Комментарии к Книге пророка Даниила. Малый рог (8:9-14, 23-27)

"И другое знамение явилось на небе ... Хвост его
увлёк с неба третью часть звёзд и поверг их
на землю" (Отк.12:3, 4 а)
 
"И вознёсся до воинства небесного, и низринул
на землю часть сего воинства и звёзд, и
 попрал их" (Дан.8:10)
 

1. Вступление

      Через сон вавилонского царя Навуходоносора II, Господь открыл нави Даниилу судьбу рода человеческого [Л.1]. Спустя 50 лет нечто подобное приснилось ему самому [Л.2].
      Два сна предсказывают катастрофические разрушения и гибель отвернувшейся от Бога цивилизации. Землю сокрушит необычный камень, появившийся ниоткуда, оторвавшийся от архетипа мировой горы без чьей-либо помощи (2:34, 35).
      В первом сновидении пророк называет орудие разрушения зверем (7:7, 23). Его главным помощником окажется вызывающий изумление острый вырост на голове, др. евр. "кэрэн" (7:8, 20-26); в гл. 8 о нём даются дополнительные сведения.
      При толковании гл. 8 нельзя забывать о пророческой перспективе [Л.19]. В данном случае, относительно близкая историческая перипетия, война Греции с Мидо-Персией (8:3-8, 15-22), у Даниэйла сливается с отдалённым, эсхатологическим нападением мутанта [Л.2], его малого отростка  (8:9-14, 23-26).  
        Композиция ст. 8:9-14, 23-27. 1. Деятельность рогатого персонажа (8:9-12).
           2. Продолжительность нечестия (8:13, 14).
           3. Толкование сновидения (8:23-25).            
           4. Заключение о сроках исполнения предсказания, физическом состоянии автора (8:26, 27).
       Главная тема. Поразительный рог, его разрушительная деятельность на небе и земле.
       Цель написания. Сохранить откровение о последних днях, чтобы предупредить потомков о будущем опустошении.
     Содержание. Вслед за последним тревожным сном (8:1) провидец получил новое знание об устрашающем кэрэне. Он чрезвычайно разросся (ст.9), сбросил с неба часть воинства небесного, часть звёзд (ст.10), восстал против Всевышнего (ст.11), преуспевая в делах (ст.12). Опустошение продлится 2 300 вечеров-утр, окончится с освящением восстановленного иерусалимского храма (ст.13, 14).
     Жуткий антропоморфно персонифицированный образ характеризуется наглостью, коварством (8:23), силой, стремлением к убийству (ст.24); всё-таки его начальный успех обернётся поражением и гибелью (ст.25). Нави дано указание сохранить пророчество, относящееся к далёкому будущему (8:26), он пришёл в ужас от видения, не понял его (ст.27).
      Проблемы толкования. Кто или что скрывается за образом уникального рога, какое событие подразумевается под концом определённого срока, какова продолжительность периода в 2 300 вечеров-утр; исполнилось ли пророчество главы 8.

2. Антиох  Епифан (8:9)

       Спустя два года от необычного сна (7:1), Даниил получил новые знания (8:1). Библейское сновидение это некие образы, типажи, происшествия, как правило, отдалённые; они открываются Богом пророкам и некоторым другим личностям.
     Если непонятное откровение трудно описать терминами, понятиями, аналогами, знакомыми слушателям, нави прибегают к мифопоэтическому языку, используя антропо- или зооморфизм. Например, из великого моря выходят четыре мифических диких животных (7:1-8).
     Однако в отличие от первой мирной картины, во второй, звери яростно сражаются друг с другом (8:2-7). Козёл побеждает барана, но его рог ломается, на месте большого вырастают четыре других (ст.8). Считается,  предсказание уже сбылось.
      "Предметом видения настоящей главы является история смены мидо-персидского владычества греко-македонским ..."
[Л.3].  Овен "символизирует собой царей Мидии и Персии ... Козёл символизирует Греческую империю. Большой рог - это указание на Александра Македонского ..." [Л.4; Л.27, 29, 30].
     Со смертью Александра в 323 г. до Р.Х. в возрасте 33-х лет, "огромная империя была поделена между его четырьмя военачальниками, которых и символизируют четыре выросших рога" [Л.5, стр. 882]. Из них "вырастает новый рог, именно он находится в центре всего видения" [Л.4].
     
