Комментарии к Книге пророка Иезекииля. Поражение армии Гога (39:1-13)

"Падёшь ты на горах Израилевых, ты и все полки твои, и
народы, которые с тобою; отдам тебя на съедение всякого
рода  хищным  птицам  и зверям полевым" 
(Иез.39:4)
 

1. Вступление

      Пророк Иезекииль подробно описал грядущее наказание Богом жителей Израиля (гл.38). Орудием гнева Его послужит крупное планетообразное тело Гог и несметное полчище его [Л.1].
     Наказание будет сопровождаться великим землетрясением (38:19). Из-за него обрушатся горы, рухнут скалы, все стены упадут на землю (ст.20, б). Кроме того, с неба прольются град камней, огонь, горящая сера, хлынет всепотопляющий дождь (ст.22, б).
    По окончании стихийных бедствий начнутся вооружённые столкновения уцелевших израильтян с оставшимися в живых воинственными представителями окрестных народов (Зах.12:2-9, 14:1-3; Иоил.3:2, 9-16; Мих.4:11-13; Авд.15, 16; Ис.29:1-7). Эту военную кампанию Иоханан  называет "Армагеддон" (Отк.16:16).
      Естественно, Йехэзкэйл не мог оставить без внимания такое важное историческое событие, посвятив ему ряд стихов.
     Композиция ст. 39:1-13. 1. Введение, указывающее на источник откровения (39:1).
          2. Изложение главной темы (Армагеддон):
              а) уничтожение Богом отрядов Гога (39:2-8);
              б) сжигание оружия (39:9, 10);
              в) захоронение трупов врагов (39:11-13).  
     Главная тема. Поражение вторгнувшихся на территорию Израиля полчищ гоговых, собранных из многих народов. Приведёт их и уничтожит Сам Господь.
     Цель написания. Предупредить о неминуемом наказании всех людей, замышляющих злое против Ам Йисраэль, касающихся "зеницы ока" Всемогущего.
     Содержание. Адонай Элохим поручает нави изречь пророчество (39:1), очевидно для верховного главнокомандующего по прозвищу "Гог". Ему и всем отрядам его, вторгнушимся на горы Израилевы, предсказывается гибель от руки Яхве Цеваот (39:2-5) в Его день (ст.6-8).
     После уничтожения полков Гога останется огромное количество оружия, его израильтяне будут жечь семь лет (39:9, 10). Хоронить же трупы врагов придётся целых семь месяцев (ст.11-13).
     Проблемы толкования. Когда именно погибнет армия Гога, какое оружие сожгут. Где конкретно окажется могила Гога да отрядов Его.

2. Пророчество для Гога (39:1, 2)

      Согласно библейских пророчеств,  во время Великой скорби (День Господень) произойдёт важное событие, а именно, последняя война соседних стран против Мединат Йисраэль [Л.2-4].
    Союзные войска возглавит авторитетный среди окрестных народов человек, очевидно, по прозвищу "Гог". Такое прозвище явится отголоском недавней катастрофы, вызванной астероидом Гог да полчищем его [Л.1]. К главному вождю нападающих предлагает обратится  Адонай пророку.

   "Ты же, сын человеческий, изреки пророчество на (против) Гога и скажи: так говорит (Владыка) Господь Бог: вот Я - на тебя (Я твой враг), Гог, князь Роша (точнее "верховный правитель"), Мешеха и Фувала!
     И поверну тебя и поведу (поволоку) тебя, и выведу тебя от краёв (окраин) севера и приведу (пошлю) тебя на горы Израилевы" (39:1, 2; в скобках, текст из [Л.5]).

