1. Вступление
Композиция ст. 23:1-12, 30:18-22. 1. Введение, предупреждение злым пастырям (23:1, 2).
2. Изложение главной темы - грядущее царство:
а) собирание остатка (23:3, 4, 30:19, 20);
б) восстановление разрушенного Йерушалаима, постройка Храма (30:18);
в) правление Мессии (23:5, 30:21, 22).
3. Заключение, осуждающее лицемерие (23:9-12).
Главная тема. Будущее восстановление государственности израильтянам, выжившим в пору Великой гибели.
Цель написания. Предупредить о грядущем наказании неправедных правителей, священников да пророков, утешить притесняемых обещанием справедливого правления.
Содержание. Негодные руководители регулярно губили и разгоняли овец паствы Божьей (23:1, 11), посему будут сурово наказаны (23:2, 9, 10) в год посещения (23:12).
В те дни Адонай Сам соберёт остаток стада, вернёт на прежнее место, умножит да прославит его (23:3, 30:19, 20). Поставит над ним заботливых пастырей (23:4, 30:21) во главе с Царём, Отраслью праведной, Иеhошуа ха Машиах бен Давид (23:5).
Господь обеспечит спасённым безопасную, мирную, благословенную жизнь (23:6-8, 30:18), они станут Его народом, а Он - их Богом (30:22).
Проблемы толкования. Пророчества в ст. 23:1-12, 30:18-22 полностью или частично относятся к возвращению евреев из вавилонского плена или они ещё не исполнились; как понимать ст. 23:9.
2. Горе негодным пастухам (23:1, 2)
"Горе пастырям (пастухам Иудеи), которые губят и разгоняют ("рассеивают") овец паствы ("стада") Моей! говорит Господь" (23:1; в скобках: текст из [Л.4], в кавычках - из [Л.5]).
"Пастырями (пастухами) часто назывались политические и религиозные лидеры в Израиле и Иудее" [Л.26, стр. 881], "не только цари, но и поставленные царями правители народа" [Л.6, стр. 39]. А именно вожди, судьи, священники, учителя, пророки. Все они повернулись спиной к Богу, осквернились, прикасаясь ко злу, не заботятся об овцах Его, губят их.
"Посему так говорит Господь, Бог Израилев, к пастырям, пасущим народ Мой: вы рассеяли ("разогнали") овец Моих и разогнали ("оттолкнули") их и не смотрели (не заботились) за ними; вот Я накажу (покараю) вас за злые дела ваши, говорит Господь" (23:2; в скобках: текст из [Л.5] в кавычках - из [Л.7]).
Как сказал Йахвэ Элохим, так обязательно произойдёт. Он наказывал нечестивых иудейских начальников во дни Иеремии [Л.8, стр. 883, 884], до него, после его смерти (стр. 1045, 1046). Несомненно, в будущем, "за злые дела", покарает руководителей Мединат Йисраэль [Л.9, 10]. Воздаяние негодным вождям провидит сын Хелкии, призывая скорбеть.
"Рыдайте (стенайте), пастыри! вопите ("крутитесь на земле от боли") и валяйтесь (во прахе), главари стада (обваляйтесь в золе, вожди), ибо пришли дни ("время воздаяния") заклания вашего; (вы падёте и разобьётесь) и разобью Я вас, и вы падёте, как драгоценный сосуд" (25:34, пер. [Л.7]; в скобках, текст: из [Л.11], в кавычках - из [Л.4]).
Провидец утверждает, не будет чиновникам ни убежища, ни спасения (ст.35); он уже слышит их вопль да рыдания (ст.36). Опустошается Израиль, его мирные селения уничтожаются Всемогущим (ст.37), оставившим небесное жилище Своё (ст.38).
