Комментарии к Книге пророка Даниила. Пророческий сон Навуходоносора (2:31-35, 44, 45)

"Но есть на небесах Бог, открывающий тайны; и Он открыл царю
Навуходоносору, что будет в последние дни ..."
(Дан.2:28)
 

1. Вступление

     Даниил, в евр. транскрипции "Даниэйл" (означает "Бог - мой судья") родился в конце VII века до Р.Х. в Иудее [Л.1, 25], в знатной еврейской семье [Л.2, 3], по-видимому царского рода [Л.4].
     С первой группой пленных евреев в 605 году Даниила увели в Вавилон [Л.1-4], в возрасте 15-и [Л.2, 27] или 16-и [Л.1, 5] лет. После трёхлетнего обучения языку, литературе, математике и музыке [Л.6], юноша стал успешно служить при царском дворе, его служба продолжалась почти 70 лет [Л.1]. Даниэйл являлся современником пророков Иеремии и Иезекииля [Л.11].
    Он жил в годы правлений Навуходоносора, Валтасара, Дария Мидянина, Кира персидского, пережив царей Нововавилонской империи [Л.7], окончив жизнь в Мидо-Персидском царстве. Пророк умер очевидно в первые годы правления царя Кира, т.е. в возрасте около 90 лет [Л.7], 85 лет [Л.5], около 80 лет [Л.11] или более [Л.2].
     Книга пророка Даниила необычна во всех отношениях. Она написана на двух языках, еврейском (1:1-2:4, а; 8:1-12:13), а также арамейском - 2:4, б - 7:28 [Л.1, 3, 8, 25, 28]. Состоит из двух заметно отличающихся частей: исторического повествования в гл.1-6 и пророческих видений гл.7-12 [Л.9]. Книга является родоначальницей особого жанра - апокалиптической литературы, широко использующей символы, аллегории, архетипы [Л.5, 8, 20].
     Более того, не утихают споры об авторе книги, времени написания, исторической достоверности [Л.9, 25]. Консервативные учёные придерживаются традиционного мнения об авторстве (Даниил) и времени написания (VI век до Р.Х.).
    Скептически настроенные либеральные богословы полагают, книга написана примерно в 165 г. до Р.Х. неизвестным автором, очевидцем исторических событий, в том числе времени правления Антиоха IV Епифана [Л.1, 2, 4, 5, 8, 10]. Однако такой точке зрения не хватает убедительных аргументов.
    Время написания книги. Учёные консервативной школы, считающие Даниила исторической личностью и автором пророческой книги, настаивают на ранней дате написания. А именно, в VI веке [Л.2, 5, 8], во второй его половине [Л.1], вскоре после захвата Вавилона Киром в 539 г. [Л.10], возможно до 530 года [Л.2].
     Композиция ст. 2:31-35, 44, 45. 1. Сон царя Навуходоносора (2:31-33).
          2. Камень, разбивающий истукан (2:34, 35).
          3. Возникновение нового царства (2:44, 45).
     Главная тема. Гибель последней цивилизации "в последние дни", образование совершенно новой общественно-экономической и политической формации.
     Цель написания. Предупредить царя, слушателей, все последующие поколения людей о будущем разрушении старого мира и появлении теократического правления на земле.
     С
одержание. Вавилонскому царю Навуходоносору II приснился огромный истукан (2:31) из золота, серебра, меди, железа, глины (ст.32, 33). Внезапно в него ударил камень, оторвавшийся от горы без чьей-либо помощи (ст.34). Из-за чего истукан раздробился в пыль, унесённую ветром, а камень сделался великой горой (ст.35).
     После крушения истукана Всемогущий воздвигнет на земле Своё несокрушимое царство (2:44). Именно такое будущее показал языческому царю Великий Бог (ст.45).     
     Проблемы толкования
. Какие именно государства подразумеваются под грудью (серебро), чревом (медь) и ногами (железо, глина) истукана. Что имел в виду пророк, называя "горой" и всесокрушающим "камнем". Сбылось или нет пророчество ст. 2:34, 35. Как истолковать стих 2:44.

