Комментарии к Книге пророка Иеремии. Теократическое царство (23:1-12, 30:18-22)

"Вот, наступают дни, говорит Господь,- и восставлю Давиду
Отрасль праведную,  и воцарится Царь,  и будет поступать
мудро, и будет производить суд и правду на земле" (Иер.23:5)
 

1. Вступление

    Заключение нового завета [Л.1] между Богом и израильским народом (Иер.31:31-34) будет означать наступление теократического царства. Как для Мединат Йисраэль (23:1-12, 30:18-22), так для всех стран [Л.2, 3] и народов на земле (3:17, 16:19).
     Теократия это "Форма правления, когда один лишь Бог признаётся высшей политической властью, вне зависимости от того, имеет ли Он представителя в лице человека-царя" [Л.15, стр. 1236].
     Композиция ст. 23:1-12, 30:18-22. 1. Введение, предупреждающее злых пастырей (23:1, 2).
        2. Изложение главной темы - грядущее теократическое царство:
            а) собирание уцелевших в один благословенный народ (23:3, 4, 30:19, 20);
            б) восстановление разрушенного Йерушалаима, постройка храма (30:18);
            в) теократическое правление (23:5, 30:21, 22).
        3. Заключение, осуждающее лицемерие пророков и священников (23:9-12).
     Главная тема. Будущее восстановление государственности остатку израильского народа, уцелевшему в дни Великой гибели.
     Цель написания. Предупредить о грядущем наказании пророков да священников, неправедно пасущих народ, а также утешить притесняемых обещанием справедливого правления в теократическом государстве.
     Содержание. Негодные руководители избранного народа регулярно губили и разгоняли овец паствы Божьей (23:1, 11). Поэтому будут сурово наказаны (23:2, 9, 10) в год их посещения (23:12).
     В те дни  Адонай Сам соберёт остаток стада Своего, вернёт на прежнее место, умножит да прославит (23:3, 30:19, 20). Поставит над ними заботливых пастырей (23:4, 30:21) во главе с Царём, Отраслью праведной - Иеhошуа ха Машиах бен Давид (23:5).
     В теократическом царстве  Мессия обеспечит израильтянам безопасную, мирную, благословенную жизнь (23:6-8, 30:18). Они станут Его народом, а Он - их Богом (30:22).
    Проблемы толкования. Пророчества Иеремии (23:1-12, 30:18-22) полностью или частично относятся к возвращению евреев из вавилонского плена или они ещё не исполнились. Как понимать стих  23:9.

2. Горе негодным пастырям (23:1, 2)

     Руководители всех стран во все времена значительно влияли на жизнь сограждан. Часто  их правление оказывало самое губительное воздействие на судьбы людей, как об этом образно напоминает Йирмейа.

    "Горе пастырям (пастухам Иудеи), которые губят и разгоняют ("рассеивают") овец паствы ("стада") Моей! говорит Господь" (23:1; в скобках: текст из [Л.4], в кавычках - из [Л.5]).

     "Пастырями (пастухами) часто назывались политические и религиозные лидеры в Израиле и Иудее" [Л.26, стр. 881]. "Пастыри - это не только цари, но и поставленные царями правители народа" [Л.6, стр. 39]. А именно вожди, судьи, священники, учителя, пророки. Все они повернулись спиной к Богу, не заботятся об овцах Его, а губят их. Горе таким пастухам.

   "Посему так говорит Господь, Бог Израилев, к пастырям (пастухам), пасущим народ Мой: вы рассеяли ("разогнали") овец Моих и разогнали ("оттолкнули") их и не смотрели (не заботились) за ними; вот Я накажу (покараю) вас за злые дела ваши, говорит Господь" (23:2; в скобках: текст из [Л.5] в кавычках - из [Л.7]).

