Комментарии к Книге пророка Иеремии. Новый завет (31:31-34, 32:37-42)

"Вот наступают дни,  говорит Господь,  когда Я заключу
с домом Израиля и с домом Иуды новый завет"
(Иер.31:31)
 

1. Вступление

      По окончании Великой гибели [Л.1], она же День Господень [Л.2], пророк Иеремия предсказывает заключение нового завета с уцелевшим остатком израильского народа (31:31-34, 32:37-42).
     Параллельные стихи о таком выдающемся эсхатологическом событии можно найти у других ветхозаветных пророков. Например, в Иез.20:35-37, 34:23-25, 37:24-26; Ис.55:3, 59:21, 61:6-8; Дан.9:27. Но только в пророчестве Йирмейа говорится о новом завете, его  Адонай заключит с Ам Йисраэль.
     Композиция ст. 31:31-34, 32:37-42. 1. Введение, содержащее обещание Богом нового договора (31:31).
         2. Изложение главной темы - Новый завет
               а) напоминание иудеям о нарушении прежнего договора (31:32);
               б) заключение нового завета (31:33, 32:40);
               в) предшествующие события (32:37-39);
               г) последствия принятия нового союза (31:34, 32:41, 42).
         3. Заключение, содержащее предсказания мессианского царства (30:8, 9).
     Главная тема. Господь заключает с потомками Израиля и Иуды новый завет, после "тех дней" (31:33), т.е. времени Великой гибели (4:6-8).
    Цель написания. Обличить современников, постоянно нарушавших союзные отношения с Яхве (31:32), а также утешить и ободрить потомков, которые переживут "великое зло" последних дней (32:41, 42).
     Содержание. Обращаясь через пророка Иеремию к Своему народу, Адонай Элохим обещает заключить с ним новый завет (31:31). Такой союз будет совсем иным, чем нарушенный евреями договор, принятый во времена Шемот (ст.32).
    Новый завет Бог поместит не в ковчег, а во внутренность человека, напишет его на сердце каждого иудея, поклоняющегося Господу своему (31:33, 32:38). Гарантией соблюдения договора послужит благоговейный страх Божий, его Он вложит в сердца их (32:39, 40).
    Заключение завета произойдёт по окончании "великого зла" (ст.42), когда Адонай соберёт уцелевших из всех мест, куда изгонит Йисраэль в гневе, ярости, великом негодовании (ст.37). После чего они станут Его народом, а Он - их Богом (ст.38).
    Благотворными последствиями вступления народа завета в новый союз с Богом явятся познание Господа, прощение беззаконий и забвение греха (34:31), безопасная жизнь (32:41), благоденствие (ст. 42).
     Проблема толкования. Указанное пророчество Иеремии исполнилось частично, полностью или не исполнилось вовсе.

2. Новый завет (31:31)

      Когда утихнет пылающий гнев Эль Шаддай (30:24, [Л.1, 2]), исполнится Его обещание. "Я приду успокоить Израиль" (31:2, пер. [Л.13]).  
     Поэтому всю эсхатологическую 31-ю главу Йирмейа посвятил новым взаимоотношениям пришедшего Господа с уцелевшим израильским народом. Отношения возникнут по окончании времени Великой гибели (4:6-29, [Л.1]) и яростного вихря от Йахвэ (30:23), "В последние дни" (ст.24; [Л.2]).

    "Вот наступают дни ("Придёт время"), говорит Господь, когда Я заключу с домом (потомками) Израиля и с домом (потомками) Иуды новый завет (Договор Новый, "новый Союз")" (31:31; в скобках: текст из [Л.3], в кавычках - из [Л.19]).

