Комментарии к Книге пророка Аггея. Стихи 2:6-9 - Последний храм

"Вот Человек по имени Ветвь: Он прорастёт из
Своего места и построит Господень Храм"
(Зах.6:12, б; пер. [Л.10])
 
"Слава сего последнего храма будет больше,
нежели   прежнего ... и на месте сём Я дам
мир ..." (Агг.2:9)


1. Вступление

       Один из трёх нави, включая Захарию и Малахию, живших в VI веке до Р.Х., Аггей, евр.  "Хаггай", означает "праздничный". Он первым начал пророчествовать после возвращения евреев из вавилонского плена [Л.1-10, 19].
       Хаггай очевидно видел храм Соломона до разрушения  вавилонянами в 586 г.  [Л.1, 3, 6, 8, 9],  к его восстановлению  он так настойчиво горячо призывал многие годы спустя. О месте и часе рождения пророка, его происхождении, роде занятий, жизни, смерти ничего неизвестно [Л.1, 6-9]. Умер Аггей в возрасте не менее 70-и лет [Л.6, 18], вероятно, ещё до освящения Второго храма в 515 году [Л.9].
     Время написания книги. Согласно надписания (1:1), все четыре вести получены от Господа во второй год правления персидского царя Дария I сына Гистаспа, т.е. в 520 г. до Р.Х. [Л.1, 8-10, 21]. По-видимому, книга написана в указанный год, в течение 4-х месяцев [Л.1-3, 6, 18], возможно, его пророчества кем-то записаны позднее, в пору освящения святилища [Л.3, 9]. 
     Главная тема ст.2:6-9. Божья слава, наполнившая новый иерусалимский Дом молитвы, построенный по окончании глобальных стихийных бедствий Йом Адонай.
       Цель написания. Обратить сердца слушателей к Богу, ободряя их вестью о грядущей славе Храма.
      Содержание. Через пророка Всемогущий открывает Своему народу будущее,- масштабные стихийные бедствия, они потрясут небо, землю, море, сушу (2:6), все страны (2:7, а). Затем придут долгожданные благословения (ст.7, б), Дом Бога наполнится славой Его (7, в).
     Все драгоценности мира принадлежат их Творцу (2:8), желающему чтобы слава последнего Бейт а-Микдаш превзошла известность предыдущего (2:9, а), а на земле воцарился мир (ст.9, б).   
      Проблемы толкования. К какому историческому периоду относятся ст. 2:6, 7, как следует переводить еврейское слово "хемда", о каком по счёту храме идёт речь в ст.9.

2. Потрясение  основ  мироздания (2:6, 7а)

    Описывая теофанию, грядущее посещение Йахвэ Элохим творения, ветхозаветные нави непременно предсказывают катастрофические изменения в природе [Л.11-13].
     В частности сотрясение земли (Наум.1:5, Иоил.2:10, Ис.24:19), колебания поверхности суши (Авв.3:6, Ам.8:8, Ис.24:20); содрогания неба (Иоил.3:16, 2:10, Ис.13:13), его сворачивание (34:4), исчезновение (51:6);  поразивший ВСЕХ трепет тел (Авв.3:6, Наум.1:5, Иез.38:20). Подобное откровение получил Хаггай.

     "Ибо так говорит Господь Саваоф: ещё раз (ещё одно (бедствие будет),- и это будет скоро,- Я потрясу небо и землю, море и сушу. И потрясу (сотрясу) все народы ..." (2:6, 7; в скобках, текст из [Л.14]).

