Комментарии ко Второму посланию Петра. День Господень (3:6-13)

"Придёт же день Господень, как тать ночью, и тогда
небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись,
разрушатся, земля и все дела на  ней сгорят"
(2Пет.3:10)
                            
                          "За то проклятие поедает землю, и несут наказание
живущие  на ней; за то сожжены обитатели земли,
и немного осталось людей" (Ис.24:6)
 
1. Вступление

      Пётр, в греч. переводе с арамейского Кифа [Л.1], точнее Кефа [Л.2], означает "камень" или "скала", один из 12 первых учеников Господа. Настоящее имя апостола Симон, евр. "Симеон Бар-Иона" (Мт.16:17, Ин.1:42), новое имя "Пётр" он получил от Иисуса при первой их встрече [Л.2].
      Родом из Вефсаиды, Симеон жил в Капернауме, занимался ловлей рыбы вместе с братом Андреем, учеником Иоанна Крестителя [Л.1]. После призвания на служение у Геннисаретского озера Кифа, благодаря своим качествам, стал лидером среди ближайшего окружения Христа, особенно близким к Нему, наряду с Иоанном и Иаковом.
       В апостольский период Пётр был руководителем церкви, проповедником, миссионером на протяжении более 30 лет. О времени и обстоятельствах его смерти, месте захоронения почти ничего неизвестно [Л.2].
     По преданию, заключительные годы служения выдающегося ученика Господа прошли в Риме. В годы гонений на христиан при императоре Нероне, апостол принял мученическую смерть через распятие вниз головой  [Л.1, 3]. Предполагается, его казнили в конце 67 г. от Р.Х., или в начале 68 г. [Л.3-5], или в 64 году [Л.1].
      Симеон Бар-Иона считается автором 2-х посланий, отличающихся по стилю, содержанию, времени написания. Некоторыми богословами его авторство при написании Второго послания подвергается сомнению, однако их аргументам не хватает убедительности.
      Время написания книги. В точности не определено, от первой половины I века до второй половины II века. Большинство специалистов настаивает на ранней дате написания: между 64 и 68 г.г. [Л.5], в 67 или 68 годах [Л.6], между 65 и 67 г.г. [Л.4, 7], около 67 года [Л.8, 9] или 66 г. [Л.10], ранее 64 г. [Л.2], с 60 по 70 годы [Л.1].
       Композиция ст. 3:6-13
. 1. Вступление, напоминание о судьбе предыдущего мира, погубленного водой (3:6).
           2. Изложение главной темы - обстоятельства суда в последние дни:
                а) гибель от огня (ст.7-9);
                б) саморазрушение стихий (ст.10);
                в) обращение к святым (ст.11, 12).
           3. Заключение, призывающее христиан ожидать новые небо и землю (ст.13).
       Главная тема. Эсхатологический День Господень,  пора Его активного вмешательства в историю для наказания и спасения.
       Цель написания. Предупредить христиан о грядущем суде  над нечестивыми, призвать к святой жизни.
      Содержание. Напомнив насмешникам о судьбе предыдущего поколения (3:6), апостол предсказывает подобную участь роду сему (ст.7). Насколько быстро наступит конец творению, извратившему путь свой, знает один Всевышний (ст.8), Он не спешит с наказанием, ожидая покаяния (ст.9).
      Начнётся суд в Йом Адонай, тогда исчезнет небо, разгоревшиеся стихии разрушатся, на поверхности всё сгорит (3:10). Оттого ловец человеков призывает к святости (ст.11) всех, кто ожидает и желает наступления Дня Божия (ст.12), новых неба да земли (ст.13).
     Проблемы толкования. Нынешняя цивилизация будет полностью уничтожена или всего лишь очищена огнём. Почему апокалиптический День Господень сравнивается с вором, по какой причине исчезнет небосвод, что подразумевается под стихиями, новым мирозданием.
 
2. Очищение  огнём (3:6, 7)
 
      Ещё при жизни Его учеников были насмешники, отвергавшие искупительную жертву Иисуса Христа, не верившие во второе пришествие, суд, покарание (3:1-4). "Никаких катаклизмов не случалось в прошлом,- утверждают они,- а потому нет причины считать, что такое случится в будущем" [Л.33, стр. 732]. Наглым ругателям, потерявшим страх перед Богом, Пётр напоминает.

