Комментарии к Книге пророка Софонии. День Господень

"Итак ждите Меня, говорит Господь, до того дня, когда
Я восстану  для   опустошения, ибо Мною определено
собрать народы, созвать царства, чтоб излить на них
негодование Моё, всю ярость гнева  Моего; ибо огнём
ревности Моей пожрана будет вся земля"
(Соф.3:8)
 
"Придёт же день Господень, как тать ночью, и тогда
небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись,
разрушатся, земля и все дела на ней сгорят"
(1Пет.3:10)
 

1. Вступление

     Имя Софония, в евр. транскрипции Цефанйа, означает "тот, кого защищает Яхве" или "Яхве укрывает". Единственный ветхозаветный пророк, родословная которого известна до четвёртого колена, что свидетельствует о знатности его рода. Возможно, Цефанйа праправнук благочестивого Езекии, иудейского царя.
      Нави жил и пророчествовал в Иерусалиме во время правления Иосии [Л.5, 29], являлся современником Иеремии, начавшего служение в 13-й год царствования Иосии [Л.1-4].
      Время написания книги. Согласно надписания (1:1), в период руководства страной Иосии (640-609 г.г. до Р.Х.). Пророчества произнесены, по-видимому, между 622 г., когда первосвященник Хелкия обнаружил в храме свиток Закона, и 612-м, годом разрушения ассирийского города Ниневия [Л.1-8].
       Композиция, очень похожа на Книгу пророка Иоиля:
            1. Введение, представляющее автора (1:1).
            2. Изложение главной темы - День Господень:
                   а) всё живое будет истреблено (1:2-7);
                   б) Яхве посетит творение (1:8-12);
                   в) наступит день гнева (1:13-18).
            3. Отступление (2:1-3) для призыва к покаянию.
            4. Продолжение описания оного Дня:
                   а) суд над народами (2:4-15, 3:8);
                   б) приговор Иерусалимому (3:1-7).
            5. Заключение, содержащее видение будущей теократии (3:9-20).
      Главная тема. День Господа, момент Его вмешательства в человеческую историю для суда, личного пришествия, установления Своего царства.
       Цель написания книги. Предупредить иудеев и другие народы о неотвратимости кары за нечестие. "Этот термин (Йом Адонай) не нов, и пророк знал, что он вызовет страх у слушателей" [Л.5, стр. 1196].
      Содержание. Йахвэ Элохим уведомляет Софонию об уничтожении всего живого на земле, в т.ч. иудеев, отступивших от Него (1:2-6), истребление начнётся в час посещения, когда Он осмотрит Иерусалим со светильником (ст.7-12).
      В ту пору гнева, скорби, тесноты, опустошения, разорения, богатства не спасут согрешавших против Бога, всё пожрёт огонь (1:13-18). Оттого нави призывает соплеменников к покаянию, изменению жизни, поиску смирения да скромности (2:1-3).
       Разгрому подвергнутся все стороны света. На западе Филистия с её городами, на востоке жители Моава и Аммона, на юге Эфиопия, на севере территория Ассирии (2:4-15, 3:6). В разрушенных городах не останется ни одного жителя; нечистая Иудея, осквернённый Иерусалим также не смогут избежать неотвратимого наказания (3:1-7).
      С окончанием излияния гнева Небесного Воителя на все народы, когда Его огнём и Его мечом будет пожрана вся планета (3:8), выжившие, в смирении призовут имя Спасителя, пребывающего среди них, станут служить Ему как один народ (ст.9-20).
    Проблемы толкования. Следует ли воспринимать фразу "Всё истреблю с лица земли ..." (1:2, 3) буквально или метафорически, точно гиперболу. Предсказание исполнилось или ему предстоит осуществиться в будущем, какая армия Цеваот уничтожит всё живое.
      "Образы, связанные с днём Господа,- одни из самых сложных для понимания при изучении Библии" [Л.18, стр. 264].

2. Слово Адоная (1:1-3)

     Цефанйа, подобно Йоэйлу, начинает пророчество с указания на его принадлежность Йахвэ. Вместе с тем, в надписании перечислена его родословная, сообщается срок пророческого служения.

     "Слово Господне, которое было к Софонии (Цефанйе), сыну Хусия (Куши), сыну Годолии (Гедальи), сыну Амории (Амарьи), сыну Езекии (Хизкии), во дни Иосии (Иошийау), сына Амонова (Амона), царя Иудейского (Йеуды)" (1:1; в скобках, текст из [Л.9]).

     Полученное откровение оказалось столь поразительным, что пророк сразу же без вступления спешит донести слушателям потрясающее известие, дважды повторяя, что слово от Самого Элоах.

      "Всё истреблю ("смету") с лица земли (Я разрушу всё на земле!), - говорит Господь: (Я) Истреблю ("вымету") людей и скот (животных), истреблю ("вымету") птиц  небесных (в воздухе) и рыб морских (в море), и соблазны  вместе с нечестивыми ("заставлю упасть злодеев"); (Я) истреблю людей с лица земли, говорит Господь" (1:2, 3; в скобках: текст из [Л.10], в кавычках - из [Л.25]).

     "Эта глава описывает, как уничтожение земли в целом, так и Иудеи с Иерусалимом в частности. Бог истребит всё" [Л.32, стр. 1100, 1101].
      Здесь "кошмарное видение истребления Богом всего живого с лица земли" [Л.18, стр. 869]. "Грядущий суд над грехом ..." (стр. 1307).
    "Бог провозглашает суд, сравнимый с потопом ... Господь истребит всё творение" [Л.30, стр. 1086]. "Суд грядет, он грядет на всю землю!" [Л.4].
     Верно, ибо по Писанию. Исаия утверждает, "все, кто привержен злу, будут истреблены" (Ис.29:20, пер. [Л.26]), а привержены злу ВСЕ.
      Означает ли пророчество (Соф.1:2, 3) аллюзию на потоп во времена Ноя? по версии авторов [Л.5, 18]. Полное уничтожение людей, животных, птиц, рыб; согласно предсказания Йоэйла "никому не будет спасения" (Иоил.2:3, в).
     Нет. Не смотря на современный текст Соф.1:2, 3, близкий к оригиналу. "Еврейское слово, переведенное как "истреблю", значит "стереть полностью" [Л.1].  В одном из переводов, "сотру человека с лица земли" [Л.26]. Всемогущий истребит НЕ всех обитателей, что хорошо видно из дальнейших стихов (2:9, 11, 3:9-13).
      Тем не менее, массово погибнут живые организмы (рис.1), исчезнут многие виды из всех природных экологических сообществ: человеческого, царства животных, мира растений, микромира водорослей и одноклеточных организмов (Отк.8:7-11, Ис.24:1-6, Ос.4:3).
      Для суда Эль Шаддай использует сотворённые Им "небо и землю, и море и источники вод" (Отк.14:7, 8:5-12), вместе с ними, истребителя народов, "Я приведу от севера бедствие и великую гибель" (Иер.4:6, 7). Физические механизмы истребления следующие.
    Птиц небесных и зверей, высокая температура воздуха (до 400 °С), земли (до 300 °С). Рыб и морских животных - гидродинамические импактные волны, повышение температуры воды (вплоть до кипения), закисление океанов, недостаток кислорода в воде [Л.22]. Жители многих стран, домашние животные, растения погибнут от сверхзвуковых ударных волн из раскалённых газов, каменной пыли, песка, от пожаров, землетрясений, цунами.
      Неправильно думать, ст.2, 3 относятся только к Эрец Йисраэль, данное мнение противоречит стихам 3:6, 8. Похожее откровение о гибели Едома в Йом Адонай получил Овадйа (Авд.1-16), Египта - Йехэзкэйл (Иез.32:1-8). О грядущем истреблении Иудеи, Египта, Филистии, Едома, Моава, других стран сообщает Йирмейа (Иер.25:15-38).
      В Брит Хадаша (Новом Завете) предсказывается гибель населения всей планеты (Лк.17:26-30, Мт.13:38-42, 24:22, 2Пет.3:6, 7). Вот почему отрывок Соф.1:2, 3 и ст. 14-18, не поэтическая метафора, чрезмерное преувеличение с целью усиления впечатления, т.е. гипербола, как ошибочно предполагается в работах [Л.4, 18].

3. Всё истреблю с лица земли (1:4-6)

       Писание неоднократно предупреждает о буквальном тотальном характере кары за нечестие творения, потерявшего страх перед Богом (Иоил.2:1-11, Авд.15, Ис.13:5-12, 24:1-22, Мт.13:38-42, Мк.13:20, 2Пет.3:6-10, Отк.6:12-17, 8:9-11, 9:18; и т.д.). Конечно наказание коснётся Йеуды, обрушится на жителей Йерушалаима.