2. Сон Навуходоносора (2:31)

    Могущественный вавилонский монарх Навуходоносор II (время правления 605 - 562 г.г. до Р.Х.) являлся сыном царя Набопаласара (625 - 605 г.г.) основателя Нововавилонского царства [Л.3, 4].
    Однажды Навуходоносору приснилось нечто сильно встревожившее его (2:1). В древности на Ближнем Востоке "сны считались посланиями от богов, они нередко вызывали озабоченность и даже повергали людей в панику" [Л.6, стр. 845].
    Поэтому царь, притязавший на мировое господство, потребовал от придворных халдеев да чародеев-тайновидцев раскрыть тайну своего сна (ст.2-9). Халдеями назывались мудрецы, "изрекавшие предсказания личных и исторических судеб на основании движения звёзд" [Л.5, стр. 349], т.е. древние астрологи.
    Однако во все времена справедлива следующая истина. "Божественная тайна недоступна человеческому сознанию, она может быть раскрыта только в Божьем откровении ..." [Л.3, стр. 963].
     Оттого никто из призванных магов, волшебников, колдунов, халдеев не смог рассказать даже содержание сна (2:9-11). Тем самым подвергнув смертельной опасности себя (ст.12) и других советников царя (ст.13).
     Только Даниилу, мужу молитвы, открылась тайна странного пророческого сна Навуходоносора, за что нави вознёс благодарность Богу (2:19-23). Провидец так ответил  своему повелителю.
    
   "Тебе, царь, было такое видение: вот, какой-то большой истукан (статуя, "изваяние"); огромный был этот истукан (статуя), в чрезвычайном блеске (сияющая ослепительным блеском) стоял он ("возвышалось оно") пред тобою, и страшен был вид его (ужасная на вид статуя)" (2:31; в скобках: текст из [Л.11], в кавычках - из [Л.26]).

     Когда монарх огромной империи лежал в постели, размышляя о будущем (2:28, 29), ему приснились сны (2:1), т.е. "разные части сновидения прерывались краткими пробуждениями" [Л.12, стр. 22].
   Сильно встревоживший царя тягостный сон-откровение касался сверхъестественного истукана (рис.1). Огромной статуи устрашающего вида, сияющей ослепительным блеском (2:31), возвышавшейся над маленьким человеком.

3. Четыре царства (2:32, 33)

    Чрезвычайный блеск статуе, удивляющей своей необычностью, придавали металлы. "Она была огромна и отполирована до блеска" (2:31, пер. [Л.13]). Отдельные части изваяния состояли из разных металлов.

   "У этого истукана (статуи) голова была из чистого золота, грудь его и руки его - из серебра, чрево (живот) его и бёдра его - медные (из бронзы),
     Голени его железные, ноги (ступни) его частью железные, частью глиняные (из обожжённой глины)" (2:32, 33; в скобках, текст из [Л.11]).

     В толковании нави 2:36-43, Навуходоносор II, точнее Нововавилонская монархия отождествляется с золотой головой. Далее мнения комментаторов расходятся. Грудь и руки из серебра это Мидо-Персия, бронзовый живот - Греция, а Римскую империю олицетворяют ноги из железа с обожжённой глиной [Л.2, 4, 5, 10, 12, 14, 15].
     У других авторов, например [Л.7, 16], иное мнение: Вавилон, Мидия, Персия и Греция. Третьи, считают обе версии равновероятными [Л.1, 6, 17]. 
    К сожалению, в гл. 2 отсутствуют сведения, позволяющие уверенно идентифицировать части архетипа истукана с теми или иными государствами. Более того, "Необходимость такого шага ... весьма сомнительна" [Л.25, стр. 104].
      Однако в ст.28, Богом открывающим тайны, внимательному читателю дана подсказка относительно последнего царства. "Он открыл царю Навуходоносору, что будет в последние дни" (2:28, или "в конце времён" [Л.16, 26]).
      Последние дни - "выражение, которое используется в Писании применительно к последнему периоду существования известного нам мира" [Л.1, стр. 1003]. "События конца истории будут происходить в огромных масштабах, создавая впечатления стихийного массового бедствия, ведущего к страшной катастрофе" [Л.20, стр. 869].
    Таким образом, дальнейшие события (2:34, 35) произойдут во время существования последнего (четвёртого) царства на земле. Уже поэтому оно не может быть ни древней Римской империей, ни государствами Александра Македонского и его преемников.