     "От одного из них вышел небольшой (другой) рог, который (сперва был мал, но потом) чрезвычайно разросся к югу и к востоку и к прекрасной стране ("То есть к Израилю")" (8:9; в скобках, текст из [Л.6]).

       Мнение интерпретаторов на редкость единодушно, в ст. 9 речь о царе из династии селевкидов Антиохе IV Епифане [Л.3-14, 29, 30], правителе Сирии с 175 по 164 г.г. до Р.Х. [Л.15]. Всё же эллинский монарх мог служить лишь прообразом еврейского кэрэна, т.к. "видение относится к концу времени!" (8:17, "Букв.: о времени конца" [Л.28]). Для нас пророчество носит эсхатологический характер, совсем не исторический.
      Архангел Гавриил рассказал, "что будет в последние дни ..." (ст.19; Иер.30:24, Ис.2:2, Ос.3:5, Мих.4:1). "Выражение, которое используется в Писании применительно к последнему периоду существования известного нам мира ... Кульминацией последних дней, а следовательно, и всей истории, станет "день Господень", который настанет внезапно (1Фес.5:2)" [Л.15, стр. 1003].
      Да, наш мир внезапно разрушит его Творец [Л.1, 2] в конце Им заранее "определённого времени" (8:19; [Л.16]). Вот почему архангел Гавриил использует выражение "последние дни гнева" (ст.19, б). Надобно принять во внимание, царь Антиох IV Епифан давно умер, а День Господень, "дни гнева",  ещё не наступили.

3. Загадочное   воинство (8:10)

       Мы выяснили, Антиох Епиман не может отождествляться с таинственной особой в ст.8:9 по причине безумия и смерти в 164 г. от Р.Х.; тогда, какое знамение, оно же чудо Его (3:33), видел пророк? Ответить на поставленный вопрос помогает следующий стих.

      "И вознёсся ("він побільшився аж" [Л.32]) до воинства небесного ("Этот маленький рог стал очень большим и рос, пока не достиг неба"), и низринул (сбросил) на землю часть сего воинства и звёзд, и попрал (растоптал) их" (8:10; в скобках, текст из [Л.17], в кавычках - из [Л.18]).

       "Звёзды как актёры космической Божьей драмы - архетип апокалиптических видений о конце истории, где они описываются либо как потухшие (Ис.13:10; Иоил.2:10; 3:15), либо как падающие с небес (Мф.24:29; Мк.13:25)"  [Л.26, стр. 366]. Оттого некоторые полагают,  Даниэйл говорит об ангелах (8:10). Маловероятно, т.к. в Писании ничего не сообщается о кем-то растоптанных или потухших ангелах.
       Иное мнение. "Выражение "воинство небесное" ... имеет два совершенно разных значения: первое относится к звёздам, а второе - к Божьему небесному войску, то есть, по всей видимости, к ангелам" [Л.26, стр.667]. "Небесное воинство чаще всего наблюдается в виде звёзд" (стр. 668). "Воинство небесное" - это планеты и звёзды ..."  [Л.13, стр. 748].
     В таком случае, что представляет собой наводящее страх орудие апокалипсиса? При ответе на вопрос надобно заметить, библейская символика не носит сказочный или абстрактный характер, она всегда основана на тех или иных физических свойствах самого предмета.
     Учтём, человеку невозможно подняться на небо, сбросить вниз и растоптать астрономические объекты; народы могут только поклоняться им (Втор.4:19). Архетип рога не похож и на ангела, который не может чрезвычайно разрастаться "к югу и к востоку" (Дан.8:9).
     Следовательно  тайновидец  узрел некий предмет, похожий на единственный в своём роде рог.   Примечательно, глагольная форма слова "кэрэн" и производный от неё глагол "каран" (сиять) [Л.26, стр. 1001],  при написании, отличаются лишь огласовкой.
      Какое же физическое сияние видел нави? Очевидно в ст. 8:10 речь о  частично освещённой солнцем карликовой планете  в ночном небе. Поскольку в древности одушевлённым представлялся весь мир, в т.ч. космические тела [Л.25, стр. 344, Л.15, стр. 116], им поклонялись многие народы (т.н. "астролатрия" и "сабеизм", как одно из её течений).
     Астролатрия, предшествовавшая халдейской астрологии (Дан.2:10, 27, 5:11; [Л.15, стр. 117]), получила особенно широкое распространение в Вавилоне и Ассирии, где планеты почитались за могущественных существ, обладавших разумом и волей, влиявших на природу, смертных, на всё земное.

