Комментарии к Книге пророка Исаии. Армагеддон (29:1-9)

"И как сон, как ночное сновидение, будет множество
всех народов, воюющих против Ариила, и всех выступивших
 против него и укреплений его и стеснивших его"
(Ис. 29:7) 
 

1. Вступление

     По окончании стихийных бедствий Дня Господа (Ис.13:13, 24:17-23, 34:1-9), во время Великой скорби (2:10-22, 19:5-8, 24:1-13) произойдёт важное для Израиля событие - продолжительная война с окрестными народами (29:1-9).
     Эсхатологическую последнюю войну провидят многие ветхозаветные пророки: Зехарйа [Л.1], Йоэйл [Л.2], Миха [Л.3], Нахум [Л.4], Хаваккук (Авв.3:13, 14), Йехэзкэйл (39:1-20), Йирмейа (Иер.30:11-18). В Новом Завете решающее сражение именуется "Армагеддон" (Отк.16:14-16).
      Композиция ст.29:1-9. 1. Введение (29:1), содержащее предупреждение о судьбе, ожидающей город, в котором когда-то жил Давид.
       2. Изложение главной темы - ближневосточная война:
           а) осада города (29:2-4, 7);
           б) продолжительность осады и время её начала (29:1, 6-9);
           в) поражение всех народов, воюющих против Сиона (29:5, 8).    
      Главная тема. Последняя война окрестных народов против Мединат Йисраэль, более чем годичная осада Йерушалаима.
      Цель написания. Предупредить свой народ и его правителей о грядущем наказании от Господа, дать надежду на прощение.
     Содержание. Исаия заранее извещает  жителей Ариила (г. Йерушалаим) о горе (29:1), оно придёт от Яхве Элохим (ст.2) в лице множества врагов (ст.5, 7), осадивших город (ст.3, 7). Осада произойдёт после теофании, сопровождаемой стихийными бедствиями (29:6) и функциональными расстройствами у людей (ст.9). С неба падает прах пеплопада, приглушающий речь (ст.4).
      Все народы, воюющие против Ариила, измучатся от голода, истомятся от жажды, они не добьются своей цели (29:8), но внезапно исчезнут как улетающая мякина после молотьбы (ст.5).
     Проблема толкования. Пророчество относится к периоду ассирийского нашествия и осады Иерусалима в 701 г. до Р.Х. или оно имеет эсхатологический характер.

2. Судьба Йерушалаима (29:1)

    Нави Йешайа провидит горькую участь окружённого врагами города Йерушалаим. Горе, плач, сетования его жителей на протяжении более года (29:1-5).

   "Горе Ариилу (Ариэйль), Ариилу (Йерушалаим), городу в котором жил Давид! приложите (Прибавляйте) год к году; пусть закалают жертвы (праздники чередуются)" (29:1; в скобках, Масоретский текст [Л.5]).

    Ариил (евр. Ариэйль) "Поэтическое имя Иерусалима ... синекдоха - поэтический приём обозначения целого через часть" [Л.22, стр. 99]. В городе находился "жертвенник всесожжения" [Л.16, стр. 50]. "Это синоним Иерусалима. Само название обозначает "очаг, верхняя часть жертвенника Эла" [Л.6, стр. 713].
     "Пророк не решается проклясть Иерусалим, который благословлён Самим Богом. Поэтому он прибегает к иносказанию, называя его Ариэлем" [Л.24, стр. 1039].  Гипотеза иносказания понятна, однако почему пророк называет столицу таким странным образным именем "очаг"?
    Авторы комментария [Л.6] считают. "Данное пророчество говорит о городе, который будет уничтожен, как жертвы, принесенные на алтарь" (там же). Однако из 29:8 следует, нападающие не добьются цели. Иерусалим не погибнет как жертвы на алтаре; весь "народ не будет истреблён из города" (Зах.14:1-3).
    По-видимому такая культовая аллюзия имеет более глубокое значение. Засыпаемый пеплом густого пеплопада Йерушалаим, Исаия уподобляет очагу жертвенника, "на котором приносились жертвы всесожжения" [Л.7, стр. 610]. На верхней части жертвенника (Ариил), засыпанной пеплом, прольётся кровь многих защитников города, "он будет местом бойни" (там же).
    Как долго продлится "Горе Ариилу"? Пророк отвечает "приложите год к году" (29:1, б). "Правильнее перевести это место так: "в истекающем году вы можете прибавить ещё только один цельный год ..." [Л.8, стр. 1090], "произойдёт это по окончании текущего года, плюс по прошествии ещё одного"  [Л.9, стр. 70].
    Понятно, но к какому периоду истории нужно отнести осаду столицы Мединат Йисраэль? длительностью неполных два года. Авторы толкования [Л.9]  утверждают. "Исаия предсказывает событие, происшедшее в 701 г. до Р.Х., когда ассирийский царь Сеннахирим осадил Иерусалим" (стр. 69).
     С таким мнением согласны авторы  других работ [Л.7, 8, 10, 11, 15, 23, 25]. Тем не менее, некоторые из них отмечают следующее. "Но Исаия думал не только об истории, но и последних временах, когда на Иерусалим опять нападут армии мира сего. Это нападение исследователи пророчеств называют Армагеддоном ..." [Л.7, стр. 611].
     В таком случае, указание Йешайа об осаде Йерушалаима "приложите год к году" относится не к историческому ассирийскому нашествию, но к эсхатологическому Дню Господа [Л.12, 13].

