Комментарии к Книге пророка Даниила. Семьдесят седьмин (9:24-27, 12:10-13)

"Семьдесят седьмин определены для народа твоего и святого
города твоего, чтобы покрыто было преступление ..." (Дан.9:24)
 

1. Вступление

     Посылая пророческие сны вавилонскому царю Навуходоносору II [Л.1] и Даниэйлу [Л.2, 3], Яхве Элохим передал откровение об отдалённых временах, последних днях гнева Его, о конце определённого времени.
     Несомненно, Даниила интересовала прежде всего судьба его народа. Как пребывавшего с ним в плену, так оставшегося в Иудее. Поэтому нави обратился с горячей молитвой к Богу (Дан.9:4-19) и получил ответ о Его планах относительно Ам Йисраэль, Йерушалаима, Бейт а-Микдаш.   
     Композиция ст. 9:24-27, 12:10-12
. 1. Указание продолжительности исторического периода в целом, а также его 3-х основных отрезков (9:24-26).          
           2. Перечень и длительность событий последней седьмины (9:27, 12:10-12).   
           3. Заключение об участи самого пророка (12:13).   
      Главная тема. Ниспосланное откровение о семидесяти седьминах, касающееся будущего после пленного народа иудейского.
      Цель написания. Передать соотечественникам ответ Адоная на молитву о прощении грехов Израиля.
      Содержание. Архангел Гавриил, исполняя повеление (9:23), передаёт провидцу знание (ст.22) о судьбе его народа на протяжении 70-и седьмин (ст.24-27, 12:10-12). После чего прекратятся преступления, наступит конец грехам, загладятся беззакония, утвердится праведность, исполнятся видения пророков, освятится святое святых (9:24).
     Всё перечисленное произойдёт не ранее, чем отстроится Иерусалим за 7 седьмин, а ещё через 62 седьмины придёт Христос Владыка (ст.25). По их окончании Помазанника предадут смерти, столицу и храм разрушит народ будущего властителя (ст.26).
     Открытый нави период истории Мединат Йисраэль завершится последней седьминой, по её окончании будет заключён завет с его народом (ст.27, а). Тем не менее, ещё в середине седьмины установится власть мерзостная, но предначертанная гибель постигнет опустошителя (ст.27, б).
     События второй половины седьмины явятся серьёзным испытанием для людей, не все выдержат их достойно (12:10). Счастлив же будет тот, кто дождётся окончания последней седьмины и наступления нового времени (ст.11, 12). Пророку дан совет идти своим путём, чтобы воскреснуть из мёртвых, получить свою долю в конце дней (ст.13).
     Проблемы толкования. Какова продолжительность семидесяти седьмин, они уже прошли или нет. Есть ли промежуток времени между 69-й и 70-й седьминами. Что означает "Святый святых", кто заключит завет со многими. Кем является опустошитель в стихе 9:27. Когда начинаются и оканчиваются 1290 дней и 1335 дней.

2. Семьдесят седьмин (9:24)

     Пророк Йирмейа в 597 г.  до Р.Х. предсказал 70-летнее пребывание евреев в вавилонском плену (Иер.25:11, 29:10). Нави Даниэйл, после крушения Вавилонской империи в 539 г. до Р.Х., обратил внимание на пророчество Иеремии (Дан.9:1, 2).
     Чтение пророчества побудило Даниила к страстной молитве, молении, мольбе о великом милосердии, прощении Богом грехов израильского народа. А также заронило надежду на возвращение евреев из плена, восстановление Йерушалаима, строительство Храма на святой горе (ст.3-20).
     В ответ на молитву появляется архангел Гавриил с вестью, предлагая провидцу вникнуть в неё, уразуметь видение (9:21-23).

    "Семьдесят семилетий предопределены для народа твоего и священного города твоего, чтобы (1) покончить с преступлениями,  (2) уничтожить грех, (3) искупить вину и (4) установить справедливость навеки; (5) чтобы скрепить печатью (подтвердить) видения и пророчества и (6) помазать (освятить) святая святых" (9:24, пер. [Л.4]).

