Комментарии к Книге пророка Исаии. Мессианское царство (35:1-10, 66:19-24)

"Возвеселится пустыня и сухая земля, и возрадуется
страна необитаемая, и расцветёт как нарцисс  ... они
увидят славу Господа, величие Бога нашего" (Ис. 35:1,2)
 

1. Вступление


    Величайшими событиями в истории всех народов явятся День Господа [Л.1] и Великая скорбь [Л.2]. А также последующее за ними пришествие Бога [Л.3, 4] для установления Его царства на земле.
     Об этом царстве [Л.3] говорится как в ТаНаХе, например, Зах.2:10-12, 8:3-8, 14:9, 16-21; Соф.3:9-20; Ам.9:11-15, так в Новом Завете (Отк.11:15, 20:4-6). Нави Исаия, конечно же уделил такой важной теме значительное место в своих пророчествах.   
     Композиция ст.35:1-10, 66:19-24. 1. Введение, содержащее предсказание расцвета ранее опустошенной земли (35:1, 2).
         2. Изложение главной темы - мессианское царство:
             а) ободрение уцелевших во время великой скорби (35:3-6);
             б) видение обновления природы и людей (35:7-10, 66:22);
             в) паломничество народов в Иерусалим (66:19-23).            
         3. Заключение), предсказывающее участь отступников (66:24. 
     Главная тема. Будущее состояние природы и уцелевшего остатка людей в земном царстве под управлением Мессии.
     Цель написания. Утешить слушателей великой будущностью народа израильского, а также ободрить читателей пророчества, живущих в последнее время.
     Содержание. Пророк Йешайа провидит время, когда пустыня и сухая земля расцветут, станут подобны лесистым горам да равнинам (35:1, 2). Она обновится (66:22) благодаря обилию водных источников (35:6, 7).
    Однако произойдёт это не ранее, чем окончится День Господа, когда у людей опустятся руки, задрожат колени (35:3). Но Он спасёт их (ст.4), пройдут временные (психогенные) слепота, глухота, немота, ограничения движений (ст.5, 6). Избавленные Адонаем, по большой безопасной дороге возвратятся в Иерусалим, радуясь и веселясь (35:8-10).
     Паломники придут в город от всех народов (66:20), которым евреи возвестят славу Господа (ст.19). Все племена будут служить Ему (ст.21), приходить на поклонение (ст.23). Отступившие же от Бога погибнут (66:24).
     Проблема толкования. Данные пророчества следует толковать буквально или иносказательно символически.

2. Мессианское царство (35:1, 2)

     Евреи связывали установление царства Яхве Элохим на земле с появлением Мессии ([Л.6], евр. "Машиах", означает "Помазанник"). "Пророки, и прежде всего Исаия, предвещали Его приход" [Л.7, стр. 573].
    Например, такое мессианское предсказание содержится в 11:1-10. Где нави Йешайа провидит первое и второе пришествия Иеhошуа ха Машиах бен Давид - Иисуса Христа (Ин.4:25, 26). Также преображение природы, эту тему он развивает в главе 35.

   "Возрадуются пустыня и безводная земля, и возвеселится степь (дикая местность), и расцветёт, как лилия. Пышно расцветёт и веселиться будет, радуясь и ликуя (будет бурно ликовать и кричать от радости); слава Леванона дана ей, великолепие Кармэля и Шарона; они увидят славу Господа, величие Бога нашего" (35:1, 2, Масоретский текст [Л.8]; в скобках, текст из [Л.9]).

