"И будет в последние дни: гора Дома Господня
поставлена будет во главу гор и возвысится
над холмами, и потекут к ней народы" (Мих.4:1)
"Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет"
(Отк.20:4, в)
1. Вступление
Широко распространённое имя Михей (евр. Миха) есть сокращённая форма от древнего имени Михайагу, означает "кто подобен Яхве?".
Будущий пророк родился в небольшом иудейском селении Морешеф-Геф (Морасфит), расположенном в 40 км на юго-запад от Иерусалима, вблизи филистимского города Геф. Жил во времена правления иудейских царей Иоафама (ок. 750-735 г.г. до Р.Х.), Ахаза (735-715), Езекии (ок. 715-686) [Л.1-8].
Миха Морасфитин, вероятно, был сельским жителем [Л.5, 9, 24], бежавшим от ассирийских войск в Иерусалим, где стал пророком [Л.9]. Являлся современником нави Осии и Амоса в Израиле, Исаии в Иудее [Л.1, 2, 5, 7-9], его Михей знал лично [Л.2].
Время написания книги. В точности неизвестно [Л.10], по-видимому, во второй половине VIII века до Р.Х. [Л.1, 3, 6], очевидно до падения Самарии в 722 году [Л.5, 7]. Некоторые предсказания произнесены, возможно, в 704 -701 годах в период опустошения Иудеи ассирийцами и осады Иерусалима [Л.10].
Композиция четвёртой главы. 1. Описание мессианского царства:Будущий пророк родился в небольшом иудейском селении Морешеф-Геф (Морасфит), расположенном в 40 км на юго-запад от Иерусалима, вблизи филистимского города Геф. Жил во времена правления иудейских царей Иоафама (ок. 750-735 г.г. до Р.Х.), Ахаза (735-715), Езекии (ок. 715-686) [Л.1-8].
Миха Морасфитин, вероятно, был сельским жителем [Л.5, 9, 24], бежавшим от ассирийских войск в Иерусалим, где стал пророком [Л.9]. Являлся современником нави Осии и Амоса в Израиле, Исаии в Иудее [Л.1, 2, 5, 7-9], его Михей знал лично [Л.2].
Время написания книги. В точности неизвестно [Л.10], по-видимому, во второй половине VIII века до Р.Х. [Л.1, 3, 6], очевидно до падения Самарии в 722 году [Л.5, 7]. Некоторые предсказания произнесены, возможно, в 704 -701 годах в период опустошения Иудеи ассирийцами и осады Иерусалима [Л.10].
а) поклонение народов Господу в Йерушалаиме (4:1, 2);
б) мир (4:3-6);
в) восстановление владычества Израилю (4:7, 8).
2. Предшествующие события:
а) физиологические расстройства (4:9, 10);
б) война соседей с израильтянами (4:11-13).
Главная тема. Будущее правление Всевышнего на земле, вслед за Его победой над врагами.
Цель написания главы. Ободрить слушателей вестью о грядущих благословениях теократического царства, после скорбных глав (1-3) о печальных судьбах Самарии и Иерусалима.
Содержание. Миха подобно многим другим ветхозаветным нави провидит наступление мессианской эпохи, когда все поклоняются одному истинному Богу (4:1-3). Паломники придут в Иерусалим (ст.1), взойдут на Храмовую гору (ст.2), чтобы научиться миру (ст.3). Войны прекратятся, все живут безопасно (ст.4), поклоняясь Господу (ст.5, 6), пребывающему на Сионе (ст.7, 8).
Наступлению теократии предшествуют перипетии Йом Адонай; скорби да боли словно роженицу схватят кричащих (4:9), покинувших города, живущих в поле (ст.10). По окончании стихийных бедствий, окрестные враждебно настроенные племена нападут на Израиль (ст.11), но потерпят поражение (ст.12, 13).
Проблемы толкования. Следуют ли пророчества в хронологической последовательности или нет, к какому периоду относятся отдельные стихи (4:5, 10-13).
Цель написания главы. Ободрить слушателей вестью о грядущих благословениях теократического царства, после скорбных глав (1-3) о печальных судьбах Самарии и Иерусалима.
Содержание. Миха подобно многим другим ветхозаветным нави провидит наступление мессианской эпохи, когда все поклоняются одному истинному Богу (4:1-3). Паломники придут в Иерусалим (ст.1), взойдут на Храмовую гору (ст.2), чтобы научиться миру (ст.3). Войны прекратятся, все живут безопасно (ст.4), поклоняясь Господу (ст.5, 6), пребывающему на Сионе (ст.7, 8).
Наступлению теократии предшествуют перипетии Йом Адонай; скорби да боли словно роженицу схватят кричащих (4:9), покинувших города, живущих в поле (ст.10). По окончании стихийных бедствий, окрестные враждебно настроенные племена нападут на Израиль (ст.11), но потерпят поражение (ст.12, 13).
Проблемы толкования. Следуют ли пророчества в хронологической последовательности или нет, к какому периоду относятся отдельные стихи (4:5, 10-13).
2. Миллениум (4:1)
Многие библейские пророки предсказывают чудесную эру, на земле будет установлена теократия (Зах.2:10-12, 8:3-8, 14:9, 16-21; Соф.3:9-20; Иоил.3:17, 18; Ам.9:11-15; Ис.11:1-10, 33:17-24, 65:17-25; и т.д.). "Форма правления, когда один лишь Бог признаётся высшей политической властью ..." [Л.3, стр. 1236].
Даниэйл видел, Кто станет править, "как бы Сын Человеческий" (Дан.7:13, 14), Он же, Князь мира (Ис.9:6), Царь (32:1, Соф.2:15), Бог (3:17, Иоил.3:16, 17). Эпоху текратии продолжительностью тысячу лет провидит Иоханан (Отк.11:15, 20:4-7).
Михей (4:1-3) и Йешайа (Ис.2:2-4, нет однозначного объяснения идентичности этих текстов [Л.2, 6, 8]), вносят важные дополнительные штрихи в общую картину грядущего царства.
"Когда же придут последние дни ("в конце дней", в будущем [Л.4]), гора, на которой Храм Господень стоит, главной станет (высочайшею) среди всех гор и над холмами возвысится - и все племена (народы) к ней потекут (устремятся)" (Мих.4:1, пер. [Л.23]; в скобках: текст из [Л.19], в кавычках - из [Л.12]).
Выражение "последние дни" Писание соотносит с будущим [Л.6, 9, 24], точнее, с периодом "великой гибели" (Иер.4:6) и последующим тысячелетним правлением Христа [Л.5, 8]. На такую последовательность этапов указывает Йехэзкэйл.
Даниэйл видел, Кто станет править, "как бы Сын Человеческий" (Дан.7:13, 14), Он же, Князь мира (Ис.9:6), Царь (32:1, Соф.2:15), Бог (3:17, Иоил.3:16, 17). Эпоху текратии продолжительностью тысячу лет провидит Иоханан (Отк.11:15, 20:4-7).
Михей (4:1-3) и Йешайа (Ис.2:2-4, нет однозначного объяснения идентичности этих текстов [Л.2, 6, 8]), вносят важные дополнительные штрихи в общую картину грядущего царства.
"Когда же придут последние дни ("в конце дней", в будущем [Л.4]), гора, на которой Храм Господень стоит, главной станет (высочайшею) среди всех гор и над холмами возвысится - и все племена (народы) к ней потекут (устремятся)" (Мих.4:1, пер. [Л.23]; в скобках: текст из [Л.19], в кавычках - из [Л.12]).
