Комментарии к Книге пророка Иеремии. День Господень (25:29-38, 30:5-9)

"И будут поражённые Господом в тот день - от конца земли
до конца земли, не будут оплаканы и не будут прибраны и
похоронены; навозом будут на лице земли"
(Иер.25:33)
 

1. Вступление

    Тема грядущего грозного Дня Господа является основным содержанием пророчеств многих ветхозаветных нави, как малых [Л.1-4], так больших [Л.5, 6].
    Пророк Йирмейа, призванный Богом к служению (Иер.1:4-8), в уста которого Он вложил слова Свои (ст.9), конечно же пророчествовал об этом Дне суда в последующих главах книги. Так нави продолжает тему дня Господня в главе 4, называя его "великая гибель" [Л.7], а также пишет о нём в главах 25 и 30.
    Композиция ст. 25:29-38, 30:5-9. Похожа на композицию Ис.34:1-9, 13:1-13 [Л.5].
         1. Введение, призывающее иудеев обратить внимание на пророческую речь (25:29).
         2. Изложение главной темы - День Господень:
              а) предупреждение о грядущей каре (24:30);
              б) орудие наказания (25:31, 32);
              в) истребление жителей земли (25:33-38);
              г) последствия наказания (30:5-7).
         3. Заключение, содержащее предсказания о мессианском царстве (30:8, 9).
     Главная тема. День Господень, время, когда Йахвэ лично примет участие в истории человечества с целью изменения направления её развития.
     Цель написания. Предупредить отступивших от Бога людей о неминуемом суде и гибели, а также утешить верный остаток обещанием теократического государства.
     Содержание. Обращаясь к непослушным иудеям, прогневлявшим злыми делами Господа (25:3-7), Иеремия предупреждает их о грядущем бедствии (ст.29, 30). Орудием наказания послужит большой вихрь (ст.32), сопровождаемый громом с неба (ст.30) и шумом, доходящим до концов земли (ст.31).
     В результате глобального бедствия люди погибнут на всей планете (25:33, 34), даже начальствующие не найдут надёжного убежища (ст.35, 36). Мирные селения истребятся  гневом Яхве Цеваот (ст.37), яростью опустошителя Его (ст.38).
     Смятение, ужас, судороги, боли поразят людей (30:5, 6), но в этих бедствиях спасение их (ст.7). В тот день сокрушится ярмо (ст.8), а уцелевшие начнут поклоняться Господу своему, служить Йеhошуа ха Машиах бен Давид (ст.9).
    Проблемы толкования. К какому времени следует отнести пророчества в 25:29-38, 30:5-9. Что подразумевал Йирмейа под выражениями "меч Господень" и "большой вихрь".

2. Предупреждение о бедствии (25:29)

      Повествование о будущей Великой гибели, её Эль Шаддай приведёт от севера [Л.7], пророк начинал с предупреждения (4:6). Продолжая эту тему в 25:29-38, Иеремия, от имени Господа, делает то же самое.

   "Ибо вот на город сей, на котором наречено имя Моё (именем Моим осенён), Я начинаю наводить бедствие (посылаю беды); и вы ли останетесь ненаказанными? (избежите кары?) Нет, не останетесь ненаказанными (Не избежите вы кары); ибо Я призываю меч на всех (жителей земли) живущих на земле, говорит Господь Саваоф (Воинств)" (25:29; в скобках, текст из [Л.8]).

    В начале главы 25 нави обвиняет современников в непослушании Адонаю (25:1-7), что повлечёт наказание нашествием армии Навуходоносора (ст. 9-25). На этом основании ст. 29-38 также рассматриваются толкователями как последствия вавилонского нашествия.
     Например. "Никого не минует "меч", вавилонское войско, с помощью которого Яхве собирается осуществить Свой суд над народами" [Л.24, стр. 421].  "Божьего суда, грядущего на все народы тогдашнего мира" [Л.9; Л.10].
    Однако здесь мы сталкиваемся с так называемой "пророческой перспективой" [Л.11]. "В своих посланиях пророки часто начинали с местной ситуации, а потом описывали то, что Бог совершит в последнее время" [Л.12, стр. 700].
     В последнее время неожиданное бедствие поразит "все царства земные, которые - на лице земли" (25:26; 4:23-27). Не избежит кары не только Йерушалаим, осенённый именем Всемогущего, но все народы, живущие на земле (25:29).
    О каком мече,  призванном Господом небесных воинств на всех жителей (ст.29, в), говорит Йирмейа? Называя его также "истребитель народов" (4:7), "опустошитель" (25:38), "гора губительная" (51:25).
     Очевидно о сверхъестественном мече Йахвэ из эсхатологического пророчества нави Йешайа. "Огнём и мечом Своим Господь совершит суд над всеми живущими, и многие падут от Его руки" (Ис.66:16, пер.[Л.8]).

