"Вот наступают дни, говорит Господь, когда
Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды
новый завет" (Иер.31:31)
"Потому и стал Иисус поручителем лучшего,
чем прежний, завета" (Евр.7:22, пер. [Л.19])
1. Вступление
Иеремия предсказывает заключение завета с остатком израильтян (31:31-34, 32:37-42) по окончании Великой гибели [Л.1], она же, День Господень [Л.2].
Параллельные стихи о выдающемся историческом событии можно найти у других ветхозаветных нави: Иез.20:35-37, 34:23-25, 37:24-26; Ис.55:3, 59:21, 61:6-8; Дан.9:27. Всё же лишь в пророчестве Йирмейа сообщается о новом соглашении между Адонаем и ам Йисраэль.
Композиция ст. 31:31-34, 32:37-42. 1. Введение, содержащее обещание (31:31).
2. Изложение главной темы - новый завет:
а) напоминание иудеям о нарушении прежнего (31:32);
б) достижение иной договорённости (31:33, 32:40);
в) предшествующие события (32:37-39);
г) следствия принятого решения (31:34, 32:41, 42).
3. Предсказания мессианского царства (30:8, 9).
Главная тема. Всевышний вступит с потомками Израиля и Иуды в своеобразные отношения, после "тех дней" (31:33) Великой гибели (4:6-8).
Цель написания. Обличить соплеменников, постоянно нарушавших союзные отношения с Яхве (31:32), утешить и ободрить тех, кто переживёт "великое зло" (32:41, 42).
Содержание. Обращаясь через пророка к иудеям, Йахвэ обещает заключить с ними завет (31:31), он будет совсем иным, чем нарушенный евреями договор, принятый во времена Шемот (ст.32).
Новый обет Вседержитель поместит не в ковчег, нет, в разум человека, напишет его на сердце каждого, поклоняющегося Ему (31:33, 32:38); гарантией соблюдения обещаний служит благоговейный страх, его Он вложит в сердца их (32:39, 40).
Заключение соглашения произойдёт по окончании "великого зла" (ст.42), тогда Эль Шаддай соберёт уцелевших из всех мест, куда изгонит их в гневе, ярости, великом негодовании (ст.37). Затем они станут Его народом, а Он - их Богом (ст.38).
Благотворными окажутся результаты вступления в союз с Господом: прощение беззаконий, забвение греха, познание Его (34:31), безопасная жизнь (32:41), благоденствие (ст. 42).
Проблема толкования. Пророчество исполнилось частично, полностью или не осуществилось вовсе.
Композиция ст. 31:31-34, 32:37-42. 1. Введение, содержащее обещание (31:31).
2. Изложение главной темы - новый завет:
а) напоминание иудеям о нарушении прежнего (31:32);
б) достижение иной договорённости (31:33, 32:40);
в) предшествующие события (32:37-39);
г) следствия принятого решения (31:34, 32:41, 42).
3. Предсказания мессианского царства (30:8, 9).
Главная тема. Всевышний вступит с потомками Израиля и Иуды в своеобразные отношения, после "тех дней" (31:33) Великой гибели (4:6-8).
Цель написания. Обличить соплеменников, постоянно нарушавших союзные отношения с Яхве (31:32), утешить и ободрить тех, кто переживёт "великое зло" (32:41, 42).
Содержание. Обращаясь через пророка к иудеям, Йахвэ обещает заключить с ними завет (31:31), он будет совсем иным, чем нарушенный евреями договор, принятый во времена Шемот (ст.32).
Новый обет Вседержитель поместит не в ковчег, нет, в разум человека, напишет его на сердце каждого, поклоняющегося Ему (31:33, 32:38); гарантией соблюдения обещаний служит благоговейный страх, его Он вложит в сердца их (32:39, 40).
Заключение соглашения произойдёт по окончании "великого зла" (ст.42), тогда Эль Шаддай соберёт уцелевших из всех мест, куда изгонит их в гневе, ярости, великом негодовании (ст.37). Затем они станут Его народом, а Он - их Богом (ст.38).
Благотворными окажутся результаты вступления в союз с Господом: прощение беззаконий, забвение греха, познание Его (34:31), безопасная жизнь (32:41), благоденствие (ст. 42).
Проблема толкования. Пророчество исполнилось частично, полностью или не осуществилось вовсе.
2. Соглашение (31:31)
Когда утихнет пылающий гнев Эль Шаддай (30:24, [Л.1, 2]), сбудется Его обещание, "Я приду успокоить Израиль" (31:2, пер. [Л.13]). Всю 31-ю главу Иеремия посвятил небывалым взаимоотношениям Бога с выжившим остатком. Тесные связи возникнут по окончании Великой гибели (4:6-29, [Л.1]) с яростным вихрем (30:23), "В последние дни" (ст.24; [Л.2]).
"Вот наступают дни ("Придёт время"), говорит Господь, когда Я заключу с домом (потомками) Израиля и с домом (потомками) Иуды новый завет (Договор, "Союз")" (31:31; в скобках: текст из [Л.3], в кавычках - из [Л.19]).
Авторы работы [Л.5] предполагают. "Буквальная трактовка пророчества в 31:31-34 относит его к историческим Израилю и Иудее" (стр. 311). В частности, оно уже свершилось "в лице и деяниях Иисуса Христа" [Л.17, стр. 475]. "полностью исполнилось в Иисусе Христе ..." [Л.20, стр. 888].
Противоположный тезис. "Пророк мыслит Новый Завет как такой, который совпадёт с восстановлением дома Иуды и Израиля, что возможно только в будущем" ([Л.6, стр. 49]; [Л.18, стр.195]).
Третья группа экзегетов настаивает, предсказание осуществилось частично, в ветхозаветную эпоху или с первым пришествием Иисуса Христа. Полностью оно сбудется во второе Его пришествие.
