Комментарии к Книге пророка Наума. Глава 1 - Гнев Господень

"Пред негодованием Его кто устоит? И кто стерпит пламя гнева Его? гнев
Его разливается как огонь; скалы распадаются пред Ним" (Наум.1:6)
 

1. Вступление

     Имя пророка Наума, в еврейской транскрипции Нахум (означает "утешитель"), является краткой формой имени Неемия ("Яхве утешает"). О пророке и его жизни ничего не известно, кроме того, что он родился или жил в городе Елкосе, местонахождение которого в точности не установлено [Л.1-8].
     Вероятно, Наум являлся потомком переселенцев, уведенных в Ассирию в 722 г. до Р.Х. [Л.3], возможно он не был иудеем [Л.1]. По-видимому, пророк жил в правление иудейского царя Манассии (696-642 г.г.), т.е. был современником Иеремии, Софонии, Аввакума [Л.2-8].
     Время написания книги. Очевидно между 663 г. до Р.Х., годом разрушения египетского города Фивы, и 612-м, годом падения ассирийской столицы Ниневия [Л.23]. Примерно в VII веке [Л.3, 5], в пределах 663-654 годов [Л.8] или между 662 и 660 г.г. [Л.1, 4].
       Композиция первой главы. Похожа на третью главу Книги Аввакума.
          1. Введение, содержащее надписание (1:1) и характеристику Бога (1:2, 3 а).
          2. Главная тема - гнев Господень:
               а) теофания (1:3, б);
               б) последствия гнева (1:4-7);
               в) наказание врагов (1:8-14).
          3. Заключение, призывающее радоваться окончательному миру (1:15).
     Главная тема. Божий суд над жителями земли в контексте теофании, излияния гнева Яхве, стихийных бедствий.
     Цель написания. Предупредить всех противников Бога о неминуемом наказании, мести всем врагам Его, истреблении нечестивых.
     Содержание. В серии пророческих видений (1:1) о гибели Ниневии, столицы могучей Ассирии (главы 2, 3), Наум получает откровение о характере Господа (1:2, 3), теофании (ст.3-6), эсхатологическом суде над миром (ст.6-8), над всеми врагами Его (ст.8-14). По окончании суда наступит мир в Иудее, возобновятся праздники, исчезнут нечестивые (ст.15).
     Проблемы толкования. Считается, их нет [Л.3]. Однако, как минимум, одна проблема толкования всё же существует. В главе 1, кроме надписания (1:1), "которое, возможно, не является частью первоначального текста" [Л.9, стр. 49] не говорится о Ниневии. Описание Богоявления (1:3-6) указывает на эсхатологический характер данной главы.

2. Бог ревнитель и мститель (1:1-3)

      Ветхозаветные "малые пророки" провидят время, когда Господь поселится в Йерушалаиме, на Храмовой горе, в Бейт Адонай (Зах.2:10-13, 8:3, Соф.3:15-17, Иоил.3:17, Мал.3:1).
    Нави Хаваккук описывает предшествующее указанному событию таинственное Богоявление, оно сопровождается катастрофическими изменениями в природе (Авв.3:3-12). Пророк Нахум, той же теофании, предваряет  краткую характеристику Йахвэ Элохим.

    "Пророчество о Ниневии; книга видений Наума Елкосеянина (Нахума из Элкоша). Господь есть Бог ревнитель и мститель (ревнивый и мстящий); мститель Господь и страшен (яростен) в гневе: мстит Господь врагам Своим, и (хранит Он ненависть) не пощадит ("изливает ярость на") противников Своих. Господь долготерпелив и велик могуществом (силой), и (но) не оставляет ("зло") без наказания ..." (1:1-3а; в скобках: текст из [Л.10], в кавычках - из [Л.22]).

    Вышеприведенное заключение о характера Бога Нахум из Элкоша сделал не из своих последующих видений теофании. А на основе исследования Пятикнижия Моше (Исх.20:5, 34:14; Втор.4:24, 32:41 и т.д.), знания лукавого сердца человеческого (Иер.17:9, 10).
     Ревность Господа как и справедливость наказания проистекают из Его любви к Своему творению (Быт.1:31, 3:6-19), избранному народу (Ис.63:7-10), к грешникам (Рим.5:8, 6:23). Безгранично могущество Адонай Цеваот, велико и долготерпение Его (Наум.1:3, а), однако не беспредельно.
     Бог никого "не оставляет без наказания" (ст.3, "не оставит виновных без наказания" [Л.11]). Яростный в гневе, отомстит Элоах всем противникам Своим, не пощадит (1:2).
    "У Меня отмщение и воздаяние, когда поколеблется нога их ("поскользнутся ноги врага" [Л.10]); ибо близок день погибели их ... отомщу врагам Моим, и ненавидящим Меня воздам" (Втор.32:35, 41).
     У Господа есть противники, враги, люди ненавидящие Его, отрицающие существование Творца, отнимающие дыхание жизни у других, губящие землю, - все они не остаются без наказания. Также в День посещения воздастся "каждому по пути его и по плодам дел его" (Иер.17:10, б).