    "Потому тогдашний мир погиб, быв потоплен водою" (3:6; "посредством воды был разрушен прежний мир, будучи затоплен", пер. [Л.10]).

      Творец вселенной в дни Ноя навёл великий потоп (Быт.6:17), ибо "земля наполнилась от них (людей) злодеяниями" (ст.5, 13).  Все обитатели суши погибли, от человека до тварей, наполнявших её (7:21-23). Вседержитель сдержал слово в прошлом, значит в будущем также исполнится Его обещание уничтожить лукавый род сей за все злодеяния его [Л.11].
     Истребление произойдёт перед возвращением Сына Человеческого (Лк.17:26-30), но погубит сынов лукавого не вода, а беспощадное пламя (Мт.13:38-42). "Иосиф Флавий в "Иудейских древностях" сообщает легенду, согласно которой Сиф и его потомки ... знали от Адама, что человечество будет истреблено дважды: потопом и огнём" [Л.35, стр. 440]. Как написано.

      "А нынешние небо и земля ("заховані" [Л.32]) тем же словом Бога сберегаются ("предназначены" [Л.30]) для огня; они сохраняются до дня суда и гибели безбожных людей ("погибели нечестивых человеков" Синод. пер.)" (2Пет.3:7, пер. [Л.9]).
 
     "Помимо стихов 7, 10 и 12, нигде больше в Новом Завете не описывается будущее уничтожение мира огнём" [Л.5; Л.7].
      Неверно, о том же говорили: Иисус Христос (Мт.13:40-42), Иоанн Креститель (3:11, 12), Павел (2 Фес.1:7, 8); будущую гибель сущего видел Иоанн (Отк.8:5-7, 9:18, 17:16).
       Аналогию предстоящему глобальному катаклизму, пожару на небе и на суше (ст.7), апостол находит в далёком прошлом, превращении в пепел городов Содомских и Гоморрских (2Пет.2:6, [Л.12], рис.1).
     Такой Божий суд предсказывают многие библейские пророки. Йешайа (Ис.29:6, 30:30, 33:12, 66:15, 16), Малахи (Мал.3:2, 4:1), Йоэйл (Иоил.2:1-3), Цефанйа (Соф.3:8), Зехарйа (Зах.13:8, 9), Нахум (Наум.1:6), Миха (Мих.4:1) и другие. 
       Автор работы [Л.13] предполагает, в 2Пет.3:7 речь "об окончательном уничтожении мира ... во время уничтожения мира огнём не спасётся ни один человек" (стр. 101). "Затем небо и земля будут уничтожены огнём" [Л.5; Л.3, 7, 8, 33]. Сверх того, "уже не будет Солнца" [Л.2, стр. 925].
      Однако Иисус, Пётр, Иоанн Креститель, Павел, Иоанн Богослов, ветхозаветные пророки имеют в виду суд и очищение [Л.12]. Вовсе не прекращение существование неба, моря, солнца, суши, всех обитателей её.
     Например, Йешайа видит грядущее опустошение планеты, совершаемое Йахвэ Элохим (Ис.24:1-13, Иер.4:23-27, 5:18) для наказания грешников. "За то проклятие поедает (пожирает) землю, и несут наказание живущие на ней (её обитатели платят за грех свой!); за то сожжены обитатели земли, и немного осталось людей ("Лишь немногие уцелеют")" (Ис.24:6; в скобках: текст из [Л.15], в кавычках - из [Л.14]).
     Йирмейа утверждает то же самое."Так говорит Господь: - Вся земля будет опустошена, хоть Я и не погублю её полностью" (Иер.4:27, пер. [Л.10]).
 
3. Божьи меры времени (3:8, 9)
 
       Если Симон, сын Ионин, так уверен в неизбежности суда над деградирующим миром (3:7), почему не вернулся Учитель? "Где обещанное второе пришествие Христа?" (ст.4, пер. [Л.14]). На сей трудный вопрос Пётр отвечает всем поколениям христиан.

     "Одно то не должно быть сокрыто от вас (вот чего вы не должны забывать), возлюбленные, что у (для) Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день" (3:8; в скобках, текст из [Л.15]).

