Комментарии к Книге пророка Исаии. Великая скорбь (24:17-23, 2:10-22)

"Ужас и яма и петля для тебя, житель земли!
Тогда побежавший от крика ужаса упадёт в яму;
и кто выйдет из ямы, попадёт в петлю; ибо
окна с небесной высоты растворятся и
основания земли потрясутся"
(Ис. 24:17, 18)
 

1. Вступление

     Автор работы [Л.1] отмечает. "Исаия предсказывает будущие события, не указывая их точную последовательность и разделяющие их промежутки времени" (стр. 945).  
     Поэтому как первая статья [Л.2], так и последующие комментарии изложены в хронологической последовательности событий последнего времени.
     Композиция ст.24:17-23, 2:10-22. 1. Введение, содержащее предсказание будущих бедствий (24:17).
         2. Изложение главной темы - Великая скорбь:
            а) глобальное потрясение земли Йахвэ (24:18-21);
            б) последствия великого землетрясения для жителей земли (24:22, 2:10-21).
         3. Заключение, призывающее людей не надеяться на человека (2:22).
     Главная тема. Время великой скорби, День Господа, когда Он накажет мир за зло, сокрушив всю землю.
     Цель написания. Показать беспомощность людей перед будущим гневом Адоная и побудить нечестивых к покаянию.
    Содержание. Исаия предупреждает читателей о предстоящих ужасных бедствиях (24:17), так как небесные окна отворятся (ст.18), потрясутся основания земли (2:18-20). Яхве Элохим посетит небесное воинство и правителей на земле, накажет их (24:21, 22), затем воцарится в Йерушалаиме (ст.23).
    Пророк советует спрятаться в пещеру или землю (2:10), когда наступит День Господа (ст.11, 12). В результате сокрушения земли, падения деревьев, оседания холмов, разрушения гор, башен, стен, уничтожения кораблей, исчезновения идолов (2:13-18) унизится величие и гордыня человечества (ст.11, 17). Люди спрячутся в землю, перестанут поклоняться кумирам, надеяться на всемогущество человека (ст.19-22).
    Проблема толкования. Стихи 24:17-23, 2:10-22 являются эсхатологическими или это аллюзия на события книги Бырэйшит, или падения Ассирии, или вавилонского плена евреев.

2. Ужас, яма и петля (24:17, 18)

    Предыдущая статья [Л.2] оканчивается комментарием на Ис.13:13 о глобальном землетрясении. Его вызовет столкновение крупного небесного орудия гнева Яхве Цеваот с поверхностью Земли.
     "Для сего потрясу небо, и земля сдвинется с места своего от ярости Господа Саваофа, в день пылающего гнева Его" (13:13).
     В главе 24 Йешайа продолжает тему, предсказывая последствия опустошения земли, гибель её жителей, бесплодие почвы (24:1-13). В том числе он описывает видение страшного землетрясения (ст.17-20), "вселенские масштабы разрушения" [Л.25, стр. 823].
 
    "Ужас и яма и петля (сеть, "ловушки") для (ждут) тебя, житель (обитатель) земли! Тогда побежавший ("народ") от крика ужаса (кто убежит, крики ужаса услышав) упадёт в яму ("многие провалятся в ямы"); и кто выйдет (выберется) из ямы, попадёт в петлю (сеть, "другие ловушки"); ибо окна с небесной высоты растворятся (распахнулись вышние створы), и основания земли потрясутся (содрогнулись!)" (24:17, 18; в скобках: текст из [Л.3], в кавычках - из [Л.4]).

