Комментарии к Книге пророка Даниила. Малый рог (8:9-14, 23-27)

"И вознёсся до воинства небесного, и низринул на землю
часть сего воинства и звёзд, и попрал их" (Дан.8:10)
 

1. Вступление

     Господь Бог открыл нави Даниэйлу судьбу лукавого рода человеческого через сон вавилонского царя Навуходоносора II [Л.1]. Спустя 50 лет подобный сон приснился самому тайновидцу [Л.2].
   Оба пророческих сна предсказывают страшные разрушения по всей земле и гибель цивилизации в последние дни. Её сокрушит камень, появившийся ниоткуда, оторвавшийся от архетипа мировой горы без чьей-либо помощи (2:34, 35).
    Орудие разрушения своего первого сновидения Даниил называет четвёртым зверем (7:7, 23). Его главным помощником будет небольшой рог (7:8, 20-26), в последующем видении (гл.8) о нём даются дополнительные сведения.
    При толковании главы 8 не следует забывать о пророческой перспективе [Л.19]. В данном случае, относительно близкое историческое событие, война Греции с Мидо-Персией (8:3-8, 15-22), у пророка сливается с отдалённым, эсхатологическим нападением на жителей земли четвёртого зверя [Л.2] и его малого рога  (8:9-14, 23-26).  
     Композиция ст. 8:9-14, 23-27. 1. Деятельность небольшого рога (8:9-12).
         2. Продолжительность нечестия (8:13, 14).
         3. Толкование видения (8:23-25).            
         4. Заключение о времени события, физическом состоянии пророка (8:26, 27).
     Главная тема. Небольшой рог, его разрушительная деятельность на небе и земле в отдалённые времена.
     Цель написания. Сохранить видение о событиях последнего времени, чтобы предупредить потомков о будущем опустошительном нечестии.
    Содержание. После предыдущего тревожного сна (8:1) Даниил получил новое откровение, продолжающее тему небольшого рога. Он чрезвычайно разросся (8:9), сбросил с неба часть воинства небесного и часть звёзд (ст.10), восстал против Всевышнего (ст.11), преуспевая в своих делах (ст.12).  Опустошительное нечестие продлится 2 300 вечеров-утр, но окончится с освящением восстановленного иерусалимского храма (ст.13, 14).
    Антропоморфный образ небольшого рога-царя, характеризуется наглостью, коварством (8:23), силой, стремлением к разрушению да убийствам (ст.24). Однако его начальный успех обернётся поражением и гибелью (ст.25). Провидцу дано указание сохранить пророчество, относящееся к далёкому будущему (8:26). Даниэйл пришёл в ужас от видения, не понял его (ст.27).
     Проблемы толкования. Кто или что скрывается за образом малого рога. Какое событие подразумевается под концом определённого времени. Какова продолжительность периода в 2 300 вечеров-утр. Исполнилось или нет данное пророческое видение.

2. Небольшой рог (8:9)

    Через два года после пророческого сна (7:1) Даниэйлу явилось новое видение (8:1). Где в отличие от первого, звери яростно сражаются друг с другом (8:2-7). Однорогий козёл побеждает барана, но его рог ломается, а на месте большого рога возникают четыре других (ст.8).
     Считается,  пророчество уже сбылось. "Предметом видения настоящей главы является история смены мидо-персидского владычества греко-македонским ..." [Л.3]. При этом двурогий овен "символизирует собой царей Мидии и Персии ... Козёл символизирует Греческую империю. Большой рог - это указание на Александра Македонского ..." [Л.4; Л.27, 29, 30].
     После смерти Александра в 323 г. до Р.Х. в возрасте 33-х лет, "огромная империя была поделена между его четырьмя военачальниками, которых и символизируют четыре выросших рога" [Л.5, стр. 882]. "Из этих рогов вырастает новый рог, именно он находится в центре всего видения" [Л.4].
     
    "От одного из них вышел небольшой (другой) рог, который (сперва был мал, но потом) чрезвычайно разросся к югу и к востоку и к прекрасной стране (То есть к Израилю)" (8:9; в скобках, текст из [Л.6]).