Однако гипотезам о полном или частичном исполнении ст. 31:31 в прошлом, не достаёт библейских доказательств. Ведь беззакония да грех не прощены, согласно обещания Йахвэ Элохим (ст.34); Он ещё не изгнал Израиль в гневе, ярости, возмущении, не возвратил его на прежнее место; отсутствует "безопасное житие" (32:37).
Немногие евреи достойны называться народом Бога Авраама, Ицхака, Йаакова; у них нет одного сердца, они идут разными путями, не боятся Его (ст.38-40); сохранилось значение Ветхого договора (Евр.8:13). Иноземцы не пасут их стада, не обрабатывают поля, Мединат Йисраэль не пользуется "достоянием народов", нет у него славы их (Ис.61:5-8).
Лишь в будущем поставится святилище в Йерушалаиме [Л.8], воцарится Иеhошуа ха Машиах бен Давид , Ему начнёт служить Иаков (Иер.30:9). В те дни, "заключу с ними завет мира, завет вечный будет с ними", возвещает Адонай (Иез.37:24-28; Иер.31:31).
"Остаётся принять, что обещания Господа, полученные Иеремией (31:31-40), по всей видимости, осуществятся в тысячелетнее правление Христа" [Л.7, стр. 184]. Он вступит с иудеями в союз, который они ранее отвергли (Мт.23:37, [Л.8]). "Новый Завет войдёт в силу не раньше Второго пришествия" [Л.21, стр. 973].
"Вот наступают дни ("Придёт время"), говорит Господь, когда Я заключу с домом (потомками) Израиля и с домом (потомками) Иуды новый завет (Договор, "Союз")" (31:31; в скобках: текст из [Л.3], в кавычках - из [Л.19]).
Авторы работы [Л.5] предполагают. "Буквальная трактовка пророчества в 31:31-34 относит его к историческим Израилю и Иудее" (стр. 311). В частности, оно уже свершилось "в лице и деяниях Иисуса Христа" [Л.17, стр. 475]. "полностью исполнилось в Иисусе Христе ..." [Л.20, стр. 888].
Противоположный тезис. "Пророк мыслит Новый Завет как такой, который совпадёт с восстановлением дома Иуды и Израиля, что возможно только в будущем" ([Л.6, стр. 49]; [Л.18, стр.195]).
Третья группа экзегетов настаивает, предсказание осуществилось частично, в ветхозаветную эпоху или с первым пришествием Иисуса Христа. Полностью оно сбудется во второе Его пришествие.
Однако гипотезам о полном или частичном исполнении ст. 31:31 в прошлом, не достаёт библейских доказательств. Ведь беззакония да грех не прощены, согласно обещания Йахвэ Элохим (ст.34); Он ещё не изгнал Израиль в гневе, ярости, возмущении, не возвратил его на прежнее место; отсутствует "безопасное житие" (32:37).
Немногие евреи достойны называться народом Бога Авраама, Ицхака, Йаакова; у них нет одного сердца, они идут разными путями, не боятся Его (ст.38-40); сохранилось значение Ветхого договора (Евр.8:13). Иноземцы не пасут их стада, не обрабатывают поля, Мединат Йисраэль не пользуется "достоянием народов", нет у него славы их (Ис.61:5-8).
Лишь в будущем поставится святилище в Йерушалаиме [Л.8], воцарится Иеhошуа ха Машиах бен Давид , Ему начнёт служить Иаков (Иер.30:9). В те дни, "заключу с ними завет мира, завет вечный будет с ними", возвещает Адонай (Иез.37:24-28; Иер.31:31).
"Остаётся принять, что обещания Господа, полученные Иеремией (31:31-40), по всей видимости, осуществятся в тысячелетнее правление Христа" [Л.7, стр. 184]. Он вступит с иудеями в союз, который они ранее отвергли (Мт.23:37, [Л.8]). "Новый Завет войдёт в силу не раньше Второго пришествия" [Л.21, стр. 973].
3. Нарушение обязательства (31:32)
В древности Благословенный избрал Израиль, спас его от рабства в Египте, предложил союзный договор (Исх. гл.19-24, рис.1).
Тогда "отвечал весь народ в один голос, и сказали: всё, что сказал Господь, сделаем ... и будем послушны" (24:3-7).
К сожалению очень скоро израильтяне нарушили данные обещания, с тех пор продолжают вероломно нарушать в течение всего периода своей истории (3:20-22).
"Бог предложил людям свод правил и норм поведения, угодных Ему, но по крайней испорченности своих сердец они не сумели следовать им" [Л.7, стр. 183]. "Все пророки утверждают: завет постоянно нарушается, поэтому с правовой точки зрения его больше не существует" [Л.16, стр. 936].
Тогда "отвечал весь народ в один голос, и сказали: всё, что сказал Господь, сделаем ... и будем послушны" (24:3-7).
К сожалению очень скоро израильтяне нарушили данные обещания, с тех пор продолжают вероломно нарушать в течение всего периода своей истории (3:20-22).
"Бог предложил людям свод правил и норм поведения, угодных Ему, но по крайней испорченности своих сердец они не сумели следовать им" [Л.7, стр. 183]. "Все пророки утверждают: завет постоянно нарушается, поэтому с правовой точки зрения его больше не существует" [Л.16, стр. 936].
"Вашими мерзостями вы расторгли завет со Мной", возвещает Йахвэ Элохим неверному народу Своему (Иез.44:7, в; пер. [Л.13]). Посему с окончанием Великой скорби [Л.9] потребуется новый документ.
"Не такой завет (договор), какой Я заключил с отцами их ("предками") в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской; тот завет Мой они нарушили, хотя Я оставался в союзе с ними (был их Владыкой, "Государем"), говорит Господь" (31:32; в скобках: текст из [Л.3], в кавычках - из [Л.10]).
