Комментарии к Книге пророка Исаии. День Господа (34:1-9, 13:1-13)

"Рыдайте; ибо день Господа близок, идёт как
разрушительная сила от Всемогущего"
(Ис. 13:6)
 

1. Вступление

     Пророк Исаия, в еврейской транскрипции "Йешайа" (означает "Господь - спасение", точнее "Спасает Яхве"), родился в VIII веке до Р.Х. Жил и нёс служение в Иерусалиме во времена правлений иудейских царей Озии (792-740 г.г.), Иоафама (ок. 750-735), Ахаза (735-715), Езекии (ок.715-686) [Л.1-9].
     Исаия происходил из знатной семьи, возможно был родственником царя Амасии [Л.5]. Имел доступ к царям и первосвященникам; по преданию, связан с царём Озией кровными узами [Л.2, 9]. Вероятно он являлся историографом иудейского двора [Л.5], служил священником, пророчествовал на протяжении минимум 40-а лет, по-видимому, около 55 лет [Л.2, 6, 8]. Его современниками являлись пророки Осия и Михей [Л.3, 4, 9].
     Год смерти Исаии неизвестен, возможно после 686 г., года смерти царя Езекии, и не ранее 681 г., когда убит ассирийский царь Сеннахирим, обстоятельства смерти которого он описал [Л.4]. Согласно предания, на мучительную смерть престарелого Исаию обрёк иудейский царь Манассия (единолично правил с 686 г. по 642 г.), по его приказу перепилили полое дерево с укрывшимся в нём пророком [Л.1, 4, 7-9].
     Время написания книги. Богословы консервативной школы, считающие Исаию единственным автором книги, предполагают, что она писалась с 739 г. по 681 год, т.е. по меньшей мере 58 лет [Л.9], около 60 лет  Л.26] или более 50 лет [Л.1, 4].
     В последние два столетия либеральные богословы приписывают Исаие только главы 1-39, утверждая, главы с 40 по 55 написаны другим пророком (т.н. Второисаией), жившим во времена вавилонского плена евреев, т.е. в VI веке. Главы же 56-66 якобы сочинил ещё более поздний автор (т.н. Тритоисаия), живший во II - IV веке до Р.Х. Подробнее о таких гипотезах смотрите в [Л.2, 3, 5, 6, 8, 27].
     Композиция ст. 34:1-9, 13:1-13. Речи пророка составлены "не по хронологическому, а скорее, по тематическому принципу ..." [Л.9, стр.8; Л.27, стр. 559]. Поэтому для лучшего восприятия, данная статья и все следующие за ней изложены в хронологической последовательности будущих событий.
     В таком случае, композиция первой темы "День Господа" (34:1-9; 13:1-13), похожая на композицию книг пророков Иоиля и Софонии, выглядит следующим образом.
       1. Введение, призывающее весь мир обратить внимание на пророческую речь (34:1).
       2. Изложение главной темы - День Господа:
           а) предупреждение об истреблении народов с лица земли (34:2, 3);
           б) орудия наказания (34:4-6, 13:2-6);
           в) Яхве сокрушит всю землю (13:5);
           г) последствия наказания (34:7-9, 13:7-13).
     Главная тема. День Господа, эсхатологическое время, когда Всемогущий Бог вмешается в историю человечества для суда, опустошения земли, истребления грешников.
     Цель написания. Предупредить жителей земли о неотвратимости наказания, разрушении мира, массовой гибели людей.
     Содержание. Исаия призывает все народы внимать (34:1) его грозному пророчеству об их физическом истреблении (34:2, 3) за грех, зло, нечестие (13:9, 11). Орудием наказания послужит войско Йахвэ (13:3-5) - небесное воинство и меч Его (34:4-6).
     Сокрушение всей земли (13:5) произойдёт в эсхатологический День Господа (13:6, 9). Тогда потрясётся небо, затем земля (13:13), реки да суша превратятся в горящую смолу (34:9), померкнут все светила на небе (13:10), погибнут животные (34:7).
     У людей опустятся руки, растает сердце (13:7), покраснеют лица, мышцы схватят судороги (13:8). Убитые будут разбросаны по поверхности земли, от их крови размокнут горы (34:3), а живые встречаются реже чистого золота (13:12).
     Проблемы толкования. "Образы, связанные с днём Господа,- одни из самых сложных для понимания при изучении Библии" [Л.19, стр. 264]. Следует ли воспринимать пророчества буквально или словно поэтические образы. К каким историческим периодам относятся стихи 34:1-9 и 13:1-13.

2. Весть о гибели людей (34:1-3)

     Главной темой почти всех книг малых пророков является "День Господень". Например, у Иоиля [Л.10] и Софонии [Л.12], а также связанные с ним события: Богоявление (Аввакум, гл.3; Наум, гл.1), Его суд над народами (Амос, гл.8; Осия, 3:4-4:6).
     Конечно же, Йом Адонай  полнокровно описан в Книге пророка Йешайа. Самом величественном, грандиозном и обстоятельном произведении из свитков Нэвиим. Почти в каждой главе этой потрясающей книги, прямо или косвенно, затрагивается тема Дня Господа. Не является исключением глава 34.

    "Приступите (Приблизьтесь), народы, слушайте и внимайте, племена! да слышит земля и всё, что наполняет её ("Земля и все на земле должны это слышать!"), вселенная (мир) и всё раждающееся (что рождается) в ней!" (34:1; в скобках: текст из [Л.12], в кавычках - из [Л.13]).

