"Падёшь ты на горах Израилевых, ты и все полки
твои, и народы, которые с тобою; отдам тебя на
съедение всякого рода хищным птицам и
зверям полевым" (Иез.39:4)
"А прочие убиты мечом Сидящего на коне,
исходящим из уст Его, и все птицы напитались
их трупами" (Отк.19:21)
1. Вступление
Иезекииль подробно рассказал о грядущем наказании Всевышним израильтян (гл.38). Орудием гнева Его послужит карликовая планета Гог из дальнего космоса и метеорно-астероидная орда его [Л.1].
Меру Божьего воздействия переполнит великое землетрясение (38:19). Из-за него обрушатся горы, рухнут скалы, все стены упадут на землю (ст.20, б), с неба прольются град камней, огонь, горящая сера, хлынет всепотопляющий дождь (ст.22, б).
По завершении активной фазы стихийных бедствий, в т.ч. окончания продолжительного наводнения, произойдут вооружённые столкновения уцелевших израильтян с оставшимися в живых воинственными соседями (Зах.12:2-9, 14:1-3; Иоил.3:2, 9-16; Мих.4:11-13; Авд.15, 16; Ис.29:1-7). Упомянутую кампанию Иоханан называет "Армагеддон" (Отк.16:16).
Разумеется, ветхозаветный пророк не мог оставить без внимания такое важное происшествие, посвятил ему ряд стихов.
Композиция ст. 39:1-13. 1. Введение, указывающее на источник откровения (39:1).
2. Изложение главной темы - Армагеддон:
а) уничтожение оккупантов (39:2-8);
б) сжигание оружия (39:9, 10);
в) захоронение трупов (39:11-13).
Главная тема. Поражение вторгнувшихся в страну вражеских отрядов, собранных из многих народов; Сам Господь приведёт и уничтожит их.
Цель написания. Предупредить о неминуемом наказании всех, замышляющих злое против ам Йисраэль, касающихся "зеницы ока" Его.
Содержание. Адонай Элохим поручает нави изречь пророчество (39:1), очевидно для главнокомандующего по прозвищу "Гог". Ему и всем бойцам его, вторгнувшимся на горы Израилевы, предсказывается гибель от руки Яхве (39:2-5) в Его день (ст.6-8). После уничтожения захватчиков останется большое количество оружия, победители будут жечь его семь лет (39:9, 10), хоронить мёртвые тела придётся целых 7 месяцев (ст.11-13).
Проблемы толкования. Когда погибнет сборище интервентов, какое оружие сожгут, где конкретно окажется могила Гога.
По завершении активной фазы стихийных бедствий, в т.ч. окончания продолжительного наводнения, произойдут вооружённые столкновения уцелевших израильтян с оставшимися в живых воинственными соседями (Зах.12:2-9, 14:1-3; Иоил.3:2, 9-16; Мих.4:11-13; Авд.15, 16; Ис.29:1-7). Упомянутую кампанию Иоханан называет "Армагеддон" (Отк.16:16).
Разумеется, ветхозаветный пророк не мог оставить без внимания такое важное происшествие, посвятил ему ряд стихов.
Композиция ст. 39:1-13. 1. Введение, указывающее на источник откровения (39:1).
2. Изложение главной темы - Армагеддон:
а) уничтожение оккупантов (39:2-8);
б) сжигание оружия (39:9, 10);
в) захоронение трупов (39:11-13).
Главная тема. Поражение вторгнувшихся в страну вражеских отрядов, собранных из многих народов; Сам Господь приведёт и уничтожит их.
Цель написания. Предупредить о неминуемом наказании всех, замышляющих злое против ам Йисраэль, касающихся "зеницы ока" Его.
Содержание. Адонай Элохим поручает нави изречь пророчество (39:1), очевидно для главнокомандующего по прозвищу "Гог". Ему и всем бойцам его, вторгнувшимся на горы Израилевы, предсказывается гибель от руки Яхве (39:2-5) в Его день (ст.6-8). После уничтожения захватчиков останется большое количество оружия, победители будут жечь его семь лет (39:9, 10), хоронить мёртвые тела придётся целых 7 месяцев (ст.11-13).
Проблемы толкования. Когда погибнет сборище интервентов, какое оружие сожгут, где конкретно окажется могила Гога.
2. Пророчество (39:1, 2)
Согласно библейских предсказаний, в годы Великой гибели (Иер.4:6), она же День Господень (Ис.13:6-9), разразится последняя война Мединат Йисраэль с соседними странами [Л.2-4].
Войска коалиции возглавит авторитетный среди окрестных племён военный, очевидно, по прозвищу "Гог". Как отголосок недавней глобальной катастрофы, вызванной знаменитым астероидом [Л.1]. К вождю нападающих предлагает обратится Йахвэ пророку.
