Комментарии к Книге пророка Даниила. Глава 7 - Пророческий сон Даниила.

"Об этом он сказал: зверь четвёртый - четвёртое царство
будет на земле, отличное от всех царств, которое будет
пожирать всю землю, попирать и сокрушать её"
(Дан.7:23)
 

1. Вступление

   Верно и точно истолковав сон-откровение вавилонского царя Навуходоносора II, Даниэйл предсказал крушение последнего царства на земле, установление теократического правления (Дан.2:44, 45).
    Причиной разрушения современной безумной цивилизации послужит камень-скала, появившийся ниоткуда сам собой, отторгнутый от мировой горы без человеческой помощи [Л.1]. Через 50 лет похожий пророческий сон приснился самому Даниилу.
     Сон-видение имеет явно аллегорический характер. Он отражает древние архетипы и представления об окружающем мире в образах животных, их поведении, иных мифологических персонажей, разных предметов; образах, обретающих переносное значение.    
     Композиция гл.7. 1. Вступление, указывающее на обстоятельства сна (7:1).
         2. Изложение главной темы - будущее изменение формы правления на земле:
             а) четыре зверя из моря (7:2-8);
             б) суд и новое несокрушимое царство (7:9-14);
             в) объяснение видений (7:15-27).
         3. Заключение, содержащее описание эмоционального и физического состояния пророка (7:28).
     Главная тема. Видение апокалиптических сверхъестественных зверей из моря, нападающих на землю.
     Цель написания. Поделиться откровением о событиях последнего времени, в том числе образовании нового царства на земле под управлением Сына Человеческого и святых Всевышнего.

     Содержание. Однажды Даниил получил во сне пророческое видение (7:1) четырёх необычных удивительных зверей, выходящих из великого моря (ст.2-8). Над ними Бог совершит суд (ст.9-11), отнимет власть и передаст её Сыну Человеческому (ст.12-14).
     Видения сильно смутили пророка (7:15), он попросил разъяснений у одного из стоявших перед престолом (ст.16). В ответ Даниил услышал, звери это четыре царя (ст.17), после них царство примут святые Всевышнего - народ завета (ст.18).
     Также пророк получил подробные объяснения о четвёртом самом страшном звере, десяти рогах его и малом роге (7:19-25). Судьи отнимут власть у него (ст.26), а царство перейдёт к святым, в этом царстве все власть имущие станут служить Господу (ст.27).
     Проблемы толкования. Какие цари или государства подразумеваются под четырьмя зверями, из какого моря они выйдут. Что представляют собой десять рогов-царей и небольшой рог. Кем является "как бы Сын Человеческий". Что так сильно испугало пророка.

2. Пророческое видение Даниила (7:1, 2)

   Нави Даниэйл верно истолковал таинственный сон царя Навуходоносора II (2:27-47), посланный ему Богом небес [Л.1]. Через много лет провидец сам получает подобное откровение.

    "В первый год правления Валтасара, царя вавилонского, было Даниилу видение во сне, когда он спал на ложе своём. Он записал свой сон. Здесь начинается его рассказ ("головне" [Л.31])" (7:1, пер. [Л.2]).

     Дата, когда Валтасар сын царя Набонида вступил на престол, в точности неизвестна [Л.3, 4]. Поэтому видение пророка можно предположительно отнести к 553 году до Р.Х. [Л.5-8], т.е. ему было почти 70 лет [Л.9]. Сон же имеет явно эсхатологический характер.
    "Значение сна Даниила в гл. 7 относится к далёкому будущему относительно времени Даниила и указывает на Пришествие Царя Израиля, Который положит конец господству язычников и установит Своё вечное Царство" [Л.10, стр. 1224].

   "Начав речь, Даниил сказал: видел я в ночном видении моём, и вот, четыре ветра небесных боролись ("бушуют" [Л.2], "вдарили" [Л.31]) на великом море" (7:2).

   "Ветры небесные, рухей шэмайа, можно понять и как "духи небесные" ..." [Л.11]. По мнению автора работы, "называемые ангелами - покровителями различных народов" (стр. 115).
     Вполне возможно. Но как бы там ни было в ст.2 явно говорится о сверхъестественных бушующих ветрах, "четыре небесных ветра волновали великое море" [Л.6]. Какое архетипное море, да ещё великое, имеется в виду?
    Средиземное, считают одни авторы [5, 10, 12]; бурная масса человечества, народы мира, недра языческого мира, утверждают другие [Л.9, 11, 13, 29]. Это "символ изменчивости и непостоянства грешного человечества", полагают третьи [Л.3; Л.14].
     Однако пророк сказал "видел я" (7:2), а как можно увидеть символ? т.е. условный знак, например, изменчивость и непостоянство. Очевидно видение касалось борения "четырёх духов" [Л.5] на особенном необычном "великом море", но каком?

3. Великое море и силы хаоса (7:3)

   Древними народами всё мироздание воспринималось в виде упорядоченной модели-архетипа космоса. Он возник из беспорядка бесформенного хаоса - архетипа первозданного моря-океана, мировой бездны [Л.16, 17, 20, 30], по-научному, космического пространства.
     Морские же воды в "древнееврейской концепции образов хаоса" считались остатком бездны на земле [Л.17, стр. 582].
   "В сюжете борьбы с хаосом, отображённой в мифологиях и в Ветхом Завете, силы космического хаоса чаще всего представлялись в образе моря" [Л.4, стр. 629, 855].
   Очевидно такие "силы космического хаоса" увидел Даниэйл, рассказывая о них в знакомых для современников аллегорических мифологических образах (рис.1).
   Например. "В семитской мифологической литературе то же слово ("таннин") употребляется при описании чудовища, олицетворявшего космический хаос ..." [Л.5, стр. 298]. Нави видит.

     "И четыре больших ("огромных" [Л.2, 15]) зверя вышли ("піднялися" [Л.31]) из моря, непохожие один на другого" (7:3).

