"И узнают, что Я - Господь, когда пошлю огонь на
Египет, и все подпоры его будут сокрушены"
Египет, и все подпоры его будут сокрушены"
(Иез.30:8)
"И оскудеют реки, и каналы Египетские обмелеют
и высохнут; камыш и тростник завянут" (Ис.19:6)
1. Вступление
Главная тема многочисленных ветхозаветных пророчеств, День Господень (Ис.2:10-22, 13:6-13, 24:17-23, 34:1-9; Иер.4:6-29, 25:29-38, 30:5-9; Иоил.1:15-20, 2:1-11, 3:12-16; Соф.1:7-18, 2:1-15, 3:6-8; Ам.5:18-20, 8:8-10; Авв.3:3-12; Наум.1:3-9 и т.д.).
Пророк Йехэзкэйл также не мог обойти вниманием грядущий суд над миром. Он раскрывает его содержание через полученное откровение о будущей гибели государства Египет.
Композиция ст. 30:1-8, 32:5-8. 1. Введение, указывающее на источник откровения (30:1).
2. Изложение главной темы - Йом Адонай:
а) предложение рыдать от приближения горемычного дня (30:2, 3);
б) обещание бедствий (30:4-8);
в) уничтожение государства (32:5-8).
Главная тема. Йом Адонай, период наказания Богом лукавого рода сего, тогда погибнет АРЕ, пострадают другие территории.
Цель написания. Предупредить читателей пророчеств, живущих накануне конца,- "година народов наступает" (30:3, б).
Содержание. Сын Бузи передаёт слушателям весть от Яхве (30:1) о приближении злосчастного момента (ст.2), беды для всех стран (ст.3), в т.ч. для могущественного Мицрайима (ст.4) и соседей (ст.5). Будут разрушены опоры его (30:6), огнём опустошена земля (ст.7, 8); трупы заполнят рытвины, долины зальёт кровь до самых гор, на них разбросаны останки (32:5, 6).
Катастрофа произойдёт в условиях уникального природного эффекта, многодневной тьмы (ст.8), когда сплошным облачным покровом закрыт свет от солнца, луны, звёзд (ст.7).
Проблемы толкования. Стихи 30:1-8, 32:5-8 исполнились полностью, частично или не сбылись вовсе. О каком мече (30:4), огне (ст.8), потоках крови (32:5) сообщается; какова физическая причина круглосуточной тьмы (ст.7, 8).
Композиция ст. 30:1-8, 32:5-8. 1. Введение, указывающее на источник откровения (30:1).
2. Изложение главной темы - Йом Адонай:
а) предложение рыдать от приближения горемычного дня (30:2, 3);
б) обещание бедствий (30:4-8);
в) уничтожение государства (32:5-8).
Главная тема. Йом Адонай, период наказания Богом лукавого рода сего, тогда погибнет АРЕ, пострадают другие территории.
Цель написания. Предупредить читателей пророчеств, живущих накануне конца,- "година народов наступает" (30:3, б).
Содержание. Сын Бузи передаёт слушателям весть от Яхве (30:1) о приближении злосчастного момента (ст.2), беды для всех стран (ст.3), в т.ч. для могущественного Мицрайима (ст.4) и соседей (ст.5). Будут разрушены опоры его (30:6), огнём опустошена земля (ст.7, 8); трупы заполнят рытвины, долины зальёт кровь до самых гор, на них разбросаны останки (32:5, 6).
Катастрофа произойдёт в условиях уникального природного эффекта, многодневной тьмы (ст.8), когда сплошным облачным покровом закрыт свет от солнца, луны, звёзд (ст.7).
Проблемы толкования. Стихи 30:1-8, 32:5-8 исполнились полностью, частично или не сбылись вовсе. О каком мече (30:4), огне (ст.8), потоках крови (32:5) сообщается; какова физическая причина круглосуточной тьмы (ст.7, 8).
2. Предсказания (30:1, 2)
Композиция 30-й главы книги Иезекииля, построенной по тематическому принципу [Л.1], аналогична соотношению и взаимному расположению частей сходной по теме гл. 29.
Первое пророчество о Египте (29:1-16) носит эсхатологический характер, второе (ст.17-21) - исторический. Тридцатая же глава дополняет указанные пророчества как первое (30:1-8), так второе (ст.10-19). Источник полученных нави откровений, разумеется, тот же самый.
"И (снова) было ко мне (пришло) слово Господне: Сын человеческий! изреки пророчество (говори за Меня), и скажи: так говорит Господь Бог: рыдайте! о, злосчастный (Ужасный) день!" (30:1, 2; в скобках, текст из [Л.2]).
Первое пророчество о Египте (29:1-16) носит эсхатологический характер, второе (ст.17-21) - исторический. Тридцатая же глава дополняет указанные пророчества как первое (30:1-8), так второе (ст.10-19). Источник полученных нави откровений, разумеется, тот же самый.
"И (снова) было ко мне (пришло) слово Господне: Сын человеческий! изреки пророчество (говори за Меня), и скажи: так говорит Господь Бог: рыдайте! о, злосчастный (Ужасный) день!" (30:1, 2; в скобках, текст из [Л.2]).
Чем глубже горе, тем больше слёз. Злосчастное событие, при его наступлении всему населению остаётся лишь рыдать, Йехэзкэйл называет "Йом Адонай" (ст.3). "Словосочетание "день Господа" в Библии означает будущий Божий суд. Таким образом, это пророчество, как и предыдущее, является эсхатологическим, указывая на чёрное покрывало Великой скорби, которое однажды покроет всю землю" [Л.22, стр. 956].