      "Яхве отличается от других богов древнего Ближнего Востока во многих отношениях. Наиболее важное отличие заключается в Его трансцендентности, в том, что Он существует вне мира и над миром. Это кардинально отличает Его от богов Месопотамии, которые обитали в материальном мире"  [Л.21, стр. 735].
      Означает ли данное утверждение, о невмешательстве Творца в материальный мир? в творение, где пребывает Его Дух (Агг.2:5). Нет. Пророк настаивает, именно Адонай Цеваот потрясёт "небо и землю, море и сушу", сотрясёт "все народы" (ст.6, 7).
    Авторы толкований [Л.5, 8] считают, нави извещает о природных эффектах, сопутствовавших принятию Синайского законодательства (завета). Но в те прежние дни (Исх.19:16-18) вострепетал только "народ, бывший в стане" (ст.16). Колебалась одна гора Синай (ст.18), совсем не суша, море, твердь и высь, согласно Агг.2:6.
      Значит ст.6 есть не более, чем аллюзия на Синайские события. Именно так воспринял слова ветхозаветного провидца автор Послания к Евреям (Евр.12:26). Напрашивается вывод. "В Новом Завете Агг.2:6 цитируется в контексте, где речь идёт о Втором пришествии Христа (Евр.12:26-27), и это даёт серьёзные основания думать о полном грядущем исполнении этого пророчества" [Л.19, стр. 1095].
      Выражение "ещё раз" указывает на будущее, всё повторится похожим образом, как на Синае, и "будет скоро" ("через некоторое время", пер. [Л.15]). Слово "скоро" в ст.6 "не означает хронологической "незамедлительности" события, но предполагает неотвратимость указанной "акции" Божией, которая может совершиться в любое время" [Л.8, стр.550].
      Стих 2:6 не служит "возможной метафорой" как предполагается в работе [Л.3], а ст.7 - "моральным влиянием истинной религии Израиля на мир языческий ... в смысле победы силы Божией над враждебными Израилю и Богу народами Гогом и Магогом" [Л.5]. Вовсе нет.
      В Книге Нэвиим ясно написано, потрясение населения, сотрясение живой природы окажется НЕ метафорическим моральным, но буквальным физическим. Ибо так обещает Эль Шаддай.
      "И вострепещут (всё живущее будет трястись) от лица Моего рыбы морские и птицы небесные, и звери полевые и всё пресмыкающееся, ползающее по земле, и все люди (каждый человек будет дрожать), которые на лице земли ..." (Иез.38:20; в скобках, текст из [Л.15]).
        Почему начнёт трястись всё плавающее, летающее, бегающее, ползающее? по какой причине затрепещут ВСЕ обитатели?

3. Орудия  сокрушения

      Господь воинств посетит нас не один, с Ним придут таинственные "орудия гнева Его, чтобы сокрушить всю землю" (Ис.13:6, 29:6, Иоил.2:11).
     Масштабные потрясения вызовут космические объекты ([Л.13, 16], рис.1). Йешайа называет их небесным воинством (Ис.34:4), языком Господа (30:27), брызгами крови (63:3). Давид именует углями огненными (Пс.17:14), Иисус Навин - камнями, падающими сверху (Иис.Н. 10:11).
     Взору Иоханана тоже открываются небесные тела (Отк.8:5-9:2), в т.ч. "кадильница", наполненная огнём (ст.5), "как-бы большая гора, пылающая огнём" (ст.8), "большая звезда", горящая словно факелу (ст.10).
     Падение "звезды" на сушу (9:1) приведёт к тепловому взрыву, соответственно образованию глубокой "звёздной раны" - кладязь бездны в ст. 2; по-научному "астроблема". Произойдёт выброс колоссального количества веществ в атмосферу ("дым" в ст.2, б), отчего потускнеет солнце, потемнеет небо (ст.2, в).
     Нашу обитель, её нави Нахум называет "вселенной" (Наум.1:5), потрясёт "великое землетрясение, какого не бывало с тех пор, как люди (за всё время существования людей) на земле" (Отк.16:18; в скобках, текст из [Л.10]). Великое по причине импактной деформации, смещений обширных масс, последующих тектонических сдвигов и разрывов коры.
     Мощный эсхатологический сейсм, сопровождаемый подниманием и опусканием поверхности суши, предсказывают многие библейские пророки (Ис.24:18-20, 29:6; Ам.8:8, 9:5; Наум 1:5; Авв.3:6; Мих.1:3, 4; Иоил.2:10, Иер.4:24 и т.д.).
      Уникальность потрясения планеты заключается в содрогании  атмосферы, чего не бывает при обычных сейсмических толчках. Потрясение небосвода, вызовет мощный трубный звук, сильный шум с раскатами от космических тел: кадильницы, пылающей огнём горы, большой "звезды", с грохотом преодолевающих сопротивление плотных слоёв гомосферы.
       По утверждению Йоэйла, "поколеблется небо" (Иоил.2:10, б; "дрожат небеса", пер. [Л.17; Л.14]), "потрясётся земля" (ст.10, а), "помрачатся" светила (ст.10, в). Потрясётся гидросфера, т.к. Иоханан видел, одно из массивных пылающих тел упало в море (Отк.8:8).
       Исполнится обещание Небесного Воителя. "Я потрясу небо и землю, море и сушу" (Агг.2:6, б). От таких сотрясений планета "сдвинется с места своего" (Ис.13:13), в современном понимании, сместится со своей орбиты!
     Но почему будут сотрясаться ВСЕ народы? (Агг.2:7, а). Какова физическая причина тряски тел населения всех стран? о ней предупреждают Хаваккук (Авв.3:6), Йехэзкэйл (Иез.38:20), Нахум (Наум.1:5, 2:10).
      Дело в том, что последствиями падения массивных космических объектов окажутся упругие низкочастотные колебания земли, воды, воздуха (т.н. "инфразвук"). Совпадение частоты инфразвуковых волн с частотой собственных колебаний органов человека ("резонанс") вызовет вибрацию, трепет, дрожь у ВСЕХ обитателей, по всему миру [Л.16].

