Комментарии к Книге пророка Наума. Глава 1 - Гнев Господень

"Пред негодованием Его кто устоит? И кто стерпит
пламя гнева Его? гнев Его разливается как огонь;
скалы распадаются пред Ним" (Наум.1:6)
 
"Ибо пришёл великий день гнева Его, и кто может
устоять?" (Отк.6:17)
 

1. Вступление

      Наум, в еврейской транскрипции Нахум (означает "утешитель"), краткая форма имени Неемия ("Яхве утешает"). О жизни пророка ничего неизвестно, кроме того, что он родился или жил в городе Елкосе, местонахождение которого в точности не установлено [Л.1-8].
      Очевидно, Нахум потомок переселенцев, уведенных в Ассирию в 722 г. до Р.Х. [Л.3], возможно он не был иудеем [Л.1]. По-видимому, жил в правление иудейского царя Манассии (696-642 г.г.), был современником Иеремии, Софонии, Аввакума [Л.2-8].
      Время написания книги. Очевидно между 663 г. до Р.Х., годом разрушения египетского города Фивы, и 612-м, когда пала ассирийская столица Ниневия [Л.23]; примерно в VII веке [Л.3, 5], в пределах 663-654 годов [Л.8] или между 662 и 660 г.г. [Л.1, 4].
       Композиция первой главы. Похожа на третью главу манускрипта пророка Аввакума.
             1. Введение, содержащее надписание (1:1) и характеристику Бога (1:2, 3 а).
             2. Изложение главной темы - гнев Господень:
                   а) шествие Его (1:3, б);
                   б) последствия негодования (1:4-7);
                   в) наказание врагов (1:8-14).
             3. Заключение, призывающее радоваться окончательному миру (1:15).
     Главная тема. Суд над жителями земли в контексте величественной демонстрации силы, излияния гнева Эль Шаддай, стихийных бедствий.
       Цель написания. Предупредить всех противников Всемогущего о неминуемом наказании, мести всем врагам Его, истреблении грешников.
      Содержание. В серии пророческих видений (1:1) о гибели Ниневии, столицы могучей Ассирии (главы 2, 3), нави получает откровение о характере Адоная (1:2, 3), теофании (ст. 3-6), суде над нечестивыми (ст. 6-8), над всеми врагами Его (ст. 8-14). По окончании суда наступит мир в Иудее, возобновятся праздники, исчезнут безбожники (ст.15).
       Проблемы толкования. Считается, их нет [Л.3], всё-таки, как минимум, одна проблема экзегезы существует. В главе 1, кроме надписания (1:1), "которое, возможно, не является частью первоначального текста" [Л.9, стр. 49] не говорится о Ниневии. Рассказ об уникальном явлении Творца творению (1:3-6) указывает на эсхатологический характер данной главы.

2. Бог ревнитель  и  мститель (1:1-3)

      Ветхозаветные т.н. "малые пророки" провидят эру, когда Всевышний обоснуется в Йерушалаиме, на Храмовой горе, в Бейт Адонай (Зах.2:10-13, 8:3, Соф.3:15-17, Иоил.3:17, Мал.3:1).
    Хаваккук описывает предшествующее пребыванию таинственное явление Его, оно сопровождается катастрофическими масштабными изменениями в природе (Авв.3:3-12). Нахум, тому же грандиозному событию, предваряет  краткую характеристику Йахвэ Элохим.

    "Пророчество о Ниневии; книга видений Наума Елкосеянина (Нахума из Элкоша). Господь есть Бог ревнитель и мститель (ревнивый и мстящий); мститель Господь и страшен (яростен) в гневе: мстит Господь врагам Своим, и (хранит Он ненависть) не пощадит ("изливает ярость на") противников Своих. Господь долготерпелив и велик могуществом (силой), и (но) не оставляет ("зло") без наказания ..." (1:1-3а; в скобках: текст из [Л.10], в кавычках - из [Л.22]).

      Заключение о характера Его, нави сделал не из своих последующих видений теофании, а на основе исследования Пятикнижия Моше (Исх.20:5, 34:14; Втор.4:24, 32:41), знания лукавого сердца человеческого (Иер.17:9, 10).
      Ревность Вседержителя и справедливость наказания проистекают из любви к Своему творению (Быт.1:31, 3:6-19), избранному народу (Ис.63:7-10), к грешникам (Рим.5:8, 6:23). Безгранично могущество Эль Шаддай, велико и долготерпение Его (Наум.1:3, а), однако не беспредельно.
       Он никого "не оставляет без наказания" (ст.3, "не оставит виновных без наказания" [Л.11]). Яростный в гневе, отомстит всем противникам Своим, не пощадит (1:2).
     "У Меня отмщение и воздаяние, когда поколеблется нога их ("поскользнутся ноги врага" [Л.10]); ибо близок день погибели их ... отомщу врагам Моим, и ненавидящим Меня воздам" (Втор.32:35, 41).
       Создатель всего сущего имеет недругов, ненавидящих Его либо отрицающих существование Его, отнимающие дыхание жизни у других, губящие землю; все они не остаются без наказания. В тот День воздастся "каждому по пути его и по плодам дел его" (Иер.17:10, б).

