Комментарии к Книге пророка Аггея. Стихи 2:6-9 - Последний храм

"Слава сего последнего храма будет больше, нежели
  прежнего ... и на месте сём Я дам мир ..."
(Агг.2:9)


1. Вступление

     Одним из трёх библейских пророков, включая Захарию и Малахию, живших в VI веке до Р.Х., являлся Аггей, евр.  "Хаггай" (означает "праздничный"). Он первым начал пророчествовать после возвращения евреев из вавилонского плена [Л.1-10, 19].
      Возможно, Хаггай видел храм Соломона до разрушения  вавилонянами в 586 году  [Л.1, 3, 6, 8, 9],  к его восстановлению  он так настойчиво горячо призывал многие годы спустя. О месте и времени рождения пророка, его происхождении, роде занятий, жизни, смерти ничего не известно [Л.1, 6-9]. Вероятно,  Аггей в возрасте не менее 70-и лет [Л.6, 18] умер ещё до освящения второго храма в 515 году [Л.9].
     Время написания книги. Согласно надписания (1:1), пророк получил все четыре вести от Господа во второй год правления персидского царя Дария I сына Гистаспа, т.е. в 520 году до Р.Х. [Л.1, 8-10]. По-видимому, книга написана Хаггаем в указанное время, в течение 4-х месяцев [Л.1-3, 6, 18]. Возможно, его пророчества кем-то записаны позднее, во время освящения храма [Л.3, 9]. 
      Главная тема ст.2:6-9. Слава Господа, наполнившая новый иерусалимский храм, построенный по окончании глобальных стихийных бедствий Дня Господня.
     Цель написания. Обратить сердца слушателей к Богу, ободряя их вестью о грядущей славе последнего храма.
     Содержание. Через пророка, Всемогущий открывает Своему народу будущие события, крупномасштабные стихийные бедствия, они потрясут небо, землю, море, сушу (2:6), все народы (2:7, а). Затем придут долгожданные благословения (ст.7, б), а Храм наполнится славой Господа (7, в).
     Все драгоценности мира принадлежат их Творцу (2:8), желающему чтобы слава последнего иерусалимского храма превзошла известность прежнего (2:9, а) и на земле воцарился мир (ст.9, б).   
    Проблемы толкования. К какому времени относится пророчество, в частности стихи 2:6, 7. Как следует переводить еврейское слово "хемда". О каком последнем храме идёт речь в ст.9.

2. Потрясение основ мироздания (2:6, 7а)

      Описывая теофанию, т.е. грядущее посещение Йахвэ Элохим земли, ветхозаветные пророки непременно предсказывают катастрофические изменения в природе [Л.11-13].
      В частности сотрясение земли (Наум.1:5, Иоил.2:10, Ис.24:19), колебания поверхности суши (Авв.3:6, Ам.8:8, Ис.24:20); содрогания неба (Иоил.3:16, 2:10, Ис.13:13), его сворачивание (34:4), исчезновение (51:6);  трепет, который охватит ВСЕ народы (Авв.3:6, Наум.1:5, Иез.38:20). Подобное откровение от Адоная Цеваот получил нави Хаггай.

   "Ибо так говорит Господь Саваоф: ещё раз (ещё одно (бедствие будет),- и это будет скоро,- Я потрясу небо и землю, море и сушу. И потрясу (сотрясу) все народы ..." (2:6, 7; в скобках, текст из [Л.14]).

