Комментарии к Книге пророка Аггея. Стихи 2:6-9 - Последний храм

"Вот Человек по имени Ветвь: Он прорастёт из
Своего места и построит Господень Храм"
(Зах.6:12, б; пер. [Л.10])
 
"Слава сего последнего храма будет больше,
нежели   прежнего ... и на месте сём Я дам
мир ..." (Агг.2:9)


1. Вступление

        Один из трёх нави, включая Захарию и Малахию, живших в VI веке до Р.Х., Аггей, евр.  "Хаггай", означает "праздничный". Он первым начал пророчествовать после возвращения евреев из вавилонского плена [Л.1-10, 19].
      Хаггай очевидно видел храм Соломона до разрушения  вавилонянами в 586 г.  [Л.1, 3, 6, 8, 9],  к его восстановлению  он так настойчиво горячо призывал многие годы спустя. О месте и часе рождения пророка, его происхождении, роде занятий, жизни, смерти ничего неизвестно [Л.1, 6-9]. Умер Аггей в возрасте не менее 70-и лет [Л.6, 18], вероятно, ещё до освящения Второго храма в 515 году [Л.9].
     Время написания книги. Согласно надписания (1:1), все четыре вести получены от Господа во второй год правления персидского царя Дария I сына Гистаспа, т.е. в 520 г. до Р.Х. [Л.1, 8-10, 21]. По-видимому, манускрипт написан в указанный год, в течение 4-х месяцев [Л.1-3, 6, 18], возможно, его пророчества кем-то записаны позднее, в пору освящения святилища [Л.3, 9]. 
       Главная тема ст.2:6-9. Божья слава, наполнившая новый иерусалимский Дом молитвы, построенный по окончании глобальных стихийных бедствий Йом Адонай.
       Цель написания. Обратить сердца слушателей к Богу, ободряя их вестью о грядущей славе Храма.
      Содержание. Через пророка Всемогущий открывает Своему народу будущее,- масштабные стихийные бедствия, они потрясут небо, землю, море, сушу (2:6), все страны (2:7, а). Затем придут долгожданные благословения (ст.7, б), святилище наполнится славой Его (7, в).
     Все драгоценности мира принадлежат их Творцу (2:8), желающему чтобы слава последнего Бейт а-Микдаш превзошла известность предыдущего (2:9, а), а на земле воцарился мир (ст.9, б).   
       Проблемы толкования. К какому историческому периоду относятся ст. 2:6, 7, как следует переводить еврейское слово "хемда", о каком по счёту храме идёт речь в ст.9.

2. Основы  мироздания  потрясутся? (2:6, 7а)

    Описывая теофанию, грядущее посещение Йахвэ Элохим творения, ветхозаветные нави непременно предсказывают катастрофические изменения в природе [Л.11-13].
     В частности сотрясение земли (Наум.1:5, Иоил.2:10, Ис.24:19), колебания поверхности суши (Авв.3:6, Ам.8:8, Ис.24:20); содрогания неба (Иоил.3:16, 2:10, Ис.13:13), его сворачивание (34:4), исчезновение (51:6);  поразивший ВСЕХ трепет тел (Авв.3:6, Наум.1:5, Иез.38:20). Подобное откровение получил Хаггай.

     "Ибо так говорит Господь Саваоф: ещё раз (ещё одно (бедствие будет),- и это будет скоро,- Я потрясу небо и землю, море и сушу. И потрясу (сотрясу) все народы ..." (2:6, 7; в скобках, текст из [Л.14]).

