"Семьдесят седьмин определены для народа твоего
и святого города твоего, чтобы покрыто было
преступление ..." (Дан.9:24)
"И даны были жене два крыла большого орла, чтобы
она летела в пустыню, в своё место, от лица змия и
там питалась в продолжение времени, времён и
пол-времени" (Отк.12:14)
1. Вступление
Через пророческие сны вавилонского царя Навуходоносора II [Л.1] и Даниэйла [Л.2, 3], Яхве Элохим послал откровение об отдалённых событиях, днях гнева Его, конце последней эпохи.
Несомненно, ветхозаветного нави прежде всего интересовала судьба соплеменников, как пребывавших с ним в плену, так оставшихся в Иудее. Он обратился с горячей молитвой к Богу (Дан.9:4-19) и получил ответ о Его планах относительно ам Йисраэль, Йерушалаима, Бейт а-Микдаш.
Композиция ст. 9:24-27, 12:10-12. 1. Указание продолжительности исторического периода в целом и 3-х основных его отрезков (9:24-26).
2. Длительность последних дней (9:27, 12:10-12).
3. Заключение об участи самого провидца (12:13).
Главная тема. Откровение о семидесяти седьминах, касающееся судьбы иудеев по окончании вавилонского плена.
Цель написания. Передать соотечественникам ответ Адоная на молитву о прощении Израиля.
Несомненно, ветхозаветного нави прежде всего интересовала судьба соплеменников, как пребывавших с ним в плену, так оставшихся в Иудее. Он обратился с горячей молитвой к Богу (Дан.9:4-19) и получил ответ о Его планах относительно ам Йисраэль, Йерушалаима, Бейт а-Микдаш.
Композиция ст. 9:24-27, 12:10-12. 1. Указание продолжительности исторического периода в целом и 3-х основных его отрезков (9:24-26).
2. Длительность последних дней (9:27, 12:10-12).
3. Заключение об участи самого провидца (12:13).
Главная тема. Откровение о семидесяти седьминах, касающееся судьбы иудеев по окончании вавилонского плена.
Цель написания. Передать соотечественникам ответ Адоная на молитву о прощении Израиля.
Содержание. Архангел Гавриил, исполняя повеление (9:23), передаёт знание (ст.22) о доле страны на протяжении длительного периода (ст.24-27, 12:10-12). Потом исчезнут преступления, наступит конец грехам, загладятся беззакония, утвердится праведность, исполнятся видения пророков, освятится святое святых (9:24).
Перечисленное случится не ранее, чем отстроится Иерусалим за 7 седьмин, ещё через 62 придёт Христос Владыка (ст.25). Затем Помазанника предадут смерти, столицу и храм, разрушит народ будущего вождя (ст.26).
Открытая нави история Мединат Йисраэль завершится последней седьминой, по её окончании будет заключён завет с потомками (ст.27, а), тем не менее, ещё в середине периода установится власть мерзостная, но предначертанная гибель постигнет опустошителя (ст.27, б).
Перипетии второй половины последнего срока окажутся серьёзным испытанием, не все выдержат его достойно (12:10); счастлив тот, кто дождётся окончания пророчества, наступления новой эры (ст.11, 12). Тайновидцу дан совет идти своим путём, чтобы воскреснуть из мёртвых, получить удел в конце дней (ст.13).
Проблемы толкования. Какова продолжительность семидесяти седьмин, они уже прошли или нет, есть ли промежуток между 69-й и 70-й этапами. Что означает "Святый святых", кто заключит завет со многими, и что за опустошитель в ст. 9:27, когда начинаются да оканчиваются 1290 дней и 1335 дней.
Перечисленное случится не ранее, чем отстроится Иерусалим за 7 седьмин, ещё через 62 придёт Христос Владыка (ст.25). Затем Помазанника предадут смерти, столицу и храм, разрушит народ будущего вождя (ст.26).
Открытая нави история Мединат Йисраэль завершится последней седьминой, по её окончании будет заключён завет с потомками (ст.27, а), тем не менее, ещё в середине периода установится власть мерзостная, но предначертанная гибель постигнет опустошителя (ст.27, б).
Перипетии второй половины последнего срока окажутся серьёзным испытанием, не все выдержат его достойно (12:10); счастлив тот, кто дождётся окончания пророчества, наступления новой эры (ст.11, 12). Тайновидцу дан совет идти своим путём, чтобы воскреснуть из мёртвых, получить удел в конце дней (ст.13).
Проблемы толкования. Какова продолжительность семидесяти седьмин, они уже прошли или нет, есть ли промежуток между 69-й и 70-й этапами. Что означает "Святый святых", кто заключит завет со многими, и что за опустошитель в ст. 9:27, когда начинаются да оканчиваются 1290 дней и 1335 дней.
2. Благая весть (9:24)
Йирмейа в 597 г. до Р.Х. предсказал 70-летнее пребывание евреев в вавилонском плену (Иер.25:11, 29:10). Даниэйл, после крушения Вавилонской империи в 539 г. до Р.Х., обратил внимание на его пророчество (Дан.9:1, 2).
Чтение Иер.25:11, 29:10 побудило нави к страстной молитве, молении, мольбе о великом милосердии, прощении Богом грехов израильтян. Вместе с тем заронило надежду на возвращение из плена, восстановление Йерушалаима, строительство Храма на святой горе (ст.3-20).
