Комментарии к Книге пророка Аввакума. Глава 3 - Богоявление

"Бог от Фемана грядет и Святый - от горы Фаран, покрыло небеса 
величие Его, и славою Его наполнилась земля"
(Авв.3:3)
 

1. Вступление

     О пророке Аввакуме, евр. Хаваккук (означает "объемлющий"), известно немного. Он пророк из Иудеи, современник Иеремии, Софонии, Наума. По-видимому, проповедывал, участвовал в храмовом литургическом пении как левит. Получил пророческое видение от Бога, отличался глубокими религиозными убеждениями и поэтическим даром [Л.1-8].
     Время написания книги. Очевидно в эпоху правления иудейских царей Манассии, Иосии или Иоакима, т.е. в VII веке до Р.Х. Из трёх более точных дат произнесения пророчеств наиболее вероятной считается конец  VII века, 606-604 годы, около времени победы Навуходоносора над египтянами при Кархемисе в 605 г. [Л.6, 7, 19] или в 609 г., год смерти  Иосии [Л.3]. Хотя имеются другие мнения о более позднем написании книги [Л.2, 4, 8].
     Некоторые богословы считают, третья глава книги написана в IV веке другим автором, ссылаясь на обнаруженные среди Кумранских рукописей комментарии на книгу Аввакума, содержащие толкования только на первые две главы.
      Композиция третьей главы. 1. Ведение, содержащее надписание (3:1) и отношение пророка к вести от Господа (3:2).      
             2. Изложение главной темы - Богоявление:
                  а) шехина (3:3, 4);
                  б) последствия (3:5-11, 15);
                  в) цель посещения (3:12-14).
          3. Заключение о реакции пророка на полученное откровение (3:16-19).
    Главная тема. Явление Бога творению в контексте  Дня Господа - эсхатологического времени, когда Всемогущий вмешается в человеческую историю для наказания, личного пришествия, установления Своего царства на земле.
     Цель написания. Ходатайствовать перед Яхве Элохим о милости, выразить преданность Ему, благодарность за спасение.
     Содержание. Пророческое видение (1:1) побудило Аввакума обратиться к Богу с горячей молитвой, он придал ей поэтическую форму псалма. В данной песне, как Давид в псалме 17 (ст.8-16), пророк рассказывает о видении Богоявления (3:3-5), вызывающего у него страх, а также просьбу о милости (3:2).
     Потому что теофания сопровождается землетрясением, разрушением гор, оседанием холмов, рёвом бездны, высокими морскими волнами, потоками воды, рассекающими землю, жгучим ветром, язвой, остановкой солнца и луны (3:5-11, 15). Перечисленные стихийные бедствия послужат наказанием вождям да народам, спасением иудеев, прологом к Царству помазанника Божьего (3:12-14).
      Пророк услышал, увидел и даже ощутил на себе физиологические последствия (3:16) дня гнева Эль Шаддай, когда попираются народы. В то время не зацветут плодовые деревья, не станет плодов в виноградниках, поля не принесут хлеб, погибнет мелкий и крупный скот (3:17). Однако даже в таких  чрезвычайно трудных обстоятельствах пророк предлагает радоваться Господу, уповать на спасение Его (3:18, 19).
    Проблемы толкования. Это мифопоэтический текст с элементами хананейской и вавилонской мифологий или описание реального видения. Следует ли относить теофанию к исходу евреев из Египта или ко времени возвращения иудеев из Вавилона, или к более отдалённому будущему.

2. Богоявление (3:1-4)

    Пророки Йирмейа, Йоэйл, Цефанйа, Зехарйа утверждают,- наступит время, когда Элоах посетит землю (Иер.31:2), пребудет в Йерушалаиме, на горе Мория, в Храме (Иоил.3:17, Соф.1:8-12, 3:15, Зах.2:10-13, 8:3). Именно так и произойдёт, ибо "не может нарушиться Писание" (Ин.10:35, б).
     Однако Иеремия, Иоиль, Захария почти ничего не сообщают о самой теофании, а Софония говорит только о скорби, опустошении, разорении в День Господень (Соф.1:14-18), гибели животного мира да людей (ст.2, 3).
    Хаваккук заполняет данный пробел, посвятив значительную часть книги подробному описанию пророческого  видения (1:1) явления Адонай Цеваот Своему творению (3:3-12). Потрясающее откровение, полученное от Бога, побуждает нави обратиться к Нему в молитве.

    "Молитва Аввакума пророка, для пения (на шигйонот). Господи! услышал я слух Твой (весть Твою) и убоялся (испугался). Господи! соверши дело Твоё среди лет (в годы ближайшие оживи его), среди лет (в годы ближайшие) яви его; во гневе вспомни о милости" (3:1, 2; в скобках, текст из [Л.9]).