     Мнение комментаторов на редкость единодушно. В ст. 9 речь о царе из династии Селевкидов, а именно Антиохе IV Епифане [Л.3-14, 29, 30], правителе Сирии с 175 по 164 г.г. до Р.Х. [Л.15].
     Однако этот царь мог служить только прообразом (архетипом) небольшого рога, так как "видение относится к концу времени!" (8:17, "Букв.: о времени конца" [Л.28]). Для нас пророчество Даниэйла носит эсхатологический характер, а не исторический. Архангел Гавриил открыл пророку "что будет в последние дни ..." (ст.19, б).
    Словосочетание "последние дни" (8:19; Иер.30:24, Ис.2:2, Ос.3:5, Мих.4:1) - "Выражение, которое используется в Писании применительно к последнему периоду существования известного нам мира ... Кульминацией последних дней, а следовательно, и всей истории, станет "день Господень", который настанет внезапно (1Фес.5:2)" [Л.15, стр. 1003].
     Да, известный нам мир внезапно разрушится Богом [Л.1, 2] в конце Им заранее "определённого времени" (8:19; [Л.16]), в современном переводе "времени конца" [Л.28]. Поэтому архангел Гавриил использует выражение "последние дни гнева" (ст.19, б). 
     Однако древний царь Антиох IV Епифан давно умер, но День Господень, день гнева Его ещё не наступил.

3. Воинство небесное и звёзды (8:10)

     Если Антиох Епиман не может являться таинственным небольшим рогом (8:9) по причине безумия и смерти в 164 г. от Р.Х., тогда кого или что видел Даниил? Ответить на поставленный вопрос помогает следующий стих астрономического характера.

   "И вознёсся ("він побільшився аж" [Л.32]) до воинства небесного ("Этот маленький рог стал очень большим и рос, пока не достиг неба"), и низринул (сбросил) на землю часть сего воинства и звёзд, и попрал (растоптал) их" (8:10; в скобках, текст из [Л.17], в кавычках - из [Л.18]).

     Некоторые толкователи считают,  в ст.10 говорится об ангелах, однако это мало вероятно. В Писании ничего не говорится о растоптанных кем-то ангелах.
    "Выражение "воинство небесное" ... имеет два совершенно разных значения: первое относится к звёздам, а второе - к Божьему небесному войску, то есть, по всей видимости, к ангелам" [Л.26, стр.667]. "Небесное воинство чаще всего наблюдается в виде звёзд" (стр. 668).
     В таком случае, что представляет собой вознёсшийся на звёздное небо малый рог апокалипсиса? При ответе на вопрос следует учесть, библейская символика не носит абстрактный характер, а всегда основана на тех или иных физических свойствах предмета.
     Однако человеку невозможно подняться на небо, сбросить вниз да растоптать воинство небесное и звёзды. Народы могут только поклоняться им (Втор.4:19).
    Также  архетип рога не похож на ангела, чрезвычайно разрастающегося "к югу и к востоку" (Дан.8:9). Следовательно  пророк видел на небосводе некое неодушевлённое небесное тело, похожее на рог (др. евр. "кэрэн").
     Примечательно, при написании глагольная форма слова "кэрэн" (рог) и производный от неё глагол "каран" (сиять) [Л.26, стр. 1001]  отличаются только огласовкой. Но какое физическое сияние на звёздном небе видел нави Даниэйл?

4. Разростающийся рог на небе

     По-видимому, в стихе 8:10 говорится о видении в ночном небе частично освещённого солнцем планетообразного тела. Сначала в виде малого рога (рис.1), затем по мере приближения к Земле он "чрезвычайно разросся" (ст.9), "маленький рог стал очень большим" (ст.10, пер. [Л.18], рис.2).
 