Выражение "последние дни" Писание соотносит с будущим [Л.6, 9, 24], точнее, с периодом "великой гибели" (Иер.4:6) и последующим тысячелетним правлением Христа [Л.5, 8]. На такую последовательность этапов указывает Йехэзкэйл.
"Гибель, гибель, гибель! Я наведу её! Не возродится эта земля, пока не придёт Тот, Кому она по праву принадлежит; Ему Я отдам её" (Иез.21:27, пер. [Л.19]).
В миллениуме храмовая возвышенность Йерушалаима "главной (высочайшею) станет, среди всех гор" (пер. [Л.23]), возносится над всеми окружающими холмами (Мих.4:1, б). Почему? "В настоящее время гора Мориа - самая низкая часть города" [Л.22, стр. 167], ниже вершин Елеонской гряды на 40 ... 50 метров.
Причина существенного буквального повышения священного места - сильное землетрясение, из-за него "город великий распался на части", разрушились иные поселения, "гор не стало" (Отк.16:18-20).
Елеонская гряда, расколется пополам (Зах.14:4), холмистая местность Йеуды превратится в равнину (ст.10), один Иерусалим "высоко будет стоять на своём месте" (14:10, б).
Территория Дома молитвы возвысится над окружающими "растаявшими" горами да осевшими холмами (Мих.1:4, Авв.3:6). На вершине соорудится Бейт Адонай (Иер.30:18, Иез.37:26-28; рис. 1), в него массово устремятся паломники (Мих.4:1).
В миллениуме храмовая возвышенность Йерушалаима "главной (высочайшею) станет, среди всех гор" (пер. [Л.23]), возносится над всеми окружающими холмами (Мих.4:1, б). Почему? "В настоящее время гора Мориа - самая низкая часть города" [Л.22, стр. 167], ниже вершин Елеонской гряды на 40 ... 50 метров.
Причина существенного буквального повышения священного места - сильное землетрясение, из-за него "город великий распался на части", разрушились иные поселения, "гор не стало" (Отк.16:18-20).
Елеонская гряда, расколется пополам (Зах.14:4), холмистая местность Йеуды превратится в равнину (ст.10), один Иерусалим "высоко будет стоять на своём месте" (14:10, б).
Территория Дома молитвы возвысится над окружающими "растаявшими" горами да осевшими холмами (Мих.1:4, Авв.3:6). На вершине соорудится Бейт Адонай (Иер.30:18, Иез.37:26-28; рис. 1), в него массово устремятся паломники (Мих.4:1).
Удивительно то, что придут, приплывут, приедут даже представители стран, недавно воевавших с Мединат Йисраэль (Зах.14:16-19) в Армагеддонской кампании [Л.13]. Но "Господь, Бог всех людей. Есть ли что-нибудь невозможное для Меня?" (Иер.32: 27, пер. [Л.19]).
3. От Кого выйдет слово? (4:2)
Пророк видит, множество странствующих богомольцев стекается в город, слышит, что они говорят друг другу.
"И пойдут (придут) многие народы и скажут: "придите, и (давайте) взойдём на гору Господню и в дом Бога Иаковлева,- и Он научит нас путям Своим, и будем ходить (чтобы мы могли идти) по стезам (дорогой) Его; ибо от Сиона выйдет закон и слово Господне - из Иерусалима" (4:2; в скобках, текст из [Л.11]).
Массовое стремление верующих в столицу мира вполне понятно, там на горе Мория, в храме пребывает Сам Бог! (Иоил.3:16, 17, Зах.2:11, 8:3). Согласно обещания, "Я приду успокоить Израиль" (Иер. 31:2, б; пер. [Л.19]). Доказательство Его присутствия сияние шехины над городом, как видит Йешайа.
"Ибо вот, тьма покроет землю (Земля ещё покрыта тьмою), и мрак - народы; а над тобою воссияет Господь, и слава Его явится (взойдёт) над тобою. И придут народы к свету твоему, и цари - к восходящему над тобою сиянию" (Ис.60:2, 3; в скобках, текст из [Л.11]). Сам Бейт а-Микдаш, всё пространство вокруг него на вершине горы - святыня всех святынь (Иез.43:12).
Разные причины приведут простых тружеников да вождей в город праздничных собраний. Главная из них, научиться самому и научить свои общины выживания путям Всевышнего (Мих.4:2, б). Познать Его законы, уставы, заповеди и жить в соответствии с ними, чтобы не постигла уцелевших участь рухнувшей цивилизации (Соф.1:2, 3), ходившей путями своими (Мих.6:8).
Истинно, "от Сиона выйдет закон и слово Господне - из Иерусалима" (4:2, в). "Пророк не думает о писаном законе, а о простых и прямых ответах на проблемы, стоящие перед народными вождями всех стран. Бог разрешит возникшие между народами проблемы, независимо от того, находятся ли они близко или далеко от Иерусалима" [Л.10, стр. 22].
Многие жители из разных стран регулярно приходят в Дом молитвы (4:2, Ис.60:3-12). Но лишь один священник, его изберёт Адонай (Зах.6:13), сможет говорить с Ним в святая святых, подобно дням жизни Моше (Числ.7:89), как при обращении Савла (Деян.26:13-18).
Главный священник, возглавляющий богослужения в Храме, служитель да свидетель, в смирении открывает предводителям волю Сына Божьего. "И Господь будет Царём над всею землёю" (Зах.14:9; Отк.11:15).
"И пойдут (придут) многие народы и скажут: "придите, и (давайте) взойдём на гору Господню и в дом Бога Иаковлева,- и Он научит нас путям Своим, и будем ходить (чтобы мы могли идти) по стезам (дорогой) Его; ибо от Сиона выйдет закон и слово Господне - из Иерусалима" (4:2; в скобках, текст из [Л.11]).
Массовое стремление верующих в столицу мира вполне понятно, там на горе Мория, в храме пребывает Сам Бог! (Иоил.3:16, 17, Зах.2:11, 8:3). Согласно обещания, "Я приду успокоить Израиль" (Иер. 31:2, б; пер. [Л.19]). Доказательство Его присутствия сияние шехины над городом, как видит Йешайа.
"Ибо вот, тьма покроет землю (Земля ещё покрыта тьмою), и мрак - народы; а над тобою воссияет Господь, и слава Его явится (взойдёт) над тобою. И придут народы к свету твоему, и цари - к восходящему над тобою сиянию" (Ис.60:2, 3; в скобках, текст из [Л.11]). Сам Бейт а-Микдаш, всё пространство вокруг него на вершине горы - святыня всех святынь (Иез.43:12).
Разные причины приведут простых тружеников да вождей в город праздничных собраний. Главная из них, научиться самому и научить свои общины выживания путям Всевышнего (Мих.4:2, б). Познать Его законы, уставы, заповеди и жить в соответствии с ними, чтобы не постигла уцелевших участь рухнувшей цивилизации (Соф.1:2, 3), ходившей путями своими (Мих.6:8).
Истинно, "от Сиона выйдет закон и слово Господне - из Иерусалима" (4:2, в). "Пророк не думает о писаном законе, а о простых и прямых ответах на проблемы, стоящие перед народными вождями всех стран. Бог разрешит возникшие между народами проблемы, независимо от того, находятся ли они близко или далеко от Иерусалима" [Л.10, стр. 22].
