Комментарии к Книге пророка Исаии. Будущность Ам Йисраэль (2:1-4, 4:1-6, 61:5-8)

"А Исаия провозглашает об Израиле: "хотя бы
сыны Израилевы были числом, как песок
морской, только остаток спасётся" (Рим.9:27)
 
"В тот день отрасль Господа явится в красоте
и чести, и плод   земли - в величии и славе,
для уцелевших сынов Израиля" (Ис. 4:2)

1. Вступление

       Какая судьба ожидает израильтян после катастрофических перипетий Дня Господа [Л.1], Великой скорби [Л.2], Теофании [Л.3], Суда над миром [Л.4], победы в Армагеддонской военной кампании [Л.5], пришествия Спасителя [Л.6]?
      У многих ветхозаветных нави можно найти ответы на поставленный вопрос, но самые подробные предсказания участи ам Йисраэль содержатся в Книге пророка Исаии.    
       Композиция ст.2:1-4, 4:1-6, 61:5-8. 1. Введение, содержащее надписание об источнике информации (2:1).
            2. Изложение главной темы - будущность соплеменников в конце времён:
                  а) видение поклонения в Храме (2:2, 3);
                  б) установление мира и благополучия (2:4, 4:1-4);
                  в) пришествия Адоная (4:5, 6);
                  г) утешение (61:5-7).
            3. Заключение о вечном завете (61:8). 
        Главная тема. Судьба Иерусалима и уцелевших евреев.
     Цель написания. Известить будущие поколения соотечественников о выдающейся роли Мединат Йисраэль среди стран, живущих в мире да согласии, поклоняющихся одному Богу.
       Содержание. Пророку открылось видение (2:1) последних дней (ст.2), когда разные народы придут на поклонение Господину своему (ст.3). Йерушалаим будет законодательной столицей мира, его уже не коснутся войны (ст.4), но останется мало мужчин (4:1).
       Долгожданная слава да честь придут к остатку жителей Сиона, они назовутся "святыми" (4:3). Бог, очистив их духом суда и огня (ст.4), пребывает в Храме (ст.5, 6). В те века чужестранцы служат работниками в Иудее (61:5), израильтяне - священниками (ст.6), вдвое благословенными Всевышним (ст.7), ибо вступят в завет с Ним (ст.8).
       Проблемы толкования. Пророчества носят иносказательный или буквальный характер; они не исполнились, сбылись частично или полностью.

2. Видение последних дней (2:1, 2)

      Несомненно, слушателей пророка интересовала судьба своего племени, как грядущие события, так отдалённые эсхатологические. Последней теме он посвятил немало стихов [Л.1-6], завершая её несколькими ясными обстоятельными предсказаниями (2:1-4, 4:1-6, 61:5-8), они начинаются так.

     "(Вот) Слово, которое было в видении к Исаии (что видел Йешайау), сыну Амосову (Амоца), об Иудее (Йеудее) и Иерусалиме (Йерушалаиме)" (2:1; в скобках, текст из [Л.7]).

     Значимо, в надписании содержится указание на источник информации, вызывающий доверие. "На современный язык мы, возможно, можем перевести этот стих так: "Божественная истина, которая была открыта пророку ..." [Л.8]. Какая истина открылась нави в его видении?

      "Так будет в последние дни: гора, на которой - Храм Господа, будет стоять (утвердится) выше всякой горы, превыше всех холмов. Стекутся (устремятся) к ней все народы" (2:2, пер. [Л.9]; в скобках, текст из [Л.7]).