    Как сказал Адонай Элохим, так будет. Он наказывал нечестивых иудейских правителей во времена Иеремии [Л.8, стр. 883, 884], до него, после его смерти (стр. 1045, 1046). Также "за злые дела" покарает Йахвэ пастырей Мединат Йисраэль  в последние дни [Л.9, 10]. Это наказание провидит нави, призывая их скорбеть.
     "Рыдайте (стенайте), пастыри! вопите ("крутитесь на земле от боли") и валяйтесь (во прахе), главари стада (обваляйтесь в золе, вожди), ибо пришли дни ("время воздаяния") заклания вашего; (вы падёте и разобьётесь) и разобью Я вас, и вы падёте, как драгоценный сосуд" (25:34, Масора [Л.7]; в скобках, текст: из [Л.11], в кавычках - из [Л.4]).
     Пророк утверждает, не будет вождям избранного народа ни убежища, ни спасения (ст.35); он уже слышит их вопль да рыдания (ст.36). Ибо опустошается Израиль, уничтожаются мирные селения его Всемогущим (ст.37), оставившим небесное жилище Своё (ст.38).

3. Собирание остатка (23:3, 4)

     Эль Шаддай накажет не только пастырей, но весь народ Свой, оставивший Источник живой воды. Изгонит его из земли обетованной в День Господень [Л.10], время Великой гибели [Л.9]. Затем соберёт остаток, вернёт его назад, как обещал.

    "И соберу (тех, которые покинули Меня) остаток ("уцелевших") стада Моего из всех стран, куда Я изгнал их, и возвращу их во дворы их,- и будут плодиться и размножаться (у них будет много детей, и они вырастут счастливыми)" (23:3; в скобках: текст из [Л.4], в кавычках - из [Л.11]).

     Какую уцелевшую часть еврейского народа имеет в виду Йирмейа? "Остаток вернётся в Иудею после плена, восстановит храм и возродит национальную жизнь", считает автор работы [Л.13].
     На самом деле, под остатком подразумеваются евреи последних дней (рис.1), уцелевшие в дни Великой гибели (4:6-29).
    "Возвращение иудеев из Вавилона описано таким языком, что во всей полноте это относится к окончательному возвращению Божьего народа "из всех стран" (ст. 8) в дни Мессии ... Эти пророчества ещё не исполнились" [Л.14, стр. 1081].
     В стихе 3 утверждается, изгонит евреев из их страны Господь, но в ст.1, 2 вина за рассеяние возлагается на правителей. Такое противоречие можно объяснить использованием нави причинно-следственной связи.
     Причина наказания "злые деяния" пастырей, а следствие - суд Божий [Л.12]. Изгонит овец паствы Своей именно Яхве Элохим (23:3). Он же  соберёт уцелевший остаток (31:10), вернёт "во дворы их" (23:3; "Дворы" - это земля обетованная" [Л.22]), назначит достойных руководителей.

   (дам) поставлю над ними (новых) пастырей, которые будут пасти их (заботиться о них), и они ("овцы Мои") уже не будут бояться и пугаться и не будут теряться ("ни одна из них не пропадёт"), говорит Господь" (23:4; в скобках: текст из [Л.4], в кавычках - из [Л.24]).
 
4. Отрасль праведная (23:5)
 
     Адонай восстановит государственность уцелевшему остатку Своему. Поставит над ним праведных вождя, старейшин, священников, судей, учителей, а также справедливого Царя.

   "Вот, наступают (Непременно настанут) дни, говорит Господь,- и восставлю (воздвигну) Давиду Отрасль (Ветвь) праведную, и воцарится Царь, и будет поступать (править) мудро, и будет производить (вершить) суд (справедливость) и правду на земле" (23:5; в скобках, текст из [Л.11]).

