Комментарии к Книге пророка Иоиля. Нашествие саранчи

Пророк Иоиль, в еврейской транскрипции Йоэйл (означает "Яхве есть Бог"), сын Петуэля. Вот всё, что о нём известно достоверно. По не подтверждённому преданию он жил в Иудее (южном царстве) во времена правления царя Азариии, сына Амасии. Иоиль не был священником, вероятно он жил в Иерусалиме [Л.3, 26].

Комментарии к Книге пророка Софонии. День Господень

 Имя пророка Софонии, в евр. транскрипции Цефанйа, означает "тот, кого защищает Яхве" или "Яхве укрывает". Единственный ветхозаветный пророк, родословная которого известна до четвёртого колена, что свидетельствует о знатности его рода. Возможно, Софония праправнук благочестивого Езекии, иудейского царя.
      Цефанйа жил и пророчествовал в Иерусалиме во время правления Иосии [Л.5, 29], являлся современником Иеремии, начавшего своё пророческое служение в 13-й год царствования Иосии [Л.1-4].

Комментарии к Книге пророка Аввакума. Глава 3 - Богоявление

О пророке Аввакуме (евр. Хаваккук, означает "объемлющий") известно немного. Он пророк из Иудеи, современник Иеремии, Софонии, Наума, по-видимому, проповедывал и участвовал в храмовом литургическом пении как левит; получил пророческое видение от Бога, отличался глубокими религиозными убеждениями и поэтическим даром [Л.1-8].

Комментарии к Книге пророка Захарии. Главы 12-14 - Армагеддон

 "Господь вспомнил" или "тот, о ком помнит Яхве" так можно перевести с еврейского языка очень популярное имя Зехарйа. Отец пророка Варахия был сыном главы одного из священнических родов по имени Аддо (Иддо), возвратившихся из вавилонского плена [Л.1, 3-5, 7, 8].
      Вероятно, Захария родился в плену, в детском возрасте вернулся в Иерусалим в 538 г. до Р.Х. [Л.27, 28], во времена первосвященника Иоакима стал главой своего священнического рода [Л.3-7]. Таким образом, Зехарйа служил одновременно священником и пророком, как Иеремия да Иезекииль до него [Л.1, 3-7]. Он жил в одно время с пророком Аггеем [Л.2-7, 9].

Комментарии к Книге пророка Наума. Глава 1 - Гнев Господень

 Имя пророка Наума, в еврейской транскрипции Нахум (означает "утешитель"), является краткой формой имени Неемия ("Яхве утешает"). О пророке и его жизни ничего не известно, кроме того, что он родился или жил в городе Елкосе, местонахождение которого в точности не установлено [Л.1-8].
     Вероятно, Наум являлся потомком переселенцев, уведенных в Ассирию в 722 г. до Р.Х. [Л.3], возможно он не был иудеем [Л.1]. По-видимому, пророк жил в правление иудейского царя Манассии (696-642 г.г.), т.е. был современником Иеремии, Софонии, Аввакума [Л.2-8].

Комментарии к Книге пророка Михея. Глава 4 - Тысячелетнее царство

Широко распространённое имя Михей (евр. Миха) есть сокращённая форма от древнего еврейского имени Михайагу, означает "кто подобен Яхве?".
Пророк Михей родился в небольшом иудейском селении Морешеф-Геф (Морасфит), расположенном в 40 км на юго-запад от Иерусалима, вблизи филистимского города Геф. Он жил во времена правления иудейских царей Иоафама (ок. 750-735 г.г. до Р.Х.), Ахаза (735-715), Езекии (ок. 715-686) [Л.1-8].

Комментарии к Книге пророка Амоса. Глава 8 - Время суда

Пророк Амос (в евр. транскрипции "Амоц", что означает "несущий бремя") родом из города Фекоя (Текоя), расположенном в Иудее, в 16 км на юг от Иерусалима [Л.1-10]. Однако как и пророк Осия он проповедывал в Израиле (Северном царстве), в городе Вефиль, в 19 км на север от Иерусалима [Л.2, 5, 7]. Амос, до призвания Богом на пророческое служение, был человеком простым, связанным с землёй. Пастухом овец, возможно скотоводом [Л.6, 8], сборщиком сикимор [Л.1, 2, 5, 8]. Он не входил в религиозные или политические круги [Л.1-3].