      "Яхве отличается от других богов древнего Ближнего Востока во многих отношениях. Наиболее важное отличие заключается в Его трансцендентности, в том, что Он существует вне мира и над миром. Это кардинально отличает Его от богов Месопотамии, которые обитали в материальном мире"  [Л.21, стр. 735].
      Означает ли данное утверждение о невмешательстве Творца в материальный мир? в творение, где пребывает Его Дух (Агг.2:5). Нет. Пророк настаивает, именно Адонай Цеваот потрясёт "небо и землю, море и сушу", сотрясёт "все народы" (ст.6, 7).
    Авторы толкований [Л.5, 8] считают, нави извещает о природных эффектах, сопутствовавших принятию Синайского законодательства (завета). Но в те прежние дни (Исх.19:16-18) вострепетал только "народ, бывший в стане" (ст.16). Колебалась одна гора Синай (ст.18), совсем не суша, море, твердь и высь, согласно Агг.2:6.
      Значит ст.6 есть не более, чем аллюзия на Синайские перипетии. Именно так воспринял слова ветхозаветного провидца автор Послания к Евреям (Евр.12:26). Напрашивается вывод. "В Новом Завете Агг.2:6 цитируется в контексте, где речь идёт о Втором пришествии Христа (Евр.12:26-27), и это даёт серьёзные основания думать о полном грядущем исполнении этого пророчества" [Л.19, стр. 1095].
      Выражение "ещё раз" указывает на будущее, всё повторится похожим образом, как на Синае, и "это будет скоро" ("через некоторое время", пер. [Л.15]). Слово "скоро" в ст.6 "не означает хронологической "незамедлительности" события, но предполагает неотвратимость указанной "акции" Божией, которая может совершиться в любое время" [Л.8, стр.550].
       Стих 2:6 не служит "возможной метафорой" как предполагается в работе [Л.3], а ст.7 - "моральным влиянием истинной религии Израиля на мир языческий ... в смысле победы силы Божией над враждебными Израилю и Богу народами Гогом и Магогом" [Л.5]. Вовсе нет.
       В Книге Нэвиим ясно написано, потрясение населения, сотрясение живой природы окажется НЕ метафорическим моральным, но буквальным физическим. Ибо как аукнется (Агг.2:6), так и откликнется, согласно обещания Эль Шаддай.
      "И вострепещут (всё живущее будет трястись) от лица Моего рыбы морские и птицы небесные, и звери полевые и всё пресмыкающееся, ползающее по земле, и все люди (каждый человек будет дрожать), которые на лице земли ..." (Иез.38:20; в скобках, текст из [Л.15]).
      Почему начнёт трястись всё плавающее, летающее, бегающее, ползающее? по какой загадочной причине затрепещут ВСЕ обитатели?

3. Орудия  сокрушения

        Господь воинств посетит нас не один, с Ним придут таинственные "орудия гнева Его, чтобы сокрушить всю землю" (Ис.13:6, 29:6, Иоил.2:11).
     Масштабные потрясения вызовут космические объекты ([Л.13, 16], рис.1). Йешайа называет их небесным воинством (Ис.34:4), языком Господа (30:27), брызгами крови (63:3). Давид именует углями огненными (Пс.17:14), Иисус Навин - камнями, падающими сверху (Иис.Н. 10:11).
    Взору Иоханана тоже открываются небесные тела (Отк.8:5-9:2), в т.ч. "кадильница", наполненная огнём (ст.5), "как-бы большая гора, пылающая огнём" (ст.8), "большая звезда", горящая словно факел (ст.10).
   Падение "звезды" на сушу (9:1) приведёт к термическому взрыву, соответственно, образованию глубокой "звёздной раны" - кладязь бездны в ст. 2; по-научному, "астроблема". Произойдёт выброс колоссального количества веществ в атмосферу ("дым" в ст.2, б), отчего потускнеет солнце, потемнеет небо (ст.2, в).
       Нашу обитель, её нави Нахум называет "вселенной" (Наум.1:5), потрясёт "великое землетрясение, какого не бывало с тех пор, как люди (за всё время существования людей) на земле" (Отк.16:18; в скобках, текст из [Л.10]). Великое по причине импактной деформации, смещений обширных масс, последующих тектонических сдвигов и разрывов коры.
     Эсхатологический мощный сейсм, сопровождаемый подниманием и опусканием поверхности суши, предсказывают многие библейские пророки (Ис.24:18-20, 29:6; Ам.8:8, 9:5; Наум 1:5; Авв.3:6; Мих.1:3, 4; Иоил.2:10, Иер.4:24 и т.д.).
       Уникальность потрясения планеты заключается в содрогании  атмосферы, чего не бывает при обычных сейсмических толчках. Потрясение небосвода, вызовет мощный трубный звук, сильный шум с раскатами от космических тел: кадильницы, пылающей огнём горы, большой "звезды", с грохотом преодолевающих сопротивление плотных слоёв гомосферы.
       По утверждению Йоэйла, "поколеблется небо" (Иоил.2:10, б; "дрожат небеса", пер. [Л.17; Л.14]), "потрясётся земля" (ст.10, а), "помрачатся" светила (ст.10, в). Потрясётся гидросфера, т.к. Иоханан видел, одно из массивных пылающих тел упало в море (Отк.8:8).
       Вверху треснет и стукнет, внизу хрястнет да грюкнет, вода и суша взволнуются. Исполнится обещание Небесного Воителя. "Я потрясу небо и землю, море и сушу" (Агг.2:6, б). От сотрясения планета "сдвинется с места своего" (Ис.13:13), в современном понимании, сместится со своей орбиты!
      Но почему будут сотрясаться ВСЕ народы? (Агг.2:7, а). Какова физическая причина тряски тел населения всех стран? о ней предупреждают Хаваккук (Авв.3:6), Йехэзкэйл (Иез.38:20), Нахум (Наум.1:5, 2:10).
      Дело в том, что последствиями падения массивных космических объектов окажутся упругие низкочастотные колебания земли, воды, воздуха (т.н. "инфразвук"). Совпадение частот инфразвуковых волн и собственных колебаний внешних и внутренних органов тела ("резонанс") вызовет вибрацию, трепет, дрожь у ВСЕХ обитателей, по всему миру [Л.16].