3. Шествие  Йахвэ (1:3, в)

      День посещения Богом земли - главная тема многих пророческих книг Библии, их основных глав или ключевых стихов (Авв.3:3-15; Соф.1:2-18, 3:8-20; Зах.2:10-12, 8:3, 14:3, 4; Иоил.2:1-11, 3:12-17; Мал.3:1-5; Ис.2:2-4, 10-21, 13:4-13, 24:17-23, 26:21, 29:6, 30:27-30, 34:1-9, 66:14-16; Иер.25:29-38; Отк.1:7, 8, 19:11-21).
      Не исключение рукопись Наума (глава 1). Вот, в каком виде ему открылась тайна внушающего страх грядущего беспрецедентного происшествия.

      " ... в вихре и буре шествие Господа (в вихре и буре путь Его), облако - пыль от ног Его ("клубится пыль под ногами Его")" (1:3, б; в скобках: текст из [Л.10], в кавычках - из [Л.24]).   

      Сильный ветер, вихрь, бурю от передвижения Небесного Воителя, предсказывают Йешайа (Ис.29:6, 66:15), Зехарйа (Зах.9:14), Йирмейа (Иер.23:19, 25:32, 30:23). Бурный ветер Его (Иез.13:13) Хаваккук называет "жгучий" (Авв.3:5, буквально "жар сожигающий" [Л.8]), как Йирмейа (Иер.4:11), а Давид именует "палящий ветер" (Пс.10:6).
      Что же имеют в виду ветхозаветные нави? сообщая о странных природных явлениях, сопровождающих потрясающую теофанию. Большом вихре (смерче), грозной буре (жгучем, палящем ветре), клубящейся пыли под ногами (?) Владыки. Захария помогает ответить на поставленный вопрос.
      "Явится в выси небесной Господь, (1) стрелы Его будут сверкать, как молнии. (2) Затрубит Владыка Господь в рог и (3) начнёт шествие Своё в вихрях юга!" (Зах.9:14, пер.[Л.24]).
      Согласно ст. 9:14, Бог небесных воинств (1) выпустит стрелы, похожие на вспышки молний, (2) возгремит мощным трубным звуком, затем (3) возникнут жгучие южные вихри (в Синод. пер. "бури полуденные"). Он пошлёт сверкающие стрелы Свои, бросит сияющие копья (Авв.3:11), т.е. "горящие угли, огонь и серу" (Пс.10:6), вызовет "палящий ветер", полетит на "крыльях ветра" (17:8-16).
     По-научному, стрелы Яхве Цеваот в Зах.9:14 называются "метеорные тела". Падение массивных космических объектов сопровождается оглушающим трубным звуком, их разрушение вызывает масштабные пожары, горячие бури, мощные вихри.
      Но почему Нахум видит обилие праха в воздухе? "облако ("облака", пер. [Л.22, 23]) - пыль от ног Его" (1:3, "клубится пыль под ногами Его" [Л.24]).
      Во-первых, в результате физических процессов сублимации космических тел,  с последующей конденсацией их паров, массово образуются мельчайшие твёрдые частички диаметром от 1 микрона до 100 мкм , т.н. "метеорная пыль" [Л.12].
     Также, во-вторых, при столкновении астероидов с поверхностью земли высоко в атмосферу выбрасываются миллиарды тонн мельчайших стекловидых пылинок (рис. 1), "импактное стекло" [Л.13]. 
     Следовательно в небе возникнут огромные облака клубящейся пыли от шествия Всевышнего (1:3, б), когда Он начнёт обмолачивать нашу планету.

4. Последствия  Богоявления (1:4)

      Хаваккук предупреждает соплеменников о жгучем ветре, несущемся по стопам Элоах (Авв.3:5), гневе Его на реки, ярости на море (ст.8). Из откровения (Наум.1:4) становится понятным в каких перипетиях выразятся указанные Аввакумом чувства Эль Шаддай.

      "Запретил (пригрозил) Он морю - и оно высыхает (сделал его сухим) и все реки (иссушил) иссякают;  вянет (увял) Васан (Башан) и Кармил (Кармэль) и блекнет (поблек) цвет на Ливане (Леваноне)" (1:4; в скобках, текст из [Л.10]).
 