4. Крушение четвёртого царства (2:34)

     Вавилонскую монархию завоевала Мидо-Персия, затем павшая под ударами Греко-Македонского царства Александра Великого, в свою очередь покорённого Римской империей [Л.1, 3]).
    Последняя является только прообразом (архетипом) сообщества государств в конце времён. Четвёртое царство, в котором мы живём "крепко, как железо" (2:40). Однако оно "царство разделённое" (ст.41), поэтому "будет это царство отчасти прочным, отчасти хрупким" (ст.42, пер. [Л.26]).
     Прочное благодаря невиданным ранее научно-техническими достижениям и объединению наций, а хрупкое разделённостью, отсутствием между нациями единства (слияния). Как предсказано:
    "они смешаются чрез семя человеческое ("породнятся друг с другом" [Л.26]), но не сольются одно с другим" (2:43, б; "народ четвёртого царства будет смешанным. Они не будут едины, как один народ" [Л.13]).
     Что же произойдёт "в последние дни" с  истуканом? олицетворяющим империи на земле, сменившие друг друга.

   "Когда ты смотрел на эту статую, ты увидел камень, и камень этот (откуда-то сам собой) оторвался (от горы), но его оторвал не человек. Пролетев по воздуху, камень (упал на истукана) ударил по железным и глиняным ногам статуи и разбил (раздробил) их" (2:34, пер. [Л.13]; в скобках, текст из [Л.16]).

    Истукан (рис.2) рухнет "под действием сверхъестественной силы" ([Л.10]. Современная цивилизация частью крепкая как железо, а частью очень уязвимая и хрупкая словно обожжённая глина, полностью разрушится [Л.18].
     Её уничтожит камень, появившийся "откуда-то сам собой", упавший без помощи рук человеческих (ст.34). Как во время войны Йеошуа бен Нуна с царями аммонитскими, когда "Господь бросал на них с небес большие камни" (Иис.Н.10:11, б).
     Что же имеет в виду пророк, называя "горой" (ст.45) и "камнем"? В большинстве английских переводов слово "эбен" переведено как "скала" [Л.20, стр. 612]. Такая скала раздробит ВСЁ на земле (ст.35).

5. Необычные камень да гора

    Почти все богословы почему-то считают камень ("эбен") из сна языческого царя Христом, или Царством Божьим, или антихристом, а гору - Храмовой горой в Иерусалиме.
    Например, четвёртая империя разрушится, "по всей видимости, Господом Иисусом Христом, сокрушающим Камнем" [Л.5, стр. 352]. "Камень в Писании часто символизирует Бога, а в особенности Мессию, Иисуса Христа, Сына Божьего" [Л.14, стр. 852; Л.8, стр. 383]. "Камень это Мессия" [Л.2, стр. 1216].
   "Камень, разбивший истукан и сделавшийся великою горою,- Христос и Его царство" [Л.19, стр. 736], "камень означает Царство Божье" [Л.12, стр. 47; Л.1]. "Этот сверхъестественный камень ... это несокрушимое Божье Царство" [Л.20, стр. 467; Л.17]. "Этим камнем является Царство Божье" [Л.26, стр. 103].
     Однако ветхозаветным пророчествам нельзя произвольно придавать иносказательный смысл, тем более необоснованно толковать в новозаветном духе. Нет серьёзных оснований считать, что под камнем, оторвавшемся от горы, Даниэйл имел в виду Христа, Его царство или антихриста. 