     "С человеческой точки зрения, между годом и одним днём существует громадная разница, и тем более между одним днём и тысячею лет, но с точки зрения Бога, обитающего в вечности, в которой нет течения времени, между ними нет никакой разницы, ибо всё прошлое, настоящее и будущее всегда находится перед Ним, и задержка на тысячу лет для Него не значит так много, как для человека отсрочка на один час или день" [Л.13].
       На основании ст.8 некоторые толкователи убеждают нас, в библейских пророчествах вечер-утро означает год или даже тысячу лет. Но данное предположение ошибочно, как отмечается в работе [Л.4].
       Лишь для темпорального Творца всего видимого да невидимого, "один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день" (3:8; Пс.89:5). Для человека сутки состоят из одного утра и одного вечера.
       Всё-таки какова причина задержки? ведь апостол сам утверждал. "Скоро придёт всему конец" (1Пет.4:7; пер. [Л.10]). Отчего Иисус не вернулся в течение почти 2 000 (!) лет? чего ожидает?

      "Не медлит Господь исполнением обетования (того, что Он обещал), как некоторые почитают (называют) то медлением (промедлением); но долготерпит нас, не желая, чтобы кто (-нибудь) погиб, но чтобы все пришли к покаянию" (3:9; в скобках, текст из [Л.10]).

      "Причина того, что Второе Пришествие Христа и суд откладываются, не в том, что Господь медлит исполнить Своё обещание, и не в том, что Он хочет осудить как можно больше нечестивых, и не в том, что Он слаб перед лицом зла, а в том, что Он терпелив и желает дать людям время для покаяния" [Л.3, стр. 1710; Л.4-8, 13, 16].
      Совершенно верно. Бог желает, "чтобы все люди спаслись и достигли познания истины" (1Тим.2:4). "Он действительно хочет, чтобы все люди спаслись, однако, знает, что многие отвергнут Его"  [Л.5, стр. 74].
 
4. Йом  Адонай (3:10, а)
 
      На вопрос насмешников последних дней, "где обетование пришествия Его?" (3:3, 4), Пётр предлагает христианам веские аргументы для ответа (ст.6-9). Затем переходит к описанию сути наказания (ст.10-12), предшествующего возвращению Христа.
     
      "Придёт же день Господень, как тать ("злодій" [Л.32]) ночью ..." (3:10, "как вор в ночи", пер. [Л.17]).

       Некий "день Йахвэ" у ветхозаветных пророков - период, "когда Бог активно вмешивается в ход истории, прежде всего для суда ... В конечном итоге термин обозначает последний суд над миром" [Л.1, стр. 347]. "Такое представление перешло и в Новый Завет, где день Господень понимается как Божий суд при возвращении Христа в конце века сего" [Л.18, стр. 262].
      Когда начнётся историческое действие? апостол не даёт ответ, автор комментария [Л.34] полагает. "День Господень - период, который последует за восхищением церкви" (стр. 468). "Семидесятая седьмина начнётся с пришествием антихриста" (стр. 470).
      Подобное заключение содержится в коллективном труде [Л.5]. "День Господень" - термин, подразумевающий события последнего времени, которые начнутся после восхищения Церкви ..."  (стр. 74). Но в Библии отсутствуют подтверждения вышеуказанным догадкам.
      Второй вопрос к Петру: "почему Божий суд придёт "как вор"? согласно соврем. переводам [Л.9, 10, 14, 15, 17]. Возможно он неудачно выразился? однако сравнение Йом Адонай или Его пришествия с похитителем имеется у Павла (1Фес.5:2, 4), Иоанна (Отк.3:3, 16:15), нави Йоэйла (Иоил.1:15, "как грабитель нагрянет", пер.[Л.15]).
      По мнению почти всех толкователей, слово "вор" обусловлено желанием апостолов подчеркнуть неожиданность возвращения Христа [Л.3, 5-7, 13, 16, 18-21 и др.]. Указанное воззрение нашло отражение даже в некоторых переводах. "Но день пришествия Господа подкрадётся неожиданно ("придёт внезапно" [Л.15]), словно вор" (3:10, а; пер. [Л.14]), "когда никто не будет ждать его" [Л.30].
      Тем не менее, существуют гораздо более удачные синонимы слову "неожиданность".  В добавление к сказанному, народы узнают о наступлении Дня гнева не менее, чем за 42 месяца до его начала [Л.31], какая здесь внезапность? Очевидно дело в ином, но в чём?
      Появление необычного и, на первый взгляд, неуместного сравнения особенного дня Божия (ст.12) с расхитителем (ст.10) или грабителем (Иоил.1:15) объясняется древним культурно-бытовым контекстом. Во-первых, мотивом с "окном как отверстием" [Л.18, стр. 720], проникновением через окна в дом  злоумышленника или смерти (Иоил.2:9, Иер.9:21); подобно Йом Адонай, они похищают имущество хозяина дома или  жизнь его.
     Во-вторых, на Ближнем Востоке воровство обычно происходило "под покровом ночной темноты" [Л.18, стр. 180]. В-третьих, взломщик проникал ночью в дом прокапывая дыру в стене из земляных кирпичей [Л.22, стр. 180].
     Так Иисус Христос предупреждает живущих накануне Его возвращения, "если бы ведал хозяин дома, в какую стражу придёт вор, то бодрствовал бы и не дал бы подкопать дома своего" (Мт.24:43, 44).
     Как раз радиант метеорного потока (рис.2) окажется этаким внезапным  "подкопом" (ст.43), "расторгнутыми небесами" (Ис.64:1), знамением  "отверстия на небе" (Дидахе, 16:16).
     Послужит апокалиптической  "дырой" в ночном небосводе. Через неё  проникнут в атмосферу метеорные тела [Л.23], в до научную эпоху именуемые  "звёзды" (Мт.24:29, Отк.6:13, Ис.34:4).
      Таким образом Йом Адонай начнётся с возникновением радианта, придёт  "как тать", проникающий через отверстие в дом ночью.  Аналогично  в  полночь  похитил Йахвэ Элохим всех первенцев в Египте (Исх.12:29-31).
     Астрономический феномен виден исключительно в тёмную пору суток. Его  сияние  настолько яркое, будто неожиданно взошло солнце, словно в густой  тьме  вдруг  наступил рассвет, вот почему написано. "Придёт же день ...  ночью" (2Пет.3:10, "как  вор в  ночи" [Л.17]), "это будет день доселе  невиданной космической  катастрофы" [Л.16, стр. 165].
 