3. Теофания (1:3, в)

    День посещения Богом земли в Йом Адонай является главной темой многих пророческих книг Библии, их основных глав или ключевых стихов (Авв.3:3-15; Соф.1:2-18, 3:8-20; Зах.2:10-12, 8:3, 14:3, 4; Иоил.2:1-11, 3:12-17; Мал.3:1-5; Ис.2:2-4, 10-21, 13:4-13, 24:17-23, 26:21, 29:6, 30:27-30, 34:1-9, 66:14-16; Иер.25:29-38; Отк.1:7, 8, 19:11-21).
     Не является исключением Книга пророка Наума (глава 1). Вот, в каком виде ему открылась тайна Богоявления.

    " ... в вихре и буре шествие Господа (Господь - в вихре и буре путь Его), облако - пыль от ног Его ("клубится пыль под ногами Его")" (1:3, в; в скобках: текст из [Л.10], в кавычках - из [Л.24]).   

    Сильный ветер, вихрь, бурю, сопровождающих шествие Йахвэ Элохим по земле, предсказывают также нави Йешайа (Ис.29:6, 66:15), Зехарйа (Зах.9:14), Йирмейа (Иер.23:19, 25:32, 30:23). Бурный ветер Господень (Иез.13:13) Хаваккук называет "жгучий" (Авв.3:5, буквально "жар сожигающий" [Л.8]), как Йирмейа (Иер.4:11), а Давид именует "палящий ветер" (Пс.10:6).
    Что же имели в виду ветхозаветные тайновидцы, в том числе Нахум? сообщая о странных природных явлениях, сопутствующих теофании. Большом вихре (смерче), грозной буре (жгучем, палящем ветре), клубящейся пыли под ногами Всемогущего. Нави Зехарйа помогает ответить на поставленный вопрос.
    "Явится в выси небесной Господь, стрелы Его будут сверкать, как молнии. Затрубит Владыка Господь в рог и начнёт шествие Своё в вихрях юга!" (Зах.9:14, пер.[Л.24]).
    Согласно пророчества Захарии, когда Эль Шаддай выпустит стрелы Свои, похожие на вспышки молний, и возгремит мощным трубным звуком, тогда возникнут жгучие южные вихри (в Синод. пер. "бури полуденные").
     Бог пошлёт сверкающие стрелы Свои, бросит сияющие копья Свои (Авв.3:11), т.е. "горящие угли, огонь и серу" (Пс.10:6), вызовет "палящий ветер", полетит на "крыльях ветра" (17:8-16).
     Сегодня стрелы Господа небесных воинств называются метеорными телами. Падение массивных небесных тел сопровождается зловещим трубным звуком, а их разрушение вызывает крупномасштабные пожары, горячие бури, мощные вихри.

     Но почему Нахум видит множество пыли в атмосфере? "облако ("облака"[Л.22, 23]) - пыль от ног Его" (1:3, "клубится пыль под ногами Его" [Л.24]).
    Во-первых, в результате физических процессов сублимации, с последующей конденсацией паров космических тел, образуются мельчайшие твёрдые частички диаметром от 1 мкм до 100 , т.н. "метеорная пыль" [Л.12].
    Во-вторых, при столкновении крупных тел с поверхностью земли высоко в атмосферу выбрасываются миллиарды тонн мельчайшей стекловидной пыли (рис. 1) - "импактное стекло" [Л.13]. 
     Таким образом, в небе возникнут огромные облака клубящейся пыли от шествия Всемогущего по земле (1:3).

4. Последствия теофании (1:4)

     Нави Хаваккук предупреждает жителей земли не только о жгучем ветре, несущемся по стопам Элохим (Авв.3:5), но также гневе Его на реки, ярости на море (ст.8). Из полученного Нахумом откровения становится понятным в каких событиях выразятся указанные Аввакумом чувства..

    "Запретил (пригрозил) Он морю - и оно высыхает (сделал его сухим) и все реки (иссушил) иссякают;  вянет (увял) Васан (Башан) и Кармил (Кармэль) и блекнет (поблек) цвет на Ливане (Леваноне)" (1:4; в скобках, текст из [Л.10]).
 
