"Ибо вот, Господь исходит от места Своего, низойдёт и
наступит на высоты земли, - И горы растают под Ним,
долины распадутся, как воск от огня, как воды,
льющиеся с крутизны" (Мих.1:3, 4)
"Бог от Фемана грядет и Святый - от горы Фаран,
покрыло небеса величие Его, и славою Его
наполнилась земля" (Авв.3:3)
1. Вступление
О нави Аввакуме, евр. Хаваккук (означает "объемлющий"), известно немного. Родом из Иудеи, современник Иеремии, Софонии, Наума; по-видимому, проповедывал, участвовал в храмовом литургическом пении как левит. Получил и записал пророческое видение, отличался глубокими религиозными убеждениями и поэтическим даром [Л.1-8].
Время написания книги. Очевидно в эпоху правления иудейских царей Манассии, Иосии или Иоакима, т.е. в VII веке до Р.Х. Из трёх более точных дат произнесения предсказаний наиболее вероятной считается конец VII века, 606-604 годы, около момента победы Навуходоносора над египтянами в сражении при Кархемисе в 605 г. [Л.6, 7, 10, 19] или в 609 г., год смерти Иосии [Л.3]. Хотя имеются другие мнения о более поздней дате создания манускрипта [Л.2, 4, 8].
Некоторые богословы предполагают, третья глава написана в IV веке другим автором, ссылаясь на обнаруженные среди Кумранских рукописей комментарии на труд Хаваккука с толкованиями лишь первых двух глав.
Время написания книги. Очевидно в эпоху правления иудейских царей Манассии, Иосии или Иоакима, т.е. в VII веке до Р.Х. Из трёх более точных дат произнесения предсказаний наиболее вероятной считается конец VII века, 606-604 годы, около момента победы Навуходоносора над египтянами в сражении при Кархемисе в 605 г. [Л.6, 7, 10, 19] или в 609 г., год смерти Иосии [Л.3]. Хотя имеются другие мнения о более поздней дате создания манускрипта [Л.2, 4, 8].
Некоторые богословы предполагают, третья глава написана в IV веке другим автором, ссылаясь на обнаруженные среди Кумранских рукописей комментарии на труд Хаваккука с толкованиями лишь первых двух глав.
Композиция третьей главы. 1. Введение, содержащее надписание (3:1), отношение нави к вести от Господа (3:2).
2. Изложение главной темы - Богоявление:
а) шехина (3:3, 4);
б) последствия (3:5-11, 15);
в) цель посещения (3:12-14).
3. Заключение о реакции автора на полученное откровение (3:16-19).
Главная тема. Явление Создателя творению в контексте вмешательства в человеческую историю для наказания, личного пришествия, установления Своего царства.
Цель написания. Ходатайствовать перед Яхве Элохим о милости, выразить преданность Ему, благодарность за будущее спасение.
Содержание. Видение (1:1) побудило Аввакума обратиться к Адонаю с горячей молитвой, он придал ей поэтическую форму псалма. В данной песне, подобно Давиду в псалме 17 (ст.8-16), провидец рассказывает о грозной теофании (3:3-5), вызывающей страх и просьбу о милости (3:2).
Богоявление сопровождается землетрясением, разрушением гор, оседанием холмов, рёвом бездны, высокими морскими волнами, набегающими на сушу потоками воды, жгучим ветром, язвой, остановкой солнца и луны (3:5-11, 15). Стихийные бедствия служат наказанием вождям да народам, спасением иудеев, прологом к Царству помазанника Божьего (3:12-14).
Физиологические последствия Дня гнева Эль Шаддай, когда попирается всё население земли, пророк услышал, увидел и ощутил на себе (3:16). В ту пору не зацветут деревья, исчезнут плоды в виноградниках, поля не принесут хлеб, погибнет мелкий и крупный скот (3:17). Однако даже в таких чрезвычайно трудных обстоятельствах нави предлагает радоваться Господу, уповать на спасение Его (3:18, 19).
Цель написания. Ходатайствовать перед Яхве Элохим о милости, выразить преданность Ему, благодарность за будущее спасение.
Содержание. Видение (1:1) побудило Аввакума обратиться к Адонаю с горячей молитвой, он придал ей поэтическую форму псалма. В данной песне, подобно Давиду в псалме 17 (ст.8-16), провидец рассказывает о грозной теофании (3:3-5), вызывающей страх и просьбу о милости (3:2).
Богоявление сопровождается землетрясением, разрушением гор, оседанием холмов, рёвом бездны, высокими морскими волнами, набегающими на сушу потоками воды, жгучим ветром, язвой, остановкой солнца и луны (3:5-11, 15). Стихийные бедствия служат наказанием вождям да народам, спасением иудеев, прологом к Царству помазанника Божьего (3:12-14).
Физиологические последствия Дня гнева Эль Шаддай, когда попирается всё население земли, пророк услышал, увидел и ощутил на себе (3:16). В ту пору не зацветут деревья, исчезнут плоды в виноградниках, поля не принесут хлеб, погибнет мелкий и крупный скот (3:17). Однако даже в таких чрезвычайно трудных обстоятельствах нави предлагает радоваться Господу, уповать на спасение Его (3:18, 19).
Проблемы толкования. Глава 3 содержит мифопоэтический текст с элементами хананейской и вавилонской мифологий или реальное видение. Надобно ли относить Богоявление к исходу евреев из Египта, к моменту возвращения иудеев из Вавилона или к более отдалённой эпохе.
2. Теофания (3:1-4)
Библейские пророки утверждают, наступит срок и Элоах посетит землю (Иер.31:2), пребудет в Йерушалаиме, на горе Мория, в Храме (Иоил.3:17, Соф.1:8-12, 3:15, Зах.2:10-13, 8:3). Именно так произойдёт, ибо "не может нарушиться Писание" (Ин.10:35, б).
Всё же Йирмейа, Йоэйл, Зехарйа почти ничего не сообщают о самой теофании, а Цефанйа говорит исключительно о разорении, опустошении, скорби в День Господень (Соф.1:14-18), гибели животного мира да людей (ст.2, 3).
Хаваккук заполняет пробел, посвятив значительную часть книги рассказу о видении (1:1) грандиозного явления Адонай Цеваот творению (3:3-12). Потрясающее откровение, полученное от Него, побуждает нави молиться.
"Молитва Аввакума пророка, для пения (на шигйонот). Господи! услышал я слух Твой (весть Твою) и убоялся (испугался). Господи! соверши дело Твоё среди лет (в годы ближайшие оживи его), среди лет (в годы ближайшие) яви его; во гневе вспомни о милости" (3:1, 2; в скобках, текст из [Л.9]).
Точное значение слова "шигйонот" неизвестно, предположительно его можно отнести к пению [Л.6]. Если музыкально-богослужебный термин происходит от аккадского слова shigu, тогда он обозначает форму плача [Л.10], "плачевная песнь", пер. [Л.23].
Указанное допущение хорошо вписывается в текст ст.2 об испуге пророка от полученной грозной вести. Предполагается, здесь известие от Йахвэ об уничтожении нечестивого Вавилона [Л.4, 6]. Нет, данное упрощённое толкование противоречит словам "во гневе вспомни о милости" (3:2, "Но во гневе вспомни и прояви к нам милость", пер. [Л.11]).
Сверх того, в ту пору гибели Вавилонской империи историки не зафиксировали перипетий, описанных в ст. 3:6-12. По упомянутым причинам многие комментаторы, например [Л.1, 3, 18], относят ст. 3-9 к более отдалённому прошлому, к исходу евреев из Египта. Переход с Синайского полуострова (ст.3, 4), казни (ст.5), путь в пустыне (ст.6), переход через море и р. Иордан (ст.8-10).
Но в ст. 3:2, дальнейших стихах, речь не столько о евреях Исхода, египтянах или халдеях, сколько о грядущем Йом Адонай, судьбе народов во всём мире [Л.12, 13]. "Грандиозность будущего явления Бога превосходит опыт Израиля на горе Синай, и в конце времён будет иметь всеобщее, а не только национальное значение" [Л.19, стр. 506], ибо написано.
"Бог от Фемана грядет (придёт) и Святый - от горы Фаран. Покрыло небеса (небо) величие (великолепие) Его, и славою Его наполнилась земля. Блеск (сияние) её - как солнечной свет; от руки Его (Самого) лучи (в англ. пер. "рога" [Л.18]), и здесь (там) тайник Его силы!" (3:3, 4; в скобках, текст из [Л.9]).
Хаваккук заполняет пробел, посвятив значительную часть книги рассказу о видении (1:1) грандиозного явления Адонай Цеваот творению (3:3-12). Потрясающее откровение, полученное от Него, побуждает нави молиться.
"Молитва Аввакума пророка, для пения (на шигйонот). Господи! услышал я слух Твой (весть Твою) и убоялся (испугался). Господи! соверши дело Твоё среди лет (в годы ближайшие оживи его), среди лет (в годы ближайшие) яви его; во гневе вспомни о милости" (3:1, 2; в скобках, текст из [Л.9]).
Точное значение слова "шигйонот" неизвестно, предположительно его можно отнести к пению [Л.6]. Если музыкально-богослужебный термин происходит от аккадского слова shigu, тогда он обозначает форму плача [Л.10], "плачевная песнь", пер. [Л.23].
