Комментарии к Книге пророка Исаии. День Господа (34:1-9, 13:1-13)

"Рыдайте; ибо день Господа близок, идёт как
разрушительная сила от Всемогущего"
(Ис. 13:6)
 

1. Вступление

     Пророк Исаия, в еврейской транскрипции "Йешайа" (означает "Господь - спасение", точнее "Спасает Яхве"), родился в VIII веке до Р.Х. Жил и нёс служение в Иерусалиме во времена правлений иудейских царей Озии (792-740 г.г.), Иоафама (ок. 750-735), Ахаза (735-715), Езекии (ок.715-686) [Л.1-9].
     Исаия происходил из знатной семьи, возможно был родственником царя Амасии [Л.5]. Имел доступ к царям и первосвященникам; по преданию, связан с царём Озией кровными узами [Л.2, 9]. Вероятно он являлся историографом иудейского двора [Л.5], служил священником, пророчествовал на протяжении минимум 40-а лет, по-видимому, около 55 лет [Л.2, 6, 8]. Его современниками являлись пророки Осия и Михей [Л.3, 4, 9].
     Год смерти Исаии неизвестен, возможно после 686 г., года смерти царя Езекии, и не ранее 681 г., когда убит ассирийский царь Сеннахирим, обстоятельства смерти которого он описал [Л.4]. Согласно предания, на мучительную смерть престарелого Исаию обрёк иудейский царь Манассия (единолично правил с 686 г. по 642 г.), по его приказу которого перепилили полое дерево с укрывшимся в нём пророком [Л.1, 4, 7-9].
     Время написания книги. Богословы консервативной школы, считающие Исаию единственным автором книги, предполагают, что она писалась с 739 г. по 681 год, т.е., по меньшей мере 58 лет [Л.9], около 60 лет  Л.26] или более 50 лет [Л.1, 4].
    В последние два столетия либеральные богословы приписывают Исаие только главы 1-39, утверждая, главы с 40 по 55 написаны другим пророком (т.н. Второисаией), жившим во времена вавилонского плена евреев, т.е. в VI веке. Главы же 56-66 якобы сочинил ещё более поздний автор (т.н. Тритоисаия), живший во II - IV веке до Р.Х. Подробнее о таких гипотезах смотрите в [Л.2, 3, 5, 6, 8, 27].
     Композиция. Речи пророка составлены "не по хронологическому, а скорее, по тематическому принципу ..." [Л.9, стр.8; Л.27, стр. 559]. Поэтому для лучшего восприятия, эта и все следующие статьи с комментрариями изложены в хронологической последовательности событий.
     В таком случае, композиция первой темы "День Господа" (34:1-9; 13:1-13), похожая на композицию книг пророков Иоиля и Софонии, выглядит следующим образом.
       1. Введение, призывающее весь мир обратить внимание на пророческую речь (34:1).
       2. Изложение главной темы - День Господа:
           а) предупреждение об истреблении народов с лица земли (34:2, 3);
           б) орудия наказания (34:4-6, 13:2-6);
           в) Яхве сокрушит всю землю (13:5);
           г) последствия наказания (34:7-9, 13:7-13).
    Главная тема ст. 34:1-9, 13:1-13. День Господа, эсхатологическое время, когда Всемогущий Бог вмешается в историю человечества для суда, опустошения земли, истребления грешников.
     Цель написания. Предупредить жителей земли о неотвратимости наказания, разрушении мира, массовой гибели людей.
     Содержание. Исаия призывает все народы внимать (34:1) его грозному пророчеству об их физическом истреблении (34:2, 3) за грех, зло, нечестие (13:9, 11). Орудием наказания послужит войско Йахвэ (13:3-5) - небесное воинство и меч Его (34:4-6).
     Сокрушение всей земли (13:5) произойдёт в эсхатологический день Господа (13:6, 9). Тогда потрясётся небо, затем земля (13:13), реки да суша станут горящей смолой (34:9), померкнут все светила на небе (13:10), погибнут животные (34:7).
     У людей опустятся руки, растает сердце (13:7), покраснеют лица, мышцы схватят судороги (13:8). Убитые будут разбросаны по поверхности земли, от их крови размокнут горы (34:3), а живые встречаются реже чистого золота (13:12).
     Проблемы толкования. "Образы, связанные с днём Господа,- одни из самых сложных для понимания при изучении Библии" [Л.19, стр. 264]. Следует ли воспринимать пророчества буквально или как поэтические образы. К каким историческим периодам относятся стихи 34:1-9 и 13:1-13.

2. Весть о гибели людей (34:1-3)

     Главной темой почти всех книг малых пророков является "День Господень". Например, у Иоиля [Л.10] и Софонии [Л.12], а также связанные с ним события: Богоявление (Аввакум, гл.3; Наум, гл.1), Его суд над народами (Амос, гл.8; Осия, 3:4-4:6).
     Конечно же, йом Адонай  полнокровно описан в Книге пророка Йешайа. Самом величественном, грандиозном и обстоятельном произведении из свитков Нэвиим. Почти в каждой главе этой потрясающей книги, прямо или косвенно, затрагивается тема Дня Господа. Не является исключением глава 34.

