Комментарии к Книге пророка Исаии. Последствия суда (19:5-8, 24:1-13)

"Земля опустошена в конец и совершенно
разграблена; ибо Господь изрёк слово сие"
 
(Ис. 24:3)

1. Вступление

     Главной темой почти всех пророческих книг Библии является последний суд на земле, "которым завершится человеческая история" [Л.1, стр. 602], эпоха лукавого рода сего.
    Многочисленные пророчества нави Йешайа относятся именно к последним дням [Л.2-4]. Трагическим событиям вселенского масштаба, "стихийного массового бедствия, ведущего к страшной катастрофе" [Л.5, стр. 869].
     В данной статье рассмотрим последствия суда Божьего над миром, извратившим путь свой на земле, переполненном злодеяниями. 
      Композиция ст.24:1-13, 19:5-8. 1. Введение (24:1), содержащее откровение общей картины опустошения земли, участи всех её жителей (ст.2).
       2. Изложение главной темы - последствия суда для:
           а) земли (24:3-6);
           б) её обитателей (24:7-13);
           в) египтян (19:5-8).    
     Главная тема. Катастрофические последствия Дня Господа для нашей планеты, для её жителей из всех стран и сословий.
     Цель написания. Предупредить все народы о последствиях наказания за нарушение вечного завета с Богом, изменение Его уставов, пренебрежение заповедями Его.
    Содержание. Пророк описывает эсхатологическое видение земли, опустошенной Яхве Элохим (24:1, 3-5). Её жители, независимо от их социального положения, будут истреблены, а остаток - рассеян (24:1, 2, 6).
     Исчезнет веселье у сынов человеческих (24:7-11), разрушенные города станут безлюдными (24:10-13); высохнут реки, обмелеют каналы, растения засохнут без воды, исчезнет рыба (19:5-8).
    Проблемы толкования. Стихи 24:1-13 являются космическими и астрономическими метафорами или описанием реальных видений. Пророчество 19:5-8 относится к ассирийскому нашествию или предсказание ещё не сбылось.

2. Апокалипсис Исаии (24:1)

    Все толкователи и комментаторы относят пророчества главы 24 к последнему времени, к концу света, гибели современной цивилизации [Л.1, 6-10, 12 и др.].  Более того, приписывают её к апокалиптической литературе [Л.1, 7, 9, 10].
   "В главах 24-27, называемых богословами "апокалипсисом Исаии", описывается как то, что произойдёт в годы великой скорби (катастрофа, которая постигнет всю землю), так и благословения, которые придут на землю и на выжившую часть человечества после этого - в Тысячелетнем царстве Христа" [Л.1, стр. 61].
    Такого мнения придерживаются другие авторы. "Это действительно апокалиптический отрывок, в том смысле, что в нём речь идёт о конце света", в нём присутствуют "также космические и астрономические метафоры" [Л.10, стр. 181].
     Обратимся к тексту 24-й главы, посмотрим о каких загадочных космических и астрономических метафорах идёт речь.
    
   "Вот (Взгляни), Господь (полностью) опустошает ("нищить") землю и делает её бесплодною; изменяет вид её ("обертає поверхню її)") и рассеивает (принудит) живущих на ней (уйти в далёкие края)" (24:1; в скобках: текст из [Л.11], в кавычках - из [Л.24]).

    Метафора - оборот речи, в котором слова и выражения употребляются в переносном смысле. Но в ст.1 все слова используются пророком в прямом буквальном смысле. Доказательством чего служит контекст как главы 24, так параллельных стихов в иных главах.
    Земля действительно будет опустошена (24:3-6; рис. 1), как предсказано. "Опустошит Господь всю землю, всего её лишит" (ст.1, а, пер. [Л.22]).
    Внешний вид всей земли сильно изменится, "черты земли исказятся" (ст.1, б, пер. [Л.13]. По причине великого землетрясения (ст.18-20) в день посещения Господом воинства небесного и правителей земли (ст.21).
    Об этом нави предупреждает все народы на земле [Л.2]. О гневе Яхве Цеваот, падении небесного воинства, сворачивании неба, превращении рек да земли в горящую смолу, гибели животных и людей (34:1-9).  