     Авторы работы [Л.5] считают. "Буквальная трактовка пророчества в 31:31-34 относит его к историческим Израилю и Иудее" (стр. 311). В частности, оно сбылось "в лице и деяниях Иисуса Христа" [Л.17, стр. 475]. "Пророчество о новом завете полностью исполнилось в Иисусе Христе ..." [Л.20, стр. 888].
     Наоборот, в [Л.6] утверждается. "Пророк мыслит Новый Завет как такой, который совпадёт с восстановлением дома Иуды и Израиля, что возможно только в будущем" (стр. 49; [Л.18, стр.195]).
    Другие комментаторы полагают, предсказание Иеремии сбылось только частично, в ветхозаветные времена или с первым пришествием Иисуса Христа. Полностью оно сбудется во второе Его пришествие.
     Однако гипотезам о полном или частичном исполнении обещания Господа в прошлом, не достаёт библейских доказательств. Ведь беззакония да грех народа, как обещал Йахвэ (31:34), не прощены и не забыты. Всемогущий ещё не изгнал Израиль в гневе, ярости, негодовании, не возвратил его на прежнее место, не обеспечил "безопасное житие" (32:37).
     Далеко не все евреи являются народом Бога Авраама, Ицхака, Йаакова; у них нет одного сердца, они идут разными путями, не боятся Бога (ст.38-40). Иноземцы не пасут стада иудеев, не обрабатывают их землю и виноградники, а Мединат Йисраэль не пользуется "достоянием народов", нет у него славы их (Ис.61:5-8).
   Только в будущем поставится святилище для Адоная в Йерушалаиме [Л.8], воцарится Иеhошуа ха Машиах бен Давид , Ему станет служить Иаков (Иер.30:9). Тогда "заключу с ними завет мира, завет вечный будет с ними", обещает Господь (Иез.37:24-28; Иер.31:31).
    "Остаётся принять, что обещания Господа, полученные Иеремией (31:31-40), по всей видимости, осуществятся в тысячелетнее правление Христа" [Л.7, стр. 184]. Когда Он заключит с народом завета новый союз, который они ранее отвергли (Мт.23:37, [Л.8]).

3. Предыдущий договор (31:32)

     В древние времена Бог избрал Йисраэль Своим народом, спас его от рабства в Египте, предложил договор о союзе (Исх. гл.19-24), рис.1).
     Тогда "отвечал весь народ в один голос, и сказали: всё, что сказал Господь, сделаем ... и будем послушны" (24:3-7).
     К сожалению очень скоро народ завета нарушил свои обещания, с тех пор продолжает вероломно нарушать в течение всего периода своей истории (3:20-22).
    "Бог предложил людям свод правил и норм поведения, угодных Ему, но по крайней испорченности своих сердец они не сумели следовать им" [Л.7, стр. 183].  "Все пророки утверждают: завет постоянно нарушается, поэтому с правовой точки зрения его больше не существует" [Л.16, стр. 936]. Оттого по окончании Великой скорби [Л.9] потребуется новый завет.

   "Не такой завет (договор), какой Я заключил с отцами их ("предками") в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской; тот завет (договор) Мой они  нарушили, хотя Я оставался в союзе с ними (был их Владыкой, "Государем"), говорит Господь" (31:32; в скобках: текст из [Л.3], в кавычках - из [Л.10]).

   Однако, чтобы заключить новый договор нужно фактически расторгнуть прежний. И не только с Израилем, но союз, установленный со всеми народами в лице семьи Ноаха (Быт.9:9). Этот ныне действующий завет из 7-и заповедей (согласно Талмуду) будет расторгнут. Как обещано Господом.
    "И возьму жезл (посох) Мой - благоволения ("Благосклонность") и переломлю его, чтобы уничтожить завет (расторгнуть договор), который заключил Я со всеми народами" (Зах.11:10; в скобках, текст из [Л.3]).
     Творец разорвёт договор со Своим неблагодарным творением "в тот день" (ст.11), т.е. "день Господень" (14:1). Единственный уникальный День суда, известный только Йахвэ (ст.7), время бедствий, дни Великой гибели (Иер.4:6-29, [Л.1, 2, 9]). Оттого написано нынешнему поколению.
    "Я буду судить вас, как судил ваших предков в Египетской пустыне". Так сказал Господь Всемогущий.
    "Я объявлю вас виновными и накажу по нашему завету"
(Иез.20:36, 37, пер. [Л.10]; Синод. перевод "И проведу вас под жезлом и введу вас в узы завета ").