    "Приступите (Приблизьтесь), народы, слушайте и внимайте, племена! да слышит земля и всё, что наполняет её ("Земля и все на земле должны это слышать!"), вселенная (мир) и всё раждающееся (что рождается) в ней!" (34:1; в скобках: текст из [Л.12], в кавычках - из [Л.13]).

    Видение, открытое Йешайа, сыну Амоца (Ис.1:1), оказалось настолько жутким, что тайновидец призывает обратить внимание на приговор суда Божьего ВСЕ народы земли. Слушать предсказание ВСЕМ племенам, всему рождающемуся в мире, внимать до тех пор, пока не сбудется пророчество. Какие же ужасы увидел нави?

    "Ибо гнев Господа на все народы, и ярость Его на всё воинство их. Он предал их заклятию (Он их всех уничтожит), отдал их (предназначил им погибель) на заклание ("на резню!").
     И убитые их будут разбросаны ("брошены"), и от трупов их поднимется смрад, и горы размокнут от крови их (кровь их будет течь по горам)" (34:2, 3; в скобках: текст из [Л.13], в кавычках - из [Л.12]).

    Гнев Йахвэ на все народы, Его ярость на человеческие массы, т.е. "полчища" [Л.14],  "воинство" [Л.6, 9], вызывает грех, царящее в мире зло и беззакония (Ис.13:9, 11). Поэтому Он предназначил жителей земли с нечистыми устами на полное уничтожение, "её обитатели погибну, как мошки" (51:6, пер. [Л.12]).
     Эль Шаддай "предал их заклятию" (34:2), обрёл на "заклание", т.е. "резню" [Л.12] или "бойню" [Л.14]. Это не "гиперболические выражения" и не метафорическое заклание, как считается в работе [Л.6], а буквальные; "окончательное поражение ожидает нечестивых во время великой скорби" Л.26, стр. 831].
 
     Но почему после бойни тела не похоронят, как принято? отчего трупы разбросаны ("брошены" [Л.12]) по всей земле? (рис.1).
    Потому что в результате массовой гибели людей (13:12, 24:6; Соф.1:2, 3) немногие уцелевшие не смогут похоронить огромное количество трупов. Несмотря на исходящий от них смрад, отравляющий воздух.
   В Масоретском тексте горы не "размокнут от крови" (34:2, б), а "растают" [Л.15], что указывает на землетрясение (24:17-20; Авв.3:6) как причину таяния гор да холмов (Мих.1:4, Наум.1:5).
   Кровь же будет течь по всей земле: горам, плоскогорьям, равнинам; она окрасит в красный цвет реки, озёра, моря, источники вод (Отк.16:3, 4), все открытые водоёмы [Л.16].
    "Ибо вот, Господь выходит из жилища Своего наказать обитателей земли за их беззаконие, и земля откроет (явит) поглощённую ею кровь, и уже не скроет убитых своих" (Ис.26:21).

3. Орудия гнева Яхве Цеваот (34:4)

     Физической причиной будущей массовой гибели людей из всех народов и племён явятся таинственные орудия гнева (буквально "горячего дыхания") Господа небесных воинств, боевое войско (13:3-5; 5:25-30). Во главе с могущественным исполнителем слова Его (Иоил.2:11), истребителем народов (Иер.4:7).
     Войско состоит из мелких и крупных падающих на землю небесных тел, по-научному "метеорный поток". Многочисленное полчище Йахвэ, разоряюще всю землю, подробно описывает пророк Йоэйл (Иоил.2:1-11). Нави Йешайа провидит последствия нападения небесного воинства.

    "И истлеет всё небесное воинство ("звёзды растают все до одной"); и небеса (небо) свернутся, как свиток книжный; и всё (звёздное) воинство их падёт, как спадает лист (пожухшие листья) с виноградной лозы, и как увядший лист ("плід недозрілий!" [Л.28]) - со смоковницы" (34:4; в скобках: текст из [Л.14], в кавычках - из [Л.13]).