      Авторы работы [Л.16] утверждают. "Символом всемирных сил зла и антихриста ... служат выходящие из моря звери" (стр. 635). "История четырёх царств представлена в виде фантастических существ, которых нет в природе" [Л.30, стр. 989]. Но символы, т.е. условные знаки или "история четырёх царств", не могут выходить из моря, их нельзя увидеть.
     Для правильного понимания ст.3 следует учесть: "видения пророков ... представали в картинах, категориях и понятиях их времени" [Л.5, стр. 316]. Так евреи полагали, в бездне - "великом море" (мировом океане) существуют огромные хтонические чудовища: левиафан, таннин, раав, нахаш.
   Яхве Элохим заключил их в морские воды для ограничения хаоса, торжества порядка [Л.4, 16, 16]. Характерными особенностями таких архетипов являются необычный вид, звероподобие, наличие сверхъестественных способностей, отсутствие созидающего начала.
    В рассказе о таинственных зверях из моря (7:1-3) "представлена типичная мифологическая сцена, в которой перемешивание ("пахтанье") мирового океана доставляет беспокойство морским чудовищам, олицетворяющим силы хаоса и беспорядка" [Л.4, стр. 854, 855].
     Библейскими прототипами-прообразами апокалиптических зверей Даниила, выходящих из "мирового океана", могут служить левиафан Ийова (Иов.41:10-26), левиафан Йешайа (Ис.27:1), змии Асафа (Пс.73:13, 14), зверь Иоханана (Отк.13:1-3) и другие архетипы [Л.18].
     В вавилонской космогонической поэме "Энума Элиш", знакомой пророку, "бог неба Ану творит четыре ветра, которые тревожат морские глубины и богиню моря Тиамат" [Л.4, стр. 855]. Тиамат воплощала мировой хаос, являлась персонификацией первозданной морской стихии [Л.17]. Верховный же бог Мардук "сражается с ужасной Тиамат, бездной (евр. техом) и её одиннадцатью чудовищами, чьи тела после разгрома превратились в двенадцать знаков зодиака" [Л.16, стр. 619].

4. Лев, медведь, барс (7:4-6)

      Излагая сущность дела (7:1), провидец довольно подробно рассказывает о каждом уродливом существе. Они выходят из великой морской пучины-бездны, над которой бушуют четыре небесных ветра-духа.

    "Первый ("которого я увидел") - как лев, но у него крылья орлиные; я смотрел (наблюдал за ним), доколе не вырваны были у него крылья, и он поднят был от земли (так, что) и стал на ноги, как человек, и сердце человеческое ("разум человечий") дано ему" (7:4; в скобках: текст из [Л.7], в кавычках - из [Л.28]).

    "Другой зверь был на вид как медведь, поднятый на дыбы. У него в пасти, среди зубов, торчали три кости ("клыка" [Л.6, 7], "ребра" [Л.15, 28]). И велено было ему: "Встань и вволю наешься мяса!" (7:5, пер. [Л.2]).

    "Затем видел я: вот - ещё (явился иной) зверь, как барс (подобный леопарду); на спине у него четыре (словно) птичьих крыла, и четыре головы были у зверя сего, и власть дана была ему" (7:6; в скобках, текст из [Л.6]).

     Как понимать такой чудо-сон? Каким образом обнаружить реальные прототипы за аллегорическим описанием и анимальными символами? Ведь библейская "символика всегда основывается на физических свойствах самого предмета"  [Л.16, стр. 134].
    Авторы Словаря библейских образов [Л.16] в статье "Мифические животные как враги Бога" высказывают следующее предположение. "Фантастические звери эсхатологических видений могут обозначать политические империи" (стр. 620).
    "Четыре зверя - это четыре царства" [Л.3], "образ четырёх монархий, которые будут сменять друг друга на земле" [Л.5; 30]. "Ужасные звери символизируют человеческие царства" [Л.27, стр. 251], "каждый из четырёх виденных пророком зверей является символом известного царства" [Л.13].
     Вавилон, Мидия, Персия, греческое царство Александра и его преемников [Л.2, 12] или Вавилон, Мидо-Персия, Греция, Римская империя [Л.3, 5, 8-11, 13, 14, 29, 30]. В любом случае, "Идентификация этих четырёх царств вызывает много споров" [Л.4, стр. 857].
    Несколько иное мнение высказывается авторами энциклопедического словаря [Л.19]. "У Даниила (особенно в Дан.7) зверь символизирует правителя мира, который преследует и притесняет народ Божий" (стр. 494).
     Однако не столь важно, ЧТО символизируют фантастические звери из моря: царства, правителей или языческих богов. Но важное значение имеет физическая сущность жутких персонажей, увиденных  Даниэйлом в пророческом сне.
     Кто или что скрывается за образами морских чудовищ? что же видел пророк в действительности? затем описывая это аллегорическим языком из-за отсутствия научного.