     Самое катастрофичное последствие столкновения планеты с метеорно-астероидным потоком -  крупномасштабные изменения строения поверхности земли. Одни её участки поднимутся, другие опустятся (Ам.9:5, Ис.24:17-20, 40:4). Вот почему станут сухими ложа крупных водоёмов, пересохнут или изменятся русла, высохнут ручьи, прежние источники вод (Ис.19:5-7, 42:15, Зах.10:11).
      Например, иссякнут воды в реке Евфрат (Отк.16:12), она берёт начало на Армянском нагорье, затем пересекает горную гряду Тавра, прежде чем попасть в Месопотамию. Вместе с Евфратом пересохнет египетская часть русла знаменитого Нила (Ис.11:15, 19:5-7), одной из двух самых длинных рек в мире.
      Башан, территория восточнее Генисаретского озера и холмистая местность вокруг горы Кармэль славились цветущими лугами да прекрасными пастбищами [Л.14], как и горный массив Леванон [Л.6]. В видении пророка (1:4) их травяной покров увял, потерял свежесть, яркость (поблек).
     Исполнится обещание Йахвэ Элохим. "Опустошу горы и холмы, и всю траву их иссушу ..." (Ис.42:15), "... пастбища пастухов пожухнут, иссохнет и вершина горы Кармил" (Ам.1:2, пер. [Л.11]).
     Трава пожухнет от вихрей да бурь (Наум.1:3), состоящих из чрезвычайно горячих газов, каменной пыли, песка. Именуемых "пламя гнева Его" (ст.6), "дуновение Господа" (Ис.30:33), "палящий ветер" (Пс.10:6), "жгучий" (Авв.3:5, Иер.4:11).
       Предполагается, в ст.4 Нахум говорит прямо или намекает на переход евреев через Чермное море и реку Иордан [Л.1, 2, 7- 9, 14], но данное суждение ошибочно.
      В дни Шемот море не высохло, а расступилось под напором сильного восточного ветра (Исх.14:21). Также Иордан не иссох, просто, вода временно остановилась стеной (Иис.Н.3:13-16). Сверх того, Моше ничего не писал об увядании Васана, Кармила, Ливана.

5. Великое  землетрясение (1:5)

      Ещё одно следствие теофании, производящее сильное впечатление, глобальные сейсмические колебания. От них затрясутся горы, осядут холмы, начнёт колебаться суша словно морская волна, затрепещет всё живое.

     "Горы трясутся (сотрясаются) пред Ним и холмы тают, и земля колеблется (трепещет) пред лицем Его и вселенная (трепещет мир) и все живущие в ней " (1:5, в скобках, текст из [Л.23]; "вздымается и весь мир этот со всеми живущими в нём" [Л.24]).   
 
     Наум провидит, в День посещения произойдёт супер сотрясение, от него даже "земля вздымается"  (пер. [Л.24]). Всесокрушающие невиданные колебания охватят весь земной шар, "вселенная" в стихе 1:5, б.
     "Еврейское слово "землетрясение" обозначает сильный шум или оглушительный рёв ..."
[Л.5, стр. 495]. На такие будущие потрясения указывают Йешайа (Ис.24:18-20, 29:6), Хаваккук (Авв.3:6), Йоэйл (Иоил.2:10, 11), Давид (Пс.17:8-12), Иисус Христос (Лк.21:11), Иоханан (Отк.16:18).
      Причиной великой встряски окажется сверхмощный тепловой взрыв от падения крупного небесного тела (8:8-11). Импакт вызовет деформацию коры, обширные смещения континентальных масс, тектонические разломы [Л.18]. Под землю провалятся дороги, мосты, деревья, дома, улицы, кварталы [Л.13].
       Вслед за потрясением неба, "земля сдвинется с места своего" (Ис.13:13), в современном понимании, переместится в пространстве, изменит орбиту вращения вокруг Солнца, её эксцентриситет. Сместится ось вращения Земли относительно положения Полярной звезды, изменится расположение звёзд и созвездий на небе [Л.18].
      Потрясающую картину трансформации мегарельефа провидит Михей. "Ибо вот, Господь исходит от места Своего, низойдёт и наступит на высоты земли,- И горы растают под Ним, долины ("поступь Его рассекает долины" [Л.24]) распадутся, как воск от огня, как воды, льющиеся с крутизны" (Мих.1:3, 4).
      Горы будут не только трястись (Наум.1:5, Иер.4:24), они растают, осядут перед лицом Эль Шаддай (Ис.64:1-3), даже "скалы распадаются пред Ним" (Наум.1:6; рис.2). Истинно так. Всякие гора да холм понизятся и гряда станет долиной, а каждый дол поднимется, крутизна сделается равниной (Ис.40:4), затем "явится слава Господня" (ст.5, а).
      Импактный сейсм окажется настолько сильным, что вызовет глобальное "вселенское" колебание; "земля вздымается и весь мир этот со всеми живущими в нём" (Наум.1:5, пер. [Л.24]). Иными словами, поверхность суши взволнуется, начнёт "подниматься и опускаться как река Египетская" (Ам.8:8), когда Адонай Цеваот коснётся её (9:5).
    Геоударная волна распространится по всей планете в виде упругих  колебаний. Её магнитуда до 13 единиц по шкале Рихтера, сейсмическая  интенсивность проявления XI - XII баллов по шкале EMS-98, высота волн на  суше  0,3 ... 1 метр и более [Л.13].
      В соответствии с  откровением, трясётся вселенная "и все живущие в  ней"  (Наум.1:5), затрепещет население всех стран (Авв.3:6).
      Авторы соврем. перевода Библии [Л.11] предположили, народы "трепещут  от  страха". Всё же такой перевод ст. 1:5 искажает оригинальный текст как  Септуагинты, так Масоры, в них ничего не говорится о страхе.
    Трепет (тряску) жителей вызовет не страх, но физическое явление  резонанса. В данном случае из-за совпадения низкочастотных упругих  колебаний земли, воды, воздуха (инфразвук) с частотой колебаний внешних и  внутренних органов человека [Л.15]. 
      Эффект резонанса, до научным языком, описывает ветхозаветный тайновидец (Наум.2:10). Сильный трепет сердца, "тает сердце" ("трепещет", пер. [Л.22]); вибрацию коленных суставов и мышц, "колена трясутся" ("дрожат"); судороги в брюшной полости, "у всех в чреслах сильная боль" ("от боли все корчатся" [Л.22]); прилив крови к голове, "лица у всех потемнели" [Л.10].
    В состояние вибрации войдут другие обитатели: "рыбы морские и птицы небесные, и звери полевые и всё пресмыкающееся, ползающее по земле, и все люди ..."  (Иез.38:20; Авв.3:16, Ис.21:3, Иез.7:27).