    Видение, открытое Йешайа, сыну Амоца (Ис.1:1), оказалось настолько жутким, что тайновидец призывает обратить внимание на приговор суда Божьего ВСЕ народы. Слушать предсказание ВСЕМ племенам, всему рождающемуся в мире, внимать до тех пор, пока не сбудется пророчество.
     Увы, жители земли слушают, но не понимают, смотрят и не уразумеют. "Что вы будете делать в день кары, когда придёт издалека (гибель) беда? К кому побежите за помощью? Где оставите свои богатства?" риторически спрашивает пророк (10:3, пер. [Л.14]).

    "Ибо гнев Господа на все народы, и ярость Его на всё воинство их. Он предал их заклятию (Он их всех уничтожит), отдал их (предназначил им погибель) на заклание ("на резню!") (34:2; в скобках: текст из [Л.13], в кавычках - из [Л.12]).
 
     Гнев Йахвэ на все народы, Его ярость на человеческие массы, т.е. "полчища" [Л.14],  "воинство" [Л.6, 9], вызывает грех, царящее в мире зло и беззакония (Ис.13:9, 11). Поэтому Он предназначил жителей земли, потерявших страх перед Богом, на полное уничтожение;"её обитатели погибну, как мошки" (51:6, пер. [Л.12]).
     Эль Шаддай "предал их заклятию" (34:2), обрёл на "заклание", т.е. "резню" [Л.12] или "бойню" [Л.14]. Это не "гиперболические выражения" и не метафорическое заклание, как считается в работе [Л.6], а буквальные; "окончательное поражение ожидает нечестивых во время великой скорби" Л.26, стр. 831].

     И убитые их будут разбросаны ("брошены"), и от трупов их поднимется смрад, и горы размокнут от крови их (кровь их будет течь по горам)" (34:3; в скобках: текст из [Л.13], в кавычках - из [Л.12]). 
 
     Но почему после бойни тела не похоронят, как принято? отчего трупы разбросаны ("брошены" [Л.12]) по всей земле? (рис.1).
     Потому что в результате массовой гибели людей (13:12, 24:6; Соф.1:2, 3) немногие уцелевшие не смогут похоронить огромное количество трупов. Несмотря на исходящий от них смрад, отравляющий воздух.
     В Масоретском тексте горы не "размокнут от крови" (34:2, б), а "растают" [Л.15], что указывает на землетрясение (24:17-20; Авв.3:6) как причину таяния гор да холмов (Мих.1:4, Наум.1:5).
     Кровь же течёт по всей земле: горам, плоскогорьям, равнинам; она окрасит в кроваво-красный цвет реки, озёра, моря, источники вод (Отк.16:3, 4), все открытые водоёмы [Л.16].
    "Ибо вот, Господь выходит из жилища Своего наказать обитателей земли за их беззаконие, и земля откроет (явит) поглощённую ею кровь, и уже не скроет убитых своих" (Ис.26:21).

3. Орудия гнева Яхве Цеваот (34:4)

     Физической причиной будущей массовой гибели людей из всех народов и племён явятся таинственные орудия гнева (буквально "горячего дыхания") Господа небесных воинств, боевое войско (13:3-5; 5:25-30). Во главе с могущественным исполнителем слова Его (Иоил.2:11), истребителем народов (Иер.4:7).
     Войско состоит из бесчисленного множества мелких и крупных небесных тел, падающих на землю. Они "набросятся на неё, подобно стае саранчи" (Ис.33:4, б; пер. [Л.14]).
     Великое полчище Йахвэ, разоряющее всю землю, подробно описывает пророк Йоэйл (Иоил.2:1-11). Нави Йешайа провидит последствия нападения небесного воинства (по-научному "метеорного потока").

    "И истлеет всё небесное воинство ("звёзды растают все до одной"); и небеса (небо) свернутся, как свиток книжный; и всё (звёздное) воинство их падёт, как спадает лист (пожухшие листья) с виноградной лозы, и как увядший лист ("плід недозрілий!" [Л.28]) - со смоковницы" (34:4; в скобках: текст из [Л.14], в кавычках - из [Л.13]).