3. Всеобщая участь (24:2)

    Пророчества Йешайа о последнем времени, он же День Господа (2:10-22, 13:2-13, 24:1-23, 34:1-9) указывают на глобальный характер будущей катастрофы.
     Автор [Л.21], комментируя стихи 24:1-12, пишет так. "Вне всяких сомнений, здесь рассказывается о событиях космического масштаба. Бог приходит судить мир!" (стр. 161). Да, суд Божий поразит все народы. "Одинаковая судьба постигнет всех людей, независимо от их общественного положения и материального достатка" [Л.1, стр. 61].

    ("Одна постигнет всех участь") что будет с народом, то и со священником; что со слугою, то и с господином его; что со служанкою, то и с госпожею её; что с покупающим, то и с продающим; что с заемщиком, то и с заимодавцем; что с ростовщиком (кто занимал), то и с дающим в рост (кто давал взаймы)" (24:2; в скобках: текст из [Л.13], в кавычках - из [Л.22]).

     Какая же конкретно ОДНА судьба ждёт всех людей? равных друг другу в день Великой скорби. Исаия отвечает "заклание" (34:2; "погибель" [Л.11], "бойня" [Л.12], "резня" [Л.13]). Ибо "Он предал их заклятию", т.е. предназначил на полное уничтожение, как написано.
    "И убитые их будут разбросаны, и от трупов их поднимется смрад, и горы размокнут от крови их" (34:3). Вместо благовония стоит невыносимое зловоние (3:23, а). Опустошенная "земля обветшает, как одежда, и жители её также вымрут" (51:6, в).
     Нави Цефанйа предсказывает тоже самое эсхатологическое событие [Л.14], передавая прямую речь Адоная.
    "Господь сказал: "Я разрушу всё на земле! Я истреблю всех людей и животных. Я истреблю птиц в воздухе и рыб в море ... Я истреблю всех людей с лица земли". Так сказал Господь!" (Соф.1:2, 3; пер. [Л.11]).
     После истребления в живых останется очень мало обитателей земли (Ис.1:9, 13:12, 24:6), рассеянных Всемогущим по лицу её (ст.1). Как предсказано пророком.
    "От грозного гласа (громогласного шума) Твоего побегут народы; когда восстанешь (поднимаешься), рассеются (разбегаются) племена (народы)" (33:3; в скобках, текст из [Л.12]).
     Такая участь ожидает всех людей: мирян и священников, слуг да господ, покупателей и продавцов, должников да кредиторов (24:2), мужчин да женщин.
     "Вместо ароматов будет у них смрад (вместо бальзама - гной), вместо пояса - верёвка (язвы), вместо роскошной причёски - плешь, вместо платья - рубище тесное (из тряпья), вместо красоты - клеймо" (3:23, пер.[Л.22], в скобках, Масоретский текст [Л.15]). Клеймо, выжженное небесным воинством.

4. Опустошенная земля (24:3, 4)

    Если в стихах 2:10-22, 13:2-13, 24:17-22, 30:27:30, 34:1-9 Йешайа описывал сам процесс суда над миром, то в 24:3-6  он излагает его ужасные результаты.
   
    "Земля опустошена ("Земля буде дощенту зруйнована") в конец и совершенно разграблена; ибо Господь изрёк слово сие (Это).
   Сетует ("Засумує"), уныла земля (высыхает и увядает); поникла, уныла вселенная (мир угасает и увядает); поникли возвышавшиеся над народом земли (угасают и правители земли)" (24:3, 4; в скобках: текст из [Л.12], в кавычках - из [Л.24]).