3. Зачем собирать евреев? (23:3, 4)
"И соберу (тех, которые покинули Меня) остаток ("уцелевших") стада Моего из всех стран, куда Я изгнал их, и возвращу их во дворы их,- и будут плодиться и размножаться (у них будет много детей, и они вырастут счастливыми)" (23:3; в скобках: текст из [Л.4], в кавычках - из [Л.11]).
Какую часть соотечественников имеет в виду нави? "Остаток вернётся в Иудею после плена, восстановит храм и возродит национальную жизнь", предполагает автор работы [Л.13].
"Возвращение иудеев из Вавилона описано таким языком, что во всей полноте это относится к окончательному возвращению Божьего народа "из всех стран" (ст. 8) в дни Мессии ... Эти пророчества ещё не исполнились" [Л.14, стр. 1081]. Верно, более того, не сбылись 2 обещания Его даже современному Израилю, "Я исцелю Мой народ и открою ему изобилие мира и безопасности" (33:6, пер. [Л.11]).
Стих 23:3 утверждает, изгонит израильтян из страны Господь, но в ст.1, 2 вина за рассеяние возлагается на правителей. Указанное противоречие можно объяснить использованием причинно-следственной связи.
Причина наказания, "злые деяния" правящей элиты, следствие - Его суд [Л.12]; изгонит овец паствы Своей именно Яхве (23:3). Он же соберёт рассеянных (31:10), вернёт "во дворы их" (23:3; "Дворы" - это земля обетованная" [Л.22]), назначит достойных начальников.
"И (дам) поставлю над ними (новых) пастырей, которые будут пасти их (заботиться о них), и они ("овцы Мои") уже не будут бояться и пугаться и не будут теряться ("ни одна из них не пропадёт"), говорит Господь" (23:4; в скобках: текст из [Л.4], в кавычках - из [Л.24]).
4. Ветвь праведная (23:5)
"Вот, наступают (Непременно настанут) дни, говорит Господь,- и восставлю (воздвигну) Давиду Отрасль (Ветвь) праведную, и воцарится Царь, и будет поступать (править) мудро, и будет производить (вершить) суд (справедливость) и правду на земле" (23:5; в скобках, текст из [Л.11]).
Слово Отрасль в буквальном смысле означает "побег или отросток дерева или куста; в переносном - мессианская или другая духовная метафора" [Л.15, стр. 231]. "Мессия изображён как Ветвь (букв. "Росток") родословного дерева Давида, Который будет править Божьим народом в будущем" [Л.14].
И другие толкователи уверены, в ст. 23:5, 33:14-16, Ис.4:2-6, 11:1, содержатся указания на Мессию [Л.6, 13, 16, 17, 25, 26]. "Предсказание это исполнилось в Иисусе Христе. Хотя в первый раз Он приходил только как Мессия Израиля, полностью предсказание Иеремии осуществится во второе Его пришествие и последующее тысячелетнее правление Его" [Л.12, стр. 168]).
В Древнем мире поддержание порядка и справедливости в стране - главная задача царя, наместника бога на земле [Л.18, стр. 323]. Многие правители Иудеи, особенно Израиля, не справились со своими обязанностями, возложенными на них Богом Авраама, Ицхака, Йаакова (Втор.17:14-20).
Оттого, через истинного Монарха, будет установлено мудрое и справедливое теократическое правление. Как в Эрец Йисраэль (Иер.23:5, 30:22), так во всём мире (3:17, 16:19; Дан.7:13, 14, Зах.9:10, 14:9, Пс.21:28, 29).
"Праведной названа эта Отрасль потому, что справедливость - первая добродетель правителя-пастыря и ею-то вполне будет обладать Отрасль Давидова" [Л.6, стр. 40]. Но почему провидец в ст. 23:5 именует Помазанника таким странным словом "Отрасль"?
5. Наше оправдание (23:6)
"Во дни Его (во времена этой Праведной Отрасли) Иуда спасётся и Израиль будет жить безопасно; и вот - имя Его, которым будут называть Его: "Господь - оправдание (праведность, "справедливость") наше!" (23:6; в скобках: текст из [Л.4], в кавычках - из [Л.7]).