   Одним из катастрофических последствий столкновения планеты с метеорно-астероидным потоком явятся крупномасштабные изменения строения земной поверхности. Одни её участки поднимутся, а другие опустятся (Ам.9:5, Ис.24:17-20, 40:4).
      По данной причине станут сухими ложа крупных водоёмов, пересохнут или изменятся русла рек, высохнут ручьи, прежние источники вод (Ис.19:5-7, 42:15, Зах.10:11).
     Например, иссякнут воды в реке Евфрат (Отк.16:12), которая берёт начало на Армянском нагорье, а затем пересекает горную гряду Тавра, прежде чем попасть в Месопотамию. Также пересохнет египетская часть русла знаменитого Нила (Ис.11:15, 19:5-7), одной из двух самых длинных рек в мире.
    Башан, территория восточнее Генисаретского озера, а также холмистая местность вокруг горы Кармэль славились цветущими лугами да прекрасными пастбищами [Л.14], как и горный массив Леванон [Л.6]. В видении Нахума их травяной покров увял, потерял свежесть, яркость (поблек).
     Исполнится обещание Йахвэ Элохим. "Опустошу горы и холмы, и всю траву их иссушу ..." (Ис.42:15), "... пастбища пастухов пожухнут, иссохнет и вершина горы Кармил" (Ам.1:2, пер. [Л.11]).
     Трава пожухнет от вихрей да бурь (Наум.1:3), состоящих из импактных чрезвычайно горячих газов, каменной пыли, песка. Именуемых "пламя гнева Его" (ст.6), "дуновение Господа" (Ис.30:33), "палящий ветер" (Пс.10:6), "жгучий ветер" (Авв.3:5, Иер.4:11).
     Считается, в ст.4 Наум говорит прямо или намекает на переход евреев через Чермное море и реку Иордан [Л.1, 2, 7-9, 14]. Однако такое мнение ошибочно.
     Во времена Шемот море не высохло, а расступилось под напором сильного восточного ветра (Исх.14:21). И река Иордан не иссохла, но вода временно остановилась стеной (Иис.Н.3:13-16). Кроме того, Моше ничего не говорит об увядании Васана, Кармила, Ливана.

5. Землетрясение (1:5)

    Ещё одним последствием Богоявления послужит глобальное землетрясение. От него затрясутся горы, осядут холмы, начнёт колебаться земля словно морская волна; затрепещут люди.

   "Горы трясутся (сотрясаются) пред Ним и холмы тают, и земля колеблется (трепещет) пред лицем Его и вселенная (трепещет мир) и все живущие в ней " (1:5, в скобках, текст из [Л.23]; "земля вздымается и весь мир этот со всеми живущими в нём" [Л.24]).   
 
     Нахум провидит, в День посещения произойдёт супермощное землетрясение, от него даже "земля вздымается" [Л.24]. Сильные сейсмические колебания охватят весь земной шар, "вселенная" в 1:5, б.
    "Еврейское слово "землетрясение" обозначает сильный шум или оглушительный рёв ..."
[Л.5, стр. 495]. Потрясения земли также предсказывают Йешайа (Ис.24:18-20, 29:6), Хаваккук (Авв.3:6), Йоэйл (Иоил.2:10, 11), Давид (Пс.17:8-12), Иисус Христос (Лк.21:11), Иоханан (Отк.16:18).
    Причиной глобального землетрясения Господня послужит падение крупного небесного тела (8:8-11). Отчего потрясётся небо "и земля сдвинется с места своего" (Ис.13:13), по-научному,- переместится в пространстве, изменит свою орбиту вращения вокруг Солнца..     
   "Ибо вот, Господь исходит от места Своего, низойдёт и наступит на высоты земли,- И горы растают под Ним, долины ("поступь Его рассекает долины" [Л.24]) распадутся, как воск от огня, как воды, льющиеся с крутизны" (Мих.1:3, 4).
     Горы будут не только трястись (Наум.1:5, Иер.4:24), но они растают, т.е. осядут. Даже "скалы распадаются пред Ним" (Наум.1:6; рис.2). Всякие гора да холм понизятся и горная гряда станет долиной, а каждый дол поднимется, крутизна сделается равниной (Ис.40:4). Тогда "явится слава Господня" (ст.5, а).
    Импактное землетрясение окажется настолько сильным, что вызовет глобальное "вселенское" колебание суши. Когда "земля вздымается и весь мир этот со всеми живущими в нём" (Наум.1:5, пер. [Л.24]).
     Иными словами, поверхность земли взволнуется, начнёт "подниматься и опускаться как река Египетская" (Ам.8:8), когда Адонай Цеваот коснётся её (9:5).
    Геоударная волна распространится по всему земному шару в виде упругих колебаний. Её магнитуда от 10 единиц до 13 по шкале Рихтера. Сейсмическая же интенсивность проявления XI - XII баллов по шкале EMS-98, а высота волн на суше 0,3 ... 1 метр и более [Л.13].
     В соответствии с  откровением, трястись будет земля "и все живущие в ней" (Наум.1:5), затрепещут народы всех стран (Авв.3:6).
     Авторы современного перевода Библии [Л.11] считают, народы "трепещут от страха". Однако данный перевод стиха 1:5 искажает оригинальный текст как Септуагинты, так и Масоры, в них ничего не говорится о страхе.
    Трепет (тряску) жителей земли вызовет не страх, а физическое явление резонанса. В данном случае из-за совпадения низкочастотных упругих колебаний земли, воды, воздуха (инфразвук) с частотой колебаний внешних и внутренних органов человека [Л.15]. 
     Явление резонанса, до научным языком, описывает Наум (2:10). Сильный трепет сердца - "тает сердце" ("трепещет" [Л.22]), вибрацию коленных суставов и мышц - "колена трясутся" ("дрожат" [Л.22]), судороги в брюшной полости - "у всех в чреслах сильная боль" ("от боли все корчатся" [Л.22]), прилив крови к голове - "лица у всех потемнели" [Л.10].
      В состояние вибрации также войдут другие обитатели земли: "рыбы морские и птицы небесные, и звери полевые и всё пресмыкающееся, ползающее по земле, и все люди ..."  (Иез.38:20; Авв.3:16, Ис.21:3, Иез.7:27).