     В древние времена любые светящиеся небесные тела, кроме солнца и луны, считались звёздами [Л.17, стр. 306]. "Падающими звёздами", оторвавшимися от твёрдого небесного свода, назывались яркие короткие вспышки на ночном небе.
     На самом деле, вспышки вызываются вторжением в атмосферу Земли метеорных тел [Л.18]. "В Библии слово kokab ("звезда") может означать любое небесное тело, в том числе и метеор ("падающую звезду") ..." [Л.29, стр. 244].
     Метеоры мгновенно нагреваются до очень высокой температуры и, как правило, полностью "сгорают". Точнее испарятся ("истлеют") в верхних слоях атмосферы. Но почему Исаия утверждает "истлеет всё небесное воинство"? ("звёзды растают все до одной" [Л.13]).
     Потому что пророк видит небывалое массовое падение звёзд-метеоров. Так называемый "звёздный дождь", когда количество метеорных вспышек в час превышает 10 000. После такого многосуточного дождя, на небосводе не будет видно астрономических звезд по причине сильной запыленности атмосферы.
     Более того, сами "небеса свернутся, как свиток книжный" (34:4, б), они исчезнут!? "развеются, словно дым" (51:6, пер. [Л.12]; Пс.101:26, 27; 2Пет.3:10). То же самое уникальное видение через 800 лет получил Иоханан.
    "И звёзды небесные пали (упали) на землю, как смоковница, потрясаемая сильным ветром, роняет незрелые смоквы свои; И небо скрылось, свившись (Небеса раскололись и свернулись) как свиток" (Отк.6:13, 14; в скобках, текст из [Л.13]).
     В приведенных стихах, а также в параллельном тексте Ис.34:4, речь не об ангелах, как считают некоторые. Нет. Иоханан и Йешайа видели космические тела, в частности массовое падение метеоров, называя их "звёзды".
     Оттого тайновидец восклицает. "Ты небывалое сотворил (совершил дивное) - то был давний замысел (предопределения) Твой, непреложный, неизменный" (Ис.25:1 б, пер. [Л.12]; в скобках, Синод. пер.)
      Небосвод расколется крупным астероидом, его пророк именует "меч Господа" (34:5, 6), "жезл уст Его" (11:4), "язык Его" (30:27) или "колесница" (66:15, пер. [Л.15]).
     Столкновение астероида с поверхностью планеты (Отк.8:8-10, 9:1, 2) вызовет мощный атмосферный вихрь (Ис.29:6, Иер.30:23, 25:32, Наум.1:3). Как предсказано "придёт Господь в огне, и колесницы Его - как вихрь" (Ис.66:15, а).
     Крупномасштабные круговые движения огромных масс атмосферного воздуха свернут небо в рёве и гуле, свернут будто свиток. На видимом небосводе исчезнут облака, звёзды, луна, солнце, т.е. "небеса с шумом прейдут" (2Пет.3:10, "В тот день исчезнут с громовым раскатом небеса" [Л.12]).
     "Подтверждением тому, что в главе 34 описывается именно судный день ("день Господень"), можно считать тот факт, что точно такую же картину рисует апостол Иоанн в Откр.6:12-17" [Л.25, стр. 205; [Л.9, стр. 77]].

4. Меч Господа (34:5, 6)

     Небесное воинство Адонай Цеваот состоит из мелких и крупных тел. Мелкие полностью сгорят в атмосфере, их следы (треки) создадут радиант метеорного потока (рис.2).
     Массивные же космические тела, теряя часть своей массы из-за уноса испаряющегося вещества потоком воздуха (т.н. "абляция"), достигнут поверхности земли.
     Например, крупный метеороид или небольшой астероид в виде огненного шара с длинным светящимся хвостом из раскалённых газов и твёрдых частиц.
     В Библии  такое небесное тело именуется "меч Яхве" (например, Ис.34:5, 6, 66:16; Иез.21:3-5) или "меч" Бога (Отк.1:16,19:15, 21). Но почему?
     Во-первых, в литературе Древнего Востока почти у каждого вида оружия, применяемого людьми, существовал божественный аналог, в том числе  у меча [Л.19, стр. 116]. Меч бога изготавливался из небесного огня [Л.20, стр.149].
     Во-вторых, в Библии образы больших размеров связываются с Богом небесных воинств [Л.19, стр. 106]. В третьих, пророки видят необычное явление на небе - жилище Бога.
     В-четвёртых, библейская "символика всегда основывается на физических свойствах самого предмета" [Л.19, стр. 134]. Учёт перечисленных обстоятельств позволяет понять почему небесное тело провидец называет меч Йахвэ, передавая Его прямую речь.

   "Ибо упился меч Мой на небесах (Явится в небесах Мой меч): вот, для суда нисходит (обрушится) он на Едом и на народ, преданный ("обречённый") Мною заклятию (на гибель).
    Меч Господа наполнится кровью (меч, весь в крови!), утучнеет от тука (жир), от крови агнцев (ягнят) и козлов, от тука с почек овнов ("баранов"): ибо жертва ("резня") у Господа в Восоре и большое заклание ("різанина" [Л.28]) в земле Едома" (34:5, 6; в скобках: текст из [Л.12], в кавычках - из [Л.15]).

     Истинно так. На небе явится полный крови изогнутый меч Эль Шаддай. Меч пройдёт по всей земле словно серп во время жатвы (Отк.14:14-16). Он со свистом обрушится на ВСЕ народы да племена (Ис.34:1-4, Иер.12:12). Всемогущий Бог "мечем Своим произведёт суд (исполнит приговор) над всякой плотью (над всеми людьми), и много будет поражённых (сражённых) Господом" (Ис.66:16, б; в скобках, текст из [Л.14]).
     Для правильного понимания ст. 34:5, 6 следует учесть. "Едом служит Исаие лишь прообразом всего мира, над которым совершится суд Господень" [Л.9, стр.77], "изображение Едома в роли жертвы просто указывает на грядущую судьбу всех этих народов" [Л.21, стр. 717]. "Божий суд постигнет весь мир и Едом здесь - просто пример ..." [Л.1, стр. 616].
     Однако, если таинственным орудием гнева Йахвэ Элохим явится небесное тело, почему написано "Меч Господа наполнится кровью"? (34:6, "У Господа - меч, весь в крови!" [Л.12]). Как такое может быть?
     Дело в том, что по причине изменения характера диффузного излучения неба ВСЕ наблюдаемые с земли астрономические объекты будут выглядеть красными [Л.22]. В том числе серповидная полоска освещаемого солнцем планетообразного тела, изогнутого меча Яхве, приобретёт кроваво-красный цвет. "Меч Господа наполнится кровью" (ст.6, а).

5. Весть о гибели животных (34:7-9)

     Призывая все народы слушать его (34:1), тайновидец предрекает как массовую гибель людей (ст.2, 3, 6), так уничтожение животных.

    "И буйволы падут (будут убиты) с ними и тельцы ("телята") вместе с волами ("сильные быки"), и упьётся (заполнится) земля их кровию, и прах их утучнеет от тука (их жир смешается с грязью)" (34:7; в скобках: текст из [Л.13], в кавычках - из [Л.14]).

