Комментарии к Книге пророка Иезекииля. Гибель Египта (30:1-8, 32:5-8)

"И узнают,  что Я - Господь,  когда пошлю огонь на
Египет, и все подпоры его будут сокрушены"
(Иез.30:8)
 

1. Вступление

     Грядущий День Господень является главной темой многочисленных ветхозаветных пророчеств (Ис.2:10-22, 13:6-13, 24:17-23, 34:1-9; Иер.4:6-29, 25:29-38, 30:5-9; Иоил.1:15-20, 2:1-11, 3:12-16; Соф.1:7-18, 2:1-15, 3:6-8; Ам.5:18-20, 8:8-10; Авв.3:3-12; Наум.1:3-9 и т.д.).
     Пророк Йехэзкэйл не мог обойти вниманием тему эсхатологического суда над миром в Йом Адонай. Он раскрывает её через полученное откровение о будущей гибели государства Египет и соседних с ним стран.
      Композиция ст. 30:1-8, 32:5-8. 1. Введение, указывающее на источник откровения (30:1).
          2. Изложение главной темы - День Господень для Египта:
              а) предложение рыдать от приближения злосчастного дня (30:2, 3);
              б) обещание бедствий Египту и его соседям (30:4-8);
              в) описание гибели Египта (32:5-8).  
     Главная тема. День Господа, т.е. эсхатологическое время наказания Богом лукавого рода сего, тогда погибнет Арабская Республика Египет и пострадают другие страны.
     Цель написания. Предупредить читателей пророчеств, живущих в последние дни,- "година народов наступает" (30:3, б).
     Содержание. Пророк передаёт слушателям весть от Господа (30:1) о приближении злосчастного дня (ст.2), времени беды для всех народов (ст.3). В частности для могущественного Египта (ст.4), соседних с ним стран (ст.5).
      Будут разрушены опоры Египта (30:6), огнём опустошена его земля (ст.7, 8). Трупы людей заполнят рытвины, долины зальёт кровь до самых гор, на которых также будут разбросаны останки (32:5, 6).
     Катастрофа произойдёт в условиях удивительного природного явления - многодневной круглосуточной тьмы (ст.8). Когда сплошным облачным покровом закрыт свет от солнца, луны, звёзд (ст.7).
      Проблемы толкования. Пророчества Йехэзкэйла о гибели Египта (30:1-8, 32:5-8) исполнились полностью, частично или не сбылись вовсе. О каком мече (30:4), огне (ст.8) и потоках крови (32:5) говорится, какова физическая причина круглосуточной тьмы (ст.7, 8).

2. Слово от Господа (30:1, 2)

     Композиция 30-й главы книги нави Иезекииля, построенной по тематическому принципу [Л.1], аналогична соотношению и взаимному расположению частей сходной по теме гл. 29.
     Первое пророчество о Египте (29:1-16) носит эсхатологический характер, а второе (ст.17-21) - исторический.  Тридцатая же глава дополняет указанные пророчества как первое (30:1-8), так второе (ст.10-19). Источник полученных пророком откровений, естественно,  тот же самый.

   (снова) было ко мне (пришло) слово Господне: Сын человеческий! изреки пророчество (говори за Меня), и скажи: так говорит Господь Бог: рыдайте! о, злосчастный (Ужасный) день!" (30:1, 2; в скобках, текст из [Л.2]).

   Злосчастным днём, при его наступлении всем жителям земли остаётся только рыдать, Йехэзкэйл называет "день Господа" (ст.3).
     "Словосочетание "день Господа" в Библии означает будущий Божий суд. Таким образом, это пророчество, как и предыдущее, является эсхатологическим, указывая на чёрное покрывало Великой скорби, которое однажды покроет всю землю" [Л.22, стр. 956].
    Первоначально День Господа означал День искупления (Йом Киппур, рис. 1). Однако  со временем "всё в большей степени под этими словами подразумевались предстоящие суды и гибель" [Л.3].
     Поэтому в Нэвиим Йом Адонай часто называется днём погибели, бедствия, скорби, опустошения, разорения [Л.4]. Он связан с карами небесными, они поразят все народы, разобьют весь мир [Л.4, 5].
   Оттого ветхозаветные пророки говорили о "дне Господнем как времени суда над всем миром, времени катаклизмов и массовой гибели ..." [Л.6, стр. 597]. Например, Йешайа провидит.
    "Вот приходит день Господень лютый (жестокий), с гневом и пылающею яростию ("Смотри, наступает страшный день Господа, он будет ужасен"), чтобы сделать землю пустынею (превратить землю в пустыню) и истребить с неё (уничтожить на ней) грешников её" (Ис.13:9; в скобках: текст из [Л.7], в кавычках - из [Л.2]).