3. Осада города (29:2, 3)

    Пророк Зехарйа предсказывает бедственную участь не только столице, но всему израильскому народу. В День Господень  две части его  истребятся, третья - введена в огонь (Зах.13:8, 9). Затем  Йерушалаим подвергнется осаде и разграблению (14:1, 2).
    Через нави Йешайа, Яхве с такими загадочными словами обращается к Своему уцелевшему малочисленному остатку.

    "Но Я стесню (притесню) Ариил (Ариэйль), и будет плач (скорбь) и сетование (стенание); и он останется (будет) у Меня, как Ариил (жертвенник, "очаг жертвенника") " (29:2; в скобках: текст из [Л.5 ], в кавычках - из [Л.14]).

    Йерушалаим, засыпанный пеплом многомесячного пеплопада, "покрытый тлеющей золой и обагрённый кровью" [Л.15, стр.209], уподобится погасшему очагу, каменному жертвеннику [Л.6, 16] для всесожжений (рис.1).
    Как предсказано. "Но наведу Я беду на Ариэль, плачем наполнится он и рыданием; будет Иерусалим жертвенником Моим" (ст.2, пер. [Л.24]).
      В стеснённом врагами со всех сторон городе воцарятся плач, скорбь, стоны от наказания Эль Шаддай.

    "Я расположусь станом вокруг тебя и стесню тебя стражею наблюдательною (воздвигну против тебя насыпь), и воздвигну против тебя укрепления (осадные башни)" (29:3; в скобках, текст из [Л.5]).

    В современном переводе ст.3 выглядит так. "Я армии вокруг него стянул, шатры войны вокруг него раскинул" [Л.17]. Но в Масоретском тексте [Л.5] речь идёт о строительстве насыпи и осадных башен.
    Какие ещё насыпи да осадные башни в эпоху реактивных самолётов, ракетной техники, гаубичной артиллерии? Возможно пророк имеет в виду, всё же, осаду древнего Йерушалаима ассирийцами?
    Нет. Глобальное землетрясение в День Господень (29:6, 24:17-20, 13:13; Наум.1:5, Отк.16:18) разрушит все языческие города и Иерусалим (ст.19; Ис.17:9, 24:10, 52:9). В частности оно повредит современную военную технику.
     Кроме того, все аэродромы, ангары, мосты, дороги будут разрушены, а также залиты водой после многодневных дождей [Л.18]. Изреельская долина и прибрежная равнина севернее горы Кармил превратятся в непроходимые болота.
    По указанным причинам, в осаде развалин Иерусалима не смогут принять участие танки, самоходные артиллерийские установки, бронетранспортёры и другая тяжёлая техника. Только приплывшие, пришедшие пешком, приехавшие на лошадях (Зах.12:2-4) из окрестных стран (Иоил.3:11) раскинут "шатры войны вокруг него" [Л.17].
     Вооружённые лёгким стрелковым оружием, нападающие вынуждены воздвигнуть вокруг Иерусалима осадные укрепления: окопы, насыпи, стрелковые ячейки; из развалин домов воздвигнут башни.

4. Пеплопад (29:4, 5)

     Во время осады Йерушалаима обороняющиеся окажутся в необычной обстановке. Йешайа видит, даже слышит (!) следующее.

   "И будешь унижен ("Внизу, в земле окажешься ты"), с земли будешь говорить, и глуха будет речь твоя из-под праха, и голос твой будет, как голос чревовещателя (призрака), и из-под праха шептать  (шелестеть из праха) будет речь твоя" (29:4; в скобках: текст из [Л.14], в кавычках - из [Л.19]).