4. Завет, написанный на сердце (31:33)

     Какой же новый договор заключит Господь? Понятно, не похожий на прежний (31:32), его люди не способны соблюсти [Л.11, 12]. А какой?

    "Но вот завет (союз), который Я заключу с домом Израилевым после тех дней ("в будущем"), говорит Господь: вложу закон Мой (Тору) во внутренность их (глубину души, "в их разум") и на сердцах их напишу (в сердце их впишу) его, и буду им Богом, а они будут Моим народом" (31:33; в скобках: текст из [Л.4], в кавычках - из [Л.13]).

    "Бог должен изменить сердца людей, чтобы им хотелось любить Его и исполнять Его волю ... Ветхий завет управлял их поведением, но не менял характера" [Л.14, стр. 709].
    Фиксация нового завета принципиально отличается от предыдущей. Его основные положения напишутся не на каменных скрижалях (рис.2), а "на сердцах".
      Их вложат не в ковчег, но прямо "во внутренность": глубину души [Л.4], в сердце [Л.3], головы [Л.10], в их разум [Л.13].
    Для донесения благой вести Йирмейа использует язык, а также образы древних предсказаний на основании изучения внутренностей жертвенных животных [Л.15].
    Предсказатели просили божество "записать своё откровение на внутренностях животного, чтобы они смогли узнать и объяснить другим его волю" (стр. 763).
     Но Яхве Элохим запишет откровение на сердцах людей (31:33; в древности, хранилище воли, эмоций, мудрости).
    Вложит вечный завет во внутренность их (ст.33, б) Духом Своим (Ис.59:21, Иез.36:27). Чтобы любили Господа, знали и исполняли волю Его, которую Он Сам будет передавать народу нового завета.
    Когда наступит это историческое событие? Адонай отвечает "после тех дней", "подразумевается: после длительного периода бедствий, которые предстоит пережить еврейскому народу" [Л.7; Л.18].
    По окончании Великой скорби, массовом покаянии евреев в Йом Кипур [Л.8], исполнится обещание Благословенного "буду им Богом, а они будут Моим народом" (ст. 33, г). Отныне имя Господа на престоле славы Его в иерусалимском храме служит знаком да напоминанием завета; а не утерянный, давно забытый ветхозаветный ковчег (3:16, 17).

5. Познание Господа (31:34)

    Через пророка Ошэйа, Яхве  с такими словами обращается к Своему народу. "Верности Я хочу, а не жертвы, и познания Бога - более, чем всесожжений!" (Ос.6:6, пер. [Л.19]).
     Познания Бога можно достичь через изучение Торы (закона), чему постоянно учили и учат евреи друг друга. Но наступит время, когда это окажется не актуальным!

   "И уже не будут учить (наставлять) друг друга (ближнего своего), брат - брата и говорить: "познайте Господа", ибо все ("они") сами будут знать Меня, от малого до большого ("от мала до велика"), говорит Господь, потому что Я прощу беззакония (преступление, "вину") их и грехов их уже не воспомяну (не вспомню) более" (31:34; в скобках: текст из [Л.3], в кавычках - из [Л.4]).

     Возможно ли такое кощунство - евреи более не учат друг друга познанию Адоная? Возможно, если закон Божий вложить внутрь их (31:33), вместе с Духом Его (Иез.36:27, Иоил.2:28, Ис.44:3). "Если закон написан в сердце, то каждый станет знать Господа. При таких обстоятельствах упраздняется роль учителя-посредника" [Л.20, стр. 888].
     Однако написано, познают Господа ВСЕ, от мала до велика (Иер.31:34, б). Верно, даже дети увидят шехину, познают славу Его. Ибо "придёт Искупитель (Спаситель) Сиона и сынов Иакова, обратившихся от нечестия ..." (Ис.59:20).
     Искупитель поселится среди народа Своего (Зах.2:10-12, Иез.37:26-28), в городе истины Йерушалаиме (Зах.8:3, Ис.52:8, 9), на Храмовой святой горе (Иоил.3:17), в Бейт а-Микдаш (Мал.3:1, Мих.4:2).
     Исполнится обещание Элохим. "Я прощу беззакония (преступление, вину) их" (Иер. 31:34, в). Какое преступление (вину) имеет в виду Бог? По-видимому, распятие Сына Божьего Иисуса Христа (Мт.27:25, Деян.2:36).
    Вина простится после искреннего покаяния и плача всех семейств домов Израилевых. Они "будут рыдать о Нём, как рыдают об единородном сыне" (Зах.12:10-14).
     Простив такое чудовищное преступление, Господь забудет все грехи народа Своего (Иер.31:34, г). "Это обещание означает, что Бог впредь не будет судить Свой народ за его грехи, основываясь на условиях ветхого завета" [Л.11, стр. 1027].

