1. Вступление
С первой группой пленных евреев в 605 г. будущего пророка увели в Вавилон [Л.1-4], в возрасте 15-и [Л.2, 27] или 16-и [Л.1, 5] лет. Окончив трёхлетнее обучение языку, литературе, математике и музыке [Л.6], юноша успешно исполнял обязанности при царском дворе, его служба продолжалась почти 70 лет [Л.1]. Даниил современник Иеремии и Иезекииля [Л.11].
Он служил в годы правлений Навуходоносора II, Валтасара, Дария Мидянина, Кира персидского, пережив царей Нововавилонского государства [Л.7], окончив бытие в Мидо-Персидском монархии. Нави умер очевидно в первые годы царствования Кира, в возрасте около 90 лет [Л.7], 85 лет [Л.5], примерно 80 лет [Л.11] или более [Л.2].
Его книга необычна во многих отношениях. Она написана на двух языках, еврейском (1:1-2:4, а; 8:1-12:13) и арамейском - 2:4, б - 7:28 [Л.1, 3, 8, 25, 28]; состоит из 2-х заметно отличающихся частей, исторического повествования глав 1-6 и пророческих видений гл.7-12 [Л.9]. Произведение относится к новому особому жанру апокалиптической литературы, широко использующей символы, аллегории, загадки, архетипы [Л.5, 8, 20].
Более того, не утихают споры об авторе рукописи, дате написания, её исторической достоверности [Л.9, 25]. Консерваторы придерживаются традиционного мнения об авторстве (Даниэйл), периоде написания (VI век до Р.Х.).
Скептически настроенные либеральные богословы полагают, труд создан примерно в 165 г. до Р.Х. неизвестным автором, очевидцем исторических событий в правление эллинского царя Антиоха IV Епифана [Л.1, 2, 4, 5, 8, 10]. Но данной точке зрения не хватает убедительных аргументов, согласно примечания автора [Л.29, стр. 1029 - 1031].
Время написания книги. Учёные консервативной школы, считающие Даниила исторической личностью и автором пророчеств, настаивают на ранней дате сочинения: VI век [Л.2, 5, 8], вторая его половина [Л.1], вскоре после захвата Вавилона Киром в 539 г. [Л.10], возможно до 530 года [Л.2] или около него [Л.29].
2. Камень, разбивающий истукан (2:34, 35).
3. Возникновение нового царства (2:44, 45).
Главная тема. Гибель цивилизации "в последние дни", образование совершенно новой общественно-экономической и политической формации.
Цель написания. Предупредить вавилонского правителя, слушателей, следующие поколения читателей о будущем разрушении деградирующего сообщества, теократическом правлении на земле.
Содержание. Навуходоносору II приснился огромный истукан (2:31) из золота, серебра, меди, железа, глины (ст.32, 33). Внезапно в него ударил необычный камень, оторвавшийся от горы без чьей-либо помощи (ст.34), из-за чего статуя раздробилась в пыль, унесённую сильным ветром, а уникальный эбен сделался великой горой (ст.35).
Вслед за крушением кумира Великий Бог воздвигнет на земле Своё несокрушимое царство (2:44). Такое будущее Он показал языческому монарху (ст.45).
Проблемы толкования. Какие именно государства подразумеваются под грудью (серебро), чревом (медь), ногами (железо, глина) загадочного изваяния. Что имел в виду провидец, называя "горой" и всесокрушающим "камнем", сбылись ли ст. 2:34, 35; как истолковать стих 2:44.
2. Что видел царь и не знали советники? (2:31)
Деспот, боявшийся государственного переворота, потребовал от придворных халдеев раскрыть тайну сновидения (ст.2-9). Халдеями назывались мудрецы, "изрекавшие предсказания личных и исторических судеб на основании движения звёзд" [Л.5, стр. 349], "в задачу которых входила также защита от опасностей, предсказанных зловещими предзнаменованиями, в том числе полученными во сне" [Л.6, стр. 845].
Однако во все эпохи справедлива истина. "Божественная тайна недоступна человеческому сознанию, она может быть раскрыта только в Божьем откровении ..." [Л.3, стр. 963]. Оттого никто из халдеев, магов, волшебников, колдунов не смог рассказать содержание царского кошмара (2:9-11), тем самым подвергнув смертельной опасности себя (ст.12) и других советников (ст.13).