      В результате бомбардировки Земли небесными телами погибнут и дикие сильные животные - буйволы ("дикие быки" [Л.15]) и домашние тельцы - телята.

    Земля напитается их кровью, а жир  животных смешается с грязью (рис.3).
     Ещё более широкую картину гибели всего живого на земле в День Господа рисует нави Цефанйа (Соф.гл.1, 2).
    "Всё истреблю с лица земли (Я разрушу всё на земле!),- говорит Господь: Истреблю (всех) людей и скот (животных), истреблю птиц небесных (в воздухе) и рыб морских (в море) ... истреблю (всех) людей с лица земли, говорит Господь" (1:2, 3; в скобках, текст из [Л.13]).
     Кроме того, Адонай Цеваот со страшной силой очистит стволы многолетних растений от ветвей, высокие деревья рухнут на землю (Ис.10:33). Он со свистом "посечёт чащу леса железом" (ст.34), отчего стволы и ветви, лишившись коры, станут белыми (Иоил.1:7). Земля подвергнется опустошению, разорению, исказится вид её (Ис.24:1-6, 1:7-9, 2:12-17).

    "Ибо день мщения у Господа, год возмездия за Сион. И превратятся реки его ("Эдома" [Л.12]) в смолу, и прах его в серу, и будет земля его горящею смолою" (34:8, 9).

    День мщения это День Господа (13:9), год возмездия, - время, когда наступит отплата потомкам Исава за преступления против Цийона, наказание всего мира за зло (ст.11). Наказание огнём, когда реки да земля станут "горящею смолою" (34:9, 24:6, 66:15).
     Причём огонь зажжёт Сам Господь, пламя опалит всю землю от юга до севера (Иез.20:47), расплавит многих жителей земли (22:20-22, Зах.13:9, Ис.48:10).
     Но какое вещество Йешайа называет смолой и серой? Конечно же не липкий, твердеющий на воздухе сок некоторых видов многолетних растений. Также останки людей буквально не превращаются в горючее минеральное вещество (серу).
     Очевидно, пророк видел нечто, напоминающее дымящийся асфальт (Быт.14:10, Исх.2:3). А именно: золу, сажу да пепел пожаров, горячие продукты импактных и вулканических выбросов. Перечисленные вещества превратят реки в медленно текущие потоки смолы, даже земля станет "горящею смолою" (34:9), а реки "потекут, как масло" (Иез.32:14).
     Трупы же людей перегорят словно известняк при обжиге, их кости превратятся в известь. Жители земли "как срубленный терновник" сгорят в огне (Ис.33:12) "и никто не потушит" (1:31). Их прах (останки) подобен горящей самородной сере (34:9, т.н. "горючий камень").
     После катастрофы небо исчезнет, вымрут жители, а "земля обветшает ("истлеет" [Л.15]), как одежда" (51:6), покроется прорехами, разрывами, трещинами [Л.16, 22].
     Города превратятся в руины, зарастут колючим кустарником, крапивой, репейником (34:13). В разрушенных домах поселятся совы, филины, вороны, коршуны; ежи, кошки, шакалы, гиены, козлы и прочая дикая живность (ст.11-15).

6. Пророчество о Вавилоне (13:1-3)

     Ещё один большой отрывок, посвящённый Дню Господа, содержится в 13-й главе. Сообщая весть о трагической судьбе древнего, тогда ещё провинциального города Вавилон (13:14-22), нави Йешайа, в пророческой перспективе [Л.18], провидит эсхатологический Йом Адонай (ст.2-13).

   "Пророчество (о) Бавэле, которое видел Йешайау, сын Амоца. На горе высокой поднимите знамя, громко крикните им, махните рукою, чтобы вошли (враги) во врата вельмож" (13:1, 2; пер. [Л.15]).

    Среди комментаторов нет единого мнения, провидел ли пророк разрушение Вавилона в 689 г. войсками ассирийского царя Сеннахирима [Л.3, 4, 9, 21] или его захват армией мидо-персов в 539 году, как полагают авторы [Л.1, 7].
     В любом случае, "Исаие, описывавшему военное противоборство его дней виделось, по всей вероятности, сквозь призму этого ближнего противостояния, то, которое произойдёт непосредственно перед установлением на земле Тысячелетнего царства" [Л.9, стр. 44].
    "Исаия видел в падении Вавилона символ дня Господнего (Ис.13:6, 9, 13) - времени, когда Бог изольёт Свой гнев на мир" [Л.1, стр. 597], в грядущую эпоху "последних дней" [Л.3, стр. 237].
     Некоторые богословы придерживаются мнения, призыв поднять знамя ("означает сигнал или военный знак" [Л.8, стр. 354]), крикнуть, махнуть воинам Йахвэ рукой обращён к ангелам [Л.6, 9]. Точнее, "знамя на открытой (высокой) горе" это военный знак-радиант из небесных космических тел воинству Адонай Цеваот (рис.2, § 4).
     В древности гора считалась равнозначной небосводу [Л.19, 21], небо "покоится на самых высоких горах" [Л.8, стр. 625]. Все жители земли на небосводе увидят "когда знамя поднимется на горах", ВСЕ услышат "когда загремит труба (рог)" (Ис.18:3). Господь воинств "свистом созывает тех, кто на краях земли" (5:26, пер. [Л.14]).
     Врата вельмож в 13:2 (Синод. пер. "ворота властелинов") - главные городские створы для проезда царей и высокопоставленных чиновников. Через них ворвутся торжествующие небесные воины Эль Шаддай.

