Комментарии к Книге пророка Амоса. Глава 8 - Время суда

"И будет в тот день, говорит Господь Бог:  произведу закат
солнца в полдень и омрачу землю среди светлого дня"
(Ам.8:9)
 

1. Вступление

     Пророк Амос, в евр. транскрипции "Амоц" (означает "несущий бремя"), родом из города Фекоя (Текоя), расположенном в Иудее, 16 км на юг от Иерусалима [Л.1-10]. Однако как и пророк Осия он проповедывал в Израиле (Северном царстве), в городе Вефиль, 19 км на север от Иерусалима [Л.2, 5, 7].
      Амос до призвания Богом на пророческое служение был человеком простым, связанным с землёй. Пастухом овец, возможно скотоводом [Л.6, 8] или сборщиком сикимор [Л.1, 2, 5, 8]. Он не входил в религиозные или политические круги [Л.1-3].
     Пророк жил во времена правления иудейского царя Озии (792-740 г.г. до Р.Х.) и израильского царя Иеровоама II (793-753). При них страны переживали период экономического подъёма, политического расцвета, военного могущества [Л.1, 3-5, 7, 8]. Амос являлся современником пророков Осии и Исаии [Л.5].
      Время написания книги. В точности неизвестно. По-видимому  в 762 г. до Р.Х. [Л.8], около 760 года [Л.3, 4, 7], возможно в 752 г., но не позже 738 года [Л.10]. Книга могла быть написана позднее, чем устная пророческая деятельность Амоса, т.е. около 760 года [Л.2].
        Композиция восьмой главы. 1. Видение корзины со спелыми плодами (8:1).
             2. Разъяснение видения пророку (8:2-7).
             3. Время эсхатологического суда:
                а) колебание земли (8:8);
                б) солнечное затмение (8:9);
                в) плач (8:10).
             4. Последствия наказания (8:11-14).  
      Главная тема. Суд над Израилем, а также народами, противостоящими Богу.
      Цель написания. Обличить израильтян в нечестии, объявить о наказании от Господа.
      Содержание. Амос рассказывает слушателям о видении (8:1), оно означает, пришёл конец народу израильскому (8:2, 3), за обман и злые дела (8:4-7).
     Время суда наступит после солнечного затмения в полдень (8:9). Ещё одним признаком конца явится колебания земли словно речной волны (8:8). В те дни, праздники превратятся в скорбь, а песни - в плач, рыдания, вопли (8:10).
      По окончании стихийных бедствий на земле наступит голод и нехватка питьевой воды (8:13). В том числе голод да жажда услышать слова от Господа (8:11, 12). Отступники же упадут, они уже не встанут (8:14).
      Проблема толкования. К какому времени следует отнести исполнение пророчества.

2. Видения Амоса (8:1-3)

     Господь Бог открыл пророку 5 видений (7:1, 4, 7; 8:1; 9:1). Они относятся ко времени суда над Его народом (3:4-6), над всеми жителями земли (1:2 - 2:3). Четвёртое откровение касается непосредственно Мединат Йисраэль.

   "Такое видение открыл ("показал") мне Господь Бог: вот, корзина с спелыми плодами. И сказал ("спросил") Он: что ты видишь, Амос? Я ответил: корзину с (летними) спелыми плодами. Тогда Господь сказал мне: приспел ("пришёл") конец народу Моему, Израилю; не буду более прощать ему (и щадить их не буду)" (8:1, 2; в скобках: текст из [Л.20], в кавычках - из [Л.11]).

     В  стихах 1, 2, "где фигурирует корзина со спелыми плодами, использована игра слов, основанная на сходстве еврейских слов кайиц ("фрукты") и кец ("конец")" [Л.7, стр. 1015].
    Корзина со спелыми "летними" [Л.12, 20] плодами, готовыми для употребления в пищу [Л.1], означает конец сезона урожая. Так и видение Амоца свидетельствует об окончании благополучного существования его морально развращённого народа.
     Из игры слов, использованных пророком, следует, "народ "созрел для наказания" [Л.3, стр. 54]. "Израиль сделался "спелым", "созрел" в грехах своих для страшной жатвы: казнь, назначенная ему, более отложена не будет" [Л.8, стр. 455].
     Эль Шаддай больше не станет откладывать Свои суды. Содержание наказаний Он  открыл нави в первом и втором видениях. Наступит время для саранчи, съедающей позднюю весеннюю траву (7:1, 2), а также огня, пожирающего "великую пучину" да "часть земли" (ст.4).

