Комментарии к Книге пророка Софонии. День Господень

"Итак ждите Меня, говорит Господь, до того дня, когда Я восстану
для   опустошения, ибо Мною определено собрать народы, созвать
царства, чтоб излить на них негодование Моё, всю ярость гнева
Моего; ибо огнём
ревности Моей пожрана будет вся земля" (Соф.3:8)
 

1. Вступление

     Имя пророка Софонии, в еврейской транскрипции Цефанйа, означает "тот, кого защищает Яхве", "Яхве укрывает". Единственный ветхозаветный пророк, родословная которого известна до четвёртого колена, что свидетельствует о знатности его рода. 
     Возможно, Софония являлся праправнуком благочестивого Езекии, иудейского царя. Цефанйа жил и пророчествовал в Иерусалиме во время правления царя Иосии [Л.5, 29], являлся современником Иеремии, начавшего своё пророческое служение в 13-й год царствования Иосии [Л.1-4].
     Время написания книги. Согласно надписания (1:1), в период правления царя Иосии (640-609 г.г. до Р.Х.). Пророчество произнесено, по-видимому, между 622 годом, когда первосвященник Хелкия обнаружил в храме свиток закона, и 612-м, годом разрушения ассирийского города Ниневия [Л.1-8].
      Композиция, очень похожа на Книгу пророка Иоиля:
        1. Введение (1:1), представляющее автора.
        2. Изложение главной темы - День Господень:
             а) всё будет истреблено с лица земли (1:2-7);
             б) Яхве посетит землю (1:8-12);
             в) наступит день гнева (1:13-18).
        3. Отступление (2:1-3) для призыва к покаянию.
        4. Продолжение описания событий дня Господня:
             а) суд над народами (2:4-15, 3:8);
             б) суд над Иерусалимом (3:1-7).
         5. Заключение, содержащее видение будущего царства Господа на земле (3:9-20).
     Главная тема. День Господень - эсхатологическое время, когда Всемогущий Бог вмешается в человеческую историю для суда, личного пришествия, установления Своего царства на земле.
      Цель написания книги. Предупредить иудеев и другие народы о неотвратимости наказания от Бога за нечестие. "Этот термин (День Господень) не нов, и пророк знал, что он вызовет страх у слушателей" [Л.5, стр. 1196].
     Содержание. Адонай Элохим сообщает Своему народу об уничтожении всего живого на земле, в том числе иудеев, отступивших от Него (1:2-6). Произойдёт это в дни посещения Господом земли, в ночь, когда Он осмотрит Иерусалим со светильником (1:7-12).
     В день гнева, скорби, тесноты, опустошения, разорения никакие богатства не спасут согрешивших против Бога, так как землю пожрёт огонь (1:13-18). Оттого пророк призывает народ к покаянию, изменению жизни, поиску смирения и скромности (2:1-3).
     Опустошительному суду подвергнется вся земля, все четыре стороны света. На западе Филистия и её города, на востоке жители Моава да Аммона, на юге Эфиопия, на севере территория Ассирии (2:4-15, 3:6). В разрушенных городах не останется ни одного жителя. Нечистая Иудея, осквернённый Иерусалим также не смогут избежать неотвратимого Божьего наказания (3:1-7).
     После излияния гнева Всемогущего на все народы, когда огнём и мечом Его будет пожрана вся земля (3:8), уцелевшие, в смирении призовут имя Господа, пребывающего среди них, станут служить Ему как один народ (3:9-20).
     Проблемы толкования. Следует ли воспринимать выражение "Всё истреблю с лица земли ..." (1:2, 3) буквально или метафорически, словно гиперболу. Пророчество уже сбылось или ему предстоит осуществиться в будущем. Какая армия Цеваот уничтожит всё живое на земле.

2. Слово от Господа (1:1-3)

    Нави Цефанйа, подобно Йоэйлу, начинает своё пророчество с указания на его принадлежность Господу. В надписании также перечислена родословная пророка, сообщается время его пророческого служения.

     "Слово Господне, которое было к Софонии (Цефанйе), сыну Хусия (Куши), сыну Годолии (Гедальи), сыну Амории (Амарьи), сыну Езекии (Хизкии), во дни Иосии (Иошийау), сына Амонова (Амона), царя Иудейского (Йеуды)" (1:1; в скобках, Масоретский текст [Л.9]).

    Полученное Софонией откровение настолько его поразило, что он сразу же без всякого вступления спешит сообщить слушателям потрясающее известие, дважды повторяя "это слово Адоная".

     "Всё истреблю ("смету") с лица земли (Я разрушу всё на земле!), - говорит Господь: (Я) Истреблю ("вымету") людей и скот (животных), истреблю ("вымету") птиц  небесных (в воздухе) и рыб морских (в море), и соблазны  вместе с нечестивыми ("заставлю упасть злодеев"); (Я) истреблю людей с лица земли, говорит Господь" (1:2, 3; в скобках: текст из [Л.10], в кавычках - из [Л.25]).

     "Это кошмарное видение истребления Богом всего живого с лица земли" [Л.18, стр. 869]. "Бог провозглашает суд, сравнимый с потопом ... Господь истребит всё творение" [Л.30, стр. 1086].
     Однако означают ли ст.2, 3 аллюзию на потоп во времена Ноя? по версии авторов [Л.5, 18]. Полное уничтожение всех людей, животных, птиц и рыб на земле. Как утверждает Йоэйл "никому не будет спасения" (Иоил.2:3, в).
     Нет. Не смотря на современный перевод Соф.1:2, 3, близкий к оригиналу. "Еврейское слово, переведенное как "истреблю", значит "стереть полностью" [Л.1].  Как в одном из современных переводов "сотру человека с лица земли" [Л.26].
    Всемогущий истребит НЕ всех жителей, что хорошо видно из дальнейших стихов (2:9, 11, 3:9-13). Тем не менее, массово погибнут живые организмы (рис.1) из всех природных экологических сообществ: человеческого, царства животных, мира растений, микромира водорослей и одноклеточных организмов (Отк.8:7-11, Ис.24:1-6, Ос.4:3).
     Для суда Всемогущий использует сотворённые Им "небо и землю, и море и источники вод" (Отк.14:7, 8:5-12). А также истребителя народов - "Я приведу от севера бедствие и великую гибель" (Иер.4:6, 7).
    Физические механизмы истребления [Л.22] следующие. Птиц небесных - очень высокая температура воздуха (до 400 °С). Рыб - значительное повышение температуры поверхности воды (до 90 °С), а также гидродинамические импактные волны. Люди, животные, растения погибнут от ударных волн из раскалённых газов и каменной пыли, пожаров, цунами, землетрясений, пострадают от высокой температуры поверхности земли (до 300 °С).
     Неправильно считать, ст.2, 3 относятся только к Иудее, такое мнение противоречит стихам 3:6, 8. Похожее слово от Господа о гибели Едома в день Адоная получил нави Овадйа (Авд.1-16), Египта - пророк Йехэзкэйл (Иез.32:1-8). Об истреблении Иудеи, Египта, Филистии, Едома, Моава и других стран сообщает провидец Йирмейа (Иер.25:15-38).
     В Брит Хадаша (Новом Завете) предсказывается гибель людей по всей земле (Лк.17:26-30, Мт.13:38-42, 24:22, 2Пет.3:6, 7). Поэтому отрывок Соф.1:2, 3, как и стихи 14-18, не являются поэтической метафорой, чрезмерным преувеличением с целью усиления впечатления, т.е. гиперболой, как ошибочно считается в работах [Л.4, 18].

3. Всё истреблю с лица земли (1:4-6)

    В Библии неоднократно говорится о буквальном всемирном характере кары Господней за нечестие людей (Иоил.2:1-11, Авд.15, Ис.13:5-12, 24:1-22, Мт.13:38-42, Мк.13:20, 2Пет.3:6-10, Отк.6:12-17, 8:9-11, 9:18; и т.д.). Конечно же наказание коснётся Йеуды, обрушится на жителей Йерушалаима.