Спасение Иудее, безмятежную жизнь Израилю (рис.2) принесёт справедливый Царь (23:5) Иеhошуа ха Машиах бен Давид, т.е. Господь Иисус Христос (Ин.4:25, 26).
Его триумфальное появление предсказывают многие ветхозаветные пророки (Ис.9:6, 7, 11:1-10; Иез.34:22-25, 37:22-28; Дан.7:13, 14; Ос.3:4, 5; Мал.3:1 и т.д.).
Они именовали Мессию: Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира (Ис.9:6), отрасль Господа (4:2, 11:1; Зах.6:12), Царь (Ис.32:1; Иез.37:22), Давид (34:24, 37:24; Ос.3:5), Сын Человеческий (Дан.7:13), Ангел завета (Мал.3:1). Владыка, "Которого происхождение из начала, от дней вечных" (Мих.5:2, б; Лк.1:32, 33).
Йирмейа называет Машиаха "Отрасль праведная" (23:5, 33:15), предвидя имя (евр. "Ашем"), "Господь - справедливость наша" (23:6, пер. [Л.7]). "Согласно 1 Коринфянам 1:30 и 2 Коринфянам 5:21, это возвышенное имя относится только к Иисусу Христу" [Л.13].
Некоторые толкователи [Л.12, 16] полагают, тайновидец в ст.6 специально назвал Мессию таким титулом. Тем самым намекая современникам на созвучное ему словосочетание "Господь - моя правда", имя последнего иудейского царя Седекии, "вопреки которому он поступал всю жизнь" [Л.16; Л.26].
Возможно предположение верно, однако данное пророчество предназначено будущим поколениям, потомкам, живущим в мессианском царстве. Тогда именно в Спасителе оправдание (пер. [Л.5]) наше, праведность [Л.4, 11] и справедливость [Л.7].
Царь царей рассудит распри между остатками племён, всюду прекратит раздоры; "перекуют они мечи свои на орала", перестанут ссориться, позабудут искусство войны (Мих.4:3).
6. Жив Единственный! (23:7, 8)
"- Итак, непременно наступят дни ("Придёт время"),- возвещает Господь,- когда не будут больше говорить (произносить старую клятву): "Верю, как и то, что жив Господь (жив Единственный), Который вывел израильтян из Египта, -" (23:7, пер. [Л.11]; в скобках: текст из [Л.4], в кавычках - из [Л.24]).
Какое более значительное происшествие может затмить спасение евреев Адонаем в период Исхода? Пророк получил откровение:
"а будут говорить (по-новому): "Верно, как и то, что жив Господь (жив Единственный), Который вывел и привёл потомков дома Израиля из северных земель и из всех стран, куда Он изгнал их". Тогда они (народ Израиля) будут жить в своей земле" (23:8, пер. [Л.11]; в скобках, текст из [Л.4]).
В комментариях на ст.8 утверждается [Л.14, 22, 26], речь о возвращении евреев из вавилонского плена. Иная версия. "Пророк соединяет два момента: избавление от плена вавилонского и пришествие Мессии" [Л.6]. Последнее суждение разделяют другие авторы, например [Л.12, 13].
Однако маловероятно, что остаток евреев (23:3), переживший Великую гибель (4:6-29), станет вспоминать короткий вавилонский плен 2 500-летней давности. Взамен более значительного, тяжёлого и продолжительного периода рабства в Египте перед Исходом.
Кроме того, Элоах выведет потомков дома Израиля "из всех земель (стран)" (23:8, б), не одного Вавилона, находившегося на востоке, вовсе не на севере. Посему в ст.8 подразумеваются, скорее всего, последние дни (30:24).
7. Необычные ощущения (23:9)
Из-за "пророков ложных снов", вводящих в заблуждение, одна беда, нет пользы (23:32). Эль Шаддай наведёт на предсказателей миражей бедствие в год наказания (ст.12). Поразительно! загадочные физиологические следствия от будущего наказания ложных "провидцев" ощутил на себе сам Иеремия.