4. Разрастающийся  рог

      Даниэйл, взрослые годы проживший среди вавилонян, изображает необычного героя своего сна в ст. 8:-14, 22-27. Злобный лилипут, царь северной империи зла, сначала появится в виде маленького кэрэна (рис.1). Затем, по мере приближения к Земле, он "чрезвычайно разросся" (ст.9), "маленький рог стал очень большим" (ст.10, пер. [Л.18], рис.2).
 
     
      Увеличивающееся светило из видения это сияющая полоска освещаемого солнцем планетообразного тела (рис.2). Иоханан называет его серпом на небе (Отк.14:14-16), вероятно, по аналогии с полумесяцем в еврейские праздники Новомесячия [Л.15, стр. 886].
      Апостол видит, "поверг сидящий на облаке серп свой на землю ("взмахнул серпом над землёй", пер. [Л.18]), и земля была пожата" (ст.16). Древние верили, окружающие предметы служат отражением небесных, но имеют иные (меньшие) размеры.
     Чрезвычайное разрастание изогнутого орудия жатвы в ночном небе произойдёт в первой половине седьмины (Дан.9:24-27), окончится в середине семилетия массовым падением метеорных тел (Ис.34:4, Отк.6:13).
       Как написано, рог "низринул (сбросил) на землю часть сего воинства и звёзд" (Дан.8:10, по-научному, "метеоров" [Л.33, стр. 244, 616]), мелких частиц космической пыли [Л.19], "воинство небесное" - крупные метеоры (болиды). 
      Разбухший тиран сбросит да растопчет воздушный десант (8:10, в), точнее, сброшенные болиды разрушатся, а микрочастицы "сгорят", испарятся, истлеют в атмосфере [Л.19]. Так Йешайа утверждает, "истлеет всё небесное воинство ("звёзды" [Л.18]) ... и всё воинство их падёт" (Ис.34:4).
       Очевидно, пророки имели в виду метеоры, вовсе не настоящие массивные самосветящиеся космические объекты, состоящее из газа и плазмы. В древности понятие звёзда  "применялось к любым светящимся небесным телам, кроме солнца и луны" [Л.24, стр. 306].
       Нави ранее уже видел производящий сильное впечатление рог (7:8, 20),  принадлежащий необузданному четвёртому зверю-левиафану (ст.7, 19). Его мифологический образ тайновидец перенёс на небесное тело, крупный железо-каменный объект с десятью рогами, железными зубами, медными когтями метеоров [Л.2].
       Потрясающую апокалиптическую химеру на небе Иоханан называет знамением большого красного дракона с семью головами да десятью острыми выростами на них (Отк.12:3). "Хвост его увлёк с неба третью часть звёзд и поверг ("сбросил" [Л.20]) их на землю" (ст.4, а). Имеется в виду шлейф дыма за астероидом, т.е. полоса из раскалённых газов и сублимирующихся частиц.