4. Пришествие  Машиаха (2:7)

        Ветхозаветные нави предвидели потрясение основ мироздания, когда Йахвэ Элохим лично вмешается в  историю (Йом Адонай), посетит землю (Богоявление) для наказания рода сего за зло его (суд Господень).
     По окончании стихийных бедствий восстановится да освятится иерусалимский храм. В него принесут драгоценные дары  многочисленные паломники, даже из стран, воевавших с Израилем (Иер.30:18-22, Иез.37:25-28, Мих.4:1-4, Ис.60:1-10, Зах.14:16).
      
     "И потрясу (сотрясу) все народы,- и придёт (придут они с сокровищами) Желаемый всеми народами, и наполню Дом сей славою, говорит Господь Саваоф (Цеваот)" (2:7; в скобках, текст из [Л.14]).

      В Синодальном переводе, евр. "хемда" переведено словом "Желаемый", указывая на "Мессию, Избавителя, Которого ждут все" [Л.6]. Всё же традиционно  хемда  означает "желание", "предмет желаний" или "драгоценность" [Л.8, 19], а глагол "придёт" стоит во множественном числе [Л.2-4].
      Современный перевод ст.7 выглядит так. "Я потрясу народы и они придут к вам с сокровищами из каждой страны ..." [Л.15; Л.10, 17]. Данное прочтение подтверждается другими параллельными библейскими стихами, например. Ис.60:1-10, Мих.4:1-4. "Судя по контексту, речь идёт именно о сокровищах ..." [Л.4, стр. 26; Л.20, стр. 1106].
      Но, возможно, Аггей придаёт слову "хемда" дополнительное значение. "Хотя прямых указаний в рассмотренном пророчестве, ст.6-9, на личность Мессии не заключается, однако общий мессианский смысл текста очевиден ..." [Л.5, стр. 397].
       Ведь Господь, возвращения Которого желают христиане во всех странах, на самом деле придёт в Йерушалаим, поселится в Бейт а-Микдаш (Зах.2:10-12, 8:3, 14:4, 9; Мал.3:1; Иоил.3:17; Соф.3:15; Иез.43:7, 37:27, 28). Здание и всё пространство вокруг него на вершине горы станут величайшей святыней, Святым Святых (43:12).
     Указанное событие наступит не ранее, чем "тьма покроет землю, и мрак -  народы"  (Ис.60:2). Потёмки вызовет непрерывный  повсеместный круглосуточный пеплопад [Л.13].
      Свидетельством присутствия Бога служит слава (шехина) Его, постоянно сияющая над городом днём да ночью (Ис.60:1-3, 19). Шехина войдёт "в храм путём ворот, обращённых лицом к востоку ... и вот, слава Господа наполнила весь храм" (Иез.43:1-5).
      Йехэзкэйл видел обещанное Хаггаю, "наполню Дом сей славою" (Агг.2:7, в). Напротив, автор работы [Л.2] пишет. "Слава, о которой идёт речь в Аггее 2:7,- это слава, которую Иисус принёс в храм Иерусалима ..." (стр. 1046).
      Но последнее суждение плохо согласуется с контекстом (2:6, 7 а), указанных перипетий в истории ещё не было [Л.6]. Данное замечание справедливо и по отношению к версии о  втором Доме молитвы Зэрубавэля, сверх того. "В Писании не указано, что Божья слава вошла в храм Зоровавеля ..." [Л.6].

5. Кому  принадлежат  все  сокровища? (2:8, 9)

        Великолепие первого святилища, построенного при царе Соломоне, видели пожилые евреи, вернувшиеся из вавилонского плена (возможно, сам Аггей).   Они радовались и плакали (Ездр.3:12), наблюдая простоту, невзрачность, бедность строящегося второго Бейт а-Микдаш (Агг.2:3). Благословенный даёт довольно странное утешение.
     