    Точное значение слова "шигйонот" неизвестно, его только предположительно можно отнести к пению [Л.6]. Если музыкально-богослужебный термин происходит от аккадского слова shigu, тогда он очевидно обозначает форму плача [Л.10], "плачевная песнь" [Л.23].
    Такое допущение хорошо вписывается в текст ст.2 об испуге пророка от полученной грозной вести-видения. Считается она от Йахвэ, весть об уничтожении нечестивого Вавилона [Л.4, 6]. Но данное упрощённое  толкование противоречит словам Аввакума "во гневе вспомни о милости" (3:2, "Но во гневе вспомни и прояви к нам милость" [Л.11]).
     Кроме того, во время гибели Вавилонской империи историки не зафиксировали событий, описанных провидцем в 3:6-12. По указанным двум причинам многие комментаторы, например [Л.1, 3, 18], относят ст.3-9 к прошлым событиям. А именно, исходу евреев из Египта: переход с Синайского полуострова (ст.3, 4), казни египетские (ст.5), путь по пустыне (ст.6), переход через море и Иордан (ст.8-10).
     Однако в 3:2, а также дальнейших стихах речь не столько о евреях Исхода, египтянах или халдеях, сколько о судьбе народов во всём мире, о грядущем Дне Элохим [Л.12, 13]. "Грандиозность будущего явления Бога превосходит опыт Израиля на горе Синай, и в конце времён будет иметь всеобщее, а не только национальное значение" [Л.19, стр. 506]. Как написано.

    "Бог от Фемана грядет (придёт) и Святый - от горы Фаран. Покрыло небеса (небо) величие (великолепие) Его, и славою Его наполнилась земля. Блеск (сияние) её - как солнечной свет; от руки Его (Самого) лучи (в англ. пер. "рога" [Л.18]), и здесь (там) тайник Его силы!" (3:3, 4; в скобках, текст из [Л.9]).

3. Мифопоэтический гимн или реальное видение?

    Авторы работы [Л.10] полагают, стихи 3-19 содержат заимствованные мотивы известных литературных произведений, имеют сходство с вавилонским эпосом "Энума Элиш". Аввакум "переплетает между собой элементы вавилонской и хананейской мифологии в этом гимне" (стр. 921).
    Такое мнение лишено логики. Зачем пророку использовать элементы языческой мифологии? если он передаёт слушателям откровение от Самого Яхве!  Во-вторых, что за мифопоэтический текст? который  насыщен взаимосвязанными и взаимообусловленными событиями, содержит много реальных, а не выдуманных подробностей.
    Также нельзя согласиться с мнением авторов [Л.6], в частности о ст.4. "Этот стих можно воспринять лишь как образ - красочный и поэтический" (стр. 525). Нет. Стих 4, третья глава, вся книга есть "Пророческое видение, которое видел пророк Аввакум" (1:1).
     Он видел совершенно реальные явления, правда очень трудные для восприятия, изложения, а также понимания слушателями, даже теми, кто живёт в последние дни.
     Оттого нави предсказывает "вы будете крайне изумлены, потому что Я совершу в ваши дни такое, чему бы вы никогда не поверили, если бы вам рассказывали об этом" (1:5, пер. [Л.21]).
     С Божьей помощью попробуем разобраться в удивительном рассказе пророка. Вдумаемся в его красочные образы, вникнем в физическую сущность теофании.  Для чего воспользуемся гипотезой, изложенной в работе [Л.14].

     В статье утверждается "знамение Сына Человеческого на небе" (Мт.24:30) это радиант метеорного потока. Область небесной сферы, из неё как бы исходят все видимые и продолженные назад яркие следы испаряющихся в атмосфере метеорных тел (рис.1).
     В таком случае  нави увидит шехину, т.е. небо покроет величие (великолепие) Элоах. От него померкнет свет от луны, а вся земля будет освещена славой Его, её сияние подобно солнечному свету (ст.3, 4).
     Слова "как солнечный свет", "блеск (сияние) величия", "слава" являются синонимами, так как слава "означает ослепительное сияние, знаменующее присутствие Бога" [Л.15, стр. 70; Л.11, стр. 68].
     Мощный радиант с зенитным часовым числом ZHR > 10 000 испускает лучи (букв. "рога"), как солнце. Оттого Цефанйа называет его светильником Йахвэ (Соф.1:12). Тёмное же пятно в  центре радианта, из него вылетают яркие метеоры, лучи от руки Бога небесных воинств, Хаваккук называет "тайник Его силы" (3:4, б).
     Тёмное "отверстие" в центре радианта ветхозаветные пророки именуют: колчан Адоная "как открытый гроб" (Иер.5:16), ножны для меча Яхве, куда "он уже не возвратится" (Иез.21:3-10), точило (Ис.63:1-6).
     В новозаветное время, "великое точило" гнева Божия (Отк.19:15), знамение на небе (Мт.29:30), "знамение отверстия на небе" (Дидахе, 16:6).
     Оазис Едомской пустыни Феман, евр. Тэйман - "юг", "южная местность", и гора Фаран (евр. Паран) находятся на юге относительно Иерушалаима [Л.1, 2, 4, 5]. В День Господень "тайник Его силы" будет кульминировать именно в южной части небосвода. Над Тэйманом да горой Паран, территорией древнего Едома; заливая небо багрянцем, закрывая червлёными ризами Йахвэ Цеваот (Ис.63:1).