4. Пришествие  Машиаха (2:7)

       Ветхозаветные нави предвидели потрясение основ мироздания, когда Йахвэ Элохим лично вмешается в  историю человечества (Йом Адонай), посетит землю (Богоявление) для наказания рода сего за зло его (суд Господень).
      По окончании стихийных бедствий восстановится да освятится иерусалимский храм. В него принесут драгоценные дары  многочисленные паломники, даже те, кто воевал с Израилем (Иер.30:18-22, Иез.37:25-28, Мих.4:1-4, Ис.60:1-10, Зах.14:16).
      
     "И потрясу (сотрясу) все народы,- и придёт (придут они с сокровищами) Желаемый всеми народами, и наполню Дом сей славою, говорит Господь Саваоф (Цеваот)" (2:7; в скобках, текст из [Л.14]).

      В Синодальном переводе, евр. "хемда" переведено словом "Желаемый", указывая на "Мессию, Избавителя, Которого ждут все" [Л.6]. Всё же традиционно  хемда  означает "желание", "предмет желаний" или "драгоценность" [Л.8, 19], а глагол "придёт" стоит во множественном числе [Л.2-4].
      Современный перевод ст.7 выглядит так. "Я потрясу народы и они придут к вам с сокровищами из каждой страны ..." [Л.15; Л.10, 17]. Данное прочтение подтверждается другими параллельными библейскими стихами, например. Ис.60:1-10, Мих.4:1-4. "Судя по контексту, речь идёт именно о сокровищах ..." [Л.4, стр. 26; Л.20, стр. 1106].
       Но, возможно, Аггей придаёт слову хемда дополнительное значение. "Хотя прямых указаний в рассмотренном пророчестве, ст.6-9, на личность Мессии не заключается, однако общий мессианский смысл текста очевиден ..." [Л.5, стр. 397].
       Ведь Господь, возвращения Которого желают христиане во всех странах, на самом деле придёт в Йерушалаим, поселится в Бейт а-Микдаш (Зах.2:10-12, 8:3, 14:4, 9; Мал.3:1; Иоил.3:17; Соф.3:15; Иез.43:7, 37:27, 28). Здание и всё пространство вокруг него на вершине горы станут величайшей святыней, Святым Святых (43:12).
     Указанное событие наступит не ранее, чем "тьма покроет землю, и мрак -  народы"  (Ис.60:2). Потёмки вызовет непрерывный  повсеместный круглосуточный пеплопад [Л.13].
      Свидетельством присутствия Бога служит слава (шехина) Его, постоянно сияющая над городом днём да ночью (Ис.60:1-3, 19). Шехина войдёт "в храм путём ворот, обращённых лицом к востоку ... и вот, слава Господа наполнила весь храм" (Иез.43:1-5).
      Йехэзкэйл видел обещанное Хаггаю, "наполню Дом сей славою" (Агг.2:7, в). Напротив, автор работы [Л.2] пишет. "Слава, о которой идёт речь в Аггее 2:7,- это слава, которую Иисус принёс в храм Иерусалима ..." (стр. 1046).
      Но последнее воззрение плохо согласуется с контекстом (2:6, 7 а), указанных перипетий в истории ещё не было [Л.6]. Данное замечание справедливо и по отношению к версии о  втором Доме молитвы Зэрубавэля, сверх того. "В Писании не указано, что Божья слава вошла в храм Зоровавеля ..." [Л.6].

5. Все  сокровища  принадлежат  Ему (2:8, 9)

    Пожилые евреи, вернувшиеся из вавилонского плена (возможно, сам Аггей), видели великолепие первого святилища, построенного при царе Соломоне. Они радовались и плакали (Ездр.3:12), наблюдая простоту, невзрачность, бедность строящегося второго Бейт а-Микдаш (Агг.2:3). Благословенный даёт довольно странное утешение.
     