     "Моё (Мне) серебро и Моё (Мне) золото, говорит Господь Саваоф" (2:8; в скобках, уточнения из [Л.14]; "Всё их серебро и золото принадлежит Мне!" [Л.15]).
 
      О чём речь? Скромное по размерам простое сооружение Зэрубавэля, в правление Ирода Великого и его сыновей, было полностью перестроено, увеличено по высоте, богато украшено  [Л.7], "но иудеи всё равно называли его "вторым храмом" [Л.2, стр. 1046].
      Стих 8 нельзя отнести ни к первому ни ко второму святилищам,  как делает  автор [Л.18].  Аггей провидит третье, эсхатологическое (рис.2), измерить его  велено апостолу Иоанну (Отк.11:1, 2).
      В последний третий  Храм придут представители всех национальностей "с  сокровищами  каждой   страны" (Агг.2:7, пер.  [Л.15]). Богомольцы принесут  Всевышнему  серебро  да  золото,  по праву  принадлежащие  Ему (ст.8), ибо  нельзя являться  перед  лицом  Его с пустыми  руками (Исх.23:15,  34:20).
      Однако паломничество начнётся не раньше, чем исполнится обещание  Яхве   Цеваот. "Я потрясу небо и землю, море и сушу. И потрясу все  народы   ..."  (Агг.2:6, 7).
       После неботрясения, землетрясения, тряски населения всех стран  наступят  трудные  годы. Они едят, да не досыта; пьют воду, но жажда мучит их;  одеваются тепло да не согреваются; зерна сеют много, собирают мало.  Работают  не покладая рук и всё напрасно, ибо трудятся для себя, а не строят  Дом  для Бога (1:5-11).
       Затем израильтяне опомнятся, через 2 300 вечеров-утр от начала опустошений святилище возродится (Дан.8:14, Иез.37:26), "храм устроится по прежнему" (Иер.30:18) на священной горе (Мих.4:1, 2). Тогда "потекут к ней все народы" (Ис.2:2-4), доброхотно понесут десятины и дары (18:7, 19:19-21). Ещё чем примечательным окажется Бейт а-Микдаш?

     "Слава сего (этого) последнего храма (превысит) будет больше, нежели прежнего, говорит Господь Саваоф; и на месте сём Я дам ("дарую благоденствие") мир, (Помните, что так) говорит Господь Саваоф" (2:9; в скобках: текст из [Л.15], в кавычках - из [Л.10]).
 
      Действительно, "слава последнего храма (храма тысячелетнего царства) будет больше славы всех предыдущих" [Л.20, стр. 1106]. Но по какой причине?

6. Барух  Ашем

        Авторы многочисленных комментариев относят исполнение ст. 2:9, как правило, к будущему [Л.1, 2, 5, 6, 19, 20].
     Шехина "не относится к физическому пребыванию Христа в храме Ирода, потому что события, описанные в ст.6-9, не могут считаться историческими. Контекст указывает на установление Христом Его земного Тысячелетнего царства и на Его присутствие в храме во время этого царства" [Л.6, стр. 1317]; "слава в стихе 9 - это слава храма тысячелетнего царства, во время правления Христа на земле" [Л.2, стр. 1046]).
       Верно. Аггей пророчествует о будущем третьем святилище, "на месте сём Я дам мир, говорит Господь Саваоф" (2:9, б). Увы, мира не видели ни Дом молитвы Зоровавеля, ни тем более Ирода (рис.3). Перестроенное иродианами здание разрушили римляне по окончании его реконструкции [Л.7]. Поэтому в ст.9 говорится не о втором Бейт а-Микдаш (Зоровавеля-Ирода), но о последующем эсхатологическом.
      Третий появится лишь перед возвращением Иеошуа ха Машиах бен Давид, Иисуса Христа (Ин.4:25, 26). Его Захария именует ОТРАСЛЬ (Зах.6:12, 13; "это имя Иисуса Христа соединяет в себе царские и священнические функции" [Л.10]).
     Почему же нави Хаггай утверждает? Почётная известность "сего последнего храма, будет больше, нежели прежнего", т.е. второго.
     Авторы работы [Л.3] пишут, "можно предположить, что здесь "слава" означает просто богатство Храма" (стр. 524). В одном из переводов начало стиха звучит именно так, он "будет богат и славен больше прежнего ..." [Л.17].
      Логично, т.к. все нации принесут в него сокровища свои (2:7). Всё-таки "слава" в ст.9, гораздо значительнее, чем богатство будущего святилища или его известность.
     "С богословской точки зрения слава храма зависит не от богатого убранства (как считали многие народы), а от присутствия Господа" [Л.19, стр. 1096]. Оттого написано, "наполню Дом сей славою" (2:7), когда Ангел завета Иеhошуа ха Машиах "внезапно придёт в храм Свой" (Мал.3:1).
     Как в дни Моше (Исх.40:34, 35) или царя Шеломо (3Цар.8:10, 11), изумительная шехина наполнит третий Бейт Элохим. Видение потрясающего исторического события последних дней открыто Йехэзкэйлу.
     "И вот (я увидел), слава Бога Израилева шла от востока, и глас Его - как шум (могучих) вод многих, и земля осветилась (озарилась) от славы Его ... и вот, слава Господа наполнила весь храм" (Иез.43:1-5; в скобках, текст из [Л.10]).
      "Выражение "слава Господня" относится к сиянию, наблюдаемому в присутствии Бога" [Л.21, стр. 92].  Сияние шехины Иисуса Христа будет освещать Дом Его, обеспечит светом весь Йерушалаим, куда придут представители многих племён да правители их (Ис.60:1-3). Священное здание, в святом городе, на священной горе станет Центром мира.
       Ибо там взошло Солнце правды, в лучах Его исцеление (Мал.4:2), благословение (Агг.2:19), долгожданный мир (ст.9). "Этот "шалом" подразумевает не только прекращение войн, но и гармонию в отношениях с Богом (что повлечёт за собой и восстановление отношений с ближним)" [Л.19, стр. 1096].