    Автор комментария [Л.10] считает, глава 35 "вводит нас в повествование о чудесном избавлении Иерусалима от ассирийского порабощения ..." (стр. 13). Иное мнение, стих 35:1 это "Народ иудейский во время вавилонского пленения" [Л.14].
    Однако большинство богословов относят пророчества главы 35 преимущественно к мессианскому тысячелетнему царству [Л.6, 11-13, 15, 25, 27].
    Но почему оживут (возрадуются) пустыня и сухая земля? почему необитаемая местность расцветёт словно лилия? Очевидно по причине неожиданного изобилия воды, если пророк под лилией подразумевал водяные цветы (рис.1).
   Действительно, Исаия видит как "пробьются воды в пустыне и в степи потоки" (35:6; 43:20), сухая земля станет источником вод (35:7).
    Адонай откроет на горах реки, в долинах - ручьи, пустыню сделает озером, "покроется источниками сухая земля" (41:18, пер.[Л.20]). Стихи 41:18, 43:20 опровергают мнение авторов комментариев [Л.12] об иносказательном характере ст. 35:1, 2.
    Многолетние растения покроют землю, как древние густые леса Ливан, горный массив в Сирии, Кармил, горную гряду в уделе Асира, Шарон, равнину у побережья Средиземного моря.
     В те дни обновлённые земля и люди (35:5, 6) "увидят славу Господа, величие Бога нашего" (ст.2, в).

3. Великая скорбь (35:3, 4)

   Однако новые землю, небо, славу Господа люди увидят не ранее, чем окончится Великая скорбь [Л.2]. Провидя физиологические расстройства и паническое состояние жителей земли в тот день [Л.1], нави посылает им ободрение.

    "Укрепите ослабевшие руки, и утвердите колена дрожащие (трясущиеся); Скажите робким душею (торопливым сердцем): будьте тверды (Укрепитесь), не бойтесь; вот Бог ваш, придёт отмщение, воздаяние Божие; Он придёт и спасёт вас" (35:3, 4; в скобках, Масоретский текст [Л.8]).

     Относя пророчество к мессианскому времени, авторы толкований [Л.6], тем не менее, пишут "в ближайшей перспективе представлено возвращение евреев из плена. Это их, "робких душею", стремится он поддержать ..." (стр. 78).
    Но в оригинале, "растерявшиеся" (пер. [Л.16]) обладают "торопливым сердцем" [Л.8], "кто робок сердцем" [Л.9]. Что указывает скорее на учащённое сердцебиение, а не робость души пленных евреев.
     В День Господа  загадочно-непонятный трепет сердца возникнет из-за физического явления резонанса. Совпадения низкочастотных колебаний земли, воды, воздуха с частотой собственных колебаний человеческих органов [Л.1].
     Резонанс вызовет трепет сердца и дрожание тела (21:4), тряску чресл, боли, судороги, спазмы мышц живота (ст.3), таяние сердца да тряску колен (Наум.2:10). Как видит Йешайа.
    "Оттого (Поэтому) руки у всех опустились (ослабеют), и сердце у каждого человека растаяло (изнеможет всякое сердце)" (13:7; в скобках, текст из [Л.8]). Бессилие охватит людей в День Господа (ст.6), когда "земля сдвинется с места своего" (ст.13, б).
     Поэтому пророк советует пострадавшим.  "Укрепите ослабевшие руки, и утвердите колена дрожащие (трясущиеся)(35:3). Не нужно бояться, ведь на помощь явится Сам Бог. "Он придёт и спасёт вас" (ст.4, "Он Сам грядет, и с Ним - спасение ваше" [Л.26]).

4. Функциональные расстройства (35:5, 6)

     Ослабевшие руки, трясущиеся колена, трепет сердца, судороги, боли, спазмы мышц (13:7, 24:3, 4, 35:3), смертельные угрозы жизни во время землетрясения (24:17-20) могут вызвать временные функциональные нервно-психические расстройства [Л.17].
   "Описание состояния, при котором глаза перестают видеть, уши - слышать, а сердце огрубевает, находят соответствие в медицинских текстах   и  в описаниях превращений, происходящих в человеке под действием страха" [Л.18, стр. 680-681].