5. Исчезновение  атмосферы (3:10, б)
 
     Что произойдёт, когда наступит момент Божьего гнева и суда над нечестивыми жителями земли? Случится нечто беспрецедентное,

     "тогда небеса с шумом прейдут ..." (3:10, б; "небосвод с громким шумом исчезнет", пер. [Л.9, Л.10]).

      Под "громким шумом" подразумевается грохот, согласно переводу [Л.14]. "В этот день с грохотом исчезнут небеса"  или "з гуркотом небо мине" [Л.32]. Ещё более удачный перевод содержится в [Л.15], "с громовым раскатом".
      Авторы нового ключа к греческому тексту [Л.24] настаивают, заоблачная высь исчезнет "с шипением и треском" (греч. "rhoizedon"). "Это звукоподражательное слово, обозначающее свистящий звук, возникающий при сопротивлении воздуха ... Здесь, возможно, имеется в виду рёв пламени" (стр. 891; смотрите также [Л.16, стр. 166]).
      Последняя гипотеза развита в работе [Л.3], "шум" говорит о грохоте и треске, которые происходят при пожаре". Тем самым "обозначается представление о страшной разрушительной стихийной силе" [Л.7].
      Все перечисленные выше умозаключения переводчиков и комментаторов в принципе верны. Только "громкий шум" (2Пет.3:10, б) не имеет никакого отношения к "атомным реакциям" или термоядерной войне, как ошибочно предполагается в работах [Л.3; Л.6, 20, 21, 33 и др.].
     Шипение, грохот, громовые раскаты, треск, "свистящий звук, возникающий при сопротивлении воздуха" вызовут крупные объекты, вторгающиеся в атмосферу Земли, будто вверху ревут тысячи львов над добычей [Л.23, 25, 26]. В таком случае, отчего исчезнет купол над головой? ибо написано, "небеса с шумом прейдут", разве такое возможно?
      Да. Более того, известно каким образом они исчезнут, "свернутся, как свиток книжный" (Ис.34:4, б); "небо скрылось ("исчезло" [Л.15]), свившись как свиток" (Отк.6:14, они "раскололись и свернулись", пер. [Л.14]).
      Небесную твердь "расколет" массивное планетообразное тело, пронизывающее гомосферу с "громким шумом" (грохотом), "громовым раскатом" (3:10, б). Астероид разорвёт пополам свод на высоте, он покачнётся, накренится, расколется и свернётся.
      Выжженное огнём "разорванное" небо, свернёт "как свиток книжный" (Ис.34:4, Отк.6:14), вращение огромных масс воздуха. Вихрь колоссальных размеров возникнет в результате столкновения массивного космического объекта с поверхностью воды (8:8, Иер.25:32, 33).
      Потрясённая высь как-будто взорвётся от гнева, затем исчезнет [Л.25], "небеса с шумом прейдут" (2Пет.3:10, б); в одном из соврем. пер., "с шумом великим обрушатся и исчезнут" [Л.30]. Само собой разумеется, голубой купол буквально не обрушится, не исчезнет  физически, атмосфера сохранится, вопреки мнению некоторых толкователей.
      Но чудовищный по силе импакт вызовет непрерывный густой пеплопад, оттого не видно солнца, луны, звёзд, облаков; их нельзя увидеть с поверхности земли.  На многие и многие месяцы всё скроется, затянутое пепельной взвесью,  как предупреждает Яхве. "Я скрою небо, звёзды спрячу во мраке, солнце покрою мглою, и луна светить перестанет" (Иез.32:7, пер. [Л.15]).
 