     "И простру руку Мою (Я накажу) на Иудею и на всех жителей Иерусалима; истреблю с места сего остатки (всё, что осталось от поклонения) Ваала, имя жрецов (чужих богов) со священниками.
      И тех, которые на кровлях поклоняются воинству небесному, и тех поклоняющихся, которые клянутся Господом
(обещали поклоняться Мне) и клянутся царём своим (поклоняются лжебогу Молоху).
      И тех, которые отступили от Господа, не искали Господа и не вопрошали о Нём
(перестав просить Его о помощи)" (1:4-6; в скобках, текст из [Л.10]).

      Детство Софонии пришлось на годы правления нечестивого  иудейского царя Манассии [Л.4, 6], когда в стране и её столице продолжали поклоняться идолам, как в царствование Ахава (3Цар.16:29-33). В частности процветали культы хананейского бога плодородия Ваала (Баал, Балу), поклонения "воинству небесному", т.е. астральным божествам: солнцу, луне, звёздам, планетам (т.н. "астролатрия"). Заодно, верховному богу аммонитян Молоху, в оригинале  "Милкому" [Л.6], властителю преисподней; его именем клялись иудеи.
      Многовековое идолопоклонство не удалось уничтожить религиозными реформами царя Иосии. В глазах еврейского пророка, иудеи равнодушно повернулись спиной к Яхве; отступили от Него, не ищут Его, не обращаются к Нему (1:6). Оттого они истребятся (Зах.13:8), вместе с объектами поклонения, жрецами, священниками чужих богов (Соф.1:4).
       К какому периоду относится предсказание? "Прежде всего пророчество Софонии в этой его части (1:4-2:3) явно говорит о гибели нечестивых иудеев при вторжении в Иерусалим вавилонской армии (в 586 г. до Р.Х.)" [Л.4, стр. 532].
      Однако нашествие халдеев на Иудею носило локальный характер даже по масштабам древнего Ближнего Востока. Тайновидец же предсказывает уничтожение ВСЕЙ экосферы (1:2, 3), гибель известных ему народов на четырёх сторонах света (2:4-15, 3:6, 8).
      Примирить обе точки зрения может учёт перспективы, т.н. "спрессованное время" [Л.4, стр. 178, 429]. Когда ближайшие к моменту произнесения пророчества события: опустошение Йеуды, разрушение Йерушалаима и храма, гибель горожан, сливается с отдалённым, - будущее истребление всего живого [Л.5, стр. 347, Л.15].
      Скажем, подобно спрессованным во времени предсказаниям Йехэзкэйла, Йешайа, Йирмейа о нашествии войск вавилонского царя Навуходоносора II и эсхатологическом Йом Адонай (Иез.30:3-10, 32:2-15, Ис.13:1-16, Иер.25:9-38).

4. Некий  день Йахвэ (1:7-9)

     Слушатели, поражённые вестью о наказании, подумали или возможно спросили, "что же нам делать?" Цефанйа отвечает.

      "Умолкни ("молчите") пред лицем Господа Бога, ибо близок день Господень (День для суда). Уже приготовил Господь (жертву) жертвенное заклание ("резню"), назначил кого позвать (и званые Его приготовились к трапезе)" (1:7; в скобках: текст из [Л.10], в кавычках - из [Л.9]).

     Сын Хусия называет мрачное будущее "Йом Адонай". "Выражение, которое использовали пророки ВЗ ... для обозначения момента когда Бог активно вмешивается в ход истории, прежде всего для суда"  [Л.5, стр. 347; Л.18, стр. 262, 263], "день Господень ассоциируется с судом над всей землёй (см. Ис.24)"  [Л.4, стр. 532]. В ту пору надобно умолкнуть перед Ним (Соф.1:7), более того, рыдать, по совету нави.
    "Рыдайте; ибо день Господа близок, идёт как разрушительная сила ("гибель" [Л.26], "разорение" [Л.28]) от Всемогущего" (Ис.13:6; Иоил.1:13-15), "рыдайте! о, злосчастный день! Ибо близок день, так! близок день Господа, день мрачный; година ("время беды") народов наступает" (Иез.30:2, 3; Иер.4:8, 9).
       Здесь - "особое время Божьего суда в глобальном масштабе, когда суд изольётся не только на одного человека, один народ или какую-то ограниченную территорию, а сразу на многие (или даже все) народы земли" [Л.31, стр. 192].
       Всё же какую таинственную трапезу в день суда (Соф.1:7) имеет в виду пророк? Очевидно ту же самую "великую вечерю Божию" из драматического видения Иоханана об истреблении жителей в последние дни (Отк.19:15-18).
     Прообразом новозаветного видения пира смерти послужила апостолу "пасхальная жертва" (Исх.12:3-8, 27), именуемая "жертвенное заклание" (Соф.1:7,  в Масоре "резня"). "Уничтожение, подготовленное Богом, иронически называется "жертвенным закланием" [Л.18, стр. 869].
       Накануне праздника Пэсах священники резали пасхальных агнцев на территории иерусалимского храма, от полудня, в три смены [Л.11, стр. 352]; кровь сливалась в Кедронскую долину. Подобно священнику, Адонай на Пасху приготовит "жертвенное заклание" (Соф.1:7, б).
      "Пасхой" окажутся не одни евреи, по неверному мнению авторов  [Л.1, 5, 24, 29, 32], но ВСЕ национальности [Л.3]. Отвернувшиеся от заповедей Всевышнего, засевающие планету обманом, наполняющие её злодеяниями; они обязательно подвергнутся наказанию.   
       Вот. "Господь выходит из жилища Своего, чтобы судить (покарать) народы за сотворённое ими зло (преступления). И явит земля (всю) кровь убитых и больше не скроет их (перестанет скрывать)" (Ис.26:21, пер. [Л.10]; в скобках, текст из [Л.25]).    
      Маловероятно, что Он назначил позвать к пасхальной трапезе древних халдеев (вавилонян), по версии авторов [Л.1, 6, 8, 24, 29, 32], т.к. согласно Торы, "никакой иноплеменник не должен есть" пасху (Исх.12:43). Далее, Софония, перечисляя кого именно накажут, передаёт прямую речь Йахвэ Элохим.
    
      "И будет в день жертвы (резни) Господней ("Господнего жертвоприношения"): Я посещу (накажу) князей и сыновей царя ("предводителей") и всех, одевающихся в одежду иноплеменников (иноземцев); Посещу (накажу) в тот день всех, которые ("суеверно" [Л.28]) перепрыгивают через порог, которые дом Господа своего наполняют насилием (злодеянием) и обманом ("предательством")" (1:8, 9; в скобках: текст из [Л.9], в кавычках - из [Л.10]).
   
      Внешним признаком иудеев, отпавших от Благословенного, служило ношение знатью и богачами чужеземной одежды. В ряде случаев, суеверное перепрыгивание через порог дома, вероятно в подражание жрецам филистимского божества Дагона, они перепрыгивали порог его храма [Л.7, 10]. Внутри иудеи исполнены неправды, зла, обмана; оттого "суд у Господа с жителями сей земли" (Ос.4:1-3).

5. Великое  разрушение (1:10, 11)

       При посещении Эль Шаддай мединат Йисраэль, что произойдёт с городом Иерусалим, с его населением?
     
      "И будет в тот день, говорит Господь, вопль у ворот рыбных (люди будут взывать о помощи) и рыдание у других ворот и великое разрушение на холмах (И услышат они громкий шум разрушений на холмах вокруг города). Рыдайте, жители нижней части города (станете рыдать), ибо исчезнет (истреблены будут) весь торговый народ, и истреблены будут обременённые серебром (богатые купцы)" (1:10, 11; в скобках, текст из [Л.10]).