     Когда это произойдёт? "Пожалуй, логичнее всего отнести битву под предводительством Гога, которая описана Иезекиилем, предваряющему начало великой скорби" [Л.6, стр. 314]).
    Однако существует иная версия событий, "описанное здесь, скорее всего, соответствует концу периода скорби и указывает на битву Армагеддон ..." [Л.7, стр. 1193]. Такое мнение имеет гораздо больше оснований чем первое, так как оно подтверждается  иными пророчествами Йехэзкэйла.
     Вначале День Господа (30:2-5), время Великой скорби для всех народов (ст.3), в том числе для Израиля (7:2-19, 21:2-5). О разрушительных последствиях этих дней нави пишет в 38:18-22. Только затем нашествие Гога (39:2), гибель его войска (ст.3-5).
     Такую точку зрения подтверждает эсхатологическое пророчество Йоэйла [Л.7]. Последняя война окрестных народов против Эрец Йисраэль (Иоил.3:2, 9-16) произойдёт не перед началом Великой скорби, а после стихийных бедствий Дня Господня (2:1-11).
     В этих бедствиях погибнет две трети израильтян, а треть очистится огнём как предсказывает пророк Зехарйа (Зах.13:8, 9). Потом соседние народы соберутся "на войну против Иерусалима" (14:1-3).

3. Уничтожение армии захватчиков (39:3, 4)

     Нави Захария и Исаия довольно подробно описывают будущие основные военные действия сражающихся сторон [Л.3, 4]. Иезекииль же об этом ничего не говорит, а сразу переходит к финалу - уничтожению Гога да его воинов Богом.

     (Я) выбью лук твой из левой руки твоей и выброшу (вырву) стрелы твои из правой руки твоей.
     Падёшь (будешь убит) ты на горах Израилевых, ты и все полки твои, и народы, которые с тобою (будут убиты все твои воины); (Я) отдам тебя на съедение всякого рода хищным (разным) птицам и зверям полевым (диким)" (39:3, 4; в скобках, текст из [Л.8]).

    Выбитый лук из левой руки, вырванные стрелы из правой не означают, что Гог будет сражаться таким допотопным оружием. Ведь "видения пророков ... перед их мысленным взором представали в картинах, категориях и понятиях их времени" [Л.6, стр. 316].
      Авторы перевода [Л.8] считают, Гога убьют; также "вместе с тобой будут убиты все твои воины".

    Да, в перестрелках с израильтянами, а также между соперничающими союзными отрядами (Зах.14:13), погибнет много нападающих (рис.1). Но далеко не всех пришедших с Гогом убьют.
     Многие умрут, поражённые ужасной болезнью; от неё сгниют глаза, язык, всё тело (14:12).
   Необычную болезнь вызовут: непригодный для дыхания отравленный воздух, наполненный пылью, некачественная питьевая вода, насыщенная кислотами, заражение людей болезнетворными микробами [Л.3].
    Уцелевших в стихийных бедствиях, вооружённых стычках, эпидемиях останется так мало, а трупов - так много, что всех невозможно быстро захоронить.
    Трупы воинов Гога достанутся "на съедение всякого рода хищным птицам и зверям полевым" (Иез.39:4, 17-20). В отличие от космического полчища гогова, оно погибнет в граде камней, огне, сере, всепотопляющем дожде [Л.1].

4. Гибель в открытом поле (39:5, 6)

    Сообщая слушателям весть Адоная о грядущем уничтожении отрядов Гога (39:3, 4), пророк даёт важное, но загадочное уточнение.

     "На открытом (В чистом) поле (ты) падёшь; ибо Я сказал это, говорит Господь Бог" (39:5; в скобках, текст из [Л.9]).

    Гог и его воины падут в открытом поле, но в ст.4 написано "Падёшь ты на горах Израилевых". Как понимать?
   "Исторически центром древнеизраильских царств стали горы, поднимающиеся от берега Средиземного моря до Иорданского ущелья" [Л.10, стр. 11]. "Соседним народам израильтяне представлялись горными племенами" (там же) из Нагорной страны.
    Указанные "горы Израилевы" (39:2) высотой до 1 000 метров существуют и сегодня. Однако "великое потрясение на земле Израилевой" (38:19, б) изменит геоморфологические особенности местности, её горный рельеф. Как предсказано.
    "Вся эта страна (земля) станет низменностью (равниной), от Гевы до Риммона ..." (Зах.14:10, пер. [Л.9]; в скобках, уточнения из [Л.5]). Оттого армия Гога поляжет на горах Йисраэля, ставших после землетрясения равниной; погибнет "На открытом поле" (Иез.39:5, а).
     Йехэзкэйл уже сообщал время, когда небесное воинство нападёт на Израиль (38:8, 14-16). Теперь он уточняет вид нападения, а также Кем оно направляется.
    