3. Йом Адонай (30:3)

     Вслед за Исаией, призывавшем рыдать от близости Дня Господа и разрушительной силы от Всемогущего (Ис.13:6), Иезекииль повторяет.

   "Ибо близок день, так! близок день (суда) Господа, день мрачный ("сумрачный"); година ("время беды для") народов наступает (Он будет мрачен, день суда народов)" (30:3; в скобках: текст из [Л.2], в кавычках - из [Л.8]).

    "День Господа (ст.3) - библейское выражение, описывающее период Божьего суда". Это "период великой скорби в последние времена, когда Господь будет наказывать народы, перед тем, как вернётся на землю и учредит Своё царство" [Л.9, стр. 810].
     Истинно так [Л.4]. Но существует противоположное мнение об историческом характере пророчества (30:1-5), оно якобы исполнилось в VI веке до Р.Х. вторжением армии Навуходоносора II в Египет [Л.6, 10].
    Автор комментариев [Л.11] пытается примирить обе точки зрения. "В этом стихе (т.е. 30:3) Божий судный день для Египта (? речь пока идёт о "времени беды для народов" [Л.8]) подразумевает как ближайшее исполнение этого пророчества в нашествие Вавилона, так и грядущий День Господа во время периода скорби ..." (стр. 1179).
     Однако мнение о частичном исполнении данной пророческой вести опровергают параллельные стихи, предсказывающие гибель египетского государства. Как у Иезекииля (29:9-12, 32:5-8), так у других пророков (Ис.19:5-10, Иоил.3:19, Мих.7:13).
    Например, Йешайа утверждает, в полноводной реке Нил исчезнет (!) вода, "река иссякнет и высохнет" (Ис.19:5, б). Обмелеют да высохнут многочисленные египетские каналы, засохнут камыш, тростник, "всё посеянное при реке" (ст.6, 7).
     Безрадостную картину последствий эсхатологического суда [Л.12] усугубляет такое обещание Яхве Элохим.
    "Я сделаю Египет (землю Египта) самым опустошенным из всех стран опустошенных (пустыней среди опустошенных земель), и все города его сорок лет будут (безлюдными) самыми разорёнными из всех городов разорённых (опустевших). Я рассею египтян среди народов, развею по странам (чужим землям)" (Иез.29:12, пер. [Л.13]; в скобках, текст из [Л.8]).

4. Участь Египта и других народов (30:4, 5)

     Обещание Йахвэ (29:12) ещё не сбылось. Египтяне не рассеяны среди чужих земель, их города не разорены, а плодородная земля не превратилась в пустыню.
    По-прежнему течёт великая река Нил и не высохли бесчисленные каналы общей протяжённостью 13 340 км (!). Однако пророку открыто трагическое будущее великой страны да её соседей.

   "И пойдёт меч на Египет (Мицрайим), и ужас (содрогание) распространится в Ефиопии (Куше), когда в Египте будут падать поражённые ("многие мёртвыми падут"), когда возьмут богатство его, и основания его будут разрушены" (30:4; в скобках: текст из [Л.7], в кавычках - из [Л.2]).