5. Небесные тела

      Даниил видел не символы земных царств (7:4-6).  Упомянутые в §4 земные царства или их цари (ст.17) не могли выходить из "великого моря" (Мирового океана). Тем более, когда на нём боролись четыре сверхъестественных духа - "ветра небесных" (7:2, 3).
     "Из описания явствует, что он действительно видит чудовищ, порождённых хаосом, а не обычных животных с аномальными признаками" [Л.4]. Хаос же в шумерской и древнеегипетской мифологиях воплощался в мировом океане [Л.17, стр. 581]. Он "является самой распространённой характерной чертой зла"  [Л.27, стр. 252].
     Однако таких архетипов - "чудовищ, порождённых хаосом" [Л.4] на самом деле не существует. Следовательно, по аналогии с мифологическими хтоническими существами типа левиафана, пророк видел НЕЧТО подобное. Скорее всего, оживотворённые объекты не земного происхождения, названные им "четыре больших зверя" (7:3).
     Его зооморфные образы, в свете современных научных знаний, являются небесными телами, возникающими из-за моря, бушующего от четырёх ветров (ст.2). "Небесные тела (или ассоциирующиеся с ними боги) нередко изображались с крыльями ..." [Л.4, стр. 637], как в Дан.7:4, 6. На одном из древних рельефов "бог бури восседает на чудовище с телом льва, крыльями орла и головой быка" (там же, стр. 596).
     Даже евреи при описании деятельности Йахвэ использовали образы животных: льва (Ос.13:7, Ис.38:13, Иер.25:38), медведя (Плач. 3:10), единорога (Числ.24:8), а также птицы (Ис.31:5).
     Оттого и небесные тела наделялись свойствами зверей (зооморфизм), представлялись в виде диких животных [Л.4, стр. 691; Л.20, стр. 116]. Например, среди звёзд находили очертания зверей в созвездиях Льва, Большой и Малой медведиц, Тельца, Единорога, Дракона.
     Группу крупных космических тел, появляющихся из-за видимой границы неба и поверхности моря, видел Иоанн (Отк.13:1, 2). Он называет их "зверь", "головы", они же горы; "рога", они же "цари" (17:3-12). Небесные звери принесут хаос в жизнь на земле. 
      Одно из жутких видений Иоханана (рис.2) весьма похоже на сон Даниила.
   "И стал я на песке морском и увидел выходящего из моря зверя (из моря поднимается зверь) с семью головами и десятью рогами ...
    Зверь, которого я видел, был подобен барсу (похож на леопарда); ноги (лапы) у него - как у медведя, а пасть у него - как пасть у льва;
     и дал ему дракон силу свою и престол
(трон) свой и великую власть" (Отк.13:1, 2; в скобках, текст из [Л.6]).
     Как Даниэйл, так Иоханан столкнулись со сложной задачей: каким образом объяснить чудо, т.е. то, для чего в их языках нет адекватных слов, терминов, определений. Поэтому "пророки для передачи своей вести часто используют знакомые мифологические образы" [Л.4, стр. 921] и архетипы [Л.16, стр. 17-21]. В таких образах реальное слито с условным, знакомое - с незнакомым [Л.18].

6. Четвёртый зверь (7:7)

    Трём зверям пророк нашёл некоторые подобия среди известных животных с врождёнными уродствами. Четвёртое чудовище, удивляющее своей необычностью, осталось без сравнения.

   "После сего видел я в ночных видениях, и вот - зверь четвёртый, страшный и ужасный и весьма сильный ("надмірно міцний"); у него - большие железные зубы; он пожирает и сокрушает (дробит, "жер та трощив"), остатки же попирает (топчет) ногами; он отличен (не похож) был от всех прежних зверей, и десять рогов было у него" (7:7; в скобках, текст из [Л.15], в кавычках - из [Л.31]).

  "Таких животных не существует. Это был единственный в своём роде зверь, символизирующий Римскую империю ..." [Л.10]. "Этот конкретно не названный зверь символизирует Римскую империю, в конечном счёте поглотившую части раздробленного Греческого царства" [Л.3]. "Четвёртый зверь - Рим" [Л.11], "символизирующий собой Римскую империю" [Л.14; Л.5, 8], "сильную и прочную, как железо, и непримиримую, как хищный зверь" [Л.9].
     Имеется альтернативное мнение "в образе четвёртого устрашающего зверя (без имени) представлено Греко-Македонское царство ... Твёрдое, как железо, оно сокрушает и раздробляет всё" [Л.12, стр. 238].
     Однако с помощью истории народов нельзя толковать эсхатологические библейские пророчества. Сон-откровение Даниила относится к последнему времени, когда Машиах получит "власть, честь и царство" (7:14, 27; пер. [Л.2]). Греческое же государство покорил Рим, в свою очередь потерявший власть над своей огромной империей более 1500 лет назад.
     Они не могут служить прообразом "четвёртого устрашающего зверя". Ибо не соответствуют ни содержанию видения (7:1-3, страны не выходят из моря), ни физическим свойствам самих объектов (ст.4-6). Поэтому также нет серьёзных библейских оснований у голословной версии о возрождении Римской империи в будущем, изложенной в работах [Л.3, 9, 10].
     Три сверхъестественных зверя в 7:2-6 олицетворяют космический хаос [Л.17], они являются зооморфными образами-архетипами небесных тел (см. § 5). Следовательно четвёртый архетип с большими железными зубами ("Зубы - образ могущества" [Л.16]), медными когтями, десятью рогами (7:7, 19), выходящий из того же великого моря (ст.2, 3), также окажется космическим телом.
     Это тот же самый таинственный зверь-левиафан из откровения Иоанна, с семью головами-горами-царями (Отк.17:8-12). Его десять рогов возненавидят землю, "разорят её, и обнажат, и плоть её съедят, и сожгут её в огне" (ст.16).
     Он же, камень из пророческого сна Навуходоносора II, раздробивший всё на земле в пыль да прах (Дан.2:34, 35, [Л.1]). Подобно четвёртому зверю, который "пожирает и дробит, а остатки топчет ногами" (7:7, пер. [Л.15]), как втаптывают солому в навоз.

7. Малый рог (7:8)

     Такие поразительные персонажи, в том числе из ст.8, привели нави в смятение, "эти видения ужаснули меня" (7:15, пер. [Л.2]). И было из-за чего испугаться.

    "Я посмотрел (Рассматривал я) на эти рога - и увидел, как ещё один, маленький (небольшой) рог вырос ("піднісся") между ними, и трое из прежних ("передніх") рогов были вырваны ("з коренем"), чтобы дать ему место. И у этого рога были глаза, как у человека, и уста, говорящие надменно" (7:8, пер. [Л.2]; в скобках: текст из [Л.15], в кавычках - из [Л.31]).

    Существуют самые причудливые толкования архетипов ст.8. Например, "небольшой рог" отождествляли с римско-католическим папством" [Л.5]. Это "новая мировая религия - ислам" [Л.11], "речь идёт об Антиохе IV Епифане" [Л.12]. Даниэйл увидел "будущего диктатора возрождённой Римской империи" [Л.8; Л.5], "небольшой рог - символ антихриста" [Л.3; Л.9, 10, 14]. "Антихрист или мировая сила, содействующая антихристу" [Л.29, стр.512].
     Вариантов что или кто послужил символом небольшого рога много и можно придумать другие. Важнее знать, какой именно реальный персонаж так сильно испугавший пророка, он видел. Тогда станет понятно чем сокрушится последнее человеческое царство на земле "без содействия рук" (2:34).
     Будущий диктатор, кем бы он ни был, не сумеет "пожирать всю землю, попирать (топтать) и сокрушать её" (7:23; "разрушать всё на земле" [Л.2]). Но рой космических тел, окружающих четвёртого зверя, действительно сможет пожрать всю землю, растоптать да разрушить ВСЁ на ней [Л.1].