Данный термин первоначально означал День искупления (Йом Киппур, рис. 1), но позднее, "всё в большей степени под этими словами подразумевались предстоящие суды и гибель" [Л.3].
Вот почему в свитке Нэвиим, такой период называется днём погибели, бедствия, скорби, опустошения, разорения [Л.4]; связанным с карами небесными, поражающими все народы [Л.4, 5].
Оттого ветхозаветные нави говорили об ужасных перипетиях "как времени суда над всем миром, времени катаклизмов и массовой гибели ..." [Л.6, стр. 597]. В частности, Йешайа провидит.
"Вот приходит день Господень лютый (жестокий), с гневом и пылающею яростию (он будет ужасен"), чтобы сделать землю пустынею (превратить землю в пустыню) и истребить с неё грешников её" (Ис.13:9; в скобках: текст из [Л.7], в кавычках - из [Л.2]). В итоге, "все, кто привержен злу, будут истреблены" (29:20, пер. [Л.8]).
Данный термин первоначально означал День искупления (Йом Киппур, рис. 1), но позднее, "всё в большей степени под этими словами подразумевались предстоящие суды и гибель" [Л.3].
Вот почему в свитке Нэвиим, такой период называется днём погибели, бедствия, скорби, опустошения, разорения [Л.4]; связанным с карами небесными, поражающими все народы [Л.4, 5].
Оттого ветхозаветные нави говорили об ужасных перипетиях "как времени суда над всем миром, времени катаклизмов и массовой гибели ..." [Л.6, стр. 597]. В частности, Йешайа провидит.
"Вот приходит день Господень лютый (жестокий), с гневом и пылающею яростию (он будет ужасен"), чтобы сделать землю пустынею (превратить землю в пустыню) и истребить с неё грешников её" (Ис.13:9; в скобках: текст из [Л.7], в кавычках - из [Л.2]). В итоге, "все, кто привержен злу, будут истреблены" (29:20, пер. [Л.8]).
3. Йом Адонай (30:3)
Вслед за Исаией, призывавшем рыдать от грядущего наказания разрушительной силой Эль Шаддай (Ис.13:6), Йехэзкэйл повторяет.
"Ибо близок день, так! близок день (суда) Господа, день мрачный ("сумрачный"); година ("время беды для") народов наступает (Он будет мрачен)" (30:3; в скобках: текст из [Л.2], в кавычках - из [Л.8]).
"День Господа (ст.3) - библейское выражение, описывающее период Божьего суда". Точнее, "период великой скорби в последние времена, когда Господь будет наказывать народы, перед тем, как вернётся на землю и учредит Своё царство" [Л.9, стр. 810].
Истинно так [Л.4, 5]. Существует и противоположное суждение об историческом характере пророчества (30:1-5), оно якобы исполнилось в VI веке до Р.Х. вторжением армии Навуходоносора II в Египет [Л.6, 10].
Автор комментариев [Л.11] пытается примирить обе точки зрения. "В этом стихе (т.е. 30:3) Божий судный день для Египта (? речь пока шла о "времени беды для народов" [Л.8]) подразумевает как ближайшее исполнение этого пророчества в нашествие Вавилона, так и грядущий День Господа во время периода скорби ..." (стр. 1179).
Но версию частичного исполнения данной грозной вести опровергают параллельные стихи, предсказывающие гибель египетского государства. Как у Иезекииля (29:9-12, 32:5-8), так у других нави (Ис.19:5-10, Иоил.3:19, Мих.7:13).
Скажем, Йешайа утверждает, в полноводной реке Нил (егип. "Хапи") исчезнет вода, "река иссякнет и высохнет" (Ис.19:5, б). Обмелеют да пересохнут многочисленные египетские каналы, увянут камыш, тростник, "всё посеянное при реке" (ст.6, 7).
Безрадостную картину последствий страшного всеобщего суда [Л.12] усугубляет конкретное обещание Яхве Элохим.
"Я сделаю Египет самым опустошенным из всех стран опустошенных (пустыней среди опустошенных земель), и все города его сорок лет будут (безлюдными) самыми разорёнными из всех городов разорённых (опустевших). Я рассею египтян среди народов, развею по странам (чужим землям)" (Иез.29:12, пер. [Л.13]; в скобках, текст из [Л.8]).
"Ибо близок день, так! близок день (суда) Господа, день мрачный ("сумрачный"); година ("время беды для") народов наступает (Он будет мрачен)" (30:3; в скобках: текст из [Л.2], в кавычках - из [Л.8]).
"День Господа (ст.3) - библейское выражение, описывающее период Божьего суда". Точнее, "период великой скорби в последние времена, когда Господь будет наказывать народы, перед тем, как вернётся на землю и учредит Своё царство" [Л.9, стр. 810].
Истинно так [Л.4, 5]. Существует и противоположное суждение об историческом характере пророчества (30:1-5), оно якобы исполнилось в VI веке до Р.Х. вторжением армии Навуходоносора II в Египет [Л.6, 10].
Автор комментариев [Л.11] пытается примирить обе точки зрения. "В этом стихе (т.е. 30:3) Божий судный день для Египта (? речь пока шла о "времени беды для народов" [Л.8]) подразумевает как ближайшее исполнение этого пророчества в нашествие Вавилона, так и грядущий День Господа во время периода скорби ..." (стр. 1179).
Но версию частичного исполнения данной грозной вести опровергают параллельные стихи, предсказывающие гибель египетского государства. Как у Иезекииля (29:9-12, 32:5-8), так у других нави (Ис.19:5-10, Иоил.3:19, Мих.7:13).
Скажем, Йешайа утверждает, в полноводной реке Нил (егип. "Хапи") исчезнет вода, "река иссякнет и высохнет" (Ис.19:5, б). Обмелеют да пересохнут многочисленные египетские каналы, увянут камыш, тростник, "всё посеянное при реке" (ст.6, 7).