    Практически все комментаторы единогласны,- в главе 24 речь о последних днях [Л.1, 5-9 и др.]. Это эсхатологическая "великая скорбь" (Мт.24:21), она же "великая гибель" (Иер.4:6). "Страшная картина последнего суда над грешной землёй ..." [Л.9, стр. 62; Л.5, стр. 604]. "Вне всяких сомнений, здесь рассказывается о событиях космического масштаба. Бог приходит судить мир!" [Л.23, стр. 161].
    Тем не менее, некоторые богословы считают Ис.24:17, 18 аллегориями [Л.8], метафорами [Л.10]. Аллюзией на существовавшие в древние времена способы охоты у евреев: замаскированные ямы, ямы-западни [Л.22], а также петли, силки или сети [Л.11, стр. 583]. На самом деле Йешайа, используя охотничью терминологию, говорит о буквальной гибели людей в "ямах".

    Потому что в распадающейся от землетрясения земле (24:19) внезапно образуются глубокие провалы и трещины (рис.1) шириной до 10 метров, длиной до нескольких километров [Л.12].
     В такие неожиданные ямы-ловушки с криком ужаса упадут обитатели земли (24:18, а; Пс.140:7). Если же кто сумеет выбраться из ямы, тотчас попадёт в сеть (24:17, б; Пс.9:16).
     Сетью для ног пострадавших, охваченных неописуемым ужасом (ст.18, б), явятся реактивные психозы [Л.13].
    В частности психогенный ступор - внезапное двигательное расстройство, потеря нормальной способности ходить (абазия) и/или стоять (астазия).
    Тогда у быстрого "не станет силы бежать", сильный не соберётся с силами, мужественный "не спасёт своей жизни" (Ам.2:13, 14).
    Ослабевшие люди спотыкаются,  без сил падают наземь,  как предсказано "будете лежать в муках!" (Ис.50:11, пер.[Л.3]). Словно беспомощное животное, запутавшееся в сетях (8:15). Переполненные гневом Эль Шаддай, сражённые грозным гласом Его (51:20).
     Причиной губительного катаклизма, когда "основания земли потрясутся" (24:17, г), послужат не сейсмические волны и тектонические разрывы в "основании" земли. Нет. Они сами явятся следствием того, что "окна с небесной высоты растворятся" (ст.17, в), а небо потрясётся (13:13, "в Древнем мире считали, что небо было твёрдым диском или куполом" [Л.17, стр. 581; Л.11, стр. 552]).
    С небосвода упадёт меч Яхве (34:5), язык Его (30:27), он же как бы большая гора, пылающая огнём (Отк.8:8). Отчего "земля сдвинется с места своего" (Ис.13:13, б). Она снова сбросит с себя народы, осквернившие её (Лев.18:28). В то время даже кости человеческие будут выброшены из гробов (Иер.8:1).

3. Глобальное землетрясение (24:19, 20)

    Сильнейший удар массивным небесным телом сдвинет Землю с места (13:13). По-научному, изменит орбиту и скорость её вращения вокруг своей оси.
    Импакт также вызовет обширные смещения масс, большие разрывы в земной коре, даже в верхней мантии! сильные подземные толчки, колебания земной поверхности, сейсмические волны. В точности как предсказывает нави Йешайа, естественно до научным языком.

   "Земля сокрушается ("Раскалывается" [Л.3]), земля распадается ("разверзается" [Л.4]), земля сильно потрясена" (24:19; "Земля рушится, земля раскалывается, земля жестоко дрожит" [Л.14]).

     Эсхатологическое пророчество 24:19 производит ещё более сильное впечатление в одном из современных переводов. "Задрожит земля, затрепещет, сокрушится до основания, в разные стороны расползётся" [Л.24].
     Понятно, пророк видит не процессы внутри коры или мантии, но их катастрофические последствия на земле. Провалы, ямы, рвы, трещины (24:17, 18, 22; Отк.16:19), внезапно возникающие в земле, которая раскалывается, разверзается, расползается в разные стороны (Ис.24:19).
     Кроме того, поверхность земли взволнуется - "качается земля, колеблется земля!" (ст.19 б, пер.[Л.3]), "будет подниматься и опускаться" словно речная волна (Ам.8:8, 9:5). Как в похожем видении нави Йешайа.

