Комментарии к Книге пророка Михея. Глава 4 - Тысячелетнее царство

"И будет в последние дни: гора Дома Господня поставлена будет во
главу гор и возвысится над холмами, и потекут к ней народы"
(Мих.4:1)
 

1. Вступление

      Широко распространённое имя Михей (евр. Миха) является сокращённой формой от древнееврейского имени Михайагу, означает "кто подобен Яхве?".
     Пророк Михей родился в небольшом иудейском селении Морешеф-Геф (Морасфит), расположенном в 40 км на юго-запад от Иерусалима, вблизи филистимского города Геф. Он жил во времена правления иудейских царей Иоафама (ок. 750-735 г.г. до Р.Х.), Ахаза (735-715), Езекии (ок. 715-686) [Л.1-8].
     Вероятно Михей Морасфитин был сельским жителем [Л.5, 9, 24], бежавшим от ассирийских войск в Иерусалим, где стал пророком [Л.9]. Он являлся современником нави Осии и Амоса в Израиле, а также Исаии в Иудее [Л.1, 2, 5, 7-9], которого Михей знал лично [Л.2].
     Время написания книги. В точности неизвестно [Л.10]. По-видимому во второй половине VIII века до Р.Х. [Л.1, 3, 6], очевидно до падения Самарии в 722 году [Л.5, 7]. Некоторые пророчества произнесены, возможно, в 704-701 годах во время опустошения Иудеи ассирийцами и осады Иерусалима [Л.10].
       Композиция четвёртой главы. 1. Описание мессианского царства:
               а) поклонение народов Господу в Иерусалиме (4:1, 2);
               б) всеобщий мир (4:3-6);
               в) восстановление владычества Израилю (4:7, 8).
          2. Видение событий, предшествующих царству:
              а) физиологические расстройства в День Господень (4:9, 10);
              б) война окрестных народов с Израилем (4:11-13).    
      Главная тема. Будущее царствование Господа на земле, после Его победы над Своими врагами.
    Цель написания главы. Дать ободрение слушателям вестью о грядущих благословениях теократического царства, после скорбных пророчеств о судьбах Самарии и Иерусалима (главы 1-3).    
     Содержание. Михей как многие другие ветхозаветные пророки предсказывает наступление мессианского времени, когда народы станут поклоняться Богу (4:1-3). Они придут в Иерусалим (ст.1), взойдут на Храмовую гору (ст.2), чтобы научиться миру (ст.3). Тогда войны прекратятся, все живут в мире и безопасности (ст.4), поклоняясь одному Господу (ст.5, 6), пребывающему на Сионе (ст.7, 8).
     Наступлению  правления Бога на земле будут предшествовать события Дня Господня. В те дни, скорби да боли как роженицу схватят кричащих людей (4:9), покинувших города и живущих в поле (ст.10). По окончании стихийных бедствий, окрестные враждебно настроенные народы нападут на Израиль (ст.11), но потерпят поражение (ст.12, 13).
     Проблемы толкования. Следуют ли пророчества четвёртой главы в хронологической последовательности или нет. К какому времени относятся отдельные стихи (4:5, 10-13). 

2. Тысячелетнее царство (4:1)

     Многие ветхозаветные пророки предсказывают чудесное время, когда на земле будет установлена теократия (Зах.2:10-12, 8:3-8, 14:9, 16-21; Соф.3:9-20; Иоил.3:17, 18; Ам.9:11-15; Ис.11:1-10, 33:17-24, 65:17-25; и т.д.). "Форма правления, когда один лишь Бог признаётся высшей политической властью ..." [Л.3, стр. 1236].
      Нави Даниэйл видел Кто станет править - "как бы Сын Человеческий" (Дан.7:13, 14). Он именуется пророками: Князь мира (Ис.9:6), Царь (32:1, Соф.2:15), Господь Бог (3:17, Иоил.3:16, 17). Эпоху царствования Господа Иисуса Христа продолжительностью тысячу лет провидит Иоханан (Отк.11:15, 20:4-7).
    Пророки Миха (4:1-3) и Йешайа (Ис.2:2-4, нет однозначного объяснения идентичности этих текстов [Л.2, 6, 8]) вносят важные дополнительные штрихи в общую картину грядущего мессианского царства.