     "И пошлю огонь на Магог и на безопасно обитающих на островах. И узнают, что Я - Господь" (39:6, Масоретский текст [Л.11]).

     "В Иез.39:6 Магог - это думается, название народа. Так как еврейская приставка ma может обозначать "место", то Магог просто может переводиться как "земля Гога" [Л.12].
     Скорее как место на далёком севере, от него начнётся и дальними островами закончится вторжение полчища гогова с огнём, серой, градом камней, всепотопляющим дождём (38:22). После такой глобальной катастрофы все люди "узнают, что Я - Господь", передаёт слова Адоная пророк (39:6).

5. День Господень (39:7, 8)

     Творец всего сущего познаётся через Его дела как в жизни отдельного человека, так всех жителей земли. В последнем случае познает истинного Бога не только Его мятежный дом, но все народы.

    "И станет имя Моё святое известным (явлю) всем людям Израиля. Я не позволю больше его унижать (бесславить, "осквернять"), и народы узнают, что Я - Господь, Святой ("свят среди") Израиля" (39:7, пер. [Л.8]; в скобках, Синод пер., в кавычках - [Л.11]).

     Наконец-то, с появлением Господа весь Ам Йисраэль (38:23, 43:4-7) признает Его святость да свою греховность. Впредь перестанет бесславить "святого имени" (39:7, б), как это было с дней древних (36:20-23) до сего дня.
      По окончании периода Великой скорби Иеhошуа ха Машиах бен Давид "будет князем у них вечно" (37:25).   
    Он поставит среди уцелевшего остатка жилище Своё (рис.2), заключит с ним "завет мира" (ст.26). Сам (!) станет пасти его (34:10-15, 23-26).
     Тогда "узнают народы, что Я - Господь, Святый в Израиле" (39:7, в), "когда святилище Моё будет среди них во веки" (37:28, б).
     Эта благая весть настолько важна для грядущих поколений, что повторяя её в двух стихах подряд, пророк уверяет.

   "Вот, это придёт и сбудется (непременно настанет), говорит (возвещает) Господь Бог, это - тот день, о котором Я сказал (говорил)" (39:8; в скобках, текст из [Л.5]).

    Словосочетание "придёт и сбудется" означает "Уверение в непреложности предсказания ввиду его особой важности и видимой невероятности" [Л.13]. Видимая "невероятность" пророчества обусловлена неверием как слушателей нави, так  людей, живущих в последние дни.
    Оттого Йахвэ Элохим настаивает "это - тот день", День Господень, "о котором Я сказал (говорил)" (ст.8, б). Неоднократно возвещал через Своих пророков (30:3; Ис.2:10-22, 13:5-13, 34:1-9; Иер.4:6-29, 30:5-9; Иоил.2:1-11, 30-32, 3:14-17; Соф.1:2-15, 3:9; Авв.3:3-12).
     Так говорит Господь (Иез.39:6-8). А "Бог - не человек, чтобы лгать, и не смертный, чтобы передумывать. Неужели скажет Он и не сделает, пообещает и не исполнит?" (Числ.23:19, пер. [Л.5]).

6. Сжигание оружия (39:9, 10)

      Йом Адонай непременно наступит, "уже слышен голос дня Господня" (Соф.1:14, б), "година народов наступает" (Иез.30:3, б). Что же произойдёт после излияния гнева Его, а также по окончании Армагеддонской военной кампании?

    "Тогда (В то время) жители городов Израилевых (пойдут в поля) выйдут ("собирать брошенное оружие, чтобы отправить его на топливо") и разведут огонь и будут сожигать оружие, щиты и латы, луки и стрелы, и булавы ("палицы") и копья; семь лет будут жечь их" (39:9; в скобках: текст из [Л.8], в кавычках - из [Л.5]).