     Какой таинственный меч, он "обрушится" [Л.13] на землю Мицрайим, имеет в виду тайновидец?
     Конечно же "вавилонский меч" [Л.9], "Египет и его союзники падут от руки Навуходоносора" [Л.10]. "Меч в руке вавилонского царя - это меч Господа" [Л.14, стр. 1102].
     Однако у Господа есть Свой особенный меч (21:1-10, рис.2), изготовленный из небесного огня [Л.1].
     Когда Эль Шаддай на быстром облаке грядет в Египет (Ис.19:1), Он извлечёт Свой карающий меч (Иез.21:5) из "ножен", куда "он уже не возвратится" (ст.6). В отличие от меча вавилонского царя (21:19-21, 30:10, 11).
    От небесного меча "многие мёртвыми падут в Египте!" (30:4, [Л.2]), "основания его" городов и обширной ирригационной системы Нила "будут разрушены".
     Народ же Куша, т.е. современный южный Египет, Судан и северная Эфиопия охватит "ужас", "мука" [Л.13], "содрогание" [Л.7]. Он весь "затрясётся" [Л.2] из-за реактивных психозов, вызванных бедствием [Л.5]. Кушиты, иные народы, как египтяне, падут от меча Яхве.

    "Куш (Кушиты), и Пут (ливийцы), и Луд (лидийцы), и всё сборище (народов) (прочий разноплемённый люд), и Хув (кувийцы), и сыны земли союзников с ними (египтянами) падут (все погибнут) от меча" (30:5, Масора [Л.7]; в скобках, текст из [Л.13]).

5. Опустошение земли египетской (30:6, 7)

    Полученное пророком откровение о грядущей гибели могущественного Египта потрясло его (29:1-12). Иезекииль снова и снова возвращается к этой  удивительной невероятной вести (главы 29-32). Оттого в одном стихе он дважды ссылается на Адоная.

    "Так говорит Господь: падут подпоры Египта (Падут те, кто поддерживал Египет), и упадёт гордыня могущества его (иссякнет его гордая сила, жители); от Мигдола до Сиены будут падать в нём от меча, сказал Господь Бог" (30:6; в скобках, текст из [Л.21]).

    Падут от карающего меча Бога соседи, "поддерживающие Мицрайим" [Л.7]. Погибнет весь Мицр. "Мигдол и Сиена обозначали северную и южную (соответственно) границы Египта" [Л.6]. Его "гордая мощь сгинет" [Л.8].
     
   "И будет Египет самой опустошенной страной из всех стран опустошенных (среди разорённых земель), его города - самыми разорёнными из всех городов разорённых (опустевших)" (30:7; пер. [Л.13]; в скобках, текст из [Л.8]).

     Но почему Арабская Республика Египет окажется самой опустошенной и разорённой из всех стран? если речь идёт о стихийном бедствии мирового масштаба.
     Потому что основой сельского хозяйства АРЕ является водная система реки Нил и её разливов (рис.3).
    "Египет почти не знает осадков; без вод Нила он был бы такой же мёртвой пустыней, как и Сахара" [Л.16, стр. 633].
    В результате глобального землетрясения, из-за крупномасштабных геоморфологических изменений, речные системы Нила изменят свои русла в южном Судане [Л.12]. Возможно,  даже в горном массиве Восточно-Африканского плоскогорья.
    По указанной причине в египетской части русла Нила исчезнет (!) вода. Сбудется пророчество Йешайа "река иссякнет и высохнет. И оскудеют реки, и каналы Египетские обмелеют и высохнут; камыш и тростник завянут" (Ис.19:5-7; Зах.10:11).
    Мицр превратится в самую опустошенную страну из всех стран (Иез.30:7), станет подобен пустыне Сахара, по которой сейчас протекает Нил. Как провидит Йехэзкэйл.
    "То вот, Я - на реки твои, и сделаю землю Египетскую пустынею из пустынь ("мёртвой пустыней" [Л.8]) от Мигдола до Сиены, до самого предела Ефиопии" (29:10; 30:12, "реки - это рукава дельты Нила" [Л.16]). Такому разорению суждено продлиться 40 лет (ст.12).

6. Яхве пошлёт огонь на Египет (30:8)

    Согласно пророческой вести, разрушение оснований египетского государства в Йом Адонай (30:3, 4) не ограничится разорением городов (ст.7), исчезновением реки Нил, её каналов (29:10).

