Комментарии к Книге пророка Иеремии. Теократическое царство (23:1-12, 30:18-22)

"Вот, наступают дни, говорит Господь,- и восставлю Давиду
Отрасль праведную,  и воцарится Царь,  и будет поступать
мудро, и будет производить суд и правду на земле" (Иер.23:5)
 

1. Вступление

     Заключение нового завета [Л.1] между Богом и израильским народом (Иер.31:31-34) будет означать наступление теократического царства. Как для Мединат Йисраэль (23:1-12, 30:18-22), так для всех стран [Л.2, 3] и народов на земле (3:17, 16:19).
     Теократия это "Форма правления, когда один лишь Бог признаётся высшей политической властью, вне зависимости от того, имеет ли Он представителя в лице человека-царя" [Л.15, стр. 1236].
     Композиция ст. 23:1-12, 30:18-22. 1. Введение с предупреждением злых пастырей (23:1, 2).
        2. Изложение главной темы - грядущее теократическое царство:
            а) собирание уцелевших в один благословенный народ (23:3, 4, 30:19, 20);
            б) восстановление разрушенного Йерушалаима, постройка храма (30:18);
            в) теократическое правление (23:5, 30:21, 22).
        3. Заключение, осуждающее лицемерие пророков и священников (23:9-12).
     Главная тема. Будущее восстановление государственности остатку израильского народа, уцелевшему в дни Великой гибели.
     Цель написания. Предупредить о грядущем наказании пророков да священников, неправедно пасущих народ, а также утешить притесняемых обещанием справедливого правления в теократическом государстве.
     Содержание. Негодные руководители избранного народа регулярно губили и разгоняли овец паствы Божьей (23:1, 11). Поэтому будут сурово наказаны (23:2, 9, 10) в год  посещения (23:12).
     В те дни  Адонай Сам соберёт остаток стада Своего, вернёт на прежнее место, умножит да прославит (23:3, 30:19, 20). Поставит над ними заботливых пастырей (23:4, 30:21) во главе с Царём, Отраслью праведной, Иеhошуа ха Машиах бен Давид (23:5).
     В теократическом царстве  Мессия обеспечит израильтянам безопасную, мирную, благословенную жизнь (23:6-8, 30:18). Они станут Его народом, а Он - их Богом (30:22).
    Проблемы толкования. Пророчества 23:1-12, 30:18-22 полностью или частично относятся к возвращению евреев из вавилонского плена или они ещё не исполнились. Как понимать стих  23:9.

2. Горе негодным пастырям (23:1, 2)

     Руководители всех стран во все времена значительно влияли на жизнь сограждан. Часто  их правление оказывало самое губительное воздействие на судьбы людей (12:10), как об этом образно напоминает Йирмейа.

    "Горе пастырям (пастухам Иудеи), которые губят и разгоняют ("рассеивают") овец паствы ("стада") Моей! говорит Господь" (23:1; в скобках: текст из [Л.4], в кавычках - из [Л.5]).

     "Пастырями (пастухами) часто назывались политические и религиозные лидеры в Израиле и Иудее" [Л.26, стр. 881]. "Пастыри - это не только цари, но и поставленные царями правители народа" [Л.6, стр. 39]. А именно вожди, судьи, священники, учителя, пророки. Все они повернулись спиной к Богу, не заботятся об овцах Его, а губят их.
     "Страшное и ужасное происходит в этой стране: пророки пророчествуют ложь, священники правят по их указке, а Моему народу всё это нравится. Что же вы станете делать, когда наступит конец?" (5:30, 31; пер. [Л.5]).
     Когда наступит конец, горе посетит негодных пастырей, наказание от Господа поразит их.

   "Посему так говорит Господь, Бог Израилев, к пастырям (пастухам), пасущим народ Мой: вы рассеяли ("разогнали") овец Моих и разогнали ("оттолкнули") их и не смотрели (не заботились) за ними; вот Я накажу (покараю) вас за злые дела ваши, говорит Господь" (23:2; в скобках: текст из [Л.5] в кавычках - из [Л.7]).

