"И будет в тот день, говорит Господь Бог: произведу закат
солнца в полдень и омрачу землю среди светлого дня"
(Ам.8:9)
солнца в полдень и омрачу землю среди светлого дня"
(Ам.8:9)
"И когда Он снял шестую печать, я взглянул, и вот,
произошло великое землетрясение, и солнце стало
мрачно как власяница, и луна сделалась как кровь"
(Отк.6:12)
1. Вступление
Амос, в евр. транскрипции "Амоц" (означает "несущий бремя"), родом из города Фекоя (Текоя), расположенном в Иудее, 16 км на юг от Иерусалима [Л.1-10]. Однако как и Осия, он проповедывал в Израиле (северном царстве), в городе Вефиль, 19 км на север от Иерусалима [Л.2, 5, 7].
До призвания Богом на пророческое служение Амоц жил обычной жизнью, связанной с землёй; пастух овец, возможно скотовод [Л.6, 8] или сборщик сикимор [Л.1, 2, 5, 8]. Он не входил в религиозные или политические круги [Л.1-3].
Пророк жил в период правлений иудейского царя Озии (792-740 г.г. до Р.Х.) и израильского Иеровоама II (793-753). При них страны проходили период экономического подъёма, политического расцвета, военного могущества [Л.1, 3-5, 7, 8]. Амос современник Осии и Исаии [Л.5].
Время написания книги. В точности неизвестно, по-видимому в 762 г. до Р.Х. [Л.8], около 760 года [Л.3, 4, 7], возможно в 752 г., не позже 738 года [Л.10]. Рукопись могла появиться позднее, чем устная пророческая деятельность Амоца, т.е. около 760 года [Л.2].
До призвания Богом на пророческое служение Амоц жил обычной жизнью, связанной с землёй; пастух овец, возможно скотовод [Л.6, 8] или сборщик сикимор [Л.1, 2, 5, 8]. Он не входил в религиозные или политические круги [Л.1-3].
Пророк жил в период правлений иудейского царя Озии (792-740 г.г. до Р.Х.) и израильского Иеровоама II (793-753). При них страны проходили период экономического подъёма, политического расцвета, военного могущества [Л.1, 3-5, 7, 8]. Амос современник Осии и Исаии [Л.5].
Время написания книги. В точности неизвестно, по-видимому в 762 г. до Р.Х. [Л.8], около 760 года [Л.3, 4, 7], возможно в 752 г., не позже 738 года [Л.10]. Рукопись могла появиться позднее, чем устная пророческая деятельность Амоца, т.е. около 760 года [Л.2].
Композиция восьмой главы. 1. Видение корзины со спелыми плодами (8:1).
2. Разъяснение видения (8:2-7).
3. Судебный процесс:
а) колебание земли (8:8);
б) солнечное затмение (8:9);
в) плач (8:10).
4. Следствия наказания (8:11-14).
Главная тема. Суд над Израилем и странами, противостоящими Всевышнему.
Цель написания. Обличить соплеменников в нечестии, объявить грядущие кары от Эль Шаддай.
Содержание. Амос рассказывает слушателям о видении-загадке (8:1), оно означает, пришёл конец народу израильскому (ст.2, 3), за обман да злые дела (ст.4-7).
Час расплаты наступит после солнечного затмения в полдень (8:9). Ещё одним признаком конца окажутся колебания суши будто речной волны (ст.8). В те дни, праздники превратятся в скорбь, песни - в плач, рыдания, вопли (ст.10).
Вслед за окончанием стихийных бедствий наступит нехватка питьевой воды (8:13), вместе с тем, жажда услышать слово от Господа (ст.11, 12); но отступники упадут, они уже не встанут (ст.14).
Проблема толкования. К какому периоду относится исполнение предсказаний.
Цель написания. Обличить соплеменников в нечестии, объявить грядущие кары от Эль Шаддай.
Содержание. Амос рассказывает слушателям о видении-загадке (8:1), оно означает, пришёл конец народу израильскому (ст.2, 3), за обман да злые дела (ст.4-7).
Час расплаты наступит после солнечного затмения в полдень (8:9). Ещё одним признаком конца окажутся колебания суши будто речной волны (ст.8). В те дни, праздники превратятся в скорбь, песни - в плач, рыдания, вопли (ст.10).
Вслед за окончанием стихийных бедствий наступит нехватка питьевой воды (8:13), вместе с тем, жажда услышать слово от Господа (ст.11, 12); но отступники упадут, они уже не встанут (ст.14).
Проблема толкования. К какому периоду относится исполнение предсказаний.
2. Видения Амоса (8:1-3)
Яхве Элохим показал пророку 5 эпизодов (7:1, 4, 7; 8:1; 9:1), относящихся к суду над Его народом (3:4-6), над жителями иных стран (1:2 - 2:3). Четвёртый случай касается непосредственно Мединат Йисраэль.
"Такое видение открыл ("показал") мне Господь Бог: вот, корзина с спелыми плодами. И сказал ("спросил") Он: что ты видишь, Амос? Я ответил: корзину с (летними) спелыми плодами. Тогда Господь сказал мне: приспел ("пришёл") конец народу Моему, Израилю; не буду более прощать ему (и щадить их не буду)" (8:1, 2; в скобках: текст из [Л.20], в кавычках - из [Л.11]).
Загадка стиха 1, в котором "фигурирует корзина со спелыми плодами", разъясняется в ст. 2, где "использована игра слов, основанная на сходстве еврейских слов кайиц ("фрукты") и кец ("конец")" [Л.7, стр. 1015].
Корзина со спелыми "летними" (пер. [Л.12, 20]) плодами, готовыми для употребления в пищу [Л.1], означает конец сезона урожая; так и зрительный образ в ст.1 свидетельствует об окончании благополучного существования морально развращённых израильтян.
Из игры слов, использованных тайновидцем, следует разгадка, "народ "созрел для наказания" [Л.3, стр. 54], "Израиль сделался "спелым", "созрел" в грехах своих для страшной жатвы: казнь, назначенная ему, более отложена не будет" [Л.8, стр. 455].
Эль Шаддай не станет откладывать взыскания, его содержание открыто в первом и втором откровениях. Наступит пора для саранчи, съедающей позднюю весеннюю траву (7:1, 2), да огня, пожирающего "великую пучину" и "часть земли" (ст.4).
Сбудется слово Его, с которым Он обратился к Цефанйа. "Всё истреблю с лица земли ... истреблю людей с лица земли, говорит Господь" (Соф.1:2, 3).