6. Безопасное будущее (32:37)

    По окончании времени Великой гибели [Л.1], она же День Господень [Л.2], Адонай Элохим соберёт народ Свой. Вернёт в Израиль жителей, накануне разбежавшихся по разным странам от Его гнева, ярости, возмущения.

    "Вот, Я соберу их из всех стран, в которые ("куда") изгнал их (Я заставил людей Израиля и Иудеи покинуть их земли) во гневе Моём и в ярости Моей и в великом негодовании, и возвращу их (Я приведу их обратно) на место сие и дам им ("жизнь безмятежную") безопасное житие (Я позволю им жить в покое и мире)" (32:37; в скобках: текст из [Л.10], в кавычках - из [Л.3]).

    Взирая на бедствие от севера (рис.3), видя надвигающуюся предсказанную "великую гибель" (4:6), жители Мединат Йисраэль покинут свои земли да города по совету пророка Михи (Мих.2:10).
     Они побегут не останавливаясь (Иер.4:6) в область древнего Едома, а также на территорию Моава и Аммона, т.е. Заиорданье (Дан.11:41).
     Там израильтяне станут жить в открытом поле; некоторые же доберутся до территории древнего Бавэля, где Йахвэ спасёт их (Мих.4:10, в).
     Более того, Он обещает "соберу их из всех стран, в которые изгнал их ... возвращу их на место" (Иер.32:37). Чтобы уцелевший остаток построил храм (Бейт Адонай), поднял из руин разрушенный великим землетрясением Йерушалаим [Л.8].
     В те дни исполнится пророчество Йирмейа о восстановлении Иерусалима и храма; "сейчас этот город просто холм, покрытый развалинами, но будет он вновь построен и царский дворец (точнее "храм" [Л.4]) поднимется на прежнем месте" (30:18, пер. [Л.10]).
     После чего иерусалимский Бейт а-Микдаш освятится, а Йисраэль очистится от греха. Тогда "внезапно придёт в храм Свой Господь" (Мал.3:1, б). Посланник нового завета явится к скорбящему народу своему, Источник воды живой откроется на святой горе.
     Сбудется ещё одно Божье обетование "дам им безопасное житие" (Иер.32:37, г). Благословенный позволит верному остатку жить в покое да мире, проводить жизнь безмятежную. Оттого новый договор назван "завет мира" (Иез.34:25, 37:26).

7. Одно сердце (32:38, 39)

    Сегодня Господь не может назвать евреев Своим народом, ибо многие отвернулись от Него. Однако скоро такое ненормальное положение изменится, как утверждает Адонай Элохим.

     "Они ("Народ Израиля и Иудеи" [Л.10]) будут Моим народом, а Я буду им Богом" (32:38).

     Для этого мятежный народ завета пройдёт суровое испытание Великой гибелью (4:6-29). Подвергнется тяжёлым наказаниям мечом Господа да большим вихрем (25:27-32). Ощутит на себе весь гнев, ярость и великое негодование Эль Шаддай (ст.33-38, 32:37).
      Он переплавит Ам Йисраэль в горниле страданий как плавят свинец, содержащий серебро, огнём очистит его от всех примесей. Тогда "они будут призывать имя Моё, и Я услышу их и скажу: это Мой народ, и они скажут: "Господь - Бог мой!" (Зах.13:9).
    Пророки Йирмейа да Зехарйа, под словом "народ" подразумевают нацию, т.е. общность людей, объединённых территорией, языком, культурой, экономикой, мировоззрением, психологическим складом и прочее.
    Чтобы Господь мог сказать об уцелевшем остатке евреев "Мой народ", необходимо возвратить его на прежнюю территорию, обеспечить безопасную жизнь. Указанные условия Бог обязательно выполнит (Иер.32:37), но этого мало.