Комментарии к Книге пророка Осии. Стихи 3:4 - 4:6 - Судьба Израиля

О пророке Осии, евр.  "Ошэйа" (означает "помощник" или "спаситель"), сыне Беерии мало что известно достоверно. Он родился, жил и почти 30 лет пророчествовал в Израиле во времена  правления Иеровоама II (793 - 753 г.г. до Р.Х.), в дни иудейских царей Озии, Иоафана, Ахаза, Езекии [Л.1-10], соправителя Ахаза с 729 г. и единовластного правителя с 716 года [Л.7].

Комментарии к Книге пророка Аггея. Стихи 2:6-9 - Последний храм

Один из трёх библейских пророков, включая Захарию и Малахию, живших в VI веке до Р.Х., это Аггей, евр.  "Хаггай" (означает "праздничный"). Он первым начал пророчествовать после возвращения евреев из вавилонского плена [Л.1-10, 19].
       Возможно, Хаггай видел храм Соломона до разрушения  вавилонянами в 586 году  [Л.1, 3, 6, 8, 9],  к его восстановлению  он так настойчиво горячо призывал многие годы спустя.

Комментарии к Книге пророка Малахии. Ст. 3:1-3; 4:1-6 - Пришествие Господа

Последний ветхозаветный пророк, оставивший собрание своих речей, Малахия. В евр. транскрипции "Малахи" означает "Мой посланник" или "Мой вестник". О его происхождении, жизни, смерти ничего неизвестно [Л.1-9].
      Более того, некоторые богословы сомневаются в том, что слово "Малахия" в надписании (Мал.1:1) есть собственное имя, считая его просто указанием на миссию пророка [Л.9]. Другие авторы отстаивают версию "собственного имени" [Л.2-4, 6, 7] или склоняются к ней [Л.5, 8].

Комментарии к Книге пророка Исаии. День Господа (34:1-9, 13:1-13)

     Пророк Исаия, в еврейской транскрипции "Йешайа" (означает "Господь - спасение", точнее "Спасает Яхве"), родился в VIII веке до Р.Х. Жил и нёс служение в Иерусалиме во времена правлений иудейских царей Озии (792-740 г.г.), Иоафама (ок. 750-735), Ахаза (735-715), Езекии (ок.715-686) [Л.1-9].
     Исаия происходил из знатной семьи, возможно был родственником царя Амасии [Л.5]. Имел доступ к царям и первосвященникам; по преданию, связан с царём Озией кровными узами [Л.2, 9]. Вероятно он являлся историографом иудейского двора [Л.5], служил священником, пророчествовал на протяжении минимум 40-а лет, по-видимому, около 55 лет [Л.2, 6, 8]. Его современниками являлись пророки Осия и Михей [Л.3, 4, 9].

Комментарии к Книге пророка Исаии. Великая скорбь (24:17-23, 2:10-22)

Автор работы [Л.1] отмечает. "Исаия предсказывает будущие события, не указывая их точную последовательность и разделяющие их промежутки времени" (стр. 945).  Поэтому как первая статья [Л.2], так и последующие комментарии изложены в хронологической последовательности событий последнего времени.

Комментарии к Книге пророка Исаии. Теофания (30:27-30, 63:1-6, 64:1-3)

Исследуя пророчества, содержащиеся в собрании речей ветхозаветных "малых" пророков ("Терей-Асар"), нельзя не обратить внимание на  выдающееся эсхатологическое событие - Богоявление (теофанию). 
       Термин теофания происходит от двух греческих слов, означающих "Бог" и "показывать". Таким образом, "теофания - это явление божества. Явления Бога отмечены в еврейском Писании как важные события в жизни Израиля" [Л.6].