     "Этот образ означает крайнюю степень унижения. Речь может идти и о таком состоянии, когда люди уже не могут громко вопиять к Богу, потому что голос сел от долгого рыдания" [Л.25, стр. 827].
     Возможно. Но почему из всей открывшейся картины горя, плача, скорби (29:1-3), пророк отметил именно такие неожиданные странные детали? (ст.4).
    Очевидно,  Исайю изумило два обстоятельства. Первое, это горожане, оказавшиеся внизу в земле [Л.19], т.е. живущие в бункерах, блиндажах, окопах. Второе, глухая речь людей из-за пеплопада, непрерывно падающего с неба праха, пелены пыли. Как предсказано "сквозь пыль будет пробиваться шепот твой" (ст.4, пер. [Л.24]).
     Голос защитника столицы нави сравнивает с таинственным голосом чревовещателя, у него звуки исходят из чрева.

     Точнее, это глухая речь призрака (перевод [Л.14, 17, 24]) или ответ, полученный вопрошавшим мёртвых от мертвеца (пер. [Л.19, Л.9, 16]). Их приглушенный голос слышен, а сами они не видны по причине постоянно висящей пелены пеплопада, покрывала из пылевидной серой массы (рис.2).
    Завеса пыли будет довольно плотной, способной не только приглушать звуки, но даже на треть (!) ослабить дневной и ночной свет от небесных светил (Отк.8:12).
    В те дни. "Солнце и луна померкнут и звёзды потеряют блеск свой" (Иоил.3:15; Зах.14:6, 7). Исполнится наказание непослушного народа падающим прахом с неба (Втор.28:24), накрывающим все народы.
   Такое необычное природное явление настолько поразило пророка, что он, переводя взгляд с Йерушалаима на многочисленные вражеские отряды, напавшие на город, сравнивает их с той же непрерывно падающей пылью.
    
   "Множество врагов твоих (полчища чужеземцев) будет, как мелкая пыль, и полчище лютых (завоевателей), как разлетающаяся плева (уподобятся улетающей мякине); и это совершится внезапно, в одно мгновение" (29:5; в скобках, текст из [Л.19]).

    Сколько бы ни было завоевателей, они внезапно исчезнут, как улетает мякина при веянии зерна после молотьбы. Осада развалин Иерусалима неожиданно прекратится (29:5, б).
    Ибо среди громкого шума сражения в городе из недостроенного храма раздастся "голос Господа, воздающего возмездие врагам Своим" (66:6, б). Именно  Он явится защитой для народа Своего (Иоил.3:16), по обетованию (Зах.12:9).
     Многомесячный непрерывный пеплопад прекратится, когда Иеhошуа ха Машиах возвратится в Йерушалаим, на Храмовую гору. "На этой горе Господь уничтожит покрывало, накрывшее все народы, завесу ("пелену" [Л.14]), окутавшую все племена" (25:7, пер.[Л.19]).    

5. Теофания (29:6)

    Слушателей Исаии, жителей Иерусалима, многие поколения читателей его пророчеств, конечно же, интересовал ответ на вопрос "в какое время произойдёт предсказанное событие?". Когда Адонай Цеваот посетит землю, отвечает пророк.

    "Господь Саваоф ("явится Господь Сил") посетит тебя (От Господа Цеваота наказан будешь) громом (1) и землетрясением (2), и сильным гласом (3, шумом великим), бурею (4, ураганом) и вихрем (5), и пламенем всепожирающего огня (6)" (29:6; в скобках: текст из [Л.5], в кавычках - из [Л.14], цифры - последовательные этапы события).

    Когда же явится Йахвэ? Авторы толкования [Л.9], а также комментариев [Л.11] утверждают. Это уже произошло "с целью спасения во время осады ассирийцами" (стр. 939). Однако в Масоретском тексте ясно написано,- речь о наказании города, а не его спасении. Кроме того, факт Богоявления в те дни, не зафиксирован ни в Библии, ни в истории израильского народа.
    "Внезапное появление Господа Саваофа среди грома, землетрясения, смерча и всепожирающего огня скорее напоминает Его явление израильтянам на горе Синай ... нежели врагам в человеческом образе, таким как Сеннахирим и ассирийцы" [Л.15, стр. 209].
     Логично, поэтому в работе [Л.10] стих 6 относится к будущему. "Термины указывают на период катаклизмов, знаменующих собой снятие печатей и время труб и чаш в книге Откровение" (стр. 986).
      Но почему Йешайа описывает грядущую теофанию в таких загадочных  терминах? особенно странно они выглядят  в параллельном стихе 30:27 (уста Бога, язык Его, гнев, имя).