     Тогда о чём говорил пророк языческому царю? далёкому от иудейских и, тем более, христианских верований.
    Конечно же о куске твёрдой горной породы, как написано. "Ты видел его (Пока ты смотрел), доколе камень не оторвался (сорвался) от горы без содействия (помощи) рук, ударил в истукан ..." (3:34; в скобках, текст из [Л.21]).
      В таком случае, неужели камень-скала сорвётся с Храмовой горы? как утверждает автор [Л.12, стр. 48].
    Нет. Образ горы во сне Навуходоносора, как "трансформации древа мирового", является архетипом, отражением космологии древних народов [Л.22, стр. 311-315].
    Одним из главных элементов этой космологии служили: Ось мира или мировое (космическое) Древо, священная гора (реальная или мифическая), столб, лестница.
     Поэтому "Камень оторвался от высокой "горы" (см. Ис.14:13), которая отождествлялась с "Мировой осью" [Л.27, стр.981]. В месопотамских мифах ось мира связывала 3-и сферы мироздания: небо, землю, преисподнюю ([Л.6, стр. 829], рис. 3).
    Священная высокая гора на далёком севере, поддерживающая небо, в шумерской и вавилоно-ассирийской мифологиях служила местом собрания богов (Ис.14:13, [Л.23, стр. 207]).
     Именно такая мировая гора с прилегающей к ней территорией, составляющей наш мир, приснилась вавилонскому царю. Камень же имеет небесное происхождение, служит орудием Великого Бога (2:45-47), пребывающего на вершине священной горы [Л.6, стр. 77]. Ведь считалось, "земные предметы являют собой лишь отражения небесных" [Л.23, стр. 653].

6. Последствия катастрофы (2:35)

    Таинственный камень-скала, появившийся откуда-то сам собой, оторвётся "от горы без содействия рук", пролетит по воздуху, ударит в четвёртое царство (2:34).

   "Тогда всё вместе раздробилось (искрошились сразу): железо, глина, медь, серебро и золото сделались как прах на летних гумнах (стали подобны мякине на летнем току), и ветер унёс их, и следа не осталось от них; а камень, разбивший истукан (идола), сделался великою горою и наполнил всю землю" (2:35; в скобках, текст из [Л.21]).

   "Единственный эпизод, отдалённо напоминающий это место в рассказе Даниила, встречается в эпосе о Гильгамеше, Гильгамеш говорит, что Энкиду предстал перед ним во сне в виде метеора, упавшего к его ногам. Но никаких разрушений этот упавший с неба камень там не производит" [Л.6, стр. 847].
     Не производит, в отличие от "метеора" из пророческого сна Навуходоносора (2:35), который искрошит не только обожжённую кирпичную глину, но даже железобетонные строения. Как в результате сильного удара (импакта) и теплового взрыва, так последующего великого землетрясения (Иез.38:19-22, Отк.8:8-9:2, 16:18-21).

    Ибо предсказано. "Тогда ("в тот же миг" [Л.11]) всё вместе раздробилось" (Дан.2:35). Сразу, одновременно всё станет подобно мякине, отходам при молотьбе.
     Ударная сверхзвуковая волна ([Л.18], "ветер" в ст.35) унесёт превратившиеся в крошку да прах строительные материалы. От них "даже следа не осталось" [Л.16].
      Центральное массивное планетообразное тело, по мере приближения к Земле, возрастёт на небосводе до размеров великой горы ([Л.18], рис. 4).
    Но так как поверхность небесной горы только чуть-чуть освещается солнцем, точно серп луны в новолуние, то Даниил называет его "рог" (Дан.8:9-11).
     А новозаветный пророк - "серп" (Отк.14:14-16), такой небесный серп пожнёт ВСЮ землю. "И поверг сидящий на облаке серп свой на землю ("взмахнул серпом над землёй" [Л.13]), и земля была пожата" (ст.16).
     В результате обмолачивания да жатвы нашей планеты небесными телами, миллиарды тонн каменной пыли наполнят всю землю. Сам же камень на небосводе  увеличится до размеров огромной горы.
    Как предсказано ветхозаветным нави в терминах, понятиях, образах  его времени, "а камень, разбивший истукан, сделался ("стал" Л.26]) великою горою и наполнил всю землю" (2:35, в).