6. Гнев Господень (1:6, 7)

     Рассказывая содержание грозных видений Богоявления, Наум задаёт слушателям два риторических вопроса.

    "Кто устоит перед Его негодованием? Кто выдержит гнев Его пылающий? Ярость Его, как лава, рекой изливается, перед Ним скалы рушатся"  (1:6; пер. [Л.24]).

   "Корень еврейского слова, переведенного как "гнев", буквально означает "горячее дыхание". Гнев Божий пылает пламенем, испепеляя всё на своём пути. Слово, переведенное с еврейского как "негодование",  буквально переводится как "пена изо рта" [Л.16, стр. 368].
     Даже без этих подсказок понятно, от Бога с небес изольётся нечто "как огонь", испепеляющее всё на земле, разрушающее даже скалы! (ст.1:6), "скалы рассыпаются перед Ним" [Л.23].
    Верно, от обычного огня скалы не распадаются. Чтобы они "рассыпались", температура должна насчитывать тысячи, как в потоке лавы, или десятки тысяч градусов, как в ударной волне из раскалённых газов да каменной пыли.  Только в таком случае камни станут "такими, как истолчённая известь" (Ис.27:9, пер. [Л.10]).  
     В видении пророка, от разливающегося гнева Эль Шаддай трясутся горы, тают холмы, колеблется земля "и все живущие в ней" (1:5). Высыхает море, иссякают реки, вянут растения (ст.4), возникают вихри да бури, клубы пыли попадают в атмосферу (ст.3, в).
    По причине нападения кроваво-красных разрушителей на колесницах. "Они подобны пылающим факелам, ("мелькают" [Л22, .24]) как сверкающие молнии" (2:3, 4; пер. [Л.23]).
      Нави Йешайа открывается похожее видение излияния гнева Яхве. "Ибо вот, придёт Господь в огне, и ("как буря") колесницы Его - как вихрь (Его армии в облаках пыли), чтоб излить гнев Свой с яростью и прещение ("наказание") Своё с пылающим огнём (наказать их пламенем огня)" (Ис.66:15; в скобках: текст из [Л.11], в кавычках - из [Л.10]).
     Отвечать на поставленные Наумом риторические вопросы (1:6) не нужно. Выстоять в пылу негодования, гнева, ярости Бога человеку невозможно. Даже земля испугается суда Его (Пс.75:8, 9).
     Оттого Йоэйл, характеризуя день посещения как "велик день Господень и весьма страшен (ужасен)", задаёт такой же риторический вопрос "кто выдержит его?" (Иоил.2:11; Отк.6:17).
     Слушателей обеспокоили пророческие видения Наума, сильно взволновали его вопросы. Они прекрасно понимали, ни выдержать день пришествия Элоах, ни устоять, "когда Он явится" неправедному не удастся (Мал.3:1-3). Спасение в Господе, говорит им провидец.
  
   "Благ (добр) Господь - убежище ("прибежище безопасное") в день скорби ("бедствия") - и знает  надеющихся  на Него (помнит Он о тех, кто на Него уповает!)" (1:7; в скобках: текст из [Л.22], в кавычках - из [Л.24]).

    Если человек стремится уберечь себя "в день скорби", то он не найдёт надёжного убежища на земле (Иер.25:35). Но уповающий на Господа Иисуса Христа, потерявший жизнь ради Него "сбережёт её" (Мт.10:37-39, "обретёт её вновь" [Л.23, 22]).

7. Всему придёт конец (1:8)

    Пророк Нахум начинает свою книгу видений с мести Адонай Элохим врагам Своим (1:2). В ст.8 он продолжает данную тему, тему Божьего суда над враждебным миром, извратившим предназначенный ему путь.

   "Но всепотопляющим наводнением разрушит (совершит истребление) до основания Ниневию, и врагов Его постигнет мрак (тьма)" (1:8; в скобках, текст из [Л.10]).