"Ты же, сын человеческий, изреки пророчество на (против) Гога и скажи: так говорит (Владыка) Господь Бог: вот Я - на тебя (Я твой враг), Гог, князь Роша (точнее "верховный правитель"), Мешеха и Фувала!
И поверну тебя и поведу (поволоку) тебя, и выведу тебя от краёв (окраин) севера и приведу (пошлю) тебя на горы Израилевы" (39:1, 2; в скобках, текст из [Л.5]).
Владыка приведёт оборотня на горы Эрец Йисраэль, но когда? "Пожалуй, логичнее всего отнести битву под предводительством Гога, которая описана Иезекиилем, ко времени, предваряющему начало великой скорби" [Л.6, стр. 314]).
Иная версия, "описанное здесь, скорее всего, соответствует концу периода скорби и указывает на битву Армагеддон ..." [Л.7, стр. 1193]. Данное воззрение имеет больше оснований чем первое, его удостоверяют иные пророчества Йехэзкэйла.
Вначале День Господа (30:2-5), период Великой гибели всех народов (ст.3), в т.ч. Израиля (7:2-19, 21:2-5); о разрушительных последствиях того Дня нави пишет в ст. 38:18-22. Лишь затем нашествие Гога (39:2), гибель его воинов (ст.3-5).
Изложенную точку зрения подтверждает эсхатологическое предсказание Йоэйла [Л.7]. Последняя война соседей против израильтян (Иоил.3:2, 9-16) произойдёт не перед началом скорби, а по окончании стихийных бедствий Йом Адонай (2:1-11).
В природных катаклизмах погибнет 2/3 евреев, треть очистится огнём согласно пророчества Зехарйа (Зах.13:8, 9), потом соседи соберутся "на войну против Иерусалима" (14:1-3).
Войска коалиции возглавит авторитетный среди окрестных племён военный, очевидно, по прозвищу "Гог". Как отголосок недавней глобальной катастрофы, вызванной знаменитым астероидом [Л.1]. К вождю нападающих предлагает обратится Йахвэ пророку.
"Ты же, сын человеческий, изреки пророчество на (против) Гога и скажи: так говорит (Владыка) Господь Бог: вот Я - на тебя (Я твой враг), Гог, князь Роша (точнее "верховный правитель"), Мешеха и Фувала!
И поверну тебя и поведу (поволоку) тебя, и выведу тебя от краёв (окраин) севера и приведу (пошлю) тебя на горы Израилевы" (39:1, 2; в скобках, текст из [Л.5]).
Владыка приведёт оборотня на горы Эрец Йисраэль, но когда? "Пожалуй, логичнее всего отнести битву под предводительством Гога, которая описана Иезекиилем, ко времени, предваряющему начало великой скорби" [Л.6, стр. 314]).
Иная версия, "описанное здесь, скорее всего, соответствует концу периода скорби и указывает на битву Армагеддон ..." [Л.7, стр. 1193]. Данное воззрение имеет больше оснований чем первое, его удостоверяют иные пророчества Йехэзкэйла.
Вначале День Господа (30:2-5), период Великой гибели всех народов (ст.3), в т.ч. Израиля (7:2-19, 21:2-5); о разрушительных последствиях того Дня нави пишет в ст. 38:18-22. Лишь затем нашествие Гога (39:2), гибель его воинов (ст.3-5).
Изложенную точку зрения подтверждает эсхатологическое предсказание Йоэйла [Л.7]. Последняя война соседей против израильтян (Иоил.3:2, 9-16) произойдёт не перед началом скорби, а по окончании стихийных бедствий Йом Адонай (2:1-11).
В природных катаклизмах погибнет 2/3 евреев, треть очистится огнём согласно пророчества Зехарйа (Зах.13:8, 9), потом соседи соберутся "на войну против Иерусалима" (14:1-3).
3. Уничтожение врагов (39:3, 4)
Захария и Исаия довольно подробно рисуют вооружённые стычки сражающихся сторон [Л.3, 4]. Иезекииль же о содержании войны ничего не говорит, сразу переходит к финалу, уничтожению Гога да его солдат Эль Шаддай.
"И (Я) выбью лук твой из левой руки твоей и выброшу (вырву) стрелы твои из правой руки твоей.
Падёшь (будешь убит) ты на горах Израилевых, ты и все полки твои, и народы, которые с тобою (будут убиты все твои воины); (Я) отдам тебя на съедение всякого рода хищным (разным) птицам и зверям полевым (диким)" (39:3, 4; в скобках, текст из [Л.8]).
Выбитый лук из левой руки, вырванные стрелы из правой не означают, что противоборствующие стороны сражаются допотопным оружием, т.к. "видения пророков ... перед их мысленным взором представали в картинах, категориях и понятиях их времени" [Л.6, стр. 316].