Истребление коснётся Израиля, Палестины, Сирии, Иордании, Египта (Ам.1:2 -2:3; Иер.25:15-38), всех стран (Ис.13:5-12, 24:1-22; Мт.13:38-42, 2Пет. 3:6-10).
Нави провидит, не погребённые трупы словно отбросы заполнили улицы (Ис.5:25, Отк.19:17-21, рис. 1).
"Песни чертога (песнопения в храмах) в тот день обратятся в (похоронные) рыдание, говорит Господь Бог; много (повсюду) будет трупов, на всяком месте будут бросать их молча (в молчании люди будут выносить мёртвые тела и сваливать их в кучу)" (8:3; в скобках, текст из [Л.13]; концовка ст. 3, "на всё снизойдёт тишина", пер. [Л.12]).
Слова "в тот день" (8:3) тождественны ранее использованному выражению "Йом Адонай" (5:18). Стадии горя, плача и тьмы (ст.17-20), посещения нечестивых Всевышним (ст.17; Авв.3:3-12) для мщения врагам (Наум.1:2-6). Миром завладеет чёрная старуха с корзиной, она "зарежет без ножа, убьёт без топора". Живые пожнут то, что посеяли мёртвые, воцарится гробовое молчание, "молчание отчаяния" [Л.21].
"Такое видение открыл ("показал") мне Господь Бог: вот, корзина с спелыми плодами. И сказал ("спросил") Он: что ты видишь, Амос? Я ответил: корзину с (летними) спелыми плодами. Тогда Господь сказал мне: приспел ("пришёл") конец народу Моему, Израилю; не буду более прощать ему (и щадить их не буду)" (8:1, 2; в скобках: текст из [Л.20], в кавычках - из [Л.11]).
Загадка стиха 1, в котором "фигурирует корзина со спелыми плодами", разъясняется в ст. 2, где "использована игра слов, основанная на сходстве еврейских слов кайиц ("фрукты") и кец ("конец")" [Л.7, стр. 1015].
Корзина со спелыми "летними" (пер. [Л.12, 20]) плодами, готовыми для употребления в пищу [Л.1], означает конец сезона урожая; так и зрительный образ в ст.1 свидетельствует об окончании благополучного существования морально развращённых израильтян.
Из игры слов, использованных тайновидцем, следует разгадка, "народ "созрел для наказания" [Л.3, стр. 54], "Израиль сделался "спелым", "созрел" в грехах своих для страшной жатвы: казнь, назначенная ему, более отложена не будет" [Л.8, стр. 455].
Эль Шаддай не станет откладывать взыскания, его содержание открыто в первом и втором откровениях. Наступит пора для саранчи, съедающей позднюю весеннюю траву (7:1, 2), да огня, пожирающего "великую пучину" и "часть земли" (ст.4).
Сбудется слово Его, с которым Он обратился к Цефанйа. "Всё истреблю с лица земли ... истреблю людей с лица земли, говорит Господь" (Соф.1:2, 3).
Истребление коснётся Израиля, Палестины, Сирии, Иордании, Египта (Ам.1:2 -2:3; Иер.25:15-38), всех стран (Ис.13:5-12, 24:1-22; Мт.13:38-42, 2Пет. 3:6-10).
Нави провидит, не погребённые трупы словно отбросы заполнили улицы (Ис.5:25, Отк.19:17-21, рис. 1).
"Песни чертога (песнопения в храмах) в тот день обратятся в (похоронные) рыдание, говорит Господь Бог; много (повсюду) будет трупов, на всяком месте будут бросать их молча (в молчании люди будут выносить мёртвые тела и сваливать их в кучу)" (8:3; в скобках, текст из [Л.13]; концовка ст. 3, "на всё снизойдёт тишина", пер. [Л.12]).
Слова "в тот день" (8:3) тождественны ранее использованному выражению "Йом Адонай" (5:18). Стадии горя, плача и тьмы (ст.17-20), посещения нечестивых Всевышним (ст.17; Авв.3:3-12) для мщения врагам (Наум.1:2-6). Миром завладеет чёрная старуха с корзиной, она "зарежет без ножа, убьёт без топора". Живые пожнут то, что посеяли мёртвые, воцарится гробовое молчание, "молчание отчаяния" [Л.21].
3. Когда золото всплывает, правда тонет (8:4-6)
Обращаясь к слушателям (3:1), Амоц, подобно современнику Йешайа (Ис.42:9), сообщает истину важную во все эпохи. "Ибо Господь Бог ничего не делает (не совершает), не открыв Своей тайны (планов) рабам Своим пророкам" (Ам.3:7; в скобках, уточнения из [Л.14]).
Раскрыв тайну Йахвэ Цеваот, "приспел конец народу Моему, Израилю" (8:2, в), пастух имеет моральное право обличить народ в нечестии; в первую очередь богатых купцов.
"Выслушайте это, алчущие поглотить ("топчущие") бедных (обездоленных) и погубить (истребляющие) нищих" (8:4; в скобках: текст из [Л.14], в кавычках - из [Л.11]).
К элите израильского общества с обличениями будет обращаться Цефанйа (Соф.3:1-4), упрекая её в неуёмном стяжательстве. Ради наживы правители грабят ближнего, поглощая его словно рыкающие львы, а судьи истребляют его будто вечерние волки (ст.3).
"О том, что люди равны перед лицом Божиим, до Амоса не говорил ни один пророк" [Л.8, стр. 457, 458]. В чём конкретно обвиняет нави зажиточных обывателей? топчущих обездоленных, истребляющих неимущих.
"(Вы говорите) говорящие: Когда же пройдёт праздник Новолуния, чтобы нам продавать зерно, и суббота закончится, чтобы нам торговать пшеницей?- урезающие меру (убавим эфу), завышающие цену (увеличим шекель) и обманывающие неточными весами (подделаем гири, будем обвешивать!)" (8:5, пер. [Л.11]; в скобках, текст из [Л.14]).
Евреям нельзя торговать в праздничные дни, например, новолуние или субботу, что вызывало у торговцев недовольство, желание обойти запрет [Л.15]. Жажда наживы толкала их уменьшать меры объёма, использовать неверные поддельные меры веса, искусственно завышать цены.
Дух торгашества, охвативший Йисраэль, сделал предметом бизнеса не только зерно, но даже неимущих и бедных соотечественников. За небольшие долги их отдавали в рабство (2:6; [Л.1, 2, 4, 6]), богатые покупали нищих сограждан за бесценок, беднякам же продавали товары низкого качества.