    Исполнится слово Элохим, с которым Он обратился к пророку Цефанйа. "Всё истреблю с лица земли ... истреблю людей с лица земли, говорит Господь" (Соф.1:2, 3).
     Истребление коснётся не только Израиля, но также Палестины, Сирии, Иордании, Египта (Ам.1:2 -2:3; Иер.25:15-38), всех стран в мире (Ис.13:5-12, 24:1-22; Мт.13:38-42, 2Пет.  3:6-10).
     Трупы не погребённых людей словно отбросы заполнят землю (Ис.5:25, Отк.19:17-21, рис 1). Как провидит Амос.

    "Песни чертога (песнопения в храмах) в тот день обратятся в (похоронные) рыдание, говорит Господь Бог; много (повсюду) будет трупов, на всяком месте будут бросать их молча (в молчании люди будут выносить мёртвые тела и сваливать их в кучу)" (8:3; в скобках, текст из [Л.13]; концовка ст. 3, "на всё снизойдёт тишина" [Л.12]).
     
   Слова "в тот день" тождественны ранее использованному пророком выражению "день Господень". Времени горя, плача и тьмы (5:17-20), дни посещения Адонаем земли (ст.17; Авв.3:3-12) для мщения врагам Своим (Наум.1:2-6). Живые пожнут то, что посеяли мёртвые. На земле воцарится гробовое молчание, "молчание отчаяния" [Л.21].

3. Обличения пророка (8:4-6)

      Обращаясь к слушателям (3:1), провидец Амоц, как его современник Йешайа (Ис.42:9), сообщает истину важную во все времена.
     "Ибо Господь Бог ничего не делает
(не совершает), не открыв Своей тайны (планов) рабам Своим пророкам" (Ам.3:7; в скобках, уточнения из [Л.14]).
    Теперь, открыв тайну Яхве Цеваот "приспел конец народу Моему, Израилю" (8:2, в), пастух-пророк имеет моральное право обличить народ в нечестии. В первую очередь, богатых купцов.
   
   "Выслушайте это, алчущие поглотить ("топчущие") бедных (обездоленных) и погубить (истребляющие) нищих" (8:4; в скобках: текст из [Л.14], в кавычках - из [Л.11]).

     К элите израильского общества с обличениями будет обращаться Цефанйа (Соф.3:1-4), упрекая её в неуёмном стяжательстве. Ради наживы правители грабят ближнего, поглощая его словно рыкающие львы, а судьи истребляют его будто вечерние волки (ст.3).
     Но в чём конкретно обвиняет Амоц зажиточных жителей Израиля? топчущих обездоленных, истребляющих неимущих.

    "(Вы говорите) говорящие: Когда же пройдёт праздник Новолуния, чтобы нам продавать зерно, и суббота закончится, чтобы нам торговать пшеницей?- урезающие меру (убавим эфу), завышающие цену (увеличим шекель) и обманывающие неточными весами (подделаем гири, будем обвешивать!)" (8:5, пер. [Л.11]; в скобках, текст из [Л.14]).

    В праздничные дни, например, новолуние или субботу нельзя торговать, что вызывало у торговцев  недовольство, желание обойти запрет [Л.15]. Жажда наживы толкала их уменьшать меры объёма, использовать неверные (поддельные) меры веса, искусственно завышать цены.
     Дух торгашества, охвативший Йисраэль, сделал предметом торговли не только зерно, но также людей (!), неимущих и бедных. За небольшие долги их отдавали в рабство (2:6; [Л.1, 2, 4, 6]). Богатые покупали своих нищих сограждан за бесценок, а беднякам продавали товары низкого качества.