     Авторы толкований [Л.5, 8] считают, пророк говорит о природных явлениях, сопутствовавших принятию Синайского законодательства (завета). Однако в те давние для Аггея дни (Исх.19:16-18) вострепетал только "народ, бывший в стане" (ст.16), а не ВСЕ народы. Колебалась одна гора Синай (ст.18), а не суша, море, земля, небо (!) как в пророчестве Хаггая.
     Следовательно  Агг. 2:6 есть не более, чем аллюзия на Синайские события. Именно так воспринял слова ветхозаветного провидца автор Послания к Евреям (Евр.12:26). "В Новом Завете Агг.2:6 цитируется в контексте, где речь идёт о Втором пришествии Христа (Евр.12:26-27), и это даёт серьёзные основания думать о полном грядущем исполнении этого пророчества" [Л.19, стр. 1095].
     Сам Хаггай словосочетанием "ещё раз" указывает на будущее событие. Оно повторится похожим образом "и это будет скоро" ("через некоторое время" [Л.15]).
   Слово "скоро" в ст.6 "отнють не означает хронологической "незамедлительности" события, но предполагает неотвратимость указанной "акции" Божией, которая может совершиться в любое время" [Л.8, стр.550].
     Стих 2:6 не является "возможной метафорой" как предполагается в работе [Л.3], а ст.7а - "моральным влиянием истинной религии Израиля на мир языческий ... в смысле победы силы Божией над враждебными Израилю и Богу народами Гогом и Магогом" [Л.5].
     В Книге Нэвиим ясно написано, потрясение народов, сотрясение всей живой природы окажется НЕ метафорическим моральным, а буквальным физическим. Ибо так обещает Эль Шаддай.
    "И вострепещут (всё живущее будет трястись) от лица Моего рыбы морские и птицы небесные, и звери полевые и всё пресмыкающееся, ползающее по земле, и все люди (каждый человек будет дрожать), которые на лице земли ..." (Иез.38:20; в скобках, текст из [Л.15]).
     Но почему вострепещет всё плавающее, летающее, бегающее, ползающее? по какой причине затрясутся ВСЕ жители земли?

3. Причина глобальных сотрясений

     Адонай Цеваот, Господь небесных воинств посетит землю не один. С Ним придут таинственные "орудия гнева Его, чтобы сокрушить всю землю" (Ис.13:6, 29:6, Иоил.2:11).
     Орудиями сокрушения земли послужат небесные тела ([Л.13, 16], рис.1).     
     Пророк Йешайа называет их небесным воинством (Ис.34:4), языком Господа (30:27), брызгами крови (63:3).
     Давид именует углями огненными (Пс.17:14), а Иисус Навин - камнями с небес (Иис.Н. 10:11).
     Иоханан видит, небесные тела упадут на землю (Отк.8:5-9:2). В том числе "кадильница", наполненная огнём (ст.5), "как-бы большая гора, пылающая огнём" (ст.8), "большая звезда", горящая словно факел (ст.10).
    Падение звезды на сушу (9:1) приведёт к образованию глубокой "звёздной раны" - кладязь бездны в ст. 2; по-научному "астроблема". Также крупномасштабному выбросу колоссального количества вещества в атмосферу ("дым" в ст.2, б), отчего потускнеет солнце и потемнеет небо (ст.2, в).
    Всю планету, её нави Нахум называет "вселенной" (Наум.1:5), потрясёт "великое землетрясение, какого не бывало с тех пор, как люди (за всё время существования людей) на земле" (Отк.16:18; в скобках, текст из [Л.10]).
    Не бывало мощное землетрясение, сопровождаемое подниманием и опусканием поверхности суши, предсказывают многие ветхозаветные пророки (Ис.24:18-20, 29:6; Ам.8:8, 9:5; Наум 1:5; Авв.3:6; Мих.1:3, 4; Иоил.2:10, Иер.4:24 и т.д.).
    Уникальность сильного потрясения Земли в содрогании неба, чего не бывает при обычных сейсмических толчках. Неботрясение, т.е. потрясение небосвода вызовет мощный трубный звук (грохот), с которым крупные небесные тела: кадильница, гора пылающая огнём, большая звезда преодолевают сопротивление плотных слоёв атмосферы.
     Тогда, как утверждает Йоэйл, "поколеблется небо" (Иоил.2:10, б; "дрожат небеса" [Л.17; Л.14]), "потрясётся земля" (ст.10, а), т.е. суша, "помрачатся" светила (ст.10, в). Очевидно потрясётся также гидросфера, ведь Иоханан видел, одно из массивных пылающих тел упало в море (Отк.8:8).
    Исполнится обещание Всемогущего. "Я потрясу небо и землю, море и сушу" (Агг.2:6, б). Отчего "земля сдвинется с места своего" (Ис.13:13), по-научному, сместится со своей орбиты!
     Но почему будут сотрясаться ВСЕ народы? (Агг.2:7, а). Какая физическая причина трепета их тел? о ней предупреждают также Хаваккук (Авв.3:6), Йехэзкэйл (Иез.38:20), Нахум (Наум.1:5, 2:10).
     Дело в том, что из-за столкновения крупных тел с Землёй образуются упругие низкочастотные колебания земли, воды, воздуха (т.н. "инфразвук"). Совпадение частоты инфразвуковых волн с частотой собственных колебаний органов человека ("резонанс") вызовет вибрацию, трепет, дрожь тел у ВСЕХ обитателей земли, по всей планете [Л.16].