Указанное допущение хорошо вписывается в текст ст.2 об испуге пророка от полученной грозной вести. Предполагается, здесь известие от Йахвэ об уничтожении нечестивого Вавилона [Л.4, 6]. Нет, данное упрощённое толкование противоречит словам "во гневе вспомни о милости" (3:2, "Но во гневе вспомни и прояви к нам милость", пер. [Л.11]).
Сверх того, в ту пору гибели Вавилонской империи историки не зафиксировали перипетий, описанных в ст. 3:6-12. По упомянутым причинам многие комментаторы, например [Л.1, 3, 18], относят ст. 3-9 к более отдалённому прошлому, к исходу евреев из Египта. Переход с Синайского полуострова (ст.3, 4), казни (ст.5), путь в пустыне (ст.6), переход через море и р. Иордан (ст.8-10).
Но в ст. 3:2, дальнейших стихах, речь не столько о евреях Исхода, египтянах или халдеях, сколько о грядущем Йом Адонай, судьбе народов во всём мире [Л.12, 13]. "Грандиозность будущего явления Бога превосходит опыт Израиля на горе Синай, и в конце времён будет иметь всеобщее, а не только национальное значение" [Л.19, стр. 506], ибо написано.
"Бог от Фемана грядет (придёт) и Святый - от горы Фаран. Покрыло небеса (небо) величие (великолепие) Его, и славою Его наполнилась земля. Блеск (сияние) её - как солнечной свет; от руки Его (Самого) лучи (в англ. пер. "рога" [Л.18]), и здесь (там) тайник Его силы!" (3:3, 4; в скобках, текст из [Л.9]).
Согласно видения (1:1), планета наполнится сиянием славы Йахвэ Элохим, сотрясётся (3:6), как в древности. "Когда слава Господа проходила перед Моисеем, или занимала место в святилище скинии и храма, или покидала храм в видении Иезекииля, под тяжестью славы сотрясались сами основания земли" [Л.22, стр. 1237].
3. Мифопоэтический гимн?
Авторы работы [Л.10] полагают, ст. 3-19 содержат заимствованные мотивы известных литературных произведений, имеют сходство с вавилонским эпосом "Энума Элиш". Аввакум "переплетает между собой элементы вавилонской и хананейской мифологии в этом гимне" (стр. 921).
Указанное суждение лишено логики. Зачем тайновидцу использовать элементы языческой мифологии? если он передаёт слушателям откровение непосредственно от Яхве. Во-вторых, что за мифопоэтический текст? который насыщен взаимосвязанными и взаимообусловленными событиями, содержит много реальных, не выдуманных подробностей.
Также нельзя согласиться с мнением авторов [Л.6], в частности, о ст.4, его "можно воспринять лишь как образ - красочный и поэтический" (стр. 525). Нет. Стих 4, третья глава, вся книга - "Пророческое видение, которое видел пророк Аввакум" (1:1).
Он наблюдал нечто реальное, правда, весьма трудное для восприятия, изложения, понимания слушателями, даже теми, кто живёт в последний период существования рода сего. Оттого Господь предупреждает нас, "вы будете крайне изумлены, потому что Я совершу в ваши дни такое, чему бы вы никогда не поверили, если бы вам рассказывали об этом" (1:5, пер. [Л.21]).
Указанное суждение лишено логики. Зачем тайновидцу использовать элементы языческой мифологии? если он передаёт слушателям откровение непосредственно от Яхве. Во-вторых, что за мифопоэтический текст? который насыщен взаимосвязанными и взаимообусловленными событиями, содержит много реальных, не выдуманных подробностей.
Также нельзя согласиться с мнением авторов [Л.6], в частности, о ст.4, его "можно воспринять лишь как образ - красочный и поэтический" (стр. 525). Нет. Стих 4, третья глава, вся книга - "Пророческое видение, которое видел пророк Аввакум" (1:1).
Он наблюдал нечто реальное, правда, весьма трудное для восприятия, изложения, понимания слушателями, даже теми, кто живёт в последний период существования рода сего. Оттого Господь предупреждает нас, "вы будете крайне изумлены, потому что Я совершу в ваши дни такое, чему бы вы никогда не поверили, если бы вам рассказывали об этом" (1:5, пер. [Л.21]).
С помощью Духа Святого попробуем разобраться в удивительном рассказе, вдумаемся в его эффектные загадочные образы. Вникнем в физическую сущность потрясающей теофании, для чего воспользуемся гипотезой, изложенной в работе [Л.14].
В статье утверждается, "знамение Сына Человеческого на небе" (Мт.24:30) есть радиант метеорного потока. Область небесной сферы, из неё как бы исходят все видимые и продолженные назад яркие следы испаряющихся в атмосфере метеорных тел (рис.1).
Пророк видит шехину. Небо покроет величие Элоах, от его великолепия померкнет свет луны; вся земля будет освещена славой Его, её сияние подобно солнечному свету (Авв.3:3, 4).
Слова "как солнечный свет", "блеск (сияние) величия", "слава" синонимы; т.к. слава "означает ослепительное сияние, знаменующее присутствие Бога" [Л.15, стр. 70; Л.11, стр. 68]. "Являемая людям слава - образ Божьей трансцендентности. Она вызывает трепет и ужас ..." [Л.22, стр. 1088].
Необычное ночное светило с зенитным часовым числом ZHR > 10 000 испускает лучи (букв. "рога"), как настоящее солнце днём. Цефанйа называет его светильником Йахвэ (Соф.1:12). Тёмное пятно в центре, из него вылетают яркие метеоры, лучи от руки Бога небесных воинств, Хаваккук именует "тайник Его силы" (3:4, б).
"Отверстие" астрономического феномена пророки воспринимают словно колчан Адоная, "как открытый гроб" (Иер.5:16); точно ножны для меча Небесного Воителя, куда "он уже не возвратится" (Иез.21:3-10), будто точило (Ис.63:1-6).
В Новом Завете радиант называется знамение на небе (Мт.29:30), "точило" гнева Вседержителя (Отк.19:15),"знамение отверстия на небе" (Дидахе, 16:6). Фактически, радиант и сопровождающую его природную катастрофу, библейские пророки замещают теофанией, но описывают именно свойства и воздействие невиданного ранее заменяемого явления, как в древнейшем жанре загадки [Л.2, стр. 480].
Оазис Едомской пустыни Феман (евр. Тэйман) и гора Фаран (Паран) находятся на юге от Иерусалима [Л.1, 2, 4, 5]. В День Господень "тайник Его силы", заливая небо багрянцем, закрывая червлёными ризами Йахвэ Цеваот (Ис.63:1), будет кульминировать в южной части небосвода, над Тэйманом да горой Паран, территорией древнего Едома (Авв3:3).
В статье утверждается, "знамение Сына Человеческого на небе" (Мт.24:30) есть радиант метеорного потока. Область небесной сферы, из неё как бы исходят все видимые и продолженные назад яркие следы испаряющихся в атмосфере метеорных тел (рис.1).
Пророк видит шехину. Небо покроет величие Элоах, от его великолепия померкнет свет луны; вся земля будет освещена славой Его, её сияние подобно солнечному свету (Авв.3:3, 4).
Слова "как солнечный свет", "блеск (сияние) величия", "слава" синонимы; т.к. слава "означает ослепительное сияние, знаменующее присутствие Бога" [Л.15, стр. 70; Л.11, стр. 68]. "Являемая людям слава - образ Божьей трансцендентности. Она вызывает трепет и ужас ..." [Л.22, стр. 1088].
Необычное ночное светило с зенитным часовым числом ZHR > 10 000 испускает лучи (букв. "рога"), как настоящее солнце днём. Цефанйа называет его светильником Йахвэ (Соф.1:12). Тёмное пятно в центре, из него вылетают яркие метеоры, лучи от руки Бога небесных воинств, Хаваккук именует "тайник Его силы" (3:4, б).
"Отверстие" астрономического феномена пророки воспринимают словно колчан Адоная, "как открытый гроб" (Иер.5:16); точно ножны для меча Небесного Воителя, куда "он уже не возвратится" (Иез.21:3-10), будто точило (Ис.63:1-6).
В Новом Завете радиант называется знамение на небе (Мт.29:30), "точило" гнева Вседержителя (Отк.19:15),"знамение отверстия на небе" (Дидахе, 16:6). Фактически, радиант и сопровождающую его природную катастрофу, библейские пророки замещают теофанией, но описывают именно свойства и воздействие невиданного ранее заменяемого явления, как в древнейшем жанре загадки [Л.2, стр. 480].
Оазис Едомской пустыни Феман (евр. Тэйман) и гора Фаран (Паран) находятся на юге от Иерусалима [Л.1, 2, 4, 5]. В День Господень "тайник Его силы", заливая небо багрянцем, закрывая червлёными ризами Йахвэ Цеваот (Ис.63:1), будет кульминировать в южной части небосвода, над Тэйманом да горой Паран, территорией древнего Едома (Авв3:3).
4. Последствия Богоявления для земли (3:5)
В Йом Адонай представит ли опасность радиант метеорного потока ? Несомненно, ибо невиданная конница от пределов севера мчится быстрее барсов, проворнее волков во тьме. Волчья стая оборотней окружает со всех сторон, летит словно орёл, камнем падающий на добычу (рис.1).