"Чтобы покупать неимущих за (эти деньги) серебро и бедных за пару обуви (сандалий), а высевки из хлеба ("шелуху от зерна") продавать" (8:6; в скобках: текст из [Л.13], в кавычках - из [Л.11]; концовка стиха, "Мы сумеем продать и мякину!", пер. [Л.14]).
С тех пор стало ещё хуже, т.к. нет ни любви к ближнему, ни любви к Богу, ни страха перед Ним. Остались своеволие, лицемерие, алчность, неуёмное стремление к роскоши. Но что есть богатство?
Раскрыв тайну Йахвэ Цеваот, "приспел конец народу Моему, Израилю" (8:2, в), пастух имеет моральное право обличить народ в нечестии; в первую очередь богатых купцов.
"Выслушайте это, алчущие поглотить ("топчущие") бедных (обездоленных) и погубить (истребляющие) нищих" (8:4; в скобках: текст из [Л.14], в кавычках - из [Л.11]).
К элите израильского общества с обличениями будет обращаться Цефанйа (Соф.3:1-4), упрекая её в неуёмном стяжательстве. Ради наживы правители грабят ближнего, поглощая его словно рыкающие львы, а судьи истребляют его будто вечерние волки (ст.3).
"О том, что люди равны перед лицом Божиим, до Амоса не говорил ни один пророк" [Л.8, стр. 457, 458]. В чём конкретно обвиняет нави зажиточных обывателей? топчущих обездоленных, истребляющих неимущих.
"(Вы говорите) говорящие: Когда же пройдёт праздник Новолуния, чтобы нам продавать зерно, и суббота закончится, чтобы нам торговать пшеницей?- урезающие меру (убавим эфу), завышающие цену (увеличим шекель) и обманывающие неточными весами (подделаем гири, будем обвешивать!)" (8:5, пер. [Л.11]; в скобках, текст из [Л.14]).
Евреям нельзя торговать в праздничные дни, например, новолуние или субботу, что вызывало у торговцев недовольство, желание обойти запрет [Л.15]. Жажда наживы толкала их уменьшать меры объёма, использовать неверные поддельные меры веса, искусственно завышать цены.
Дух торгашества, охвативший Йисраэль, сделал предметом бизнеса не только зерно, но даже неимущих и бедных соотечественников. За небольшие долги их отдавали в рабство (2:6; [Л.1, 2, 4, 6]), богатые покупали нищих сограждан за бесценок, беднякам же продавали товары низкого качества.
"Чтобы покупать неимущих за (эти деньги) серебро и бедных за пару обуви (сандалий), а высевки из хлеба ("шелуху от зерна") продавать" (8:6; в скобках: текст из [Л.13], в кавычках - из [Л.11]; концовка стиха, "Мы сумеем продать и мякину!", пер. [Л.14]).
С тех пор стало ещё хуже, т.к. нет ни любви к ближнему, ни любви к Богу, ни страха перед Ним. Остались своеволие, лицемерие, алчность, неуёмное стремление к роскоши. Но что есть богатство?
Ярмо рабства, при потере свободы духа; беда, когда душа слепа, глуха к советам Христа, скука и пустота, если не творит добра да ходит путями неправедными. У богатого много друзей, всё-таки он одинок, у бедного один Отец, а он несказанно богат.
4. Грядет наказание? (8:7, 8)
Творец вселенной, дарующий человеку дух, помнит все деяния его, как праведные, так нечестивые.
"Клянётся Господь тем, что было гордостью Иакова: "Вовек не забуду ничего из того, что они сделали!" (8:7, пер. [Л.20]).
Бог клянётся Своим именем, гордостью и славою потомков Иакова, Он помнит всё сделанное творением, карая за злые поступки да грешные помыслы (Мих.7:1-4, Ис.5:20-25, Пс.33:17). Вот почему нави советует. "Ищите добра, а не зла, чтобы вам остаться в живых ..." (Ам.5:14, 15; "Ненавидьте зло, любите добро, утверждайте в судах правосудие", пер. [Л.11]).
"Клянётся Господь тем, что было гордостью Иакова: "Вовек не забуду ничего из того, что они сделали!" (8:7, пер. [Л.20]).
Бог клянётся Своим именем, гордостью и славою потомков Иакова, Он помнит всё сделанное творением, карая за злые поступки да грешные помыслы (Мих.7:1-4, Ис.5:20-25, Пс.33:17). Вот почему нави советует. "Ищите добра, а не зла, чтобы вам остаться в живых ..." (Ам.5:14, 15; "Ненавидьте зло, любите добро, утверждайте в судах правосудие", пер. [Л.11]).
Увы, нечестивые притесняют невинных, берут взятки, лишают бедных справедливого суда (ст.12). Ничего не изменилось. Последняя цивилизация окончательно извратила путь, указанный Вседержителем (Мих.6:8, Мт.22:36-40); "весь мир лежит во зле" (1Ин.5:19), побеждённый грехом (Рим.3:23), оттого подлежит наказанию.
Оскверняются все, прикасающиеся ко злу, посему Господь уже не предлагает загадок (Ам.8:1), а прямо извещает живущих в последние дни, потерявших страх перед Ним. "Я накажу мир за зло, и нечестивых - за беззакония их ..." (Ис.13:11; "Покараю Я мир за грехи, злодеев - за их преступленья!" [Л.13]). Что же произойдёт в кульминационный момент воздаяния?
"Не поколеблется (не содрогнётся) ли от этого земля ("не задрожит ли от этого земля и все, кто живёт на ней?"), и не восплачет (заплачет) ли каждый живущий на ней? Взволнуется (поднимется) вся она как река (Нил), и будет подниматься (вздыматься) и опускаться ("осядет" [Л.14]) как река Египетская" (8:8; в скобках: текст из [Л.11], в кавычках - из [Л.13]).
Амос видит, в час суда Яхве ("тот день", 8:1-3) задрожит твердь со всеми, кто живёт на ней.
"Не поколеблется (не содрогнётся) ли от этого земля ("не задрожит ли от этого земля и все, кто живёт на ней?"), и не восплачет (заплачет) ли каждый живущий на ней? Взволнуется (поднимется) вся она как река (Нил), и будет подниматься (вздыматься) и опускаться ("осядет" [Л.14]) как река Египетская" (8:8; в скобках: текст из [Л.11], в кавычках - из [Л.13]).
Амос видит, в час суда Яхве ("тот день", 8:1-3) задрожит твердь со всеми, кто живёт на ней.
Она "взволнуется", т.е. её поверхность покроется волнами, поднимаясь и опускаясь (рис.2), словно "река Египетская". Под землю провалятся дороги, мосты, дома, улицы, городские кварталы [Л.16].
