Комментарии к Книге пророка Иеремии. Новый завет (31:31-34, 32:37-42)

"Вот наступают дни,  говорит Господь,  когда Я заключу
с домом Израиля и с домом Иуды новый завет"
(Иер.31:31)
 

1. Вступление

      По окончании Великой гибели [Л.1], она же День Господень [Л.2], пророк Иеремия предсказывает заключение нового завета с уцелевшим остатком израильского народа (31:31-34, 32:37-42).
      Параллельные стихи о таком выдающемся эсхатологическом событии можно найти у других ветхозаветных пророков. Например, в Иез.20:35-37, 34:23-25, 37:24-26; Ис.55:3, 59:21, 61:6-8; Дан.9:27. Но только в пророчестве Йирмейа говорится о новом завете, его  Адонай заключит с Ам Йисраэль.
     Композиция ст. 31:31-34, 32:37-42. 1. Введение, содержащее обещание Богом нового договора (31:31).
         2. Изложение главной темы - Новый завет:
               а) напоминание иудеям о нарушении прежнего договора (31:32);
               б) заключение нового завета (31:33, 32:40);
               в) предшествующие события (32:37-39);
               г) последствия принятия нового союза (31:34, 32:41, 42).
         3. Заключение, содержащее предсказания мессианского царства (30:8, 9).
     Главная тема. Господь заключает с потомками Израиля и Иуды новый завет, после "тех дней" (31:33), т.е. времени Великой гибели (4:6-8).
     Цель написания. Обличить современников, постоянно нарушавших союзные отношения с Яхве (31:32), а также утешить и ободрить потомков, которые переживут "великое зло" последних дней (32:41, 42).
     Содержание. Обращаясь через пророка Иеремию к Своему народу, Адонай Элохим обещает заключить с ним новый завет (31:31). Такой союз будет совсем иным, чем нарушенный евреями договор, принятый во времена Шемот (ст.32).
     Новый завет Бог поместит не в ковчег, а во внутренность человека, напишет его на сердце каждого иудея, поклоняющегося Господу (31:33, 32:38). Гарантией соблюдения договора послужит благоговейный страх Божий, его Он вложит в сердца их (32:39, 40).
     Заключение завета произойдёт по окончании "великого зла" (ст.42), когда Йахвэ соберёт уцелевших из всех мест, куда изгонит Йисраэль в гневе, ярости, великом негодовании (ст.37). После чего они станут Его народом, а Он - их Богом (ст.38).
     Благотворными последствиями вступления народа завета в новый союз с Богом явятся познание Господа, прощение беззаконий и забвение греха (34:31), безопасная жизнь (32:41), благоденствие (ст. 42).
     Проблема толкования. Пророчество Иеремии исполнилось частично, полностью или не исполнилось вовсе.

2. Новый завет (31:31)

      Когда утихнет пылающий гнев Эль Шаддай (30:24, [Л.1, 2]), исполнится Его обещание. "Я приду успокоить Израиль" (31:2, пер. [Л.13]).  
     Поэтому всю эсхатологическую 31-ю главу Йирмейа посвятил новым взаимоотношениям пришедшего Господа с уцелевшим израильским народом. Отношения возникнут по окончании времени Великой гибели (4:6-29, [Л.1]) и яростного вихря отЯхве (30:23), "В последние дни" (ст.24; [Л.2]).

    "Вот наступают дни ("Придёт время"), говорит Господь, когда Я заключу с домом (потомками) Израиля и с домом (потомками) Иуды новый завет (Договор Новый, "новый Союз")" (31:31; в скобках: текст из [Л.3], в кавычках - из [Л.19]).