6. Разрушение  разгоревшихся  стихий (3:10, в, г)
 
      Перипетии Дня Господня не ограничатся неботрясением, громовыми раскатами, грохотом. В результате катаклизма потерпят ущерб  незваные космические пришельцы и наша планета:

      "стихии же (небесные тела), разгоревшись, разрушатся (разрушатся и сгорят), земля (с её делами будет признана виновной) и все дела на ней сгорят" (3:10; в скобках, текст из [Л.15]; "вся земля с делами людскими будет предана суду" [Л.30], она, "вместе со всем, что на ней, будет сожжена" Л.14], "земля та діла, що на ній, погорять" [Л.32]).

       Несмотря на разночтения концовки ст.10, слово "стоихея" переводится одинаково - "небесные тела" [Л.9, 10, 14, 15]."Здесь очевидно имеются в виду физические элементы. Могут иметься в виду четыре элемента: земля, вода, огонь и воздух, или же небесные тела: солнце луна и звёзды; или же атомные частицы, составляющие основу природы" [Л.24]. "Пётр имеет в виду, что все атомы, нейтроны, протоны и электроны разрушатся" [Л.3].
      Другие авторы опровергают такие суждения. Вовсе "не химические элементы периодической системы. Не имеет он в виду также и элементы: огонь, землю, воздух и воду ... Иногда этим словом (стихии) обозначали звёзды, планеты и галактики" [Л.16]. Третья точка зрения состоит в попытке примирить две предыдущие, "или звёзды, или элементы материи, из которых составлена наша вселенная" [Л.5].
      Нет, ни то ни другое. Не астрономические звёзды, солнце, луна или даже элементы материи. Потому что вселенная, в т.ч. Солнце, Луна, планеты не разрушатся в День Господень. Речь в ст.10 о метеорах, в древности именуемых "падающие звёзды" [Л.23].   
     В частности, "болиды", из-за  столкновения  с  молекулами атмосферных  газов разогреваются до очень  высокой  температуры. Затем они обычно  разрушаются в воздухе  под воздействием динамического  давления (рис.3), с  выпадением мелких метеоритов.
   Именно так предсказывает апостол, "стихии же (небесные тела), разгоревшись, разрушатся" (3:10, в). Из-за пожара  сверху,   импактных  атмосферных плюмов,  падений разгоревшихся обломков,  суша и  все  " дела  на ней  сгорят" (ст.10, г) 
     То же самое утверждает ветхозаветный нави Софония, повествуя о Дне  гнева  Эль Шаддай. "В пламени Его ревности сгорит вся земля" (Соф.1:18,  пер.  [Л.10]).
      Отчего "её обитатели и все дела на земле сгорят" [Л.13]. "Вся физическая материальная земля, существующая сейчас, и вся вселенная будут поглощены огнём" [Л.3], подлунная странница "будет уничтожена" [Л.9; Л.6, 21], существование на ней завершится  [Л.18, стр. 869]. "Он разрушит землю и атмосферу вокруг неё, вселенную ..." [Л.33, стр. 736], "произойдёт распад нынешней вселенной" [Л.28].
      Всё-таки панические душераздирающие интерпретации ст.10, якобы, как пророчества об уничтожении нашей планеты, сверх того, распаде нынешней Вселенной, неверны.
    Из разных вариантов перевода: "обнажится", "сгорит", "опустошится", или "будет признана виновной", контекст подтверждает первую трактовку - "обнажится" [Л.4, 16]. То есть, "имеется в виду земля не как планета, а скорее как то, что находится на поверхности"  [Л.27, стр. 1309], согласно соврем. перевода Л.14].
      Во-вторых, если она будет уничтожена со всеми жителями её, бессмысленно ожидать и "торопить" [Л.16] пришествие дня Божия (2Пет.3:12).  В-третьих, куда вернётся Христос для установления тысячелетнего царства? согласно обещания, "когда весь мир обновится, и Сын Человеческий сядет на престоле Своей славы" (Мт.19:28, пер. [Л.10]).
     Согласившись с утверждением, "земля будет уничтожена" [Л.9], необходимо признать ошибочными (?!) многочисленные  пророчества о грядущем царстве Мессии (Ис.2:1-4, 11:1-10, 35:1-10, 66:19-24; Иер.23:1-12, 30:18-22; Иез.34:10-26, 37:22-28; Зах.8:3-8, 14:9, 16-21; Соф.3:9-20; Ам.9:11-15; Отк.11:15, 20:4-6).
      Учитывая приведенные аргументы, надобно признать верным толкование [Л.1]. "Когда настанет день Господень, земля будет обновлена и очищена огнём" (стр. 347). Пламя сверху уничтожит не саму планету, сгорят дела рук человеческих на её поверхности (2Пет.3:10, Иер.4:27).
     При очищении огнём не нужно удивляться от странного "огненного искушения", т.к. оно посылается нам Богом "для испытания" (1Пет.4:12). Вслед за катарсисом наступит радость да ликование в день явления "славы Его" (ст.13).
 