    По слову Яхве Элохим, совершенно опустошат, полностью разграбят планету: ужасное землетрясение (24:17-20); буря, вихрь, пламя всепожирающего огня (29:6); гнев - горячее дыхание Его, великий ливень да крупный град (39:27-30).
     В итоге. "Страна зачахнет и опустеет. Земля, прежде населённая, захиреет и станет бесплодной ..." (24:4, пер. [Л.11]; она "высыхает и увядает" [Л.12]).
    Более того, "гибнет, пропадает весь мир" [Л.13], его пророк называет "вселенная". "Следствием Божьего суда будет мир опустошенный и разрушенный" [Л.6, стр. 604].
   Эсхатологические видения разорённой, опустошенной земли получили другие ветхозаветные пророки. Йирмейа (Иер. 4:23-27), Йехэзкэйл (Иез.30:2-8), Йоэйл (Иоил. 1:10-20, 2:1-3), Цефанйа (Соф.1:2-18, 2:6).
     Почва "захиреет и станет бесплодной" (Ис.24:1, 4) из-за кислотных дождей, пеплопадов, уменьшения поступления солнечного света, длительной засухи [Л.16].
     Посеянное истлеет в земле, а взошедшее исчахнет в полумгле (рис.2). "Сетует, уныла земля" (24:4, а), высыхает да увядает, весь "мир угасает и увядает" [Л.12].
      Погублены знатные народы, "поникнут все, кто был на земле высок" (ст.4, пер. [Л.22]), все правители "лишатся силы" [Л.11].
     "Ибо грядет день Господа Саваофа (Цеваота) на всё гордое (на каждого надменного) и высокомерное и на всё превознесённое (каждого вознёсшегося),- и оно будет унижено" (2:12-17; в скобках, текст из [Л.15]).

5. За что, Господи? (24:5, 6)

    Как слушатели Исаии, так все последующие поколения людей с нечистыми устами, наказываемые Богом, задавали один и тот же вопрос "за что, Господи?". Зная ответ лукавим, надеясь услышать нечто иное. Но истинный пророк всегда говорит правду.
   
   "И земля осквернена под живущими на ней (Люди осквернили землю, отступая от поучений Бога); ибо они преступили законы (не подчинялись Его законам), изменили устав, нарушили ("зламали" [Л.24]) вечный завет" (24:5; в скобках, текст из [Л.11]).

    Удивительно, но Йешайа видит причину опустошения Творцом земли в её осквернении ("осквернить" - опозорить, подвергнуть поруганию, унижению, запятнать чем-нибудь). Да, не подчиняясь законам Божьим живущие на земле, образно говоря, опозорили её.
     Однако нави провидит очевидно нечто большее, а именно буквальное надругательство над планетой. "Земля осквернена её жителями" (ст.5; пер. [Л.12; 13, 22]. Всё творение осквернено жадностью людей, унижено варварской эксплуатацией, запятнано да отравлено отходами.
     А ведь всё создано Творцом "хорошо весьма" (Быт.1:31) и задача человека - возделывать да хранить землю (2:15). Народы же нарушили вечный завет с Богом, изменили уставы Его, пренебрегли заповедями Его.

   "За то проклятие поедает (пожирает) землю, и несут наказание ("кару" [Л.24]) живущие на ней (из-за вины своей); за то сожжены обитатели земли, и немного осталось людей (совсем мало их осталось!)" (Ис.24:6; в скобках, текст из [Л.22]).

    Начало стиха в [Л.11] выглядит так. "Живущие на этой земле виновны в том, что поступали неверно ...". Оттого "проклятие", выражающееся в бесплодии почвы, "поедает землю" (24:6, а), что является наказанием живущим на ней (ст. 6, б).
     В Синод. переводе и [Л.12] обитатели земли "сожжены" (ст. 6) или "истреблены" [Л.8, 9], или "исчезают" [Л.13], но в Масоре - "чахнут" [Л.15], "тают они как в огне" [Л.22].
     Однако такое расхождение в переводах не имеет принципиального значения. Так как народы действительно "будут сожжены в огне" (33:12), но также исчахнут (10:16-18) от ран, ожогов, болезней, голода, холода. Ибо предсказано.
    "Небеса эти развеются (исчезнут), словно дым, и земля обветшает, словно одежда, и её обитатели погибнут (вымрут), как мошки ..." (Ис.51:6, пер. [Л.13]; в скобках, Синод. пер).
     Обитатели земли массово погибнут в огне (24:6), а уцелевшие вымрут от холода, словно бесчисленные мошки. При любом прочтении ст. 6, Йешайа видит итог суда - "немного осталось людей" (ст.6, г),  "совсем мало их осталось!" [Л.22], "Лишь немногие уцелеют" [Л.11].