"Тебе, царь, было такое видение: вот, какой-то большой истукан (статуя, "изваяние"); огромный был этот истукан (статуя), в чрезвычайном блеске (сияющая ослепительным блеском) стоял он ("возвышалось оно") пред тобою, и страшен был вид его (ужасная на вид статуя)" (2:31; в скобках: текст из [Л.11], в кавычках - из [Л.26]).
Когда монарх восточной супердержавы лежал в постели, размышляя о будущем (2:28, 29), он задремал (2:1), «что же можно видеть с закрытыми глазами?». Верно, но при этом "разные части сновидения прерывались краткими пробуждениями" [Л.12, стр. 22].
Сильно встревоживший деспота тягостный сон касался идола, фантасмогорического вида (рис.1), а всё сверхъестественное вызывает страх (5:6, 10:5-9), даже ужас (7:7). Устрашающий монумент сиял ослепительным блеском (2:31), возвышаясь над маленьким человеком.
3. Загадка четырёх царств (2:32, 33)
"У этого истукана голова была из чистого золота, грудь его и руки его - из серебра, чрево (живот) его и бёдра его - медные (из бронзы),
Голени его железные, ноги (ступни) его частью железные, частью глиняные (из обожжённой глины)" (2:32, 33; в скобках, текст из [Л.11]).
В объяснении тайновидца (2:36-43), Навуходоносор II, точнее Нововавилонская империя, отождествляется с золотой головой. Далее воззрения интерпретаторов расходятся. Грудь и руки из серебра, здесь Мидо-Персия, бронзовый живот - Греция, Римскую империю олицетворяют ноги из железа с обожжённой глиной [Л.2, 4, 5, 10, 12, 14, 15].
У других авторов [Л.7, 16] иное суждение: Вавилон, Мидия, Персия, Греция. Третьи, полагают обе гипотезы равновероятными [Л.1, 6, 17]. Четвёртое мнение. "Часто считается, что эта статуя символизировала Рим" [Л.20, стр. 753].
К сожалению, в гл. 2 отсутствуют сведения, позволяющие уверенно идентифицировать части архетипа идола с теми или иными государствами. Сверх того. "Необходимость такого шага ... весьма сомнительна" [Л.25, стр. 104].
Тем не менее, Бог, открывающий тайны мудрым, дающий знание разумным, сообщает внимательному читателю подсказку относительно конечного мироустройства. "Он открыл царю Навуходоносору, что будет в последние дни" (2:28, или "в конце времён", пер. [Л.16, 26]).
Последние дни - "выражение, которое используется в Писании применительно к последнему периоду существования известного нам мира" [Л.1, стр. 1003]. "События конца истории будут происходить в огромных масштабах, создавая впечатления стихийного массового бедствия, ведущего к страшной катастрофе" [Л.20, стр. 869].
Таким образом, будущие перипетии (2:34, 35) разразятся в эпоху техногенной цивилизации, колосса на глиняных ногах, заключительного (четвёртого) царства. Уже поэтому оно не может быть ни древним Римом, ни государствами Александра Македонского или его преемников.
4. Каменный гость (2:34)
Четвёртое сообщество, в нём мы живём, "крепко, как железо" (2:40), но оно "царство разделённое" (ст.41). По указанной причине, "будет это царство отчасти прочным, отчасти хрупким" (ст.42, пер. [Л.26]).
Прочное благодаря невиданным ранее научно-техническими достижениям и объединению наций, всё же, хрупкое разделённостью, отсутствием между нациями единства (слияния); как предсказано: "они смешаются чрез семя человеческое ("породнятся друг с другом" [Л.26]), но не сольются одно с другим" (2:43, б; "народ четвёртого царства будет смешанным. Они не будут едины, как один народ", пер. [Л.13]).
Что конкретно произойдёт "в последние дни" с ужасным на вид изваянием на глиняных ногах? архетипом, олицетворяющим ионархии, сменившие друг друга.
Загадка, какая часть целого птицей летает, в воде тонет, в огне сгорит? Нечто ударит в истукан (рис.2), он рухнет "под действием сверхъестественной силы" Л.10]. Современная цивилизация, частью крепкая точно железо, частью уязвимая, хрупкая словно обожжённая глина, полностью разрушится [Л.18].
Совокупность государств уничтожит вызывающий удивление незваный гост, появившийся "откуда-то сам собой", упавший без помощи рук человеческих (ст.34).