    Нервно-психические расстройства выразятся, в частности, во временной потере зрения (амавроз) без анатомического нарушения структуры зрительных органов (рис.2).
    А также во временной потере слуха (истерическая глухота), т.е. избирательном неслышании окружающих звуков, но без нарушения чувствительности слуховых органов.
    Такая глухота часто сопровождается обратимыми нарушениями речи (Пс.37:14, Мих.7:16), потере звучности голоса (афония) либо полной немоты (мутизм).
     По окончании воздействия стрессоров на человека такие функциональные нервно-психические расстройства проходят. "Не будет уже затуманен взор у глядящих, и слушающие наконец услышат" (32:3, пер. [Л.20]). Об этом же пророк пишет в 35:5.

    "Тогда слепые прозреют (вернётся слепым зрение), глухие обретут слух (услышат глухие, ибо к ним возвратится слух)" (35:5, пер. [Л.26]; в скобках, текст из [Л.16]).

    Ещё одной психотической реакцией на вызывающие стресс события явится психогенный (реактивный) ступор [Л.17]. Внезапное двигательное расстройство, чаще всего выражающееся в потере нормальной способности стоять (астазия) или ходить (абазия). "Твои сыновья лежат без сил на всех перекрёстках, как серны, пойманные в сеть ..." (51:20, пер. [Л.20]).
    Удивительно, но Исаия точно описал и состоянии абазии, когда потерпевшие без сил "лежат по углам всех улиц" (ст.20, а) либо передвигаются хромающей спотыкающейся походкой, и амавроз - "как без глаз, ходим ощупью" (59:10).
     Временные нервно-психические расстройства, а именно хромота (абазия), немота (мутизм) также окончатся.
 
   "Тогда хромой вскочит (будет прыгать), как олень, и язык немого будет петь (кричать от радости); ибо пробьются воды в пустыне и в степи (местности дикой) потоки" (35:6; в скобках, текст из [Л.9]).

5. Изобилие воды в Палестине (35:7)

    Когда же прекратятся функциональные расстройства? и сбудутся  обещания: временно ослепшим возвратится зрение, глухим вернётся слух (35:5); потерявшие нормальную способность ходить запрыгают словно олени, а онемевшие радостно запоют (ст.6). 
    "Так случится, когда ручьи потекут в пустыне, по сухой земле" (35:6, б; [Л.16]).  Иными словами, тогда наступит мессианское время. Поэтому Йешайа провидит исцеление людей, а также изобилие воды даже в засушливых районах обетованной земли.

   "Сейчас люди видят миражи, но в то время настоящие озёра будут повсюду (Горячий песок превратится в заводь), вода будет бить из земли (жаждущая земля - в источники вод), и высокий тростник (трава, камыш) вырастет там, где жили  дикие звери (каменистые шакальи логовища)" (35:7, пер. [Л.16]; в скобках, текст из [Л.9]).

    "Шакалы или гиены любят места сухие.- Тростник и камыш - напротив растения, которые могут существовать только у воды" [Л.12, стр. 1099]. "Сухие земли оросятся тогда водами, и миражи пустынь (призрак вод) превратятся в настоящие озёра" [Л.6, стр. 78].
    В те дни. "Возвеселится пустыня и сухая земля, и возрадуется страна необитаемая, и расцветёт как нарцисс (лилия)" (35:1, рис.3).
     "Израиль сильно зависит от импорта (питьевой воды), поскольку собственные источники не обеспечивают даже минимальных потребностей" [Л.28, стр. 244].
    "Вода в Израиле была и остаётся ценным предметом потребления. В Тысячелетнем Царстве недостатка в ней не будет"  [Л.13, стр. 995]. 
     Но почему в Палестине с её пустынями и пересыхающими летом многими речками вдруг наступит обилие воды?
    По причине изменения геоморфологии местности из-за великого землетрясения (24:17-20), обещанного Йахвэ.  "Для сего потрясу небо, и земля сдвинется с места своего" (13:13, а).
    В результате потрясений, на бесплодных высотах откроются реки, в долинах пробьются ручьи, пустыня превратится в озеро, а сухая земля покроется источниками воды (41:18).
    "Счастье вас ждёт: вы станете сеять везде, где есть вода, повсюду пасти сможете своих быков и ослов" (32:20, пер. [Л.20]). Однако не раньше, чем "излиётся на нас Дух свыше ..." (ст.15-18).