    В древние времена любые светящиеся небесные тела, кроме солнца и луны, считались звёздами [Л.17, стр. 306]. "Падающими звёздами", оторвавшимися от твёрдого небесного свода, назывались яркие короткие вспышки на ночном небе. На самом деле, вспышки вызываются вторжением в атмосферу Земли метеорных тел [Л.18].
     Метеоры мгновенно нагреваются до очень высокой температуры и, как правило, полностью "сгорают". Точнее испарятся ("истлеют") в верхних слоях атмосферы. Но почему Исаия утверждает "истлеет всё небесное воинство"? ("звёзды растают все до одной" [Л.13]).
     Потому что пророк видит небывалое массовое падение звёзд-метеоров. Так называемый "звёздный дождь", когда количество метеорных вспышек в час превышает 10 000. После такого многосуточного дождя, на небосводе не будет видно ни одной астрономической звезды по причине сильной запыленности атмосферы.
     Более того, сами "небеса свернутся, как свиток книжный" (34:4, б), они исчезнут!? "развеются, словно дым" (51:6, пер. [Л.12]; Пс.101:26, 27; 2Пет.3:10). То же самое уникальное видение через 800 лет получил Иоханан.
    "И звёзды небесные пали (упали) на землю, как смоковница, потрясаемая сильным ветром, роняет незрелые смоквы свои; И небо скрылось, свившись (Небеса раскололись и свернулись) как свиток" (Отк.6:13, 14; в скобках, текст из [Л.13]).
     В этих стихах, а также в параллельном тексте Ис.34:4, речь идёт не об ангелах, как считают некоторые. Нет. Иоханан и Йешайа видели космические тела, в частности массовое падение метеоров, называя их "звёзды".
     Оттого тайновидец восклицает. "Ты небывалое сотворил (совершил дивное) - то был давний замысел (предопределения) Твой, непреложный, неизменный" (Ис.25:1 б, пер. [Л.12]; в скобках, Синод. пер.)
      Небосвод расколется крупным астероидом, его пророк именует "меч Господа" (34:5, 6), "язык Его" (30:27) или "колесница" (66:15, пер. [Л.15]).
     Столкновение астероида с поверхностью планеты (Отк.8:8-10, 9:1, 2) вызовет мощный атмосферный вихрь (Ис.29:6, Иер.30:23, 25:32, Наум.1:3). Как предсказано "придёт Господь в огне, и колесницы Его - как вихрь" (Ис.66:15, а).
    Крупномасштабные круговые движения огромных масс атмосферного воздуха свернут небо в рёве и гуле, будто свиток. На видимом небосводе исчезнут звёзды, луна, солнце, т.е. "небеса с шумом прейдут" (2Пет.3:10, "В тот день исчезнут с громовым раскатом небеса" [Л.12]).
     "Подтверждением тому, что в главе 34 описывается именно судный день ("день Господень"), можно считать тот факт, что точно такую же картину рисует апостол Иоанн в Откр.6:12-17" [Л.25, стр. 205].

4. Меч Господа (34:5, 6)

     Небесное воинство Адонай Цеваот состоит из крупных и мелких тел. Мелкие полностью сгорят в атмосфере, их следы (треки) создадут радиант метеорного потока (рис.2).
    Массивные же космические тела, теряя часть своей массы из-за уноса испаряющегося вещества потоком воздуха (т.н. "абляция"), достигнут поверхности земли.
     Например, метеороид или астероид в виде огненного шара с длинным светящимся хвостом из раскалённых газов и твёрдых частиц.
     В Библии  такое небесное тело именуется "меч Яхве" (например, Ис.34:5, 6, 66:16; Иез.21:3-5) или "меч" Бога (Отк.1:16,19:15, 21). Но почему?
     Во-первых, в литературе Древнего Востока почти у каждого вида оружия, применяемого людьми, был божественный аналог, в том числе  у меча [Л.19, стр. 116]. Меч бога изготавливался из небесного огня [Л.20, стр.149].
     Во-вторых, в Библии образы больших размеров связываются с Богом небесных воинств [Л.19, стр. 106]. В третьих, пророки видят необычное явление на небе - жилище Бога.
     В-четвёртых, библейская "символика всегда основывается на физических свойствах самого предмета" [Л.19, стр. 134]. Учёт перечисленных обстоятельств позволяет понять почему небесное тело провидец называет мечом Йахвэ, передавая Его прямую речь.

   "Ибо упился меч Мой на небесах (Явится в небесах Мой меч): вот, для суда нисходит (обрушится) он на Едом и на народ, преданный ("обречённый") Мною заклятию (на гибель).
    Меч Господа наполнится кровью (меч, весь в крови!), утучнеет от тука (жир), от крови агнцев (ягнят) и козлов, от тука с почек овнов ("баранов"): ибо жертва ("резня") у Господа в Восоре и большое заклание ("різанина" [Л.28]) в земле Едома" (34:5, 6; в скобках: текст из [Л.12], в кавычках - из [Л.15]).

     Действительно, на небе явится полный крови изогнутый меч Эль Шаддай. Меч пройдёт по всей земле как серп во время жатвы (Отк.14:14-16). Он со свистом обрушится на ВСЕ народы да племена (Ис.34:1-4, Иер.12:12). Всемогущий Бог "мечем Своим произведёт суд (исполнит приговор) над всякой плотью (над всеми людьми), и много будет поражённых (сражённых) Господом" (Ис.66:16, б; в скобках, текст из [Л.14]).
    Для правильного понимания ст. 34:5, 6 следует учесть. "Едом служит Исаие лишь прообразом всего мира, над которым совершится суд Господень" [Л.9, стр.77], "изображение Едома в роли жертвы просто указывает на грядущую судьбу всех этих народов" [Л.21, стр. 717]. "Божий суд постигнет весь мир и Едом здесь - просто пример ..." [Л.1, стр. 616].
    Однако, если таинственным орудием гнева Йахвэ Элохим явится небесное тело, почему написано "Меч Господа наполнится кровью"? (34:6, "У Господа - меч, весь в крови!" [Л.12]). Как такое может быть?
    Дело в том, что по причине изменения характера диффузного излучения неба все наблюдаемые с земли астрономические объекты будут выглядеть красными [Л.22]. В том числе серповидная полоска освещаемого солнцем планетообразного тела - меча Яхве приобретёт кроваво-красный цвет. "Меч Господа наполнится кровью" (ст.6, а).

5. Весть о гибели животных (34:7-9)

     Призывая все народы слушать его (34:1), тайновидец предрекает как массовую гибель людей (ст.2, 3, 6), так уничтожение животных.