Многие жители из разных стран регулярно приходят в Дом молитвы (4:2, Ис.60:3-12). Но лишь один священник, его изберёт Адонай (Зах.6:13), сможет говорить с Ним в святая святых, подобно дням жизни Моше (Числ.7:89), как при обращении Савла (Деян.26:13-18).
Главный священник, возглавляющий богослужения в Храме, служитель да свидетель, в смирении открывает предводителям волю Сына Божьего. "И Господь будет Царём над всею землёю" (Зах.14:9; Отк.11:15).
4. Шалом алейхем (4:3, 4)
Если Творец вселенной, Царь над всей землёй, признаётся судьёй между спорящими, в их отношения проникает мир.
"И будет Он судить многие народы ("рассудит Он распри бесчисленных племён") и обличит многие племена в отдалённых странах (положит конец их раздорам повсюду); и перекуют они мечи свои на орала (лемеха) и копья свои - на серпы; не поднимет (один) народ на (другой) народ меча, и не будут более учиться ("искусство войны позабудут") воевать (не будут они больше готовиться к войне)" (4:3; в скобках: текст из [Л.11], в кавычках - из [Л.18]).
"Божье обличение, суд и пришествие в конечном счёте принесут человеку мир" [Л.24, стр. 1062]. Шалом и дружелюбие характерные черты миллениума, когда воцарится Спаситель (Ис.52:7, Отк.11:15). "Царство - это правление Бога, сверхъестественное явление, а не результат работы людей" [Л.3, стр. 1367].
Третий иерусалимский Бейт Адонай прославится во всех странах, как предсказано. "Слава этого храма превысит славу храма прежнего! А сюда принесу Я мир. Помните, что так сказал Господь Всемогущий!" (Агг.2:9, пер. [Л.11]).
Остаток рода сего будет жить безопасно, если пасти его станет Тот, "Которого происхождение из начала, от дней вечных", Великий до краёв земли (Мих.5:2-4), Князь, дарующий спокойствие (Ис.9:6).
Корень еврейского слова шалом означает "быть совершенным, невредимым" или "жить идеальной благочестивой жизнью" [Л.7, стр. 584]. Идеальную жизнь видит Миха в теократическом государстве.
"Но каждый будет сидеть под своею виноградною лозою и под своею смоковницею ("они будут жить безмятежно"), и никто не будет устрашать их (не будет никого бояться), ибо уста Господа Саваофа изрекли это" (4:4; в скобках: текст из [Л.11], в кавычках - из [Л.18]).
"И будет Он судить многие народы ("рассудит Он распри бесчисленных племён") и обличит многие племена в отдалённых странах (положит конец их раздорам повсюду); и перекуют они мечи свои на орала (лемеха) и копья свои - на серпы; не поднимет (один) народ на (другой) народ меча, и не будут более учиться ("искусство войны позабудут") воевать (не будут они больше готовиться к войне)" (4:3; в скобках: текст из [Л.11], в кавычках - из [Л.18]).
"Божье обличение, суд и пришествие в конечном счёте принесут человеку мир" [Л.24, стр. 1062]. Шалом и дружелюбие характерные черты миллениума, когда воцарится Спаситель (Ис.52:7, Отк.11:15). "Царство - это правление Бога, сверхъестественное явление, а не результат работы людей" [Л.3, стр. 1367].
Третий иерусалимский Бейт Адонай прославится во всех странах, как предсказано. "Слава этого храма превысит славу храма прежнего! А сюда принесу Я мир. Помните, что так сказал Господь Всемогущий!" (Агг.2:9, пер. [Л.11]).
Остаток рода сего будет жить безопасно, если пасти его станет Тот, "Которого происхождение из начала, от дней вечных", Великий до краёв земли (Мих.5:2-4), Князь, дарующий спокойствие (Ис.9:6).
Корень еврейского слова шалом означает "быть совершенным, невредимым" или "жить идеальной благочестивой жизнью" [Л.7, стр. 584]. Идеальную жизнь видит Миха в теократическом государстве.
"Но каждый будет сидеть под своею виноградною лозою и под своею смоковницею ("они будут жить безмятежно"), и никто не будет устрашать их (не будет никого бояться), ибо уста Господа Саваофа изрекли это" (4:4; в скобках: текст из [Л.11], в кавычках - из [Л.18]).
Спокойная благополучная жизнь снизойдёт на многострадальную с момента согрешения Адама землю.
"Идиллический образ мира и процветания на древнем Ближнем Востоке выражался именно такой возможностью "сидеть под своею виноградной лозой и под своею смоковницей" [Л.14].
В ту эпоху виноград (рис.2) и плоды инжира относились к основным продуктам питания [Л.7, 14]. Смоковницы, их часто сажали в виноградниках (Лк.13:6), достигают высоты 6 ... 9 м, широко раскинутые ветви с крупными листьями создают густую крону [Л.7], отбрасывающую тень.
Жарким днём хорошо сидеть в своём винограднике, под тенью инжира (4:4, а), приглашая друзей (Зах.3:10, Иоил.2:24-27).
"Идиллический образ мира и процветания на древнем Ближнем Востоке выражался именно такой возможностью "сидеть под своею виноградной лозой и под своею смоковницей" [Л.14].
В ту эпоху виноград (рис.2) и плоды инжира относились к основным продуктам питания [Л.7, 14]. Смоковницы, их часто сажали в виноградниках (Лк.13:6), достигают высоты 6 ... 9 м, широко раскинутые ветви с крупными листьями создают густую крону [Л.7], отбрасывающую тень.
Жарким днём хорошо сидеть в своём винограднике, под тенью инжира (4:4, а), приглашая друзей (Зах.3:10, Иоил.2:24-27).
5. Жить во имя Спасителя (4:5)
Толкование следующего стиха встречает некоторую трудность [Л.6, 8]. Можно ли его считать продолжением мессианской темы или никак не связанным с ней?
"Ибо все народы ходят ("живут"), каждый - во имя (призывая) своего бога; а мы будем ходить ("жить") во имя (призывая) Господа Бога нашего во веки веков" (4:5; в скобках: текст из [Л.18], в кавычках- из [Л.19]); "Как бы ни были верны своим богам прочие народы, мы будем преданно следовать за Господом ...", пер. [Л.23]).
"Ибо все народы ходят ("живут"), каждый - во имя (призывая) своего бога; а мы будем ходить ("жить") во имя (призывая) Господа Бога нашего во веки веков" (4:5; в скобках: текст из [Л.18], в кавычках- из [Л.19]); "Как бы ни были верны своим богам прочие народы, мы будем преданно следовать за Господом ...", пер. [Л.23]).
"В стихе 5 идолопоклонство, которое практиковали в дни Михея, противопоставлено подлинному поклонению в тысячелетнем царстве" [Л.25, стр. 1086].
По указанной причине переводчики Масоры [Л.12], в отличие от Синодального перевода, относят ст.5 к будущим событиям. "Ибо все народы пойдут ...", словно Михей продолжает начатую тему.
Однако из параллельных библейских стихов (Зах.13:1, 2; Ис.2:17-20) видно, в теократическом государстве идолы исчезнут, все поклоняются только имени (евр. "Ашем") Его, так утверждает и Цефанйа.
"Страшен будет для них Господь; ибо истребит всех богов земли, и Ему будут поклоняться - каждый со своего места - все острова народов ("где бы он ни жил, на побережьях и на островах", пер. [Л.23])" (Соф.2:11).