   "Шатается земля, как пьяный, и качается ("раскачивается"), как колыбель (хижина на ветру), и беззаконие её (отступничество, "грех") тяготеет на ней ("тяжким грузом"); она упадёт, и уже не встанет" (24:20; в скобках: текст из [Л.14], в кавычках - из [Л.3]).

     Образы шатающегося пьяного человека или раскачиваемой хижины ("шалаш" [Л.15, 24]) понадобились провидцу, чтобы передать впечатление от вида трясущихся гор, тающих холмов, качающейся словно волна земли, расползающейся в разные стороны. Как об этом написано в других библейских стихах (Иер.4:24, Наум.1:5, Пс.59:4).
     Удивительно, однако ветхозаветный нави считает причиной вселенской катастрофы отступничество от Бога людей с нечистыми устами. Грех, отягощающий мир (24:20, 13:11), лежащий во зле (1Ин.5:19).
     Оттого антропоморфно персонифицированная пророком земля "упадёт, и уже не встанет" (24:20, в) как в прямом, так переносном значениях. В прямом, всё будет разрушено, упадут и уже не поднимутся горы, утёсы, холмы, башни, стены, все овдовевшие города (2:12-17, 30:25; Иез.38:20, Отк.16:19).
     Также, в переносном смысле, сей род человеческий "упадёт", т.е. истребится (Ис.1:28, 13:9, 12, 34:1-3), "уже не встанет" (24:20) в прежнем количестве, величии, могуществе; не сделает себе имя.

4. Наказание и утешение (24:21-23)

    Итак в результате глобального землетрясения (24:17-20), когда "земля сдвинется с места своего" (13:13), на суше всё будет разрушено и сожжено (рис.2).
    Случится это в тот день, День Господа [Л.2], в момент Богоявления [Л.16]. Тогда Адонай Цеваот посетит землю (29:6), вместе с таинственными орудиями гнева Его (13:4-6).

   "И будет в тот день, посетит (накажет) Господь воинство выспреннее (небесное) на высоте (небесах) и царей земных на земле" (24:21; в скобках, текст из [Л.14]).

    Считается, словами "небесное войско" [Л.4], "небесное воинство" [Л.3, 24] или "воинство небесное" [Л.14] Йешайа называет ангелов [Л.1, 6, 8, 17]. Или "духовные силы, восставшие против Творца" [Л.25, стр. 823], духов зла, противостоящих Богу [Л.5, 7, 9, 18]. Однако, в данном случае, такое мнение ошибочно.
     "Выражение "воинство небесное" ... имеет два совершенно разные значения: первое относится к звёздам, а второе - к Божьему небесному войску, то есть, по всей видимости, к ангелам" [Л.11, стр. 667].
     Воинством на высоте небес пророк, несомненно, называет звёзды (40:26, 45:12). А "небесное воинство"  это падающие истлевающие звёзды (34:4), по-научному "метеорные тела" [Л.19].
     Под царями земными имеются в виду все правители последнего времени, ответственные за низкое моральное и духовное состояние своих народов, за нечестие, за беззакония. Как поступит с ними Всемогущий в день Свой?

   "И будут собраны вместе, как узники, в ров ("брошены в яму" [Л.3]), и будут заключены в темницу, и после многих дней будут наказаны (судимы, [Л.4])" (24:22).

    В работе [Л.17] утверждается "автор говорит о заключении в темницу не земных царей, а иных существ (ангелов)" (стр. 710). Но это не так. Воинство небесное "истлеет" (34:4), а попадут в ров именно земные правители.
    На Древнем Востоке узников содержали во рвах или ямах [Л.9]. В День Господа, когда потрясутся основания распадающейся земли, многие упадут в провалы, ямы, трещины (24:17-19). В том числе цари земные "будут заключены" в такую подземную "темницу" (возможно, преисподняя [Л.4, 9], т.е. Шеол, как в ст.5:14).
     После "многих дней" пребывания в Шеоле они подвергнутся суду (Отк.20:11-13), "будут наказаны" (Ис.24:22, в; Отк.20:15).
     Исаия заканчивает словами утешения, ободрения, радости рассказ о жутком видении Великой скорби ("здесь, по мнению ряда комментаторов, описана участь погибших во время великой скорби" [Л.25, стр. 824]).

