Комментарии к Книге пророка Даниила. Семьдесят седьмин (9:24-27, 12:10-13)

"Семьдесят седьмин определены для народа твоего и святого
города твоего, чтобы покрыто было преступление ..." (Дан.9:24)
 

1. Вступление

     Посылая пророческие сны вавилонскому царю Навуходоносору II [Л.1] и самому Даниэйлу [Л.2, 3], Яхве Элохим передал откровение об отдалённых временах, последних днях гнева Его, о конце определённого времени.
     Несомненно, Даниила интересовала прежде всего судьба его народа. Как пребывавшего с ним в плену, так оставшегося в Иудее. Поэтому нави обратился с горячей молитвой к Богу и получил ответ о Его планах относительно Ам Йисраэль, Йерушалаима, Бейт а-Микдаш.   
     Композиция ст. 9:24-27, 12:10-12
. 1. Указание продолжительности исторического периода в целом, а также его 3-х отрезков (9:24-26).          
           2. Перечень и длительность событий последней седьмины (9:27, 12:10-12).   
           3. Заключение об участи самого пророка (12:13).   
      Главная тема. Ниспосланное откровение о семидесяти седьминах, касающееся судьбы после пленного народа иудейского.
     Цель написания. Передать соотечественникам ответ Адоная на молитву о прощении грехов Израиля.
     Содержание. Архангел Гавриил, исполняя повеление (9:23), передаёт провидцу знание (ст.22) о будущем его народа на протяжении 70-и седьмин (ст.24-27, 12:10-12). Затем прекратятся преступления, наступит конец грехам, загладятся беззакония, утвердится праведность, исполнятся видения пророков, освятится святое святых (9:24).
     Однако всё это произойдёт не ранее, чем отстроится Иерусалим за 7 седьмин, а ещё через 62 седьмины придёт Христос Владыка (ст.25). По их окончании Помазанника предадут смерти, столицу и храм разрушит народ будущего властителя (ст.26).
     Открытый нави период истории Мединат Йисраэль завершится последней седьминой, по её окончании будет заключён завет с его народом (ст.27, а). Тем не менее, ещё в середине седьмины установится власть мерзостная, но предначертанная гибель постигнет опустошителя (ст.27, б).
    События второй половины седьмины явятся серьёзным испытанием для людей, не все выдержат их достойно (12:10). Счастлив же будет тот, кто дождётся окончания последней седьмины и наступления нового времени (ст.11, 12). Пророку дан совет идти своим путём, чтобы воскреснуть из мёртвых, получить свою долю в конце дней (ст.13).
     Проблемы толкования. Какова продолжительность семидесяти седьмин, они уже прошли или нет. Есть ли промежуток времени между 69-й и 70-й седьминами. Что означает "Святый святых", кто заключит завет со многими. Кем является опустошитель в стихе 9:27. Когда начинаются и оканчиваются 1290 дней и 1335 дней.

2. Семьдесят седьмин (9:24)

    Пророк Йирмейа в 597 г.  до Р.Х. предсказал 70-летнее пребывание евреев в вавилонском плену (Иер.25:11, 29:10). Нави Даниэйл, после крушения Вавилонской империи в 539 г. до Р.Х., обратил внимание на пророчество Иеремии (Дан.9:1, 2).
    Что побудило его к страстной молитве, молении, мольбе о великом милосердии, прощении Богом грехов израильского народа. А также пробудило в пророке надежду на возвращение евреев из плена, восстановление Йерушалаима, строительство Храма на святой горе (ст.3-20).
     В ответ на молитву появляется архангел Гавриил с вестью, предлагая провидцу вникнуть в неё, уразуметь видение (9:21-23).

    "Семьдесят семилетий предопределены для народа твоего и священного города твоего, чтобы покончить с преступлениями, уничтожить грех, искупить вину и установить справедливость навеки; чтобы скрепить печатью (подтвердить) видения и пророчества и помазать (освятить) святая святых" (9:24, Масоретский текст [Л.4]).