     Разрастающийся рог из видения Даниэйла представляет собой серповидную сияющую полоску освещаемого солнцем планетообразного тела (рис.2). Иоханан называет её серпом на небе (Отк.14:14-16), очевидно по аналогии с серпом луны в праздники Новомесячия [Л.15].
     Он видит "поверг сидящий на облаке серп свой на землю ("взмахнул серпом над землёй" [Л.18]), и земля была пожата" (ст.16). В древности считалось, земные предметы являются отражением небесных, но имеют иные (меньшие) размеры.
     Чрезвычайное разрастание серповидного орудия жатвы на звёздном небе произойдёт в первой половине седьмины (Дан.9:24-27). Окончится же в середине семилетия массовым падением метеорных тел (Ис.34:4, Отк.6:13).
    Как написано. Рог "низринул (сбросил) на землю часть сего воинства и звёзд" (Дан.8:10, б). Здесь "звёзды", это по-научному "метеоры", т.е. мелкие частицы космической пыли [Л.19], а "воинство небесное" - крупные метеорные тела (болиды). 
     Разросшийся рог сбросит да растопчет их (8:10, в). Точнее, сброшенные болиды разрушатся, мелкие же тела "сгорят" (испарятся) в атмосфере [Л.19]. Как утверждает пророк Йешайа. "И истлеет всё небесное воинство ("звёзды" [Л.18]) ... и всё воинство их падёт" (Ис.34:4).
     Конечно, пророки имели в виду метеоры, а не настоящие астрономические звёзды. Ведь тогда понятие "звёзды"  "применялось к любым светящимся небесным телам, кроме солнца и луны" [Л.24, стр. 306].
     Даниил уже видел этот небольшой рог ранее (7:8, 20), он принадлежал четвёртому зверю-левиафану (ст.7, 19). Крупному небесному железо-каменному объекту с десятью рогами, железными зубами, медными когтями метеорных тел [Л.2].
     Такое апокалиптическое чудовище на небе Иоханан называет знамением большого красного дракона с семью головами и десятью рогами (Отк.12:3). "Хвост его увлёк с неба третью часть звёзд и поверг ("сбросил" [Л.20]) их на землю" (ст.4, а).

5. Деятельность рога (8:11, 12)

    В до научном мире единственным методом объяснения непонятных явлений служил антропоморфизм, наряду с зооморфизмом [Л.21]. Поэтому сверхъестественному  рогу приданы человеческие качества: глаза, уста, способность угнетать людей (7:20-25).
    По древним верованиям евреев, над творением единолично властвует Йахвэ Элохим [Л.4, 13, 15]. Оттого оживотворённый объект-архетип неживой природы, появляющийся на небе и сбрасывающий на землю часть звёзд (8:10), созданных Творцом, считается  восставшим против Самого Бога.

   "И вознёсся (("він побільшився аж") он до Главы (Вождя) воинства, и у Него отобрана была ежедневная жертва (лишил Его ежедневных жертвоприношений), и заброшено ("покинене") было место святилища Его" (8:11, Масоретский текст [Л.17]; в скобках: текст из [Л.20], в кавычках - из [Л.32]).

   "Речь, вероятно, идёт о жертве всесожжения, которая приносилась каждый день утром и вечером" [Л.13].  Её лишится Яхве Цеваот, Глава воинства, по причине заброшенности (низвергнутости) горы Мория,  места расположения святилища (храма).
     Самого иерусалимского Бейт Адонай пророк не видит, на его месте многие годы стоит мешхед "Купол над скалой". Однако во дни разросшегося малого рога мешхед низвергнется, разрушится великим землетрясением (Отк.16:18-20).
    Сбудется видение нави "поругано (заброшено) было место святыни (святилища) Его" (Дан.8:1). "Поругано" - так переведено слово "гушлах", означающее "брошено наземь", "низвергнуто" [Л.22, стр. 148].

   "И воинство, вслед за ежедневным жертвоприношением, было предано ему на поругание. Он поверг Истину наземь (правда сброшена будет наземь); в деяниях своих он преуспел (преуспеет)" (8:12, пер. [Л.20]; в скобках, текст из [Л.17]).

     Малым рогом, удивляющим своей необычностью, успешно поругано (брошено наземь) воинство небесное, звёзды, место святилища, даже истина (ст.10-12).
    Некоторые толкователи почему-то считают, "под воинством небесным" (ст.10) и просто "воинством" (ст.13) тут понимается народ Израиля" [Л.14]. Подобное мнение разделяют другие авторы [Л.3, 5, 8, 9, 11, 15, 22, 30].
    Однако эта гипотеза ошибочна. "Небесным воинством на древнем Ближнем Востоке называли собрание богов, многие из которых были представлены небесными телами (планетами или звёздами)" [Л.13, стр. 858].
    С небосвода можно низвергнуть богов (Ис.14:12-15, Иез.28:14-16) или небесные тела - "звёзды" (Ис.34:4, Отк.6:13, Дан.8:10). Но невозможно сбросить с неба наземь израильский или иной народ. Такое аллегорическое толкование ст.10 - 12 не имеет основания, оно искажает смысл текста.