Авторы перевода [Л.8] уверены, Гога уничтожат,"вместе с тобой будут убиты все твои воины". Несомненно, в перестрелках с израильтянами, в т.ч. между соперничающими разноплеменными отрядами (Зах.14:13), погибнет много нападающих (рис.1), но далеко не всех оккупантов убьют, как в переводе [Л.8].
Многие, пришедшие лишать жизни других, сами умрут в мучениях, поражённые ужасной болезнью; от неё гниют глаза, язык, всё тело (14:12).
Необычную хворь вызовут: непригодный для дыхания воздух, наполненный мельчайшей стекловидной пылью; горькая питьевая вода, насыщенная кислотами; заражение нападающих болезнетворными вирусами, микробами, грибками [Л.3].
Выживших в стихийных бедствиях, вооружённых стычках, эпидемиях останется так мало, а трупов - так много, что всех невозможно захоронить сразу.
Мёртвые тела захватчиков достанутся "на съедение всякого рода хищным птицам и зверям полевым" (Иез.39:4, 17-20). В отличие от космического полчища гогова, уничтоженного в граде камней, огне, сере, всепотопляющем дожде [Л.1].
"И (Я) выбью лук твой из левой руки твоей и выброшу (вырву) стрелы твои из правой руки твоей.
Падёшь (будешь убит) ты на горах Израилевых, ты и все полки твои, и народы, которые с тобою (будут убиты все твои воины); (Я) отдам тебя на съедение всякого рода хищным (разным) птицам и зверям полевым (диким)" (39:3, 4; в скобках, текст из [Л.8]).
Выбитый лук из левой руки, вырванные стрелы из правой не означают, что противоборствующие стороны сражаются допотопным оружием, т.к. "видения пророков ... перед их мысленным взором представали в картинах, категориях и понятиях их времени" [Л.6, стр. 316].
Авторы перевода [Л.8] уверены, Гога уничтожат,"вместе с тобой будут убиты все твои воины". Несомненно, в перестрелках с израильтянами, в т.ч. между соперничающими разноплеменными отрядами (Зах.14:13), погибнет много нападающих (рис.1), но далеко не всех оккупантов убьют, как в переводе [Л.8].
Многие, пришедшие лишать жизни других, сами умрут в мучениях, поражённые ужасной болезнью; от неё гниют глаза, язык, всё тело (14:12).
Необычную хворь вызовут: непригодный для дыхания воздух, наполненный мельчайшей стекловидной пылью; горькая питьевая вода, насыщенная кислотами; заражение нападающих болезнетворными вирусами, микробами, грибками [Л.3].
Выживших в стихийных бедствиях, вооружённых стычках, эпидемиях останется так мало, а трупов - так много, что всех невозможно захоронить сразу.
Мёртвые тела захватчиков достанутся "на съедение всякого рода хищным птицам и зверям полевым" (Иез.39:4, 17-20). В отличие от космического полчища гогова, уничтоженного в граде камней, огне, сере, всепотопляющем дожде [Л.1].
4. Гибель в поле (39:5, 6)
Сообщая слушателям весть Адоная о грядущем уничтожении неприятеля (39:3, 4), Йехэзкэйл даёт важное, но загадочно-непонятное уточнение.
"На открытом (В чистом) поле (ты) падёшь; ибо Я сказал это, говорит Господь Бог" (39:5; в скобках, текст из [Л.9]).
Согласно предсказания, банды Гога погибнут в открытом поле (ст.5), но в стихе 4 написано. "Падёшь ты на горах Израилевых". Как понимать явное противоречие?
"Исторически центром древнеизраильских царств стали горы, поднимающиеся от берега Средиземного моря до Иорданского ущелья" [Л.10, стр. 11]. "Соседним народам израильтяне представлялись горными племенами" (там же) из Нагорной страны.
Указанные "горы" (39:2) высотой до 1 000 метров существуют и сегодня. Однако "великое потрясение на земле Израилевой" (38:19, б) изменит геоморфологические особенности местности, её рельеф, по Писанию.
"Вся эта страна (земля) станет низменностью (равниной), от Гевы до Риммона ..." (Зах.14:10, пер. [Л.9]; в скобках, уточнения из [Л.5]). Поэтому отряды врагов падут на горах Эрец Йисраэль, ставших из-за землетрясения равниной; погибнут "На открытом поле" (Иез.39:5, а).
Пророк уже извещал о сроке нападения небесного воинства (38:8, 14-16). Теперь, возвращаясь к данной теме, он уточняет вид нападения, Кем оно направляется.
"И пошлю огонь на Магог и на безопасно обитающих на островах. И узнают, что Я - Господь" (39:6, пер. [Л.11]).
"В Иез.39:6 Магог - это думается, название народа. Так как еврейская приставка ma может обозначать "место", то Магог просто может переводиться как "земля Гога" [Л.12].