     Среди множества разнообразнейших толкований ст.24-27 можно выделить 4-е основные версии [Л.27, стр. 995]. Это период длительностью 490 лет, начавшийся с разрушения Иерусалима в 586 г. до Р.Х. и окончившийся в 163 г. со смертью Антиоха IV Епифана.
      Вторая версия, промежуток времени от указа царя Кира (538 г. до Р.Х.) до разрушения Иерусалима в 70 г. от Р.Х. Третья версия, семьдесят седьмин это символический период, он окончится Вторым пришествием Иисуса Христа. Четвёртая версия, указанный период следует воспринимать буквально, затем будет Второе пришествие.
     Для правильного толкования данного пророчества нужно ответить на вопрос: исполнилось оно или нет? Некоторые комментаторы полагают, уже давно сбылось [Л.5-8, 28], согласно первой и второй версий, другие, - нет [Л.9-12, 25]. Третьи, затрудняются дать однозначный ответ [Л.13-16].
     Странно, ведь ответ прост и ясен, он содержится в ст.24. Так в Мединат Йисраэль с преступлениями не покончено, грех процветает, вину перед Иеhошуа ха Машиах предстоит ещё искупить; не установлена справедливость навеки, далеко не все библейские пророчества уже сбылись. Храм же, его святая святых (евр. "двир") до сих пор лишены освящения, так как даже не построены.
     Перечисленные события сбудутся через "семьдесят семилетий" (пер. [Л.4, 17]), они же "семьдесят седьмин" (Синод. пер.), т.е. через 490 лет после указа о восстановлении Иерусалима [Л.5, 6, 8-10, 12-17, 25].
     В некоторых русскоязычных изданиях Библии евр. слово "шавуа" переведено как "седьмицы" [Л.18] или "недели" [Л.19]. Однако такой перевод неудачен. В стихе 24 речь идёт именно о семилетиях-седьминах, а недели Даниэйл называет "седьмицы дней" (10:2, 3).
    "Гавриил возвестил пророку о 70 семилетиях, или 490 годах" [Л.12, стр. 376]. "Эти 490 лет пророчество подразделяет на две части, 483 года и 7 лет, с нераскрытым промежутком между ними" [Л.25, стр. 840].

3. Шестьдесят девять седьмин (9:25)

     Исторический период 70-и седьмин, разделённый на три неравные части, начался со следующего события, предсказанного Гавриилом.

   "Итак знай и разумей (пойми): с того времени, как выйдет повеление (восстановить и отстроить) о восстановлении Иерусалима, до Христа Владыки (Вождя-Помазанника) семь седьмин (семилетий) и шестьдесят две седьмины (семилетия); и возвратится народ и обстроятся улицы и стены (рвом), но в трудные времена" (9:25; в скобках, текст из [Л.17]).

   "Считается, что дата, с которой следует отсчитывать 70 седьмин,- это указ о восстановлении Иерусалима. Персидские цари издали с этой целью три указа (539, 458 и 444 г.г. до Р.Х.). Основным из них был указ 458 г. до Р.Х." [Л.13; Л.25].
     Другие авторы придерживаются иных дат начала отсчёта семи семилетий: 457 год [Л.8], 445-й [Л.9, 10], 444-й [Л.12], 457 либо 445 годы [Л.17].
    Как бы там ни было. это время (т.е. за 49 лет) иудеи восстановят Иерусалим" [Л.9]. Отстроят улицы, обнесут город крепостным рвом, "но в трудные времена" (9:25).
     По окончании 7 седьмин пройдёт ещё 62, всего 483 года между повелением о восстановлении Иерусалима и появлением Вождя-Помазанника (буквально "Мессия-Вождь" [Л.8]).
    "Помазанник из Дан.9:25 - это кто-то из времён самого Даниила или вскоре после него" [Л.5, стр. 250], "возможно, помазанным является Кир, персидский царь, или Зоровавель, потомок дома Давида, или Иисус-первосвященник, связанный с Зоровавелем" [Л.14, стр. 155].
     Но большинство толкователей относят стих 25 к Иисусу Христу, к началу публичного служения Иеhошуа ха Машиах (Ин.4:25, 26; (рис.1).
    Однако и здесь нет единого мнения. В зависимости от начала отсчёта (даты указа), называются разные годы окончания второго периода: 25-й от Р.Х. [Л.25], 26-й год [Л.13, 17], 27-й [Л.6, 16], с 29 по 30 г.г. [Л.9], с 27 по 34 годы [Л.8], 33-й год [Л.12, 16].
  "Некоторые богословы считают, что этот период закончился в тот самый день, когда Господь торжественно вошёл в Иерусалим" [Л.10; Л.12] .