В ответ на страстную молитву появляется архангел Гавриил с важным известием, предлагая провидцу вникнуть в него, уразуметь видение (9:21-23).
"Семьдесят семилетий предопределены для народа твоего и священного города твоего, чтобы (1) покончить с преступлениями, (2) уничтожить грех, (3) искупить вину и (4) установить справедливость навеки; (5) чтобы скрепить печатью (подтвердить) видения и пророчества и (6) помазать (освятить) святая святых" (9:24, пер. [Л.4]).
Посреди разнообразнейших толкований загадочных ст.24-27 можно выделить 4-е основные гипотезы [Л.27, стр. 995]. Первая, речь о периоде длительностью 490 лет, он начался с разрушения Йерушалаима в 586 г. до Р.Х., окончился в 163 г. со смертью Антиоха IV Епифана.
Вторая версия, промежуток от указа царя Кира (538 г. до Р.Х.) до разрушения столицы Израиля в 70 г. от Р.Х. Третья, семьдесят седьмин - символический интервал, он закончится Вторым пришествием Иисуса Христа. Четвёртая гипотеза, указанную стадию надобно воспринимать буквально.
Для правильной трактовки стихов 9:24-27 надобно ответить на вопрос "исполнились они или нет?". Некоторые комментаторы предполагают, давно осуществились [Л.5-8, 28], согласно первой и второй версий, другие, - нет [Л.9-12, 25, 29]. Третьи, затрудняются дать однозначный ответ [Л.13-16].
Странно, разгадка проста, она в стихе 24. Так в Мединат Йисраэль (1) с преступлениями не покончено, (2) грех процветает, (3) вину перед Иеhошуа ха Машиах предстоит искупить; (4) не установлена справедливость навеки, (5) далеко не все пророчества сбылись. (6) Храм, его святая святых, т.е. сокровенное помещение (евр. "Двир"), до сих пор лишены освящения, т.к. даже не построены.
Чтение Иер.25:11, 29:10 побудило нави к страстной молитве, молении, мольбе о великом милосердии, прощении Богом грехов израильтян. Вместе с тем заронило надежду на возвращение из плена, восстановление Йерушалаима, строительство Храма на святой горе (ст.3-20).
В ответ на страстную молитву появляется архангел Гавриил с важным известием, предлагая провидцу вникнуть в него, уразуметь видение (9:21-23).
"Семьдесят семилетий предопределены для народа твоего и священного города твоего, чтобы (1) покончить с преступлениями, (2) уничтожить грех, (3) искупить вину и (4) установить справедливость навеки; (5) чтобы скрепить печатью (подтвердить) видения и пророчества и (6) помазать (освятить) святая святых" (9:24, пер. [Л.4]).
Посреди разнообразнейших толкований загадочных ст.24-27 можно выделить 4-е основные гипотезы [Л.27, стр. 995]. Первая, речь о периоде длительностью 490 лет, он начался с разрушения Йерушалаима в 586 г. до Р.Х., окончился в 163 г. со смертью Антиоха IV Епифана.
Вторая версия, промежуток от указа царя Кира (538 г. до Р.Х.) до разрушения столицы Израиля в 70 г. от Р.Х. Третья, семьдесят седьмин - символический интервал, он закончится Вторым пришествием Иисуса Христа. Четвёртая гипотеза, указанную стадию надобно воспринимать буквально.
Для правильной трактовки стихов 9:24-27 надобно ответить на вопрос "исполнились они или нет?". Некоторые комментаторы предполагают, давно осуществились [Л.5-8, 28], согласно первой и второй версий, другие, - нет [Л.9-12, 25, 29]. Третьи, затрудняются дать однозначный ответ [Л.13-16].
Странно, разгадка проста, она в стихе 24. Так в Мединат Йисраэль (1) с преступлениями не покончено, (2) грех процветает, (3) вину перед Иеhошуа ха Машиах предстоит искупить; (4) не установлена справедливость навеки, (5) далеко не все пророчества сбылись. (6) Храм, его святая святых, т.е. сокровенное помещение (евр. "Двир"), до сих пор лишены освящения, т.к. даже не построены.
Авторитетное заключение автора [Л.29] о будущем (6), "в начале тысячелетнего царства, в Иерусалиме будет помазан (освящён) храм, описанный в Иез.40-44. Господь вернётся туда со славой Своей (Иез.43:1-5)" (стр. 1038). Перечисленные в ст. 9:24 события (1-6) исполнятся через "семьдесят семилетий" (пер. [Л.4, 17]), спустя 490 лет от указа о восстановлении Йерушалаима [Л.5, 6, 8-10, 12-17, 25, 29].
В некоторых русскоязычных изданиях Библии евр. слово "шавуа" переведено как "седьмицы" [Л.18] или "недели" [Л.19], но такой перевод неудачен. В стихе 24 речь именно о годах, а недели провидец называет "седьмицы дней" (10:2, 3).
"Гавриил возвестил пророку о 70 семилетиях, или 490 годах" [Л.12, стр. 376]. "Эти 490 лет пророчество подразделяет на две части, 483 года и 7 лет, с нераскрытым промежутком между ними" [Л.25, стр. 840]. Или "на три периода: семь седьмин плюс шестьдесят две седьмины и - после большого промежутка времени - последняя" [Л.29, стр. 1038].