    "Чтобы покупать неимущих за (эти деньги) серебро и бедных за пару обуви (сандалий), а высевки из хлеба ("шелуху от зерна") продавать" (8:6; в скобках: текст из [Л.13], в кавычках - из [Л.11]; концовка стиха, "Мы сумеем продать и мякину!" [Л.14]).
     
    С тех пор в мире стало только хуже, ибо нет ни любви к ближнему, ни любви к Богу, ни благоговения перед Ним. Остались только своеволие, лицемерие,  жадность, неуёмное стремление к богатству. Но что есть богатство?
     Ярмо рабства, если человек теряет свободу духа; беда, когда душа его слепа, глуха к советам Отца. Скука и пустота, если  не творит добра да ходит путями неправедными.  У богатого много друзей, но всё-таки он одинок; у бедного один Отец, а он несказанно богат.

4. Время суда (8:7, 8)

    Творец вселенной, дарующий человеку дух его, помнит все деяния Своего: как праведные, так нечестивые.

   "Клянётся Господь тем, что было гордостью Иакова: "Вовек не забуду ничего из того, что они сделали!" (8:7, пер. [Л.20]).

     Господь клянётся Своим именем, - гордостью и славою потомков Иакова. Он не только помнит всё сделанное людьми, но также наказывает за злые поступки да нечестивые помыслы их (Мих.7:1-4, Ис.5:20-25, Пс.33:17).
     Поэтому пророк советует. "Ищите добра, а не зла, чтобы вам остаться в живых ..." (Ам.5:14, 15; "Ненавидьте зло, любите добро, утверждайте в судах правосудие" [Л.11]). Но они притесняют невинных, берут взятки, лишают бедных справедливого суда (ст.12).
     Увы! современная цивилизация извратила путь, указанный Творцом (Мих.6:8, Мт.22:36-40); "весь мир лежит во зле" (1Ин.5:19), побеждённый грехом (Рим.3:23), оттого подлежит суду Божьему. 
     Всемогущий предупреждает живущих в последние дни, потерявших страх перед Ним. "Я накажу мир за зло, и нечестивых - за беззакония их ..." (Ис.13:11; "Покараю Я мир за грехи, злодеев - за их преступленья!" [Л.13]). Что же произойдёт в кульминационный момент наказания?

    "Не поколеблется (не содрогнётся) ли от этого земля ("не задрожит ли от этого земля и все, кто живёт на ней?"), и не восплачет (заплачет) ли каждый живущий на ней? Взволнуется (поднимется) вся она как река (Нил), и будет подниматься (вздыматься) и опускаться ("осядет" [Л.14]) как река Египетская" (8:8; в скобках: текст из [Л.11], в кавычках - из [Л.13]).

    Амос видит, во время суда Яхве ("тот день" в 8:1-3) задрожит земля со всеми, кто на ней живёт.
     Земля "взволнуется", т.е. её поверхность покроется волнами, поднимаясь и опускаясь (рис.2), словно "река Египетская".
    Провидец сравнивает колеблющуюся землю с движением вздымаемых волн на поверхности полноводной реки Нил.
     Следовательно высота  земляных волн составит от нескольких десятков сантиметров до 1 метра и более.
     Причиной данного геофизического явления послужит глобальное импактное землетрясение (Ис.13:13) с магнитудой от 9 до 13 единиц. Его интенсивность проявления ХI-ХII баллов по шкале ЕМS-98, так как только такие мощные  землетрясения сопровождаются заметными колебаниями поверхности суши [Л.16]. "Господь накажет землю ужасным землетрясением" [Л.23, стр. 1070].
     Риторический вопрос Амоца (8:8) не нуждается в ответе. Конечно же от великих невиданных сейсмических колебаний вселенского масштаба (Наум.1:7, Отк.16:18-20, Авв.3:6) "восплачет каждый живущий на ней". Всякий не только восплачет, но также задрожит вместе с землёй; затрепещет со всем, что наполняет её (Иез.38:20).
    Вибрация органов и частей тела завершится реактивным ступором, когда человек не может нормально ни бежать, ни ходить, ни стоять [Л.18].
    "И у проворного не станет силы бежать
(убежать не сможет), и крепкий (могучий) не удержит крепости своей (всякой силы лишится), и храбрый не спасёт своей жизни" (Ам.2:14; в скобках, текст из [Л.20]).