6. Святой Путь (35:8, 9)

     Ещё одним последствием великого землетрясения (13:13, 24:19, 20; Отк.16:18) явится превращение гористой Иудеи в равнину (Ис.40:4, Зах.14:10).
     А Елеонская гора (гряда) разделится пополам "весьма большою долиною" (ст.4, б), открывая доступ к Йерушалаиму с востока (ст.4, в). Очевидно эту будущую широкую ровную дорогу видит Йешайа. "Здесь, имеется в виду дорога, ведущая избавленных назад в Иерусалим, к престолу Мессии, в буквальном и духовном смысле" [Л.13, стр. 996].
   
    "И будет ("пройдёт") там большая (гладкая) дорога, и путь по ней назовётся путём святым ("и дадут ему имя - "Святой Путь"); нечистый не будет ходить по нему; но он будет для них (избавленных, "странников") одних; идущие этим путём, даже и неопытные (неразумные), не заблудятся" (35:8; в скобках, текст из [Л.8], в кавычках - из [Л.25]).

    "Здесь, как в трёх предыдущих стихах, картина мессианского Царства. Пророк видит праведных паломников, вновь идущих в Иерусалим" [Л.6]. Путь массового паломничества "назовётся ... святым", так как ведёт в святой город, на святую гору, в Бейт Элохим - дом святого Бога.
     Человек с нечистой совестью "не будет ходить по нему". Но только избавленные Господом от слепоты, глухоты, немоты, хромоты (35:4-6), очищенные от грехов (1:18, 43:25). На Святом Пути к Богу не заблудятся неопытные, не собьются даже неразумные, ибо научатся стезям да заповедям Его (2:3).
  
   "Льва не будет там, и хищный зверь не взойдёт на него; его не найдётся там (Дорога та будет безопасна), а будут ходить искупленные (которых спасёт Бог)" (35:9; в скобках, текст из [Л.16]).

     Не ясно, следует ли понимать ст.9 буквально [Л.13, 28] или "как символ злых сил" [Л.6; Л.14], "символы злых людей и демонических сил" [Л.12]. После Дня Господа в живых останется очень мало животных (Соф.1:2, 3), поэтому на дороге, ведущей в Йерушалаим, действительно не окажется хищных зверей. С другой стороны, в параллельных стихах (Ис.11:6-9, 65:25) содержится явно символическое описание мира и гармонии в природе.

7. Возвращение в Иерусалим (35:10)

    Опасаясь разрушительных последствий глобального землетрясения жители покинут города, в том числе Йерушалаим [Л.19]. Затем по окончании стихийных бедствий уцелевшие вернутся, ибо там  Благословенный утешит их (66:13). 

   "И возвратятся избавленные Господом, придут (взойдут) на Сион с радостным восклицанием (с ликующими криками); и радость вечная будет над головою их (увенчает головы их) они найдут (обретут) радость и веселие, а печаль (скорбь) и воздыхание (вздохи) удалятся (прочь улетят)" (35:10; в скобках, текст из [Л.20]).  