    "И простру руку Мою (Я накажу) на Иудею и на всех жителей Иерусалима; истреблю с места сего остатки (всё, что осталось от поклонения) Ваала, имя жрецов (чужих богов) со священниками.
    И тех, которые на кровлях поклоняются воинству небесному, и тех поклоняющихся, которые клянутся Господом
(обещали поклоняться Мне) и клянутся царём своим (поклоняются лжебогу Молоху).
     И тех, которые отступили от Господа, не искали Господа и не вопрошали о Нём
(перестав просить Его о помощи)" (1:4-6; в скобках, текст из [Л.10]).

     Детство Цефанйа пришлось на время правления нечестивого  иудейского царя Манассии [Л.4, 6]. Когда в стране и её столице продолжали поклоняться идолам, как в царствование Ахава (3Цар.16:29-33). В частности процветали культы хананейского бога плодородия Ваала (Баал, Балу), поклонения астральным божествам ("воинству небесному"), а также верховному богу аммонитян Молоху, в оригинале  "Милкому" [Л.6], богу преисподней. Его именем клялись иудеи.
    Такое многовековое идолопоклонство не удалось уничтожить даже религиозными реформами царя Иосии. В глазах еврейского пророка, иудеи равнодушно повернулись спиной к Яхве; отступили от Него, не ищут Его, не обращаются к Нему (1:6). Оттого они истребятся (Зах.13:8), вместе с объектами поклонения, жрецами, священниками чужих богов (Соф.1:4).
     К какому времени относится предсказание? "Прежде всего пророчество Софонии в этой его части (1:4-2:3) явно говорит о гибели нечестивых иудеев при вторжении в Иерусалим вавилонской армии (в 586 г. до Р.Х.)" [Л.4, стр. 532].
    Однако нашествие халдеев на Иудею носило локальный характер даже по масштабам древнего Ближнего Востока. Цефанйа же предсказывает эсхатологическое уничтожение всей экосферы (1:2, 3), гибель известных ему народов на всех четырёх сторонах света (2:4-15, 3:6, 8).
    Примирить две точки зрения может учёт пророческой перспективы, т.н. "спрессованное время" [Л.4, стр. 178, 429]. Когда ближайшее ко времени произнесения пророчества событие, опустошение Йеуды, разрушение Йерушалаима и храма, гибель людей сливается с отдалённым - истребление всего живого на земле [Л.5, стр. 347, Л.15].
    Например, как спрессованные во времени предсказания Йехэзкэйла, Йешайа, Йирмейа о нашествии войск вавилонского царя Навуходоносора II и эсхатологическом дне Господнем (Иез.30:3-10, 32:2-15, Ис.13:1-16, Иер.25:9-38).

4. День Господень (1:7-9)

        Слушатели, поражённые пророческой вестью о грядущем наказании, подумали или возможно спросили нави: "что же нам делать?" Провидец отвечает так.

     "Умолкни ("молчите") пред лицем Господа Бога, ибо близок день Господень (День для суда Господа над людьми). Уже приготовил Господь (жертву) жертвенное заклание ("резню"), назначил кого позвать (и званые Его приготовились к трапезе)" (1:7; в скобках: текст из [Л.10], в кавычках - из [Л.9]).

     Софония называет это мрачное время "день Господень". "Выражение, которое использовали пророки ВЗ ... для обозначения момента когда Бог активно вмешивается в ход истории, прежде всего для суда"  [Л.5, стр. 347; Л.18, стр. 262, 263].
      В те дни нужно не только умолкнуть перед Господом, но следует рыдать, как советуют пророки.
    "Рыдайте; ибо день Господа близок, идёт как разрушительная сила ("гибель" [Л.26], "разорение" [Л.28]) от Всемогущего" (Ис.13:6; Иоил.1:13-15), "рыдайте! о, злосчастный день! Ибо близок день, так! близок день Господа, день мрачный; година ("время беды") народов наступает" (Иез.30:2, 3; Иер.4:8, 9).
     День Господень "это особое время Божьего суда в глобальном масштабе, когда суд изольётся не только на одного человека, один народ или какую-то ограниченную территорию, а сразу на многие (или даже все) народы земли" [Л.31, стр. 192].
     Однако какую таинственную трапезу в день суда Яхве над народами (Соф.1:7) имеет в виду Цефанйа? Очевидно ту же самую "великую вечерю Божию" из видения Иоханана об истреблении народов с лица земли в последние дни (Отк.19:15-18).
     Прообразом новозаветного видения пира послужила Иоанну "пасхальная жертва Господу" (Исх.12:3-8, 27). Именуемая Софонией  "жертвенное заклание" (Соф.1:7,  в Масоре "резня") в День Господень. "Уничтожение, подготовленное Богом, иронически называется "жертвенным закланием" [Л.18, стр. 869].
      Накануне праздника Пэсах жертвенное заклание, т.е. пасхальных агнцев, священники резали в иерусалимском храме, после полудня, в три смены [Л.11, стр. 352], а кровь сливалась в Кедронскую долину. Подобно священнику в храме, Адонай на Пасху приготовит "жертвенное заклание" (Соф.1:7, б).
     Такой "пасхой" окажется не только народ Иудеи, как полагают авторы  [Л.1, 5, 24, 29], но ВСЕ люди [Л.3]. Отвернувшиеся от заповедей Господа, засевающие землю обманом, наполняющие её злодеяниями. Они будут обязательно наказаны.   
     Вот. "Господь выходит из жилища Своего, чтобы судить (покарать) народы за сотворённое ими зло (преступления). И явит земля (всю) кровь убитых и больше не скроет их (перестанет скрывать)" (Ис.26:21, пер. [Л.10]; в скобках, текст из [Л.25]).    
     Маловероятно, что теми кого Эль Шаддай назначил позвать к пасхальной трапезе являются древние халдеи (вавилоняне), как считается в работах [Л.1, 6, 8, 24, 29]. Ведь по уставу "никакой иноплеменник не должен есть" пасху (Исх.12:43).
     Далее нави Софония, перечисляя кого именно накажут, передаёт прямую речь Адоная.
    
     "И будет в день жертвы (резни) Господней ("Господнего жертвоприношения"): Я посещу (накажу) князей и сыновей царя ("предводителей") и всех, одевающихся в одежду иноплеменников (иноземцев); Посещу (накажу) в тот день всех, которые ("суеверно" [Л.28]) перепрыгивают через порог, которые дом Господа своего наполняют насилием (злодеянием) и обманом ("предательством")" (1:8, 9; в скобках: текст из [Л.9], в кавычках - из [Л.10]).
   
     Внешними признаками иудеев, отпавших от Яхве, служили ношение знатью и богачами чужеземной одежды. А также суеверное перепрыгивание через порог дома, очевидно в подражание жрецам филистимского божества Дагона, они перепрыгивали порог его храма [Л.7, 10]. Внутри же иудеи исполнены неправды, зла, обмана - оттого "суд у Господа с жителями сей земли" (Ос.4:1-3).

5. Великое разрушение на холмах (1:10, 11)

     Что же произойдёт в День Господень с городом Йерушалаим, с его жителями при посещении Цеваот Элохим народа Своего?
     
    "И будет в тот день, говорит Господь, вопль у ворот рыбных (люди будут взывать о помощи) и рыдание у других ворот и великое разрушение на холмах (И услышат они громкий шум разрушений на холмах вокруг города). Рыдайте, жители нижней части города (станете рыдать), ибо исчезнет (истреблены будут) весь торговый народ, и истреблены будут обременённые серебром (богатые купцы)" (1:10, 11; в скобках, текст из [Л.10]).