Безрадостную картину последствий страшного всеобщего суда [Л.12] усугубляет конкретное обещание Яхве Элохим.
"Я сделаю Египет самым опустошенным из всех стран опустошенных (пустыней среди опустошенных земель), и все города его сорок лет будут (безлюдными) самыми разорёнными из всех городов разорённых (опустевших). Я рассею египтян среди народов, развею по странам (чужим землям)" (Иез.29:12, пер. [Л.13]; в скобках, текст из [Л.8]).
4. Участь Мицрайима (30:4, 5)
Слово Всевышнего (29:12) не исполнилось до сих пор, египтяне не рассеяны среди чужих земель, их города целы, плодородная почва не превратилась в пустыню на 40 лет.
По-прежнему течёт великая река Хапи, полноводны бесчисленные каналы общей протяжённостью 13 340 км; Господь ещё не навёл страх на жителей (30:13, 32:32). Но тайновидцу уже открыто трагическое будущее великой страны да её соседей.
"И пойдёт меч на Египет (Мицрайим), и ужас (содрогание) распространится в Ефиопии (Куше), когда в Египте будут падать поражённые ("многие мёртвыми падут"), когда возьмут богатство его, и основания его будут разрушены" (30:4; в скобках: текст из [Л.7], в кавычках - из [Л.2]).
Ужас - обычная реакция тех, кто сталкивается с чем-то сверхъестественным, в данном случае, с холодным оружием Йахвэ от пределов севера.
По-прежнему течёт великая река Хапи, полноводны бесчисленные каналы общей протяжённостью 13 340 км; Господь ещё не навёл страх на жителей (30:13, 32:32). Но тайновидцу уже открыто трагическое будущее великой страны да её соседей.
"И пойдёт меч на Египет (Мицрайим), и ужас (содрогание) распространится в Ефиопии (Куше), когда в Египте будут падать поражённые ("многие мёртвыми падут"), когда возьмут богатство его, и основания его будут разрушены" (30:4; в скобках: текст из [Л.7], в кавычках - из [Л.2]).
Ужас - обычная реакция тех, кто сталкивается с чем-то сверхъестественным, в данном случае, с холодным оружием Йахвэ от пределов севера.
Какой таинственный булат, он "обрушится", пер. [Л.13] на Мицр, имеет в виду пророк?
"Меч в руке вавилонского царя - это меч Господа" [Л.14, стр. 1102], "вавилонский меч" [Л.9], "Египет и его союзники падут от руки Навуходоносора" [Л.10].
Однако зачем прибегать к аллегории? у Небесного Воителя есть Свой особенный палаш (21:1-10, рис.2), изготовленный из небесного огня [Л.1].
Когда Он на быстром облаке грядет в страну (Ис.19:1), то извлечёт Свой карающий меч (Иез.21:5) из "ножен"; куда "он уже не возвратится" (ст.6), в отличие от оружия вавилонского царя (21:19-21, 30:10, 11).
От небесного эскалибура "многие мёртвыми падут в Египте!" (30:4, пер. [Л.2]), основания его городов, обширная ирригационная система Нила "будут разрушены".
Народы Куша, современные южная территория АРЕ, Судан и северная Эфиопия, охватит "ужас", "мука" (пер. [Л.13]), "содрогание" [Л.7]. Население Мицра "затрясётся" [Л.2] из-за реактивных психозов, вызванных бедствием [Л.5]. Кушиты, прочие племена, подобно египтянам, падут от клинка.
"Куш (Кушиты), и Пут (ливийцы), и Луд (лидийцы), и всё сборище (народов) (прочий разноплемённый люд), и Хув (кувийцы), и сыны земли союзников с ними (египтянами) падут (все погибнут) от меча" (30:5, пер. [Л.7]; в скобках, текст из [Л.13]).
"Меч в руке вавилонского царя - это меч Господа" [Л.14, стр. 1102], "вавилонский меч" [Л.9], "Египет и его союзники падут от руки Навуходоносора" [Л.10].
Однако зачем прибегать к аллегории? у Небесного Воителя есть Свой особенный палаш (21:1-10, рис.2), изготовленный из небесного огня [Л.1].
Когда Он на быстром облаке грядет в страну (Ис.19:1), то извлечёт Свой карающий меч (Иез.21:5) из "ножен"; куда "он уже не возвратится" (ст.6), в отличие от оружия вавилонского царя (21:19-21, 30:10, 11).
От небесного эскалибура "многие мёртвыми падут в Египте!" (30:4, пер. [Л.2]), основания его городов, обширная ирригационная система Нила "будут разрушены".
Народы Куша, современные южная территория АРЕ, Судан и северная Эфиопия, охватит "ужас", "мука" (пер. [Л.13]), "содрогание" [Л.7]. Население Мицра "затрясётся" [Л.2] из-за реактивных психозов, вызванных бедствием [Л.5]. Кушиты, прочие племена, подобно египтянам, падут от клинка.
"Куш (Кушиты), и Пут (ливийцы), и Луд (лидийцы), и всё сборище (народов) (прочий разноплемённый люд), и Хув (кувийцы), и сыны земли союзников с ними (египтянами) падут (все погибнут) от меча" (30:5, пер. [Л.7]; в скобках, текст из [Л.13]).
5. Опустошение (30:6, 7)
Полученное Йехэзкэйлом откровение о гибели могущественного государства потрясло его (29:1-12). Он снова и снова возвращается к удивительной невероятной вести (главы 29-32), дважды ссылаясь на Адоная в одном стихе.