    Отчего радуются да ликуют все жители, вернувшиеся в разрушенный город (24:10, 32:19) Йерушалаим? Развалины его также торжествуют и поют (52:9).
    Ликующее пение людей да развалин вызовет потрясающее событие [Л.3]. Они "своими глазами видят, что Господь возвращается в Сион" (52:8, рис. 4).
     Отныне радующиеся возвращению Йеhошуа ха Машиах обретут шалом, а преследовавшие их скорби улетят прочь.
    Более того, "радость вечная будет над головою их" (35:10, б). В современных переводах, "их головы увенчает вечная радость" [Л.9; Л.20], "будет короной на их головах" [Л.16].
     Конечно, эсхатологическое видение нави Йешайа можно истолковать как иносказание, символ, метафору.
    Однако в основании библейских символов обычно лежит нечто конкретное, реальное. Не случайно пророк ещё раз, почти дословно, повторяет ст. 35:10 в другой главе (51:11).
     Очевидно, Исаия видел (1:1) чудесное сияние над головой жителей Йерушалаима. Такой ореол он называет "украшение" (61:3; "венок красоты" [Л.9], "корона" [Л.16], "головная повязка" [Л.20], "венец" [Л.26]). Вместо падавших с неба пепла да пыли, уцелевшим в в дни Великой скорби, Машиах даст сияющий венец.
     Ибо весь город начнёт светиться от славы Господа (60:1, 2). "И придут народы к свету твоему, и цари - к восходящему над тобою сиянию" (ст.3).
     Отблеск этого необычайного сияния "будет короной на их головах" (35:10, [Л.16]), по крайней мере тех, кто взошёл на Храмовую гору. Всё пространство на её вершине  - "Святое святых" (Иез.43:12).

8. Евангелизация мира (66:19)

     Почему все народы и племена, собранные Господом (66:18), придут в Йерушалаим? Каким образом после разрушения всех видов информационных систем узнают о славе Его? Когда "Иерусалим будет центром внимания всего мира из-за присутствия Мессии" [Л.13, стр. 1045]. Устами пророка Адонай даёт такой ответ.

   "И положу на них (среди них) знамение, и пошлю из спасённых от них (из тех, кто уцелел) к народам: в Фарсис (Таршиш), в Пулу (Ливию) и Луду (Лидию), к натягивающим лук (где лучники обитают), в Тубалу (Тувал) и Явану (Грецию), на дальние острова (в далёкие приморские земли), которые (где) не слышали обо Мне и не видели славы Моей; и они возвестят народам славу Мою" (66:19; в скобках, текст из [Л.20]).

   "В контексте Тысячелетнего царства пришествие Господа Иисуса Христа будет сопровождаться дальнейшей евангелизацией всего мира, окончательным возвращением сынов Израиля и превращением Израиля в центр паломничества и мировую столицу" [Л.15, стр. 276].
    Истинно так. Но какое знамение (т.е. "знак") народам сотворит Господь для верного остатка? "Это знамение - Сам Иисус!" [Л.25, стр. 380]. Напротив, автор [Л.10]  полагает, знак может носить астрономический характер как новозаветная звезда с востока, или новое небо да земля (стр. 167).
     Однако о спасённых написано "положу на них знамение" (66:19), не на звезду, небо или землю. Очевидно таким знаком от Господа явится "радость вечная ... над головою их" (35:10), венок-украшение вместо пепла да пыли (61:3).
     Во дни древние от общения с Богом сияло лицо Моше (Исх.34:29-35). В грядущем, дивное сияние над головами иудейских евангелистов станет знамением. Положенным на них Господом (66:19, а), пребывающим в Бейт Элохим (ст.6). Из-за таинственного ореола над головой они "будут именоваться святыми" (4:3; 62:12).
    Цель миссионерских путешествий святых по всему известному тогда пророку миру (66:19, б),- рассказать об Иисусе Христе, возвращении Его, о сияющей над Йерушалаимом славе (60:1, 2).
     Услышав благую весть, представители всех народов и правители их придут в столицу мира на поклонение Иеhошуа ха Машиах (ст.3-7, 2:3). Даже "Египтяне  вместе с Ассириянами будут служить Господу" (19:19-25). Он взрастит справедливость да славу на земле "пред всеми народами" (61:11).

9. Дар Господу (66:20, 21)

    Реакция народов, узнавших благую весть о наступившем теократическом царстве, о чуде пребывании Царя в Йерушалаиме, не ограничится поклонением Ему (2:3, 49:7, 66:23).

