Пророк Иоиль, в еврейской транскрипции Йоэйл (означает "Яхве есть Бог"), сын Петуэля, вот всё, что о нём известно достоверно. По не подтверждённому преданию, он жил в Иудее (южном царстве) в период правления царя Азариии, сына Амасии. Иоиль не был священником, вероятно, обитал в Иерусалиме [Л.3, 26].
Комментарии к Книге пророка Софонии. День Господень
Имя Софония, в евр. транскрипции Цефанйа, означает "тот, кого защищает Яхве" или "Яхве укрывает". Единственный ветхозаветный пророк, родословная которого известна до четвёртого колена, что свидетельствует о знатности его рода. Возможно, Цефанйа праправнук благочестивого Езекии, иудейского царя.
Нави жил и пророчествовал в Иерусалиме во время правления Иосии [Л.5, 29], являлся современником Иеремии, начавшего служение в 13-й год царствования Иосии [Л.1-4].
Комментарии к Книге пророка Аввакума. Глава 3 - Богоявление
О нави Аввакуме, евр. Хаваккук (означает "объемлющий"), известно немного. Родом из Иудеи, современник Иеремии, Софонии, Наума; по-видимому, проповедывал, участвовал в храмовом литургическом пении как левит. Получил и записал пророческое видение, отличался глубокими религиозными убеждениями и поэтическим даром [Л.1-8].
Комментарии к Книге пророка Захарии. Главы 12-14 - Армагеддон
"Господь вспомнил" или "тот, о ком помнит Яхве", так можно перевести с евр. языка популярное имя Зехарйа. Его отец Варахия был сыном главы одного из священнических родов по имени Аддо (Иддо), возвратившихся из вавилонского плена [Л.1, 3-5, 7, 8].
Очевидно, будущий пророк родился в плену, в детском возрасте вернулся в Иерусалим в 538 г. до Р.Х. [Л.27, 28], в дни первосвященника Иоакима стал главой священнического рода [Л.3-7]. Таким образом, нави нёс служение священника и пророка, одновременно, как Иеремия да Иезекииль до него [Л.1, 3-7]; он являлся современником Аггея [Л.2-7, 9].
Комментарии к Книге пророка Наума. Глава 1 - Гнев Господень
Комментарии к Книге пророка Михея. Глава 4 - Тысячелетнее царство
Широко распространённое имя Михей (евр. Миха) есть сокращённая форма от древнего еврейского имени Михайагу, означает "кто подобен Яхве?".
Пророк родился в небольшом иудейском селении Морешеф-Геф (Морасфит), расположенном в 40 км на юго-запад от Иерусалима, вблизи филистимского города Геф. Он жил во времена правления иудейских царей Иоафама (ок. 750-735 г.г. до Р.Х.), Ахаза (735-715), Езекии (ок. 715-686) [Л.1-8].
Комментарии к Книге пророка Амоса. Глава 8 - Время суда
Амос, в евр. транскрипции "Амоц" (означает "несущий бремя"), родом из города Фекоя (Текоя), расположенном в Иудее, 16 км на юг от Иерусалима [Л.1-10]. Однако как и Осия, он проповедывал в Израиле (северном царстве), в городе Вефиль, 19 км на север от Иерусалима [Л.2, 5, 7].
До призвания Богом на пророческое служение Амоц жил обычной жизнью, связанной с землёй; пастух овец, возможно скотовод [Л.6, 8] или сборщик сикимор [Л.1, 2, 5, 8]. Он не входил в религиозные или политические круги [Л.1-3].
Комментарии к Книге пророка Осии. Стихи 3:4 - 4:6 - Судьба Израиля
Осия, евр. "Ошэйа", что означает "помощник" или "спаситель", сын Беерии, вот всё, что известно достоверно. Родился, жил и почти 30 лет пророчествовал в Израиле в правление Иеровоама II (793 - 753 г.г. до Р.Х.), в дни иудейских царей Озии, Иоафана, Ахаза, Езекии [Л.1-10], соправителя Ахаза с 729 г., единовластного правителя с 716 года [Л.7].