"Так говорит Господь: падут подпоры Египта (Падут те, кто поддерживал), и упадёт гордыня могущества его (иссякнет его гордая сила, жители); от Мигдола до Сиены будут падать в нём от меча, сказал Господь Бог" (30:6; в скобках, текст из [Л.21]).
"Так говорит Господь: падут подпоры Египта (Падут те, кто поддерживал), и упадёт гордыня могущества его (иссякнет его гордая сила, жители); от Мигдола до Сиены будут падать в нём от меча, сказал Господь Бог" (30:6; в скобках, текст из [Л.21]).
Падут от карающего меча Яхве соседи, "поддерживающие Мицрайим" [Л.7], погибнет вся страна. "Мигдол и Сиена обозначали северную и южную (соответственно) границы Египта" [Л.6], его "гордая мощь сгинет" (пер. [Л.8]).
"И будет Египет самой опустошенной страной из всех стран опустошенных (среди разорённых земель), его города - самыми разорёнными из всех городов разорённых (опустевших)" (30:7; пер. [Л.13]; в скобках, текст из [Л.8]).
Но почему АРЕ окажется самой опустошенной, самой разорённой из всех стран? если речь о стихийном бедствии мирового масштаба.
Потому что основа сельского хозяйства государства - водная система реки Хапи, её разливов (рис.3). "Египет почти не знает осадков; без вод Нила он был бы такой же мёртвой пустыней, как и Сахара" [Л.16, стр. 633].
В результате глобального землетрясения, деформаций земной коры, масштабных сбросов горных пород речные системы Нила изменят свои русла в южном Судане [Л.12]. Возможно, даже в горном массиве Восточно-Африканского плоскогорья.
По указанной причине, в египетской части русла вода исчезнет. Исполнится пророчество Йешайа, "река иссякнет и высохнет. И оскудеют реки, и каналы Египетские обмелеют и высохнут; камыш и тростник завянут" (Ис.19:5-7; Зах.10:11).
Мицрайим превратится в самую опустошенную страну из всех ближневосточных стран (Иез.30:7), станет подобным пустыне Сахара, по которой сейчас протекает Нил; как провидит нави.
"То вот, Я - на реки твои, и сделаю землю Египетскую пустынею из пустынь ("мёртвой пустыней" [Л.8]) от Мигдола до Сиены, до самого предела Ефиопии" (29:10; 30:12, "реки - это рукава дельты Нила" [Л.16]). Разорению суждено продлиться 40 лет (ст.12).
Но почему АРЕ окажется самой опустошенной, самой разорённой из всех стран? если речь о стихийном бедствии мирового масштаба.
Потому что основа сельского хозяйства государства - водная система реки Хапи, её разливов (рис.3). "Египет почти не знает осадков; без вод Нила он был бы такой же мёртвой пустыней, как и Сахара" [Л.16, стр. 633].
В результате глобального землетрясения, деформаций земной коры, масштабных сбросов горных пород речные системы Нила изменят свои русла в южном Судане [Л.12]. Возможно, даже в горном массиве Восточно-Африканского плоскогорья.
По указанной причине, в египетской части русла вода исчезнет. Исполнится пророчество Йешайа, "река иссякнет и высохнет. И оскудеют реки, и каналы Египетские обмелеют и высохнут; камыш и тростник завянут" (Ис.19:5-7; Зах.10:11).
Мицрайим превратится в самую опустошенную страну из всех ближневосточных стран (Иез.30:7), станет подобным пустыне Сахара, по которой сейчас протекает Нил; как провидит нави.
"То вот, Я - на реки твои, и сделаю землю Египетскую пустынею из пустынь ("мёртвой пустыней" [Л.8]) от Мигдола до Сиены, до самого предела Ефиопии" (29:10; 30:12, "реки - это рукава дельты Нила" [Л.16]). Разорению суждено продлиться 40 лет (ст.12).
6. Кто пошлёт огонь? (30:8)
Согласно предсказания, разрушение оснований египетской державы в Йом Адонай (30:3, 4) не ограничится разорением городов (ст.7), исчезновением реки Нил, её каналов (29:10).
"И узнают (поймут они), что Я - Господь, когда ("подожгу") пошлю огонь на Египет, и все подпоры его будут сокрушены ("будут разбиты его помощники")" (30:8; в скобках: текст из [Л.13], в кавычках - из [Л.8]).
Комментируя ст.8, автор [Л.11] пишет. "В день Божьего суда все союзники Египта и их оружие будут беспомощны" (стр. 1179). Верно, но почему? Возможный ответ, "вавилонский меч вторгнется в землю, падёт не только Египет, но и его союзники" [Л.9, стр. 810].
Однако историческая весть о нашествии вавилонян начинается лишь со ст. 30:10, а стихи 4-8 служат продолжением тематически сходного, но эсхатологического пророчества (о Дне Господа, ст.2, 3). Иезекииль ясно и точно передаёт слова Всемогущего, "пошлю огонь" (ст.8, б), "Я предам Египет огню", пер. [Л.13], он "станет безлюдной пустыней" (29:9, [Л.8] ).
Уничтожит Мицрайим огнём как раз Небесный Воитель, вовсе не Навуходоносор II. Вторжение его армии в 568 г. до Р.Х. ничем примечательным не отличалось [Л.15, стр. 827]. Страна продолжала существовать и после указанной военной кампании, сверх того. "Впоследствии происходит сближение Египта с Вавилоном ..." [Л.16, стр. 287].
В таком случае, о каком загадочном пожаре говорится в 30:8? "Огонь в ст.8 - то же, что "война" [Л.6, стр. 301], но так предполагать нет библейских оснований. Речь о буквальном "негодовании" Эль Шаддай, дохнувшем жаром на изгарь (22:21) в пришествие Своё [Л.17].