    Как сказал Адонай Элохим, так будет. Он наказывал нечестивых иудейских правителей во времена Иеремии [Л.8, стр. 883, 884], до него, после его смерти (стр. 1045, 1046). Также "за злые дела" покарает Йахвэ пастырей Мединат Йисраэль  в последние дни, когда наступит конец [Л.9, 10]. Наказание негодных пастырей провидит нави, призывая их скорбеть.
     "Рыдайте (стенайте), пастыри! вопите ("крутитесь на земле от боли") и валяйтесь (во прахе), главари стада (обваляйтесь в золе, вожди), ибо пришли дни ("время воздаяния") заклания вашего; (вы падёте и разобьётесь) и разобью Я вас, и вы падёте, как драгоценный сосуд" (25:34, пер. [Л.7]; в скобках, текст: из [Л.11], в кавычках - из [Л.4]).
     Пророк утверждает, не будет вождям избранного народа ни убежища, ни спасения (ст.35); он уже слышит их вопль да рыдания (ст.36). Ибо опустошается Израиль, уничтожаются мирные селения Всемогущим (ст.37), оставившим небесное жилище Своё (ст.38).

3. Собирание остатка (23:3, 4)

     Эль Шаддай накажет не только вождей, судей, священников, пророков, но весь народ Свой, оставивший Источник живой воды. Изгонит его из земли обетованной в День Господень [Л.10], время Великой гибели [Л.9]. Однако "Владыка не отвергает людей навеки!" (Плач.3:31, пер. [Л.11]). Он соберёт уцелевших, вернёт их назад, как обещал.

    "И соберу (тех, которые покинули Меня) остаток ("уцелевших") стада Моего из всех стран, куда Я изгнал их, и возвращу их во дворы их,- и будут плодиться и размножаться (у них будет много детей, и они вырастут счастливыми)" (23:3; в скобках: текст из [Л.4], в кавычках - из [Л.11]).

     Какую уцелевшую часть еврейского народа имеет в виду Йирмейа? "Остаток вернётся в Иудею после плена, восстановит храм и возродит национальную жизнь", считает автор работы [Л.13].
     Напротив, нави Йехэзкэйл предсказывает: пророки, "которые видят ложные видения и говорят обманчивые прорицания ... в землю Израиля не войдут" (Иез.13:9, пер. [Л.11]).
     Чего не произошло ни при возвращении остатка из вавилонского плена, ни гораздо позже.
     Поэтому, под остатком в ст.23:3, Иеремия подразумевает евреев последних дней (рис.1), уцелевших в дни Великой гибели (4:6-29).
    "Возвращение иудеев из Вавилона описано таким языком, что во всей полноте это относится к окончательному возвращению Божьего народа "из всех стран" (ст. 8) в дни Мессии ... Эти пророчества ещё не исполнились" [Л.14, стр. 1081].
     Верно, ещё не исполнились обещания Благословенного даже современному Израилю. "Я исцелю Мой народ и открою ему изобилие мира и безопасности" (33:6, пер. [Л.11]).
     В стихе 23:3 утверждается, изгонит евреев из их страны Господь, но в ст.1, 2 вина за рассеяние возлагается на правителей. Данное противоречие можно объяснить использованием нави следующей причинно-следственной связи.
     Причина наказания "злые деяния" пастырей, а следствие - суд Божий [Л.12]. Изгонит овец паствы Своей именно Яхве Элохим (23:3). Он же  соберёт уцелевший остаток (31:10), вернёт "во дворы их" (23:3; "Дворы" - это земля обетованная" [Л.22]), назначит достойных руководителей.

    (дам) поставлю над ними (новых) пастырей, которые будут пасти их (заботиться о них), и они ("овцы Мои") уже не будут бояться и пугаться и не будут теряться ("ни одна из них не пропадёт"), говорит Господь" (23:4; в скобках: текст из [Л.4], в кавычках - из [Л.24]).
 
4. Отрасль праведная (23:5)
 
     Адонай восстановит государственность уцелевшему остатку Своему. Поставит над ним праведных вождя, старейшин, священников, судей, учителей, а также справедливого Царя.

   "Вот, наступают (Непременно настанут) дни, говорит Господь,- и восставлю (воздвигну) Давиду Отрасль (Ветвь) праведную, и воцарится Царь, и будет поступать (править) мудро, и будет производить (вершить) суд (справедливость) и правду на земле" (23:5; в скобках, текст из [Л.11]).