4. Смерть Христа, разрушение храма (9:26)

     Что же произойдёт по окончании двух пророческих периодов? после торжественного въезда Христа Владыки в Йерушалаим (Зах.9:10).

   "И по истечении (После) шестидесяти двух седьмин (семилетий) предан будет смерти Христос (Помазанник), и не будет (у Него ничего не останется); а город и святилище разрушены будут народом вождя, который придёт, и конец его будет как (подобно) от наводнения, и до конца войны будут опустошения" (Дан. 9:26; в скобках, текст из [Л.17]).

   "Скорее всего, речь идёт об Онии III, первосвященнике, который был казнён Антиохом Епифаном в 171 г. до н.э. Многие исследователи находят эту гипотезу неоспоримой ..." [Л.7; Л.5].
     Нет, такую гипотезу легко оспорить. Сирийский царь Антиох IV Епифан (правил с 175 г. по 164 г. до Р.Х.) не разрушал иерусалимский храм, а только ограбил да осквернил его [Л.20, стр. 1040]. Но в пророческой вести утверждается "город и святилище разрушены будут" (9:26, б).
     Разрушение произошло в 70-м году от Р.Х., "когда римская армия разрушила Иерусалим и храм ..." [Л.9]. Поэтому в Помазаннике толкователи видят, как правило, Иисуса Христа [Л.6, 8-17, 27, 28]. Ибо написано "предан будет смерти Христос" (ст.26, а),  "и не будет", т.е. "еврейский народ более не будет народом Мессии" [Л.12].
    В древности военные победы, захват, разрушение городов приписывались царям (вождям), но в ст.26 читаем "город и святилище разрушены будут народом вождя".
    Так и случилось. Главнокомандующий римскими войсками Тит Флавий, сын императора Веспасиана (79-81 г.г. от Р.Х.), "как известно, хотел пощадить храм, давал об этом несколько приказаний своим солдатам, но они на этот раз ослушались его" [Л.6]. "Один из римлян, бросив горящую головню в северную пристройку, поджёг сооружение. Пламя быстро охватило здание, и Храм рухнул" [Л.20, стр. 1041].
    Также полностью оказался разрушенным сам город, сохранились только три башни дворца Ирода (там же, стр. 377). В точности исполнились слова и видения, ранее открытые Даниэйлу, "конец его (города) будет как от наводнения" (9:26, в).

5. Последняя седьмина (9:27)

    Третий, последний период пророчества насчитывает всего одно семилетие, но очень насыщенное по количеству важнейших событий. "Во время последней седьмины будут происходить события вселенского масштаба" [Л.27, стр. 996].

   "И утвердит завет для многих одна седьмина (Он заключит прочный союз со многими), а в половине седьмины (в середине семилетия) прекратится жертва и приношение, и на крыле святилища будет мерзость запустения (опустошающая мерзость), и окончательная предопределённая гибель (конец) постигнет опустошителя" (9:27; в скобках, текст из [Л.17]).