   "И дам им одно (единое) сердце и один (единый) путь, чтобы боялись Меня во все дни жизни (всегда благоговели предо Мной), ко благу своему и благу детей своих после них (своим потомкам)" (32:39; в скобках, текст из [Л.19]).

   "Слово "сердце" обозначает в Библии в основном сущность человеческой личности, средоточие ДУШИ и ДУХА ... именно сердце принимает духовное решение об отношении к Богу, избирая веру в Него или непослушание Ему" [Л.16, стр. 888].
     Благословенный даст уцелевшим иудеям "одно сердце", т.е. в переносном значении, единую новую сущность (24:7), человеческий ДУХ, послушный Ему. А также "один путь ("одну цель" [Л.10])" - следовать за Господом, ходить путями Его (Втор.10:12, Лк.9:23).
    Таким образом Адонай, как обещал, исцелит непокорность мятежных детей Своих (Иер.3:22, а). Жалобно плачущих на высотах холмов, сокрушённо восклицающих. "Вот, мы идём к Тебе, ибо Ты - Господь Бог наш ..." (ст.20-23).
     Изменившееся отношение к Творцу, сердце, боящееся гнева Его, послужат ко благу выживших, а также благу детей их, "после них" (32:39, в).

8. Вечный завет (32:40)

     По окончании Дня Господня [Л.2, 9] Адонай соберёт уцелевших евреев, вернёт в Израиль. Даст им безопасную жизнь (32:37), одно сердце, один путь (ст. 39). Они станут Его народом, а Он - их Богом (ст. 38), после следующего знаменательного события.

     "И заключу Я с ними (людьми Израиля и Иудеи) вечный союз (завет), по которому не отвернусь Я от них, чтобы ("не перестану") творить им добро; и поселю (вложу) Я в сердце их страх ("Благоговение") предо Мною, чтобы (больше) не отступали (не отвернулись) (они) от Меня" (32:40, Масора [Л.4]; в скобках: текст из [Л.10], в кавычках - из [Л.19]).

     Господь заключит новый завет (31:31-34, рис. 4), в стихе 32:40 он именуется "вечный" (евр. "олам"). "Евр. слово олам не имеет значения бесконечности во времени, а подразумевает сокрытое и отдалённое будущее ..." [Л.16, стр. 139].
     В узком значении слова, - большой отрезок времени длительностью в 1 000 лет (Отк. гл.20).
     Однако слово "вечный" в ст.40, также в Иез.37:26, Ис.55:3, 61:8, можно толковать расширительно, как нерасторжимость нового союза между Богом и людьми.
    На протяжении всего существования тысячелетнего царства Господа на земле, Он не отвернётся от народа завета, обещая постоянно "творить им добро" (32:40, б). 
    Гарантией же соблюдения договора со стороны человека послужит благоговейный страх Божий, его вложит Господь в каждое сердце (ст.40, в).
     Возникает вопрос: имеет ли Церковь отношение к указанному пророчеству Йирмейа? Нет, ибо ясно написано, новый завет заключается с Израилем (31:31, 33, 32:36, 40).
    Любой христианин сердцем, душой, умом принявший искупительную жертву Иисуса Христа за свои грехи уже находится в союзе с Господом. Более того. "Он дал нам способность быть служителями Нового Завета" (2Кор.3:6, а).
   "Новый завет начертан Святым Духом в сердце каждого члена новозаветного общества. Сила Святого Духа в каждом верующем позволяет ему исполнять новые заповеди (Рим.8:2-4; Гал.5:16-25), что является отличительным признаком нового завета" [Л.17, стр. 887].

9. Последствия принятия завета (32:41, 42)

    Заключение нового союза между израильским народом и Богом принесёт Ему радость, желание творить добро. По обетованию.

    "Всем сердцем Моим, всей Моей душою Я буду радоваться им, буду творить им благо, воистину ("непременно" [Л.10, 13)] насажу их на этой земле" (32:41, пер. [Л.3]).