6. Исчезновение веселья (24:7-9)

    По окончании Божьего суда над землёй и жителями её ,потрясённый мир пребудет в подавленном состоянии. Как провидит ветхозаветный пророк.

   "Виноградники гибнут (увядает лоза), молодое вино пропадает, кто прежде веселился, теперь печален (стонут).
    Никто не изъявляет радость, умолкло веселие, музыка барабанов и арф теперь не слышна (смолкла).
    Никто (больше) не пьёт вина с радостными песнями, горьки напитки (хмельное питьё) для пьющих!" (24:7-9, пер. [Л.11]; в скобках,текст из [Л.12]).

     В угнетённом состоянии находятся как люди, так уцелевшие от пожаров растения. Увянут виноградные лозы (24:7), трава, цветы (40:7), засохнут плодовые деревья (Иоил.1:10-12).
    Исчезнет веселье у сынов человеческих, радостный шум сменят тяжкие вздохи. По причине бесплодия почвы, гибели растений (24:1, 6, 7), болезней (1:5-7), насилия, голода (51:19), горя да тьмы (8:22).
   "И будут они бродить (скитаться) по земле, жестоко угнетённые (Удручённые) и голодные; и во время голода (изолодавшись) будут злиться, хулить (проклинать) царя своего и Бога своего" (8:21; в скобках, текст из [Л.12]).
    Смолкнут музыка да весёлое пение по всей земле. Праздники превратятся в стенания, а песни - в плач. Горькими окажутся для пьющих хмельные напитки (24:9, "шэйхар" [Л.15], "сикера" в Синод. пер.).
    Тогда. "Поникнут гордые взгляды человека (Глаза надменного потупятся), и высокое людское унизится (гордыня людская будет унижена); и один Господь будет высок (возвеличен) в тот день" (2:11; в скобках, текст из [Л.12]).

7. Разрушенные города (24:10-12)

     Почему же уцелевшие, в удручённом состоянии (8:21), скитаются? разве у них нет жилья? Увы! все города разрушены как провидят Иоханан (Отк.16:19), Йехэзкэйл (38:20), Йешайа.

   "Разрушен опустевший город, все домы заперты (Город разрушен, и люди не могут вернуться в дома), нельзя войти (Двери завалены).
   Плачут о вине на улицах (люди ищут вино на рынках); помрачилась всякая радость (но счастье ушло); изгнано всякое веселие земли (радость унесена далеко).
   В городе осталось запустение (разрушение), и ворота развалились (разбиты)" (24:10-12; в скобках, текст из [Л.11]).

     Авторы перевода [Л.11] называют этот опустевший город "Полное смятение", а в работе [Л.10] - "Город хаоса". "Собирательный образ, символ человеческой цивилизации" [Л.9]. "Город в ст.10 представляет землю в целом" [Л.1]. "Он должен восприниматься как обобщение, а не как указание на какой-то определённый город" [Л.6; Л.8].