4. Последствия Богоявления для земли (3:5)

     Представляет ли опасность радиант метеорного потока в Йом Адонай? Несомненно, так как небесная конница мчится быстрее барсов и притче волков во тьме. Она скачет в разные стороны (рис.1), летит словно орёл, камнем падающий на добычу.
     Ведь обмолачивать землю будут не малые метеорные тела микронных размеров, а крупные метеороиды и очень крупные астероиды. Так   столкновение с нашей планетой астероида эквивалентным диаметром в несколько километров приведёт к катастрофе глобального масштаба.
     В частности, мгновенному возникновению высокотемпературной ударной волны из раскалённых газов, минеральной пыли, песка, а также к отдалённым последствиям: болезням, эпидемиям, смерти.
     Указанные последствия провидит Хаваккук, излагая близкие друг другу события в обратной хронологии, как Йоэйл (Иоил.2:28-31), Амос (Ам.8:8, 9), Иоханан (Отк.6:12, 13).
    
   "Пред лицем (впереди) Его идёт язва (болезни), а по стопам Его - жгучий ветер (разрушение)" (3:5; в скобках, текст из [Л.11]; "Пред Ним идёт мор, и пламя выходит по стопам Его" [Л.9], буквально "жар сожигающий" [Л.6]).

    Температура ветра  Господня, пламени или жара сожигающего достигает 700 000 °С. Оттого провидец утверждает "народы трудятся для огня" (2:13, б; "огонь разрушит всё, что построили эти люди" [Л.11]).
    Также Йешайа, перечисляя последствия теофании, видит бурю, вихрь, пламя "всепожирающего огня" (Ис.29:6, 1:1), он превратит цветущую весеннюю землю в опустошенную степь (Иоил.2:3).
    Обжигающий ветер из видений Аввакума и Иеремии (4:11) это "палящий ветер" в псалме Давида (Пс.10:6), вызванный дождём метеорных тел из горящих углей, огня, серы. Великий ветер Господень раздирает горы, сокрушает скалы, "но не в ветре Господь" (3Цар.19:11).
    Пророку Йешайа, как нави Хаваккуку (3:5), открылось похожее, но более развёрнутое видение Богоявления.
   "Ибо вот, придёт Господь в огне, и (как буря) колесницы Его - как вихрь ("Его армии  в облаках пыли"), чтоб излить гнев Свой с яростью и прещение (наказание) Своё с пылающим огнём ("наказать их пламенем огня")" (Ис.66:15; в скобках: текст из [Л.9], в кавычках - из [Л.11]).
     Уцелевшие от пылающего огня Господня подвергнутся наказанию язвой (Авв.3:5, а). Сибирской язвой, чумой, тифом, холерой, малярией, дизентерией и прочее. [Л.17].

5. Глобальное землетрясение (3:6, 7)   

     Помимо газо-пылевой волны, глобальное землетрясение потрясёт планету. Как утверждает Йешайа "земля сдвинется с места своего", когда Эль Шаддай потрясёт небо "в день пылающего гнева Его" (Ис.13:13).
     Называя нашу планету "вселенной", пророк Нахум так повествует о видении теофании (Наум.1:1-6).
    "Горы трясутся пред Ним и холмы тают, и земля колеблется ("вздымается" [Л.23], "загорелась" [Л.9]) пред лицем Его и вселенная и все живущие в ней" (ст.5). В подобных выражениях описывают Богоявление нави Миха (Мих.1:3, 4), Йешайа (Ис.40:3-5).
    Одним из физических результатов посещения Йахвэ Цеваот земли Исаия называет гром, а также землетрясение (29:6, 24:18-20). О нём сообщают Миха (Мих.1:2-4), Йирмейа (Иер.4:24), Йехэзкэйл (Иез.38:19, 20), Йоэйл (Иоил.2:10, 3:16), Хаггай (Агг.2:6), Давид (Пс.17:8-12), Иисус Христос (Лк.21:11), Иоханан (Отк.16:18). Хаваккук также предсказывает сильные сейсмические колебания.

    "Он стал (встал) - и поколебал (пошатнул) землю; воззрел (глянул) - и в трепет привёл народы ("затрепетали народы всех стран"); вековые (древние) горы распались (разрушились), первобытные ("древние") холмы опали ("осели"); пути Его - вечные" (3:6; в скобках: текст из  [Л.9], в кавычках - из [Л.11].

    Слова "встал", "пошатнул", "глянул", использованные пророком, являются метафорами. В противном случае надо признать, у Бога есть ноги, глаза, руки, т.е. какая-то телесная форма, отрицаемая евреями [Л.10, стр.596].
    Следовательно, народы всех стран затрепещут не от вида Всемогущего. Тогда от чего, из-за страха? Нет. От явления резонанса внутренних органов человека под воздействием инфразвуковых колебаний земли, воды, воздуха [Л.17]. Трепетать будут не только люди (ст.6, б), но также рыбы, птицы, звери, пресмыкающиеся (Иез.38:20). Нечестивые взяли верх над праведными, оттого Великая скорбь поразит народы.
      
   "Грустными (в беде) видел я шатры Ефиопские (Кушана); сотряслись палатки (завесы шатров) земли Мадиамской (Мидйан)" (Авв.3:7; в скобках, текст из [Л.9]).