Комментарии к Книге пророка Аггея. Стихи 2:6-9 - Последний храм
Комментарии к Книге пророка Малахии. Ст. 3:1-3; 4:1-6 - Пришествие Господа
Последний ветхозаветный пророк, оставивший собрание своих речей, Малахия. В евр. транскрипции "Малахи" означает "Мой посланник" или "Мой вестник"; о его рождении, жизни, смерти ничего неизвестно [Л.1-9].
Более того, некоторые богословы сомневаются в том, что слово "Малахия" в надписании (Мал.1:1) собственное имя, считая его просто указанием на миссию нави [Л.9]. Другие, отстаивают версию "собственного имени" [Л.2-4, 6, 7] или склоняются к ней [Л.5, 8].
Комментарии к Книге пророка Исаии. День Господа (34:1-9, 13:1-13)
Комментарии к Книге пророка Исаии. Великая скорбь (24:17-23, 2:10-22)
Комментарии к Книге пророка Исаии. Теофания (30:27-30, 63:1-6, 64:1-3)
Комментарии к Книге пророка Исаии. Последствия суда (19:5-8, 24:1-13)
Основная тема почти всех пророческих книг Библии будущий суд, "которым завершится человеческая история" [Л.1, стр. 602], окончится эпоха отпавшего от Бога рода сего.
Многочисленные предсказания Исаии тоже относятся к последним дням [Л.2-4], фатальным перипетиям вселенского масштаба, "стихийного массового бедствия, ведущего к страшной катастрофе" [Л.5, стр. 869].
Комментарии к Книге пророка Исаии. Армагеддон (29:1-9)
В период Великой скорби (2:10-22, 19:5-8, 24:1-13), вслед за стихийными бедствиями Дня Господня (Ис.13:13, 24:17-23, 34:1-9), наступит важное для Израиля событие, заключительная стадия исторической вооружённой борьбы с окрестными народами (29:1-9).
Последнюю войну провидят многие ветхозаветные нави:
Комментарии к Книге пророка Исаии. Пришествие Господа (40:1-5, 52:7-10, 60:1-3)
Новозаветная Великая скорбь, она же, по содержанию, День Господень, окончится величайшим событием в истории, возвращением Спасителя в силе и славе (Мт.24:21-30).
Если мир не идёт к Богу, то Он посетит Своё творение. О чём говорит Учитель (Мт.24:30, Мк.13:26, Лк. 21:25-28), Его видел Иоханан (Отк.1:7, 19:11-21), предсказывали библейские нави ([Л.1]), в т.ч. Исаия.
Комментарии к Книге пророка Исаии. Будущность Ам Йисраэль (2:1-4, 4:1-6, 61:5-8)
Комментарии к Книге пророка Исаии. Мессианское царство (35:1-10, 66:19-24)
Величайшее грядущее событие в истории всех стран - День Господень [Л.1], он же, великая гибель (Иер.4:6) и новозаветная Великая скорбь (Мт.24:21, 22). Затем торжественно возвратится Господь [Л.3, 4], для мирового правления (6:10, Отк.11:15).
О теократии [Л.3] сообщается как в ТаНаХ, например, Зах.2:10-12, 8:3-8, 14:9, 16-21; Соф.3:9-20; Ам.9:11-15, так в Брит Хадаша (Отк.11:15, 20:4-6). Исаия конечно же уделил важнейшей теме значительное место в пророчествах.
Комментарии к Книге пророка Иеремии. Великая гибель (4:6-29)
Комментарии к Книге пророка Иеремии. День Господень (25:29-38, 30:5-9)
Комментарии к Книге пророка Иеремии. Новый завет (31:31-34, 32:37-42)
Комментарии к Книге пророка Иеремии. Теократическое царство (23:1-12, 30:18-22)
Комментарии к Книге пророка Иезекииля. Меч Яхве (21:1-13)
Комментарии к Книге пророка Иезекииля. Гибель Египта (30:1-8, 32:5-8)
Комментарии к Книге пророка Иезекииля. Глава 38 - Нападение полчища гогова на землю.
