Комментарии к Книге пророка Малахии. Ст. 3:1-3; 4:1-6 - Пришествие Господа

"Вот ... внезапно придёт в храм Свой Господь, Которого вы
ищете, и Ангел завета, Которого вы желаете; вот, Он идёт,
говорит Господь Саваоф"
(Мал. 3:1)

1. Вступление

     Последним ветхозаветным пророком, оставившим собрание своих речей, является Малахия. В евр. транскрипции "Малахи" означает "Мой посланник" или "Мой вестник". О его происхождении, жизни и смерти ничего не известно [Л.1-9].
     Более того, некоторые богословы сомневаются в том, что слово "Малахия" в надписании (Мал.1:1) это собственное имя, считая его просто указанием на миссию пророка [Л.9]. Другие авторы отстаивают версию "собственного имени" [Л.2-4, 6, 7] или склоняются к ней [Л.5, 8].
     Предшественники пророка, Аггей и Захария, возвещали весть Господа иудеям, вернувшимся в 536-538 годах до Р.Х. из вавилонского плена в количестве около 50 тысяч человек [Л.1, 4], построившим второй иерусалимский храм к 515 году. Малахия пророчествовал после указанных событий [Л.2, 3], в период с 480 г. по 450 г. [Л.8, 9].
     Во время вавилонского плена слово Йахвэ возвещали своему народу Иеремия, Иезекииль, Даниил. Перед пленением, с 605 по 722 г.г., пророчествовали Софония, Иеремия, Наум, Аввакум, Авдий. До ассирийского плена (до 722 г.) выступали Иоиль, Амос, Михей, Осия, Исаия.
     Время написания книги. В точности неизвестно. По-видимому  во второй половине V века до Р.Х. [Л.4], между 450 и 430 годами [Л.7], сразу после 433 г. [Л.5].
     Композиция ст. 3:1-3, 4:1-6. Автор работы [Л.9] отмечает. "У Малахии нет полного представления о последовательности событий последнего времени ..." (стр. 180, 181). Поэтому их можно изложить в следующем хронологическом порядке.
           1. Призыв повиноваться Богу (4:4).
           2. Обещание пришествия пророка Илии  (4:5, 6).
           3. День Господень (Йом Адонай):
                а) гибель нечестивых в огне и очищение священников (4:1, 3:2, 3);
                б) пришествие Ангела завета в храм (3:1);
                в) мессианское царство (4:2, 3).           
    Главная тема. Внезапное появление Ангела завета в иерусалимском храме по окончании великого и страшного Дня Господня.
    Цель написания. Призвать свой непокорный народ повиноваться Богу, соблюдая Тору, правила да уставы Его, в преддверии дня, пылающего словно печь.
    Содержание. Малахия напоминает слушателям о законе Моисея (4:4). Постоянные нарушения данного соглашения с Йахвэ приведут к наказанию в Йом Адонай (4:5). Перед его наступлением Благословенный пошлёт пророка Илию  для примирения отцов с детьми (4:6).
     Грядущий день спалит всех нечестивых будто солому (4:1). Никто не сможет выдержать тот День (3:2), плавящий людей будто металл, очищая их от примесей словно переплавкой серебристого свинца (3:3).
     Затем в третий иерусалимский храм внезапно придёт Господь (3:1) для заключения нового завета с народом, забывшим закон Моисея (4:4). Тогда над Храмом взойдёт Солнце правды (4:2) для исцеления остатка, попирающего пепел нечестивых (4:3).
    Проблемы толкования. К какому времени следует отнести пророчества в 3:1-3 и 4:1-6, изложены ли они в хронологической последовательности. О каких персонажах речь в 3:1, исполнилось пророчество стиха  4:5 или нет.