5. Затмение солнца (8:9)Йиср

    Господь, Бог Всемогущий всегда предупреждал о наказании. Например, жителей крупного ассирийского города Ниневия; египетского фараона перед началом Шемот; развращённое поколение Ноя; содомлян, сограждан Лота; нечестивых царей Израиля да Иудеи, мятежный народ Свой.

     Не явится исключением и "тот день" (День Господень), время суда над последним лукавым родом.
     Перед наступлением дней Великой скорби Адонай Цеваот пошлёт небесные знамения (рис.3).
    "Солнце превратится во тьму (обернётся тьмою) и луна - в кровь, прежде (пред тем) нежели (как) наступит день Господень, великий и страшный (ужасный)" (Иоил.2:31; в скобках, текст из [Л.12]).
    "Омрачение луны (и солнца) - знамение изменения порядка вселенной в последние времена" [Л.3, стр. 753].
     Видение эсхатологического солнечного затмения, его можно наблюдать с территории Израиля в полдень, Элохим открыл также нави Амоцу (речь именно о затмении [Л.4, 8, 10, 15]).

   "И будет в тот день, говорит (объявляет) Господь Бог: произведу закат солнца ("зайти заставлю") в полдень и омрачу землю среди светлого дня (среди дня на землю опустится мрак)" (8:9; в скобках: текст из [Л.13], в кавычках - из [Л.14]).

     "Предсказанная Амосом тьма подразумевает не просто какие-то бедствия местного значения, но и катастрофы вселенского масштаба, что следует из слов многих других пророков ВЗ" [Л.7, стр. 233], "день Господень описывается как день разрушения вселенского (мирового) порядка и превращения света во тьму" [Л.21, стр. 535].
     Поэтому пророк с такими словами обращается к живущим в последние дни. "Разве не будет день Господа тьмой, а не светом - мраком, без проблеска света?" (5:20, пер. [Л.11]; "Так и День Господень мраком обернётся для вас, а не светом долгожданным. Для вас он - тьма беспросветная!" [Л.20]).
     Мрак, заменяющий видения лжепророкам, да тьму, вместо их предвещаний, предсказывает Михей "зайдёт солнце над пророками и потемнеет день над ними" (Мих.3:5-7). После чего Сион покроется трещинами как распаханное поле бороздами, а Йерушалаим превратится в груду развалин (ст.12).
     В Брит Хадаша об астрономических грозных признаках кончины века свидетельствует Иисус Христос. "И будут знамения в солнце, луне и звёздах ..." (Лк.21:25), предшествующие унынию недоумевающих народов. Точнее "на земле народы будут в трепете и отчаянии" [Л.11; Л.14] от небесных знамений, опережающих грохот да буйство морских волн.
     "Но в те дни, после скорби той (после того, как случится беда), солнце померкнет, и луна не даст (не будет светить) света своего" (Мк.13:24; в скобках, текст из [Л.13]). Затем небесные тела потеряют устойчивость ("поколеблются" в ст.25), "спадут с неба".
     Эсхатологические затмения солнца и луны уже видел Иоханан в полученном откровении [Л.17, стр. 547]. Он узрел, "солнце стало мрачно (чёрным) как власяница (рубище из козьего волоса), и луна сделалась (стала красной) как кровь" (Отк.6:12; в скобках, текст из [Л.11].
     Всё это сделает Всемогущий в День Свой [Л.16]. Превратит ночную тьму в яркую зарю, а ясный день - в тёмную ночь, разольёт воды морские по лицу всей земли; наведёт гибель и разрушит города (Ам.5:8, 9; пер. [Л.11]).

6. Состояние людей в дни бедствия (8:10)

    Следующий стих  возвращает нас к теме суда, начатой ещё в 8:2, 3. Амоц развивает данную тему в традициях ветхозаветных пророков, передавая прямую речь Бога.