   "Тогда ваших соплеменников (всех сестёр и братьев), что живут среди всех народов, привезут на лошадях и на колесницах, в крытых повозках (кибитках), на мулах и верблюдах - как дар (Они будут подобны дарам) Господу, в Иерусалим, на Мою святую гору,- говорит Господь.- Так (Они будут подобны дарам, которые) сыны Израиля несут в чистых сосудах (тарелках) хлебное приношение в Храм Господа" (66:20, пер. [Л.20]; в скобках, текст из [Л.16]).

   "Язычники, слыша о Божьей славе, будут способствовать возвращению верного остатка Израиля в качестве своего приношения Господу (43:6, 49:22)" [Л.13]. "Со всех концов земли евреи рассеяния будут возвращены в Иерусалим в знак уважения со стороны язычников" [Л.15, 28].
    Почему же евреев рассеяния привезут с использованием допотопных транспортных средств? лошадей, повозок, мулов, верблюдов. Увы, современный транспорт либо окажется уничтоженным в стихийных бедствиях, либо его нельзя использовать из-за разрушенных дорог, мостов, тоннелей, плотин, аэродромов [Л.1, 2].
    Перед пришествием Господа построится и освятится иерусалимских храм [Л.21]. Для служения в Бейт а-Микдаш, из-за нехватки людей, станут привлекать евреев, вернувшихся из рассеяния.

   "Из них буду брать (Я выберу некоторых из них) также в священники и левиты, говорит Господь" (66:21; в скобках, текст из [Л.16; Л.9]).

    "Грамматически, "из них" может относиться к вернувшимсям израильтянам, однако это маловероятно ..." [Л.15; Л.28]. Другие комментаторы утверждают, речь именно о возвращающемся остатке евреев [Л.6, 10, 13].  В работе [Л.12] примиряются обе точки зрения.
    "Во весь ветхозаветный период удел священства был привилегией лишь одного колена - Левиина. Теперь же, в те новозаветные времена, которые открыты здесь взору пророка, доступ к иерархическому служению получают все, достойные этого, не только из числа всех обратившихся иудеев, но и из среды крестившихся язычников" (стр. 1168).  
     Представители многих народов несут регулярное служение в храме, получив от Господа "уста чистые" (Соф.3:9), "будут выполнять функцию левитов и священников при иерусалимском храме" [Л.28, стр. 269].

10. Новое небо и новая земля (66:22)

     Среди христиан широко распространено мнение, основанное в частности на неверном толковании 2Пет.3:10, что в День Господень наша планета  полностью уничтожится.
    Взамен,  Всемогущий якобы сотворит новое небо и новую землю (Отк.21:1, на самом деле это видение Царства Небесного). Стихи Ис.66:22-24 позволяют исправить такое недоразумение.

   "Ибо как новое небо и новая земля, которые Я сотворю ("Я творю" [Л.26]), всегда будут (устоят и останутся) пред лицем Моим, говорит (возвещает) Господь, так будет (останется) и семя (потомство) ваше и имя ваше" (66:22; в скобках, текст из [Л.9]).