5. Наглая  деятельность (8:11, 12)

      В мифологической модели мира единственным методом объяснения непонятных явлений служил антропоморфизм, наряду с зооморфизмом [Л.21]. Оттого сверхъестественному кэрэну приданы человеческие органы и качества: глаза, уста, способность угнетать (7:20-25).
      Согласно древних верований евреев, над творением единолично властвует Йахвэ Элохим [Л.4, 13, 15]. Поэтому оживотворённый объект-архетип, возникающий вверху и сбрасывающий на землю часть звёзд (8:10), созданных Творцом, считается  восставшим против  Него.
 
     "И вознёсся  он ("він побільшився аж") до Главы (Вождя) воинства, и у Него отобрана была ежедневная жертва (лишил Его ежедневных жертвоприношений), и заброшено ("покинене") было место святилища Его" (8:11, [Л.17]; в скобках: текст из [Л.20], в кавычках - из [Л.32]).

     "Речь, вероятно, идёт о жертве всесожжения, которая приносилась каждый день утром и вечером" [Л.13].  Жертвы лишится Всевышний, Глава вышнего войска, по причине заброшенности горы Мория, т.е.  места расположения святилища. Самого храма пророк не видит, на его территории стоит многие столетия мешхед "Купол над скалой", а недалеко - мечеть Аль-Акса.   
      В дни разросшегося рога чертоги иноплеменников разрушатся (Ис.25:2) великим землетрясением (Отк.16:18-20). Исполнится пророчество, "поругано (заброшено) было место святыни (святилища) Его" (Дан.8:11). "Поругано" - так переведено слово "гушлах", означающее "брошено наземь", "низвергнуто" [Л.22, стр. 148].

     "И воинство, вслед за ежедневным жертвоприношением, было предано ему на поругание. Он поверг Истину наземь (правда сброшена будет наземь); в деяниях своих он преуспел (преуспеет)" (8:12, пер. [Л.20]; в скобках, текст из [Л.17]).

     Приводящий в изумление убийца, пугающий необычностью, успешно сбросит вниз звёзды, воинов, место святилища, истину (ст.10-12). Некоторые полагают, "под воинством небесным" (ст.10) и просто "воинством" (ст.13) тут понимается народ Израиля" [Л.14, стр. 370]. Подобное воззрение разделяют другие авторы [Л.3, 5, 8, 9, 11, 15, 22, 30].
      Но данное предположение ошибочно. "Небесным воинством на древнем Ближнем Востоке называли собрание богов, многие из которых были представлены небесными телами (планетами или звёздами)" [Л.13, стр. 858].
      Сверху можно низвергнуть богов (Ис.14:12-15, Иез.28:14-16) или "звёзды" (Ис.34:4, Отк.6:13, Дан.8:10). Однако невозможно сбросить с неба (?) наземь израильтян или иных смертных. Аллегорическое толкование ст.10 - 12, якобы, говорится о народе Израиля, не имеет основания, оно искажает смысл библейского текста.

6. Опустошительное  нечестие (8:13, 14)

       Жуткий рог сбросит часть звёзд (8:10). Сверх того, станет "угнетать ("притеснять" [Л.28]) святых Всевышнего" (7:25), в т.ч. лишая их возможности приносить ежедневные  жертвы Ему.

     "И услышал я одного святого говорящего, и сказал этот святой кому-то вопрошавшему: "на сколько времени простирается это видение о (судьбе) ежедневной жертве и об опустошительном нечестии (поругание и разорение), когда святыня и воинство будут попираемы?" (8:13; в скобках, текст из [Л.20]).

       В стихе 13 подразумевается не собственно "Святилище", как в переводах [Л.6, 20, 28] , а "место" (8:11), т.е. храмовая гора в Йерушалаиме. Она будет низвергнута, разорена, её поверхность, вместе с упавшим воинством небесным, растоптана (ст.13), как ВСЁ сущее на земле (7:23, 2:35).
     Если период разрушений измерять  ежедневными храмовыми жертвами, какова продолжительность "опустошительного  нечестия"? буквально, "то, что устрашает или приводит в ужас" [Л.27, стр. 272]. Провидец услышал загадочно-непонятный ответ.

