Комментарии к Книге пророка Исаии. День Господа (34:1-9, 13:1-13)

"Рыдайте; ибо день Господа близок,
идёт как разрушительная сила от
Всемогущего" (Ис. 13:6)
 
"Придёт же день Господень , как тать
ночью, и тогда небеса с шумом прейдут,
стихии же, разгоревшись, разрушатся,
земля и все дела на ней сгорят"
(2Пет.3:10)
 

1. Вступление

        Исаия, в евр. транскрипции "Йешайа" (означает "Господь - спасение", точнее, "Спасает Яхве"), родился в VIII веке до Р.Х. Жил и нёс служение в Иерусалиме в периоды правлений Озии (792-740 г.г.), Иоафама (ок. 750-735), Ахаза (735-715), Езекии (ок.715-686) [Л.1-9].
     Происходил из знатной семьи, возможно, был родственником царя Амасии [Л.5], имел доступ к политической и религиозной элитам, по преданию, связан с правителем Озией кровными узами [Л.2, 9]. Вероятно являлся историографом иудейского двора [Л.5], служил священником, пророчествовал на протяжении минимум 40-а лет, по-видимому, около 55-и лет [Л.2, 6, 8]. Его современники нави Осия и Михей [Л.3, 4, 9].
      Год смерти провидца неизвестен, очевидно, после 686 г., даты смерти царя Езекии, всё же не ранее 681 г., когда убит ассирийский монарх Сеннахирим, обстоятельства смерти которого упомянул Исаия [Л.4]. Согласно предания, на мучительную смерть престарелого нави обрёк нечестивый Манассия (единолично правил с 686 г. по 642 г.), по его приказу перепилили полое дерево с укрывшимся в нём пророком [Л.1, 4, 7-9].
      Время написания книги. Богословы консервативной школы, считающие Йешайа единственным автором, предполагают, она писалась с 739 г. по 681 год, по меньшей мере 58 лет [Л.9], около 60 лет  Л.26] или более 50 лет [Л.1, 4].
       Последние два столетия либеральные богословы приписывают сыну Амоца лишь главы 1 - 39, утверждая, гл.авы с 40-й по 55-ю написаны другим человеком (т.н. Второисаией), жившим в пору вавилонского плена евреев в VI веке до Р.Х. Главы 56-66 якобы сочинил ещё более поздний автор (Тритоисаия), живший во II - IV веках; подробнее о версиях смотрите в работах [Л.2, 3, 5, 6, 8, 27].
       Композиция ст. 34:1-9, 13:1-13. Речи провидца составлены "не по хронологическому, а скорее, по тематическому принципу ..." [Л.9, стр.8; Л.27, стр. 559]. Поэтому для лучшего восприятия данная статья и все следующие за ней изложены в хронологической последовательности будущих событий.
        Построение темы "День Господа" (34:1-9; 13:1-13), похоже на композицию книг Иоиля и Софонии.
           1. Введение, призывающее весь мир обратить внимание на вещую речь (34:1).
           2. Изложение главной темы - Йом Адонай:
                а) предупреждение об истреблении всех народов, прогневивших Бога (34:2, 3);
                б) орудия наказания (34:4-6, 13:2-6);
                в) сокрушение земли (13:5);
                г) последствия (34:7-9, 13:7-13).
      Главная тема. Некий день Йахвэ, эсхатологический момент, когда Он вмешается в историю деградирующего рода человеческого для суда, опустошения планеты, истребления нечестивых.
    Цель написания. Предупредить о неотвратимости покарания, массовой гибели всего живого, разрушении безбожного сообщества, извратившего назначение своё.
       Содержание. Нави призывает народы внимать (34:1) грозному предсказанию об их физическом истреблении (ст.2, 3) за грех, зло, нечестие (13:9, 11). Орудием послужит особенное войско Эль Шаддай (ст.3-5) - небесное воинство и меч Его (34:4-6).
       Разрушение страны (13:5) произойдёт в Йом Адонай (ст.6, 9). Потрясётся небо, за ним земля (ст.13), реки да суша превратятся в горящую смолу (34:9), померкнут светила на небе (13:10), погибнут животные (34:7).
      Опустятся руки, растает сердце (13:7), покраснеют лица, мышцы схватят судороги (ст.8); везде разбросаны убитые, от их крови размокнут горы (34:3), живые встречаются реже чистого золота (13:12).
      Проблемы толкования. "Образы, связанные с днём Господа,- одни из самых сложных для понимания при изучении Библии" [Л.19, стр. 264]. Надобно ли воспринимать пророчества буквально или словно поэтические вымыслы, к каким историческим периодам относятся ст. 34:1-9 и 13:1-13.

2. Как  сказано,  так  будет  сделано (34:1-3)

      Главная тема почти всех сочинений малых пророков "День Господень". Скажем, у Иоиля [Л.10] и Софонии [Л.12], или связанные с ним перипетии: Богоявление (Аввакум, гл.3; Наум, гл.1), Его суд (Амос, гл.8; Осия, 3:4-4:6).
       Разумеется, Йом Адонай  полнокровно описан в книге Исаии. Самом величественном, грандиозном, обстоятельном манускрипте из свитков Нэвиим. Без малого, в каждой главе потрясающего произведения, прямо или косвенно, затрагивается тема оного Дня. Глава 34 не исключение.

     "Приступите (Приблизьтесь), народы, слушайте и внимайте, племена! да слышит земля и всё, что наполняет её ("все на земле должны это слышать!"), вселенная (мир) и всё раждающееся (что рождается) в ней!" (34:1; в скобках: текст из [Л.12], в кавычках - из [Л.13]).

