Харизматическое движение: как к нему относиться?

1. ВВЕДЕНИЕ

   Современное харизматическое движение это религиозная деятельность, в которой принимают участие католики, протестанты, православные и верующие других деноминаций. Все, кто повторно открыли истинное христианство, нашли утерянные учения Святого Духа. Кто считает, не только в первоапостольские времена, но и в наши дни существуют духовные сверхъестественные дары (слово "харизма" происходит от греческого слова "благодать" и может переводиться на русский язык словом "дар").
      К таким дарам, посылаемым Духом Святым, относятся: говорение на языках, исцеление больных, чудотворение, связывание или изгнание бесов, дар пророчества [1-11].
     Однако, как считают сторонники движения, чтобы получить такие дары одного покаяния и обращения к Иисусу Христу недостаточно. Требуется, так называемое, "второе духовное переживание" ("второе благословение"), а именно – крещение Духом Святым, т.е. мгновенное действие, при котором верующий наполняется Святым Духом и, таким образом, получает сверхъестественные дары и особую силу для христианского служения.

2. ФЕНОМЕН ХАРИЗМАТИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ

      Друзья, кто из вас не хотел бы иметь хотя бы один сверхъестественный дар? А кто из вас не хотел бы получить больше силы в служении Господу? более близкого общения с Богом? большего наполнения Духом Святым?
      В этом естественном для верующего стремлении к более полной христианской жизни кроется одна из основных причин быстрого увеличения числа последователей харизматического движения (т.н. "харизматов") и бурного роста харизматических церквей.
      Но почему стремление к более полной христианской жизни приводит верующих самых разных деноминаций в ряды харизматов? Число которых превысило 140 млн., и, вместе с членами пятидесятнических общин (ещё около 200 млн.), составляет более 20% всех христиан! [Л. 3-5]. Такому поразительному факту имеется несколько объяснений.
       Во-первых, это реакция верующих на формализм признанных традиционных церквей. Многие из них отошли от проповеди Слова Божьего, уча гуманизму и либерализму, подменяя живое слово Библии пышной обрядностью, внешней, лишённой духовности, религиозной жизнью. Поэтому энтузиазм, радость, захватывающие действия, которые царят в харизматических собраниях, проповеди "полного Евангелия", обещания духовных даров, исцелений от всех болезней привлекают много людей.
      Во-вторых, современный прагматичный и нетерпеливый человек ищет лёгких путей во всём, в том числе, в духовной жизни. А именно, харизматы обещают быстрое средство решения всех проблем человека, обещают богатую духовную и материальную жизнь, жизнь без болезней, без неудач.
      В-третьих, все мы, верующие, желаем ощутить и пережить: чувство любви к  Иисусу,  радость в собрании, благодарность от слышания Слова, восторг от прославления Господа. Это естественные желания, однако, некоторые христиане ищут чего-то большего, особенно духовного, сверхъестественного.
      Они хотят увидеть публичные подтверждения существования Бога. Таким верующим уже недостаточно канонической Библии и они желают новых дополнительных (?!) посланий с небес: откровений, знамений, чудес, более явных признаков действия Духа [Л. 3, 5].
     Но ведь Священное Писание завершено и ничего ни отнимать ни прибавлять к Библии нельзя (Отк. 22:18,19). А стремление к новым захватывающим эмоциональным ощущениям, их обещают харизматические лидеры, нельзя назвать здоровым.
      Мы не должны слушать тех, кто говорит. "Да, Библия непогрешима, но сегодня мы можем иметь живой опыт, принимать решения под непосредственным руководством Святого Духа. Сейчас Бог напрямую обращается к нам через пророчества, знамения, чудеса, через сны, видения, внезапные впечатления" [Л. 1- 6].
      Это не библейские,  опасные и ложные утверждения, концентрирующие внимание верующих на личных переживаниях, а не на Иисусе Христе и Его учении. Откровение Бога завершено, поэтому крайне опасно пытаться что-либо добавить к Библии: живой опыт, новые откровения, пророчества, сны, видения.
     Ибо написано. "Всякое слово Бога чисто ... Не прибавляй к словам Его, чтобы Он не обличил тебя, и ты не оказался лжецом" (Прит.30:5, 6). Также опасна другая крайность - упрощение библейских истин, которое приводит к их искажению.

3. НЕМНОГО ИСТОРИИ

      Харизматическое движение насчитывает три периода или три т.н. "волны Святого Духа" [Л.2, 5-7]. Первая волна неотделима от собственно пятидесятнического движения, оно зародилось в начале ХХ века в США.
      Началу движения пятидесятников положил ныне забытый бывший служитель методистской церкви Чарльз Фокс Пархэм (1873-1929). Значительную же часть богословского содержания и харизматической терминологии сформулировал баптистский пастор и радиопроповедник Эссек Уильям Кеньон (1867-1948) [Л.2, 7, 11], проповедовавший сверхъестественное христианство, его характерными чертами являются святость и здоровье. Несмотря на некоторые метафизические черты, его учение сформировалось в контексте евангелического движения "Исцеления верой" и раннего пятидесятничества.
       Все пятидесятники считают, после уверования христианину следует искать полной святости, её невозможно достичь без крещения Духом Святым.  Каждый верующий должен пережить особое излияние духовной силы, только крещение Духом делает его настоящим и сильным христианином. Бесспорным же доказательством получения такого благословения является говорение на иных языках.
      Одна из студенток библейской школы Пархэма 1 января 1901 года начала говорить на языках, после того как он возложил на неё руки, молясь, чтобы она получила крещение Святым Духом. Эта дата считается началом пятидесятнического движения, которое быстро распространилось в США, а затем в Западной Европе и по всему миру. Например, уже в 1906 году в Лос-Анжелесе существовала церковь со служениями продолжавшимися день и ночь непрерывно в течение 3-х лет.
      Желание повторения дня Пятидесятницы и стремление вернуться к первоначальному периоду христианства, вначале, ограничивалось только пятидесятническими церквями, находившимися в полной изоляции. Евангельские христиане оставались свободными от этого влияния.