7. Ожидание  пришествия (3:11, 12)

       В День Господень, как следует из анализа библейских текстов,  Земля сохранится, не все обитатели её истребятся (Ис.1:9, 13:12, 24:6; Иер.4:27, 5:18; [Л.11]). Тем не менее, множество жителей погибнет в стихийных бедствиях (Мт.24:22).
     Исчахнет от ран, ожогов, удушья; умрёт из-за голода, холода, болезней; будут растерзаны дикими животными, убиты в вооружённых столкновениях, пострадают от физического насилия [Л.26]. Прогнившая цивилизация рухнет, полностью придёт в упадок [Л.25].  Зная о последствиях катастрофы, ловец человеков обращается к христианам, живущим в последние дни, со словами.
    
      "Так как всё будет разрушено таким образом (Если всё будет так разрушено), то подумайте, какими вам следует быть. Вы должны (жить в святости и благочестии) вести жизнь святую, посвящённую Богу, и совершать благочестивые деяния" (3:11, пер. [Л.14]; в скобках, текст из [Л.9]).

      Побуждать христиан к святости, благочестию, прощению должны знания о событиях Великой скорби, она же великая гибель (Иер.4:6) и ожидание возвращения Господа. Он простил даже тех, кто распинал Его, почему мы не прощаем ближнего? гораздо меньше согрешившего против нас.
       Жить нужно не только для себя, но и для других;  смиренно служа Ему добрыми делами, уповая на благодать "в День явления Иисуса Христа" (1Пет.1:13, пер. [Л.15]). Подумать необходимо всем.

     "Ожидающим (с нетерпением) и желающим пришествия дня Божия, в который воспламенённые небеса разрушатся и разгоревшиеся стихии растают? (тела расплавятся в огне!)" (3:12; в скобках, текст из [Л.15]; "рухнут пылающие небеса и расплавятся раскалённые стихии!" [Л.30]).