    "И сказал он мне: "На две тысячи триста вечеров утр ("вечорів-ранків" [Л.32]), когда будет справедливость для святилища" (8:14, пер. [Л.17]).

      В Синод. переводе, помещение "очистится", или "будет возрождено" (пер. [Л.20)], или "освящено заново" [Л.6]), "очищено" [Л.28]. Несмотря на различия в переводах, все они верны. На самом деле, по окончании Йом Адонай [Л.16] "будет справедливость для"  Дома молитвы [Л.17].
       Потому что на знаменитом холме построится Бейт Элохим (рис.3), строение "будет возрождено" [Л.20], справедливость по отношению к нему восстановлена.
    С окончанием строительства здание "очистится" (Синод. пер.; "будет объявлено чистым", пер. [Л.18]), затем "освящено заново" [Л.6].
     Ритуально очистится аналогично освящению скинии, первого и второго храмов (Числ.7:1, 3Цар.8:6-10, 63, Ездр.6:16), в т.ч. помажется мирром внутреннее помещение (Двир), святое святых (Дан.9:24).
     От начала строительства третьего Бейт Адонай до его очищения пройдёт "две тысячи триста вечеров утр" (8:14, а), т.е. 1150 дней, точнее суток [Л.16].
    "После чего святилище ... вновь займёт надлежащее ему место в жизни народа"
[Л.14, стр. 370].

7. Длительность  разорения

      По вопросу вечорiв-ранкiв (8:14, пер. [Л.32]) нет единого мнения.  "Толкователи предложили три варианта: 1150 дней, 2300 дней и 2300 лет" [Л.27, стр. 272]. Некоторые из них настаивают, говорится о годах [Л.22]. Всё же в Писании год никогда не называется словосочетанием "вечер-утро"
      Сверх того, видение "относится к концу времени!" (8:17), "к отдалённым временам" (ст.26), "в последние дни гнева" (ст.19).  Конец ещё НЕ наступил, а 1844-й или 1967-й годы давно миновали, но Храм не очищен (ст.14), даже не построен. Стих 8:14 в одном из соврем. переводов выглядит так.
      "Это будет происходить в течение двух тысяч и трёхсот дней ..." [Л.18]. "Святыня (иерусалимский храм) и воинство (еврейский народ) были попираемы 2 300 вечеров и утр, то есть ~ 6,3 года" [Л.30, стр. 180]. Аналогичное суждение у авторов работ [Л.3, 4, 8, 11].
     "Более предпочтительным, однако, представляется другое толкование. Оно исходит из того, что под "2300" понимаются ежедневные утренние и вечерние  жертвоприношения ..." [Л.14, стр. 373]. "Речь идёт не просто о днях, а о вечерних и утренних жертвоприношениях" [Л.29, стр. 992]. "Из расчёта принесения двух жертв в день, должно пройти 1150 дней" [Л.13].
     Третьи экзегеты затрудняются ответить, 2300 или 1150 суток [Л.5, 7, 9, 10, 12, 27]. Чтобы сделать правильный выбор из имеющихся версий необходимо ответить на два вопроса:
          1) почему написано "две тысячи триста вечеров утр" (8:14, [Л.17])? не 1150 или 2300 дней, что гораздо  понятнее;
          2) чему так сильно удивился тайновидец? "я изумлён был видением сим и не понимал его" (8:27).
      В работе [Л.22] утверждается. "Выражение "эрев бокер", буквально "вечер-утро", указывает также на неопределённое время суток, смешение тьмы и света, "растерянность" (стр. 151). Состояние растерянности, "смешение тьмы и света"  наступят в годы Великой скорби [Л.23] и великой гибели (Иер.4:6), во вторую половину последней седьмины (9:24-27).
       По причине сильной запыленности атмосферы грубыми дисперсными аэрозолями в светлую пору сумрачно (Ис.60:2), в тёмную - светло (Ам.5:8). Невозможно 24 часа отличить друг от друга, как предсказано "ни день, ни ночь" (Зах.14:7). Точнее, "не будет в этот день ни дня, ни ночи" (пер. [Л.18]), лишь "в вечернее время забрезжит свет!" (пер. [Л.28]).
      Тем не менее, существует возможность считать восходы светила да закаты, а не дни, слившиеся с ночами, - "смешение тьмы и света" [Л.22]. Вспомним, в архаичные эпохи использовались "Восход и заход Солнца, как указание времени" [Л.25, стр. 925].
      Определять количество СУТОК нужно по  зорям, когда забрезжит вечерний (1150 вечеров) и утренний (1150 утр) кроваво-красный свет на горизонте. Из расчёта две зари в "неопределённое время" [Л.22], пройдёт 1150 суток или "две тысячи триста вечеров и утр" (Дан.8:14).
       Явление смешения тьмы да света, слияния дней с ночами на протяжении более 3-х лет может изумить, привести в растерянность даже современного человека, тем более пророка (ст. 27), жившего 2 500 лет назад.