6. Ярость  Всемогущего (1:6, 7)

       Передавая содержание грозных видений Богоявления, Нахум из Элкоша задаёт слушателям 2 риторических вопроса.

     "Кто устоит перед Его негодованием? Кто выдержит гнев Его пылающий?  Ярость Его, как лава, рекой изливается, перед Ним скалы рушатся"  (1:6; пер. [Л.24]).

      Негодованием ревнивого и мстящего Эль Шаддай (ст.2, 6) ветхозаветные пророки называют: вихрь, бурю, языки пламени, огонь, серу, горячие угли, меч, падающие с небес, жилища Его (2Пар.30:27).
      От ярости Небесного Воителя затрясутся горы, растают холмы, колеблется земля, трясутся её жители (Наум.1:5), рушатся скалы (ст.6), сушу зальёт вода, окутает мрак (ст.8), высохнет море, иссякнут реки, увянет растительность (ст.4).
    "Корень еврейского слова, переведенного как "гнев", буквально означает "горячее дыхание". Гнев Божий пылает пламенем, испепеляя всё на своём пути. Слово, переведенное с еврейского как "негодование",  буквально переводится как "пена изо рта" [Л.16, стр. 368].
      Даже без подсказок Рэя Стедмэна понятно, из жилища Всевышнего изольётся нечто словно "огонь", испепеляющее всё живое, разрушающее даже скалы! (ст.1:6), "скалы рассыпаются перед Ним" (пер. [Л.23]).
      От обычного огня скалы не распадаются, чтобы они "рассыпались", температура должна насчитывать тысячи (в  потоке лавы) или десятки тысяч градусов в ударной волне из раскалённых газов да каменной пыли.  Лишь в таком случае камни станут "такими, как истолчённая известь" (Ис.27:9, пер. [Л.10]).  
      Пророк видит, трясутся горы, тают холмы, колеблется земля "и все живущие в ней" (1:5); возникают вихри да бури, клубы пыли попадают в атмосферу (ст.3, в), от нападения кроваво-красных разрушителей на колесницах. Они "подобны пылающим факелам, ("мелькают" [Л22, .24]) как сверкающие молнии" (2:3, 4; пер. [Л.23]).
     Йешайа открывается похожее видение излияния негодования Йахвэ. "Ибо вот, придёт Господь в огне, и ("как буря") колесницы Его - как вихрь (Его армии в облаках пыли), чтоб излить гнев Свой с яростью и прещение ("наказание") Своё с пылающим огнём (наказать их пламенем огня)" (Ис.66:15; в скобках: текст из [Л.11], в кавычках - из [Л.10]).
      Отвечать на риторические вопросы (Наум.1:6) не нужно. Выстоять в пылу ярости Бога человеку невозможно, даже земля испугается суда Его (Пс.75:8, 9). Оттого Йоэйл, утверждая, "велик день Господень и весьма страшен (ужасен)", задаёт тот же вопрос, "кто выдержит его?" (Иоил.2:11; Отк.6:17).
       Слушателей обеспокоили пророческие видения нави, сильно взволновали вопросы его. Они прекрасно понимали, ни выдержать день пришествия Его, ни устоять, "когда Он явится" неправедному не удастся (Мал.3:1-3). Спасение в Адонае, ободряет провидец.
  
      "Благ (добр) Господь - убежище ("прибежище безопасное") в день скорби ("бедствия") - и знает  надеющихся  на Него (помнит Он о тех, кто на Него уповает!)" (1:7; в скобках: текст из [Л.22], в кавычках - из [Л.24]).

       Если кто-то стремится уберечь себя "в день скорби", он не найдёт надёжного убежища на земле (Иер.25:35) от Великой гибели (4:6). Но уповающий на Спасителя, потерявший жизнь ради Него, "сбережёт её" (Мт.10:37-39, "обретёт её вновь", пер. [Л.23, 22]).

7. Всему  придёт  конец (1:8)

     Пророк начинает повествование видений с мести Бога недругам (1:2). В ст.8 он продолжает данную тему, тему суда над враждебным сообществом, извратившим предназначенный ему путь.

      "Но всепотопляющим наводнением разрушит (совершит истребление) до основания Ниневию, и врагов Его постигнет мрак (тьма)" (1:8; в скобках, текст из [Л.10]).