В некоторых русскоязычных изданиях Библии евр. слово "шавуа" переведено как "седьмицы" [Л.18] или "недели" [Л.19], но такой перевод неудачен. В стихе 24 речь именно о годах, а недели провидец называет "седьмицы дней" (10:2, 3).
"Гавриил возвестил пророку о 70 семилетиях, или 490 годах" [Л.12, стр. 376]. "Эти 490 лет пророчество подразделяет на две части, 483 года и 7 лет, с нераскрытым промежутком между ними" [Л.25, стр. 840]. Или "на три периода: семь седьмин плюс шестьдесят две седьмины и - после большого промежутка времени - последняя" [Л.29, стр. 1038].
3. Четыреста восемьдесят три года (9:25)
Пророческая эпоха, разделённая на 3 основные неравные части, открывается происшествием, предсказанным архангелом Гавриилом.
"Итак знай и разумей (пойми): с того времени, как выйдет повеление (восстановить и отстроить) о восстановлении Иерусалима, до Христа Владыки (Вождя-Помазанника) семь седьмин (семилетий) и шестьдесят две седьмины (семилетия); и возвратится народ и обстроятся улицы и стены (рвом), но в трудные времена" (9:25; в скобках, текст из [Л.17]).
"Считается, что дата, с которой следует отсчитывать 70 седьмин,- это указ о восстановлении Иерусалима. Персидские цари издали с этой целью три указа (539, 458 и 444 г.г. до Р.Х.). Основным из них был указ 458 г. до Р.Х." [Л.13; Л.25].
Другие авторы придерживаются иных дат начала отсчёта: 457 год [Л.8], 445-й [Л.9, 10, 29], 444-й [Л.12], 457 либо 445 годы [Л.17].
Как бы там ни было. "В это время (т.е. за 49 лет) иудеи восстановят Иерусалим" [Л.9], отстроят улицы, обнесут город крепостным рвом; "но в трудные времена" (9:25).
С окончанием 7-и лет пройдёт ещё 62 года, всего 483 г. между повелением о восстановлении города и пришествием Вождя-Помазанника (буквально "Мессия-Вождь" [Л.8]).
"Помазанник из Дан.9:25 - это кто-то из времён самого Даниила или вскоре после него" [Л.5, стр. 250], "возможно, помазанным является Кир, персидский царь, или Зоровавель, потомок дома Давида, или Иисус-первосвященник, связанный с Зоровавелем" [Л.14, стр. 155].
Напротив, большинство экзегетов относят ст. 25 к Господу Иисусу Христу, началу публичного служения Иеhошуа ха Машиах (Ин.4:25, 26; рис.1).
Всё же и здесь нет единого взгляда. В зависимости от начала отсчёта (даты указа), называются разные годы окончания второго срока: 25-й от Р.Х. [Л.25], 26-й год [Л.13, 17], 27-й [Л.6, 16], с 29 по 30 г.г. [Л.9], с 27 по 34 годы [Л.8], 33-й год [Л.12, 16].
"Некоторые богословы считают, что этот период закончился в тот самый день, когда Господь торжественно вошёл в Иерусалим" [Л.10; Л.12]. Или "речь идёт не просто о приходе Мессии, но конкретно о Его смерти" [Л.29, стр. 1038].
"Итак знай и разумей (пойми): с того времени, как выйдет повеление (восстановить и отстроить) о восстановлении Иерусалима, до Христа Владыки (Вождя-Помазанника) семь седьмин (семилетий) и шестьдесят две седьмины (семилетия); и возвратится народ и обстроятся улицы и стены (рвом), но в трудные времена" (9:25; в скобках, текст из [Л.17]).
"Считается, что дата, с которой следует отсчитывать 70 седьмин,- это указ о восстановлении Иерусалима. Персидские цари издали с этой целью три указа (539, 458 и 444 г.г. до Р.Х.). Основным из них был указ 458 г. до Р.Х." [Л.13; Л.25].
Другие авторы придерживаются иных дат начала отсчёта: 457 год [Л.8], 445-й [Л.9, 10, 29], 444-й [Л.12], 457 либо 445 годы [Л.17].
Как бы там ни было. "В это время (т.е. за 49 лет) иудеи восстановят Иерусалим" [Л.9], отстроят улицы, обнесут город крепостным рвом; "но в трудные времена" (9:25).
С окончанием 7-и лет пройдёт ещё 62 года, всего 483 г. между повелением о восстановлении города и пришествием Вождя-Помазанника (буквально "Мессия-Вождь" [Л.8]).
"Помазанник из Дан.9:25 - это кто-то из времён самого Даниила или вскоре после него" [Л.5, стр. 250], "возможно, помазанным является Кир, персидский царь, или Зоровавель, потомок дома Давида, или Иисус-первосвященник, связанный с Зоровавелем" [Л.14, стр. 155].
Напротив, большинство экзегетов относят ст. 25 к Господу Иисусу Христу, началу публичного служения Иеhошуа ха Машиах (Ин.4:25, 26; рис.1).
Всё же и здесь нет единого взгляда. В зависимости от начала отсчёта (даты указа), называются разные годы окончания второго срока: 25-й от Р.Х. [Л.25], 26-й год [Л.13, 17], 27-й [Л.6, 16], с 29 по 30 г.г. [Л.9], с 27 по 34 годы [Л.8], 33-й год [Л.12, 16].