     Среди множества разнообразнейших толкований ст.24-27 можно выделить 4-е основные версии [Л.27, стр. 995]. Первая, речь о периоде длительностью 490 лет, который начался с разрушения Иерусалима в 586 г. до Р.Х. и окончился в 163 г. со смертью Антиоха IV Епифана.
      Вторая версия, промежуток времени от указа царя Кира (538 г. до Р.Х.) до разрушения Иерусалима в 70 г. от Р.Х. Третья, семьдесят седьмин - символический период, он окончится Вторым пришествием Иисуса Христа. Четвёртая версия, указанный период следует воспринимать буквально, затем будет Второе пришествие.
     Для правильного толкования данного пророчества нужно ответить на вопрос: исполнилось оно или нет? Некоторые комментаторы полагают, уже давно сбылось [Л.5-8, 28], согласно первой и второй версий, другие, - нет [Л.9-12, 25, 29]. Третьи, затрудняются дать однозначный ответ [Л.13-16].
     Странно, ведь ответ прост и ясен, он содержится в ст.24. Так в Мединат Йисраэль с (1) преступлениями не покончено, (2) грех процветает, (3) вину перед Иеhошуа ха Машиах предстоит ещё искупить; (4) не установлена справедливость навеки, (5) далеко не все библейские пророчества уже сбылись. (6) Храм же, его святая святых - сокровенное помещение (евр. "двир") до сих пор лишены освящения, так как даже не построены.
     Мнение автора [Л.29] о событии (6), "в начале тысячелетнего царства, в Иерусалиме будет помазан (освящён) храм, описанный в Иез.40-44. Господь вернётся туда со славой Своей (Иез.43:1-5)" (стр. 1038).
     Перечисленные в пророчестве 9:24 события (1-6) сбудутся через "семьдесят семилетий" (пер. [Л.4, 17]), они же "семьдесят седьмин" (Синод. пер.), т.е. через 490 лет после указа о восстановлении Иерусалима [Л.5, 6, 8-10, 12-17, 25, 29].
     В некоторых русскоязычных изданиях Библии евр. слово "шавуа" переведено как "седьмицы" [Л.18] или "недели" [Л.19]. Однако данный перевод неудачен. В стихе 24 речь именно о семилетиях-седьминах, а недели Даниэйл называет "седьмицы дней" (10:2, 3).
    "Гавриил возвестил пророку о 70 семилетиях, или 490 годах" [Л.12, стр. 376]. "Эти 490 лет пророчество подразделяет на две части, 483 года и 7 лет, с нераскрытым промежутком между ними" [Л.25, стр. 840]. Или "на три периода: семь седьмин плюс шестьдесят две седьмины и - после большого промежутка времени - последняя седьмина" [Л.29, стр. 1038].

3. Шестьдесят девять седьмин (9:25)

     Исторический период 70-и седьмин, разделённый на три основные неравные части, начался со следующего события, предсказанного Гавриилом.

   "Итак знай и разумей (пойми): с того времени, как выйдет повеление (восстановить и отстроить) о восстановлении Иерусалима, до Христа Владыки (Вождя-Помазанника) семь седьмин (семилетий) и шестьдесят две седьмины (семилетия); и возвратится народ и обстроятся улицы и стены (рвом), но в трудные времена" (9:25; в скобках, текст из [Л.17]).

    "Считается, что дата, с которой следует отсчитывать 70 седьмин,- это указ о восстановлении Иерусалима. Персидские цари издали с этой целью три указа (539, 458 и 444 г.г. до Р.Х.). Основным из них был указ 458 г. до Р.Х." [Л.13; Л.25].
     Другие авторы придерживаются иных дат начала отсчёта семи семилетий: 457 год [Л.8], 445-й [Л.9, 10, 29], 444-й [Л.12], 457 либо 445 годы [Л.17].
     Какбы там ни было. это время (т.е. за 49 лет) иудеи восстановят Иерусалим" [Л.9]. Отстроят улицы, обнесут город крепостным рвом, "но в трудные времена" (9:25).
     По окончании 7 седьмин пройдёт ещё 62, всего 483 года между повелением о восстановлении Иерусалима и появлением Вождя-Помазанника (буквально "Мессия-Вождь" [Л.8]).
    "Помазанник из Дан.9:25 - это кто-то из времён самого Даниила или вскоре после него" [Л.5, стр. 250], "возможно, помазанным является Кир, персидский царь, или Зоровавель, потомок дома Давида, или Иисус-первосвященник, связанный с Зоровавелем" [Л.14, стр. 155].
     Но большинство толкователей относят стих 25 к Иисусу Христу, к началу публичного служения Иеhошуа ха Машиах (Ин.4:25, 26; рис.1).
    Однако и здесь нет единого мнения. В зависимости от начала отсчёта (даты указа), называются разные годы окончания второго периода: 25-й от Р.Х. [Л.25], 26-й год [Л.13, 17], 27-й [Л.6, 16], с 29 по 30 г.г. [Л.9], с 27 по 34 годы [Л.8], 33-й год [Л.12, 16].
    "Некоторые богословы считают, что этот период закончился в тот самый день, когда Господь торжественно вошёл в Иерусалим" [Л.10; Л.12]. Или "речь идёт не просто о приходе Мессии, но конкретно о Его смерти" [Л.29, стр. 1038].