Поскольку обмолачивать землю будут не только метеоры микронных размеров, но метеороиды и крупные астероиды. Так столкновение с нашей планетой космического тела эквивалентным диаметром 15 километров вызовет катастрофу глобального масштаба.
Поскольку обмолачивать землю будут не только метеоры микронных размеров, но метеороиды и крупные астероиды. Так столкновение с нашей планетой космического тела эквивалентным диаметром 15 километров вызовет катастрофу глобального масштаба.
В частности, мгновенному возникновению сверхзвуковой ударной волны из раскалённых газов, минеральной пыли, песка. Равным образом к отдалённым трагическим последствиям: болезням, эпидемиям, голоду, смерти. Близкие друг другу перипетии открылись пророку в обратной хронологии, подобно Йоэйлу (Иоил.2:28-31), Амосу (Ам.8:8, 9), Иоханану (Отк.6:12, 13). Он видит.
"Пред лицем (впереди) Его идёт язва (болезни), а по стопам Его - жгучий ветер (разрушение)" (3:5; в скобках, текст из [Л.11]; "Пред Ним идёт мор, и пламя выходит по стопам Его" [Л.9], буквально "жар сожигающий" [Л.6]).
Температура жгучего ветра, пламени, "жара сожигающего", до 700 000 °С. Оттого повидец предупреждает, "народы трудятся для огня" (2:13, б; "огонь разрушит всё, что построили эти люди", пер. [Л.11]).
Йешайа, перечисляя следствия вызывающей страх теофании, видит бурю, вихрь, пламя "всепожирающего огня" (Ис.29:6, 1:1). Безжалостный огонь превратит цветущую весеннюю землю в чёрную опустошенную степь (Иоил.2:3).
Обжигающий ветер из видений Аввакума (3:5) и Иеремии (4:11) это "палящий ветер" в псалме Давида (Пс.10:6), вызванный дождём метеорных тел из горящих углей, огня, серы. Великий ветер Его раздирает горы, сокрушает скалы, "но не в ветре Господь" (3Цар.19:11).
Ещё одному нави открылось похожее, но более развёрнутое видение Богоявления. "Ибо вот, придёт Господь в огне, и (как буря) колесницы Его - как вихрь ("Его армии в облаках пыли"), чтоб излить гнев Свой с яростью и прещение (наказание) Своё с пылающим огнём ("наказать их пламенем огня")" (Ис.66:15; в скобках: текст из [Л.9], в кавычках - из [Л.11]).
Уцелевшие от пылающего огня Адоная подвергнутся наказанию язвой (Авв.3:5, а): чумой, тифом, холерой, малярией, сибирской язвой, дизентерией, прочее [Л.17].
"Пред лицем (впереди) Его идёт язва (болезни), а по стопам Его - жгучий ветер (разрушение)" (3:5; в скобках, текст из [Л.11]; "Пред Ним идёт мор, и пламя выходит по стопам Его" [Л.9], буквально "жар сожигающий" [Л.6]).
Температура жгучего ветра, пламени, "жара сожигающего", до 700 000 °С. Оттого повидец предупреждает, "народы трудятся для огня" (2:13, б; "огонь разрушит всё, что построили эти люди", пер. [Л.11]).
Йешайа, перечисляя следствия вызывающей страх теофании, видит бурю, вихрь, пламя "всепожирающего огня" (Ис.29:6, 1:1). Безжалостный огонь превратит цветущую весеннюю землю в чёрную опустошенную степь (Иоил.2:3).
Обжигающий ветер из видений Аввакума (3:5) и Иеремии (4:11) это "палящий ветер" в псалме Давида (Пс.10:6), вызванный дождём метеорных тел из горящих углей, огня, серы. Великий ветер Его раздирает горы, сокрушает скалы, "но не в ветре Господь" (3Цар.19:11).
Ещё одному нави открылось похожее, но более развёрнутое видение Богоявления. "Ибо вот, придёт Господь в огне, и (как буря) колесницы Его - как вихрь ("Его армии в облаках пыли"), чтоб излить гнев Свой с яростью и прещение (наказание) Своё с пылающим огнём ("наказать их пламенем огня")" (Ис.66:15; в скобках: текст из [Л.9], в кавычках - из [Л.11]).
Уцелевшие от пылающего огня Адоная подвергнутся наказанию язвой (Авв.3:5, а): чумой, тифом, холерой, малярией, сибирской язвой, дизентерией, прочее [Л.17].
5. Сейсмические колебания (3:6, 7)
Газо-пылевую ударную волну вызовет сильнейший импакт, удар из космоса сотрясёт планету. Он вызовет деформацию земной коры, горизонтальные и вертикальные обширные смещения масс, сопровождаемое сдвигами литосферных плит [Л.16].
Под землю провалятся дома, улицы, дороги, мосты, деревья, русла рек. По утверждению Исаии, "земля сдвинется с места своего", когда Эль Шаддай потрясёт небо "в день пылающего гнева Его" (Ис.13:13). Нахум, называя нашу планету "вселенной", так повествует о видении поражающей воображение загадочной теофании (Наум.1:1-6).
"Горы трясутся пред Ним и холмы тают, и земля колеблется ("вздымается" [Л.23], "загорелась" [Л.9]) пред лицем Его и вселенная и все живущие в ней" (ст.5). В подобных выражениях описывают Богоявление Миха (Мих.1:3, 4) и Йешайа (Ис.40:3-5).
Одним из результатов посещения Йахвэ Цеваот пророк называет гром и землетрясение (29:6, 24:18-20). О последнем событии сообщают Миха (Мих.1:2-4), Йирмейа (Иер.4:24), Йехэзкэйл (Иез.38:19, 20), Йоэйл (Иоил.2:10, 3:16), Хаггай (Агг.2:6), Давид (Пс.17:8-12), Господь Иисус Христос (Лк.21:11), Иоханан (Отк.16:18).
Под землю провалятся дома, улицы, дороги, мосты, деревья, русла рек. По утверждению Исаии, "земля сдвинется с места своего", когда Эль Шаддай потрясёт небо "в день пылающего гнева Его" (Ис.13:13). Нахум, называя нашу планету "вселенной", так повествует о видении поражающей воображение загадочной теофании (Наум.1:1-6).
"Горы трясутся пред Ним и холмы тают, и земля колеблется ("вздымается" [Л.23], "загорелась" [Л.9]) пред лицем Его и вселенная и все живущие в ней" (ст.5). В подобных выражениях описывают Богоявление Миха (Мих.1:3, 4) и Йешайа (Ис.40:3-5).
Одним из результатов посещения Йахвэ Цеваот пророк называет гром и землетрясение (29:6, 24:18-20). О последнем событии сообщают Миха (Мих.1:2-4), Йирмейа (Иер.4:24), Йехэзкэйл (Иез.38:19, 20), Йоэйл (Иоил.2:10, 3:16), Хаггай (Агг.2:6), Давид (Пс.17:8-12), Господь Иисус Христос (Лк.21:11), Иоханан (Отк.16:18).
Аввакум тоже предсказывает сильные сейсмические колебания, сопровождаемые странным дрожанием тел у населения.
"Он стал (встал) - и поколебал (пошатнул) землю; воззрел (глянул) - и в трепет привёл народы ("затрепетали народы всех стран"); вековые (древние) горы распались (разрушились), первобытные ("древние") холмы опали ("осели"); пути Его - вечные" (3:6; в скобках: текст из [Л.9], в кавычках - из [Л.11].
Слова "встал", "пошатнул", "глянул" служат метафорами, как одним из основных художественных средств выразительности, в частности, лежащим в основе загадок. Иначе надобно признать, у Бога есть ноги, глаза, руки, т.е. какая-то телесная форма, отрицаемая евреями [Л.10, стр.596]. Следовательно, население всех стран затрепещет не от вида Его, возможно, из-за страха перед природным бедствием?
"Он стал (встал) - и поколебал (пошатнул) землю; воззрел (глянул) - и в трепет привёл народы ("затрепетали народы всех стран"); вековые (древние) горы распались (разрушились), первобытные ("древние") холмы опали ("осели"); пути Его - вечные" (3:6; в скобках: текст из [Л.9], в кавычках - из [Л.11].
Слова "встал", "пошатнул", "глянул" служат метафорами, как одним из основных художественных средств выразительности, в частности, лежащим в основе загадок. Иначе надобно признать, у Бога есть ноги, глаза, руки, т.е. какая-то телесная форма, отрицаемая евреями [Л.10, стр.596]. Следовательно, население всех стран затрепещет не от вида Его, возможно, из-за страха перед природным бедствием?
Нет, от физического эффекта резонанса внешних и внутренних органов под воздействием инфразвуковых колебаний земли, воды, воздуха [Л.17]. Трепетать будут не только люди (ст.6, б), но рыбы, птицы, звери, пресмыкающиеся (Иез.38:20). Нечестивые взяли верх над праведными, посему Великая скорбь поразит все народы.
"Грустными (в беде) видел я шатры Ефиопские (Кушана); сотряслись палатки (завесы шатров) земли Мадиамской (Мидйан)" (Авв.3:7; в скобках, текст из [Л.9]).