     Итак прежние земля, небо, солнце, луна, по милости Божьей устоят и останутся ("пребудут" в [Л.20], "упрочены будут" [Л.8]). Поэтому мнение авторов "земля будет уничтожена" [Л.23, стр. 416; Л.12, 13] ошибочно. Даже солнце уцелеет, вопреки утверждению "уже не будет Солнца" [Л.7, стр. 925]. Почему же землю и небо со светилами Йешайа видит новыми?
     Возможный ответ. "Новые условия жизни новозаветной церкви, среди которых исчезнут многие прежние привилегии народа иудейского и которые как бы обновят и самое лицо земли"  [Л.12, стр. 1168].
    Однако в ст. 22 ничего не говорится ни о прежних привилегиях людей, ни о символическом обновлении лица земли. Просто в мессианском царстве, его создаст Господь, земля не похожа на прежнюю как по рельефу, так климатическим условиям ([Л.5], рис.5).
     Окажется новым также небо: луна светит как солнце, а свет от солнца усилится всемеро, "солнце засияет в семь раз ярче" (30:26, пер. [Л.20]) по сравнению с  полумраком дней Великой скорби [Л.17].
   "Ибо вот, Я творю новое небо и новую землю, и прежние уже не будут воспоминаемы (не пребудет в памяти прежнее) и не придут на сердце (ум)" (65:17; в скобках, текст из [Л.9]).
   "Поскольку тысячелетнее царство символизирует возрождение после разрушения, этот природный ландшафт несёт определённые черты нового творения" [Л.24, стр. 1229].
    Как пребудет перед Господом новая земля, так останется для Него объектом особой заботы народ иудейский (66:22), "связанный с Ним особыми узами" [Л.6].
    В царстве возвратившегося Мессии, справедливый Царь в 32:1, народ также станет новым. Как правители-князья (ст.1, 2), так простые люди (ст.4-8). Духовно прозревшие, видящие славу Господа, внимающие слову Его (ст.3), твёрдые в благородстве своём (ст.8).
    На новой земле, под новым небом, веселье да радость воцарятся в Йерушалаиме (65:17-23). "И будет, прежде нежели они воззовут,- Я отвечу; они ещё будут говорить, и Я уже услышу" (ст.24).

11. Поклонение Господу (66:23, 24)

     Еврейский народ имел особые дни для поклонения Яхве Элохим. Среди них новолуния, когда каждый наступающий месяц посвящался Богу, и субботы - дни отдыха, совместных молитв, богослужения [Л.7]. Йешайа же провидит царство, где Благословенному так поклоняются ВСЕ народы.

  "Тогда из месяца в месяц (каждое новолуние), и из субботы в субботу (каждую субботу) будет приходить всякая плоть (все живущие) пред лице Мое на поклонение, говорит Господь" (66:23; в скобках, текст из [Л.20]).

     Из этого пророчества следует, к богослужению "допускается и в нём деятельно участвует "всякая плоть", а не одни лишь иудеи, как в Ветхом Завете" [Л.12]. "Всё человечество будет участвовать в поклонении Господу в разное время в земном Царстве Мессии" [Л.13]. Как обещано.
    "А иноплеменников ("чужеземцев" [Л.8]), что Господа чтут, служат Ему ... их приведу Я на гору святую Мою, в Доме молитвы Моём дарую им радость" (56:6, 7; пер. [Л.20]).
    В Доме молитвы для всех народов, священниками и левитами служат братья иудеям, т.е. христиане. "Некогда не народ, а ныне народ Божий" (1Пет.2:9, 10), священники Богу (Отк.5:10), служащие Ему плечом к плечу (Соф.3:9, Синод пер. "единодушно").
    Но такое единодушие в богослужении не может осуществляться "в разное время" [Л.13]. Оно также подразумевает восстановление празднований новомесячий и суббот, вопреки мнению авторов [Л.15, стр. 276]. Однако поклонение Господу не станет копией ветхозаветной формы богослужения (Евр.9:1 - 10:23).
   "Ибо религиозная система Тысячелетнего царства не будет тождественна иудаизму, но станет некоей новой вселенской формой религиозных воззрений и соответствующего им порядка - общими как для евреев, так и не-евреев ..." [Л.6, стр. 584; Л.22].
     Тогда все народы встанут на колена, преклонят головы и скажут. "Господь - наш судья, Господь - наш законодатель, Господь - наш Царь ..." (Ис.33:22, пер. [Л.9]). Они массово понесут в иерусалимский храм сокровища свои (Агг.2:7, пер. [Л.16]).
    Если жители земли в тысячелетнем царстве поклоняются Господу, то куда денутся люди, препиравшиеся с Создателем, отступившие от Него? В ответ пророк Исаия слышит от Йахвэ Цеваот ужасные слова.