    Нави видит землетрясение от Господа, оно сотрясает завесы шатров в южных степях Мидйан. Беда поселилась в шатрах Кушана, в данном тексте, по-видимому некое кочевое племя на юге [Л.10]. Пришла беда, исполнилось обещание Йахвэ Элохим. "Всё истреблю с лица земли ("Я разрушу всё на земле" [Л.11]),- говорит Господь ..." (Соф.1:2, 3).

6. Последствия Богоявления для воды (3:8, 9)

    Аввакум переводит  взгляд с земли на речные и морские воды. Они также подвергнутся мощному воздействию гнева Эль Шаддай в день негодования Его.

   "Разве на реки воспылал, Господи, гнев Твой? разве на реки (потоки) - негодование Твоё, или на море - ярость Твоя, что Ты вошёл на коней Твоих,  на колесницы Твои спасительные?" (3:8; "когда мчался стремглав на конях Своих, на колесницах победителя?" [Л.23]).
 
    Риторические вопросы, задаваемые провидцем Адонаю, не требуют ответа. Негодование Его и гнев (буквально "горячее дыхание") направлены не столько на природу, сколько на людей; "ибо суд у Господа с жителями сей земли, потому что нет ни истины (правды), ни милосердия, ни Богопознания на земле" (Ос.4:1-3).
     Оттого Всемогущий обещает жителям земли. "Я накажу мир за зло, и нечестивых - за беззакония их" (Ис.13:11, а). Тем не менее,  в чём конкретно физически выразится гнев Божий на реки, негодование на потоки, ярость на море? Пророк Нахум отвечает "оно высыхает и все реки иссякают" (Наум.1:4, б). Но почему?
    Великое глобальное землетрясение (Авв.3:6, Наум.1:5, Отк.16:18) изменит мега- и макрорельефы планеты, т.е. крупномасштабное строение земной поверхности. По указанной причине пересохнут древние русла многих рек (Отк.16:12, Ис.19:5-7, Иез.30:12), иссохнут ручьи, прежние источники вод (Ис.42:15, Пс.106:33). В морях, Мировом океане, любом крупном водоёме внезапно поднимутся высокие яростные волны (Авв.3:10, Лк.21:25).
    Таинственными конями и колесницами Адонай Цеваот, они будут скакать во время явления Его (3-6, 8), нави называет крупные метеорные тела ("образ колесницы служит показателем быстроты передвижения" [Л.22]). В древности считали, небесные тела (боги) перемещаются по небосводу на конях или колесницах [Л.10, стр. 459].
     Пророк видит ещё одно катастрофическое последствие Богоявления для природы.
     
   "Ты поднял (натянул) лук Свой, дал стрелам клятвенный наказ (стрелами колчан наполнил). Ты землю реками рассёк (развёрз)" (3:9, пер. [Л.23]; в скобках, текст из [Л.20]).

7. Мегацунами (3:10)

      Несмотря на некоторые разночтения в переводах ст.9, ясно, Хаваккук славит Яхве как божественного Воителя, верного Своим обещаниям.
     Его вооружение включает: поднятый лук-радиант, он же колчан, наполненный стрелами (3:9) метеорных тел; сияющие копья (ст.11) болидов; сверкающий меч метеороидов, его особенность - он не возвращается в ножны свои (Иез.21:3-5, Ис.66:16). 
     Какими реками воды Адонай Цеваот развёрз землю (т.н. "пророческое прошедшее время") и откуда они возьмутся, становится понятным из следующего стиха.

   "Увидевши Тебя, вострепетали горы (сотрясались вершины), ринулись воды (Воды отступили от суши); бездна дала голос свой (вода морская взревела), высоко подняла руки ("волны" [Л.21, 23]) свои" (3:10; в скобках, текст из [Л.11]).

     Когда на небе возникнет сияющий будто солнце загадочный радиант, тайник силы (3:4), знаменующий присутствие Бога, увидев шехину Его вострепещут горы (ст.10). Древние горы распадутся, а первобытные холмы осядут (ст.6).
    Великое небывалое землетрясение, сотрясающее вершины и разрушающее горы, явится причиной цунами, т.е. гигантских гравитационных волн ([Л.16], рис.2).
    Однако Аввакум,  возможно, ошибается? утверждая, вначале воды отступят (?) от суши, а затем взревут и высоко поднимутся.
    Нет, тайновидец совершенно прав. Перед появлением мегацунами вода на несколько километров (!) отступит от берега. Из-за такого сильного отлива обнажится дно морское - "основания вселенной" (2Цар.22:16).
     Потом с огромной скоростью от 500 км/час до 1 000 км/час нахлынут волны. Они высоко поднимают руки свои (Авв.3:10), "восходят до небес, нисходят до бездны" (Пс.106:26).
    Потому что на мелководном шельфе скорость мегацунами упадёт до 50 км/час, но резко возрастёт её высота (до 1 000 метров). Огромная волна обрушится на берег с сильным шумом, рёвом, гулом, - "бездна дала голос свой" (Авв.3:10). Проникая вглубь континентов на сотни километров, сметая всё на своём пути потоки воды рассекут землю (ст.9, б).
     Человек, даже далеко живущий от побережья, придёт в ужас, услышав рёв как бы разъярённого моря, увидев стремительно набегающий по суше высокий водяной вал (ст.10, г). "И взревёт он на него в тот день рёвом моря; и (кто) взглянет на землю, то вот - тьма бедствия ..." (Ис.5:30, пер. [Л.9]).