     "Сторонники "позиции Первого пришествия" видят в этих словах указание на земное служение Христа. Те же, кому ближе "позиция Второго пришествия", полагают, что между событиями, предсказываемыми в ст.26 и 27, пролегает некоторый промежуток времени ..." [Л.16].
     В стихе 27 не может подразумеваться ни Первое пришествие Иисуса Христа (версия авторов [Л.6, 8]), ни тем более время Антиоха IV Епифана, как ошибочно считается в [Л.5-7, 18, 28]. Потому что ещё не сбылось НИ ОДНО из 6-и обещаний, данных израильскому народу (ст.24), в том числе "помазать (освятить) святая святых" [Л.4].
     После предания смерти Христа Владыки (9:25, 26, рис. 2) освящения (помазания) иерусалимского храма НЕ произошло.
    Наоборот, в семидесятом году от Р.Х. Бейт а-Микдаш, в том числе его святая святых, разрушил "народ вождя" (ст.26), т.е. римляне под командованием Тита.
    "Напрашивается вывод о том, что между 69-ой и 70-ой "седьминами" предусмотрен был интервал" [Л.12; Л.9; Л.21, стр.56, 57], "неопределённой продолжительности" [Л.13; Л.16], "нераскрытый промежуток" [Л.25].
      В этой связи "вспомним о "стёртости" временных границ в видениях пророков!" [Л.12, стр. 142].
      Иными словами, все события последнего семилетия из 490 лет следует относить  к будущему, ко Второму пришествию Господа Иисуса Христа.
    "Наступают последние семь лет пророческого календаря, который Гавриил дал Даниилу,- период, который нам известен как "период великой скорби", или "день Господень" [Л.9; Л.12]. "Здесь ясно говорится о последнем суде при Втором пришествии" [Л.11; Л.10, 17].
     Когда же начнётся последняя седьмина? Многие христиане считают, сразу же после восхищения Церкви. Однако в Библии такого утверждения нет.

6. Заключение завета (9:27, а)

   Главное событие, окончившее первый период,- восстановление Йерушалаима (9:25). Второй завершился смертью Христа (ст.26), а третий период окончится заключением завета.

     "И утвердит завет для многих одна седьмина ..." (9:27; "Он заключит договор со многими" [Л.18]).

     Наиболее популярное толкование ст. 27 - речь о заключении и последующем расторжении договора антихристом. Однако автор работы [Л.28] справедливо замечает. "В этом тексте не утверждается, что завет семи лет будет заключён антихристом, и что он будет нарушен в половине седьмины" (стр. 178, 179).
     Чтобы экзегеза стиха 27 оказалась достоверной следует ответить на вопрос: кто такие "многие"? Авторы перевода [Л.4] считают, "союз с властителями"; или с "многими народами" [Л.19].
     Однако такой перевод противоречит ст.24, пророческий период истории предназначен "для народа твоего", т.е. Израиля. Следовательно и завет должен утверждаться с евреями.
    Тогда какой договор имеется в виду? "Слово "завет" (евр. "берит") употребляется в Св. Писании для обозначения союзов между народами, отдельными лицами, но чаще всего, а в книге пророка Даниила по преимуществу, для обозначения завета,- союза Бога с людьми" [Л.6, стр. 266].
     Верно. Именно о таком договоре (союзе) говориту нави, используя слово "завет" в своей книге. Иногда добавляя имя прилагательное "святой" (11:28, 30).
     Кто же имеет право на заключение святого "союза Бога с людьми"? Авторы Нового Библейского комментария [Л.15] предполагают "ст.27а может относиться к Христу, Который утвердит завет Божий ..." (стр. 394). "Имеется в виду то, что Мессия ("Христос", ст.26) утвердит Новый Завет ..." [Л.26, стр. 514].
    Логично. Во-первых, именно о Нём шла речь в предыдущих стихах 25 и 26. Во-вторых, последние семь лет это "период, который нам известен как "период великой скорби" [Л.9], по его окончании явится Господь Иисус Христос (Мт.24:21, 27-30).    
    В-третьих, Кому ещё как не Ему заключать союз со Своим народом? ранее Его отвергнувшим. Поэтому обещано Господом. "И сей завет им от Меня (Я заключу с ними этот договор), когда сниму с них (уничтожу) грехи их" (Рим.11:27; в скобках, текст из [Л.18]).
    О таком будущем договоре между Богом и покаявшимся Ам Йисраэль имеется немало пророчеств в Ветхом Завете (Иер.31:31-34, 32:40-42; Ис.55:3, 61:8; Иез.20:37, 34:23-25, 37:26). ВСЕ они обязательно исполнятся.
    Заключение нового завета произойдёт при возвращении Господа, т.е. по завершении последнего семилетия-седьмины скорби, оттого написано. "И утвердит ("заключит" [Л.17, 18]) завет для многих одна седьмина" (Дан.9:27, а).
     Последние семь лет состоят из двух половин по 3,5 года каждая. Первая, время "скорби дней тех" (Мт.24:29); вторая,- "великая скорбь, какой не было от начала мира" (ст.21).
     Разделит семилетие на два равных периода знаменательное для всех жителей земли событие. В середине седьмины "явится знамение (знак) Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся (зарыдают в отчаянии) все племена (народы) земные (на земле) ..." (24:30; в скобках, текст из [Л.18]).