     "Его гнев обрушится на Ассирию всепотопляющим наводнением и разрушит её столицу Ниневию" [Л.25, стр. 1090]. Многие иные комментаторы, но далеко не все, также считают, в ст.8 речь о столице Ассирии [Л.1, 3-5, 8].
     Даже в некоторых переводах вставлено слово "Ниневия". Однако авторы [Л.7] справедливо замечают. "Сам пророк не упоминал название города вплоть до 2:8 ..." (стр. 494).
     Современный же перевод [Л.11] выглядит так. "Он сокрушит Своих врагов во тьму, и с потопом всему придёт конец". Похожий перевод содержится в работе [Л.24].
     Если Наум  не имел в виду разрушение Ниневии, то о каких эсхатологических тьме да потопе ("всепотопляющем наводнении") сообщает тайновидец? Каковы физические причины указанных явлений, от которых всему придёт конец?
     Давид, описывая Богоявление (2Цар.22:9-16), возвещает. "И мраком покрыл Себя, как сению (шатром), сгустив воды облаков небесных" (ст.12; "воды облаков собрал Он в грозовую тучу" [Л.11]).
     Следовательно, "врагов Его постигнет мрак" (Наум.1:8) из-за сгущения, по-научному конденсации, паров воды и образования "облаков небесных".  В тропосфере возникнет сплошной покров облаков, одна грозовая туча, отчего "небеса помрачатся ("почернеют" [Л.10]) вверху" (Иер.4:28, б).
     Наступит обещанный ветхозаветными пророками "день тьмы и мрака, день облака и мглы" (Соф.1:15; Ам.5:20). Всё царство князя мира сего охватит кромешная тьма.
     Враги Господа "взглянут вверх, и посмотрят на землю; и вот горе и мрак, густая ("гнетущая" [Л.22]) тьма, и будут повержены во тьму ..." (Ис.8:22; 5:30).

     Кромешная тьма сопровождается "всепотопляющим наводнением" (Наум.1:8, рис.3).
     Глобальное наводнение вызовут морские гравитационные волны (Авв.3:10) и неистовый ливень (Иез.38:22, [Л.23]).
    Повсеместный многодневный ливень явится следствием непрерывного процесса конденсации колоссальных объёмов паров воды, попавших в атмосферу [Л.17].
     Гигантские  волны возникнут во всех крупных водоёмах. По причине землетрясений (Наум.1:5), падений небесных тел в море (Отк.8:8), тектонических деформаций океанического дна, крупномасштабных оползней, локальных колебаний атмосферного давления, извержений подводных вулканов и прочее [Л.17, 18].

8. Враги Господа истребятся (1:9)

    Тема сокрушения Йахвэ Элохим Своих врагов (1:2, 8), в контексте теофании (ст.3-6), продолжается в стихе 9.

   "Что умышляете вы (народ) против Господа? Он совершит истребление (положит конец их планам), и бедствие (несчастье) уже не повторится" (1:9; в скобках, текст из [Л.11]).

    Кого имеет в виду Нахум? В переводе [Л.11] в скобках вставлено слово "Иуда". Однако большинство комментаторов, например [Л.1-5, 7, 25], считает, провидец обращается к ассирийцам и Ниневии. В лице царя Сеннахирима, разрушившего 46 городов Иудеи, угрожавшего Иерусалиму в 701 г. до Р.Х. [Л.4, 7] или царя Салманассара, уничтожившего город Самария в 722 году [Л.1] или выходца из Ассирии, замышляющего зло против Господа [Л.1, 5].
    Наиболее осторожно к ответу на поставленный вопрос подошли авторы работы [Л.7]. "Заметьте, что тем, кто слышал это впервые, было нелегко сообразить к кому обращается Наум. Ниневия ещё не упоминалась (до 2:8), а непосредственное обращение к Иудее появится только в ст.1:15" (стр. 494).
    По-видимому, стих 9 относится к любым врагам Господа, замышляющим против Него, в том числе к противникам эсхатологическим. Они будут жить во время Богоявления, "в день скорби" (1:7), во времена "гнева Его" (ст.6).
    Согласно видения Наума Елкосеянина, в День явления могущества Адонай Цеваот "Он совершит истребление" (1:9, б). Истинно так, сбудется обещание Его. "Всё истреблю с лица земли,- говорит Господь ..." (Соф.1:3, 3).
     Завершая описание дня Господня, нави Цефанйа добавляет, "ибо истребление, и притом внезапное, совершит Он над всеми жителями земли" (ст.18).
    Истребление соблазнов, вместе с нечестивыми, во время Великой скорби [Л.19] предсказывают многие другие ветхозаветные пророки: Ис.13:9-13, 24:6; Иоил.3:3; Авв.3:12-15; Мал.3:2; Авд.1:15, 16; Зах.13:8, 12:9; Иер.25:30-38; Иез.30:1-3). Говорит Иисус Христос в Мт.13:28-42, 24:21, 22; Лк.17:26-30, апостол Пётр (2Пет.3:6, 7), видит Иоанн (Отк.6:8, 7:9, 8:11, 9:18).
     В грозном предсказании Наума содержится также утешение "бедствие уже не повторится" (1:9, б). Его истинность подтверждают слова Иисуса Христа. "Ибо тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира доныне, и не будет ("никогда больше не произойдёт" [Л.11])" (Мт.24:21).