       Видение, открытое взору нави (Ис.1:1), оказалось столь жутким, что он призывает ВСЕХ обратить внимание на приговор Божьего суда, ибо он "касается всего мира" [Л.9]. Слушать предсказание необходимо ВСЕМ нациям, всему рождающемуся; внимать до тех пор, пока пророчество не исполнится.
       Увы, потерявшие благоразумие слушают, не понимая, смотрят и не уразумеют. "Что вы будете делать в день кары, когда придёт издалека (гибель) беда? К кому побежите за помощью? Где оставите свои богатства?" риторически спрашивает тайновидец (10:3, пер. [Л.14]).

      "Ибо гнев Господа на все народы, и ярость Его на всё воинство их. Он предал их заклятию (Он их всех уничтожит), отдал их (предназначил им погибель) на заклание ("на резню!") (34:2; в скобках: текст из [Л.13], в кавычках - из [Л.12]).
 
       Гнев Бога на страны, ярость Его на человеческие массы ("полчища", пер. [Л.14],  "воинство" [Л.6, 9]), вызывает грех, царящие в мире зло да беззакония (Ис.13:9, 11). Вот почему Он предназначил жителей планеты, потерявших страх перед Ним, на полное уничтожение, "её обитатели погибнут, как мошки" (51:6, пер. [Л.12]).
       Небесный Воитель "предал их заклятию" (34:2), обрёл на "заклание", т.е. "резню" (пер. [Л.12]) или "бойню" [Л.14]. Здесь не "гиперболические выражения", вовсе не метафорическое заклание, как предполагается в работе [Л.6], но буквальные; "окончательное поражение ожидает нечестивых во время великой скорби" Л.26, стр. 831].

      "И убитые их будут разбросаны ("брошены"), и от трупов их поднимется смрад, и горы размокнут от крови их (кровь их будет течь по горам)" (34:3; в скобках: текст из [Л.13], в кавычках - из [Л.12]). 

      "Чему быть, того не миновать", гласит известная пословица. Но почему с окончанием бойни тела убитых не похоронят согласно принятым погребальным обрядам? отчего трупы разбросаны ("брошены", пер. [Л.12]; рис.1).
    Потому что в результате массовой гибели (13:12, 24:6; Соф.1:2, 3) малочисленные группы уцелевших не в силах хоронить огромное количество разлагающихся трупов. Несмотря на исходящий от них смрад, отравляющий воздух.
      В Масоре, горы не "размокнут от крови" (Ис.34:2), а "растают" [Л.15], что указывает на землетрясение (24:17-20; Авв.3:6) как причину таяния гор да холмов (Мих.1:4, Наум.1:5).
    "Кровь" течёт по горам, плоскогорьям, равнинам, пустыням; она окрасит в кроваво-красный цвет реки, озёра, моря, источники вод (Отк.16:3, 4), все открытые водоёмы [Л.16]. "Ибо вот, Господь выходит из жилища Своего наказать обитателей земли за их беззаконие, и земля откроет (явит) поглощённую ею кровь, и уже не скроет убитых своих" (Ис.26:21).

3. Загадка  от  Исаии (34:4)

       Всё-таки, что конкретно имеет в виду пророк, используя загадочное выражение "гнев Господа" на все народы? (34:2). Очевидно причиной будущей массовой гибели населения окажутся таинственные орудия гнева (буквально "горячего дыхания") Йахвэ Цеваот, боевое войско Его (13:3-5; 5:25-30).
       Руководит полчищем могущественный исполнитель (Иоил.2:11), истребитель народов (Иер.4:7), Эль Шаддай направит его от севера (4:6, Ис.41:25). Армия оккупантов состоит из множества мелких и крупных тел, падающих на землю; незваные пришельцы "набросятся на неё, подобно стае саранчи"  (33:4, б; пер. [Л.14]).
      Армаду разорителей подробно описывает Йоэйл (Иоил.2:1-11). Йешайа тоже переносит мифологические образы военного соединения на невиданный объект (по-научному "метеорный поток"), предсказывая катастрофические результаты появления необычного воздушного десанта.

     "И истлеет всё небесное воинство ("звёзды растают все до одной"); и небеса свернутся, как свиток книжный; и всё воинство их падёт, как спадает лист (пожухшие листья) с виноградной лозы, и как увядший лист ("плід недозрілий!" [Л.28]) - со смоковницы" (34:4; в скобках: текст из [Л.14], в кавычках - из [Л.13]).

       Бисер в ночном небе никто не может собрать: ни царь, ни царица, ни красна девица; он сам посыплется. Разгадка в ст.4 состоит в том, что любые светящиеся космические объекты, кроме Солнца и Луны, в древности считались звёздами [Л.17, стр. 306].
       Яркие короткие вспышки высоко вверху назывались"падающими звёздами", оторвавшимися от якобы твёрдого свода. На самом деле, треки вызываются вторжением в атмосферу метеоров [Л.18].
      "В Библии слово kokab может означать любое небесное тело, в том числе и метеор ("падающую звезду") ..." [Л.29, стр. 244]. Космические частицы мгновенно нагреваются до очень высокой температуры и, как правило, полностью "сгорают"; точнее, сублимируются (в ст.34:4, "истлеют") в верхних слоях гомосферы.

4. Все  звёзды  растают ?