3. Меч Яхве Цеваот

    Древние считали, меч солярных богов (рис.1), часто огромный, изготавливался из небесного огня [Л.13, стр. 149], так как "земные предметы являют собой лишь отражения небесных" (стр.  653).
     Например, устрашающие небесные явления служили источником аналогов человеческого оружия: меча, стрелы, копья [Л.14, стр. 1165]. В книге Теиллим написано так.
    "Он меч наточит Свой, Свой лук натянет и нацелит. Орудие смерти приготовил, Свои пылающие ("горящие" [Л.8]) стрелы изготовил" (Пс.7:13, 14, буквальный пер. [Л.15]). 
     Перед небесным мечом Йахвэ не может устоять ни один человек. "Господень меч пожирает землю, от края до края, плоти живой нигде нет покоя" (12:12, пер. [Л.8]). Оттого Иеремия горестно восклицает.
   "Доколе (О горе!) будешь посекать ("не останавливаясь, сечь"), о, меч Господень! доколе ты не успокоишься? возвратись ("Вернись обратно") в ножны твои, перестань (остановись) и успокойся (утихни!)" (47:6; в скобках: текст из [Л.8], в кавычках - из [Л.15]).
     Увы! меч, его Адонай Цеваот извлечёт из ножен Своих, в ножны-радиант "уже не возвратится" (Иез.21:5). Удивительны поражающие людей факторы меча Яхве, проявляющиеся в опьянении, блювании, падении, невозможности самостоятельно встать с земли даже перед смертельной опасностью.
    "Пейте, пьянейте, блюйте, падайте, чтоб уже  не подняться пред мечом, что Я на вас посылаю!" (Иер.25:27, пер. [Л.8]).
    Предсказанные пророком в ст.27 физиологические расстройства дополнятся трепетом сердца, оцепенением тела, внезапным ужасом (4:9, 19, 15:8, 30:5), сотрясением костей, подкашиванием ног (23:9), волнением внутренностей (4:19, Плач.1:20), судорожными болезненными сокращениями мышц живота (30:6). Будут трястись чресла (Ис.21:3), колени (Наум.2:10), дрожать руки (Иез.7:27) и даже губы (Авв.3:16).
    Все эти необычные расстройства возникнут из-за резонанса. Совпадения частоты колебаний органов человека с инфразвуковыми колебаниями земли, воды и воздуха, вызванными импактами от падений крупных небесных тел [Л.16].

4. Страшный гром с небосвода (25:30, 31)

     После слов предупреждения (ст.29), Адонай побуждает Иеремию произнести следующее загадочное грозное пророчество.

    "Посему прореки на них (пророчествуй о них) все слова сии ("Возвести им") и скажи им: Господь возгремит с высоты и из жилища ("обители") святыни Своей; страшно возгремит на селение Своё (Йерушалаим и храм); как топчущие (виноград) в точиле (давильне), воскликнет ("закричит") на всех ("жителей земли!") живущих на земле" (25:30; в скобках: текст из [Л.17], в кавычках - из [Л.8]).

      Сказанное пророком  не означает, что Яхве Цеваот буквально  закричит на жителей земли и "возгремит  с высоты" (ст.30, а; "Под высотою здесь лучше разуметь высоту небесную ..." [Л.18, стр. 43]).
     Гром с высоты, "Господь с небес грохочет" (пер.[Л.15], возникнет из-за падения на землю орудий гнева Его. Апостол Пётр называет их "стихии" (2Пет.3:10, совр. пер. "небесные тела" [Л.8, 15, 19]), по-научному "болиды", "метеороиды", "астероиды". Они  "разгоревшись, разрушатся".
     Полёт и разрушение крупных небесных тел произведут страшный грохот (гром); гул достигнет самых отдалённых уголков нашей планеты. Как предсказано.