2. Пришествие Господа (3:1)

     В предыдущих комментариях на книги малых пророков неоднократно говорилось о посещении Адонай Цеваот земли (Аввакум. Глава 3 - Богоявление; Наум. Глава 1 - Гнев Господень), эсхатологическом Дне Господа (Иоиль. Нашествие саранчи; Софония. День Господень), Его суде над народами (Амос. Глава 8 - Время суда; Осия.  Судьба Израиля), строительстве третьего иерусалимского храма (Аггей. Последний храм).
     Все перечисленные события, в той или иной мере, нашли отражение в пророчествах последнего ветхозаветного нави Малахи (3:1 - 4:6). В Масоретском тексте они объединены в ОДНУ главу [Л.10]. Устами провидца, Йахвэ Элохим сообщает следующее.

    "Вот, Я посылаю Ангела ("вестника") Моего, и он приготовит путь предо Мною, и внезапно придёт в храм Свой Господь, Которого вы ищете, и (Посланец завета) Ангел ("Вестник") завета, Которого вы желаете (жаждете); вот, Он идёт (придёт), говорит Господь Саваоф (Всемогущий)" (3:1; в скобках: текст из [Л.11], в кавычках - из [Л.12]).

     Толкование данного загадочного стиха, в т.ч. определение его персонажей, зависит от времени, к которому можно отнести его исполнение. Если к началу новозаветной эпохи, тогда это пророчество о служении Иоанна Крестителя [Л.5, 7, 13] - Ангела, точнее "вестника" Господа (ст.3:1, а). О нём говорил слушателям Иисус (Мт.11:7-10, Лк.7:27, Мк.1:2).
    Адонай пошлёт также Ангела завета, Он придёт в иерусалимский храм (3:1, б). "Тут, несомненно, откровение о пришествии Сына Божиего Иисуса Христа ..." [Л.7, стр. 597].
     Другие комментаторы считают, вестником был сам Малахия или пророк Илия, а Ангел завета - вестник либо представляющий Яхве, либо являющийся самим Яхве [Л.3, 9]. "Ясно, что традиционная мессианская фигура из дома Давида здесь отсутствует; вместо неё можно видеть только прямое вмешательство Самого Господа" [Л.9, стр. 177].
     Последняя версия лучше соответствует контексту (3:2, 3; 4:1, 5), чем первая. Однако она не учитывает явного различия между посылаемым Ангелом завета, такой титул в Библии больше не встречается, и Господом Саваофом (Адонай Цеваот), посылающим Вестника. Имеющего Божественные (!) полномочия для суда, наказания, заключения завета (3:1-3). В Его лице, "внезапно придёт в храм Свой Господь" (3:1, б).