4. ВТОРАЯ ВОЛНА

     Примерно, с 1960 года начался второй период развития пятидесятнического движения, его целью являлось преодоление изоляции путём проникновения харизматических учений в христианские традиционные круги. Движение получило название "неопятидесятничество" или, более употребительно, "харизматическое движение".  Основными учредителями движения стали пятидесятнический проповедник Давид де Плесси (1905-1986 г.г.) и англиканский пастор Деннис Беннет.
      Беннет в 1959 году, в ужасе, стал свидетелем говорения на языках некоторых членов своей общины после "крещения Духом". Однако впоследствии, Беннет сам увлёкся харизматическим учением, разрешил возложить на себя руки, получил "крещение Духом" и дар говорения на языках.
       Вместо воскресной проповеди для прихожан Епископальной церкви в Калифорнии (3 апреля 1960 года), Деннис Беннет признался, что с ним произошло. Чем привёл членов общины в полное замешательство и, в итоге, был отстранён от руководства церковью.
      3 апреля 1960 года считается началом харизматического движения, т.к. через неделю об этой истории появились сообщения в газетах, а с помощью телевидения около миллиона телезрителей видело передачу с молитвой Беннета на языках. После Беннета подобное пережил лютеранский пастор Ларри Кристенсен, американец Михаэл Харпер и некоторые другие руководители католических, протестанских и иных церквей.
      Активная работа харизматических лидеров среди руководителей и членов христианских общин, многочисленные семинары, конференции и съезды придали харизматическому движению большой размах. Наивысший успех был достигнут в 1977 году, когда на конференцию по харизматическому обновлению (г. Канзас Сити, США) собралось около 45 тысяч человек. Из них 46% составили католики, а 44% - баптисты, лютеране, меннониты, епископалы, пресвитериане. Интересно, многие пятидесятнические общины первой волны, в т.ч. самая крупная из них "Ассамблея Бога", не принимали участия в этой суперконференции второй волны.

5. ТРЕТЬЯ  ВОЛНА

     К 1980 году в харизматическом движении наметились признаки застоя: раскол в руководстве, уменьшение числа участников конференций, духовная депрессия и неудовлетворённость среди харизматов. В этот критический момент, в движении поднимается т.н. "третья волна Святого Духа". Её цел -: проникновение во все христианские течения, ещё не охваченные пятидесятническим (первая волна) и харизматическим (вторая волна) движениями.
     Основное отличие третьей волны от двух предыдущих заключается:
     1) в её воинствующем характере, стремлении проникнуть в ортодоксальные христианские общины даже путём их раскола или смещения руководства;
     2) в способе привлечения человека к Богу (путём чудес и знамений);
     3) в практиковании таких явлений как "покой в Духе", "освобождающее служение", "исцеление больных", "ведение духовной брани".
     Возникновение и развитие третьей волны связывают с именами: руководителя Фуллеровского института евангелизации и роста общин Петера Вагнера, американского проповедника Джона Уимбера, южно-корейского пастора Пола Йонги Чо и немецкого проповедника Рейнхарда Боннке. Богословские же основы были заложены американскими телепроповедниками Кеннетом Хейгином и Кеннетом Коупландом [Л. 2-12].
      Вот, их характерные высказывания.
      Петер Вагнер: "Господь известил меня о том, что моё имя занесено в чёрный список сатаны и стоит в нём на одном из первых мест".
      Джон Уимбер: "первое, что бросается в глаза посетителям нашей общины, так это знамения и чудеса", "знамения и чудеса являются визитной карточкой Царства Божия и не связаны лишь со временем Иисуса Христа и апостолов".
      Йонги Чо: "сны и видения это язык Святого Духа", "говорение на языках это речь Святого Духа", "Я уверен, что если мы духовно, телесно и материально живём в изобилии, в этом воля Божия", "бедность это проклятие сатаны".
      Райнхард Боннке: "Мы разорим ад и населим небо и обреем дьявола наголо".
      Кеннет Коупленд: "Я был потрясён когда узнал, кто в Библии на самом деле является величайшим неудачником ... Величайший неудачник во всей Библии - это Бог".
      Последователи харизматического движения утверждают, их учение основано на откровениях об истинном смысле Библии, которые были ниспосланы Богом помазанному пророку Кеннету Хейгину (1917-2003).
      На самом деле,  основные идеи "пророк"  позаимствовал и даже присвоил из сочинений Кеньона Э.У. [Л. 2]. К оригинальным же идеям Хейгина принадлежит следующее учение: Иисус Христос совершил искупление  в аду, а не на кресте. Там Его мучили бесы три дня, Он принял природу сатаны, пережил Своё возрождение и принёс сатане жертву, чтобы выкупить нас и дать нам Божественную природу [Л. 12].