      "Его гнев обрушится на Ассирию всепотопляющим наводнением и разрушит её столицу Ниневию" [Л.25, стр. 1090]. Многие иные комментаторы, но далеко не все, также предполагают, в ст.8 речь о столице Ассирии [Л.1, 3-5, 8].
       Более того, в некоторых переводах вставлено слово "Ниневия", но авторы [Л.7] справедливо замечают. "Сам пророк не упоминал название города вплоть до 2:8 ..." (стр. 494). Современный перевод ст.1:8 выглядит так, "Он сокрушит Своих врагов во тьму, и с потопом всему придёт конец" [Л.11], похожий текст содержится в работе [Л.24].
      Если Наум  не имел в виду разрушение Ниневии, о каких эсхатологических тьме да потопе ("всепотопляющем наводнении") он сообщает? каковы физические причины катаклизмов? от них "всему придёт конец".
      Давид, рассказывая о теофании (2Цар.22:9-16), использует  категорию природных явлений. "И мраком покрыл Себя, как сению (шатром), сгустив воды облаков небесных" (ст.12; "воды облаков собрал Он в грозовую тучу" [Л.11]).
     Таким образом, "врагов Его постигнет мрак" (Наум.1:8) из-за сгущения, т.е. конденсации, паров воды и образования "облаков небесных".  В тропосфере возникнет сплошной покров, одна грозовая туча, отчего "небеса помрачатся ("почернеют" [Л.10]) вверху" (Иер.4:28).
       Наступит обещанный библейскими пророками "день тьмы и мрака, день облака и мглы" (Соф.1:15; Ам.5:20). Все царства князя мира сего охватит кромешная тьма. Антагонисты Господу "взглянут вверх, и посмотрят на землю; и вот горе и мрак, густая ("гнетущая" [Л.22]) тьма, и будут повержены во тьму ..." (Ис.8:22; 5:30).
    Кромешная тьма сопровождается "всепотопляющим наводнением" (Наум.1:8, рис.3).      Территории почти всех стран затопят водой морские гравитационные волны (Авв.3:10) и неистовый ливень (Иез.38:22, [Л.23]).
      Повсеместные многодневные ливневые дожди вызовет процесс непрерывной конденсации колоссальных объёмов паров воды, попавших в атмосферу [Л.17].
     Гигантские  цунами возникнут во всех крупных водоёмах, в частности, в Средиземном море. Из-за землетрясений (Наум.1:5), падений небесных тел в гидросферу (Отк.8:8), тектонических деформаций океанического дна, крупных масштабных оползней, локальных колебаний атмосферного давления, извержений подводных вулканов, прочее [Л.17, 18].

8. Истребление  супостатов (1:9)

       Тема сокрушения Йахвэ Элохим противников (1:2, 8), в контексте потрясающей теофании (ст.3-6), продолжается в стихе 9.

     "Что умышляете вы (народ) против Господа? Он совершит истребление (положит конец их планам), и бедствие (несчастье) уже не повторится" (1:9; в скобках, текст из [Л.11]).

      Кого имеет в виду нави? В переводе [Л.11] в скобках вставлено слово "Иуда". Однако большинство комментаторов, скажем [Л.1-5, 7, 25], настаивает, провидец обращается к ассирийцам и Ниневии. "Тут подразумевается попытка Сеннахирима разрушить Иерусалим ..." [Л.8].
     Действительно, ассирийский царь Сеннахирим (правил с 705 по 681 годы до Р.Х.) разрушил 46 городов Иудеи, угрожал Йерушалаиму в 701 г. до Р.Х. [Л.4, 7]. Возможно речь о царе Салманассаре, он уничтожил Самарию в 722 году [Л.1], или выходце из Ассирии, замышляющем зло против Господа, по версии [Л.1, 5].
      Наиболее осторожно к ответу на поставленный вопрос подошли авторы работы [Л.7]. "Заметьте, что тем, кто слышал это впервые, было нелегко сообразить к кому обращается Наум. Ниневия ещё не упоминалась (до 2:8), а непосредственное обращение к Иудее появится только в ст.1:15" (стр. 494).
      По-видимому, ст.9 относится к любым врагам Вседержителя, замышляющим против Него, в т.ч. лиходеям, которые будут жить в пору Богоявления, "в день скорби" (1:7), период "гнева Его" (ст.6).
      Согласно видения, "Он совершит истребление" (1:9, б), истинно так, исполнится обещание Его. "Всё истреблю с лица земли,- говорит Господь ..." (Соф.1:3, 3). Завершая описание Йом Адонай, нави Цефанйа добавляет, "ибо истребление, и притом внезапное, совершит Он над всеми жителями земли" (ст.18).
      Уничтожение соблазнов вместе с нечестивыми в годы Великой скорби, сезон жатвы [Л.19], предсказывают многие другие провидцы: Ис.13:9-13, 24:6; Иоил.3:3; Авв.3:12-15; Мал.3:2; Авд.1:15, 16; Зах.13:8, 12:9; Иер.25:30-38; Иез.30:1-3). Говорит Иисус Христос в Мт.13:28-42, 24:21, 22; Лк.17:26-30, сообщает апостол Пётр (2Пет.3:6, 7), видит Иоанн (Отк.6:8, 7:9, 8:11, 9:18).
       В грозном пророчестве (Наум.1:9, а) содержится и утешение, "бедствие уже не повторится" (1:9, б). Истинность обещания подтверждают слова Учителя. "Ибо тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира доныне, и не будет ("никогда больше не произойдёт" [Л.11])" (Мт.24:21).