   "Я дал повеление ("приказал") избранным ("посвящённым") Моим, и призвал для совершения гнева Моего (разгорелся Мой гнев) сильных (богатырей) Моих, торжествующих в величии Моём (кто с ликованием радеет о величии Моём!)" (13:3; в скобках: текст из [Л.12], в кавычках - из [Л.15]).

    "Евр. куддашай - посвящённым/отделённым, здесь в знач. избранным для исполнения определённого Богом наказания" [Л.24, стр. 1019]. Один из современных переводов так и выглядит. "Господь сказал: "Я Сам буду командовать освящёнными для битвы" [Л.13].
    Однако даже без таких подсказок ясно, речь не о человеческой армии ассирийцев, мидо-персов или современных народов. Нет. О необычных избранных воинах Адонай Цеваот, ликующих от Его победы словно утренние звёзды (Иов.38:7).

7. Небесное войско Яхве (13:4, 5)

     Нави Йоэйл провидел День Господень, когда задрожит небо, потрясётся земля, померкнут солнце и луна, перестанут сиять звёзды (Иоил.2:1, 10).
     Причиной указанных событий явится нападение на землю многочисленного полчища Йахвэ [Л.10] во главе с могущественным исполнителем (2:1-11, рис.4).
    "Подобно грому прозвучит голос Господень" (ст.11, а; пер. [Л.14]), "это Он ведёт Своё войско!" (11, б; [Л.12]).
     Очень похожие видения получил также Йешайа. Неботрясение и землетрясение (13:13, 24:17-20, 29:6), исчезновение привычного света от солнца, луны, звёзд (13:10), наступающие в День Господа (ст.6, 9). Перечисленные события вызовут загадочные орудия гнева Его (ст.5), о них нави говорит так.

    "Гул стоит, (громкий) шум на горах раздаётся, словно от толпы многолюдной: волнение охватило страны, народы собрались - это Господь Воинств (Всемогущий) готовит войско (армию возмездия) к бою" (13:4, пер. [Л.24]; в скобках, текст из [Л.13]).

     Символика ст.4 также опирается на реальные физические свойства коллективного персонажа, бесчисленного полчища небесной саранчи из видения Йоэйла.
     Но почему слышен громкий шум словно от огромной толпы, именно на горах? (Ис.13:4). Также Йоэйл видит народ, "какого не бывало от века и после того не будет в роды родов", скачущим по вершинам (?!) гор (Иоил.2:2, 5).
     В древности вершины гор считались местом, где земля соприкасалась с небосводом [Л.19]. Так как "в сознании древнего человека не было большой разницы между горными вершинами и небесами" [Л.21, стр. 824]. А на небе находится небесное воинство (Ис.24:21, 34:4), "армия возмездия", обозреваемая Адонаем Цеваот, подготовленная к бою (13:4).
      Поэтому Йешайа и Йоэйл называют невиданными ранее, "как бы" народами,- небесные тела.От их вида "волнение охватило страны" на земле (13:4), ибо "облако пыли движется с севера - это приближается войско, и нет в его рядах отстающего" (14:31, б; пер. [Л.14]).
     Войско небесное из метеорных тел, космические толпы народов, собравшиеся вместе, скачут по вершинам гор с громким шумом (13:4): свистом, треском, шипением, громоподобными раскатами [Л.18, §10]. Толпа многолюдная предназначена для сокрушения всей земли (13:5).
     Автор [Л.7]пишет, "вероятнее всего 13:5 указывает вперёд, на космические метафоры следующего отрывка ..." (стр. 123).

   "Идут из отдалённой ("дальней") страны, от края неба (із кінців небес, "из-за горизонта" [Л.13]), Господь и орудия гнева Его, чтобы сокрушить (понищити, "опустошат") всю землю" (13:5; в скобках: текст из [Л.28], в кавычках - из [Л.12]).

     Под выражением "край неба" следует понимать горизонт, как в современном переводе [Л.13]. В древние времена считалось, он служит границей расположения небесных ворот [Л.21, стр. 578]. Из таких небесных врат или отворившихся окон (24:18), от дальней неведомой страны выйдет крепкое и сильное войско Йахвэ, "чтобы сокрушить всю землю" (13:5, б).
     "Вот ("некто"), крепкий и сильный у Господа (есть у Владыки тот, кто могуч и крепок), как ливень (буря) с градом и губительный вихрь (разрушительный ветер), как разлившееся наводнение бурных (прибывающих) вод, с силою ("рукою его") повергает его ("их") на землю" (28:2; в скобках, текст из [Л.14], в кавычках - из [Л.24]).
    "Эти кульминационные события получили название дня Господа, поскольку считалось, что решающую роль в их развитии играет личное вмешательство Бога" [Л.19, стр. 263].

8. Физиологические расстройства в День Господа (13:6, 7)

     Что же предлагает делать провидец жителям земли, когда появится небесное войско Яхве Цеваот? Удивительно, однако нави даёт странный совет.

    "Рыдайте; ибо день Господа близок, идёт как разрушительная сила ("разорение") от Всемогущего (Опустошенье Сильный ниспослал)" (13:6; в скобках: текст из [Л.12], в кавычках - из [Л.24]).