   "Когда же придут последние дни ("в конце дней"), гора, на которой Храм Господень стоит, главной станет (высочайшею) среди всех гор и над холмами возвысится - и все племена  (народы) к ней потекут (устремятся)" (4:1, пер. [Л.23]; в скобках: текст из [Л.19], в кавычках - из [Л.12]).

    Понятие "последние дни" ("лучше: в будущем" [Л.4]) в Писании соотносится с мессианским временем [Л.6, 9, 24]. С днями "великой скорби" и последующим тысячелетним правлением Христа [Л.5, 8].
     Но почему в это время Храмовая гора в Йерушалаиме "главной станет, среди всех гор"? [Л.23], возвышается над всеми окружающими холмами (4:1, б). "В настоящее время гора Мориа - самая низкая часть города" [Л.22, стр. 167]. Например, гораздо ниже вершин Елеонской гряды (на 40 ... 50 метров).
     Причиной возвышения Храмовой горы послужит сильное землетрясение. От него "город великий распался на части", разрушились иные города, "гор не стало" (Отк.16:18-20).
     Елеонская гора, точнее гряда, расколется пополам (Зах.14:4), а гористая местность Йеуды превратится в равнину (ст.10).
    Только Йерушалаим "высоко будет стоять на своём месте" (14:10, б). Гора Дома Господня возвысится над окружающими "растаявшими" горами и осевшими холмами (Мих.1:4, Авв.3:6).
      На Храмовой горе соорудится Бейт Адонай (Иер.30:18, Иез.37:26-28; рис. 1), в него устремятся народы (Мих.4:1). Придут, приплывут, приедут даже представители народов, только что воевавших против Йисраэля (Зах.14:16-19) в Армагеддонской кампании [Л.13].

3. Слово Господа выйдет из Иерусалима (4:2)

     Пророк Миха не только видит как множество людей стекается в Йерушалаим, но даже слышит, что они говорят друг другу.

   "И пойдут (придут) многие народы и скажут: "придите, и (давайте) взойдём на гору Господню и в дом Бога Иаковлева,- и Он научит нас путям Своим, и будем ходить (чтобы мы могли идти) по стезам (дорогой) Его; ибо от Сиона выйдет закон и слово Господне - из Иерусалима" (4:2; в скобках, текст из [Л.11]).

     Такое массовое стремление уцелевших паломников в  столицу мира вполне понятно. Ведь там на горе Мория, в иерусалимском храме пребывает Сам Господь Бог! (Иоил.3:16, 17, Зах.2:11, 8:3). Доказательством Его присутствия послужит сияние шехины над Иерусалимом, как провидит нави Йешайа.
      "Ибо вот, тьма покроет землю (Земля ещё покрыта тьмою), и мрак - народы; а над тобою воссияет Господь, и слава Его явится (взойдёт) над тобою. И придут народы к свету твоему, и цари - к восходящему над тобою сиянию" (Ис.60:2, 3; в скобках, текст из [Л.11]).
      Разные причины приведут простых людей да правителей-царей в дом Бога Йаакова. Главная из них, научиться самому, а также научить свои народы путям Всемогущего (Мих.4:2, б). Познать Его законы, уставы, заповеди и ходить (жить) в соответствии с ними. Чтобы не постигла уцелевших людей участь нашей безбожной цивилизации (Соф.1:2, 3), ходившей путями своими (Мих.6:8).
     Истинно "от Сиона выйдет закон и слово Господне - из Иерусалима" (4:2, в). "Пророк не думает о писаном законе, а о простых и прямых ответах на проблемы, стоящие перед народными вождями всех стран. Бог разрешит возникшие между народами проблемы, независимо от того, находятся ли они близко или далеко от Иерусалима" [Л.10, стр. 22].
     Многие люди из многих народов приходят в Бейт Адонай (4:2, Ис.60:3-12). Но только священник, которого изберёт Господь (Зах.6:13), сможет говорить с Ним в святая святых, подобно временам Моше (Числ.7:89), как при обращении Савла (Деян.26:13-18).
     Именно главный священник, возглавляющий богослужения в храме, служитель да свидетель, станет открывать правителям народов волю Сына Божьего. "И Господь будет Царём над всею землёю" (Зах.14:9; Отк.11:15).

