Пророк Иоиль, в еврейской транскрипции Йоэйл (означает "Яхве есть Бог"), сын Петуэля. Вот всё, что о нём известно достоверно. По не подтверждённому преданию он жил в Иудее (южном царстве) во времена правления царя Азариии, сына Амасии. Иоиль не был священником, вероятно он жил в Иерусалиме [Л.3, 26].
Комментарии к Книге пророка Софонии. День Господень

Имя пророка Софонии, в еврейской транскрипции Цефанйа (означает "тот, кого защищает Яхве", "Яхве укрывает"). Единственный ветхозаветный пророк, родословная которого известна до четвёртого колена, что свидетельствует о знатности его рода. Возможно, Софония являлся праправнуком благочестивого Езекии, иудейского царя. Цефанйа жил и пророчествовал в Иерусалиме во время правления царя Иосии [Л.5, 29], являлся современником Иеремии, начавшего своё пророческое служение в 13-й год царствования Иосии [Л.1-4].
Комментарии к Книге пророка Аввакума. Глава 3 - Богоявление

О пророке Аввакуме (евр. Хаваккук, означает "объемлющий") известно немного. Он пророк из Иудеи, современник Иеремии, Софонии, Наума, по-видимому, проповедывал и участвовал в храмовом литургическом пении как левит; получил пророческое видение от Бога, отличался глубокими религиозными убеждениями и поэтическим даром [Л.1-8].
Комментарии к Книге пророка Захарии. Главы 12-14 - Армагеддон

"Господь вспомнил" или "тот, о ком помнит Яхве" так можно перевести с еврейского языка очень популярное имя Зехарйа. Отец пророка Варахия являлся сыном главы одного из священнических родов по имени Аддо ("Иддо"), возвратившихся из вавилонского плена [Л.1, 3-5, 7, 8]. Вероятно, Захария родился в плену, в детском возрасте вернулся в Иерусалим в 538 г. до Р.Х. [Л.27, 28], а во времена первосвященника Иоакима стал главой своего священнического рода [Л.3-7].
Комментарии к Книге пророка Наума. Глава 1 - Гнев Господень

Комментарии к Книге пророка Михея. Глава 4 - Тысячелетнее царство

Широко распространённое имя Михей (евр. Миха) является сокращённой формой от древнееврейского имени Михайагу, означает "кто подобен Яхве?".
Пророк Михей родился в небольшом иудейском селении Морешеф-Геф (Морасфит), расположенном в 40 км на юго-запад от Иерусалима, вблизи филистимского города Геф. Он жил во времена правления иудейских царей Иоафама (ок. 750-735 г.г. до Р.Х.), Ахаза (735-715), Езекии (ок. 715-686) [Л.1-8].
Комментарии к Книге пророка Амоса. Глава 8 - Время суда

Пророк Амос (в евр. транскрипции "Амоц", что означает "несущий бремя") родом из города Фекоя (Текоя), расположенном в Иудее, в 16 км на юг от Иерусалима [Л.1-10]. Однако как и пророк Осия он проповедывал в Израиле (Северном царстве), в городе Вефиль, в 19 км на север от Иерусалима [Л.2, 5, 7]. Амос, до призвания Богом на пророческое служение, был человеком простым, связанным с землёй. Пастухом овец, возможно скотоводом [Л.6, 8], сборщиком сикимор [Л.1, 2, 5, 8]. Он не входил в религиозные или политические круги [Л.1-3].
Комментарии к Книге пророка Осии. Стихи 3:4 - 4:6 - Судьба Израиля

О пророке Осии (евр. "Ошэйа", что означает "помощник" или "спаситель"), сыне Беерии, мало что известно достоверно. Он родился, жил и пророчествовал в Израиле во времена правления Иеровоама II (793 - 753 г.г. до Р.Х.), в дни иудейских царей Озии, Иоафана, Ахаза, а также Езекии [Л.1-9], соправителя Ахаза с 729 г. и единовластного правителя с 716 года [Л.7].
Комментарии к Книге пророка Аггея. Стихи 2:6-9 - Последний храм