4. Смерть Христа, разрушение храма (9:26)

     Что же произойдёт по окончании двух пророческих периодов? после торжественного въезда Христа Владыки в Йерушалаим (Зах.9:10).

    "И по истечении (После) шестидесяти двух седьмин (семилетий) предан будет смерти Христос (Помазанник), и не будет (у Него ничего не останется); а город и святилище разрушены будут народом вождя, который придёт, и конец его будет как (подобно) от наводнения, и до конца войны будут опустошения" (Дан. 9:26; в скобках, текст из [Л.17]).

   "Скорее всего, речь идёт об Онии III, первосвященнике, который был казнён Антиохом Епифаном в 171 г. до н.э. Многие исследователи находят эту гипотезу неоспоримой ..." [Л.7; Л.5].
     Нет, такую гипотезу легко оспорить. Сирийский царь Антиох IV Епифан (правил с 175 г. по 164 г. до Р.Х.) не разрушал иерусалимский храм, а только ограбил да осквернил его [Л.20, стр. 1040]. Но в пророческой вести утверждается "город и святилище разрушены будут" (9:26, б).
     Разрушение произошло в 70-м году от Р.Х., "когда римская армия разрушила Иерусалим и храм ..." [Л.9]. Поэтому в Помазаннике толкователи видят, как правило, Иисуса Христа [Л.6, 8-17, 27-29]. Ибо написано "предан будет смерти Христос" (ст.26, а),  "и не будет", т.е. "еврейский народ более не будет народом Мессии" [Л.12].
     В древности военные победы, захват, разрушение городов приписывались царям (вождям), но в ст.26 читаем "город и святилище разрушены будут народом вождя".
     Так и случилось. Главнокомандующий римскими войсками Тит Флавий (79-81 г.г. от Р.Х.), сын императора Веспасиана, "как известно, хотел пощадить храм, давал об этом несколько приказаний своим солдатам, но они на этот раз ослушались его" [Л.6]. "Один из римлян, бросив горящую головню в северную пристройку, поджёг сооружение. Пламя быстро охватило здание, и Храм рухнул" [Л.20, стр. 1041].
     Также полностью оказался разрушенным сам город, сохранились только три башни дворца Ирода (там же, стр. 377). В точности исполнились слова и видения, ранее открытые Даниэйлу, "конец его (города) будет как от наводнения" (9:26, в), "с этого момента история города будет полна войн и разрушений" [Л.29, стр. 1039].

5. Последняя седьмина (9:27)

    Третий, последний период пророчества насчитывает всего одно семилетие, но очень насыщенное по количеству важнейших событий. "Во время последней седьмины будут происходить события вселенского масштаба" [Л.27, стр. 996].

   "И утвердит завет для многих одна седьмина (Он заключит прочный союз со многими), а в половине седьмины (в середине семилетия) прекратится жертва и приношение, и на крыле святилища будет мерзость запустения (опустошающая мерзость), и окончательная предопределённая гибель (конец) постигнет опустошителя" (9:27; в скобках, текст из [Л.17]).