"О пророках (:) сердце моё во мне раздирается (разрывается), все кости мои сотрясаются (дрожат); я - как пьяный, как человек, которого одолело вино, ради (из-за) Господа и ради (из-за) святых слов Его" (23:9; в скобках, текст из [Л.11]).
Когда Небесный Воитель приведёт "от севера бедствие и великую гибель" (4:6), таинственные физиологические расстройства поразят всех негодных пастырей: правителя, вельмож, священников, пророков (ст.9; 23:1, 2, 9-12).
У них затрепещет сердце, цепенеет тело, душу охватит внезапный ужас (4:9, 19; 15:8). Сердце раздирается, кости сотрясаются, ноги подкашиваются, словно у пьяного (23:9). Внутренность содрогается (4:19, Плач.1:20), трясутся чресла (Ис.21:3) да колени (Наум.2:10), дрожат руки (Иез.7:27) и губы (Авв.3:16).
В период бедствия, перечисленные воздействия проявятся через физическое явление резонанса. Из-за совпадения частоты инфразвуковых колебаний геосферы, гидросферы, атмосферы с частотой вибрации внутренних и внешних органов тела [Л.20].
Резкое увеличение амплитуды колебаний вызовет раздирание сердца, сотрясение костей, нарушение нормальной работы вестибулярного аппарата. В последнем случае возникнет необычное ощущение опьянения, без буквального употребления хмельного вина (23:9, 25:15-27). Появятся иные симптомы физиологической дезорганизации, о них предупреждают Йешайа [Л.2] и Миха [Л.3].
Функциональные расстройства поразят всех при внезапном вмешательстве Всевышнего в дела человеческие, "ибо Я наведу ("обрушу" [Л.24]) на них бедствие, (в) год посещения (наказания) их, говорит Господь" (Иер.23:12). "Иеремией как бы владеет голос Божий" [Л.12].
8. Покарание пастырей? (23:10, 11)
"Потому что земля полна распутников (прелюбодеяния), потому что плачет земля под проклятием (Господь проклял), и сгорели в пустыне пастбища (в пустыни поля превратились). Путь пророков зол (стремятся ко злу), и их сила - несправедлива (силу свою отдают лжи)" (23:10, пер. [Л.11]; в скобках, текст из [Л.4]).
Ложные нави (14:14, 23:21) стремятся ко злу, оскверняются злом, злодейство - цель их (ст.10, [Л.5]), силу свою они отдают лжи [Л.4].
Иудеи оставили Бога, ходят в дома блудниц (5:7, 8; рис. 3). "Неужели Я не накажу за это? говорит Господь" (ст.9, а).
В грядущий Йом Адонай кара выразится через сгоревшие пастбища, опустошенные поля, плачущую многодневными непрерывными дождями кормилицу, которая находится под проклятием (23:10).
Прорицатели, "совместно со священниками, ведут к гибели свой народ" [Л.6, стр. 40], "они стремятся ко злу" [Л.22, стр. 379].
"Ибо и пророк и священник - лицемеры (Развратны, букв. "осквернили себя"); даже в доме (Храме) Моём Я нашёл нечестие их (вижу их злодеяния), говорит Господь" (23:11; в скобках, текст из [Л.24]).
Лицемерие лжепастырей автор [Л.13] видит в прелюбодействе. "Потом они шли в храм и делали вид, что поклоняются Яхве (23:11), превращая дом Бога в разбойничий вертеп (7:9-11)" (стр. 696). В работе [Л.12] приведено иное соображение. "Они в своих интересах искажали Тору" (стр. 168).
При любом варианте толкования ясно, в ст. 11 говорится о беззаконии начальников, поставленных Господом пасти Его народ (ст. 1, 2). Изменилось ли что-то сегодня в лицемерном поведении руководителей той эпохи? Принципиально нет, судя по постоянным общественным скандалам в Израиле.