    Город хаоса Йешайа подобен Вавилону из видений Иоханана, символу всех городов земли (Отк.17:18 - 18:24). Только Иоанн видит уничтожение великой блудницы огнём (18:8) и морскими волнами (ст.21), а Исаия - землетрясением (24:10-20; рис. 3).
     Но почему пророк утверждает, будет разрушен опустевший город? в котором "все домы заперты" (24:10, а).
   До наступления ожидаемого глобального землетрясения импактного характера [Л.17] жители покинут города, предварительно заперев свои дома. Они выйдут из города, живут в поле (Мих.4:10), чтобы не погибнуть под обломками падающих зданий.
    По окончании землетрясений люди не смогут вернуться в свои разрушенные дома. Ибо даже двери завалены, "нельзя войти" (24:10), городские "ворота развалились" (ст.12, "В руинах город, от ворот - одни обломки" [Л.22]). "Каждый город, представлявший собою организованное сообщество, превратится в груду развалин" [Л.23, стр. 418].    
     Избежит ли такой участи священный город Йерушалаим? Нет. Эль Шаддай и его превратит в "груды камней", вместе с чертогами иноплеменников (25:2). Великий город распадётся на 3 части (Отк.16:19).
    Так как виноградные лозы погибнут, то пропадёт из торговли молодое вино (Ис.24:7), о нём плачут уцелевшие (ст.11). Угасла радость, "изгнано всякое веселие".

8. Судьба народов (24:13, 19:5)

     Рассказ о кульминации Божьего суда (24:17-20), его последствиях (ст.1-12) провидец оканчивает описанием крупномасштабных видений, используя яркие аллегории.

   "Как при околачивании маслины или после сбора винограда остаётся лишь немного ягод, так же будет на земле и среди народов" (24:13, пер. [Л.12]).

    Здесь Йешайа говорит об обезлюдевшей земле, на которой среди всех народов "немного осталось людей" (ст.6, г). "Люди будут сброшены с лица земли, как маслины стряхивают осенью с деревьев. Лишь немногие останутся в живых, как на лозах оставляют несколько гроздей, после того, как убран урожай" [Л.10, стр. 183].
     Верно. "Если бы Господь Воинств не сохранил этот малый остаток, нас постигла бы участь Содома, нас ждала бы судьба Гоморры!" (1:9, пер. [Л.13]; Плач.3:22, Мк.13:20).
     Нави Цефанйа после предсказания гибели всего живого на земле в День Господа (Соф.1:2-18), переходит к деталям, рассказывая о судьбе известных ему народов (2:4-15). Последствия суда в видениях Йешайа также имеют как общий план (24:1-13, 2:11-17), так отдельные картины, относящиеся к Израилю и окружающим его странам (1:4-9, 17:1-14, 21:1-17).
    Из всех близлежащих стран главное место в эсхатологических пророчествах Исаии, как и других пророков, занимает Египет. Он провидит время, когда Эль Шаддай посетит египтян на быстром облаке (19:1, а). Тогда от лица Его потрясутся истуканы, от резонансных вибраций растают сердца жителей Египта (ст. 1, б).
  
    "И истощатся (иссякнут) воды в море ("Воды моря отступят"); и река иссякнет (Нил пересохнет) и высохнет" (19:5; в скобках: текст из [Л.11], в кавычках - из [Л.13];  "пересохнет русло и станет сушей" [Л.12]).

   Высыхание морских да речных вод (Красного моря, р. Евфрат [Л.13]), Йешайа предсказывает в 11:15. Также Иоханан провидит истощение воды в реке Евфрат (Отк.16:12), а Йехэзкэйл и Зехарйа - в реке Нил и её рукавах (Иез.29:10, Зах.10:11).
    Эти катастрофические события ещё не произошли. Поэтому мнение автора работы [Л.6] "пророчество, вероятно, исполнилось в 670 г. до Р.Х., когда Египет был захвачен Эсархаддоном, царём Ассирии" является ошибочным. Как и утверждение, что стихи 19:5-10 есть "Картины разрухи и запустения, вызванные внутренними войнами и ассирийским нашествием" [Л.9].