Чтобы заключить новое соглашение, необходимо расторгнуть прежнее, со всеми поколениями, в лице семьи Ноаха (Быт.9:9). Подлинно, ныне действующий обет из 7-и заповедей, согласно Талмуду, будет расторгнут, по Писанию.
"И возьму жезл (посох) Мой - благоволения ("Благосклонность") и переломлю его, чтобы уничтожить (расторгнуть) завет, который заключил Я со всеми народами" (Зах.11:10; в скобках, текст из [Л.3]).
Творец разорвёт союз с неблагодарным творением "в тот день" (ст.11), т.е. "день Господень" (14:1). Единственный уникальный час суда, известный Ему одному (ст.7), период бедствий и Великой гибели (Иер.4:6-29, [Л.1, 2, 9]). Оттого нынешнему поколению возвещается.
"Я буду судить вас, как судил ваших предков в Египетской пустыне". Так сказал Господь Всемогущий. "Я объявлю вас виновными и накажу по нашему завету" (Иез.20:36, 37, пер. [Л.10]; Синод. перевод "И проведу вас под жезлом и введу вас в узы завета ").
"Не такой завет (договор), какой Я заключил с отцами их ("предками") в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской; тот завет Мой они нарушили, хотя Я оставался в союзе с ними (был их Владыкой, "Государем"), говорит Господь" (31:32; в скобках: текст из [Л.3], в кавычках - из [Л.10]).
Чтобы заключить новое соглашение, необходимо расторгнуть прежнее, со всеми поколениями, в лице семьи Ноаха (Быт.9:9). Подлинно, ныне действующий обет из 7-и заповедей, согласно Талмуду, будет расторгнут, по Писанию.
"И возьму жезл (посох) Мой - благоволения ("Благосклонность") и переломлю его, чтобы уничтожить (расторгнуть) завет, который заключил Я со всеми народами" (Зах.11:10; в скобках, текст из [Л.3]).
Творец разорвёт союз с неблагодарным творением "в тот день" (ст.11), т.е. "день Господень" (14:1). Единственный уникальный час суда, известный Ему одному (ст.7), период бедствий и Великой гибели (Иер.4:6-29, [Л.1, 2, 9]). Оттого нынешнему поколению возвещается.
"Я буду судить вас, как судил ваших предков в Египетской пустыне". Так сказал Господь Всемогущий. "Я объявлю вас виновными и накажу по нашему завету" (Иез.20:36, 37, пер. [Л.10]; Синод. перевод "И проведу вас под жезлом и введу вас в узы завета ").
4. Закон, вписанный в сердце? (31:33)
Какой новый договор заключит Всевышний? Разумеется, не похожий на прежний (31:32), как показала история, жители земли не способны соблюсти его [Л.11, 12]; а какой?
"Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней ("в будущем"), говорит Господь: вложу закон Мой (Тору) во внутренность их (глубину души, "в их разум") и на сердцах их напишу (в сердце их впишу) его, и буду им Богом, а они будут Моим народом" (31:33; в скобках: текст из [Л.4], в кавычках - из [Л.13]).
"Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней ("в будущем"), говорит Господь: вложу закон Мой (Тору) во внутренность их (глубину души, "в их разум") и на сердцах их напишу (в сердце их впишу) его, и буду им Богом, а они будут Моим народом" (31:33; в скобках: текст из [Л.4], в кавычках - из [Л.13]).
"Бог должен изменить сердца людей, чтобы им хотелось любить Его и исполнять Его волю ... Ветхий завет управлял их поведением, но не менял характера" [Л.14, стр. 709].
Посему фиксация будет принципиально отличается от предыдущей, основные положения свидетельства запишутся не на каменных скрижалях (рис.2), а "на сердцах". Адонай вложит его не в ковчег, но прямо "во внутренность": глубину души (пер. [Л.4]), в сердце [Л.3], головы [Л.10], в их разум [Л.13].
Для донесения благой вести Йирмейа использует в ст.33 язык и образы архаичных предсказаний на основании изучения внутренностей жертвенных животных [Л.15]. Прорицатели просили божество "записать своё откровение на внутренностях животного, чтобы они смогли узнать и объяснить другим его волю" (стр. 763).
Яхве запишет "откровение" на сердцах (31:33; в древности, хранилище воли, эмоций, мудрости). Вложит закон в нутро их (ст.33, б) Духом Своим (Ис.59:21, Иез.36:27). Чтобы любили Его, знали и исполняли волю Его, которую Он Сам будет передавать тем, кому сохранил жизнь.
Когда наступит указанное эсхатологическое событие? нави отвечает, "после тех дней", "подразумевается: после длительного периода бедствий, которые предстоит пережить еврейскому народу" [Л.7; Л.18].
По окончании Великой скорби, массовом покаянии в Йом Кипур [Л.8], исполнится обещание, "буду им Богом, а они будут Моим народом" (ст. 33, г).
Отныне имя Его служит знаком да напоминанием завета; вовсе не утерянный, давно забытый ветхозаветный ящик;
Посему фиксация будет принципиально отличается от предыдущей, основные положения свидетельства запишутся не на каменных скрижалях (рис.2), а "на сердцах". Адонай вложит его не в ковчег, но прямо "во внутренность": глубину души (пер. [Л.4]), в сердце [Л.3], головы [Л.10], в их разум [Л.13].
Для донесения благой вести Йирмейа использует в ст.33 язык и образы архаичных предсказаний на основании изучения внутренностей жертвенных животных [Л.15]. Прорицатели просили божество "записать своё откровение на внутренностях животного, чтобы они смогли узнать и объяснить другим его волю" (стр. 763).