    "И узнают (поймут они), что Я - Господь, когда ("подожгу") пошлю огонь на Египет (Я предам Египет огню), и все подпоры его будут сокрушены ("будут разбиты его помощники")" (30:8; в скобках: текст из [Л.13], в кавычках - из [Л.8]).

     Комментируя ст.8, автор [Л.11] пишет. "В день Божьего суда все союзники Египта и их оружие будут беспомощны" (стр. 1179). Верно, но почему? Возможный ответ "вавилонский меч вторгнется в землю, падёт не только Египет, но и его союзники" [Л.9, стр. 810].
     Однако историческое предсказание о нашествии вавилонян начинается только со стиха 30:10. Продолжением же тематически сходного, но эсхатологического пророчества (о Дне Господа, ст.2, 3) служат стихи 4-8.
      Нави Йехэзкэйл совершенно ясно и точно передаёт слова Йахвэ "пошлю огонь на Египет" (ст.8, б), "Я предам Египет огню" [Л.13]. "Египет станет безлюдной пустыней" (29:9, пер. [Л.8] ).
    Уничтожит Мицрайим именно Бог, а не Навуходоносор II. Вторжение его армии в 568 г. до Р.Х. ничем примечательным не отличалось [Л.15, стр. 827]. Страна продолжала существовать и после этой военной кампании, более того. "Впоследствии происходит сближение Египта с Вавилоном ..."  [Л.16, стр. 287].
     В таком случае, о каком загадочном огне говорится в 30:8? Несомненно об огне негодования Эль Шаддай, которым Он дохнёт на людей (22:21) в пришествие Своё [Л.17].
     "Ибо вот, придёт Господь в огне, и колесницы Его - как вихрь, чтоб излить гнев Свой (буквально "горячее дыхание") с яростью и прещение Своё с пылающим огнём (наказать их пламенем огня). Он будет судить людей и покарает их огнём и мечом Своим" (Ис.66:15, 16; курсив - текст из [Л.2]).
     Когда разрушатся основания Египта (Иез.30:4), все опоры его сокрушатся (ст.8, в) огнём и мечом Всемогущего, тогда египтяне поймут, покарал их Бог Авраама, Ицхака, Йаакова (8, а).

7. Пророческая аллегория (32:5, 6)

     Четыре главы подряд Йехэзкэйл посвятил одной теме, откровению о наказании  Мицрайим. Как в близком историческом аспекте, нашествием вавилонян, так отдалённом эсхатологическом (покарание Богом).
    Трудности с описанием причин гибели египетского государства в последнее время нави пытается преодолеть использованием аллегорического языка. Во-первых, по причине отсутствия научного. Во-вторых, "пророки для передачи своей вести часто используют знакомые мифологические образы" [Л.15, стр. 921]. 
    Например. "Сейчас Иезекииль уподобляет Египет великому морскому чудовищу, но Господь подчинит его Себе" [Л.14, стр. 1102]. Каким образом Бог подчинит аллегорическое чудовище?

    "По горам разбросаю твою плоть и наполню долины останками твоими. Землю напою потоками твоей крови до самых гор ("Я на горы кровь твою вылью" [Л.2]), все русла наполнятся ею" (32:5, 6; пер. [Л.21]).

     Яхве Элохим раскидает трупы египтян по горам ("мясо" в ст.5 - то же, что и трупы" [Л.6]). Они заполнят долины, рытвины, а также "ущелья" [Л.8], "русла" [Л.7]. Йахвэ выльет на горы кровь, её потоки пропитают землю египетскую (рис.4).
     Кровью наполнятся "реки" [Л.2], "горы, и лощины" [Л.13]; "она не впитается в землю, а поднимется до горных вершин" [Л.6].
     Авторы толкований, как правило, считают ст.5, 6 вызывающей ужас гиперболой [Л.6], которая "доведена до потрясающих размеров" [Л.18, стр. 183].
    "Крови будет так много на земле, что она, как вода потопа, достигнет вершин гор. Ужасающая гипербола"
(стр. 184).
    Однако такое мнение искажает библейскую истину. Да, стихи 30:5, 6 являются пророческой аллегорией, но не поэтическим приёмом чрезмерного преувеличения (гиперболой) с целью усиления впечатления на читателей.