    "И буйволы падут (будут убиты) с ними и тельцы ("телята") вместе с волами ("сильные быки"), и упьётся (заполнится) земля их кровию, и прах их утучнеет от тука (их жир смешается с грязью)" (34:7; в скобках: текст из [Л.13], в кавычках - из [Л.14]).

      В результате бомбардировки Земли небесными телами погибнут как дикие сильные животные - буйволы (в Масоре "дикие быки" [Л.15]), так и домашние тельцы - телята.

    Земля напитается их кровью, а жир  животных смешается с грязью (рис.3).
     Ещё более широкую картину гибели всего живого на земле в День Господа рисует нави Цефанйа (Соф.гл.1, 2).
    "Всё истреблю с лица земли (Я разрушу всё на земле!),- говорит Господь: Истреблю (всех) людей и скот (животных), истреблю птиц небесных (в воздухе) и рыб морских (в море) ... истреблю (всех) людей с лица земли, говорит Господь" (1:2, 3; в скобках, текст из [Л.13]).
    Кроме того, Адонай Цеваот со страшной силой очистит стволы многолетних растений от ветвей, высокие деревья рухнут на землю (Ис.10:33). Он со свистом "посечёт чащу леса железом" (ст.34), отчего стволы и ветви, лишившись коры, станут белыми (Иоил.1:7). Земля подвергнется опустошению, разорению, исказится вид её (Ис.24:1-6, 1:7-9, 2:12-17).

    "Ибо день мщения у Господа, год возмездия за Сион. И превратятся реки его в смолу, и прах его в серу, и будет земля его горящею смолою" (34:8, 9).

    День мщения это День Господа (13:9), год возмездия - время, когда наступит отплата потомкам Исава за преступления против Цийона, наказание всего мира за зло (ст.11). Наказание огнём,- когда реки да земля станут "горящею смолою" (34:9, 24:6, 66:15).
     Но какое вещество Йешайа называет смолой и серой? Конечно же не липкий, твердеющий на воздухе сок некоторых видов многолетних растений. Также останки людей буквально не превращаются в горючее минеральное вещество (серу).
    Очевидно, пророк видел нечто, напоминающее дымящийся асфальт (Быт.14:10, Исх.2:3). А именно: золу, сажу да пепел пожаров, горячие продукты импактных и вулканических выбросов. Эти вещества превратят реки в медленно текущие потоки смолы, даже земля станет "горящею смолою" (34:9), а реки "потекут, как масло" (Иез.32:14).
    Трупы же людей перегорят словно известняк при обжиге, их кости превратятся в известь. Жители земли "как срубленный терновник" сгорят в огне (Ис.33:12) "и никто не потушит" (1:31). Их прах (останки) подобен горящей самородной сере (34:9, т.н. "горючий камень").
     После катастрофы небо исчезнет, вымрут жители, а "земля обветшает ("истлеет" [Л.15]), как одежда" (51:6), покроется прорехами, разрывами, трещинами [Л.16, 22].
    Города превратятся в руины, зарастут колючим кустарником, крапивой, репейником (34:13). В разрушенных домах поселятся совы, филины, вороны, коршуны; ежи, кошки, шакалы, гиены и прочая дикая живность (ст.11-15).

6. Пророчество о Вавилоне (13:1-3)

    Ещё один большой отрывок, посвящённый Дню Господа, содержится в 13-й главе. Сообщая весть о трагической судьбе древнего, тогда ещё провинциального города Вавилон (13:14-22), нави Йешайа, в пророческой перспективе [Л.18], провидит эсхатологический Йом Адонай (ст.2-13).

   "Пророчество (о) Бавэле, которое видел Йешайау, сын Амоца. На горе высокой поднимите знамя, громко крикните им, махните рукою, чтобы вошли (враги) во врата вельмож" (13:1, 2; Масоретский текст [Л.15]).

    Среди комментаторов нет единого мнения, провидел ли пророк разрушение Вавилона в 689 г. войсками ассирийского царя Сеннахирима [Л.3, 4, 9, 21] или его захват армией мидо-персов в 539 году, как считают авторы [Л.1, 7].
     В любом случае, "Исаие, описывавшему военное противоборство его дней виделось, по всей вероятности, сквозь призму этого ближнего противостояния, то, которое произойдёт непосредственно перед установлением на земле Тысячелетнего царства" [Л.9, стр. 44].
    "Исаия видел в падении Вавилона символ дня Господнего (Ис.13:6, 9, 13) - времени, когда Бог изольёт Свой гнев на мир" [Л.1, стр. 597], в грядущую эпоху "последних дней" [Л.3, стр. 237].
     Некоторые богословы считают, что призыв поднять знамя ("означает сигнал или военный знак" [Л.8, стр. 354]), крикнуть, махнуть воинам Йахвэ рукой обращён к ангелам [Л.6, 9]. Точнее, "знамя на открытой (высокой) горе" это военный знак-радиант небесному воинству Адонай Цеваот (рис.2, § 4).
     В древности гора считалась равнозначной небосводу [Л.19, 21], он "покоится на самых высоких горах" [Л.8, стр. 625]. Все жители земли на небосводе увидят "когда знамя поднимется на горах", ВСЕ обитатели услышат "когда загремит труба (рог)" (Ис.18:3). Господь воинств "свистом созывает тех, кто на краях земли" (5:26, пер. [Л.14]).
     Врата вельмож в 13:2 (Синод. пер. "ворота властелинов") это главные городские створы для проезда царей и высокопоставленных чиновников. Через них ворвутся торжествующие небесные воины Эль Шаддай.