      Вопль означает "громкий крик в момент испуга, страха, угнетения" [Л.2].  Призывы о помощи и рыдания наполнят Йерушалаим, от ворот рыбного рынка
до  других ворот (Мишнэ), очевидно в северной части [Л.4].
     Крики населения вызовет "великое разрушение на холмах" (ст.10),  точнее "страшный грохот с холмов" (пер. [Л.26], рис.2).
      Громкий шум разрушений последует за небывало великим землетрясением,  оно разделит столицу на 3-и части, сокрушит ВСЕ языческие города (Отк.16:18,  19).
      Невиданное по разрушительным результатам глобальное потрясение  "в  день пылающего гнева Его" (Ис.13:13) предсказывают многие  библейские  пророки. Йешайа (Ис.24:18-20, 29:6), Йоэйл (Иоил.2:10, 3:16), Миха (Мих.1:2-4),  Йирмейа (Иер.4:24), Йехэзкэйл (Иез.38:19, 20; в работе [Л.12,  стр.834]  написано, "под великим землетрясением, по-видимому,  подразумеваются космические катаклизмы").
     Из-за  космическо-сейсмической катастрофы гористая Иудея станет равниной (Зах.14:10). В столице произойдёт "великое разрушение на холмах" (Соф.1:10, очевидно, Мория и Сион [Л.4]), город превратится в груду камней (Ис.25:2, рис. 2).
      Зарыдают "жители нижней части" (Махтэйша), буквально "сидящие в ступе", "народ будет ощущать себя как бы растираемым в ступе" [Л.2, стр. 952]. Погибнут торговцы (Соф.1:11), "кенаанейцы" [Л.9], потомки народа ханаанского. Долина Кедрон заполнится древними костями горожан, выброшенными из гробов (Иер.8:1-3, Иез.37:1, 2).

6. Посещение  Иерусалима (1:12-14)

      Удивительно, Сам Бог обещает лично посетить город с целью наказать живущих беззаботно, отступивших от Него в равнодушии своём.

      "И будет в то время, Я со светильником осмотрю Иерусалим (в поисках самодовольных) и накажу тех, которые сидят (подобных вину) на дрожжах своих и говорят в сердце своём: "не делает Господь (ничего:) ни добра, ни зла" (1:12; в скобках, текст из [Л.26]).

      В ст.12 пророк напоминает иудеям о Бдикат Хамец, важном религиозном ритуале накануне Пэсах. Глава семьи, в окружении детей, обыскивал дом со светильником или свечой, чтобы обнаружить квасное (хамец) и удалить его [Л.13, 14]. Во исполнение требования Исх.12:19.
       Но оскверняет не дрожжевой хлеб, но что исходит от человека: "злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния (распутство), кражи, лжесвидетельства, хуления (клевета)" (Мт.15:17-19). Осквернение грехом грубо нарушает церемонию подготовки пасхального Седера духовно нечистым, равнодушным к Создателю своему народом.
      Тёмной пасхальной ночью в "день жертвы (резни) Господней" (Соф.1:8), Он со светильником обыщет Йерушалаим,  обнаружит закваску греха (ст.12), уничтожит её (13-18).  Древние считали, "земные предметы являют собой лишь отображения небесных, но обе субстанции имеют каждая свои измерения" [Л.19, стр. 653]. 
     Отображением маленького земного светильника послужит огромный астрономический радиант [Л.15]. Светильник  на небе превратит тёмное время суток в ясное утро. О том, что наказание наступит ночью пишут апостолы Пётр (2Пет.3:10) и Павел (1Фес.5:2). Современная деградировавшая цивилизация рухнет ... уже никогда не встанет в прежнем могуществе своём.

      "И обратятся богатства их в добычу ("будут расхищены" [Л.26]) и домы их - в запустение: они построят домы, а жить в них не будут, насадят виноградники, а вина из них не будут пить" (1:13).

      Как предсказано, так произойдёт. "Имущество тех, кто разбогател неправедным путём, будет выброшено  на улицу и подвергнется разграблению" [Л.29, стр. 554]. Отступивших от Бога, осквернившихся прикосновением ко злу, постигнет утрата материального благополучия, запустение домов, потеря почвой плодородия.
       Наступит ли разорение Йеуды из-за вавилонского нашествия? Несомненно. Вместе с тем, у ветхозаветных нави "страдания в ближайшем будущем относятся обычно к вавилонскому плену, а в далёком будущем - к великой скорби" [Л.23, стр.53]. Полностью пророчество ст.13 исполнится лишь в Йом Адонай, который стремительно приближается.

      "Близок великий день (суда) Господа, близок - и очень поспешает (быстро приближается): уже слышен голос дня Господня ("страшный шум поднимется"). Горько возопиёт тогда и самый храбрый! (Горек будет плач людей в этот день, и зарыдают даже храбрые воины!) " (1:14; в скобках: текст из [Л.10], в кавычках - из [Л.26]).

       Выражение "день Господень" встречается как в ТаНаХе, так в Брит Хадаша. У нави Йоэйла (Иоил.1:15, 2:1, 11), Амоса (Ам.5:18, 20), Овадйа (Авд.15), Зехарйа (Зах.14:1), Йешайа (Ис.2:12, 13:6), апостолов Петра (2Пет.3:10) и Павла (1Фес.5:2).
       Согласно воззрениям евреев, "всё время делилось на два века: век нынешний - совершенно непоправимо плохой, и век грядущий - Золотой век Божий. А между ними - День Господень - страшный и ужасный. В этот день мир будет разбит вдребезги и родится другой мир ..." [Л.16].
       В видениях пророков некий йом Йахвэ - пора тотальной молотьбы да жатвы, он погубит множество людей, животных, птиц, рыб, растений, разрушит все города, опустошит землю. Вот почему называется днём гибели, бедствия, опустошения, скорби, разорения. Час тот поразит  ВСЕХ жителей планеты (Лк.21:35), его не следует считать за одни сутки (Ис.34:8).
      Громкий голос беды ("гул", пер. [Л.28]) слышат Софония (1:14), Йешайа (Ис.30:30, 33:3), Йоэйл (Иоил.2:11, 3:16), Амос (Ам.1:2). Иеремия уточняет, глас Небесного Воителя как страшный гром (грохот) доносится с высоты, из жилища Его (Иер.25:30). Но отчего горько завопит даже самый храбрый человек? услышав звук оного Дня.

7. Период  гнева, опустошения, тьмы (1:15, 16)

      Основная тема пророков "день Господень, который часто связывается с понятием тьмы" [Л.5, стр. 1254]. Например, Йоэйл описывает нашествие небесного воинства в Йом Адонай (Иоил.2:1-11) как время тёмное, мрачное, пасмурное, туманное. Похожими выразительными словами говорит о нём Цефанйа.

     "День гнева - ("будет") день сей, день скорби (бедствия) и тесноты (несчастья, "страданий"), день опустошения (разрушения) и разорения, день тьмы и мрака, день облака ("черных туч") и мглы" (1:15, в скобках: текст из [Л.9], в кавычках - из [Л.28]; "Бог покажет Свой гнев ... в день страшных бедствий и разрушений" [Л.10]).

      В Новом Завете о будущей небывало великой скорби, одновременно означающей физические страдания, мучения, боль [Л.18, стр. 1079], предупреждает Иисус Христос (Мт.24:21). Но почему ветхозаветные нави такими странными загадочно-непонятными эпитетами (тьма, мрак, мгла) характеризуют день Яхве? скорее похожий на ночь. Точнее "ни день, ни ночь", как говорит о нём Зехарйа (Зах.14:1, 7).
       Дело в том, что глобальное землетрясение, от него "великое разрушение на холмах" (Соф.1:10), вызовет сильнейший импакт (удар). С громким трубным звуком в море упадёт "как-бы большая гора, пылающая огнём" (Отк.8:8), на сушу - "звезда", открывающая колодец в бездну (9:1, 2). Звёздные орудия суда Эль Шаддай обмолотят планету.
      По причине мощных тепловых взрывов, в атмосферу попадут колоссальные объёмы пара, минеральной пыли, золы, сажи, пепла (дым в Отк.9:2), иных грубых  дисперсных аэрозолей.
      Отчего "помрачилось солнце и воздух от дыма" (ст.2), на треть снизится интенсивность освещения (8:12, рис.3).
    Дальше хуже, в период  многодневных круглосуточных дождей небо облачится в траур, наступит полный мрак (Отк.16:10, Ам.5:18, 20, Ис.8:22), придёт "день тьмы и мрака, день облака и мглы" (Соф.1:15).
    Опустошение, разорение, физические страдания, скорбь да несчастья принесёт пора гнева жителям почерневшей земли. Провидец называет её моментом "скорби и муки, днём гибели и разрушения" (1:15; пер. [Л.26]). С чем сравнить его в древние века?

     "День трубы и бранного крика против укреплённых городов и высоких башен" (1:16; "Он будет похож на военное время, когда в укреплённых городах и на сторожевых башнях раздаются звуки горнов и труб" [Л.10]).