6. Продолжительность нечестия (8:13, 14)

    Небольшой рог не только сбросит воинство небесное и звёзды с неба (8:10), но станет "угнетать ("притеснять" [Л.28]) святых Всевышнего" (7:25). В том числе лишая их возможности приносить ежедневные  храмовые жертвы.

   "И услышал я одного святого говорящего, и сказал этот святой кому-то вопрошавшему: "на сколько времени простирается это видение о (судьбе) ежедневной жертве и об опустошительном нечестии (поругание и разорение), когда святыня (Святилище) и воинство будут попираемы?" (8:13; в скобках, текст из [Л.20]).

    Под словом "святыня" подразумевается не собственно "Святилище" [Л.6, 20, 28] , а "место святыни Его" (8:11), т.е. Храмовая гора в Йерушалаиме. Гора Мория будет низвергнута, разорена, а её поверхность, вместе с упавшим воинством небесным, растоптана (ст.13), как ВСЁ на земле (7:23, 2:35).
     Если опустошение измерять в пределах судьбы ежедневной храмовой жертвы, какая же продолжительность опустошительного нечестия? буквально "то, что устрашает или приводит в ужас" [Л.27, стр. 272]. Пророк услышал такой ответ.

   "И сказал он мне: "На две тысячи триста вечеров утр ("вечорів-ранків" [Л.32]), когда будет справедливость для святилища" (8:14, Масоретский текст [Л.17]). В Синод. пер. "тогда святилище очистится", "Святилище будет возрождено" [Л.20], "затем святилище будет освящено заново" [Л.6]), "будет очищено" [Л.28].

   Несмотря на различия в переводах, все они верны. Действительно, по окончании дня Господня [Л.16] "будет справедливость для святилища" [Л.17].
   Потому что на его месте восстановится Храм (рис.3), "Святилище будет возрождено" [Л.20], справедливость по отношению к нему восстановлена.
     По окончании строительства Бейт Элохим, "святилище очистится" (Синод. пер.; "будет объявлено чистым" [Л.18]), "затем святилище будет освящено заново" [Л.6].
     Очистится аналогично освящению скинии, первого и второго храмов (Числ.7:1, 3Цар.8:6-10, 63, Ездр.6:16). В том числе помажется мирром Двир - святое святых (Дан.9:24).
    От начала строительства третьего Бейт Адонай до его очищения пройдёт "две тысячи триста вечеров утр" (8:14, а), т.е. 1150 дней, точнее суток [Л.16]. "После чего святилище ... вновь займёт надлежащее ему место в жизни народа" [Л.14].