4. Мирное сосуществование (4:3, 4)

      Когда Господь, Царь над всей землёй, становится судьёй между людьми, а также народами, тогда в их отношения проникает мир.

   "И будет Он судить многие народы ("рассудит Он распри бесчисленных племён") и обличит многие племена в отдалённых странах (положит конец их раздорам повсюду); и перекуют они мечи свои на орала (лемеха) и копья свои - на серпы; не поднимет (один) народ на (другой) народ меча, и не будут более учиться ("искусство войны позабудут") воевать (не будут они больше готовиться к войне)" (4:3; в скобках: текст из [Л.11], в кавычках - из [Л.18]).

     "Божье обличение, суд и пришествие в конечном счёте принесут человеку мир" [Л.24, стр. 1062]. Шалом да миролюбие - характерные черты мессианского тысячелетнего царства, в котором воцарится Господь (Ис.52:7, Отк.11:15). "Царство - это правление Бога, сверхъестественное явление, а не результат работы людей" [Л.3, стр. 1367].
     Оттого третий иерусалимский храм прославится по всему миру, как написано. "Слава этого храма превысит славу храма прежнего! А сюда принесу Я мир. Помните, что так сказал Господь Всемогущий!" (Агг.2:9, пер. [Л.11]).
    Весь остаток рода сего будет жить безопасно, когда пасти его станет Тот, "Которого происхождение из начала, от дней вечных", Великий до краёв земли (Мих.5:2-4), Князь мира (Ис.9:6).
    Корень еврейского слова шалом (мир) означает "быть совершенным, невредимым" или "жить идеальной благочестивой жизнью" [Л.7, стр. 584]. Именно такую жизнь провидит Миха в будущем теократическом царстве.

   "Но каждый будет сидеть под своею виноградною лозою и под своею смоковницею ("они будут жить безмятежно"), и никто не будет устрашать их (не будет никого бояться), ибо уста Господа Саваофа изрекли это" (4:4; в скобках: текст из [Л.11], в кавычках - из [Л.18]).

     Наконец-то мирная благополучная жизнь снизойдёт на многострадальную со времён согрешения Адама землю (рис.2). 
    "Идиллический образ мира и процветания на древнем Ближнем Востоке выражался именно такой возможностью "сидеть под своею виноградной лозой и под своею смоковницей"
[Л.14].
    В те времена виноград, а также плоды смоковниц (инжир) относились к основным продуктам питания [Л.7, 14]. Смоковницы (инжир), их часто сажали в виноградниках (Лк.13:6), достигают высоты в 6 ... 9 м, а широко раскинутые ветви с крупными листьями создают густую крону [Л.7], отбрасывающую тень.
     В жаркий день хорошо сидеть в своём винограднике, под тенью своей смоковницы (4:4, а), приглашая друзей (Зах.3:10, Иоил.2:24-27).

5. Жить во имя Господа (4:5)

    Толкование следующего стиха встречает некоторую трудность [Л.6, 8]. Является ли он продолжением мессианской темы? или никак не связан с ней.

   "Ибо все народы ходят ("живут"), каждый - во имя (призывая) своего бога; а мы будем ходить ("жить") во имя (призывая) Господа Бога нашего во веки веков" (4:5; в скобках: текст из [Л.18], в кавычках- из [Л.19]).