      Иоиль сравнивает Йом Адонай с нашествием необычной саранчи, скачущей по вершинам гор (Иоил.1:6, 2:2 - 10). Софония использует иной образ, уподобляет осаде вражеским войском укреплённых городов под громкие трубные звуки. В Библии "трубный звук стал эсхатологическим образом, который в апокалиптической литературе служит знамением конца времён"  [Л.12, стр. 711].

8. Реактивные психозы (1:17, 18)

       Что сделает Всемогущий с осаждённым населением Земли? их со всех сторон окружает грозное небесное воинство Его.

      "И Я стесню людей, и они будут ходить (бродить), как слепые, потому что они согрешили (грешили) против Господа (Много людей будет убито), и размётана будет кровь их, как прах (кровь будет литься по земле), и плоть их - как помёт (трупы будут устилать землю, как навоз)" (1:17; в скобках, текст из [Л.10]).

      Пророк утверждает, Эль Шаддай стеснит жителей, резко ограничит свободу их передвижения. Сверх того, "они будут ходить, как слепые". В совр. переводе, "Я пошлю на людей такую беду, что они станут бродить, как слепые" [Л.26].
      "Слепота, о которой идёт здесь речь, может быть буквальным описанием тех страданий, которые предстоит пережить Иуде" [Л.30, стр. 1088]. Как понимать сущность упомянутых страданий? аллегорически, по версии автора [Л.24], нет.
       В бедственных условиях разорения да скорби (1:15), когда всё живое истребляется с лица земли (ст. 2, 3), а потерпевшие разбегаются с криками ужаса (Ис.24:17-19, Иер.49:5, Иез.7:27), возникают временные психотические заболевания (реактивные психозы). Скажем:
       а) психогенный (реактивный) ступор, внезапное двигательное расстройство, чаще всего проявляется в потере нормальной способности стоять и ходить ("астазия/абазия");
        б) истерические психозы, их клиническое проявление, в частности, временное психотическое нарушение зрения; вот почему в Соф.1:17 написано, "как слепые", "они, подобно слепым, будут топтаться на месте" [Л.2, стр. 490; Л.4, стр. 536].
       То же самое видение  состояния истерического амавроза и астазии/абазии, ранее открылось Йешайа (Ис.59:9-11). "Осязаем (ощупываем) как слепые стену ("натыкаемся на стены"), и, как без глаз, ходим ощупью; спотыкаемся ("и падаем") в полдень, как в сумерки ("даже днём мы не видим"), между живыми - как мёртвые (во мгле - как мертвецы)" (Ис.59:10; в скобках: текст из [Л.9], в кавычках - из [Л.10]).
      Покарание народов незрячих, хотя у них есть глаза, и глухих, несмотря на их уши, не ограничится временными психотическими расстройствами. Кровь разольётся по дорогам, бесчисленные трупы словно навоз разбросаны по весенним полям (Соф.1:17; Ис.26:21, Иер.25:33).

      "Ни серебро их, ни золото их не может спасти их в день гнева Господа, и огнём ревности (негодования) Его пожрана будет вся эта земля (всё спалит), ибо истребление, и при том внезапное, совершит Он (страшный конец уготован Им) над всеми жителями земли" (1:18, в скобках, текст из [Л.28]; "Господь сокрушит всю землю, и полностью истребит всех людей" [Л.10]).   
  
      "Бесполезно богатство в день гнева" (Пр.11:4, пер. [Л.26]), ни серебром ни золотом нельзя утолить голод, не наполнить желудки (Соф.1:18, Иез.7:16-19). Накопленные непосильным трудом богатства не могут спасти отступивших от Господа, лишь в Нём избавление от вины и страха смерти (Деян.4:12).
       Огонь, пожирающий планету, зажжёт Сам Элохим (Иез.20:47), пылающее пламя Его опалит всё, от юга до севера (ст. 46-48). Ибо "придёт день, пылающий как печь", чтобы сжечь всех, поступающих нечестиво (Мал.4:1), "никому не будет спасения от него", возвещает другой пророк (Иоил.2:3).
       Уничтожение живого огнём гнева не метафора, т.к. корень евр. слова гнев означает "горячее дыхание". В данном контексте, огромный радиант на небе есть "уста" Йахвэ (Ис.11:4, 30:27, 28), из Его уст исходит горячее дыхание ударной волны. Она обогнёт всю планету, "пожрана будет вся эта земля" (Соф.1:18, "сгорит вся", пер. [Л.26]).

9. Советы  пророка (2:1-3)

      Слушателей Сына Куши, по-видимому, сильно напугала, глубоко опечалила его речь, вызывающая чувство страха; они нуждались в утешении, обличении, наставлении.  Удивителен первый совет нави, весь пронизанный духом Брит Хадаша.

     "Исследуйте себя внимательно ("измените свою жизнь"), исследуйте (раскайтесь), народ необузданный (бесстыдный), Доколе не пришло определение (приговор) - день пролетит как мякина ("и не пролетели благоприятные дни, как гонимая ветром мякина" [Л.26]) - доколе (пока) не пришёл на вас пламенный гнев Господень, ("измените же свою жизнь") доколе не наступил для вас день ярости Господней" (2:1, 2; в скобках: текст из [Л.9], в кавычках - из [Л.10]).

      Почему провидец в небольшой книге 5 раз использует слово "гнев"? Характеризуя его как пламенный, яростный, огонь ревности, день опустошения и разорения (1:15, 18; 2:2, 3:8). Потому что библейские пророки гневом, яростью, негодованием Эль Шаддай называли падение с небес, жилища Его (2Пар.30:27), тяжёлого меча, карающего жезла, огненного языка Его, всепожирающего пламени, горячих углей.
      "Завершив описание страшного дня гнева Господня, Софония переходит наконец к тому, ради чего обратился к своим читателям. Ведь целью его было не в отчаяние их привести, а к покаянию ..."  [Л.4, стр. 536]. Йоэйл, вслед за предупреждением о нападении таинственного небесного воинства, опустошающего землю в Йом Адонай (Иоил.2:1-11), всех призывает к покаянию (ст.12-14).
     Мудрые наставления даёт также Цефанйа: исследовать своё бесстыдство, раскаяться, изменить жизнь. Как выполнить увещевания, содержание второго совета необузданному народу.

     "Взыщите (просите) Господа, все смиренные (скромные) земли, исполняющие законы (заповеди) Его; взыщите правду (ищите справедливости), взыщите смиренномудрие (ищите скромности); может быть, вы укроетесь (будете защищены) в день гнева Господня" (2:3; в скобках, текст из [Л.9]).

     Покаяние производит смирение, которое побуждает искать Бога, стремиться к познанию Его, исполнению заповедей, к праведности да кротости. Вот, единственный путь, который может привести к спасению в День гнева, утверждает Софония.

10. Наказание жителей Филистии, Моава, Аммона (2:4-9)

      Сделав отступление для призыва бесстыдных к покаянию (2:1-3), провидец опять возвращается к главной теме пророчеств, разорению в Йом Адонай всех стран.
      "В великий день Господень все народы земли предстанут перед Божьим судом" [Л.1, стр. 1021]. "Суд распространяется на все стороны света и постигает на западе землю Филистимскую и острова язычников, на востоке - Моав и Аммон, на юге - Эфиопию, а на севере - Ассирию" [Л.2, стр. 490].

      "Ибо Газа будет покинута и Аскалон опустеет (будет лежать в руинах), Азот будет выгнан среди дня (к полудню) и Екрон искоренится (опустеет). Горе жителям приморской страны, народу Критскому! Слово Господне - (и для вас) на вас, Хананеи, земля Филистимская! Я истреблю тебя, и не будет у тебя жителей, -" (2:4, 5; в скобках, текст из  [Л.10]).

      Речь о филистимлянах, западном соседе, враге иудеев, они продавали их в рабство другим народам (Ам.1:6-8). Города Аскалон, Газа, Азот, Екрон и не названный Геф служили административными центрами пяти округов Филистии (евр. "Пелиштим"), они находились в прибрежной полосе восточной оконечности Средиземного моря.
      Филистимлян называли хананеями (2:5) или народом критским,  в древние века переселившимся с острова Крит (Кафтор). Все жители покинут страну днём; опустеют, затем разрушатся их города (ст.4) морскими волнами. Ибо "море восшумит (заревёт) и возмутится (разбушуется)" (Лк.21:25, в); что же произойдёт с территорией потом?