        Но почему провидец утверждает, "истлеет всё небесное воинство"? ("звёзды растают все до одной", пер. [Л.13]). Дело в том, что он видит небывалое массовое падение метеоров, т.н. "звёздный дождь", когда количество метеорных вспышек в час превышает 10 000.
       После такого недельного "дождя", не видно ночных маяков вселенной (ст.4, а) из-за сильной запыленности воздуха. Сверх того, "небеса свернутся, как свиток книжный" (ст.4, б), они исчезнут (!?), "развеются, словно дым" (51:6, пер. [Л.12]; Пс.101:26, 27; 2Пет.3:10). То же самое редкостное видение через 800 лет открыто Иоханану.
     "И звёзды небесные пали (упали) на землю, как смоковница, потрясаемая сильным ветром, роняет незрелые смоквы свои; И небо скрылось, свившись (раскололись и свернулись) как свиток" (Отк.6:13, 14; в скобках, текст из [Л.13]). Здесь и параллельном ст. Ис.34:4 речь не об ангелах, как ошибочно полагают некоторые экзегеты. Нет.
       Пророки видели массовое падение метеоров, словно незрелых смокв с дерева. Оттого Исаия в удивлении восклицает. "Ты небывалое сотворил (совершил дивное) - то был давний замысел (предопределения) Твой, непреложный, неизменный" (25:1 б, пер. [Л.12]; в скобках, Синод. пер.).
       Небо расколет массивное тело, нави именует его "меч Господа" (34:5, 6), "жезл уст Его" (11:4), "язык Его" (30:27) или "колесница" (66:15, пер. [Л.15]); "образ колесницы служит показателем быстроты передвижения" [Л.19].
       Столкновение астероида с поверхностью земного шара (Отк.8:8-10, 9:1, 2) вызовет мощный огненный смерч, глобальный вихрь (Ис.29:6, Иер.30:23, 25:32, Наум.1:3). Согласно предсказания, "придёт Господь в огне, и колесницы Его - как вихрь" (Ис.66:15, а). Купол над головой покачнётся, накренится, расколется, свернётся.
       Масштабные круговые движения громадных масс воздуха свернут выжженную огнём высь в рёве, громовых раскатах, гуле; свод скатается будто треснувший посредине развёрнутый свиток.
       За пеленой пыли и пепла исчезнут облака, звёзды, луна, солнце; образно говоря, "небеса с шумом прейдут" (2Пет.3:10, "В тот день исчезнут с громовым раскатом", пер. [Л.12]).
      "Подтверждением тому, что в главе 34 описывается именно судный день, можно считать тот факт, что точно такую же картину рисует апостол Иоанн в Откр.6:12-17" [Л.25, стр. 205; Л.9, стр. 77].

5. Меч  Адоная (34:5, 6)

       Армия Его состоит из мелких и крупных воинов. Крохотные полностью "сгорят" в атмосфере, их следы (треки) создадут радиант  метеорного потока (рис.2) в северном полушарии ночного неба, в около полярном созвездии Цефей [Л.18].
     Здоровенные космические объекты, теряя часть массы из-за уноса  испаряющегося  вещества потоком воздуха (т.н. "абляция"), достигнут  поверхности нашей  планеты.
       Например, массивный метеороид или небольшой астероид в виде огненного  шара с длинным светящимся хвостом из раскалённых газов и твёрдых частиц.
      Такое необычное орудие в Библии именуется "меч Яхве" (Ис.34:5,  6,  66:16;  Иез.21:3-5) или "меч" Его (Отк.1:16,19:15, 21). Но при чём здесь копия  человеческого холодного оружия? 
      Почти у каждого вида военного снаряжения,  применяемого  на земле, в  литературе  Древнего Востока существовал божественный аналог [Л.19,  стр.  1165], меч бога изготавливался из небесного огня [Л.20, стр.149]. Во-вторых,  в  Библии образы больших размеров связываются с Всевышним [Л.19, стр. 106].
       В третьих, уникальное явление пророки видят на небе - жилище Его (2 Пар. 30:27). В-четвёртых, библейская "символика всегда основывается на физических свойствах самого предмета" [Л.19, стр. 134], в данном случае, колющего оружия. Учёт всех 4-х обстоятельств позволяет уразуметь почему космическое тело провидец воспринимает как булат Иахвэ, передавая Его прямую речь. 

      "Ибо упился меч Мой на небесах (Явится в небесах Мой меч): вот, для суда нисходит (обрушится) он на Едом и на народ, преданный ("обречённый") Мною заклятию (на гибель).

        Меч Господа наполнится кровью (весь в крови!), утучнеет от тука (жир), от крови агнцев (ягнят) и козлов, от тука с почек овнов ("баранов"): ибо жертва ("резня") у Господа в Восоре и большое заклание ("різанина" [Л.28]) в земле Едома" (34:5, 6; в скобках: текст из [Л.12], в кавычках - из [Л.15]).

      Какое загадочное орудие наказания (ст.5) явится вверху?  Разумеется, особенное, т.к. в библейских загадках [Л.5, стр. 480], основанных на метафорах, один предмет заменяется на другой, подобный. Высоко в заоблачной выси нарисуется ятаган Эль Шаддай, он пройдёт по планете словно молотильная доска, будто серп в пору жатвы (Отк.14:14-16). Оружие Его со свистом обрушится на жителей всех стран (Ис.34:1-3, Иер.12:12).
      Небесный Воитель "мечем Своим произведёт суд (исполнит приговор) над всякой плотью (над всеми людьми), и много будет поражённых (сражённых) Господом" (Ис.66:16, б; в скобках, текст из [Л.14]).
      Для правильного понимания ст. 34:5, 6 необходимо учесть. "Едом служит Исаие лишь прообразом всего мира, над которым совершится суд" [Л.9, стр.77], "изображение Едома в роли жертвы просто указывает на грядущую судьбу всех этих народов" [Л.21, стр. 717]. "Божий суд постигнет весь мир и Едом здесь - просто пример ..." [Л.1, стр. 616].
     Однако, если таинственным орудием гнева Яхве Элохим окажется космический объект, почему написано, "Меч Господа наполнится кровью"? (34:6, "весь в крови!" [Л.12]). Может ли такое быть? Может.
       По причине изменения характера диффузного излучения атмосферы ВСЕ наблюдаемые с земли астрономические тела выглядят красными [Л.22]. В том числе изогнутый кинжал Всемогущего, серповидная полоска освещаемой солнцем карликовой планеты,  приобретёт кроваво-красный цвет, "меч весь в крови!" (ст.6, пер. [Л.12]).

6. Весть  о  гибели  животных (34:7-9)

      Призывая все народы слушать его (34:1), нави предрекает массовую гибель людей (ст.2, 3, 6), уничтожение братьев наших меньших.