9. Наказание огнём (1:10)

    Каким оружием Господа небесных воинств уничтожатся эсхатологические враги Его? Провидец отвечает - наводнением (1:8), огнём (ст.7, 10).

   "Ибо сплетшиеся между собою как терновник и упившиеся как пьяницы, они пожраны будут совершенно, как сухая солома (1:10; "Враги Твои будут дотла уничтожены, как терновник, горящий под котлом. Они будут быстро уничтожены, сгорят, как сухие сорняки в огне" [Л.11])".

    Терновник это "кустарник с колючими стволом и ветвями, часто образующий живые изгороди" [Л.5]. Несмотря на некоторые расхождения в переводах ст.10  [Л.10, 11, 22, 23, 24] понятно, враги Бога истребятся огнём (Ис.26:11, Мт.13:38-42). Но почему перед смертью "сплетены они, как тернии, и опьянены, как пьяницы" ? [Л.10].
    В экстремальных ситуациях стихийных бедствий: вихрей, бурь, землетрясений, крупномасштабных пожаров, наводнений, гибели людей (1:3-9) возникнут массовые реактивные психозы. В частности психогенный (реактивный) ступор [Л.19].
    Теряя способность нормально ходить ("абазия"), люди спотыкаются и шатаются будто "упившиеся как пьяницы" (ст.10, б; Иов.12:25, Пс.106:27). Чтобы не упасть, хватаются друг за друга; т.е. они выглядят словно "сплетшиеся между собою" (Наум.1:10), точно колючие ветки терновника.

     Сбудется обещание Адонай Элохим, жители земли сокрушатся  друг о друга. "Я заставлю каждого из них спотыкаться и падать на другого - отцы и дети будут падать друг на друга" (Иер.13:14, пер. [Л.11]).
     Все враги Бога подобно снопам, собранные на гумно, подвергнутся обмолоту; затем сгорят "как сухая солома" (Наум.1:10, рис.4). Оттого пророки Малахи, Йешайа, Йоэйл так говорят о наказании огнём от Господа в последние дни.
    "Ибо вот, придёт день (время суда), пылающий как (раскалённая) печь ... И будут народы, как горящая известь (люди будут гореть, пока их кости не превратятся в известь), как срубленный терновник, будут сожжены (быстро сгорят) в огне ... и никому не будет спасения от него" (Мал.4:1, Ис.33:12, Иоил.2:3; в скобках, текст из [Л.11]) .       

10. Армагеддонская военная кампания (1:11, 12)

     Самыми трудными для толкования являются ст.11-14 из-за некоторых неясностей в оригинальном тексте, также непонятно к кому обращается нави. Здесь могут помочь параллельные библейские стихи.
     Так малые пророки получили откровение о последней войне Израиля с окрестными народами, она произойдёт во время Великой скорби, в День Господень. Например, об этой войне пишут Зехарйа (Зах.12:2-9, 14:1-15), Йоэйл (Иоил.3:1-17), Миха (Мих.4:11-13), Хаваккук (Авв.3:13, 14), Овадйа (Авд.1:15-18).
    Главное сражение, именуемое Армагеддон (Отк.16:16), произойдёт на холмах Мегиддо [Л.25]. К упомянутому эсхатологическому событию, по-видимому, относится видение Нахума (1:11-15).

  "Из (от) тебя произошёл умысливший ("кто задумывает") злое (плетёт злые интриги) против Господа (даёт никчёмные советы), составивший совет нечестивый ("советует беззаконное")" (1:11; в скобках: текст из [Л.11], в кавычках - из [Л.23]).

    Считается, речь идёт об ассирийском после Рабсаке [Л.5] или царях Сеннахириме [Л.2-4, 7, 8] или Ашшурбанипале  [Л.3]. Однако, учитывая вышеизложенное, в ст.11 скорее имеется в виду интриган последнего времени, очевидно, по прозвищу "Гог" (Иез.39:1, 2).
    Он посоветует вождям окрестных народов напасть на разрушенный землетрясением Израиль, самим наглядеться на унижение Сиона (Мих.4:11). Но его низкий совет окажется никчёмным, самоубийственным (Иез.39:3-5, 11, Авв.3:14).
     
    "Так говорит Господь: - Хотя у них есть союзники и их великое множество ("воинов у них множество"), они будут уничтожены (истреблены) и исчезнут, а тебя, Иудея, раньше Я отягощал ("заставлял тебя страдать"), но впредь уже не стану (мучить)" (1:12, пер. [Л.23]; в скобках: текст из [Л.10], в кавычках из [Л.11]).