     Слово "Ветвь" (Отрасль) в буквальном смысле означает "побег или отросток дерева или куста, в переносном - мессианская или другая духовная метафора" [Л.15, стр. 231]. "Мессия изображён как Ветвь (букв. "Росток") родословного дерева Давида, Который будет править Божьим народом в будущем" [Л.14].
     И другие комментаторы считают, в ст.5, также в 33:14-16; Ис.4:2-6, 11:1, содержится указание на Мессию [Л.6, 13, 16, 17, 25, 26].
     "Предсказание это исполнилось в Иисусе Христе. Хотя в первый раз Он приходил только как Мессия Израиля, полностью предсказание Иеремии осуществится во второе Его пришествие и последующее тысячелетнее правление Его" [Л.12, стр. 168]).
     Данное мнение подтверждает эсхатологическое пророчество нави Йешайа. "Вот, Царь будет царствовать по правде, и князья (правители) будут править (справедливо) по закону" (Ис.32:1; в скобках, уточнения из [Л.5]).
     Пророк Йехэзкэйл сообщает когда наступит эпоха теократии, по какому праву сей Царь станет царствовать. "Гибель, гибель, гибель! Я наведу её! Не возродится эта земля, пока не придёт Тот, Кому она по праву принадлежит, Ему Я отдам её" (Иез.21:27, пер. [Л11]).
     В Древнем мире  поддержание порядка да справедливости в стране главная задача царя, наместника бога на земле [Л.18, стр. 323]. Многие правители Иудеи, особенно Израиля, не справились со своими обязанностями, возложенными на них Богом Авраама, Ицхака, Йаакова (Втор.17:14-20).
     Оттого Господь через Отрасль праведную, истинного Царя, установит мудрое и справедливое теократическое правление. Как в Эрец Йисраэль (Иер.23:5, 30:22), так во всём мире (3:17, 16:19; Дан.7:13, 14, Зах.9:10, 14:9, Пс.21:28, 29).
    "Праведной названа эта Отрасль потому, что справедливость - первая добродетель правителя-пастыря и ею-то вполне будет обладать Отрасль Давидова" [Л.6, стр. 40].
     Но почему провидец именует Помазанника "Отрасль"? Во-первых, Он является Ветвью родословного древа царя Давида. Во-вторых, Христос возвратится в праздник Кущей (шалашей) [Л.19]. Отраслью же назывались пальмовые ветви (из них евреи строили шалаши), а также ответвления золотого подсвечника в храме [Л.15].

5. Наше оправдание (23:6)

     В теократическом государстве воссоединятся потомки всех 12  колен древних Йисраэля (Северное царство) и Йеуды (Южное царство) для мирной жизни. Ведь "Милость Господа никогда не иссякает, сострадание Его не истощается" Плач.3:22, пер. [Л.11]).

    "Во дни Его (во времена этой Праведной Отрасли) Иуда спасётся и Израиль будет жить безопасно; и вот - имя Его, которым будут называть Его: "Господь - оправдание (праведность, "справедливость") наше!" (23:6; в скобках: текст из [Л.4], в кавычках - из [Л.7]).

     Спасение Иудее, безмятежную жизнь Израилю (рис.2) принесёт справедливый Царь, Отрасль праведная (23:5), Иеhошуа ха Машиах бен Давид, т.е. Иисус Христос (Ин.4:25, 26)..
     Его появление предсказывают многие ветхозаветные пророки (Ис.9:6, 7, 11:1-10; Иез.34:22-25, 37:22-28; Дан.7:13, 14; Ос.3:4, 5; Мал.3:1 и т.д.).
     Они именовали Мессию Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира (Ис.9:6), отрасль Господа (4:2, 11:1; Зах.6:12), Царь (Ис.32:1; Иез.37:22), Давид (34:24, 37:24; Ос.3:5), Сын Человеческий (Дан.7:13), Ангел завета (Мал.3:1).
     Владыка, "Которого происхождение из начала, от дней вечных" (Мих.5:2, б; Лк.1:32, 33).
   Иеремия же называет Машиаха "Отрасль праведная" (23:5, 33:15), предвидя эсхатологическое имя Его "Господь оправдание наше" (23:6). "Согласно 1 Коринфянам 1:30 и 2 Коринфянам 5:21, это возвышенное имя относится только к Иисусу Христу" [Л.13].
    Некоторые комментаторы, например [Л.12, 16], считают, Йирмейа специально назвал Мессию титулом "Господь оправдание наше". Тем самым намекая современникам на созвучное ему словосочетание "Господь - моя правда", имя последнего иудейского царя Седекии, "вопреки которому он поступал всю жизнь" [Л.16; Л.26].
    Возможно  такое предположение верно. Однако данное пророчество предназначено будущим поколениям, живущим в мессианском царстве. Тогда именно в Господе: оправдание [Л.5] наше, праведность [Л.4, 11] наша и справедливость [Л.7].
     Царь царей рассудит распри многих народов, повсюду положит конец раздорам; "перекуют они мечи свои на орала", позабудут искусство войны (Мих.4:3).