     "И буйволы падут (будут убиты) с ними и тельцы ("телята") вместе с волами ("сильные быки"), и упьётся (заполнится) земля их кровию, и прах их утучнеет от тука (их жир смешается с грязью)" (34:7; в скобках: текст из [Л.13], в кавычках - из [Л.14]).

     В результате нападения стаи ночных волков, бомбардировки планеты из космоса, погибнут как дикие сильные животные, буйволы ("дикие быки" [Л.15]), так домашние тельцы, т.е. телята.    
     Почва напитается кровью убитых существ, а жир  их смешается с грязью (рис.3). Ещё более жуткую картину гибели всего живого в День Господа рисует  Цефанйа (Соф.гл.1).
    "Всё истреблю с лица земли (Я разрушу всё на земле!),- говорит Господь: Истреблю (всех) людей и скот (животных), истреблю птиц небесных (в воздухе) и рыб морских (в море) ... истреблю (всех) людей с лица земли, говорит Господь" (1:2, 3; в скобках, текст из [Л.13]).
      Он с неимоверной силой очистит стволы многолетних растений от ветвей, высокие деревья рухнут на землю (Ис.10:33). Со свистом "посечёт чащу леса железом" (ст.34), отчего стволы и толстые ветви, лишившись коры, станут белыми (Иоил.1:7). Планета подвергнется опустошению, разорению, исказится вид её (Ис.24:1-6, 1:7-9, 2:12-17).

      "Ибо день мщения у Господа, год возмездия за Сион. И превратятся реки его ("Эдома" [Л.12]) в смолу, и прах его в серу, и будет земля его горящею смолою" (34:8, 9).

       В ст.8 день мщения - Йом Адонай (13:9), год возмездия, пора, когда наступит отплата потомкам Исава за преступления против Цийона; в более широком контексте, наказание мира за зло его (13:11). "Самая развёрнутая история о мести в Библии освещается в апокалиптических видениях будущего Божьего суда над злом" [Л.19, стр. 608].
      Суда огнём, когда реки да почва станут "горящею смолою" (34:9, 24:6, 66:15). Причём огонь зажгут не фламины, а Сам Бог, пламя опалит сушу от юга до севера (Иез.20:47), расплавит многих жителей (22:20-22, Зах.13:9, Ис.48:10). Погодите, какое загадочное вещество Йешайа в ст.34:9 называет смолой да серой?
      Естественно, не липкий, твердеющий на воздухе сок некоторых видов многолетних растений (смола); и человеческие останки буквально не превращаются в горючее минеральное вещество (серу). Очевидно, пророк видел нечто, напоминающее дымящийся асфальт (Быт.14:10, Исх.2:3), а именно: золу, сажу да пепел пожаров, горячие продукты импактных и вулканических выбросов.
       Они преобразят ручьи в медленно текущую смолу, даже грунт окажется "горящею смолою" (34:9), реки остановят свой бег, "потекут, как масло" (Иез.32:14). Трупы же перегорят словно известняк при обжиге, кости станут известью.
      Народы "как срубленный терновник" сгорят в огне (Ис.33:12) сверхзвуковой ударной волны [Л.22] "и никто не потушит" пылающие останки (1:31); прах их подобен горящей самородной сере (34:9, т.н. "горючий камень" [Л.18]).
     Вымрут жители [Л.23], исчезнет небо, "земля обветшает ("истлеет" [Л.15]), как одежда" (51:6), покроется прорехами, дырами, разрывами [Л.16, 22]. Города превратятся в руины (25:2), зарастут колючим кустарником, крапивой, репейником (34:13). В разрушенных домах поселятся совы, филины, вороны, коршуны; ежи, кошки, шакалы, гиены, козлы, прочая дикая живность (ст.11-15).

7. Пророчество  о  Бавэле? (13:1-3)

       Ещё один большой отрывок, посвящённый Дню Господа, содержится в 13-й главе. Сообщая весть о трагической судьбе древнего, тогда ещё провинциального города Вавилон (13:14-22), сын Амоца видит эсхатологический Йом Адонай (ст.2-13).

      "Пророчество (о) Бавэле, которое видел Йешайау, сын Амоца. На горе высокой поднимите знамя, громко крикните им, махните рукою, чтобы вошли (враги) во врата вельмож" (13:1, 2; пер. [Л.15]).

     Среди комментаторов нет единого мнения, провидел ли нави разрушение Вавилона в 689 г. войсками ассирийского царя Сеннахирима [Л.3, 4, 9, 21] или его захват армией мидо-персов в 539 году, по мнению авторов [Л.1, 7].
       В любом случае, "Исаие, описывавшему военное противоборство его дней виделось, по всей вероятности, сквозь призму этого ближнего противостояния, то, которое произойдёт непосредственно перед установлением на земле Тысячелетнего царства" [Л.9, стр. 44]. "Исаия видел в падении Вавилона символ дня Господнего (Ис.13:6, 9, 13) - времени, когда Бог изольёт Свой гнев на мир" [Л.1, стр. 597], в эпоху "последних дней" [Л.3, стр. 237].
      Некоторые толкователи полагают, призыв поднять знамя ("означает сигнал или военный знак" [Л.8, стр. 354]), крикнуть, махнуть воинам Йахвэ рукой обращён к ангелам [Л.6, 9], посланникам Его, что недалеко от истины. Точнее, "знамя на открытой (высокой) горе" есть знак-радиант из треков космических тел (рис.2, § 4), военный сигнал для армии возмездия.
       В древности вершина считалась равнозначной небосводу [Л.19, 21], он "покоится на самых высоких горах" [Л.8, стр. 625]. Многие увидят знак вверху, "когда знамя поднимется на горах", ВСЕ услышат, "когда загремит труба (рог)" (Ис.18:3; "трубный звук стал эсхатологическим образом, который в апокалиптической литературе служит знамением конца времён"  [Л.21, стр. 711]).
      Хоругвь поднимет Бог небесных воинств, "свистом созывает тех, кто на краях земли" (5:26, пер. [Л.14]); вспыхнет гнев Его и содрогнутся горы (ст.25). Врата вельмож в ст. 13:2 (Синод. пер. "ворота властелинов"), главные городские створы для проезда царей и высокопоставленных чиновников; через них ворвутся торжествующие воины Эль Шаддай.