Нави видит следствия подземных толчков, они сотрясают завесы шатров в южных степях Мидйан; беда поселилась в шатрах Кушана, в данном тексте, по-видимому некое кочевое племя на юге [Л.10]. Нахлынули бедствия, исполнилось обещание Йахвэ Элохим. "Всё истреблю с лица земли ("Я разрушу всё на земле" [Л.11]),- говорит Господь ..." (Соф.1:2, 3).
"Грустными (в беде) видел я шатры Ефиопские (Кушана); сотряслись палатки (завесы шатров) земли Мадиамской (Мидйан)" (Авв.3:7; в скобках, текст из [Л.9]).
Нави видит следствия подземных толчков, они сотрясают завесы шатров в южных степях Мидйан; беда поселилась в шатрах Кушана, в данном тексте, по-видимому некое кочевое племя на юге [Л.10]. Нахлынули бедствия, исполнилось обещание Йахвэ Элохим. "Всё истреблю с лица земли ("Я разрушу всё на земле" [Л.11]),- говорит Господь ..." (Соф.1:2, 3).
Авторы работы [Л.6] предполагают. "Природные катаклизмы, описываемые пророком, есть образ катаклизмов исторических" (стр. 524). Однако данное суждение голословно, оно не подтверждается ни доказательствами авторов, ни историческими фактами.
Яркие прямолинейные следы-треки метеорных тел появляются высоко вверху, оттого пророк называет их стрелами да копьями Бога (3:12), лучами-рогами из тайника Его силы (ст.4). Йеошуа сын Нуна именует массивные небесные тела "большие камни" (Иис.Н.10:11), Йешайа - язык Яхве (Ис.30:27), Зехарйа - стрела Его (Зах.9:14), Иоханан - звезда (Отк.8:10, 9:1).
6. Горе как море, берегов не видно (3:8, 9)
Пророк переводит взгляд с земли на речные и морские воды, они тоже подвергнутся мощному воздействию гнева Небесного Воителя в день негодования Его.
"Разве на реки воспылал, Господи, гнев Твой? разве на реки (потоки) - негодование Твоё, или на море - ярость Твоя, что Ты вошёл на коней Твоих, на колесницы Твои спасительные?" (3:8; "когда мчался стремглав на конях Своих, на колесницах победителя?", пер. [Л.23]).
Гнев, негодование, ярость в ст.8 не просто слова, выражающие сильные чувства, совсем нет. Библейские нави имели в виду проявления теофании, падения орудий Его с небес, жилища Бога (2Пар.30:27). Языков пламени, огня, горячих углей, стрел, копий, серы, искр.
"Разве на реки воспылал, Господи, гнев Твой? разве на реки (потоки) - негодование Твоё, или на море - ярость Твоя, что Ты вошёл на коней Твоих, на колесницы Твои спасительные?" (3:8; "когда мчался стремглав на конях Своих, на колесницах победителя?", пер. [Л.23]).
Гнев, негодование, ярость в ст.8 не просто слова, выражающие сильные чувства, совсем нет. Библейские нави имели в виду проявления теофании, падения орудий Его с небес, жилища Бога (2Пар.30:27). Языков пламени, огня, горячих углей, стрел, копий, серы, искр.
Отчего возникнут: радиант метеорного потока (ст.3, 4), жгучий ветер (ст.5) ударной волны с температурой в десятки и сотни тысяч градусов; колебания суши, тряска жителей (ст.6, 16), разрушения гор, оседания холмов (ст.6); огромные морские волны (ст.8, 10), заливающие сушу; возвращаясь в моря, потоки рассекут почву (ст.9), она перестанет плодоносить (ст.17).
Риторические вопросы, задаваемые тайновидцем Адонаю (ст.8), не нуждаются в ответах. Негодование Его и гнев (буквально "горячее дыхание") направлены не столько на природу, сколько на человека; "ибо суд у Господа с жителями сей земли, потому что нет ни истины ( правды), ни милосердия, ни Богопознания на земле" (Ос.4:1-3).
Вседержитель обещает, "Я накажу мир за зло, и нечестивых - за беззакония их" (Ис.13:11, а). В чём конкретно физически выразится гнев Его на реки, негодование на потоки, ярость на море? Нахум отвечает, "оно высыхает и все реки иссякают" (Наум.1:4, б). Почему?
Глобальное землетрясение (Авв.3:6, Наум.1:5, Отк.16:18), вызванное импактом с неба, деформацией коры и масштабными смещениями масс [Л.16], изменит мега- и макрорельефы всей планеты, сделает иным строение её поверхности.
Вседержитель обещает, "Я накажу мир за зло, и нечестивых - за беззакония их" (Ис.13:11, а). В чём конкретно физически выразится гнев Его на реки, негодование на потоки, ярость на море? Нахум отвечает, "оно высыхает и все реки иссякают" (Наум.1:4, б). Почему?
Глобальное землетрясение (Авв.3:6, Наум.1:5, Отк.16:18), вызванное импактом с неба, деформацией коры и масштабными смещениями масс [Л.16], изменит мега- и макрорельефы всей планеты, сделает иным строение её поверхности.
По указанной причине пересохнут русла многих рек (Отк.16:12, Ис.19:5-7, Иез.30:12), иссохнут ручьи, прежние источники (Ис.42:15, Пс.106:33). В океанах, морях, любом крупном водоёме внезапно поднимутся высокие яростные волны (Авв.3:10, Лк.21:25).
Загадочными конями и колесницами Эль Шаддай, они будут скакать в дни явления Его (3-6, 8), нави называет массивные космические объекты ("образ колесницы служит показателем быстроты передвижения" [Л.22]). В древности полагали, небесные (обожествлённые) тела перемещаются по небосводу на конях или колесницах [Л.10, стр. 459].
Ещё одно катастрофическое последствие Богоявления для природы видит пророк.
"Ты поднял (натянул) лук Свой, дал стрелам клятвенный наказ (стрелами колчан наполнил). Ты землю реками рассёк (развёрз)" (3:9, пер. [Л.23]; в скобках, текст из [Л.20]).
Загадочными конями и колесницами Эль Шаддай, они будут скакать в дни явления Его (3-6, 8), нави называет массивные космические объекты ("образ колесницы служит показателем быстроты передвижения" [Л.22]). В древности полагали, небесные (обожествлённые) тела перемещаются по небосводу на конях или колесницах [Л.10, стр. 459].
Ещё одно катастрофическое последствие Богоявления для природы видит пророк.
"Ты поднял (натянул) лук Свой, дал стрелам клятвенный наказ (стрелами колчан наполнил). Ты землю реками рассёк (развёрз)" (3:9, пер. [Л.23]; в скобках, текст из [Л.20]).
"Последняя фраза в стихе 9: Ты потоками рассёк землю - в этом контексте есть опять-таки поэтический образ или метафора" [Л.6], вовсе не буквальное стихийное бедствие. Но верно ли данное толкование ст.9?
7. Из такой воды сухим не выйдешь (3:10)
Несмотря на некоторые разночтения в переводах ст.9, ясно, Хаваккук славит Яхве как Воителя, исполняющего обещания. Его вооружение включает: лук-радиант, в центре его колчан, наполненный стрелами (3:9) метеорных тел и сияющими копьями (ст.11) болидов. Там же, сверкающий меч метеороидов, его особенность, он НЕ возвращается в ножны свои (Иез.21:3-5, Ис.66:16).
Какими "поэтическими" реками воды (Авв.3:9) Адонай Цеваот развёрз землю (т.н. "пророческое прошедшее время")? Из ст. 10 понятно откуда они возьмутся.
"Увидевши Тебя, вострепетали горы (сотрясались вершины), ринулись воды (Воды отступили от суши); бездна дала голос свой (вода морская взревела), высоко подняла руки ("волны" [Л.21, 23]) свои" (3:10; в скобках, текст из [Л.11]).
"Вода играла важную роль в космологии Древнего мира, где море ассоциировалось с первозданными водами хаоса, обозначенными в Быт.1:2 термином бездна" [Л.22, стр. 161], по евр. "техом", буквально "глубина".
Какими "поэтическими" реками воды (Авв.3:9) Адонай Цеваот развёрз землю (т.н. "пророческое прошедшее время")? Из ст. 10 понятно откуда они возьмутся.
"Увидевши Тебя, вострепетали горы (сотрясались вершины), ринулись воды (Воды отступили от суши); бездна дала голос свой (вода морская взревела), высоко подняла руки ("волны" [Л.21, 23]) свои" (3:10; в скобках, текст из [Л.11]).
"Вода играла важную роль в космологии Древнего мира, где море ассоциировалось с первозданными водами хаоса, обозначенными в Быт.1:2 термином бездна" [Л.22, стр. 161], по евр. "техом", буквально "глубина".
Когда на небе возникнет сияющий будто ночное солнце загадочный радиант, тайник силы Его (Авв.3:4), знаменующий присутствие Бога, увидев шехину вострепещут горы (ст.10). Древние горы распадутся, первобытные холмы осядут (ст.6).
Великое небывалое землетрясение, сотрясающее вершины и разрушающее горы, окажется причиной многочисленных цунами и мегацунами, гигантских ревущих волн (рис.2), даже под лежачий камень затечёт вода.