     Если раньше Йешайа предлагал укрыться в День Господа в скале (пещере) или спрятаться в земле (2:10-12; Отк.6:15), то теперь он советует "Рыдайте". Когда увидите приближение дня оного (Ис.13:6, а). Но почему остаётся только сильно плакать? почему "все народы земли зарыдают в отчаянии" ? (Мт.24:30, пер. [Л.14]).
    Потому что в пещере или земле ещё можно укрыться от бури, вихря, пламени "всепожирающего огня" (29:6), по-научному "высокотемпературной ударной волны". Однако невозможно спрятаться в случае глобального импактного землетрясения (24:17-20; Отк.16:18).
    Такая гибельная "разрушительная сила от Всемогущего" вызовет, в частности, колебания земли, воды, воздуха низкой частоты [Л.23]. Их совпадение с частотой собственных колебаний человеческих органов приведёт к резонансу, увеличению амплитуды (размаха колебаний).
    Увеличение амплитуды вызовет вибрацию (дрожь, трепет) как внешних, так внутренних органов: сердца, желудка, лёгких, а также спазмы мышц и сосудов, судороги, боли [Л.23]. Как предсказывает пророк.

   "Оттого (Поэтому) руки у всех опустились (ослабеют), и сердце у каждого человека растаяло (изнеможет всякое сердце)" (13:7; в скобках, текст из [Л.15]).

    Именно по причине инфразвукового резонанса слабеют да опускаются руки (при частоте от 2 Гц до 5 Гц), трепещет сердце (1 ... 2 Гц), бьёт дрожь (21:4), трясутся чресла (ст.3), колени (Наум.2:10), кости (Иер.23:9), внутренности и даже губы (Авв.3:16).
    Нави Йехэзкэйл провидит, в состояние вибрации войдут рыбы, птицы, звери, пресмыкающиеся, "все люди, которые на лице земли" (Иер.38:20, а). По причине глобального землетрясения (ст.20, б).
    Считается, сердце у каждого человека тает из-за страха [Л.7, 9, 12-14]. Однако ситуация, когда сердце "дрогнет" [Л.14, Л.24] или сердца "замрут от страха" [Л.12] возможна только на мгновение. Но в Масоретском тексте написано "изнеможет" [Л.15], что предполагает длительный период времени, подобно слову "растаяло" в Синод. переводе.
   Острый психоэмоциональный стресс вызовет не кратковременное замирание сердца, а приступ настоящей болезни. Очевидно нейроциркуляторной (вегето-сосудистой) дистонии, её синдромом является брадикардия - "тающее" сердце.

9. Судороги, боли, изумление (13:8, 9)

     Физиологические расстройства, удивительно точно описанные пророком (в до научное время!), не ограничатся брадикардией или тремором. Йешайа провидит следующее болезненное состояние людей.

   "Ужаснулись (Каждый ужаснётся, "страх охватит их"), судороги и боли схватили (пронзили) их; мучатся (каждый ... скорчится от боли в животе, "будут от боли корчиться", "та будуть тремтіти" [Л.28]), как раждающая (как женщина во время родов),
     с изумлением ("в ужасе") смотрят друг на друга, лица у них ("побагровеют", будут красны, как огонь) разгорелись" (13:8; в скобках: текст из [Л.13], в кавычках - из [Л.24]).

     По причине инфразвукового резонанса пострадавших пронзят резкие непроизвольные сокращения мышц нижней части живота, т.е. "судороги и боли". Они скорчатся от болей в животе, мучатся словно женщина при родах. Родовые схватки (21:3) претерпят не только женщины (Иер.4:31), но также мужчины (30:6, Ос.13:13, 1Фес.5:1-3), "в мучениях будете лежать", обещает Господь (Ис.59:11, пер. [Л.14]).
     Оттого все "с изумлением смотрят друг на друга" (13:8, б). Провидец смущён ("потрясён" в [Л.14]) от того, что видит и ошеломлён тем, что слышит (21:3). Ещё одной причиной сильного удивления послужит необычный цвет лиц, красных будто огонь (13:8, в).
     Авторы работы [Л.9] считают, "кровь от страха прильёт к голове, от чего разгорятся лица" (стр. 44). То же самое утверждается в [Л.6, стр. 1065]. Однако в состоянии страха или ужаса кожа на лице как правило не краснеет, а бледнеет (например, Иер.30:5, 6; в Масоре "позеленеют" [Л.15]).
     Красные как огонь лица (Ис.13:8), одно из проявлений нейроциркуляторной дистонии, т.н. "блашинг-синдром". Когда из-за повышения артериального давления и расширения периферийных сосудов произойдёт сильный прилив крови, лица "побагровеют" (13:8, [Л.24]), "будут пылать" [Л.14]).
     Помимо блашинг-синдрома, пострадавшит поразит "амавроз" - временная психогенная слепота. "Осязаем как слепые стену, и, как без глаз, ходим ощупью; спотыкаемся в полдень, как в сумерки ..." (59:10; "даже днём мы не видим" [Л.13], "страшно мне - не вижу ничего" [Л.24]).
     В начале 34-й главы Исаия сообщает весть всем народам да племенам: они истребятся, небеса исчезнут, земля подвергнется опустошению (34:1-9). В стихах 13:9-12 нави говорит о том же, уточняя кто же погибнет.

    "Вот приходит день Господа лютый (жестокий), с гневом и пылающею яростию, чтобы сделать (превратить) землю пустынею и истребить (уничтожить) с неё (на ней) грешников её" (13:9; в скобках, текст из [Л.15]).