     Переводчики Масоры [Л.12], в отличие от Синодального перевода, относят ст.5 к будущим событиям - "Ибо все народы пойдут ...". "Как бы ни были верны своим богам прочие народы, мы будем преданно следовать за Господом ..." [Л.23]. Будто Михей продолжает тему грядущего царства.
    Однако из параллельных стихов (Зах.13:1, 2; Ис.2:17-20) видно,- в теократическом государстве идолы исчезнут, а все народы поклоняются только одному истинному Богу. Как утверждает пророк Цефанйа.
    "Страшен будет для них Господь; ибо истребит всех богов земли, и Ему будут поклоняться - каждый со своего места - все острова народов ("каждый народ, где бы он ни жил, на побережьях и на островах" [Л.23])" (Соф.2:11).
    Поэтому стих Мих.4:5 следует отнести к его времени, когда "все народы ходят" за своими выдуманными (лже)богами. Но провидец призывает Ам Йисраэль жить во имя Адоная ... "во веки веков". Века Ветхого Завета, века Нового Завета, века Тысячелетнего царства и Вечности.
    Во все времена жизни на земле актуально напоминание ветхозаветного нави. "О, человек! сказано тебе, что - добро, и чего требует от тебя Господь: действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить пред Богом твоим" (6:8).

6. Собирание остатка (4:6)

     В стихе 6 Михей возвращается к главной теме, используя характерное словосочетание "В тот день". В данном случае, оно означает эсхатологическое время [Л.3, 4] - начало мессианского царства [Л.8] по окончании бедствий Великой скорби [Л.15].

    "В тот день (В оный день великий), говорит Господь, соберу хромлющее (хромых) и совокуплю (созову) разогнанное и тех, на кого Я навёл бедствие" (4:6; в скобках, текст из [Л.23]).

     Только ли о неудовлетворительном нравственном состоянии еврейского народа в дни Михея идёт речь? как считают авторы работы [Л.8]. Нет.
    Во-первых, в ст.6 подразумеваются не современники нави, а остаток, он будет жить в последнее время. "Первая его фраза, "в тот день", указывает на эсхатологическое значение пророчества" [Л.3, стр. 821].
      Верно, ибо в эсхатологическом значении словосочетание "тот день" используется другими ветхозаветными пророками (Зах.14:4-13, 13:1, 12:3-11; Соф.1:10, 3:16; Иоил.3:18, Ам.8:9, 9:11 и т.д.).
      Во-вторых, в дни Великой скорби (Мих.4:9-13) Адонай, на самом деле, соберёт хромлющее ("хромых" [Л.11, 19, 23]), объединит  разогнанное ("изгнанных"). Всех "тех, на кого Я навёл бедствие" (ст.4:6, "тех, кого Я повергал в страдания" [Л.23]) в день Господень (Соф.1:14-18), великий и страшный (Иоил.2:1-31).
     Но почему в результате наведенного бедствия появятся хромые? Много уцелевших здоровых людей начнёт хромать из-за временных расстройств  двигательных функций (астазия /абазия)  в результате психогенного реактивного ступора, вызванного большими бедствиями [Л.15].
    "Ибо вот, Господь исходит от места (жилища) Своего, низойдёт и наступит на высоты земли,- И горы растают под Ним, долины распадутся, как воск от огня, как воды, льющиеся с крутизны ("как воды бегут по склону" Л.18])" (Мих.1:3, 4; Авв.3:2-6, Наум.1:3-6).
    Изгнанные из жилищ станут искать новые места для проживания, более безопасные от наведенных Элохим бедствий. После победы над притеснителями (Соф.3:19, а) Благословенный соберёт хромлющее и объединит разогнанное (Мих.4:6) в один сильный остаток (ст.7); прославит Свой народ во всех странах, где его поносили (Соф.3:19, в).
    "Ветхозаветная идея о том, что остаток Израиля спасётся, пройдя через суд Божий, представляет собой как бы краткую "формулу" всех библейских пророчеств" [Л.7, стр. 669].

7. Восстановление царства Израилю (4:7, 8)

     Эсхатологический остаток, в отличие от современной безумной цивилизации, полностью подчинит себя своему Творцу. Живя по заповедям Его, исполняя волю Его, как обещает Благословенный.

     "И сделаю хромлющее (хромающее) остатком ("уцелевшими") и далеко рассеянное ("изнанное") сильным народом, и Господь будет царствовать ("править") над ними на горе Сионе (Цийон) отныне и до века (во веки веков)" (4:7; в скобках: уточнения из [Л.12], в кавычках - [Л.19]).