7. Две тысячи триста вечеров-утр

     По вопросу вечеров-утр ( 8:14) нет единства.  "Толкователи предложили три варианта: 1150 дней, 2300 дней и 2300 лет" [Л.27, стр. 272].
     Одни настаивают, говорится о годах, например [Л.22]. Однако в Писаниях год никогда не называется словосочетанием "вечер-утро".  Кроме того, видение Даниэйла "относится к концу времени!" (8:17, "времени конца" [Л.28]), "к отдалённым временам" (ст.26), "в последние дни гнева" (ст.19).
     Они ещё не наступили, но 1844-й или 1967-й годы давно миновали, а иерусалимский храм не только не очищен (ст.14), но даже не построен. Стих 14 в одном из современных переводов выглядит так.
     "Это будет происходить в течение двух тысяч и трёхсот дней ..." [Л.18]. "Святыня (иерусалимский храм) и воинство (еврейский народ) были попираемы 2 300 вечеров и утр, то есть ~ 6,3 года" [Л.30, стр. 180]. Так считают также авторы работ [Л.3, 4, 8, 11].
   "Более предпочтительным, однако, представляется другое толкование. Оно исходит из того, что под "2300" понимаются ежедневные утренние и вечерние  жертвоприношения ..." [Л.14]. "Речь идёт не просто о днях, а о вечерних и утренних жертвоприношениях" [Л.29, стр. 992]. "Из расчёта принесения двух жертв в день, должно пройти 1150 дней" [Л.13].
     Третьи авторы затрудняются ответить идёт ли речь о 2300 или 1150 днях [Л.5, 7, 9, 10, 12, 27]. Чтобы сделать правильный выбор из имеющихся гипотез необходимо ответить на два вопроса:
       1) почему сказано "две тысячи триста вечеров утр" (8:14, [Л.17]), а не 1150 или 2300 дней? что гораздо понятнее;
       2) чему так сильно удивился пророк? "я изумлён был видением сим и не понимал его" (8:27).
     В работе [Л.22] утверждается следующее. "Выражение "эрев бокер", буквально "вечер-утро", указывает также на неопределённое время суток, смешение тьмы и света, "растерянность" (стр. 151).
    Состояние растерянности, "смешение тьмы и света", "неопределённое время суток" наступят во время Великой скорби [Л.23], т.е. во второй половине последней седьмины (9:24-27). По причине сильной запыленности атмосферы грубо дисперсными аэрозолями днём станет сумрачно (Ис.60:2), а ночью - светло (Ам.5:8).
     Поэтому невозможно отличить день от ночи, как предсказано "ни день, ни ночь" (Зах.14:7). Точнее, "не будет в этот день ни дня, ни ночи" [Л.18], лишь "в вечернее время забрезжит свет!" [Л.28].
    Однако существует возможность считать СУТКИ, а не дни, слившиесяс ночами - "смешение тьмы и света" [Л.22]. Так в древние времена использовались "Восход и заход Солнца, как указание времени" [Л.25, стр. 925].
     Считать нужно по  зорям, т.е. когда забрезжит вечерний (1150 вечеров) и утренний (1150 утр) кроваво-красный свет на горизонте. Из расчёта две зари в "неопределённое время суток" [Л.22], пройдёт 1150 дней (суток) или "две тысячи триста вечеров и утр" (Дан.8:14).
     Явление смешения тьмы да света, слияния дней с ночами (на протяжении более 3-х лет!) может изумить  и привести в растерянность даже современного человека. Тем более пророка (ст. 15, 27), жившего более 2500 лет назад.

8. Толкование видения (8:23, 24)

    На помощь изумлённому Даниилу (8:15), затем упавшему в глубокий обморок (ст.18), приходит архангел Гавриил. Он открывает ему тайну, "что будет в последние дни гнева" (ст.19). Объясняя как грядущее историческое событие (ст.20-22), так и отдалённое, относящееся к последнему времени (ст.23-25).

   "Под конец же царства их (к концу этих царств), когда ("будет множество грешников") отступники исполнят меру беззаконий своих (нечестие достигнет полной меры), восстанет ("придёт") царь наглый и искусный в коварстве" (8:23; в скобках, текст из [Л.20], в кавычках - из [Л.18]).

    Почти все комментаторы считают, в  8:9-14 речь  об архетипе нечестия - древнем сирийском царе Антиохе IV Епифане (II век до Р.Х.). В стихе же 23 - о будущем правителе, мировом диктаторе-антихристе [Л.5, 8, 9, 11, 12, 14, 30].
     Странное, нарушающее законы логики, разделение одного и того же текста гл. 8. Якобы, в нём сначала рассказывается об Антиохе, а затем это же видение подразумевает антихриста в далёком будущем. Такое  очевидное несоответствие устранено в работе [Л.13]. "Описание в ст.23-25 относится к Антиоху IV Епифану ..." (стр. 859).
     Логично, в ст. 9-14 и 23-25 говорится об одном и том же персонаже. Его прообразом вполне мог послужить жестокий селевкидский царь II века до Р.Х. Однако не он является  действующим лицом откровения, ибо "видение относится к концу времени!" (8:17).
    Когда на земле умножатся грешники, а нечестие достигнет полной меры, появится небольшой антропоморфно персонифицированный рог - "царь, наглый, жестокий и коварный" (8:23, [Л.18]). Сверхъестественный деспот восстанет из невиданного царства, не земного происхождения [Л.2].
     "В древней религии ... боги были антропоморфно персонифицированы" [Л.31, стр. 34]. А "земной правитель" считался  только ставленником, "просто наместником бога" [Л.13, стр. 722], бога-царя небесного царства.