     Авторы работы [Л.5] считают. "Буквальная трактовка пророчества в 31:31-34 относит его к историческим Израилю и Иудее" (стр. 311). В частности, оно сбылось "в лице и деяниях Иисуса Христа" [Л.17, стр. 475]. "Пророчество о новом завете полностью исполнилось в Иисусе Христе ..." [Л.20, стр. 888].
     Наоборот, в [Л.6] утверждается. "Пророк мыслит Новый Завет как такой, который совпадёт с восстановлением дома Иуды и Израиля, что возможно только в будущем" (стр. 49; [Л.18, стр.195]).
     Другие комментаторы полагают, предсказание Иеремии сбылось только частично, в ветхозаветные времена или с первым пришествием Иисуса Христа. Полностью оно сбудется во второе Его пришествие.
     Однако гипотезам о полном или частичном исполнении обещания Господа в прошлом, не достаёт библейских доказательств. Ведь беззакония да грех народа, как обещал Йахвэ Элохим (31:34), не прощены и не забыты. Всемогущий ещё не изгнал Израиль в гневе, ярости, негодовании, не возвратил его на прежнее место, не обеспечил "безопасное житие" (32:37).
     Далеко не все евреи являются народом Бога Авраама, Ицхака, Йаакова; у них нет одного сердца, они идут разными путями, не боятся Бога (ст.38-40). Не исчезло значение ветхого завета для иудеев (Евр.8:13). Иноземцы не пасут их стада, не обрабатывают землю и виноградники, а Мединат Йисраэль не пользуется "достоянием народов", нет у него славы их (Ис.61:5-8).
    Только в будущем поставится святилище для Адоная в Йерушалаиме [Л.8], воцарится Иеhошуа ха Машиах бен Давид , Ему станет служить Иаков (Иер.30:9). Тогда "заключу с ними завет мира, завет вечный будет с ними", обещает Господь (Иез.37:24-28; Иер.31:31).
    "Остаётся принять, что обещания Господа, полученные Иеремией (31:31-40), по всей видимости, осуществятся в тысячелетнее правление Христа" [Л.7, стр. 184]. Когда Он заключит с народом завета новый союз, который они ранее отвергли (Мт.23:37, [Л.8]). "Новый Завет войдёт в силу не раньше Второго пришествия" [Л.21, стр. 973].

3. Предыдущий договор (31:32)

     В древние времена Бог избрал Йисраэль Своим народом, спас его от рабства в Египте, предложил союзный договор (Исх. гл.19-24), рис.1).
     Тогда "отвечал весь народ в один голос, и сказали: всё, что сказал Господь, сделаем ... и будем послушны" (24:3-7).
     К сожалению очень скоро народ завета нарушил свои обещания, с тех пор продолжает вероломно нарушать в течение всего периода своей истории (3:20-22).
    "Бог предложил людям свод правил и норм поведения, угодных Ему, но по крайней испорченности своих сердец они не сумели следовать им" [Л.7, стр. 183].  "Все пророки утверждают: завет постоянно нарушается, поэтому с правовой точки зрения его больше не существует" [Л.16, стр. 936].
     "Вашими мерзостями вы расторгли завет со Мной", возвещает Йахвэ Элохим неверному народу Своему (Иез.44:7, в; пер. [Л.13]). Оттого по окончании Великой скорби [Л.9] потребуется новый завет.

   "Не такой завет (договор), какой Я заключил с отцами их ("предками") в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской; тот завет (договор) Мой они  нарушили, хотя Я оставался в союзе с ними (был их Владыкой, "Государем"), говорит Господь" (31:32; в скобках: текст из [Л.3], в кавычках - из [Л.10]).

    Однако, чтобы заключить новый договор, Господу Богу нужно расторгнуть прежний. И не только с Израилем, но союз, установленный со всеми народами в лице семьи Ноаха (Быт.9:9). Указанный ныне действующий завет из 7-и заповедей (согласно Талмуду) будет расторгнут. Как обещано.
    "И возьму жезл (посох) Мой - благоволения ("Благосклонность") и переломлю его, чтобы уничтожить завет (расторгнуть договор), который заключил Я со всеми народами" (Зах.11:10; в скобках, текст из [Л.3]).
     Творец разорвёт договор со Своим неблагодарным творением "в тот день" (ст.11), т.е. "день Господень" (14:1). Единственный уникальный День суда, известный только Йахвэ (ст.7), время бедствий, дни Великой гибели (Иер.4:6-29, [Л.1, 2, 9]). Оттого написано нынешнему поколению.
    "Я буду судить вас, как судил ваших предков в Египетской пустыне". Так сказал Господь Всемогущий.
    "Я объявлю вас виновными и накажу по нашему завету"
(Иез.20:36, 37, пер. [Л.10]; Синод. перевод "И проведу вас под жезлом и введу вас в узы завета ").

4. Завет, написанный на сердце (31:33)

     Какой же новый договор заключит Господь? Понятно, не похожий на прежний (31:32), его люди не способны соблюсти [Л.11, 12]. А какой?