    "И обращу (превращу) праздники ваши в сетование (скорбь) и все песни ваши - в плач (погребальный), и возложу на все чресла вретище (в дерюгу всех одену) и плешь на всякую голову (каждый обреет голову); и произведу в стране плач (будет скорбеть), как о единственном сыне, и конец её будет - как горький день (что ни день - то горестный день!)" (8:10; в скобках, текст из [Л.14]).

     Действительно, в дни Великой скорби никто не отмечает праздников по причине угнетённого духовного и телесного состояний. В День Господень слышен только плач (Ам.5:16-18, 8:3, 10; Плач.2:5, 6; Ис.29:1-4), отчаянные рыдания по всей земле как на похоронах единственного сына, продолжателя рода.
     "На всех улицах будет плач (погребальный) и на каждой площади - вопли (стоны: "О, горе!"). Земледельцев позовут плакать и плакальщиков (на погребение!) - рыдать" (Ам.5:16, пер. [Л.11]; в скобках, текст из [Л.14]).
     Авторы работ [Л.8, 11, 13, 14] считают,  каждый еврей в знак траура брил голову. Однако бритьё головы запрещено, например, священникам (Лев.21:5), не будет этого во времена (третьего) иерусалимского храма Йехэзкэйла (Иез.44:20); не брили голову женщины.
     Поэтому в Ам.8:10 речь не о бритье головы в знак скорби, но о лысине ("плешь"), т.е. месте на голове, где вылезли и не растут волосы. Адонай Элохим возложит "плешь на всякую голову" (ст.10, б), "плешь (будет) на каждой голове" [Л.12].
     "Тогда они (наденут) препояшутся вретищем, и обоймёт их трепет; и у всех на лицах будет стыд, и у всех на головах - плешь" (Иез.7:18).
    Плешь на каждой голове уцелевших в дни бедствия появится из-за стрессов, недоедания, некачественной пищи, отравленной горькой воды, малопригодного для дыхания горячего пропыленного воздуха, злых болезней [Л.18]. Как предсказано.
     "Оголит Господь темя (головы) дочерей Сиона, и обнажит Господь срамоту их (лишит их волос)" (Ис.3:17, в скобках, текст из [Л.13]).
     У мужчин да женщин покраснеют лица (Иез.7:18, Ис.13:8), выпадут волосы (3:17), сокрушатся зубы (Плач.3:16), воспалятся глаза, иссохнет язык, сгниёт тело (Зах14:12).
     За годы Великой скорби обветшает одежда, оттого пострадавшие вынуждены носить всё, что попало (рис.4). Вместо широкого расшитого пояса, тонкую верёвку, вместо широкой праздничной одежды, чёрные узкие рубища (Ис.3:23). Тогда исполнится обещание Яхве Элохим "возложу на все чресла вретище (в дерюгу всех одену)" (Ам.8:10, "тёмное одеяние из грубой ткани" [Л.7]).

 7. Голод (8:11, 12)

    Время наказания, когда заплачет каждый житель (8:8), земля покроется множеством трупов (ст.3), а уцелевшие  облысеют (ст.10), завершится массовым голодом (Иоил.1:10-20, Ис.24:1-6, Отк.6:8).
     Вместо хлеба, мяса, молока,- полынь, лебеда да ядовитая вода пища и питьё человеку. Как предупреждает Адонай Цеваот "вот, Я накормлю их, этот народ, полынью (горькой пищей), и напою их (отравленной) водою с жёлчью" (Иер.9:15; в скобках, текст из [Л.11]).
    По причине длительной нехватки продовольствия, а также качественной питьевой воды люди ослабеют (Ам.8:13, Плач.4:4-6). Закоченеют от холода, измучатся болезнями, изойдут слезами от  постоянно висящей в воздухе пыли (Зах14:6, Отк.16:9). Однако не только в холоде, голоде, жажде все беды их, но в молчании Благословенного.

   "Приближаются дни,- говорит Господь Бог,- когда Я пошлю на землю голод, и не только голод на пищу и воду, но и на жажду услышать слова Господние" (8:11, пер. [Л.13]).