Поэтому стих Мих.4:5 следует отнести к эпохе, когда "все народы ходят" за своими выдуманными (лже)богами. Нави же призывает ам Йисраэль жить во имя Адоная ... "во веки веков". Периода Ветхого Завета, столетий Нового Завета, эры Тысячелетнего царства и Вечности.
Во все дни актуально напоминание ветхозаветного пророка. "О, человек! сказано тебе, что - добро, и чего требует от тебя Господь: действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить пред Богом твоим" (6:8).
По указанной причине переводчики Масоры [Л.12], в отличие от Синодального перевода, относят ст.5 к будущим событиям. "Ибо все народы пойдут ...", словно Михей продолжает начатую тему.
Однако из параллельных библейских стихов (Зах.13:1, 2; Ис.2:17-20) видно, в теократическом государстве идолы исчезнут, все поклоняются только имени (евр. "Ашем") Его, так утверждает и Цефанйа.
"Страшен будет для них Господь; ибо истребит всех богов земли, и Ему будут поклоняться - каждый со своего места - все острова народов ("где бы он ни жил, на побережьях и на островах", пер. [Л.23])" (Соф.2:11).
Поэтому стих Мих.4:5 следует отнести к эпохе, когда "все народы ходят" за своими выдуманными (лже)богами. Нави же призывает ам Йисраэль жить во имя Адоная ... "во веки веков". Периода Ветхого Завета, столетий Нового Завета, эры Тысячелетнего царства и Вечности.
Во все дни актуально напоминание ветхозаветного пророка. "О, человек! сказано тебе, что - добро, и чего требует от тебя Господь: действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить пред Богом твоим" (6:8).
6. Собирание остатка (4:6)
Миха в стихе 6 возвращается к главной теме, используя характерное словосочетание "тот день". В данном случае, оно означает грядущую эпоху [Л.3, 4], начало теократии [Л.8] по окончании бедствий Великой скорби [Л.15].
"В тот день (оный день великий), говорит Господь, соберу хромлющее (хромых) и совокуплю (созову) разогнанное и тех, на кого Я навёл бедствие" (4:6; в скобках, текст из [Л.23]).
Только ли о неудовлетворительном нравственном состоянии слушателей провидца идёт речь? согласно предположения авторов работы [Л.8]. Нет.
Во-первых, в ст.6 он подразумевает не современников, а жителей мессианского царства. "Первая его фраза, "в тот день", указывает на эсхатологическое значение пророчества" [Л.3, стр. 821].
"В тот день (оный день великий), говорит Господь, соберу хромлющее (хромых) и совокуплю (созову) разогнанное и тех, на кого Я навёл бедствие" (4:6; в скобках, текст из [Л.23]).
Только ли о неудовлетворительном нравственном состоянии слушателей провидца идёт речь? согласно предположения авторов работы [Л.8]. Нет.
Во-первых, в ст.6 он подразумевает не современников, а жителей мессианского царства. "Первая его фраза, "в тот день", указывает на эсхатологическое значение пророчества" [Л.3, стр. 821].
Совершенно верно, именно в таком значении словосочетание "тот день" используется другими нави (Зах.14:4-13, 13:1, 12:3-11; Соф.1:10, 3:16; Иоил.3:18, Ам.8:9, 9:11).
Во-вторых, в годы скорби (Мих.4:9-13), по окончании Великой гибели (Иер.4:6), Ашем Иеhошуа ха Машиах бен Давид на самом деле соберёт хромлющее ("хромых", пер. [Л.11, 19, 23]). Объединит разогнанное ("изгнанных"). Всех "тех, на кого Я навёл бедствие" (ст.4:6, "кого Я повергал в страдания" [Л.23]) в Йом Адонай (Соф.1:14-18), великий и страшный (Иоил.2:1-31).
Но почему из-за наведенного бедствия появится много хромых? (Мих.4:6). Физически здоровые начнут ковылять по причине временных расстройств двигательных функций (по-научному, "астазия/ абазия") в результате психогенного реактивного ступора, вызванного масштабными стихийными бедствиями [Л.15].
"Ибо вот, Господь исходит от места (жилища) Своего, низойдёт и наступит на высоты земли,- И горы растают под Ним, долины распадутся, как воск от огня, как воды, льющиеся с крутизны ("как воды бегут по склону" Л.18])" (Мих.1:3, 4; Авв.3:2-6, Наум.1:3-6).
Эвакуированные ищут новые места для проживания, более безопасные в условиях наведенных Йахвэ Элохим несчастий. Вслед за победой (Соф.3:19, а), Спаситель соберёт хромлющее и объединит разогнанное (Мих.4:6) в один сильный остаток (ст.7); прославит Свой народ во всех странах, где его поносили (Соф.3:19, в).
"Ветхозаветная идея о том, что остаток Израиля спасётся, пройдя через суд Божий, представляет собой как бы краткую "формулу" всех библейских пророчеств" [Л.7, стр. 669].
Во-вторых, в годы скорби (Мих.4:9-13), по окончании Великой гибели (Иер.4:6), Ашем Иеhошуа ха Машиах бен Давид на самом деле соберёт хромлющее ("хромых", пер. [Л.11, 19, 23]). Объединит разогнанное ("изгнанных"). Всех "тех, на кого Я навёл бедствие" (ст.4:6, "кого Я повергал в страдания" [Л.23]) в Йом Адонай (Соф.1:14-18), великий и страшный (Иоил.2:1-31).
Но почему из-за наведенного бедствия появится много хромых? (Мих.4:6). Физически здоровые начнут ковылять по причине временных расстройств двигательных функций (по-научному, "астазия/ абазия") в результате психогенного реактивного ступора, вызванного масштабными стихийными бедствиями [Л.15].
"Ибо вот, Господь исходит от места (жилища) Своего, низойдёт и наступит на высоты земли,- И горы растают под Ним, долины распадутся, как воск от огня, как воды, льющиеся с крутизны ("как воды бегут по склону" Л.18])" (Мих.1:3, 4; Авв.3:2-6, Наум.1:3-6).
Эвакуированные ищут новые места для проживания, более безопасные в условиях наведенных Йахвэ Элохим несчастий. Вслед за победой (Соф.3:19, а), Спаситель соберёт хромлющее и объединит разогнанное (Мих.4:6) в один сильный остаток (ст.7); прославит Свой народ во всех странах, где его поносили (Соф.3:19, в).
"Ветхозаветная идея о том, что остаток Израиля спасётся, пройдя через суд Божий, представляет собой как бы краткую "формулу" всех библейских пророчеств" [Л.7, стр. 669].
7. Как восстановить величие Израилю? (4:7, 8)
Общины выживания, в отличие от современной безумной цивилизации, послушны Всевышнему, живут по заповедям Его, соблюдая волю Его. В полной мере исполнится обещание.
"И сделаю хромлющее (хромающее) остатком ("уцелевшими") и далеко рассеянное ("изгнанное") сильным народом, и Господь будет царствовать ("править") над ними на горе Сионе (Цийон) отныне и до века (во веки веков)" (4:7; в скобках: текст из [Л.12], в кавычках - из [Л.19]).
Здесь имеются в виду те, кто уцелел (пер. [Л.19]) в дни Великой гибели. На основании Мих.2:12 и 5:7, 8; Соф.3:13, Ис.10:20-22, 37:31, 32 утверждается, речь об иудеях [Л.6, 8]. Нет, в остаток, созданный Богом (Мих.4:7, а), войдут другие национальности (4:2, 3; Соф.3:9, 10; Зах.14:16), по Писанию.