6. КРЕЩЕНИЕ ДУХОМ

      Для того, чтобы правильно сформировать своё отношение к харизматическому движению необходимо рассмотреть его в свете Евангелия, соответствует ли учение харизматов библейским основам христианства? Поэтому рассмотрим, в свете Библии, истинность тех доктрин движения, которые существенно отличают его от традиционного христианства.
      Главной ключевой доктриной харизматов является "крещение Духом Святым" [Л. 2–7, 10, 11, 13]. В результате чего верующий навсегда обретает подлинную духовность и особые дары. Без такого крещения, его человек должен усердно добиваться, после того, как стал христианином, он будто бы не настоящий последователь Христа, т.е. какой-то неполноценный верующий.
      Удивительно, но в Библии мы нигде не найдём понятия "крещение Духом Святым", как "второе духовное переживание" верующего. В Библии также нет описания, как получить крещение от Духа Святого.
      Да, в Священном Писании употребляются слова о крещении в семи местах. Все они даются в указательном, а не в повелительном наклонении, и ни одно не носит призывного характера. Четыре содержатся в пророчествах Иоанна Крестителя (Мт.3:11, Мк.1:8, Лк.3:16, Ин.1:33). В Деяниях Апостолов об этом событии приведено высказывание Иисуса Христа (1:5), в стихе 11:16 слова Господни вспомнил Пётр.
      Последнее место, где говорится о крещении, мы читаем в Послании апостола Павла (1Кор.12:13). Обратите внимание на слово "все". "Ибо все мы одним Духом крестились … и все напоены одним Духом".
      Иными словами, любой человек, доверившийся Господу, запечатлевается Духом Святым в момент возрождения, т.е. уверования (Еф.1:13). Невозможно, чтобы возрождённый верующий был без Духа Божьего, а только спустя какое-то неопределённое время получил Его, как харизматы (или не получил, как остальные христиане?). Да, исполняться  Духом можно всю жизнь, а крещение Святым Духом происходит ОДИН раз и, согласно Библии, это два разных явления.
      В Новом Завете утверждается, крещение Святым Духом происходит в момент обращения к Иисусу Христу (Ин.7:37-39; Деян.2:38; Рим.5:1-5, 8:9, 15; 1Кор.6:11, 19, 20, 12:13; Гал.3:2, 5, 4:4-6; Еф.1:13-14, 4:30; 1Фес.1:5-6; 1Ин.4:12, 13). Итак, в перечисленных местах, не говорится об отдельных духовных переживаниях верующих или втором благословении.
      Ещё одно место - Деяния Апостолов (гл.2), но там повествуется об однократном событии, сошествии Святого Духа в день Пятидесятницы и, благодаря этому, начале Новозаветной церкви.
     Сегодня нет необходимости в крещении, какое получили ученики Христа в день Пятидесятницы, когда Дух Святой сошёл на землю. Этот уникальный день не повторяется, вопреки утверждениям апологетов харизматического движения. Также как никогда не могут повториться Рождество Христово, страстная пятница или день Вознесения.
     Пятидесятница не носит личностного характера (мол, её должен пережить каждый верующий) и НЕ повторяется, но многократно распространяется. Сначала в Иерусалиме, затем в Самарии, далее, в языческих народах, и так - до краёв земли.
      Отныне Дух Святой, пребывая с тех пор на земле, находится в нас как в членах тела Христова. Он наполняет Своей силой и благодатью, преображая жизнь (Ин.14:15-17, 1Кор.3:16, Рим.15:13).

7. ГОВОРЕНИЕ НА ЯЗЫКАХ

      В харизматических кругах, второй по важности доктриной и главным среди сверхъестественных даров является "говорение на языках" [Л.1-6, 9-13]. Дар считается свидетельством крещения Духом, а также Божьим посланием. Через говорящего на языках Бог даёт свежие (?!) откровения, непосредственно Сам открывается на собраниях.
      Анализируя эту доктрину в свете Библии, необходимо сразу отметить 3-и принципиальных факта. Первый факт, ни в одном библейском стихе нет учения о том, что дар говорения на языках это признак крещения Святым Духом.
       Второй факт, говорение на иных библейских языках это сверхъестественный мгновенный дар Божий (чудо), сегодня же нужно приложить личные, порой длительные, усилия или изучить определённую харизматическую методику, чтобы начать говорить "на языках".
      Третий факт, в Деяниях Апостолов, где говорится о даре языков, всегда имеются в виду существующие в действительности этнические языки. Например, прочтём об этом в Деян.2:4-6; то же самое найдём в 10:45-46, 19:5-6. Во всех случаях, это иностранные (поэтому "иные") разговорные языки, т.е. вербальное средство общения. Однако не набор слов неведомого языка или странных звуков.
      Явление говорения на иных языках в День Пятидесятницы дано Богом не как свидетельство "крещения Духом" или послание верующим, а как знамение для НЕверующих. Для язычников, которые слышат от евреев проповедь Евангелия на своих родных языках.
       Но это знамение также для ортодоксальных евреев, они видят и слышат, их Бог теперь говорит не только им, но обращается через иные языки ко всем народам. Для евреев I века от Р.Х. факт непостижимый, даже у апостола Петра были трудности в осознании того, что Бог уже не делает разницы между богоизбранным народом и язычниками.
      Что касается глоссолалии - говорения на непонятном (несуществующем) языке, часто в экстазе, это не христианский феномен, а древнее явление, известное из оккультизма, спиритизма, колдовства и языческих религий (буддизма, индуизма, синтоизма и пр.), позднее, из псевдохристианских сектантских движений [Л. 1, 4, 11 ,13].
      Такая глоссолалия, как отсутствие сознательного управления голосом, существовала в прошлом и может существовать сегодня, не являясь даром от Бога. По указанной причине, а также ссылаясь на ап. Павла (1Кор.14:28), в некоторых пятидесятнических церквях требуют, чтобы говорящие на языках молчали, если нет переводчика (истолкователя).
      Однако такого правила придерживаются далеко не во всех собраниях пятидесятников, а в харизматических церквях вообще не соблюдают этого ограничения. При этом, большинство пятидесятнических общин и все харизматические считают, современное говорение на языках может быть как на иностранных, так и на несуществующих (экстатических или небесных) среди людей языках.
      Но последнее утверждение прямо противоречит Библии (1Кор.14:27). Как можно изъяснять то, что не существует? Ведь истинный дар языков должен проявляться в форме известных языков, как во времена Апостолов.
      Тем не менее, пытаются изъяснять! а что делать? Ведь в наше время подавляющая часть верующих, говорящих языками, произносит невразумительные неизвестные слова или скопления звуков, лишённые всякого смыслового содержания. Эта лингвистическая бессмыслица, собственно, не является языком, как утверждают учёные-лингвисты [1].
      Следовательно, харизматическая глоссолалия, как вокализация звуков и автоматизм речи, производимые в подсознательном состоянии транса, не соответствует новозаветному дару языков. Кроме того, во многих случаях, говорение языками является не чем иным, как заученным поведением: в результате подражания, научения либо под нажимом других верующих. Какой же это мгновенный дар Духа Святого?