    Падая, массивные метеорные тела создают узкие длинные светящиеся следы (рис.3), медленно исчезающие в земной атмосфере [Л.21].
    Рассматривая эти рога зверя, Даниил увидел на небосводе маленький рог, а три больших атмосферных "выпали" [Л.15].
    По мере приближения четвёртого чудовища к нашей планете "небольшой рог ... чрезвычайно разросся" (8:9). Он сбросил на землю часть "воинства небесного" и звёзд-метеоров, растоптал их (ст. 10).
     Считается, "небольшой рог - это политический лидер ... незнатного происхождения" [Л.8]. "Зверь имеет вид человека" [Л.10]. "Он представляет последнего мирского правителя, человека ..." [Л.9]. Глаза и уста "выдают в нём человеческое существо" [Л.5].
     Однако почему "человеческое существо" появляется из рогов жуткого зверя? (7:7). Чувство великого ужаса (ст.15, 28) у пророка может вызвать видение не человека, а небесного персонажа, как это следует из стихов 10:5-9.
     Просто для описания малого рога Даниэйл воспользовался атропоморфизмом, наряду с зооморфизмом, единственным в те времена методом объяснения непонятных явлений [Л.18]. Ведь мифологическое мышление древних [Л.4, стр. 18] предполагало, что за всем неживым скрывается живое.

8. Теофания (7:9, 10)

      Весь видимый мир создан Творцом. Также Богом небес сотворено всё в невидимом для нас мире, приоткрытом ветхозаветному провидцу.

    "И вот, что я увидел: поставлены были (на свои места) престолы (троны), и воссел Древний Днями (Царь). Одежда Его, как снег бела, волосы на голове, как чистая (белая) шерсть. Престол Его ("искры огненные") полыхал огнём (был сделан из огня), в пламени были под ним колёса (трона)" (7:9, пер. [Л.6]; в скобках, текст из [Л.7], в кавычках - из [Л.15]).

     В Синод. переводе, имя Бога "Ветхий днями", указывающее на Его вечную природу. Как рассказ о четырёх диких животных и малом роге, так данное описание Эль Шаддай "не следует воспринимать буквально, потому что Бог не имеет тела, не носит одежду и у Него нет седых волос" [Л.9].
      Увы, в наших языках отсутствуют понятия, термины, образы адекватные невидимому трансцендентному миру, находящемуся за пределами человеческого опыта. Оттого, со слов нави, трон Бога сделан из огня (7:9), как и река.

    "Перед Ним текла огненная река (выходя от Него). Миллионы (тысячи тысяч) людей служили Ему. Сотни миллионов ("десять тисяч десятків тисяч" [Л.31]) людей стояли пред Ним. Суд готов был начаться (Судьи воссели), и книги были раскрыты" (7:10, пер. [Л.7]; в скобках, текст из [Л.2]).

     Перед нами сцена начала небесного суда, судя по масштабам, очевидно последнего, когда будут судимы сотни миллионов душ человеческих. Этот эсхатологический суд видел Иоханан в одном из полученных откровений.
    "И увидел я мёртвых, малых и великих, стоящих пред Богом, и книги раскрыты были ... и судимы были мёртвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими" (Отк.20:12).
      Даниэйл ничего не говорит ни о содержании суда ни чем он окончится, это сделает Иоанн (20:11-14). "И кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное" (ст.15).

9. Участь зверей из великого моря (7:11, 12)

     Изложив видение Предвечного, сидящего на троне из огня, и последнего суда у великого белого престола, пророк возвращается к прежней теме.

   "Смотрел (Видел) я тогда (что) из-за звука слов высокомерных, которые произносил рог, пока не увидел, как был убит зверь (в глазах моих), а тело его сокрушено и отдано на сожжение огню" (7:11, Масоретский текст [Л.15]; в скобках, Синод. пер.).

    За звуки "слов высокомерных" Даниил принял, по-видимому, сильный шум, т.е. слившиеся в громкое и нестройное звучание звуки от полёта болида или метеороида.
     Согласно видения, тело четвёртого чудовища будет сокрушено. Разрушено либо в воздухе (аэродинамическими силами) либо при ударе о земной шар (импактный процесс).
     Подобное видел и описал Иоанн. Первый случай в Отк.8:10, второй - в ст.8 "как-бы большая гора, пылающая огнём, низверглась в море".
     В последнем случае, о теле зверя в "день Господень" [Л.27, стр. 237], с полным основанием можно сказать "предано на сожжение огню" (Дан.7:11, рис. 4).
   Ибо температура теплового взрыва столь высока, что каменное или железо-каменное небесное тело почти полностью испарится в огне ослепительной вспышки.
   Что же произойдёт с остальными зооморфными уродливыми персонажами? которые выйдут из великого моря вместе с четвёртым чудовищем (7:2-7). Даниэйл отвечает так.

    "И у прочих (остальных) зверей отнята власть их, и продолжение жизни дано им только на время и на срок (им было разрешено остаться жить на некоторое время)" (7:12; в скобках, текст из [Л.7]).

     Из данного стиха видна несостоятельность гипотезы о четырёх земных империях: Вавилонии, Мидо-Персии, Греции и Рима [Л.3, 5, 8-11, 13, 14, 30] либо Вавилонии, Мидии, Персии, Греции [Л.2, 12]. Каждое последующее из этих царств уничтожало предыдущее, все они давно сошли с исторической сцены.
    Однако пророк видит зверей из великого моря не пожирающих друг друга, но мирно сосуществующих. Более того, наблюдает гибель только последнего четвёртого персонажа, а три первых уцелели! Им "оставили жизнь - до срока" (7:12, пер. [Л.2]).
     Такое возможно, если имеются в виду не земные царства да цари погибших империй, а таинственные небесные объекты. Например, головы-горы-цари из видений Иоханана (Отк.17:8-12).
     Три головы-горы (евреи называли головой вершину горы) пролетят мимо Земли, тем самым потеряют власть над ней, но останутся жить (Дан.7:12). При этом первый зверь насквозь пронижет земную атмосферу, потеряв только "крылья" (7:4), т.е. часть своей массы. Тело же четвёртого зверя сокрушится, сгорит в огне (ст.11).