Яхве запишет "откровение" на сердцах (31:33; в древности, хранилище воли, эмоций, мудрости). Вложит закон в нутро их (ст.33, б) Духом Своим (Ис.59:21, Иез.36:27). Чтобы любили Его, знали и исполняли волю Его, которую Он Сам будет передавать тем, кому сохранил жизнь.
Когда наступит указанное эсхатологическое событие? нави отвечает, "после тех дней", "подразумевается: после длительного периода бедствий, которые предстоит пережить еврейскому народу" [Л.7; Л.18].
По окончании Великой скорби, массовом покаянии в Йом Кипур [Л.8], исполнится обещание, "буду им Богом, а они будут Моим народом" (ст. 33, г).
Отныне имя Его служит знаком да напоминанием завета; вовсе не утерянный, давно забытый ветхозаветный ящик;
"в те дни, говорит Господь, не будут говорить более: "ковчег завета Господня"; он и на ум не придёт, и не вспомнит о нём, и не будут (больше тосковать о нём) приходить к нему, и его уже не будет (другого ковчега не сделают)" (3:16; в скобках, текст из [Л.13]).
Народы, собравшиеся в Иерусалим, чтобы почтить имя Благословляющего на престоле славы Его в Храме, перестанут делать зло (ст.17).
5. Познание Искупителя (31:34)
Через пророка Ошэйа, Вседержитель обращается к Своему творению с требованием. "Верности Я хочу, а не жертвы, и познания Бога - более, чем всесожжений!" (Ос.6:6, пер. [Л.19]). Познания Его можно достичь через изучение Торы, чему постоянно учили и учат евреи друг друга. Всё-таки наступит эра, когда научение окажется не актуальным.
"И уже не будут учить (наставлять) друг друга (ближнего своего), брат - брата и говорить: "познайте Господа", ибо все ("они") сами будут знать Меня, от малого до большого ("от мала до велика"), говорит Господь, потому что Я прощу беззакония (преступление, "вину") их и грехов их уже не воспомяну (не вспомню) более" (31:34; в скобках: текст из [Л.3], в кавычках - из [Л.4]).
Возможно ли такое кощунство, иудеи более не учат друг друга познанию Адоная?! Пожалуй, коль Закон вложить внутрь их (31:33), вместе с Духом Его (Иез.36:27, Иоил.2:28, Ис.44:3). "Если закон написан в сердце, то каждый станет знать Господа. При таких обстоятельствах упраздняется роль учителя-посредника" [Л.20, стр. 888].
Да, учитель не нужен, но провидец утверждает, ВСЕ смогут постичь Всевышнего, от мала до велика (Иер.31:34, б). Истинно так, даже дети увидят шехину, узрят славу Его, ибо "придёт Искупитель Сиона и сынов Иакова, обратившихся от нечестия ..." (Ис.59:20; Иер.31:2).
Спаситель поселится среди израильтян (Зах.2:10-12, Иез.37:26-28), в городе истины Йерушалаиме (Зах.8:3, Ис.52:8, 9), на святой Храмовой горе (Иоил.3:17), в святая святых здания Бейт а-Микдаш (Мал.3:1, Мих.4:2).
Исполнится обещание Элоах. "Я прощу беззакония (преступление, вину) их" (Иер. 31:34, в). Какое злодеяние имеется в виду? Вероятно распятие Сына Божьего Иисуса Христа (Мт.27:25, Деян.2:36).
Вина простится в результате искреннего покаяния, плача всех семейств домов Израилевых; они "будут рыдать о Нём, как рыдают об единородном сыне" (Зах.12:10-14).
Простив чудовищное беззаконие, Искупитель забудет грехи их (Иер.31:34, г). "Это обещание означает, что Бог впредь не будет судить Свой народ за его грехи, основываясь на условиях ветхого завета" [Л.11, стр. 1027].
"И уже не будут учить (наставлять) друг друга (ближнего своего), брат - брата и говорить: "познайте Господа", ибо все ("они") сами будут знать Меня, от малого до большого ("от мала до велика"), говорит Господь, потому что Я прощу беззакония (преступление, "вину") их и грехов их уже не воспомяну (не вспомню) более" (31:34; в скобках: текст из [Л.3], в кавычках - из [Л.4]).
Возможно ли такое кощунство, иудеи более не учат друг друга познанию Адоная?! Пожалуй, коль Закон вложить внутрь их (31:33), вместе с Духом Его (Иез.36:27, Иоил.2:28, Ис.44:3). "Если закон написан в сердце, то каждый станет знать Господа. При таких обстоятельствах упраздняется роль учителя-посредника" [Л.20, стр. 888].
Да, учитель не нужен, но провидец утверждает, ВСЕ смогут постичь Всевышнего, от мала до велика (Иер.31:34, б). Истинно так, даже дети увидят шехину, узрят славу Его, ибо "придёт Искупитель Сиона и сынов Иакова, обратившихся от нечестия ..." (Ис.59:20; Иер.31:2).
Спаситель поселится среди израильтян (Зах.2:10-12, Иез.37:26-28), в городе истины Йерушалаиме (Зах.8:3, Ис.52:8, 9), на святой Храмовой горе (Иоил.3:17), в святая святых здания Бейт а-Микдаш (Мал.3:1, Мих.4:2).
Исполнится обещание Элоах. "Я прощу беззакония (преступление, вину) их" (Иер. 31:34, в). Какое злодеяние имеется в виду? Вероятно распятие Сына Божьего Иисуса Христа (Мт.27:25, Деян.2:36).
Вина простится в результате искреннего покаяния, плача всех семейств домов Израилевых; они "будут рыдать о Нём, как рыдают об единородном сыне" (Зах.12:10-14).
