Комментарии к Книге пророка Иеремии. Великая гибель (4:6-29)

"Выставьте знамя к Сиону, бегите, не останавливайтесь; ибо
Я приведу от севера бедствие и великую гибель" (Иер. 4:6)
 

1. Вступление

     Пророк Иеремия, в еврейской транскрипции "Йирмейа" (означает "Йахвэ возвышает" или "Йахвэ отвергает"), родился около 657 г. до Р.Х. [Л.1] либо в 645 году [Л.2], в правление нечестивого иудейского царя Манассии (696 - 642 г.г., единолично - с 687 года) [Л.1, 3].
     Йирмейа родился и вырос в небольшом селении священников Анафоф, принадлежавшем колену Вениамина [Л.10]. Посёлок находился примерно в часе хотьбы (4,8 км) на северо-восток от Иерусалима [Л.1, 4]. Его отец Хелкия являлся священником [Л.1], членом левитской общины Анафофа [Л.2].
    Пророческое служение Иеремии началось с 627 года, т.е. ещё во время правления благочестивого царя Иосии (640 - 609 г.г. до Р.Х.) [Л.5, 6], на 13-й год его царствования [Л.3, 7, 8, 10]. Трудное и даже опасное для жизни служение пророка продолжалось во время правления последующих иудейских царей: Иоахаза (609 г.), Иоакима (609-598 г.г.), Иехонии (597 г.), Седекии (597-586 г.г.) [Л.9, 10].
    После захвата Иерусалима вавилонянами, убийства заговорщиками наместника Годолии, Иеремию заставили бежать с остатком иудеев в Египет (около 584 года) [Л.1]. Возможно его служение продолжалось до 582 г. [Л.2] либо до 580 г. [Л. 3] или даже до 570 г. [Л.7], т.е. скорее всего 50 лет [Л.5].
     По преданию, пророка побили камнями иудеи, жившие в египетском городе Тафнис [Л.1, 30].  Ему тогда было около 80 лет [Л.3, 5], либо  Йирмейа умер даже 85-90 лет в Вавилоне, после захвата вавилонянами Египта в 568-567 годах [Л.7].
    Время написания книги. Писец Варух повторно записал пророчества Иеремии в 605 г. до Р.Х., однако время завершения книги неизвестно [Л.3]. Вероятно в 585 году, с добавлением последней главы после 561 года одним из учеников пророка [Л.2].
     Композиция ст.4:6-29. Многие богословы считают книгу антологией избранных речей Йирмейа и его учеников, в ней отсутствует хронологическая последовательность пророчеств [ Л.2, 6, 7, 9, 30]. По этой причине все настоящие статьи с комментариями на эсхатологические пророчества Иеремии изложены последовательно.
     Композиция первой темы "Великая гибель" (4:6-29) очень похожа на композицию книг нави Иоиля и Софонии, она выглядит следующим образом.
         1. Введение, предупреждающее о бедствии (4:6).
         2. Изложение главной темы - Великая гибель:
             а) совет жителям городов плакать да рыдать (4:7-10);
             б) жгучий ветер суда (4:11-13).
         3. Отступление  для призыва к покаянию (4:14-18).
         4. Продолжение описания событий великой гибели:
             а) ощущения, видение и выводы пророка (4:19-22);
             б) вид разорённой да опустошенной земли (4:22-26).
         5. Заключение, подтверждающее истинность пророчества (4:27-29).
     Главная тема. Великая гибель, она же День Господень или новозаветная Великая скорбь. Эсхатологическое время, когда Йахвэ разорит всю землю за грехи жителей её.
     Цель написания. Побудить слушателей и читателей вернуться к Господу, чтобы не открылся гнев Его по причине зла, от нечестия людей (4:4).
     Содержание. Йирмейа предупреждает народ иудейский о будущей великой гибели (4:6) от истребителя народов (ст.7), из-за ярости гнева Эль Шаддай (ст.8). Никто не сможет избежать посланного Им жгучего ветра суда (4:9-13).
    Поэтому провидец призывает злых к покаянию, чтобы спаслись (4:14). Он уже слышит гибельную весть (ст.15), видит врага (ст.16, 17, 21) и даже на себе ощущает последствия нападения (ст.19). Ибо нечестие поразило соплеменников его, они не знают Бога своего (4:18, 22).
    Что же внутренним взором видит Иеремия? Разорённую землю, отсутствие света на небе (4:23), дрожащие горы, колеблющиеся холмы (ст.24), исчезновение людей да птиц (ст.25), превращение в пустыню плодородного края, разрушение всех городов (4:6, 20, 26, 29).
     Однако полностью земля не будет уничтожена (4:27). Она заплачет многодневными дождями, ибо над ней почернеет небо (ст.28). На период бедствий люди уйдут в горы, покинут города, в них не останется ни одного жителя (ст.29).
     Проблемы толкования. Относится ли пророчество Иеремии о Великой гибели к периоду вавилонского нашествия или нет. Предсказание следует воспринимать буквально либо как поэтическую гиперболу. Каким образом толковать стих 4:10.