Скорее как место на далёком севере, от него начнётся и дальними островами закончится вторжение космического сборища с огнём, серой, градом камней, всепотопляющим дождём (38:22). В результате глобальной катастрофы, все уцелевшие "узнают, что Я - Господь", сообщает нави (39:6).
"На открытом (В чистом) поле (ты) падёшь; ибо Я сказал это, говорит Господь Бог" (39:5; в скобках, текст из [Л.9]).
Согласно предсказания, банды Гога погибнут в открытом поле (ст.5), но в стихе 4 написано. "Падёшь ты на горах Израилевых". Как понимать явное противоречие?
"Исторически центром древнеизраильских царств стали горы, поднимающиеся от берега Средиземного моря до Иорданского ущелья" [Л.10, стр. 11]. "Соседним народам израильтяне представлялись горными племенами" (там же) из Нагорной страны.
Указанные "горы" (39:2) высотой до 1 000 метров существуют и сегодня. Однако "великое потрясение на земле Израилевой" (38:19, б) изменит геоморфологические особенности местности, её рельеф, по Писанию.
"Вся эта страна (земля) станет низменностью (равниной), от Гевы до Риммона ..." (Зах.14:10, пер. [Л.9]; в скобках, уточнения из [Л.5]). Поэтому отряды врагов падут на горах Эрец Йисраэль, ставших из-за землетрясения равниной; погибнут "На открытом поле" (Иез.39:5, а).
Пророк уже извещал о сроке нападения небесного воинства (38:8, 14-16). Теперь, возвращаясь к данной теме, он уточняет вид нападения, Кем оно направляется.
"И пошлю огонь на Магог и на безопасно обитающих на островах. И узнают, что Я - Господь" (39:6, пер. [Л.11]).
"В Иез.39:6 Магог - это думается, название народа. Так как еврейская приставка ma может обозначать "место", то Магог просто может переводиться как "земля Гога" [Л.12].
Скорее как место на далёком севере, от него начнётся и дальними островами закончится вторжение космического сборища с огнём, серой, градом камней, всепотопляющим дождём (38:22). В результате глобальной катастрофы, все уцелевшие "узнают, что Я - Господь", сообщает нави (39:6).
5. Йом Йахвэ (39:7, 8)
Творец всего сущего познаётся через Его дела как в жизни отдельного человека, так всех жителей. В последнем случае приобретёт знание о Нём не один бывший мятежным дом, но многие страны.
"И станет имя Моё святое известным (явлю) всем людям Израиля. Я не позволю больше его унижать (бесславить, "осквернять"), и народы узнают, что Я - Господь, Святой ("свят среди") Израиля" (39:7, пер. [Л.8]; в скобках, Синод пер., в кавычках - [Л.11]).
Наконец-то, с появлением Всевышнего (38:23, 43:4-7) все евреи признают Его святость да свою греховность. Впредь перестанут бесславить "святого имени" (39:7, евр. "кодеш Ашем") с дней древних (36:20-23) до сего дня.
"И станет имя Моё святое известным (явлю) всем людям Израиля. Я не позволю больше его унижать (бесславить, "осквернять"), и народы узнают, что Я - Господь, Святой ("свят среди") Израиля" (39:7, пер. [Л.8]; в скобках, Синод пер., в кавычках - [Л.11]).
Наконец-то, с появлением Всевышнего (38:23, 43:4-7) все евреи признают Его святость да свою греховность. Впредь перестанут бесславить "святого имени" (39:7, евр. "кодеш Ашем") с дней древних (36:20-23) до сего дня.
По окончании периода Великой гибели, Ашем Иеhошуа ха Машиах бен Давид "будет князем у них вечно" (37:25).
Мессия поставит жилище Своё (рис.2) среди праведного остатка, заключит с ним "завет мира" (ст.26), Сам станет пасти его (34:10-15, 23-26).
Тогда "узнают народы, что Я - Господь, Святый в Израиле" (39:7, в), "когда святилище Моё будет среди них во веки" (37:28, б).
Данная благая весть настолько важна для будущих поколений, что повторяя её в двух стихах подряд, провидец уверяет.
"Вот, это придёт и сбудется (непременно настанет), говорит (возвещает) Господь Бог, это - тот день, о котором Я сказал (говорил)" (39:8; в скобках, текст из [Л.5]).
Фраза "придёт и сбудется" означает "Уверение в непреложности предсказания ввиду его особой важности и видимой невероятности" [Л.13]. Видимая "невероятность" пророчества обусловлена неверием его слушателей и беспечных потомков, живущих в последний период существования лукавого рода сего.
"Слово день (в знач. "дня суда Божиего") в ст.8 может иметь эсхатологический смысл, более всего указывая на время перед возвращением на землю Христа" [Л.6, стр. 316]. Верно. Йахвэ Элохим настаивает "это - тот день, о котором Я сказал (говорил)" (ст.8, б).