8. Последствия Богоявления для неба (3:11)

    Поднимая взор к небу, Хаваккук видит нечто невероятное. Данное явление может привести в изумление любого человека, во все времена.

   "Солнце и луна застыли (Синод. пер. "остановились на месте своём") в небесах, когда увидели Твои сияющие стрелы и блеск Твоих сверкающих копий" (3:11; пер. [Л.21]).

    Первая мысль, которая приходит на ум при чтении ст.11, не может быть! Солнце летит в космическом пространстве вокруг центра Галактики с огромной скоростью (около 217 километров в секунду, ускорение свободного падения 274 м/сек²). Если оно остановится (?!), погибнет жизнь на Земле в любых высокоорганизованных формах. Однако во времена Иисуса Навина этого не произошло (Иис.Н.10:11-13).
     Аввакум получил откровение от Самого Творца вселенной, оно не может содержать ошибки или неточности (Ин.17:17). Под выражением "Солнце и луна остановились на месте своём" (3:11, "в жилище своём застыли" [Л.23][Л.23]) провидец имеет в виду, скорее всего, противостояние светил (по-научному "сизигия"). Когда в полнолуние солнце и луна находятся на противоположных горизонтах (аспект "оппозиция") одновременно [Л.10, стр. 251].
     При этом изображения солнца и луны искажаются рефракцией земной атмосферы. Вследствие чего изображение луны видно ещё несколько минут после того, как она зашла, а солнца - за несколько минут до его восхода. Как в видении пророка "Солнце и луна застыли в небесах ..." (3:11, а; пер. [Л.21]).      
      Кроме того, по причине яркого сияния радианта из "сияющих стрел" и "сверкающих копий" (ст.3, б), ослабеет свет от заходящей луны, от восходящего солнца, даже от звёзд. Подобно видению Йешайа.
     "Звёзды небесные и светила не дают от себя света; солнце меркнет при восходе своём, и луна не сияет светом своим" (Ис.13:10).   
   
          Иными словами, все светила будут видны, но без присущего им яркого света (Иоил.2:10, б). Что хорошо передано в современном переводе стиха 3:12, а. 
    "Луна и солнце потеряли свой блеск, перестали светить, видя яркие вспышки молний Твоих" [Л.11]. Оттого небесные светила словно остановятся на месте своём.
    Некоторые толкователи полагают, причиной ярких вспышек послужат молнии [ Л. 6, 8], как в переводе [ Л. 11] .
    "Эти молнии были подобны копьям и стрелам, летящим в пространстве" (3:11, б). "Под стрелами, которые выпускает Яхве, обычно подразумеваются молнии" [ Л. 10, стр. 594]. "Стрела часто явно или неявно сравнивается с молнией" [ Л. 22, стр. 1165].
     Однако в оригинале метательное орудие Бога небесных воинств, летящее в пространстве, НЕ называется молниями. Также вспышки на небе не считают молниями ни Зехарйа (Зах.9:14, написано "как молния") ни Иисус Христос (Лк.17:24, греч "astrape" это не молния, а "сияние").
     Вспышки молний выглядят словно ломаные линии с зигзагообразными ответвлениями (рис.3). Следы же "сияющих стрел" небольших метеоров и "сверкающих копий" болидов подобны прямым линиям (рис.4).  
    Но так как яркие прямолинейные следы-треки метеорных тел появляются на небе, Аввакум называет их стрелами да копьями Бога (3:12), лучами-рогами, исходящими из тайника Его силы (ст.4).
    Йеошуа сын Нуна именует крупные небесные тела "большие камни" (Иис.Н.10:11), Йешайа - язык Яхве (Ис.30:27), Зехарйа - стрела Его (Зах.9:14), а Иоханан - звезда (Отк.8:10, 9:1).

9. Наказание и спасение (3:12, 13)

    Пересказывая в молитве-псалме видение физических последствий теофании для геосферы, гидросферы, атмосферы земли, Хаваккук подводит итог.

    "Во гневе шествуешь Ты по земле и в негодовании (ярости) попираешь ("топчешь" [ Л. 20]; буквально "молотишь" [Л.1], "измолачиваешь" [Л.3]) народы" (3:12).