Простив чудовищное беззаконие, Искупитель забудет грехи их (Иер.31:34, г). "Это обещание означает, что Бог впредь не будет судить Свой народ за его грехи, основываясь на условиях ветхого завета" [Л.11, стр. 1027].
6. Безопасное будущее (32:37)
По окончании Великой гибели [Л.1], она же, День Господень [Л.2], Йахвэ объединит израильтян. "Тот, Кто рассеял народ Израиля, соберёт его" (31:10, б; пер. [Л.13]). Вернёт всех, накануне разбежавшихся по разным местам от Его гнева, ярости, возмущения.
"Вот, Я соберу их из всех стран, в которые ("куда") изгнал их (Я заставил людей Израиля и Иудеи покинуть их земли) во гневе Моём и в ярости Моей и в великом негодовании, и возвращу их (Я приведу их обратно) на место сие и дам им ("жизнь безмятежную") безопасное житие (Я позволю им жить в покое и мире)" (32:37; в скобках: текст из [Л.10], в кавычках - из [Л.3]).
Устремляя взор на бедствие от севера (рис.3), видя неумолимо надвигающуюся "великую гибель", предсказанную Иеремией (4:6), население Мединат Йисраэль покинет нажитые места по совету пророка Михи (Мих.2:10).
Напуганные побегут не останавливаясь (Иер.4:6) в область древнего Едома; на территорию Моава и Аммона, в Заиорданье (Дан.11:41).
Эвакуированные вынуждены жить в открытом поле, опасаясь землетрясений и угрозы цунами из Средиземного моря. Некоторые доберутся до территории древнего Бавэля, где Адонай спасёт их (Мих.4:10, в).
Сверх того, Он обещает, "соберу их из всех стран, в которые изгнал их ... возвращу их на место" (Иер.32:37), чтобы уцелевшие построили Дом молитвы, подняли из руин разрушенный великим землетрясением Йерушалаим [Л.8].
В те дни исполнится пророчество о восстановлении столицы и святилища, "сейчас этот город просто холм, покрытый развалинами, но будет он вновь построен и царский дворец (точнее "храм", пер. [Л.4]) поднимется на прежнем месте" (30:18, пер. [Л.10]).
Затем Бейт а-Микдаш освятится, Йешурун очистится от греха; тогда "внезапно придёт в храм Свой Господь" (Мал.3:1, б). Посланник завета явится к скорбящим, Источник воды живой откроется на святой горе.
Исполнится ещё одно Божье обетование, "дам им безопасное житие" (Иер.32:37, г), Иерусалим "больше никогда не будет ни разорён, ни разрушен" (31:40, ; пер. [Л.13]). Миротворец позволит верному кроткому остатку жить в покое да мире, проводить жизнь безмятежную, оттого новый договор назван "завет мира" (Иез.34:25, 37:26).
"Вот, Я соберу их из всех стран, в которые ("куда") изгнал их (Я заставил людей Израиля и Иудеи покинуть их земли) во гневе Моём и в ярости Моей и в великом негодовании, и возвращу их (Я приведу их обратно) на место сие и дам им ("жизнь безмятежную") безопасное житие (Я позволю им жить в покое и мире)" (32:37; в скобках: текст из [Л.10], в кавычках - из [Л.3]).
Устремляя взор на бедствие от севера (рис.3), видя неумолимо надвигающуюся "великую гибель", предсказанную Иеремией (4:6), население Мединат Йисраэль покинет нажитые места по совету пророка Михи (Мих.2:10).
Напуганные побегут не останавливаясь (Иер.4:6) в область древнего Едома; на территорию Моава и Аммона, в Заиорданье (Дан.11:41).
Эвакуированные вынуждены жить в открытом поле, опасаясь землетрясений и угрозы цунами из Средиземного моря. Некоторые доберутся до территории древнего Бавэля, где Адонай спасёт их (Мих.4:10, в).
Сверх того, Он обещает, "соберу их из всех стран, в которые изгнал их ... возвращу их на место" (Иер.32:37), чтобы уцелевшие построили Дом молитвы, подняли из руин разрушенный великим землетрясением Йерушалаим [Л.8].
В те дни исполнится пророчество о восстановлении столицы и святилища, "сейчас этот город просто холм, покрытый развалинами, но будет он вновь построен и царский дворец (точнее "храм", пер. [Л.4]) поднимется на прежнем месте" (30:18, пер. [Л.10]).
Затем Бейт а-Микдаш освятится, Йешурун очистится от греха; тогда "внезапно придёт в храм Свой Господь" (Мал.3:1, б). Посланник завета явится к скорбящим, Источник воды живой откроется на святой горе.
Исполнится ещё одно Божье обетование, "дам им безопасное житие" (Иер.32:37, г), Иерусалим "больше никогда не будет ни разорён, ни разрушен" (31:40, ; пер. [Л.13]). Миротворец позволит верному кроткому остатку жить в покое да мире, проводить жизнь безмятежную, оттого новый договор назван "завет мира" (Иез.34:25, 37:26).
7. У всех одно сердце? (32:38, 39)
Сегодня Йахвэ Элохим не может назвать евреев Своими, ибо в светском государстве Израиль многие отвернулись от Него. Но скоро удручающее положение изменится, согласно Его обещания.
"Они ("Народ Израиля и Иудеи", пер. [Л.10]) будут Моим народом, а Я буду им Богом" (32:38).
Но прежде мятежники пройдут суровое испытание Великой гибелью (4:6-29), подвергнутся тяжёлым наказаниям мечом Небесного Воителя да большим вихрем (25:27-32). Ощутят весь гнев, ярость, великое негодование Его (ст.33-38, 32:37).
Ам Йисраэль переплавится в горниле страданий как плавится свинец, содержащий серебро, огонь очистит его от примесей. В те дни, "они будут призывать имя Моё, и Я услышу их и скажу: это Мой народ, и они скажут: "Господь - Бог мой!" (Зах.13:9).