2. Предупреждение о бедствии (4:6, 7)

    Нави Йирмейа, обращаясь к слушателям, побуждает их вернуться к Господу, удалив мерзости свои (4:1). В противном случае гнев Его откроется как огонь, "по причине злых наклонностей ваших ("за все злодеяния" [Л.11])" (ст.4).
     Понимая, что его призыву никто не последует, всё же пророк предупреждает о будущем наказании от Йахвэ.

   "Выставьте ("Поднимите") знамя к Сиону, бегите (чтобы бежали и спасали жизнь), не останавливайтесь ("без промедленья!"); ибо Я приведу (посылаю) от севера бедствие и великую (страшную, "лютую") гибель" (4:6; в скобках: текст из [Л.12], в кавычках - из [Л.13]).

   Ожидает ли Великая гибель ("великое разрушение" [Л.27]) только Ам Йисраэль? Нет. Страшные разрушения, уничтожение имущества, массовая смерть от стихийных бедствий поразят все народы, всех, повернувшихся к Богу спиной, а не лицом. Так предсказывают ветхозаветные пророки [Л.14-17].
     Бедствие от севера пошлёт Эль Шаддай, в виде сверхъестественного истребителя народов.

   "Выходит ("поднялся") лев из своей чащи, и выступает истребитель (разоритель, "губитель") народов: он выходит из своего места (Оставил он пределы свои), чтобы землю твою сделать пустынею (обратить в развалины); города твои будут разорены (превратятся в руины), останутся без жителей" (4:7; в скобках: текст из [Л.27], в кавычках - из [Л.18]).

     Что имеет в виду Йирмейа, используя выражение "истребитель народов"? ("той, хто нищить народи" [Л.31]). Авторы толкования [Л.2] полагают "армия Навуходоносора". Такого мнения, это "вавилоняне", "халдейский народ", "символ Вавилонской империи" придерживаются  другие богословы [Л.4 -7, 27, 28]. Хотя Нововавилонское царство находилось на востоке от Иудеи, а не на севере.
     Вероятно, в ближайшей перспективе нави действительно провидел вавилонское нашествие и разорение Йеуды.
    Однако, судя по контексту (4:23-26), пророчество окончательно сбудется только в эсхатологическое время Великой гибели от севера.
   "В своих посланиях пророки часто начинали с местной ситуации, а потом описывали то, что Бог совершит в последнее время" [Л.4, стр. 700].
     Будущего таинственного губителя народов Иеремия уподобляет дикому животному (льву). То же самое делают Даниэйл, Ийов, Йехэзкэйл, новозаветный Иоханан ([Л.19], рис.1), считая образ земного зверя воплощением небесного архетипа.
   Пророки наделяют неизвестный неодушевлённый объект (камень Даниила) признаками реального или мифологического животного. Ибо мифологическое мышление в Древнем мире [Л.8, стр. 18] предполагало, за всем неживым скрывается живое.

3. Советы пророка (4:8-10)

    Твёрдо уверенный в осуществлении предсказаний о будущей великой гибели, Йирмейа даёт читателям пророчества такие советы.

    "Посему препояшьтесь вретищем (оденьтесь в дерюгу), плачьте ("причитайте") и рыдайте, ибо ярость ("пламя") гнева Господня не отвратится от нас (не минует нас)" (4:8; в скобках: текст из [Л.11], в кавычках - из [Л.18]).

    Одеваться во вретище, одежду из грубого волокна, полагалось "в знак траура, покаяния или покорности"  [Л.3], а также в дни памяти национальных бедствий [Л.8]. В этот раз причитать, рыдать, звать плакальщиц придётся из-за палящего [Л.13] гнева. Как считает нави, гнев Господень "не минует нас" [Л.11].
    "Горько возопиёт ("зарыдает"  [Л.11]) тогда и самый храбрый!" (Соф.1:14, в), предупреждает другой пророк, Цефанйа. Иеремия же объясняет почему.

   "И будет в тот день, говорит Господь, замрёт ("дрогнут", будет трепетать) сердце у царя и сердце у князей (вельмож); и ужаснутся священники ("потрясены", в ужасе будут), и изумятся (оцепенеют, "онемеют") пророки" (4:9; в скобках: текст из [Л.11], в кавычках - из [Л.27]).

   Словосочетанием "в тот день" ветхозаветные нави указывали на День Господень [Л.15-17, 26]. Время суда, великой гибели и скорби, когда внезапные физиологические расстройства поразят правителей, вельмож, священников, пророков (4:9); весь народ, всех жителей земли (Ис.24:1-3).
     У них начнёт трепетать сердце, оцепенеет тело, внезапно охватит ужас (Иер.4:9, 19, 15:8); сотрясаются кости, подкашиваются ноги (23:9), волнуется внутренность (4:19, Плач.1:20); трясутся чресла (Ис.21:3), колени (Наум.2:10), дрожат руки (Иез.7:27) да губы (Авв.3:16).