     "И будет приморская страна ("пастбищем") пастушьим овчарником ("лугами пастушьими") и загоном для скота. И достанется (будет принадлежать) этот край остаткам (тем, кому удалось выжить) дома Иудина, и будут пасти там (их стада будут пастись на этих пастбищах) и в домах Аскалона будут вечером отдыхать (они будут лежать в опустевших домах), ибо Господь Бог их посетит их ("позаботится о них") и возвратит плен их ("прежнее благоденствие")" (2:6, 7; в скобках: текст из  [Л.10], в кавычках - из [Л.25]).

      По окончании Йом Адонай приморская страна с её городами превратится в поле, пригодное лишь для выпаса скота. Принадлежит она выжившему остатку иудеев, о нём позаботится Господь, вернёт из чужих стран. С западного направления пророк переводит взор на восток (от Йерушалаима).

      "Слышал Я поношение (глумление) Моава и ругательства (издевательства) сынов Аммоновых, как они издевались (глумились) над Моим народом и величались ("возвеличивали себя") на пределах ("границах") его" (2:8; в скобках: текст из [Л.25], в кавычках - из [Л.9]).

      На востоке соседями Иуды были жители Моава и Аммона, кровные родственники евреев по линии праотца Лота, племянника Авраама (Быт.19:37, 38). Они принесли много горя да страданий израильтянам, постоянно враждуя с ними.
       Язвительные насмешки Моава, оскорбительные слова сынов Аммоновых относились не только к иудеям, а распространялись на их Бога [Л.4]. Он слышит издевательства, торжественно, грозно отвечает на них.

      "Посему, живу Я! (так же верно, как то, что Я жив) говорит Господь Саваоф, Бог Израилев: Моав будет, как Содом, и сыны Аммона будут, как Гоморра, достоянием крапивы (порастут сорняками), соляною рытвиною (земля будет покрыта солью), пустынею на веки (будут разрушены навсегда); остаток народа Моего возьмёт их в добычу, и уцелевшие из людей Моих получат их в наследие (унаследует её и всё, что на ней)" (2:9; в скобках, текст из [Л.10]).

11. Дождь из серы и огня (2:10, 11)

      Почему нави сравнивает судьбу Моава с участью города Содом, будущее Аммона - с долей Гоморры? Потому что для наказания будут использованы такие же орудия гнева Йахвэ.
       В дни Лота, порочных жителей долины Сиддим и сами города: Седом, Амора, Адма, Цевоим уничтожил особенный дождь из серы да огня [Л.17], "от Господа с неба" (Быт.19:24, 25).  
      Падение метеорных тел (рис.4) Давид называет дождём из горящих углей,  огня, серы (Пс.10:6, 17:9). Йеошуа, сын Нуна,- большими камнями с небес  (Иис.Н.19:11), Йехэзкэйл именует каменным градом, огнём, серой (Иез.38:22).   
      В День Божьего гнева огненный "дождь" истребит все современные города  на  территории древних Моава и Аммона. Их земля превратится в пустыню,  покроется солью, зарастёт сорняками; отныне она  принадлежит остатку иудеев  (ст.9), как Филистия (ст.7). Но за что такое жестокое  наказание?

     "Это им - за высокомерие (гордыню) их, за то, что они издевались  (глумились) и величались (бесчинствовали) над народом Господа Саваофа.  Страшен будет для них Господь; ибо истребит (унизит) всех богов  земли, и Ему будут поклоняться (все люди) - каждый со своего места (в  своей стране) - все острова народов (народы в каждом краю)" (2:10, 11; в скобках, текст из [Л.25]).

     Закон возмездия, установленный Творцом вселенной, действует во все эпохи. Что посеет человек, то  пожнёт, "оравшие нечестие и сеявшие зло пожинают его" (Иов.4:8). Всё высокомерное превозносящееся унизится, рухнет в день Адонай Цеваот (Ис.2:12-18), "избежать периода великой скорби невозможно" [Л.5, стр. 1196].
      Невероятно. Однако Исаия (2:18) и Софония (2:11) утверждают, не останется ни идолов ни богов (сегодня в одном общем индуистском пантеоне их тысячи). Всех богов развенчает Всевышний, одному Ему начнут поклоняться все страны [Л.6]. Каждая на месте своём, ибо "все острова народов" (ст.11) означают "языческий мир в его совокупности" [Л.4].

12. Наказание жителей Ефиопии и Ассура (2:12-15)

       Самым опасным южным соседом Иудеи всегда был Египет. Ефиоплянами, они же кушиты, называлось племя, жившее в верховьях реки Нил, к югу от первого порога, на территориях современного Судана, южного Египта, северной Эфиопии [Л.4, 7].

      "И вы, Ефиопляне (кушиты [Л.26]), избиты будете мечем Моим" (2:12).

      Ефиоплянами названо, по-видимому, население Мицраима [Л.1, 30] или верховьев Нила [Л.29]. Египтом  некоторое время (с 712 по 670 г.г. до Р.Х.) правила эфиопская (кушитская) династия; жители падут от меча Господа (ст.12). Какое холодное оружие имеет в виду нави?
     "Эфиопия будет наказана Божьим мечом (вавилонским царём)" [Л.32, стр. 1101]. Нет, не вавилонским правителем. В литературе Ближнего Востока у человеческого оружия имелся божественный аналог меча, стрелы, копья [Л.18, стр. 1165]. Древние верили, огромный палаш бога изготавливается из небесного огня [Л.19, стр. 149].
      Йешайа, за падением звёзд и сворачиванием неба (Ис.34:4) в день сражения Небесного Воителя с народами (ст.1-3), видит меч вверху, полный крови (ст.5, 6). Сверкающее орудие не возвращается в ножны-радиант, Йехэзкэйл сравнивает его с молнией (Иез.21:4-10). Эспадон Его истребит нечестивого да праведного, "пойдёт на всякую плоть от юга до севера" (ст.4).
      Видение массовой гибели от поразительного вызывающего чувство ужаса небесного булата, открыто Иоханану. "А прочие убиты мечем Сидящего на коне (всадника), исходящим из уст (рта) Его; и все птицы напитались (досыта наелись) их трупами" (Отк.19:21; в скобках, текст из [Л.20]).
       Меч Бога у Софонии (2:12), равным образом у Исаии, Иезекииля, Иоанна, означает яркий след при полёте крупных космических объектов. В до научные века  именуемых колесницы Его и огонь (Ис.66:15, 16), язык Его (30:27), жезл (Иез.21:10, Пс.2:9), большие гора да звезда (Отк.8:8-10, 9:1, 2).
      На севере относительно Иудеи, могущественным воинственным соседом была Ассирия, населению её уготована участь, подобная египтянам.

      "И обернётся (протянет Свою руку) Господь на север и накажет (погубит) Ассирию. Он разрушит Ниневию, и будет город этот, как вымершая сухая пустыня. И жить в этом разрушенном городе будут только овцы и дикие животные, а на уцелевших столбах будут сидеть совы и вороны. Их крики будут раздаваться в окнах. Вороны будут сидеть на порогах домов, а в пустых домах будут сидеть чёрные птицы (и обнажится кедровая обшивка дверей).

      Сейчас Ниневия гордится и радуется, и жители её думают, что они в безопасности
(Тот ли это ликующий город, живущий беспечно). Они думают, что Ниневия - лучшее место в мире, но разрушен будет город их! Он станет пустым местом, где обитают лишь дикие звери. Всякий, проходя мимо него, лишь присвистнет и покачает головой, когда увидит как страшно разрушен город" (2:13-15, пер. [Л.10]; в скобках, текст из [Л.26]).

       К какому сроку надобно отнести исполнение предсказания? Несомненно к концу VII века до Р.Х., когда ослабевшая Ассирийская империя в 612 г. потеряла свою хорошо укреплённую столицу Ниневию, захваченную, ограбленную, разрушенную объединённой армией мидийцев и халдеев (вавилонян). До сих пор она не восстановлена, её развалины скрывают два больших холма [Л.2].
      Значит пророчество о гибели населения на территории  Ассирии сбылось окончательно? Нет. Полностью оно исполнится в эсхатологический День Господень, что хорошо видно из дальнейших стихов (3:6, 8, 9). "Софония описывает события конца истории ... Названы страны, представляющие восток, запад, юг и север" [Л.5, стр. 1196].

13. Горе  нечистому  городу (3:1-6)

     От темы истребления природы и человека (1:2, 3), в т.ч. наказания жителей стран, окружавших Иудею (2:4-15), Цефанйа возвращается к теме суда над иудеями, начатой в ст. 1:4-18.

      "Горе (тебе, Иерусалим) городу ("притеснителей") нечистому ("мятежному") и осквернённому (боролся против Бога!), притеснителю! (притеснял другой народ, и ты запятнан грехом). Не слушает голоса (Меня), не принимает (Моего) наставления ("ничему не учится"), на Господа не уповает, к Богу своему не приближается" (3:1, 2; в скобках, текст из [Л.10], в кавычках - [Л.26]).