    Вопль означает "громкий крик в момент испуга, страха угнетения" [Л.2]. Призывы о помощи, рыдания наполнят Йерушалаим: от ворот рыбного рынка до других ворот (Мишнэ), очевидно в северной части города [Л.4].
    Крики населения вызовет "великое разрушение на холмах" (ст.10), точнее "страшный грохот с холмов" ([Л.26], рис.2).
   Громкий шум разрушений явится следствием небывалого великого землетрясения, оно разделит столицу на три части, сокрушит все языческие города (Отк.16:18, 19).
   Невиданное по разрушительным последствиям глобальное землетрясение "в день пылающего гнева Его" (Ис.13:13) предсказывают многие библейские пророки.
    Йешайа (Ис.24:18-20, 29:6), Йоэйл (Иоил.2:10, 3:16), Миха (Мих.1:2-4), Йирмейа (Иер.4:24), Йехэзкэйл (Иез.38:19, 20; в работе [Л.12, стр.834] написано "под великим землетрясением, по-видимому, подразумеваются космические катаклизмы").
    После такой космическо-сейсмической катастрофы гористая Иудея станет подобна равнине (Зах.14:10). В её столице произойдёт "великое разрушение на холмах" (ст.10, очевидно на холмах Мория и Сион [Л.4]).
     Оттого будут рыдать "жители нижней части города" (Махтэйша), буквально "сидящие в ступе", т.е. "народ будет ощущать себя как бы растираемым в ступе" [Л.2, стр. 952]. Погибнут все торговцы (1:11), в Масоре "кенаанейцы" [Л.9], т.е. потомки народа ханаанского. Долина Кедрон заполнится костями древних жителей Йерушалаима, выброшенными из гробов (Иер.8:1-3, Иез.37:1, 2).

6. Посещение Адонаем Иерусалима (1:12-14)

      Удивительно, но Яхве Элохим обещает лично посетить Йерушалаим. С целью наказать живущих беззаботно, отступивших от Него в равнодушии своём.

    "И будет в то время, Я со светильником осмотрю Иерусалим (в поисках самодовольных) и накажу тех, которые сидят (подобных вину) на дрожжах своих и говорят в сердце своём: "не делает Господь (ничего:) ни добра, ни зла" (1:12; в скобках, текст из [Л.26]).

    Здесь Софония напоминает иудеям о Бдикат Хамец, важном религиозном ритуале, начинавшемся перед Пэсах. Тогда глава семьи, в окружении детей, обыскивал своё жилище со светильником или свечой, чтобы обнаружить квасное (хамец) и удалить его из дома [Л.13, 14]. Во исполнение требования Элоах (Исх.12:19).
    Но оскверняет человека не дрожжевой хлеб, а то что исходит от него: "злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния (распутство), кражи, лжесвидетельства, хуления (клевета)" (Мт.15:17-19). В этом состоит грубое нарушение церемонии подготовки пасхального Седера духовно нечистым, равнодушным к Богу народом.
    Тёмной пасхальной ночью в "день жертвы (резни) Господней" (Соф.1:8) Адонай Цеваот обыщет Йерушалаим со светильником. Он обнаружит закваску греха (ст.12) и уничтожит её (13-18).
    Древние считали, "земные предметы являют собой лишь отображения небесных, но обе субстанции имеют каждая свои измерения" [Л.19, стр. 653]. Так отображением маленького земного светильника явится огромный радиант  на небе [Л.15]. Светильник Всемогущего превратит тёмную ночь в ясное утро.
     О том, что день Господень придёт ночью пишет апостол Пётр (2Пет.3:10), а также Павел (1Фес.5:2). В эти дни современная безбожная цивилизация рухнет ... уже никогда не встанет в прежнем могуществе своём.

     "И обратятся богатства их в добычу ("будут расхищены" [Л.26]) и домы их - в запустение: они построят домы, а жить в них не будут, насадят виноградники, а вина из них не будут пить" (1:13).

     Как написано, так произойдёт. "Имущество тех, кто разбогател неправедным путём, будет выброшено  на улицу и подвергнется разграблению" [Л.29, стр. 554]. Отступивших от Бога постигнет утрата материального благополучия, запустение домов, потеря почвой плодородия.
    Наступит ли разорение Йеуды из-за вавилонского нашествия? Несомненно. Однако у ветхозаветных пророков "страдания в ближайшем будущем относятся обычно к вавилонскому плену, а в далёком будущем - к великой скорби" [Л.23, стр.53]. Полностью ст.13 сбудется только в День Господа, который стремительно приближается.

   "Близок великий день (суда) Господа, близок - и очень поспешает (Этот день быстро приближается): уже слышен голос дня Господня ("страшный шум поднимется в день Господа"). Горько возопиёт тогда и самый храбрый! (Горек будет плач людей в этот день, и зарыдают даже храбрые воины!) " (1:14; в скобках: текст из [Л.10], в кавычках - из [Л.26]).

    Выражение "день Господень" встречается как в ТаНаХе, так в Новом Завете. Например, в пророчествах Йоэйла (Иоил.1:15, 2:1, 11), Амоса (Ам.5:18, 20), Овадйа (Авд.15), Зехарйа (Зах.14:1), Йешайа (Ис.2:12, 13:6), апостола Петра (2Пет.3:10), апостола Павла (1Фес.5:2).
     Согласно древним воззрениям евреев, "всё время делилось на два века: век нынешний - совершенно непоправимо плохой, и век грядущий - Золотой век Божий. А между ними - День Господень - страшный и ужасный. В этот день мир будет разбит вдребезги и родится другой мир ..." [Л.16].
     В видениях пророков, Йом Адонай погубит множество людей, животных, птиц, рыб, растений; разрушит города, опустошит землю. Поэтому он часто называется днём погибели, бедствия, опустошения, скорби, разорения. День тот поразит  ВСЕХ жителей планеты (Лк.21:35), его не следует считать как одни сутки (Ис.34:8).
     Громкий голос Дня Господа ("гул" [Л.28]) в день гнева слышит не только Софония (1:14), но и нави Йешайа (Ис.30:30, 33:3), Йоэйл (Иоил.2:11, 3:16), Амос (Ам.1:2). Иеремия уточняет,- голос Яхве это страшный гром (грохот) с высоты, с небес, из жилища Его (Иер.25:30). Но отчего горько завопит даже самый храбрый человек? услышав голос Йом Адонай.

7. День гнева, опустошения, тьмы (1:15, 16)

      Основная тема ветхозаветных пророков "день Господень, который часто связывается с понятием тьмы" [Л.5, стр. 1254].
     Так тайновидец Иоиль, описывая нашествие небесного воинства в День Господа (Иоил.2:1-11), характеризует его как время тёмное, мрачное, пасмурное, туманное. Очень похожими словами говорит о нём Цефанйа.

     "День гнева - ("будет") день сей, день скорби (бедствия) и тесноты (несчастья, "страданий"), день опустошения (разрушения) и разорения , день тьмы и мрака, день облака ("черных туч") и мглы" (1:15, в скобках: текст из [Л.9], в кавычках - из [Л.28]; "Бог покажет Свой гнев в это время, в день страшных бедствий и разрушений" [Л.10]).

    В Новом Завете о будущей невиданно великой скорби, она также означает физические страдания, мучения, боль [Л.18, стр. 1079], предупреждает Иисус Христос (Мт.24:21).
     Но почему ветхозаветный пророк такими странными загадочно-непонятными эпитетами (тьма, мрак, мгла) характеризует день Яхве? день, скорее похожий на ночь. Точнее "ни день, ни ночь", как пишет о нём Зехарйа (Зах.14:1, 7).
     Дело в том, что небывалое землетрясение, от него "великое разрушение на холмах" (Соф.1:10), будет вызвано сильнейшим импактом (ударом). Когда с громким трубным звуком в море упадёт "как-бы большая гора, пылающая огнём" (Отк.8:8), а на землю - "звезда", открывающая колодец в бездну (9:1, 2).
     В результате мощных тепловых взрывов в атмосферу попадут колоссальные объёмы пара, минеральной пыли, золы, сажи, пепла (дым в Отк.9:2), иных грубо дисперсных аэрозолей.
     Отчего "помрачилось солнце и воздух от дыма" (ст.2), на треть (!) снизится интенсивность освещения поверхности земли (8:12, рис.3).
     Во время многодневных круглосуточных дождей наступит полный мрак (Отк.16:10, Ам.5:18, 20, Ис.5:30), поэтому придёт "день тьмы и мрака, день облака и мглы" (Соф.1:15).
    Опустошение, разорение, физические страдания, скорбь да несчастья принесёт День гнева жителям земли. Провидец называет его "днём скорби и муки, днём гибели и разрушения" (1:15; пер. [Л.26]. С чем сравнить его?

    "День трубы и бранного крика против укреплённых городов и высоких башен" (1:16; "Он будет похож на военное время, когда в укреплённых городах и на сторожевых башнях раздаются звуки горнов и труб" [Л.10]).