     Задолго до Аввакума похожее откровение о Богоявлении получил Давид, также изложив его в псалме.
   "Земля тряслась (задрожала земля, сотряслась), до основания горы дрожали (пошатнулись и основания гор) - так разгневался Господь. Дымились Его ноздри, изо рта рвалось всепожирающее пламя и огненные искры разлетались (сыпались от Него горящие угли). И небо разорвав Господь спустился ...
     Его слепящее сиянье распарывало тучи
(от сияния перед Ним разгорались огненные угли), грянул град и молнии скрестились ... От Его огненного, гневного дыханья дно океана оголилось, и открылось основание земли (обнажились основания мира) ..." (Пс.17:8-16; пер. [Л.11], в скобках, текст из [Л.21]).
     В связи с теофанией, пророк Нахум задаёт два риторических вопроса, предполагающих один ответ: никто не сможет выдержать последствий Богоявления (Наум.1:1-6).
     "Пред негодованием (гневом) Его кто устоит? И кто стерпит (выстоит) пламя гнева (ярости) Его? Гнев Его разливается (излился) как огонь; скалы распадаются (разрушились) пред Ним" (ст.6; в скобках, текст из [Л.9]; "Ярость Его, как лава, рекой изливается, перед Ним скалы рушатся" [Л.23]).
    Действительно, от гнева Всемогущего (буквально, означает "горячее дыхание") распадутся вековые горы да осядут первобытные холмы (Авв.3:6; Ис.40:4, Иез.38:20). Взревёт бездна, она высоко поднимет руки свои (Авв.:10; Лк.21:25); солнце и луна потеряют свой блеск (Авв.3:11; Ис.13:10); высохнут русла рек (Авв.3:8; Ис.19:5-7, Иез.30:12).
     В обмолоченных народах погибнет множество людей (3:7; Соф.1:2-18, 3:6-8, Ис.1:9, 24:6, Отк.6:8, 8:9-11, 9:18), их сухие кости покроют поверхность земли. Однако "не вечно гневается Он, потому что любит миловать" (Мих.7:18, б).
     Хаваккук, ходатайствуя о такой  милости Божьей для иудеев, воспринимает наказание за злодейство (1:2-4) будто спасение.

    "Ты выступаешь (пришёл) для спасения народа Твоего, для спасения помазанного Твоего (чтобы вести к победе Тобою избранного царя). Ты сокрушаешь главу нечестивого дома (каждой бесчестной семьи), обнажая его от основания до верха (от самых малых до самых великих в стране)" (3:13; в скобках, текст из [Л.11]).

    Также нави Йирмейа после горестного восклицания. "О, горе! велик тот день, не было подобного ему; это - бедственное время для Иакова" (Иер.30:7), тут же утешает свой народ, "но он будет спасён от него" (точнее "в нём же его избавление" [Л.9]).
     В том бедственном времени наступит возрождение Эрец Йисраэль. После наказания каждой бесчестной семьи (Авв.3:13), изгнания нечестия (зла) от Йаакова, прощения грехов, заключения вечного завета (Рим.11:26, 27, Иер.32:37-42).
     Какого избранного царя (Авв.3:13, букв. "Помазанник" [Л.23]) Йахвэ Элохим поведёт к победе? Из параллельного стиха пророка Цефанйа (Соф.3:15), его анализа [Л.13] следует, речь о Иеhошуа ха Машиах. "Помазанный, Мессия, Христос" [Л.23]. Апостол Павел и Йешайа называют Его "Искупитель" (Рим.11:26, Ис.59:20). Исайя, также - Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира (9:6), Царь (32:1), Праведник (53:11).

10. Бог всемогущий (3:14, 15)

     Во всех исторических событиях ветхозаветные пророки видели исполнение обетований Господа да воли Его. Не является исключением нави Хаваккук. Его молитва-псалом, в том числе ст.14, подтверждают такое мнение.

   "Посохом Моисея Ты остановил солдат врага, которые грозе подобно, пришли сражаться против нас. Они думали, что нас победить также легко, как тайно бедняка ограбить" (3:14; пер. [Л.11]).

     Буквальный перевод данного стиха. "Ты пронзишь вожака его орд его же копьём ..." [Л.20] или "... когда его воины, как вихрь, ринулись, чтобы разбить нас" [Л.21] отличается от вышеприведенного. Но мысль провидца ясна. Бог Авраама, Ицхака, Йаакова всегда со Своим народом, Он силён защитить его от врагов, выступить "для спасения народа" (3:13).
     Какие исторические события имеются в виду? Авторы работы [Л.6] считают, категория времени и содержание ст.14 "не позволяет отнести его к какому-то конкретному событию в Истории Израиля". Верно. "Ибо видение относится ещё к определённому (в будущем)  времени и говорит о конце и не обманет (непременно сбудется)" (2:3, а; в скобках, текст из [Л.11]).
     С учётом законченной в смысловом отношении предыдущей части главы 3, можно предположить, Аввакум провидит отдалённое будущее. А именно, вооружённое столкновение израильтян с окружающими народами, его также  описывает его пророк Йоэйл в контексте событий Дня Господня (Иоил.3:9-14).
      В то время окрестные народы, взирая на Йисраэль лежащий в руинах, посчитают его лёгкой добычей, "как  тайно бедняка ограбить" (Авв.3:14). Забыв о Всемогущем, охраняющим его. Именно Он остановит солдат врага, в смятении обративших оружие друг против друга, а также против своих вождей. "Ты пронзаешь копьями его главу вождей его" (3:14; [Л.20, 21]).
      Параллельные стихи Книги пророка Захарии подтверждают высказанное предположение о войне народов против Иерусалима, плачевном её исходе для нападающих (Зах.14:12).
    "И будет в тот день
(т.е. день Господень, 14:1): произойдёт между ними великое смятение от Господа, так что один схватит руку другого, и поднимется рука его на руку ближнего его ("станут биться друг с другом" [Л.20])" (ст.13).
     Могущество Яхве Элохим распространяется не только на подвластные Ему народы, но на всё творение, в том числе гидросферу.