       Из контекста следует, "мятежный" [Л.26] город, запятнаный грехом,- Йерушалаим, ему предсказываются несчастья (ст.1). Горе обитателям столицы принесёт непослушание Яхве. Четыре тяжких обвинения предъявляет нави современникам.
     Они (1) не слушаются голоса Бога от истинных пророков, (2) отвергают наставления Его от верных священников, (3) не полагаются на Адоная в жизни, (4) удаляются от Него серцем (буквально "не приближаются к Богу с молитвой" [Л.3]). Обличения относятся ко всем горожанам, но особенно серьёзные беспощадные обвинения Софония бросает иудейской "элите".

      "Князья его ("Вельможи") посреди него - рыкающие львы, судьи его - вечерние ("ночные") волки, не оставляющие до утра ни одной кости. (лже)Пророки его - люди легкомысленные (пусты), вероломные; священники его оскверняют святыню (святое), попирают закон (злодействовали над Торой)" (3:3, 4; в скобках: текст из [Л.9], в кавычках - из [Л.25]).

     Ответственность за низкое духовное состояние общества провидец возлагает на руководителей: сановников, судей, пророков, священников. Вместо того, чтобы пасти стадо, которое им доверил Адонай, они нагло расхищают его (Ис.1:23, Иер.5:26-28, Мих.3:9-11).
     Тяжёлые слова обличения ветхозаветных нави вполне применимы к современному светскому государству Йисраэль. О нём пророчествует Ошейа, "сейчас израильтяне говорят: "У нас нет царя. Мы не чтим Господа!" (Ос.10:3, пер. [Л.10]). Напротив, Благословенный верен да праведен  во все времена, Он не изменяется.

      "Господь праведен посреди него ("пребывающий среди них"), не делает неправды (несправедливости), каждое утро являет ("вершит") суд Свой неизменно; но беззаконник ("нечестивые", грешник) не знает стыда" (3:5; в скобках: текст из [Л.9], в кавычках - из [Л.28]).

      Неправедные, упорствующие в беззаконии своём, не останутся без наказания, подвергнутся суду. Так предсказывают те же самые пророки в своих последующих стихах (Ис.1:24, Иер.5:29). "Посему за вас Сион распахан будет как поле, и Иерусалим сделается грудою развалин" (Мих.3:12, а). Если Эль Шаддай не пощадил нечестивые страны, помилует ли Он мятежный город? упрямую телицу, бесплодную смоковницу, сухие кости.

     "Я истребил (целые) народы, разрушены твердыни (укреплённые крепости) их; пустыми сделал улицы (разрушил) их, так что никто уже не ходит по ним; розорены (и пусты) города их ("лежат в руинах"): нет ни одного человека, нет жителей (никто больше в них не живёт)" (3:6; в скобках: текст из [Л.10], в кавычках - из [Л.25]).

      Здесь может идти речь как о прошедших событиях, например, уничтожении в 722 г. до Р.Х. ассирийским царём Саргоном II северного царства (Израиля), так будущих. Гибели Ассирийской империи в 605 г., разорении южного царства (Иудеи) вавилонянами в 605-586 годах, очень далёком Йом Адонай (ст.3:8).
       Предрекая близкие к его времени перипетии, тайновидец  предсказывал сходные с ними, но весьма отдалённые, более важные (т.н. "пророческая перспектива"). Данное "пророчество можно толковать и как указание на эсхатологический День Господа - суд над всеми народами и царствами" [Л.30, стр. 1090].

14. Истребление  (3:7, 8)

      В начале третьей главы пророк предрекает горе нечистому городу (Иерусалиму), жители его отвергают наставления Адоная, водительство Его во всех сферах жизни. Нет ни почтения к Нему, ни страха перед Ним.

     "Я говорил: "бойся только Меня, принимай наставление!" и не будет истреблено жилище его, и не постигнет его зло (Мне не придётся наказывать вас), какое Я постановил о нём (как Я задумал); а они прилежно старались портить все свои действия ("Но они старались ещё усерднее делать одно лишь зло")" (3:7; в скобках: текст из [Л.10], в кавычках - из [Л.26]).

     Избежать несчастий можно через покаяние, послушание Богу, исполнение наставлений Его. "Ничья смерть Мне не угодна,- возвещает Владыка Господь.- Покайтесь и живите!" (Иез.18:32, пер.[Л.26]). Напротив, игнорирование творением воли Творца, во все эпохи, приносит трагический результат: падение, суд, смерть (Быт.2:17, 3:6-19, 6:4-7, 1Цар.28:16-19, Деян.5:1-10).
     Не станет исключением лукавый, прелюбодейный да неверный род сей, осквернённый злом. Его ждёт участь предыдущего развращённого рода (2Пет.3:6, 7). Истребятся  многие народы, разрушатся все царства в день гнева Вседержителя, по Писанию. "Я накажу мир за зло, и нечестивых - за беззакония их ..." (Ис.13:11, "Я в мир пришлю беду, Я накажу за зло и за грехи" [Л.10]).

      "Итак ждите Меня, говорит (предупреждает) Господь, до того дня, когда Я восстану (выступлю) для опустошения, ибо Мною определено (предрешил Я) собрать народы, созвать царства, чтоб излить на них (гнев) негодование Моё, всю ярость гнева Моего; ибо огнём ревности Моей пожрана будет вся земля " (3:8, в скобках, текст из [Л.28]; "в пламени Моего ревнивого гнева сгорит вся земля" [Л.26]) .

    Действительно, в отличие от до потопного мира, погубленного водой, нынешнюю цивилизацию уничтожит огонь (рис.5).
     Согласно легенде, упомянутой Иосифом Флавием в Иудейских древностях, "Сиф и его потомки ... знали от Адама, что человечество будет истреблено дважды: потопом и огнём" [Л.19, стр. 440].
      Апостол Пётр подтверждает древнюю легенду (2Пет.3:6, 7), предсказывая. "А нынешние небеса (небо) и земля ... сберегаются огню (для огня) на день (до дня) суда и погибели нечестивых (безбожных) человеков" (ст.7; в скобках, текст из [Л.20]).
     Стих Соф.3:8 завершает главную тему книги, грозный День Господа, час Его суда над всеми странами (1:2, 3), в т.ч. над Иерусалимом, Иудеей (1:4-2:3), её соседями (2:4-15).

15. Когда наступит конец?

      Слушателей Цефанйа, подобно современникам Йоэйла, конечно же интересовал ответ на вопрос: "в какое время наступит великий день скорби, опустошения, разорения?". Адонай не даёт прямого ответа, но предлагает ждать Его (3:8, а). 
      Аналогично, на вопрос учеников "когда это будет?" Иисус Христос ответил, "бодрствуйте" (Мт.24:3, 42).  Всем нужно бодрствовать в ожидании дня, когда Всесильный восстанет для излияния 7-и чаш гнева на все страны, разорения всех царств (Соф.3:8, б; Отк.16:1-21).
      ОГНЁМ, исходящим от Него, "пожрана будет вся земля" (Соф.3:8, в), подобно видению другого нави (Иоил.2:3). Такое же обещание Небесный Воитель передаёт через нави Йешайа, сообщая  дополнительные подробности Своего посещения с небесными армиями в облаках пыли да пылающим огнём сверху.
      "Послушай, Господь идёт в огне, Его армии - в облаках пыли, идёт Он, чтобы на народ излить свой гнев и наказать их пламенем огня" (Ис.66:15, пер. [Л.10]). Поэтому в Соф.3:8, под огнём ревности Бога, гнева, пожирающего планету,  следует понимать буквальный огонь с неба.
     В соответствии с другими предсказаниями, посещение земли Йахвэ Элохим сопровождается громом, шумом (взрывами), землетрясением, каменным градом, бурей, вихрем, пламенем всепожирающего огня, наводнением (Ис.29:6, 30:30). Цель посещения - суд над народами, как обещано.
     "Совершит огнём и мечом Господь Свой суд над всеми живущими; и повергнет многих Господь" (Ис.66:16, пер. [Л.28]). Из ст. 66:15-22 видно, не все истребятся, как может показаться при чтении Книги пророка Софонии (особенно 1:2, 3).
      Параллельные библейские тексты свидетельствуют, во время Великой скорби погибнет множество нечестивых с нечистыми устами, но полного истребления не произойдёт (Ис.24:6, Иер.4:23-27, 5:18, Иез.14:22, Мт.24:21, 22).
     Необходимо отметить, стих Соф.3:8 не имеет никакого отношения ни к Армагеддонской битве, так ошибочно предполагают авторы [Л.1, 4], ни к собранию "всех (?) языческих народов перед Иерусалимом" [Л.8].
     Во-первых, по окончании Дня Господня ближневосточный военный конфликт возникнет между Израилем и его соседями (Иоил.3:11), столкновение вовсе не всемирного характера [Л.21]. Во-вторых, враги евреев погибнут в результате эпидемий и междуусобицы (Зах.14:12, 13). Их не пожрёт огонь, подобно царствам в указанных выше пророчествах.