Откровение о грядущих катаклизмах, полученное Иезекиилем, относится к трагическим судьбам Египта [Л.1], Израиля, других стран (7:1-18, 30:1-8). Все народы покарает небесный меч Яхве Элохим [Л.2], который в ножны свои уже никогда не возвратится (21:5).
Подробности о самом оружии, последствиях гнева Божьего содержатся в 38-й главе. Практически все современные комментаторы относят исполнение пророчества к далёкому будущему, например [Л.3-9].
Комментарии к Книге пророка Иезекииля. Поражение армии Гога (39:1-13)
Комментарии к Книге пророка Иезекииля. Господь, Пастырь наш (34:10-15, 23-26)
Немалое число христиан почему-то считают, о грядущем правлении Господа на земле сообщается только в Новом Завете, например, Отк.11:15, 20:4-6. Однако в ТаНаХе содержится гораздо больше сведений о будущей эпохе теократии. "Форма правления, когда один лишь Бог признаётся высшей политической властью ..." [Л.20].
Комментарии к Книге пророка Иезекииля. Новое сердце (36:24-30, 37:22-28)
Комментарии к Книге пророка Даниила. Пророческий сон Навуходоносора (2:31-35, 44, 45)
Даниил, в евр. транскрипции "Даниэйл", означает "Бог - мой судья", родился в конце VII века до Р.Х. [Л.1, 25], в знатной иудейской семье [Л.2, 3], по-видимому, царского рода [Л.4].
С первой группой пленных евреев в 605 г. будущего пророка увели в Вавилон [Л.1-4], в возрасте 15-и [Л.2, 27] или 16-и [Л.1, 5] лет. Окончив трёхлетнее обучение языку, литературе, математике и музыке [Л.6], юноша успешно исполнял обязанности при царском дворе, его служба продолжалась почти 70 лет [Л.1]. Даниил современник Иеремии и Иезекииля [Л.11].
Комментарии к Книге пророка Даниила. Глава 7 - Пророческий сон Даниила.
Верно истолковав сон-откровение вавилонского царя Навуходоносора II, пророк предсказал крушение всех царств человеческих, установление теократии (Дан.2:44, 45).
Причиной разрушения безумной цивилизации, пожирающей свою планету, окажется необычный камень-скала, появившийся ниоткуда сам собой, отторгнутый от мировой горы без человеческой помощи [Л.1]. Примерно через 50 лет похожий вещий сон посетил самого Даниила.
Комментарии к Книге пророка Даниила. Малый рог (8:9-14, 23-27)
Через сон вавилонского царя Навуходоносора II , Господь открыл нави Даниилу судьбу рода человеческого [Л.1]. Спустя 50 лет нечто подобное приснилось ему самому [Л.2].
Два сна предсказывают катастрофические разрушения по всей земле, гибель отвернувшейся от Бога цивилизации в последние дни. Землю сокрушит необычный камень, появившийся ниоткуда, оторвавшийся от архетипа мировой горы без чьей-либо помощи (2:34, 35).
Комментарии к Книге пророка Даниила. Семьдесят седьмин (9:24-27, 12:10-13)
Через пророческие сны вавилонского царя Навуходоносора II [Л.1] и Даниэйла [Л.2, 3], Яхве Элохим послал откровение об отдалённых событиях, днях гнева Его, конце эпохи.
Несомненно, ветхозаветного нави прежде всего интересовала судьба соплеменников, как пребывавших с ним в плену, так оставшихся в Иудее. Он обратился с горячей молитвой к Богу (Дан.9:4-19) и получил ответ о Его планах относительно ам Йисраэль, Йерушалаима, Бейт а-Микдаш.