      Выражение "последние дни" в более точном переводе с др. евр. языка означает "конец времён" [Л.10]. В данном случае здесь не эпоха, "включающая период царствования Езекии ...", плен, первое пришествие Христа, согласно предположений авторов [Л.14]. И даже не День Господа, Великая скорбь или Теофания, указанные в работах [Л.1-3].
       Нет. "В писаниях еврейских пророков так называлась эпоха Мессии ... в христианском богословии носит название Тысячелетнего царства Христа" [Л.10, стр. 16, 17; Л.14, стр. 1046]. "Сын Амосов видит не только нынешний хаос. Он видит и будущее царство Мессии" [Л.27, стр. 901].
      В ту пору на горе Мория построится и освятится Бейт а-Микдаш [Л.11], затем шехина войдёт в него, сияние наполнит его (Иез.43:1-5).
      "Слава сего последнего храма будет больше, нежели прежнего ...", утверждает Хаггай (Агг.2:9, [Л.12]), оттого массово устремятся к Храмовой горе  паломники, "потекут к ней все народы" (2:2, в; рис.1).
     Но почему г. Мория утвердится "выше всякой горы, превыше всех холмов"? (ст.2, б). На самом деле, "она со всех сторон окружена кольцом холмов (включая Масличную гору), которые значительно выше её" [Л.8, стр. 23].
      Высота трёх вершин Масличной гряды от 814 до 826 метров над уровнем моря, а  храмовой - лишь 774 м, т.е. на 40 ... 50 метров ниже. Как можно объяснить  удивительное предсказание ст.2, не совпадающее с реальным положением, неужели ошибкой?

3. Возвышение  святого  места (2:2, 3)

       Авторы комментариев [Л.13] объясняют противоречивое видение ст.2 таким образом. "Особенности рельефа используются в этом пророчестве, чтобы подчеркнуть будущее политическое возвышение Иерусалима" (стр. 674), "это метафора Божиего правления" [Л.10, стр. 17].
       Примерно так мыслят иные комментаторы [Л.8, 10, 14-17, 25]. Однако данная трактовка носит поверхностный характер, придавая ст.2 исключительно метафорическую семантику, вольное иносказание, не отражающее буквальное содержание, что хорошо видно из ещё одного соврем. перевода.

      "Храм Господний на горе. В последние дни та гора станет самой высокой изо всех гор, она будет возвышаться над всеми холмами, и все народы пойдут к той горе" (2:2, пер. [Л.19]).

      Йешайа и Миха [Л.20] провидят одну и ту же реальную картину Иерусалима, после великого землетрясения, когда "земля сдвинется с места своего" (Ис.13:13; 24:17-20, Мих.1:3, 4). Из-за чего город распадётся на три части, не станет гор (Отк.16:18-20), Елеонская (Масличная) гряда расколется пополам (Зах.14:4).
       Холмистая Йеудея превратится в равнину (ст.10, а), отчего столица "высоко будет стоять на своём месте" (ст.10, б). Среди растаявших утёсов да опавших холмов (Мих.1:4, Авв.3:6), поднявшихся долин, понизившихся возвышенностей (Ис.40:4) самой высокой в округе окажется г. Мория. Вот почему она "будет поставлена во главу гор, и возвысится над холмами" (2:2, а).
    
      "И пойдут ("Устремятся туда") многие народы (соберётся множество племён), и скажут (друг другу): придите (Пойдёмте), и взойдём на гору Господню, в дом (Храм) Бога Иаковлева, и научит Он нас Своим путям; и будем ходить (чтобы шли мы) по стезям (путям) Его. Ибо от (с) Сиона выйдет закон ("наставление Его"), и слово Господне - из Иерусалима" (2:3; в скобках: текст из [Л.9], в кавычках - из [Л.24]).