16. Судьба остатка (3:9-13)

    Катастрофические перипетии Йом Адонай произведут на уцелевших потрясающее впечатление, полностью изменят их мировоззрение, морально-этические устои, духовные потребности, религиозные запросы. "Милость Господа никогда не иссякает, сострадание Его не истощается" (Плач.3:22, пер. [Л.26]).

      "Тогда (изменю Я язык народов) опять Я дам народам уста чистые, чтобы все призывали имя Господа и служили Ему единодушно ("плечом к плечу"). Из заречных стран Ефиопии поклонники Мои - дети рассеянных Моих - принесут Мне дары" (3:9, 10; в скобках: текст из [Л.9], в кавычках - из [Л.10]).

       Милующий обещает дать чистые уста. Не в смысле использования хороших слов, дара еврейского или какого-то единого (нового) языка. Как предполагает автор [Л.27], "в мире останется один вселенский язык" (стр. 792), "все народы будут говорить на одном языке" [Л.5, стр. 859].
      Нет, все продолжат говорить на своих языках (Дан.7:14, Ис.66:18). В ст.9 речь о нравственном очищении остатка (1Ин.1:9; [Л.4 - 6]), что видно из пер. [Л.28]. "И Я восстановлю у народов язык, грехом не осквернённый". Призывать имя Благословляющего, служить Ему в прежнем состоянии греха нельзя, о чём свидетельствует история с пророком (Ис.6:5-7).
       В Вавилонском Талмуде стих Соф.3:9 толкуется как свидетельство будущего величия всех стран, единых с евреями в служении Предвечному (трактат Авода Зара, 24, а). Вслед за переменой обветшавших неба да земли (Пс.101:27), "соберутся народы (нации) вместе и царства для служения" Ему (ст.23).
      Произойдёт так, как обещал Цефанйа в ст.2:11. По  истреблении всех богов, начнут поклоняться Пантократору жители даже самых отдалённых стран, известных нави. Ведь Он "Бог всех людей" (Иер.32:27, пер. [Л.26]; 1Ин.5:20).
      "Когда наступит Тысячелетнее Царство, язычники возвратят рассеявшихся по всему миру евреев обратно в их страну в качестве дара Господу" [Л.32, стр. 1102]. "(Живущие) по ту сторону рек Куша, Атарай, дочь Пуцай, принесут дар Мне" (Соф.3:10; пер. [Л.9], по-видимому, говорится о районе Голубого и Белого Нила [Л.12]). "Это самый дальний край, который можно было тогда представить" [Л.29, стр. 555].
      Пожалуй в ст. 3:10, 11 намеренная аллюзия на хананейский миф о Ваале, принесённом в дар богу Йамму [Л.18, стр.519]. Среди несущих новозаветные дары окажутся дети рассеянных ныне израильтян.

      "В тот день (Иерусалим) ты не будешь срамить себя всякими поступками твоими, какими ты грешил против Меня, ибо тогда Я удалю из среды твоей (всех этих грешников) тщеславящихся твоею знатностью ("гордых и высокомерных"), и не будешь более превозноситься на святой горе Моей (Я удалю этих гордецов, и не будет на Моей Святой горе никого из них)" (3:11; в скобках: текст из [Л.10], в кавычках - из [Л.26]).

     "Заметим, что "всяким поступкам", какими Израиль грешил против Бога, соответствует евр. слово, скорее означающее "ужасные дела"  [Л.4]. До сегодняшнего дня евреи позорят себя "ужасными делами", предосудительными в глазах Йахвэ Элохим. С удалением грешников и тщеславных гордецов некому превозносить себя на священной Храмовой горе в Иерусалиме.

     "Но оставлю среди тебя ("в Моём городе") народ смиренный (бедный) и простой (нищий), и они будут уповать (полагаться) на имя Господне" (3:12; в скобках: текст из [Л.9], в кавычках - из [Л.10]).

      Лишившись имущества, в состоянии бедности да нищеты остаток начнёт "в Имя Господа искать прибежища" (пер. [Л.26]), полагаться на Него. Постоянно призывать имя Его, а не только в дни гибели двух третей населения, пребывания в огне третьей части его (Зах.13:8, 9).
      Исполнится пророчество псалмопевца Асафа о последних днях. "Истинно, Твой гнев на людей принесёт Тебе хвалу, и выживших после Твоего гнева Ты смиришь" (Пс.75:8-11, пер. [Л.26]). Избежавшие смерти в дни гнева Его сильно изменятся.

      "Остатки Израиля (Те, кто останется и выживет) не будут делать неправды ("совершать злодейства"), не станут говорить лжи, и не найдётся в устах их языка (обмана) коварного, ибо сами будут (как овцы) пастись и покоиться ("спать спокойно"), и никто не потревожит их" (3:13; в скобках: текст из [Л.10], в кавычках - из [Л.25]).
   
      Одна из причин неправедного поведения ам Йисраэль, лжи, использования языка обмана в общении с соседями - враждебность иудеев, отсутствие мира, военные конфликты. По окончании Дня гнева и освящения иерусалимского храма Спаситель положит предел таким отношениям, "на месте сём Я дам мир" (Агг.2:9, б).

17. Пришествие (3:14-17)

      В Книге пророка Иеремии содержится обещание Адоная, "Я приду успокоить Израиль" (Иер.31:2, пер. [Л.26]). Обет исполнится, когда утихнет пылающий гнев Его в "последние дни" (30:24). Йоэйл, описывая День гнева Яхве, предсказывает паруссию, наступление теократии (Иоил.3:17, 18). То же самое провидит Цефанйа, призывая иудеев к ликованию.

     "Ликуй (пой), дщерь (дочь) Сиона! (Цийона) торжествуй, Израиль! (Йисраэйль) веселись и радуйся от всего сердца, дщерь (дочь) Иерусалима! (Йерушалаима)" (3:14; в скобках, текст из [Л.9]).

      Исаия и Захария объясняют почему нужно веселиться да радоваться, "ибо велик посреди тебя Святый Израилев" (Ис.12:6; Зах.2:10-12). В те дни все племена узнают, в Йерушалаиме, на горе Мория, в храме пребывает Сам Всевышний! (Иоил.3:17).
      Много паломников придёт к восходящему над городом таинственному сиянию, поднимутся к Бейт Элохим, излучающему свет Его славы (Ис.60:1-3). В конце концов окончатся несчастья многострадального еврейского народа, более он не увидит зла.

     "Отменил Господь приговор  (тебе) над тобою, прогнал врага твоего! Господь, царь Израилев, посреди тебя (в тебе): уже более не увидишь зла (беды)." (3:15; в скобках, текст из [Л.25]).

      Появление какого царя предсказывает нави? Масоретский текст выглядит так. "Царь Йисраэйля, Господь - среди тебя!" [Л.9]. То есть не обычный правитель, а Царь божественного происхождения, Его провидец называет Богом (3:17), подобно Йоэйлу (Иоил.3:16, 17).
     Йешайа именует: Отец вечности, Князь мира, Бог крепкий (Ис.9:6), Царь (32:1), Праведник (53:11), Йирмейа - Отрасль, оправдание наше (Иер.23:5, 6).
      Несомненно речь о Иеhошуа ха Машиах, Иисусе Христе (Лк.1:31-33, Мт.26:63, 64, Ин.1:41, 4:25, 26; рис.6). "Потому что свидетельство об Иисусе - это дух пророчества" (Отк.19:10, пер. [Л.20]).
      Его триумфальную паруссию предсказывали нави Ветхого Завета (Иез.34:23, 24, Иер.30:9, Ос.3:5, Ис.9:7 и др.), называя Мессию Давидом (смотрите также Деян.2:29-36, Отк.22:16). Наступит счастливая пора.