    Здесь под остатком подразумеваются люди, уцелевшие [Л.19] в дни скорби. На основании Мих.2:12 и 5:7, 8, а также Соф.3:13, Ис.10:20-22, 37:31, 32 считается, это иудеи [Л.6, 8]. Однако в остаток, созданный Богом (Мих.4:7, а), войдут также другие народы (4:2, 3; Соф.3:9, 10; Зах.14:16). Как написано.
   "В будущем Господь снова покажет Свою любовь к Иакову, снова изберёт народ Израиля и отдаст им их землю, и тогда к Иудее присоединятся неиудейские народы, и станут семьёй Иакова и те, и другие" (Ис.14:1, пер. [Л.11]).
    Господь начнёт царствовать над всем уцелевшим остатком (Мих.4:7, б; Зах.14:9). Понятно, в условиях теократического правления из Цийона, жители Иерусалима (дщери Сиона) займут особое положение в мире.

    "А ты ("Что до тебя"), башня стада, холм (точнее, Офел, т.е. район старого города Давида на восточном холме [Л.14]) дщери ("дочери") Сиона! к тебе (твоё время) придёт и возвратится прежнее владычество ("власть"), царство - к дщерям Иерусалима (Да, царство снова будет в Иерусалиме, как и в прежние времена)" (4:8; в скобках: текст из [Л.11], в кавычках - из [Л.19]).

    "Такие "башни" строились посреди пастбищ, чтобы пастухи могли с высоты наблюдать за стадами. Сион станет тем местом, откуда Пастырь будет править народом" [Л.24, стр. 1062].
     В прежние времена, особенно царствования Давида и Соломона, Йисраэль был сильным процветающим государством, обладавшим обширной территорией (рис.3), он оказывал влияние на все окружающие народы [Л.3, 7].
     В тысячелетнем царстве [Л.20, 21] Адонай восстановит владычество Израилю да приумножит его. Город Йерушалаим будет столицей мира, Офел - сторожевой башней стада, а иерусалимский храм - домом Учителя, Судьи, Пастыря (4:1-4).
    "И станет Он и будет пасти в силе Господней, в величии имени Господа Бога Своего, и они будут жить безопасно (в мире), ибо тогда Он будет великим до краёв земли" (5:4; "ведь слава Его дойдёт до края земли" [Л.19]).

8. Дни Великой скорби (4:9)

     Окончив тему мессианского царства, Миха приступает к рассказу о видениях предшествующих событий (4:9-13).
    Пророк неоднократно предупреждал людей (1:2, 3:1, 6:1) о грядущем наказании за их злодеяния (1:3-5, 2:1-3, 3:1-3, 12). Теперь же, получив откровение (1:1), Михей обращается к будущим жителям Йисраэля с тремя ироничными вопросами.

    "Для чего же (Почему) ты ныне так громко вопиёшь (заходишься криком)? Разве нет у тебя царя? Или (погиб) не стало у тебя советника, что тебя схватили муки, как раждающую? (женщину при родах)" (4:9; в скобках, текст из [Л.19]).