       Многие племена, в т.ч. воевавшие против Израиля, примут решение взойти на святое место, прийти в Храм, принести достояние народов, поклониться Всевышнему (2:3, Зах.14:16). "Ворота твои будут всегда открыты, закрываться не будут ни днём, ни ночью, чтобы народы могли приносить тебе свои богатства, и царей их вели бы в шествии" (60:11, пер. [Л.21]).
       Богомольцы приходят научиться путям Благословенного, ходить по воле Его, исполняя законы, уставы, заповеди, послушно жить в соответствии с ними. Потому что из Иерусалима исходят наставления, слова Иеhошуа ха Машиах выходят из Бейт Адонай (2:3, в). Тоже самое, от имени Его, нави повторяет позднее, в гл. 51.
      "Я дарую учение Своё, и суд Мой для народов светом будет" (51:4-6, пер. [Л.24]; "Мои решения будут светом, который укажет людям, как жить правильно" [Л.19]). Наконец-то исполнится предсказание. "Вот, Царь будет царствовать в праведности, и правители будут править справедливо" (32:1-4, пер. [Л.21]).

4. Долгожданный мир (2:4)

       В чём конкретно заключается правление Царя (32:1), научение пришедших в Бейт Элохим? (2:3); какие решения Его выйдут из Йерушалаима? Тайновидец даёт конкретные ответы на поставленные вопросы.

     "Он рассудит меж племенами, разрешит (Разберёт) тяжбы (споры) многих народов. И перекуют они мечи на плуги (лемехи) и копья на серпы (садовые ножи). Народ на народ не поднимет меча,  и не будут больше учиться воевать (не станут впредь изучать ремесло войны)" (2:4, пер. [Л.21]; в скобках, текст из [Л.9]).

      "Мессия будет законодателем и судьёй Израиля ... Он будет верховным судьёй на всей земле" [Л.26, стр. 374], т.к. "Господь , Бог всех людей" (Иер.32:27, пер. [Л.21]). Нави предсказывает. "Дела бедных рассудит он  ("Он" [Л.19. 21]) честно, тяжбы обездоленных на этой земле решит справедливо ..." (Ис.11:4, пер.[Л.9]).
       Означают ли ст. 11:4 и 2:4, что Бог в личной беседе разбирает все споры?  Нет. Даже Моисей сам не судил всех дел по совету Иофора  (Исх.18:21-26,  рис.2).
       К сожалению, Исаия не указал каким образом "от Сиона выйдет закон,  и  слово Господне - из Иерусалима" (2:3, г).
       Очевидно, решения Первосвященника Иисуса Христа по большим спорам да  длинным тяжбам  будет торжественно  объявлять главный священник,  возглавляющий дневные и вечерние смены богослужений в  Храме; он  выбран  Искупителем, чтобы говорил с Ним в святая  святых как Моше  (Числ.7:89).
      Малые дела решают выбранные общинами судьи, согласно обещания. "И  опять буду поставлять ("верну" [Л.21, 24]) тебе судей, как прежде, и  советников, как в начале ..." (1:26). Судей способных, богобоязненных, справедливых, неподкупных (Исх.18:21-26), защищающих права бедных и нищих (Пр.31:9). Открывающих паломникам значения слов Адоная да заповеди Его, вначале, научившись от Него (Ис.54:13).
      Таким образом, вся планета "будет наполнена ведением Господа ("знанье о Господе наполнит землю" [Л.9]), как воды наполняют море" (11:9, б).  Он соберёт ам Йисраэль от всех концов, прославит, сделает Корень его знаменем (ст.10-12).
      "Это видение нового мира, отличающегося справедливостью, праведностью и миром, которым правит идеальный Царь, Мессия, Сын Давидов ..." [Л.8, стр. 114]. Управляет Отрок Божий, возвещая справедливый суд (42:1), т.к. написано."Своей рукой Я установлю правосудие среди народов" (51:4, б; пер.[Л.21]).
       Конфликты между странами, вражда среди племён, раздоры внутри общин выживания исчезнут. В мессианском царстве наступит согласие (32:16-18, Зах.9:10), сокрушённые сердцем "не будут более учиться воевать" (2:4, в).
      "Эти обещания не надо воспринимать "в духовном смысле" и относить к церкви",- как сделано в комментариях [Л.14, 15, 17],- "потому что это буквальное описание грядущего царства правды и мира. Иудейский храм будет восстановлен, и Слово Божье из Иерусалима будет править народами мира" [Л.18, стр. 588].