3. Спрессованное время

      Третья группа богословов, например [Л.1, 2, 4], примиряет предыдущие точки зрения, разделяя ст.1 на два пророчества (периода). "Первое пророчество Малахии (т.е. 1а) касается первого пришествия нашего Господа в благодати и милости, а это второе пророчество (т.е. 1б) говорит о Его втором пришествии, для суда ..." [Л.1, стр. 1094].
     В таком случае мы имеем дело с "прогрессирующим исполнением пророчеств" [Л.14, стр. 14] или "спрессованным временем" [Л.7, стр. 178, 429]. Когда разделённые длительным промежутком времени события воспринимаются провидцем словно ОДНО [Л.15].
     "Исполнение этого пророчества (т.е. 3:1), предварённое Первым Пришествием Христа, во всей полноте совершится при Его Втором Пришествии" [Л.4, стр. 1348].
     Логично. Но если обещание в ст.1 завершится Вторым пришествием нашего Господа в "храм Свой", тогда к указанному историческому событию нужно построить (третий) Бейт Адонай (рис.1).
     Несмотря на то, что многие христиане не видят смысла в его строительстве, полагая, Церковь является храмом Бога живого.
    Тем не менее, ветхозаветные пророки утверждают, Бейт а-Микдаш (Храм) будет восстановлен в последние дни (Мих.4:1, Иер.30:18, Иез.37:26).
     Воссоздан после того, как произойдёт "великое разрушение на холмах" (Соф.1:10), Елеонская  гряда разделится пополам (Зах.14:4), город Иерусалим распадётся на 3-и части (Отк.16:19), а гористая Иудея превратится в равнину (Зах.14:10).
     После чего восстановленный иерусалимский храм, измерить конторый было велено Иоанну (Отк.11:1, 2), станет местом обитания Господа. Он поселится в Доме молитвы для всех народов (Зах.2:10-12, 8:3, 14:9; Иоил.3:17; Соф.3:15; Ис.56:7; Иез.37:27, 28, 43:7). Как обещано Иисусом Христом "когда весь мир обновится",- после катастрофических событий Великой скорби,- "Сын Человеческий сядет на престоле Своей славы" (Мт.19:28, пер. [Л.12]).
     Его слава войдёт в Бейт Элохим через восточные ворота в ограждающей территорию стене, она "наполнит весь храм" (Иез.43:1-5), сияет над всем городом (Ис.60:1-3), ночью и днём (ст.19).
    Иисус Христос заключит "новый завет" с покаявшимся израильским народом, ранее отвергавшим Его (Иер.31:31-34, Иез.37:26, Ис.61:8). Очевидно по данной причине нави Малахи называет Иеhошуа ха Машиах "Ангел завета" (3:1, б). Но что же произойдёт ДО Его возвращения в иерусалимский храм?

4. Богоявление (3:2)

     Перед пришествием Господа в храм (3:1) состоится таинственное Богоявление миру, сопровождаемое катастрофическими событиями в природе [Л.16].
     Например, через нави Хаггая, Адонай Цеваот обещает. "Я потрясу небо и землю, море и сушу, И потрясу все народы ..." (Агг.2:6, 7). Только потом Бейт а-Микдаш наполнится славой Его (ст.7, б).
     Также в других ветхозаветных пророчествах видим: сначала  орудия суда, великий и страшный Йом Адонай, гибель жителей земли (Соф. гл.1, 2; Иоил.2:1-11; Ис.13:6-13, 24:1-22). Затем спасение остатка (Соф.3:9-13, Иоил.3:23-27), воцарение Господа на земле (Соф.3:15-17, Иоил.3:17, Зах.14:9, Ис.24:23), которая по праву принадлежит Ему (Иез.21:27).
     В Новом Завете, Иисус указывает на такую же последовательность  указанных событий. Дни скорби и астрономических знамений на небе, плач всех народов, смерть людей; потом паруссия (Мт.24:21, 22, 29, 30; Лк.21:11, 25-27).
     Тайновидец Малахи говорит о том же, однако излагает оба события последних дней в обратном хронологическом порядке. А именно, пришествие Господа в храм (3:1), Богоявление миру (ст.2), о чём он говорит в следующих терминах.

    "И кто выдержит день пришествия Его, и кто устоит, когда Он явится? Ибо Он - как огонь расплавляющий (словно огонь плавильной печи) и как щелок (словно щёлочь) очищающий" (3:2; в скобках, текст из [Л.17]).