    Слово "Ветвь" (Отрасль) в буквальном смысле означает "побег или отросток дерева или куста, в переносном - мессианская или другая духовная метафора" [Л.15, стр. 231]. "Мессия изображён как Ветвь (букв. "Росток") родословного дерева Давида, Который будет править Божьим народом в будущем" [Л.14].
     И другие комментаторы считают, в ст.5, также в 33:14-16; Ис.4:2-6, 11:1, содержится указание на Мессию [Л.6, 13, 16, 17, 25, 26].
     "Предсказание это исполнилось в Иисусе Христе. Хотя в первый раз Он приходил только как Мессия Израиля, полностью предсказание Иеремии осуществится во второе Его пришествие и последующее тысячелетнее правление Его" [Л.12, стр. 168]). 
     В Древнем мире  поддержание порядка да справедливости в стране главная задача царя, наместника бога на земле [Л.18, стр. 323]. Многие правители Иудеи, особенно Израиля, не справились со своими обязанностями, возложенными на них Богом Авраама, Ицхака, Йаакова (Втор.17:14-20).
     Оттого Господь через Отрасль праведную, истинного Царя, установит мудрое и справедливое теократическое правление. Как в Эрец Йисраэль (Иер.23:5, 30:22), так во всём мире (3:17, 16:19; Дан.7:13, 14, Зах.9:10, 14:9, Пс.21:28, 29).
    "Праведной названа эта Отрасль потому, что справедливость - первая добродетель правителя-пастыря и ею-то вполне будет обладать Отрасль Давидова" [Л.6, стр. 40].
     Но почему провидец именует Помазанника "Отрасль"? Во-первых, Он является Ветвью родословного древа царя Давида. Во-вторых, Христос возвратится в праздник Кущей (шалашей) [Л.19]. Отраслью же назывались пальмовые ветви (из них евреи строили шалаши), а также ответвления золотого подсвечника в храме [Л.15].

5. Наше оправдание (23:6)

     В теократическом государстве воссоединятся потомки всех 12  колен древних Йисраэля (Северное царство) и Йеуды (Южное царство) для мирной жизни.

    "Во дни Его (во времена этой Праведной Отрасли) Иуда спасётся и Израиль будет жить безопасно; и вот - имя Его, которым будут называть Его: "Господь - оправдание (праведность, "справедливость") наше!" (23:6; в скобках: текст из [Л.4], в кавычках - из [Л.7]).

     Спасение Иудее, безмятежную жизнь Израилю (рис.2) принесёт справедливый Царь, Отрасль праведная (23:5), Иеhошуа ха Машиах бен Давид, т.е. Иисус Христос (Ин.4:25, 26)..
     Его появление предсказывают многие ветхозаветные пророки (Ис.9:6, 7, 11:1-10; Иез.34:22-25, 37:22-28; Дан.7:13, 14; Ос.3:4, 5; Мал.3:1 и т.д.).
     Они именовали Мессию Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира (Ис.9:6), отрасль Господа (4:2, 11:1; Зах.6:12), Царь (Ис.32:1; Иез.37:22), Давид (34:24, 37:24; Ос.3:5), Сын Человеческий (Дан.7:13), Ангел завета (Мал.3:1).
     Владыка, "Которого происхождение из начала, от дней вечных" (Мих.5:2, б; Лк.1:32, 33).
   Иеремия же называет Машиаха "Отрасль праведная" (23:5, 33:15), предвидя эсхатологическое имя Его "Господь оправдание наше" (ст.6). "Согласно 1 Коринфянам 1:30 и 2 Коринфянам 5:21, это возвышенное имя относится только к Иисусу Христу" [Л.13].
    Некоторые комментаторы, например [Л.12, 16], считают, Йирмейа специально назвал Мессию титулом "Господь оправдание наше". Тем самым намекая современникам на созвучное ему словосочетание "Господь - моя правда", имя последнего иудейского царя Седекии, "вопреки которому он поступал всю жизнь" [Л.16; Л.26].
    Возможно  такое предположение верно. Однако данное пророчество предназначено будущим поколениям, живущим в мессианском царстве. Тогда именно в Господе: оправдание [Л.5] наше, праведность [Л.4, 11] наша и справедливость [Л.7].
     Царь царей рассудит распри многих народов, повсюду положит конец раздорам; "перекуют они мечи свои на орала", позабудут искусство войны (Мих.4:3).