7. Середина семидесятой седьмины (9:27, б)

    Последнее семилетие окончится с прекращением преступлений, уничтожением греха, искуплением вины, установлением справедливости, исполнением пророчеств, освящением Храма и его святая святых (9:24), с возвращением Господа [Л.22, 23].
    Но какое явление предшествует указанным событиям? что произойдёт в середине последней седьмины? Такое же важное как смерть Христа (ст.25) или заключение завета (ст.27, а). Даниэйл услышал такие слова:

   "а в половине седьмины ("в середине семилетия") прекратится жертва и приношение, и на крыле святилища (последних двух слов нет в Масоре [Л.4]) будет мерзость запустения ("опустошающая мерзость"), и окончательная предопределённая гибель ("конец") постигнет опустошителя" (9:27, б; в скобках и кавычках, текст из [Л.17]).

     Ключом к пониманию всего отрывка может послужить его окончание, а именно фигура опустошителя. Но к сожалению "Смысл этого текста в еврейском языке неясен" [Л.17]. Если опустошителем последних дней, семидесятой седьмины, Второго пришествия не могут быть ни Антиох Епифан, ни полководец Тит Флавий, ни гипотетический человек-антихрист, тогда кто?
     Для ответа на поставленный вопрос нужно вспомнить о пророческих снах царя Навуходоносора [Л.1] и самого Даниила [Л.2, 3]. Особенно интересно видение небольшого серповидного рога, удивляющего своей необычностью.
    Малый рог и есть зооморфно персонифицированный образ "опустошителя" (рис.3), "он" явится как "вождь", представленный Даниилу прежде в образе одиннадцатого (небольшого) рога на голове четвёртого зверя (ст.7:8)" [Л.12, стр. 380].
    Освещаемый солнцем "рог" сбросит с неба часть воинства небесного, часть звёзд (8:10). А также "будет производить удивительные ("Чудовищные" [Л.18]) опустошения" (ст.24, б) на земле; "губить сильных и народ святых" (24, в).
     По причине сокрушения всех построек на земле (7:23), вплоть до раздробления всех строительных материалов (2:35), наступит "мерзость запустения" (9:27).
    Гористая Иудея превратится в равнину (Зах.14:10), Елеонская гора расколется пополам (ст.4), "город великий" распадётся "на три части" (Отк.16:19). Даже на Храмовой горе окажутся "мерзости опустошающего"  (Дан.9:27, [Л.8]).
   Нет ни храмовой жертвы ни приношения, "власть мерзостная будет существовать, пока не наступит полное уничтожение и предназначенное не постигнет разрушителя" (ст.27, Масоретский текст [Л.4]). Опустошитель-разрушитель "будет сокрушён - не рукою" (8:25), а разрушится да сгорит в огне вместе со зверем (7:11).