     Богоявление  вызовет каскад катастроф мирового масштаба: ураганный ветер, мощное землетрясение, всепожирающий огонь (Авв.3:3-11, Агг.2:6, Наум.1:3-6). Теофанию следует отличать от собственно пришествия Господа (Мал.3:1, 4:2; Иез.43:4, 5; Лк.21:27). О ней написано так.
    "И вот, Господь пройдёт, и большой и сильный ветер, раздирающий горы и сокрушающий скалы пред Господом; но не в ветре Господь. После ветра землетрясение; но не в землетрясении Господь. После землетрясения огонь; но не в огне Господь. После огня веяние тихого ветра" (3Цар.19:11, 12).   
     Что же имеет в виду Малахи в ст.2? Авторы толкования [Л.7] пишут. "В образах "огня расплавляющего" и "щелока очищающего" выражена непреодолимая сила духовного очищения, которому Бог подвергнет народ Свой" (стр. 597).
     Данного мнения придерживаются другие комментаторы, например [Л.1, 2, 4, 9]. Однако такое однобокое толкование 3:2 противоречит как контексту (4:1), так тексту самого стиха,- устрашающему вопросу в его начале.
     Подобное обращение, не требующее ответа, содержится в Книге пророка Йоэйла "ибо велик день Господень и весьма страшен; и кто выдержит его?" (Иоил.2:11, б). Нави описывает ужасающее нашествие небесного воинства Эль Шаддай (2:1-10), от него нет спасения никому (ст.3).
     Псалмопевец Асаф риторически спрашивает: "кто устоит пред лицем Твоим во время гнева Твоего?" (Пс.75:8, б).
     Иоханан, передавая видения земных и космических катаклизмов (Отк.6:12-14), бегства людей всех сословий в пещеры да ущелья гор (ст.15), задаёт тот же вопрос. "Ибо пришёл великий день гнева Его, и кто может устоять?" (ст.17).
     Иоанн Креститель утверждает (Мт.3:10-12), Господь будет крестить людей не только Духом Святым (в первое пришествие), но и огнём (ст.12, 13:38-42) во второе. Следовательно в Мал.3:2 говорится не только о духовном очищении еврейского народа [Л.7] в Йом Адонай. Тогда о чём?

5. Огонь расплавляющий (4:1)

     Ответ на поставленный вопрос содержится в самой книге Малахии (4:1), в Масоре это ст.19, той же 3-й главы.
     
    "Ибо вот, придёт день (Приходит время суда), пылающий как (раскалённая) печь; тогда все надменные ("дерзкие") и поступающие нечестиво ("все злодеи") будут (гореть) как солома, и попалит их грядущий день, говорит Господь Саваоф (В те дни будут они, как горящий в огне куст), так что не оставит у них ни корня ни ветвей" (4:1; в скобках: текст из [Л.11], в кавычках - из [Л.17]).

    Здесь речь не о духовной гибели людей, так считают авторы [Л.7], но физической. Она придёт в День Господень (4:5), великий и страшный [Л.18], ибо написано. "Всё истреблю с лица земли ... истреблю людей с лица земли, говорит Господь" (Соф.1:2, 3; Ис.24:1-6, Отк.6:8, 8:7-11, 9:18).
    Орудием истребления послужит чудовищный огонь (Иоил.2:3, Ис.66:16, 2Пет.3:6, 7), его зажжёт Сам Йахвэ Элохим (Иез.20:46-48). Огонь настолько сильный, что уничтожит всё на земле, от юга до севера (ст.47).  Расплавит всё на своём пути (рис.2), каксловно металлы в плавильной печи (22:22).
     Причиной не бывало сильного огня от Господа явятся массивные небесные тела, их падение на Землю видел Иоханан (Отк.8:7-10, 9:1, 2).
     Мгновенно возникнет огненный шар с температурой в центре не менее 1 000 000 °С, расширяющийся во все стороны со сверхзвуковой скоростью [Л.19].
     В зоне мощного импакта вещество не только дробится, но даже испаряется и плавится. Оттого Малахия называет такое явление "огонь расплавляющий" (ст.3:2).
     Понятно, в огне высокотемпературной ударной волны погибнет всё летающее, плавающее, ползающее, бегающее (Соф.1:2, 3, Иоил.2:3).
   "Люди будут гореть, пока их кости не превратятся в известь, люди сгорят быстро, словно кусты и колючки" (Ис.33:12, пер. [Л.11]; Синод. пер.  "И будут народы, как горящая известь, как срубленный терновник, будут сожжены в огне"). Даже камни распадутся, подобно раздробленному известняку (27:9).
    Все надменные, дерзкие, поступающие нечестиво, злодеи да преступники мгновенно сгорятточно сухая солома (Мал.4:1, б). Их кости будто известняк при обжиге превратятся в известь, провидит нави Йешайа,  не останется от нечестивых ни родственников ни потомков (Ис.24:6; Мал.4:1, в).
    "Грандиозные события последнего суда, которым завершится человеческая история, являются главной темой всех пророческих книг" [Л.7, стр. 602]. В том числе книги Малахии (3:1-3; 4:1-6).