Провидец сравнивает колебания суши с движением вздымаемых волн на полноводной реке Нил. Значит высота волн из грунта составит от нескольких десятков сантиметров до 1 метра и более.
Провидец сравнивает колебания суши с движением вздымаемых волн на полноводной реке Нил. Значит высота волн из грунта составит от нескольких десятков сантиметров до 1 метра и более.
Уникальное эсхатологическое явление колеблющийся суши пророк увидел ещё раз (9:1-5). "Владыка, Господь Сил, касается земли - и она тает (буквально, тает "под Его пальцами" [Л.24, стр. 902]), а все живущие на ней плачут. Вся земля поднимается, словно Нил, и опускается, словно река Египта" (ст.5, пер.[Л.11]).
Причина упомянутого геофизического катаклизма - глобальный импактный сейсм (Ис.13:13) с магнитудой до 13 единиц. Его интенсивность проявления ХI-ХII баллов по шкале ЕМS-98, т.к. заметными колебаниями сопровождаются исключительно мощные сотрясения [Л.16]. "Господь накажет землю ужасным землетрясением" [Л.23, стр. 1070], здесь "предсказание землетрясения" [Л.8].
Риторический вопрос (8:8) не нуждается в ответе. Разумеется от великих невиданных сейсмических колебаний вселенского масштаба (Наум.1:7, Отк.16:18-20, Авв.3:6) "восплачет каждый живущий на ней". Всякий зарыдает, задрожит вместе с почерневшим миром, затрепещет как все, кто находится в нём (Иез.38:20).
Вибрация внутренних и наружных органов тела завершится реактивным ступором. В состоянии ступора нельзя нормально бежать, ходить или стоять [Л.18]. "И у проворного не станет силы бежать (убежать не сможет), и крепкий (могучий) не удержит крепости своей (всякой силы лишится), и храбрый не спасёт своей жизни" (Ам.2:14; в скобках, текст из [Л.20]).
Причина упомянутого геофизического катаклизма - глобальный импактный сейсм (Ис.13:13) с магнитудой до 13 единиц. Его интенсивность проявления ХI-ХII баллов по шкале ЕМS-98, т.к. заметными колебаниями сопровождаются исключительно мощные сотрясения [Л.16]. "Господь накажет землю ужасным землетрясением" [Л.23, стр. 1070], здесь "предсказание землетрясения" [Л.8].
Риторический вопрос (8:8) не нуждается в ответе. Разумеется от великих невиданных сейсмических колебаний вселенского масштаба (Наум.1:7, Отк.16:18-20, Авв.3:6) "восплачет каждый живущий на ней". Всякий зарыдает, задрожит вместе с почерневшим миром, затрепещет как все, кто находится в нём (Иез.38:20).
Вибрация внутренних и наружных органов тела завершится реактивным ступором. В состоянии ступора нельзя нормально бежать, ходить или стоять [Л.18]. "И у проворного не станет силы бежать (убежать не сможет), и крепкий (могучий) не удержит крепости своей (всякой силы лишится), и храбрый не спасёт своей жизни" (Ам.2:14; в скобках, текст из [Л.20]).
5. Небесные знамения (8:9)
Бог всегда предупреждал о наказании, скажем, жителей крупного ассирийского города Ниневия; египетского фараона, перед началом Шемот; развращённое поколение Ноя, содомлян, сограждан Лота; нечестивых царей Израиля да Иудеи, мятежный народ Свой.
Не будет исключением "тот день", Йом Адонай, час суда над последним неверным родом.
Не будет исключением "тот день", Йом Адонай, час суда над последним неверным родом.
Перед наступлением поры молотьбы да жатвы Всевышний пошлёт астрономические знаки (рис.3).
"Солнце превратится во тьму и луна - в кровь, прежде (пред тем) нежели (как) наступит день Господень, великий и страшный (ужасный)" (Иоил.2:31; в скобках, текст из [Л.12]).
"Омрачение луны (и солнца) - знамение изменения порядка вселенной в последние времена" [Л.3, стр. 753]. Видение помрачения дневного светила, его можно наблюдать "в последние времена" с территории Израиля в полдень, открывает Йахвэ Элохим провидцу (речь именно о затмении [Л.4, 8, 10, 15]).
"И будет в тот день, говорит (объявляет) Господь Бог: произведу закат солнца ("зайти заставлю") в полдень и омрачу землю среди светлого дня (среди дня на землю опустится мрак)" (8:9; в скобках: текст из [Л.13], в кавычках - из [Л.14]).
Что было над землёй вначале и накроет мир в конце? "Предсказанная Амосом тьма подразумевает не просто какие-то бедствия местного значения, но и катастрофы вселенского масштаба, что следует из слов многих других пророков ВЗ" [Л.7, стр. 233], "день Господень описывается как день разрушения вселенского (мирового) порядка и превращения света во тьму" [Л.21, стр. 535].
"Солнце превратится во тьму и луна - в кровь, прежде (пред тем) нежели (как) наступит день Господень, великий и страшный (ужасный)" (Иоил.2:31; в скобках, текст из [Л.12]).
"Омрачение луны (и солнца) - знамение изменения порядка вселенной в последние времена" [Л.3, стр. 753]. Видение помрачения дневного светила, его можно наблюдать "в последние времена" с территории Израиля в полдень, открывает Йахвэ Элохим провидцу (речь именно о затмении [Л.4, 8, 10, 15]).
"И будет в тот день, говорит (объявляет) Господь Бог: произведу закат солнца ("зайти заставлю") в полдень и омрачу землю среди светлого дня (среди дня на землю опустится мрак)" (8:9; в скобках: текст из [Л.13], в кавычках - из [Л.14]).
Что было над землёй вначале и накроет мир в конце? "Предсказанная Амосом тьма подразумевает не просто какие-то бедствия местного значения, но и катастрофы вселенского масштаба, что следует из слов многих других пророков ВЗ" [Л.7, стр. 233], "день Господень описывается как день разрушения вселенского (мирового) порядка и превращения света во тьму" [Л.21, стр. 535].
Верно, "превращения" светлоты в черноту, вот почему нави задаёт вопрос-загадку. "Разве не будет день Господа тьмой, а не светом - мраком, без проблеска света?" (5:20, пер. [Л.11]; "мраком обернётся для вас, а не светом долгожданным. Для вас он - тьма беспросветная!", пер. [Л.20]).
Потёмки, заменяющие созерцания лжепророкам, темень, вместо предвещаний, предсказывает Михей; "зайдёт солнце над пророками и потемнеет день над ними" (Мих.3:5-7). Вскоре Сион покроется трещинами словно распаханное поле бороздами, Йерушалаим превратится в груду развалин (ст.12).