8. БИБЛИЯ ОБ ИНЫХ  ЯЗЫКАХ

     Говорение или не говорение на языках для христианина не должно играть существенной роли, о чём свидетельствует полное отсутствие упоминаний говорения на языках в Евангелиях, а также в тех Посланиях, в которых идёт речь о вере, духовном возрастании, общении с Господом. Например, в случаях перечисления духовных даров, языки не упоминаются вообще (Рим. 12, Еф. 4), либо этот дар стоит на последнем месте (1Кор.12:28).
      Кто обиделся за такое утверждение, может возразить "а Первое послание коринфянам, главы 12-14?". Друг, это Послание ап. Павел направил Церкви, в жизни которой были большие проблемы.
    Одна из них,  широкое проникновение в среду коринфских христиан  языческих мистических обрядов, в частности, трансовой глоссолалии (12:2, 14:9,19), непонятной для слушающих [1]. Павел не одобряет такую практику.
     Поэтому он упрекает коринфян. "Кто говорит на языке, то говорит не людям, а Богу" (1Кор.14:2). Ведь говорение иными языками это послание от Господа людям! Зачем  Ему быть единственным слушателем Своего же послания? не понятного человеку.
     Важно отметить, языческая глоссолалия существовала в коринфской церкви наряду с истинным проявлением дара языков (14:27, 39, 40), оно не являлись трансовым экстазным бормотанием. Именно, об истинном даре говорения иностранными языками пишет Павел в стихах 14:21-22, в частности: "языки суть знамение не для верующих, а для неверующих". Заметим, не для церкви или личной уединённой молитвы.
     Неудобная истина для харизматов, которые не только широко практикуют глоссолалию в церкви, среди верующих, но и в личной жизни молятся на языках (например, южно-корейский пастор Йонги Чо, по его признанию, – свыше 60%  всех молитв). Павел же не оправдывает применение языков в личной молитве. "Ибо когда я молюсь на языке, то хотя дух мой и молится, но ум остаётся без плода" (1Кор.14:14).
     Таким образом, у харизматов "знамение для неверующих" переродилось в личное духовное переживание, якобы подтверждающее крещение Духом. Но, тогда ВСЕ современные язычники, обладающие даром глоссолалии (в том числе, колдуны), тоже крещены Святым Духом??
     Утверждение харизматических лидеров, что глоссолалия - особенный молитвенный язык, угодный Богу, не является библейским. Во-первых, это противоречит действию Святого Духа,  Он не вводит человека в транс, т.е. никогда не отключает наш разум (1Кор.14:32, 2Тим.2:7).
     Во-вторых, такое утверждение противоречит сути Духа Святого, Который не может допустить, чтобы верующий, не обладающий даром говорения на особенном (ангельском ) молитвенном языке, был бы неполноценным в отношениях с Богом. Следовательно, трансовая глоссолалия не исходит от Духа Святого.

9. ПРАКТИКА ГОВОРЕНИЯ ЯЗЫКАМИ

     Не смотря на подобные доводы, руководители харизматического движения возражают. Говорение на языках является общеизвестным фактом и, на практике,  широко распространено среди верующих. Верно, поэтому такой феномен привлёк внимание серьёзных учёных, опубликовавших результаты научных исследований на эту тему.
      В итоге, специалисты выделили три разных группы среди говорящих на языках. Первая и самая многочисленная, верующие в состоянии сильного психологического напряжения теряют контроль над сознанием (впадают в нервное расстройство).
      Вторая по числу группа, люди, по разным причинам, притворяющиеся при "говорении языками". Самой малочисленной оказалась третья группа, в ней говорение на языках происходило под влиянием демонических сил. Наличие таких верующих в рядах харизматов признают даже их лидеры, например, Джон Уимбер.
      Во всех группах учёные зафиксировали говорения, состоящие из набора невразумительных звуков или отдельных "слов" несуществующих языков. Также обнаружено несколько случаев говорения на иностранных (существующих) языках, однако некоторые из говорящих не славили Бога, а неосознанно произносили хулу на Иисуса Христа.
     Итак, из библейского учения о говорении на языках, можно сделать следующий вывод. Иные (иностранные) языки должны нести послание ВСЕМ людям, в первую очередь НЕверующим, их обязан понимать и подтверждать истолкователь. Мнение харизматов, что в ранней церкви было множество знамений, чудес, говорения на языках, исцелений является не более, чем фантазией.

10. ГАРАНТИРОВАННОЕ  ИСЦЕЛЕНИЕ  БОЛЬНЫХ

      Большое значение в харизматическом движении играет ещё один сверхъестественный дар "исцеление больных" [Л.5-9]. Если сгруппировать различные высказывания лидеров харизматов, то можно сформулировать  доктрину, так: - "Христос на кресте взял на себя наши грехи и болезни, следовательно, мы можем получить исцеление от любых болезней, имеем право с верой требовать телесного здоровья. Бог никогда не посылает нам болезней. Все болезни от дьявола, они следствие личного греха".
      Библейская ли это доктрина? Нет. В Библии содержится множество стихов, утверждающих, что именно Бог посылает болезни (например, Втор.28:21, 27, 28, 35, 59-61; Лев.26:16; Ис.10:16; Иер.30:15; 2Цар.12:15; 4Цар.15:5; 2Пар.21:18; Деян.12:23, 13:11 и т.д.).
       В  доктрине гарантированного исцеления, болезнь приравнивается к греху. Однако болезнь, сама по себе, не является грехом. Библия ясно учит,  болезни и смерть являются последствиями первородного греха и могут быть следствием конкретных личных грехов. Много подтверждающих мест мы можем найти в Ветхом Завете, а в Новом Завете – в Посланиях апостола Павла (1Кор.11:29,30) и апостола Иакова (5:15).
      Однако болезнь не всегда является результатом личного греха (смотрите, например, Ин.9:3). Болезнь может быть предостерегающим воздействием (2Кор.12:7), а также мудрым, иногда непонятным нам Божьим методом воспитания. Ярким примером чему служит Книга Иова, в частности глава 33, особенно, стих 33:19. "Или он вразумляется болезнью на ложе своём ..." (смотрите также Евр.12:6).
      Не библейское утверждение харизматов, Бог не посылает нам болезни является сугубо человеческим умозаключением, гуманистическим утверждением, как и мнение, что все болезни от дьявола. Последнее заимствовано из языческой философии (из дуализма) о равной силе хорошего бога и его отрицательного противника.
      Согласно же Библии, Бог всемогущ, а падший ангел является Его творением и действует только в рамках, отведенных его Господином. Так суверенный Творец вселенной говорит. "Я образую свет и творю тьму, делаю мир, и произвожу бедствия; Я, Господь, делаю всё это" (Ис.45:7).
      Пророчество Исаии "ранами Его мы исцелились" (Ис.53:5, совр. перевод "Мы были исцелены, благодаря Ему") говорит об избавлении от грехов и наказания, а не о физическом исцелении, что хорошо видно из контекста. Именно, так истолковал слова ветхозаветного пророка апостол Пётр (1Пет.2:24, 25). Если ВСЕ христиане, якобы, исцелены от физических болезней ранами Христа на кресте, то почему мы болеем?