Как предупреждает Господь Иисус Христос, "море восшумит (заревёт) и возмутится (разбушуется)" (Лк.21:25). Поэтому необходимо бежать в горы (Мт.24:16-18), ибо море ворвётся в города на побережьях Средиземного моря, затопит Иудею, Самарию, Галилею [Л.16].Великое небывалое землетрясение, сотрясающее вершины и разрушающее горы, окажется причиной многочисленных цунами и мегацунами, гигантских ревущих волн (рис.2), даже под лежачий камень затечёт вода.
Очевиднои провидец ошибается, утверждая, вначале воды отступят (?) от суши, потом взревут и высоко поднимутся. Нет, он прав.
Вслед за землетрясением, перед появлением цунами, вода на несколько километров отступит от побережья, т.к. берег часто попадает во впадину волны (расстояние между верхушками волн 100 ... 300 км).
Вслед за землетрясением, перед появлением цунами, вода на несколько километров отступит от побережья, т.к. берег часто попадает во впадину волны (расстояние между верхушками волн 100 ... 300 км).
Сильный отлив обнажит дно морское, - "основания вселенной" (2Цар.22:16). Потом с огромной скоростью от 500 км/час до 1 000 км/час нахлынут гравитационные волны. Они высоко поднимают "руки" свои (Авв.3:10), "восходят до небес, нисходят до бездны" (Пс.106:26). Согласно старой пословице, "нанесёт горя с моря".
Человек, пусть далеко живущий от побережья, придёт в ужас, услышав рёв как бы разъярённого зверя, увидев стремительно набегающий по суше высокий водяной вал (ст.10, г). "И взревёт он на него в тот день рёвом моря; и (кто) взглянет на землю, то вот - тьма бедствия ..." (Ис.5:30, пер. [Л.9]).
Человек, пусть далеко живущий от побережья, придёт в ужас, услышав рёв как бы разъярённого зверя, увидев стремительно набегающий по суше высокий водяной вал (ст.10, г). "И взревёт он на него в тот день рёвом моря; и (кто) взглянет на землю, то вот - тьма бедствия ..." (Ис.5:30, пер. [Л.9]).
На мелководном шельфе скорость цунами падает до 50 км/час, но из-за торможения резко возрастает её высота (до 1 000 метров). Огромные злобные волны обрушатся на берег с сильным шумом, рёвом, гулом, "бездна дала голос свой" (Авв.3:10).
Морская вода, сметая всё на своём пути, проникнет вглубь континентов на сотни и тысячи километров. Утопит острова, смоет руины городов, зальёт территории почти всех стран на 5 месяцев (Быт.7:24). Затем воды вернутся в океаны да моря, бурными реками рассекая землю (ст.9, б) в течение 7-и месяцев [Л.16]. На месте временных морей останутся океаны грязи.
Морская вода, сметая всё на своём пути, проникнет вглубь континентов на сотни и тысячи километров. Утопит острова, смоет руины городов, зальёт территории почти всех стран на 5 месяцев (Быт.7:24). Затем воды вернутся в океаны да моря, бурными реками рассекая землю (ст.9, б) в течение 7-и месяцев [Л.16]. На месте временных морей останутся океаны грязи.
8. Последствия Богоявления для неба (3:11)
Поднимая взор вверх, пророк видит нечто невероятное, данный природный феномен может привести в изумление любого человека, во все эпохи. Отгадать загадку "двое стоят, остальные летят" следует и нам.
"Солнце и луна застыли (Синод. пер. "остановились на месте своём") в небесах, когда увидели Твои сияющие стрелы и блеск Твоих сверкающих копий" (3:11; пер. [Л.21]).
Первая мысль, она приходит на ум при чтении ст.11, не может быть! Наша звезда летит в космическом пространстве вокруг центра Галактики с огромной скоростью (около 217 километров в секунду, ускорение свободного падения 274 м/сек²).
"Солнце и луна застыли (Синод. пер. "остановились на месте своём") в небесах, когда увидели Твои сияющие стрелы и блеск Твоих сверкающих копий" (3:11; пер. [Л.21]).
Первая мысль, она приходит на ум при чтении ст.11, не может быть! Наша звезда летит в космическом пространстве вокруг центра Галактики с огромной скоростью (около 217 километров в секунду, ускорение свободного падения 274 м/сек²).
Если Солнце или Земля остановятся (по какой причине?), погибнет жизнь в любых высокоорганизованных формах; чего не произошло в дни Иисуса Навина (Иис.Н.10:11-13). Кроме того, нави получил откровение от Самого Творца вселенной, оно не может содержать ошибки или неточности (Ин.17:17).
Очевидно, в утверждении "Солнце и луна остановились на месте своём" (Авв.3:11, "в жилище своём застыли", пер. [Л.23]) имеется в виду противостояние, по-научному "сизигия". Когда в полнолуние оба светила видны на противоположных горизонтах (аспект "оппозиция") одновременно [Л.10, стр. 251].
В оппозиции вид космических тел искажается рефракцией земной атмосферы, вследствие чего изображение месяца видно некоторое время после того, как он зашёл, нашей звезды - ещё за несколько минут до её реального восхода. Как написано. "Солнце и луна застыли в небесах ..." (3:11, а; пер. [Л.21]).
По причине сияния радианта из "сияющих стрел" и "сверкающих копий" (ст.3, б), ослабеет свет заходящей царицы ночи, восходящего дневного светила, бесчисленных звёзд. Грядущие катаклизмы провидит Йешайа. "Звёзды небесные и светила не дают от себя света; солнце меркнет при восходе своём, и луна не сияет светом своим" (Ис.13:10).
В оппозиции вид космических тел искажается рефракцией земной атмосферы, вследствие чего изображение месяца видно некоторое время после того, как он зашёл, нашей звезды - ещё за несколько минут до её реального восхода. Как написано. "Солнце и луна застыли в небесах ..." (3:11, а; пер. [Л.21]).
По причине сияния радианта из "сияющих стрел" и "сверкающих копий" (ст.3, б), ослабеет свет заходящей царицы ночи, восходящего дневного светила, бесчисленных звёзд. Грядущие катаклизмы провидит Йешайа. "Звёзды небесные и светила не дают от себя света; солнце меркнет при восходе своём, и луна не сияет светом своим" (Ис.13:10).
Иными словами, все астрономические объекты будут видны, но без присущего им яркого света (Иоил.2:10, б). На что указывается в Авв. 3:11. "Луна и солнце потеряли свой блеск, перестали светить, видя яркие вспышки молний Твоих" (пер. [Л.11]). В итоге, из-за сизигии, небесные тела словно остановятся на места своих.
Некоторые думают, причиной ярких вспышек служат искровые разряды скопившегося статического атмосферного электричества [Л. 6, 8, 11], хотя написано. "Эти молнии были подобны копьям и стрелам, летящим в пространстве" (3:11, б; пер [Л.11]).
Некоторые думают, причиной ярких вспышек служат искровые разряды скопившегося статического атмосферного электричества [Л. 6, 8, 11], хотя написано. "Эти молнии были подобны копьям и стрелам, летящим в пространстве" (3:11, б; пер [Л.11]).
Подобие ещё не означает тождество, тем не менее, считается."Под стрелами, которые выпускает Яхве, обычно подразумеваются молнии" [ Л. 10, стр. 594]. "Стрела часто явно или неявно сравнивается с молнией" [ Л. 22, стр. 1165]. Но в оригинале стиха 11 метательное орудие Эль Шаддай, летящее в пространстве, НЕ называется зарницей.
Не считают искровыми разрядами мгновенные вспышки ни Зехарйа (Зах.9:14, написано "как молния") ни Иисус Христос (Лк.17:24, греч "astrape" означает "сияние"). Вспышки молний выглядят словно ломаные линии с зигзагообразными ответвлениями (рис.3). Следы же "сияющих стрел" небольших метеоров и "сверкающих копий" болидов подобны прямым линиям (рис.4).
Не считают искровыми разрядами мгновенные вспышки ни Зехарйа (Зах.9:14, написано "как молния") ни Иисус Христос (Лк.17:24, греч "astrape" означает "сияние"). Вспышки молний выглядят словно ломаные линии с зигзагообразными ответвлениями (рис.3). Следы же "сияющих стрел" небольших метеоров и "сверкающих копий" болидов подобны прямым линиям (рис.4).
Яркие прямолинейные следы-треки метеорных тел появляются высоко вверху, оттого пророк называет их стрелами да копьями Бога (3:12), лучами-рогами из тайника Его силы (ст.4). Йеошуа сын Нуна именует массивные небесные тела "большие камни" (Иис.Н.10:11), Йешайа - язык Яхве (Ис.30:27), Зехарйа - стрела Его (Зах.9:14), Иоханан - звезда (Отк.8:10, 9:1).
9. Наказание и спасение (3:12, 13)
Пересказывая в молитве-псалме видение грандиозных масштабов загадочной теофании, её физических последствий для геосферы, гидросферы, атмосферы, нави подводит итог.
"Во гневе шествуешь Ты по земле и в негодовании (ярости) попираешь ("топчешь" [ Л. 20]; буквально "молотишь" [Л.1], "измолачиваешь" [Л.3]) народы" (3:12).
До Хаввакука похожее откровение о будущем грандиозном Богоявлении получил Давид, также изложив его в псалме.