7. Новое несокрушимое царство (2:44)

     Что же произойдёт после катастрофического разрушения последнего 4-го царства? после гибели современной безбожной цивилизации. Нави Даниэйл даёт такой ответ.

    "И во дни тех царств (Во время правления царей четвёртого царства) Бог Небесный воздвигнет (установит) царство, которое во веки не разрушится, и царство это не будет передано другому народу; оно сокрушит и разрушит все царства, а само будет стоять вечно" (2:44; в скобках, текст из [Л.13]).

    Автор работы [Л.7] разъясняет "не стоит полагать, что для всех вышеупомянутых царств конец наступит одновременно, будто бы во время существования четвёртого царства три предыдущие ещё будут существовать, чтобы камень мог разрушить все царства вместе" (стр. 209).
      Скорее здесь "указание на преемственность четырёх царств" [Л.10; Л.15], "сменявших одно другое" [Л.5], вплоть до последнего, олицетворяющего предыдущие великие соединения разных стран и народов. Всех их объединяет в один архетип истукана одна форма правления - человеческая (вождь, царь, император, президент).
     Конец этих империй известен, упадок и крушение. Но после разрушения последнего общественно-политического образования  Бог небес установит Своё несокрушимое царство (2:44). Он Сам управляет им (7:14; Мих.4:1-3, Соф.3:9, Отк.11:15), как предсказал пророк Зехарйа.
     (В это время) Господь будет Царём над всею землёю (над всем миром) ... Он возвестит мир народам, и владычество Его будет (Он будет править) от моря и до моря и от реки (Ефрата) до концов (краёв) земли" (Зах.14:9, 9:10, б; в скобках, текст из [Л.13]).
     Господь правит новым царством через Свой избранный народ Ам Йисраэль. Служащий Ему в качестве священников, левитов, судей, евангелистов, учителей, советников человекам [Л.24]. Людей достойных, богобоязненных, неподкупных, способных (Исх.18:21).
     Никакой другой народ больше не правит в мире. Именно в иаком смысле следует понимать слова Даниила "царство это не будет передано другому народу" (2:44; "никакому другому народу оно не достанется" Л.26]).
    Но что хотел сказать пророк? утверждая "оно сокрушит все прежние царства и приведёт их к концу" (ст.44. в; [Л.13]). Очевидно то, что в новом царстве существующие ныне системы правления во всех государствах сокрушатся.
     Их заменит теократическое управление. "Ибо от Сиона выйдет закон ("провозглашено будет наставление Его" Л.26]), и слово Господне - из Иерусалима" (Ис.2:3, в).

8. Правдивый и точный сон (2:45)

    Главной проблемой толкования рассказа о пророческом сне Навуходоносора является вопрос привязки его исполнения ко времени.
    Одни богословы считают, сон сбылся, когда Иисус Христос первый раз пришёл на землю в дни римского владычества. Другие, уверены в нравственно-духовном характере пророчества, сбывшегося в лице христианской Церкви. Третьи, относят его исполнение к будущему (смотрите обзор гипотез в [Л.5, стр. 352, Л.10, стр. 1129, 1130]).
     Первое мнение противоречит контексту, ведь Римская империя не разрушилась с появлением Христа, но ещё просуществовала более 400 (!) лет. Не только Даниэйл (7:13, 14), но также другие ветхозаветные пророки относят наступление теократического царства к пришествию Мессии в силе и славе.
     Также нет оснований придавать словам нави (2:31-44) только нравственно-духовный смысл, пренебрегая буквальным точным толкованием Даниила.

   "Поэтому ты видел, как от горы сам собой, без помощи рук человеческих, откололся (отторгнут был) камень и разбил (раздробил) железо, медь, глину, серебро и золото. Так Великий Бог показал (дал знать) царю будущее. Сон правдив (верен), и толкование верно (точно)" (2:45, пер. [Л.16]; в скобках, Синод. пер.).