     "Я дал повеление ("приказал") избранным ("посвящённым") Моим, и призвал для совершения гнева Моего (разгорелся Мой гнев) сильных (богатырей) Моих, торжествующих в величии Моём (кто с ликованием радеет о величии Моём!)" (13:3; в скобках: текст из [Л.12], в кавычках - из [Л.15]).

     "Евр. куддашай - посвящённым/отделённым, здесь в значении избранным для исполнения определённого Богом наказания" [Л.24, стр. 1019]. Один из соврем. переводов так и выглядит. "Господь сказал: "Я Сам буду командовать освящёнными для битвы" [Л.13].
       Даже без подсказок переводчиков ясно, речь не о человеческой армии ассирийцев, мидо-персов или современных народов. Нет. Говорится о необычных избранных бойцах Адонай Цеваот, ликующих от Его победы словно утренние звёзды (Иов.38:7).

8. Армия  возмездия (13:4, 5)

       Грядущий катаклизм Йоэйл видит таким: земля  потрясётся, небо  задрожит, 
померкнут солнце да луна, перестанут сиять звёзды  (Иоил.2:1, 10), из-за  нападения бесчисленных воинов  Йахвэ  [Л.10] во главе с  могучим  исполнителем  (2:1-11, рис.4).
     "Подобно грому прозвучит голос Господень"  (ст.11, пер. [Л.14]),  "это  Он ведёт Своё войско!" (пер. [Л.12]).
     Очень похожие видения у Исаии. Неботрясение,  землетрясение  (13:13,  24:17-20, 29:6), исчезновение привычного света от  солнца, луны, звёзд  (13:10),  наступающие в День Господа (ст.6, 9).  Перечисленные катаклизмы  вызовут  таинственные орудия гнева Его (ст.5).

    "Гул стоит, (громкий) шум на горах раздаётся, словно от толпы  многолюдной: волнение охватило страны, народы собрались - это  Господь Воинств (Всемогущий) готовит войско (армию возмездия) к бою" (13:4, пер. [Л.24]; в скобках, текст из [Л.13]).

     Символика стиха 4 опирается на реальные физические свойства коллективного персонажа, полчища необычной саранчи из видения Иоиля. Но почему будто от огромной толпы слышен громкий шум на горах? (Ис.13:4). Сверх того, Йоэйл видит народ, "какого не бывало от века и после того не будет в роды родов", скачущим по вершинам (?!) гор (Иоил.2:2, 5).
       В древности горы воспринимались как место, где твердь соприкасалась со сводом [Л.19], т.к. "в сознании древнего человека не было большой разницы между горными вершинами и небесами" [Л.21, стр. 824]. Там же находится воинство Его (Ис.24:21, 34:4), "армия возмездия", обозреваемая Богом, подготовленная к бою (13:4).
      Поэтому нави именуют "как бы" народностями невиданные ранее метеорные тела.  Узрев воздушный десант, "волнение охватило страны" (13:4), ибо "облако пыли  (дым) движется с севера - это приближается войско, и нет в его рядах отстающего" (14:31, б; пер. [Л.14]).
       Да, облако пыли с севера, дым от многолюдной толпы (13:4), скачущей по вершинам гор с шумом: свистом, треском, шипением, раскатами грома [Л.18]. Армада,  предназначенная для сокрушения ВСЕЙ планеты (ст.5). Автор [Л.7] пишет, "вероятнее всего 13:5 указывает вперёд, на космические метафоры следующего отрывка ..." (стр. 123). Верно, "космические", но совсем не "метафоры", а буквальные орудия разрушения.

      "Идут из отдалённой ("дальней") страны, от края неба (із кінців небес, "из-за горизонта" [Л.13]), Господь и орудия гнева Его, чтобы сокрушить (понищити, "опустошат") всю землю" (13:5; в скобках: текст из [Л.28], в кавычках - из [Л.12]).

      Под выражением "край неба" надобно понимать горизонт, так в соврем. переводе [Л.13]. В старину верили, горизонт есть граница, край, ворота [Л.21, стр. 578]. Из ворот над головой или отворившихся окон (24:18), от дальней неведомой страны выйдут сильные воины Йахвэ, "чтобы сокрушить всю землю" (13:5, б). Среди нападающих летит некто, словно разрушительный ветер.
      "Вот ("некто"), крепкий и сильный у Господа (есть у Владыки тот, кто могуч и крепок), как ливень (буря) с градом и губительный вихрь (разрушительный ветер), как разлившееся наводнение бурных (прибывающих) вод, с силою ("рукою его") повергает его ("их") на землю" (28:2; в скобках, текст из [Л.14], в кавычках - из [Л.24]).
      "Эти кульминационные события получили название дня Господа, поскольку считалось, что решающую роль в их развитии играет личное вмешательство Бога" [Л.19, стр. 263].

9. Сердце  не  камень,  затрепещет (13:6, 7)

        Что предлагает Исаия населению при появлении небесного орудия? он даёт удивительно  странный совет.

     "Рыдайте; ибо день Господа близок, идёт как разрушительная сила ("разорение") от Всемогущего (Опустошенье Сильный ниспослал)" (13:6; в скобках: текст из [Л.12], в кавычках - из [Л.24]).