     "Моё (Мне) серебро и Моё (Мне) золото, говорит Господь Саваоф" (2:8; в скобках, уточнения из [Л.14]; "Всё их серебро и золото принадлежит Мне!" [Л.15]).
 
      О чём речь? Скромное по размерам простое сооружение Зэрубавэля, в правление Ирода Великого и его сыновей, было полностью перестроено, увеличено по высоте, богато украшено  [Л.7], "но иудеи всё равно называли его "вторым храмом" [Л.2, стр. 1046].
      Стих 8 нельзя отнести ни к первому ни ко второму зданиям,  как делает  автор [Л.18].  Аггей провидит третье, эсхатологическое (рис.2), измерить его  велено апостолу Иоанну (Отк.11:1, 2).
      В последний третий  Храм придут  все национальности "с сокровищами  каждой   страны" (Агг.2:7, пер.  [Л.15]). Богомольцы принесут Всевышнему  серебро  да  золото,  по праву  принадлежащие  Ему (ст.8), ибо нельзя являться  перед  лицом  Его с пустыми  руками (Исх.23:15,  34:20).
      Однако паломничество начнётся не раньше, чем исполнится обещание  Яхве    Цеваот. "Я потрясу небо и землю, море и сушу. И потрясу все  народы   ..."  (Агг.2:6, 7).
    После неботрясения, землетрясения, потрясения населения всех стран  наступят трудные  годы. Они едят, да не досыта; пьют воду, но жажда мучит их;  одеваются тепло да не согреваются; зерна сеют много, собирают мало.  Работают  не покладая рук и всё напрасно, ибо трудятся для себя, а не строят  Дом  для Бога (1:5-11).
       Затем израильтяне опомнятся, через 2 300 вечеров-утр от начала опустошительного нечестия святилище возродится (Дан.8:14, Иез.37:26), "храм устроится по прежнему" (Иер.30:18) на священной горе (Мих.4:1, 2). Тогда "потекут к ней все народы" (Ис.2:2-4), доброхотно понесут десятины и дары (18:7, 19:19-21). Ещё чем примечательным окажется Бейт Адонай?

     "Слава сего (этого) последнего храма будет больше (превысит славу), нежели прежнего, говорит Господь Саваоф; и на месте сём Я дам ("дарую благоденствие") мир, (Помните, что так) говорит Господь Саваоф" (2:9; в скобках: текст из [Л.15], в кавычках - из [Л.10]).
 
      Действительно, "слава последнего храма (храма тысячелетнего царства) будет больше славы всех предыдущих храмов" [Л.20, стр. 1106]. Но по какой причине?

6. Барух  Ашем

       Авторы многочисленных комментариев относят исполнение ст. 2:9, как правило, к будущему [Л.1, 2, 5, 6, 19, 20].
      Шехина "не относится к физическому пребыванию Христа в храме Ирода, потому что события, описанные в ст.6-9, не могут считаться историческими. Контекст указывает на установление Христом Его земного Тысячелетнего царства и на Его присутствие в храме во время этого царства" [Л.6, стр. 1317]; "слава в стихе 9 - это слава храма тысячелетнего царства, во время правления Христа на земле" [Л.2, стр. 1046]).
       Верно. Аггей пророчествует о будущем третьем святилище, "на месте сём Я дам мир, говорит Господь Саваоф" (2:9, б). Увы, мира не видели ни Дом молитвы Зоровавеля, ни тем более Ирода (рис.3). Перестроенное иродианами здание разрушили римляне по окончании его реконструкции [Л.7]. Поэтому в ст.9 говорится не о втором Бейт а-Микдаш (Зоровавеля-Ирода), но о последующем эсхатологическом.
     Третий появится лишь перед возвращением Иеошуа ха Машиах бен Давид, Иисуса Христа (Ин.4:25, 26). Его Захария именует ОТРАСЛЬ (Зах.6:12, 13; "это имя Иисуса Христа соединяет в себе царские и священнические функции" [Л.10]).
      Почему же нави Хаггай утверждает? "Слава сего последнего храма, будет больше, нежели прежнего", т.е. второго.
     Авторы работы [Л.3] пишут, "можно предположить, что здесь "слава" означает просто богатство Храма" (стр. 524). В одном из переводов начало стиха звучит именно так, "будет богат и славен больше прежнего ..." [Л.17].
      Логично, т.к. все нации принесут в него сокровища свои (2:7). Всё же "слава" в ст.9, гораздо значительнее, чем богатство будущего святилища или его известность.
     "С богословской точки зрения слава храма зависит не от богатого убранства (как считали многие народы), а от присутствия Господа" [Л.19, стр. 1096]. Оттого написано, "наполню Дом сей славою" (2:7), когда Ангел завета Иеhошуа ха Машиах "внезапно придёт в храм Свой" (Мал.3:1).
     Как в дни Моше (Исх.40:34, 35) или царя Шеломо (3Цар.8:10, 11), изумительная шехина наполнит третий Бейт Элохим. Видение потрясающего исторического события последних дней открыто Йехэзкэйлу.
     "И вот (я увидел), слава Бога Израилева шла от востока, и глас Его - как шум (могучих) вод многих, и земля осветилась (озарилась) от славы Его ... И слава Господа вошла в храм ... и вот, слава Господа наполнила весь храм" (Иез.43:1-5; в скобках, текст из [Л.10]).
      "Выражение "слава Господня" относится к сиянию, наблюдаемому в присутствии Бога" [Л.21, стр. 92].  Сияние шехины Иисуса Христа будет освещать Дом Его, обеспечит светом весь Йерушалаим, куда придут многие племена да правители их (Ис.60:1-3). Священное здание, в святом городе, на священной горе станет Центром мира.
       Ибо там взошло Солнце правды, в лучах Его исцеление (Мал.4:2), благословение (Агг.2:19), долгожданный мир (ст.9). "Этот "шалом" подразумевает не только прекращение войн, но и гармонию в отношениях с Богом (что повлечёт за собой и восстановление отношений с ближним)" [Л.19, стр. 1096].