Комментарии к Книге пророка Исаии. Последствия суда (19:5-8, 24:1-13)

 Основная тема почти всех пророческих книг Библии последний суд на земле, "которым завершится человеческая история" [Л.1, стр. 602], окончится эпоха лукавого безбожного рода сего.
       Многочисленные пророчества нави Йешайа относятся именно к последним дням [Л.2-4]. Трагическим событиям вселенского масштаба, "стихийного массового бедствия, ведущего к страшной катастрофе" [Л.5, стр. 869].
       В данной статье рассмотрим последствия суда Божьего над миром, извратившим путь свой на земле, переполненном злодеяниями. 

Комментарии к Книге пророка Исаии. Армагеддон (29:1-9)

Во время Великой скорби (2:10-22, 19:5-8, 24:1-13), вслед за стихийными бедствиями Дня Господня (Ис.13:13, 24:17-23, 34:1-9),  наступит важное для Израиля событие, - последняя, но продолжительная война с окрестными народами (29:1-9).
       Эсхатологическую войну провидят многие ветхозаветные пророки:

Комментарии к Книге пророка Исаии. Пришествие Господа (40:1-5, 52:7-10, 60:1-3)

 Великая скорбь, она же по содержанию  День Господень,  окончится величайшим событием в истории человечества - пришествием Сына Божьего Иисуса Христа  силе и  славе (Мт.24:21-30). Если мир не идёт к Богу, тогда Бог посетит Своё творение. Об этом знаменательном событии говорил Сам Господь (Мт.24:30, Мк.13:26, Лк. 21:25-28), его видел Иоханан (Отк.1:7, 19:11-21), предсказывали ветхозаветные пророки (например, [Л.1]), в том числе Исаия.

Комментарии к Книге пророка Исаии. Будущность Ам Йисраэль (2:1-4, 4:1-6, 61:5-8)

Какая судьба ожидает народ Израиля в последние дни? После катастрофических событий Дня Господа [Л.1], Великой скорби [Л.2], Теофании [Л.3], Суда над миром [Л.4], победы в Армагеддонской военной кампании [Л.5], пришествия Господа [Л.6]. У многих ветхозаветных пророков можно найти ответ на поставленный вопрос. Но самые подробные предсказания будущего для Ам Йисраэль имеются у нави Йешайа.   

Комментарии к Книге пророка Исаии. Мессианское царство (35:1-10, 66:19-24)

Величайшим грядущим событием в истории всех народов явится День Господень [Л.1], он же Великая скорбь [Л.2], за ним последует возвращение Господа [Л.3, 4] для установления Его царства на земле (Мт.6:10).
       О мессианском царстве [Л.3] говорится как в ТаНаХе, например, Зах.2:10-12, 8:3-8, 14:9, 16-21; Соф.3:9-20; Ам.9:11-15, так в Новом Завете (Отк.11:15, 20:4-6). Нави Исаия, конечно же уделил такой важной теме значительное место в своих пророчествах.   

Комментарии к Книге пророка Иеремии. Великая гибель (4:6-29)

Пророк Иеремия, в еврейской транскрипции "Йирмейа", означает "Йахвэ возвышает" или "Йахвэ отвергает", родился около 657 г. до Р.Х. [Л.1] либо в 645 году [Л.2] в правление нечестивого иудейского царя Манассии (696 - 642 г.г., единолично - с 687 года) [Л.1, 3].
       Йирмейа родился и вырос в небольшом селении священников Анафоф, принадлежавшем колену Вениамина [Л.10]. Посёлок находился примерно в часе хотьбы (4,8 км) на северо-восток от Иерусалима [Л.1, 4]. Отец будущего пророка Хелкия являлся священником [Л.1], членом левитской общины Анафофа [Л.2].

Комментарии к Книге пророка Иеремии. День Господень (25:29-38, 30:5-9)

Тема грядущего грозного Дня Господа является основным содержанием пророчеств многих ветхозаветных нави, как малых [Л.1-4], так больших [Л.5, 6].
    Пророк Йирмейа, призванный Богом к служению (Иер.1:4-8), в уста которого Он вложил слова Свои (ст.9), конечно же пророчествовал об этом Дне суда в последующих главах книги. Так нави продолжает тему дня Господня в главе 4, называя его "великая гибель" [Л.7], а также пишет о нём в главах 25 и 30.