    Действительно, напавшие на Эрец Йисраэль многочисленны, словно "мелкая пыль", непрерывно падающая с неба (Ис.29:5). Из пелены пеплопада они появятся "как сон, как ночное сновидение" (ст.7). Ограбят страну, захватят столицу, часть жителей её уведут в плен (Зах.14:1, 2).
    Однако окончание военной кампании для врагов Израиля окажется плачевным, они полностью истребятся (Зах.12:9, 14:12-15; Иез.39:1-4). Исчезнет также "умысливший злое" (Наум.1:11), падёт на горах Израилевых, похоронят Гога в долине (Иез.39:11).
    Таким образом, Адонай Элохим, заставив страдать Свой народ, освободит его. Сверх того, Он даёт обещание. "Тебя, Иудея, Я обрекал на страдание, но больше на страдания тебя не обреку!" (Наум.1:12, пер. [Л.22]; "но больше Я не буду делать это" [Л.11]).
     Нужно честно признать, Яхве, вплоть до ХХI века, постоянно нарушал данное торжественное обещание ... если отнести стихи 1:8-12 к VII веку до Р.Х. Если вставлять в оригинальный текст дополнительные слова "ашшуряне" [Л.10] или "Ниневия" [Л.10, 11, 23].
    Однако Бог не человек, чтобы не выполнять добровольных обязательств (Числ.23:19). Его слово абсолютно надёжно (Ис.40:8, Евр.10:23). Поэтому обещание Господа "более не буду отягощать (мучить)" (Наум.1:12) носит эсхатологический характер. Исполнение его следует отнести к окончанию Великой скорби (Мт.24:21).

11. Освобождение Йисраэль (1:13, 14)

     После победы в Армагеддонском сражении станет свободной Иудея, а затем город Иерусалим, согласно пророчества Зехарйа (Зах.12:6-9). Нахум также говорит о данном событии.

    "И ныне (Теперь же) Я сокрушу (сниму) ярмо его (с твоей шеи), лежащее на тебе, и узы твои (сковавшие тебя) разорву" (1:13; в скобках, текст из [Л.11]).

     Многие десятки, даже сотни лет евреи мучились под гнётом Египта, Ассирии, Вавилона, Рима, Византии, Арабского халифата, правлений мусульман, мамелюков, турков. В эсхатологическое время евреи претерпят страдание под ярмом окрестных народов.
     После чего Господь снимет с шеи Ам Йисраэль бремя, разорвёт узы НАВСЕГДА. Обещая "более не буду отягощать" (1:12), "проклятия не будет более, но будет стоять Иерусалим безопасно" (Зах.14:11; Иоил.3:17). Что же произойдёт с врагами Йахвэ?

     "А о тебе, Ассур (нет в оригинале), Господь определил: не будет более семени ("потомков") с твоим именем; из дома бога твоего истреблю истуканы и кумиры ("в домах твоих богов"), приготовлю тебе в нём могилу, потому что ты будешь в презрении ("близок твой конец")" (Наум.1:14; в скобках и кавычках, текст из [Л.11]).

     На самом деле, именно так произойдёт. "И будет в тот день: дам Гогу место для могилы в Израиле ... и похоронят там Гога и всё полчище его" (Иез.39:11). После чего потомков гоговых "не будет" (Наум.1:14, а).
     Но почему исчезнут истуканы, кумиры (ст.14), идолы (Ис.2:18) из храмов богов окрестных народов, воевавших против Эрец Йисраэль? В том числе, Яхве удалит лжепророков и нечистого духа (Зах.13:2).
    Потому что в Йерушалаиме, в Доме Своём (рис.5) находится единственный истинный Бог.  "И Господь будет Царём над  всею землёю ..." (14:9). Выбросив своих истуканов да кумиров, Ему одному начнут поклоняться все народы (Соф.2:11), даже те, кто воевал с Ним (Зах.14:16).

12. Шалом (1:15)

   Тему Богоявления, гнева Его, наказания врагов, нави Нахум завершает видением окончательного мира, покоя, благополучия. "Ведь Владыка не отвергает людей навеки!" (Плач.3:31, пер. [Л.23]).

   "Вот (Взгляните!), на горах - стопы благовестника (По горам идёт тот, кто несёт благие вести), возвещающего мир: празднуй, Иудея, праздники твои, исполняй обеты (то, что обещал) твои, ибо не будет более проходить по тебе нечестивый (Никчёмные люди больше не придут, чтобы напасть на тебя): он совсем уничтожен (все они уничтожены)" (1:15; в скобках, текст из [Л.11]).