    "И сказал я: "О Господи, Боже! Неужели сказал Ты неправду этому народу (как же сильно Ты обманул), жителям Иерусалима, обещав им, что мир наступит? Неужели меч поразит их насмерть?" (4:10, пер. [Л.11]; в скобках, текст из [Л.13]).

    Потрясённый видением, ощутив на себе, как и другие пророки, загадочные физиологические последствия ярости гнева Господня [Л.20], Йирмейа обращается к Йахвэ Элохим с дерзким вопросом (4:10).
     Здесь возникает противоречие между безгрешностью Бога и недоумением Его пророка. "Иеремия приписывает ложное обещание Самому Богу" [Л.29, стр. 863]. Упрёк нави справедлив, если в предыдущих (4:6-9), а также последующих стихах, например 23-26, речь о близком нападении вавилонян.
     Однако провидец напрасно сомневался в правдивости обещаний Адоная, так как откровение 4:6-29 относится к очень далёкому событию, к  Великой гибели. Эсхатологическому времени, когда меч Йахвэ поразит "всех живущих на земле" (25:29).
      Меч Господень не вышел из ножен даже даже через 2 500 лет после смерти Иеремии ... но обязательно появится (Ис.66:16).
     "Бог не человек, чтоб Ему лгать, и не сын человеческий, чтоб Ему изменяться (не передумает). Он ли скажет, и не сделает? будет говорить (Пообещает), и не исполнит?" (Числ.23:19; в скобках, уточнения из [Л.11]).

4. Жгучий ветер суда (4:11, 12)

     Великую гибель от севера (4:6) принесёт истребитель народов (ст.7), орудие палящего гнева Всемогущего (ст.8). Опустошит же землю невиданный жгучий ветер.

   "В то время сказано будет народу сему и Иерусалиму: жгучий (Палящий) ветер несётся с высот пустынных ("с голых вершин в пустыне") на путь ("в сторону") дочери народа Моего, не (нежный ветер) для веяния и не для очищения (от плевел зерно)" (4:11; в скобках: текст из [Л.12], в кавычках - из [Л.13]).

     О каком будущем жгучем (ст.11), могучем (ст.12), небывалом ветре говорит Йирмейа? "Вторжение врагов пророк сравнивает с буйством жгучего ветра пустыни ..." [Л.2]. Однако такое мнение ошибочно. Наоборот, жгучий ("палящий" [Л.12]) ветер Господа, нави сравнивает с нашествием вражеской армии (4:13, 5:15-17, 6:22-24).
    Пророк Хаваккук утверждает, жгучий ветер не имеет к людям никакого отношения (Авв.3:3-6), так как идёт "по стопам Его" (ст.5). Оттого автор [Л.26] предполагает. "Наверное, здесь имеется в виду сирокко, сухой, жаркий и разрушительный восточный ветер" (стр.108), "горячий и сухой ветер, несущий песок и пыль" [Л.28, стр. 447].
    Йешайа, описывая Богоявление, называет стремительное движение горячего воздуха "пламенем всепожирающего огня" (Ис.29:6) и "дуновение Господа", зажигающее дрова! (30:33). Такой палящий очень сильный ветер мгновенно превратит цветущую землю в опустошенную степь (Иоил.2:3, рис. 2).
 
   "(Тот ветер жгучий - он от Меня идёт) слишком он сильный! По воле Моей он примчится - вот тогда Мой суд Я совершу над ними!" (4:12, пер. [ Л.11]; в скобках, текст из [Л.12]).

      Да, палящий ветер Господень "слишком он сильный!"; гораздо горячее, быстрее, разрушительнее сирокко.
    Ибо речь о жгучей высокотемпературной (до 700 000 ºС) ударной волне из газов, минеральной пыли, песка, движущейся со сверхзвуковой скоростью [Л.21].
    Вот, тогда совершится суд Божий над народами, придёт "от севера бедствие" да великая гибель (4:6). Как обещает Всемогущий.
    "И сделаю Иерусалим грудою камней (развалин), жилищем (логовом) шакалов, и города Иудеи сделаю пустынею, (оставлю) без жителей" (9:11; в скобках, текст из [Л.13].

5. Армия возмездия (4:13, 14)

    Эсхатологический жгучий палящий ветер суда Иеремия сравнивает со стремительным нашествием беспощадной вражеской армии, разоряющей жителей земли.

   "Вот, поднимается он подобно облакам (подобно туче), и колесницы его - как вихрь ("ураган" [Л.13], "буря" [Л.18]), кони его быстрее орлов; горе нам! ибо мы будем разорены (мы погибли!)" (4:13; в скобках, текст из [Л.11]).