Он зажжёт великий костёр, который уничтожит как сухие деревья, так и зеленеющие; всё опалит с юга до севера (20:46-48). Вихрь раскалённой до 700 000 оС ударной волны [Л.4, 5] сожжёт многих жителей (22:22; Зах.13:9, Ис.48:10).
"Ибо вот, придёт Господь в огне, и колесницы Его - как вихрь, чтоб излить гнев Свой (буквально "горячее дыхание") с яростью и прещение Своё с пылающим огнём (наказать их пламенем). Он будет судить людей и покарает их огнём и мечом Своим" (Ис.66:15, 16; курсив - текст из [Л.2]).
Когда разрушатся основания государства (Иез.30:4), опоры его сокрушатся (ст.8, в) жаром и холодным оружием Его, египтяне поймут, покарал их Бог Авраама, Ицхака, Йаакова (8, а). Нет у них утешителя.
"И узнают (поймут они), что Я - Господь, когда ("подожгу") пошлю огонь на Египет, и все подпоры его будут сокрушены ("будут разбиты его помощники")" (30:8; в скобках: текст из [Л.13], в кавычках - из [Л.8]).
Комментируя ст.8, автор [Л.11] пишет. "В день Божьего суда все союзники Египта и их оружие будут беспомощны" (стр. 1179). Верно, но почему? Возможный ответ, "вавилонский меч вторгнется в землю, падёт не только Египет, но и его союзники" [Л.9, стр. 810].
Однако историческая весть о нашествии вавилонян начинается лишь со ст. 30:10, а стихи 4-8 служат продолжением тематически сходного, но эсхатологического пророчества (о Дне Господа, ст.2, 3). Иезекииль ясно и точно передаёт слова Всемогущего, "пошлю огонь" (ст.8, б), "Я предам Египет огню", пер. [Л.13], он "станет безлюдной пустыней" (29:9, [Л.8] ).
Уничтожит Мицрайим огнём как раз Небесный Воитель, вовсе не Навуходоносор II. Вторжение его армии в 568 г. до Р.Х. ничем примечательным не отличалось [Л.15, стр. 827]. Страна продолжала существовать и после указанной военной кампании, сверх того. "Впоследствии происходит сближение Египта с Вавилоном ..." [Л.16, стр. 287].
В таком случае, о каком загадочном пожаре говорится в 30:8? "Огонь в ст.8 - то же, что "война" [Л.6, стр. 301], но так предполагать нет библейских оснований. Речь о буквальном "негодовании" Эль Шаддай, дохнувшем жаром на изгарь (22:21) в пришествие Своё [Л.17].
Он зажжёт великий костёр, который уничтожит как сухие деревья, так и зеленеющие; всё опалит с юга до севера (20:46-48). Вихрь раскалённой до 700 000 оС ударной волны [Л.4, 5] сожжёт многих жителей (22:22; Зах.13:9, Ис.48:10).
"Ибо вот, придёт Господь в огне, и колесницы Его - как вихрь, чтоб излить гнев Свой (буквально "горячее дыхание") с яростью и прещение Своё с пылающим огнём (наказать их пламенем). Он будет судить людей и покарает их огнём и мечом Своим" (Ис.66:15, 16; курсив - текст из [Л.2]).
Когда разрушатся основания государства (Иез.30:4), опоры его сокрушатся (ст.8, в) жаром и холодным оружием Его, египтяне поймут, покарал их Бог Авраама, Ицхака, Йаакова (8, а). Нет у них утешителя.
7. Пророческая аллегория (32:5, 6)
Четыре главы подряд Йехэзкэйл посвятил одной теме, откровению о наказании Египта. Как в близком историческом аспекте, нашествием вавилонян, так отдалённом, покаранием небесным мечом Эль Шаддай.
Трудности с объяснением причин внезапной гибели соседней могущественной страны, нави пытается преодолеть использованием аллегорического языка. Во-первых, из-за отсутствия иного (научного). Во-вторых, "пророки для передачи своей вести часто используют знакомые мифологические образы" [Л.15, стр. 921].
Например. "Сейчас Иезекииль уподобляет Египет великому морскому чудовищу, но Господь подчинит его Себе" [Л.14, стр. 1102]. Каким образом Он подчинит Себе аллегорическое чудище?
"По горам разбросаю твою плоть и наполню долины останками твоими. Землю напою потоками твоей крови до самых гор ("Я на горы кровь твою вылью" [Л.2]), все русла наполнятся ею" (32:5, 6; пер. [Л.21]).
Адонай раскидает останки по горам ("мясо" в ст.5 - то же, что и трупы" [Л.6]), мёртвые тела заполнят долины, рытвины, "ущелья" (пер. [Л.8]), "русла" [Л.7]. Он выльет на горы красную жидкость, её потоки зальют почву (рис.4).
Кровью наполнятся реки [Л.2], горы, и лощины [Л.13]; "она не впитается в землю, а поднимется до горных вершин" [Л.6, стр. 303].
Авторы интерпретаций, как правило, называют ст.5, 6 гиперболой, вызывающей ужас [Л.6], она "доведена до потрясающих размеров" [Л.18, стр. 183]. "Крови будет так много на земле, что она, как вода потопа, достигнет вершин гор. Ужасающая гипербола" (стр. 184).
Но такое умозаключение искажает библейскую истину. Да, ст. 5 и 6 есть пророческая аллегория, однако не поэтический приём чрезмерного преувеличения (гипербола) с целью усиления впечатления на читателей.