     "Сторонники "позиции Первого пришествия" видят в этих словах указание на земное служение Христа. Те же, кому ближе "позиция Второго пришествия", полагают, что между событиями, предсказываемыми в ст.26 и 27, пролегает некоторый промежуток времени ..." [Л.16].
     В стихе 27 не может подразумеваться ни Первое пришествие Иисуса Христа (версия авторов [Л.6, 8]), ни тем более время Антиоха IV Епифана, как ошибочно считается в [Л.5-7, 18, 28]. Потому что ещё не сбылось НИ ОДНО из 6-и обещаний, данных израильскому народу (ст.24), в том числе "помазать (освятить) святая святых" [Л.4].
     После предания смерти Христа Владыки (9:25, 26, рис. 2) освящения, т.е. помазания иерусалимского храма НЕ произошло.
     Наоборот, в семидесятом году от Р.Х. Бейт а-Микдаш, в том числе его святая святых, оказались разрушены "народом вождя" (ст.26), римлянами под командованием Тита.
    "Напрашивается вывод о том, что между 69-ой и 70-ой "седьминами" предусмотрен был интервал" [Л.12; Л.9; Л.21, стр.56, 57], "неопределённой продолжительности" [Л.13; Л.16], "нераскрытый промежуток" [Л.25, 29].
      В этой связи "вспомним о "стёртости" временных границ в видениях пророков!" [Л.12, стр. 142].
      Иными словами, все события последнего семилетия из 490 лет следует относить  к будущему, ко Второму пришествию Господа Иисуса Христа.
    "Наступают последние семь лет пророческого календаря, который Гавриил дал Даниилу,- период, который нам известен как "период великой скорби", или "день Господень" [Л.9; Л.12]. "Здесь ясно говорится о последнем суде при Втором пришествии" [Л.11; Л.10, 17].
     Когда же начнётся последняя седьмина? Многие христиане считают, сразу же после восхищения Церкви. Однако в Библии такого утверждения нет.

6. Заключение завета (9:27, а)

    Главное событие для Израиля, окончившее первый основной период,- восстановление Йерушалаима (9:25). Второй, завершился смертью Христа (ст.26), а третий основной период окончится заключением завета.

     "И утвердит завет для многих одна седьмина ..." (9:27; "Он заключит договор со многими" [Л.18]).

     Наиболее популярное толкование ст. 27, говорится о заключении и последующем расторжении договора антихристом. Однако автор работы [Л.28] справедливо замечает. "В этом тексте не утверждается, что завет семи лет будет заключён антихристом, и что он будет нарушен в половине седьмины" (стр. 178, 179).
     Чтобы экзегеза стиха 27 оказалась достоверной следует ответить на вопрос: кто такие "многие"? Авторы перевода [Л.4] считают, "союз с властителями"; или с "многими народами" [Л.19].
     Однако такой перевод противоречит ст.24, пророческий период истории предназначен "для народа твоего", т.е. Израиля. Следовательно и завет должен утверждаться с евреями. Например, с неверующим большинством израильского народа завет заключит римский князь [Л.29, стр. 1039].
      Но какой договор имеется в виду? "Слово "завет" (евр. "берит") употребляется в Св. Писании для обозначения союзов между народами, отдельными лицами, но чаще всего, а в книге пророка Даниила по преимуществу, для обозначения завета,- союза Бога с людьми" [Л.6, стр. 266].
     Верно. Именно о таком договоре (союзе) говорит нави, используя слово "завет" в своей книге. Иногда добавляя имя прилагательное "святой" (11:28, 30).
     Кто же имеет право на заключение святого "союза Бога с людьми"? Авторы Нового Библейского комментария [Л.15] предполагают "ст.27а может относиться к Христу, Который утвердит завет Божий ..." (стр. 394). "Имеется в виду то, что Мессия ("Христос", ст.26) утвердит Новый Завет ..." [Л.26, стр. 514].
     Логично. Во-первых, именно о Нём шла речь в предыдущих стихах 25 и 26. Во-вторых, последние семь лет это "период, который нам известен как "период великой скорби" [Л.9], по его окончании явится Господь Иисус Христос (Мт.24:21, 27-30).    
     В-третьих, Кому ещё как не Сыну Божьему заключать союз со Своим народом? ранее Его отвергнувшим. Поэтому обещано Господом. "И сей завет им от Меня (Я заключу с ними этот договор), когда сниму с них (уничтожу) грехи их" (Рим.11:27; в скобках, текст из [Л.18]).
     О будущем договоре между Богом и покаявшимся Ам Йисраэль имеется немало пророчеств в Ветхом Завете (Иер.31:31-34, 32:40-42; Ис.55:3, 61:8; Иез.20:37, 34:23-25, 37:26). ВСЕ они обязательно исполнятся.
     Заключение нового завета произойдёт при возвращении Господа, т.е. по завершении последнего семилетия-седьмины скорби, оттого написано. "И утвердит ("заключит" [Л.17, 18]) завет для многих одна седьмина" (Дан.9:27, а).
     Последние семь лет скорби состоят из двух половин по 3,5 года каждая. Первая, время "скорби дней тех" (Мт.24:29); вторая,- "великая скорбь, какой не было от начала мира" (ст.21).
     Разделит семилетие на два равных периода знаменательное для всех жителей земли событие. В середине седьмины "явится знамение (знак) Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся (зарыдают в отчаянии) все племена (народы) земные (на земле) ..." (24:30; в скобках, текст из [Л.18]).