6. Жив Господь (23:7, 8)

     До настоящего времени Шемот является одним из самых значительных событий в истории еврейского народа. Удивительно, но пророк предсказывает умаление значения Исхода в будущем!

    "- Итак, непременно наступят дни ("Придёт время"),- возвещает Господь,- когда не будут больше говорить (произносить старую клятву): "Верю, как и то,  что жив Господь (жив Единственный), Который вывел израильтян из Египта, -" (23:7, пер. [Л.11]; в скобках: текст из [Л.4], в кавычках - из [Л.24]).

    Какое же  ещё более значительное событие  может затмить спасение евреев Адонаем во времена Шемот? Нави Йирмейа получает следующее откровение:

    "а будут говорить (по-новому): "Верно, как и то, что жив Господь (жив Единственный), Который вывел и привёл потомков дома Израиля из северных земель и из всех стран, куда Он изгнал их". Тогда они (народ Израиля) будут жить в своей земле" (23:8, пер. [Л.11]; в скобках, текст из [Л.4]).

     В комментариях [Л.14, 22, 26] на ст.8 утверждается, речь о возвращении евреев из вавилонского плена. Иная версия. "Пророк соединяет два момента: избавление от плена вавилонского и пришествие Мессии" [Л.6]. Последнее мнение разделяют другие авторы, например [Л.12, 13].
    Однако маловероятно, что остаток евреев (23:3), уцелевший после Великой гибели (4:6-29), станет вспоминать короткий вавилонский плен 2 500-летней давности. Взамен более значительного, тяжёлого и продолжительного периода рабства в Египте.
     Кроме того, Йахвэ выведет потомков дома Израиля "из всех земель (стран)" (23:8, б), а не только из Вавилона, находившегося на востоке, а не на севере.
     Поэтому в ст.8 подразумеваются, скорее всего, последние дни (30:24). Когда Эль Шаддай в День Господень [Л.9, 10] изгонит израильский народ на север, восток и юг. Затем соберёт остаток в Эрец Йисраэль (23:3, 8, 32:37), заключит с ними новый завет [Л.1].

7. Необычные ощущения Иеремии (23:9)

     Йирмейа относит к пастырям также пророков, призванных возвещать народу волю Бога, которую Он передавал через них (Ам.3:7).
    Однако наряду с истинными нави существовали их враги (Иер.18:18), ложные пророки (5:31, 14:14). Прелюбодеи, стремящиеся ко злу  и неправде (23:10), лицемеры (ст.11), обманщики, внушающие ложные надежды (ст. 16-18, 25-31).
     От "пророков ложных снов", вводящих в заблуждение народ, одна беда, нет никакой пользы (23:32). Оттого Господь наведёт на предсказателей миражей бедствие в год наказания (ст.12). Поразительно! но загадочные физиологические последствия от будущего наказания таких провидцев ощутил на себе Иеремия.

    "О пророках (:) сердце моё во мне раздирается (разрывается), все кости мои сотрясаются (дрожат); я - как пьяный, как человек, которого одолело вино, ради (из-за) Господа и ради (из-за) святых слов Его" (23:9; в скобках, текст из [Л.11]).