9. Высыхание знаменитых рек (19:6)

     Почему же отступят воды в Красном море? иссякнут в таких крупных полноводных реках как Нил и Евфрат? Неужели из-за внутренних войн да внешних нашествий? На эти вопросы нави даёт ясный ответ.
    "Но будет в тот день, Господь потрясёт всё от великой реки до потока Египетского ..." (27:12; "будет молотить от течения Евфрата до речки на границе Египта" [Л.12]).
     Именно потрясение гор, холмов, колебания земли да вселенной перед лицом Бога (Наум.1:5) приведут к тому, что море "высыхает и все реки иссякают" (ст. 4, рис.4).
   Из-за крупномасштабных изменений строения земной поверхности одни её участки опустятся, а другие поднимутся (24:17-20, 40:4).
     Речная система Нила, длиной 6 852 км, берёт начало в горном массиве Восточно-Африканского плоскогорья.
     Самая крупная река в Западной Азии Евфрат, длиной 2 781 км, начинается на Армянском нагорье.
     После глобального землетрясения, в верховьях речные системы изменят свои русла. Нил ещё в Южном Судане, а Евфрат - в Турции, очевидно в гряде Тавра. Оттого Йешайа провидит "река иссякнет и высохнет" (19:5, б), как египетская часть русла Нила, так сирийско-иракская  Евфрата (11:15, б).
    Но почему "истощатся воды в море"? (19:5, "В море воды не станет" [Л.22]). Разве такое возможно в результате даже мощного землетрясения? Нет. Ни в Красном ни Средиземном морях воды полностью не иссякнут.
    Однако уровень воды в этих морях, также в Мировом океане, действительно понизится на несколько метров! [Л.18]. "Воды моря отступят" (ст.5, пер. [Л.13]).

   "И оскудеют (Смердеть станут; "загниют" [Л.15]) реки (протоки), и каналы Египетские обмелеют (иссякнут) и высохнут; камыш и тростник завянут (Почернеют)" (19:6; в скобках, текст из [Л.13]).

    По причине прекращения поступления свежей воды из Нила протоки начнут смердеть, в том числе из-за гниющей дохлой рыбы (50:2). Ирригационные каналы общей протяжённостью 13 440 км "обмелеют и высохнут" (19:6, б), не смотря на остатки разрушенных дамб да плотин бывшей великой реки.
    По мере истощения воды "камыш и тростник завянут", почернеют (ст.6, в). Однако не по причине засухи как считается в [Л.1]; "поскольку главная река никогда не высыхала полностью" [Л.10, стр. 152].

10. Истощение природных ресурсов (19:7, 8)

   Отдалённые последствия космической катастрофы хорошо видны на примере Египта, в частности, истощения его природных пищевых ресурсов.

   "Поля при реке, по берегам реки, и всё, посеянное при реке, засохнет (Даже в устье реки всё завянет), развеется (ветром) и исчезнет" (19:7; в скобках, текст из [Л.11]).

    На территорию Египта выпадает чрезвычайно мало осадков. Поэтому основой прцветания его сельского хозяйства являлся Нил и его разлив, во все времена [Л.19, 23]. "Египет существует исключительно за счёт реки Нил. С незапамятных времён на берегах этой реки каждый год откладывается тонкий слой плодородной почвы"  [Л.20, стр. 396].
    Когда "река иссякнет и высохнет" (19:5, б) перестанут плодоносить плодородная пойма шириной от 10 км до 15 км, а также обширная дельта Нила длиной 200 км с севера на юг и 185 км с запада на восток [Л.20]. Всё растущее "засохнет, развеется и исчезнет" (ст.7).
    Египет превратится в пустыню (Иоил.3:19), вся его территория будет как пустыня Сахара, по которой протекал Нил. То же самое ожидает иные страны, где "иссохли потоки вод" (1:10-20, Ис.33:9).
    Нил изобиловал рыбой [Л.1, 8], ещё одним важным источником пищи для египтян. Но Йешайа видит, рыболовство придёт в полный упадок.

   "И восплачут (восскорбят) рыбаки ("на Ниле, который кормил их, а теперь пересох"), и возрыдают (горевать будут) все, бросающие уду в реку, и ставящие сети в воде (забрасывающие невод) впадут в уныние" (19:8; в скобках: текст из [Л.15], в кавычках - из [Л.11]; "бросающие в воду сети зачахнут" [Л.12]).