    "И покраснеет луна, и устыдится солнце, когда Господь Саваоф воцарится на горе Сионе и в Иерусалиме, и пред старейшинами Его будет слава" (24:23, "явит славу Свою" [Л.24]).

   Некоторые комментаторы ошибочно считают,- в ст.23 имеются в виду затмения луны и солнца [Л.10]. Но затмения продолжаются от нескольких минут, видимое солнечное затмение, до нескольких часов (видимое лунное).
     На самом деле, по окончании йом Адонай луна покраснеет ("устыдится", [Л.4]; "смутится" [Л.14]), по причине насыщения атмосферы Земли грубо дисперсными аэрозолями. Соответственно на многие месяцы изменится диффузное излучение неба [Л.20].
     Солнце же устыдится ("будет посрамлено" [Л.3], "пристыжено" [Л.15]) от ослепительного сияния славы Господа, восходящей над Йерушалаимом (60:1-3, 19). Когда Он "будет править -  на горе Сионе" (24:23, [Л.24], царствовать тысячу лет (Отк.20:6). "В ст.24:23 предсказывается наступление Тысячелетнего Царства Господа" [Л.25, стр. 824].

5. Великая скорбь (2:10, 11)

     "В Библии упоминается период великой скорби, который постигнет землю и будет превышать по степени тяжести все страдания, которые человечество испытывало до сих пор" [Л.18, стр. 1418].
     Что же делать жителям земли перед наступлением чрезвычайных обстоятельств? указанных пророком в 24:17-22. Йешайа даёт практичный ценный совет.
     
   "Спрячься в скале, в землю заройся ("прячься от величия силы Его" [Л.4]) в страхе ("от ужаса" [Л.15]) пред Господом, перед сиянием ("из-за блеска" [Л.3]) Его величия" (2:10; пер. [Л.24]).

    "Исаия рисует ужасающую картину, описывая, как люди пытаются скрыться от Бога среди скал" [Л.11, стр. 1073]. Но почему нужно прятаться от величия силы Эль Шаддай, из-за блеска славы Его, от ужаса пред Ним? Зачем нави советует "спрячься  в скале" (пещере [Л.6, 9]), "в землю заройся"?
     Ответы на эти возможные вопросы слушателей Йешайа даст позднее, когда обратится с пророческой речью ко всем народам (34:1-9). Когда расскажет о видении небесного войска Йахвэ, орудий гнева Его, предназначенных "сокрушить всю землю" (13:2-13, 24:17-22).
     При сокрушении земли Богом, т.е. столкновении с её поверхностью крупных небесных тел [Л.2, 12], возникнут сверхзвуковые ударные волны из раскалённых газов, минеральной пыли, песка с температурой до 700 000 °С [Л.20].
     Провидец называет их "пламенем всепожирающего огня" (29:6), а также "дуновение Господа", зажигающее погребальный костёр, "как поток серы" (30:33). Из-за чего реки превратятся в смолу, даже земля станет горящей смолой (34:9; 2Пет.3:10), а люди сгорят словно пакля (Ис.1:31).
    "И будут народы, как горящая известь, как срубленный терновник, будут сожжены в огне" (33:12; "Люди будут гореть, пока их кости не превратятся в известь, люди сгорят быстро, словно кусты и колючки" [Л.4]).
     Не только кости человеческие, но даже камни превратятся в истолчённую известь (Ис.29:7, пер. [Л.15]) - продукт обжига материалов, содержащих карбонат кальция [Л.18].