Комментарии к Книге пророка Иеремии. Новый завет (31:31-34, 32:37-42)

По окончании Великой гибели [Л.1], она же День Господень [Л.2], пророк Иеремия предсказывает заключение нового завета с уцелевшим остатком израильского народа (31:31-34, 32:37-42).
       Параллельные стихи о выдающемся эсхатологическом событии можно найти у других ветхозаветных пророков, например, в Иез.20:35-37, 34:23-25, 37:24-26; Ис.55:3, 59:21, 61:6-8; Дан.9:27. Однако лишь в пророчестве Йирмейа говорится о новом завете, его  Адонай заключит с ам Йисраэль.

Комментарии к Книге пророка Иеремии. Теократическое царство (23:1-12, 30:18-22)

Заключение нового завета [Л.1] между Богом и израильским народом (Иер.31:31-34) будет означать наступление теократического царства. Как для Мединат Йисраэль (23:1-12, 30:18-22), так для всех стран [Л.2, 3] и народов на земле (3:17, 16:19). Теократия это "Форма правления, когда один лишь Бог признаётся высшей политической властью, вне зависимости от того, имеет ли Он представителя в лице человека-царя" [Л.15, стр. 1236].

Комментарии к Книге пророка Иезекииля. Меч Яхве (21:1-13)

Пророк Иезекииль, в еврейской транскрипции "Йехэзкэйл" (означает "Бог укрепляет"), родился в 622 г. до Р.Х. [Л.1], жил в Иудее [Л.1-4], являлся внуком нечестивого царя Манасии [Л.4]. После неудавшейся попытки Иудеи восстать против Вавилона, в 597 году его выслали из страны [Л.5-7] с первой партией пленников [Л.3, 8] в количестве 10 000 человек [Л.7, 9], вместе с иудейским царём Иехонией [Л.10, 11].  Иезекииль жил к юго-востоку от Вавилона в селении Тел-Авив, расположенном на берегу реки Ховар [Л.9, 11], протекавшей через город Ниппур [Л.4, 6], находившийся в 100 км от Вавилона [Л.2]. Ему исполнилось 25 лет, когда он попал в плен,  в 30 лет Господь призвал его на служение [Л.4, 9].

Комментарии к Книге пророка Иезекииля. Гибель Египта (30:1-8, 32:5-8)

Главная тема многочисленных ветхозаветных пророчеств грядущий День Господень (Ис.2:10-22, 13:6-13, 24:17-23, 34:1-9; Иер.4:6-29, 25:29-38, 30:5-9; Иоил.1:15-20, 2:1-11, 3:12-16; Соф.1:7-18, 2:1-15, 3:6-8; Ам.5:18-20, 8:8-10; Авв.3:3-12; Наум.1:3-9 и т.д.).
      Пророк Йехэзкэйл также не мог обойти вниманием эсхатологический суд над миром в Йом Адонай. Он раскрывает его содержание через полученное откровение о будущей гибели государства Египет и соседних с ним стран.

Комментарии к Книге пророка Иезекииля. Глава 38 - Нападение полчища гогова на землю.

 Откровение о последнем времени, полученное Иезекиилем, относится к трагическим судьбам Египта [Л.1], Израиля, других стран (7:1-18, 30:1-8).
      Все народы будут наказаны мечом Яхве Элохим [Л.2], Его меч небесный в ножны свои уже никогда не возвратится (21:5). Подробности о самом орудии наказания, о последствиях гнева Всемогущего - содержание 38-й главы. Практически все современные комментаторы относят исполнение пророчества к будущему, например [Л.3-9].

Комментарии к Книге пророка Иезекииля. Поражение армии Гога (39:1-13)

Пророк Иезекииль подробно описал грядущее наказание Богом жителей Израиля (гл.38). Орудием гнева Его послужит крупное планетообразное тело Гог и несметное полчище его [Л.1].  Наказание будет сопровождаться великим землетрясением (38:19). Из-за него обрушатся горы, рухнут скалы, все стены упадут на землю (ст.20, б). Кроме того, с неба прольются град камней, огонь, горящая сера, хлынет всепотопляющий дождь (ст.22, б).