9. Упасть не беда, беда не подняться (23:12)
"За это их путь станет скользким, они будут ввергнуты во тьму и там упадут (они будут падать). Я нашлю (обрушу) на них беду (бедствие), когда придёт год их наказания (в Синод. пер. "посещения"),- возвещает Господь" (23:12, пер. [Л.11]; в скобках, текст из [Л.24]).
"Год посещения их (ст.12) - это год, когда суд совершится" [Л.12]. Орудием кары послужит Его "меч" (25:29-31), он же, "истребитель народов" (4:6-8), вместе с тем, "буря Господня" (23:19), сильное землетрясение (4:24).
Согласно загадочного видения беды за бедой, воздаяние совершится в 3-и последовательных этапа, словно волна за волной (23:9, 12, 15). Первый, физиологические расстройства (ст. 9), обусловленные инфразвуковым резонансом, возникающим из-за колебаний земли, морской воды, воздуха.
Вторая стадия, погружение лжепастырей во тьму, где они падают на скользком от непрерывных дождей грунте (23:12). Круглосуточную кромешную тьму и сорокадневный горячий дождь вызовет большой вихрь от края земли до края её [Л.21].
На третьем этапе суда, Эль Шаддай обещает. "Я накормлю их полынью ("Горькой пищей" [Л.11], "отравленной" [Л.4]) и напою их водою с жёлчью ("отравленной водой" [Л.11, 4, 24], "ядовитой" [Л.5, 7])" (23:15, б).
Проклятием для опустошенной огнём плачущей почерневшей земли (23:10, 4:23-26) послужит кислотный дождь, портящий пресную воду (Отк.8:11). Опустевшие поля зарастут сорняками, пища нечестивым руководителям горькая полынь (23:15), дышать будут горячим воздухом (14:6).
Оттого Йирмейа делится с нами скорбным откровением. "Слышен вопль пастырей и рыдание вождей стада, ибо опустошил ("разорил" [Л.5], "уничтожает" [Л.24]) Господь пажить (пастбище) их" (25:36; 9:10). Горе им (23:1, 2), беда роскошному Иерусалиму и городам Иудеи, ставшими "грудою камней" (9:11), несчастье всей выжженной стране (ст.12).
10. Восстановление Йерушалаима (30:18)
"Так говорит Господь: вот, возвращу (верну) плен (благополучие) шатров Иакова и селения его помилую,- и город опять будет построен (поднимется из руин) на холме своём, и храм устроится ("будет стоять по уставу его") по прежнему" (30:18; в скобках: текст из [Л.11], в кавычках - из [Л.7]).
Устами провидца, Адонай уже дал обет собрать остаток Иакова, вернуть "во дворы их" (Иер.23:3), гарантировать спокойную мирную жизнь (30:10).
Теперь обязательство конкретизируется возвращением благополучия (30:18). Будут помилованы, т.е. восстановлены селения или "места обитания" (пер. [Л.7], "жилища" [Л.5, 11]) в Израиле (Ам.9:14, 15).
Разрушенная великим землетрясением столица (Отк.11:13, 16:18, 19, рис. 4) поднимется из руин (Иер.30:18), больше никогда не подвергнется разорению (31:38-40).
"В то время назовут Иерусалим престолом Господа; и все народы ради (чтобы почтить) имени ("туда, где обитает имя") Господа соберутся в Иерусалим и не будут более поступать по упорству (упрямству) злого сердца своего" (3:17; в скобках: текст из [Л.11], в кавычках - из [Л.5]).
Согласно заверения Благословенного, "храм устроится по прежнему" (30:18, в). Сверх того, святыня святынь уже не один Двир, как в прежние эпохи, но ВСЁ пространство на вершине горы вокруг святилища (Иез.43:12).