5. Последствия  войны (4:1, 2)

       Погибнет очень много жителей [Л.1, 2], как во время стихийных бедствий (1:9, 24:6), так вооружённых стычек (3:24), в т.ч. осады Иерусалима (29:1-9). Мужчины станут редкостью, "мужи дороже золота Офирского" (13:12). Йешайа видит и слышит.
   
     "(В тот день) Семь женщин схватят тогда одного мужчину и скажут (будут его уговаривать): "Мы сами добудем себе хлеб, сами сделаем себе одежду, всё сделаем, только возьми нас замуж и сними с нас позор (дай нам родить детей!)" (4:1, пер. [Л.19]; в скобках,  текст из [Л.24]).

      "Многие мужчины будут убиты, а потому женщинам не будет хватать мужей" [Л.18]. Они, нуждающиеся в защите, "рады будут на любых условиях войти под кров и покровительство одного и того же мужчины ..."  [Л.10, стр. 20]. "Их стремление к приобретению семейного статуса объясняется",- в том числе,- "необходимостью устроить дом для детей, рождённых в результате изнасилования вражескими солдатами" [Л.13, стр. 677].
      Обесчестят женщин во время грабежей (13:16) в Йом Адонай (ст.6, 13), в частности, при осаде города (Зах.14:2).  В стихе 4:2 нави продолжает тему, начатую в ст. 2:2-5, тему утешения своего народа обещанием благословений.

      "В тот день отрасль Господа (Иудея) явится в красоте и чести (будет велик и прекрасен), и плод земли - в величии и славе (люди, живущие в Израиле, будут радоваться земным дарам), для уцелевших сынов  ("уцелевшего остатка") Израиля" (4:2; в скобках: текст из [Л.19], в кавычках - из [Л.9]).

      Некоторые христиане уверены, отраслью называется "остаток верующих", а судя по переводу [Л.19], "росток" есть Иудея. Всё же в работе [Л.21] ст.2 переведен иначе, более понятно.
      "В тот день Господня Ветвь
("Росток" [Л.24]) будет прекрасна и прославлена, и плод земли будет гордостью и славой уцелевших в Израиле". В сноске сообщается. "Ветвь - это имя Иисуса Христа соединяет в себе функции царя и священника ..." (там же, стр. 661), "Христос - это Отрасль" [Л.27, стр. 902].
       Другие экзегеты также настаивают, в ст. 4:2 подразумевается Сын Божий [Л.10, 14], содержится указание на Мессию [Л.8, 16, 17]. "Отрасль Господа" - мессианский титул Иисуса Христа ..."  [Л.18]. "По мнению многих евангельских богословов, речь идёт о возвращении Христа во славе и о Тысячелетнем Царстве" [Л.25, стр. 806; Л.10, стр. 21].

6. Святой  остаток (4:3)

     Какой статус получат израильтяне в тысячелетнем царстве Иеhошуа ха Машиах бен Давид? когда "плод земли будет гордостью и славой уцелевших в Израиле" (4:2, б; пер. [Л.21]). Провидец отвечает.

     "Тогда (В те времена) оставшиеся на Сионе и уцелевшие (выжившие) в Иерусалиме будут именоваться (называться) святыми, все вписанные (записанные) в книгу для житья в Иерусалиме" (4:3; в скобках, текст из [Л.19]).