    "Шум (Грохот, "гул") дойдёт до концов ("края") земли, ибо у Господа состязание (тяжба, "суд") с народами: Он будет судиться (с каждым) со всякою плотью, нечестивых (грешных) Он предаст мечу, говорит Господь" (25:31; в скобках: текст из [Л.19], в кавычках - из [Л.17]).

     Авторы [Л.10] считают, вся 25 глава посвящена периоду вавилонского нашествия на Иудею. Но в работе [Л.20] стихи 30-33 отнесены к будущему. "Пророчество, охватывающее суды, которые грядут на Иудею и на другие народы, выражено словами, относящимися к событиям последнего времени ... Оно должно быть окончательно исполнено во время бедствий, описанных в Отк.6-19" (стр. 1084).

5. Большой вихрь (25:32)

     Пророчество Йирмейа 25:29-38 относится к суду последнего времени, "суд будет всеобщим и коснётся всего человечества" [Л.24, стр. 421]. В таком случае  он связан с мечом Яхве (ст.29), т.е. небесными телами.
     Их полёт в атмосфере Земли сопровождается громом с высоты (ст.30). Столкновение же с её поверхностью вызовет грохот, шум, гул, достигающие концов земли (ст.31). Затем от страны к стране мгновенно помчится само бедствие.

   "Так говорит Господь Саваоф ("Господь Воинств): вот, бедствие (беда) пойдёт от народа к народу, и большой вихрь (страшная буря) поднимается от краёв земли (с окраин вселенной)" (25:32; в скобках: текст из [Л.19], в кавычках - [Л.8]).

     Края земли - "Образное выражение, которое обозначает границы, крайние пределы земли" [Л.23]. От страны к стране из-за горизонта нагрянет страшная буря, для суда (4:12).
     Вращение огромных масс влажного воздуха (рис.2, вид из космоса) пророк называет "яростный вихрь" (30:23; иные переводы "Ураган Господень" [Л.8], "буря, сильный смерч" [Л.19]).
     Причиной возникновения урагана от Господа послужит падение в Мировой океан крупного астероида - "как-бы большая ("огромная" [Л.8, 15, 19]) гора, пылающая огнём" (Отк.8:8, а).
     Бедствие от глобального вихря, он помчится от народа к народу (25:32) в "последние дни" (30:23, 24), проявится  в повсеместных разрушениях на земле.
      Выражение "последние дни" "используется в Писаниях применительно к последнему периоду существования известного нам мира" [Л.23, стр. 1003].
     В те дни будут уничтожены все постройки из-за чудовищной сверхзвуковой скорости вихря, а также его высокой температуры, около 700 000 °С вблизи эпицентра.
    Великое небывалое землетрясение потрясёт всю землю (Отк.16:18). От него даже горы "дрожат, и все холмы колеблются" (Иер.4:24; Авв.3:6, Наум.1:5).
     Много беды принесут громадные гравитационные волны (Авв.3:10), т.е. мегацунами  высотой до 1 000 метров при выходе на континенты [Л.3]. Чтобы спастись от цунами и наводнения люди побегут (Иер.4:6) на вершины гор да холмов.
   "Голос (крик) слышен на высотах (голых вершинах, "на холмах"), жалобный плач (и мольбы) сынов Израиля ..." (3:21; в скобках: текст из [Л.19], в кавычках - из [Л.17].
     Уцелевшие станут плакать, молить Бога и даже "стонать, каждый за своё беззаконие" ("о грехе своём" [Л.17])" (Иез.7:16). Большой вихрь, другие катастрофические последствия мощного импакта нанесут несравнимо более значительный урон, чем вавилонское нашествие в Древнем мире.

6. Йом Адонай (25:33, 34)

    Передав предупреждение Йахвэ о грядущей каре (25:29, 30), с указанием на причину бедствия (ст.21, 32), Йирмейа говорит об истреблении людей в День Господень. "Пророки, используя слова "в тот день", обычно говорили о будущем, когда Бог будет судить народы мира ..." [Л.12, стр. 706].
   
    "И будут поражённые ("убитые") Господом в тот день - от конца земли до конца земли (Тела мёртвых покроют землю от одного конца до другого), не будут оплаканы и не будут прибраны ("убраны") и похоронены; навозом будут на лице земли" (25:33; в скобках: текст из [Л.15], в кавычках - из [Л.17]).