    "Но вот завет (союз), который Я заключу с домом Израилевым после тех дней ("в будущем"), говорит Господь: вложу закон Мой (Тору) во внутренность их (глубину души, "в их разум") и на сердцах их напишу (в сердце их впишу) его, и буду им Богом, а они будут Моим народом" (31:33; в скобках: текст из [Л.4], в кавычках - из [Л.13]).

    "Бог должен изменить сердца людей, чтобы им хотелось любить Его и исполнять Его волю ... Ветхий завет управлял их поведением, но не менял характера" [Л.14, стр. 709].
     Фиксация нового завета принципиально отличается от предыдущей. Его основные положения напишутся не на каменных скрижалях (рис.2), а "на сердцах".
      Их вложит Господь не в ковчег, но прямо "во внутренность": глубину души [Л.4], в сердце [Л.3], головы [Л.10], в их разум [Л.13].
     Для донесения благой вести Йирмейа использует язык, а также образы древних предсказаний на основании изучения внутренностей жертвенных животных [Л.15].
     Предсказатели просили божество "записать своё откровение на внутренностях животного, чтобы они смогли узнать и объяснить другим его волю" (стр. 763).
     Но Адонай Элохим запишет откровение на сердцах людей (31:33; в древности, хранилище воли, эмоций, мудрости).
     Вложит вечный завет во внутренность их (ст.33, б) Духом Своим (Ис.59:21, Иез.36:27). Чтобы любили Господа, знали и исполняли волю Его, которую Он Сам будет передавать народу нового завета.
     Когда наступит указанное историческое событие? Господь отвечает "после тех дней", "подразумевается: после длительного периода бедствий, которые предстоит пережить еврейскому народу" [Л.7; Л.18].
     По окончании Великой скорби, массовом покаянии евреев в Йом Кипур [Л.8], исполнится обещание Благословенного "буду им Богом, а они будут Моим народом" (ст. 33, г). Отныне имя Господа служит знаком да напоминанием завета; а не утерянный, давно забытый ветхозаветный ковчег:
     "в те дни, говорит Господь, не будут говорить более: "ковчег завета Господня"; он и на ум не придёт, и не вспомнит о нём, и не будут (больше тосковать о нём) приходить к нему, и его уже не будет (другого ковчега не сделают)" (3:16; в скобках, текст из [Л.13]).
     Все народы, собравшиеся в Иерусалим, чтобы почтить имя Бога на престоле славы Его в храме, перестанут делать зло (ст.17).

5. Познание Господа (31:34)

    Через пророка Ошэйа, Яхве  с такими словами обращается к Своему народу. "Верности Я хочу, а не жертвы, и познания Бога - более, чем всесожжений!" (Ос.6:6, пер. [Л.19]).
     Познания Бога можно достичь через изучение Торы (закона), чему постоянно учили и учат евреи друг друга. Но наступит время, когда научение окажется не актуальным!

   "И уже не будут учить (наставлять) друг друга (ближнего своего), брат - брата и говорить: "познайте Господа", ибо все ("они") сами будут знать Меня, от малого до большого ("от мала до велика"), говорит Господь, потому что Я прощу беззакония (преступление, "вину") их и грехов их уже не воспомяну (не вспомню) более" (31:34; в скобках: текст из [Л.3], в кавычках - из [Л.4]).

     Возможно ли такое кощунство, евреи более не учат друг друга познанию Адоная? Возможно, если закон Божий вложить внутрь их (31:33), вместе с Духом Его (Иез.36:27, Иоил.2:28, Ис.44:3). "Если закон написан в сердце, то каждый станет знать Господа. При таких обстоятельствах упраздняется роль учителя-посредника" [Л.20, стр. 888].
     Однако написано, познают Господа ВСЕ, от мала до велика (Иер.31:34, б). Верно, даже дети увидят шехину, познают славу Его. Ибо "придёт Искупитель (Спаситель) Сиона и сынов Иакова, обратившихся от нечестия ..." (Ис.59:20; Иер.31:2).
     Искупитель поселится среди народа Своего (Зах.2:10-12, Иез.37:26-28), в городе истины Йерушалаиме (Зах.8:3, Ис.52:8, 9), на святой Храмовой горе (Иоил.3:17), в святая святых Бейт а-Микдаш (Мал.3:1, Мих.4:2).
     Исполнится обещание Элохим. "Я прощу беззакония (преступление, вину) их" (Иер. 31:34, в). Какое преступление (вину) имеет в виду Бог? По-видимому, распятие Сына Божьего Иисуса Христа (Мт.27:25, Деян.2:36).
     Вина простится после искреннего покаяния и плача всех семейств домов Израилевых. Они "будут рыдать о Нём, как рыдают об единородном сыне" (Зах.12:10-14).
     Простив такое чудовищное преступление, Господь забудет все грехи народа Своего (Иер.31:34, г). "Это обещание означает, что Бог впредь не будет судить Свой народ за его грехи, основываясь на условиях ветхого завета" [Л.11, стр. 1027].