   "Среди перечисленного здесь древнего оружия - большие и малые щиты (в Синод. пер., "латы"), луки и стрелы, дубинки и копья. Это не современное оружие, но Иезекииль использовал язык, понятный людям" [Л.14].
    По-видимому, с таким мнением следует согласиться. Вряд ли армия Гога поголовно будет вооружена копьями, дубинками, луками и щитами. Но скорее всего лёгким стрелковым оружием, а также плавучими средствами из дерева.

   Ведь тяжёлое вооружение окажется поврежденным в результате стихийных бедствий. Боеспособные же танки, самоходные артиллерийские установки, автомашины, бронетранспортёры не смогут попасть в Эрец Йисраэль.
   По причине разрушенных великим землетрясением (39:19) дорог (рис.3), мостов, аэродромов, залитых водой после многодневных дождей [Л.4].
     Долина Йизреэл, а также прибрежная равнина севернее горы Кармил превратятся в непроходимые болота.
    На протяжении семи лет (39:9) уцелевшие израильтяне станут использовать захваченное оружие как топливо.

    "Они не будут собирать дрова в полях и рубить деревья в лесу,- оружие врага им будет дровами. И ещё заберут они дорогие вещи воинов, которые хотели их ограбить, они ограбят своих грабителей, сказал Господь Всемогущий" (39:10, пер. [Л.8]).

7. Место для могилы (39:11)

     В те дни, евреи "не будут носить дров с поля, ни рубить из лесов" (39:10, а), так как деревья сгорят в огне (38:22, 39:6; Иоил.1:19, 2:3; Ис.29:6, 34:9).
     Исчезнет доступ к другим более современным источникам энергии из-за разрушения землетрясением городов, в том числе их инфраструктуры и коммуникаций.  В качестве топлива останется оружие. Его сожгут не за ненадобностью, как считается в [Л.6, 13, 14], а чтобы согреться в наступившие чрезвычайно холодные зимы [Л.15].     
     Нави Иезекииль предсказывает Гогу и его полкам гибель после вторжения в Израиль (39:3-5). Более того, он должен призвать на жертвенный пир разных птиц, диких животных (ст.17-20). Неужели трупы побеждённых врагов останутся не погребёнными? Нет, отвечает Господь.

    "И будет в тот день: (Я) дам Гогу место для могилы (там) в Израиле, долину прохожих (проходящих) на восток от моря, и она будет задерживать прохожих (преградой (станет) она для проходящих); и похоронят там Гога и всё полчище (множество) его, и будут называть её долиною полчища Гогова (Гэй-амон-Гог)" (39:11; в скобках, текст из [Л.11]).

    "Долина под названием "прохожих на восток от моря" неизвестна [Л.6], "не поддаётся точной идентификации" [Л.16]. Большинство богословов, например [Л.6, 13, 14, 17], считает местом массового захоронения долину (Аварим) к востоку от Мёртвого моря.
      Однако долина Аварим, буквально "По ту сторону", принадлежала Моаву, а не Израилю [Л.18]. Кроме того, отряды Гога падут в Эрец Йисраэль (39:2-4), т.е. на западной стороне от Мёртвого моря. Маловероятно, что трупы станут переносить на территорию к востоку от него.
     Нет. Их захоронят там, где воины погибнут [Л.2]. Как правильно пишет автор комментариев [Л.19]. "Израильтяне будут хоронить тела, идя на восток от Средиземного Моря к долине Изреель" (стр. 1193).
    Она расположена на великом приморском пути, где проходила главная торгово-военная дорога между Египтом и странами Междуречья [Л.10, 18]. Долина Йизреэл, превратившаяся в непроходимое болото, окажется преградой для идущих "на восток от моря" (39:11, б).

8. Знаменитый день (39:12, 13)

     Решающее сражение между Израилем и отрядами Гога произойдёт в гористой местности у современного посёлка Мегиддо [Л.2].
     Йехэзкэйл называет это место "горы Израилевы" (39:2), а Иоханан (Отк.16:16) - "Армагеддон", означающее "гора (или горы) Мегиддо" [Л.18]. Логично предположить, закапывать в землю трупы станут поблизости, а именно в долине Мегиддо (Гэй-амон-Гог).