"В будущем Господь снова покажет Свою любовь к Иакову, снова изберёт народ Израиля и отдаст им их землю, и тогда к Иудее присоединятся неиудейские народы, и станут семьёй Иакова и те, и другие" (Ис.14:1, пер. [Л.11]).
Бог начнёт царствовать над всеми обитателями планеты (Зах.14:9, Мих.4:7, Отк.11:15). Понятно, в условиях Его правления из Цийона, жители Йерушалаима (дщери Сиона) займут особое положение.
"А ты ("Что до тебя"), башня стада, холм (точнее, Офел, т.е. район старого города Давида на восточном холме [Л.14]) дщери ("дочери") Сиона! к тебе придёт и возвратится прежнее владычество ("власть"), царство - к дщерям Иерусалима (Да, царство снова будет в Иерусалиме, как и в прежние времена)" (4:8; в скобках: текст из [Л.11], в кавычках - из [Л.19]).
О чём речь? "Такие "башни" строились посреди пастбищ, чтобы пастухи могли с высоты наблюдать за стадами. Сион станет тем местом, откуда Пастырь будет править народом" [Л.24, стр. 1062].
"Образ этот применяется к Иерусалиму, потому что из него будет вестись "наблюдение" за всем совершающимся в мире и за населяющими его "народами" [Л.8].
В прежние столетия, особенно в годы царствования Давида и Соломона, Йисраэль был сильным процветающим государством, обладавшим обширной территорией (рис.3), оказывая влияние на соседние страны [Л.3, 7].
С наступлением миллениума [Л.20, 21] Адонай восстановит владычество Израилю, увеличит его владения до Сарепты в Ливане (Авд.19-21). Отныне Йерушалаим - столица мира, Офел, сторожевая башня стада, Храм - дом Учителя, Судьи, Пастыря (Мих.4:1-4).
"И станет Он и будет пасти в силе Господней, в величии имени Господа Бога Своего, и они будут жить безопасно (в мире), ибо тогда Он будет великим до краёв земли" (5:4; "ведь слава Его дойдёт до края земли", пер. [Л.19]).
"И сделаю хромлющее (хромающее) остатком ("уцелевшими") и далеко рассеянное ("изгнанное") сильным народом, и Господь будет царствовать ("править") над ними на горе Сионе (Цийон) отныне и до века (во веки веков)" (4:7; в скобках: текст из [Л.12], в кавычках - из [Л.19]).
Здесь имеются в виду те, кто уцелел (пер. [Л.19]) в дни Великой гибели. На основании Мих.2:12 и 5:7, 8; Соф.3:13, Ис.10:20-22, 37:31, 32 утверждается, речь об иудеях [Л.6, 8]. Нет, в остаток, созданный Богом (Мих.4:7, а), войдут другие национальности (4:2, 3; Соф.3:9, 10; Зах.14:16), по Писанию.
"В будущем Господь снова покажет Свою любовь к Иакову, снова изберёт народ Израиля и отдаст им их землю, и тогда к Иудее присоединятся неиудейские народы, и станут семьёй Иакова и те, и другие" (Ис.14:1, пер. [Л.11]).
Бог начнёт царствовать над всеми обитателями планеты (Зах.14:9, Мих.4:7, Отк.11:15). Понятно, в условиях Его правления из Цийона, жители Йерушалаима (дщери Сиона) займут особое положение.
"А ты ("Что до тебя"), башня стада, холм (точнее, Офел, т.е. район старого города Давида на восточном холме [Л.14]) дщери ("дочери") Сиона! к тебе придёт и возвратится прежнее владычество ("власть"), царство - к дщерям Иерусалима (Да, царство снова будет в Иерусалиме, как и в прежние времена)" (4:8; в скобках: текст из [Л.11], в кавычках - из [Л.19]).
О чём речь? "Такие "башни" строились посреди пастбищ, чтобы пастухи могли с высоты наблюдать за стадами. Сион станет тем местом, откуда Пастырь будет править народом" [Л.24, стр. 1062].
"Образ этот применяется к Иерусалиму, потому что из него будет вестись "наблюдение" за всем совершающимся в мире и за населяющими его "народами" [Л.8].
В прежние столетия, особенно в годы царствования Давида и Соломона, Йисраэль был сильным процветающим государством, обладавшим обширной территорией (рис.3), оказывая влияние на соседние страны [Л.3, 7].
С наступлением миллениума [Л.20, 21] Адонай восстановит владычество Израилю, увеличит его владения до Сарепты в Ливане (Авд.19-21). Отныне Йерушалаим - столица мира, Офел, сторожевая башня стада, Храм - дом Учителя, Судьи, Пастыря (Мих.4:1-4).
"И станет Он и будет пасти в силе Господней, в величии имени Господа Бога Своего, и они будут жить безопасно (в мире), ибо тогда Он будет великим до краёв земли" (5:4; "ведь слава Его дойдёт до края земли", пер. [Л.19]).
8. Великие скорби (4:9)
Окончив тему мессианского царства (4:1-8), Михей приступает к рассказу о видениях предшествующих событий (ст.9-13). Он неоднократно предупреждал (1:2, 3:1, 6:1) о грядущем наказании за злодеяния (1:3-5, 2:1-3, 3:1-3, 12). Теперь, получив откровение (1:1), провидец обращается к потомкам с тремя ироничными вопросами.
"Для чего же (Почему) ты ныне так громко вопиёшь (заходишься криком)? Разве нет у тебя царя? Или (погиб) не стало у тебя советника, что тебя схватили муки, как раждающую? (женщину при родах)" (4:9; в скобках, текст из [Л.19]).
Имеется в виду, правитель в Израиле есть и советники не все погибли, а все рыдают от физической скорби, их схватили муки, словно роженицу. О какой эпохе говорит нави? Комментаторы предполагают.
"Пророк ведёт речь о близких (в историческом плане) бедствиях, которые поразят еврейский народ" [Л.8]. В частности о последних днях перед падением Иерусалима под ударами вавилонян в 597 или 587 годах до Р.Х. [Л.10, 24] или периоде, когда евреев угоняют в плен [Л.1, 4-6, 8, 9, 25].
Однако данный вариант толкования не позволяет объяснить почему главная отличительная черта бедствия не гибель под мечами врагов, а боль от родовых схваток (?!) словно у женщин при родах. Если предположить, ст. 4:9 относится к дням Великой скорби, она же "великая гибель" (Иер.4:6), предшествующая теократии (4:1-4, 6-8), становится понятным содержание ст.9.
Муки будто от родовых схваток это судороги, непроизвольные резкие сокращения мышц живота. Внезапные болезненные сокращения мышц возникнут в результате резонанса, совпадения частоты колебаний внешних и внутренних органов (1 ... 20 герц) с частотой инфразвуковых волн (1 ... 16 герц), вызванных колебаниями земли, воды, воздуха [Л.15].
Скачок амплитуды колебаний органов тела из-за резонанса приведёт, помимо судорог, к вибрации внутренностей (трепет), дрожи губ (тремор), боли в костях (Авв.3:16). Йешайа таким видит состояние изумлённых жителей в День Господа.
"Ужаснулись, судороги и боли схватили (пронзили) их; мучатся (скорчится от боли в животе), как раждающая ..." (Ис.13:8; в скобках, текст из [Л.11]). В те дни каждый громко завопит, зайдётся криком (Мих.4:9, а); муки "раждающей" схватят всех, как женщин (Иер.4:31), так мужчин (30:6, Ос.13:13).