    Пророк Йоэйл сравнивает День Господень с нашествием необычной саранчи (Иоил.1:6, 2:2, 4, 7-10). Софония использует иной образ, уподобляет осаде вражеским войском укреплённых городов под громкие трубные звуки.

8. Реактивные психозы (1:17, 18)

      Что же сделает Адонай с осаждёнными жителями Земли? со всех сторон окружёнными небесным воинством Его.

    "И Я стесню людей, и они будут ходить (бродить), как слепые, потому что они согрешили (грешили) против Господа (Много людей будет убито), и размётана будет кровь их, как прах (кровь будет литься по земле), и плоть их - как помёт (трупы будут устилать землю, как навоз)" (1:17; в скобках, текст из [Л.10]).

     Цефанйа утверждает, Эль Шаддай стеснит жителей земли, т.е. резко ограничит свободу их передвижения. Более того, "они будут ходить, как слепые". В совр. переводе "Я пошлю на людей такую беду, что они станут бродить, как слепые" [Л.26].
      "Слепота, о которой идёт здесь речь, может быть буквальным описанием тех страданий, которые предстоит пережить Иуде" [Л.30, стр. 1088]. Но как понимать сущность этих страданий, аллегорически по версии [Л.24]? Нет.
     В бедственных условиях разорения да скорби (1:15), когда всё живое истребляется с лица земли (ст. 2, 3), а люди разбегаются с криками ужаса (Ис.24:17-19, Иер.49:5, Иез.7:27), у пострадавших могут возникнуть временные психотические расстройства (реактивные психозы). Такие как:
      а) психогенный (реактивный) ступор - внезапное двигательное расстройство, чаще всего проявляется в потере нормальной способности стоять и ходить ("астазия/абазия");
       б) истерические психозы, их клиническим проявлением явится, в частности, временная психотическая слепота; оттого в Соф.1:17 написано "как слепые" - "они, подобно слепым, будут топтаться на месте" [Л.2, стр. 490].
     То же самое эсхатологическое видение людей  в состоянии истерической слепоты и астазии/абазии, ранее открылось нави Йешайа (Ис.59:9-11).
    "Осязаем (ощупываем) как слепые стену ("натыкаемся на стены"), и, как без глаз, ходим ощупью; спотыкаемся ("и падаем") в полдень, как в сумерки ("даже днём мы не видим"), между живыми - как мёртвые (во мгле - как мертвецы)" (Ис.59:10; в скобках: текст из [Л.9], в кавычках - из [Л.10]).
    Однако наказание народов слепых, хотя у них есть глаза, и глугих, хотя у них есть уши, не ограничится временными психотическими расстройствами. Кровь людей разольётся по земле, а бесчисленные трупы разбросаны по весенним полям как навоз (Соф.1:17; Ис.26:21, Иер.25:33).

     "Ни серебро их, ни золото их не может спасти их в день гнева Господа, и огнём ревности (негодования) Его пожрана будет вся эта земля (всё на земле спалит), ибо истребление, и при том внезапное, совершит Он (страшный конец уготован Им) над всеми жителями земли" (1:18, в скобках, текст из [Л.28]; "Господь сокрушит всю землю, и полностью истребит всех людей, живущих на земле" [Л.10]).   
  
     Ни серебром ни золотом нельзя утолить голод, не наполнить желудки в Дни гнева (Иез.7:16-19). Богатства не могут спасти отступивших от Господа, ибо только в Нём спасение (Деян.4:12). Потому что "придёт день, пылающий как печь", чтобы сжечь всех, поступающих нечестиво (Мал.4:1), "никому не будет спасения от него" (Иоил.2:3).
      Уничтожение всего живого на земле огнём гнева Яхве Цеваот не является метафорой. Корень еврейского слова гнев означает "горячее дыхание". В данном случае, огромный радиант на небе - уста Йахвэ (Ис.11:4, 30:27, 28), из них исходит горячее дыхание ударной волны. Она обогнёт весь земной шар, ею "пожрана будет вся эта земля" (Соф.1:18, "сгорит вся земля" [Л.26]).

9. Советы пророка необузданному народу (2:1-3)

     Слушателей Софонии, по-видимому, сильно напугала и глубоко опечалила вызывающая чувство страха речь нави. Поэтому они нуждались в его утешении, обличении, наставлении.  Удивителен первый совет Цефанйа, весь пронизанный духом Брит Хадаша.

  "Исследуйте (раскаивайтесь) себя внимательно ("измените свою жизнь"), исследуйте (раскайтесь), народ необузданный (бесстыдный), Доколе не пришло определение (приговор) - день пролетит как мякина ("и не пролетели благоприятные дни, как гонимая ветром мякина" [Л.26]) - доколе (пока) не пришёл на вас пламенный гнев Господень, ("измените же свою жизнь") доколе не наступил для вас день ярости Господней" (2:1, 2; в скобках: текст из [Л.9], в кавычках - из [Л.10]).

    Пророк Йоэйл, после предупреждения о нападении таинственного небесного воинства Цеваот и опустошения земли в День Господень (Иоил.2:1-11), призывает народ к покаянию (ст.12-14). Мудрые наставления даёт также Цефанйа: исследовать своё бесстыдство, раскаяться, изменить жизнь. Как это сделать, содержание второго совета необузданному народу.

   "Взыщите (просите) Господа, все смиренные (скромные) земли, исполняющие законы (заповеди) Его; взыщите правду (ищите справедливости), взыщите смиренномудрие (ищите скромности); может быть, вы укроетесь (будете защищены) в день гнева Господня" (2:3; в скобках, текст из Масоры [Л.9]).

    Покаяние производит смирение, смирение побуждает искать Господа, стремиться к познанию Его, исполнению заповедей Его, к праведности да кротости. Это единственный путь к возможному спасению в день гнева, утверждает ветхозаветный пророк.

10. Наказание жителей Филистии, Моава, Аммона (2:4-9)

      Софония, сделав отступление для призыва бесстыдных людей к покаянию (2:1-3), опять возвращается к главной теме своего пророчества - разорению всей земли в Йом Адонай.
     "В великий день Господень все народы земли предстанут перед Божьим судом" [Л.1, стр. 1021]. "Суд распространяется на все стороны света и постигает на западе землю Филистимскую и острова язычников, на востоке - Моав и Аммон, на юге - Эфиопию, а на севере - Ассирию" [Л.2, стр. 490].

    "Ибо Газа будет покинута и Аскалон опустеет (будет лежать в руинах), Азот будет выгнан среди дня (к полудню) и Екрон искоренится (опустеет). Горе жителям приморской страны, народу Критскому! Слово Господне - (и для вас) на вас, Хананеи, земля Филистимская! Я истреблю тебя, и не будет у тебя жителей, -" (2:4, 5; в скобках, текст из  [Л.10]).

    Здесь идёт речь о филистимлянах, западном соседе, враге иудеев, которых они продавали в рабство другим народам (Ам.1:6-8). Города Газа, Аскалон, Азот, Екрон и не названный Геф являлись административными центрами пяти округов Филистии (евр. "Пелиштим"). Они находились в прибрежной полосе восточной оконечности Средиземного моря.
     Филистимлян также называли хананеями (2:5) или народом критским,  в более древние времена переселившимся с острова Крит (Кафтор). Все жители страны покинут её днём; опустеют, а затем разрушатся их города (ст.4) морскими волнами. Ибо "море восшумит (заревёт) и возмутится (разбушуется)" (Лк.21:25, в). Но что же произойдёт с приморской территорией потом?

   "И будет приморская страна ("пастбищем") пастушьим овчарником ("лугами пастушьими") и загоном для скота. И достанется (будет принадлежать) этот край остаткам (тем, кому удалось выжить) дома Иудина, и будут пасти там (их стада будут пастись на этих пастбищах) и в домах Аскалона будут вечером отдыхать (они будут лежать в опустевших домах), ибо Господь Бог их посетит их ("позаботится о них") и возвратит плен их ("прежнее благоденствие")" (2:6, 7; в скобках: текст из  [Л.10], в кавычках - из [Л.25]).