7. Середина семидесятой седьмины (9:27, б)

     Последнее семилетие окончится: 1) с прекращением преступлений; 2) уничтожением греха; 3) искуплением вины; 4) установлением справедливости; 5) исполнением пророчеств; 6) освящением Храма и его святая святых (9:24), с возвращением Господа [Л.22, 23].
     Но какое явление предшествует указанным событиям? что произойдёт в середине последней седьмины? Такое же важное как смерть Христа (ст.25) или заключение завета (ст.27, а). Даниэйл услышал следующее:

   "а в половине седьмины ("в середине семилетия") прекратится жертва и приношение, и на крыле святилища (последних двух слов нет в Масоре [Л.4]) будет мерзость запустения ("опустошающая мерзость"), и окончательная предопределённая гибель ("конец") постигнет опустошителя" (9:27, б; в кавычках, текст из [Л.17]).

     Ключом к пониманию всего отрывка может послужить его окончание, а именно, фигура опустошителя. К сожалению. "Смысл этого текста в еврейском языке неясен" [Л.17]. Если опустошителем последних дней, семидесятой седьмины, Второго пришествия не могут быть ни Антиох Епифан, ни полководец Тит Флавий, ни гипотетический человек-антихрист, тогда кто?
     Для ответа на поставленный вопрос нужно вспомнить о пророческих снах царя Навуходоносора II [Л.1] и Даниила [Л.2, 3]. Особенно интересно видение небольшого серповидного рога, удивляющего своей экзотичностью.
     Малый рог и есть зооморфно персонифицированный образ "опустошителя" (рис.3), "он" явится как "вождь", представленный Даниилу прежде в образе одиннадцатого (небольшого) рога на голове четвёртого зверя (ст.7:8)" [Л.12, стр. 380].
     Освещаемый солнцем "рог" сбросит с неба часть воинства небесного, часть звёзд (8:10). А также "будет производить удивительные ("Чудовищные" [Л.18]) опустошения" (ст.24, б) на земле; "губить сильных и народ святых" (24, в).
     По причине сокрушения всех построек на земле (7:23), вплоть до раздробления строительных материалов (2:35), наступит "мерзость запустения" (9:27).
     Гористая Иудея превратится в равнину (Зах.14:10), Елеонская гора расколется пополам (ст.4), "город великий" распадётся "на три части" (Отк.16:19). Даже на Храмовой горе окажутся "мерзости опустошающего"  (Дан.9:27, [Л.8]).
     Нет ни храмовой жертвы ни приношения, "власть мерзостная будет существовать, пока не наступит полное уничтожение и предназначенное не постигнет разрушителя" (ст.27, пер. [Л.4]). Опустошитель-разрушитель "будет сокрушён - не рукою" (8:25), а разрушится да сгорит в огне вместе со зверем (7:11).

8. Конец непостижимых событий (12:10)