11. ЖИЗНЬ  БЕЗ  БОЛЕЗНЕЙ ?

     Сегодня доктрины "жизнь без болезней" придерживается много христиан. Известный телепроповедник Кеннет Коупленд говорил так. "Бог предназначил для каждого верующего жить абсолютно свободно от болезни и немощи".
     
Более того, Чарльз Фокс Пэрхэм и его многочисленные последователи ещё в начале ХХ века учили, принимать лекарство или ходить к врачу есть неверие (?) в Бога. Только со временем такая позиция была смягчена. "Бог исцеляет как сверхъестественным образом, так и через врачей, но Он исцеляет всегда, если есть вера" [Л. 8].
      Апостол Павел верил, без жала во плоти он мог бы послужить Господу намного лучше, а как Господь ответил ему? "Довольно для тебя  благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи" (2Кор.12:9).
       Да,  Господь всегда может исцелить кого хочет, когда захочет и как, но ... не всегда исцеляет! Вспомним благословенных верных Богу мужей: Тимофей был болен, в частых недугах (1Тим.5:23), Трофим был болен (2Тим.4:20), Епафродит "был болен при смерти" (Фил.2:25-27).
      Новозаветные примеры, а также история праведного Иова, тоже страдавшего от болезни, полностью опровергают мнения харизматических учителей - все болезни от дьявола. В христианстве есть только один Всемогущий, утверждающий. "Я - и нет Бога, кроме Меня: Я умервщляю и оживляю, Я поражаю и Я исцеляю; и никто не избавит от руки Моей" (Втор.32:39).
      Также следует отвергнуть, как не библейские, утверждения "каждый может чудесно исцелиться, если у него хватает веры" или "нужно требовать у Бога телесного исцеления". Ведь мы, ранами Его исцелившиеся от греха, ещё только ожидаем искупления нашего тела (Рим.8:23).
       Удивительно, но лидеры харизматического движения сами болеют (!), обращаются к врачам и нередко умирают от тяжёлых болезней. Например, Джон Уимбер, Пэт Робертсон, Джеми Бакингэм, Кэтрин Кульман и др. [Л. 8].
      Да, мы можем и должны молиться об исцелении больных, в том числе, о своём исцелении, и Господь часто отвечает на молитвы. Однако Бог никогда не обещал нам гарантированное телесное здоровье или исцеление от всех болезней (в земной жизни). Ничего требовать у Него мы не имеем права, "потому что все согрешили и лишены славы Божьей" (Рим.3:23). 
      Только Богу известно, что будет нам во благо (те же болезни), а что во зло (жизнь без болезней). Вспомним Евр.12:11. "Всякое наказание в настоящее время кажется не радостью, а печалью; но после наученным чрез него доставляет мирный плод праведности".        

12. МЕТОДЫ ИСЦЕЛЕНИЙ

      Смущают не только доктрина, но и методы исцелений, практикуемые в харизматических церквях. Это исцеления: возложением рук (передачей "силы Духа"), визуализацией, созидательной силой изречённых слов, использованием таинств, востребованием молитвой [Л.4- 6, 8-10]. Кратко рассмотрим их.
      Возложение рук это библейская практика, она символизирует общность, тождественность или признание. Однако в Библии мы не найдём призыва к возложению рук с целью исцеления. Наоборот, ап. Павел предостерегает своего ученика от поспешного возложения рук (1Тим.5:22).   
      Действительно, современные врачи утверждают, передача  такой  "энергии" (т.е. "силы Духа") путём возложения рук нередко приводит больного к душевным расстройствам, а не только к телесному освобождению или не освобождению от болезни [Л.9, 10].
      Под исцелением визуализацией, другой её термин "высиживание" (?) подразумевается исцеление с помощью фантазии (интенсивного воображения), способной влиять на здоровье или даже творить его.
      Увы, за этим необычным чудотворным методом скрывается старая оккультная практика, она тысячелетиями применяется магами и знахарями. Наряду, с так называемой, "созидательной силой изречённых слов" (т.е. слов, которые воздействуют на тело), а также использованием таинств и востребованием (?) здоровья молитвой [Л.6-10].
      Например, Питер Янгрен в своём исцелительном шоу в Киевском дворце спорта 12 августа 1998 года отрицал, что он использует гипноз или магию для исцелений. Тем не менее, при массовом "исцелении" выкрикивал такие заклинания как "дух глухоты (слепоты, паралича и пр.) выйди вон", "вы чувствуете, как болезнь покидает вас" и прочее. Такое шоу поразительно отличается от библейской практики исцелений людей Иисусом Христом и Апостолами.
      Анализ перечисленных практик чудесных исцелений показывает, они заимствованы харизматами третьей волны из буддизма, йоги, мистицизма и других языческих и оккультных учений. Не имеющих ничего общего с практикой исцеления, которая рекомендуется нам в Новом Завете (Иак.5:14-16).
      Самым знаменитым среди харизматических целителей был Уильям Мэррион Брэнхэм (1909-1965) - "величайший пророк ХХ века".  Его бывшие соратники теперь называют Брэнхэма еретиком. Так он отрицал триединую сущность Бога, утверждал, что Ева изменила Адаму с сатаной, отчего родился Каин, пророчествовал о втором пришествии Христа в 1977 году, считал католическую, православную и протестантскую церкви блудницами и верил во множество других не христианских учений.

13. ПОЗИТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ

      Харизматическое исцеление больных является составной частью так называемого учения о "позитивном мышлении" (позитивном исповедании) или "мышления возможностями" [Л.2, 6-7, 9-11]. Суть учения можно уловить из советов одного из основателей движения Нормана Винсента Пила. "Веруй в себя самого! Доверяй своим способностям! Вера в себя приносит успех!". Характерно название одной из книг популярного американского проповедника Роберта Шуллера - "Любовь к самому себе – новая Реформация".
      Анализ "нового" учения ("мы получаем то, во что верим и о чём говорим") показывает, оно отрицает полную испорченность человеческой натуры и склоняет человека полагаться не на Господа, а на собственные силы: позитивное мышление и правильное произнесение слов.
       Чтобы получить просимое у Бога (в т.ч., исцеление) Кеннет Хейгин предлагает следующую формулу (последовательность) "надо поверить, что это уже получено; затем исповедать это вслух другим и жить, будто оно уже получено; потом, получив, рассказать всем".
       Такое учение  нацелено не на прославление Творца, а на повышение самооценки человеческого "Я", правильности исповедание формулы успеха, обязательной вере в положительный результат. Таким образом, мы оказываем давление на суверенного Бога, убеждая Его сделать то, что нам кажется правильным, ищем не воли Иисуса Христа, а исполнения своих желаний.
      Учение о позитивном мышлении используется харизматическими лидерами для проповеди так называемого "Евангелия благосостояния" с целью сделать Благую Весть более привлекательной (?!) как для верующих, так и неверующих людей.
      Сущность нового Евангелия чётко раскрывается в характернных высказываниях Кеннета Коупленда. "Ты должен понять, что преуспевание – это воля Божья для тебя". И  Дэвида Йонги Чо "Я думаю, что воля Божия в том, чтобы мы имели духовное, физическое и финансовое благосостояние". Они учат, христиане вправе заказать Богу успех, здоровье, богатство и всё, что хотят, если это нравственно.

14. МАТЕРИАЛЬНЫЕ  БЛАГОСЛОВЕНИЯ

      Иными словами, вере, основанной на позитивном мышлении, приписывается способность влиять на Бога. Господь автоматически удовлетворит ваши запросы, если мы верим в осуществление своих желаний. Поэтому Кеннет Хейген утверждает. "Бог стремится к тому, чтобы Его дети носили лучшую одежду. Он стремится к тому, чтобы они ездили в лучших автомобилях и обладали лучшим из всего, что существует … вы только потребуйте  то, что вам необходимо".
      Где же осознание Бог – Господь? Похоже что наше "Я" является господином для Бога. В этом опасность подобных утверждений, которые побуждают людей относится к Богу запанибрата, бесцеремонно, потребительски.
      Например, Кеннет Коупленд советует. "Будучи верующим, ты имеешь право приказывать во имя Иисуса. Всякий раз, когда ты стоишь в Слове, ты в какой-то степени приказываешь Богу, потому что это Его Слово".
      Увы, такое отношение к Богу не ново. Например, у Малахии читаем "… если Я- Отец, то где почтение ко Мне? и если Я Господь, то где благоговение предо Мною?" (Мал.1:6). Да ... а ... "лукаво сердце человеческое более всего и крайне испорчено ...".
      В подтверждение материальных благословений, которые якобы содержатся в Новом Завете, харизматы часто цитируют Послание к Филлипийцам 4:18, где Павел говорит. "Я получил всё и избыточествую". Но при этом забывают упомянуть, апостол написал эти слова, находясь в заключении, а не на курорте.
      Каждый  верующий, с полным основанием, может повторить за ап. Павлом "я получил всё!". Но наши благословения, в первую очередь, духовные, наши сокровища на небесах – во Христе Иисусе (Еф.1:3). Не просто во Христе, а именно, в Господе  "на небесах".
      На земле всё ценное, что мы имеем – Дух Святой, как "залог"  того, что все небесные благословения мы получим "на небе". Иисус Христос не советует  собирать богатства на земле. Для христиан гораздо важнее кто мы есть, чем то, что у нас есть.
      Искажение  Евангелия путём упора, даже из благих побуждений, на физические и финансовые благословения может ввергнуть разочарованных христиан в духовный кризис. Вызвать сомнение в любви Божьей и поколебать веру. По крайней мере, у тех, кто не получает просимых исцелений от болезней, кто беден, постоянно страдает от проблем.
      Это "новое", иное, "полное" Евангелие игнорирует ясное новозаветное учение о скромном и непритязательном образе жизни, об опасности богатства: "трудно богатому войти в Царство Небесное", "не собирайте себе сокровищ на земле", "жизнь человека не зависит от изобилия имения его" .
       Учение о материальном благословении далеко не безобидно, по крайней мере, для тех верующих, кто не приобрёл, а, по разным причинам, потерял своё имущество, поверив своим учителям.

       Например, как многие из прихожан церкви "Посольство благословенного Царства Божьего для всех народов мира" (украинский пастор Сандей Аделаджа, гражданин Нигерии), которые в результате финансовой аферы (рухнувшей  пирамиды - общества "Кингс Кэпитал") потеряли деньги и квартиры на сумму около 150 миллионов долларов США. Всего пострадало порядка 8 тысяч вкладчиков.
       Главные тезисы учения Сандея Аделаджи о материальном благосостоянии христиан выглядят так: "все верующие обязаны быть успешными в жизни", "успеха без материальных ценностей не бывает", "То чего вы добивались десятилетиями упорного труда, вам достанется без особых усилий и за короткое время" [Л.2].
       А чему нас учит Господь Бог? "Верный человек богат благословениями; а кто спешит разбогатеть, тот не останется ненаказанным" (Пр.28:20). В результате окончившегося до судебного следствия, Сандею Аделадже предъявлены обвинения по 3-м статьям: "Мошенничество в особо крупных размерах", "Создание преступной организации", "Подделка документов".