    Ударная волна "поднимается" от места импакта, действительно, подобно огромной "туче" (ст.13, а) из раскалённых газов, каменной пыли, песка. Это "облако", перемещаясь по земле с огромной скоростью, напоминает пророку тучу пыли от колесниц (ст.13, б), несущихся на сражение.
     Потому что "быстро вращающиеся колёса колесниц могли поднять облако пыли, как при вихре или песчаной буре" [Л.25, стр. 147]. Крупные же предметы, подхваченные мощной ударной волной, летят словно орлы, но гораздо "быстрее орлов" (ст.13, в).
      В итоге, вершины холмов и гребни гор станут голыми (4:11; Ис.42:15, Ам.1:2). "По голым гребням пустынных гор ("холмам пустыни" [Л.11]) несутся опустошители. Пожирает Господень меч от края и до края земли ..." (Иер.12:12, пер. [Л.13]).
     Таким образом, Йирмейа, в знакомых слушателям терминах человеческих военных соединений, рассказывает о необычной армии опустошителей Йахвэ (4:29, 5:15-18, 6:22-24, 12:12) . Ведь библейская символика всегда основывается на реальных физических характеристиках [Л.25, стр. 134].
     Удивительно, но главной особенностью небесной армии, поднимающейся с севера "от краёв земли" (6:22), является всего лишь ОДИН футляр для стрел. "Колчан его - как открытый гроб" (5:16; точнее "гробница" [Л.13]). 

     Открытый тёмный круглый вход в гробницу, высеченную в скале [Л.3], пророк сравнивает с таинственным радиантом метеорного потока на севере (рис.3).
     Из него вылетают раскалённые стрелы мелких метеорных тел, крепкие копья да мечи болидов [Л.23].
   "Они съедят весь урожай твой, всю еду и уничтожат сыновей и дочерей; они съедят твои отары и стада, твой виноград и смоквы. Они разрушат крепкими мечами все города, в которых ты уверен" (5:17, пер. [Л.12]).
     Горе всем жителям земли от нашествия невиданной всеядной армии, "мы будем разорены" (4:13).
    Ибо Яхве Цеваот пошлёт "от севера бедствие и великую гибель" (ст.6, б), а именно, "кипящий котёл, с севера он нависает" (1:13, пер. [Л.11]). Но есть ли какой-то способ избежать гибели? Пророк отвечает, есть!

    "Смой (очисти) злое с сердца твоего, Иерусалим, чтобы спастись тебе (тогда спасёшься!): доколе будут гнездиться в тебе злочестивые (злые) мысли?" (4:14; в скобках, текст из [Л.11]; концовка стиха "не вынашивайте больше злобных планов" [Л.12]).

    Через искреннее покаяние и принятие искупительной жертвы Иисуса Христа за свои грехи ещё можно избежать смерти. Ибо написано "нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись" (Деян.4:12).

6. Пророческая перспектива (4:15-18)

     Границы времени в видениях библейских нави, как правило "стёрты" [Л.2, стр. 142]. Близкие и отдалённые по хронологии события они нередко объединяли в одно [Л.22, стр. 105, 334].
     Йирмейа в пророческой перспективе также соединил два похожих, но разных события. Близкое, вавилонское нашествие, и далёкое - Великую гибель (День Господень). Он слышит гибельные звуки от севера (4:6, 15).

   "Ибо уже несётся голос (Раздаётся крик) от Дана и гибельная весть с горы Ефремовой (с гор Ефрема)" (4:15; в скобках, текст из [Л.11]).

    Голос от города Дан, находившегося на северной границе Мединат Йисраэль, может означать речь вестника о приближении вавилонян. "Послушайте, заговорил из Дана вестник, плохие вести приносит человек с холмов Ефрема" [Л.12].
     В День Господень это будет громкий звук, "голос" загадочного истребителя народов (4:7). "Рёв его, как рёв львицы ... заревёт на него в тот день, как бы рёв разъярённого моря ..." (Ис.5:29, 30). Что же делать пророкам в преддверии этого дня?

   "Объявите народам, известите Иерусалим, что идут из дальней страны осаждающие (полчища) и криками своими оглашают города Иудеи (над городами Иудеи клич их раздаётся!)" (4:16; в скобках, текст из [Л.11]).

    Нави призывает пророков объявить о наступающем бедствии всем народам, конечно же, известить жителей Йерушалаима, отвернувшихся от Бога, восставших против Святого Израилева. "Кто такие "осаждающие" неизвестно; очевидно, здесь речь идёт о вражеском войске" [Л.26, стр. 110].