"Некоторые богословы считают, что этот период закончился в тот самый день, когда Господь торжественно вошёл в Иерусалим" [Л.10; Л.12]. Или "речь идёт не просто о приходе Мессии, но конкретно о Его смерти" [Л.29, стр. 1038].
4. Смерть Помазанника (9:26)
Что произошло по окончании 2-х пророческих интервалов? после торжественного въезда Царя в Йерушалаим (Зах.9:9).
"И по истечении шестидесяти двух седьмин (семилетий) предан будет смерти Христос (Помазанник), и не будет (у Него ничего не останется); а город и святилище разрушены будут народом вождя, который придёт, и конец его будет как (подобно) от наводнения, и до конца войны будут опустошения" (Дан. 9:26; в скобках, текст из [Л.17]).
"Скорее всего, речь идёт об Онии III, первосвященнике, который был казнён Антиохом Епифаном в 171 г. до н.э. Многие исследователи находят эту гипотезу неоспоримой ..." [Л.7; Л.5]. Нет, данную версию легко оспорить.
Так сирийский царь Антиох IV Епифан (правил с 175 г. по 164 г. до Р.Х.) не разрушал Бейт а-Микдаш, лишь ограбил да осквернил его [Л.20, стр. 1040]. Но в пророческой вести утверждается, "город и святилище разрушены будут" (9:26, б).
Опустошение произошло в 70-м году от Р.Х., "когда римская армия разрушила Иерусалим и храм ..." [Л.9]. Оттого в Помазаннике богословы видят, как правило, Спасителя [Л.6, 8-17, 27-29]. Ибо написано, "предан будет смерти Христос" (ст.26, а), "и не будет", по-видимому, "еврейский народ более не будет народом Мессии" [Л.12].
В древности военные победы, захват, уничтожение поселений приписывались царям (вождям), но в ст.26 читаем, "город и святилище разрушены будут народом вождя". Так и случилось.
Главнокомандующий римскими войсками Тит Флавий (79-81 г.г. от Р.Х.), сын императора Веспасиана, "как известно, хотел пощадить храм, давал об этом несколько приказаний своим солдатам, но они на этот раз ослушались его" [Л.6]. "Один из римлян, бросив горящую головню в северную пристройку, поджёг сооружение. Пламя быстро охватило здание, и Храм рухнул" [Л.20, стр. 1041].
Сам Йерушалаим тоже оказался полностью разрушенным, сохранились лишь три башни дворца Ирода (там же, стр. 377). В точности исполнились слова да видения, ранее открытые Даниэйлу, "конец его будет как от наводнения" (9:26, в), "с этого момента история города будет полна войн и разрушений" [Л.29, стр. 1039].
"И по истечении шестидесяти двух седьмин (семилетий) предан будет смерти Христос (Помазанник), и не будет (у Него ничего не останется); а город и святилище разрушены будут народом вождя, который придёт, и конец его будет как (подобно) от наводнения, и до конца войны будут опустошения" (Дан. 9:26; в скобках, текст из [Л.17]).
"Скорее всего, речь идёт об Онии III, первосвященнике, который был казнён Антиохом Епифаном в 171 г. до н.э. Многие исследователи находят эту гипотезу неоспоримой ..." [Л.7; Л.5]. Нет, данную версию легко оспорить.
Так сирийский царь Антиох IV Епифан (правил с 175 г. по 164 г. до Р.Х.) не разрушал Бейт а-Микдаш, лишь ограбил да осквернил его [Л.20, стр. 1040]. Но в пророческой вести утверждается, "город и святилище разрушены будут" (9:26, б).
Опустошение произошло в 70-м году от Р.Х., "когда римская армия разрушила Иерусалим и храм ..." [Л.9]. Оттого в Помазаннике богословы видят, как правило, Спасителя [Л.6, 8-17, 27-29]. Ибо написано, "предан будет смерти Христос" (ст.26, а), "и не будет", по-видимому, "еврейский народ более не будет народом Мессии" [Л.12].
В древности военные победы, захват, уничтожение поселений приписывались царям (вождям), но в ст.26 читаем, "город и святилище разрушены будут народом вождя". Так и случилось.
Главнокомандующий римскими войсками Тит Флавий (79-81 г.г. от Р.Х.), сын императора Веспасиана, "как известно, хотел пощадить храм, давал об этом несколько приказаний своим солдатам, но они на этот раз ослушались его" [Л.6]. "Один из римлян, бросив горящую головню в северную пристройку, поджёг сооружение. Пламя быстро охватило здание, и Храм рухнул" [Л.20, стр. 1041].
Сам Йерушалаим тоже оказался полностью разрушенным, сохранились лишь три башни дворца Ирода (там же, стр. 377). В точности исполнились слова да видения, ранее открытые Даниэйлу, "конец его будет как от наводнения" (9:26, в), "с этого момента история города будет полна войн и разрушений" [Л.29, стр. 1039].
5. Чем важно последнее семилетие? (9:27)
Третья, самая загадочная стадия пророчества, насчитывает всего 7 лет, но очень насыщенных по количеству да размаху важнейших происшествий. "Во время последней седьмины будут происходить события вселенского масштаба" [Л.27, стр. 996].