Подобно эпизоду войны Йеошуа бен Нуна с царями аммонитскими, когда "Господь бросал на них с небес большие камни" (Иис.Н.10:11).
Наперекор словам Иисуса Навина, жившего примерно за 1200 лет до Р.Х., учёные Парижской академии наук вплоть до конца XVIII века от Р.Х. утверждали, камни с неба падать НЕ могут.
5. Чем необычен эбен?
Например, четвёртая империя разрушится, "по всей видимости, Господом Иисусом Христом, сокрушающим Камнем" [Л.5, стр. 352]. Эбен "в Писании часто символизирует Бога, а в особенности Мессию, Иисуса Христа, Сына Божьего" [Л.14, стр. 852; Л.8, стр. 383]. Разумеется, "это Мессия" [Л.2, стр. 1216], "Господь Иисус" [Л.29, стр. 1033].
"Камень, разбивший истукан и сделавшийся великою горою,- Христос и Его царство" [Л.19, стр. 736], он "означает Царство Божье" [Л.12, стр. 47; Л.1]. "Этот сверхъестественный камень ... несокрушимое Божье Царство" [Л.20, стр. 467; Л.17], несомненно, им "является Царство Божье" [Л.26, стр. 103].
Ветхозаветным пророчествам нельзя произвольно придавать иносказательное значение или необоснованно интерпретировать в новозаветном духе. Отсутствуют серьёзные основания предполагать, под оторвавшимся от горы Даниэйл имел в виду Христа, Его царство или антихриста.
В таком случае, неужели камень-скала сорвётся с Храмового холма? по мнению автора [Л.12, стр. 48]. Совсем нет.
6. Архаичная модель универсума
Главным элементом мифопоэтической модели вселенной служила Ось мира или космическое Древо (рис. 3), священная гора, мифическая или реальная (как Меру), или столб, шест, лестница.
Поэтому. "Камень оторвался от высокой "горы" (см. Ис.14:13), которая отождествлялась с "Мировой осью" [Л.27, стр.981]. В месопотамских мифах она связывала все 3-и сферы мироздания: небо, землю, преисподнюю ([Л.6, стр. 829]).
"Мировая гора или держит на своей вершине небо, или вершина её есть небо как место обитания богов" [Л.23, стр. 207].
Именно заоблачная высота с прилегающей к ней территорией внизу, составляющие наш универсум, приснились вавилонскому деспоту. Камень же, "от севера бедствие" и великая гибель (Иер.4:6), имеет неземное происхождение. Служит орудием Бога (Дан.2:45-47), пребывающего на священной вершине [Л.6, стр. 77]. Древние верили, "земные предметы являют собой лишь отражения небесных" [Л.23, стр. 653].
7. Мир, стёртый в порошок (2:35)
"Тогда (" в тот же миг" [Л.11]) всё вместе раздробилось (искрошились сразу): железо, глина, медь, серебро и золото сделались как прах на летних гумнах (стали подобны мякине на летнем току), и ветер унёс их, и следа не осталось от них; а камень, разбивший истукан (идола), сделался великою горою и наполнил всю землю" (2:35; в скобках, текст из [Л.21]).
Часть заполнила целое. "Единственный эпизод, отдалённо напоминающий это место в рассказе Даниила, встречается в эпосе о Гильгамеше, Гильгамеш говорит, что Энкиду предстал перед ним во сне в виде метеора, упавшего к его ногам. Но никаких разрушений этот упавший с неба камень там не производит" [Л.6, стр. 847]. Не производит, в отличие от "метеора" из пророческого сна Навуходоносора II (2:35).
Возможно данное толкование пророчества верно, но при чём здесь "ветер"? настолько сильный, что унесёт всё раздробленное словно пыль. Ветром в ст.25 провидец называет ударную волну, возникшую в результате импакта [Л.18]. Сверхзвуковой поток мгновенно утащит превратившиеся в пыль, песок да мелкую крошку все строительные материалы; от них "даже следа не осталось" (пер. [Л.16]).
Карликовая планета, железо-каменный тератос, по мере приближения к нашей планете, возрастёт на небосводе до размеров великой горы ([Л.18], рис. 4).
Поскольку поверхность космического тела лишь частично освещается солнцем, точно серп луны в новолуние, то нави называет её "рог" (Дан.8:9-11).
Новозаветный пророк использует слово "серп" (Отк.14:14-16), он пожнёт ВЕСЬ мир. "И поверг сидящий на облаке серп свой на землю ("взмахнул серпом", пер. [Л.13]), и земля была пожата" (ст.16).