      Поначалу тайновидец предлагал эвакуироваться перед наступлением Йом Адонай, укрыться в скале (пещере) или зарыться в грунт (2:10-12; Отк.6:15).  Теперь он советует. "Рыдайте", увидев приближение дня оного (Ис.13:6). По какой причине остаётся сильно плакать? почему "все народы земли зарыдают в отчаянии" ? (Мт.24:30, пер. [Л.14]).
    Объясняется плачевное состояние тем, что в пещере, подвале, бункере ещё можно спастись от бури, вихря, пламени "всепожирающего огня" (Ис.29:6), по-научному "высокотемпературной ударной волны". Однако невозможно уцелеть в сокрушающем всё землетрясении (24:17-20; Отк.16:18-20).
       Гибельная "разрушительная сила от Всемогущего" вызовет, в частности, колебания грунта, воды, воздуха низкой частоты [Л.23]. Их совпадение с частотой собственных колебаний человеческих органов приведёт к резонансу, резкому возрастанию амплитуды. Увеличение размаха колебаний выразится в трепете сердца, желудка, лёгких; дрожи рук, ног, губ; спазмах мышц и сосудов, судорогах, болях [Л.23]. Как предсказано.

      "Оттого руки у всех опустились (ослабеют), и сердце у каждого человека (изнеможет) растаяло" (13:7; в скобках, текст из [Л.15]).

      Из-за инфразвукового резонанса, слабеют опускаются руки при частоте от 2 Гц до 5 Гц, трепещет сердце (4 ... 6 Гц), бьёт дрожь (21:4), трясутся чресла (ст.3), колени (Наум.2:10), кости (Иер.23:9), внутренности, даже губы (Авв.3:16).
      Нави Йехэзкэйл утверждает, в состояние вибрации войдут рыбы, птицы, звери, пресмыкающиеся, "все люди" (Иез.38:20, а). Вызывающая трепет причина,- глобальное импактное землетрясение (ст.20, б; Отк.8:8, 16:18).
       Предполагается, сердце у каждого человека тает из-за страха [Л.7, 9, 12-14, 19]. На самом деле ситуация, когда оно "дрогнет" (пер. [Л.14, Л.24) или они "замрут от страха" [Л.12] возможна лишь на мгновение. Но в Масоре написано, "изнеможет" [Л.15], что предполагает длительный промежуток, подобно слову "растаяло" в Синод. переводе.
      Острый психоэмоциональный стресс вызовет не кратковременное замирание сердца, а приступ настоящей болезни. Очевидно нейроциркуляторной (вегето-сосудистой) дистонии, её синдромом служит брадикардия.

10. Еле-еле  душа  в  теле (13:8, 9)

       Физиологические расстройства, удивительно точно диагностированные нави (в до научную эру!), не ограничатся загадочными брадикардией или тремором. Он видит особенное болезненное состояние.

     "Ужаснулись (Каждый ужаснётся, "страх охватит их"), судороги и боли схватили (пронзили) их; мучатся (каждый ... скорчится от боли в животе, "будут от боли корчиться", "та будуть тремтіти" [Л.28]), как раждающая (как женщина во время родов), с изумлением ("в ужасе") смотрят друг на друга, лица у них ("побагровеют", будут красны, как огонь) разгорелись" (13:8; в скобках: текст из [Л.13], в кавычках - из [Л.24]).

      "Дрожь от страха метафорически сравнивается с родовыми муками женщины" [Л.19, стр. 1163]. НЕТ. Здесь не метафора, а буквальные резкие сокращения мышц нижней части живота, т.е. "судороги и боли" по причине инфразвукового резонанса. Страдающие корчатся от самых настоящих болей в животе, мучаются словно женщина при разрешении от бремени.
      Родовые схватки (21:3) претерпят не только женщины (Иер.4:31), но и мужчины (30:6, Ос.13:13, 1Фес.5:1-3), "в мучениях будете лежать", обещает Адонай (Ис.50:11, пер. [Л.14]). От внезапных судорог и болей, все "с изумлением смотрят друг на друга" (13:8, б); провидец смущён ("потрясён" в [Л.14]) от того, что видит, ошеломлён тем, что слышит (21:3).
       Ещё одной причиной сильного удивления пострадавших служит необычный цвет их физиономий, красных будто огонь (13:8, в). Авторы работы [Л.9] пишут, "кровь от страха прильёт к голове, от чего разгорятся лица" (стр. 44), то же самое утверждается в [Л.6, стр. 1065]. Но в состоянии страха кожа как правило не краснеет, а бледнеет (например, Иер.30:5, 6; в Масоре "позеленеют" [Л.15]).
     Пунцовые лица (Ис.13:8) одно из проявлений нейроциркуляторной дистонии, т.н. "блашинг-синдром".  Из-за повышения артериального давления, вызванного инфразвуковым резонансом, и расширения периферийных сосудов произойдёт сильный прилив крови, физиономии "побагровеют" (13:8, пер. [Л.24]), "будут пылать" [Л.14].
      Кроме блашинг-синдрома, потерпевших сразит "амавроз", краткосрочная психогенная слепота [Л.23], обрисованная пророком так. "Осязаем как слепые стену, и, как без глаз, ходим ощупью; спотыкаемся в полдень, как в сумерки ..." (59:10; "даже днём мы не видим", пер. [Л.13], "страшно мне - не вижу ничего" [Л.24]).
       Начало 34-й главы посвящено шокирующей вести всем народам да племенам, они будут истреблены; небо свернётся, загорится суша, вода станет смолой (34:1-9). В стихах 13:9-12 пишется о том же, с уточнением кто погибнет.

      "Вот приходит день Господа лютый (жестокий), с гневом и пылающею яростию, чтобы сделать (превратить) землю пустынею и истребить (уничтожить) с неё (на ней) грешников её" (13:9; в скобках, текст из [Л.15]).