   "Я дал повеление ("приказал") избранным ("посвящённым") Моим, и призвал для совершения гнева Моего (разгорелся Мой гнев) сильных (богатырей) Моих, торжествующих в величии Моём (кто с ликованием радеет о величии Моём!)" (13:3; в скобках: текст из [Л.12], в кавычках - из [Л.15]).

    "Евр. куддашай - посвящённым/отделённым, здесь в знач. избранным для исполнения определённого Богом наказания" [Л.24, стр. 1019]. Один из современных переводов так и выглядит. "Господь сказал: "Я Сам буду командовать освящёнными для битвы" [Л.13].
    Однако даже без таких подсказок ясно, речь не о человеческой армии ассирийцев, мидо-персов или современных народов. Нет. О необычных избранных воинах Адонай Цеваот, ликующих от Его победы как утренние звёзды (Иов.38:7).

7. Небесное войско Яхве (13:4, 5)

     Нави Йоэйл провидел День Господень, когда задрожит небо, потрясётся земля, померкнут солнце и луна, перестанут сиять звёзды (Иоил.2:1, 10).
   Причиной указанных событий явится нападение на землю многочисленного полчища Йахвэ [Л.10] во главе с могущественным исполнителем (2:1-11, рис.4).
    "Подобно грому прозвучит голос Господень" (ст.11, а; пер. [Л.14]), "это Он ведёт Своё войско!" (11, б; [Л.12]).
    Очень похожие видения получил также Йешайа. Неботрясение и землетрясение (13:13, 24:17-20, 29:6), исчезновение привычного света от солнца, луны, звёзд (13:10), наступающие в День Господа (ст.6, 9). Всё это вызовут загадочные орудия гнева Его (ст.5), о них нави говорит так.

    "Гул стоит, (громкий) шум на горах раздаётся, словно от толпы многолюдной: волнение охватило страны, народы собрались - это Господь Воинств (Всемогущий) готовит войско (армию возмездия) к бою" (13:4, пер. [Л.24]; в скобках, текст из [Л.13]).

    Символика ст.4 также опирается на реальные физические свойства коллективного персонажа - бесчисленного полчища небесной саранчи из видения Йоэйла.
     Но почему слышен громкий шум как от огромной толпы, именно на горах? (Ис.13:4). Также Йоэйл видит народ, "какого не бывало от века и после того не будет в роды родов", скачущим по вершинам (?!) гор (Иоил.2:2, 5).
     В древности вершины гор считались местом, где земля соприкасалась с небосводом [Л.19]. Так как "в сознании древнего человека не было большой разницы между горными вершинами и небесами" [Л.21, стр. 824]. А на небе находится небесное воинство (Ис.24:21, 34:4), "армия возмездия", обозреваемая Адонаем Цеваот, подготовленная к бою (13:4).
      Поэтому Йешайа и Йоэйл называют невиданными ранее "как бы" народами,- небесные тела; от их вида "волнение охватило страны" на земле (Ис.13:4).
     Космические толпы народов, собравшиеся вместе, с гулом, шумом, свистом скачущие по вершинам гор, предназначены для сокрушения всей земли (ст.5). Как пишет автор [Л.7], "вероятнее всего 13:5 указывает вперёд, на космические метафоры следующего отрывка ..." (стр. 123).

   "Идут из отдалённой ("дальней") страны, от края неба (із кінців небес, "из-за горизонта" [Л.13]), Господь и орудия гнева Его, чтобы сокрушить (понищити, "опустошат") всю землю" (13:5; в скобках: текст из [Л.28], в кавычках - из [Л.12]).

    Под выражением "край неба" следует понимать горизонт, как в современном переводе [Л.13]. В древние времена считалось, он служит границей расположения небесных ворот [Л.21, стр. 578]. Из таких небесных врат или отворившихся окон (24:18), от дальней неведомой страны выйдет крепкое и сильное войско Йахвэ, "чтобы сокрушить всю землю" (13:5, б).
     "Вот ("некто"), крепкий и сильный у Господа (есть у Владыки тот, кто могуч и крепок), как ливень (буря) с градом и губительный вихрь (разрушительный ветер), как разлившееся наводнение бурных (прибывающих) вод, с силою ("рукою его") повергает его ("их") на землю" (28:2; в скобках, текст из [Л.14], в кавычках - из [Л.24]).
    "Эти кульминационные события получили название дня Господа, поскольку считалось, что решающую роль в их развитии играет личное вмешательство Бога" [Л.19, стр. 263].

8. Физиологические расстройства в день Господа (13:6, 7)

     Что же предлагает делать провидец жителям земли, когда появится небесное войско Яхве Цеваот? Удивительно, однако нави даёт странный совет.

    "Рыдайте; ибо день Господа близок, идёт как разрушительная сила ("разорение") от Всемогущего (Опустошенье Сильный ниспослал)" (13:6; в скобках: текст из [Л.12], в кавычках - из [Л.24]).