Трудности с объяснением причин внезапной гибели соседней могущественной страны, нави пытается преодолеть использованием аллегорического языка. Во-первых, из-за отсутствия иного (научного). Во-вторых, "пророки для передачи своей вести часто используют знакомые мифологические образы" [Л.15, стр. 921].
Например. "Сейчас Иезекииль уподобляет Египет великому морскому чудовищу, но Господь подчинит его Себе" [Л.14, стр. 1102]. Каким образом Он подчинит Себе аллегорическое чудище?
"По горам разбросаю твою плоть и наполню долины останками твоими. Землю напою потоками твоей крови до самых гор ("Я на горы кровь твою вылью" [Л.2]), все русла наполнятся ею" (32:5, 6; пер. [Л.21]).
Адонай раскидает останки по горам ("мясо" в ст.5 - то же, что и трупы" [Л.6]), мёртвые тела заполнят долины, рытвины, "ущелья" (пер. [Л.8]), "русла" [Л.7]. Он выльет на горы красную жидкость, её потоки зальют почву (рис.4).
Кровью наполнятся реки [Л.2], горы, и лощины [Л.13]; "она не впитается в землю, а поднимется до горных вершин" [Л.6, стр. 303].
Авторы интерпретаций, как правило, называют ст.5, 6 гиперболой, вызывающей ужас [Л.6], она "доведена до потрясающих размеров" [Л.18, стр. 183]. "Крови будет так много на земле, что она, как вода потопа, достигнет вершин гор. Ужасающая гипербола" (стр. 184).
Но такое умозаключение искажает библейскую истину. Да, ст. 5 и 6 есть пророческая аллегория, однако не поэтический приём чрезмерного преувеличения (гипербола) с целью усиления впечатления на читателей.
8. Истребление народов?
В День Господень, время молотьбы да жатвы, погибнет множество нечестивых. От огня, дыма, серы, повсеместных землетрясений, гигантских морских волн, ураганного ветра, пыле-песчаных бурь, крупного града, густых пеплопадов [Л.5].
Примут смерть не одни египтяне да их соседи (Иез.30:4-6) евреи (Иер.9:22, Ам.8:3), но жители во многих странах (Ис.34:1-3, 13:6-12; Соф.1:2-18, 3:6-8; Иоил.2:1-11), как предсказывает Йешайа. "И убитые их будут разбросаны ("брошены", пер. [Л.13]), и от трупов их поднимется смрад, и горы размокнут от крови их" [Л.2])" (Ис.34:3).
Такое откровение, но конкретно о Египте, получил Йехэзкэйл, "раскидаю мясо (останки) твоё по горам, и долины наполню твоими трупами" (Иез.32:5). Странно, по какой причине потоки в АРЕ поднимутся до высот (ст.6)? как останки окажутся на скалах? почему мертвецами наполнятся именно долины?
Дело в том, что в результате катастрофы морская вода на много месяцев зальёт огромные территории. Спасаясь от цунами, беглецы устремятся на возвышенные места. "Все, кто уцелеет и спасётся, будут стонать в горах ..." (7:16, пер. [Л.8]).
Верно, будут стонать в отрогах Аравийской пустыни: Шаиб-эль Банат, Каттар, Гариб, Абу Духан, в т.ч. юга Синайского полуострова. Всё же часть египтян утонет в набегающих гравитационных волнах (цунами), иные умрут от полученных травм, болезней, голода, насилия.
Мёртвые тела смоет в долины (32:5), залитые красной водой. От трупов поднимется смрад [Л.19], т.к. "некому будет собрать их" (Иер.9:22), оплакать да похоронить (25:33); "навозом будут на лице земли" (ст.33, в).
Йешайа провидит, "горы размокнут от крови" убитых (Ис.34:3), которая поднимется "до самых" высот (Иез.32:6). На данном основании, пророчества считаются гиперболами, мол такое невозможно. Всё-таки, какую загадочную жидкость имели в виду пророки?
Очевидно "всепотопляющий дождь" (38:22), лавина воды кроваво-красного цвета. Так Господь небесных воинств обещает, "Я на горы кровь твою вылью" (32:6, пер. [Л.2]), она "будет течь по горам" (Ис.34:3, пер. [Л.2]), наполняя долины, лощины, реки; поднимаясь вверх по склонам (Иез.32:6).
По какой причине неожиданно хлынет сорокадневный ливень, всепотопляющий красный дождь? Из-за лавинообразной конденсации в атмосфере водяного пара на микрочастицах песчаных бурь, испарившихся метеорных тел, импактной минеральной пыли, иных аэрозолях [Л.4].
Такое откровение, но конкретно о Египте, получил Йехэзкэйл, "раскидаю мясо (останки) твоё по горам, и долины наполню твоими трупами" (Иез.32:5). Странно, по какой причине потоки в АРЕ поднимутся до высот (ст.6)? как останки окажутся на скалах? почему мертвецами наполнятся именно долины?
Дело в том, что в результате катастрофы морская вода на много месяцев зальёт огромные территории. Спасаясь от цунами, беглецы устремятся на возвышенные места. "Все, кто уцелеет и спасётся, будут стонать в горах ..." (7:16, пер. [Л.8]).
Верно, будут стонать в отрогах Аравийской пустыни: Шаиб-эль Банат, Каттар, Гариб, Абу Духан, в т.ч. юга Синайского полуострова. Всё же часть египтян утонет в набегающих гравитационных волнах (цунами), иные умрут от полученных травм, болезней, голода, насилия.
Мёртвые тела смоет в долины (32:5), залитые красной водой. От трупов поднимется смрад [Л.19], т.к. "некому будет собрать их" (Иер.9:22), оплакать да похоронить (25:33); "навозом будут на лице земли" (ст.33, в).