   Очевидно, пророк видит падение крупного небесного тела (рис.3), рассказывая до научным языком о ВСЕХ стадиях, очерёдности и последствиях события (29:6).
     Вначале гром (1) звуковой ударной волны от полёта астероида в атмосфере. Затем землетрясение (2), вызванное импактом (ст.6, б; 24:17-20).
     Потом "Шум великий" (3) как переведено в [Л.5, 19] или "страшным шумом" [Л.14] от мощного теплового взрыва, именуемого гласом Господа (30:30, 33:3).
    Далее, порождаемая взрывом буря (4), точнее  "ураган (пер. [Л.5, 14, 19] и вихрь (5), т.е. вращательное движение огромных атмосферных масс воздуха над импактом  [Л.20].
    Наконец, высокотемпературная ударная волна из раскалённых газов, каменной пыли, песка создаст "Пламя всепожирающего огня" (6) .
   Импакты, взрывы супервулканов, извержения вулканов выбросят высоко в атмосферу огромные объёмы веществ: минеральной пыли, пепла, пемзы, сажи, золы и пр. Эти останки, именуемые провидцем "прах" (29:4), в виде пеплопадов  станут падать вместо дождя (Втор.28:24) на протяжении нескольких лет.

6. Серые призраки осады (29:7, 8)

     После описания видения (1:1) эсхатологической теофании (29:6), Йешайа возвращается к теме осады Йерушалаима.

   "И как сон, как ночное сновидение (видение, "видение ночное"), будет множество всех народов, воюющих против Ариила (Ариэйля), и всех выступивших (ополчившиеся) против него и укреплений его и стеснивших его ("ведущих против него осаду")" (29:7; в скобках: текст из [Л.5], в кавычках - из [Л.24]).

    Но почему пророк уподобляет осаду Иерусалима таинственному ночному видению? Очевидно по той же причине, по какой он сравнивает в ст.5 "Множество врагов" с висящей в воздухе мелкой пылью, с падающим прахом.
     В условиях пеплопада речь становится глухой как у призрака (ст.4). Ибо шёпот призрака (пер. [Л.14, 17], в Синод пер. "чревовещателя") или мертвеца [Л.19, 9] слышен, но его самого не видно или плохо видно.
     Из-за постоянно висящей в воздухе мелкой пыли сумрачно даже днём (рис.2). Оттого "множество всех народов, воюющих против Ариила" (29:7, б), серой тенью внезапно возникающих из пелены пеплопада, выглядит "словно видение ночное" (ст.7, пер. [Л.24]), как ночной кошмар [Л.17].
     Осада развалин Йерушалаима в таких природных условиях похожа на сновидение не только для защитников города, но и для нападающих.

    "И как голодному снится, будто он ест, но пробуждается, и душа его тоща (он чувствует голод); и как жаждущему снится, будто он пьёт, но пробуждается (без сил), и вот он томится, и душа его жаждет (горло его пересохло): то же будет и множеству всех народов (с разноплеменными полчищами), воюющих против горы Сиона" (29:8; в скобках, текст из [Л.19]).

    Яркие метафорические образы ст.8 не следует воспринимать исключительно аллегорически. Ведь окружение города с целью его захвата продлится более года (29:1, б). Поэтому толпы захватчиков начнут испытывать острую нехватку продовольствия и качественной питьевой воды (Отк.6:8, 8:11).
     В итоге, осада неожиданно прекратится, разноплемённая орда внезапно исчезнет, как мякина после молотьбы (29:4). Эль Шаддай явит силу Свою перед глазами всех напавших народов (52:10). Оттого Йешайа призывает.
     "Торжествуйте, пойте вместе, развалины Иерусалима; ибо утешил Господь народ Свой, искупил Иерусалим" (ст.9).

7. День Господень (29:9)

   Окончив тему осады Йерушалаима (29:1-8) как главного события Армагеддонской военной кампании, нави возвращается к предшествовавшему ей Дню Господа, о котором писал в ст.6.
   
   "Изумляйтесь и дивитесь; они ослепили других, и сами ослепли; они пьяны (опьяневшие), но не от вина,- шатаются, но не от сикеры (шэйхара)" (29:9; в скобках, текст из [Л.5]).