     Если раньше Йешайа предлагал укрыться в День Господа в скале (пещере) или спрятаться в земле (2:10-12; Отк.6:15), то теперь он советует "Рыдайте". Когда увидите приближение дня оного (Ис.13:6, а). Но почему остаётся только сильно плакать? почему "все народы земли зарыдают в отчаянии" ? (Мт.24:30, пер. [Л.14]).
    Потому что в пещере или земле ещё можно укрыться от бури, вихря, пламени "всепожирающего огня" (29:6), по-научному "высокотемпературной ударной волны". Но невозможно спрятаться от импактного глобального землетрясения (24:17-20; Отк.16:18).
    Такая гибельная "разрушительная сила от Всемогущего" вызовет, в частности, колебания земли, воды, воздуха низкой частоты [Л.23]. Их совпадение с частотой собственных колебаний человеческих органов приведёт к резонансу, увеличению амплитуды (размаха колебаний).
    Увеличение амплитуды вызовет вибрацию (дрожь, трепет) как внешних, так внутренних органов: сердца, желудка, лёгких, а также спазмы мышц и сосудов, судороги, боли [Л.23]. Как предсказывает пророк.

   "Оттого (Поэтому) руки у всех опустились (ослабеют), и сердце у каждого человека растаяло (изнеможет всякое сердце)" (13:7; в скобках, текст из [Л.15]).

    Именно по причине инфразвукового резонанса слабеют да опускаются руки (при частоте от 2 Гц до 5 Гц), трепещет сердце (1 ... 2 Гц), бьёт дрожь (21:4), трясутся чресла (ст.3), колени (Наум.2:10), кости (Иер.23:9), внутренности и даже губы (Авв.3:16).
    Нави Йехэзкэйл провидит как в состояние вибрации войдут рыбы, птицы, звери, пресмыкающиеся, "все люди, которые на лице земли" (Иер.38:20, а). По причине глобального землетрясения (ст.20, б).
    Считается, сердце у каждого человека тает из-за страха [Л.7, 9, 12-14]. Однако ситуация, когда сердце "дрогнет" [Л.14, Л.24] или сердца "замрут от страха" [Л.12] возможна только на мгновение. Но в Масоретском тексте написано "изнеможет" [Л.15], что предполагает длительный период времени, как слово "растаяло" в Синод. переводе.
   Острый психоэмоциональный стресс вызовет не кратковременное замирание сердца, а приступ настоящей болезни. Очевидно нейроциркуляторной (вегето-сосудистой) дистонии, её синдромом является брадикардия - "тающее" сердце.

9. Судороги, боли, истребление (13:8, 9)

    Физиологические расстройства, удивительно точно описанные пророком (в до научное время!), не ограничатся брадикардией или тремором. Йешайа провидит такое состояние людей.

   "Ужаснулись (Каждый ужаснётся, "страх охватит их"), судороги и боли схватили (пронзили) их; мучатся (каждый ... скорчится от боли в животе, "будут от боли корчиться", "та будуть тремтіти" [Л.28]), как раждающая (как женщина во время родов),
     с изумлением ("в ужасе") смотрят друг на друга, лица у них ("побагровеют", будут красны, как огонь) разгорелись" (13:8; в скобках: текст из [Л.13], в кавычках - из [Л.24]).

     По причине инфразвукового резонанса пострадавших пронзят резкие непроизвольные сокращения мышц нижней части живота, т.е. "судороги и боли". Они скорчатся от болей в животе, мучатся словно женщина при родах. Родовые схватки (21:3) претерпят как женщины (Иер.4:31), так мужчины (30:6, Ос.13:13, 1Фес.5:1-3), "в мучениях будете лежать", обещает Господь (Ис.59:11, пер. [Л.14]).
     Оттого все "с изумлением смотрят друг на друга" (13:8, б). Провидец смущён ("потрясён" в [Л.14]) от того, что видит и ошеломлён те, что слышит (21:3). Ещё одной причиной сильного удивления послужит необычный цвет лиц, красных будто огонь (13:8, в).
     Авторы работы [Л.9] считают, "кровь от страха прильёт к голове, от чего разгорятся лица" (стр. 44). То же самое утверждается в [Л.6, стр. 1065]. Однако в состоянии страха или ужаса кожа на лице как правило не краснеет, а бледнеет (например, Иер.30:5, 6; в Масоре "позеленеют" [Л.15]).
    Красные как огонь лица (Ис.13:8) это одно из проявлений нейроциркуляторной дистонии, т.н. "блашинг-синдром". Когда из-за повышения артериального давления и расширения периферийных сосудов произойдёт сильный прилив крови, лица "побагровеют" (13:8, [Л.24]).
    В начале 34-й главы Исаия сообщает весть всем народам да племенам: они будут истреблены, небеса исчезнут, земля подвергнется опустошению (34:1-9). В стихах 13:9-12 нави говорит о том же, уточняя кто же погибнет.

    "Вот приходит день Господа лютый (жестокий), с гневом и пылающею яростию, чтобы сделать (превратить) землю пустынею и истребить (уничтожить) с неё (на ней) грешников её" (13:9; в скобках, текст из [Л.15]).