"Земля тряслась (задрожала земля, сотряслась), до основания горы дрожали (пошатнулись и основания гор) - так разгневался Господь. Дымились Его ноздри, изо рта рвалось всепожирающее пламя и огненные искры разлетались (сыпались от Него горящие угли). И небо разорвав Господь спустился ...
Его слепящее сиянье распарывало тучи (от сияния перед Ним разгорались огненные угли), грянул град и молнии скрестились ... От Его огненного, гневного дыханья дно океана оголилось, и открылось основание земли (обнажились основания мира) ..." (Пс.17:8-16; пер. [Л.11], в скобках, текст из [Л.21]).
В связи с теофанией, вызывающей чувство ужаса, Нахум задаёт 2-а риторических вопроса, предполагающих единственно возможный ответ, НИКТО не сможет выдержать катастрофического явления Всемогущего (Наум.1:1-6).
"Пред негодованием (гневом) Его кто устоит? И кто стерпит (выстоит) пламя гнева (ярости) Его? Гнев Его разливается (излился) как огонь; скалы распадаются (разрушились) пред Ним" (ст.6; в скобках, текст из [Л.9]; "Ярость Его, как лава, рекой изливается, перед Ним скалы рушатся", пер. [Л.23]).
Точно так. От гнева (буквально, означает "горячее дыхание") Небесного Воителя распадутся вековые горы да осядут первобытные холмы (Авв.3:6; Ис.40:4, Иез.38:20). Взревёт бездна, она высоко поднимет руки (Авв.:10; Лк.21:25); солнце и луна потеряют блеск (Авв.3:11; Ис.13:10); высохнут русла рек (Авв.3:8; Ис.19:5-7, Иез.30:12).
В обмолоченных странах погибнет множество жителей (Авв.3:7; Соф.1:2-18, 3:6-8, Ис.1:9, 24:6, Отк.6:8, 8:9-11, 9:18), их сухие кости покроют землю. Впрочем "не вечно гневается Он, потому что любит миловать" (Мих.7:18, б). Пророк, ходатайствуя о милости Божьей для иудеев, воспринимает наказание за злодейство (1:2-4) будто спасение.
"Ты выступаешь (пришёл) для спасения народа Твоего, для спасения помазанного Твоего (чтобы вести к победе Тобою избранного царя). Ты сокрушаешь главу нечестивого дома (каждой бесчестной семьи), обнажая его от основания до верха (от самых малых до самых великих в стране)" (3:13; в скобках, текст из [Л.11]).
Йирмейа, горестно восклицая. "О, горе! велик тот день, не было подобного ему; это - бедственное время для Иакова" (Иер.30:7), утешает соплеменников, "но он будет спасён от него" (точнее, "в нём же его избавление", пер. [Л.9]).
"Во гневе шествуешь Ты по земле и в негодовании (ярости) попираешь ("топчешь" [ Л. 20]; буквально "молотишь" [Л.1], "измолачиваешь" [Л.3]) народы" (3:12).
До Хаввакука похожее откровение о будущем грандиозном Богоявлении получил Давид, также изложив его в псалме.
"Земля тряслась (задрожала земля, сотряслась), до основания горы дрожали (пошатнулись и основания гор) - так разгневался Господь. Дымились Его ноздри, изо рта рвалось всепожирающее пламя и огненные искры разлетались (сыпались от Него горящие угли). И небо разорвав Господь спустился ...
Его слепящее сиянье распарывало тучи (от сияния перед Ним разгорались огненные угли), грянул град и молнии скрестились ... От Его огненного, гневного дыханья дно океана оголилось, и открылось основание земли (обнажились основания мира) ..." (Пс.17:8-16; пер. [Л.11], в скобках, текст из [Л.21]).
В связи с теофанией, вызывающей чувство ужаса, Нахум задаёт 2-а риторических вопроса, предполагающих единственно возможный ответ, НИКТО не сможет выдержать катастрофического явления Всемогущего (Наум.1:1-6).
"Пред негодованием (гневом) Его кто устоит? И кто стерпит (выстоит) пламя гнева (ярости) Его? Гнев Его разливается (излился) как огонь; скалы распадаются (разрушились) пред Ним" (ст.6; в скобках, текст из [Л.9]; "Ярость Его, как лава, рекой изливается, перед Ним скалы рушатся", пер. [Л.23]).
Точно так. От гнева (буквально, означает "горячее дыхание") Небесного Воителя распадутся вековые горы да осядут первобытные холмы (Авв.3:6; Ис.40:4, Иез.38:20). Взревёт бездна, она высоко поднимет руки (Авв.:10; Лк.21:25); солнце и луна потеряют блеск (Авв.3:11; Ис.13:10); высохнут русла рек (Авв.3:8; Ис.19:5-7, Иез.30:12).
В обмолоченных странах погибнет множество жителей (Авв.3:7; Соф.1:2-18, 3:6-8, Ис.1:9, 24:6, Отк.6:8, 8:9-11, 9:18), их сухие кости покроют землю. Впрочем "не вечно гневается Он, потому что любит миловать" (Мих.7:18, б). Пророк, ходатайствуя о милости Божьей для иудеев, воспринимает наказание за злодейство (1:2-4) будто спасение.
"Ты выступаешь (пришёл) для спасения народа Твоего, для спасения помазанного Твоего (чтобы вести к победе Тобою избранного царя). Ты сокрушаешь главу нечестивого дома (каждой бесчестной семьи), обнажая его от основания до верха (от самых малых до самых великих в стране)" (3:13; в скобках, текст из [Л.11]).
Йирмейа, горестно восклицая. "О, горе! велик тот день, не было подобного ему; это - бедственное время для Иакова" (Иер.30:7), утешает соплеменников, "но он будет спасён от него" (точнее, "в нём же его избавление", пер. [Л.9]).
В те бедственные годы наступит возрождение Эрец Йисраэль. По окончании наказания каждой бесчестной семьи (Авв.3:13), изгнания зла от Йаакова, прощения грехов, заключения вечного завета (Рим.11:26, 27, Иер.32:37-42).
Какого избранного царя (Авв.3:13, букв. "Помазанник" [Л.23]) Йахвэ Элохим поведёт к победе? Из стиха Соф.3:15, его анализа [Л.13], следует, речь о Иеhошуа ха Машиах, "Помазанный, Мессия, Христос" [Л.23]. Апостол Павел называет Его "Искупитель" (Рим.11:26); подобно Исайя (Ис.59:20), он также именует Машиаха Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира (9:6), Царь (32:1), Праведник (53:11).
Какого избранного царя (Авв.3:13, букв. "Помазанник" [Л.23]) Йахвэ Элохим поведёт к победе? Из стиха Соф.3:15, его анализа [Л.13], следует, речь о Иеhошуа ха Машиах, "Помазанный, Мессия, Христос" [Л.23]. Апостол Павел называет Его "Искупитель" (Рим.11:26); подобно Исайя (Ис.59:20), он также именует Машиаха Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира (9:6), Царь (32:1), Праведник (53:11).
10. Эль Шаддай (3:14, 15)
Во всех значительных исторических перипетиях библейские пророки видели исполнение обещаний Господа и воли Его. Не является исключением Аввакум, его молитва-псалом, в т.ч. стих 14, подтверждают данное суждение.
"Посохом Моисея Ты остановил солдат врага, которые грозе подобно, пришли сражаться против нас. Они думали, что нас победить также легко, как тайно бедняка ограбить" (3:14; пер. [Л.11]).
Буквальный перевод ст. 14, "Ты пронзишь вожака его орд его же копьём ..." [Л.20] или "... когда его воины, как вихрь, ринулись, чтобы разбить нас" [Л.21] отличается от приведенного выше. Тем не менее, мысль нави ясна, Бог Авраама, Ицхака, Йаакова всегда с ам Йисраэль, Он силён защитить его от врагов, выступить "для спасения народа" (3:13).
Какое предание имеется в виду? Авторы работы [Л.6] пишут, категория времени и содержание ст.14 "не позволяет отнести его к какому-то конкретному событию в Истории Израиля". Верно. "Ибо видение относится ещё к определённому (в будущем) времени и говорит о конце и не обманет (непременно сбудется)" (2:3, а; в скобках, текст из [Л.11]).
С учётом законченной в смысловом отношении предыдущей части главы 3, можно предположить, тайновидец говорит об отдалённом будущем. Вооружённом столкновении израильтян с соседями, о нём рассказывает Йоэйл в контексте событий Дня Господня (Иоил.3:9-14).
В те дни окрестные народы, взирая на Йисраэль, лежащий в руинах, посчитают его лёгкой добычей, "как тайно бедняка ограбить" (Авв.3:14), забыв о Всемогущем, охраняющим его. Он остановит солдат врага, в смятении обративших оружие друг против друга и своих вождей. "Ты пронзаешь копьями его главу вождей его" (3:14; [Л.20, 21]).
Параллельное пророчество подтверждает суждение о войне против Иерусалима, плачевном её исходе для нападающих (Зах.14:12). "И будет в тот день (т.е. день Господень, 14:1): произойдёт между ними великое смятение от Господа, так что один схватит руку другого, и поднимется рука его на руку ближнего его ("станут биться друг с другом" [Л.20])" (ст.13).
Могущество Йахве Элохим распространяется на подвластный Ему мир, на всё творение, в т.ч. гидросферу.