Судороги сопровождаются психогенными расстройствами органов чувств [Л.15]. В частности преходящими нарушениями речи, из-за бессознательных невольных сокращений мышц гортани, вместе с тем, пропажей слуха (истерическая глухота). Как провидит Миха, "положат руку на уста (т.е "онемеют" [Л.8]), уши их сделаются глухими" (7:16, б).
Потеряв способность стоять и ходить ("астазия/абазия"), глухонемые, сотрясаемые вибрацией органов да частей тела, извиваясь ползут из подземных убежищ, согласно предсказания. "Будут прах лизать, словно змеи, словно твари ползучие. Трясясь, из нор своих выползут ...", наконец-то устрашатся Всемогущего (7:17, пер. [Л.18]).
"Для чего же (Почему) ты ныне так громко вопиёшь (заходишься криком)? Разве нет у тебя царя? Или (погиб) не стало у тебя советника, что тебя схватили муки, как раждающую? (женщину при родах)" (4:9; в скобках, текст из [Л.19]).
Имеется в виду, правитель в Израиле есть и советники не все погибли, а все рыдают от физической скорби, их схватили муки, словно роженицу. О какой эпохе говорит нави? Комментаторы предполагают.
"Пророк ведёт речь о близких (в историческом плане) бедствиях, которые поразят еврейский народ" [Л.8]. В частности о последних днях перед падением Иерусалима под ударами вавилонян в 597 или 587 годах до Р.Х. [Л.10, 24] или периоде, когда евреев угоняют в плен [Л.1, 4-6, 8, 9, 25].
Однако данный вариант толкования не позволяет объяснить почему главная отличительная черта бедствия не гибель под мечами врагов, а боль от родовых схваток (?!) словно у женщин при родах. Если предположить, ст. 4:9 относится к дням Великой скорби, она же "великая гибель" (Иер.4:6), предшествующая теократии (4:1-4, 6-8), становится понятным содержание ст.9.
Муки будто от родовых схваток это судороги, непроизвольные резкие сокращения мышц живота. Внезапные болезненные сокращения мышц возникнут в результате резонанса, совпадения частоты колебаний внешних и внутренних органов (1 ... 20 герц) с частотой инфразвуковых волн (1 ... 16 герц), вызванных колебаниями земли, воды, воздуха [Л.15].
Скачок амплитуды колебаний органов тела из-за резонанса приведёт, помимо судорог, к вибрации внутренностей (трепет), дрожи губ (тремор), боли в костях (Авв.3:16). Йешайа таким видит состояние изумлённых жителей в День Господа.
"Ужаснулись, судороги и боли схватили (пронзили) их; мучатся (скорчится от боли в животе), как раждающая ..." (Ис.13:8; в скобках, текст из [Л.11]). В те дни каждый громко завопит, зайдётся криком (Мих.4:9, а); муки "раждающей" схватят всех, как женщин (Иер.4:31), так мужчин (30:6, Ос.13:13).
Судороги сопровождаются психогенными расстройствами органов чувств [Л.15]. В частности преходящими нарушениями речи, из-за бессознательных невольных сокращений мышц гортани, вместе с тем, пропажей слуха (истерическая глухота). Как провидит Миха, "положат руку на уста (т.е "онемеют" [Л.8]), уши их сделаются глухими" (7:16, б).
Потеряв способность стоять и ходить ("астазия/абазия"), глухонемые, сотрясаемые вибрацией органов да частей тела, извиваясь ползут из подземных убежищ, согласно предсказания. "Будут прах лизать, словно змеи, словно твари ползучие. Трясясь, из нор своих выползут ...", наконец-то устрашатся Всемогущего (7:17, пер. [Л.18]).
В какую пору исполнятся вышеуказанные пророчества? Нави отвечает, когда Небесный Воитель "растопчет наши грехи и все наши беззакония бросит в морскую бездну" (ст.19, пер. [Л.19]).
9. Израильтяне будут жить в поле? (4:10)
От насмешливых язвительных вопросов (4:9) тайновидец переходит к откровению о судьбе соплеменников в последние дни.
"Страдай ("содрогайся") и мучься болями (мечись и стони), дщерь (дочь) Сиона ("Цийона"), как раждающая (женщина при родах), ибо ныне ты выйдешь из города (покинешь город) и будешь жить (разобьёшь лагерь) в поле и дойдёшь до Вавилона ("Бавэла"). Там будешь спасена, там искупит ("избавит") тебя Господь от руки врагов твоих" (4:10; в скобках: текст из [Л.19], в кавычках - из [Л.12]).
Пророк утверждает, жители содрогаются, корчатся от боли словно при родах, не в городе; они вышли из него, разбили лагерь в открытом поле (рис.4).
Оставили столицу из-за опасности погибнуть под развалинами домов в момент Богоявления (1:3, 4; Наум.1:5, Авв.3:6), сопровождаемого великим землетрясением (Иер.2:24, Отк.16:18-20, Ис.24:18-20).
Йешайа видит разрушенным опустевший покинутый жителями город, в нём "все домы заперты" (ст.10).
Действительно. "Сион будет распахан, как поле, Иерусалим станет грудой развалин, а храмовая гора зарастёт лесом" (Мих.3:12, пер. [Л.19]). В ту пору произойдёт солнечное затмение, средь бела дня "зайдёт солнце" и "потемнеет день", корыстных пророков ждёт тьма вместо видений (ст. 5-7).
Если Миха провидит этап Великой гибели, вовсе не угон евреев в плен как предполагается в [Л.1, 4-6, 8-10], почему беженцы дойдут до Вавилона? Зачем так далеко? землетрясение можно переждать в открытом поле недалеко от своего поселения.
Увы, крупномасштабные стихийные бедствия, сопровождающие грандиозную теофанию, не ограничатся мощными сотрясениями. Из морской бездны на сушу хлынут огромные, высотой до 1 000 метров, гравитационные морские волны [Л.16].
Цунами высоко поднимают руки свои (Авв.3:10), "восходят до небес, нисходят до бездны" (Пс.106:26). Разрушая всё до основания (Наум.1:8), увлекая в бездну растоптанные наши грехи, поглощая беззакония наши (Мих.7:19, б).
Вот почему население прибрежных стран, в т.ч. Мединат Йисраэль, вынуждено "встать и уйти" по совету нави (2:10), покинуть места проживания, эвакуироваться вглубь суши на сотни километров. Израильтяне уедут не только в области древних Едома, Моава, Аммона (Дан.11:41), но достигнут даже территории Бавэла (Мих.4:10).
Там Яхве Элохим спасёт их, вместе с тем, избавит от рук врагов. Затем рассеянные остатки возвратятся из мест эвакуации в Эрец Йисраэль (7:12, Соф.3:10-20), чтобы построить Бейт а-Микдаш на храмовой горе. Она "главной ("высочайшею") станет среди всех гор и над холмами возвысится" (Мих.4:1, пер. [Л.23]).
"Страдай ("содрогайся") и мучься болями (мечись и стони), дщерь (дочь) Сиона ("Цийона"), как раждающая (женщина при родах), ибо ныне ты выйдешь из города (покинешь город) и будешь жить (разобьёшь лагерь) в поле и дойдёшь до Вавилона ("Бавэла"). Там будешь спасена, там искупит ("избавит") тебя Господь от руки врагов твоих" (4:10; в скобках: текст из [Л.19], в кавычках - из [Л.12]).