    От высокотемпературных ударных волн, движущихся со сверхзвуковой скоростью, и крупномасштабных пожаров можно укрыться в пещерах, а ещё лучше в земле (2:10, а), в норах (ст.19, пер.[Л.3]).
    ВСЁ возвышающееся над поверхностью земли обречено на уничтожение (2:11-17, рис.3).
   "Это будет время ужасных страданий. Природа будет опустошена. Миллионы людей погибнут ..." [Л.5, стр. 588].
    В те скорбные дни исполнится ещё одно пророчество.

   "Поникнут гордые взгляды человека (Глаза надменного потупятся), и высокое людское унизится (гордыня людская будет унижена); и один Господь будет высок (возвеличен) в тот день" (2:11; в скобках, текст из [Л.14]).

6. Унижение гордого да высокомерного (2:12-18)

     Всё гордое высокомерное может унизить только потрясение. Таким потрясением для надменных обитателей земли, а также гордых деревьев, высоких гор, возвышающихся холмов и построек, кораблей с дорогими товарами явится Йом Адонай (2:11-17).

   "Ибо грядет день Господа Саваофа (Цеваота) на всё гордое (на каждого надменного) и высокомерное и на всё превознесённое (каждого вознёсшегося),- и оно будет унижено,-
     И на все кедры Ливанские, высокие и превозносящиеся (гордые), и на все дубы Васанские, И на все высокие горы, и на все возвышающиеся холмы,
     И на всякую высокую башню, и на всякую крепкую стену, И на все корабли Фарсисские (Таршишские), и на все вожделённые украшения (вещи) их" (2:12-16; в скобках, текст из [Л.15]).
 
    "В Ис.2:12-21 показано столь всеобъемлющее разрушение, что люди будут прятаться в пещерах" [Л.11, стр. 263]. Действительно, самое распространённое слово в 2:12-16 это "все" (всякий, каждый), указывающее на всеобщий характер катастрофы. От близких к Йеуде территорий Леванона и Васана до самого, в то время, далёкого Таршиша (совр. Испания).    
     Согласно грозного пророчества Исаии, разрушится "всё превознесённое". Всё, что опирается на землю или воду, возвышаясь над ними: здания, башни, вышки, мосты, плотины, деревья, горы, высокие холмы, острова, корабли, морские платформы и т.д.  
    "Как бы стоя высоко над землёй, пророк одним взглядом охватывает все земные царства в смятении их" [Л.9, стр. 18]. Высокотехнологичные царства, низвергнутые наземь с высоты гордого могущества Владыкой всего сущего, Господом воинств.

    "И падёт (унижено будет) величие (гордость) человеческое ("Тогда они перестанут быть гордыми"), и высокое людское унизится (поникнет надменность людей); и один (только) Господь будет высок (возвеличен) в тот день. И идолы совсем ("навсегда") исчезнут" (2:17, 18; в скобках: текст из [Л.15], в кавычках - из [Л.4]).

    Великая скорбь окончится именно так, как утверждает Йешайа. Полным уничтожением всего гордого высокомерного. Посрамлением надменного в своём величии человечества, падением его научно-технического могущества.
     Как предсказано, "погибнет мудрость их мудрецов, не останется разума ("померкнет разум" [Л.24]) у разумных" (29:14, пер.[Л.3]). "Высокомерный человек мнит себя существом, подобным Богу, и в этой мании величия терпит крах" [Л.22, стр. 177].
    Только один Адонай Элохим возвеличится в тот день (2:11, 17). Более того, "идолы совсем исчезнут". Невероятно! такого никогда не было в истории человечества. Однако другие ветхозаветные пророки утверждают тоже самое (Соф.2:11, Зах.13:2, Мих.5:13, Наум.1:14, Иез.37:23).

7. День Господа (2:19)

    Перед наступлением Йом Адонай, как советует нави Йешайа, следует войти в пещеру или спрятаться в землю (2:10). Очень многие жители земли поступят именно так.