     Когда Адонай Цеваот приведёт "от севера бедствие и великую гибель" (4:6), таинственные физиологические расстройства организмов поразят всех негодных пастырей: правителя, вельмож, священников, пророков (ст.9; 23:1, 2, 9-12).
     У них затрепещет сердце, оцепенеет тело, охватит неожиданный ужас (4:9, 19; 15:8). Затем  сердце раздирается, все кости сотрясаются, а ноги подкашиваются, как у пьяного (23:9). Внутренность содрогается (4:19, Плач.1:20), трясутся чресла (Ис.21:3) да колени (Наум.2:10), дрожат руки (Иез.7:27) и губы (Авв.3:16).
     Перечисленные функциональные расстройства произойдут из-за внезапного вмешательства Бога в дела человеческие, "ибо Я наведу ("обрушу" [Л.24]) на них бедствие, (в) год посещения (наказания) их, говорит Господь" (Иер.23:12). "Иеремией как бы владеет голос Божий" [Л.12].
     В день бедствия, такие посторонние воздействие на людей проявятся через физическое явление резонанса. Совпадения частоты инфразвуковых колебаний геосферы, гидросферы и атмосферы с частотой собственных колебаний человеческих органов [Л.20].
     Резкое увеличение амплитуды колебаний вызовет раздирание сердца, сотрясение костей, необычное ощущение опьянения (23:9) из-за нарушения нормальной работы вестибулярного аппарата.  А также другие функциональные расстройства, о которых пишут Йешайа [Л.2]  и Миха [Л.3].
 
8. Причины наказания пастырей (23:10, 11)
 
     Тяжёлое бедствие от Яхве Цеваот поразит всех негодных пастырей в "год посещения их" (23:12). Но почему?

    "Потому что земля полна распутников (прелюбодеяния), потому что плачет земля под проклятием (Господь проклял землю), и сгорели в пустыне пастбища (в пустыни поля превратились). Путь пророков зол (стремятся ко злу), и их сила - несправедлива (силу свою отдают лжи)" (23:10, пер. [Л.11]; в скобках, текст из [Л.4]).

     Лжепророки (14:14, 23:21) стремятся ко злу, злодейство - цель их (ст.10, [Л.5]),  силу свою они отдают лжи [Л.4].
     Народ оставил Бога своего и ходит в дома блудниц (5:7, 8; рис. 3). "Неужели Я не накажу за это? говорит Господь" (ст.9, а).
     В грядущий Йом Адонай наказание выразится через сгоревшие пастбища, опустошенные поля, плачущую многодневными непрерывными дождями землю, которая находится под проклятием (23:10).
     Пророки, "совместно со священниками, ведут к гибели свой народ" [Л.6, стр. 40], "они стремятся ко злу" [Л.22, стр. 379].
   
   "Ибо и пророк и священник - лицемеры (Развратны, букв. "осквернили себя"); даже в доме (Храме) Моём Я нашёл нечестие их (вижу их злодеяния), говорит Господь" (23:11; в скобках, текст из [Л.24]).

     Лицемерие лжепастырей  автор [Л.13] видит в прелюбодействе. "Потом они шли в храм и делали вид, что поклоняются Яхве (23:11), превращая дом Бога в разбойничий вертеп (7:9-11)" (стр. 696). В работе [Л.12] приведено иное мнение. "Они в своих интересах искажали Тору" (стр. 168).
     При любом варианте толкования ясно, в ст. 11 говорится о беззаконии пророков и священников, поставленных Адонаем пасти Его народ (ст. 1, 2). Изменилось ли что-то в лицемерном поведении пастырей со времён Иеремии? Принципиально, нет.

9. Год посещения (23:12)

     Какое наказание ожидает недостойных пророков да священников в последние дни, в год посещения? Нави отвечает.

    "За это их путь станет скользким, они будут ввергнуты во тьму и там упадут (они будут падать). Я нашлю (обрушу) на них беду (бедствие), когда придёт год их наказания (в Синод. пер. "посещения"),- возвещает Господь" (23:12, пер. [Л.11]; в скобках, текст из [Л.24]).