   "Как сторожа полей, они (окружат) обступают его кругом, ибо он возмутился (восстал) против Меня, говорит Господь.
    Пути твои и деяния (дела) твои причинили (принесли) тебе (всё) это; от твоего нечестия (Это твоя участь) тебе так горько, что доходит до сердца твоего (сердце разрывается!)" (4:17, 18; в скобках, текст из [Л.13]).

     Ожидает ли такая заслуженная участь только Йерушалаим? Нет, но все города мира (4:29). Всех жителей земли, возмутившихся против Господа, извративших пути свои, делающих зло.

7. Скорбь, боль, трепет сердца (4:19, 20)

     Иеремия  в стихе 9 предсказал таинственные физиологические расстройства у людей, живущих в дни Великой гибели (ст.6). Поразительно! но провидец уже испытал их и на себе, "здесь отражены действительные физические переживания пророка" [Л.26].

   "Утроба (Нутро) моя! утроба моя! (Я содрогаюсь! "корчусь от боли", "я тремчу" [Л.31]) скорблю во глубине (Рвутся стены) сердца моего, волнуется ("колотится", "трепоче" [Л.31]) во мне сердце моё, не могу молчать; ибо ты слышишь, душа моя, звук трубы (рога), тревогу ("боевой клич") брани" (14:19; в скобках: текст из [Л.18], в кавычках - из [Л.13]).

     Сильную вибрацию внутренностей (утроба, нутро) и сердца вызовет физическое явление резонанса. В данном случае совпадение низкой частоты колебаний земли, воды, воздуха (инфразвук) с частотой собственных колебаний человеческих органов, сопровождаемое сильнейшими болевыми ощущениями [Л.20].
     Такое резкое увеличение амплитуды колебаний ощущает пророк. Содрогание утробы, судороги да боли, колотящееся сердце, стенки его "рвутся" (4:18, 19). "Сердце пророка так сильно бьётся, что стенки сердца едва выдерживают его удары" [Л.5, стр. 20].   
     Сотрясаться будут кости, а также расстроится работа вестибулярного аппарата при резонансной частоте от 0,5 Гц до 13 Гц [Л.20]. Пострадавший становится подобен пьяному. Как написано "сердце во мне раздирается (разрывается), все кости мои сотрясаются (дрожат); я - как (словно) пьяный" (23:9, б; в скобках, уточнения из [Л.13]).
     Подобное непонятное физическое состояние испытали на себе другие ветхозаветные пророки: Йешайа, Хаваккук, Йехэзкэйл, Нахум [Л.20]. Физиологические расстройства происходят с нави в момент видения шумного эсхатологического сражения (Иер.4:7, 13, 19, 21).

   "Разрушение (беда) следует за разрушением (бедою), разгромлена вся страна (вся земля опустошается). Разом сметены шатры, в мгновенье ока исчезли пристанища (палатки) мои" (4:20, пер. [Л.27]; в скобках, Синод. перевод).
   
     Авторы [Л.2]  полагают, "Шатры и палатки (ст.20) - метафора городов и домов" (стр. 143). "Дома и города поэтически обозначаются как шатры" [Л.5].
      Однако в работе [Л.26] выдвигается иная, более реалистическая версия "здесь, вероятно, речь идёт о разрушении жилищ граждан Иудеи" (стр. 113). 
     Но человекам невозможно внезапно, в один миг разрушить все дома и города. Такое может сделать только глобальное землетрясение (4:24; Ис.13:13, 24:19, 20; Иоил.2:10, 3:16; Мих.1:2-4; Агг.2:6; Иез.38:19, 20; Отк.16:18-20).
     Всесокрушающее бедствие (рис.4), за ним, согласно видения, последуют другие бедствия. "Беда за бедою" (4:20, "букв.  «крушение за крушением» [Л.26]).

8. Знамя и звук трубы (4:21, 22)

     Если причиной будущих бедствий (ст.20) послужит великое землетрясение [Л.15, 17, 21], почему Йирмейа задаёт следующий вопрос Богу?

   "Долго ли (Доколе) мне видеть знамя, слушать (слышать) звук трубы (рога)?" (4:21; в скобках, уточнения из [Л.18]; "Как долго, Господи, мне видеть флаги войны и слышать звук военных труб?" [Л.12]).