     Наконец-то остаток лукавого, прелюбодейного, неверного рода сего, уцелевший от невиданных бедствий в День Господень, обратится к Создателю своему. Поймёт, не только хлеб поддерживает жизнь человека, но познание Бога и воли Его, насыщение словом, исходящим от Него.
     Сегодня  духовную пищу Господь даром предлагает любому, слушающему Его. Но Амос провидит горькие дни (8:3, 10, 11), когда люди сами тщетно ищут слова утешения, ободрения, наставления от Создателя своего.
     "Люди, уцелевшие после катастрофы, будут задавать серьёзные вопросы" [Л.22, стр. 1043]. Однако "Господь ответит на все эти мольбы тишиной - страшным безмолвием Божиим" [Л.21, стр. 536].

    "И будут ходить (скитаться) от моря  до моря и скитаться (побредут) от севера к востоку, ища слова Господня, и не найдут его" (8:12, в скобках, текст из [Л.20]).

     Ослабевшим от голода, жажды, холода да жары, подавленным горем невозможно утолить тоску по Господу. Даже если обойти всю землю, скитаясь ("буквально: "ходить, пошатываясь" [Л.10]) в поисках истинного пророка с откровением от Всемогущего. Они не найдут его (Пс.73:9, Иер.14:14).
    "Потому что явятся лжепомазанники и лжепророки, явят великие знаки и чудеса, чтобы, если удастся, ввести в обман даже избранных" (Мт.24:24; пер. [Л.14]).

8. Жажда (8:13, 14)

     В дни наказания Великой скорбью жители земли станут таять от жажды. Авторы [Л.12] считают, из-за духовной жажды; комментаторы [Л.10] - от физической неутолённой потребности в питьевой воде; жажды как физической, так и духовной [Л.1, 6].

    "В тот день истаявать будут ("ослабеют")  от жажды (будут терять сознание) красивые девы (молодые девушки) и юноши"  (8:13; в скобках: текст из [Л.13], в кавычках - из [Л.11]; концовка стиха, "будут падать без сил от жажды" [Л.14]).

     Из переводов ст.13 видно, речь о физической жажде (рис.5).  Обусловленной нехваткой качественной питьевой воды (Иоил.1:20, Иер.9:15), по причине падения небесных тел на землю (Отк.8:11).
     Образуется ядовитая кислотная вода кроваво-красного цвета (16:4-6),  тёплая, горькая, не пригодная для питья [Л.19]. Засохнут пастбища, растения завянут на вершине горы Кармил (Ам.1:2).
     По какой причине Адонай Цеваот посылает такие тяжёлые испытания, наводит гибель на людей? Провидец Йирмейа уже ответил на этот вопрос.
    "Господь, Бог наш, определил нас на погибель (судил нам погибнуть) и даёт нам пить воду с жёлчью (напоил нас водой ядовитой) за то, что мы грешили пред Господом" (Иер.8:14; в скобках, текст из [Л.14]).
     Данное ветхозаветное откровение, справедливое во все времена, апостол Павел подтверждает словами. "Ибо возмездие за грех - смерть ..." (Рим.6:23; 2Пет.2:12-14). Грех отвержения Творца творением Иоханан видит в мире (Отк.16:9-11, 21), а нави Амос - в своём народе.

    "Те, кто клянётся грехом Самарии, и говорит: "Верно, как и то, что бог твой жив, о Дан", - или: "Верно, как и то, что живо паломничество в Вирсавию",- падут и больше не встанут (никогда уже не поднимутся)" (8:14, пер. [Л.11]; в скобках, текст из [Л.13]).