Пророк утверждает, жители содрогаются, корчатся от боли словно при родах, не в городе; они вышли из него, разбили лагерь в открытом поле (рис.4).
Оставили столицу из-за опасности погибнуть под развалинами домов в момент Богоявления (1:3, 4; Наум.1:5, Авв.3:6), сопровождаемого великим землетрясением (Иер.2:24, Отк.16:18-20, Ис.24:18-20).
Йешайа видит разрушенным опустевший покинутый жителями город, в нём "все домы заперты" (ст.10).
Действительно. "Сион будет распахан, как поле, Иерусалим станет грудой развалин, а храмовая гора зарастёт лесом" (Мих.3:12, пер. [Л.19]). В ту пору произойдёт солнечное затмение, средь бела дня "зайдёт солнце" и "потемнеет день", корыстных пророков ждёт тьма вместо видений (ст. 5-7).
Если Миха провидит этап Великой гибели, вовсе не угон евреев в плен как предполагается в [Л.1, 4-6, 8-10], почему беженцы дойдут до Вавилона? Зачем так далеко? землетрясение можно переждать в открытом поле недалеко от своего поселения.
Увы, крупномасштабные стихийные бедствия, сопровождающие грандиозную теофанию, не ограничатся мощными сотрясениями. Из морской бездны на сушу хлынут огромные, высотой до 1 000 метров, гравитационные морские волны [Л.16].
Цунами высоко поднимают руки свои (Авв.3:10), "восходят до небес, нисходят до бездны" (Пс.106:26). Разрушая всё до основания (Наум.1:8), увлекая в бездну растоптанные наши грехи, поглощая беззакония наши (Мих.7:19, б).
Вот почему население прибрежных стран, в т.ч. Мединат Йисраэль, вынуждено "встать и уйти" по совету нави (2:10), покинуть места проживания, эвакуироваться вглубь суши на сотни километров. Израильтяне уедут не только в области древних Едома, Моава, Аммона (Дан.11:41), но достигнут даже территории Бавэла (Мих.4:10).
Там Яхве Элохим спасёт их, вместе с тем, избавит от рук врагов. Затем рассеянные остатки возвратятся из мест эвакуации в Эрец Йисраэль (7:12, Соф.3:10-20), чтобы построить Бейт а-Микдаш на храмовой горе. Она "главной ("высочайшею") станет среди всех гор и над холмами возвысится" (Мих.4:1, пер. [Л.23]).
10. Последняя война на Ближнем Востоке (4:11, 12)
Строительство иерусалимского храма на месте разрушенного землетрясением мешхеда "Купол над скалой" (Куббат-ас-Сахра) послужит поводом к вооружённому нападению на Израиль его соседей.
"А теперь собрались (объединились) против (чтобы покорить) тебя многие народы и говорят: "да будет она осквернена, и да наглядится око наше (наши глаза будут взирать) на Сион!" (4:11, в скобках, текст из [Л.11]; "Пусть наши глаза увидят несчастье Сиона!", пер. [Л.19]).
Воззрения экзегетов по ст.11 кардинально отличаются друг от друга, одни утверждают. "Собрание многих народов описывает будущую битву Армагеддон" [Л.5, стр. 1288; Л.1, стр. 996]. Другие возражают. "Под словами "многие народы" мы можем понимать Ассирийское царство, в войсках которого было много рекрутов из других народов, платящих дань" [Л.2, стр. 159; Л.4, стр. 483; Л.9].
Иные версии: скифы, напавшие на иудеев после их возвращения из вавилонского плена; нашествие армий Салманасара или Сеннахирима; нападение Гога и Магога; лютые враги Израиля во все эпохи [Л.6, 8]. "Впрочем, Михей мог здесь предвидеть и какие-то эсхатологические образы" [Л.24, стр. 1063].
Верно последнее суждение, контекст главы 4 указывает на эсхатологический период. В те дни возмутятся племена, язычники замыслят тщетное, восстанут земные цари, правители сговорятся против Всевышнего (Пс.2:1-3).
Окрестное население (Иоил.3:9-11, Зах.12:2) объединится, чтобы напасть на Цийон. Со злорадством насмотреться на поражение его (Мих.4:11), палкой бить по щеке израильского правителя (5:1). Впрочем, "умысливший злое против Господа" (Наум.1:11), даже сильные многочисленные "будут посечены и исчезнут" (ст.12), не понимая замыслов Его.
"Но они не знают мыслей (замыслов) Господних и не разумеют (не понимают) совета (намерений) Его, что ( а ведь) Он собрал их как снопы на гумно" (4:12; в скобках, текст из [Л.23]).
Удивительно, враждебные группировки объединятся против Мединат Йисраэль не по совету человека, умыслившего злое, а по воле Йахвэ Цеваот, т.к. написано. "Я соберу все народы и приведу их в долину Иосафата и там произведу над ними суд ..." (Иоил.3:2; 11).
Он соберёт ненавидящих добро, любящих зло, соединит их будто связки сжатых стеблей с колосьями хлебных злаков; сосредоточит снопы на площади для молотьбы, но зачем?
"А теперь собрались (объединились) против (чтобы покорить) тебя многие народы и говорят: "да будет она осквернена, и да наглядится око наше (наши глаза будут взирать) на Сион!" (4:11, в скобках, текст из [Л.11]; "Пусть наши глаза увидят несчастье Сиона!", пер. [Л.19]).
Воззрения экзегетов по ст.11 кардинально отличаются друг от друга, одни утверждают. "Собрание многих народов описывает будущую битву Армагеддон" [Л.5, стр. 1288; Л.1, стр. 996]. Другие возражают. "Под словами "многие народы" мы можем понимать Ассирийское царство, в войсках которого было много рекрутов из других народов, платящих дань" [Л.2, стр. 159; Л.4, стр. 483; Л.9].
Иные версии: скифы, напавшие на иудеев после их возвращения из вавилонского плена; нашествие армий Салманасара или Сеннахирима; нападение Гога и Магога; лютые враги Израиля во все эпохи [Л.6, 8]. "Впрочем, Михей мог здесь предвидеть и какие-то эсхатологические образы" [Л.24, стр. 1063].
Верно последнее суждение, контекст главы 4 указывает на эсхатологический период. В те дни возмутятся племена, язычники замыслят тщетное, восстанут земные цари, правители сговорятся против Всевышнего (Пс.2:1-3).
Окрестное население (Иоил.3:9-11, Зах.12:2) объединится, чтобы напасть на Цийон. Со злорадством насмотреться на поражение его (Мих.4:11), палкой бить по щеке израильского правителя (5:1). Впрочем, "умысливший злое против Господа" (Наум.1:11), даже сильные многочисленные "будут посечены и исчезнут" (ст.12), не понимая замыслов Его.
"Но они не знают мыслей (замыслов) Господних и не разумеют (не понимают) совета (намерений) Его, что ( а ведь) Он собрал их как снопы на гумно" (4:12; в скобках, текст из [Л.23]).
Удивительно, враждебные группировки объединятся против Мединат Йисраэль не по совету человека, умыслившего злое, а по воле Йахвэ Цеваот, т.к. написано. "Я соберу все народы и приведу их в долину Иосафата и там произведу над ними суд ..." (Иоил.3:2; 11).
Он соберёт ненавидящих добро, любящих зло, соединит их будто связки сжатых стеблей с колосьями хлебных злаков; сосредоточит снопы на площади для молотьбы, но зачем?
11. Армагеддонское сражение (4:13).