     В тот день людей поразят: страшная буря (большой вихрь), землетрясения, цунами. Они погибнут от огня, дыма, отравления серосодержащими газами, гигантского града, огромных морских волн [Л.16].
     Во всех концах планеты, "в тот день", убитых столь много (ст.33, а), что некому ни оплакать их, ни убрать мёртвые тела, ни похоронить их (ст.33, б). "Они останутся лежать на земле, как ("отбросы" [Л.19]) навоз" (ст.33; пер. [Л.15]). Невыносимый смрад распространится в воздухе, а не благовоние (Ис.3:23, а).
      Гибель людей будет носить массовый характер (Иер.25:33, 4:7, 7:33, 9:22, 16:4). Даже предводителей народов не минует такая участь, как утверждает нави.

    "Рыдайте (стенайте), пастыри! вопите ("крутитесь на земле от боли") и валяйтесь (во прахе), главари стада (обваляйтесь в золе, вожди), ибо пришли дни ("время воздаяния") заклания вашего; (вы падёте и разобьётесь) и разобью Я вас, и вы падёте, как драгоценный сосуд" (25:34, Масора [Л.17]; в скобках, текст: из [Л.19], в кавычках - из [Л.15]).

    "Метафора вождя как пастыря своего народа была широко распространена в древности по всему Ближнему Востоку ... Бог требовал отчёта от царя, который был призван отвечать за процветание народа" [Л.21, стр. 759].
     Вожди народов опьянеют от вина ярости Эль Шаддай да меча Его, изблюют и упадут (25:27) как разбитый драгоценный сосуд. Рыдая, вопя, валяясь в пепле, катаясь по золе; крутясь на земле от боли (ст.34), словно рожающая женщина (30:6).

7. Истребление мирных селений (25:35-38)

     Многие состоятельные люди, опасаясь поражающих факторов термоядерной войны, построили для себя разнообразные убежища, в том числе подземные. Однако от меча Всемогущего не спасёт ни одно укрытие.

    "И не будет убежища пастырям и спасения вождям стада. Слышен вопль пастырей и рыдание вождей стада, ибо опустошил Господь пажить их" (25:35, 36).

     Уцелевшим руководителям народов "пастырям и вождям" остаётся только вопить да рыдать, как написано "слышен плач и стенания" [Л.19]. Потому что "опустошил ("разорил" [Л.8]) Господь пажить (пастбище) их" ("здесь пророческое прошедшее" [Л.9]).
      В одном из эсхатологических видений Йирмейа описывает разорённую и пустую землю, небо, не дающее света; отсутствие людей да птиц; цветущий край, превратившийся в пустыню, а все города его разрушены (4:23-26). В конце главы 25 (ст.33-38) пророк возвращается к этой теме.

   "Истребляются (разрушены будут) мирные селения ("выпасы") от ярости гнева Господня. Он оставил жилище Своё, как лев ("логово"); и земля их сделалась (стала) пустынею от ярости опустошителя (угнетателя, "секиры гонителя") и от пламенного ("пламени") гнева Его" (25:37, 38; в скобках: текст из [Л.17], в кавычках - из [Л.19]).

    Некоторые верующие считают, современная цивилизация погибнет в результате Третьей мировой войны. Но такое мнение ошибочно, так как Бог Сам накажет "обитателей земли за их беззаконие" (Ис.26:21; 63:3-6).
     Иеремия подтверждает сказанное нави Йешайа. Более того, он говорит о разрушении мирных селений яростью гнева Йахвэ (25:37), оставившего "жилище Своё" (ст.38, а).
   Повсеместные разрушения произведут таинственные орудия гнева Адонай Элохим, армия возмездия во главе с могущественным исполнителем слова Его (Иоил.2:11, [Л.2, 5, 16]).
     Исполнителя воли Бога Йирмейа называет "опустошитель" (25:38), "меч Господень" (ст.29), "истребитель народов" (4:7), а также "гора губительная" (51:25, во времена пророка её архетипом служил Вавилон).
     В День Господень гора губительная и обгорелая (рис.3), "разоряющая всю землю" (51:25, б), истребит мирные селения; "кипящий котёл, с севера он нависает" (1:13, пер. [Л.8]) превратит весеннюю цветущую землю в пустыню (25:37, 38).