В результате обмолачивания макушки планеты незваными жнецами, триллионы тонн минеральной пыли наполнят её атмосферу; сам камешек на небосводе увеличится до огромных размеров. Так предсказано тайновидцем в терминах, понятиях, образах его эпохи, "камень, разбивший истукан, сделался ("стал" Л.26]) великою горою и наполнил ("заполнил" [Л.11, 13]) всю землю" (2:35, в).
8. Новое несокрушимое государство (2:44)
"В дни тех царей (Во время правления царей четвёртого царства) Бог небес установит царство, которое никогда не погибнет и не перейдёт к другому народу (не будет передано). Оно сокрушит все эти (прежние) царства и положит им конец, но само пребудет во веки" (2:44, пер. [Л.11]; в скобках, текст из [Л.13]).
Автор работы [Л.7] разъясняет, "не стоит полагать, что для всех вышеупомянутых царств конец наступит одновременно, будто бы во время существования четвёртого царства три предыдущие ещё будут существовать, чтобы камень мог разрушить все" (стр. 209).
Скорее здесь "указание на преемственность четырёх царств" [Л.10; Л.15], "сменявших одно другое" [Л.5], вплоть до последнего, олицетворяющего предыдущие великие соединения разных стран и народов. Всех их объединяет в архетип истукана ОДНА форма правления, человеческая: вождь, царь, император, президент.
Конец великих земных империй известен, упадок да крушение. Вслед за уничтожением последней общественно-политической формации Вседержитель установит Своё несокрушимое владычество (2:44). Он Сам управляет народами (7:14; Мих.4:1-3, Соф.3:9, Отк.11:15), согласно пророчества Зехарйа.
"И (В это время) Господь будет Царём над всею землёю (над всем миром) ... Он возвестит мир народам, и владычество Его будет (Он будет править) от моря и до моря и от реки (Ефрата) до концов (краёв) земли" (Зах.14:9, 9:10, б; в скобках, текст из [Л.13]).
Господь правит новым мироустройством через избранный ам Йисраэль. Служащий Ему в качестве священников, левитов, судей, евангелистов, учителей, советников [Л.24]. Служителей достойных, богобоязненных, неподкупных, способных (Исх.18:21).
Никакая другая нация больше не управляет странами. В таком смысле надобно понимать слова нави, "царство это не будет передано другому народу" (2:44; "никакому другому народу оно не достанется", пер. Л.26]).
Что же хотел сказать пророк? сообщая, "оно сокрушит все прежние царства и приведёт их к концу" (ст.44, пер. [Л.13]). Ответ, теократия сокрушит человеческие системы управления во всех странах, их заменит правление Иеhошуа ха Машиах. "Ибо от Сиона выйдет закон ("провозглашено будет наставление Его" Л.26]), и слово Господне - из Иерусалима" (Ис.2:3, в).
9. Вещий сон (2:45)
Одни богословы полагают, откровение сбылось когда Иисус Христос первый раз пришёл на землю в годы римского владычества. Другие, уверены в нравственно-духовном характере пророчества, сбывшегося в лице христианской Церкви. Третьи, относят его исполнение к будущему (смотрите обзор гипотез в [Л.5, стр. 352; Л.10, стр. 1129, 1130]).
Первое мнение противоречит контексту, поскольку Римская империя не разрушилась с появлением Христа, а просуществовала ещё более 400 лет. Даниил (7:13, 14) и другие ветхозаветные провидцы относят наступление теократического царства к пришествию Мессии в силе и славе.
Нет оснований и придавать словам пророка (2:31-44) исключительно нравственно-духовный смысл, пренебрегая буквальным точным объяснением будущих перипетий.
"Поэтому ты видел, как от горы сам собой, без помощи рук человеческих, откололся (отторгнут был) камень и разбил (раздробил) железо, медь, глину, серебро и золото. Так Великий Бог показал (дал знать) царю будущее. Сон правдив (верен), и толкование верно (точно)" (2:45, пер. [Л.16]; в скобках, Синод. пер.).
Таинственное сновидение вавилонского монарха, показанное да раскрытое Богом небес (2:28), не исполнилось. "Завершение Божиего плана в отношении народов произойдёт в период великой скорби" [Л.5, стр. 343].