"Кони Твои скачут, попирая волны ("Прошёл Ты по морю" [Л.9]), пучину многоводную вздымая" (3:15, пер. [Л.23], "вспенивая великие воды" [Л.21]; "Коней Своих Ты провёл через море, от них всколыхнулись великие воды" [Л.11]).
"Посохом Моисея Ты остановил солдат врага, которые грозе подобно, пришли сражаться против нас. Они думали, что нас победить также легко, как тайно бедняка ограбить" (3:14; пер. [Л.11]).
Буквальный перевод ст. 14, "Ты пронзишь вожака его орд его же копьём ..." [Л.20] или "... когда его воины, как вихрь, ринулись, чтобы разбить нас" [Л.21] отличается от приведенного выше. Тем не менее, мысль нави ясна, Бог Авраама, Ицхака, Йаакова всегда с ам Йисраэль, Он силён защитить его от врагов, выступить "для спасения народа" (3:13).
Какое предание имеется в виду? Авторы работы [Л.6] пишут, категория времени и содержание ст.14 "не позволяет отнести его к какому-то конкретному событию в Истории Израиля". Верно. "Ибо видение относится ещё к определённому (в будущем) времени и говорит о конце и не обманет (непременно сбудется)" (2:3, а; в скобках, текст из [Л.11]).
С учётом законченной в смысловом отношении предыдущей части главы 3, можно предположить, тайновидец говорит об отдалённом будущем. Вооружённом столкновении израильтян с соседями, о нём рассказывает Йоэйл в контексте событий Дня Господня (Иоил.3:9-14).
В те дни окрестные народы, взирая на Йисраэль, лежащий в руинах, посчитают его лёгкой добычей, "как тайно бедняка ограбить" (Авв.3:14), забыв о Всемогущем, охраняющим его. Он остановит солдат врага, в смятении обративших оружие друг против друга и своих вождей. "Ты пронзаешь копьями его главу вождей его" (3:14; [Л.20, 21]).
Параллельное пророчество подтверждает суждение о войне против Иерусалима, плачевном её исходе для нападающих (Зах.14:12). "И будет в тот день (т.е. день Господень, 14:1): произойдёт между ними великое смятение от Господа, так что один схватит руку другого, и поднимется рука его на руку ближнего его ("станут биться друг с другом" [Л.20])" (ст.13).
Могущество Йахве Элохим распространяется на подвластный Ему мир, на всё творение, в т.ч. гидросферу.
"Кони Твои скачут, попирая волны ("Прошёл Ты по морю" [Л.9]), пучину многоводную вздымая" (3:15, пер. [Л.23], "вспенивая великие воды" [Л.21]; "Коней Своих Ты провёл через море, от них всколыхнулись великие воды" [Л.11]).
"В стихе 15 упоминается славный переход через Красное море (Исх.14)" [Л.24, стр. 1097]. "В ст.15 - очевидная ссылка на то, что произошло при переходе евреев через Красное море" [Л.6], смотрите также [Л.3, 4, 18, 19].
Нет, вовсе не ссылка на давно минувшее событие, в лучшем случае, аллюзия. Воды Чермного моря не всколыхнулись, а распались (Исх.14:16), полностью разделились сильным ветром с востока, дувшим всю ночь (ст.21), совсем не конями Адоная небесных воинств (рис.5).
Да и мелкое Тростниковое море не "пучина (бездна) великих вод"; ст.15 относится к видению будущей таинственной теофании, ей посвящены предыдущие стихи, в частности, ст.3:8.
Здесь мы сталкиваемся с т.н. "пророческим прошедшим временем", "характерный приём пророческой речи, свидетельствовавший об уверенности говорившего в осуществлении того, о чём он пророчествовал" [Л.6, стр. 84].
Нет, вовсе не ссылка на давно минувшее событие, в лучшем случае, аллюзия. Воды Чермного моря не всколыхнулись, а распались (Исх.14:16), полностью разделились сильным ветром с востока, дувшим всю ночь (ст.21), совсем не конями Адоная небесных воинств (рис.5).
Да и мелкое Тростниковое море не "пучина (бездна) великих вод"; ст.15 относится к видению будущей таинственной теофании, ей посвящены предыдущие стихи, в частности, ст.3:8.
Здесь мы сталкиваемся с т.н. "пророческим прошедшим временем", "характерный приём пророческой речи, свидетельствовавший об уверенности говорившего в осуществлении того, о чём он пророчествовал" [Л.6, стр. 84].
11. Худые вести не лежат на месте (3:16)
Удивительно, нави не только видел откровение (1:1) и слышал слова от Господа (2:2, 3), он на себе испытал некоторые загадочно-непонятные физиологические расстройства. Они возникнут в дни грандиозной теофании.
"Я услышал - и вострепетала (затрепетала) внутренность (нутро) моя ("Всё моё тело сотряслось"); при вести о сём (от грохота) задрожали губы мои, боль проникла в кости мои, и колеблется место подо мною (задрожал я на месте своём, "ноги подкосились" [Л.21]);
"Я услышал - и вострепетала (затрепетала) внутренность (нутро) моя ("Всё моё тело сотряслось"); при вести о сём (от грохота) задрожали губы мои, боль проникла в кости мои, и колеблется место подо мною (задрожал я на месте своём, "ноги подкосились" [Л.21]);
а я должен быть спокоен в день бедствия ("Но терпеливо я буду ждать день разрушения"), когда придёт (поднимется) на народ мой грабитель ("враг") его" (3:16; в скобках: текст из [Л.9], в кавычках - из [Л.11]; концовка стиха: "когда день бедствия обрушится на недругов наших", пер. [Л.20]).
До сих пор многие не верят, что выше перечисленное произойдёт с их телами, но придёт срок и они сильно изумятся (1:5). Потому что глобальное сотрясение планеты приведёт в трепет все народы (3:6), спровоцирует "большие землетрясения по местам" (Лк.21:11, а).
Колебания суши, воды (цунами), воздуха (вихри, бури, ураганы) вызовут упругие волны низкой частоты (т.н. инфразвук, примерно до 16 герц), распространяющиеся на огромные расстояния. Совпадение частоты инфразвуковых волн с частотой колебаний внешних и внутренних органов человека (от 1 Гц до 20 Гц) приведёт к увеличению их амплитуды (резонансу).
Резонанс вызовет трепет органов, вибрацию внутренностей (Авв.3:16, а; Ис.21:3, 4), дрожь губ (3:16, б; Иез.7:27), сотрясение костей (3:16, в; Иер.23:9), дрожание тел (3:6; Иоил.2:6, Наум.2:10). В состояние вибрации войдут: "рыбы морские и птицы небесные, и звери полевые и всё пресмыкающееся, ползающее по земле, и все люди ..." (Иез.38:20).
Неожиданная тряска тела, дополняемая судорогами; землетрясения, обжигающий сильный ветер, реки морской воды на суше; летающие горящие стрелы да сверкающие копья в небе, сопровождающие шествие Элохим (3:3-12), ввергнут в отчаяние, вызовут неописуемый ужас и скорбь (Ис.24:17-20, Иез.7:27, Иер.8:15). "Лучше в пучину, чем в такую кручину".
Всё же провидец убеждает себя, "я должен быть спокоен в день бедствия" (3:16, г); тем самым призывая нас терпеливо пережить День великого разрушения, надеясь на милость, уповая на спасение от Господа. Ибо "праведный своею верою жив будет" (2:4), нечестивая же душа ослабеет в испытаниях, не найдёт покоя.
12. Упование на Всемогущего (3:17-19)
Малахи, получив откровение о пришествии Ангела завета, тождественного Богу, задаёт риторический вопрос. "И кто выдержит день пришествия Его, и кто устоит, когда Он явится?" (Мал.3:2, а).
Тоже самое спрашивает другой ветхозаветный пророк Йоэйл. Характеризуя момент пришествия так, "ибо велик день Господень и весьма страшен (ужасен); и кто выдержит его?" (Иоил.2:11; Отк.6:17).
Никто не сможет выдержать ужасный Йом Адонай, катастрофические последствия стихийных бедствий, если не призовёт имя Его (Иоил.2:32). Ибо "Благ Господь - убежище в день скорби ("бедствия", пер. [Л.9]) - и знает надеющихся на Него" (Наум.1:7).
Следует уповать на Иисуса Христа (Деян.4:12), исповедуя Его Господом (Рим.10:8-11); как утешается в Адонае, ликует в Яхве Элоах нави.
Тоже самое спрашивает другой ветхозаветный пророк Йоэйл. Характеризуя момент пришествия так, "ибо велик день Господень и весьма страшен (ужасен); и кто выдержит его?" (Иоил.2:11; Отк.6:17).
Никто не сможет выдержать ужасный Йом Адонай, катастрофические последствия стихийных бедствий, если не призовёт имя Его (Иоил.2:32). Ибо "Благ Господь - убежище в день скорби ("бедствия", пер. [Л.9]) - и знает надеющихся на Него" (Наум.1:7).
Следует уповать на Иисуса Христа (Деян.4:12), исповедуя Его Господом (Рим.10:8-11); как утешается в Адонае, ликует в Яхве Элоах нави.