Говорил неоднократно через Своих нави (30:3; Ис.2:10-22, 13:5-13, 34:1-9; Иер.4:6-29, 30:5-9; Иоил.2:1-11, 30-32, 3:14-17; Соф.1:2-15, 3:9; Авв.3:3-12). Так возвещает Он (Иез.39:6-8), а "Бог - не человек, чтобы лгать, и не смертный, чтобы передумывать. Неужели скажет Он и не сделает, пообещает и не исполнит?" (Числ.23:19, пер. [Л.5]).
Мессия поставит жилище Своё (рис.2) среди праведного остатка, заключит с ним "завет мира" (ст.26), Сам станет пасти его (34:10-15, 23-26).
Тогда "узнают народы, что Я - Господь, Святый в Израиле" (39:7, в), "когда святилище Моё будет среди них во веки" (37:28, б).
Данная благая весть настолько важна для будущих поколений, что повторяя её в двух стихах подряд, провидец уверяет.
"Вот, это придёт и сбудется (непременно настанет), говорит (возвещает) Господь Бог, это - тот день, о котором Я сказал (говорил)" (39:8; в скобках, текст из [Л.5]).
Фраза "придёт и сбудется" означает "Уверение в непреложности предсказания ввиду его особой важности и видимой невероятности" [Л.13]. Видимая "невероятность" пророчества обусловлена неверием его слушателей и беспечных потомков, живущих в последний период существования лукавого рода сего.
"Слово день (в знач. "дня суда Божиего") в ст.8 может иметь эсхатологический смысл, более всего указывая на время перед возвращением на землю Христа" [Л.6, стр. 316]. Верно. Йахвэ Элохим настаивает "это - тот день, о котором Я сказал (говорил)" (ст.8, б).
Говорил неоднократно через Своих нави (30:3; Ис.2:10-22, 13:5-13, 34:1-9; Иер.4:6-29, 30:5-9; Иоил.2:1-11, 30-32, 3:14-17; Соф.1:2-15, 3:9; Авв.3:3-12). Так возвещает Он (Иез.39:6-8), а "Бог - не человек, чтобы лгать, и не смертный, чтобы передумывать. Неужели скажет Он и не сделает, пообещает и не исполнит?" (Числ.23:19, пер. [Л.5]).
6. Сжигание военного снаряжения (39:9, 10)
Йом Адонай непременно наступит, "уже слышен голос дня Господня" (Соф.1:14, б), "година народов наступает" (Иез.30:3, б). Что же произойдёт по окончании излияния гнева Его, завершения Армагеддонской военной кампании?
"Тогда (В то время) жители городов Израилевых (пойдут в поля) выйдут ("собирать брошенное оружие, чтобы отправить его на топливо") и разведут огонь и будут сожигать оружие, щиты и латы, луки и стрелы, и булавы ("палицы") и копья; семь лет будут жечь их" (39:9; в скобках: текст из [Л.8], в кавычках - из [Л.5]).
"Среди перечисленного здесь древнего оружия - большие и малые щиты (в Синод. пер., "латы"), луки и стрелы, дубинки и копья. Это не современное оружие, но Иезекииль использовал язык, понятный людям" [Л.14].
По-видимому, с таким мнением можно согласиться, вряд ли отряды Гога поголовно будут вооружены копьями, дубинками, луками, щитами. Скорее всего лёгким огнестрельным оружием, поскольку тяжёлое окажется поврежденным в результате стихийных бедствий.
Боеспособные танки, самоходные артиллерийские установки, автомашины, бронетранспортёры не смогут попасть в Эрец Йисраэль. По причине разрушенных великим землетрясением (39:19) дорог (рис.3), мостов, аэродромов, залитых водой многочисленных цунами и многодневных дождей [Л.4].
Долина Йизреэл, прибрежная равнина севернее горы Кармил превратятся в непроходимые болота. На протяжении семи лет (39:9) пережившие Великую гибель израильтяне (Иер.4:6-9) станут использовать трофейное снаряжение, в т.ч. деревянные плавучие средства, в качестве топлива.
"Они не будут собирать дрова в полях и рубить деревья в лесу,- оружие врага им будет дровами. И ещё заберут они дорогие вещи воинов, которые хотели их ограбить, они ограбят своих грабителей, сказал Господь Всемогущий" (Иез.39:10, пер. [Л.8]).
"Тогда (В то время) жители городов Израилевых (пойдут в поля) выйдут ("собирать брошенное оружие, чтобы отправить его на топливо") и разведут огонь и будут сожигать оружие, щиты и латы, луки и стрелы, и булавы ("палицы") и копья; семь лет будут жечь их" (39:9; в скобках: текст из [Л.8], в кавычках - из [Л.5]).