15. ПОКОЙ В ДУХЕ

     Многими лидерами харизматического движения (самый знаменитый из них - Бенни Хинн) практикуется, так называемый "покой в Духе" [Л.5-12]. Иные названия "поражение Духом", "опрокидывание Духом", "сбивание с ног Духом", "опьянение в Духе", "падение под силой".
      Сущность этой практики следующая. При вступлении с проповедником в какой-либо контакт (слуховой, визуальный, возложение рук и пр.), верующие внезапно падают, будто сбитые с ног; опрокидываются, как правило, на спину. Затем, их охватывает чувство полного покоя, со стороны похожее на потерю сознания. Некоторые видят видения, впадают в трансовую глоссолалию, танцуют, хохочут, дрожат, плачут, рычат, мычат, пускают пену изо рта или бьются головой об пол. В таком состоянии верующие могут находиться несколько часов (!).
      Апологеты харизматического движения утверждают, это и есть видимое поклонение Богу. В таком "опрокинутом" состоянии Дух Божий совершает работу над верующим (?), который переходит на новый уровень духовной жизни. В подтверждение чего они ссылаются на Библию. Однако такое "сбивание с ног Духом" библейски обосновать невозможно.
      Действительно, люди, поражённые величием Божьим, падали перед Ним в поклонении ( Быт.17:3, Лев.9:24, Иез.2:1, Дан.8:18, Лк.17:16, Отк.7:11). Но падали лицом вниз, а не на спину, говорили, каждый, на своём родном языке, пребывали, как правило, в полном сознании, не хохотали, не испускали пену и не бились головой об землю. 
       Во всех случаях, описанных в Библии, когда люди падали на спину, это признак суда Божьего, а не благословения; дрожание же выражало страх и ужас, а не "особую полноту Святого Духа". Беспричинный продолжительный смех в собрании или плач, мычание, пена изо рта, удары головой об пол производят тягостное, отталкивающее впечатление, даже если его назвать "священным смехом"  или священным плачем, священным мычанием, опьянением в Духе и пр..
      Поэтому харизматический феномен "падения под силой" либо результат человеческого гипноза, либо явление, в котором задействованы тёмные духовные силы. Ведь дьявол - противник Бога и на земле действует противоположно Духу Святому (сравните, например, Лк.9:39 и Гал.5:22, 23).

16. ОСВОБОЖДАЮЩЕЕ СЛУЖЕНИЕ

       Вторая не библейская практика харизматов – "освобождающее служение", т.е. освобождение от бесов  не христиан и христиан [Л.5-11, 15].
      В частности, харизматические лидеры утверждают, из-за своих прегрешений, даже в возрождённых христианах, якобы,  может пребывать нечистая сила (бес).  В частноти, бесы депрессии, гнева, страха, злобы, многословия, забывчивости, порнографии, обжорства, употребления кофе, беспокойного сна, усталости, смерти (?), гуманизма, никотина, алкоголизма, наркомании, кашля, насморка, инсульта, боли в ухе, артрита, эпилепсии, одышки, глухоты, немоты, слепоты, колита, воровства, вранья, клеветы и сплетен, лени, нерешительности, нечистой речи  и пр. Бесы порождают хронические болезни: немоту, глухоту, слепоту, эпилепсию, головную боль, сильный жар, рассеянный склероз, рак, астму, аллергию, гниение зубов, грызение ногтей и пр. [Л.15].
      Дорогой читатель, нам дан ум Христов, посему давайте поразмышляем. Христианин является храмом Святого Духа (1Кор.6:19), как же в нём могут пребывать слуги сатаны бесы? В Новом Завете мы не находим ни одного (!) примера одержимого бесами (т.е. попавшего под их контроль и управление) христианина. Конечно, дьявол может ввести в заблуждение и верующего, пытаться соблазнить его, оказывать внешнее влияние. Христианин также может угодить в ловушку дьявола (часто по незнанию), но тогда его нужно наставить на верный путь.
      Например, как советует Павел ученику Тимофею относиться к своим противникам (2Тим.2:25, 26). Апостол не советует изгонять бесов, что было бы логичным с точки зрения харизматов, а наставлять, чтобы через покаяние человек освободился от сети дьявола.
      Своим приходом, Иисус Христос разрушил дела сатаны, после чего даже неверующие не могут быть одержимы бесами против своей воли, но только через сознательное или неосознанное участие в оккультных практиках их самих или родителей до четвёртого рода. В редких случаях настоящей одержимости, нужно не изгонять нечистую силу, а умолять человека обратиться к Иисусу Христу за освобождением и спасением. Абсолютно ничего общего с бесами не имеют часто цитируемые тексты из Мт.16:19, 18:18.
     Харизматические изгонятели бесов без разбора сваливают в одну кучу совершенно разные  явления. Настоящие многочисленные болезни, которыми должны заниматься медицинские работники; проявления слабоволия и греха (враньё, клевета, воровство, курение, алкоголизм, наркомания и пр.) - сфера христианских душепопечителей, как и внешнее влияние потусторонних сил, враждебных человеку (например, оккультная зависимость); редкие случаи настоящей одержимости, ими должны заниматься экзорцисты.
      Да, "освобождающее служение" может освободить верующих (далеко не всегда). Однако не от бесов (в христианах пребывает Дух Святой, а не бесы), но от греховной зависимости, освободить от  "скверны плоти и духа" в 2Кор.7:1. Скверна плоти и духа может возвращаться опять, если не было истинного покаяния перед Господом в данном грехе и его устранения.  Оступившись, подпав под влияние тёмных сил  легче всего свалить всё на бесов и, вместо покаяния, пойти на шоу по их изгнанию.
     Но это неверный путь. Библейское освобождение проходит по другому, трудному, но истинному пути, а именно: признание греха, покаяние, осуждение, исповедание и устранение (2Кор.7:9-11, 1Ин.1:9). Утверждение, мы можем связывать сатану или бесов, не имеет никакого библейского основания.
      Известный проповедник, писатель и харизматический деятель Дерек Принс писал так. "Я многократно говорил о том, что очевидным местом для появления антихриста является харизматическое движение (выделено Принсом), потому что большинство харизматов, похоже, считают, что если что-либо происходит сверхъестественного, то это обязательно от Бога. Но это не так!" [Л.14].