     О каких флагах да военных трубах, в оригинале "знамя" и "рог" [Л.18, Л.13], говорит тайновидец? Очевидно знаменем, словно открытым гробом (5:16), он называет таинственный радиант. Его "долго" (не одну ночь!) можно "видеть" в небе (4:21; [Л.23]).
     Нави Йешайа также называет радиант "знамя", "знак" (Ис.5:26), "колесница Его" (66:15), расторгнутые небеса (64:1). Это "ножны" для меча Йахвэ, в них он уже не возвратится (Иез.21:4, 5), "тайник силы Его" (Авв.3:4), "великое точило" гнева Божия (Отк.14:19).
     Согласно видений Иоханана, падение крупных небесных тел сопровождается мощными трубными звуками (8:7-13). Йешайа, Йоэйл, Амоц именуют такой сильный шум с неба как "глас Господа" (Ис.30:30, Иоил.2:11, Ам.1:2).
     От гласа Его "содрогнутся небо и земля" (Иоил.3:16), потрясётся пустыня, обнажатся леса, сокрушатся деревья (Пс.28:5-9, [Л.21]). Мощный звук акустической ударной волны слышит пророк (Иер.4:21; бараний рог использовался в частности для сигнала к атаке [Л.25, стр. 1225, Л.8, стр. 241, 242]).
     Ранее Иеремия призывал соплеменников к покаянию (4:14), чтобы избежать наказания за нечестие (ст.18). Теперь, понимая неизбежность наказания, он формулирует его причину, передавая прямую речь справедливого Бога.

   "Это оттого, что народ Мой глуп (безрассуден) - не знает Меня; неразумные (глупые) они дети, и нет у них смысла (разума они не имеют); они умны на зло (злодейство), но добра делать (творить) не умеют" (4:22; в скобках, текст из [Л.11]).

     Для непослушания Богу достаточно одного мгновения, а повиновению Ему нужно учиться всю жизнь. Господь видит безрассудство избранного Им народа в отсутствии послушания и желания познавать Его (2:13, Ос.6:3-6).
     Оттого они мастера совершать зло, да не умеют творить добро (Иер.4:22, в). Такое обвинение справедливо для всего современного безумного мира, неотвратимо и наказание.

9. Великая гибель (4:23-25)

     Йирмейа, в отличие от Исаии [Л.14, 15], малых пророков [Л.16, 17] или Иоанна (Отк.8:5 - 9:19), описывает не столько саму катастрофу, сколько её последствия. Он "говорит о вселенском масштабе разрушения" [Л.26, стр. 114].

   "Смотрю на землю ("Окинул я взором") - и вот, она разорена и пуста (на ней не осталось ничего живого), - на небеса, и нет на них света" (4:23; в скобках: текст из [Л.12], в кавычках - из [Л.27]).

    "Иеремия получил пророческое видение о том, что сделают с землёй вавилоняне (ст.23-29), сеющие хаос ..." [Л.4, стр. 663; Л.7], "после вавилонского нападения"  [Л.28, стр. 447].
     Нет, "одним из пророческих видений грядущего апокалиптического суда является картина возвращения первобытного хаоса" [Л.25, стр. 1232; Л.29].
     Существует и третье мнение. "Это, конечно, гипербола" [Л.5], т.е. чрезмерное преувеличение с целью усиления впечатления.
     Авторы работы [Л.2] также безосновательно считают 4:23-28 поэтической гиперболой (но как можно её видеть?). Они в частности пишут. "Близкое бедствие, которое постигнет Иудею, рисуется Иеремией как некая космическая катастрофа" (стр. 143).
     Но это и будет буквальная космическая катастрофа (рис.5), т.е. столкновение Земли с метеорно-астероидным потоком [Л.21]. Правда событие далеко не близкое ко времени пророка, иначе Бог обманул его (смотрите стих 4:10).
     Бедствие от севера постигнет не только Йеуду [Л.2], но весь мир [Л.16]. В итоге земля "разорена и пуста" (4:23,  в Масоретском тексте "вот,- пустота и хаос" [Л.18]). "Творение возвращается к первоначальному хаосу" [Л.9].
     На небе не станет "света" (ст.23, "но свет их погас" [Л.13]) "из-за дыма от огня, пожирающего города" [Л.7]. Точнее по причине огромных объёмов грубо дисперсных аэрозолей, выброшенных высоко в атмосферу мощными импактами, извержениями и взрывами вулканов [Л.20].
     Оттого, уцелевшие в катастрофе "взглянут вверх, и посмотрят на землю; и вот горе и мрак, густая тьма (в Масоре "мрак бедствия"), и будут повержены во тьму ..." (Ис.8:22).
     От общей перспективы земли да неба Йирмейа переходит к описанию средних планов. При этом четыре (!) раза используя одно и тоже слово "Смотрю" (4:23-26; в Масоре "Вижу" [Л.18]).
   
     "Смотрю на горы - и вот, они дрожат и все холмы колеблются" (4:24).

    Земля колеблется, несомненно, по причине повсеместных землетрясений (Лк.21:11; Отк.6:12, 11:13, 16:18). От них горы "дрожат" (4:24, Авв.3:10, Наум.1:5), "все холмы колеблются" (4:24; Наум.1:5, Ис.54:10).
    Гора Елеонская распадётся на две части (Зах.14:4), раскроются могилы на её западном склоне. В долине Кедрон из гробов выпадут древние кости жителей Иерусалима (Иер.8:1). В то время "смерть будет желаннее жизни!" (ст.3, пер. [Л.11]). Поверхность Кедрона покроется сухими костями.
    "И была та долина полна костей ... их было несметное множество в той долине" (Иез.37:1, 2; пер. [Л.11]). Костей много, а живых не видно, как утверждает Иеремия.
  