    В современном переводе. "Остолбенейте, оцепенейте, ослепните, незрячими станьте!" Захмелейте, да не от вина, закачайтесь, да не от хмеля" [Л.19]. Или "Взгляни и удивись - вы опьянели, но не вино вас опьянило, взгляни и удивись - вы падаете, но не вино валит вас с ног" [Л.17].
    Несмотря на некоторые разночтения в переводах ст.9, понятно, говорится о загадочном воздействии на людей теофании (ст.6). В результате глобального землетрясения (13:13, 24:17-20), сопровождаемого громом, страшным шумом, бурей, вихрем и всепожирающим огнём (29:6), возникнут упругие волны. А именно, низкочастотные колебания земли, воды, воздуха.
     Совпадение частоты инфразвуковых волн с частотой собственных колебаний человеческих органов (по-научному  "резонанс") вызовет их сильную вибрацию, ведущую к функциональным комплексным расстройствам [Л.21].
     Потерпевшие в изумлении смотрят друг на друга (29:9), "судороги и боли схватили их", лица разгорелись как огонь (13:8). В состоянии психогенного (реактивного) ступора они остолбенеют, оцепенеют [Л.19] .
     Истерические психозы явятся причиной амавроза - психогенной временной потери зрения (29:9, б; 59:10). Оттого такая несогласованность в переводах: "они ослепили других" [Л.11], "ослепите себя" [Л.14, 8], "притворитесь слепыми" [Л.5]. Или "ослепните, незрячими станьте!" [Л.19],- наиболее удачный перевод.
     По причине временного расстройства двигательных функций (астазия/абазия) люди "пьяны, но не от вина" (29, в). Они передвигаются неуверенной шаткой походкой, "шатаются, но не от сикеры";  спотыкаясь, держась за стены словно без глаз. В точности исполнится предсказанное пророком.
   "Ощупываем, как слепые, стену (бредём вдоль стены на ощупь) и, как без глаз, ходим ощупью, спотыкаемся в полдень, как вечером (будто в потёмках), во мгле - как мертвецы" (59:10, Масоретский текст [Л.5]; в скобках, текст из [Л.24]).

ЛИТЕРАТУРА

1. Статья "4. Комментарии к Книге пророка Захарии. Главы 12-14 - Армагеддон".
2. Статья "1. Комментарии к Книге пророка Иоиля. Нашествие саранчи".
3. Статья "6. Комментарии к Книге пророка Михея. Глава 4 - Тысячелетнее царство".
4. Статья "5. Комментарии к Книге пророка Наума. Глава 1 - Гнев Господень".
5. Первые и последние пророки.- Йерушалаим: Мосад Арав КУК, 1975.- 1 002 с.
6. Библейский культурно-исторический комментарий. Часть 1. Ветхий Завет.- СПб.: Мирт, 2003.- 984с.
7. Уоррен Уирсби. Комментарий на Ветхий Завет. В 2-х т. Том II. Ездра - Малахия.- СПб.: Библия для всех, 2011.- 1 111 с.
8. Толковая Библия. Комментарий на все книги Святого Писания. Под ред. Лопухина А.П. Том 1.- Минск: Харвест, 2001.- 1 168 с.
9. Толкование Ветхозаветных книг. От книги Исаии по Книгу Малахии.- Ашфорд: Славянское миссионерское издательство, 1966.- 602 с.
10. Учебная Библия с комментариями Джона Мак-Артура.- Минск: Славянское Евангельское общество, 2004.- 2 201 с.
11. Новая Женевская учебная Библия.- Hanssler-Verlag, 1998.- 2 052 с.
12. Статья №9 "Армагеддон".
13. Статья № 13 "Числа".
14. Библия. Новый Перевод на Русский Язык.- Herrljunga, Sweden: Международное Библейское Общество, 2007.- 1 228 с.
15. Джон Ф.А. Сойэр. Комментарии к книгам Ветхого Завета. Книга пророка Исаии I. Том 13.- USA, Scottdale, ВСБ, 1993.-243 с.
16. Ринекер Ф., Майер Г. Библейская энциклопедия Брокгауза.- Кременчуг: Християнська зоря, 1999.- 1 088 с.
17. Библия. Современный перевод Библейских текстов.- М.: World Bible Translation Center, 2002.- 1150с.
18. Статья №3 "День Господень".
19. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета, канонические. Современный русский перевод.- М.: Российское библейское общество, 2011.- 1 408 с.
20. Статья "3. Комментарии к Книге пророка Исаии. Теофания (30:27-30, 63:1-6, 64:1-3)".
21. Статья №4 "Время великой скорби".
22. Большой библейский словарь.- СПб.: Библия для всех, 2005.- 1 503 с.
23.  Дерек Т. Исаия.- Минск: Полиграфкомбинат им. Я.Коласа, 2013.- 400 с.
24. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета в современном русском переводе.- М.: Издательство ББИ, 2015.- 1856 с.
25. Славянский библейский комментарий.- Киев: ЕААА, Книгоноша, 2016.- 1840 с.
День Господень