     Подразумевается, правитель в Израиле есть и советники не все погибли, однако народ рыдает от физической скорби. Его схватила боль (муки), как роженицу. О каком времени говорит провидец?
     Практически все комментаторы считают. "Пророк ведёт речь о близких (в историческом плане) бедствиях, которые поразят еврейский народ" [Л.8]. В частности о последних днях перед падением Иерусалима под ударами вавилонян в 597 или 587 годах до Р.Х. [Л.10, 24], а также времени, когда евреев угоняют в плен [Л.1, 4-6, 8, 9].
    Однако такое толкование не может объяснить почему главной отличительной чертой данного бедствия явится не гибель людей под мечами врагов, а боль от родовых схваток (?!) как у женщин при родах. Но если предположить, ст.9 относится ко времени Великой скорби (День Господень), предшествующей мессианскому царству (4:1-4, 6-8), становится понятным содержание этого стиха.
     Муки как от родовых схваток это судороги, т.е. внезапные резкие болезненные сокращения мышц живота. Они возникнут в результате резонанса, т.е. совпадения частоты колебаний внутренних органов человека (1 ... 20 герц) с частотой инфразвуковых волн (1 ... 16 герц), вызванных колебаниями земли, воды, воздуха [Л.15].
    Увеличение амплитуды колебаний органов приведёт, помимо судорог, к вибрации внутренностей (трепет), дрожи губ (тремор), к боли в костях (Авв.3:16). Нави Йешайа таким видит состояние изумлённых людей в день Господа.
    "Ужаснулись, судороги и боли схватили (пронзили) их; мучатся (скорчится от боли в животе), как раждающая ..." (Ис.13:8; в скобках, текст из [Л.11]).
     Оттого в те дни каждый человек громко завопит, зайдётся криком (Мих.4:9, а). Муки раждающей схватят как женщин (Иер.4:31), так и мужчин (30:6, Ос.13:13).
     Болезненные сокращения мышц живота будут сопровождаться психогенными расстройствами органов чувств [Л.15]. В частности временными нарушениями речи, из-за непроизвольных сокращений мышц гортани, а также слуха (истерическая глухота).
     Как провидит Михей "положат руку на уста (т.е "онемеют" [Л.8]), уши их сделаются глухими" (7:16, б). Потеряв способность стоять и ходить ("астазия/абазия"), глухонемые, сотрясаемые вибрацией органов, извиваясь поползут из подземных убежищ. Как предсказано.
     "Будут прах лизать, словно змеи, словно твари ползучие. Трясясь, из нор своих выползут ...", наконец-то устрашатся Господа Бога (7:17, пер. [Л.18]).

9. Йисраэль станет жить в поле (4:10)

     От насмешливых язвительных вопросов (4:9), нави Миха переходит к откровению о судьбе своего народа в последние дни.

    "Страдай ("содрогайся") и мучься болями (мечись и стони), дщерь (дочь) Сиона ("Цийона"), как раждающая (женщина при родах), ибо ныне ты выйдешь из города (покинешь город) и будешь жить (разобьёшь лагерь) в поле и дойдёшь до Вавилона ("Бавэла"). Там будешь спасена, там искупит ("избавит") тебя Господь от руки врагов твоих" (4:10; в скобках: текст из [Л.19], в кавычках - из [Л.12]).

     Пророк видит как жители Иерусалима содрогаются, корчатся от боли словно при родах не в городе. Они вышли из  него, разбили лагерь в открытом поле (рис.4). 
    Оставили город из-за опасности погибнуть под развалинами домов во время Богоявления (1:3, 4; Наум.1:5, Авв.3:6), сопровождаемого великим землетрясением (Иер.2:24, Отк.16:18-20, Ис.24:18-20).
     Поэтому нави Йешайа видит разрушенным опустевший покинутый жителями город, в котором "все домы заперты" (ст.10).
     Действительно, "Сион будет распахан, как поле, Иерусалим станет грудой развалин, а храмовая гора зарастёт лесом" (Мих.3:12, пер. [Л.19]).
     В то эсхатологическое время произойдёт солнечное затмение. Средь бела дня "зайдёт солнце" и "потемнеет день", а корыстных пророков ждёт тьма вместо видений (ст. 5-7).
     Однако, если Миха провидит последние дни Великой скорби, а не угон евреев в плен как считается в [Л.1, 4-6, 8-10], почему беженцы дойдут до Вавилона? Зачем так далеко? ведь землетрясение можно переждать в открытом поле недалеко от своего города.
    Увы, стихийные бедствия, сопровождающие теофанию, не ограничатся сотрясениями земли. На сушу хлынут огромные высотой до 1 000 метров гравитационные морские волны - мегацунами [Л.16]. 
     Цунами высоко поднимают руки свои (Авв.3:10), "восходят до небес, нисходят до бездны" (Пс.106:26). Разрушая на своём пути всё до основания (Наум.1:8), поглощая грехи человеческие (Мих.7:19, б).
     Оттого народы всех прибрежных стран, в том числе Йисраэля, вынуждены "встать и уйти"  по совету пророка (2:10). Покинут места проживания, удалятся вглубь суши на сотни километров. Израильтяне убегут не только в области древних Едома, Моава, Аммона (Дан.11:41), но достигнут даже территории Бавэла (Мих.4:10).
    Там Яхве Элохим спасёт их, а также избавит от руки врагов-палестинцев. Затем рассеянные остатки Израиля возвратятся в свою землю (7:12, Соф.3:10-20). Чтобы построить Бейт а-Микдаш на Храмовой горе, которая "главной станет среди всех гор и над холмами возвысится" (Мих.4:1, пер. [Л.23]).