6. Щёлок очищающий (3:2, 3)

     Пророк сравнивает Богоявление не только  с огнём, но также со щёлоком (3:2). В древние времена "Щелок использовался для стирки белья и очищения от загрязнения других предметов. Его получали из золы растения, произрастающего в Вавилонии, но не в Сирии-Палестине" [Л.20, стр. 943].
     В таком случае, откуда в Палестине повсеместно возьмётся щёлочь? едкое химическое соединение, водным раствором которой (щёлок) Эль Шаддай собирается очистить Свой народ (3:3; Ис. 1:25).
    Зола от растений возникнет по причине крупномасштабных пожаров по всей земле (Иоил.2:3, Соф.3:8, Наум.1:6, Отк.8:7). В Израиль её занесёт движение возмущённых воздушных масс в атмосфере. Растворяясь в воде, древесная зола образует щёлок, т.е. раствор карбонатов калия и натрия, обладающих сильной щелочной реакцией. Такой раствор провидец называет "щелок очищающий" (3:2, б).
     Все народы земли нуждаются также в духовном очищении. В том числе Йисраэль, отвернувшийся от Бога. Оттого будет "суд у Господа с жителями сей земли, потому что нет ни истины, ни милосердия, ни Богопознания на земле" (Ос.4:1).
    Пророк Ошэйа обвиняет в нарушении завета с Яхве всех израильтян (4:1, 2.). Другие нави основную часть вины за удручающе низкое духовное состояние народа возлагают на его элиту, в частности на священников (Соф.3:1-4, Мих.3:1-11, Иез.22:26, Ис.28:7).
    Тоже самое делает Малахия, пророчествуя о проклятии Йахвэ Элохим на семя священников (Мал.2:1-9). "Из-за вас Я накажу ваших потомков. Я забросаю ваши лица навозом ("калом" [Л.17], "помёт" - Синод пер.) ..." (2:3, пер. [Л.12])
     Следами навоза (помёта) на лицах потомков нави называет, очевидно, последствия наказания - "гнойные нарывы" (Исх.9:9, пер. [Л.12, 17]; Втор.28:59-61, Ис.1:6). Адонай в день Свой запачкает лица священников, но и очистит души их.

   "Он сядет подобно плавильщику, очищающему серебро, очистит левитов и переплавит их, как золото и серебро. Тогда у Господа будут люди, которые станут приносить дары в праведности" (Мал.3:3, пер. [Л.12]).

    Малахия имеет в виду определение пробы серебра методом купеляции. Окислительного плавления серебристого свинца с целью выделения из него благородного металла.  "Этот процесс включает нагревание образца серебра с большим количеством свинца для удаления различных примесей" [Л.20, стр. 943].
    В День Господень, "пылающий как печь" (4:1, а), две трети израильского народа истребятся вымрут, так утверждает пророк Зехарйа (Зах.13:8). А треть, вместе со свинцовыми грехами их, подвергнется "купеляции", обещает Всемогущий.
    "И введу эту третью часть в огонь, и расплавлю их, как плавят серебро, и очищу их, как очищают золото ..." (13:9, а).
    Тогда лишённые примесей левиты, а также все переплавленные да очищенные народы на земле начнут приходить в иерусалимский храм на поклонение и служение Господу (14:16). Принесут дары Ему в праведности (Мал.3:3, б), "они будут призывать имя Моё, и Я услышу их и скажу: это Мой народ, и они скажут: "Господь - Бог мой!" (Зах.13:9, б).