Здесь нави подразумевают нацию, общность населения, объединённого территорией, языком, культурой, экономикой, мировоззрением, психологическим складом ума.
Чтобы Яхве мог сказать об остатке евреев "Мои", необходимо возвратить его на прежнюю территорию, дать безопасную жизнь. Условия будут обязательно выполнены (Иер.32:37, 3:17, 18), тем не менее, этого мало для сохранения верности Ему.
"И дам им одно (единое) сердце и один (единый) путь, чтобы боялись Меня во все дни жизни (всегда благоговели предо Мной), ко благу своему и благу детей своих после них (своим потомкам)" (32:39; в скобках, текст из [Л.19]).
"Слово "сердце" обозначает в Библии в основном сущность человеческой личности, средоточие ДУШИ и ДУХА ... именно сердце принимает духовное решение об отношении к Богу, избирая веру в Него или непослушание Ему" [Л.16, стр. 888].
Адонай подарит иудеям ОДИН центральный орган кровоснабжения, в переносном значении, единую новую сущность (24:7), человеческий дух, послушный Ему. Укажет "один путь ("цель", пер. [Л.10])" - следовать за Ним, ходить дорогами Его (Втор.10:12, Лк.9:23).
Таким образом Целитель, как обещал, излечит непокорность детей (Иер.3:22, а), жалобно плачущих на срезанных вершинах холмов, сокрушённо восклицающих. "Вот, мы идём к Тебе, ибо Ты - Господь Бог наш ..." (ст.20-23).
Изменившееся, теперь послушное отношение разума творения к Творцу, страх перед ним в душе, послужат ко благу выживших и благоденствию детей их, "после них" (32:39, в).
"Они ("Народ Израиля и Иудеи", пер. [Л.10]) будут Моим народом, а Я буду им Богом" (32:38).
Но прежде мятежники пройдут суровое испытание Великой гибелью (4:6-29), подвергнутся тяжёлым наказаниям мечом Небесного Воителя да большим вихрем (25:27-32). Ощутят весь гнев, ярость, великое негодование Его (ст.33-38, 32:37).
Ам Йисраэль переплавится в горниле страданий как плавится свинец, содержащий серебро, огонь очистит его от примесей. В те дни, "они будут призывать имя Моё, и Я услышу их и скажу: это Мой народ, и они скажут: "Господь - Бог мой!" (Зах.13:9).
Здесь нави подразумевают нацию, общность населения, объединённого территорией, языком, культурой, экономикой, мировоззрением, психологическим складом ума.
Чтобы Яхве мог сказать об остатке евреев "Мои", необходимо возвратить его на прежнюю территорию, дать безопасную жизнь. Условия будут обязательно выполнены (Иер.32:37, 3:17, 18), тем не менее, этого мало для сохранения верности Ему.
"И дам им одно (единое) сердце и один (единый) путь, чтобы боялись Меня во все дни жизни (всегда благоговели предо Мной), ко благу своему и благу детей своих после них (своим потомкам)" (32:39; в скобках, текст из [Л.19]).
"Слово "сердце" обозначает в Библии в основном сущность человеческой личности, средоточие ДУШИ и ДУХА ... именно сердце принимает духовное решение об отношении к Богу, избирая веру в Него или непослушание Ему" [Л.16, стр. 888].
Адонай подарит иудеям ОДИН центральный орган кровоснабжения, в переносном значении, единую новую сущность (24:7), человеческий дух, послушный Ему. Укажет "один путь ("цель", пер. [Л.10])" - следовать за Ним, ходить дорогами Его (Втор.10:12, Лк.9:23).
Таким образом Целитель, как обещал, излечит непокорность детей (Иер.3:22, а), жалобно плачущих на срезанных вершинах холмов, сокрушённо восклицающих. "Вот, мы идём к Тебе, ибо Ты - Господь Бог наш ..." (ст.20-23).
Изменившееся, теперь послушное отношение разума творения к Творцу, страх перед ним в душе, послужат ко благу выживших и благоденствию детей их, "после них" (32:39, в).
8. Бессрочный договор (32:40)
По окончании Дня Господня [Л.2, 9], Он соберёт евреев, вернёт в Эрец Йисраэль; предоставит безопасную жизнь (32:37), одно сердце, один путь (ст. 39). Они станут Его народом, Он - их Богом (ст. 38) ... , но после знаменательного события.
"И заключу Я с ними (людьми Израиля и Иудеи) вечный союз, по которому не отвернусь Я от них, чтобы ("не перестану") творить им добро; и поселю (вложу) Я в сердце их страх ("Благоговение") предо Мною, чтобы (больше) не отступали (не отвернулись) (они) от Меня" (32:40, пер. [Л.4]; в скобках: текст из [Л.10], в кавычках - из [Л.19]).
Господь заключит новый завет (31:31-34, рис. 4), в ст. 32:40 он именуется "вечный" (евр. "олам"). "Евр. слово олам не имеет значения бесконечности во времени, а подразумевает сокрытое и отдалённое будущее ..." [Л.16, стр. 139].
В узком значении слова это большой отрезок длительностью в 1 000 лет (Отк. гл.20). Всё-таки слово "вечный" в ст.40, в Иез.37:26, Ис.55:3, 61:8, можно толковать расширительно, как нерасторжимость союза.
На протяжении всего существования тысячелетнего царства Машиаха, Он не отвернётся от Своего народа, обещая постоянно "творить им добро" (Иер.32:40, б).
Гарантией выполнения соглашения остатком служит благоговейный страх Божий, его вложит Он в каждое сердце (ст.40) в Йом Адонай, пору Великой гибели [Л.1, 2].