В Брит Хадаша о грозных астрономических признаках кончины века предупреждает Иисус Христос. "И будут знамения в солнце, луне и звёздах ..." (Лк.21:25, а), сопутствующие унынию. Точнее, "на земле народы будут в трепете и отчаянии" (ст. 25, б; пер. [Л.11; Л.14]) от знаков на небе, они ненамного опередят рёв высоко вздымающихся морских волн (ст.25, в).
"Но в те дни, после скорби той (после того, как случится беда), солнце померкнет, и луна не даст (не будет светить) света своего" (Мк.13:24; в скобках, текст из [Л.13]). Затем потеряют устойчивость небесные тела ("поколеблются", "спадут с неба", ст. 25).
Затмения светил уже видел Иоханан в полученном откровении [Л.17, стр. 547], "солнце стало мрачно (чёрным) как власяница (рубище из козьего волоса), и луна сделалась (стала красной) как кровь" (Отк.6:12; в скобках, текст из [Л.11]).
Всё перечисленное выше сделает Эль Шаддай [Л.16]. Превратит ясный день в тёмную ночь, а ночной мрак в яркую зарю; разольёт бурные морские воды по лицу всей земли, наведёт гибель, разрушит города (Ам.5:8, 9; пер. [Л.11]).
Потёмки, заменяющие созерцания лжепророкам, темень, вместо предвещаний, предсказывает Михей; "зайдёт солнце над пророками и потемнеет день над ними" (Мих.3:5-7). Вскоре Сион покроется трещинами словно распаханное поле бороздами, Йерушалаим превратится в груду развалин (ст.12).
В Брит Хадаша о грозных астрономических признаках кончины века предупреждает Иисус Христос. "И будут знамения в солнце, луне и звёздах ..." (Лк.21:25, а), сопутствующие унынию. Точнее, "на земле народы будут в трепете и отчаянии" (ст. 25, б; пер. [Л.11; Л.14]) от знаков на небе, они ненамного опередят рёв высоко вздымающихся морских волн (ст.25, в).
"Но в те дни, после скорби той (после того, как случится беда), солнце померкнет, и луна не даст (не будет светить) света своего" (Мк.13:24; в скобках, текст из [Л.13]). Затем потеряют устойчивость небесные тела ("поколеблются", "спадут с неба", ст. 25).
Затмения светил уже видел Иоханан в полученном откровении [Л.17, стр. 547], "солнце стало мрачно (чёрным) как власяница (рубище из козьего волоса), и луна сделалась (стала красной) как кровь" (Отк.6:12; в скобках, текст из [Л.11]).
Всё перечисленное выше сделает Эль Шаддай [Л.16]. Превратит ясный день в тёмную ночь, а ночной мрак в яркую зарю; разольёт бурные морские воды по лицу всей земли, наведёт гибель, разрушит города (Ам.5:8, 9; пер. [Л.11]).
6. Горе в лохмотьях, беда нагишом (8:10)
Следующий стих возвращает нас к теме суда, начатой ещё в ст. 8:2, 3. Амоц развивает тему в традициях ветхозаветных нави, передавая прямую речь Бога.
"И обращу (превращу) праздники ваши в сетование (скорбь) и все песни ваши - в плач (погребальный), и возложу на все чресла вретище (в дерюгу всех одену) и плешь на всякую голову; и произведу в стране плач (будет скорбеть), как о единственном сыне, и конец её будет - как горький день (что ни день - то горестный день!)" (8:10; в скобках, текст из [Л.14]).
Старая пословица гласит, "сколько ни плакать, всех слёз не выплакать". По причине угнетённого духовного и телесного состояний в дни Великой гибели (Иер.4:6) никто не отмечает праздников. Слышен лишь плач (Ам.5:16-18, 8:3, 10; Плач.2:5, 6; Ис.29:1-4), отчаянные рыдания во всех странах словно на похоронах единственного сына, продолжателя рода. Нет у них утешителя.
"И обращу (превращу) праздники ваши в сетование (скорбь) и все песни ваши - в плач (погребальный), и возложу на все чресла вретище (в дерюгу всех одену) и плешь на всякую голову; и произведу в стране плач (будет скорбеть), как о единственном сыне, и конец её будет - как горький день (что ни день - то горестный день!)" (8:10; в скобках, текст из [Л.14]).
Старая пословица гласит, "сколько ни плакать, всех слёз не выплакать". По причине угнетённого духовного и телесного состояний в дни Великой гибели (Иер.4:6) никто не отмечает праздников. Слышен лишь плач (Ам.5:16-18, 8:3, 10; Плач.2:5, 6; Ис.29:1-4), отчаянные рыдания во всех странах словно на похоронах единственного сына, продолжателя рода. Нет у них утешителя.
"На всех улицах будет плач (погребальный) и на каждой площади - вопли (стоны: "О, горе!"). Земледельцев позовут плакать и плакальщиков (на погребение!) - рыдать" (Ам.5:16, пер. [Л.11]; в скобках, текст из [Л.14]).
Понятно, но при чём здесь загадочная "плешь на всякую голову"? (8:10). Авторы работ [Л.8, 11, 13, 14] разъясняют загадку так, каждый еврей в знак траура брил голову. Всё же её бритьё запрещено, например, священникам (Лев.21:5), такого не будет во времена (третьего) иерусалимского храма Йехэзкэйла (Иез.44:20); не выбривали голову женщины.
Вот почему в Ам.8:10 речь не о сбривании волос в знак скорби, но о лысине, т.е. месте, где вылезли и не растут волосы. На самом деле, Всевышний возложит "плешь на всякую голову" (ст.10, б).
Йехэзкэйл подтверждает пророчество Ам.8:10. "Тогда они (наденут) препояшутся вретищем, и обоймёт их трепет; и у всех на лицах будет стыд, и у всех на головах - плешь" (Иез.7:18), действительно, "позавидуют плешивые лысым". В скорби своей, не смогут рвать на голове волосы.
Лысина у каждого из выживших в дни бедствия возникнет из-за стрессов, недоедания, некачественной пищи, отравленной горькой воды, малопригодного для дыхания горячего пропыленного воздуха, злых болезней [Л.18], т.к. предсказано.
"Оголит Господь темя дочерей Сиона, и обнажит Господь срамоту их (лишит их волос, пер. [Л.13])" (Ис.3:17).