"И утвердит завет для многих одна седьмина (Он заключит прочный союз со многими), а в половине седьмины (в середине семилетия) прекратится жертва и приношение, и на крыле святилища будет мерзость запустения (опустошающая мерзость), и окончательная предопределённая гибель (конец) постигнет опустошителя" (9:27; в скобках, текст из [Л.17]).
"Сторонники "позиции Первого пришествия" видят в этих словах указание на земное служение Христа. Те же, кому ближе "позиция Второго пришествия", полагают, что между событиями, предсказываемыми в ст.26 и 27, пролегает некоторый промежуток времени ..." [Л.16].
Отнють. В ст. 27 не может подразумеваться ни Первое пришествие (версия авторов [Л.6, 8]), ни тем более период завоеваний и смерти Антиоха IV Епифана, как ошибочно считается в [Л.5-7, 18, 28]. Потому что ещё не сбылось НИ ОДНО из 6-и обещаний, данных израильтянам (ст.24), в т.ч. "помазать (освятить) святая святых" (пер. [Л.4]).
После насильственной смерти Христа Владыки (9:25, 26, рис. 2) освящения иерусалимского храма НЕ произошло. Наоборот, в 70-м году от Р.Х. здание Бейт а-Микдаш, его святая святых, оказались разрушены "народом вождя" (ст.26), римлянами под командованием Тита.
"Напрашивается вывод о том, что между 69-ой и 70-ой "седьминами" предусмотрен был интервал" [Л.12, стр. 379; Л.9; Л.21, стр.56, 57], "неопределённой продолжительности" [Л.13; Л.16], "нераскрытый промежуток" [Л.25, 29].
Сверх того, "вспомним о "стёртости" временных границ в видениях пророков!" [Л.12, стр. 142]. Иными словами, все перипетии последнего этапа (из 490 лет) правильно отнести к далёкому будущему, ко Второму пришествию Господа.
"Наступают последние семь лет пророческого календаря, который Гавриил дал Даниилу,- период, который нам известен как "период великой скорби", или "день Господень" [Л.9; Л.12]. Когда не будет ни мудрого утра, ни разумного вечера.
"Здесь ясно говорится о последнем суде при Втором пришествии" [Л.11; Л.10, 17]. "Продолжаться 70-ая "седьмина" будет до возвращения на землю Иисуса Христа" [Л.12, стр. 380]. Верно, но когда начнётся последняя семилетие? Многие христиане полагают, сразу за восхищением Церкви, но в Библии данное утверждение отсутствует.
"И утвердит завет для многих одна седьмина (Он заключит прочный союз со многими), а в половине седьмины (в середине семилетия) прекратится жертва и приношение, и на крыле святилища будет мерзость запустения (опустошающая мерзость), и окончательная предопределённая гибель (конец) постигнет опустошителя" (9:27; в скобках, текст из [Л.17]).
"Сторонники "позиции Первого пришествия" видят в этих словах указание на земное служение Христа. Те же, кому ближе "позиция Второго пришествия", полагают, что между событиями, предсказываемыми в ст.26 и 27, пролегает некоторый промежуток времени ..." [Л.16].
Отнють. В ст. 27 не может подразумеваться ни Первое пришествие (версия авторов [Л.6, 8]), ни тем более период завоеваний и смерти Антиоха IV Епифана, как ошибочно считается в [Л.5-7, 18, 28]. Потому что ещё не сбылось НИ ОДНО из 6-и обещаний, данных израильтянам (ст.24), в т.ч. "помазать (освятить) святая святых" (пер. [Л.4]).
После насильственной смерти Христа Владыки (9:25, 26, рис. 2) освящения иерусалимского храма НЕ произошло. Наоборот, в 70-м году от Р.Х. здание Бейт а-Микдаш, его святая святых, оказались разрушены "народом вождя" (ст.26), римлянами под командованием Тита.
"Напрашивается вывод о том, что между 69-ой и 70-ой "седьминами" предусмотрен был интервал" [Л.12, стр. 379; Л.9; Л.21, стр.56, 57], "неопределённой продолжительности" [Л.13; Л.16], "нераскрытый промежуток" [Л.25, 29].
Сверх того, "вспомним о "стёртости" временных границ в видениях пророков!" [Л.12, стр. 142]. Иными словами, все перипетии последнего этапа (из 490 лет) правильно отнести к далёкому будущему, ко Второму пришествию Господа.
"Наступают последние семь лет пророческого календаря, который Гавриил дал Даниилу,- период, который нам известен как "период великой скорби", или "день Господень" [Л.9; Л.12]. Когда не будет ни мудрого утра, ни разумного вечера.
"Здесь ясно говорится о последнем суде при Втором пришествии" [Л.11; Л.10, 17]. "Продолжаться 70-ая "седьмина" будет до возвращения на землю Иисуса Христа" [Л.12, стр. 380]. Верно, но когда начнётся последняя семилетие? Многие христиане полагают, сразу за восхищением Церкви, но в Библии данное утверждение отсутствует.
6. Заключение соглашения (9:27, а)
Главное событие для ам Йисраэль, окончившее первый важный этап, восстановление Йерушалаима (9:25). Второй, завершился смертью Помазанника (ст.26), третий, окончится подписанием договора.
"И утвердит завет для многих одна седьмина ..." (9:27; "Он заключит договор со многими", пер. [Л.18]).