    "В тот день скажут Иерусалиму: "не бойся!" и Сиону: "да не ослабевают руки твои! Господь Бог твой среди тебя (в тебе): Он силён спасти тебя (Воин-Спаситель); возвеселится (Он) о тебе радостью, будет милостив по любви Своей (обновит тебя Своей любовью), будет торжествовать о тебе с ликованием" (3:16, 17; в скобках, текст из [Л.25]).

      Адонай успокоит Йерушалаим, перестанет наказывать бедствиями, прогонит нападавшие соседние народы (ст.3:15, Зах.12:6). Не ослабевающие руки понадобятся горожанам для строительства Храма, восстановления разрушенной столицы.
     Восторжествуют развалины её, вместе со стражей, "ибо своими глазами видят, что Господь возвращается в Сион" (Ис.52:7-9), Сильный, чтобы спасать (ст.10). Исполнится видение шехины Его, шествующей над городом к новому храму (Иез.43:1-5), все смогут увидеть Сына в силе да славе (Мт.14:62, Отк.1:7).

18. Мессианское  царство (3:18-20)

      Иоиль предсказывает разорение земли в Йом Адонай (Иоил.2:1-11); затем восстановление плодородия, регулярные осадки, изобилие воды и продуктов питания (2:22-26, 3:18).
      Положение остатка на благословенной новой земле под новым небом провидят Йирмейа, Йехэзкэйл, Йешайа. Господь соберёт евреев, возвратит их на прежнее место, очистит от скверн, даст новое сердце, мирную безопасную жизнь (Иер.32:37, 23:3, Иез.36:24-28, Ис.65:20-25).
       Теперь все принадлежат Создателю (Иер.32:38, Иез.11:20, Ис.10:20-22), через заключение нового завета (Иер.32:40, Иез.37:26, Ис.61:8). Дополнительные черты в рассказах о Мессианском царстве указанными пророками вносит Софрния.

     "Сетующих (печалящихся) о торжественных празднествах (праздниках) Я соберу; твои они (из среды твоей были они), на них тяготеет поношение (ноша позора его (Йерушалаима)" (3:18; в скобках, текст из [Л.9]; "Господь сказал: "Я сниму с тебя позор. Я заставлю их не притеснять тебя более" [Л.10]; "Я вымету прочь твои беды, и не придётся тебе терпеть позор", пер. [Л.25]).

      Несмотря на некоторую неясность оригинального текста, соответственно расхождения в переводах, общий смысл понятен. Ноша позора осквернённого города, повернувшегося спиной к Богу (3:1-4), сделала нечистыми даже смиренных простых жителей, собранных и спасённых Им из среды его (ст.13). Они тосковали о торжественных праздниках своих.
       Какие праздники имеются в виду? Очевидно дни торжеств, установленных Йахвэ Элохим (Исх.23:14, 17). Пэсах (пасха), Шавуот (недели, т.е. Пятидесятница), Суккот (шалаши, кущи).
       Глубокую печаль уцелевших вызывает невозможность  празднования Пэсах, Шавуот, Суккот. В условиях бедствий Дня гнева, его катастрофических последствий, подобно годам вавилонского плена. По  окончании Великой скорби, с пришествием Спасителя, положение изменится (Зах.14:16, Ис.66:23).

     "Вот, Я стесню (уничтожаю) всех притеснителей твоих (мучивших тебя) в то время и спасу хромлющее, и соберу рассеянное (отторгнутое) и приведу их в почёт и именитость на всей этой земле поношения их ("И будут их прославлять во всех странах, где их позорили").

      В то время приведу вас ("назад") и тогда же соберу вас; ибо сделаю вас именитыми и почётными (прославленными) между всеми народами земли, ("И случится это") когда возвращу плен ваш (пленников) пред глазами вашими, говорит Господь" (3:19, 20; в скобках: текст из [Л.9], в кавычках - из [Л.10]).

       Притеснявшие Израиль, сами будут стеснены, наказаны Всевышним (2:4-15, 3:6, 8). Он соберёт рассеянный остаток Свой, вернёт ему былое благоденствие [Л.25, 26], сделает именитым среди всех национальностей. Не по достоинствам его, нет, Сам Царь и Первосвященник находится среди него (ст.3:15).
      "Мессия, Царь Израиля, будет управлять им в Царстве, которое создаст" [Л.4, стр. 543]. Управлять не одним Мединат Йисраэль, но всеми странами мира (Отк.11:15), в тысячелетнем теократическом царстве Своём (20:6). Так Он сказал, Его словам можно верить.
       "Бог не человек - не солжёт; не как люди Он - не передумает. Неужели скажет Он и не сделает? Пообещает и не выполнит?" (Числ.23:19, пер. [Л.25]).

ЛИТЕРАТУРА

1. Уоррен Уирсби. Комментарий на Ветхий Завет. В 2-х т. Том II. Ездра - Малахия.- СПб.: Библия для всех, 2011.- 1 111 с.
2. Ринекер Ф., Майер Г. Библейская энциклопедия Брокгауза.- Кременчуг: Християнська зоря, 1999.- 1 088 с.
3. Новая Женевская учебная Библия.- Hanssler-Verlag, 1998.- 2 052 с.
4. Толкование Ветхозаветных книг. От книги Исаии по Книгу Малахии.- Ашфорд: Славянское миссионерское издательство, 1966.- 602 с.
5. Большой библейский словарь.- СПб.: Библия для всех, 2005.- 1 503 с.
6. Учебная Библия с комментариями Джона Мак-Артура.- Минск: Славянское Евангельское общество, 2004.- 2 201 с.
7. Хоуард Джейкоб М. Майерс. Комментарии к книгам Ветхого Завета. Том 17.- Одесса: Всемирный союз баптистов, 1993.- 188 с.
8. Толковая Библия. Комментарий на все книги Святого Писания. Под ред. Лопухина А.П. Том 2.- Минск: Харвест, 2001.- 1 312 с.
9. Первые и последние пророки.- Йерушалаим: Мосад Арав КУК, 1975.- 1 002 с.
10. Библия. Современный перевод Библейских текстов.- М.: World Bible Translation Center, 2002.- 1150 с.
11. Щедровицкий Д.В. Введение в Ветхий Завет.- М.: Теревинф, 2001.- 1 088 с.
12. Библейский культурно-исторический комментарий. Часть 1. Ветхий Завет.- СПб.: Мирт, 2003.- 984с.
13. Фрухтенбаум А.Г. Праздники Израиля.- Иерусалим: Керен Ахва Мешихит, 2007.- 280 с.
14. Еврейские праздники и обряды.- Симферополь: Реноме, 2001.- 304 с.
15. Статья №1 "Признак и знамение Второго пришествия Иисуса Христа".
16. Баркли У. Толкование Посланий к галатам, ефесянам, филиппийцам, колоссянам и фессалоникийцам.- Scottdale: Всемирный союз баптистов, 1986.- 447 с.
17. Статья № 5 "Так будет и во дни, когда Иисус Христос явится".
18. Словарь библейских образов.- СПб.: Библия для всех, 2016.- 1 423 с.
19. Мифы народов мира. Энциклопедия. Том 2.- М.: Советская энциклопедия, 1980.- 720 с.
20. Библия для нашей жизни. Новый Завет. Finland, International Bible Society, 1999.- 687с.
21. Статья №8 "Армагеддон".
22. Статья №2 "День Господень".
23. Вуд Леон Дж. Библия и события будущего: Обзор событий последних дней.- СПб.: Библия для всех, 2006.- 213 с.
24. Мэтью Генри. Толкование книг Ветхого Завета.- Netherlands Dutch Reformed Tract Society, 2010.- 784 с.
25. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета, канонические. Современный русский перевод.- М.: Российское библейское общество, 2011.- 1 408 с.
26. Библия. Новый Перевод на Русский Язык.- Herrljunga, Sweden:  Международное Библейское Общество, 2007.- 1 228 с.
27. Баракман Х. Флойд. Практическая христианская теология. Всестороннее исследование основ христианского вероучения.- М.: Ассоциация "Духовное возрождение" ЕХБ, 2002.- 958с.
28. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета в современном русском переводе.- М.: Издательство ББИ, 2015.- 1856 с.
29. Комментарии к Ветхому и Новому Заветам.- Минск: Фонд "Лютеранское культурное наследие", 2007.- 832 с.
30. Славянский библейский комментарий.- Киев: ЕААА, Книгоноша, 2016.- 1840 с.
31. Прокопенко А.В. Вестники Царства: Богословие ветхозаветных пророков.- Харьков: Глобус, 2016.- 414 с.
32. Макдональд. У. Библейские комментарии для христиан.- Bielefeld: CLV, 2009.- 1142 с.