     "И дом Израилев семь месяцев будет хоронить их, чтобы очистить землю" (39:12).

     Цель погребений ясна, но почему на протяжении столь длительного времени? целых 7 месяцев!
     Во-первых, трупов очень много (39:11; Зах.12:9, Ис.29:7), а уцелевших израильтян очень мало (Иез.21:3-5, 33:27-29; Ис.1:7-9, 24:6).
     Во-вторых, Армагеддонская военная кампания окончится чрезвычайно холодной продолжительной зимой [Л.2], когда трудно закапывать трупы в мёрзлую землю.
    Очевидно поэтому автор [Л.19] комментариев к стихам 39:11-16 считает. "Описание соответствует времени после Второго пришествия Христа, т.е. захоронение завершится уже в Тысячелетнем царстве ..." (стр. 1193).
    Но для такого мнения нет веских библейских оснований. Строительство третьего иерусалимского храма окончится ДО возвращения Мессии [Л.20]. Тем более, завершатся погребения трупов в долине полчища Гогова.

    "И весь народ земли (страны) будет хоронить их (участвовать в погребении), и знаменит будет у них день (станет для них днём славы), в который Я прославлю Себя (явлю им Моё величие), говорит Господь Бог" (39:13; в скобках, текст из [Л.9]).

    Помогать израильтянам очищать свою землю станут все люди в стране. День победы Яхве над Гогом прославит Элохим; он же явится знаменитым днём славы для народа Его (ст.13).
     Дни Великой скорби окончатся возвращением всех евреев на родину из стран рассеяния (39:23-28). Тогда Господь изольёт дух Свой на сухие кости, на "дом Израилев" (ст.29). Откроет лицо Своё, явит Себя "пред глазами многих народов" (38:23; 43:4-7).

ЛИТЕРАТУРА

1. Статья "15. Комментарии к Книге пророка Иезекииля. Глава 38 - Нападение полчища гогова на землю".
2. Статья № 8 "Армагеддон".
3. Статья "4. Комментарии к Книге пророка Захарии. Главы 12-14 - Армагеддон".
4. Статья "5. Комментарии к Книге пророка  Исаии. Армагеддон (29:1-9)".
5. Библия. Новый перевод на русский язык.- United Kingdom, Carlisle: Biblica Europe, 2011.- 1 185 с.
6. Толкование Ветхозаветных книг. От книги Исаии по Книгу Малахии.- Ашфорд: Славянское миссионерское издательство, 1966.- 602 с.
7. "1. Комментарии к Книге пророка Иоиля. Нашествие саранчи".
8. Библия. Современный перевод Библейских текстов.- М.: World Bible Translation Center, 2002.- 1150с.
9. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета, канонические. Современный русский перевод.- М.: Российское библейское общество, 2011.- 1 408 с.
10. Библейская энциклопедия. М.: Российское библейское общество, 1996.- 352 с.
11. Первые и последние пророки.- Йерушалаим: Мосад Арав КУК, 1975.- 1 002 с.
12. Библейский справочник Геллея.-  СПб.: Библия для всех, 2002.- 787 с.
13. Толковая Библия. Комментарий на все книги Святого Писания. Под ред. Лопухина А.П. Том 2.- Минск: Харвест, 2001.- 1 312 с.
14. Уоррен Уирсби. Комментарий на Ветхий Завет. В 2-х т. Том II. Ездра - Малахия.- СПб.: Библия для всех, 2011.- 1 111 с.
15. Статья №3 "День Господень".
16. Библейский культурно-исторический комментарий. Часть 1. Ветхий Завет.- СПб.: Мирт, 2003.- 984с.
17. Новая Женевская учебная Библия.- Hanssler-Verlag, 1998.- 2 052 с.
18. Ринекер Ф., Майер Г. Библейская энциклопедия Брокгауза.- Кременчуг: Християнська зоря, 1999.- 1 088 с.
19. Учебная Библия с комментариями Джона Мак-Артура.- Минск: Славянское Евангельское общество, 2004.- 2 201 с.
20. Статья №12 "Числа".
День Господень