   Безрадостную картину потери Египтом природных ресурсов дополняет отчаяние обрабатывающих лён (чесальщиков) да ткачей льняных полотен (ст.9). Потому что пересохли все оросительные каналы, исчез и лён.
    Однако в этом устрашающем для египтян пророчестве (19:5-9) содержится утешение для будущих поколений.
   "И поразит Господь Египет; поразит, и исцелит (накажет людей Египта и этим исцелит их); они обратятся ко Господу, и Он услышит их (молитвы), и исцелит (простит) их" (19:22; в скобках, текст из [Л.11]).
     Исцелит, если египтяне вместе с другими народами "будут служить Господу" (19:23) в мессианском царстве (2:2-4). Станут ежегодно приходить в Йерушалаим на поклонение Ему, праздновать Суккот (Зах.14:18, 19).

ЛИТЕРАТУРА

1. Толкование Ветхозаветных книг. От книги Исаии по Книгу Малахии.- Ашфорд: Славянское миссионерское издательство, 1966.- 602 с.
2. Статья "1. Комментарии к Книге пророка Исаии. День Господа (34:1-9, 13:1-13)".
3. Статья "2. Комментарии к Книге пророка Исаии. Великая скорбь (24:17-23, 2:10-22)".
4. Статья "3. Комментарии к Книге пророка Исаии. Теофания (30:27-30, 63:1-6, 64:1-3)".
5. Словарь библейских образов.- СПб.: Библия для всех, 2005.- 1 423 с.
6. Уоррен Уирсби. Комментарий на Ветхий Завет. В 2-х т. Том II. Ездра - Малахия.- СПб.: Библия для всех, 2011.- 1 111 с.
7. Новый Библейский комментарий в 3 ч. Ч.2. Ветхий завет. Псалтирь - Книга Пророка Малахии.- СПб.: Мирт, 2000.- 571 с.
8. Толковая Библия. Комментарий на все книги Святого Писания. Под ред. Лопухина А.П. Том 1.- Минск: Харвест, 2001.- 1 168 с.
9. Новая Женевская учебная Библия.- Hanssler-Verlag, 1998.- 2 052 с.
10. Джон Ф.А. Сойэр. Комментарии к книгам Ветхого Завета. Книга пророка Исаии I. Том 13.- USA, Scottdale, ВСБ, 1993.-243 с.
11. Библия. Современный перевод Библейских текстов.- М.: World Bible Translation Center, 2002.- 1150с.
12. Библия. Новый Перевод на Русский Язык.- Herrljunga, Sweden: Международное Библейское Общество, 2007.- 1 228 с.
13. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета, канонические. Современный русский перевод.- М.: Российское библейское общество, 2011.- 1 408 с.
14. Статья "2. Комментарии к Книге пророка Софонии. День Господень".
15. Первые и последние пророки.- Йерушалаим: Мосад Арав КУК, 1975.- 1 002 с.
16. Статья №4 "Время великой скорби".
17. Статья №3 "День Господень".
18. Статья №5 "Так будет и во дни, когда Иисус Христос явится".
19. Ринекер Ф., Майер Г. Библейская энциклопедия Брокгауза.- Кременчуг: Християнська зоря, 1999.- 1 088 с.
20. Большой библейский словарь.- СПб.: Библия для всех, 2005.- 1 503 с.
21.  Дерек Т. Исаия.- Минск: Полиграфкомбинат им. Я.Коласа, 2013.- 400 с.
22. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета в современном русском переводе.- М.: Издательство ББИ, 2015.- 1856 с.
23. Комментарии к Ветхому и Новому Заветам.- Минск: Фонд "Лютеранское культурное наследие", 2007.- 832 с.
24. Біблія або Книги Святого Письма Старого й Нового Заповіту.- Українське біблійне товариство, 1991.- 1256 с.
День Господень