6. Жив Господь (23:7, 8)

    До настоящего времени Шемот является одним из самых значительных событий в истории еврейского народа. Удивительно, но пророк предсказывает умаление значения Исхода в будущем!

    "- Итак, непременно наступят дни ("Придёт время"),- возвещает Господь,- когда не будут больше говорить (произносить старую клятву): "Верю, как и то,  что жив Господь (жив Единственный), Который вывел израильтян из Египта, -" (23:7, пер. [Л.11]; в скобках: текст из [Л.4], в кавычках - из [Л.24]).

    Какое же  ещё более значительное событие  может затмить спасение евреев Адонаем во времена Шемот? Нави Йирмейа получает такое откровение:

    "а будут говорить (по-новому): "Верно, как и то, что жив Господь (жив Единственный), Который вывел и привёл потомков дома Израиля из северных земель и из всех стран, куда Он изгнал их". Тогда они (народ Израиля) будут жить в своей земле" (23:8, пер. [Л.11]; в скобках, текст из [Л.4]).

     В комментариях [Л.14, 22, 26] на ст.8 утверждается, речь о возвращении евреев из вавилонского плена. Иная версия. "Пророк соединяет два момента: избавление от плена вавилонского и пришествие Мессии" [Л.6]. Последнее мнение разделяют другие авторы, например [Л.12, 13].
    Однако маловероятно, что остаток евреев (23:3), уцелевший после Великой гибели (4:6-29), станет вспоминать короткий вавилонский плен 2 500-летней давности. Взамен более значительного, тяжёлого и продолжительного периода рабства в Египте.
     Кроме того, Йахвэ выведет потомков дома Израиля "из всех земель (стран)" (23:8, б), а не только из Вавилона, находившегося на востоке, а не на севере.
     Поэтому в ст.8 подразумеваются, скорее всего, последние дни (30:24). Когда Эль Шаддай в День Господень [Л.9, 10] изгонит израильский народ на север, восток и юг. Затем соберёт остаток в Эрец Йисраэль (23:3, 8, 32:37), заключит с ними новый завет [Л.1].

7. Необычные ощущения Иеремии (23:9)

     Йирмейа относит к пастырям также пророков, призванных возвещать народу волю Бога, которую Он передавал через них (Ам.3:7).
    Однако наряду с истинными нави существовали их враги (Иер.18:18), ложные пророки (5:31, 14:14). Прелюбодеи, стремящиеся ко злу  и неправде (23:10), лицемеры (ст.11), обманщики, внушающие ложные надежды (ст. 16-18, 25-31).
     От "пророков ложных снов", вводящих в заблуждение народ, одна беда, нет никакой пользы (23:32). Оттого Господь наведёт на них бедствие в год наказания (ст.12). Поразительно! но загадочные физиологические последствия от будущего наказания таких провидцев ощутил на себе Иеремия.

    "О пророках (:) сердце моё во мне раздирается (разрывается), все кости мои сотрясаются (дрожат); я - как пьяный, как человек, которого одолело вино, ради (из-за) Господа и ради (из-за) святых слов Его" (23:9; в скобках, текст из [Л.11]).