17. ВЫВОДЫ

      Итак, подведём итоги краткого анализа основных доктрин и практик харизматического движения с помощью Священного Писания.
    Первый вывод. Библия не говорит, что крещение Святым Духом это особое действие, личное переживание верующего, которое происходит через  неопределённое время, после уверования.
     Второй. В Библии нет учения о том, что дар говорения на иных языках - главный признак крещения Духом Святым. Этот дар не является особым молитвенным языком. Наряду с даром иных (иностранных) языков от Бога, существует незнакомый язык (трансовая глоссолалия), не являющийся Божьим даром.
   Третий. Болезни и смерть являются последствиями грехопадения, а не демонического влияния. Мы не можем требовать телесного исцеления как искупления нашего тела, которого мы только ожидаем. Методы исцеления болезней, практикуемые харизматами, нельзя назвать библейскими.
    Четвёртый. Не соответствуют Библии: учение "позитивное мышление", проповедь "Евангелия благосостояния", практики "покоя в Духе" и "освобождающее служение".        
    
На основании вышеизложенного, христианам следует отвергнуть те доктрины и практики харизматического движения, которые не соответствуют библейскому учению. Ведь истинные ученики Христовы только те, кто пребывает в слове Его (Ин.8:31,32).

      Библия является единственным объективным критерием оценки наших действий, поэтому никакие иные мнения самых одарённых учителей или личные видения, сны, ощущения, побуждения не должны противоречить Слову.
      Все вышеперечисленные несоответствия вызваны разными причинами, некоторые из них сформулировал  Дерек Принс: "поверхностность и недостаток благочестия стали эпидемией в современном харизматическом движении", а также гордость и смешение духов [Л.14].
      Еще одна причина кроется в стремление харизматических верующих к "более полной" христианской жизни. Но ведь полнота жизни заключается не в чудесах, знамениях, видениях, говорении языками, в новых откровениях и пророчествах, а в хлебе Божьем, в Иисусе Христе (Ин.6:35, 15:5). Не сегодня, а почти 2 000 лет назад Пастырь добрый дал верующим в Него всё необходимое, "чтобы имели жизнь и имели с избытком" (Ин.10:10).
      Полнота христианской жизни заключается не в захватывающих эмоциональных ощущениях, но в нашей любви и верности Христу. Пребыванию в слове Его, следованию за Ним, соблюдению заповедей Его (Ин.8:31, Мт.16:24, Ин.14:15). А любящим Иисуса Христа всё содействует ко благу, даже болезни.

18. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

      Дорогой друг, отвергая не библейские доктрины и практики харизматического движения, мы не должны отвергать или осуждать наших братьев и сестёр во Христе из харизматических и пятидесятнических церквей.
      Разъясняя им их заблуждения и не библейские учения, твёрдо отстаивая библейские истины, мы с любовью должны относиться к ним, а также учиться у них всему полезному. Например, активной евангелизационной работе, социальной активности, внимательному отношению к духовным дарам и водительству Святого Духа, искреннему служению Богу и ближнему.
      В чём в чём, а в равнодушии харизматов укорить невозможно. Надо не обвинять, а благодарить харизматическое движение за те проблемы, которые оно вскрыло в христианстве.
      Например, почему так много евангельских христиан смывает харизматической волной? Не является ли это тревожным признаком неблагополучия (формализма, духа законничества, равнодушия) в наших церквях? некоторые из которых Дентон Лотц, генеральный секретарь Всемирного союза баптистов, назвал умирающими и мёртвыми [Л.16].
      Чисты ли наши глаза, взирающие на Господа? Праведны ли наши уста, славящие Его? Полностью ли открыты наши разум и сердце для любви,  принятия воли Его и служения Ему? Да прославится благочестивой жизнью нашей имя Господне!

ЛИТЕРАТУРА

1. Порублёв Н.В. и др. Иные языки. - Харцызск, Дорога к сердцу, 2008.- 207 с.
2. Роберт М. Боумэн. Движение Веры. Искушение здоровьем и преуспеванием.- СПб.: Центр апологетических исследований, 2007.- 320 с.
3. Питер Мастерс и Джон Виткомб. Харизматический феномен.- Минск: РБЦ "Завет Христа", 2004.- 128с.
4. Пол Юн. Что Библия говорит о языках? Минск, «Завет Христа», 2002.
5. Джон Анкерберг, Джон Уэлдон. Факты о лжеучениях в Церкви. «Миссия Вестник мира», 2000.
6. Харинк К. Харизматическое движение. Одесса, «Христианское просвещение», 1996.
7. Пастор Адольф Новак. Харизматическое движение. «Свет на Востоке», 1995.
8. Спичак А.И. Всегда ли Бог хочет исцелить?- СПб.: Библия для всех, 2007.- 205 с.
9. Питер Мастерс. Эпидемия целительства. Москва, 1994.
10. Вольфганг Бюне. Игра с огнём.-  Bielefeld, Издательство «CLV», 1991.
11. Джон Ф. МакАртур. Харизматики. 1991.
12. Вольфганг Бюне. Осторожно: пророки! - Bielefeld, Издательство «CLV», 2002. - 287 c.
13. Салов – Астахов Н. Дух Святой Его деятельность и пятидесятничество.
14. Дерек Принс. Защита от обольщения (что есть Истина).- Киев: Рассвет, 2008.- 148 с.
15. Дерек Принс.Мы будем изгонять бесов.- Киев: Рассвет, 2007.- 283 с.
16. Журнал "Вера и жизнь", вып. 3, 1998.
День Господень