     После Йом Адонай приморская страна с её городами превратится в пустое поле, пригодное только для выпаса скота. Принадлежит же она уцелевшему остатку иудеев, о нём вспомнит Господь, вернёт его из чужих стран. С западного направления пророк переводит свой взор на восток (от Йерушалаима).

   "Слышал Я поношение (глумление) Моава и ругательства (издевательства) сынов Аммоновых, как они издевались (глумились) над Моим народом и величались ("возвеличивали себя") на пределах ("границах") его" (2:8; в скобках: текст из [Л.25], в кавычках - из [Л.9]).

     На востоке соседями Иуды являлись жители стран Моава и Аммона, кровные родственники евреев по линии праотца Лота, племянника Авраама (Быт.19:37, 38). Они принесли много горя да страданий народу завета, постоянно враждуя с ним.
     Язвительные насмешки сыновей Моава, оскорбительные слова сынов Аммоновых относились не только к иудеям, но распространялись на их Бога [Л.4]. Он слышит издевательства, торжественно и грозно отвечает на них.

    "Посему, живу Я! (так же верно, как то, что Я жив) говорит Господь Саваоф, Бог Израилев: Моав будет, как Содом, и сыны Аммона будут, как Гоморра, достоянием крапивы (порастут сорняками), соляною рытвиною (земля будет покрыта солью), пустынею на веки (будут разрушены навсегда); остаток народа Моего возьмёт их в добычу, и уцелевшие из людей Моих получат их в наследие (унаследует её и всё, что на ней)" (2:9; в скобках, текст из [Л.10]).

11. Дождь из серы и огня (2:10, 11)

    Почему провидец сравнивает судьбу Моава с участью древнего города Содом, а будущеее Аммона - с долей Гоморры? Потому что для наказания будут использованы такие же орудия гнева Всемогущего.
      Во времена Лота, порочных жителей долины Сиддим и сами города: Седом, Амора, Адма, Цевоим уничтожил необычный дождь из серы да огня [Л.17], "от Господа с неба" (Быт.19:24, 25).  
      Падение метеорных тел (рис.4) Давид называет дождём из горящих углей, огня, серы (Пс.10:6, 17:9). Йеошуа, сын Нуна,- большими камнями с небес (Иис.Н.19:11), а Йехэзкэйл - каменным градом, огнём, серой (Иез.38:22).   
    В День гнева такой "дождь" от Господа истребит все города древних Моава и Аммона. Их территория превратится в пустыню, покроется солью, зарастёт сорняками; она станет принадлежать уцелевшему остатку иудеев (ст.9), как Филистия (ст.7). Но за что, Господи, такое жестокое наказание?

   "Это им - за высокомерие (гордыню) их, за то, что они издевались (глумились) и величались (бесчинствовали) над народом Господа Саваофа. Страшен будет для них Господь; ибо истребит (унизит) всех богов  земли, и Ему будут поклоняться (все люди) - каждый со своего места (в своей стране) - все острова народов (народы в каждом краю)" (2:10, 11; в скобках, текст из [Л.25]).

     Закон возмездия, установленный Творцом вселенной, действует во все времена. Что посеет народ, то  пожнёт, "оравшие нечестие и сеявшие зло пожинают его" (Иов.4:8). Всё высокомерное превозносящееся уничтожится в день Адонай Цеваот (Ис.2:12-18), так как "избежать периода великой скорби невозможно" [Л.5, стр. 1196].
    Невероятно. Но Исаия (2:18) и Софония (2:11) утверждают,- на земле не останется ни идолов ни богов (сегодня только в общеиндуистском пантеоне тысячи божеств!). Всех богов земли развенчает Господь, одному Ему начнут поклоняться все народы [Л.6]. Каждый на месте своём, так как "все острова народов" (ст.11) означают "языческий мир в его совокупности" [Л.4].

12. Наказание жителей Ефиопии и Ассура (2:12-15)

     Самым опасным южным соседом Иудеи всегда был Египет. Ефиоплянами, они же кушиты, назывался народ, живший в верховьях реки Нил. К югу от первого порога, на территориях современного Судана, южного Египта, северной Эфиопии [Л.4, 7].

     "И вы, Ефиопляне (кушиты), избиты будете мечем Моим (от Моего меча падёте)" (2:12; в скобках, текст из [Л.26]).

     Под ефиоплянами, по-видимому, подразумеваются все жители Египта [Л.1, 30] или жители верховья Нила [Л.29]. Египтом  некоторое время (с 712 по 670 г.г. до Р.Х.) правила эфиопская (кушитская) династия. Жители падут от меча Господа (ст.12). Но какой меч имеет в виду нави?
     В древней литературе Ближнего Востока почти у каждого вида человеческого оружия имелся божественный аналог: у меча, стрелы, копья [Л.18, стр. 165]. Считалось, огромный меч бога изготавливается из небесного огня [Л.19, стр. 149].
     Пророк Йешайа, за падением звёзд и сворачиванием небес (Ис.34:4) в день войны Господа с народами (ст.1-3), видит меч Его на небе, полный крови (ст.5, 6). Сверкающий меч Яхве, который не возвращается в ножны (радиант), Йехэзкэйл сравнивает с молнией (Иез.21:4-10). Меч Его истребит нечестивого и праведного, "пойдёт на всякую плоть от юга до севера" (ст.4).
     Видение гибели множества людей от необычного меча Господа открыто Иоханану. "А прочие убиты мечем Сидящего на коне (всадника), исходящим из уст (рта) Его; и все птицы напитались (досыта наелись) их трупами" (Отк.19:21; в скобках, текст из [Л.20]).
     Меч Господа у Софонии (2:12), также как у Исаии, Иезекииля, Иоанна, означает яркий след при полёте крупных небесных тел. В до научное время  именуемых: колесницы Его и огонь (Ис.66:15, 16), язык Его (30:27), жезл (Иез.21:10, Пс.2:9), большие гора да звезда (Отк.8:8-10).
    На севере относительно Иудеи, могущественным и воинственным соседом являлась Ассирия. Жителям её уготована та же участь.

    "И обернётся (протянет Свою руку) Господь на север и накажет (погубит) Ассирию. Он разрушит Ниневию, и будет город этот, как вымершая сухая пустыня. И жить в этом разрушенном городе будут только овцы и дикие животные, а на уцелевших столбах будут сидеть совы и вороны. Их крики будут раздаваться в окнах. Вороны будут сидеть на порогах домов, а в пустых домах будут сидеть чёрные птицы (и обнажится кедровая обшивка дверей).

    Сейчас Ниневия гордится и радуется, и жители её думают, что они в безопасности
(Тот ли это ликующий город, живущий беспечно). Они думают, что Ниневия - лучшее место в мире, но разрушен будет город их! Он станет пустым местом, где обитают лишь дикие звери. Всякий, проходя мимо него, лишь присвистнет и покачает головой, когда увидит как страшно разрушен город" (2:13-15, пер. [Л.10]; в скобках, текст из [Л.26]).

     К какому времени следует отнести исполнение предсказания? Несомненно к концу VII века до Р.Х., когда ослабевшая Ассирийская империя в 612 году потеряла свою хорошо укреплённую столицу Ниневию. Она была захвачена, ограблена, разрушена объединённой армией мидийцев и халдеев (вавилонян). До сих пор Ниневия не восстановлена, развалины города скрывают два больших холма [Л.2].
     Следовательно пророчество Цефанйа о гибели жителей на древней территории  Ассирии сбылось окончательно? Нет. Полностью оно исполнится в эсхатологический День Господень, что хорошо видно из дальнейших стихов (3:6, 8, 9). "Софония описывает события конца истории ... Названы страны, представляющие восток, запад, юг и север" [Л.5, стр. 1196].

13. Горе нечистому Иерусалиму (3:1-6)

      От темы истребления природы и людей (1:2, 3), в том числе наказания жителей стран, с четырёх сторон света окружавших Иудею (2:4-15), пророк возвращается к теме суда Йахвэ Элохим над избранным народом, начатой ещё в стихах 1:4-18.