8. Толкование  видения (8:23, 24)

       На помощь изумлённому измученному увиденным Даниэйлу (8:15), впавшему в обморок (ст.18), приходит архангел Гавриил. Он открывает тайну, "что будет в последние дни гнева" (ст.19), объясняя как грядущее историческое событие (ст.20-22), так весьма отдалённое (ст.23-25).

     "Под конец же царства их (к концу этих царств), когда ("будет множество грешников") отступники исполнят меру беззаконий своих (нечестие достигнет полной меры), восстанет ("придёт") царь наглый и искусный в коварстве" (8:23; в скобках, текст из [Л.20], в кавычках - из [Л.18]).

      Все комментаторы предполагают, в ст. 8:9-14 говорится  об архетипе нечестия, сирийском правителе Антиохе IV Епифане (II век до Р.Х.), в стихе 23 - о мировом диктаторе [Л.5, 8, 9, 11, 12, 14, 30]. Необъяснимое, нарушающее законы логики, разделение одного и того же текста. Якобы, в нём одновременно рассказывается о сатрапе Антиохе и антихристе очень далёкого будущего.
      Данное  очевидное несоответствие устранено в работе [Л.13]. "Описание в ст.23-25 относится к Антиоху IV Епифану ..." (стр. 859). Логично, в ст. 9-14 и 23-25 повествуется об одном и том же персонаже, его прообразом вполне мог служить жестокий коварный селевкидский тиран II века до Р.Х. Всё-таки НЕ он действующее лицо откровения, т.к. "видение относится к концу времени!" (8:17).
       Когда умножатся отступники от Бога, а бесчестие достигнет полной меры, появится антропоморфно персонифицированный "царь, наглый, жестокий и коварный" (8:23, пер. [Л.18]). Сверхъестественный деспот, вызывающий чувство ужаса, восстанет из невиданной империи, неземного происхождения [Л.2].
       "На древнем Ближнем Востоке считали, что цари связаны с божеством сыновними узами и даже рождены божеством" [Л.13, стр. 26], "земной правитель" воспринимался лишь ставленником, "просто наместником бога" (стр. 722) таинственного заоблачного мира.

       "И укрепится сила его (наберёт он силу), хотя и не его силою ("но сила его не будет исходить от него самого"), и он будет производить (уничтожать) удивительные ("ужасные") опустошения и успевать и действовать (преуспеет) и губить ("он уничтожит") сильных и народ святых" (8:24; в скобках, текст из [Л.17], в кавычках, из - [Л.18]).