     Шалом (мир), его благовестник принесёт, так как иные средства связи разрушены, означает не только окончание военных действий. "Основное значение корня этого слова - "быть совершенным, невредимым" или "жить идеальной, благочестивой жизнью" [Л.6, стр. 584].
     В стихе 15, шалом - не весть о падении Ниневии, как считают практически все комментаторы [Л.1-5, 7, 8 и др.]. Но благовестие наступления долгожданного мессианского мира, благая весть о воцарении Бога! (Ис.52:7).
     В то время "не будет более проходить по тебе (Иудея) нечестивый ("злодей" [Л.10])" (Наум.1:15, "Не вторгнутся уже более нечестивцы в пределы твои" [Л.24]). Уже никогда враги не придут, чтобы напасть на страну, "более не увидишь зла" (Соф.3:15, в).
     Если речь о падении столицы Ассирии (Наум1:15), следует признать, Благословенный опять не сдержал (?!) Своего обещания. Как в примерах со стихами 9, 12. Ведь после разрушения Ниневии и до наших дней множество нечестивых, злодеев, никчёмных людей нагло проходили по израильской земле на протяжении многих поколений.
    Тогда о каких праздниках да обетах говорится в ст.15? Основные иудейские праздники Пэсах, Шавуот, Суккот были неразрывно связаны с иерусалимским храмом. Во времена Наума он благополучно стоял на своём месте как до, так и после падения Ниневии. Стоял вплоть до 586 года до Р.Х.
     Поэтому призыв пророка "празднуй, Иудея, праздники твои" (а что мешает?) совершенно непонятен вне контекста мессианского времени. Сейчас, до пришествия Иеhошуа ха Машиах, праздновать Пэсах, Шавуот, Суккот и другие праздники так, как установил Адонай, невозможно,- нет Бейт а-Микдаш на Храмовой горе.
     Но после окончания последней войны Ам Йисраэль с окрестными народами, благовестник возвестит мир, завершится строительство и освящение иерусалимского храма, в него вернётся Господь [Л.21]. Он уничтожил всех врагов Своих, восстановил царство Израилю, принёс ему долгожданный мир, "никчёмные люди больше не придут, чтобы напасть на тебя" (1:15, пер. [Л.11]).
     Оттого Адонай обещает. "Слава сего последнего храма, будет больше, нежели прежнего ... и на месте сём Я дам мир" (Агг.2:9). Теперь можно праздновать Пэсах, Шавуот, Суккот, а также исполнять обеты (Наум.1:15), данные Господу в дни Великой скорби и Армагеддонской военной кампании.

ЛИТЕРАТУРА

1. Даума Йохем. Дорогами Ветхого Завета. Т.5. Малые пророки.- Черкассы: Коллоквиум, 2012.- 355 с.
2. Уоррен Уирсби. Комментарий на Ветхий Завет. В 2-х т. Том II. Ездра - Малахия.- СПб.: Библия для всех, 2011.- 1 111 с.
3. Учебная Библия с комментариями Джона Мак-Артура.- Минск: Славянское Евангельское общ., 2004.- 2 201 с.
4. Толковая Библия. Комментарий на все книги Святого Писания. Под ред. Лопухина А.П. Том 2.- Минск: Харвест, 2001.- 1312 с.
5. Большой библейский словарь.- СПб.: Библия для всех, 2005.- 1 503 с.
6. Ринекер Ф., Майер Г. Библейская энциклопедия Брокгауза.- Кременчуг: Християнська зоря, 1999.- 1 088 с.
7. Новый Библейский комментарий в 3 ч. Ч.2. Ветхий завет. Псалтирь - Книга Пророка Малахии.- СПб.: Мирт, 2000.- 571 с.
8. Толкование Ветхозаветных книг. От книги Исаии по Книгу Малахии.- Ашфорд: Славянское миссионерское издательство, 1966.- 602 с.
9. Хоуард Джеймс Гейли (Младший). Комментарии к книгам Ветхого Завета. Том 18.- Одесса: Всемирный союз баптистов, 1993.- 188 с.
10. Первые и последние пророки.- Йерушалаим: Мосад Арав КУК, 1975.- 1 002 с.
11. Библия. Современный перевод Библейских текстов.- М.: World Bible Translation Center, 2002.- 1 150с.
12. Статья № 1 № "Признак и знамение Второго пришествия Иисуса Христа".
13. Стать № 3 "День Господень".
14. Библейский культурно-исторический комментарий. Часть 1. Ветхий Завет.- СПб.: Мирт, 2003.- 984с.
15. Статья "3. Комментарии к Книге пророка Аввакума. Глава 3 - Богоявление".
16. Рэй Стедмэн. Путешествие по Библии / Подробный путеводитель по всей Библии.- USA: World Wide Printing, 2005.- 704 с.
17. Статья № 5 "Так будет и во дни, когда Иисус Христос явится".
18. Статья № 2 "Гог из земли Магог: конец мира сего".
19. Статья № 4 "Время великой скорби".
20. Статья № 8 "Армагеддон".
21. Статья № 13 "Числа".
22. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета, канонические. Современный русский перевод.- М.: Российское библейское общество, 2011.- 1 408 с.
23. Библия. Новый Перевод на Русский Язык.- Herrljunga, Sweden:  Международное Библейское Общество, 2007.- 1 228 с.
24. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета в современном русском переводе.- М.: Издательство ББИ, 2015.- 1856 с.
25. Макдональд У. Библейский комментарий для христиан. Ветхий Завет.- Bielefeld: CLV, 2009.- 1142 с.

День Господень