     "Горе (тебе, Иерусалим) городу ("притеснителей") нечистому ("мятежному") и осквернённому (Твой народ боролся против Бога!), притеснителю! (Твой народ притеснял другой народ, и ты запятнан грехом). Не слушает голоса (Меня), не принимает (Моего) наставления ("ничему не учится"), на Господа не уповает, к Богу своему не приближается" (3:1, 2; в скобках, текст из [Л.10], в кавычках - из [Л.26]).

     Из контекста следует, "мятежный" [Л.26] город, запятнаный грехом, это Йерушалаим. Ему Цефанйа предсказывает несчастья (ст.1). Горе жителям столицы принесёт их непослушание Яхве.
    Четыре тяжких обвинения предъявляет современникам провидец. Они не слушаются голоса Бога от истинных пророков, отвергают наставления Его от верных священников, не полагаются на Него в жизни, удаляются от Него серцем (буквально "не приближаются к Богу с молитвой" [Л.3]).
     Эти обличения относятся ко всем жителям нечистого города, но особенно серьёзные беспощадные обвинения бросает Софония иудейской "элите".

    "Князья его ("Вельможи") посреди него - рыкающие львы, судьи его - вечерние ("ночные") волки, не оставляющие до утра ни одной кости. (лже)Пророки его - люди легкомысленные (пусты), вероломные; священники его оскверняют святыню (святое), попирают закон (злодействовали над Торой)" (3:3, 4; в скобках: текст из [Л.9], в кавычках - из [Л.25]).

     Ответственность за низкое духовное состояние общества нави возлагает на руководителей: сановников, судей, пророков, священников. Вместо того, чтобы пасти стадо, которое им доверил Адонай они нагло расхищают его (Ис.1:23, Иер.5:26-28, Мих.3:9-11).
    Горькие слова обличения ветхозаветных пророков вполне применимы к современному светскому государству Йисраэль. О нём так пророчествует Ошейа "сейчас израильтяне говорят: "У нас нет царя. Мы не чтим Господа!" (Ос.10:3, пер. [Л.10]). Однако Благословенный верен да праведен  во все времена, Он не изменяется.

   "Господь праведен посреди него ("Господь, пребывающий среди них"), не делает неправды (несправедливости), каждое утро являет ("вершит") суд Свой неизменно; но беззаконник ("нечестивые", грешник) не знает стыда" (3:5; в скобках: текст из [Л.9], в кавычках - из [Л.28]).

     Неправедные, упорствующие в беззаконии своём, не останутся без наказания. Жители Йерушалаима подвергнутся суду, отмщению Яхве Элохим, так предсказывают те же самые нави в своих последующих стихах (Ис.1:24, Иер.5:29). "Посему за вас Сион распахан будет как поле, и Иерусалим сделается грудою развалин" (Мих.3:12, а).
     Если Эль Шаддай не пощадил нечестивые народы, помилует ли Он мятежный город? упрямую телицу, бесплодную смоковницу, сухие кости.

   "Я истребил (целые) народы, разрушены твердыни (укреплённые крепости) их; пустыми сделал улицы (разрушил) их, так что никто уже не ходит по ним; розорены (и пусты) города их ("города лежат в руинах"): нет ни одного человека, нет жителей (никто больше в них не живёт)" (3:6; в скобках: текст из [Л.10], в кавычках - из [Л.25]).

     Здесь может идти речь как о прошедших событиях, например уничтожении в 722 году до Р.Х. ассирийским царём Саргоном II северного царства (Израиля), так и будущих. А именно, гибели Ассирийской империи в 605 году, разорении южного царства (Иудеи) вавилонянами в 605-586 годах, даже эсхатологическом Дне Господа (ст.3:8).
      Потому что,  предрекая близкие к его времени события, Софония  предсказывал сходные с ними, но более отдалённые и важные (т.н. "пророческая перспектива"). Это "пророчество можно толковать и как указание на эсхатологический День Господа - суд над всеми народами и царствами" [Л.30, стр. 1090].

14. Истребление народов и царств (3:7, 8)

      В начале третьей главы тайновидец предсказывает горе нечистому городу (Иерусалиму). Жители его отвергают наставления Адоная, водительство Господа во всех сферах жизни. Нет ни почтения к Нему, ни страха перед Ним.

     "Я говорил: "бойся только Меня, принимай наставление!" и не будет истреблено жилище его, и не постигнет его зло (Мне не придётся наказывать вас), какое Я постановил о нём (как Я задумал); а они прилежно старались портить все свои действия ("Но они старались ещё усерднее делать одно лишь зло")" (3:7; в скобках: текст из [Л.10], в кавычках - из [Л.26]).

     Избежать несчастий можно через послушание Господу, исполнение наставлений Его. Своеволие же творения по отношению к Творцу, во все времена, приносит один и тот же трагический результат: падение, суд, смерть (Быт.2:17, 3:6-19, 6:4-7, 1Цар.28:16-19, Деян.5:1-10).
    Не станет исключением лукавый, прелюбодейный да неверный род сей, его ждёт участь предыдущего развращённого рода человеческого (2Пет.3:6, 7). Истребятся  многие народы, уничтожатся все царства в день гнева Всемогущего. Согласно Его обещания "Я накажу мир за зло, и нечестивых - за беззакония их ..." (Ис.13:11, "Я в мир пришлю беду, Я накажу за зло и за грехи" [Л.10]).

    "Итак ждите Меня, говорит (предупреждает) Господь, до того дня, когда Я восстану (выступлю) для опустошения, ибо Мною определено (предрешил Я) собрать народы, созвать царства, чтоб излить на них (гнев) негодование Моё, всю ярость гнева Моего; ибо огнём ревности Моей пожрана будет вся земля " (3:8, в скобках, текст из [Л.28]; "в пламени Моего ревнивого гнева сгорит вся земля" [Л.26]) .

    Действительно, в отличие от до потопного мира, погубленного водой, нынешняю цивилизацию уничтожит огонь (рис.5). Как утверждает апостол Пётр (2Пет.3:6, 7).
     "А нынешние небеса (небо) и земля ... сберегаются огню (для огня) на день (до дня) суда и погибели нечестивых (безбожных) человеков" (ст.7; в скобках, текст из [Л.20]).
     Стих Соф.3:8 завершает главную тему книги - День Господа. Эсхатологическое время Его суда над всй землёй (1:2, 3), в том числе над Иудеей, Иерусалимом (1:4-2:3), окрестными народами (2:4-15).

15. Когда наступит конец?

     Слушателей Цефанйа, как и современников пророка Йоэйла, конечно же интересовал ответ на вопрос "когда наступит великий день скорби, опустошения, разорения?". Адонай не даёт прямого ответа, но предлагает ждать Его (3:8, а). 
      Аналогично на вопрос учеников "когда это будет?" Господь Иисус Христос ответил "бодрствуйте" (Мт.24:3, 42).  Всем нужно бодрствовать в ожидании дня, когда Всемогущий восстанет для излияния семи чаш гнева на все народы, для разорения всех царств на земле (Соф.3:8, б; Отк.16:1-21). Огнём, исходящим от Него, "пожрана будет вся земля" (Соф.3:8, в), как в видении нави Йоэйла (Иоил.2:3).
    Точно такое обещание Адонай передаёт нам через пророка Йешайа. Сообщая  дополнительные подробности Своего посещения  с небесными армиями да пылающим огнём.
      "Послушай, Господь идёт в огне, Его армии - в облаках пыли, идёт Он, чтобы на народ излить свой гнев и наказать их пламенем огня" (Ис.66:15, пер. [Л.10]). Поэтому у Софонии (3:8), под огнём ревности (гнева) Яхве, который пожрёт землю,  следует понимать буквальный огонь с неба от Бога.
    Согласно других предсказаний Исаии, посещение земли Йахвэ Элохим сопровождается громом, шумом (взрывами), землетрясением, каменным градом, бурей, вихрем, пламенем всепожирающего огня, наводнением (Ис.29:6, 30:30). Цель посещения - суд над народами, как обещано.
    "Совершит огнём и мечом Господь Свой суд над всеми живущими; и повергнет многих Господь" (Ис.66:16, пер. [Л.28]). Из стихов 66:15-22 следует, не все люди истребятся с лица земли, как может показаться при чтении Книги пророка Софонии (особенно 1:2, 3).
    Параллельные библейские стихи свидетельствуют, во время Великой скорби погибнет множество жителей земли с нечистыми устами, но полного их истребления не будет (Иер.4:23-27, 5:18, Иез.14:22, Мт.24:21, 22).
     Следует отметить, стих Соф.3:8 не имеет никакого отношения ни к Армагеддонской битве, как ошибочно считают авторы [Л.1, 4], ни к собранию "всех (?) языческих народов перед Иерусалимом" [Л.8].
    Во-первых, по окончании Дня Господня ближневосточный военный конфликт возникнет между Израилем и окрестными народами (Иоил.3:11). Он не носит всемирный характер [Л.21].
     Во-вторых, воевавшие против евреев племена погибнут в результате эпидемий, а также из-за междуусобицы (Зах.14:12, 13). Их не пожрёт огонь, как народы да царства в указанных выше пророчествах Цефанйа и Йешайа.