     Обещание пленным евреям, высланным в Вавилон во времена Иеремии, сбылось (24:4-7). Также исполнится обязательство Йахвэ перед Своим народом в последние дни (32:41). "Возвращение иудеев в их землю после плена было только предвещанием великого всемирного воссоединения, которое произойдёт в последние времена ..." [Л.14, стр. 696].
     После дней скорби Адонай не только соберёт народ завета из всех стран, куда изгонит, но возвратит его на место, в землю обетованную (32:37), насадит "их на земле сей твёрдо" (ст.41).
     Буквальный перевод отрывка. "Я непременно посажу их на их земле и заставлю расти" (32:41; пер. [Л.10]). В таком решении  Благословенный видит высшую справедливость.
    
    "Ибо так говорит Господь: как Я навёл (принёс) на народ сей всё это великое зло (великие несчастья народу Израиля и Иудеи, "велиие беды"), так наведу ("пошлю") на них всё благо (добро), какое Я изрёк о них ("предвещаю ему теперь")" (32:42; в скобках: текст из [Л.10], в кавычках - из [Л.19]).

     Выполнение условий завета с Творцом всего сущего приносит обильные благословения (Втор.28:1-14), а их нарушение - ещё более многочисленные проклятия (ст.15-67). Так было, так есть, так будет всегда.
    Увы! осознание этой незыблемой закономерности придёт к лукавому роду сему слишком поздно. Только с наступлением Великого бедствия, которое поразит Йисраэль (Иер.32:42) и весь мир (4:23-29, 25:29-33).

ЛИТЕРАТУРА

1. Статья "9. Комментарии к Книге пророка Иеремии. Великая гибель (4:6-29)".
2. Статья "10. Комментарии к Книге пророка Иеремии. День Господень (25:29-38, 30:5-9)".
3. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета, канонические. Современный русский перевод.- М.: Российское библейское общество, 2011.- 1 408 с.
4. Первые и последние пророки.- Йерушалаим: Мосад Арав КУК, 1975.- 1 002 с.
5. Новый Библейский комментарий в 3 ч. Ч.2. Ветхий завет. Псалтирь - Книга Пророка Малахии.- СПб.: Мирт, 2000.- 571 с.
6. Толковая Библия. Комментарий на все книги Святого Писания. Под ред. Лопухина А.П. Том 2.- Минск: Харвест, 2001.- 1 312 с.
7. Толкование Ветхозаветных книг. От книги Исаии по Книгу Малахии.- Ашфорд: Славянское миссионерское издательство, 1966.- 602 с.
8. Статья №10 "День Господа близок".
9. Статья №4 "Время великой скорби".
10. Библия. Современный перевод Библейских текстов.- М.: World Bible Translation Center, 2002.- 1150 с.
11.  Новая Женевская учебная Библия.- Hanssler-Verlag, 1998.- 2 052 с.
12. Учебная Библия с комментариями Джона Мак-Артура.- Минск: Славянское Евангельское общество, 2004.- 2 201 с.
13. Библия. Новый Перевод на Русский Язык.- Herrljunga, Sweden: Международное Библейское Общество, 2007.- 1 228 с.
14. Уоррен Уирсби. Комментарий на Ветхий Завет. В 2-х т. Том II. Ездра - Малахия.- СПб.: Библия для всех, 2011.- 1 111 с.
15. Библейский культурно-исторический комментарий. Часть 1. Ветхий Завет.- СПб.: Мирт, 2003.- 984 с.
16. Ринекер Ф., Майер Г. Библейская энциклопедия Брокгауза.- Кременчуг: Християнська зоря, 1999.- 1088 с.
17. Большой библейский словарь.- СПб.: Библия для всех, 2005.- 1 503 с.
18. Воргез А., Митчел М. Книга Иеремии. Главы 26-52.- СПб.: Библия для всех, 2012.- 431 с.
19. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета в современном русском переводе.- М.: Издательство ББИ, 2015.- 1856 с.
20. Славянский библейский комментарий.- Киев: ЕААА, Книгоноша, 2016.- 1840 с.
День Господень