"Среди перечисленного здесь древнего оружия - большие и малые щиты (в Синод. пер., "латы"), луки и стрелы, дубинки и копья. Это не современное оружие, но Иезекииль использовал язык, понятный людям" [Л.14].
По-видимому, с таким мнением можно согласиться, вряд ли отряды Гога поголовно будут вооружены копьями, дубинками, луками, щитами. Скорее всего лёгким огнестрельным оружием, поскольку тяжёлое окажется поврежденным в результате стихийных бедствий.
Боеспособные танки, самоходные артиллерийские установки, автомашины, бронетранспортёры не смогут попасть в Эрец Йисраэль. По причине разрушенных великим землетрясением (39:19) дорог (рис.3), мостов, аэродромов, залитых водой многочисленных цунами и многодневных дождей [Л.4].
Долина Йизреэл, прибрежная равнина севернее горы Кармил превратятся в непроходимые болота. На протяжении семи лет (39:9) пережившие Великую гибель израильтяне (Иер.4:6-9) станут использовать трофейное снаряжение, в т.ч. деревянные плавучие средства, в качестве топлива.
"Они не будут собирать дрова в полях и рубить деревья в лесу,- оружие врага им будет дровами. И ещё заберут они дорогие вещи воинов, которые хотели их ограбить, они ограбят своих грабителей, сказал Господь Всемогущий" (Иез.39:10, пер. [Л.8]).
7. Место для могилы (39:11)
В ту пору, евреи "не будут носить дров с поля, ни рубить из лесов" (39:10, а), потому что деревья сгорят в огне (38:22, 39:6; Иоил.1:19, 2:3; Ис.29:6, 34:9). Исчезнет доступ к другим источникам тепловой энергии из-за разрушения великим землетрясением городов, в т.ч. инфраструктуры и коммуникаций.
Останется оружие, его сожгут вовсе не из-за отсутствия потребности, так предполагается в [Л.6, 13, 14]. Нет, чтобы согреться в чрезвычайно холодные зимы, наступившие по причине сильной запыленности атмосферы [Л.15] .
Тайновидец предсказывает врагам гибель вслед за вторжением в Израиль (39:3-5), он должен призвать на жертвенный пир всякого рода птиц и диких животных (ст.17-20); неужели трупы захватчиков окажутся не погребёнными? Не останутся, отвечает Благословенный.
"И будет в тот день: (Я) дам Гогу место для могилы (там) в Израиле, долину прохожих (проходящих) на восток от моря, и она будет задерживать прохожих (преградой (станет) она для проходящих); и похоронят там Гога и всё полчище (множество) его, и будут называть её долиною полчища Гогова" (39:11; в скобках, текст из [Л.11]).
"Долина под названием "прохожих на восток от моря" [Л.6] не известна , "не поддаётся точной идентификации" [Л.16]. Большинство толкователей, например [Л.6, 13, 14, 17], предполагает, местом массового захоронения будет впадина Аварим к востоку от Мёртвого моря.
Однако Аварим, буквально "По ту сторону", принадлежала Моаву, совсем не Израилю [Л.18]. К тому же, боевики погибнут в Эрец Йисраэль (39:2-4), т.е. на западной стороне от Мёртвого моря. Маловероятно, что мёртвых станут переносить на территорию к востоку от него.
Трупы захоронят там, где погибли нападающие [Л.2], как правильно отмечено в [Л.19]. "Израильтяне будут хоронить тела, идя на восток от Средиземного Моря к долине Изреель" (стр. 1193).
Она расположена на приморском пути, главной торгово-военной дороге между Египтом и странами Междуречья [Л.10, 18]. Низина Йизреэл, превратившаяся в непроходимое болото, окажется преградой для идущих "на восток от моря" (39:11, б).
Тайновидец предсказывает врагам гибель вслед за вторжением в Израиль (39:3-5), он должен призвать на жертвенный пир всякого рода птиц и диких животных (ст.17-20); неужели трупы захватчиков окажутся не погребёнными? Не останутся, отвечает Благословенный.
"И будет в тот день: (Я) дам Гогу место для могилы (там) в Израиле, долину прохожих (проходящих) на восток от моря, и она будет задерживать прохожих (преградой (станет) она для проходящих); и похоронят там Гога и всё полчище (множество) его, и будут называть её долиною полчища Гогова" (39:11; в скобках, текст из [Л.11]).
"Долина под названием "прохожих на восток от моря" [Л.6] не известна , "не поддаётся точной идентификации" [Л.16]. Большинство толкователей, например [Л.6, 13, 14, 17], предполагает, местом массового захоронения будет впадина Аварим к востоку от Мёртвого моря.
Однако Аварим, буквально "По ту сторону", принадлежала Моаву, совсем не Израилю [Л.18]. К тому же, боевики погибнут в Эрец Йисраэль (39:2-4), т.е. на западной стороне от Мёртвого моря. Маловероятно, что мёртвых станут переносить на территорию к востоку от него.