8. Смятение и ужас (30:5, 6)

     Тему судьбы людей в Йом Адонай пророк продолжает в главе 30, передавая прямую речь Бога небесных воинств.
    
   "Так сказал Господь: голос смятения и (крики) ужаса слышим мы (страх и смятенье повсюду!), а не мира ("нет мира")" (30:5; в скобках: текст из [Л.8], в кавычках - из [Л.17]).

    Крики ужаса, страх, смятение повсюду вызовет небесный меч Йахвэ (25:29). Его полёт сопровождается страшным громом с высоты (ст. 30), шумом (грохотом) с неба, достигающим концов земли (ст. 31). Бедствием в виде огромного вихря (ст. 32), пламенем гнева Элохим, яростью опустошителя Его (ст. 38).
    Совершится всё это при конце света. "В последние дни" (30:24). Именно "образы конца света внушают ужас, который ещё больше усиливается благодаря размаху связанных с ними явлений ... и внезапности, с которой они производят разрушения на земле" [Л.14, стр. 869].
     В последние дни, людей поразят загадочные небывалые функциональные расстройства (4:9, 19, 6:24, 23:9, 25:16, 27). Об одном из них, самом удивительном, сообщает Иеремия в ст.6, передавая вопрос, а также ответ Бога.
     
     "Расспросите и посмотрите (Задай вопрос, и сам подумай) - рожает ли мужчина? (Конечно, нет) Почему же вижу Я у каждого мужчины руки на чреслах его (каждый мужчина держится за свой живот), как у роженицы (подобно женщине при родах), а лица у всех позеленели?" (30:6, Масора [Л.17]; в скобках, текст из [Л.15]).

     Вторая половина ст. 6 в одном из переводов выглядит так "мужчины корчатся, словно роженицы! Исказились их лица смертельной бледностью" [Л.8]. Но почему словно роженицы будут корчиться мужчины (30:6)? а также стонать женщины (4:31).
     Автор [Л.12] так отвечает на этот вопрос. "Часто библейский символ страдания - рожающая женщина (Иер. 30:6) и этот образ используется для описания скорби в последнее время ..." (стр. 706).
     Но в данном случае это не "символ страдания", а ... само страдание, мучения, невыносимая боль. О таком времени предупреждает апостол Павел.
     "Когда люди будут говорить: "Всюду мир и безопасность!" - тогда и нагрянет на них внезапно гибель, как начинаются схватки у роженицы, и не спастись бегством!"
(1Фес.5:3, пер. [Л.8]).
     Внезапные схватки возникнут из-за упоминавшегося ранее физического явления резонанса (см. §3). Он вызовет, в частности, судорожные очень болезненные сокращения мышц живота [Л.16] как у женщин, так и мужчин (Иер.4:31, 30:6).
     Резонанс также приведёт к нарушению нормального функционирования вестибулярного аппарата ("опьянению"), тошноте, блюванию, падению наземь (25:27). Оттого "лица у всех бледные" (30:6),  "исказятся смертельной бледностью" [Л.8], точнее "позеленеют" [Л.17]).

9. Спасение (30:7-9)

    Обеспокоенных слушателей нави, в первую очередь, интересовал вопрос о судьбе израильского народа в грядущий Йом Адонай. Пророк даёт такой ответ.

    "О, горе! велик (Как страшен будет) тот день, не было (Не будет) подобного ему; это - (время бедствий) бедственное время для Иакова, но он будет спасён от него (из него спасётся)" (30:7; в скобках, текст из [Л.19]).

     При чтении Синодального перевода Библии может сложиться ошибочное представление об избавлении евреев от горя в День Господень или их спасении "из него" [Л.19; Л.8]. Однако Масоретский текст устраняет указанное недоразумение. "Это час бедствия для Йаакова, и в нём же его избавление" [Л.17].
     Одно из мнений авторов [Л.9]. "Иеремия провидит тут время великой скорби, когда "остатку" Израиля и Иуды придётся пережить преследования, не сравнимые с тем, что пришлось им пережить прежде ..." (стр. 179).
     Верно. Будущее Ам Йисраэль - "Нет, не останетесь ненаказанными" (25:29, 30:11), подтверждается многочисленными иными ветхозаветными пророчествами [Л.1-7]. Но в чём выразится избавление Йаакова?