Комментарии к Книге пророка Малахии. Ст. 3:1-3; 4:1-6 - Пришествие Господа

Последним ветхозаветным пророком, оставившим собрание своих речей, является Малахия. В евр. транскрипции "Малахи" означает "Мой посланник" или "Мой вестник". О его происхождении, жизни и смерти ничего не известно [Л.1-9].
Более того, некоторые богословы сомневаются в том, что слово "Малахия" в надписании (Мал.1:1) это собственное имя, считая его просто указанием на миссию пророка [Л.9]. Другие авторы отстаивают версию "собственного имени" [Л.2-4, 6, 7] или склоняются к ней [Л.5, 8].
Комментарии к Книге пророка Исаии. День Господа (34:1-9, 13:1-13)

Комментарии к Книге пророка Исаии. Великая скорбь (24:17-23, 2:10-22)

Комментарии к Книге пророка Исаии. Теофания (30:27-30, 63:1-6, 64:1-3)

Комментарии к Книге пророка Исаии. Последствия суда (19:5-8, 24:1-13)

Главной темой почти всех пророческих книг Библии является последний суд на земле, "которым завершится человеческая история" [Л.1, стр. 602], эпоха лукавого рода сего.
Многочисленные пророчества нави Йешайа относятся именно к последним дням [Л.2-4]. Трагическим событиям вселенского масштаба, "стихийного массового бедствия, ведущего к страшной катастрофе" [Л.5, стр. 869]. В данной статье рассмотрим последствия суда Божьего над миром, извратившим путь свой на земле, переполненном злодеяниями.
Комментарии к Книге пророка Исаии. Армагеддон (29:1-9)

По окончании стихийных бедствий Дня Господа (Ис.13:13, 24:17-23, 34:1-9), во время Великой скорби (2:10-22, 19:5-8, 24:1-13) произойдёт важное для Израиля событие - продолжительная война с окрестными народами (29:1-9). Эсхатологическую последнюю войну провидят многие ветхозаветные пророки ...
Комментарии к Книге пророка Исаии. Пришествие Господа (40:1-5, 52:7-10, 60:1-3)

Великая скорбь, она же по содержанию День Господень, окончится величайшим событием в истории человечества - пришествием Сына Божьего Иисуса Христа в славе и силе. Если мир не идёт к Богу, тогда Бог посетит Своё творение. Об этом знаменательном событии говорил Сам Господь (Мт.24:30, Мк.13:26, Лк. 21:25-28), его видел Иоханан (Отк.1:7, 19:11-21), предсказывали ветхозаветные пророки [Л.1], в том числе Исаия.
Комментарии к Книге пророка Исаии. Будущность Ам Йисраэль (2:1-4, 4:1-6, 61:5-8)

Комментарии к Книге пророка Исаии. Мессианское царство (35:1-10, 66:19-24)

Величайшими событиями в истории всех народов явятся День Господа [Л.1] и Великая скорбь [Л.2]. А также последующее за ними пришествие Бога [Л.3, 4] для установления Его царства на земле. Об этом царстве [Л.3] говорится как в ТаНаХе, например, Зах.2:10-12, 8:3-8, 14:9, 16-21; Соф.3:9-20; Ам.9:11-15, так в Новом Завете (Отк.11:15, 20:4-6). Нави Исаия, конечно же уделил такой важной теме значительное место в своих пророчествах.
Комментарии к Книге пророка Иеремии. Великая гибель (4:6-29)

Комментарии к Книге пророка Иеремии. День Господень (25:29-38, 30:5-9)

Комментарии к Книге пророка Иеремии. Новый завет (31:31-34, 32:37-42)

Комментарии к Книге пророка Иеремии. Теократическое царство (23:1-12, 30:18-22)

Комментарии к Книге пророка Иезекииля. Меч Яхве (21:1-13)

Комментарии к Книге пророка Иезекииля. Гибель Египта (30:1-8, 32:5-8)

Комментарии к Книге пророка Иезекииля. Глава 38 - Нападение полчища гогова на землю.