4. Желаемый всеми народами (2:7)

     Ветхозаветные пророки предвидели время, когда Йахвэ Элохим лично вмешается в  историю человечества (День Господень), посетит землю (Богоявление) для наказания мира сего за зло его (суд Господень).
     После чего восстановится и освятится иерусалимский храм, Дом для славы Божьей. Поклонятся Ему, принесут драгоценные дары в Бейт Адонай многие народы, даже те, кто воевал с Израилем (Иер.30:18-22, Иез.37:25-28, Мих.4:1-4, Ис.60:1-10, Зах.14:16).
      
    "И потрясу (сотрясу) все народы,- и придёт (придут они с сокровищами всех народов) Желаемый всеми народами, и наполню Дом сей славою, говорит Господь Саваоф (Цеваот)" (2:7; в скобках, текст из [Л.14]).

     В Синодальном переводе, евр. слово "хемда" переведено как "Желаемый", указывая на "Мессию, Избавителя, Которого ждут все народы" [Л.6]. Однако обычно хемда означает "желание", "предмет желаний" или "драгоценность" [Л.8, 19], а глагол "придёт" стоит во множественном числе [Л.2-4].
      Поэтому современный перевод ст.7 выглядит так. "Я потрясу народы и они придут к вам с сокровищами из каждой страны ..." [Л.15; Л.10, 17]. Данное прочтение подтверждается другими параллельными библейскими текстами, например Ис.60:1-10, Мих.4:1-4. "Судя по контексту, речь идёт именно о сокровищах ..." [Л.4, стр. 26; Л.20, стр. 1106].
    Тем не менее, возможно, Аггей придаёт слову хемда дополнительное значение. "Хотя прямых указаний в рассмотренном пророчестве, ст.6-9, на личность Мессии не заключается, однако общий мессианский смысл текста очевиден ..." [Л.5, стр. 397].
     Ведь Господь, возвращения Которого желают христиане во всех народах, на самом деле придёт в Йерушалаим, поселится в Бейт а-Микдаш (Зах.2:10-12, 8:3, 14:4, 9; Мал.3:1; Иоил.3:17; Соф.3:15; Иез.43:7, 37:27, 28). После чего здание Храма и всё пространство вокруг него на вершине горы станет величайшей святыней, Святвм Святых (43:12).
     Указанные события произойдут не ранее, чем "тьма покроет землю, и мрак-  народы"  (Ис.60:2) по причине непрерывного  круглосуточного пеплопада [Л.13].
     Свидетельством явления Господа послужит слава (шехина) Его, постоянно сияющая над городом днём да ночью (Ис.60:1-3, 19). Шехина войдёт "в храм путём ворот, обращённых лицом к востоку ... и вот, слава Господа наполнила весь храм" (Иез.43:1-5).
     Нави Йехэзкэйл видел то, что обещал Адонай пророку Хаггаю "наполню Дом сей славою" (Агг.2:7, в). Напротив, автор работы [Л.2] пишет. "Слава, о которой идёт речь в Аггее 2:7,- это слава, которую Иисус принёс в храм Иерусалима ..." (стр. 1046).
     Однако такое мнение плохо согласуется с контекстом (2:6, 7а), указанных событий в истории ещё не было [Л.6]. Данное замечание справедливо и по отношению к версии о  втором храме (Зоровавеля). Более того. "В Писании не указано, что Божья слава вошла в храм Зоровавеля ..." [Л.6].

5. Все сокровища принадлежат Господу (2:8, 9)

    Многие пожилые евреи, вернувшиеся из вавилонского плена (возможно, и сам Хаггай), видели великолепие первого храма, построенного царём Соломоном. Они радовались, но также плакали (Ездр.3:12), наблюдая простоту, невзрачность, бедность строящегося второго Бейт Адонай (Агг.2:3). Устами пророка Бог утешает Свой народ.
     