10. Теократическое царство (7:13, 14)

    Как в Книге Нэвиим, так и Новом Завете утверждается, в последние дни, по окончании Великой скорби на землю придёт Господь. Такое же откровение получил  Даниэйл.

   "Видел я в ночных видениях, вот, с облаками небесными шёл (приближается некто) как бы Сын человеческий (словно бы человек), дошёл до Ветхого днями и подведен был к Нему" (7:13; в скобках, текст из [Л.2]).

    "Сын человеческий" - распространённый титул Господа Иисуса Христа. Он используется восемьдесят два раза в евангелиях и часто звучит из уст самого Иисуса" [Л.9]. Господь взял этот мессианский титул именно из данного пророчества. Слов "с облаками небесными" и "словно бы человек" указывают на божественную природу Христа.
    С какой целью подвели Господа к Богу Отцу? чтобы сбылось обещание, которое получит Мариамь (Лк.1:30-33). "Перед взором Даниила проходит церемония коронации. Сын Человеческий принимает Царство" [Л.30, стр. 991]. Отец предоставит Сыну престол Давида, даст власть над всеми народами.

   "И Ему дана власть, слава (почести) и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество (Власть) Его - владычество (власть) вечное, которое не прейдёт (не будет отнята), и царство Его не разрушится" (7:14; в скобках, текст из [Л.15]).

     Пророчество ст. 14 сбудется во Второе пришествие Иеhошуа ха Машиах бен Давид. Тогда исполнится обетование Адоная Израилю и всем народам на земле (2:44; Зах.14:4, 9, Соф.3:9; Ис.40:1-5, 52:7-10, Иер.23:5-8, 32:37-40, Иез.37:24-28).
     Господь поселится среди остатка Ам Йисраэль, в Йерушалаиме, восстающем из руин, на Храмовой горе, в Бейт а-Микдаш (Зах.2:10-12, 8:3, Иез.37:26-28, Соф.3:15-17, Иоил.3:17).
    "И тогда Я дам народам уста чистые, чтобы все они призывали имя Господа и плечом к плечу служили Ему" (Соф.3:9, пер. [Л.2]).
    Такое единодушное служение народов Иисусу Христу, конечно же не ограничится богослужением их представителей в иерусалимском храме (Ис.66:19-21).
     Все уцелевшие во время Великой скорби люди "от моря до моря и от реки до концов земли" (Зах.9:10) начнут жить по заповедям Божьим. Законы да предписания Его "будут соблюдать и выполнять их" (Иез.37:24).

11. Смятение пророка (7:15-18)

    Сон-откровение царя Навуходоносора II о рухнувшем огромном истукане [Л.1] не смутил Даниэйла (2:19-24). Однако похожий собственный чудо-сон (7:1-14) вверг тайновидца в состояние панической растерянности.

    "Вострепетел дух мой во мне (затрепетала душа моя во мне), Данииле, в теле моём (в недрах тела моего), и видения головы моей смутили (испугали) меня" (7:15; в скобках, текст из [Л.15]).

    В современном переводе ст.15 производит ещё более сильное впечатление. "Я, Даниил, пришёл в смятение - эти видения ужаснули меня" [Л.2]. Неужели нави испугался символов Вавилонской, Мидо-Персидской, Греческой, Римской империй?
     Взволнованный увиденным, побледневший  Даниэйл обратился за разъяснением к стоявшему рядом, вероятно архангелу Гавриилу.

   "Я подошёл к одному из предстоящих (стоящему там) и спросил у него об истинном значении всего этого (что всё это значит), и он стал говорить со мною, и объяснил мне смысл сказанного ("познайомив мене з розв'язкою цих речей")" (7:16; в скобках: текст из [Л.7], в кавычках - из [Л.31]).

     Неизвестно кем являлся собеседник пророка, "очевидно, это был архангел Гавриил, судя по 8:16 и 9:21" [Л.5]. На свой вопрос  нави получил следующий ответ.

   "Эти большие (огромные) звери, которых четыре, означают, что четыре царя восстанут (встанут) от земли.
    Потом (Затем) примут царство святые Всевышнего, и (унаследуют) будут владеть царством вовек и во веки веков" (7:17, 18; в скобках, текст из [Л.15]).

    Из такого краткого ответа неясно о каких царях идёт речь в ст.17. Что означают слова "восстанут ("поднимутся" [Л.6]) от земли"? а ОТКУДА ещё они могут появиться? "Ни библейский текст, ни имеющаяся в нашем распоряжении информация культурно-исторического характера не дают ответов на эти вопросы" [Л.4, стр. 857], "здесь нельзя точно отождествить образы с конкретными царствами или царями" [Л.27, стр. 241].
    Маловероятно, что пророк видел царей вышеупомянутых четырёх империй, ведь их правителей было гораздо больше. Цари, кесари, императоры сменяли друг друга поочерёдно, а не выходили ВМЕСТЕ. Да ещё из "великого моря" (люди вышли из моря?), на котором боролись четыре сверхъестественных духа-ветра (7:2, 3).
     У таких земных монархов не могло быть ни орлиных крыльев (ст.4), ни клыков между зубами (ст.5), четырёх голов, птичьих крыльев на спине (ст.6), ни десяти рогов на голове и железных зубов (ст.7).
     Поэтому Иоанн называет земных правителей "цари земные" (Отк.6:15, 16:14, 17:2, 18, 18:3, 9, 19:19), чтобы отличить их от царей-зверей, выходящих из бездны (17:8-12; 11:7, 13:1, 7).

12. Просьба Даниила (7:19, 20)

    Столь лаконичное объяснение увиденного не удовлетворило пророка, поэтому он продолжал расспрашивать.

   "Тогда пожелал я (истины) точного объяснения о четвёртом звере, который был отличен (непохож) от всех (остальных) и очень страшен, с зубами железными и когтями медными, (он) пожирал и сокрушал (дробил, "трощив" [Л.31]), а остатки попирал (топтал) ногами" (7:19; в скобках, текст из [Л.15]).