9. Наказание  огнём (1:10)

      Каким орудием Господа небесных воинств истребятся эсхатологические недруги Его? Нахум отвечает, наводнением (1:8), пламенем гнева (ст.6, 10).

     "Ибо сплетшиеся между собою как терновник и упившиеся как пьяницы, они пожраны будут совершенно, как сухая солома (1:10; "Враги Твои будут дотла уничтожены, как терновник, горящий под котлом. Они будут быстро уничтожены, сгорят, как сухие сорняки", пер. [Л.11])".

     Терновник - "кустарник с колючими стволом и ветвями, часто образующий живые изгороди" [Л.5]. Несмотря на некоторые расхождения в переводах ст.10  [Л.10, 11, 22, 23, 24], понятно, противников Бога уничтожит огонь (Ис.26:11, Мт.13:38-42).
      Понятно, но почему перед смертью "сплетены они, как тернии, и опьянены, как пьяницы" ? (пер. [Л.10]). Возможный ответ, "ассирийцы "переплелись" между собой - образ "сплочённости" во зле" [Л.8]. Всё же Книга пророка Наума есть "книга видений" (1:1), а не сборник аллегорических образов зла, поэтических метафор, символов. Что же на самом деле он видел?
     В экстремальных ситуациях стихийных бедствий: вихрей, бурь, землетрясений, масштабных пожаров, наводнений, гибели смертных (1:3-9), возникнут массовые реактивные психозы. В частности психогенный (реактивный) ступор  и вестибулярное опьянение [Л.19].
       Теряя равновесие, утратив способность нормально ходить ("абазия"), пострадавшие спотыкаются, шатаются будто "упившиеся как пьяницы" (ст.10, б; Иов.12:25, Пс.106:27). Чтобы не упасть, хватаются друг за друга, со стороны они выглядят словно "сплетшиеся между собою" (Наум.1:10), точно колючие ветки терновника.
      Исполнится обещание Йахвэ Элохим, непослушные сокрушатся  друг о  друга.  "Я заставлю каждого из них спотыкаться и падать на другого -  отцы и  дети будут падать друг на друга" (Иер.13:14, пер. [Л.11]).
      Все ненавидящие Его подобны снопам, собранные на гумно, они  подвергнутся  обмолоту,  затем сгорят "как сухая солома" (Наум.1:10, рис.4).  Оттого  пророки  так говорят о наказании пламенем Эль Шпддай в  последние  дни.
      "Ибо вот, придёт день (время суда), пылающий как (раскалённая)  печь  ... И будут народы, как горящая известь (люди будут гореть, пока их  кости  не превратятся в известь), как срубленный терновник, будут  сожжены  (быстро сгорят) в огне ... и никому не будет спасения от него" (Мал.4:1, Ис.33:12, Иоил.2:3; в скобках, текст из [Л.11]) .       

10. Армагеддонская  кампания (1:11, 12)

     Самые трудные для толкования стихи 11-14, из-за некоторых неясностей в оригинальном тексте, также непонятно к кому обращается тайновидец. Здесь могут помочь параллельные библейские тексты.
       Так малые пророки получили откровение о последней войне соседних стран с Мединат Йисраэль, она разразится в Йом Адонай, годы великой гибели. О сей вооружённой борьбе пишут Зехарйа (Зах.12:2-9, 14:1-15), Йоэйл (Иоил.3:1-17), Миха (Мих.4:11-13), Хаваккук (Авв.3:13, 14), Овадйа (Авд.1:15-18).
      Главное сражение, под названием Армагеддон (Отк.16:16), начнётся на холмах Мегиддо [Л.25]; очевидно к данному событию относится видение ст. 1:11-15.

     "Из (от) тебя произошёл умысливший ("кто задумывает") злое (плетёт злые интриги) против Господа (даёт никчёмные советы), составивший совет нечестивый ("советует беззаконное")" (1:11; в скобках: текст из [Л.11], в кавычках - из [Л.23]).

      Предполагается, речь об ассирийском после Рабсаке [Л.5] или царях Сеннахириме [Л.2-4, 7, 8] или Ашшурбанипале  [Л.3]. Но, учитывая вышеизложенное, в ст.11 скорее имеется в виду интриган последних дней, вероятно, по прозвищу "Гог" (Иез.39:1, 2).
       Умысливший злое посоветует вождям окрестных стран напасть на разрушенный землетрясением Израиль, самим наглядеться на унижение Сиона (Мих.4:11). Но его низкий совет окажется никчёмным самоубийственным (Иез.39:3-5, 11, Авв.3:14).
     
     "Так говорит Господь: - Хотя у них есть союзники и их великое множество ("воинов у них множество"), они будут уничтожены (истреблены) и исчезнут, а тебя, Иудея, раньше Я отягощал ("заставлял тебя страдать"), но впредь уже не стану (мучить)" (1:12, пер. [Л.23]; в скобках: текст из [Л.10], в кавычках из [Л.11]).