8. Конец непостижимых событий (12:10)

    Несмотря на призыв Гавриила "знай и разумей (пойми)" (9:25), Даниэйл далеко не всё уразумел из открытого ему поразительного видения (ст.23, 12:8).
     Однако на вопрос одного из ангелов. "Сколько времени пройдёт до конца этих непостижимых событий?" (ст.6, пер. [Л.17]), провидец услышал ответ. "Год, два года и полгода" (ст.7, "То есть 3,5 года" [Л.17]). В Синод. переводе "времени и времён и полувремени" или "трёх с половиной лет" [Л.19].
     Действительно, от начала Великой скорби,- середина семилетия (9:27), до её окончания с пришествием Господа [Л.22, 23] пройдёт 3,5 года (12:7, Отк.12:14). В это "время тяжкое, какого не бывало с тех пор, как существуют люди" (Дан.12:1) "полностью сокрушены будут силы народа священного" (ст.7, пер. [Л.4]).
     Более того, антропоморфный малый рог, вместе с невиданным зверем из великого моря (7:19-25, Отк.13:1), станет воевать против святых. Он победит их (13:7), ибо "дана ему власть действовать сорок два месяца" (ст.5, т.е. 3,5 года). Что равнозначно 1260 дням, в течение которых Ам Йисраэль скрывается в пустыне (12:6).
     Какое влияние на людей окажут непостижимые для пророка (Дан.12:8), удивительные даже для нас события? Их смысл сокрыт "до последнего времени" (ст.9). Нави услышал такой ответ.

   "Многие очистятся, убелятся и переплавлены будут в искушении; нечестивые же (злодеи) будут поступать нечестиво (будут злодействовать), и не уразумеет (не поймут) сего никто из нечестивых (все злодеи), а мудрые уразумеют (поймут)" (12:10; в скобках, текст из [Л.4]).

     Во время Великой скорби многие люди переплавятся в небывалых по тяжести испытаниях (Зах.13:8, 9). Они очистятся, т.е. станут "Чистыми или пригодными для служения Богу" [Л.19]. В этом проявится их мудрость, понимание смысла наказаний рода сего от Всемогущего.
    Злодеи же "будут поступать нечестиво", продолжая злодействовать (Дан.12:10). Никто из них ничего не поймёт до тех пор пока не явится Господь (Ис.24:14-16, Иез.20:40-44, Зах.14:16-19).

9. 1290 дней и 1335 дней (12:11-13)

    Даниэйл получил откровение о будущих 70 седьминах истории своего народа (9:24-27). В том числе о самой важной (второй) половине последнего семилетия (ст.27), продолжительностью 3,5 года (12:7). Об этом последнем времени (ст.4) пророку даются дополнительные сведения.

   "Со времени прекращения ежедневной жертвы и поставления мерзости запустения (установления мерзости безмолвной) пройдёт тысяча двести девяносто дней.  Блажен (Счастлив), кто ожидает (дождётся) и достигнет тысячи трёх сот тридцати пяти дней" (12:11, 12; в скобках, текст из [Л.4]).

     Здесь речь о времени деятельности Антиоха Епифана, считается в [Л.6]. "Сообразно с этим и цифровые данные ст.11-12 должны определять её продолжительность" (стр. 271). Нет. "Значение этих временных периодов невозможно определить однозначно" [Л.16]. Или, не так категорично, "Значение 1290 дней и 1335 дней не вполне понятно ..." [Л.9]).
     Да, "не вполне понятно", но поддаётся исследованию. Ведь период в 3,5 года, или 42 месяца, или 1260 дней начинается в День Господень (новозаветная "великая скорбь") и завершается пришествием Иисуса Христа [Л.22-24]. Следовательно 1 290 великоскорбных дней также окончатся  радостным событием - возвращением Спасителя в силе и славе.
     Однако этот период  начинается не в День Господень, время гнева Его, а на 30 дней раньше.  А именно, от начала "установления мерзости безмолвной" (12:11, пер. [Л.4], когда жители начнут покидать города, в том числе  Иерусалим.
    Через некоторое время город опустеет, его оставят почти все жители [Л.24]. При появлении "мерзости запустения" все богослужения в столице (ежедневная жертва) прекратятся.
     Окончание массового бегства жителей из Йерушалаима явится точкой отсчёта как 1290 дней, точнее суток, так и 1335 суток. Но последний период завершится на 45 дней позже первого, а именно, с началом ранних (осенних) дождей; после более чем 3-х летней сильнейшей засухи [Л.24].
    Уцелевшие в дни скорби, "кто ожидает и достигнет" 1335 дней, начнут радоваться благословенным дождям, обретут счастье в наступившем Божьем царстве на земле (7:14, 27).
    