   Нави Даниэйла сильно смутили видения уродливых существ, но ужас вызвало страшное четвёртое чудовище.
    Именно оно обрушится на землю (рис. 5), пожирая да сокрушая её "зубами железными и когтями медными" метеорных тел [Л.22].
    Зверь раздробит всё на поверхности земли. Подобно необычному камню, оторвавшемуся от горы без помощи человека, пролетевшему по воздуху и ударившему в истукан (2:34). В результате чего "всё вместе раздробилось" (ст.35, [Л.1]).
   Раздробленные же "остатки" растопчет (7:19) мощная ударная волна от ног чудовища. Остатки строений превратятся в "прах" (останки, пыль), "ветер унёс их, и следа не осталось от них" (2:35, в).

   
"Ещё я хотел знать о десяти рогах на его голове и о том роге, который вышел  ("піднісся" [Л.31]) и перед которым три других выпали - о том роге, который казался больше прочих и имел глаза и рот, говорящий высокомерно" (7:20, пер. [Л.6]).

    Узкие длинные ярко светящиеся следы от полёта массивных метеорных тел ветхозаветный провидец называет десятью рогами. Первоначальное значение термина "рог" - "остриё" [Л.23], а слово "рога" может также означать "лучи" [Л.18] или "сиять" [Л.16].
     Небольшой серповидный рог массивного небесного тела, частично освещаемого солнцем, Даниил увидел на небосводе (7:8). Приближаясь к Земле, он "чрезвычайно разросся" (8:9), оттого "по виду стал больше прочих" (7:20, рис. 6). Перед ним "выпали три" предыдущих рога упавших ранее тел, т.е. следы от их полёта рассеялись в атмосфере.
     Во сне пророка разросшийся жуткий антропоморфно персонифицированный рог имел "глаза и уста, говорящие высокомерно" (ст.20, в). Не удивительно, если учесть древние воззрения на мир, в нём всё оживотрено. Например, "звёзды считались посредниками между богами и людьми, могущими управлять земными событиями" [Л.4, стр. 516].

13. Война со святыми (7:21, 22)

     Четвёртый огромный зверь и его рог будут пожирать, сокрушать, топтать не только землю, но также всех жителей её, в том числе святых.

   "Я видел, как этот рог вёл брань (воевал) со святыми, и превозмогал (побеждал) их" (7:21; в скобках, уточнения из [Л.15]; "маленький рог начал нападать на Божьих людей и убивать их" [Л.7]).

     Кто такие святые в ст.18, 21? Небесное воинство, считается в работе [Л.4]. Маловероятно, ведь "мы имеем дело с людьми, а не ангелами" [Л.12, стр. 235], "это Божьи люди на земле, живущие во время Великой скорби" [Л.8; Л.9, 14]. "Тут речь о верующих евреях, не о верующих века Церкви" [Л.5].
     Последнее мнение кажется наиболее логичным, однако полученное Иохананом откровение  опровергает его. Во время Великой скорби, именно с христианами "зверь, выходящий из бездны, сразится с ними, и победит их, и убьёт их" (Отк.11:7, б).
    Этому зооморфному существу, выходящему из "бездны" (море в 13:1) дано "вести войну со святыми и победить их" (ст.7, а). Здесь "святые" явно означают верующих эпохи Церкви, попавших на небеса от "великой скорби", убеливших свои одежды "кровию Агнца" (7:9-14).
     Но до каких пор будет продолжаться убийство людей на земле? в том числе святых Божиих;

    "пока не пришёл Древний Днями,- и тогда святым Всевышнего была воздана справедливость: настало время, и святые воцарились" (Дан.7:22, пер. [Л.2]).

     Дни Великой скорби сократятся ради святых Всевышнего, ради избранных (Мт.24:21, 22). Окончатся же они с пришествием Сына Человеческого (Лк.21:26-28). Тогда наконец-то восторжествует справедливость, ибо "наступило время  ("умовлений час" [Л.31]) святым вступить во владение царством" (Дан.7:22, пер. [Л.28]).

14. Толкование видения о четвёртом звере (7:23)

       Даниэйл, на свою просьбу объяснить таинственный сон об одном из чудовищ, выходящем из великого моря, получил следующий ответ.

   "Он объяснил мне это так: "Четвёртый зверь - четвёртое царство, которое придёт на землю. Оно будет не таким ("непохожее"), как все другие царства, а совсем другим ("буде різнитися від усіх царств" [Л.31]).
     Это четвёртое царство (будет оно пожирать всю землю, и истолчёт её, и искрошит её) будет сокрушать, попирать и пожирать все народы по всему миру ("и поглотит всю землю", "вимолотить її та розтрощить її [Л.31]) " (7:23, пер. [Л.7]; в скобках: текст из [Л.15], в кавычках - из [Л.28]).

     "Не ясно ли, что здесь провозвестие некоего мирового правительства, которое возглавит не имевший прецендента диктатор!" [Л.5]. Нет, совершенно неясно.
     Во-первых, почему мировое правительство (хотя написано "царство", т.е. страна, а не правительство) выходит из "моря"? неужели все члены его купались одновременно?
     Во-вторых, отчего у диктатора-зверя десять рогов на голове, большие железные зубы (очевидно вставные), накладные медные когти? (7:19).
     В-третьих, какой смысл мировому правительству "пожирать все народы по всему миру"? В-четвёртых, каким образом и зачем четвёртое земное царство "поглотит всю землю"? "истолчёт её, и искрошит её"? и свою территорию тоже искрошит?
     Это далеко не все принципиальные вопросы к авторам широко распространённой гипотезы об архетипах человеческих империй во сне Даниила [Л.2, 3, 5, 8-14, 16, 19, 30 и др.]. Империи сменяли друг друга на протяжении веков! а не появлялись одновременно, да ещё  из моря (?).
     В стихе 23 ничто не указывает на земное происхождение напавшего на царство Солнца жуткого четвёртого царства, "которое придёт на землю" [Л.7]. Наоборот, оно "отличное от всех царств", "непохожее на другие царства" [Л.2]. Как всё небесное, в точности, не похоже на подобное земное.
     По древним космологическим верованиям. "Земной географии соответствует география небесная. Прообразы всего сущего: стран, рек, городов, храмов - существуют на небе в виде звёзд, земные предметы являют собой лишь отражения небесных, но обе субстанции имеют каждая свои измерения" [Л.17, стр. 653].
    В данном случае, "земной географии" четырёх царств из сна-откровения Навуходоносора II (2:36-43) соответствует "география небесная" четырёх царей в пророческом сне Даниила (7:2-8, 17). В том числе последнему царству на земле (2:40) соответствует четвёртое царство (7:23), выходящее из бездны, "которое придёт на землю" [Л.7]. Небесное посетит земное.
     Ибо для ветхозаветного провидца "в момент откровения земное теснейшим образом связывалось с небесным" [Л.24, стр. 913]. Оттого нави видит как четвёртый зверь- царство придёт НА землю, подобно небесному камню, ударившему в истукан. Этот зверь апокалипсиса"истолчёт её, и искрошит её" [Л.15], "вимолотить її та розтрощить її [Л.31].