Возникает вопрос, имеет ли Церковь отношение к пророчеству Иеремии о вечном договоре? Нет. Ясно написано, он заключается с Израилем (31:31, 33, 32:36, 40).
Любой человек сердцем, душой, умом принявший искупительную жертву Иисуса Христа за свои грехи уже находится в союзе с Ним, более того. "Он дал нам способность быть служителями Нового Завета" (2Кор.3:6, а).
Который "начертан Святым Духом в сердце каждого члена новозаветного общества. Сила Святого Духа в каждом верующем позволяет ему исполнять новые заповеди (Рим.8:2-4; Гал.5:16-25), что является отличительным признаком ..." [Л.17, стр. 887].
"И заключу Я с ними (людьми Израиля и Иудеи) вечный союз, по которому не отвернусь Я от них, чтобы ("не перестану") творить им добро; и поселю (вложу) Я в сердце их страх ("Благоговение") предо Мною, чтобы (больше) не отступали (не отвернулись) (они) от Меня" (32:40, пер. [Л.4]; в скобках: текст из [Л.10], в кавычках - из [Л.19]).
Господь заключит новый завет (31:31-34, рис. 4), в ст. 32:40 он именуется "вечный" (евр. "олам"). "Евр. слово олам не имеет значения бесконечности во времени, а подразумевает сокрытое и отдалённое будущее ..." [Л.16, стр. 139].
В узком значении слова это большой отрезок длительностью в 1 000 лет (Отк. гл.20). Всё-таки слово "вечный" в ст.40, в Иез.37:26, Ис.55:3, 61:8, можно толковать расширительно, как нерасторжимость союза.
На протяжении всего существования тысячелетнего царства Машиаха, Он не отвернётся от Своего народа, обещая постоянно "творить им добро" (Иер.32:40, б).
Гарантией выполнения соглашения остатком служит благоговейный страх Божий, его вложит Он в каждое сердце (ст.40) в Йом Адонай, пору Великой гибели [Л.1, 2].
Возникает вопрос, имеет ли Церковь отношение к пророчеству Иеремии о вечном договоре? Нет. Ясно написано, он заключается с Израилем (31:31, 33, 32:36, 40).
Любой человек сердцем, душой, умом принявший искупительную жертву Иисуса Христа за свои грехи уже находится в союзе с Ним, более того. "Он дал нам способность быть служителями Нового Завета" (2Кор.3:6, а).
Который "начертан Святым Духом в сердце каждого члена новозаветного общества. Сила Святого Духа в каждом верующем позволяет ему исполнять новые заповеди (Рим.8:2-4; Гал.5:16-25), что является отличительным признаком ..." [Л.17, стр. 887].
9. Благополучие остатка (32:41, 42)
Заключение союза между израильтянами и Господом принесёт Ему радость, желание творить добро, по обетованию.
"Всем сердцем Моим, всей Моей душою Я буду радоваться им, буду творить им благо, воистину ("непременно" [Л.10, 13)] насажу их на этой земле" (32:41, пер. [Л.3]).
Обещание пленным евреям, высланным в Вавилон, сбылось (24:4-7), разумеется, исполнится обязательство Йахвэ Элохим в последние дни (32:41). "Возвращение иудеев в их землю после плена было только предвещанием великого всемирного воссоединения, которое произойдёт в последние времена ..." [Л.14, стр. 696].
По окончании Великой скорби, Адонай не только соберёт малый остаток из всех мест, куда изгонит, но возвратит его в страну обетованную (32:37), насадит "их на земле сей твёрдо" (ст.41).
Буквальный перевод отрывка. "Я непременно посажу их на их земле и заставлю расти" (32:41; пер. [Л.10]). В данном решении Он видит высшую справедливость.
"Ибо так говорит Господь: как Я навёл (принёс) на народ сей всё это великое зло (великие несчастья народу Израиля и Иудеи, "великие беды"), так наведу ("пошлю") на них всё благо (добро), какое Я изрёк о них ("предвещаю ему теперь")" (32:42; в скобках: текст из [Л.10], в кавычках - из [Л.19]).
Несчастья на ам Йисраэль наводит Бог, по причине беззаконий; лишают жителей всех благ грехи их (5:25). Выполнение условий завета с Создателем всего сущего приносит обильные благословения (Втор.28:1-14), их нарушение - поток проклятий (ст.15-67). Так было, так есть и будет всегда, до исчезновения мира сего.
Увы, осознание данной незыблемой закономерности придёт к лукавому роду слишком поздно, лишь с наступлением Великого бедствия. Страшная беда поразит Йисраэль (Иер.32:42; [Л.1]) и весь мир (4:23-29, 25:29-33" [Л.9]).
"Всем сердцем Моим, всей Моей душою Я буду радоваться им, буду творить им благо, воистину ("непременно" [Л.10, 13)] насажу их на этой земле" (32:41, пер. [Л.3]).
Обещание пленным евреям, высланным в Вавилон, сбылось (24:4-7), разумеется, исполнится обязательство Йахвэ Элохим в последние дни (32:41). "Возвращение иудеев в их землю после плена было только предвещанием великого всемирного воссоединения, которое произойдёт в последние времена ..." [Л.14, стр. 696].
По окончании Великой скорби, Адонай не только соберёт малый остаток из всех мест, куда изгонит, но возвратит его в страну обетованную (32:37), насадит "их на земле сей твёрдо" (ст.41).
Буквальный перевод отрывка. "Я непременно посажу их на их земле и заставлю расти" (32:41; пер. [Л.10]). В данном решении Он видит высшую справедливость.
"Ибо так говорит Господь: как Я навёл (принёс) на народ сей всё это великое зло (великие несчастья народу Израиля и Иудеи, "великие беды"), так наведу ("пошлю") на них всё благо (добро), какое Я изрёк о них ("предвещаю ему теперь")" (32:42; в скобках: текст из [Л.10], в кавычках - из [Л.19]).