6. Безопасное будущее (32:37)

     По окончании времени Великой гибели [Л.1], она же День Господень [Л.2], Адонай Элохим соберёт народ Свой. "Тот, Кто рассеял народ Израиля, соберёт его" (31:10, б; пер. [Л.13]). Вернёт жителей, накануне разбежавшихся по разным странам от Его гнева, ярости, возмущения.

    "Вот, Я соберу их из всех стран, в которые ("куда") изгнал их (Я заставил людей Израиля и Иудеи покинуть их земли) во гневе Моём и в ярости Моей и в великом негодовании, и возвращу их (Я приведу их обратно) на место сие и дам им ("жизнь безмятежную") безопасное житие (Я позволю им жить в покое и мире)" (32:37; в скобках: текст из [Л.10], в кавычках - из [Л.3]).

     Взирая на бедствие от севера (рис.3), видя надвигающуюся предсказанную "великую гибель" (4:6), жители Мединат Йисраэль покинут свои земли да города по совету пророка Михи (Мих.2:10).
     Они побегут не останавливаясь (Иер.4:6) в область древнего Едома, а также на территорию Моава и Аммона, т.е. Заиорданье (Дан.11:41).
     Там израильтяне вынуждены жить в открытом поле; некоторые же доберутся до территории древнего Бавэля, где Йахвэ спасёт их (Мих.4:10, в).
     Более того, Он обещает "соберу их из всех стран, в которые изгнал их ... возвращу их на место" (Иер.32:37). Чтобы уцелевший остаток построил храм (Бейт Адонай), поднял из руин разрушенный великим землетрясением Йерушалаим [Л.8].
     В те дни исполнится пророчество Йирмейа о восстановлении Иерусалима и храма; "сейчас этот город просто холм, покрытый развалинами, но будет он вновь построен и царский дворец (точнее "храм" [Л.4]) поднимется на прежнем месте" (30:18, пер. [Л.10]).
     После чего иерусалимский Бейт а-Микдаш освятится, а Йисраэль очистится от греха. Тогда "внезапно придёт в храм Свой Господь" (Мал.3:1, б). Посланник нового завета явится к скорбящему народу своему, Источник воды живой откроется на святой горе.
     Сбудется ещё одно Божье обетование "дам им безопасное житие" (Иер.32:37, г). Город Йерушалаим "больше никогда не будет ни разорён, ни разрушен" (31:40, ; пер. [Л.13]).
     Благословенный позволит верному остатку жить в покое да мире, проводить жизнь безмятежную. Оттого новый договор назван "завет мира" (Иез.34:25, 37:26).

7. Одно сердце (32:38, 39)

    Сегодня Господь не может назвать евреев Своим народом, ибо в светском государстве Израиль многие отвернулись от Него. Однако скоро такое ненормальное положение изменится, как утверждает Адонай Элохим.

     "Они ("Народ Израиля и Иудеи" [Л.10]) будут Моим народом, а Я буду им Богом" (32:38).

     Для этого мятежный народ завета пройдёт суровое испытание Великой гибелью (4:6-29). Подвергнется тяжёлым наказаниям мечом Господа да большим вихрем (25:27-32). Ощутит на себе весь гнев, ярость и великое негодование Эль Шаддай (ст.33-38, 32:37).
      Он переплавит Ам Йисраэль в горниле страданий как плавят свинец, содержащий серебро, огнём очистит его от всех примесей. Тогда "они будут призывать имя Моё, и Я услышу их и скажу: это Мой народ, и они скажут: "Господь - Бог мой!" (Зах.13:9).
     Пророки Йирмейа и Зехарйа, под словом "народ" подразумевают нацию, т.е. общность людей, объединённых территорией, языком, культурой, экономикой, мировоззрением, психологическим складом.
    Чтобы Господь мог сказать об уцелевшем остатке евреев "Мой народ", необходимо возвратить его на прежнюю территорию, обеспечить безопасную жизнь. Перечисленные условия Яхве обязательно выполнит (Иер.32:37, 3:17, 18), но этого мало для сохранения верности Богу.