15. Десять царей (7:24)

      Но почему четвёртый зооморфный архетип (7:7), названный царём (ст.17), в стихе 23 именуется "царство"?
     Потому что вокруг малой планеты, точнее планетообразного тела, силами гравитации удерживаются его подданные: астероиды (горы), крупные и мелкие обломки планетарных пород, камни, песок, космическая пыль. Такое царство может занимать огромное пространство, в длину 50÷100 млн. км, в ширину 30÷40 млн. км [Л.22].
     В свою очередь, каждый астероид имеет свиту из "царей" (крупных обломков). Падение таких метеороидов-болидов наблюдал Даниэйл, называя их "рогами". "Рог являлся символом силы и власти, как направленной против Бога, так и полученной от Него" [Л.23, стр. 841].

   "А десять рогов значат, что из этого царства восстанут (выйдут из этого царства) десять царей, и после них восстанет (поднимется, "явится") иной, отличный ("отличающийся") от прежних, и уничтожит ("низвергнет он", "скине" [Л.31]) трёх царей" (7:24; в скобках: текст из [Л.6], в кавычках - из [Л.28]).

   "Здесь нет сомнений, что десять рогов представляют десять царей (царств). Это царства, возникшие после распада империи Александра Македонского: Египет Птолемеев, царство Селевкидов, Македония, Пергам, Понт, Вифиния, Каппадокия, Армения, Парфия и Бактрия" [Л.4].    
    Нет, сомнения есть! Перечисленные государства почти все исчезли с исторической сцены, а их цари давно умерли. Поэтому другие комментаторы относят исполнение ст. 24 к нашей эре [Л.5], будущему гипотетическому восстановлению Римской империи и её десяти царям [Л.8-10, 13, 25].
 
     По ряду веских причин истинность этой версии также вызывает большое сомнение.
    Если придерживаться гипотезы неземного происхождения таинственного четвёртого чудовища и его царства, тогда десять рогов (7:7), они же цари (ст.24), являются крупными болидами или небольшими астероидами.
    Десять таких царей "выйдут из этого царства" (7:24, [Л.6], нападут на царство Земли, "примут власть со зверем, как цари, на один час" (Отк.17:12, точнее "получат они власть править каждый по одному часу" [Л.7]). Затем три из них упадут на землю (рис.6).
     Три рога зверя выпадут, в точности как в видении Даниила (7:20), "с корнем (т.е. частью тела) исторгнуты были" (ст.8). Вместо них поднимется над горизонтом иной царь-рог, не похожий на прежних, он "уничтожит трёх царей" (ст.24).
    Разросшийся небольшой рог (8:9-11) представляет собой планетообразное тело, освещаемое солнцем с одной стороны (рис.6). Такую яркую изогнутую полоску новозаветный тайновидец называет серпом на небе (Отк.14:14-16), подобным серпу Луны в новолуние.

16. Пророческий антропоморфизм (7:25)

     Единственным методом познания в до научном мире служила мифология, основанная на образах, архетипах, антропоморфном моделировании "космического пространства и земли в целом" [ Л.17, стр. 162].
     В том числе "антропоморфизации неодушевлённых объектов" (там же), т.е. перенесении на неживые объекты человеческих физических свойств и психических качеств [Л.18]. С примером подобной персонификации мы сталкиваемся в пророческом сне Даниэйла (антропоморфизм в 7:8, 25, зооморфизм в ст.3-7, 23).

    "И будет он говорить слова против Всевышнего, и святых Всевышнего он уничтожит (станет угнетать и убивать); и задумает (попробует) он изменить времена их и закон (времена и законы), и будут они отданы в руки его (будут во власти этого царя) на срок, и сроки, и полсрока (времени, времён и полувремени)" (7:25, Масоретский текст [Л.15]; в скобках, текст из [Л.7]).

    "По представлениям древних жителей Месопотамии, времена и законы определялись космическими установлениями, записанными в "Таблицах судеб" ... иногда "Таблицы судеб" незаконно присваивались самозванцами" [Л.4, стр. 857].
    Например, их присвоил Кингу, сообщник морского чудовища Тиамат в вавилонскойя поэме "Энума Элиш"). Или Анзу, огромная птица с орлиными крыльями и львиной головой (аккадский "Миф об Анзу"). После похищения ей таблиц судеб "нарушились все божественные законы" [Л.20].
   Очевидно таким самозванцем, возмечтавшим отменить "времена и законы" (7:25, б), является антропоморфно персонифицированный рог, сообщник четвёртого зверя. Он "против Всевышнего будет произносить" (ст. 25) высокомерные слова (ст.8, 20).
    Не только произносить слова, но станет "угнетать святых Всевышнего" на протяжении "времени и времён и полувремени" (7:25). "Подразумеваются три с половиной года времени великой скорби" [Л.5; Л.6, 7, 9, 10].
    В книге Даниила соответствует половине семидесятой седьмині (9:24-27). С началом её второй половины, разросшийся рог станет "нападать на Божьих святых людей и убивать их" (ст.21, пер. [Л.7]). Всего пройдёт 3,5 года угнетения жителей земли, когда "они преданы будут в руку его" (7:25, г).