Йешайа провидит, "горы размокнут от крови" убитых (Ис.34:3), которая поднимется "до самых" высот (Иез.32:6). На данном основании, пророчества считаются гиперболами, мол такое невозможно. Всё-таки, какую загадочную жидкость имели в виду пророки?
Очевидно "всепотопляющий дождь" (38:22), лавина воды кроваво-красного цвета. Так Господь небесных воинств обещает, "Я на горы кровь твою вылью" (32:6, пер. [Л.2]), она "будет течь по горам" (Ис.34:3, пер. [Л.2]), наполняя долины, лощины, реки; поднимаясь вверх по склонам (Иез.32:6).
По какой причине неожиданно хлынет сорокадневный ливень, всепотопляющий красный дождь? Из-за лавинообразной конденсации в атмосфере водяного пара на микрочастицах песчаных бурь, испарившихся метеорных тел, импактной минеральной пыли, иных аэрозолях [Л.4].
В результате химических реакций возникнут гидратированные оксиды железа, окрашивающие конденсат (капли дождя) в красный цвет. В итоге сделаются "кровью" моря (Отк.8:8, 16:3), реки, источники вод (16:4, 14:20), будет залита суша "до самых гор" (Иез.32:6, Ис.26:21). Ибо так предупреждает Элоах, "покараю мором и кровью" (Иез.38:22, пер. [Л.13], так же в [Л.7]).
9. Глобальное затемнение (32:7, 8)
Что было в начале и повторится в конце? "Основная тема Больших пророков - день Господень, который часто связывается с понятием тьмы" [Л.20, стр. 1254]. Пророчество о будущем Йом Адонай, в приложении к судьбе Египта, Йехэзкэйл заканчивает откровением об уникальном круглосуточном полном отсутствии света.
"И когда ты угаснешь (будешь угасать по воле Моей), закрою небеса, и звёзды их помрачу (спрячу во мраке), солнце закрою облаком (тучей), и луна не будет светить светом своим (не даст света).
Все светила, светящиеся на небе, помрачу (Скрою во мраке) над тобою, и на землю твою наведу тьму, говорит Господь Бог" (32:7, 8; в скобках, текст из [Л.21]).
"Это может быть образным описанием заката цивилизации" [Л.22, стр. 957]. "Обычное в Библии сближение между великими катастрофами на земле и переворотами в звёздном мире ... Небо померкнет из сострадания ...", предполагают авторы комментария [Л.18].
Несомненно, в "день мрачный" (30:3) связь между великой катастрофой на нашей планете и миром звёзд будет существовать. Однако небо померкнет не из сострадания, а по причине конденсации (сгущения) колоссальных объёмов паров воды в момент Богоявления (2Цар.22:8-16). О нём написано так.
"И мраком покрыл Себя, как сению (шатром), сгустив воды облаков небесных" (ст.12; "и воды облаков собрал Он в грозовую тучу", пер. [Л.2]). Да, на самом деле, одна грозовая туча в виде сплошного толстого покрова облаков в тропосфере серым саваном окутает весь земной шар [Л.4].
"И когда ты угаснешь (будешь угасать по воле Моей), закрою небеса, и звёзды их помрачу (спрячу во мраке), солнце закрою облаком (тучей), и луна не будет светить светом своим (не даст света).
Все светила, светящиеся на небе, помрачу (Скрою во мраке) над тобою, и на землю твою наведу тьму, говорит Господь Бог" (32:7, 8; в скобках, текст из [Л.21]).
"Это может быть образным описанием заката цивилизации" [Л.22, стр. 957]. "Обычное в Библии сближение между великими катастрофами на земле и переворотами в звёздном мире ... Небо померкнет из сострадания ...", предполагают авторы комментария [Л.18].
Несомненно, в "день мрачный" (30:3) связь между великой катастрофой на нашей планете и миром звёзд будет существовать. Однако небо померкнет не из сострадания, а по причине конденсации (сгущения) колоссальных объёмов паров воды в момент Богоявления (2Цар.22:8-16). О нём написано так.
"И мраком покрыл Себя, как сению (шатром), сгустив воды облаков небесных" (ст.12; "и воды облаков собрал Он в грозовую тучу", пер. [Л.2]). Да, на самом деле, одна грозовая туча в виде сплошного толстого покрова облаков в тропосфере серым саваном окутает весь земной шар [Л.4].
Сбудется обещание Йахвэ, "закрою небеса ... солнце закрою облаком" (Иез.32:7). Отчего, более чем на месяц, исчезнет свет как днём, так ночью. Египет, иные страны погрузятся в густую кромешную темноту (ст.8, б; Ам.5:20. Ис.5:30), все жители "будут повержены во тьму" (8:22, б).
Вот почему загадочный День Господа Цефанйа называет "день тьмы и мрака, день облака и мглы" (Соф.1:15, г). Разорённый опустошенный мир, залитый водой, окунётся в черноту ночи, овдовевшее небо оденется в траур. Исполнится видение нави Йирмейа.
"Смотрю на землю - и вот, она разорена и пуста (на ней не осталось ничего живого),- на небеса, и нет на них света ("но свет их погас")" (Иер.4:23; в скобках: текст из [Л.2]; в кавычках, из [Л.8]).
Подобно ветхозаветным пророкам, новозаветный тайновидец Иоханан видит, вслед за превращением морской воды и пресной воды в кровь (Отк.16:3-6), царство зверя охватила темень (ст.10).
Вот почему загадочный День Господа Цефанйа называет "день тьмы и мрака, день облака и мглы" (Соф.1:15, г). Разорённый опустошенный мир, залитый водой, окунётся в черноту ночи, овдовевшее небо оденется в траур. Исполнится видение нави Йирмейа.