      Верно, напавшие на Эрец Йисраэль многочисленны словно "мелкая пыль", непрерывно падающая с неба (Ис.29:5). Из пелены пеплопада оккупанты возникнут "как сон, как ночное сновидение" (ст.7); ограбят страну, захватят столицу, часть горожан уведут в плен (Зах.14:1, 2).
      Окончание военной кампании для захватчиков окажется плачевным, они полностью истребятся (Зах.12:9, 14:12-15; Иез.39:1-4). Сгинет и "умысливший злое" (Наум.1:11), падёт на горах израилевых, похоронят Гога в долине (Иез.39:11).
       Таким образом, Яхве, заставив страдать Свой народ, освободит его; сверх того, Он даёт обещание. "Тебя, Иудея, Я обрекал на страдание, но больше на страдания тебя не обреку!" (Наум.1:12, пер. [Л.22]; "но больше Я не буду делать это" [Л.11]).
       Нужно честно признать, Благословляющий, вплоть до ХХI века, постоянно нарушал Своё торжественное обещание ... если отнести ст. 1:8-12 к VII веку до Р.Х. Коль скоро вставлять в оригинальный текст пророчеств дополнительные слова "ашшуряне" [Л.10] или "Ниневия" [Л.10, 11, 23].
       Бог не человек, чтобы не выполнять добровольных обязательств (Числ.23:19), Его слово абсолютно надёжно (Ис.40:8, Евр.10:23). Обещание Его "более не буду отягощать (мучить)" (Наум.1:12) носит эсхатологический характер, его исполнение следует отнести к окончанию будущей Великой скорби (Мт.24:21).

11. Освобождение  ам  Йисраэль (1:13, 14)

      В результате победы в Армагеддонском сражении освободится Иудея, потом город Иерусалим, согласно пророчества Зехарйа (Зах.12:6-9). Наум тоже сообщает о таком факте.

     "И ныне (Теперь же) Я сокрушу (сниму) ярмо его (с твоей шеи), лежащее на тебе, и узы твои (сковавшие тебя) разорву" (1:13; в скобках, текст из [Л.11]).

     "В пророческих речах гнёт политического господства нередко изображается как ярмо" [Л.14, стр. 915]. Многие десятки, даже сотни лет евреи мучились под гнётом Египта, Ассирии, Вавилона, Рима, Византии, Арабского халифата, правлений мусульман, мамелюков, турков. В последние дни евреи претерпят страдание под ярмом окрестных племён.
       Затем Благословенный снимет с шеи ам Йисраэль бремя, разорвёт узы НАВСЕГДА. Обещая, "более не буду отягощать" (1:12), "проклятия не будет более, но будет стоять Иерусалим безопасно" (Зах.14:11; Иоил.3:17). Что же произойдёт с неприятелем?

      "А о тебе, Ассур (нет в оригинале), Господь определил: не будет более семени ("потомков") с твоим именем; из дома бога твоего истреблю истуканы и кумиры ("в домах твоих богов"), приготовлю тебе в нём могилу, потому что ты будешь в презрении ("близок твой конец")" (Наум.1:14; в скобках и кавычках, текст из [Л.11]).

      На самом деле, именно так произойдёт. "И будет в тот день: дам Гогу место для могилы в Израиле ... и похоронят там Гога и всё полчище его" (Иез.39:11). После чего потомков гоговых "не будет" (Наум.1:14, а).
      Всё же почему исчезнут истуканы, кумиры (ст.14), идолы (Ис.2:18) из храмов богов соседних стран, воевавших против Эрец Йисраэль? в том числе, Элоах удалит лжепророков и нечистого духа (Зах.13:2).
       Потому что в Йерушалаиме, в Доме Своём (рис.5) находится единственный истинный Бог.  "И Господь будет Царём над  всею землёю ..." (14:9). Выбросив своих истуканов да кумиров, Ему одному начнут поклоняться все народы (Соф.2:11), даже те, кто совсем недавно воевал с Ним (Зах.14:16).

12. Шалом (1:15)

      Тему Богоявления, гнева Его, наказания врагов, нави завершает видением окончательного мира, покоя, благополучия. "Ведь Владыка не отвергает людей навеки!" (Плач.3:31, пер. [Л.23]).

    "Вот (Взгляните!), на горах - стопы благовестника (По горам идёт тот, кто несёт благие вести), возвещающего мир: празднуй, Иудея, праздники твои, исполняй обеты (то, что обещал) твои, ибо не будет более проходить по тебе нечестивый (Никчёмные люди больше не придут, чтобы напасть на тебя): он совсем уничтожен (все они уничтожены)" (1:15; в скобках, текст из [Л.11]).