Понятно, но при чём здесь загадочная "плешь на всякую голову"? (8:10). Авторы работ [Л.8, 11, 13, 14] разъясняют загадку так, каждый еврей в знак траура брил голову. Всё же её бритьё запрещено, например, священникам (Лев.21:5), такого не будет во времена (третьего) иерусалимского храма Йехэзкэйла (Иез.44:20); не выбривали голову женщины.
Вот почему в Ам.8:10 речь не о сбривании волос в знак скорби, но о лысине, т.е. месте, где вылезли и не растут волосы. На самом деле, Всевышний возложит "плешь на всякую голову" (ст.10, б).
Йехэзкэйл подтверждает пророчество Ам.8:10. "Тогда они (наденут) препояшутся вретищем, и обоймёт их трепет; и у всех на лицах будет стыд, и у всех на головах - плешь" (Иез.7:18), действительно, "позавидуют плешивые лысым". В скорби своей, не смогут рвать на голове волосы.
Лысина у каждого из выживших в дни бедствия возникнет из-за стрессов, недоедания, некачественной пищи, отравленной горькой воды, малопригодного для дыхания горячего пропыленного воздуха, злых болезней [Л.18], т.к. предсказано.
"Оголит Господь темя дочерей Сиона, и обнажит Господь срамоту их (лишит их волос, пер. [Л.13])" (Ис.3:17).
У мужчин да женщин покраснеют лица (Иез.7:18, Ис.13:8), выпадут волосы (3:17), сокрушатся зубы (Плач.3:16), воспалятся глаза, иссохнет язык, сгниёт тело (Зах14:12).
За годы великой гибели обветшает одежда, пострадавшие вынуждены носить всё, что попало (рис.4). Вместо широкого расшитого пояса, тонкую верёвку, взамен просторной праздничной одежды, чёрные узкие рубища (Ис.3:23). Исполнится обещание Яхве Элохим, "возложу на все чресла вретище (в дерюгу всех одену)" (Ам.8:10, "тёмное одеяние из грубой ткани" [Л.7]).
За годы великой гибели обветшает одежда, пострадавшие вынуждены носить всё, что попало (рис.4). Вместо широкого расшитого пояса, тонкую верёвку, взамен просторной праздничной одежды, чёрные узкие рубища (Ис.3:23). Исполнится обещание Яхве Элохим, "возложу на все чресла вретище (в дерюгу всех одену)" (Ам.8:10, "тёмное одеяние из грубой ткани" [Л.7]).
7. Голод (8:11, 12)
Срок наказания, когда заплачет каждый житель (8:8), земля покроется множеством трупов (ст.3), а уцелевшие облысеют (ст.10), завершится массовым голодом (Иоил.1:10-20, Ис.24:1-6, Отк.6:8).
Вместо хлеба, мяса, молока,- полынь, лебеда да ядовитая вода пища и питьё человеку. Так предупреждает Воздающий по делам, помыслам, словам, "вот, Я накормлю их, этот народ, полынью (горькой пищей), и напою их (отравленной) водою с жёлчью" (Иер.9:15; в скобках, текст из [Л.11]).
Из-за длительной нехватки продовольствия, отсутствия качественных воды и воздуха, все ослабеют (Ам.8:13, Плач.4:4-6). Закоченеют от холода, измучатся болезнями, изойдут слезами от постоянно висящей в воздухе пыли (Зах14:6, Отк.16:9). Увы, не в холоде, голоде, жажде все беды, но в молчании Его.
"Приближаются дни,- говорит Господь Бог,- когда Я пошлю на землю голод, и не только голод на пищу и воду, но и на жажду услышать слова Господние" (8:11, пер. [Л.13]).
Наконец-то остаток лукавого, прелюбодейного, неверного рода сего, выживший в невиданных бедствиях Великой скорби, обратится к Нему. Поймёт, не один хлеб поддерживает жизнь человека, а познание Благословенного и воли Его, насыщение словом, исходящим от Него. Ибо предсказано нам, "не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих" (Мт.4:4).
Сегодня духовную пищу Спаситель даром предлагает любому, слушающему Его. Амос же провидит горькие дни (8:3, 10, 11), потерпевшие сами тщетно ищут слова утешения, ободрения, наставления от Благословляющего.
"Люди, уцелевшие после катастрофы, будут задавать серьёзные вопросы" [Л.22, стр. 1043] и возносить горячие молитвы. Однако "Господь ответит на все эти мольбы тишиной - страшным безмолвием Божиим" [Л.21, стр. 536], "утратив богообщение, удалившись от своего Создателя, человек сам ввергает себя во тьму" [Л.8].
"И будут ходить (скитаться) от моря до моря и скитаться (побредут) от севера к востоку, ища слова Господня, и не найдут его" (8:12, в скобках, текст из [Л.20]).
Ослабевшим от голода, жажды, жары да холода, придавленных горем невозможно утолить тоску по Богу. Даже если обойти всю землю, скитаясь ("буквально: "ходить, пошатываясь" [Л.10]) во тьме в поисках истинного пророка с откровением от Него; они не найдут его (Пс.73:9, Иер.14:14).
"Потому что явятся лжепомазанники и лжепророки, явят великие знаки и чудеса, чтобы, если удастся, ввести в обман даже избранных" (Мт.24:24; пер. [Л.14]).
Вместо хлеба, мяса, молока,- полынь, лебеда да ядовитая вода пища и питьё человеку. Так предупреждает Воздающий по делам, помыслам, словам, "вот, Я накормлю их, этот народ, полынью (горькой пищей), и напою их (отравленной) водою с жёлчью" (Иер.9:15; в скобках, текст из [Л.11]).
Из-за длительной нехватки продовольствия, отсутствия качественных воды и воздуха, все ослабеют (Ам.8:13, Плач.4:4-6). Закоченеют от холода, измучатся болезнями, изойдут слезами от постоянно висящей в воздухе пыли (Зах14:6, Отк.16:9). Увы, не в холоде, голоде, жажде все беды, но в молчании Его.
"Приближаются дни,- говорит Господь Бог,- когда Я пошлю на землю голод, и не только голод на пищу и воду, но и на жажду услышать слова Господние" (8:11, пер. [Л.13]).
Наконец-то остаток лукавого, прелюбодейного, неверного рода сего, выживший в невиданных бедствиях Великой скорби, обратится к Нему. Поймёт, не один хлеб поддерживает жизнь человека, а познание Благословенного и воли Его, насыщение словом, исходящим от Него. Ибо предсказано нам, "не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих" (Мт.4:4).
Сегодня духовную пищу Спаситель даром предлагает любому, слушающему Его. Амос же провидит горькие дни (8:3, 10, 11), потерпевшие сами тщетно ищут слова утешения, ободрения, наставления от Благословляющего.