"Смотрю на землю - и вот, она разорена и пуста (на ней не осталось ничего живого),- на небеса, и нет на них света ("но свет их погас")" (Иер.4:23; в скобках: текст из [Л.2]; в кавычках, из [Л.8]).
Подобно ветхозаветным пророкам, новозаветный тайновидец Иоханан видит, вслед за превращением морской воды и пресной воды в кровь (Отк.16:3-6), царство зверя охватила темень (ст.10).
ЛИТЕРАТУРА
1. Статья "13 Комментарии к Книге пророка Иезекииля. Меч Яхве (21:1-13)".
2. Библия. Современный перевод Библейских текстов.- М.: World Bible Translation Center, 2002.- 1150с.
3. Спраул Р.Ч. Что говорил Иисус о последних днях.- СПб.: Библия для всех, 1999.- 246 с.
4. Статья №3 "День Господень".
5. Статья № 4 "Время великой скорби".
6. Толкование Ветхозаветных книг. От книги Исаии по Книгу Малахии.- Ашфорд: Славянское миссионерское издательство, 1966.- 602 с.
7. Первые и последние пророки.- Йерушалаим: Мосад Арав КУК, 1975.- 1 002 с.
8. Библия. Новый перевод на русский язык.- United Kingdom, Carlisle: Biblica Europe, 2011.- 1 185 с.
9. Уоррен Уирсби. Комментарий на Ветхий Завет. В 2-х т. Том II. Ездра - Малахия.- СПб.: Библия для всех, 2011.- 1 111 с.
10. Новый Библейский комментарий в 3 ч. Ч.2. Ветхий завет. Псалтирь - Книга Пророка Малахии.- СПб.: Мирт, 2000.- 571 с.
11. Учебная Библия с комментариями Джона Мак-Артура.- Минск: Славянское Евангельское общество, 2004.- 2 201 с.
12. Статья "4. Комментарии к Книге пророка Исаии. Последствия суда (19:5-8, 24:1-13)".
13. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета, канонические. Современный русский перевод.- М.: Российское библейское общество, 2011.- 1 408 с.
14 Новая Женевская учебная Библия.- Hanssler-Verlag, 1998.- 2 052 с.
15. Библейский культурно-исторический комментарий. Часть 1. Ветхий Завет.- СПб.: Мирт, 2003.- 984с.
16. Ринекер Ф., Майер Г. Библейская энциклопедия Брокгауза.- Кременчуг: Християнська зоря, 1999.- 1 088 с.
17. Статья №5 "Так будет и во дни, когда Иисус Христос явится".
18. Толковая Библия. Комментарий на все книги Святого Писания. Под ред. Лопухина А.П. Том 2.- Минск: Харвест, 2001.- 1 312 с.
19. Статья "1. Комментарии к Книге пророка Исаии. День Господа (34:1-9, 13:1-13)".
20. Большой Библейский словарь.- СПб.: Библия для всех, 2005.- 1 503 с.
21. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета в современном русском переводе.- М.: Издательство ББИ, 2015.- 1856 с.
22. Славянский библейский комментарий.- Киев: ЕААА, Книгоноша, 2016.- 1840 с.
2. Библия. Современный перевод Библейских текстов.- М.: World Bible Translation Center, 2002.- 1150с.
3. Спраул Р.Ч. Что говорил Иисус о последних днях.- СПб.: Библия для всех, 1999.- 246 с.
4. Статья №3 "День Господень".
5. Статья № 4 "Время великой скорби".
6. Толкование Ветхозаветных книг. От книги Исаии по Книгу Малахии.- Ашфорд: Славянское миссионерское издательство, 1966.- 602 с.
7. Первые и последние пророки.- Йерушалаим: Мосад Арав КУК, 1975.- 1 002 с.
8. Библия. Новый перевод на русский язык.- United Kingdom, Carlisle: Biblica Europe, 2011.- 1 185 с.
9. Уоррен Уирсби. Комментарий на Ветхий Завет. В 2-х т. Том II. Ездра - Малахия.- СПб.: Библия для всех, 2011.- 1 111 с.
10. Новый Библейский комментарий в 3 ч. Ч.2. Ветхий завет. Псалтирь - Книга Пророка Малахии.- СПб.: Мирт, 2000.- 571 с.
11. Учебная Библия с комментариями Джона Мак-Артура.- Минск: Славянское Евангельское общество, 2004.- 2 201 с.
12. Статья "4. Комментарии к Книге пророка Исаии. Последствия суда (19:5-8, 24:1-13)".
13. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета, канонические. Современный русский перевод.- М.: Российское библейское общество, 2011.- 1 408 с.
14 Новая Женевская учебная Библия.- Hanssler-Verlag, 1998.- 2 052 с.
15. Библейский культурно-исторический комментарий. Часть 1. Ветхий Завет.- СПб.: Мирт, 2003.- 984с.
16. Ринекер Ф., Майер Г. Библейская энциклопедия Брокгауза.- Кременчуг: Християнська зоря, 1999.- 1 088 с.
17. Статья №5 "Так будет и во дни, когда Иисус Христос явится".
18. Толковая Библия. Комментарий на все книги Святого Писания. Под ред. Лопухина А.П. Том 2.- Минск: Харвест, 2001.- 1 312 с.
19. Статья "1. Комментарии к Книге пророка Исаии. День Господа (34:1-9, 13:1-13)".
20. Большой Библейский словарь.- СПб.: Библия для всех, 2005.- 1 503 с.
21. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета в современном русском переводе.- М.: Издательство ББИ, 2015.- 1856 с.
22. Славянский библейский комментарий.- Киев: ЕААА, Книгоноша, 2016.- 1840 с.