    "И будет в тот день, говорит Господь Саваоф (Цеваот, "Господь Воинств"): сокрушу (Я) ярмо его, которое на вые (шее) твоей, и узы ("оковы") твои разорву; и не будут уже служить чужеземцам (и не поработят его более чужеземцы)" (30:8; в скобках: текст из [Л.17], в кавычках - из [Л.8]).

     Здесь Яхве Цеваот обещает сокрушить ярмо рабства, в нём находились иудеи во времена пророка, а также многие столетия после него. Ярмо порабощения Адонай разбил в 1948 году, восстановив Мединат Йисраэль. Однако только в День Господа  даже евреи рассеяния  "не будут уже служить чужеземцам" (30:8).
  
    "Но будут служить Господу, Богу своему, и Давиду, царю своему, которого Я восстановлю им" (30:9).

    "Обещание в Иеремии 30:9 относится к будущему веку Царства, после великой скорби, когда Мессия будет править Своим народом" [Л.12, стр. 706]. Тогда иудеи станут "царством священников и народом святым" (Исх.19:6). Начнут преданно служить Йеhошуа ха Машиах бен Давид - Господу Иисусу Христу.
    Исполняя обязанности евангелистов, священников или левитов, служа учителями, судьями или советниками [Л.22]. Люди способные, богобоязненные, правдивые, неподкупные, избранные "из всего народа" (Исх.18:21). 

ЛИТЕРАТУРА

1. Статья "2. Комментарии к Книге пророка Софонии. День Господень".
2. Статья "1. Комментарии к Книге пророка Иоиля. Нашествие саранчи".
3. Статья "3. Комментарии к Книге пророка Аввакума. Глава 3 - Богоявление".
4. Статья "5. Комментарии к Книге пророка Наума. Глава 1 - Гнев Господень".
5. Статья "1. Комментарии к Книге пророка Исаии. День Господа (34:1-9, 13:1-13)".
6. Статья №3 "День Господень".
7. Статья "9. Комментарии к Книге пророка Иеремии. Великая гибель (4:6-29)".
8. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета, канонические. Современный русский перевод.- М.: Российское библейское общество, 2011.- 1 408 с.
9. Толкование Ветхозаветных книг. От книги Исаии по Книгу Малахии.- Ашфорд: Славянское миссионерское издательство, 1966.- 602 с.
10. Новый Библейский комментарий в 3 ч. Ч.2. Ветхий завет. Псалтирь - Книга Пророка Малахии.- СПб.: Мирт, 2000.- 571 с.
11. Статья №1 "Признак и знамение Второго пришествия Иисуса Христа".
12. Уоррен Уирсби. Комментарий на Ветхий Завет. В 2-х т. Том II. Ездра - Малахия.- СПб.: Библия для всех, 2011.- 1 111 с.
13. Мифы народов мира. Энциклопедия. Том 2.- М.: Советская энциклопедия, 1980.- 720 с.
14. Словарь библейских образов.- СПб.: Библия для всех, 2005.- 1423 с.
15. Библия. Современный перевод Библейских текстов.- М.: World Bible Translation Center, 2002.- 1150с.
16. Статья №4 "Время великой скорби".
17. Первые и последние пророки.- Йерушалаим: Мосад Арав КУК, 1975.- 1 002 с.
18. Толковая Библия. Комментарий на все книги Святого Писания. Под ред. Лопухина А.П. Том 2.- Минск: Харвест, 2001.- 1 312 с.
19. Библия. Новый Перевод на Русский Язык.- Herrljunga, Sweden: Международное Библейское Общество, 2007.- 1 228 с.
20. Учебная Библия с комментариями Джона Мак-Артура.- Минск: Славянское Евангельское общество, 2004.- 2 201 с.
21. Библейский культурно-исторический комментарий. Часть 1. Ветхий Завет.- СПб.: Мирт, 2003.- 984с.
22. Статья "7. Комментарии к Книге пророка Исаии. Будущность Ам Йисраэль (2:1-4, 4:1-6, 61:5-8)".
23. Большой Библейский словарь.- СПб.: Библия для всех, 2005.- 1 503 с.
24. Воргез А. Книга Иеремии. Главы 1-25. - СПб.: Библия для всех, 2010.- 431 с.
День Господень