10. Последняя война на Ближнем Востоке (4:11, 12)

     Строительство иерусалимского храма на месте разрушенного землетрясением мешхеда "Купол над скалой" (Куббат-ас-Сахра) послужит поводом к вооружённому нападению окрестных народов на Йисраэль.

    "А теперь собрались (объединились) против (чтобы покорить) тебя многие народы и говорят: "да будет она осквернена, и да наглядится око наше (наши глаза будут взирать) на Сион!" (4:11, в скобках, текст из [Л.11]; "Пусть наши глаза увидят несчастье Сиона!" [Л.19]).

    Мнения толкователей ст.11 кардинально отличаются друг от друга. Одни утверждают. "Собрание многих народов описывает будущую битву Армагеддон" [Л.5, стр. 1288; Л.1, стр. 996]. Другие считают. "Под словами "многие народы" мы можем понимать Ассирийское царство, в войсках которого было много рекрутов из других народов, платящих дань" [Л.2, стр. 159; Л.4, стр. 483; Л.9].
    Иные версии: скифские народы, напавшие на иудеев, после их возвращения из вавилонского плена; нашествие армий Салманасара или Сеннахирима; нападение народов Гога и Магога; лютые враги Израиля во все времена [Л.6, 8]. "Впрочем, Михей мог здесь предвидеть и какие-то эсхатологические образы" [Л.24, стр. 1063].
     Верно. Контекст главы 4 и ст.11 указывают на эсхатологическое время, когда окрестные народы (Иоил.3:9-11, Зах.12:2) объединятся, чтобы напасть на Цийон. Со злорадством насмотреться на поражение его (Мих.4:11), палкой бить по щеке израильского правителя (5:1).
     Однако "умысливший злое против Господа" (Наум.1:11), даже сильные да многочисленные "будут посечены и исчезнут" (ст.12), не понимая замыслов Эль Шаддай.

    "Но они не знают мыслей (замыслов) Господних и не разумеют (не понимают) совета (намерений) Его, что ( а ведь) Он собрал их как снопы на гумно" (4:12; в скобках, текст из [Л.23]).

     Удивительно, однако враждебные народы объединятся против Йисраэля не по совету человека, умыслившего злое, а по воле Яхве Цеваот, как написано. "Я соберу все народы и приведу их в долину Иосафата и там произведу над ними суд ..." (Иоил.3:2; 11).
      Всемогущий соберёт любящих зло и ненавидящих добро, соединит как связки сжатых стеблей с колосьями хлебных злаков. Сосредоточит снопы на площади для молотьбы. Но зачем?

11. Армагеддонское сражение (4:13).

     Многие ветхозаветные пророки говорят о важном  историческом эсхатологическом событии - ближневосточной войне. Последней войне во время Великой скорби, в День Господень или "тот день", перед началом Тысячелетнего царства Христа на земле.   
    Например, о такой вооружённой борьбе сообщают Зехарйа (Зах.12:2-9, 14:1-14), Йоэйл (Иоил.3:1-16), Йехэзкэйл (Иез.39:1-20), Йешайа (Ис.29:1-8), Йирмейа (Иер.30:11-18).
   "Это великое сражение обычно называется "битвой при Армагеддоне", хотя такого выражения нет нигде в Писании" [Л.1, стр. 996].
    В книге Откровение место решающей битвы называется Армагеддон (Отк.16:16). Очевидно по названию холмистой местности, на ней произойдёт решающее сражение (рис.5, [Л.17]).
    Что же сделает Всемогущий с народами, пришедшими воевать с Израилем? Через нави Михея Адонай даёт такой образный ответ.

   "Встань и молоти, дщерь (дочь) Сиона (Цийона); ибо Я сделаю рог твой железным и копыта твои сделаю медными,- и сокрушишь (истолчёшь) многие народы и посвятишь Господу стяжание их (награбленное ими) и богатство их Владыке всей земли" (4:13; в скобках, текст из [Л.12]).