       Горожане, не покинувшие столицу во время эвакуации ("оставшиеся на Сионе") перед наступлением Йом Адонай, выжившие в годы Великой скорби и осады врагами ("уцелевшие в Иерусалиме"), называются "святыми".
       В работе [Л.10] предлагается расширительное толкование ст.3, где "уцелевшие" - все, "пережившие время "великой скорби" (стр. 21). Они святые, т.к. очищены от грехов, "достойны обитать вблизи возвратившегося Господа" (там же).
       Принято. Тем не менее, очевидно здесь указание на административный признак святости, "все вписанные в книгу для житья в Иерусалиме" (4:3, в "списки горожан, имеющих право жить в городе", пер. [Л.17]). Сын Амоца называет святыми его жителей (62:11, 12), даже само поселение (52:1), в нём всё свято (Зах.14:20, 21).
       Возможно, в Ис.4:3 сообщается о священническом служении всех, имеющих право проживать в Йерушалаиме, ибо написано для сетующих на Сионе. "А вы будете называться священниками Господа, - служителями Бога нашего будут именовать вас ..." (61:6, а).
       Указанное служение левитского (66:21), евангелизационного (ст.19) и общего (61:6) характера. Однако Йешайа вряд ли имеет в виду священническое служение всех (?) горожан, скорее какой-то внешний знак. Из-за такого признака, "оставшиеся на Сионе и уцелевшие в Иерусалиме будут именоваться святыми" (4:3, а).
       По-видимому, знаком окажется сияние над головами жителей, "их головы увенчает вечная радость" (35:10, [Л.21]); "будет короной на их головах" (пер. [Л.19]). Корону-ореол возложит  Йахвэ Элохим как знамение (66:19), словно украшение венцом вместо многолетнего падавшего на головы пепла (61:3).
       Всевышний помилует живущих на Цийоне. Они уже не плачут (30:19), насыщенные плодами своей земли, обильно плодоносящей под благословенными дождями (ст.23), среди потоков вод (ст.24), под ярким светом солнца да луны (ст.26). Более того, "ни один из жителей не скажет: "я болен" (33:24).  
       Нави предсказывает Йерушалаиму почётную участь в мессианском царстве. "Народы увидят твою праведность, и все цари - твою славу" (62:2, а; пер. [Л.21].

7. День  Господень (4:4)

      Многие поколения ам Йисраэль с нетерпением ожидали наступления мессианского царства, обещанного пророками. И напрасно, Исаия ясно указывает на эсхатологическую эпоху исключительно важной роли Израиля в мире (4:4-6).

     "Когда Господь омоет скверну (с) дочерей Сиона (Цийона) и очистит кровь Иерусалима из среды его (смоет с Йерушалаима кровь (невинную) духом суда и духом огня (истребления)" (4:4; в скобках, текст из [Л.7]).

      "Дщери Сиона в ст.4 представляют народ в целом. Это он будет очищен от пролитой им невинной крови посредством (духом) суда и огня, т.е. грозных Божиих кар ..." [Л.10]. "Оба выражения указывают на действие грозного суда Божия" [Л.17].
       Логично. Всё-таки, что имеется в виду под духом суда и огня конкретно? Вероятно дуновение из уст Эль Шаддай, "дыхание Его, как разлившийся поток" (30:28, а). Оно же дыхание Иеhошуа ха Машиах, "Который праведно судит и воинствует (воюет)" (Отк.19:11, б).
       В дни Великой скорби Всевышний "духом уст Своих убьёт нечестивого" (Ис.11:4; Отк.19:15), ибо "язык Его, как огонь поедающий" (Ис.30:27). Словно пламя всепожирающего огня (29:6), его человеку невозможно угасить (Мт.3:12, рис.3).
     За очищением народа завета духом огня (Мал.3:2, Зах.13:8, 9), "Господь омоет скверну" (Ис.4:4) многодневным сильным дождём [Л.22].
      Потому что "окна с небесной высоты растворятся, и основания земли потрясутся" (24:18, "Врата наводнения откроются в небе ...", пер. [Л.19]).
       Затем окончатся Суды: землетрясение, буря, всепожирающий огонь, камни града, наводнение (29:6, 30:30)."- Искупитель  придёт  на Сион, к тем в Иакове, кто раскается в грехах,- возвещает  Господь" (59:20, пер. [Л.21]).
       Уцелевший в стихийных бедствиях остаток израильтян вознесёт Искупителю песнь хвалы (12:1-6). Бог гневался, но гнев Его миновал. Он утешил народ Свой (ст.1), веселящийся да радующийся на Цийоне, ибо "велик посреди тебя Святый Израилев" (ст.6).