7. Солнце спасения (4:2)

     Когда мир очистится от греха огнём (4:1), тогда в Свой храм придёт Господь (3:1). Его слава наполнит Бейт Элохим (Иез.43:1-5), освещая весь Йерушалаим словно Солнце (Ис.60:1-3), провидит Малахи.

   "А для вас, благоговеющие (боящиеся) пред именем Моим, взойдёт (засияет) Солнце правды (спасения) и исцеление в лучах (крыльях) Его, и вы выйдете ("будете свободны и счастливы") и взыграете (умножитесь), как тельцы упитанные ("как освобождённые из стойла телята")" (4:2; в скобках: текст из [Л.10], в кавычках - из [Л.11]).

   Несмотря на некоторые расхождения в переводах [Л.10-12, 17], общий смысл стиха ясен. Для боящихся Господа, благоговеющих перед именем Его наступит чудесное время,  Сам Бог будет обитать среди них (рис.3).
    Одни толкователи считают, в стихе 2 содержится ссылка на Мессию, т.е. Иисуса Христа [Л.1, 4, 12], другие, - на день Господень в целом [Л.7]. Третьи, воспринимают слова пророка о Солнце правды точно символе справедливости [Л.2, 3, 20].
    "По всему древнему Ближнему Востоку боги солнца связывались со справедливостью ... В астральных религиях древнего Ближнего Востока солнце изображалось в виде крылатого диска" [Л.20, стр. 944], "возможно, этот образ Малахия заимствовал из представлений о крылатом солнечном диске, как символе божества ..." [Л.2, стр. 561].
     Однако приведенные чисто аллегорическое толкования ошибочны. На самом деле, пророк образно говорит о Иеhошуа ха Машиах (Ангел завета в 3:1). Только в Новом Завете о Его возвращении в силе и славе говорится 318 раз в 260 главах [Л.21, стр. 661].
    Для всех, испытывающих глубокое почтение к Нему, Иисус Христос является Солнцем правды, спасения, справедливости, светом миру. Многие народы придут в иерусалимский храм на поклонение Господу (Дан.7:14, Мих.4:1-3, Зах.14:16).
    Немощные получат не только физическое исцеление (Мал.4:2, Ис.19:22, Лк.5:17) от восходящего над ними сияния (Ис.60:3), словно от Солнца. Но также духовное очищение от греха (Зах.13:1), через познание Его (Ос.6:1-3).
    Продолжая описание мессианского царства, Малахи образно говорит о свободных счастливых его жителях, "вы выйдете  и взыграете, как тельцы упитанные" (4:2, 6; Соф.3:15-20, Мал. 4:3-7, 5:4, Иоил.3:18).
   "Тельцы, долгое время находившиеся в стойле, будучи выпущены на волю и увидев свет солнца, прыгают от избытка радости. Это картина радостной, энергичной и беззаботной жизни" [Л.4, стр. 1350].

8. Судьба праведников и нечестивых (4:3, 4)

    Обращаясь к Своему неверному народу через нави Малахию, Адонай Элохим обещает. Наступит временя (День Господень), когда все снова увидят "различие между праведником и нечестивым, между служащим Богу и неслужащим Ему" (3:18).
    Судьба праведников, записанных в памятную книгу (3:16), а также участь поступающих нечестиво (ст.5) раскрывается в последующих стихах 4:1, 2 (в Масоре, 3:19, 20). Продолжается тема загадочно-непонятным ст.3.

   "И будете попирать (топтать) нечестивых (грешников), ибо они будут (станут) прахом (пеплом, "золой") под стопами (ступнями) ног ваших в тот день ("судные дни"), который Я соделаю (определяю), говорит Господь Саваоф" (4:3; в скобках: текст из [Л.10], в кавычках - из [Л.11]).