Несомненно. "Тогда будет такое бедственное время ("время скорби", пер. [Л.26]), какого не было с тех пор, как появились народы" (12:1, б; пер. [Л.11]).
Потому что наводящий страх эбен, сам собой отторгнутый от мировой космической горы, раздробит последнюю цивилизацию, управляемую людьми [Л.18]. Превратит в прах все города, сильный ветер не оставит даже следов их (2:35).
Из стиха 2:47 видно, Навуходоносор II ПОНЯЛ тайну своего загадочного сна. Такое невозможно, если камень есть символ Христа, Его царства или антихриста, если образы видения языческого деспота носят новозаветный нравственно-духовный характер.
ЛИТЕРАТУРА
1. Большой библейский словарь.- СПб.: Библия для всех, 2005.- 1 503 с.
2. Учебная Библия с комментариями Джона Мак-Артура.- Минск: Славянское Евангельское общество, 2004.- 2 201 с.
3. Ринекер Ф., Майер Г. Библейская энциклопедия Брокгауза.- Кременчуг: Християнська зоря, 1999.- 1088 с.
4. Библейский справочник Геллея.- СПб.: Библия для всех, 2002.- 787 с.
5. Толкование Ветхозаветных книг. От Книги Исаии по Книгу Малахии.- Ашфорд: Славянское миссионерское издательство, 1966.- 602 с.
6. Библейский культурно-исторический комментарий. Часть 1. Ветхий Завет.- СПб.: Мирт, 2003.- 984с.
7. Даума Йохем. Дорогами Ветхого Завета. Т.4. Большие пророки.- Черкассы: Коллоквиум, 2012.- 280с.
8. Новый Библейский комментарий в 3 ч. Ч.2. Ветхий завет. Псалтирь - Книга Пророка Малахии.- СПб.: Мирт, 2000.- 571 с.1416.
9. Евангельский словарь Библейского богословия.- СПб.: Библия для всех, 2000.- 1 232 с.
10. Новая Женевская учебная Библия.- Hanssler-Verlag, 1998.- 2 052 с.
11. Библия. Новый перевод на русский язык.- United Kingdom, Carlisle: Biblica Europe, 2011.- 1 185 с.
12. Щедровицкий Д.В. Пророчества Книги Даниила.- М.: Теревинф, 2003.- 278 с.
13. Библия. Современный перевод Библейских текстов.- М.: World Bible Translation Center, 2002.- 1150с.
14. Уоррен Уирсби. Комментарий на Ветхий Завет. В 2-х т. Том II. Ездра - Малахия.- СПб.: Библия для всех, 2011.- 1 111 с.
15. Хэдинг Джон. Книга пророка Даниила.- Ровно: Живое слово, 2006.- 204 с.
16. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета, канонические. Современный русский перевод.- М.: Российское библейское общество, 2011.- 1 408 с.
17. Уоллес Рональд. Книга пророка Даниила.- СПб.: Мирт, 2005.- 187 с.
18. Статья №2 "Гог из земли Магог: конец мира сего".
19. Дудник А.В. Толкование на книгу Откровение Иоанна Богослова.- Харцызск: Свет, 2012.- 975 с.
20. Словарь библейских образов.- СПб.: Библия для всех, 2016, 1 423 с.
21. Кетувим.- Йерушалаим: Мосад арав Кук, 1978.- 394 с.
22. Мифы народов мира. Энциклопедия. Том 1.- М.: Советская энциклопедия, 1980.- 672 с.
23. Мифы народов мира. Энциклопедия. Том 2.- М.: Советская энциклопедия, 1980.- 720 с.
24. Статья "7. Комментарии к Книге пророка Исаии. Будущность Ам Йисраэль (2:1-4, 4:1-6, 61:5-8)".
25. Эдлин Дж. Книга Даниила.- СПб.: Библия для всех, 2014.- 394 с.
26. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета в современном русском переводе.- М.: Издательство ББИ, 2015.- 1856 с.
27. Славянский библейский комментарий.- Киев: ЕААА, Книгоноша, 2016.- 1840 с.
28. Введение в Ветхий Завет. Под ред. Эриха Ценгера.- М.: ББИ св. апостола Андрея, 2008.- 802 с.
29. Макдональд У. Библейские комментарии для христиан. Ветхий Завет.- Bielefeld: CLV, 2009.- 1142с.
30. Сарфати Дж. Д. Хроника начала.- Киев: Книгоноша, 2018.- 864 с.