8. Величие  пребывания (4:5, 6)

        Знамением присутствия Всевышнего в храме служит чудо, Его шехина [Л.6], "слава Божия видна будет в Иерусалиме" [Л.10, стр. 21], о ней тайновидец возвещает в ст. 60:1-3, 19, 20, также в ст. 4:5.

      "И сотворит Господь над всяким местом горы Сиона и над собраниями её (над местами праздничных собраний) облако и дым во время дня и блистание (свет) пылающего огня во время ночи; ибо над всем чтимым (над всею славой) будет (простёрт) покров" (4:5; в скобках, текст из [Л.9]).

       Окончание ст.5 в одном из соврем. переводов [Л.19], "будут в небе эти доказательства над каждым домом и над каждой группой людей, пришедших на Сион". Да, знамения подтверждают пребывание Адоная среди народа Своего. Так было во времена Шемот (Исх.13:20-22), окончания строительства скинии (40:34-38, Числ.9:15) и первого храма (3Цар.8:10, 11).
       В те древние дни шехина наполняла лишь Дом молитвы, а Йешайа видит Свет над горой (4:5), над всем городом (60:1, 2).  Йехэзкэйл, описывая грядущую теофанию, утверждает. "Вот закон храма: на вершине горы всё пространство его вокруг (всё, что вокруг) - Святое Святых; вот  закон храма!" (Иез.43:12).
       Понятно, а какой таинственный покров видит пророк над всем чтимым? (4:5, б). Авторы толкования [Л.10] предполагают, слава Божья, образ защиты от бедствий, покрывало её [Л.16], "Божия защита и покровительство" [Л.14].
      Однако в Масоре и Септуагинте написано, "над всею славою будет покров" [Л.7, 9, 21], т.е. вовсе не она служит покрывалом. Что же видел нави? написав.

     "И будет шатёр (навес) для осенения днём от зноя и для убежища и защиты от непогод (бурь) и дождя" (4:6; в скобках, текст из [Л.9]).

     Если толковать видение буквально, то возвратившись, Господь создаст над Храмовой горой шатёр (навес). Ни физическую природу поразительного сооружения, ни материал шатра, ни способ его крепления провидец не сообщает. Но есть ли что невозможное для Бога? (Иер.32:17).

9. Будущность  ам Йисраэль (61:5, 6)

      В одном из видений Исаии открывается  невиданное возвеличивание остатка израильтян в мессианском царстве (61:4-9). Когда наступит такая благословенная пора?
      Пророк отвечает, по окончании Дня мщения (61:2). Тогда горюющие получат вместо непрерывно падающего с неба пепла сияющий венец над головой, плач из-за страданий заменит елей радости, замещая одеждой хвалы Богу дух отчаяния от продолжительной скорби  (ст.3). Сверх того.

      "И придут иноземцы (ваши враги), и будут пасти стада ваши (заботиться о ваших овцах); и сыновья чужестранцев (дети ваших врагов) будут вашими земледельцами и вашими виноградарями (будут работать в ваших полях и садах)" (61:5; в скобках, текст из [Л.19]).

      Соседние племена, даже те, кто воевал с Израилем [Л.5], приходят как на поклонение Адонаю (2:2-4, Зах.14:16), так для выполнения сельскохозяйственных (61:5) и строительных (60:10) работ. "Иноземцы будут состоять у израильтян на службе, почитая их священниками и слугами Господа нашего" [Л.27, стр. 943]. Что же делают иудеи, свободные от труда на пастбищах, в поле, на виноградниках да стройках?