    Что предсказано библейским пророком, то исполнится. Придёт лютый Йом Адонай (2:12-21; Соф.1:2-18; Иоил.2:1-11) для превращения земли в пустыню (Ис.24:1-10; Соф.2:4-15, Иоил.1:10-20), истребления на ней грешников (Ис.1:28, 29:20; Соф.1:3, 17; Иер.30:11). Как провидел Исаия.
   "За то проклятие поедает (пожирает) землю, и несут наказание живущие на ней; за то сожжены (чахнут) обитатели земли, и немного осталось людей" (Ис.24:6; в скобках, уточнения из [Л.15]).

10. Солнце да луна померкнут (13:10, 11)

     В результате сокрушения земли орудиями гнева Йахвэ небесных воинств (13:5, 24:1-10, 17-20) в атмосферу попадут колоссальные объёмы мелкодисперсных твёрдых, а также жидких частиц.
     Минеральной пыли, импактного и вулканического пепла, золы, сажи, дыма, морской соли, капель да паров воды, серно-кислородных и азото-водородных соединений, иных аэрозолей [Л.16, 22]. "Произойдёт катастрофа космического масштаба" Л.26, стр. 815]. Нави Йешайа видит как.

   "Звёзды небесные и светила (созвездия) не дают от себя (не прольют) света; солнце меркнет при восходе своём, и луна не сияет светом своим (не даст света)" (13:10; в скобках, текст из [Л.14]).

     Считается, пророк говорит о погасших (?) небесных телах [Л.9]. Как это следует из некоторых переводов "Погаснут на небе звёзды" [Л.24]. "Взойдёт тёмное солнце, и луна светить перестанет" [Л.12].
     Но в данном случае такое невозможно, поэтому делается вывод. "Погасшие светила в ст.10 могут служить иносказанием общего хаоса в ближневосточном регионе" [Л.9, стр. 44].
      Нет. Стих 13:10 не аллегория, а реальная картина изменения оптических свойств всей запыленной атмосферы Земли. Как называет такое физическое явление своих видений Исаия "небеса исчезнут" (51:6) или "небеса свернутся" (34:4).

     Действительно, ночью не будет виден свет от звёзд и созвездий, также утратит яркость свет от луны (13:10, а).
    Утром же "солнце меркнет при восходе своём" (ст.10, б), т.е. его восход виден, но солнечные лучи утратят свою яркость, как во время пыльной бури в пустыне (рис.5).
   Оттого Йоэйл предсказывает, в день Господень произойдёт следующее. "Солнце и луна померкнут и звёзды потеряют блеск свой" (Иоил.3:15).
     Этот, а также иные стихи (Иоил.2:10, Ис.13:10, Иез.32:7, Соф.1:15, Отк.8:12) никакого отношения к затмению солнца не имеют, вопреки мнению авторов [Л.5, стр. 1190].
    Итак в Йом Адонай померкнет свет на небе, истлеет небесное воинство, будет опустошена вся земля; в реках вода превратится в горящую смолу, погибнут дикие и домашние животные, истребятся все народы да племена; от разбросанных повсюду трупов поднимется смрад (13:1-10, 34:1-9). Но за что, Господи, такая жестокая кара?

    "Я накажу мир ("взыщу с земли") за зло (грехи), и нечестивых ("безбожних [Л.28]) - за беззакония (преступления, "грехи") их, и положу конец высокоумию гордых (надменных), и уничижу (низвергну, "унижу") надменность притеснителей (угнетателей)" (13:11; в скобках: текст из [Л.12] , в кавычках - из [Л.15]).

11. Земля сдвинется с места! (13:12, 13)

    После наказания мира сего за зло его,  в живых останется очень мало людей (24:6, 1:9, 6:11-13, 34:2). Как обещает Всемогущий.

    "(Я) Сделаю то, что люди (редкостью станут) будут дороже (реже) чистого золота, и мужи дороже (реже) золота Офирского" (13:12; в скобках, текст из [Л.12]; начало стиха "Я сделаю так, что людей будет меньше, чем золота!" [Л.13]).

    "Люди станут цениться дороже чистого золота (ст.12), потому что их очень много погибнет и крайне мало останется" [Л.9, стр. 44]. В таком случае причина катастрофы должна носить глобальный космический характер, как это открыто пророку Господом.

   "Для сего потрясу (Я) небо, и земля сдвинется с места своего (содрогнётся на месте своём) от ярости (гнева) Господа Саваофа (Цеваота), в день пылающего гнева (великой ярости) Его" (13:13; в скобках, текст из [Л.15]).
 