    "Кони Твои скачут, попирая волны ("Прошёл Ты по морю" [Л.9]), пучину многоводную вздымая" (3:15, пер. [Л.23], "вспенивая великие воды" [Л.21]; "Коней Своих Ты провёл через море, от них всколыхнулись великие воды" [Л.11]).  
   
    "В стихе 15 упоминается славный переход через Красное море (Исх.14)" [Л.24, стр. 1097.
  ] "В ст.15 - очевидная ссылка на то, что произошло при переходе евреев через Красное море" [Л.6], смотрите также [Л.3, 4, 18, 19].
     Нет, не ссылка на давно миновавшее событие, но в лучшем случае аллюзия.
     Ведь воды Чермного (Тростникового) моря не всколыхнулись, а полностью разделились (Исх.14:16). Разделились сильным ветром с востока, дувшим всю ночь (ст.21), а не конями Адоная небесных воинств (рис.5).
     Да и мелкое Тростниковое море не "пучина (бездна) великих вод",  которую видит Хаваккук. Стих 3:15 относится к видению будущего события - Богоявления, ему нави посвятил предыдущие стихи, например 3:8.
     Здесь мы сталкиваемся с так называемым "пророческим прошедшим временем",- "характерный приём пророческой речи, свидетельствовавший об уверенности говорившего в осуществлении того, о чём он пророчествовал" [Л.6, стр. 84].

11. Последствия Богоявления для людей (3:16)

    Удивительно! однако Хаваккук не только видел откровение (1:1), не только слышал слова от Господа (2:2, 3). А на себе испытал некоторые загадочно-непонятные физиологические расстройства. Они появятся у людей в дни теофании.
     
   "Я услышал - и вострепетала (затрепетала) внутренность (нутро) моя ("Всё моё тело сотряслось"); при вести о сём (от грохота) задрожали губы мои, боль проникла в кости мои, и колеблется место подо мною (задрожал я на месте своём, "ноги подкосились" [Л.21]);
     а я должен быть спокоен в день бедствия
("Но терпеливо я буду ждать день разрушения"), когда придёт (поднимется) на народ мой грабитель ("враг") его" (3:16; в скобках: текст из [Л.9], в кавычках - из [Л.11]; концовка стиха: "когда день бедствия обрушится на недругов наших" [Л.20]).

     До сих пор многие не верят, что перечисленное тайновидцем произойдёт с жителями земли, но придёт время, когда они сильно изумятся (1:5). Потому что глобальное землетрясение приведёт в трепет народы (3:6), оно спровоцирует "большие землетрясения по местам" (Лк.21:11, а).
     Колебания земли, воды (цунами), воздуха (вихри, бури, ураганы) вызовут упругие волны низкой частоты (т.н. инфразвук, примерно до 16 герц), распространяющиеся на огромные расстояния. Совпадение частоты инфразвуковых волн с частотой колебаний внутренних органов человека (от 1 Гц до 20 Гц) приведёт к увеличению их амплитуды (резонансу).
     Резонанс вызовет трепет органов, вибрацию внутренностей (Авв.3:16, а; Ис.21:3, 4), дрожь губ, т.е. тремор (3:16, б; Иез.7:27), сотрясение костей (3:16, в; Иер.23:9), дрожание тел людей во всех народах (3:6; Иоил.2:6, Наум.2:10).
     В состояние вибрации также войдут "рыбы морские и птицы небесные, и звери полевые и всё пресмыкающееся, ползающее по земле, и все люди ..." (Иез.38:20).
    Неожиданная тряска тела, дополняемая судорогами; землетрясения, обжигающий ветер, реки морской воды на суше; летающие горящие стрелы да сверкающие копья на небе, сопровождающие шествие Элохим (3:3-12), приведут народы в отчаяние и неописуемый ужас (Ис.24:17-20, Иез.7:27, Иер.8:15).
     Всё же Аввакум убеждает себя "я должен быть спокоен в день бедствия" (3:16, г). Тем самым призывая нас терпеливо пережить День великого разрушения, надеясь на милость, уповая на спасение от Господа. Ибо "праведный своею верою жив будет" (2:4), а душа нечестивая ослабеет в испытаниях, не найдёт покоя.

в12. Упование на Господа (3:17-19)

    Нави Малахи, получив откровение от Адонай Цеваот о пришествии Ангела завета, тождественного Господу, задаёт риторический вопрос. "И кто выдержит день пришествия Его, и кто устоит, когда Он явится?" (Мал.3:2, а).
     Тоже самое спрашивает другой ветхозаветный пророк Йоэйл. Характеризуя день пришествия так "ибо велик день Господень и весьма страшен (ужасен); и кто выдержит его?" (Иоил.2:11; Отк.6:17).
     Никто не сможет выдержать ни День Господень, ни физические последствия катастрофы, если не призовёт имя Его (Иоил.2:32). Ибо "Благ Господь -  убежище в день скорби ("бедствия" [Л.9]) - и знает надеющихся на Него" (Наум.1:7).
     Нам следует уповать на Иисуса Христа (Деян.4:12), исповедуя Его Господом (Рим.10:8-11), как утешается в Адонае, как ликует в Яхве Элоах нави Хаваккук.
 