    "И укрепится сила его (наберёт он силу), хотя и не его силою ("но сила его не будет исходить от него самого"), и он будет производить (уничтожать) удивительные ("ужасные") опустошения и успевать и действовать (преуспеет) и губить ("он уничтожит") сильных и народ святых" (8:24; в скобках, текст из [Л.17], в кавычках, из - [Л.18]).

    Небольшой серповидный рог по мере приближения к Земле наберёт силу, но она "не будет исходить от него самого" [Л.17]. А от четвёртого зверя (7:8, 19-21), крупного небесного тела [Л.2], напавшего на царство Солнца. Царство четвёртого зверя придёт на землю, "отличное от всех царств" (ст.23).
     Разросшийся таинственный рог произведёт на земле удивительное, ужасное [Л.18], "непостижимое опустошение" [Л.6]. Он уничтожит многих святых Божьих людей и даже сильных мира сего (7:21, 8:24, Иез.25:33-35, Отк.13:7, 15, 6:15-17).

9. Конец малого рога (8:25-27)

    Мятеж падшего небесного тела против Вождя небесного воинства (8:9-11), его вначале успешная война с жителями земли окончатся крахом.

    "Хитроумный, он преуспеет в коварстве - и возгордится (превознесётся). Многих сокрушит (среди мира погубит) он нежданно ("уничтожит тогда, когда они этого меньше всего ожидают") - и восстанет ("попытается бороться") на Владыку Владык. Он будет ("зламаний" [Л.32]) сражён  - но не рукою человека" (8:25, пер. [Л.20]; в скобках: текст из Синод. пер., в кавычках - из [Л.18]).
    
    Камень, который раздробит всё на земле (2:35), "оторвался от горы без содействия рук" (ст.34). Таким же образом он "будет сокрушён - не рукою" (8:25). 
    Да. Малый рог сокрушится не рукою человека, а аэродинамическими силами (рис. 4). Затем сгорит в огне, после Божьего суда (7:26).
    Сгорит как его хозяин  четвёртый зверь,- "тело его сокрушено и предано на сожжение огню" (ст.11). Именно он дал рогу силу "производить удивительные опустошения" на земле (8:24; 25).
     
    "Видение же  о вечере (вечерах) и утре (утрах), о котором сказано, истинно, но ты сокрой это видение, ибо оно относится к отдалённым временам (к далёкому будущему)" (8:26; в скобках, текст из [Л.6]).

    Пророчество о святилище (8:14) относится к далёкому будущему, оно исполнится "в последние дни гнева" (ст.19). Поэтому не имеет прямого отношения к Антиоху Епифану. Оттого Даниэйл получает совет скрыть, буквально запечатать [Л.18] пророчество. Сохранить его подлинный текст [Л.13] для далёких потомков (12:9), "для будущих поколений" [Л.29].
     
     "И я, Даниил, изнемог (был так измучен) и болел несколько дней; потом встал и начал заниматься царскими делами (служил царю); я (был в ужасе) изумлён ("потрясён" [Л.6]) был видением сим и не понимал его" (8:27; в скобках, текст из [Л.20]).

     Что же так потрясло тайновидца, ввергло в ужас? Неужели он испугался видения людей - Антиоха Епифана или антихриста? Нет. Вавилонский монарх Навуходоносор II, длительное время царь над Даниэйлом, был ещё более жестоким, наглым, коварным.
    Изумить и потрясти старого 70-летнего нави, много повидавшего на своём веку, могло нечто не знакомое земное, а устрашающее небесное (10:5-9; [Л.2]). В данном случае, видение малого рога на звёздном небе (рис.1, 2).
     Он разросся, сбросил наземь часть воинства небесного (болиды) и часть звёзд (метеорные тела). Восстал против Бога, произвёл ужасные опустошения на земле, погубил многих людей, "но будет сокрушён - не рукою" (8:9-12, 23-25).
    Понять такое видение не мог ни ветхозаветный пророк (ст.27), ни многие поколения людей после него. Поэтому Даниил должен запечатать пророчество, чтобы сохранить подлинный текст, ибо его исполнение "относится к отдалённым временам" (ст.26).