Трупы захоронят там, где погибли нападающие [Л.2], как правильно отмечено в [Л.19]. "Израильтяне будут хоронить тела, идя на восток от Средиземного Моря к долине Изреель" (стр. 1193).
Она расположена на приморском пути, главной торгово-военной дороге между Египтом и странами Междуречья [Л.10, 18]. Низина Йизреэл, превратившаяся в непроходимое болото, окажется преградой для идущих "на восток от моря" (39:11, б).
8. Знаменитый день (39:12, 13)
Решающее сражение между израильтянами и отрядами неприятеля, собранными из окрестных племён, произойдёт в гористой местности у современного посёлка Мегиддо [Л.2].
Йехэзкэйл называет указанное место "горы Израилевы" (39:2), Иоханан (Отк.16:16) - "Армагеддон", означающее "гора (или горы) Мегиддо" [Л.18]. Логично предположить, убитых закопают поблизости, в долине Мегиддо (Гэй-амон-Гог).
"И дом Израилев семь месяцев будет хоронить их, чтобы очистить землю" (39:12).
Цель погребений ясна, но почему на протяжении столь длительного времени? целых 7 месяцев!
Во-первых, трупов очень много (39:11; Зах.12:9, Ис.29:7), а уцелевших израильтян весьма мало (Иез.21:3-5, 33:27-29; Ис.1:7-9, 24:6). Во-вторых, Армагеддонская кампания окончится чрезвычайно холодной продолжительной, более 6 месяцев, зимой [Л.2, 15], когда трудно закапывать мертвецов в мёрзлую землю.
Очевидно поэтому автор [Л.19] комментариев к ст. 39:11-16 предполагает. "Описание соответствует времени после Второго пришествия Христа, т.е. захоронение завершится уже в Тысячелетнем царстве ..." (стр. 1193).
Но для такого вывода нет веских библейских оснований. Строительство третьего иерусалимского храма, его ритуальное очищение окончатся ДО возвращения Мессии [Л.20]. Тем более, завершатся погребения в долине полчища Гогова.
"И весь народ земли (страны) будет хоронить их (участвовать в погребении), и знаменит будет у них день (станет для них днём славы), в который Я прославлю Себя (явлю им Моё величие), говорит Господь Бог" (39:13; в скобках, текст из [Л.9]).
Помогают израильтянам очищать страну все жители. День победы Яхве над Гогом прославит Элохим, окажется знаменитой порой славы (ст.13). "Народ Израилев не будет больше страдать от острых шипов, от колючих тернов, от всех соседей своих ("больше не будет соседей" [Л.5]), которые глумились над ним" (28:24, пер. [Л.9]).
Годы Великой гибели окончатся возвращением евреев на родину из стран рассеяния (39:23-28). Затем Благословляющий изольёт Дух на сухие кости, на "дом Израилев" (ст.29), откроет лицо Своё, явит Себя "пред глазами многих народов" (38:23; 43:4-7).
Йехэзкэйл называет указанное место "горы Израилевы" (39:2), Иоханан (Отк.16:16) - "Армагеддон", означающее "гора (или горы) Мегиддо" [Л.18]. Логично предположить, убитых закопают поблизости, в долине Мегиддо (Гэй-амон-Гог).
"И дом Израилев семь месяцев будет хоронить их, чтобы очистить землю" (39:12).
Цель погребений ясна, но почему на протяжении столь длительного времени? целых 7 месяцев!
Во-первых, трупов очень много (39:11; Зах.12:9, Ис.29:7), а уцелевших израильтян весьма мало (Иез.21:3-5, 33:27-29; Ис.1:7-9, 24:6). Во-вторых, Армагеддонская кампания окончится чрезвычайно холодной продолжительной, более 6 месяцев, зимой [Л.2, 15], когда трудно закапывать мертвецов в мёрзлую землю.
Очевидно поэтому автор [Л.19] комментариев к ст. 39:11-16 предполагает. "Описание соответствует времени после Второго пришествия Христа, т.е. захоронение завершится уже в Тысячелетнем царстве ..." (стр. 1193).
Но для такого вывода нет веских библейских оснований. Строительство третьего иерусалимского храма, его ритуальное очищение окончатся ДО возвращения Мессии [Л.20]. Тем более, завершатся погребения в долине полчища Гогова.
"И весь народ земли (страны) будет хоронить их (участвовать в погребении), и знаменит будет у них день (станет для них днём славы), в который Я прославлю Себя (явлю им Моё величие), говорит Господь Бог" (39:13; в скобках, текст из [Л.9]).
Помогают израильтянам очищать страну все жители. День победы Яхве над Гогом прославит Элохим, окажется знаменитой порой славы (ст.13). "Народ Израилев не будет больше страдать от острых шипов, от колючих тернов, от всех соседей своих ("больше не будет соседей" [Л.5]), которые глумились над ним" (28:24, пер. [Л.9]).