ЛИТЕРАТУРА

1. Даума Йохем. Дорогами Ветхого Завета. Т.5. Малые пророки.- Черкассы: Коллоквиум, 2012.- 355 с.
2. Уоррен Уирсби. Комментарий на Ветхий Завет. В 2-х т. Том II. Ездра - Малахия.- СПб.: Библия для всех, 2011.- 1 111 с.
3. Новый Библейский комментарий в 3 ч. Ч.2. Ветхий завет. Псалтирь - Книга Пророка Малахии.- СПб.: Мирт, 2000.- 571 с.
4. Большой Библейский словарь.- СПб.: Библия для всех, 2005.- 1 503 с.
5. Толковая Библия. Комментарий на все книги Святого Писания. Под ред. Лопухина А.П. Том 2.- Минск: Харвест, 2001.- 1 312 с.
6. Учебная Библия с комментариями Джона Мак-Артура.- Минск: Славянское Евангельское общество, 2004.- 2 201 с.
7. Ринекер Ф., Майер Г. Библейская энциклопедия Брокгауза.- Кременчуг: Християнська зоря, 1999.- 1 088 с.
8. Толкование Ветхозаветных книг. От книги Исаии по Книгу Малахии.- Ашфорд: Славянское миссионерское издательство, 1966.- 602 с.
9. Хоуард Джейкоб Гейли Дж. (Младший). Комментарии к книгам Ветхого Завета. Том 18.- Одесса: Всемирный союз баптистов, 1993.- 188 с.
10. Библия. Новый перевод на русский язык.- United Kingdom, Carlisle: Biblica Europe, 2011.- 1 185 с.
11. Статья "3. Комментарии к Книге пророка Аввакума. Глава 3 - Богоявление".
12. Статья "5. Комментарии к Книге пророка Наума. Глава 1 - Гнев Господень".
13. Статья №3 "День Господень".
14. Первые и последние пророки.- Йерушалаим: Мосад Арав КУК, 1975.- 1 002 с.
15. Библия. Современный перевод Библейских текстов.- М.: World Bible Translation Center, 2002.- 1150 с.
16. Статья №4 "Время великой скорби".
17. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета, канонические. Современный русский перевод.- М.: Российское библейское общество, 2011.- 1 408 с. 
18. Комментарии к Ветхому и Новому Заветам.- Минск: Фонд "Лютеранское культурное наследие", 2007.- 832 с.
19. Славянский библейский комментарий.- Киев: ЕААА, Книгоноша, 2016.- 1840 с.
20. Макдональд У. Библейские комментарии для христиан. Ветхий Завет.- Bielefeld: CLV, 2009.- 1142с.
21. Библейский культурно-исторический комментарий. Часть 1. Ветхий Завет.- СПб.: Мирт, 2003.- 984 с.
День Господень