8. Трупы и кровь на горах

     В День Господень от огня, дыма, серы, повсеместных землетрясений, ураганного ветра, крупного града, густых пеплопадов, гигантских морских волн погибнет множество людей [Л.5]. Не только египтян да их соседей (Иез.30:4-6), в том числе евреев (Иер.9:22, Ам.8:3), но из всех народов (Ис.34:1-3, 13:6-12; Соф.1:2-18, 3:6-8; Иоил.2:1-11).
    "И убитые их будут разбросаны ("брошены"), и от трупов их поднимется смрад, и горы размокнут от крови их (кровь их будет течь по горам)" (Ис.34:3; в скобках: текст из [Л.2], в кавычках - из [Л.13]).
     Такое же откровение о египтянах получил Йехэзкэйл,- "раскидаю мясо (останки) твоё по горам, и долины наполню твоими трупами" (Иез.32:5). Странно, по какой причине останки окажутся на горах? почему мёртвыми телами наполнятся долины?
      Спасаясь от цунами, люди устремятся на возвышенные места. Там по разным причинам многие погибнут, а их трупы вода смоет в долины, ущелья, русла.
      От мёртвых тел поднимется смрад [Л.19], так как "некому будет собрать их" (Иер.9:22), оплакать да похоронить (25:33); "навозом будут на лице земли" (ст.33, в).
    Нави Йешайа провидит "горы размокнут от крови" убитых (Ис.34:3), она поднимется "до самых гор" (Иез.32:6). На этом основании пророчества считаются гиперболами, мол такое невозможно. Логично. Но какую жидкость, выливаемую Богом на горы, имели в виду пророки? называя её "кровь".
     Очевидно "всепотопляющий дождь" (38:22). Потоки дождевой воды кроваво-красного цвета. Так Всемогущий обещает. "Я на горы кровь твою вылью" (32:6, пер. [Л.2]). Она "будет течь по горам" (Ис.34:3, [Л.2]), наполняя долины, лощины, реки; поднимаясь до самых гор (Иез.32:6).
     Откуда же возьмётся всепотопляющий дождь,  красный словно кровь? Из-за лавинообразной конденсации в атмосфере водяного пара на микрочастицах испарившихся метеорных тел [Л.4]. В результате химических реакций образуются гидратированные оксиды железа, окрашивающие конденсат и капли дождя соответственно в кроваво-красный цвет.
     В итоге сделаются "кровью" моря (Отк.8:8, 16:3), реки, источники вод (16:4, 14:20), напитается кровью земля "до самых гор" (Иез.32:6, Ис.26:21). Ибо так обещает Элохим "покараю мором и кровью" (Иез.38:22, пер. [Л.13], так же в Масоре [Л.7]).

9. Тьма кромешная (32:7, 8)

      "Основная тема Больших пророков - день Господень, который часто связывается с понятием тьмы" [Л.20, стр. 1254]. Так эсхатологическое пророчество о Дне Господа, в приложении к судьбе Египта, нави Иезекииль заканчивает откровением о загадочном круглосуточном (!) исчезновении света.

     "И когда ты угаснешь (будешь угасать по воле Моей), закрою небеса, и звёзды их помрачу (спрячу во мраке), солнце закрою облаком (тучей), и луна не будет светить светом своим (не даст света).
     Все светила, светящиеся на небе, помрачу (Скрою во мраке) над тобою, и на землю твою наведу тьму (мрак), говорит Господь Бог" (32:7, 8; в скобках, текст из [Л.21]).

