоссянам и фессалоникийцам.- Scottdale: Всемирный союз баптистов, 1986.- 447 с.
2. Спраул Р.Ч. Что говорил Иисус о последних днях.- СПб.: Библия для всех, 1999.- 246 с.
3. Библейский культурно-исторический комментарий. В 2-х частях. Ч. 1. Ветхий Завет.- СПб.: Мирт, 2003.-984 с.
4. Ринекер Ф., Майер Г. Библейская энциклопедия Брокгауза.- Кременчуг: Християнська зоря, 1999.- 1088 с.
5. Щедровицкий Д.В. Введение в Ветхий Завет. Пятикнижие Моисеево.- М.: Теревинф, 2001.- 1088 с.
6. Статья № 1 «Признак и знамение Второго пришествия Иисуса Христа».
7. Статья № 2 «Гог из земли Магог: конец мира сего».
8. Статья № 3 «День Господень».
9. Статья № 4 «Время великой скорби».
10. Статья № 5 «Так будет и во дни, когда Иисус Христос явится».
11. Большой библейский словарь. СПб.: Библия для всех, 2005.- 1503 с.
12. Библия. Современный перевод Библейских текстов.- М.: World Bible Translation Center, 2002.- 1150с.
13. Насекомые.
14. Кастэр С. От Патмоса до Рая. Толкование книги Откровение.- Greenvill, BJU Press, 2006.- 255 с.
15. Библия для нашей жизни. Новый Завет. Finland, International Bible Society, 1999.- 687 с.
16. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета, канонические. Современный русский перевод.- М.: Российское библейское общество, 2011.- 1 408 с.
17. Ветхий Завет на страницах Нового. Т.3. Деяния св. Апостолов. Общие послания. Откровение.- Черкассы: Коллоквиум, 2013.- 592 с.
18. Библия. Новый перевод на русский язык.- United Kingdom, Carlisle: Biblica Europe, 2011.- 1 185 с.
19. Словарь библейских образов.- СПб.: Библия для всех, 2005, 1 423 с.
20. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета в современном русском переводе.- М.: Издательство ББИ, 2015.- 1856 с.
День Господень