   "Ибо не расцветёт смоковница, и не будет урожая в виноградных лозах, истощились плоды маслины, и поля не произвели пищи, погиб в загонах мелкий скот, и нет крупного скота в хлевах. А я в Господе радоваться буду, ликовать буду в Боге спасения моего" (3:17, 18; пер. [Л.9]).
 
    Одним из заключительных последствий теофании явится образование в атмосфере сплошного облака аэрозольных грубодисперсных частиц, "пыль ("клубится пыль" [Л.23]) от ног Его" (Наум.1:3, рис.6).
     Массовый выброс частиц видит Иоанн, называя его "дым", возникший после падения звезды с неба на землю. От дыма "помрачились солнце и воздух" (Отк. 9:1, 2).
     Дым, пыль, пар, зола, сажа, пепел плотной пеленой окутают весь земной шар, препятствуя поступлению солнечного света к растениям [Л.17].
    Отчего прервётся физико-химический процесс фотосинтеза. Не расцветёт смоковница (инжир), не созреет виноград, завязи на маслине не дадут плодов, они осыплются (Авв.3:17, Втор.28:40), а поля принесут невызревшее зерно, оно не даст муки (Ос.8:7). Мелкий и крупный скот погибнет в результате стихийных бедствий, мора, пеплопадов (Авв.3:17, Соф.1:2, 3, Иер.7:20, Втор.28:21-24).
    В таких крайне тяжёлых для жителей земли обстоятельствах нави предлагает уповать на Бога, так как сила наша заключена в Нём, Создателе нашем.

   "Господь Бог - сила моя (Всемогущий даёт мне силу): Он сделает ноги мои как у оленя (Он поможет мне бежать, как быстроногому оленю) и на высоты мои возведёт меня! (Начальнику хора)" (3:19; в скобках, текст из [Л.11]).

     Благословенный даст силу уповающим на Него. В состоянии двигательных расстройств  (астазии/абазии) поможет бежать от бедствий, возведёт на спасительные высоты Свои. "Подобно тому, как олень уверенно не соскальзывая, поднимается на крутые вершины ..." [Л.3, стр. 1306].
     В те дни праведный верностью жив будет (2:4, б), а "земля наполнится познанием славы Господа, как воды наполняют море" (ст.14).     

ЛИТЕРАТУРА

1. Уоррен Уирсби. Комментарий на Ветхий Завет. В 2-х т. Том II. Ездра - Малахия.- СПб.: Библия для всех, 2011.- 1 111 с.
2. Большой библейский словарь.- СПб.: Библия для всех, 2005.- 1 503 с.
3. Учебная Библия с комментариями Джона Мак-Артура.- Минск: Славянское Евангельское общество, 2004.- 2 201 с.
4. Толковая Библия. Комментарий на все книги Святого Писания. Под ред. Лопухина А.П. Том 2.- Минск: Харвест, 2001.- 1 312 с.
5. Ринекер Ф., Майер Г. Библейская энциклопедия Брокгауза.- Кременчуг: Християнська зоря, 1999.- 1 088 с.
6. Толкование Ветхозаветных книг. От книги Исаии по Книгу Малахии.- Ашфорд: Славянское миссионерское издательство, 1966.- 602 с.
7. Новая Женевская учебная Библия.- Hanssler-Verlag, 1998.- 2 052 с.
8. Хоуард Джеймс Гейли Дж. (Младший). Комментарии к книгам Ветхого Завета. Том 18.- Одесса: Всемирный союз баптистов, 1993.- 188 с.
9. Первые и последние пророки.- Йерушалаим: Мосад Арав КУК, 1975.- 1 002 с.
10. Библейский культурно-исторический комментарий. Часть 1. Ветхий Завет.- СПб.: Мирт, 2003.- 984с.
11. Библия. Современный перевод Библейских текстов.- М.: World Bible Translation Center, 2002.- 1150 с.
12. Статья "1. Комментарии к Книге пророка Иоиля. Нашествие саранчи".
13. Статья "2. Комментарии к Книге пророка Софонии. День Господень".
14. Статья №1 "Признак и знамение Второго пришествия Иисуса Христа".
15. Кузнецова В.Н. Евангелие от Луки. Комментарий.- М.: ОПУ им. А. Меня, 2004.- 556 с.
16. Статья №2 "Гог из земли Магог: конец мира сего".
17. Статья №4 "Время великой скорби".
18. Мэтью Генри. Толкование книг Ветхого Завета.- Netherlands Dutch Reformed Tract Society, 2010.- 784 с.
19. Новый Библейский комментарий в 3 ч. Ч.2. Ветхий завет. Псалтирь - Книга Пророка Малахии.- СПб.: Мирт, 2000.- 571 с.
20. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета, канонические. Современный русский перевод.- М.: Российское библейское общество, 2011.- 1408 с.
21. Библия. Новый Перевод на Русский Язык.- Herrljunga, Sweden:  Международное Библейское Общество, 2007.- 1 228 с.
22. Словарь библейских образов.- СПб.: Библия для всех, 2005.- 1 423 с.
23. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета в современном русском переводе.- М.: Издательство ББИ, 2015.- 1856 с.
24. Макдональд У. Библейский комментарий для христиан. Ветхий Завет.- Bielefeld: CLV, 2009.- 1142 с.
День Господень