   "И будут выходить (если они из города выйдут), и увидят трупы людей, отступивших от Меня (кто грешил против Меня): ибо червь их не умрёт и огонь (сжигающий) их не угаснет; и будут они мерзостью для всякой плоти (будет ужасаться им весь народ)" (66:24; в скобках, текст из [Л16]).

ЛИТЕРАТУРА

1. Статья "1. Комментарии к Книге пророка Исаии. День Господа (34:1-9, 13:1-13)".
2. Статья "2. Комментарии к Книге пророка Исаии. Великая скорбь (24:17-23, 2:10-22)".
3. Статья "6. Комментарии к Книге пророка Исаии. Пришествие Господа (40:1-5, 52:7-10, 60:1-3)".
4. Статья "10. Комментарии к Книге пророка Малахии. Ст.3:1-3; 4:1-6 - Пришествие Господа".
5. Статья "6. Комментарии к Книге пророка Михея. Глава 4 - Тысячелетнее царство".
6. Толкование Ветхозаветных книг. От книги Исаии по Книгу Малахии.- Ашфорд: Славянское миссионерское издательство, 1966.- 602 с.
7. Ринекер Ф., Майер Г. Библейская энциклопедия Брокгауза.- Кременчуг: Християнська зоря, 1999.- 1 088 с.
8. Первые и последние пророки.- Йерушалаим: Мосад Арав КУК, 1975.- 1 002 с.
9. Библия. Новый Перевод на Русский Язык.- Herrljunga, Sweden: Международное Библейское Общество, 2007.- 1 228 с.
10. Джон Ф.А. Сойэр. Комментарии к книгам Ветхого Завета. Книга пророка Исаии II. Том 14.- USA, Scottdale, ВСБ, 1993.-179 с.
11. Уоррен Уирсби. Комментарий на Ветхий Завет. В 2-х т. Том II. Ездра - Малахия.- СПб.: Библия для всех, 2011.- 1 111 с.
12. Толковая Библия. Комментарий на все книги Святого Писания. Под ред. Лопухина А.П. Том 1.- Минск: Харвест, 2001.- 1 168 с.
13. Учебная Библия с комментариями Джона Мак-Артура.- Минск: Славянское Евангельское общество, 2004.- 2 201 с.
14. Новая Женевская учебная Библия.- Hanssler-Verlag, 1998.- 2 052 с.
15. Новый Библейский комментарий в 3 ч. Ч.2. Ветхий завет. Псалтирь - Книга Пророка Малахии.- СПб.: Мирт, 2000.- 571 с.
16. Библия. Современный перевод Библейских текстов.- М.: World Bible Translation Center, 2002.- 1150с.
17. Статья №4 "Время великой скорби".
18. Библейский культурно-исторический комментарий. Часть 1. Ветхий Завет.- СПб.: Мирт, 2003.- 984с.
19. Статья № 13 "Числа".
20. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета, канонические. Современный русский перевод.- М.: Российское библейское общество, 2011.- 1 408 с.
21. Статья "9. Комментарии к Книге пророка Аггея. Стихи 2:6-9 - Последний храм".
22. Зауэр Э. Бог, человечество и вечность.- Киев: Союз ЕХБ Украины, 1991.- 208 с.
23. Библия для нашей жизни. Новый Завет.- Международное Библейское общество, 1999.- 687с.
24. Словарь библейских образов.- СПб.: Библия для всех, 2005.- 1 423 с.
25. Дерек Т. Исаия.- Минск: Полиграфкомбинат им. Я.Коласа, 2013.- 400 с.
26. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета в современном русском переводе.- М.: Издательство ББИ, 2015.- 1856 с.
27. Славянский библейский комментарий.- Киев: ЕААА, Книгоноша, 2016.- 1840 с.
28. Прокопенко А.В. Вестники Царства: Богословие ветхозаветных пророков.- Харьков: Глобус, 2016.- 414 с.
День Господень