      Шалом, его благовестник принесёт, т.к. иные средства связи разрушены, означает не только окончание военных действий. "Основное значение корня этого слова - "быть совершенным, невредимым" или "жить идеальной, благочестивой жизнью" [Л.6, стр. 584].
      Известие о падении Ниневии в ст.15 и есть шалом (?), по мнению практически всех комментаторов [Л.1-5, 7, 8 и др.]. Вовсе нет, здесь благовестие наступления долгожданного мессианского мира, благая весть о воцарении Бога (Ис.52:7).
      В те годы, "не будет более проходить по тебе (Иудея) нечестивый ("злодей" [Л.10])" (Наум.1:15, "Не вторгнутся уже более нечестивцы в пределы твои", пер. [Л.24]). Никогда лиходеи не придут, чтобы напасть на страну, "более не увидишь зла" (Соф.3:15, в).
       Если речь о падении столицы Ассирии Ниневии (Наум1:15), надобно признать, Адонай опять не сдержал (?!) обещания, подобно примерам со стихами 9, 12. От разрушения Ниневии и до наших дней множество нечестивых, разбойников, оккупантов нагло проходили по израильской земле на протяжении многих столетий.
      В таком случае о каких праздниках да обетах говорится в ст.15? Основные иудейские праздники Пэсах, Шавуот, Суккот были неразрывно связаны с иерусалимским храмом. Во времена Наума он благополучно стоял на своём месте как до, так и после падения Ниневии; вплоть до 586 г. до Р.Х.
     Посему призыв "празднуй, Иудея, праздники твои" (а что мешает?) совершенно непонятен вне контекста мессианской эпохи. Сейчас, до пришествия Иеhошуа ха Машиах, праздновать Пэсах, Шавуот, Суккот так, как установил Адонай, невозможно. Нет ни скинии, ни Бейт а-Микдаш на горе Мория.
    Однако по окончании последней войны ам Йисраэль с окрестными народами, благовестник возвестит шалом, завершится строительство и освящение третьего Дома молитвы, в него вернётся Господь [Л.21]. Он уничтожит всех врагов, восстановит царство Израилю, принесёт ему долгожданный мир, "никчёмные люди больше не придут, чтобы напасть на тебя" (1:15, пер. [Л.11]).
      Спаситель обещает. "Слава сего последнего храма, будет больше, нежели прежнего ... и на месте сём Я дам мир" (Агг.2:9). Теперь на новой земле, под новым небом (Ис.65:17) можно праздновать Пэсах, Шавуот, Суккот, исполнять обещания (Наум.1:15), данные Господу в период великой гибели, годы Армагеддонской кампании.

ЛИТЕРАТУРА

1. Даума Йохем. Дорогами Ветхого Завета. Т.5. Малые пророки.- Черкассы: Коллоквиум, 2012.- 355 с.
2. Уоррен Уирсби. Комментарий на Ветхий Завет. В 2-х т. Том II. Ездра - Малахия.- СПб.: Библия для всех, 2011.- 1 111 с.
3. Учебная Библия с комментариями Джона Мак-Артура.- Минск: Славянское Евангельское общ., 2004.- 2 201 с.
4. Толковая Библия. Комментарий на все книги Святого Писания. Под ред. Лопухина А.П. Том 2.- Минск: Харвест, 2001.- 1312 с.
5. Большой библейский словарь.- СПб.: Библия для всех, 2005.- 1 503 с.
6. Ринекер Ф., Майер Г. Библейская энциклопедия Брокгауза.- Кременчуг: Християнська зоря, 1999.- 1 088 с.
7. Новый Библейский комментарий в 3 ч. Ч.2. Ветхий завет. Псалтирь - Книга Пророка Малахии.- СПб.: Мирт, 2000.- 571 с.
8. Толкование Ветхозаветных книг. От книги Исаии по Книгу Малахии.- Ашфорд: Славянское миссионерское издательство, 1966.- 602 с.
9. Хоуард Джеймс Гейли (Младший). Комментарии к книгам Ветхого Завета. Том 18.- Одесса: Всемирный союз баптистов, 1993.- 188 с.
10. Первые и последние пророки.- Йерушалаим: Мосад Арав КУК, 1975.- 1 002 с.
11. Библия. Современный перевод Библейских текстов.- М.: World Bible Translation Center, 2002.- 1 150с.
12. Статья № 1 № "Признак и знамение Второго пришествия Иисуса Христа".
13. Стать № 3 "День Господень".
14. Библейский культурно-исторический комментарий. Часть 1. Ветхий Завет.- СПб.: Мирт, 2003.- 984с.
15. Статья "3. Комментарии к Книге пророка Аввакума. Глава 3 - Богоявление".
16. Рэй Стедмэн. Путешествие по Библии / Подробный путеводитель по всей Библии.- USA: World Wide Printing, 2005.- 704 с.
17. Статья № 5 "Так будет и во дни, когда Иисус Христос явится".
18. Статья № 2 "Гог из земли Магог: конец мира сего".
19. Статья № 4 "Время великой скорби".
20. Статья № 8 "Армагеддон".
21. Статья № 13 "Числа".
22. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета, канонические. Современный русский перевод.- М.: Российское библейское общество, 2011.- 1 408 с.
23. Библия. Новый Перевод на Русский Язык.- Herrljunga, Sweden:  Международное Библейское Общество, 2007.- 1 228 с.
24. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета в современном русском переводе.- М.: Издательство ББИ, 2015.- 1856 с.
25. Макдональд У. Библейский комментарий для христиан. Ветхий Завет.- Bielefeld: CLV, 2009.- 1142с.

День Господень