Откровение о последнем времени, полученное Иезекиилем, относится к трагическим судьбам Египта [Л.1], Израиля, других стран (7:1-18, 30:1-8). Все они будут наказаны мечом Яхве Элохим [Л.2], этот меч в ножны свои уже никогда не возвратится (21:5). Подробности как о самом орудии наказания, так последствиях гнева Всемогущего являются содержанием 38-й главы. Практически все современные комментаторы относят исполнение пророчества к будущему, например [Л.3-9].
Комментарии к Книге пророка Иезекииля. Поражение армии Гога (39:1-13)

Комментарии к Книге пророка Иезекииля. Господь, Пастырь наш (34:10-15, 23-26)

Многие христиане почему-то считают, о грядущем правлении Бога на земле говорится только в Новом Завете, например Отк.11:15, 20:4-6. Однако в ТаНаХе содержится гораздо больше сведений о будущем царстве Господа на земле, эпохе теократии. "Форма правления, когда один лишь Бог признаётся высшей политической властью ..." [Л.20].
Комментарии к Книге пророка Иезекииля. Новое сердце (36:24-30, 37:22-28)

Комментарии к Книге пророка Даниила. Пророческий сон Навуходоносора (2:31-35, 44, 45)

Даниил, в евр. транскрипции "Даниэйл" (означает "Бог - мой судья") родился в конце VII века до Р.Х. в Иудее [Л.1, 25], в знатной еврейской семье [Л.2, 3], по-видимому царского рода [Л.4]. С первой группой пленных евреев в 605 году Даниила увели в Вавилон [Л.1-4], в возрасте 15-и [Л.2, 27] или 16-и [Л.1, 5] лет. После трёхлетнего обучения языку, литературе, математике и музыке [Л.6], юноша стал успешно служить при царском дворе, его служба продолжалась почти 70 лет [Л.1]. Даниэйл являлся современником пророков Иеремии и Иезекииля [Л.11].
Комментарии к Книге пророка Даниила. Глава 7 - Пророческий сон Даниила.

Верно и точно истолковав сон-откровение вавилонского царя Навуходоносора II, Даниэйл предсказал крушение последнего царства на земле, установление теократического правления (Дан.2:44, 45). Причиной разрушения современной безумной цивилизации послужит камень-скала, появившийся ниоткуда сам собой, отторгнутый от мировой горы без человеческой помощи [Л.1]. Через 50 лет похожий пророческий сон приснился самому Даниилу.
Комментарии к Книге пророка Даниила. Малый рог (8:9-14, 23-27)

Господь Бог открыл нави Даниэйлу судьбу лукавого рода человеческого через сон вавилонского царя Навуходоносора II [Л.1]. Спустя 50 лет подобный сон приснился самому тайновидцу [Л.2]. Оба пророческих сна предсказывают страшные разрушения по всей земле и гибель цивилизации в последние дни. Её сокрушит камень, появившийся ниоткуда, оторвавшийся от архетипа мировой горы без чьей-либо помощи (2:34, 35).
Комментарии к Книге пророка Даниила. Семьдесят седьмин (9:24-27, 12:10-13)

Посылая пророческие сны вавилонскому царю Навуходоносору II [Л.1] и самому Даниэйлу [Л.2, 3], Яхве Элохим передал откровение об отдалённых временах, последних днях гнева Его, о конце определённого времени. Несомненно, Даниила интересовала прежде всего судьба его народа. Как пребывавшего с ним в плену, так оставшегося в Иудее. Поэтому нави обратился с горячей молитвой к Богу и получил ответ о Его планах относительно Ам Йисраэль, Йерушалаима, Бейт а-Микдаш.