    Несмотря на призыв Гавриила "знай и разумей (пойми)" (9:25), Даниэйл далеко не всё уразумел из открытого ему поразительного шокирующего видения (ст.23, 12:8).
     На вопрос одного из ангелов. "Сколько времени пройдёт до конца этих непостижимых событий?" (ст.6, пер. [Л.17]), провидец услышал ответ. "Год, два года и полгода" (ст.7, "То есть 3,5 года" [Л.17]). В Синод. переводе "времени и времён и полувремени" или "трёх с половиной лет" [Л.19; Л.29].
     Действительно, от начала Великой скорби,- середина семилетия (9:27), до её окончания с пришествием Господа [Л.22, 23] пройдёт 3,5 года (12:7, Отк.12:14). "Итак, с начала великой скорби до её конца пройдёт время, и времена и полувремя (т.е. три с половиной года, 1260 дней)"  [Л.29, стр. 1044].
     Трагическое "время тяжкое, какого не бывало с тех пор, как существуют люди" (Дан.12:1). В те дни "полностью сокрушены будут силы народа священного" (ст.7, пер. [Л.4]).
     Более того, антропоморфный малый рог, вместе с невиданным зверем из великого моря (7:19-25, Отк.13:1), станет воевать против святых. Он победит их (13:7), ибо "дана ему власть действовать сорок два месяца" (ст.5, т.е. 3,5 года). Что равнозначно 1260 дням, в течение которых Ам Йисраэль скрывается в пустыне (12:6).
     Какое влияние на людей окажут непостижимые для пророка (Дан.12:8), удивительные даже для нас события? Их смысл сокрыт "до последнего времени" (ст.9). Нави услышал следующий ответ.

   "Многие очистятся, убелятся и переплавлены будут в искушении; нечестивые же (злодеи) будут поступать нечестиво (будут злодействовать), и не уразумеет (не поймут) сего никто из нечестивых (все злодеи), а мудрые уразумеют (поймут)" (12:10; в скобках, текст из [Л.4]).

     Во время Великой скорби многие люди переплавятся в небывалых по тяжести испытаниях (Зах.13:8, 9). Они очистятся, т.е. станут "Чистыми или пригодными для служения Богу" [Л.19]. В праведности проявится их мудрость, понимание смысла наказаний рода сего от Всемогущего.
     Злодеи же "будут поступать нечестиво", продолжая злодействовать (Дан.12:10). Никто из них ничего не поймёт до тех пор пока не явится Господь (Ис.24:14-16, Иез.20:40-44, Зах.14:16-19). Только Он властен смирить всех, кто ходит в гордыне (Дан.4:34).

9. 1290 дней и 1335 дней (12:11-13)

     Даниэйл получил откровение о будущих 70 седьминах истории своего народа (9:24-27). В том числе о самой важной (второй) половине последнего семилетия (ст.27), продолжительностью 3,5 года (12:7). О последнем времени (ст.4) пророку даются дополнительные сведения.

   "Со времени прекращения ежедневной жертвы и поставления мерзости запустения (установления мерзости безмолвной) пройдёт тысяча двести девяносто дней.  Блажен (Счастлив), кто ожидает (дождётся) и достигнет тысячи трёх сот тридцати пяти дней" (12:11, 12; в скобках, текст из [Л.4]).

     Здесь речь о времени деятельности Антиоха Епифана, считается в [Л.6]. "Сообразно с этим и цифровые данные ст.11-12 должны определять её продолжительность" (стр. 271). Нет. "Значение этих временных периодов невозможно определить однозначно" [Л.16]. Или, не так категорично, "Значение 1290 дней и 1335 дней не вполне понятно ..." [Л.9]).
     Да, "не вполне понятно", но поддаётся исследованию. Ведь период в 3,5 года, или 42 месяца, или 1260 дней начинается в День Господень (новозаветная "великая скорбь") и завершается пришествием Иисуса Христа [Л.22-24]. Следовательно 1 290 великоскорбных дней также окончатся  радостным событием, возвращением Спасителя в силе и славе.
     Однако указанный период  начинается не в День Господень, время гнева Его, а на 30 дней раньше.  "Вероятно, мерзость запустения появится в иерусалимском храме за тридцать дней до начала великой скорби ..." [Л.29, стр. 1044]. А именно, от начала "установления мерзости безмолвной" (12:11, пер. [Л.4], когда жители начнут покидать города, в том числе  Иерусалим.
     Через некоторое время город опустеет, его оставят почти все жители [Л.24]. При появлении "мерзости запустения" все богослужения в столице ("ежедневная жертва") прекратятся.
     Окончание массового бегства жителей из Йерушалаима явится точкой отсчёта как 1290 дней, точнее суток, так и 1335 суток. Но последний период завершится на 45 дней позже первого, окончится с началом ранних осенних  дождей; после более чем 3-х летней сильнейшей засухи [Л.24].
     Уцелевшие в дни скорби, "кто ожидает и достигнет" 1335 дней, начнут радоваться благословенным дождям, обретут счастье в наступившем Божьем царстве на земле (7:14, 27).
    