   "И дам им одно (единое) сердце и один (единый) путь, чтобы боялись Меня во все дни жизни (всегда благоговели предо Мной), ко благу своему и благу детей своих после них (своим потомкам)" (32:39; в скобках, текст из [Л.19]).

    "Слово "сердце" обозначает в Библии в основном сущность человеческой личности, средоточие ДУШИ и ДУХА ... именно сердце принимает духовное решение об отношении к Богу, избирая веру в Него или непослушание Ему" [Л.16, стр. 888].
     Благословенный даст уцелевшим иудеям "одно сердце", т.е. в переносном значении, единую новую сущность (24:7), человеческий ДУХ, послушный Ему. А также "один путь ("одну цель" [Л.10])" - следовать за Господом, ходить путями Его (Втор.10:12, Лк.9:23).
    Таким образом Адонай, как обещал, исцелит непокорность мятежных детей Своих (Иер.3:22, а). Жалобно плачущих на высотах холмов, сокрушённо восклицающих. "Вот, мы идём к Тебе, ибо Ты - Господь Бог наш ..." (ст.20-23).
     Изменившееся отношение разума к Творцу, страх Божий в сердце, послужат ко благу выживших, а также благу детей их, "после них" (32:39, в).

8. Вечный завет (32:40)

     По окончании Дня Господня [Л.2, 9] Адонай соберёт уцелевших евреев, вернёт в Израиль. Даст им безопасную жизнь (32:37), одно сердце, один путь (ст. 39). Они станут Его народом, а Он - их Богом (ст. 38), после следующего знаменательного события.

     "И заключу Я с ними (людьми Израиля и Иудеи) вечный союз (завет), по которому не отвернусь Я от них, чтобы ("не перестану") творить им добро; и поселю (вложу) Я в сердце их страх ("Благоговение") предо Мною, чтобы (больше) не отступали (не отвернулись) (они) от Меня" (32:40, пер. [Л.4]; в скобках: текст из [Л.10], в кавычках - из [Л.19]).

     Господь заключит новый завет (31:31-34, рис. 4), в стихе 32:40 он именуется "вечный" (евр. "олам"). "Евр. слово олам не имеет значения бесконечности во времени, а подразумевает сокрытое и отдалённое будущее ..." [Л.16, стр. 139].
     В узком значении слова, вечность - большой отрезок времени длительностью в 1 000 лет (Отк. гл.20).
     Однако слово "вечный" в ст.40, также в Иез.37:26, Ис.55:3, 61:8, можно толковать расширительно, как нерасторжимость нового союза между Богом и людьми.
     На протяжении всего существования тысячелетнего царства Господа на земле, Он не отвернётся от народа завета, обещая постоянно "творить им добро" (32:40, б). 
     Гарантией же соблюдения договора со стороны человека послужит благоговейный страх Божий, его вложит Он в каждое сердце (ст.40) в День Господень, время Великой гибели [Л.1, 2].
     Возникает вопрос: имеет ли Церковь отношение к пророчеству Йирмейа о вечном завете? Нет, ибо ясно написано, новый завет заключится с Израилем (31:31, 33, 32:36, 40).
     Любой человек сердцем, душой и умом принявший искупительную жертву Иисуса Христа за свои грехи уже находится в союзе с Господом. Более того. "Он дал нам способность быть служителями Нового Завета" (2Кор.3:6, а).
    "Новый завет начертан Святым Духом в сердце каждого члена новозаветного общества. Сила Святого Духа в каждом верующем позволяет ему исполнять новые заповеди (Рим.8:2-4; Гал.5:16-25), что является отличительным признаком нового завета" [Л.17, стр. 887].

9. Последствия принятия завета (32:41, 42)

    Заключение нового союза между израильским народом и Богом принесёт Ему радость, желание творить добро. По обетованию.

    "Всем сердцем Моим, всей Моей душою Я буду радоваться им, буду творить им благо, воистину ("непременно" [Л.10, 13)] насажу их на этой земле" (32:41, пер. [Л.3]).