      О каком грядущем опустынивании предупреждает тайновидец? Буквальном, "прежде всего в Библии образ пустыни связан с апокалиптическими видениями Божьего суда над грешным миром ..." [Л.19, стр. 364]. Всё, предсказанное нави, обязательно исполнится.
      Придёт лютый День Господень (2:12-21; Соф.1:2-18; Иоил.2:1-11) для превращения планеты в пустыню (Ис.13:9, 24:1-10; Соф.2:4-15; Иоил.1:10-20), истребления на ней нечестивых (Ис.1:28, 29:20; Соф.1:3, 17; Иер.30:11).
       Адонай говорил, однако они не слушали; звал, не отвечали, а упорно делали зло перед глазами Его (65:12). "За то проклятие поедает (пожирает) землю, и несут наказание живущие на ней; за то сожжены (чахнут) обитатели земли, и немного осталось людей" (Ис.24:6; в скобках, уточнения из [Л.15]).
      Зажигавшие огонь, теперь беспомощно лежащие в муках на углах улиц, сгорят в огне (50:11); но зачем преждевременно умирать? "Я хочу не смерти грешников",- возвещает Благословляющий,- "но того, чтобы они отвернулись от своих путей и жили" (Иез.33:11, б; пер. [Л.14]).

11. Почему  светила  померкнут? (13:10, 11)

       При сокрушении земли орудиями Эль Шаддай (13:5, 24:1-10, 17-20), в атмосферу попадут колоссальные объёмы твёрдых и жидких частиц. Минеральной пыли, пепла, золы, сажи, пемзы, паров воды, серно-кислородных и азото-водородных соединений, иных аэрозолей [Л.16, 22]. "Произойдёт катастрофа космического масштаба" Л.26, стр. 815]. Исаия видит (1:1).

     "Звёзды небесные и светила (созвездия) не дают от себя (не прольют) света; солнце меркнет при восходе своём, и луна не сияет светом своим (не даст света)" (13:10; в скобках, текст из [Л.14]).

    "Один из основных архетипов находит выражение в апокалиптических видениях, где луна выступает в роли космического действующего лица в земной драме конечного разрушения" [Л.19, стр. 588]. Предполагается, речь о погасших космических объектах [Л.9], так следует даже из некоторых переводов.
   "Погаснут на небе звёзды" (пер. [Л.24]), "Взойдёт тёмное солнце, и луна светить перестанет", пер. [Л.12]. Но угасание астрономических объектов в День Господень маловероятно, оттого делается вывод. "Погасшие светила в ст.10 могут служить иносказанием общего хаоса в ближневосточном регионе" [Л.9, стр. 44].
      Отнють. Стих 13:10 не "иносказание", а реальная картина изменения оптических свойств земной запыленной атмосферы. Пророк называет поразительное физическое явление своих видений: "небеса исчезнут" (51:6) или "свернутся" (34:4).
     Действительно, ночью не будет виден свет от звёзд и их скоплений, сильно ослабеет свет от месяца (13:10, а).
      Утром "солнце меркнет при восходе своём" (ст.10, б), т.е. его диск виден, но лучи потеряют яркость, как в часы пыльной бури из пустыни (рис.5).
     В те годы, уцелевшие в пору молотьбы и жатвы, блуждающие во тьме, скажут.  "Мы ждали, что станет светло, но кругом тьма, ждали света, но бродим во мраке" (59:9, б; пер. [Л.12]).
      Нави предсказывает, в Йом Адонай  "Солнце и луна померкнут и звёзды потеряют блеск свой" (Иоил.3:15). Стих 3:15, иные пророчества (2:10; Ис.13:10, Иез.32:7, Соф.1:15, Отк.8:12) никакого отношения к затмениям светил не имеют, вопреки версии авторов [Л.5, стр. 1190].
      Итак в День Господень померкнет свет, истлеет небесное воинство, опустеет планета; в реках вода почернеет, станет горящей смолой; погибнут дикие и домашние животные, истребятся народы да племена; от разбросанных повсюду трупов поднимется смрад (13:1-10, 34:1-9). Но за что такая жестокая кара?

      "Я накажу мир за зло (грехи), и нечестивых ("безбожних [Л.28]) - за беззакония (преступления, "грехи") их, и положу конец высокоумию гордых (надменных), и уничижу (низвергну, "унижу") надменность притеснителей ("безжалостных" [Л.24])" (13:11; в скобках: текст из [Л.12] , в кавычках - из [Л.15]).
       
Сколько земле не вращаться, а верёвочке безбожных, высокомерных, безжалостных не виться, а конец обязательно будет.

12. Планета  сдвинется  с  места? (13:12, 13)

        По окончании наказания мира сего за зло его,  в живых останется очень мало обитателей (24:6, 1:9, 6:11-13, 34:2; Мт.24:21, 22). Йахвэ Цеваот предупреждает.

     "(Я) Сделаю то, что люди (редкостью станут) будут дороже (реже) чистого золота, и мужи дороже (реже) золота Офирского" (13:12; в скобках, текст из [Л.12]; начало стиха "Я сделаю так, что людей будет меньше, чем золота!", пер. [Л.13]).

      "Люди станут цениться дороже чистого золота (ст.12) потому, что их очень много погибнет и крайне мало останется" [Л.9, стр. 44]. В таком случае, причина катастрофы должна носить глобальный космический характер, как открыто пророку.

     "Для сего потрясу (Я) небо, и земля сдвинется с места своего (содрогнётся на месте своём) от ярости (гнева) Господа Саваофа (Цеваота), в день пылающего гнева (великой ярости) Его" (13:13; в скобках, текст из [Л.15]).
 