    "Смотрю - и вот, нет человека ("кругом ни души" [Л.27], "не было нигде людей" [Л.12]), и все птицы небесные разлетелись" (4:25).

     Почему нави не видит ни одного человека? если Йахвэ обещает не истреблять людей полностью (4:27). Потому что они скроются в пещерах да ущельях гор (Отк.6:15), войдут в расселины скал, зароются в землю (Ис.2:10, 19).
     Спрячутся не только люди и животные, но даже птицы исчезнут (Иер.4:25, б). Особенно после прохождения высокотемпературной ударной волны [Л.21].

10. Опустошенная земля (4:26, 27)

     Провидец продолжает рассказывать слушателям эсхатологическое видение опустошенной земли, разрушенных городов (4:26-29).

   "Смотрю - земля цветущая превратилась в пустыню от ярости и ("пылающего" [Л.13]) гнева Господня, и города все в руинах лежат перед Господом" (4:26, пер. [Л.27]).

     Грозное пророчество Йирмейа об ужасном опустошающем разрушении (4:23-26) не уникально. Такую участь миру предсказывают: Йешайа (Ис.24:1-13, 17-22, [Л.14, 15]), Цефанйа (Соф.1:2-18, 2:4-15, 3:6, [Л.16]), Нахум (Наум.1:3-6), Йоэйл (Иоил.2:1-11), Амоц (Ам.8:1-10,  [Л.17]), Хаваккук (Авв. 3:3-10).
     В Новом Завете целая книга (Откровение Иоанна) посвящена теме "Великой гибели" Иеремии. "И если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть ..." (Мт.24:22). Благословенный сократит те дни, по Своему обетованию.

   "Ибо так сказал Господь: вся земля будет опустошена (пустынею станет вся земля), но совершенного истребления (полного уничтожения) не сделаю" (4:27; в скобках, текст из [Л.18]).

     Как утверждает Спаситель от Великой гибели. "Разорение будет по всей земле, но Я не уничтожу её полностью" [Л.27]. Вопреки мнению христиан, ссылающихся на 2Пет.3:10.
     Также жители земли не все погибнут, "уничтожение не будет тотальным" [Л.29, стр. 863].  "Но и в те дни, говорит Господь, не истреблю вас до конца" (Иер.5:18).
    Нави Йешайа (Ис.1:9, 13:12, 24:6) и Амоц (Ам.6:9, 10) подтверждают это обещание Адоная. Тем не менее, в результате Великой гибели (Иер.4:6, 7, 11-13, 20-27) человеческая цивилизация разрушится (Ис.2:10-17, [Л.15]). Погибнет множество людей от стихийных бедствий, голода, холода, ран, ожогов, болезней, насилия, диких животных [Л.20].
    "И будут трупы народа сего пищею птицам небесным и зверям земным, и некому будет отгонять их" (Иер.7:33), "некому будет собрать их" (9:22, в), оплакать да похоронить.

11. Неотвратимость наказания (4:28, 29)

     Завершая тему Великой гибели, пророк говорит о её неизбежности. Добавляя важный, но загадочный штрих в общую картину мира после катастрофы.

   "Восплачет о сём земля (Потому земля зарыдает), и небеса помрачатся вверху (почернеет высокое небо), потому что Я сказал, Я определил (произнёс решенье) и не раскаюсь в том (не передумаю) и не отступлю от того (его исполню)" (4:28; в скобках, текст из  [Л.11]).

    "Основная тема Больших пророков - день Господень, который часто связывается с понятием тьмы" [Л.1, стр. 1254]). "Помрачённые небеса свидетельствуют о суде и плаче" [Л.25, стр. 1218][Л.11].
    Конечно, плач земли и траурные чёрные одежды неба можно воспринимать как поэтические метафоры [Л.2, 8, 29]. Однако, что же Йирмейа видел (4:23-26) в действительности? затем облекая в аллегорическую форму скорбящего мира после его опустошения.
     Нет, не затмение солнца, как правильно отмечается в [Л.8], оно продолжается всего несколько минут. Речь о висящем над головой более месяца мрачном траурном небе, почерневшем от грозовых туч (рис.6). В древние времена "период траура составлял тридцать дней, но если скорбящий не утешался, этот срок мог быть продлён" [Л.8, стр. 66].
     Конденсация паров, попавших в атмосферу в результате космической катастрофы, приведёт к образованию мощных грозовых облаков [Л.24], т.е. "небеса помрачатся вверху" (4:28, а). Затем начнётся непрерывный дождь в течение сорока суток [Л.24], по образному слову пророка, "Восплачет о сём земля" (4:28, б).
     Небо почернеет от траурных одежд. Земля зарыдает, оплакивая великую гибель всего, жившего на ней. Но Яхве Элохим принял решение, не раскаивается в том, не отменит его (ст.28, в). В стихе 4:7 нави предупреждал об опустошении земли и разорении городов. Теперь его взору открывается жуткая картина разорения.