Наиболее популярное толкование загадочного ст. 27, тайновидец предсказывает подписание и последующее расторжение соглашения антихристом, "политическим диктатором в масштабе всей планеты" [Л.12, стр. 380]. Однако в работе [Л.28] справедливо замечено. "В этом тексте не утверждается, что завет семи лет будет заключён антихристом, и что он будет нарушен в половине седьмины" (стр. 178, 179).
Чтобы экзегеза ст. 27 оказалась достоверной, необходимо ответить на вопрос "кто такие «многие»?". Авторы перевода [Л.4] предполагают, "союз с властителями", или с "многими народами" [Л.19]. Но такой перевод противоречит ст.24, историческая эпоха предназначена "для народа твоего", т.е. Израиля, значит действие относится к евреям [Л.12].
"И утвердит завет для многих одна седьмина ..." (9:27; "Он заключит договор со многими", пер. [Л.18]).
Наиболее популярное толкование загадочного ст. 27, тайновидец предсказывает подписание и последующее расторжение соглашения антихристом, "политическим диктатором в масштабе всей планеты" [Л.12, стр. 380]. Однако в работе [Л.28] справедливо замечено. "В этом тексте не утверждается, что завет семи лет будет заключён антихристом, и что он будет нарушен в половине седьмины" (стр. 178, 179).
Чтобы экзегеза ст. 27 оказалась достоверной, необходимо ответить на вопрос "кто такие «многие»?". Авторы перевода [Л.4] предполагают, "союз с властителями", или с "многими народами" [Л.19]. Но такой перевод противоречит ст.24, историческая эпоха предназначена "для народа твоего", т.е. Израиля, значит действие относится к евреям [Л.12].
Скажем, с израильтянами двухсторонние обещания удостоверит римский князь, по версии автора [Л.29, стр. 1039]. Какой конкретный документ имеется в виду? "Слово "завет" (евр. "берит") употребляется в Св. Писании для обозначения союзов между народами, отдельными лицами, но чаще всего, а в книге пророка Даниила по преимуществу, для обозначения завета,- союза Бога с людьми" [Л.6, стр. 266].
Верно. Именно о таком "берите" говорит нави, используя слово "завет" в книге, иногда добавляя прилагательное "святой" (11:28, 30). Кто имеет право на святое соглашение "Бога с людьми"? Авторы работы [Л.15] считают, "ст.27а может относиться к Христу, Который утвердит завет Божий ..." (стр. 394). Или, более категорично. "Имеется в виду то, что Мессия ("Христос", ст.26) утвердит Новый Завет ..." [Л.26, стр. 514].
Логично. Во-первых, о Нём шла речь в предыдущих ст. 25, 26. Во-вторых, последние семь лет - интервал, " который нам известен как "период великой скорби" [Л.9], по его окончании возвратится Иисус (Мт.24:21, 27-30). Его пришествие предсказал Йешайа. "Ибо вот, тьма покроет землю, и мрак - народы; а над тобою воссияет Господь, и слава Его явится над тобою" (Ис.60:2).
Верно. Именно о таком "берите" говорит нави, используя слово "завет" в книге, иногда добавляя прилагательное "святой" (11:28, 30). Кто имеет право на святое соглашение "Бога с людьми"? Авторы работы [Л.15] считают, "ст.27а может относиться к Христу, Который утвердит завет Божий ..." (стр. 394). Или, более категорично. "Имеется в виду то, что Мессия ("Христос", ст.26) утвердит Новый Завет ..." [Л.26, стр. 514].
Логично. Во-первых, о Нём шла речь в предыдущих ст. 25, 26. Во-вторых, последние семь лет - интервал, " который нам известен как "период великой скорби" [Л.9], по его окончании возвратится Иисус (Мт.24:21, 27-30). Его пришествие предсказал Йешайа. "Ибо вот, тьма покроет землю, и мрак - народы; а над тобою воссияет Господь, и слава Его явится над тобою" (Ис.60:2).
В-третьих, Кому ещё как не Сыну Божьему достигнуть договорённости с ам Йисраэль? ранее Его отвергнувшим; посему обещано. "И сей завет им от Меня (Я заключу с ними этот договор), когда сниму с них (уничтожу) грехи их" (Рим.11:27; в скобках, текст из [Л.18]).
О будущем уговоре между Богом и покаявшимися израильтянами есть немало пророчеств в Ветхом Завете (Иер.31:31-34, 32:40-42; Ис.55:3, 61:8; Иез.20:37, 34:23-25, 37:26). ВСЕ они обязательно исполнятся. Принятие нового обета произойдёт при возвращении Адоная, по завершении последних 7 лет, вот почему написано. "И утвердит ("заключит" [Л.17, 18]) завет для многих одна седьмина" (Дан.9:27, а).
Сообразно с Писанием, этап скорби состоит из двух половин по 42 месяца каждая. Первая, годы "скорби дней тех" (Мт.24:29); вторая половина, "великая скорбь, какой не было от начала мира" (ст.21).
Разделит семилетие на два равных отрезка знаменательное происшествие, "явится знамение (знак) Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся (зарыдают в отчаянии) все племена (народы) земные (на земле) ..." (24:30; в скобках, текст из [Л.18]).