      Небольшой серповидный рог-убийца двойной зоо-антропоморфной природы наберёт силу, она "не будет исходить от него самого" [Л.17]. Сила исходит от родившего кэрэна четвёртого зверя (7:8, 19-21), карликовой планеты [Л.2], напавшей на владения Солнца. Тёмное государство неукротимой твари, "отличное от всех царств" (ст.23), придёт на землю.
      Разросшийся безжалостный плешивый самодержец северной империи зла, пожиратель живых и мёртвых, произведёт ужасное (пер. [Л.18]), "непостижимое опустошение" [Л.6]. В том числе убьёт многих святых Божьих, даже сильных мира сего (7:21, 8:24, Иез.25:33-35, Отк.13:7, 15, 6:15-17).

9. Конец  малого  рога (8:25-27)

      Мятеж падшего творения против Вождя небесного воинства (8:9-11), его вначале успешное сражение с жителями планеты окончатся крахом.

     "Хитроумный, он преуспеет в коварстве - и возгордится (превознесётся). Многих сокрушит (среди мира погубит) он нежданно ("уничтожит тогда, когда они этого меньше всего ожидают") - и восстанет ("попытается бороться") на Владыку Владык. Он будет ("зламаний" [Л.32]) сражён  - но не рукою человека" (8:25, пер. [Л.20]; в скобках: текст из Синод. пер., в кавычках - из [Л.18]).
    
       Наводящий страх камень, он раздробит всё на земле (2:35), "оторвался от  горы без содействия рук" (ст.34), таким же образом "будет сокрушён -  не  рукою" (8:25). 
       Коварный возгордившийся каменный тиран сокрушится не рукою человека,  а  силами гравитации  (рис. 4), затем выгорит в огне Божьего суда  (7:26).
       Превратится в пепел как породивший его "бог",  жуткий четвёртый зверь, -  "тело его  сокрушено и предано на сожжение огню" (ст.11). Именно он  дал царю-рогу  силу "производить удивительные опустошения"  (8:24; 25).
     
    "Видение же  о вечере (вечерах) и утре (утрах), о котором сказано,  истинно, но ты сокрой это видение, ибо оно относится к отдалённым  временам (к далёкому будущему)" (8:26; в скобках, текст из [Л.6]).

       Пророчество о святилище (8:14) относится к далёкому будущему, оно исполнится "в последние дни гнева" (ст.19), оттого не имеет прямого отношения к Антиоху Епифану, умершему в 163 году до Р.Х. Вот почему нави получает совет скрыть, буквально запечатать (пер. [Л.18]) предсказание, сохранить его подлинный текст [Л.13] для далёких потомков (12:9), "для будущих поколений" [Л.29].
     
      "И я, Даниил, изнемог (был так измучен) и болел несколько дней; потом встал и начал заниматься царскими делами (служил царю); я (был в ужасе) изумлён ("потрясён" [Л.6]) был видением сим и не понимал его" (8:27; в скобках, текст из [Л.20]).

     Что так потрясло тайновидца? повергло в обморок (ст.18), ввергло в ужас (ст.27). Неужели он испугался зрительных образов Антиоха Епифана или антихриста? Нет. Вавилонские монархи, цари над Даниэйлом, были не менее жестокими, наглыми, коварными.
     Изумить и потрясти старого 70-летнего пророка, много повидавшего на своём веку, могло нечто не знакомое земное, а устрашающее небесное, согласно стихам 10:5-9. В данном случае, пугающий кэрэн на звёздном небе (рис.1, 2).
      Рог-убийца разросся, сбросил наземь часть воинства (по-научному, "болиды"), часть звёзд ("метеорные тела"). Восстал против Йахвэ, произвёл ужасные опустошения на земле, погубил многих, "но будет сокрушён - не рукою" (8:9-12, 23-25).
       Понять откровение не мог ни ветхозаветный провидец (ст.27), ни многие поколения после него. Один Господь, в назначенный срок, "даёт мудрость мудрым и разумение разумным" (2:21, в). Нави должен запечатать пророчество, чтобы сохранить подлинный текст, его исполнение "относится к отдалённым временам" (ст.26).