    "Год посещения их (ст.12) - это год, когда суд совершится" [Л.12]. Орудием суда послужит "меч" Господа (25:29-31), он же "истребитель народов" (4:6-8), а также "буря Господня" (23:19), сильное землетрясение (4:24).
     Согласно видения, полученного Иеремией, суд совершится в 3 этапа (23:9, 12, 15). Первый, физиологические расстройства (ст. 9), обусловленные инфразвуковым резонансом, возникающим из-за землетрясений, колебаний воды и воздуха.
     Второй этап, погружение лжепастырей во тьму, где они падают на скользкой от непрерывных дождей земле (23:12). Круглосуточную кромешную тьму, а также сорока-дневный горячий дождь вызовет большой вихрь от края земли  до края её [Л.21].
     На третьем этапе суда, Яхве Цеваот обещает. "Я накормлю их полынью ("Горькой пищей" [Л.11], "отравленной" [Л.4]) и напою их водою с жёлчью ("отравленной водой" [Л.11, 4, 24], "ядовитой" [Л.5, 7])" (23:15, б).
     Ибо проклятием для опустошенной огнём плачущей земли (23:10, 4:23-26) явится многодневный кислотный дождь, отравляющий пресную воду (Отк.8:11). Опустевшие поля зарастут сорняками, пищей нечестивым пророкам станет горькая полынь (23:15), а дышать будут горячим воздухом (14:6).
     Оттого Йирмейа делится с нами следующим откровением. "Слышен вопль пастырей и рыдание вождей стада, ибо опустошил ("разорил" [Л.5], "уничтожает" [Л.24]) Господь пажить (пастбище) их" (25:36; 9:10). Горе им (23:1, 2), горе роскошному городу Иерусалиму, ставшему "грудою камней" (9:11), горе всей выжженной стране (ст.12).

10. Восстановление Иерусалима и храма (30:18)

     Композиция эсхатологической 30-й главы совпадает с построением главы 23. После предсказания горя всему народу (30:4-7; в  23:1, 2 - горе его пастырям), следует обещание теократического правления (30:8-22; как в  23:3-8).

     "Так говорит Господь: вот, возвращу (верну) плен (благополучие) шатров Иакова и селения его помилую,- и город опять будет построен (поднимется город из руин) на холме своём, и храм устроится ("храм будет стоять по уставу его") по прежнему" (30:18; в скобках: текст из [Л.11], в кавычках - из [Л.7]).
 
     "В ст. 30:18-22 Бог говорит о грядущем восстановлении Иерусалима. Город и храм будут отстроены снова" [Л.26, стр. 886]. Верно,"будут отстроены снова". Ведь святилища на Храмовой горе нет почти 2 000 лет, но апостол Иоанн получил указание измерить эсхатологический храм (Отк.11:1, 2).
     Устами пророка, Адонай уже дал обет собрать остаток Иакова, вернуть "их во дворы их" (Иер.23:3), гарантировать спокойную мирную жизнь (30:10).
     Сейчас Бог конкретизирует Своё обещание возвращения благополучия народу Своему (30:18).
     Будут помилованы, т.е. восстановлены селения или "места обитания" [Л.7], "жилища" [Л.5, 11] в Эрец Йисраэль (Ам.9:14, 15).
     В том числе разрушенный великим землетрясением город Йерушалаим (Отк.11:13, 16:18, 19, рис. 4) поднимется из руин (Иер.30:18), больше никогда не разрушится (31:38-40).
    "В то время  назовут Иерусалим престолом Господа; и все народы ради (чтобы почтить) имени Господа соберутся в Иерусалим ("туда, где обитает имя Господа") и не будут более поступать по упорству (упрямству) злого сердца своего" (3:17; в скобках: текст из [Л.11], в кавычках - из [Л.5]).
     Согласно обещания Благословенного, также "храм устроится по прежнему" (30:18, в). Более того, святыней святынь окажется не только Двир, как в прежние времена, но всё пространство на вершине горы вокруг Храма (Иез.43:12).
     После окончания строительства Бейт а-Микдаш, его освящения, очищения Израиля от греха [Л.19] "внезапно придёт в храм Свой Господь" (Мал.3:1, б).
     Оттого слава последнего Дома Бога будет намного больше, чем прежнего (Агг.2:6-9, Мих.4:1-3, Иез.37:26-28). О насилии, разорениях, грабежах уже не слышно в земле Израиля (Иер.23:6, Ис.60:18).

11. Умножение остатка (30:19, 20)

     После восстановления престола Господа, города Йерушалаим, и строительства Бейт Адонай, символа национального возрождения Йисраэля, Благословенный размножит уцелевший "остаток стада" Своего (23:3). Благодарящий Его в храме, ликующий в городе (31:12-14).