    "Моё (Мне) серебро и Моё (Мне) золото, говорит Господь Саваоф" (2:8; в скобках, уточнения из [Л.14]; "Всё их серебро и золото
принадлежит Мне!" [Л.15]).
 
     О чём речь? Скромный по размерам простой второй храм, во времена Ирода Великого и его сыновей, был полностью перестроен, увеличен по высоте, богато украшен  [Л.7], "но иудеи всё равно называли его "вторым храмом" [Л.2, стр. 1046].
  
     Стих 8 нельзя отнести ни к первому ни ко второму иерусалимскому храмам, как делает автор [Л.18]. Аггей провидит третий, эсхатологический Бейт а-Микдаш (рис.2). 
     Измерить его велено апостолу Иоанну (отк.11:1, 2). В последний третий Храм придут  все народы "с сокровищами каждой страны" (Агг.2:7, пер. [Л.15]).
     Они массово принесут Господу серебро да золото, по праву принадлежащие Ему (2:8). Только произойдёт это не раньше, чем сбудется Его обещание. "Я потрясу небо и землю, море и сушу. И потрясу все народы ..." (Агг.2:6, 7).
     После неботрясения, землетрясения, потрясения народов наступят трудные времена. Уцелевшие жители земли едят, да не досыта; пьют воду, но не могут напиться; одеваются тепло и не согреваются; зерна сеют много, а собирают мало. Работают не покладая рук, но всё напрасно, ибо трудятся для себя и не строят иерусалимский храм (1:5-11).
      Затем народы устрашатся Господа, через 2 300 вечеров-утр от начала опустошительного нечестия святилище возродится (Дан.8:14, Иез.37:26), "храм устроится по прежнему" (Иер.30:18) на священной горе (Мих.4:1, 2). Тогда "потекут к ней все народы" (Ис.2:2-4), доброхотно понесут десятины и дары свои (18:7, 19:19-21).. Ещё чем примечательным окажется последний храм?

    "Слава сего (этого) последнего храма будет больше (превысит славу храма прежнего!), нежели прежнего, говорит Господь Саваоф; и на месте сём Я дам ("дарую благоденствие") мир, (Помните, что так) говорит Господь Саваоф" (2:9; в скобках: текст из [Л.15], в кавычках - из [Л.10]).
 
     Действительно, "слава последнего храма (храма тысячелетнего царства) будет больше славы всех предыдущих храмов" [Л.20, стр. 1106]. Но почему?

6. Слава третьего храма

     Авторы комментариев относят исполнение пророчества ст. 9, как правило, к эсхатологическому времени [Л.1, 2, 5, 6, 19, 20].
     Слава "не относится к физическому пребыванию Христа в храме Ирода, потому что события, описанные в ст.6-9, не могут считаться историческими. Контекст указывает на установление Христом Его земного Тысячелетнего царства и на Его присутствие в храме во время этого царства" [Л.6, стр. 1317]; "слава в стихе 9 - это слава храма тысячелетнего царства, во время правления Христа на земле" [Л.2, стр. 1046]).
     Верно. Хаггай пророчествует об эсхатологическом третьем храме "и на месте сём Я дам мир, говорит Господь Саваоф" (2:9, б). Мира не видели ни Дом Зоровавеля, ни тем более Бейт Адонай Ирода (рис.3). Последний разрушили римляне вскоре после окончания его реконструкции [Л.7]. Поэтому Аггей говорит не о втором храме (Зоровавеля-Ирода), но о последнем третьем  храме.