17. Суд и новое царство (7:26-28)

    Если не сократятся дни убийства чудовищем жителей земли, "то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных сократятся те дни" (Мт.24:22). Ради святых Господь положит предел тем дням.

    "Затем воссядут судьи, и отнимут у него власть губить и истреблять до конца" (Дан.7:26; "он будет погублен, навсегда уничтожен" [Л.2]).

    Суд на небесах отнимет власть у всех чудищ (7:12, 26). Четвёртого зверя  к тому же уничтожат, "тело его сокрушено и предано на сожжение огню" (ст.11).

   "А могущество, власть и величие всех царств под небом будут переданы святым, народу Всевышнего. Его царство будет вечным царством, и все властители будут служить и повиноваться Ему" (7:27, пер. [Л.6]).

    Святые Всевышнего это народ Израиля [Л.5, 11]. Такую версию подтверждает один из современных переводов. "И будут они править над всеми людьми из всех царств мира ... и народ из всех других царств будет почитать и служить им" [Л.7].
    Однако новозаветное откровение (Отк.2:26, 5:10, 20:4; 1Пет.2:9, 2Тим.2:12) побуждает нас толковать слова "святые Всевышнего" расширительно. Не только евреи, но "все подлинно верующие в Бога, которые разделят с Ним правление царством" [Л.3; Л.8-10, 14].

    "На этом рассказ кончается. Меня, Даниила, охватил великий ужас (был очень напуган), я изменился в лице (Лицо моё побледнело от страха). И я сохранил в сердце всё это (я не рассказал никому о том, что видел и слышал)" (7:28, пер. [Л.2]; в скобках, текст из [Л.7]).

     От увиденного да услышанного тайновидец пришёл в ужас, лицо его побледнело от страха. Но почему? В такое состояние его никак не могли ввергнуть символы человеческих империй, в двух из которых он жил.
     Если же Даниэйл видел не символы, а настоящих реальных царей и их царства, но только не земного происхождения, тогда понятно его паническое состояние. Ведь страх "схож с реакциями, вызванными столкновением с чем-то удивительным, необычным или угрожающим" [Л.26, стр. 1018].
    При виде массового падения метеорных тел,- небесного воинства и звёзд в ст. 8:10, сокрушающих всю землю (7:7, 23), даже современного человека может охватить "великий ужас".

ЛИТЕРАТУРА

1. Статья "20. Комментарии к Книге пророка Даниила. Пророческий сон Навуходоносора (2:31-35, 44, 45)".
2. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета, канонические. Современный русский перевод.- М.: Российское библейское общество, 2011.- 1 408 с.
3. Новая Женевская учебная Библия.- Hanssler-Verlag, 1998.- 2 052 с.
4. Библейский культурно-исторический комментарий. Часть 1. Ветхий Завет.- СПб.: Мирт, 2003.- 984 с.
5. Толкование Ветхозаветных книг. От книги Исаии по Книгу Малахии.- Ашфорд: Славянское миссионерское издательство, 1966.- 602 с.
6. Библия. Новый перевод на русский язык.- United Kingdom, Carlisle: Biblica Europe, 2011.- 1 185 с.
7. Библия. Современный перевод Библейских текстов.- М.: World Bible Translation Center, 2002.- 1150 с.
8. Хэдинг Джон. Книга пророка Даниила.- Ровно: Живое слово, 2006.- 204 с.
9. Уоррен Уирсби. Комментарий на Ветхий Завет. В 2-х т. Том II. Ездра - Малахия.- СПб.: Библия для всех, 2011.- 1 111 с.
10. Учебная Библия с комментариями Джона Мак-Артура.- Минск: Славянское Евангельское общество, 2004.- 2 201 с.
11. Щедровицкий Д.В. Пророчества Книги Даниила.- М.: Теревинф, 2003.- 278 с.
12. Даума Йохем. Дорогами Ветхого Завета. Т.4. Большие пророки.- Черкассы: Коллоквиум, 2012.- 280 с.
13. Толковая Библия. Комментарий на все книги Святого Писания. Под ред. Лопухина А.П. Том 2.- Минск: Харвест, 2001.- 1 312 с.
14. Новый Библейский комментарий в 3 ч. Ч.2. Ветхий завет. Псалтирь - Книга Пророка Малахии.- СПб.: Мирт, 2000.- 571 с.
15. Кетувим.- Йерушалаим: Мосад Арав Кук, 1978.- 394 с.
16. Словарь библейских образов.- СПб.: Библия для всех, 2005,- 1 423 с.
17. Мифы народов мира. Энциклопедия. Том 2.- М.: Советская энциклопедия, 1980.- 720 с.
18. Статья № 9 "Антихрист: кто же он?".
19. Большой библейский словарь.- СПб.: Библия для всех, 2005.- 1 503 с.
20. Мифы народов мира. Энциклопедия. Том 1.- М.: Советская энциклопедия, 1980.- 672 с.
21. Статья № 1 "Признак и знамение Второго пришествия Иисуса Христа".
22. Статья №2 "Гог из земли Магог: конец мира сего".
23. Ринекер Ф., Майер Г. Библейская энциклопедия Брокгауза.- Кременчуг: Християнська зоря, 1999.- 1 088 с.
24. Щедровицкий Д.В. Введение в Ветхий Завет. Пятикнижие Моисеево.- М.: Теревинф, 2001.- 1088 с.
25. Библейский справочник Геллея.- СПб.: Библия для всех, 2002.- 787 с.
26. Евангельский словарь библейского богословия.- СПб.: Библия для всех, 2000.- 1232 с.
27.  Эдлин Дж. Книга Даниила.- СПб.: Библия для всех, 2014.- 394 с.
28. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета в современном русском переводе.- М.: Издательство ББИ, 2015.- 1856 с.
29. Комментарии к Ветхому и Новому Заветам.- Минск: Фонд "Лютеранское культурное наследие", 2007.- 832 с.
30. Славянский библейский комментарий.- Киев: ЕААА, Книгоноша, 2016.- 1840 с.
31. Біблія або Книги Святого Письма Старого й Нового Заповіту.- Українське біблійне товариство, 1991.- 1256 с.
День Господень