   "И вознесутся из них благодарение ("хвалебные молитвы") и голос веселящихся (повсюду будут раздаваться радостные возгласы); и Я умножу их (пошлю им многочисленное потомство), и не будут умаляться ("впредь не станет их меньше"), и прославлю ("возвеличу") их, и не будут унижены (никто не посмотрит на них свысока)" (30:19; в скобках: текст из [Л.4], в кавычках - из [Л.5]).

     Истинно, обещанное Богом исполнится. Хвалебные молитвы и песнопения в Доме "молитвы для всех народов" (Ис.56:7). Радостные возгласы в Иерусалиме "благословен Грядый во имя Господне!" (Лк.13:35), "Господь - оправдание наше!" (Иер.23:6).
     Отныне, остаток народа завета никогда количественно не уменьшится, никто не посмеет унижать его (30:19).

    "И сыновья его будут (желанны Мне), как прежде, и сонм (община) его будет предстоять ("укрепится") предо Мною, и накажу ("покараю") всех притеснителей его" (30:20; в скобках: текст из [Л.7], в кавычках - из [Л.5]).

     Покаявшийся мятежный дом Иуды станет желанным для Господа, благословенным как прежде (Втор.28:1-13). Бог заключит с ним новый завет, напишет его на сердцах их (Иер.31:31-33, [Л.1]).
     Община Его "будет предстоять предо Мною" (30:20), обещает Адонай Элохим. Или "политический и религиозный орган власти" [Л.25, стр. 466].
     Всемогущий покарает всех притеснителей евреев, в том числе участников будущей Армагеддонской военной кампании [Л.19]. А иудеям пошлёт многочисленное потомство, возвеличит их среди народов (30:19), обеспечит безопасную жизнь (Иез.28:24-26).
     "И поставлю над ними пастырей, которые будут пасти их (заботиться о них), и они уже не будут бояться и пугаться (пребывать в страхе и ужасе) и не будут теряться (ни одна из них не пропадёт), говорит Господь" (Иер.23:4; в скобках, текст из [Л.24]).

12. Теократия (30:21, 22)

     Ранее, Йирмейа сообщил слушателям откровение о будущем восстановлении государственности Израиля (23:3-8, 30:18-20) под теократическим правлением Царя (23:5). Важное дополнение данного предсказания содержится в следующем загадочном стихе.

    "И будет вождь его (царь) из него самого (из его народа), и владыка его ("правитель") произойдёт (выйдет) из среды его; и Я приближу его, и он приступит ("приблизится") ко Мне; ибо кто отважится сам собою ("самовольно") приблизиться ко Мне? говорит Господь" (30:21; в скобках: текст из [Л.7], в кавычках - из [Л.11]).

     "Кто этот идеальный вождь? Давид (или некто равный ему; см. ст.9) ... Или Мессия, как полагают многие богословы? Единого мнения на этот счёт нет" [Л.12, стр. 180].
     Но вождь в ст.21 не может быть ни Мессией, ни Давидом, ни человеком, равным ему. Ибо этим именем Йирмейа раньше называл Отрасль праведную родословного древа Давида (23:5; [Л.6, 12-17]). О Нём же говорится в 30:9 и 33:15, в отличие от 30:21.
     По-видимому, во фразе "вождь будет одним из них, их правитель выйдет из их среды" (ст.21, пер. [Л.11]) имеется в виду знатный еврей ("новый лидер" [Л.26]), уважаемый уцелевшим остатком (23:3). Его как и остальных пастырей (священников, судей, учителей), поставит на служение Сам Господь (ст.4).
     Оттого написано "он приступит ко Мне; ибо кто отважится сам собою приблизиться ко Мне?" (30:21, б). Ведь "Несанкционированное вступление в присутствие Божие наказывалось смертью" [Л.25]. Каким образом новый вождь Мединат Йисраэль приблизится к Адонаю? Трудно сказать.
     Скорее всего через главного священника, возглавляющего богослужения в иерусалимском храме, его поставит на служение Господь (23:4, Зах.6:13). Только он сможет говорить с Ним в святая святых подобно временам Моше (Числ.7:89). Передавая волю Бога народу Его, как при обращении Савла (Деян.26:13-18). Благословенный торжественно провозглашает.