ЛИТЕРАТУРА

1. Статья "19. Комментарии к Книге пророка Даниила. Пророческий сон Навуходоносора (2:31-35, 44, 45)".
2. Статья "20. Комментарии к Книге пророка Даниила. Глава 7 - Пророческий сон Даниила".
3. Толковая Библия. Комментарий на все книги Святого Писания. Под ред. Лопухина А.П. Том 2.- Минск: Харвест, 2001.- 1 312 с.
4. Новый Библейский комментарий в 3 ч. Ч.2. Ветхий завет. Псалтирь - Книга Пророка Малахии.- СПб.: Мирт, 2000.- 571 с.
5. Уоррен Уирсби. Комментарий на Ветхий Завет. В 2-х т. Том II. Ездра - Малахия.- СПб.: Библия для всех, 2011.- 1 111 с.
6. Библия. Новый перевод на русский язык.- United Kingdom, Carlisle: Biblica Europe, 2011.- 1 185 с.
7. Даума Йохем. Дорогами Ветхого Завета. Т.4. Большие пророки.- Черкассы: Коллоквиум, 2012.- 280с.
8. Учебная Библия с комментариями Джона Мак-Артура.- Минск: Славянское Евангельское общество, 2004.- 2 201 с.
9. Новая Женевская учебная Библия.- Hanssler-Verlag, 1998.- 2 052 с.
10. Библейский справочник Геллея.- СПб.: Библия для всех, 2006.- 787 с.
11. Хэдинг Джон. Книга пророка Даниила.- Ровно: Живое слово, 2006.- 204 с.
12. Уоллес Рональд. Книга пророка Даниила.- СПб.: Мирт, 2005.- 187 с.
13. Библейский культурно-исторический комментарий. Часть 1. Ветхий Завет.- СПб.: Мирт, 2003.- 984с.
14. Толкование Ветхозаветных книг. От книги Исаии по Книгу Малахии.- Ашфорд: Славянское миссионерское издательство, 1966.- 602 с.
15. Большой библейский словарь.- СПб.: Библия для всех, 2005.- 1 503 с.
16. Статья № 12 "Числа".
17. Кетувим.- Йерушалаим: Мосад Арав Кук, 1978.- 394 с.
18. Библия. Современный перевод Библейских текстов.- М.: World Bible Translation Center, 2002.- 1150с.
19. Статья № 1 "Признак и знамение Второго пришествия Иисуса Христа".
20. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета, канонические. Современный русский перевод.- М.: Российское библейское общество, 2011.- 1 408 с.
21. Статья № 9 "Антихрист: кто же он?".
22. Щедровицкий Д.В. Пророчества Книги Даниила.- М.: Теревинф, 2003.- 278 с.
23. Статья № 4 "Время великой скорби".
24. Новый библейский словарь. В 2 ч. Ч. 2. Библейские реалии.- СПб.: Мирт, 2001.- 1 014 с.
25. Ринекер Ф., Майер Г. Библейская энциклопедия Брокгауза.- Кременчуг: Християнська зоря, 1999.- 1088 с.
26. Словарь библейских образов.- СПб.: Библия для всех, 2005, 1 423 с.
27. Эдлин Дж. Книга Даниила.- СПб.: Библия для всех, 2014.- 394 с.
28. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета в современном русском переводе.- М.: Издательство ББИ, 2015.- 1856 с.
29. Славянский библейский комментарий.- Киев: ЕААА, Книгоноша, 2016.- 1840 с.
30. Прокопенко А.В. Вестники Царства: Богословие ветхозаветных пророков.- Харьков: Глобус, 2016. 414 с.
31. Мелло А. Страсти пророков. Темы пророческой духовности.- М.: Издательство ББИ, 2016.- 197 с.
32. Біблія або Книги Святого Письма Старого й Нового Заповіту.- Українське біблійне товариство, 1991.- 1256 с.
День Господень