11. Какова участь остатка? (30:19, 20)
"И вознесутся из них благодарение ("хвалебные молитвы") и голос веселящихся (повсюду будут раздаваться радостные возгласы); и Я умножу их (пошлю им многочисленное потомство), и не будут умаляться ("впредь не станет их меньше"), и прославлю ("возвеличу") их, и не будут унижены (никто не посмотрит на них свысока)" (30:19; в скобках: текст из [Л.4], в кавычках - из [Л.5]).
Обещанное обязательно исполнится. Хвалебные благодарения и песнопения в Доме "молитвы для всех народов" (Ис.56:7). Радостные возгласы в городе праздничных собраний, "благословен Грядый во имя Господне!" (Лк.13:35), "Господь - оправдание наше!" (Иер.23:6).
Впредь, остаток израильтян никогда количественно не уменьшится, никто не посмеет унижать его (30:19).
"И сыновья его будут (желанны Мне), как прежде, и сонм (община) его будет предстоять ("укрепится") предо Мною, и накажу ("покараю") всех притеснителей его" (30:20; в скобках: текст из [Л.7], в кавычках - из [Л.5]).
Покаявшийся мятежный дом Иуды станет кротким, желанным для Всевышнего, благословенным как прежде (Втор.28:1-13). Он заключит с ним новое соглашение, напишет его на сердцах (Иер.31:31-33, [Л.1]). Община "будет предстоять предо Мною" (30:20); сообщество или "политический и религиозный орган власти" [Л.25, стр. 466].
Йахвэ Элохим покарает всех притеснителей евреев, включая участников будущей Армагеддонской военной кампании [Л.19]. Иудеям же пошлёт многочисленное потомство, возвеличит их среди народов (30:19), обеспечит безопасную жизнь (Иез.28:24-26).
"И поставлю над ними пастырей, которые будут пасти их (заботиться о них), и они уже не будут бояться и пугаться (пребывать в страхе и ужасе) и не будут теряться (ни одна из них не пропадёт), говорит Господь" (Иер.23:4; в скобках, текст из [Л.24]).
12. Теократия (30:21, 22)
"И будет вождь его (царь) из него самого (из его народа), и владыка его ("правитель") произойдёт (выйдет) из среды его; и Я приближу его, и он приступит ("приблизится") ко Мне; ибо кто отважится сам собою ("самовольно") приблизиться ко Мне? говорит Господь" (30:21; в скобках: текст из [Л.7], в кавычках - из [Л.11]).
"Кто этот идеальный вождь? Давид ли (или некто равный ему; см. ст.9) ... Или Мессия, как полагают многие богословы? Единого мнения на этот счёт нет" [Л.12, стр. 180].
Вождь в ст.21 не может быть ни Машиахом, ни Давидом, ни человеком, равным ему. Ибо этим именем тайновидец раньше называл Отрасль праведную родословного древа Давида (23:5; [Л.6, 12-17]); о Нём говорится в ст. 30:9 и 33:15, в отличие от ст. 30:21.
По-видимому, во фразе "вождь будет одним из них, их правитель выйдет из их среды" (ст.21, пер. [Л.11]) имеется в виду знатный еврей, "новый лидер" [Л.26], уважаемый остатком (23:3). Его и остальных пастырей: священников, судей, учителей, поставит на служение Сам Яхве (ст.4).
Оттого написано, "он приступит ко Мне; ибо кто отважится сам собою приблизиться ко Мне?" (30:21, б). "Несанкционированное вступление в присутствие Божие наказывалось смертью" [Л.25]. Каким образом новый вождь Мединат Йисраэль приблизится к Нему? Трудно сказать.
Скорее всего через главного священника, возглавляющего богослужения в иерусалимском храме, его призовёт к служению Адонай (23:4, Зах.6:13). Лишь священник может говорить с Ним в святая святых подобно временам Моше (Числ.7:89), передавая волю Его народу, как при обращении Савла (Деян.26:13-18). Благословляющий торжественно провозглашает.