     Обещание пленным евреям, высланным в Вавилон во времена Иеремии, сбылось (24:4-7). Также исполнится обязательство Йахвэ перед Своим народом в последние дни (32:41). "Возвращение иудеев в их землю после плена было только предвещанием великого всемирного воссоединения, которое произойдёт в последние времена ..." [Л.14, стр. 696].
     По окончании дней скорби, Адонай не только соберёт народ завета из всех стран, куда изгонит, но возвратит его на место, в землю обетованную (32:37), насадит "их на земле сей твёрдо" (ст.41).
     Буквальный перевод отрывка. "Я непременно посажу их на их земле и заставлю расти" (32:41; пер. [Л.10]). В данном решении  Благословенный видит высшую справедливость.
    
    "Ибо так говорит Господь: как Я навёл (принёс) на народ сей всё это великое зло (великие несчастья народу Израиля и Иудеи, "великие беды"), так наведу ("пошлю") на них всё благо (добро), какое Я изрёк о них ("предвещаю ему теперь")" (32:42; в скобках: текст из [Л.10], в кавычках - из [Л.19]).

     Великие несчастья на израильский народ наведёт Господь, по причине его беззаконий, грехи лишат его всех благ (5:25). Выполнение условий завета с Творцом всего сущего приносит обильные благословения (Втор.28:1-14), а их нарушение - ещё более многочисленные проклятия (ст.15-67). Так было, так есть, так будет всегда, до конца мира сего.
     Увы! осознание этой незыблемой закономерности придёт к лукавому роду слишком поздно. Только с наступлением Великого бедствия, оно поразит Йисраэль (Иер.32:42) и весь мир (4:23-29, 25:29-33).

ЛИТЕРАТУРА

1. Статья "9. Комментарии к Книге пророка Иеремии. Великая гибель (4:6-29)".
2. Статья "10. Комментарии к Книге пророка Иеремии. День Господень (25:29-38, 30:5-9)".
3. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета, канонические. Современный русский перевод.- М.: Российское библейское общество, 2011.- 1 408 с.
4. Первые и последние пророки.- Йерушалаим: Мосад Арав КУК, 1975.- 1 002 с.
5. Новый Библейский комментарий в 3 ч. Ч.2. Ветхий завет. Псалтирь - Книга Пророка Малахии.- СПб.: Мирт, 2000.- 571 с.
6. Толковая Библия. Комментарий на все книги Святого Писания. Под ред. Лопухина А.П. Том 2.- Минск: Харвест, 2001.- 1 312 с.
7. Толкование Ветхозаветных книг. От книги Исаии по Книгу Малахии.- Ашфорд: Славянское миссионерское издательство, 1966.- 602 с.
8. Статья №10 "День Господа близок".
9. Статья №4 "Время великой скорби".
10. Библия. Современный перевод Библейских текстов.- М.: World Bible Translation Center, 2002.- 1150 с.
11.  Новая Женевская учебная Библия.- Hanssler-Verlag, 1998.- 2 052 с.
12. Учебная Библия с комментариями Джона Мак-Артура.- Минск: Славянское Евангельское общество, 2004.- 2 201 с.
13. Библия. Новый Перевод на Русский Язык.- Herrljunga, Sweden: Международное Библейское Общество, 2007.- 1 228 с.
14. Уоррен Уирсби. Комментарий на Ветхий Завет. В 2-х т. Том II. Ездра - Малахия.- СПб.: Библия для всех, 2011.- 1 111 с.
15. Библейский культурно-исторический комментарий. Часть 1. Ветхий Завет.- СПб.: Мирт, 2003.- 984 с.
16. Ринекер Ф., Майер Г. Библейская энциклопедия Брокгауза.- Кременчуг: Християнська зоря, 1999.- 1088 с.
17. Большой библейский словарь.- СПб.: Библия для всех, 2005.- 1 503 с.
18. Воргез А., Митчел М. Книга Иеремии. Главы 26-52.- СПб.: Библия для всех, 2012.- 431 с.
19. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета в современном русском переводе.- М.: Издательство ББИ, 2015.- 1856 с.
20. Славянский библейский комментарий.- Киев: ЕААА, Книгоноша, 2016.- 1840 с.
21. Макдональд У. Библейские комментарии для христиан.- Bielefeld: CLV, 2009.- 1142 с.
День Господень