     Как понимать? Неужели в мессианском тысячелетнем царстве праведники попирают грешников (откуда они возьмутся после событий стиха 4:1?). Топчут ногами? так следует из перевода [Л.12]. "Вы растопчете злодеев. Они станут пылью у вас под ногами ...".
     Нет, конечно. После того как в Йом Адонай сгорят все дерзкие да злодеи (4:1), от них останется пепел [Л.10] и зола [Л.11]. По этому праху ходят боящиеся Бога (4:3), праведники, служащие Ему (3:18). Оттого провидец обращается к слушателям со следующими словами .

    "Помните (и подчиняйтесь) закон Моисея, раба (слуги) Моего, который Я заповедал (дал) ему на Хориве для всего Израиля, равно как и правила и уставы ("предписания Мои и повеления")" (4:4; в скобках: текст из [Л.11], в кавычках - из [Л.17]).

    Чтобы современников пророка, а также их "ветви и корни" не настигла участь нечестивых (4:1), Малахия призывает ВСЕ ветхозаветные поколения помнить закон, подчиняться ему.
     Закон, в оригинале Тора (рис.4), которую Йахвэ заповедал Моисею на Хорэйве, горной местности с главной вершиной Синай [Л.8].
    В новозаветное время верующие должны помнить и соблюдать заповеди Господа Иисуса Христа (Ин.14:15).
    Ибо в Нём исполнился закон для тех, кто живёт по Духу (Рим.8:1-4).

9. Служение пророка Илии (4:5, 6)

   Устами нави Йоэйла Адонай Цеваот обещает дать несколько небесных знамений, "прежде нежели наступит день Господень, великий и страшный" (Иоил.2:30, 31). Малахия же говорит о другом, о земном признаке.

    "Вот, Я пошлю к вам Илию пророка пред (перед) наступлением дня Господня (днём суда), великого и страшного" (4:5; в скобках, текст из [Л.11]).

     Во все времена ст. 5 привлекал особое внимание раввинов, христианских богословов, комментаторов, потому что как и стих 3:1 вызывал споры об их персонажах. Из приведенных двух стихов на роль вестника предлагались:  ангел, Малахия, Иоанн Креститель, Илия Фесвитянин, некий пророк, который придёт в духе и силе Илии.
     Сузить круг претендентов позволяет ответ на вопрос "исполнилось пророчество 4:5 или нет?". Автор работы [Л.1] пишет. "Так как "день Господень, великий и страшный", не состоялся в новозаветные времена, мы вынуждены полагать, что Иоанн Креститель не был обещанным Илией, хотя и нёс служение, подобное Илии. А следовательно, это пророчество ещё не исполнилось" (стр. 1099).
    Логично (Ин.1:21). Тогда в ст.5 говорится о появлении самого Илии [Л.1, 9]. Либо "грядущий пророк будет призван нести служение, подобное служению Илии" [Л.2; Л.4], в его духе да силе [Л.7].
    Можно предположить, вторым свидетелем Божьим из 11-й главы Откровения послужит провидец подобный Моисею. Имена двух великих пророков Элийяху и Мошэ упомянуты в последней главе последней книги Ветхого Завета. Именно они явились Иисусу Христу при Его преображении (Мт.17:1-3). В чём же конкретно выразится служение Илии перед наступлением Дня Господня? (Мал.4:5).

   "И он обратит (возвратит) сердца отцов к детям (сыновьям) и сердца детей (сыновей) к отцам их, чтобы Я пришед (дабы не пришёл Я и) не поразил земли (землю) проклятием (истреблением. Вот Я посылаю к вам Эйлийу-пророка перед наступлением дня Господня, великого и страшного)" (4:6; в скобках, текст из [Л.10]).