О будущем уговоре между Богом и покаявшимися израильтянами есть немало пророчеств в Ветхом Завете (Иер.31:31-34, 32:40-42; Ис.55:3, 61:8; Иез.20:37, 34:23-25, 37:26). ВСЕ они обязательно исполнятся. Принятие нового обета произойдёт при возвращении Адоная, по завершении последних 7 лет, вот почему написано. "И утвердит ("заключит" [Л.17, 18]) завет для многих одна седьмина" (Дан.9:27, а).
Сообразно с Писанием, этап скорби состоит из двух половин по 42 месяца каждая. Первая, годы "скорби дней тех" (Мт.24:29); вторая половина, "великая скорбь, какой не было от начала мира" (ст.21).
Разделит семилетие на два равных отрезка знаменательное происшествие, "явится знамение (знак) Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся (зарыдают в отчаянии) все племена (народы) земные (на земле) ..." (24:30; в скобках, текст из [Л.18]).
7. Имеющий глаза увидит (9:27, б)
Согласно пророчества (9:24), последние 7 лет окончатся: 1) прекращением преступлений; 2) уничтожением греха; 3) искуплением вины; 4) установлением справедливости; 5) исполнением предсказаний; 6) освящением Храма перед возвращением Адоная [Л.22, 23].
Что будет предшествовать указанным событиям, произойдёт в середине последнего семилетия? Такое важное как смерть Христа (ст.25) или заключение завета (ст.27, а). Даниэйл услышал:
"а в половине ("середине") седьмины прекратится жертва и приношение, и на крыле святилища (последних двух слов нет в Масоре [Л.4]) будет мерзость запустения ("опустошающая мерзость"), и окончательная предопределённая гибель ("конец") постигнет опустошителя" (9:27, б; в кавычках, текст из [Л.17]).
Ключом к разгадке ст.27 может служить его окончание, т.е. фигура истребителя народов (Иер.4:7) трагических дней великой гибели (ст.6). К сожалению. "Смысл этого текста (Дан.9:27) в еврейском языке неясен" [Л.17]. Если громилой последних дней не могут быть ни Антиох Епифан, ни полководец Тит Флавий, ни гипотетический человек-антихрист, тогда кто?
Для ответа на поставленный вопрос надобно вспомнить о снах царя Навуходоносора II [Л.1] и самого пророка [Л.2, 3]. Особенно интересно таинственное видение небольшого серповидного рога, вызывающего изумление экзотичностью.
Острый вырост (евр. "кэрэн") и есть зооморфно персонифицированный лик "опустошителя" (рис.3); "он" явится как "вождь", представленный Даниилу прежде в образе одиннадцатого (небольшого) рога на голове четвёртого зверя (см.7:8)" [Л.12, стр. 380].
Убийца всего живого, освещаемый солнцем, сбросит с неба часть воинства небесного, часть звёзд (8:10), "будет производить удивительные ("Чудовищные" [Л.18]) опустошения" (ст.24, б) на земле; "губить сильных и народ святых" (24, в).
В результате сокрушения всех построек (7:23), вплоть до раздробления строительных материалов, унесённых сильным ветром (2:35), наступит "мерзость запустения" (9:27).
Гористая Иудея превратится в равнину (Зах.14:10), Елеонская гряда расколется пополам (ст.4), "город великий" распадётся "на три части" (Отк.16:19); даже на Храмовой горе окажутся гадости опустошающего (Дан.9:27, [Л.8]).
Нет ни храмовой жертвы ни приношения, "власть мерзостная будет существовать, пока не наступит полное уничтожение и предназначенное не постигнет разрушителя" (ст.27, пер. [Л.4]). Он "будет сокрушён - не рукою" (8:25), разрушится да сгорит в огне вместе с химерой (7:11).
Ветхозаветный пророк использует замысловатую речь об уникальных образах фантастичных диких животных (7:1-7) и малого рога (8:10-12) как загадку, чтобы утаить от современников и последующих поколений истинные персонажи. "Слова эти скрыты и будут секретом до конца времён" (12:9, б; пер. [Л.19].
Что будет предшествовать указанным событиям, произойдёт в середине последнего семилетия? Такое важное как смерть Христа (ст.25) или заключение завета (ст.27, а). Даниэйл услышал:
"а в половине ("середине") седьмины прекратится жертва и приношение, и на крыле святилища (последних двух слов нет в Масоре [Л.4]) будет мерзость запустения ("опустошающая мерзость"), и окончательная предопределённая гибель ("конец") постигнет опустошителя" (9:27, б; в кавычках, текст из [Л.17]).
Ключом к разгадке ст.27 может служить его окончание, т.е. фигура истребителя народов (Иер.4:7) трагических дней великой гибели (ст.6). К сожалению. "Смысл этого текста (Дан.9:27) в еврейском языке неясен" [Л.17]. Если громилой последних дней не могут быть ни Антиох Епифан, ни полководец Тит Флавий, ни гипотетический человек-антихрист, тогда кто?
Для ответа на поставленный вопрос надобно вспомнить о снах царя Навуходоносора II [Л.1] и самого пророка [Л.2, 3]. Особенно интересно таинственное видение небольшого серповидного рога, вызывающего изумление экзотичностью.