   "- От шума ("гуркотнечі" [Л.31]) всадников и стрелков разбегаются все жители городов. Кто подаётся в леса, кто уходит в горы - все города оставлены, нет в них жителей" (4:29, пер. [Л.13]).

    Как предсказывает Иеремия, так произойдёт. Перед нападением истребителя народов (4:7) с шумной армией возмездия из необычных всадников да стрелков (5:15-17, 6:22-24) ВСЕ жители уйдут из всех городов (4:29).
     В дни бедствия и Великой гибели (4:6) разрушатся покинутые города (4:7, 20, 26; Ис.6:11-13, 24:10), "не будет в них ни одного жителя" (Иер.4:29, г). Груды камней городских развалин послужат жилищами диким животным (9:11) да птицам (Ис.34:11-15), а развалины домов заростут сорняками (ст.13).

ЛИТЕРАТУРА

1. Большой библейский словарь.- СПб.: Библия для всех, 2005.- 1 503 с.
2. Толкование Ветхозаветных книг. От книги Исаии по Книгу Малахии.- Ашфорд: Славянское миссионерское издательство, 1966.- 602 с.
3. Ринекер Ф., Майер Г. Библейская энциклопедия Брокгауза.- Кременчуг: Християнська зоря, 1999.- 1 088 с.
4. Уоррен Уирсби. Комментарий на Ветхий Завет. В 2-х т. Том II. Ездра - Малахия.- СПб.: Библия для всех, 2011.- 1 111 с.
5. Толковая Библия. Комментарий на все книги Святого Писания. Под ред. Лопухина А.П. Том 2.- Минск: Харвест, 2001.- 1 312 с.
6. Новый Библейский комментарий в 3 ч. Ч.2. Ветхий завет. Псалтирь - Книга Пророка Малахии.- СПб.: Мирт, 2000.- 571 с.
7. Учебная Библия с комментариями Джона Мак-Артура.- Минск: Славянское Евангельское общество, 2004.- 2 201 с.
8. Библейский культурно-исторический комментарий. Часть 1. Ветхий Завет.- СПб.: Мирт, 2003.- 984 с.
9. Новая Женевская учебная Библия.- Hanssler-Verlag, 1998.- 2 052 с.
10. Даума Йохем. Дорогами Ветхого Завета. Т.4. Большие пророки.- Черкассы: Коллоквиум, 2012.- 280 с.
11. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета, канонические. Современный русский перевод.- М.: Российское библейское общество, 2011.- 1 408 с.
12. Библия. Современный перевод Библейских текстов.- М.: World Bible Translation Center, 2002.- 1150 с.
13. Библия. Новый Перевод на Русский Язык.- Herrljunga, Sweden: Международное Библейское Общество, 2007.- 1 228 с.
14. Статья "1. Комментарии к Книге пророка Исаии. День Господа (34:1-9, 13:1-13)".
15. Статья "2. Комментарии к Книге пророка Исаии. Великая скорбь (24:17-23, 2:10-22)".
16. Статья "2. Комментарии к Книге пророка Софонии. День Господень".
17. Статья "7. Комментарии к Книге пророка Амоса. Глава 8 - Время суда".
18. Первые и последние пророки.- Йерушалаим: Мосад Арав КУК, 1975.- 1 002 с.
19. Статья №9 "Антихрист: кто же он?".
20. Статья №4 "Время великой скорби".
21. Статья №2 "Гог из земли Магог: конец мира сего".
22. Джон Ф. Мак-Артур. Второе пришествие: признаки возвращения Христа и кончины века.- West Sacramento: Grace Publisching International, 2007.- 358 с.
23. Статья №1 "Признак и знамение Второго пришествия Иисуса Христа".
24. Статья №3 "День Господень".
25. Словарь библейских образов.- СПб.: Библия для всех, 2005.- 1 423 с.
26. Воргез А. Книга Иеремии. Главы 1-25.- СПб.: Библия для всех, 2010.- 431 с.
27. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета в современном русском переводе.- М.: Издательство ББИ, 2015.- 1856 с.
28. Комментарии к Ветхому и Новому Заветам.- Минск: Фонд "Лютеранское культурное наследие", 2007.- 832 с.
29. Славянский библейский комментарий.- Киев: ЕААА, Книгоноша, 2016.- 1840 с.
30. Введение в Ветхий Завет. Под ред. Эриха Ценгера.- М.: ББИ св. апостола Андрея, 2008.- 802 с.
31. Біблія або Книги Святого Письма Старого й Нового Заповіту.- Українське біблійне товариство, 1991.- 1256 с.
День Господень