Несчастья на ам Йисраэль наводит Бог, по причине беззаконий; лишают жителей всех благ грехи их (5:25). Выполнение условий завета с Создателем всего сущего приносит обильные благословения (Втор.28:1-14), их нарушение - поток проклятий (ст.15-67). Так было, так есть и будет всегда, до исчезновения мира сего.
Увы, осознание данной незыблемой закономерности придёт к лукавому роду слишком поздно, лишь с наступлением Великого бедствия. Страшная беда поразит Йисраэль (Иер.32:42; [Л.1]) и весь мир (4:23-29, 25:29-33" [Л.9]).
ЛИТЕРАТУРА
1. Статья "9. Комментарии к Книге пророка Иеремии. Великая гибель (4:6-29)".
2. Статья "10. Комментарии к Книге пророка Иеремии. День Господень (25:29-38, 30:5-9)".
3. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета, канонические. Современный русский перевод.- М.: Российское библейское общество, 2011.- 1 408 с.
4. Первые и последние пророки.- Йерушалаим: Мосад Арав КУК, 1975.- 1 002 с.
5. Новый Библейский комментарий в 3 ч. Ч.2. Ветхий завет. Псалтирь - Книга Пророка Малахии.- СПб.: Мирт, 2000.- 571 с.
6. Толковая Библия. Комментарий на все книги Святого Писания. Под ред. Лопухина А.П. Том 2.- Минск: Харвест, 2001.- 1 312 с.
7. Толкование Ветхозаветных книг. От книги Исаии по Книгу Малахии.- Ашфорд: Славянское миссионерское издательство, 1966.- 602 с.
8. Статья №10 "День Господа близок".
9. Статья №4 "Время великой скорби".
10. Библия. Современный перевод Библейских текстов.- М.: World Bible Translation Center, 2002.- 1150с.
11. Новая Женевская учебная Библия.- Hanssler-Verlag, 1998.- 2 052 с.
12. Учебная Библия с комментариями Джона Мак-Артура.- Минск: Славянское Евангельское общество, 2004.- 2 201 с.
13. Библия. Новый Перевод на Русский Язык.- Herrljunga, Sweden: Международное Библейское Общество, 2007.- 1 228 с.
14. Уоррен Уирсби. Комментарий на Ветхий Завет. В 2-х т. Том II. Ездра - Малахия.- СПб.: Библия для всех, 2011.- 1 111 с.
15. Библейский культурно-исторический комментарий. Часть 1. Ветхий Завет.- СПб.: Мирт, 2003.- 984с.
16. Ринекер Ф., Майер Г. Библейская энциклопедия Брокгауза.- Кременчуг: Християнська зоря, 1999.- 1088 с.
17. Большой библейский словарь.- СПб.: Библия для всех, 2005.- 1 503 с.
18. Воргез А., Митчел М. Книга Иеремии. Главы 26-52.- СПб.: Библия для всех, 2012.- 431 с.
19. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета в современном русском переводе.- М.: Издательство ББИ, 2015.- 1856 с.
20. Славянский библейский комментарий.- Киев: ЕААА, Книгоноша, 2016.- 1840 с.
21. Макдональд У. Библейские комментарии для христиан.- Bielefeld: CLV, 2009.- 1142 с.
2. Статья "10. Комментарии к Книге пророка Иеремии. День Господень (25:29-38, 30:5-9)".
3. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета, канонические. Современный русский перевод.- М.: Российское библейское общество, 2011.- 1 408 с.
4. Первые и последние пророки.- Йерушалаим: Мосад Арав КУК, 1975.- 1 002 с.
5. Новый Библейский комментарий в 3 ч. Ч.2. Ветхий завет. Псалтирь - Книга Пророка Малахии.- СПб.: Мирт, 2000.- 571 с.
6. Толковая Библия. Комментарий на все книги Святого Писания. Под ред. Лопухина А.П. Том 2.- Минск: Харвест, 2001.- 1 312 с.
7. Толкование Ветхозаветных книг. От книги Исаии по Книгу Малахии.- Ашфорд: Славянское миссионерское издательство, 1966.- 602 с.
8. Статья №10 "День Господа близок".
9. Статья №4 "Время великой скорби".
10. Библия. Современный перевод Библейских текстов.- М.: World Bible Translation Center, 2002.- 1150с.
11. Новая Женевская учебная Библия.- Hanssler-Verlag, 1998.- 2 052 с.
12. Учебная Библия с комментариями Джона Мак-Артура.- Минск: Славянское Евангельское общество, 2004.- 2 201 с.
13. Библия. Новый Перевод на Русский Язык.- Herrljunga, Sweden: Международное Библейское Общество, 2007.- 1 228 с.
14. Уоррен Уирсби. Комментарий на Ветхий Завет. В 2-х т. Том II. Ездра - Малахия.- СПб.: Библия для всех, 2011.- 1 111 с.
15. Библейский культурно-исторический комментарий. Часть 1. Ветхий Завет.- СПб.: Мирт, 2003.- 984с.
16. Ринекер Ф., Майер Г. Библейская энциклопедия Брокгауза.- Кременчуг: Християнська зоря, 1999.- 1088 с.
17. Большой библейский словарь.- СПб.: Библия для всех, 2005.- 1 503 с.
18. Воргез А., Митчел М. Книга Иеремии. Главы 26-52.- СПб.: Библия для всех, 2012.- 431 с.
19. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета в современном русском переводе.- М.: Издательство ББИ, 2015.- 1856 с.
20. Славянский библейский комментарий.- Киев: ЕААА, Книгоноша, 2016.- 1840 с.
21. Макдональд У. Библейские комментарии для христиан.- Bielefeld: CLV, 2009.- 1142 с.