Комментарии к Книге пророка Иезекииля. Господь, Пастырь наш (34:10-15, 23-26)

Немалое число христиан почему-то думают, о грядущем правлении Бога на земле говорится только в Новом Завете, например Отк.11:15, 20:4-6. Однако в ТаНаХе содержится гораздо больше сведений о будущем царстве Господа на земле, эпохе теократии. "Форма правления, когда один лишь Бог признаётся высшей политической властью ..." [Л.20].

Комментарии к Книге пророка Иезекииля. Новое сердце (36:24-30, 37:22-28)

Многие ветхозаветные пророки предсказывают пришествие Адоная, наступление Его царства  на земле (Зах.2:10-12, 8:3-8, 14:9, 16-21; Соф.3:9-20; Ам.9:11-15 и др.; [Л.1-4]). Однако лишь нави Йехэзкэйл оставил подробное описание содержания событий последнего времени, их персонажей и объектов; к ним относятся.
       Пришествие Господа (43:2-7), устройство будущего нового иерусалимского храма (гл.40-43),  храмовые служители (гл.44), земельные наделы для священников, приношения (гл.45, 46), новые достопримечательности Эрец Йисраэль, её границы (гл.47), разделение земли, ворота Йерушалаима (гл.48).

Комментарии к Книге пророка Даниила. Пророческий сон Навуходоносора (2:31-35, 44, 45)

 Даниил, в евр. транскрипции "Даниэйл", означает "Бог - мой судья", родился в конце VII века до Р.Х. в Иудее [Л.1, 25], в знатной еврейской семье [Л.2, 3], по-видимому царского рода [Л.4].
       С первой группой пленных евреев в 605 году Даниєйла увели в Вавилон [Л.1-4], в возрасте 15-и [Л.2, 27] или 16-и [Л.1, 5] лет. После трёхлетнего обучения языку, литературе, математике и музыке [Л.6], юноша начал успешно служить при царском дворе, его служба продолжалась почти 70 лет [Л.1]. Даниил являлся современником пророков Иеремии и Иезекииля [Л.11].

Комментарии к Книге пророка Даниила. Глава 7 - Пророческий сон Даниила.

Верно и точно истолковав сон-откровение вавилонского царя Навуходоносора II, Даниэйл предсказал крушение последнего царства на земле, установление теократического правления (Дан.2:44, 45). Причиной разрушения современной безумной цивилизации послужит камень-скала, появившийся ниоткуда сам собой, отторгнутый от мировой горы без человеческой помощи [Л.1]. Через 50 лет похожий пророческий сон приснился самому Даниилу.

Комментарии к Книге пророка Даниила. Малый рог (8:9-14, 23-27)

Господь Бог открыл нави Даниэйлу судьбу лукавого рода человеческого через сон вавилонского царя Навуходоносора II [Л.1]. Спустя 50 лет подобный сон приснился самому тайновидцу [Л.2]. Оба пророческих сна предсказывают страшные разрушения по всей земле и гибель цивилизации в последние дни. Её сокрушит камень, появившийся ниоткуда, оторвавшийся от архетипа мировой горы без чьей-либо помощи (2:34, 35).

Комментарии к Книге пророка Даниила. Семьдесят седьмин (9:24-27, 12:10-13)

Посылая пророческие сны вавилонскому царю Навуходоносору II [Л.1] и нави Даниэйлу [Л.2, 3], Яхве Элохим передал откровение об отдалённых временах, последних днях гнева Его, о конце определённого времени. Несомненно, Даниила интересовала прежде всего судьба его народа. Как пребывавшего с ним в плену, так оставшегося в Иудее. Поэтому пророк обратился с горячей молитвой к Богу и получил ответ о Его планах относительно Ам Йисраэль, Йерушалаима, Бейт а-Микдаш.   

День Господень