     "Это может быть образным описанием заката цивилизации" [Л.22, стр. 957].  "Обычное в Библии сближение между великими катастрофами на земле и переворотами в звёздном мире ... Небо померкнет из сострадания ...", считает автор комментария [Л.18].
     Несомненно, в "день мрачный" (30:3) связь между великой катастрофой на земле и миром звёзд будет существовать. Однако небо померкнет не из сострадания, а по причине конденсации (сгущения) колоссальных объёмов паров воды; в явление Эль Шаддай (2Цар.22:8-16). О котором написано так.
     "И мраком покрыл Себя, как сению (шатром), сгустив воды облаков небесных" (ст.12; "и воды облаков собрал Он в грозовую тучу" [Л.2]).
     Да. Одна грозовая туча в виде сплошного толстого покрова облаков в тропосфере окутает весь земной шар [Л.4]. Сбудется обещание Йахвэ "закрою небеса ... солнце закрою облаком" (Иез.32:7).
     Отчего, более чем на месяц, исчезнет свет как днём от солнца, так ночью от звёзд да луны. Египет, а также всю землю охватит густая кромешная тьма (ст.8, б; Ис.8:22, 5:30; Ам.5:20).
     Поэтому День Господа пророк Цефанйа называет "день тьмы и мрака, день облака и мглы" (Соф.1:15, г). Разорённая опустошенная земля погрузится во мрак, так исполнится видение нави Йирмейа.
    "Смотрю на землю - и вот, она разорена и пуста (на ней не осталось ничего живого),- на небеса, и нет на них света ("но свет их погас")" (Иер.4:23; в скобках: текст из [Л.2], в кавычках - из [Л.8]).
     Также Иоханан видит как  после превращения морской да пресной вод в кровь (Отк.16:3-6), царство зверя погрузилось во тьму (ст.10). 

ЛИТЕРАТУРА

1. Статья "13 Комментарии к Книге пророка Иезекииля. Меч Яхве (21:1-13)".
2. Библия. Современный перевод Библейских текстов.- М.: World Bible Translation Center, 2002.- 1150 с.
3. Спраул Р.Ч. Что говорил Иисус о последних днях.- СПб.: Библия для всех, 1999.- 246 с.
4. Статья №3 "День Господень".
5. Статья № 4 "Время великой скорби".
6. Толкование Ветхозаветных книг. От книги Исаии по Книгу Малахии.- Ашфорд: Славянское миссионерское издательство, 1966.- 602 с.
7. Первые и последние пророки.- Йерушалаим: Мосад Арав КУК, 1975.- 1 002 с.
8. Библия. Новый перевод на русский язык.- United Kingdom, Carlisle: Biblica Europe, 2011.- 1 185 с.
9. Уоррен Уирсби. Комментарий на Ветхий Завет. В 2-х т. Том II. Ездра - Малахия.- СПб.: Библия для всех, 2011.- 1 111 с.
10. Новый Библейский комментарий в 3 ч. Ч.2. Ветхий завет. Псалтирь - Книга Пророка Малахии.- СПб.: Мирт, 2000.- 571 с.
11. Учебная Библия с комментариями Джона Мак-Артура.- Минск: Славянское Евангельское общество, 2004.- 2 201 с.
12. Статья "4. Комментарии к Книге пророка Исаии. Последствия суда (19:5-8, 24:1-13)".
13. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета, канонические. Современный русский перевод.- М.: Российское библейское общество, 2011.- 1 408 с.
14 Новая Женевская учебная Библия.- Hanssler-Verlag, 1998.- 2 052 с.
15. Библейский культурно-исторический комментарий. Часть 1. Ветхий Завет.- СПб.: Мирт, 2003.- 984 с.
16. Ринекер Ф., Майер Г. Библейская энциклопедия Брокгауза.- Кременчуг: Християнська зоря, 1999.- 1 088 с.
17. Статья №5 "Так будет и во дни, когда Иисус Христос явится".
18. Толковая Библия. Комментарий на все книги Святого Писания. Под ред. Лопухина А.П. Том 2.- Минск: Харвест, 2001.- 1 312 с.
19. Статья "1. Комментарии к Книге пророка Исаии. День Господа (34:1-9, 13:1-13)".
20. Большой Библейский словарь.- СПб.: Библия для всех, 2005.- 1 503 с. 
21. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета в современном русском переводе.- М.: Издательство ББИ, 2015.- 1856 с.
22. Славянский библейский комментарий.- Киев: ЕААА, Книгоноша, 2016.- 1840 с.
День Господень