     Когда Адонай Цеваот приведёт "от севера бедствие и великую гибель" (4:6), таинственные физиологические расстройства организма поразят всех негодных пастырей: правителя, вельмож, священников, пророков (ст.9; 23:1, 2, 9-12).
     У них затрепещет сердце, оцепенеет тело, охватит неожиданный ужас (4:9, 19; 15:8). Затем  сердце раздирается, все кости сотрясаются, а ноги подкашиваются, как у пьяного (23:9). Внутренность содрогается (4:19, Плач.1:20), трясутся чресла (Ис.21:3) да колени (Наум.2:10), дрожат руки (Иез.7:27) и губы (Авв.3:16).
     Функциональные расстройства произойдут из-за внезапного вмешательства Бога в дела человеческие, "ибо Я наведу ("обрушу" [Л.24]) на них бедствие, (в) год посещения (наказания) их, говорит Господь" (Иер.23:12). "Иеремией как бы владеет голос Божий" [Л.12].
     В день бедствия, такое постороннее воздействие на людей проявится через физическое явление резонанса. Совпадения частоты инфразвуковых колебаний геосферы, гидросферы и атмосферы с частотой собственных колебаний человеческих органов [Л.20].
   Резкое увеличение их амплитуды вызовёт раздирание сердца, сотрясение костей, необычное ощущение опьянения (23:9) из-за нарушения нормальной работы вестибулярного аппарата.  А также другие функциональные расстройства, о которых пишут Йешайа [Л.2]  и Миха [Л.3].
 
8. Причины наказания пастырей (23:10, 11)
 
     Тяжёлое бедствие от Яхве Цеваот поразит всех негодных пастырей в "год посещения их" (23:12). Но почему?

    "Потому что земля полна распутников (прелюбодеяния), потому что плачет земля под проклятием (Господь проклял землю), и сгорели в пустыне патбища (в пустыни поля превратились). Путь пророков зол (стремятся ко злу), и их сила - несправедлива (силу свою отдают лжи)" (23:10, пер. [Л.11]; в скобках, текст из [Л.4]).

     Лжепророки (14:14, 23:21) стремятся ко злу, злодейство - цель их (ст.10, [Л.5]),  силу свою они отдают лжи [Л.4].
     Народ оставил Бога своего и ходит в дома блудниц (5:7, 8; рис. 3). "Неужели Я не накажу за это? говорит Господь" (ст.9, а).
   В Йом Адонай наказание выразится через сгоревшие пастбища, опустошенные поля, плачущую многодневными непрерывными дождями землю,которая находится под проклятием (23:10).
     Пророки, "совместно со священниками, ведут к гибели свой народ" [Л.6, стр. 40], "они стремятся ко злу" [Л.22, стр. 379].
   
   "Ибо и пророк и священник - лицемеры (Развратны, букв. "осквернили себя"); даже в доме (Храме) Моём Я нашёл нечестие их (вижу их злодеяния), говорит Господь" (23:11; в скобках, текст из [Л.24]).

     Лицемерие лжепастырей  автор [Л.13] видит в прелюбодействе. "Потом они шли в храм и делали вид, что поклоняются Яхве (23:11), превращая дом Бога в разбойничий вертеп (7:9-11)" (стр. 696). В работе [Л.12] приведено иное мнение. "Они в своих интересах искажали Тору" (стр. 168).
    При любом варианте толкования ясно, в ст. 11 говорится о беззаконии пророков и священников, поставленных Адонаем пасти Его народ (ст. 1, 2). Изменилось ли что-то в лицемерном поведении пастырей со времён Иеремии? Принципиально, нет.

9. Год посещения (23:12)

     Какое наказание ожидает недостойных пророков да священников в последние дни, в год посещения? Нави отвечает.

    "За это их путь станет скользким, они будут ввергнуты во тьму и там упадут (они будут падать). Я нашлю (обрушу) на них беду (бедствие), когда придёт год их наказания (в Синод. пер. "посещения"),- возвещает Господь" (23:12, пер. [Л.11]; в скобках, текст из [Л.24]).