Годы Великой гибели окончатся возвращением евреев на родину из стран рассеяния (39:23-28). Затем Благословляющий изольёт Дух на сухие кости, на "дом Израилев" (ст.29), откроет лицо Своё, явит Себя "пред глазами многих народов" (38:23; 43:4-7).
ЛИТЕРАТУРА
1. Статья "15. Комментарии к Книге пророка Иезекииля. Глава 38 - Нападение полчища гогова на землю".
2. Статья № 8 "Армагеддон".
3. Статья "4. Комментарии к Книге пророка Захарии. Главы 12-14 - Армагеддон".
4. Статья "5. Комментарии к Книге пророка Исаии. Армагеддон (29:1-9)".
5. Библия. Новый перевод на русский язык.- United Kingdom, Carlisle: Biblica Europe, 2011.- 1 185 с.
6. Толкование Ветхозаветных книг. От книги Исаии по Книгу Малахии.- Ашфорд: Славянское миссионерское издательство, 1966.- 602 с.
7. "1. Комментарии к Книге пророка Иоиля. Нашествие саранчи".
8. Библия. Современный перевод Библейских текстов.- М.: World Bible Translation Center, 2002.- 1150с.
9. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета, канонические. Современный русский перевод.- М.: Российское библейское общество, 2011.- 1 408 с.
10. Библейская энциклопедия. М.: Российское библейское общество, 1996.- 352 с.
11. Первые и последние пророки.- Йерушалаим: Мосад Арав КУК, 1975.- 1 002 с.
12. Библейский справочник Геллея.- СПб.: Библия для всех, 2002.- 787 с.
13. Толковая Библия. Комментарий на все книги Святого Писания. Под ред. Лопухина А.П. Том 2.- Минск: Харвест, 2001.- 1 312 с.
14. Уоррен Уирсби. Комментарий на Ветхий Завет. В 2-х т. Том II. Ездра - Малахия.- СПб.: Библия для всех, 2011.- 1 111 с.
15. Статья №3 "День Господень".
16. Библейский культурно-исторический комментарий. Часть 1. Ветхий Завет.- СПб.: Мирт, 2003.- 984с.
17. Новая Женевская учебная Библия.- Hanssler-Verlag, 1998.- 2 052 с.
18. Ринекер Ф., Майер Г. Библейская энциклопедия Брокгауза.- Кременчуг: Християнська зоря, 1999.- 1 088 с.
19. Учебная Библия с комментариями Джона Мак-Артура.- Минск: Славянское Евангельское общество, 2004.- 2 201 с.
20. Статья №14 "Числа".
2. Статья № 8 "Армагеддон".
3. Статья "4. Комментарии к Книге пророка Захарии. Главы 12-14 - Армагеддон".
4. Статья "5. Комментарии к Книге пророка Исаии. Армагеддон (29:1-9)".
5. Библия. Новый перевод на русский язык.- United Kingdom, Carlisle: Biblica Europe, 2011.- 1 185 с.
6. Толкование Ветхозаветных книг. От книги Исаии по Книгу Малахии.- Ашфорд: Славянское миссионерское издательство, 1966.- 602 с.
7. "1. Комментарии к Книге пророка Иоиля. Нашествие саранчи".
8. Библия. Современный перевод Библейских текстов.- М.: World Bible Translation Center, 2002.- 1150с.
9. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета, канонические. Современный русский перевод.- М.: Российское библейское общество, 2011.- 1 408 с.
10. Библейская энциклопедия. М.: Российское библейское общество, 1996.- 352 с.
11. Первые и последние пророки.- Йерушалаим: Мосад Арав КУК, 1975.- 1 002 с.
12. Библейский справочник Геллея.- СПб.: Библия для всех, 2002.- 787 с.
13. Толковая Библия. Комментарий на все книги Святого Писания. Под ред. Лопухина А.П. Том 2.- Минск: Харвест, 2001.- 1 312 с.
14. Уоррен Уирсби. Комментарий на Ветхий Завет. В 2-х т. Том II. Ездра - Малахия.- СПб.: Библия для всех, 2011.- 1 111 с.
15. Статья №3 "День Господень".
16. Библейский культурно-исторический комментарий. Часть 1. Ветхий Завет.- СПб.: Мирт, 2003.- 984с.
17. Новая Женевская учебная Библия.- Hanssler-Verlag, 1998.- 2 052 с.
18. Ринекер Ф., Майер Г. Библейская энциклопедия Брокгауза.- Кременчуг: Християнська зоря, 1999.- 1 088 с.
19. Учебная Библия с комментариями Джона Мак-Артура.- Минск: Славянское Евангельское общество, 2004.- 2 201 с.
20. Статья №14 "Числа".