     В соврем. переводах читаем, "тела расплавятся" либо в огне [Л.15, 17, 30], либо в нестерпимой жаре [Л.9, 10, 14]. Но в оригинальном тексте подразумевается НЕ плавление, написано, "стихии растают" (Синод. пер.; или "розтопляться", пер. [Л.32]). Поскольку в до научном понимании мира категория "таяние" занимала основное положение [Л.18, стр. 777].
      Подтверждение чему можно найти в Библии, например, Наум.1:5, Ам.9:5, Мих.1:4, Ис.64:1, где слово "таять" означает исчезать, постепенно уменьшаясь. Пётр называет стихиями (2Пет.3:10, 12) метеоры, они разгоревшись, "растают" (ст.12), испарятся в гомосфере. Но что имеет в виду апостол под термином "воспламенённые небеса"? разве может произойти пожар в заоблачной выси?
     Может. По причине массового возвращения выброшенных взрывом раздробленных и/или расплавленных пород. Пылающих обломков, раскалённых камней, горячего песка, т.е. "каменный град (град камней), огонь и серу" (Иез.38:22, б).
    Сотни тысяч кубических километров (!) вещества будут выброшены в атмосферу сверхмощным тепловым взрывом при столкновении карликовой планеты с Землёй [Л.25].
    Затем, через несколько часов после чудовищного по силе взрыва, небо заплачет огненными слезами, пылающие продукты крупномасштабного выброса прольются дождём (рис.4), обмолачивая нашу планету.
      Твёрдый по древним верованиям купол над головой [Л.18, стр. 552] рухнет, как образно пишет автор, "воспламенённые небеса разрушатся" (3:12, свод "будет разрушен огнём", пер. [Л.9]). Никакого отношения к гипотетическим ядерным взрывам ст.12 не имеет.
 
8. Необычный  мир (3:13)
 
     Заканчивая пророчество о грядущем Божьем суде (3:7-12), Пётр предлагает нам ожидать не разрушения старого уклада, но возвращения Христа (1Пет.4:12, 13), установления иного порядка.

     "Впрочем (Но) мы, по обетованию (обещанию) Его, ожидаем нового неба и новой земли, на которых (где) обитает правда (праведность)" (2Пет.3:13; в скобках, текст из [Л.10]).

      Какой уклад, в нём живёт праведность, обещает Господь? когда "старая космическая система будет заменена новым небом и новой землёй" [Л.5].  "Во второй раз мир будет уничтожен огнём ... будут сотворены новые небеса и новая земля" [Л.8; Л.3, 9, 13, 21].
       "По-видимому, нынешняя вселенная возвратится к бесформенной энергии, из которой Бог сотворит новые Небеса и новую землю" [Л.28, стр. 794], "составляющие этого мира распадутся, а затем вновь соединяются в новое целое" [Л.29, стр. 723]. Но в Библии ничего не сообщается о другой планете, тем более, иной Вселенной.
      Диаметрально противоположный взгляд у автора комментария [Л.7]. Возникшие составные части "не будут новым, вновь созданным миром, а миром воссозданным, обновлённым, улучшенным, но в основе тем же миром, какой существует и теперь" (стр. 1018).
       Последнее заключение имеет прочные библейские основания. Например, Йешайа, рассказывая про "новое небо и новую землю" (Ис.65:17-25), явно имеет в виду обновлённую существующую ныне планету. В том числе город Йерушалаим, его весёлый, радостный, долгоживущий народ; строительство домов, насаждение виноградников, гармонию в природе, на Храмовой горе (ст.18-25).
      В Йом Адонай изменится положение звёзд и созвездий вверху, станут иными геоморфологические особенности внизу [Л.25], посему Йешайа и Пётр воспринимают всё иным. Впредь вокруг битает правда (праведность)" (2Пет.3:13), после явления славы Господа (1Пет.4:12, 13; Лк.21:27, 28), наступления царства Его (Отк.11:15).
      Наконец исполнится молитвенная просьба, звучащая из уст христиан 2 тысячи лет. "Да приидет ("Пусть придёт", пер. [Л.10]) Царствие Твоё; да будет воля Твоя и на земле, как на небе" (Мт.6:10).
     Ещё одно толкование 2Пет.3:13, "старый порядок полностью гибнет в огне суда" [Л.29, стр. 694]. "Пётр относит эти слова исключительно к вечности, когда существующие небо и земля уже прейдут"  [Л.6, стр. 691].  Из контекста не следует, что апостол относит стих "исключительно к вечности", вместе с тем, ст.13 может иметь указанный смысл.
       Так Иоанн, пребывая в Духе, видел незнакомый трансцендентный мир (Отк.21:1). Там нет смерти, болезней, страданий (ст.4), но обитает праведность и святой Иерусалим (ст.10-26), доступный лишь тем, кто записан в книге жизни у Агнца (ст.27).
     Можно по разному интерпретировать слова ученика Христа (2Пет.3:13), они относятся к будущему нашей планеты либо к вечности. В любом случае, в преддверии близкого Дня Господа мы, христиане, "ожидаем нового неба и новой земли, где обитает праведность" (3:13, пер. [Л.9]).
 