     Последний храм появится только перед возвращением Иеошуа ха Машиах бен Давид - Иисуса Христа (Ин.4:25, 26). Его пророк Захария именует ОТРАСЛЬ (Зах.6:12, 13; "это имя Иисуса Христа соединяет в себе царские и священнические функции" [Л.10]).
     Почему же нави Хаггай утверждает "Слава сего последнего храма, будет больше, нежели прежнего" ? т.е. второго.
     Авторы работы [Л.3] пишут "можно предположить, что здесь "слава" означает просто богатство Храма" (стр. 524). В одном из переводов начало ст.9 звучит именно так. "Храм будет богат и славен больше прежнего ..." [Л.17].
     Логично, так как все народы принесут в храм сокровища свои (2:7). Однако "слава", о ней пророк говорит в ст.9, гораздо значительнее, чем богатство будущего Бейт Элохим или его известность среди народов.
    "С богословской точки зрения слава храма зависит не от богатого убранства (как считали многие народы), а от присутствия Господа" [Л.19, стр. 1096]. Оттого написано "наполню Дом сей славою" (2:7), когда Ангел завета Иеhошуа ха Машиах "внезапно придёт в храм Свой" (Мал.3:1, б).
     Как во времена Моше (Исх.40:34, 35) и царя Шеломо (3Цар.8:10, 11), изумительная слава Божия наполнит третий Бейт а-Микдаш. Видение этого потрясающего эсхатологического события открыто пророку Йехэзкэйлу.
     "И вот (я увидел), слава Бога Израилева шла от востока, и глас Его - как шум (могучих) вод многих, и земля осветилась (озарилась) от славы Его ... И слава Господа вошла в храм ... и вот, слава Господа наполнила весь храм" (Иез.43:1-5; в скобках, текст из [Л.10]).
     Сияние славы Господа Иисуса Христа будет освещать храм, обеспечит светом весь город Йерушалаим, куда придут народы и правители их (Ис.60:1-3). Ибо там взошло Солнце правды, в лучах Которого исцеление людей (Мал.4:2), благословение (Агг.2:19), долгожданный мир  - шалом (ст.9). 
     "Этот "шалом" подразумевает не только прекращение войн, но и гармонию в отношениях с Богом (что повлечёт за собой и восстановление отношений с ближним)" [Л.19, стр. 1096].

ЛИТЕРАТУРА

1. Даума Йохем. Дорогами Ветхого Завета. Т.5. Малые пророки.- Черкассы: Коллоквиум, 2012.- 355 с.
2. Уоррен Уирсби. Комментарий на Ветхий Завет. В 2-х т. Том II. Ездра - Малахия.- СПб.: Библия для всех, 2011.- 1 111 с.
3. Новый Библейский комментарий в 3 ч. Ч.2. Ветхий завет. Псалтирь - Книга Пророка Малахии.- СПб.: Мирт, 2000.- 571 с.
4. Большой Библейский словарь.- СПб.: Библия для всех, 2005.- 1 503 с.
5. Толковая Библия. Комментарий на все книги Святого Писания. Под ред. Лопухина А.П. Том 2.- Минск: Харвест, 2001.- 1 312 с.
6. Учебная Библия с комментариями Джона Мак-Артура.- Минск: Славянское Евангельское общество, 2004.- 2 201 с.
7. Ринекер Ф., Майер Г. Библейская энциклопедия Брокгауза.- Кременчуг: Християнська зоря, 1999.- 1 088 с.
8. Толкование Ветхозаветных книг. От книги Исаии по Книгу Малахии.- Ашфорд: Славянское миссионерское издательство, 1966.- 602 с.
9. Хоуард Джейкоб Гейли Дж. (Младший). Комментарии к книгам Ветхого Завета. Том 18.- Одесса: Всемирный союз баптистов, 1993.- 188 с.
10. Библия. Новый перевод на русский язык.- United Kingdom, Carlisle: Biblica Europe, 2011.- 1 185 с.
11. Статья "3. Комментарии к Книге пророка Аввакума. Глава 3 - Богоявление".
12. Статья "5. Комментарии к Книге пророка Наума. Глава 1 - Гнев Господень".
13. Статья №3 "День Господень".
14. Первые и последние пророки.- Йерушалаим: Мосад Арав КУК, 1975.- 1 002 с.
15. Библия. Современный перевод Библейских текстов.- М.: World Bible Translation Center, 2002.- 1 150 с.
16. Статья №4 "Время великой скорби".
17. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета, канонические. Современный русский перевод.- М.: Российское библейское общество, 2011.- 1 408 с. 
18. Комментарии к Ветхому и Новому Заветам.- Минск: Фонд "Лютеранское культурное наследие", 2007.- 832 с.
19. Славянский библейский комментарий.- Киев: ЕААА, Книгоноша, 2016.- 1840 с.
20. Макдональд У. Библейские комментарии для христиан. Ветхий Завет.- Bielefeld: CLV, 2009.- 1142 с.
День Господень