    "Год посещения их (ст.12) - это год, когда суд совершится" [Л.12]. Орудием суда послужит "меч" Господа (25:29-31), он же "истребитель народов" (4:6-8), а также "буря Господня" (23:19), сильное землетрясение (4:24).
    Согласно видения, полученного Иеремией, суд совершится в 3 этапа (23:9, 12, 15). Первый, физиологические расстройства (ст. 9), обусловленные инфразвуковым резонансом, возникающим из-за землетрясений, колебаний воды и воздуха.
    Второй этап, погружение лжепастырей во тьму, где они падают на скользкой от непрерывных дождей земле (23:12). Круглосуточную кромешную тьму, а также сорока дневный горячий дождь вызовет большой вихрь от края земли  до края её [Л.21].
     На третьем этапе суда, Яхве Цеваот обещает. "Я накормлю их полынью ("Горькой пищей" [Л.11], "отравленной" [Л.4]) и напою их водою с жёлчью ("отравленной водой" [Л.11, 4, 24], "ядовитой" [Л.5, 7])" (23:15, б).
     Ибо проклятием для опустошенной огнём плачущей земли (23:10, 4:23-26) явится многодневный кислотный дождь, отравляющий пресную воду (Отк.8:11). Опустевшие поля зарастут сорняками, а пищей нечестивым пророкам будет горькая полынь (23:15).
     Оттого Йирмейа делится с нами следующим откровением. "Слышен вопль пастырей и рыдание вождей стада, ибо опустошил ("разорил" [Л.5], "уничтожает" [Л.24]) Господь пажить (пастбище) их" (25:36; 9:10). Горе им (23:1, 2), горе роскошному городу Иерусалиму, ставшему "грудою камней" (9:11), горе всей выжженной стране (ст.12).

10. Восстановление Иерусалима и храма (30:18)

     Композиция эсхатологической 30-й главы совпадает с построением главы 23. После предсказания горя всему народу (30:4-7; в  23:1, 2 - горе его пастырям), следует обещание теократического правления (30:8-22; как в  23:3-8).

     "Так говорит Господь: вот, возвращу (верну) плен (благополучие) шатров Иакова и селения его помилую,- и город опять будет построен (поднимется город из руин) на холме своём, и храм устроится ("храм будет стоять по уставу его") по прежнему" (30:18; в скобках: текст из [Л.11], в кавычках - из [Л.7]).

     "В ст.30:18-22 Бог говорит о грядущем восстановлении Иерусалима. Город и храм будут отстроены снова" [Л.26, стр. 886].
     Устами пророка, Адонай уже дал обет собрать остаток Иакова, вернуть "их во дворы их" (23:3).
     Сейчас Он конкретизирует Своё обещание возвращения благополучия народу Своему (30:18).
     Будут помилованы, т.е. восстановлены селения или "места обитания" [Л.7], "жилища" [Л.5, 11] в Эрец Йисраэль (Ам.9:14, 15).
    В том числе разрушенный великим землетрясением город Йерушалаим (Отк.16:18, 19, рис. 4) поднимется из руин (Иер.30:18, б; 31:38-40).
    "В то время  назовут Иерусалим престолом Господа; и все народы ради (чтобы почтить) имени Господа соберутся в Иерусалим ("туда, где обитает имя Господа") и не будут более поступать по упорству (упрямству) злого сердца своего" (3:17; в скобках: текст из [Л.11], в кавычках - из [Л.5]).
     Согласно обещания Благословенного, также "храм устроится по прежнему" (30:18, в). После окончания строительства Бейт а-Микдаш, его освящения, очищения Израиля от греха [Л.19] "внезапно придёт в храм Свой Господь" (Мал.3:1, б).
     Оттого слава последнего иерусалимского Дома Бога будет намного больше, чем прежнего (Агг.2:6-9, Мих.4:1-3, Иез.37:26-28). О насилии, разорениях, грабежах уже не слышно в земле Израиля (Иер.23:6, Ис.60:18).

11. Умножение остатка (30:19, 20)

    После восстановления престола Господа - города Йерушалаим и строительства Бейт Адонай, символа национального возрождения Йисраэля, Благословенный размножит уцелевший "остаток стада" Своего (23:3). Благодарящий Его в храме, ликующий в городе.