      "Еврейское слово "землетрясение" обозначает сильный шум или оглушительный рёв ..." [Л.5, стр. 495]. В некоторых переводах начало ст.13 выглядит так. "Я заставлю небо содрогнуться" [Л.12], "Я сотрясу" его [Л.14], "поколеблю" [Л.24]. Если здесь не "иносказание", по ложной версии авторов [Л.9], то каким образом Эль Шаддай устроит сотрясение атмосферы?
      Ответ. "Гнев Мой сотрясёт небо" (13:13, пер. [Л.13]), точнее, "орудия гнева Его" (ст.5), астероиды, сотрясающие воздух страшным рёвом, громом акустической ударной волны [Л.10, 16, 22]. Провидец называет такой шум, "как бы рёв разъярённого моря" (5:30), ещё, "величественным гласом" Адоная (30:30), "громом" и "сильным гласом" (29:6).
       Космические объекты нави воспринимает как небесное воинство (34:4), меч Йахвэ (ст.5, 6), язык Его (30:27), огонь раскалённых стрел (50:11). В Откровении это сопровождаемые мощными трубными звуками падающие: кадильница, наполненная углями, огромная гора, пылающая огнём, большая звезда, горящая подобно факелу (Отк.8:5-10), звезда (9:1, 2).
       Столкновение массивного орудия гнева Яхве с поверхностью нашей планеты вызовет сейсмическую встряску с магнитудой около 13 единиц; потрясение от удара невиданной силы (Отк.16:18, Ис.24:17-20, Наум.1:5). От него "земля сдвинется с места своего" (13:13, "сдвинется с места она в тот день", пер. [Л.24]).
     Понимая, такое невозможно, авторы перевода Масоретского текста на русский язык [Л.15] подправили Исаию, "земля содрогнётся на месте своём". Напротив, в иных переводах, "тронется с места" [Л.14], "сдвинется" [12, 13, 24]), "рухнеться" [Л.28].  Удивительно, однако правы не современные переводчики Масоры, а пророк, живший 2 700 лет назад!
      На самом деле, мощный термический взрыв приведёт к деформациям коры и верхней мантии, смещениям материковых масс, выбросу части вещества в открытый космос. Планета изменит траекторию движения по орбите, её эксцентриситет, орбитальную скорость и скорость вращения вокруг оси.
      Произойдёт сдвиг географических и магнитных полюсов, линии экватора, изменится положение звёзд и их скоплений на новом ночном куполе (65:17). Иными словами, выражаясь ДО научным языком, "земля сдвинется с места своего" (13:13, а). Вот почему, тайновидец, обращаясь к нам, живущим при конце лукавого рода сего, задаёт неприятные вопросы.
      "Что вы будете делать в тот день ("день воздаяния и бедствия", пер. [Л.15]), когда кара на вас падёт, когда буря ("ваша погибель", пер.[Л.13]) прилетит издалека? К кому за помощью побежите, где спрячете свои богатства?" (10:3, пер.[Л.12]). А ведь помощь так близко, совсем рядом, она в словах Господа. "Покайтесь и живите!" (Иез.18:32, пер. [Л.14]).
 

ЛИТЕРАТУРА

1. Уоррен Уирсби. Комментарий на Ветхий Завет. В 2-х т. Том II. Ездра - Малахия.- СПб.: Библия для всех, 2011.- 1 111 с.
2. Даума Йохем. Дорогами Ветхого Завета. Т.4. Большие пророки.- Черкассы: Коллоквиум, 2012.- 280с.
3. Новый Библейский комментарий в 3 ч. Ч.2. Ветхий завет. Псалтирь - Книга Пророка Малахии.- СПб.: Мирт, 2000.- 571 с.
4. Учебная Библия с комментариями Джона Мак-Артура.- Минск: Славянское Евангельское общество, 2004.- 2 201 с.
5. Большой библейский словарь.- СПб.: Библия для всех, 2005.- 1 503 с.
6. Толковая Библия. Комментарий на все книги Святого Писания. Под ред. Лопухина А.П. Том 1.- Минск: Харвест, 2001.- 1 168 с.
7. Джон Ф.А. Сойэр. Комментарии к книгам Ветхого Завета. Книга пророка Исаии I. Том 13.- USA, Scottdale, ВСБ, 1993.- 243 с.
8. Ринекер Ф., Майер Г. Библейская энциклопедия Брокгауза.- Кременчуг: Християнська зоря, 1999.- 1 088 с.
9. Толкование Ветхозаветных книг. От книги Исаии по Книгу Малахии.- Ашфорд: Славянское миссионерское издательство, 1966.- 602 с.
10. Статья "1. Комментарии к Книге пророка Иоиля. Нашествие саранчи".
11. Статья "2. Комментарии к Книге пророка Софонии. День Господень".
12. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета, канонические. Современный русский перевод.- М.: Российское библейское общество, 2011.- 1 408 с.
13. Библия. Современный перевод Библейских текстов.- М.: World Bible Translation Center, 2002.- 1 150с.
14. Библия. Новый Перевод на Русский Язык.- Herrljunga, Sweden: Международное Библейское Общество, 2007.- 1 228 с.
15. Первые и последние пророки.- Йерушалаим: Мосад Арав КУК, 1975.- 1 002 с.
16. Статья №3 "День Господень".
17. Новый библейский словарь: в 2 ч. Ч.2. Библейские реалии.- СПб.: Мирт, 2001.- 1 014 с.
18. Статья №1 "Признак и знамение Второго пришествия Иисуса Христа".
19. Словарь библейских образов.- СПб.: Библия для всех, 2016.- 1 423 с.
20. Мифы народов мира. Энциклопедия. Том 2.- М.: Советская энциклопедия, 1980.- 720 с.
21. Библейский культурно-исторический комментарий. Часть 1. Ветхий Завет.- СПб.: Мирт, 2003.- 984с.
22. Статья №2 "Гог из земли Магог: конец мира сего".
23. Статья №4 "Время великой скорби".
24. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета в современном русском переводе.- М.: Издательство ББИ, 2015.- 1856 с.
25. Дерек Т. Исаия.- Минск: Полиграфкомбинат им. Я.Коласа, 2013.- 400 с.
26. Славянский библейский комментарий.- Киев: ЕААА, Книгоноша, 2016.- 1840 с.
27. Введение в Ветхий Завет. Под ред. Эриха Ценгера.- М.: ББИ св. апостола Андрея, 2008.- 802 с.
28. Біблія або Книги Святого Письма Старого й Нового Заповіту.- Українське біблійне товариство, 1991.- 1256 с.
29. Сарфати Дж. Д. Хроника начала.- Киев: Книгоноша, 2018.- 864 с.
День Господень