16. Судьба остатка (3:9-13)

    Катастрофические события дня Господа произведут на уцелевших такое потрясающее впечатление, что полностью изменят их мировоззрение. В том числе морально-этические устои, духовные потребности, религиозные запросы.

   "Тогда (изменю Я язык народов) опять Я дам народам уста чистые, чтобы все призывали имя Господа и служили Ему единодушно ("плечом к плечу, как один народ"). Из заречных стран Ефиопии поклонники Мои - дети рассеянных Моих - принесут Мне дары" (3:9, 10; в скобках: текст из [Л.9], в кавычках - из [Л.10]).

     Адонай обещает дать народам  чистые уста. Не в смысле использования только хороших чистых слов, дара еврейского или какого-то единого (нового) языка. Как считает автор [Л.27] "в мире останется один вселенский язык" (стр. 792), "все народы будут говорить на одном языке" [Л.5, стр. 859].
     Нет. Народы продолжают говорить на своих языках (Дан.7:14, Ис.66:18). В ст.9 речь о нравственном очищении остатка Господом (1Ин.1:9; [Л.5, 6]), что видно из перевода [Л.28]. "И Я восстановлю у народов язык, грехом не оквернённый". Призывать имя Бога, служить Ему в прежнем состоянии греха и беззакония нельзя, о чём свидетельствует история с пророком Йешайа (Ис.6:5-7).
     В Вавилонском Талмуде стих Соф.3:9 толкуется как свидетельствующий о будущем величии всех народов, единых с евреями в служении Богу (трактат Авода Зара, 24 а). После перемены обветшавших неба да земли (Пс.101:27), "соберутся народы (нации) вместе и царства для служения Господу" (ст.23).
    Как обещал Софония в 2:11, так произойдёт. После истребления всех богов на земле начнут поклоняться единственному истинному Богу жители даже самых отдалённых стран, известных пророку.
     "(Живущие) по ту сторону рек Куша, Атарай, дочь Пуцай, принесут дар Мне" (3:10; Масоретский текст [Л.9], по-видимому, речь о районе Голубого и Белого Нила [Л.12]). "Это самый дальний край, который можно было тогда представить" [Л.29, стр. 555].
     Возможно 3:10, 11 являются преднамеренной аллюзией на хананейский миф о Ваале, принесённом в дар Йамму [Л.18, стр.519]. Среди несущих новозаветные дары Господу окажутся дети рассеяннного ныне народа Его.

    "В тот день (Иерусалим) ты не будешь срамить себя всякими поступками твоими, какими ты грешил против Меня, ибо тогда Я удалю из среды твоей (всех этих грешников) тщеславящихся твоею знатностью ("гордых и высокомерных"), и не будешь более превозноситься на святой горе Моей (Я удалю этих гордецов, и не будет на Моей Святой горе никого из них)" (3:11; в скобках: текст из [Л.10], в кавычках - из [Л.26]).

     До сегодняшнего дня, избранный народ позорит себя поступками, предосудительными в глазах Благословенного. С удалением грешников и тщеславных гордецов некому превозносить себя на священной Храмовой горе в Иерусалиме.

    "Но оставлю среди тебя ("в Моём городе") народ смиренный (бедный) и простой (нищий), и они будут уповать (полагаться) на имя Господне" (3:12; в скобках: текст из [Л.9], в кавычках - из [Л.10]).

     Лишившись имущества, в состоянии бедности да нищеты остатки Израиля начнут "в Имя Господа искать прибежища" (пер. [Л.26]). Полагаться только на Адоная, призывать имя Его. Не только после того, как две трети многочисленного народа истребятся, а третья часть - введена в огонь, расплавлена, очищена от примесей (Зах.13:8, 9). Те кто выживет сильно изменятся.

    "Остатки Израиля (Те, кто останется и выживет) не будут делать неправды ("совершать злодейства"), не станут говорить лжи, и не найдётся в устах их языка (обмана) коварного, ибо сами будут (как овцы) пастись и покоиться ("спать спокойно"), и никто не потревожит их" (2:13; в скобках: текст из [Л.10], в кавычках - из [Л.25]).
   
     Одной из причин неправедного поведения жителей Йисраэля, лжи, использования языка обмана в общении с окрестными народами является враждебность иудеев, отсутствие мира, военные конфликты. По окончании Дня гнева, после освящения иерусалимского храма Господь положит предел таким отношениям - "на месте сём Я дам мир" (Агг.2:9, б).

17. Пришествие Господа (3:14-17)

     Нави Иоиль, описав катастрофические события дня гнева Божьего да суда над народами, предсказывает пришествие Господа, наступление Его царства на земле (Иоил.3:17, 18). То же самое провидит Цефанйа, призывая иудеев к ликованию.

   "Ликуй (пой), дщерь (дочь) Сиона! (Цийона) торжествуй, Израиль! (Йисраэйль) веселись и радуйся от всего сердца, дщерь (дочь) Иерусалима! (Йерушалаима)" (3:14; в скобках, текст из [Л.9]).

     Пророки Исаия и Захария объясняют почему нужно веселиться да радоваться, "ибо велик посреди тебя Святый Израилев" (Ис.12:6; Зах.2:10-12). Тогда все народы узнают: в Йерушалаиме, на горе Мория, в храме пребывает Сам Господь Бог! (Иоил.3:17). Они придут к восходящему над городом таинственному сиянию, прильнут к Бейт Элохим, излучающему свет Его славы (Ис.60:1-3).
       Наконец окончатся несчастья многострадального еврейского народа, более он никогда не увидит зла.

     "Отменил Господь приговор  (тебе) над тобою, прогнал врага твоего! Господь, царь Израилев, посреди тебя (в тебе): уже более не увидишь зла (беды)." (3:15; в скобках, текст из [Л.25]).

     Появление какого царя предсказывает Софония? Масоретский текст выглядит так. "Царь Йисраэйля, Господь - среди тебя!" [Л.9]. То есть не обычный правитель, а Царь божественного происхождения. Его пророк называет Господом Богом (3:17), как Йоэйл (Иоил.3:16, 17).

     Йешайа именует Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира (Ис.9:6), Царь (32:1), Праведник (53:11), а Йирмейа - Отрасль, Господь оправдание наше (Иер.23:5, 6).
    Несомненно речь о Иеhошуа ха Машиах, Господе и Боге Иисусе Христе (Лк.1:31-33, Мт.26:63, 64, Ин.1:41, 4:25, 26; рис.6). "Потому что свидетельство об Иисусе - это дух пророчества" (Отк.19:10, пер. [Л.20]).
     Его пришествие предсказывали провидцы Ветхого Завета (Иез.34:23, 24, Иер.30:9, Ос.3:5, Ис.9:7 и др.), называя Господа Давидом, как в Деян.2:29-36, Отк.22:16. Наступят счастливые дни для народа завета.

     "В тот день скажут Иерусалиму: "не бойся!" и Сиону: "да не ослабевают руки твои! Господь Бог твой среди тебя (в тебе): Он силён спасти тебя (Воин-Спаситель); возвеселится (Он) о тебе радостью, будет милостив по любви Своей (обновит тебя Своей любовью), будет торжествовать о тебе с ликованием" (3:16, 17; в скобках, текст из [Л.25]).