     Под грехом Самарии пророк имел в виду, очевидно [Л.4, 15], поклонение сирийскому божеству Ашима, на арамейском языке означает "имя". Богом Дана Амос именует, вероятно, золотой телец, установленный Иеровоамом I (926-907 г.г. до Р.Х.) в городе Дан [Л.7] как символ Яхве, заменявший ковчег Завета [Л.15]. Паломничество в город Вирсавия совершалось для языческого поклонения на высотах [Л.8].
     За отступничество от истинного Бога, за нарушение Завета (Исх.20:2-5) израильтяне погибнут (Ам.8:2, 3, 14; Ос.1:4), что произошло в 722 году до Р.Х. [Л.3, 7]. Затем, по истечении времени, "суровому суду Израиль подверг себя сам: иудеи навлекли его на себя распятием Иисуса" [Л.7, стр. 956].
      В День Господень конец наступит для ВСЕГО жестокого рода сего (Соф.1:2, 3, 3:6, 8; Иер.25:29-33; Мт.24:14). "Суд постигнет все народы земли ..." [Л.7, стр. 233]. "Божий суд будет сопровождаться катаклизмами космического масштаба" [Л.22, стр. 1043].
     А ведь суда и смерти можно избежать. "Ничья смерть Мне не угодна,- возвещает Владыка Господь.- Покайтесь и живите!" (Иез.18:32, пер. [Л.11]).

ЛИТЕРАТУРА

1. Уоррен Уирсби. Комментарий на Ветхий Завет. В 2-х т. Том II. Ездра - Малахия.- СПб.: Библия для всех, 2011.- 1 111 с.
2. Даума Йохем. Дорогами Ветхого Завета. Т.5. Малые пророки.- Черкассы: Коллоквиум, 2012.- 355 с.
3. Большой библейский словарь.- СПб.: Библия для всех, 2005.- 1 503 с.
4. Новый Библейский комментарий в 3 ч. Ч.2. Ветхий завет. Псалтирь - Книга Пророка Малахии.- СПб.: Мирт, 2000.- 571 с.
5. Учебная Библия с комментариями Джона Мак-Артура.- Минск: Славянское Евангельское общество, 2004.- 2 201 с.
6. Толковая Библия. Комментарий на все книги Святого Писания. Под ред. Лопухина А.П. Том 2.- Минск: Харвест, 2001.- 1 312 с.
7. Ринекер Ф., Майер Г. Библейская энциклопедия Брокгауза.- Кременчуг: Християнська зоря, 1999.- 1 088 с.
8. Толкование Ветхозаветных книг. От книги Исаии по Книгу Малахии.- Ашфорд: Славянское миссионерское издательство, 1966.- 602 с.
9. Новая Женевская учебная Библия.- Hanssler-Verlag, 1998.- 2 052 с.
10. Хоуард Джейкоб М. Майерс. Комментарии к книгам Ветхого Завета. Том 17.- Одесса: Всемирный союз баптистов, 1993.- 228 с.
11. Библия. Новый Перевод на Русский Язык.- Herrljunga, Sweden:  Международное Библейское Общество, 2007.- 1 228 с.
12. Первые и последние пророки.- Йерушалаим: Мосад Арав КУК, 1975.- 1 002 с.
13. Библия. Современный перевод Библейских текстов.- М.: World Bible Translation Center, 2002.- 1 150 с.
14. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета, канонические. Современный русский перевод.- М.: Российское библейское общество, 2011.- 1 408 с.
15. Библейский культурно-исторический комментарий. Часть 1. Ветхий Завет.- СПб.: Мирт, 2003.- 984 с.
16. Статья №3 "День Господень".
17. Толкование новозаветных посланий и Книги Откровения. Гл. ред Харчлаа.- Seligenstadt: Христианское издательство, 1990.- 598 с.
18. Статья № 4 "Время великой скорби".
19. Статья №6 "Казни египетские и Второе пришествие Иисуса Христа".
20. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета в современном русском переводе.- М.: Издательство ББИ, 2015.- 1856 с.
21. Комментарии к Ветхому и Новому Заветам.- Минск: Фонд "Лютеранское культурное наследие", 2007.- 832 с.
22. Славянский библейский комментарий.- Киев: ЕААА, Книгоноша, 2016.- 1840 с.
23. Макдональд У. Библейские комментарии для христиан. Ветхий Завет.- Bielefeld: CLV, 2009.- 1142 с.
День Господень