ЛИТЕРАТУРА

1. Даума Йохем. Дорогами Ветхого Завета. Т.5. Малые пророки.- Черкассы: Коллоквиум, 2012.- 355 с.
2. Уоррен Уирсби. Комментарий на Ветхий Завет. В 2-х т. Том II. Ездра - Малахия.- СПб.: Библия для всех, 2011.- 1 111 с.
3. Новый Библейский комментарий в 3 ч. Ч.2. Ветхий завет. Псалтирь - Книга Пророка Малахии.- СПб.: Мирт, 2000.- 571 с.
4. Большой Библейский словарь.- СПб.: Библия для всех, 2005.- 1 503 с.
5. Толковая Библия. Комментарий на все книги Святого Писания. Под ред. Лопухина А.П. Том 2.- Минск: Харвест, 2001.- 1 312 с.
6. Учебная Библия с комментариями Джона Мак-Артура.- Минск: Славянское Евангельское общество, 2004.- 2 201 с.
7. Ринекер Ф., Майер Г. Библейская энциклопедия Брокгауза.- Кременчуг: Християнська зоря, 1999.- 1 088 с.
8. Толкование Ветхозаветных книг. От книги Исаии по Книгу Малахии.- Ашфорд: Славянское миссионерское издательство, 1966.- 602 с.
9. Хоуард Джейкоб Гейли Дж. (Младший). Комментарии к книгам Ветхого Завета. Том 18.- Одесса: Всемирный союз баптистов, 1993.- 188 с.
10. Библия. Новый перевод на русский язык.- United Kingdom, Carlisle: Biblica Europe, 2011.- 1 185 с.
11. Статья "3. Комментарии к Книге пророка Аввакума. Глава 3 - Богоявление".
12. Статья "5. Комментарии к Книге пророка Наума. Глава 1 - Гнев Господень".
13. Статья №3 "День Господень".
14. Первые и последние пророки.- Йерушалаим: Мосад Арав КУК, 1975.- 1 002 с.
15. Библия. Современный перевод Библейских текстов.- М.: World Bible Translation Center, 2002.- 1150 с.
16. Статья №4 "Время великой скорби".
17. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета, канонические. Современный русский перевод.- М.: Российское библейское общество, 2011.- 1 408 с. 
18. Комментарии к Ветхому и Новому Заветам.- Минск: Фонд "Лютеранское культурное наследие", 2007.- 832 с.
19. Славянский библейский комментарий.- Киев: ЕААА, Книгоноша, 2016.- 1840 с.
20. Макдональд У. Библейские комментарии для христиан. Ветхий Завет.- Bielefeld: CLV, 2009.- 1142с.
21. Библейский культурно-исторический комментарий. Часть 1. Ветхий Завет.- СПб.: Мирт, 2003.- 984 с.
День Господень