   "И вознесутся из них благодарение ("хвалебные молитвы") и голос веселящихся (повсюду будут раздоваться радостные возгласы); и Я умножу их (пошлю им многочисленное потомство), и не будут умаляться ("впредь не станет их меньше"), и прославлю ("возвеличу") их, и не будут унижены (никто не посмотрит на них свысока)" (30:19; в скобках: текст из [Л.4], в кавычках - из [Л.5]).

    Истинно, обещанное Богом исполнится. Хвалебные молитвы и песнопения в Доме "молитвы для всех народов" (Ис.56:7). Радостные возгласы в Иерусалиме "благословен Грядый во имя Господне!" (Лк.13:35), "Господь - оправдание наше!" (Иер.23:6).
     Отныне, остаток народа завета никогда количественно не уменьшится, никто не посмеет унижать его (30:19).

    "И сыновья его будут (желанны Мне), как прежде, и сонм (община) его будет предстоять ("укрепится") предо Мною, и накажу ("покараю") всех притеснителей его" (30:20; в скобках: текст из [Л.7], в кавычках - из [Л.5]).

     Покаявшийся мятежный дом Иуды станет желанным для Господа, благословенным как прежде (Втор.28:1-13). Бог заключит с ним новый завет, напишет его на сердцах их (Иер.31:31-33, [Л.1]). Община Его "будет предстоять предо Мною" (30:20), обещает Адонай Элохим. Или "политический и религиозный орган власти" [Л.25, стр. 466].
    Всемогущий покарает всех притеснителей евреев, в том числе участников будущей Армагеддонской военной кампании [Л.19]. А иудеям пошлёт многочисленное потомство, возвеличит их среди народов (30:19).
     "И поставлю над ними пастырей, которые будут пасти их (заботиться о них), и они уже не будут бояться и пугаться (пребывать в страхе и ужасе) и не будут теряться (ни одна из них не пропадёт), говорит Господь" (23:4; в скобках, текст из [Л.24]).

12. Теократия (30:21, 22)

     Ранее Йирмейа сообщил слушателям откровение о будущем восстановлении государственности Израиля (23:3-8, 30:18-20) под теократическим правлением Царя (23:5). Важное дополнение этого предсказания содержится в следующем загадочном стихе.

    "И будет вождь его (царь) из него самого (из его народа), и владыка его ("правитель") произойдёт (выйдет) из среды его; и Я приближу его, и он приступит ("приблизится") ко Мне; ибо кто отважится сам собою ("самовольно") приблизиться ко Мне? говорит Господь" (30:21; в скобках: текст из [Л.7], в кавычках - из [Л.11]).

     "Кто этот идеальный вождь? Давид (или некто равный ему; см. ст.9) ... Или Мессия, как полагают многие богословы? Единого мнения на этот счёт нет" [Л.12, стр. 180].
    Но вождь в ст.21 не может быть ни Давидом (он давно умер) ни человеком, равным ему. Ибо так Йирмейа раньше называл Машиаха - Отрасль праведную родословного древа Давида (23:5; [Л.6, 12-17]). О Нём же говорится в 30:9 и 33:15, в отличие от 30:21.
     По-видимому, во фразе "вождь будет одним из них, их правитель выйдет из их среды" (ст.21, пер. [Л.11]) имеется в виду знатный еврей ("новый лидер" [Л.26]), уважаемый уцелевшим остатком (23:3). Его как и остальных пастырей (священников, судей, учителей), поставит на служение Сам Господь (ст.4).
    Оттого написано "он приступит ко Мне; ибо кто отважится сам собою приблизиться ко Мне?" (30:21, б). Ведь "Несанкционированное вступление в присутствие Божие наказывалось смертью" [Л.25]. Каким образом новый вождь Йисраэля приблизится к Адонаю? Трудно сказать.
    Скорее всего через главного священника, возглавляющего богослужения в иерусалимском храме, его поставит на служение Господь (23:4, Зах.6:13). Только он сможет говорить с Ним в святая святых подобно временам Моше (Числ.7:89). Передавая волю Бога народу Его, как при обращении Савла (Деян.26:13-18). Благословенный торжественно провозглашает.