ЛИТЕРАТУРА

1. Большой библейский словарь.- СПб.: Библия для всех, 2005.- 1 503 с.
2. Ринекер Ф., Майер Г. Библейская энциклопедия Брокгауза.- Кременчуг: Християнська зоря, 1999.- 1088 с.
3. Учебная Библия с комментариями Джона Мак-Артура.- Минск: Славянское Евангельское общество, 2004.- 2 201 с.
4. Новая Женевская учебная Библия.- Hanssler-Verlag, 1998.- 2 052 с.
5. Толкование новозаветных посланий и Книги Откровения. Гл. ред. Харчлаа.- Seligenstadt: Христианское издательство, 1990.- 598 с.
6. Макдональд У. Библейские комментарии для христиан. Новый Завет.- Bielefeld: CLV, 2000.- 1465 c.
7. Толковая Библия. Комментарий на все книги Святого Писания. Под ред. Лопухина А.П. Том 2.- Минск: Харвест, 2001.- 1 312 с.
8. Библейский справочник Геллея.- СПб.: Библия для всех, 2006.- 787 с.
9. Библия для нашей жизни. Новый Завет. Finland, International Bible Society, 1999.- 687с.
10. Библия. Новый перевод на русский язык.- United Kingdom, Carlisle: Biblica Europe, 2011.- 1 185 с.
11. Статья "1. Комментарии к Евангелию от Матфея. Конец этого мира и возвращение Иисуса Христа (Мт.24:14-31)".
12. Статья №5 "Так будет и во дни, когда Иисус Христос явится".
13. Мэтью Генри. Толкование на книги  Нового Завета. Том 1. Евангелие от Матфея.- Netherlands, Dutch Reformed Trast Society, 2002.- 526 с.
14. Библия. Современный перевод Библейских текстов.- М.: World Bible Translation Center, 2002.- 1150с.
15. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета, канонические. Современный русский перевод.- М.: Российское библейское общество, 2011.- 1 408 с.
16. Лукас Д., Грин К. Второе послание Петра и Послание Иуды.- СПб.: Мирт, 2010.- 335 с.
17. Подстрочный греческий Новый Завет. Дословный современный перевод.- Житомир: УОБ, 2005.- 1044 с.
18. Словарь библейских образов. СПб.: Библия для всех, 2016.- 1 423 с.
19. Новый Библейский комментарий: в 3 ч. Ч.3. Новый Завет.- СПб.: Мирт, 2001.- 751 с.
20. Изменяющее жизнь изучение Слова Божьего по книгам 2 Петра и Иуды.- Одесса: Христианское просвещение, 2010.- 120 с.
21. Бентли М. Жить для Христа в языческом мире.- Харьков: Д.Ф.Ткаченко, 2002.- 256 с.
22. Библейская энциклопедия.- М.: РБО, 1996.- 352 с.
23. Статья №1 "Признак и знамение Второго пришествия Иисуса Христа".
24. Клеон Л. Роджерс - мл., Клеон Роджерс III. Новый лингвистический и экзегетический ключ к греческому тексту Нового Завета.- М.: Библия для всех, 2001.- 1008 с.
25. Статья №3 "День Господень".
26. Статья №4 "Время великой скорби".
27. Грудем Уэйн. Систематическое богословие: Введение в библейское учение.- СПб.: Мирт, 2004.- 1453 с.
28. Баракман Х. Флойд. Практическая христианская теология. Всестороннее исследование основ христианского вероучения.- М.: Ассоциация "Духовное возрождение" ЕХБ, 2002.- 958с.
29. Лэдд Д. Богословие Нового Завета.- СПб.: Библия для всех, 2003.- 800 с.
30. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета в современном русском переводе.- М.: Издательство ББИ, 2015.- 1856 с.
31. Статья № 14 "Числа".
32. Біблія або Книги Святого Письма Старого й Нового Заповіту.- Українське біблійне товариство, 1991.- 1256 с.
33. Уирсби У. Комментарий на  Новый Завет. Том I.- СПб.: Библия для всех, 2017.- 848 с.
34. Уирсби У. Комментарий на  Новый Завет. Том II.- СПб.: Библия для всех, 2018.- 696 с.
35. Мифы народов мира. Энциклопедия. Том 2.- М.: Советская энциклопедия. 1980.- 720 с.