"Люди, уцелевшие после катастрофы, будут задавать серьёзные вопросы" [Л.22, стр. 1043] и возносить горячие молитвы. Однако "Господь ответит на все эти мольбы тишиной - страшным безмолвием Божиим" [Л.21, стр. 536], "утратив богообщение, удалившись от своего Создателя, человек сам ввергает себя во тьму" [Л.8].
"И будут ходить (скитаться) от моря до моря и скитаться (побредут) от севера к востоку, ища слова Господня, и не найдут его" (8:12, в скобках, текст из [Л.20]).
Ослабевшим от голода, жажды, жары да холода, придавленных горем невозможно утолить тоску по Богу. Даже если обойти всю землю, скитаясь ("буквально: "ходить, пошатываясь" [Л.10]) во тьме в поисках истинного пророка с откровением от Него; они не найдут его (Пс.73:9, Иер.14:14).
"Потому что явятся лжепомазанники и лжепророки, явят великие знаки и чудеса, чтобы, если удастся, ввести в обман даже избранных" (Мт.24:24; пер. [Л.14]).
8. Нужда заставит из лужи пить (8:13, 14)
Уцелевшие в стихийных бедствиях дней великой гибели тают от жажды (8:13). Авторы [Л.12] предполагают, из-за духовной, напротив, комментатор [Л.10] считает, от физической неутолённой потребности в питьевой воде. Третье мнение, физической и духовной [Л.1, 6].
"В тот день истаявать будут ("ослабеют") от жажды (будут терять сознание) красивые девы (молодые девушки) и юноши" (8:13; в скобках: текст из [Л.13], в кавычках - из [Л.11]; концовка стиха, "будут падать без сил", пер. [Л.14]).
Из переводов ст.13 видно, речь о физической жажде (рис.5), вызванной нехваткой качественной питьевой воды (Иоил.1:20, Иер.9:15), после падения небесных тел (Отк.8:5-10).
"В тот день истаявать будут ("ослабеют") от жажды (будут терять сознание) красивые девы (молодые девушки) и юноши" (8:13; в скобках: текст из [Л.13], в кавычках - из [Л.11]; концовка стиха, "будут падать без сил", пер. [Л.14]).
Из переводов ст.13 видно, речь о физической жажде (рис.5), вызванной нехваткой качественной питьевой воды (Иоил.1:20, Иер.9:15), после падения небесных тел (Отк.8:5-10).
Повсеместно возникнут цунами, заливающие морской солёной водой сушу, вместе с реками, озёрами, искусственными водоёмами.
Сверх того, из-за многодневных кислотных дождей, пресная вода станет ядовитой (ст.11), не пригодной для питья [Л.19]: кислой, тёплой, горькой, кроваво-красного цвета (16:4-6). Засохнут пастбища, растения завянут на вершинах гор (Ам.1:2).
Выжившие едят и не насыщаются, пьют и страдают от жажды. По какой причине Адонай Цеваот посылает невыносимо тяжёлые испытания, наводит Великую гибель? (Иер.4:6). На сей трудный вопрос пророк отвечает.
"Господь, Бог наш, определил нас на погибель (судил нам погибнуть) и даёт нам пить воду с жёлчью (напоил нас водой ядовитой) за то, что мы грешили пред Господом" (Иер.8:14; в скобках, текст из [Л.14]).
Откровение Йирмейа, справедливое во все столетия, апостол Павел подтверждает словами. "Ибо возмездие за грех - смерть ..." (Рим.6:23; 2Пет.2:12-14). Пренебрежение Творца творением Иоханан видит в мире (Отк.16:9-11, 21), Амоц - в своём народе.
"Те, кто клянётся грехом Самарии, и говорит: "Верно, как и то, что бог твой жив, о Дан", - или: "Верно, как и то, что живо паломничество в Вирсавию",- падут и больше не встанут (никогда уже не поднимутся)" (8:14, пер. [Л.11]; в скобках, текст из [Л.13]).
Под нечестием Самарии имеется в виду, очевидно [Л.4, 15], поклонение сирийскому божеству Ашима, на арамейском языке означает "имя". Богом Дана нави именует золотой телец, установленный Иеровоамом I (правитель 926-907 г.г. до Р.Х.) в городе Дан [Л.7, 15], символ Яхве, заменявший ковчег Завета [Л.15]. Паломничество в Вирсавию совершалось для языческого поклонения на высотах [Л.8].
Выжившие едят и не насыщаются, пьют и страдают от жажды. По какой причине Адонай Цеваот посылает невыносимо тяжёлые испытания, наводит Великую гибель? (Иер.4:6). На сей трудный вопрос пророк отвечает.
"Господь, Бог наш, определил нас на погибель (судил нам погибнуть) и даёт нам пить воду с жёлчью (напоил нас водой ядовитой) за то, что мы грешили пред Господом" (Иер.8:14; в скобках, текст из [Л.14]).
Откровение Йирмейа, справедливое во все столетия, апостол Павел подтверждает словами. "Ибо возмездие за грех - смерть ..." (Рим.6:23; 2Пет.2:12-14). Пренебрежение Творца творением Иоханан видит в мире (Отк.16:9-11, 21), Амоц - в своём народе.
"Те, кто клянётся грехом Самарии, и говорит: "Верно, как и то, что бог твой жив, о Дан", - или: "Верно, как и то, что живо паломничество в Вирсавию",- падут и больше не встанут (никогда уже не поднимутся)" (8:14, пер. [Л.11]; в скобках, текст из [Л.13]).
Под нечестием Самарии имеется в виду, очевидно [Л.4, 15], поклонение сирийскому божеству Ашима, на арамейском языке означает "имя". Богом Дана нави именует золотой телец, установленный Иеровоамом I (правитель 926-907 г.г. до Р.Х.) в городе Дан [Л.7, 15], символ Яхве, заменявший ковчег Завета [Л.15]. Паломничество в Вирсавию совершалось для языческого поклонения на высотах [Л.8].
За отступничество от Йахвэ и нарушение Завета (Исх.20:2-5) израильтяне погибнут (Ам.8:2, 3, 14; Ос.1:4), что произошло в 722 году до Р.Х. [Л.3, 7]. Затем, по истечении многих лет, "суровому суду Израиль подверг себя сам: иудеи навлекли его на себя распятием Иисуса" [Л.7, стр. 956].