     "И вы будете ("Тогда вы станете" [Л.24]) Моим народом, и Я буду вам Богом" (30:22; этого стиха нет в Септуагинте [Л.23, стр. 150], но он есть в Масоре [Л.7]).

    Не только Богом евреям, но Господом всем уцелевшим во время Великой гибели народам на земле (3:17, 4:2, 16:19; Зах.2:10-12, 9:10, 14:9, 16-21; Мих.4:1-3; Ис.11:1-10; Дан.7:13, 14; Соф.3:9-20; Отк.11:15). Потому что "от (из) Сиона выйдет закон (Наставление, "все повеления Господни" [Л.24]) и слово Господне - из Иерусалима" (Мих.4:2, в).

ЛИТЕРАТУРА

 1. Статья "11. Комментарии к Книге пророка Иеремии. Новый завет (31:31-34, 32:37-42)".
2. Статья "8. Комментарии к Книге пророка Исаии. Мессианское царство (35:1-10, 66:19-24)".
3. Статья "6. Комментарии к Книге пророка Михея. Глава 4 - Тысячелетнее царство".
4. Библия. Современный перевод Библейских текстов.- М.: World Bible Translation Center, 2002.- 1150с.
5. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета, канонические. Современный русский перевод.- М.: Российское библейское общество, 2011.- 1 408 с.
6. Толковая Библия. Комментарий на все книги Святого Писания. Под ред. Лопухина А.П. Том 2.- Минск: Харвест, 2001.- 1 312 с.
7. Первые и последние пророки.- Йерушалаим: Мосад Арав КУК, 1975.- 1 002 с.
8. Ринекер Ф., Майер Г. Библейская энциклопедия Брокгауза.- Кременчуг: Християнська зоря, 1999.- 1088 с.
9. Статья "9. Комментарии к Книге пророка Иеремии. Великая гибель (4:6-29)".
10. Статья "10. Комментарии к Книге пророка Иеремии. День Господень (25:29-38, 30:5-9)".
11. Библия. Новый Перевод на Русский Язык.- Herrljunga, Sweden: Международное Библейское Общество, 2007.- 1 228 с.
12. Толкование Ветхозаветных книг. От книги Исаии по Книгу Малахии.- Ашфорд: Славянское миссионерское издательство, 1966.- 602 с.
13. Уоррен Уирсби. Комментарий на Ветхий Завет. В 2- т. Том II. Ездра - Малахия.- СПб.: Библия для всех, 2011.- 1 111 с.
14. Учебная Библия с комментариями Джона Мак-Артура.- Минск: Славянское Евангельское общество, 2004.- 2 201 с.
15. Большой библейский словарь.- СПб.: Библия для всех, 2005.- 1 503 с.
16. Новая Женевская учебная Библия.- Hanssler-Verlag, 1998.- 2 052 с.
17. Новый Библейский комментарий в 3 ч. Ч.2. Ветхий завет. Псалтирь - Книга Пророка Малахии.- СПб.: Мирт, 2000.- 571 с.
18. Библейский культурно-исторический комментарий. Часть 1. Ветхий Завет.- СПб.: Мирт, 2003.- 984с.
19. Статья № 13 "Числа".
20. Статья №4 "Время великой скорби".
21. Статья №3 "День Господень.
22. Воргез А. Книга Иеремии. Главы 1-25.- СПб.: Библия для всех, 2010.- 431 с.
23. Воргез А., Митчел М. Книга Иеремии. Главы 26-52.- СПб.: Библия для всех, 2010.- 431 с.
24. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета в современном русском переводе.- М.: Издательство ББИ, 2015.- 1856 с.
25. Комментарии к Ветхому и Новому Заветам.- Минск: Фонд "Лютеранское культурное наследие", 2007.- 832 с.
26. Славянский библейский комментарий.- Киев: ЕААА, Книгоноша, 2016.- 1840 с.

День Господень