    В те дни успокоит Йерушалаим  Адонай, перестанет наказывать бедствиями, прогонит нападавшие окрестные народы (ст.3:15, Зах.12:6). Не ослабевающие руки понадобятся всем жителям города для строительства храма и восстановления города.
    Тогда восторжествуют развалины Иерусалима, вместе со стражей, "ибо своими глазами видят, что Господь возвращается в Сион" (Ис.52:7-9), Сильный, чтобы спасать (ст.10). Сбудется видение славы Божьей, шествующей над городом к новому храму (Иез.43:1-5). Все смогут увидеть Сына Человеческого в силе да славе (Мт.14:62, Отк.1:7).

18. Мессианское царство на земле (3:18-20)

    Пророк Йоэйл предсказывает разорение земли в День Господень (Иоил.2:1-11). По его окончании он провидит восстановление плодородия, регулярные осадки, изобилие воды и продуктов питания (2:22-26, 3:18).
     Положение уцелевших людей на благословенной земле провидят Йирмейа, Йехэзкэйл, Йешайа. Господь соберёт остаток евреев, возвратит их на прежнее место, очистит от скверн, даст новое сердце, мирную безопасную жизнь (Иер.32:37, 23:3, Иез.36:24-28, Ис.65:20-25). Все станут принадлежать Богу (Иер.32:38, Иез.11:20, Ис.10:20-22), через заключение нового (вечного) завета (Иер.32:40, Иез.37:26, Ис.61:8).
     Дополнительные черты в описания Мессианского царства указанными ветхозаветными нави вносит также Цефанйа.

     "Сетующих (печалящихся) о торжественных празднествах (праздниках) Я соберу; твои они (из среды твоей были они), на них тяготеет поношение (ноша позора его (Йерушалаима)" (3:18; в скобках, текст из [Л.9]; "Господь сказал: "Я сниму с тебя позор. Я заставлю их не притеснять тебя более" [Л.10]; "Я вымету прочь твои беды, и не придётся тебе терпеть позор" [Л.25]).

    Несмотря на некоторую неясность оригинального текста, соответственно расхождения в переводах, общий смысл понятен. Ноша позора осквернённого города, повернувшегося спиной к Яхве (3:1-4), сделала нечистыми даже смиренных простых жителей. Собранных (спасённых) Адонаем из среды его (ст.13), они тосковали о торжественных праздниках своих.
     О каких праздниках речь? По-видимому, о днях торжеств, установленных Йахвэ Элохим (Исх.23:14, 17). Пэсах (пасха), Шавуот (недели, т.е. Пятидесятница), Суккот (шалаши, кущи).
     Глубокую печаль уцелевших, уповающих на Бога, вызывает невозможность  празднования Пэсах, Шавуот, Суккот. В условиях бедственного положения Дня гнева и его последствий, подобно временам вавилонского плена. По  окончании Великой скорби, с пришествием Господа, такое положение изменится (Зах.14:16, Ис.66:23).

    "Вот, Я стесню (уничтожаю) всех притеснителей твоих (мучивших тебя) в то время и спасу хромлющее, и соберу рассеянное (отторгнутое) и приведу их в почёт и именитость на всей этой земле поношения их ("И будут их прославлять во всех странах, где их позорили").

    В то время приведу вас ("назад") и тогда же соберу вас; ибо сделаю вас именитыми и почётными (прославленными) между всеми народами земли, ("И случится это") когда возвращу плен ваш (пленников) пред глазами вашими, говорит Господь" (3:19, 20; в скобках: текст из [Л.9], в кавычках - из [Л.10]).

     Все народы, притеснявшие Израиль, сами будут стеснены и наказаны Всемогущим (2:4-15, 3:6, 8). Он соберёт рассеянный остаток Свой, вернёт ему былое благоденствие [Л.25, 26], сделает именитым среди всех народностей земли. Не по достоинствам его, а потому что Сам Царь и Первосвященник находится среди него (ст.3:15).
    "Мессия, Царь Израиля, будет управлять им в Царстве, которое создаст" [Л.4, стр. 543]. Управлять не только Йисраэлем, но всеми странами мира (Отк.11:15), в тысячелетнем теократическом царстве Своём (20:6). Так сказал Господь, а Его словам можно верить.
    "Бог не человек - не солжёт; не как люди Он - не передумает. Неужели скажет Он и не сделает? Пообещает и не выполнит?" (Числ.23:19, пер. [Л.25]).

ЛИТЕРАТУРА

1. Уоррен Уирсби. Комментарий на Ветхий Завет. В 2-х т. Том II. Ездра - Малахия.- СПб.: Библия для всех, 2011.- 1 111 с.
2. Ринекер Ф., Майер Г. Библейская энциклопедия Брокгауза.- Кременчуг: Християнська зоря, 1999.- 1 088 с.
3. Новая Женевская учебная Библия.- Hanssler-Verlag, 1998.- 2 052 с.
4. Толкование Ветхозаветных книг. От книги Исаии по Книгу Малахии.- Ашфорд: Славянское миссионерское издательство, 1966.- 602 с.
5. Большой библейский словарь.- СПб.: Библия для всех, 2005.- 1 503 с.
6. Учебная Библия с комментариями Джона Мак-Артура.- Минск: Славянское Евангельское общество, 2004.- 2 201 с.
7. Хоуард Джейкоб М. Майерс. Комментарии к книгам Ветхого Завета. Том 17.- Одесса: Всемирный союз баптистов, 1993.- 188 с.
8. Толковая Библия. Комментарий на все книги Святого Писания. Под ред. Лопухина А.П. Том 2.- Минск: Харвест, 2001.- 1 312 с.
9. Первые и последние пророки.- Йерушалаим: Мосад Арав КУК, 1975.- 1 002 с.
10. Библия. Современный перевод Библейских текстов.- М.: World Bible Translation Center, 2002.- 1 150 с.
11. Щедровицкий Д.В. Введение в Ветхий Завет.- М.: Теревинф, 2001.- 1 088 с.
12. Библейский культурно-исторический комментарий. Часть 1. Ветхий Завет.- СПб.: Мирт, 2003.- 984 с.
13. Фрухтенбаум А.Г. Праздники Израиля.- Иерусалим: Керен Ахва Мешихит, 2007.- 280 с.
14. Еврейские праздники и обряды.- Симферополь: Реноме, 2001.- 304 с.
15. Статья №1 "Признак и знамение Второго пришествия Иисуса Христа".
16. Баркли У. Толкование Посланий к галатам, ефесянам, филиппийцам, колоссянам и фессалоникийцам.- Scottdale: Всемирный союз баптистов, 1986.- 447 с.
17. Статья № 5 "Так будет и во дни, когда Иисус Христос явится".
18. Словарь библейских образов.- СПб.: Библия для всех, 2005.- 1 423 с.
19. Мифы народов мира. Энциклопедия. Том 2.- М.: Советская энциклопедия, 1980.- 720 с.
20. Библия для нашей жизни. Новый Завет. Finland, International Bible Society, 1999.- 687с.
21. Статья №8 "Армагеддон".
22. Статья №2 "День Господень".
23. Вуд Леон Дж. Библия и события будущего: Обзор событий последних дней.- СПб.: Библия для всех, 2006.- 213 с.
24. Мэтью Генри. Толкование книг Ветхого Завета.- Netherlands Dutch Reformed Tract Society, 2010.- 784 с.
25. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета, канонические. Современный русский перевод.- М.: Российское библейское общество, 2011.- 1 408 с.
26. Библия. Новый Перевод на Русский Язык.- Herrljunga, Sweden:  Международное Библейское Общество, 2007.- 1 228 с.
27. Баракман Х. Флойд. Практическая христианская теология. Всестороннее исследование основ христианского вероучения.- М.: Ассоциация "Духовное возрождение" ЕХБ, 2002.- 958с.
28. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета в современном русском переводе.- М.: Издательство ББИ, 2015.- 1856 с.
29. Комментарии к Ветхому и Новому Заветам.- Минск: Фонд "Лютеранское культурное наследие", 2007.- 832 с.
30. Славянский библейский комментарий.- Киев: ЕААА, Книгоноша, 2016.- 1840 с.
31. Прокопенко А.В. Вестники Царства: Богословие ветхозаветных пророков.- Харьков: Глобус, 2016.- 414 с.
День Господень