    Комментаторы ст.6 затрудняются дать ответ, говорит ли Малахи о семейном примирении [Л.9], либо примирении между прошлыми поколениями [Л.3, 7] или о всеобщем покаянии народа [Л.4]. Скорее всего, речь о примирении родителей и детей в еврейских семьях.
     Адонай Элохим желает, чтобы в последние дни Его пророк возвратил сердца отцов (иудеев) их сыновьям христианам (из организаций "Евреи за Иисуса", "Мессианские евреи", христианских собраний). Сердца же сыновей с любовью обратил к заблудившимся овцам Ам Йисраэль, для исцеления.
     Если же примирения не произойдёт, то явится Эль Шаддай в страшный и великий День Свой, поразит Эрец Йисраэль проклятием (4:6). Истребит всё дышащее, летающее, плавающее, ползающее, "истреблю людей с лица земли, говорит Господь" (Соф.1:2, 3, 10-18, 2:4-12, 3:6-8; Иоил.2:1-11; Ис.24:1-6, 17-20).
     Обещание Всемогущего обязательно исполнится. "Бог не человек - не солжёт; не как люди Он - не передумает. Неужели скажет Он и не сделает? Пообещает и не выполнит?" (Числ.23:19, пер. [Л.17]).


ЛИТЕРАТУРА

1. Уоррен Уирсби. Комментарий на Ветхий Завет. В 2-х т. Том II. Ездра - Малахия.- СПб.: Библия для всех, 2011.- 1 111 с.
2. Новый Библейский комментарий в 3 ч. Ч.2. Ветхий завет. Псалтирь - Книга Пророка Малахии.- СПб.: Мирт, 2000.- 571 с.
3. Даума Йохем. Дорогами Ветхого Завета. Т.5. Малые пророки.- Черкассы: Коллоквиум, 2012.- 355 с.
4. Учебная Библия с комментариями Джона Мак-Артура.- Минск: Славянское Евангельское общество, 2004.- 2 201 с.
5. Большой библейский словарь.- СПб.: Библия для всех, 2005.- 1 503 с.
6. Толковая Библия. Комментарий на все книги Святого Писания. Под ред. Лопухина А.П. Том 2.- Минск: Харвест, 2001.- 1 312 с.
7. Толкование Ветхозаветных книг. От книги Исаии по Книгу Малахии.- Ашфорд: Славянское миссионерское издательство, 1966.- 602 с.
8. Ринекер Ф., Майер Г. Библейская энциклопедия Брокгауза.- Кременчуг: Християнська зоря, 1999.- 1 088 с.
9. Хоуард Джеймс Гейли Дж. (Младший). Комментарии к книгам Ветхого Завета. Том 18.- Одесса: Всемирный союз баптистов, 1993.- 188 с.
10. Первые и последние пророки.- Йерушалаим: Мосад Арав КУК, 1975.- 1 002 с.
11. Библия. Современный перевод Библейских текстов.- М.: World Bible Translation Center, 2002.- 1 150с.
12. Библия. Новый Перевод на Русский Язык.- Herrljunga, Sweden:  Международное Библейское Общество, 2007.- 1 228с.
13. Деннет Э. Комментарии к книгам Захарии и Малахии.- Ровно: Живое слово, 2010.- 348 с.
14. Паш Р. Второе пришествие Иисуса Христа.- Gummersbach, Миссия Вестник мира, 1995.- 287 с.
15. Статья №1 "Признак и знамение  Второго пришествия Иисуса Христа".
16. Статья "3. Комментарии к книге пророка Аввакума. Глава 3 - Богоявление".
17. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета, канонические. Современный русский перевод.- М.: Российское библейское общество, 2011.- 1 408 с.
18. Статья "2. Комментарии к книге пророка Софонии. День Господень".
19. Статья №2 "Гог из земли Магог: конец мира сего".
20. Библейский культурно-исторический комментарий. Часть 1. Ветхий Завет.- СПб.: Мирт, 2003.- 984с.
21. Бойс Дж. Основы христианской веры.- Киев: Киевская Богословская Семинария, 2001.- 704 с.
День Господень