    "А ты иди (своим путём) к твоему концу, и упокоишься (обретёшь покой) и восстанешь для получения твоего жребия (то, что тебе суждено) в конце дней" (12:13; в скобках, текст из [Л.18]).

ЛИТЕРАТУРА

1. Статья "19. Комментарии к Книге пророка Даниила. Пророческий сон Навуходоносора (2:31-35, 44, 45)".
2. Статья "20. Комментарии к Книге пророка Даниила. Глава 7 - Пророческий сон Даниила".
3. Статья "21. Комментарии к Книге пророка Даниила.  Малый рог (8:9-14, 23-27)".
4. Кетувим.- Йерушалаим: Мосад Арав Кук, 1978.- 394 с.
5. Даума Йохем. Дорогами Ветхого Завета. Т.4. Большие пророки.- Черкассы: Коллоквиум, 2012.- 280с.
6. Толковая Библия. Комментарий на все книги Святого Писания. Под ред. Лопухина А.П. Том 2.- Минск: Харвест, 2001.- 1 312 с.
7. Библейский культурно-исторический комментарий. Часть 1. Ветхий Завет.- СПб.: Мирт, 2003.- 984с.
8. Щедровицкий Д.В. Пророчества Книги Даниила.- М.: Теревинф, 2003.- 278 с.
9. Уоррен Уирсби. Комментарий на Ветхий Завет. В 2-х т. Том II. Ездра - Малахия.- СПб.: Библия для всех, 2011.- 1 111 с.
10. Хэдинг Джон. Книга пророка Даниила.- Ровно: Живое слово, 2006.- 204 с.
11. Учебная Библия с комментариями Джона Мак-Артура.- Минск: Славянское Евангельское общество, 2004.- 2 201 с.
12. Толкование Ветхозаветных книг. От книги Исаии по Книгу Малахии.- Ашфорд: Славянское миссионерское издательство, 1966.- 602 с.
13. Библейский справочник Геллея.- СПб.: Библия для всех, 2002.- 787 с.
14. Уоллес Рональд. Книга пророка Даниила.- СПб.: Мирт, 2005.- 187 с.
15. Новый Библейский комментарий в 3 ч. Ч.2. Ветхий завет. Псалтирь - Книга Пророка Малахии.- СПб.: Мирт, 2000.- 571 с.
16. Новая Женевская учебная Библия.- Hanssler-Verlag, 1998.- 2 052 с.
17. Библия. Новый перевод на русский язык.- United Kingdom, Carlisle: Biblica Europe, 2011.- 1 185 с.
18. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета, канонические. Современный русский перевод.- М.: Российское библейское общество, 2011.- 1 408 с.
19. Библия. Современный перевод Библейских текстов.- М.: World Bible Translation Center, 2002.- 1150с.
20. Ринекер Ф., Майер Г. Библейская энциклопедия Брокгауза.- Кременчуг: Християнська зоря, 1999.- 1 088 с.
21. Вуд Леон Дж. Библия и события будущего: Обзор событий последних дней.- СПб.: Библия для всех, 2006.- 213 с.
22. Статья "10. Комментарии к Книге пророка Малахии. Ст. 3:1-3; 4:1-6 - Пришествие Господа".
23. Статья "6. Комментарии к Книге пророка Исаии. Пришествие Господа (40:1-5, 52:7-10, 60:1-3)".
24. Статья № 12 "Числа".
25. Баракман Х. Флойд. Практическая христианская теология. Всестороннее исследование основ христианского вероучения.- М.: Ассоциация "Духовное возрождение" ЕХБ, 2002.- 958 с.
26. Комментарии в Ветхому и Новому Заветам.- Минск: Фонд "Лютеранское культурное наследие", 2007.- 832 с.
27. Славянский библейский комментарий.- Киев: ЕААА, Книгоноша, 2016.- 1840 с.
28. Джон Уилмот. Толкование библейских пророчеств о последнем времени.- Одесса: Христианское просвещение, 2010.- 360 с.
День Господень