    "А ты иди (своим путём) к твоему концу, и упокоишься (обретёшь покой) и восстанешь для получения твоего жребия (то, что тебе суждено) в конце дней" (12:13; в скобках, текст из [Л.18]).

ЛИТЕРАТУРА

1. Статья "19. Комментарии к Книге пророка Даниила. Пророческий сон Навуходоносора (2:31-35, 44, 45)".
2. Статья "20. Комментарии к Книге пророка Даниила. Глава 7 - Пророческий сон Даниила".
3. Статья "21. Комментарии к Книге пророка Даниила.  Малый рог (8:9-14, 23-27)".
4. Кетувим.- Йерушалаим: Мосад Арав Кук, 1978.- 394 с.
5. Даума Йохем. Дорогами Ветхого Завета. Т.4. Большие пророки.- Черкассы: Коллоквиум, 2012.- 280с.
6. Толковая Библия. Комментарий на все книги Святого Писания. Под ред. Лопухина А.П. Том 2.- Минск: Харвест, 2001.- 1 312 с.
7. Библейский культурно-исторический комментарий. Часть 1. Ветхий Завет.- СПб.: Мирт, 2003.- 984с.
8. Щедровицкий Д.В. Пророчества Книги Даниила.- М.: Теревинф, 2003.- 278 с.
9. Уоррен Уирсби. Комментарий на Ветхий Завет. В 2-х т. Том II. Ездра - Малахия.- СПб.: Библия для всех, 2011.- 1 111 с.
10. Хэдинг Джон. Книга пророка Даниила.- Ровно: Живое слово, 2006.- 204 с.
11. Учебная Библия с комментариями Джона Мак-Артура.- Минск: Славянское Евангельское общество, 2004.- 2 201 с.
12. Толкование Ветхозаветных книг. От книги Исаии по Книгу Малахии.- Ашфорд: Славянское миссионерское издательство, 1966.- 602 с.
13. Библейский справочник Геллея.- СПб.: Библия для всех, 2002.- 787 с.
14. Уоллес Рональд. Книга пророка Даниила.- СПб.: Мирт, 2005.- 187 с.
15. Новый Библейский комментарий в 3 ч. Ч.2. Ветхий завет. Псалтирь - Книга Пророка Малахии.- СПб.: Мирт, 2000.- 571 с.
16. Новая Женевская учебная Библия.- Hanssler-Verlag, 1998.- 2 052 с.
17. Библия. Новый перевод на русский язык.- United Kingdom, Carlisle: Biblica Europe, 2011.- 1 185 с.
18. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета, канонические. Современный русский перевод.- М.: Российское библейское общество, 2011.- 1 408 с.
19. Библия. Современный перевод Библейских текстов.- М.: World Bible Translation Center, 2002.- 1150с.
20. Ринекер Ф., Майер Г. Библейская энциклопедия Брокгауза.- Кременчуг: Християнська зоря, 1999.- 1 088 с.
21. Вуд Леон Дж. Библия и события будущего: Обзор событий последних дней.- СПб.: Библия для всех, 2006.- 213 с.
22. Статья "10. Комментарии к Книге пророка Малахии. Ст. 3:1-3; 4:1-6 - Пришествие Господа".
23. Статья "6. Комментарии к Книге пророка Исаии. Пришествие Господа (40:1-5, 52:7-10, 60:1-3)".
24. Статья № 14"Числа".
25. Баракман Х. Флойд. Практическая христианская теология. Всестороннее исследование основ христианского вероучения.- М.: Ассоциация "Духовное возрождение" ЕХБ, 2002.- 958 с.
26. Комментарии в Ветхому и Новому Заветам.- Минск: Фонд "Лютеранское культурное наследие", 2007.- 832 с.
27. Славянский библейский комментарий.- Киев: ЕААА, Книгоноша, 2016.- 1840 с.
28. Уилмот Джон. Толкование библейских пророчеств о последнем времени.- Одесса: Христианское просвещение, 2010.- 360 с.
29. Макдональд У. Библейские комментарии для христиан. Ветхий Завет.- Bielefeld: CLV, 2009.- 1142 с.
День Господень