ЛИТЕРАТУРА

1. Статья "19. Комментарии к Книге пророка Даниила. Пророческий сон Навуходоносора (2:31-35, 44, 45)".
2. Статья "20. Комментарии к Книге пророка Даниила. Глава 7 - Пророческий сон Даниила".
3. Толковая Библия. Комментарий на все книги Святого Писания. Под ред. Лопухина А.П. Том 2.- Минск: Харвест, 2001.- 1 312 с.
4. Новый Библейский комментарий в 3 ч. Ч.2. Ветхий завет. Псалтирь - Книга Пророка Малахии.- СПб.: Мирт, 2000.- 571 с.
5. Уоррен Уирсби. Комментарий на Ветхий Завет. В 2-х т. Том II. Ездра - Малахия.- СПб.: Библия для всех, 2011.- 1 111 с.
6. Библия. Новый перевод на русский язык.- United Kingdom, Carlisle: Biblica Europe, 2011.- 1 185 с.
7. Даума Йохем. Дорогами Ветхого Завета. Т.4. Большие пророки.- Черкассы: Коллоквиум, 2012.- 280с.
8. Учебная Библия с комментариями Джона Мак-Артура.- Минск: Славянское Евангельское общество, 2004.- 2 201 с.
9. Новая Женевская учебная Библия.- Hanssler-Verlag, 1998.- 2 052 с.
10. Библейский справочник Геллея.- СПб.: Библия для всех, 2006.- 787 с.
11. Хэдинг Джон. Книга пророка Даниила.- Ровно: Живое слово, 2006.- 204 с.
12. Уоллес Рональд. Книга пророка Даниила.- СПб.: Мирт, 2005.- 187 с.
13. Библейский культурно-исторический комментарий. Часть 1. Ветхий Завет.- СПб.: Мирт, 2003.- 984с.
14. Толкование Ветхозаветных книг. От книги Исаии по Книгу Малахии.- Ашфорд: Славянское миссионерское издательство, 1966.- 602 с.
15. Большой библейский словарь.- СПб.: Библия для всех, 2005.- 1 503 с.
16. Статья № 14 "Числа".
17. Кетувим.- Йерушалаим: Мосад Арав Кук, 1978.- 394 с.
18. Библия. Современный перевод Библейских текстов.- М.: World Bible Translation Center, 2002.- 1150с.
19. Статья № 1 "Признак и знамение Второго пришествия Иисуса Христа".
20. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета, канонические. Современный русский перевод.- М.: Российское библейское общество, 2011.- 1 408 с.
21. Статья № 9 "Антихрист: кто же он?".
22. Щедровицкий Д.В. Пророчества Книги Даниила.- М.: Теревинф, 2003.- 278 с.
23. Статья № 4 "Время великой скорби".
24. Новый библейский словарь. В 2 ч. Ч. 2. Библейские реалии.- СПб.: Мирт, 2001.- 1 014 с.
25. Ринекер Ф., Майер Г. Библейская энциклопедия Брокгауза.- Кременчуг: Християнська зоря, 1999.- 1088 с.
26. Словарь библейских образов.- СПб.: Библия для всех, 2016, 1 423 с.
27. Эдлин Дж. Книга Даниила.- СПб.: Библия для всех, 2014.- 394 с.
28. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета в современном русском переводе.- М.: Издательство ББИ, 2015.- 1856 с.
29. Славянский библейский комментарий.- Киев: ЕААА, Книгоноша, 2016.- 1840 с.
30. Прокопенко А.В. Вестники Царства: Богословие ветхозаветных пророков.- Харьков: Глобус, 2016. 414 с.
31. Мелло А. Страсти пророков. Темы пророческой духовности.- М.: Издательство ББИ, 2016.- 197 с.
32. Біблія або Книги Святого Письма Старого й Нового Заповіту.- Українське біблійне товариство, 1991.- 1256 с.
33. Сарфати Дж. Д. Хроника начала.- Киев: Книгоноша, 2018,- 864 с.
День Господень