   "И войдут люди в расселины скал ("Побегут в пещеры прятаться") и в пропасти земли (уйдут в норы, под землю, "в норы земляные") от страха Господа и от славы (из-за блеска, "перед сиянием") величия Его, когда Он восстанет сокрушать ("сотрясать") землю (Поднимется Он - ужаснётся земля!)" (2:19; в скобках: текст из [Л.3], в кавычках - из [Л.24]).

    При чтении ст.19 в современных переводах [Л.3, 15, 24] может сложиться впечатление, люди спрячутся в расселины скал и уйдут в норы-убежища "из страха пред Господом". Иными словами, страх возникнет по причине появления собственно Яхве.
    Однако Синодальный перевод "от страха Господа" (как в [Л.14]) более точен. Ибо указывает на нечто (например, страшный знак от Йахвэ), свидетельствующее о незримом присутствии Всемогущего.
    Такой необычный знак люди, убежавшие "в пещеры и в ущелья гор" (Отк.6:15), называют лицом "Сидящего на престоле" (ст.16). Йешайа использует ту же синекдоху "горы растаяли бы от лица Твоего ... от лица Твоего содрогнулись бы народы" (64:1, 2).

    Иные библейские наименования устрашающего знамения: уста Бога (11:4, 30:27; Пс.17:9, Отк.19:15), колесница Его (66:15), знамя (13:2), точило (63:3; Отк.19:15), светильник (Соф.1:12), тайник Его силы (Авв.3:4). Все эти определения означают, скорее всего,  радиант (рис.4).
    Мощный радиант метеорного потока устрашит любого человека, не имеющего страха Божьего. Поднявшего голову к небу, блистающему от одного края до другого [Л.19].
    Как происходило нечто подобное 13 ноября 1833 года над североамериканским континентом. "Это явление было такое страшное, что люди думали, что это всё - наступает конец света ..." [Л.21, стр. 91].
     Но тот день оказался только предупреждением лукавому роду сему. Однако люди  вместо покаяния, спрячутся в убежища, когда Яхве Элохим "востанет сокрушать ("сотрясти", [Л.14]) землю" (2:19).

8. Не надейтесь на кумиров (2:20-22)

    На кого надеяться обитателям земли в дни Великой скорби? Нави Йешайа получил такое видение (1:1).

  "В тот день человек (люди) бросит (выбросят) кротам и летучим мышам серебряных своих идолов и золотых своих идолов, которых сделал себе для поклонения им (бросят их в ямы, где обитают кроты и летучие мыши)" (2:20; в скобках, текст из [Л.4]).

    Только теперь пережившие День Господа перестанут надеяться на своих кумиров, прекратят поклоняться им. Но ещё 2 700 лет назад сказано человеку "великим стыдом покроются надеющиеся на идолов" (42:17, б). Но почему статуэтки бросят ("упрячут в тёмные норы" [Л.6]) кротам и летучим мышам? да ещё в ямы!
   "Как и люди, идолы ищут спасения от славы Господа в укрытиях, но, лишённые возможности передвигаться, переносятся туда низшими животными" [Л.17, стр. 676]. Поклонники предоставят своим кумирам спасаться самостоятельно, побегут без них.

   "Чтобы войти ("лишь бы спрятаться") в ущелия скал и в расселины гор (в трещинах утёсов) от страха Господа и от славы (блеска, "перед сиянием") величия Его, когда Он восстанет сокрушить ("сотрясать") землю (Поднимется Он - ужаснётся земля!)" (2:21; в скобках: текст [Л.3], в кавычках - из [Л.24]).

    В этих чрезвычайных обстоятельствах, когда ужаснётся сама земля, кумиры не помогут. Возможно следует надеяться на помощь ближнего своего? Нет, пророк решительно заявляет.