    "А вы будете называться священниками Господа,- служителями Бога нашего будут именовать вас; будете пользоваться (питаться) достоянием (богатством) народов и славиться славою их (славой с ними поменяетесь)" (61:6; в скобках, текст из [Л.7]).

       Избавленный от земледелия, скотоводства, строительства ам Йисраэль ( рис.4) станет "царством священников" (Исх.19:6). "В Мессианском Царстве весь народ будет выполнять священнические и левитские функции, поэтому представители других народов будут пасти их стада и обрабатывать за них землю"  [Л.26, стр. 265].
     Евреи займут высокое положение, "будут именоваться святыми"  (Ис.4:3),  вместе с городом Йерушалаим (52:1), т.к. свят Спаситель их    Иисус   Христос.
     Наконец-то исполнится удивительное предсказание, "все (!) в народе  твоём будут праведниками ..." (60:21, пер. [Л.21).
       Жители разных стран назовут иудеев "служителями Бога нашего" (61:6,  б),  ибо каждый из них преданно служит Ему: евангелистом (66:19),  священником  или левитом (ст.21), учителем (30:20), судьёй, советником (1:26,  Иез.44:24).
      Изберут служителей "из всего народа людей способных, боящихся  Бога,  людей правдивых, ненавидящих корысть ..." (Исх.18:21). Йисраэль  пользуется богатством, питается достоянием всех стран (61:6, в); тем, что  принесут богомольцы в Дом молитвы (60:3-9, Агг.2:7, 8).
      Слава самых известных наций перейдёт к Израилю (Ис.61:6, г), который радуется новым земле, небу, Иерусалиму (65:17-19), продолжительной счастливой мирной жизни (ст.20-25). Вновь переполнится жителями страна, опустевшая из-за катаклизмов Йом Адонай.
      "Ты ещё услышишь, как скажут дети, родившиеся у тебя после потери прежних "Это место для нас слишком тесно; дай нам больше земли, чтобы жить" (49:20, пер. [Л.21]).

10. Утешение  остатка (61:7, 8)

       Следом за покаянием и очищением [Л.23], святой кроткий остаток ам Йисраэль обильно благословится Господом.

      "За посрамление (прошлый позор) вам будет вдвое (получите двойное воздаянье); за поношение (Пережив уничиженье) они будут радоваться своей доле (земле), потому что в земле своей вдвое (двойной надел) получат; веселие вечное будет у них" (61:7; в скобках, текст из [Л.9]).

     Евреи как никакой другой народ претерпели в истории немало бесчестья. Во многих странах часто занимали постыдное унизительное положение, вызывающее презрение да оскорбления, приводившие нередко к грабежам, даже геноциду.
      Устами провидца, Благословенный утешает, обещая двойное воздаяние "за посрамление ... за поношение" (61:7). Воплотится ли награда в двойном наделе на опустевшей земле, согласно переводам [Л.9, 21, 24], или в вечном счастье [Л.19], сказать трудно.
      Ясно одно, "они будут радоваться своей доле" (ст.7), т.к. Иеhошуа ха Машиах бен Давид воцарится в тысячелетнем царстве [Л.6, 22, 12, 20], отныне, "веселие вечное будет у них" (ст.7, в).
   
      "Ибо Я, Господь, люблю правосудие (справедливость), ненавижу грабительство с насилием (со злодейством), и воздам награду им по-истине (По верности Моей Я награжу их), и завет вечный поставлю (заключу) с ними" (61:8; в скобках, текст из [Л.21]).

      Верность Йахвэ Элохим выразится в исполнении обетований, в т.ч. заключение завета (42:6, 61:8, Иер.31:31-34). Сей договор Израиль никогда не разорвёт, как  в одностороннем порядке  расторгнул предыдущий, распятием Иисуса Христа (Ин.19:14, 15, Мт.27:25).
      Покаявшийся остаток (Зах.12:10-13:1)  Бог наградит миром (Ис.2:2-4), честью, святостью (4:2, 3), славой, богатством (61:5-7); заключит с ним "завет вечный" (ст.8; 59:20, 21). 
     