Ветхозаветные нави предупреждают о важном далёком событии, ближневосточной войне. Последней баталии в годы Великой скорби ("тот день"), перед началом мессианского царства.
О таком вооружённом столкновении сообщают Зехарйа (Зах.12:2-9, 14:1-14), Йоэйл (Иоил.3:1-16), Йехэзкэйл (Иез.39:1-20), Йешайа (Ис.29:1-8), Йирмейа (Иер.30:11-18).
"Это великое сражение обычно называется "битвой при Армагеддоне", хотя такого выражения нет нигде в Писании" [Л.1, стр. 996].
Тем не менее, в книге Откровение место решающей битвы называется Армагеддон (Отк.16:16). Очевидно по названию местности, на ней произойдёт решающая схватка (рис.5, [Л.17]).
Что же сделает Эль Шаддай с пришедшими воевать против Израиля? Через пророка Он даёт образный ответ.
"Встань и молоти, дщерь (дочь) Сиона (Цийона); ибо Я сделаю рог твой железным и копыта твои сделаю медными,- и сокрушишь (истолчёшь) многие народы и посвятишь Господу стяжание их (награбленное ими) и богатство их Владыке всей земли" (4:13; в скобках, текст из [Л.12]).
Знакомый слушателям образ обмолачивания колосьев хлебных злаков с помощью животных [Л.14] Михей использует для указания на решающую битву израильтян с многочисленными оккупантами.
Победу одержит остаток Иакова (5:8, 9), "они истребят все окрестные народы справа и слева" (Зах.12:6, б), потому что Всевышний наделит Йеуду чрезвычайными способностями, подобно ангелам Своим (12:8).
Железный рог ам Йисраэль сокрушит врагов, его медные копыта растопчут их (Мих.4:13, а). "И будет в тот день, Я истреблю все народы, нападающие на Иерусалим" (Зах.12:9). Тогда образумятся правители, земные судьи научатся служить Господу со страхом, радоваться Ему с трепетом (Пс.2:10-12).
По окончании строительства Храма, его освящения, отобранные у побеждённых стяжания (Иез.39:10) и богатства, принесённые добровольно (Зах.14:14, Ис.60:5-10), будут посвящены "Владыке всей земли" (Мих.4:13; Зах.14:9, Отк.11:15).
О таком вооружённом столкновении сообщают Зехарйа (Зах.12:2-9, 14:1-14), Йоэйл (Иоил.3:1-16), Йехэзкэйл (Иез.39:1-20), Йешайа (Ис.29:1-8), Йирмейа (Иер.30:11-18).
"Это великое сражение обычно называется "битвой при Армагеддоне", хотя такого выражения нет нигде в Писании" [Л.1, стр. 996].
Тем не менее, в книге Откровение место решающей битвы называется Армагеддон (Отк.16:16). Очевидно по названию местности, на ней произойдёт решающая схватка (рис.5, [Л.17]).
Что же сделает Эль Шаддай с пришедшими воевать против Израиля? Через пророка Он даёт образный ответ.
"Встань и молоти, дщерь (дочь) Сиона (Цийона); ибо Я сделаю рог твой железным и копыта твои сделаю медными,- и сокрушишь (истолчёшь) многие народы и посвятишь Господу стяжание их (награбленное ими) и богатство их Владыке всей земли" (4:13; в скобках, текст из [Л.12]).
Знакомый слушателям образ обмолачивания колосьев хлебных злаков с помощью животных [Л.14] Михей использует для указания на решающую битву израильтян с многочисленными оккупантами.
Победу одержит остаток Иакова (5:8, 9), "они истребят все окрестные народы справа и слева" (Зах.12:6, б), потому что Всевышний наделит Йеуду чрезвычайными способностями, подобно ангелам Своим (12:8).
Железный рог ам Йисраэль сокрушит врагов, его медные копыта растопчут их (Мих.4:13, а). "И будет в тот день, Я истреблю все народы, нападающие на Иерусалим" (Зах.12:9). Тогда образумятся правители, земные судьи научатся служить Господу со страхом, радоваться Ему с трепетом (Пс.2:10-12).
По окончании строительства Храма, его освящения, отобранные у побеждённых стяжания (Иез.39:10) и богатства, принесённые добровольно (Зах.14:14, Ис.60:5-10), будут посвящены "Владыке всей земли" (Мих.4:13; Зах.14:9, Отк.11:15).
ЛИТЕРАТУРА
1. Уоррен Уирсби. Комментарий на Ветхий Завет. В 2-х т. Том II. Ездра - Малахия.- СПб.: Библия для всех, 2011.- 1 111 с.2. Даума Йохем. Дорогами Ветхого Завета. Т.5. Малые пророки.- Черкассы: Коллоквиум, 2012.- 355 с.
3. Большой библейский словарь.- СПб.: Библия для всех, 2005.- 1 503 с.
4. Новый Библейский комментарий в 3 ч. Ч.2. Ветхий завет. Псалтирь - Книга Пророка Малахии.- СПб.: Мирт, 2000.- 571 с.
5. Учебная Библия с комментариями Джона Мак-Артура.- Минск: Славянское Евангельское общество, 2004.- 2 201 с.
6. Толковая Библия. Комментарий на все книги Святого Писания. Под ред. Лопухина А.П. Том 2.- Минск: Харвест, 2001.- 1 312 с.
7. Ринекер Ф., Майер Г. Библейская энциклопедия Брокгауза.- Кременчуг: Християнська зоря, 1999.- 1 088 с.
8. Толкование Ветхозаветных книг. От книги Исаии по Книгу Малахии.- Ашфорд: Славянское миссионерское издательство, 1966.- 602 с.
9. Новая Женевская учебная Библия.- Hanssler-Verlag, 1998.- 2 052 с.
10. Хоуард Джеймс Гейли (Младший). Комментарии к книгам Ветхого Завета. Том 18.- Одесса: Всемирный союз баптистов, 1993.- 188 с.
11. Библия. Современный перевод Библейских текстов.- М.: World Bible Translation Center, 2002.- 1 150 с.
12. Первые и последние пророки.- Йерушалаим: Мосад Арав КУК, 1975.- 1 002 с.
13. Статья "4. Комментарии к Книге пророка Захарии. Главы 12-14 - Армагеддон".
14. Библейский культурно-исторический комментарий. Часть 1. Ветхий Завет.- СПб.: Мирт, 2003.- 984с.
15. Статья № 4 "Время великой скорби".
16. Статья "3. Комментарии к Книге пророка Аввакума. Глава 3 - Богоявление".
17. Статья № 8 "Армагеддон".
18. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета, канонические. Современный русский перевод.- М.: Российское библейское общество, 2011.- 1 408 с.
19. Библия. Новый Перевод на Русский Язык.- Herrljunga, Sweden: Международное Библейское Общество, 2007.- 1 228 с.
20. Зауэр Э. Бог, человечество и вечность.- Киев: Союз ЕХБ Украины, 1991.- 208 с.
21. Паш Р. Второе пришествие Иисуса Христа.- Gummersbach, Миссия Вестник мира, 1995.- 287 с.
22. Нюстрем Э. Библейский Словарь.- СПб.: Библия для всех, 2001.- 523 с.
23. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета в современном русском переводе.- М.: Издательство ББИ, 2015.- 1856 с.
24. Славянский библейский комментарий.- Киев: ЕААА, Книгоноша, 2016.- 1840 с.
25. Макдональд У. Библейские комментарии для христиан. Ветхий Завет.- Bielefeld: CLV, 2009.- 1142с.