    "Еврейское слово "землетрясение" обозначает сильный шум или оглушительный рёв ..." [Л.5, стр. 495]. В некоторых переводах начало ст. 13 выглядит так. "Я заставлю небо содрогнуться" [Л.12], "Я сотрясу небеса" [Л.14], "поколеблю" [Л.24].
     Но каким образом Эль Шаддай устроит неботрясение? Ответ содержится в другом переводе. "Гнев Мой сотрясёт небо" [Л.13], точнее таинственные  "орудия гнева Его" (13:5).
    Орудиями Яхве послужат прилетающие крупные небесные тела, сотрясающие небосвод страшным рёвом, громом звуковой ударной волны [Л.10, 16, 22]. Тайновидец называет этот шум "как бы рёв разъярённого моря" (5:30), "величественным гласом" Адоная (30:30), "громом" и "сильным гласом" (29:6).
     Космические же бъекты Йешайа именует: небесное воинство (34:4), меч Йахвэ (ст.5, 6), язык Его (30:27), огонь раскалённых стрел (50:11).
    В новозаветное время, это массивные небесные тела, их полёт сопровождается мощными трубными звуками. А именно, кадильница, наполненная углями, пылающая огнём большая гора, большая звезда, горящая подобно факелу (Отк.8:5-10), упавшая с неба звезда (9:1, 2).
    Столкновение самого крупного из орудий гнева Цеваот с поверхностью планеты вызовет глобальное землетрясение с магнитудой около 13 единиц. Потрясение невиданной силы (Отк.16:18, Ис.24:17-20, Наум.1:5). Как утверждает Йешайа, "земля сдвинется с места своего" (13:13, "сдвинется с места она в тот день" [Л.24]).
     Понимая, что такое невозможно, авторы перевода Масоретского текста на русский язык [Л.15] подправили нави - "земля содрогнётся на месте своём" (в иных же переводах, "тронется с места" [Л.14], "сдвинется" [12, 13, 24]), "рухнеться" [Л.28].  Удивительно, однако правы не современные переводчики Масоры, а пророк, живший 2 700 лет назад!
     На самом деле, мощный импакт приведёт к выбросу части вещества нашей планеты в космическое пространство, а Земля изменит траекторию орбитального движения и даже скорость вращения вокруг своей оси. Иными словами, выражаясь до научным языком, "земля сдвинется с места своего" (13:13, а).
     Поэтому Исаия, обращаясь к живущим в последние дни, риторически спрашивает.
     "Что вы будете делать в тот день ("день воздаяния и бедствия"[Л.15]), когда кара на вас падёт, когда буря ("ваша погибель"[Л.13]) прилетит издалека? К кому за помощью побежите, где спрячете свои богатства?" (10:3, пер.[Л.12]).
 

ЛИТЕРАТУРА

1. Уоррен Уирсби. Комментарий на Ветхий Завет. В 2-х т. Том II. Ездра - Малахия.- СПб.: Библия для всех, 2011.- 1 111 с.
2. Даума Йохем. Дорогами Ветхого Завета. Т.4. Большие пророки.- Черкассы: Коллоквиум, 2012.- 280с.
3. Новый Библейский комментарий в 3 ч. Ч.2. Ветхий завет. Псалтирь - Книга Пророка Малахии.- СПб.: Мирт, 2000.- 571 с.
4. Учебная Библия с комментариями Джона Мак-Артура.- Минск: Славянское Евангельское общество, 2004.- 2 201 с.
5. Большой библейский словарь.- СПб.: Библия для всех, 2005.- 1 503 с.
6. Толковая Библия. Комментарий на все книги Святого Писания. Под ред. Лопухина А.П. Том 1.- Минск: Харвест, 2001.- 1 168 с.
7. Джон Ф.А. Сойэр. Комментарии к книгам Ветхого Завета. Книга пророка Исаии I. Том 13.- USA, Scottdale, ВСБ, 1993.- 243 с.
8. Ринекер Ф., Майер Г. Библейская энциклопедия Брокгауза.- Кременчуг: Християнська зоря, 1999.- 1 088 с.
9. Толкование Ветхозаветных книг. От книги Исаии по Книгу Малахии.- Ашфорд: Славянское миссионерское издательство, 1966.- 602 с.
10. Статья "1. Комментарии к Книге пророка Иоиля. Нашествие саранчи".
11. Статья "2. Комментарии к Книге пророка Софонии. День Господень".
12. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета, канонические. Современный русский перевод.- М.: Российское библейское общество, 2011.- 1 408 с.
13. Библия. Современный перевод Библейских текстов.- М.: World Bible Translation Center, 2002.- 1 150с.
14. Библия. Новый Перевод на Русский Язык.- Herrljunga, Sweden: Международное Библейское Общество, 2007.- 1 228 с.
15. Первые и последние пророки.- Йерушалаим: Мосад Арав КУК, 1975.- 1 002 с.
16. Статья №3 "День Господень".
17. Новый библейский словарь: в 2 ч. Ч.2. Библейские реалии.- СПб.: Мирт, 2001.- 1 014 с.
18. Статья №1 "Признак и знамение Второго пришествия Иисуса Христа".
19. Словарь библейских образов.- СПб.: Библия для всех, 2005.- 1 423 с.
20. Мифы народов мира. Энциклопедия. Том 2.- М.: Советская энциклопедия, 1980.- 720 с.
21. Библейский культурно-исторический комментарий. Часть 1. Ветхий Завет.- СПб.: Мирт, 2003.- 984с.
22. Статья №2 "Гог из земли Магог: конец мира сего".
23. Статья №4 "Время великой скорби".
24. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета в современном русском переводе.- М.: Издательство ББИ, 2015.- 1856 с.
25. Дерек Т. Исаия.- Минск: Полиграфкомбинат им. Я.Коласа, 2013.- 400 с.
26. Славянский библейский комментарий.- Киев: ЕААА, Книгоноша, 2016.- 1840 с.
27. Введение в Ветхий Завет. Под ред. Эриха Ценгера.- М.: ББИ св. апостола Андрея, 2008.- 802 с.
28. Біблія або Книги Святого Письма Старого й Нового Заповіту.- Українське біблійне товариство, 1991.- 1256 с.
День Господень