В День Господень конец наступит для всего рода человеческого, отвернувшегося от Бога (Соф.1:2, 3, 3:6, 8; Иер.25:29-33; Мт.24:14). "Суд постигнет все народы земли ..." [Л.7, стр. 233]. "Божий суд будет сопровождаться катаклизмами космического масштаба" [Л.22, стр. 1043].
В День Господень конец наступит для всего рода человеческого, отвернувшегося от Бога (Соф.1:2, 3, 3:6, 8; Иер.25:29-33; Мт.24:14). "Суд постигнет все народы земли ..." [Л.7, стр. 233]. "Божий суд будет сопровождаться катаклизмами космического масштаба" [Л.22, стр. 1043].
Хотя гибели можно избежать. "Ничья смерть Мне не угодна,- возвещает Владыка Господь.- Покайтесь и живите!" (Иез.18:32, пер. [Л.11]).
ЛИТЕРАТУРА
1. Уоррен Уирсби. Комментарий на Ветхий Завет. В 2-х т. Том II. Ездра - Малахия.- СПб.: Библия для всех, 2011.- 1 111 с.
2. Даума Йохем. Дорогами Ветхого Завета. Т.5. Малые пророки.- Черкассы: Коллоквиум, 2012.- 355 с.
3. Большой библейский словарь.- СПб.: Библия для всех, 2005.- 1 503 с.
4. Новый Библейский комментарий в 3 ч. Ч.2. Ветхий завет. Псалтирь - Книга Пророка Малахии.- СПб.: Мирт, 2000.- 571 с.
5. Учебная Библия с комментариями Джона Мак-Артура.- Минск: Славянское Евангельское общество, 2004.- 2 201 с.
6. Толковая Библия. Комментарий на все книги Святого Писания. Под ред. Лопухина А.П. Том 2.- Минск: Харвест, 2001.- 1 312 с.
7. Ринекер Ф., Майер Г. Библейская энциклопедия Брокгауза.- Кременчуг: Християнська зоря, 1999.- 1 088 с.
8. Толкование Ветхозаветных книг. От книги Исаии по Книгу Малахии.- Ашфорд: Славянское миссионерское издательство, 1966.- 602 с.
9. Новая Женевская учебная Библия.- Hanssler-Verlag, 1998.- 2 052 с.
10. Хоуард Джейкоб М. Майерс. Комментарии к книгам Ветхого Завета. Том 17.- Одесса: Всемирный союз баптистов, 1993.- 228 с.
11. Библия. Новый Перевод на Русский Язык.- Herrljunga, Sweden: Международное Библейское Общество, 2007.- 1 228 с.
12. Первые и последние пророки.- Йерушалаим: Мосад Арав КУК, 1975.- 1 002 с.
13. Библия. Современный перевод Библейских текстов.- М.: World Bible Translation Center, 2002.- 1150 с.
14. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета, канонические. Современный русский перевод.- М.: Российское библейское общество, 2011.- 1 408 с.
15. Библейский культурно-исторический комментарий. Часть 1. Ветхий Завет.- СПб.: Мирт, 2003.- 984с.
16. Статья №3 "День Господень".
17. Толкование новозаветных посланий и Книги Откровения. Гл. ред Харчлаа.- Seligenstadt: Христианское издательство, 1990.- 598 с.
18. Статья № 4 "Время великой скорби".
19. Статья №6 "Казни египетские и Второе пришествие Иисуса Христа".
20. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета в современном русском переводе.- М.: Издательство ББИ, 2015.- 1856 с.
21. Комментарии к Ветхому и Новому Заветам.- Минск: Фонд "Лютеранское культурное наследие", 2007.- 832 с.
22. Славянский библейский комментарий.- Киев: ЕААА, Книгоноша, 2016.- 1840 с.
2. Даума Йохем. Дорогами Ветхого Завета. Т.5. Малые пророки.- Черкассы: Коллоквиум, 2012.- 355 с.
3. Большой библейский словарь.- СПб.: Библия для всех, 2005.- 1 503 с.
4. Новый Библейский комментарий в 3 ч. Ч.2. Ветхий завет. Псалтирь - Книга Пророка Малахии.- СПб.: Мирт, 2000.- 571 с.
5. Учебная Библия с комментариями Джона Мак-Артура.- Минск: Славянское Евангельское общество, 2004.- 2 201 с.
6. Толковая Библия. Комментарий на все книги Святого Писания. Под ред. Лопухина А.П. Том 2.- Минск: Харвест, 2001.- 1 312 с.
7. Ринекер Ф., Майер Г. Библейская энциклопедия Брокгауза.- Кременчуг: Християнська зоря, 1999.- 1 088 с.
8. Толкование Ветхозаветных книг. От книги Исаии по Книгу Малахии.- Ашфорд: Славянское миссионерское издательство, 1966.- 602 с.
9. Новая Женевская учебная Библия.- Hanssler-Verlag, 1998.- 2 052 с.
10. Хоуард Джейкоб М. Майерс. Комментарии к книгам Ветхого Завета. Том 17.- Одесса: Всемирный союз баптистов, 1993.- 228 с.
11. Библия. Новый Перевод на Русский Язык.- Herrljunga, Sweden: Международное Библейское Общество, 2007.- 1 228 с.
12. Первые и последние пророки.- Йерушалаим: Мосад Арав КУК, 1975.- 1 002 с.
13. Библия. Современный перевод Библейских текстов.- М.: World Bible Translation Center, 2002.- 1150 с.
14. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета, канонические. Современный русский перевод.- М.: Российское библейское общество, 2011.- 1 408 с.
15. Библейский культурно-исторический комментарий. Часть 1. Ветхий Завет.- СПб.: Мирт, 2003.- 984с.
16. Статья №3 "День Господень".
17. Толкование новозаветных посланий и Книги Откровения. Гл. ред Харчлаа.- Seligenstadt: Христианское издательство, 1990.- 598 с.
18. Статья № 4 "Время великой скорби".
19. Статья №6 "Казни египетские и Второе пришествие Иисуса Христа".
20. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета в современном русском переводе.- М.: Издательство ББИ, 2015.- 1856 с.
21. Комментарии к Ветхому и Новому Заветам.- Минск: Фонд "Лютеранское культурное наследие", 2007.- 832 с.
22. Славянский библейский комментарий.- Киев: ЕААА, Книгоноша, 2016.- 1840 с.
23. Макдональд У. Библейские комментарии для христиан. Ветхий Завет.- Bielefeld: CLV, 2009.- 1142с.
24. Словарь библейских образов.- СПб.: Библия для всех, 2016.- 1423 с.
24. Словарь библейских образов.- СПб.: Библия для всех, 2016.- 1423 с.