     Знакомый слушателям образ обмолачивания многочисленных колосьев хлебных злаков с помощью животных [Л.14] Миха использует для описания решающего сражения Израиля с многими враждебными народами.
     Победу одержит остаток Иакова (5:8, 9), "они истребят все окрестные народы справа и слева" (Зах.12:6, б). Потому что Элохим наделит Йеуду чрезвычайными способностями, как ангелов Своих (12:8).
    Железный рог Ам Ийисраэль сокрушит врагов, его медные копыта растопчут их (Мих.4:13, а). "И будет в тот день, Я истреблю все народы, нападающие на Иерусалим" (Зах.12:9).
     После окончания строительства иерусалимского храма, его освящения, отобранные у побеждённых стяжания (Иез.39:10), а также богатства, принесённые народами добровольно (Зах.14:14, Ис.60:5-10), будут посвящены Господу, "Владыке всей земли" (Мих.4:13; Зах.14:9, Отк.11:15).

ЛИТЕРАТУРА

1. Уоррен Уирсби. Комментарий на Ветхий Завет. В 2-х т. Том II. Ездра - Малахия.- СПб.: Библия для всех, 2011.- 1 111 с.
2. Даума Йохем. Дорогами Ветхого Завета. Т.5. Малые пророки.- Черкассы: Коллоквиум, 2012.- 355 с.
3. Большой библейский словарь.- СПб.: Библия для всех, 2005.- 1 503 с.
4. Новый Библейский комментарий в 3 ч. Ч.2. Ветхий завет. Псалтирь - Книга Пророка Малахии.- СПб.: Мирт, 2000.- 571 с.
5. Учебная Библия с комментариями Джона Мак-Артура.- Минск: Славянское Евангельское общество, 2004.- 2 201 с.
6. Толковая Библия. Комментарий на все книги Святого Писания. Под ред. Лопухина А.П. Том 2.- Минск: Харвест, 2001.- 1 312 с.
7. Ринекер Ф., Майер Г. Библейская энциклопедия Брокгауза.- Кременчуг: Християнська зоря, 1999.- 1 088 с.
8. Толкование Ветхозаветных книг. От книги Исаии по Книгу Малахии.- Ашфорд: Славянское миссионерское издательство, 1966.- 602 с.
9. Новая Женевская учебная Библия.- Hanssler-Verlag, 1998.- 2 052 с.
10. Хоуард Джеймс Гейли (Младший). Комментарии к книгам Ветхого Завета. Том 18.- Одесса: Всемирный союз баптистов, 1993.- 188 с.
11. Библия. Современный перевод Библейских текстов.- М.: World Bible Translation Center, 2002.- 1 150 с.
12. Первые и последние пророки.- Йерушалаим: Мосад Арав КУК, 1975.- 1 002 с.
13. Статья "4. Комментарии к Книге пророка Захарии. Главы 12-14 - Армагеддон".
14. Библейский культурно-исторический комментарий. Часть 1. Ветхий Завет.- СПб.: Мирт, 2003.- 984 с.
15. Статья № 4 "Время великой скорби".
16. Статья "3. Комментарии к Книге пророка Аввакума. Глава 3 - Богоявление".
17. Статья № 8 "Армагеддон".
18. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета, канонические. Современный русский перевод.- М.: Российское библейское общество, 2011.- 1 408 с.
19. Библия. Новый Перевод на Русский Язык.- Herrljunga, Sweden:  Международное Библейское Общество, 2007.- 1 228 с.
20. Зауэр Э. Бог, человечество и вечность.- Киев: Союз ЕХБ Украины, 1991.- 208 с.
21. Паш Р. Второе пришествие Иисуса Христа.- Gummersbach, Миссия Вестник мира, 1995.- 287 с.
22. Нюстрем Э. Библейский Словарь.- СПб.: Библия для всех, 2001.- 523 с.
23. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета в современном русском переводе.- М.: Издательство ББИ, 2015.- 1856 с.
24. Славянский библейский комментарий.- Киев: ЕААА, Книгоноша, 2016.- 1840 с.
День Господень