"И вы будете ("Тогда вы станете" [Л.24]) Моим народом, и Я буду вам Богом" (30:22; этого стиха нет в Септуагинте [Л.23, стр. 150], но он есть в Масоре [Л.7]).
Не только Богом евреям, но всем, выжившим в годы Великой гибели (3:17, 4:2, 16:19, 32:27; Зах.2:10-12, 9:10, 14:9, 16-21; Мих.4:1-3; Ис.11:1-10; Дан.7:13, 14; Соф.3:9-20; Отк.11:15). Истинно, "от (из) Сиона выйдет закон (Наставление, "все повеления" [Л.24]) и слово Господне - из Иерусалима" (Мих.4:2, в).
ЛИТЕРАТУРА
1. Статья "11. Комментарии к Книге пророка Иеремии. Новый завет (31:31-34, 32:37-42)".
2. Статья "8. Комментарии к Книге пророка Исаии. Мессианское царство (35:1-10, 66:19-24)".
3. Статья "6. Комментарии к Книге пророка Михея. Глава 4 - Тысячелетнее царство".
4. Библия. Современный перевод Библейских текстов.- М.: World Bible Translation Center, 2002.- 1150с.
5. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета, канонические. Современный русский перевод.- М.: Российское библейское общество, 2011.- 1 408 с.
6. Толковая Библия. Комментарий на все книги Святого Писания. Под ред. Лопухина А.П. Том 2.- Минск: Харвест, 2001.- 1 312 с.
7. Первые и последние пророки.- Йерушалаим: Мосад Арав КУК, 1975.- 1 002 с.
8. Ринекер Ф., Майер Г. Библейская энциклопедия Брокгауза.- Кременчуг: Християнська зоря, 1999.- 1088 с.
9. Статья "9. Комментарии к Книге пророка Иеремии. Великая гибель (4:6-29)".
10. Статья "10. Комментарии к Книге пророка Иеремии. День Господень (25:29-38, 30:5-9)".
11. Библия. Новый Перевод на Русский Язык.- Herrljunga, Sweden: Международное Библейское Общество, 2007.- 1 228 с.
12. Толкование Ветхозаветных книг. От книги Исаии по Книгу Малахии.- Ашфорд: Славянское миссионерское издательство, 1966.- 602 с.
13. Уоррен Уирсби. Комментарий на Ветхий Завет. В 2- т. Том II. Ездра - Малахия.- СПб.: Библия для всех, 2011.- 1 111 с.
14. Учебная Библия с комментариями Джона Мак-Артура.- Минск: Славянское Евангельское общество, 2004.- 2 201 с.
15. Большой библейский словарь.- СПб.: Библия для всех, 2005.- 1 503 с.
16. Новая Женевская учебная Библия.- Hanssler-Verlag, 1998.- 2 052 с.
17. Новый Библейский комментарий в 3 ч. Ч.2. Ветхий завет. Псалтирь - Книга Пророка Малахии.- СПб.: Мирт, 2000.- 571 с.
18. Библейский культурно-исторический комментарий. Часть 1. Ветхий Завет.- СПб.: Мирт, 2003.- 984с.
19. Статья № 14 "Числа".
20. Статья №4 "Время великой скорби".
21. Статья №3 "День Господень.
22. Воргез А. Книга Иеремии. Главы 1-25.- СПб.: Библия для всех, 2010.- 431 с.
23. Воргез А., Митчел М. Книга Иеремии. Главы 26-52.- СПб.: Библия для всех, 2010.- 431 с.
24. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета в современном русском переводе.- М.: Издательство ББИ, 2015.- 1856 с.
25. Комментарии к Ветхому и Новому Заветам.- Минск: Фонд "Лютеранское культурное наследие", 2007.- 832 с.
26. Славянский библейский комментарий.- Киев: ЕААА, Книгоноша, 2016.- 1840 с.