   "Перестаньте надеяться на человека, чья жизнь хрупка, как его дыхание ("скоротечен он, как дыхание его" [Л.24]). Разве он что-то значит?" (2:22, пер.[Л.14]).

    Призыв Йешайа и его обоснование, становятся понятнее в одном современном не дословном переводе. "Вы не должны больше доверять другим людям своё спасение, они всего лишь люди и, как все люди, смертны. Не думайте, что они сильны, как Бог" [Л.4].
     Истинно так! В дни Великой скорби не нужно надеяться на кумиров да человеков, а только на Искупителя своего, как написано.
   "Когда ты будешь вопить (кричать о помощи) , спасёт ли тебя сборище (идолов) твоё?- всех их унесёт ветер, развеет дуновение; а надеющийся на Меня наследует землю и будет владеть святою горою Моею" (57:13, в скобках, текст из [Л.14]).

ЛИТЕРАТУРА

1. Учебная Библия с комментариями Джона Мак-Артура.- Минск: Славянское Евангельское общество, 2004.- 2 201 с.
2. Статья "11. Комментарии к Книге пророка Исаии. День Господа (34:1-9, 13:1-13)".
3. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета, канонические. Современный русский перевод.- М.: Российское библейское общество, 2011.- 1 408 с.
4. Библия. Современный перевод Библейских текстов.- М.: World Bible Translation Center, 2002.- 1150с.
5. Уоррен Уирсби. Комментарий на Ветхий Завет. В 2-х т. Том II. Ездра - Малахия.- СПб.: Библия для всех, 2011.- 1 111 с.
6. Толковая Библия. Комментарий на все книги Святого Писания. Под ред. Лопухина А.П. Том 1.- Минск: Харвест, 2001.- 1 168 с.
7. Новый Библейский комментарий в 3 ч. Ч.2. Ветхий завет. Псалтирь - Книга Пророка Малахии.- СПб.: Мирт, 2000.- 571 с.
8. Джон Ф.А. Сойэр. Комментарии к книгам Ветхого Завета. Книга пророка Исаии I. Том 13.- USA, Scottdale, ВСБ, 1993.-243 с.
9. Толкование Ветхозаветных книг. От книги Исаии по Книгу Малахии.- Ашфорд: Славянское миссионерское издательство, 1966.- 602 с.
10. Новая Женевская учебная Библия.- Hanssler-Verlag, 1998.- 2 052 с.
11. Словарь библейских образов.- СПб.: Библия для всех, 2005.- 1 423 с.
12. Статья №3 "День Господень".
13. Статья №4 "Время великой скорби".
14. Библия. Новый Перевод на Русский Язык.- Herrljunga, Sweden: Международное Библейское Общество, 2007.- 1 228 с.
15. Первые и последние пророки.- Йерушалаим: Мосад Арав КУК, 1975.- 1 002 с.
16. Статья "3. Комментарии к Книге пророка Аввакума. Глава 3 - Богоявление".
17. Библейский культурно-исторический комментарий. Часть 1. Ветхий Завет.- СПб.: Мирт, 2003.- 984с.
18. Большой библейский словарь.- СПб.: Библия для всех, 2005.- 1 503 с.
19. Статья №1 "Признак и знамение Второго пришествия Иисуса Христа".
20. Статья №2 "Гог из земли Магог: конец мира сего".
21. Проп. Іван Барчук. Пояснення на книгу Об’явлення.- Київ: Дорога правди, 1993.- 288с.
22. Ринекер Ф., Майер Г. Библейская энциклопедия Брокгауза.- Кременчуг: Християнська зоря, 1999.- 1088 с.
23. Дерек Т. Исаия.- Минск: Полиграфкомбинат им. Я.Коласа, 2013.- 400 с.
24. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета в современном русском переводе.- М.: Издательство ББИ, 2015.- 1856 с.
25. Славянский библейский комментарий.- Киев: ЕААА, Книгоноша, 2016.- 1840 с.
День Господень