     Таинственный сон-откровение вавилонского царя, показанный ему да раскрытый Богом небес (2:28), ещё не исполнился. "Завершение Божиего плана в отношении народов произойдёт в период великой скорби" [Л.5, стр. 343].
    "Тогда будет такое бедственное время ("время скорби" Л.26]), какого не было с тех пор, как появились народы" (12:1, б; пер. [Л.11]). Ибо камень, сам собой отторгнутый от мировой космической горы, раздробит последнее царство на земле, управляемое людьми [Л.18].
      Из стиха 2:47 видно, Навуходоносор ПОНЯЛ тайну своего пророческого сна. Такое невозможно, если камень это символ Христа, Его царства или антихриста, если образы сна языческого царя носят новозаветный нравственно-духовный характер.

ЛИТЕРАТУРА

1. Большой библейский словарь.- СПб.: Библия для всех, 2005.- 1 503 с. 
2.  Учебная Библия с комментариями Джона Мак-Артура.- Минск: Славянское Евангельское общество, 2004.- 2 201 с.
3. Ринекер Ф., Майер Г. Библейская энциклопедия Брокгауза.- Кременчуг: Християнська зоря, 1999.- 1088 с.
4. Библейский справочник Геллея.-  СПб.: Библия для всех, 2002.- 787 с.
5. Толкование Ветхозаветных книг. От Книги Исаии по Книгу Малахии.- Ашфорд: Славянское миссионерское издательство, 1966.- 602 с.
6. Библейский культурно-исторический комментарий. Часть 1. Ветхий Завет.- СПб.: Мирт, 2003.- 984с.
7. Даума Йохем. Дорогами Ветхого Завета. Т.4. Большие пророки.- Черкассы: Коллоквиум, 2012.- 280с.
8. Новый Библейский комментарий в 3 ч. Ч.2. Ветхий завет. Псалтирь - Книга Пророка Малахии.- СПб.: Мирт, 2000.- 571 с.1416.
9. Евангельский словарь Библейского богословия.- СПб.: Библия для всех, 2000.- 1 232 с.
10. Новая Женевская учебная Библия.- Hanssler-Verlag, 1998.- 2 052 с.
11. Библия. Новый перевод на русский язык.- United Kingdom, Carlisle: Biblica Europe, 2011.- 1 185 с.
12. Щедровицкий Д.В. Пророчества Книги Даниила.- М.: Теревинф, 2003.- 278 с.
13. Библия. Современный перевод Библейских текстов.- М.: World Bible Translation Center, 2002.- 1150с.
14. Уоррен Уирсби. Комментарий на Ветхий Завет. В 2-х т. Том II. Ездра - Малахия.- СПб.: Библия для всех, 2011.- 1 111 с.
15. Хэдинг Джон. Книга пророка Даниила.- Ровно: Живое слово, 2006.- 204 с.
16. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета, канонические. Современный русский перевод.- М.: Российское библейское общество, 2011.- 1 408 с.
17. Уоллес Рональд. Книга пророка Даниила.- СПб.: Мирт, 2005.- 187 с.
18. Статья №2 "Гог из земли Магог: конец мира сего".
19.  Дудник А.В. Толкование на книгу Откровение Иоанна Богослова.- Харцызск: Свет, 2012.- 975 с.
20. Словарь библейских образов.- СПб.: Библия для всех, 2005, 1 423 с.
21. Кетувим.- Йерушалаим: Мосад арав Кук, 1978.- 394 с.
22. Мифы народов мира. Энциклопедия. Том 1.- М.: Советская энциклопедия, 1980.- 672 с.
23. Мифы народов мира. Энциклопедия. Том 2.- М.: Советская энциклопедия, 1980.- 720 с.
24. Статья "7. Комментарии к Книге пророка Исаии. Будущность Ам Йисраэль (2:1-4, 4:1-6, 61:5-8)".
25. Эдлин Дж. Книга Даниила.- СПб.: Библия для всех, 2014.- 394 с.
26. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета в современном русском переводе.- М.: Издательство ББИ, 2015.- 1856 с.
27. Славянский библейский комментарий.- Киев: ЕААА, Книгоноша, 2016.- 1840 с.
28. Введение в Ветхий Завет. Под ред. Эриха Ценгера.- М.: ББИ св. апостола Андрея, 2008.- 802 с.

День Господень