"Ибо не расцветёт смоковница, и не будет урожая в виноградных лозах, истощились плоды маслины, и поля не произвели пищи, погиб в загонах мелкий скот, и нет крупного скота в хлевах. А я в Господе радоваться буду, ликовать буду в Боге спасения моего" (3:17, 18; пер. [Л.9]).
Один из заключительных результатов уникальной теофании - образование в атмосфере сплошного облака аэрозольных грубых дисперсных частиц; согласно Писания, "пыль ("клубится пыль", пер. [Л.23]) от ног Его" (Наум.1:3, рис.6).
Массовый выброс частиц в воздух видит Иоанн, называя его "дым", возникший вслед за падением "звезды" с неба; от дыма "помрачились солнце и воздух" (Отк. 9:1, 2).
Дым, пыль, пар, зола, пепел, сажа, размолотая пемза плотной пеленой окутают весь земной шар, препятствуя поступлению солнечного света к растениям [Л.17].
Отчего прервётся физико-химический процесс фотосинтеза. Не расцветёт смоковница (инжир), не созреет виноград, завязи на маслине не дадут плодов, они осыплются (Авв.3:17, Втор.28:40), поля принесут не вызревшее зерно, оно не даст муки (Ос.8:7). Мелкий и крупный скот погибнет в результате стихийных бедствий, мора, многомесячных пеплопадов (Авв.3:17, Соф.1:2, 3, Иер.7:20, Втор.28:21-24).
В таких крайне тяжёлых обстоятельствах Аввакум предлагает уповать на Спасителя, т.к. сила наша заключена в Нём.
"Господь Бог - сила моя (Всемогущий даёт мне силу): Он сделает ноги мои как у оленя (Он поможет мне бежать, как быстроногому оленю) и на высоты мои возведёт меня! (Начальнику хора)" (3:19; в скобках, текст из [Л.11]).
Массовый выброс частиц в воздух видит Иоанн, называя его "дым", возникший вслед за падением "звезды" с неба; от дыма "помрачились солнце и воздух" (Отк. 9:1, 2).
Дым, пыль, пар, зола, пепел, сажа, размолотая пемза плотной пеленой окутают весь земной шар, препятствуя поступлению солнечного света к растениям [Л.17].
Отчего прервётся физико-химический процесс фотосинтеза. Не расцветёт смоковница (инжир), не созреет виноград, завязи на маслине не дадут плодов, они осыплются (Авв.3:17, Втор.28:40), поля принесут не вызревшее зерно, оно не даст муки (Ос.8:7). Мелкий и крупный скот погибнет в результате стихийных бедствий, мора, многомесячных пеплопадов (Авв.3:17, Соф.1:2, 3, Иер.7:20, Втор.28:21-24).
В таких крайне тяжёлых обстоятельствах Аввакум предлагает уповать на Спасителя, т.к. сила наша заключена в Нём.
"Господь Бог - сила моя (Всемогущий даёт мне силу): Он сделает ноги мои как у оленя (Он поможет мне бежать, как быстроногому оленю) и на высоты мои возведёт меня! (Начальнику хора)" (3:19; в скобках, текст из [Л.11]).
Там, где гнев Божий (ст.2, 8, 12), недалеко и милость Его, Он даст силу уповающим на Него. В состоянии двигательных расстройств (астазии/абазии) поможет бежать от бедствий, возведёт на спасительные высоты Свои. "Подобно тому, как олень уверенно не соскальзывая, поднимается на крутые вершины ..." [Л.3, стр. 1306].
В те дни праведный верностью Ему жив будет (2:4, б), а "земля наполнится познанием славы Господа, как воды наполняют море" (ст.14).
ЛИТЕРАТУРА
1. Уоррен Уирсби. Комментарий на Ветхий Завет. В 2-х т. Том II. Ездра - Малахия.- СПб.: Библия для всех, 2011.- 1 111 с.
2. Большой библейский словарь.- СПб.: Библия для всех, 2005.- 1 503 с.
3. Учебная Библия с комментариями Джона Мак-Артура.- Минск: Славянское Евангельское общество, 2004.- 2 201 с.
4. Толковая Библия. Комментарий на все книги Святого Писания. Под ред. Лопухина А.П. Том 2.- Минск: Харвест, 2001.- 1 312 с.
5. Ринекер Ф., Майер Г. Библейская энциклопедия Брокгауза.- Кременчуг: Християнська зоря, 1999.- 1 088 с.
6. Толкование Ветхозаветных книг. От книги Исаии по Книгу Малахии.- Ашфорд: Славянское миссионерское издательство, 1966.- 602 с.
7. Новая Женевская учебная Библия.- Hanssler-Verlag, 1998.- 2 052 с.
8. Хоуард Джеймс Гейли Дж. (Младший). Комментарии к книгам Ветхого Завета. Том 18.- Одесса: Всемирный союз баптистов, 1993.- 188 с.
9. Первые и последние пророки.- Йерушалаим: Мосад Арав КУК, 1975.- 1 002 с.
10. Библейский культурно-исторический комментарий. Часть 1. Ветхий Завет.- СПб.: Мирт, 2003.- 984с.
11. Библия. Современный перевод Библейских текстов.- М.: World Bible Translation Center, 2002.- 1150с.
12. Статья "1. Комментарии к Книге пророка Иоиля. Нашествие саранчи".
13. Статья "2. Комментарии к Книге пророка Софонии. День Господень".
14. Статья №1 "Признак и знамение Второго пришествия Иисуса Христа".
15. Кузнецова В.Н. Евангелие от Луки. Комментарий.- М.: ОПУ им. А. Меня, 2004.- 556 с.
16. Статья №2 "Гог из земли Магог: конец мира сего".
17. Статья №4 "Время великой скорби".
18. Мэтью Генри. Толкование книг Ветхого Завета.- Netherlands Dutch Reformed Tract Society, 2010.- 784 с.
19. Новый Библейский комментарий в 3 ч. Ч.2. Ветхий завет. Псалтирь - Книга Пророка Малахии.- СПб.: Мирт, 2000.- 571 с.
20. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета, канонические. Современный русский перевод.- М.: Российское библейское общество, 2011.- 1408 с.
21. Библия. Новый Перевод на Русский Язык.- Herrljunga, Sweden: Международное Библейское Общество, 2007.- 1 228 с.
22. Словарь библейских образов.- СПб.: Библия для всех, 2016.- 1 423 с.
23. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета в современном русском переводе.- М.: Издательство ББИ, 2015.- 1856 с.
24. Макдональд У. Библейский комментарий для христиан. Ветхий Завет.- Bielefeld: CLV, 2009.- 1142с.
2. Большой библейский словарь.- СПб.: Библия для всех, 2005.- 1 503 с.
3. Учебная Библия с комментариями Джона Мак-Артура.- Минск: Славянское Евангельское общество, 2004.- 2 201 с.
4. Толковая Библия. Комментарий на все книги Святого Писания. Под ред. Лопухина А.П. Том 2.- Минск: Харвест, 2001.- 1 312 с.
5. Ринекер Ф., Майер Г. Библейская энциклопедия Брокгауза.- Кременчуг: Християнська зоря, 1999.- 1 088 с.
6. Толкование Ветхозаветных книг. От книги Исаии по Книгу Малахии.- Ашфорд: Славянское миссионерское издательство, 1966.- 602 с.
7. Новая Женевская учебная Библия.- Hanssler-Verlag, 1998.- 2 052 с.
8. Хоуард Джеймс Гейли Дж. (Младший). Комментарии к книгам Ветхого Завета. Том 18.- Одесса: Всемирный союз баптистов, 1993.- 188 с.
9. Первые и последние пророки.- Йерушалаим: Мосад Арав КУК, 1975.- 1 002 с.
10. Библейский культурно-исторический комментарий. Часть 1. Ветхий Завет.- СПб.: Мирт, 2003.- 984с.
11. Библия. Современный перевод Библейских текстов.- М.: World Bible Translation Center, 2002.- 1150с.
12. Статья "1. Комментарии к Книге пророка Иоиля. Нашествие саранчи".
13. Статья "2. Комментарии к Книге пророка Софонии. День Господень".
14. Статья №1 "Признак и знамение Второго пришествия Иисуса Христа".
15. Кузнецова В.Н. Евангелие от Луки. Комментарий.- М.: ОПУ им. А. Меня, 2004.- 556 с.
16. Статья №2 "Гог из земли Магог: конец мира сего".
17. Статья №4 "Время великой скорби".
18. Мэтью Генри. Толкование книг Ветхого Завета.- Netherlands Dutch Reformed Tract Society, 2010.- 784 с.
19. Новый Библейский комментарий в 3 ч. Ч.2. Ветхий завет. Псалтирь - Книга Пророка Малахии.- СПб.: Мирт, 2000.- 571 с.
20. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета, канонические. Современный русский перевод.- М.: Российское библейское общество, 2011.- 1408 с.
21. Библия. Новый Перевод на Русский Язык.- Herrljunga, Sweden: Международное Библейское Общество, 2007.- 1 228 с.
22. Словарь библейских образов.- СПб.: Библия для всех, 2016.- 1 423 с.
23. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета в современном русском переводе.- М.: Издательство ББИ, 2015.- 1856 с.
24. Макдональд У. Библейский комментарий для христиан. Ветхий Завет.- Bielefeld: CLV, 2009.- 1142с.