"А народу святых Всевышнего будут отданы царственность, власть и величие всех царств под небесами. Царство его - царство вечное, всякая власть подчинится и покорится ему" (Дан.7:27, пер. [Л.9]).
 

ЛИТЕРАТУРА

1. Статья "1. Комментарии к Книге пророка Исаии. День Господа (34:1-9, 13:1-13)".
2. Статья "2. Комментарии к Книге пророка Исаии. Великая скорбь (24:17-23, 2:10-22)".
3. Статья "3. Комментарии к Книге пророка Исаии. Теофания (30:27-30, 63:1-6, 64:1-3)".
4. Статья "4. Комментарии к Книге пророка Исаии. Последствия суда (19:5-8, 24:1-13)".
5. Статья "5. Комментарии к Книге пророка Исаии. Армагеддон (29:1-9)".
6. Статья "6. Комментарии к Книге пророка Исаии. Пришествие Господа (40:1-5, 52:7-10, 60:1-3)".
7. Первые и последние пророки.- Йерушалаим: Мосад Арав КУК, 1975.- 1 002 с.
8. Джон Ф.А. Сойэр. Комментарии к книгам Ветхого Завета. Книга пророка Исаии I. Том 13.- USA, Scottdale, ВСБ, 1993.-243 с.
9. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета, канонические. Современный русский перевод.- М.: Российское библейское общество, 2011.- 1 408 с.
10. Толкование Ветхозаветных книг. От книги Исаии по Книгу Малахии.- Ашфорд: Славянское миссионерское издательство, 1966.- 602 с.
11. Статья №10 "День Господа близок".
12. Статья "9. Комментарии к Книге пророка Аггея. Стихи2:6-9 - Последний храм".
13. Библейский культурно-исторический комментарий. Часть 1. Ветхий Завет.- СПб.: Мирт, 2003.- 984с.
14. Новая Женевская учебная Библия.- Hanssler-Verlag, 1998.- 2 052 с.
15. Новый Библейский комментарий в 3 ч. Ч.2. Ветхий завет. Псалтирь - Книга Пророка Малахии.- СПб.: Мирт, 2000.- 571 с.
16. Учебная Библия с комментариями Джона Мак-Артура.- Минск: Славянское Евангельское общество, 2004.- 2 201 с.
17. Толковая Библия. Комментарий на все книги Святого Писания. Под ред. Лопухина А.П. Том 1.- Минск: Харвест, 2001.- 1 168 с.
18. Уоррен Уирсби. Комментарий на Ветхий Завет. В 2-х т. Том II. Ездра - Малахия.- СПб.: Библия для всех, 2011.- 1 111 с.
19. Библия. Современный перевод Библейских текстов.- М.: World Bible Translation Center, 2002.- 1150с.
20. Статья "6. Комментарии к Книге пророка Михея. Глава 4 - Тысячелетнее царство".
21. Библия. Новый Перевод на Русский Язык.- Herrljunga, Sweden: Международное Библейское Общество, 2007.- 1 228 с.
22. Статья №3 "День Господень".
23. Статья "4. Комментарии к Книге пророка Захарии. Главы 12-14 - Армагеддон".
24. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета в современном русском переводе.- М.: Издательство ББИ, 2015.- 1856 с.
25. Славянский библейский комментарий.- Киев: ЕААА, Книгоноша, 2016.- 1840 с.
26. Прокопенко А.В. Вестники Царства: Богословие ветхозаветных пророков.- Харьков: Глобус, 2016.- 414 с.
27. Макдональд У. Библейские комментарии для христиан. Ветхий Завет.- Bielefeld: CLV, 2009.- 1142с.
День Господень