     "И вы будете ("Тогда вы станете" [Л.24]) Моим народом, и Я буду вам Богом" (30:22; этого стиха нет в Септуагинте [Л.23, стр. 150], но он есть в Масоре [Л.7]).

     Не только Богом евреям, но Господом всем уцелевшим во время Великой гибели народам на земле (3:17, 4:2, 16:19, 32:27; Зах.2:10-12, 9:10, 14:9, 16-21; Мих.4:1-3; Ис.11:1-10; Дан.7:13, 14; Соф.3:9-20; Отк.11:15). Потому что "от (из) Сиона выйдет закон (Наставление, "все повеления Господни" [Л.24]) и слово Господне - из Иерусалима" (Мих.4:2, в).
     Когда же исполнятся пророчества 30:18-22 о грядущем теократическом царстве на земле? Не ранее, чем разразится страшная буря Господня и великий яростный вихрь обрушится на головы нечестивых, отвечает Иеремия (ст.23). "В последние дни уразумеете это" (ст.24, "вы это поймёте" [Л.5]), обещает пророк.

ЛИТЕРАТУРА

 1. Статья "11. Комментарии к Книге пророка Иеремии. Новый завет (31:31-34, 32:37-42)".
2. Статья "8. Комментарии к Книге пророка Исаии. Мессианское царство (35:1-10, 66:19-24)".
3. Статья "6. Комментарии к Книге пророка Михея. Глава 4 - Тысячелетнее царство".
4. Библия. Современный перевод Библейских текстов.- М.: World Bible Translation Center, 2002.- 1150с.
5. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета, канонические. Современный русский перевод.- М.: Российское библейское общество, 2011.- 1 408 с.
6. Толковая Библия. Комментарий на все книги Святого Писания. Под ред. Лопухина А.П. Том 2.- Минск: Харвест, 2001.- 1 312 с.
7. Первые и последние пророки.- Йерушалаим: Мосад Арав КУК, 1975.- 1 002 с.
8. Ринекер Ф., Майер Г. Библейская энциклопедия Брокгауза.- Кременчуг: Християнська зоря, 1999.- 1088 с.
9. Статья "9. Комментарии к Книге пророка Иеремии. Великая гибель (4:6-29)".
10. Статья "10. Комментарии к Книге пророка Иеремии. День Господень (25:29-38, 30:5-9)".
11. Библия. Новый Перевод на Русский Язык.- Herrljunga, Sweden: Международное Библейское Общество, 2007.- 1 228 с.
12. Толкование Ветхозаветных книг. От книги Исаии по Книгу Малахии.- Ашфорд: Славянское миссионерское издательство, 1966.- 602 с.
13. Уоррен Уирсби. Комментарий на Ветхий Завет. В 2- т. Том II. Ездра - Малахия.- СПб.: Библия для всех, 2011.- 1 111 с.
14. Учебная Библия с комментариями Джона Мак-Артура.- Минск: Славянское Евангельское общество, 2004.- 2 201 с.
15. Большой библейский словарь.- СПб.: Библия для всех, 2005.- 1 503 с.
16. Новая Женевская учебная Библия.- Hanssler-Verlag, 1998.- 2 052 с.
17. Новый Библейский комментарий в 3 ч. Ч.2. Ветхий завет. Псалтирь - Книга Пророка Малахии.- СПб.: Мирт, 2000.- 571 с.
18. Библейский культурно-исторический комментарий. Часть 1. Ветхий Завет.- СПб.: Мирт, 2003.- 984с.
19. Статья № 14 "Числа".
20. Статья №4 "Время великой скорби".
21. Статья №3 "День Господень.
22. Воргез А. Книга Иеремии. Главы 1-25.- СПб.: Библия для всех, 2010.- 431 с.
23. Воргез А., Митчел М. Книга Иеремии. Главы 26-52.- СПб.: Библия для всех, 2010.- 431 с.
24. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета в современном русском переводе.- М.: Издательство ББИ, 2015.- 1856 с.
25. Комментарии к Ветхому и Новому Заветам.- Минск: Фонд "Лютеранское культурное наследие", 2007.- 832 с.
26. Славянский библейский комментарий.- Киев: ЕААА, Книгоноша, 2016.- 1840 с.

День Господень