    Что предсказано библейским пророком, то исполнится. Придёт лютый Йом Адонай (2:12-21; Соф.1:2-18; Иоил.2:1-11) для превращения земли в пустыню (Ис.24:1-10; Соф.2:4-15, Иоил.1:10-20), истребления на ней грешников (Ис.1:28, 29:20; Соф.1:3, 17; Иер.30:11).
     Ведь Господь говорил, однако они не слушали; звал, а они не отвечали, но упорно делали зло перед глазами Его (65:12).
    "За то проклятие поедает (пожирает) землю, и несут наказание живущие на ней; за то сожжены (чахнут) обитатели земли, и немного осталось людей" (Ис.24:6; в скобках, уточнения из [Л.15]).
     Все, зажигавшие огонь, лежащие в муках на углах улиц, сгорят в огне (50:11). Но зачем преждевременно умирать жителям земли? "Я хочу не смерти грешников",- возвещает Господь,- "но того, чтобы они отвернулись от своих путей и жили" (Иез.33:11, б; пер. [Л.14]).

10. Солнце и луна померкнут (13:10, 11)

     В результате сокрушения земли орудиями гнева Йахвэ небесных воинств (13:5, 24:1-10, 17-20) в атмосферу попадут колоссальные объёмы мелкодисперсных твёрдых, а также жидких частиц.
     Минеральной пыли, импактного и вулканического пепла, золы, сажи, дыма, морской соли, капель да паров воды, серно-кислородных и азото-водородных соединений, иных аэрозолей [Л.16, 22]. "Произойдёт катастрофа космического масштаба" Л.26, стр. 815]. Нави Йешайа видит (1:1).

   "Звёзды небесные и светила (созвездия) не дают от себя (не прольют) света; солнце меркнет при восходе своём, и луна не сияет светом своим (не даст света)" (13:10; в скобках, текст из [Л.14]).

     Считается, пророк говорит о погасших (?) небесных телах [Л.9]. Как следует из некоторых переводов "Погаснут на небе звёзды" [Л.24]. "Взойдёт тёмное солнце, и луна светить перестанет" [Л.12].
     Но в данном случае угасание светил невозможно, поэтому делается вывод. "Погасшие светила в ст.10 могут служить иносказанием общего хаоса в ближневосточном регионе" [Л.9, стр. 44].
      Нет. Стих 13:10 не аллегория, а реальная картина изменения оптических свойств всей запыленной атмосферы Земли. Исаия называет такое физическое явление своих видений "небеса исчезнут" (51:6) или "небеса свернутся" (34:4).
     Действительно, ночью не будет виден свет от звёзд и созвездий, также утратит яркость свет от луны (13:10, а).
     Утром же "солнце меркнет при восходе своём" (ст.10, б), т.е. его восход виден, но солнечные лучи полностью утратят свою яркость, как во время пыльной бури в пустыне (рис.5).
     "Мы ждали, что станет светло, но кругом тьма, ждали света, но бродим во мраке" (59:9, б; пер. [Л.12]).
     Нави Йоэйл предсказывает, в День Господень  "Солнце и луна померкнут и звёзды потеряют блеск свой" (Иоил.3:15).
     Этот, а также иные стихи (Иоил.2:10, Ис.13:10, Иез.32:7, Соф.1:15, Отк.8:12) никакого отношения к затмению солнца не имеют, вопреки мнению авторов [Л.5, стр. 1190].
     Итак в Йом Адонай померкнет свет на небе, истлеет небесное воинство, будет опустошена вся земля; в реках вода превратится в горящую смолу, погибнут дикие и домашние животные, истребятся все народы да племена; от разбросанных повсюду трупов поднимется смрад (13:1-10, 34:1-9). Но за что, Господи, такая жестокая кара?

    "Я накажу мир ("взыщу с земли") за зло (грехи), и нечестивых ("безбожних [Л.28]) - за беззакония (преступления, "грехи") их, и положу конец высокоумию гордых (надменных), и уничижу (низвергну, "унижу") надменность притеснителей (угнетателей)" (13:11; в скобках: текст из [Л.12] , в кавычках - из [Л.15]).

11. Земля сдвинется с места! (13:12, 13)

    После наказания мира сего за зло его,  в живых останется очень мало людей (24:6, 1:9, 6:11-13, 34:2), предупреждает Всемогущий.

    "(Я) Сделаю то, что люди (редкостью станут) будут дороже (реже) чистого золота, и мужи дороже (реже) золота Офирского" (13:12; в скобках, текст из [Л.12]; начало стиха "Я сделаю так, что людей будет меньше, чем золота!" [Л.13]).

    "Люди станут цениться дороже чистого золота (ст.12), потому что их очень много погибнет и крайне мало останется" [Л.9, стр. 44]. В таком случае причина катастрофы должна носить глобальный космический характер, как открыто пророку Господом.

   "Для сего потрясу (Я) небо, и земля сдвинется с места своего (содрогнётся на месте своём) от ярости (гнева) Господа Саваофа (Цеваота), в день пылающего гнева (великой ярости) Его" (13:13; в скобках, текст из [Л.15]).
 
    "Еврейское слово "землетрясение" обозначает сильный шум или оглушительный рёв ..." [Л.5, стр. 495]. В некоторых переводах начало ст. 13 выглядит так. "Я заставлю небо содрогнуться" [Л.12], "Я сотрясу небеса" [Л.14], "поколеблю" [Л.24].
     Но каким образом Эль Шаддай устроит неботрясение? Ответ содержится в другом переводе. "Гнев Мой сотрясёт небо" [Л.13], точнее таинственные  "орудия гнева Его" (13:5).
    Орудиями Яхве послужат прилетающие крупные небесные тела, сотрясающие небосвод страшным рёвом, громом звуковой ударной волны [Л.10, 16, 22]. Тайновидец называет упомянутый шум "как бы рёв разъярённого моря" (5:30), "величественным гласом" Адоная (30:30), "громом" и "сильным гласом" (29:6).
     Космические же объекты Йешайа именует: небесное воинство (34:4), меч Йахвэ (ст.5, 6), язык Его (30:27), огонь раскалённых стрел (50:11).
     В новозаветном описании, это массивные небесные тела, их полёт сопровождается мощными трубными звуками. Кадильница, наполненная углями, пылающая огнём большая гора, большая звезда, горящая подобно факелу (Отк.8:5-10), упавшая с неба звезда (9:1, 2).
    Столкновение самого крупного из орудий гнева Цеваот с поверхностью планеты вызовет глобальное землетрясение с магнитудой около 13 единиц. Потрясение невиданной силы (Отк.16:18, Ис.24:17-20, Наум.1:5). По утверждению Йешайа, "земля сдвинется с места своего" (13:13, "сдвинется с места она в тот день" [Л.24]).
     Понимая, что такое невозможно, авторы перевода Масоретского текста на русский язык [Л.15] подправили нави - "земля содрогнётся на месте своём" (в иных же переводах, "тронется с места" [Л.14], "сдвинется" [12, 13, 24]), "рухнеться" [Л.28].  Удивительно, однако правы не современные переводчики Масоры, а пророк, живший 2 700 лет назад!
     На самом деле, мощный импакт приведёт к выбросу части вещества нашей планеты в космическое пространство, а Земля изменит траекторию орбитального движения и даже скорость вращения вокруг своей оси. Иными словами, выражаясь до научным языком, "земля сдвинется с места своего" (13:13, а).
     Поэтому Исаия, обращаясь к живущим в последние дни, задаёт риторический вопрос.
     "Что вы будете делать в тот день ("день воздаяния и бедствия"[Л.15]), когда кара на вас падёт, когда буря ("ваша погибель"[Л.13]) прилетит издалека? К кому за помощью побежите, где спрячете свои богатства?" (10:3, пер.[Л.12]).
      А ведь помощь так близко, совсем рядом, она в словах Господа. "Покайтесь и живите!" (Иез.18:32, пер. [Л.14]).
 

ЛИТЕРАТУРА

1. Уоррен Уирсби. Комментарий на Ветхий Завет. В 2-х т. Том II. Ездра - Малахия.- СПб.: Библия для всех, 2011.- 1 111 с.
2. Даума Йохем. Дорогами Ветхого Завета. Т.4. Большие пророки.- Черкассы: Коллоквиум, 2012.- 280с.
3. Новый Библейский комментарий в 3 ч. Ч.2. Ветхий завет. Псалтирь - Книга Пророка Малахии.- СПб.: Мирт, 2000.- 571 с.
4. Учебная Библия с комментариями Джона Мак-Артура.- Минск: Славянское Евангельское общество, 2004.- 2 201 с.
5. Большой библейский словарь.- СПб.: Библия для всех, 2005.- 1 503 с.
6. Толковая Библия. Комментарий на все книги Святого Писания. Под ред. Лопухина А.П. Том 1.- Минск: Харвест, 2001.- 1 168 с.
7. Джон Ф.А. Сойэр. Комментарии к книгам Ветхого Завета. Книга пророка Исаии I. Том 13.- USA, Scottdale, ВСБ, 1993.- 243 с.
8. Ринекер Ф., Майер Г. Библейская энциклопедия Брокгауза.- Кременчуг: Християнська зоря, 1999.- 1 088 с.
9. Толкование Ветхозаветных книг. От книги Исаии по Книгу Малахии.- Ашфорд: Славянское миссионерское издательство, 1966.- 602 с.
10. Статья "1. Комментарии к Книге пророка Иоиля. Нашествие саранчи".
11. Статья "2. Комментарии к Книге пророка Софонии. День Господень".
12. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета, канонические. Современный русский перевод.- М.: Российское библейское общество, 2011.- 1 408 с.
13. Библия. Современный перевод Библейских текстов.- М.: World Bible Translation Center, 2002.- 1 150с.
14. Библия. Новый Перевод на Русский Язык.- Herrljunga, Sweden: Международное Библейское Общество, 2007.- 1 228 с.
15. Первые и последние пророки.- Йерушалаим: Мосад Арав КУК, 1975.- 1 002 с.
16. Статья №3 "День Господень".
17. Новый библейский словарь: в 2 ч. Ч.2. Библейские реалии.- СПб.: Мирт, 2001.- 1 014 с.
18. Статья №1 "Признак и знамение Второго пришествия Иисуса Христа".
19. Словарь библейских образов.- СПб.: Библия для всех, 2005.- 1 423 с.
20. Мифы народов мира. Энциклопедия. Том 2.- М.: Советская энциклопедия, 1980.- 720 с.
21. Библейский культурно-исторический комментарий. Часть 1. Ветхий Завет.- СПб.: Мирт, 2003.- 984с.
22. Статья №2 "Гог из земли Магог: конец мира сего".
23. Статья №4 "Время великой скорби".
24. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета в современном русском переводе.- М.: Издательство ББИ, 2015.- 1856 с.
25. Дерек Т. Исаия.- Минск: Полиграфкомбинат им. Я.Коласа, 2013.- 400 с.
26. Славянский библейский комментарий.- Киев: ЕААА, Книгоноша, 2016.- 1840 с.
27. Введение в Ветхий Завет. Под ред. Эриха Ценгера.- М.: ББИ св. апостола Андрея, 2008.- 802 с.
28. Біблія або Книги Святого Письма Старого й Нового Заповіту.- Українське біблійне товариство, 1991.- 1256 с.
29. Сарфати Дж. Д. Хроника начал.- Киев: Книгоноша, 2018.- 864 с.
День Господень