Острый вырост (евр. "кэрэн") и есть зооморфно персонифицированный лик "опустошителя" (рис.3); "он" явится как "вождь", представленный Даниилу прежде в образе одиннадцатого (небольшого) рога на голове четвёртого зверя (см.7:8)" [Л.12, стр. 380].
Убийца всего живого, освещаемый солнцем, сбросит с неба часть воинства небесного, часть звёзд (8:10), "будет производить удивительные ("Чудовищные" [Л.18]) опустошения" (ст.24, б) на земле; "губить сильных и народ святых" (24, в).
В результате сокрушения всех построек (7:23), вплоть до раздробления строительных материалов, унесённых сильным ветром (2:35), наступит "мерзость запустения" (9:27).
Гористая Иудея превратится в равнину (Зах.14:10), Елеонская гряда расколется пополам (ст.4), "город великий" распадётся "на три части" (Отк.16:19); даже на Храмовой горе окажутся гадости опустошающего (Дан.9:27, [Л.8]).
Нет ни храмовой жертвы ни приношения, "власть мерзостная будет существовать, пока не наступит полное уничтожение и предназначенное не постигнет разрушителя" (ст.27, пер. [Л.4]). Он "будет сокрушён - не рукою" (8:25), разрушится да сгорит в огне вместе с химерой (7:11).
Ветхозаветный пророк использует замысловатую речь об уникальных образах фантастичных диких животных (7:1-7) и малого рога (8:10-12) как загадку, чтобы утаить от современников и последующих поколений истинные персонажи. "Слова эти скрыты и будут секретом до конца времён" (12:9, б; пер. [Л.19].
8. Какова длительность перипетий? (12:10)
Вопреки призыву архангела Гавриила, "знай и разумей (пойми)" (9:25), здравомыслящий Даниэйл далеко не всё уразумел из открытого ему поразительного шокирующего видения (ст.23, 12:8).
На вопрос одного из ангелов. "Сколько времени пройдёт до конца этих непостижимых событий?" (ст.6, пер. [Л.17]), нави услышал ответ. "Год, два года и полгода" (пер. ст.7, "То есть 3,5 года" [Л.17; 19, 29]). От начала Великой гибели (Иер.4:6) в середине семилетия (Дан.9:27), до её окончания с пришествием Господа [Л.22, 23] пройдёт 3,5 года (12:7, Отк.12:14).
"Итак, с начала великой скорби до её конца пройдёт ... три с половиной года, 1260 дней)" [Л.29, стр. 1044]. Трагическое "время тяжкое, какого не бывало с тех пор, как существуют люди" (Дан.12:1).
В ту пору "полностью сокрушены будут силы народа священного" (ст.7, пер. [Л.4]). Рог, вместе с невиданным зверем из великого моря (7:19-25, Отк.13:1), станет воевать против святых.
Чудо-юдо одержит победу (13:7), "дана ему власть действовать сорок два месяца" (ст.5; 3,5 года), что равнозначно 1260 дням, в течение которых ам Йисраэль скрывается в пустыне (12:6).
Какое влияние на жителей окажут непостижимые для пророка (Дан.12:8), поразительные даже для нас перипетии? их смысл скрыт "до последнего времени" (ст.9). Провидец услышал ответ.
"Многие очистятся, убелятся и переплавлены будут в искушении; нечестивые же (злодеи) будут поступать нечестиво (будут злодействовать), и не уразумеет (не поймут) сего никто из нечестивых (все злодеи), а мудрые уразумеют (поймут)" (12:10; в скобках, текст из [Л.4]).
В годы Великой скорби многие переплавятся в небывалых по тяжести испытаниях (Зах.13:8, 9), "обратившись к Спасителю" [Л.12]. Очистятся, станут "Чистыми или пригодными для служения Богу" [Л.19]. В праведности проявится мудрость служителей, понимание учителями смысла наказания лукавого рода сего.
Однако лиходеев учить, что мёртвые души лечить; они "будут поступать нечестиво", продолжая злодействовать (Дан.12:10), никто из них ничего не поймёт до тех пор пока не явится Вседержитель (Ис.24:14-16, Иез.20:40-44, Зах.14:16-19). Он один силён смирить всех, кто ходит в гордыне (Дан.4:34).
На вопрос одного из ангелов. "Сколько времени пройдёт до конца этих непостижимых событий?" (ст.6, пер. [Л.17]), нави услышал ответ. "Год, два года и полгода" (пер. ст.7, "То есть 3,5 года" [Л.17; 19, 29]). От начала Великой гибели (Иер.4:6) в середине семилетия (Дан.9:27), до её окончания с пришествием Господа [Л.22, 23] пройдёт 3,5 года (12:7, Отк.12:14).
"Итак, с начала великой скорби до её конца пройдёт ... три с половиной года, 1260 дней)" [Л.29, стр. 1044]. Трагическое "время тяжкое, какого не бывало с тех пор, как существуют люди" (Дан.12:1).
В ту пору "полностью сокрушены будут силы народа священного" (ст.7, пер. [Л.4]). Рог, вместе с невиданным зверем из великого моря (7:19-25, Отк.13:1), станет воевать против святых.
Чудо-юдо одержит победу (13:7), "дана ему власть действовать сорок два месяца" (ст.5; 3,5 года), что равнозначно 1260 дням, в течение которых ам Йисраэль скрывается в пустыне (12:6).
Какое влияние на жителей окажут непостижимые для пророка (Дан.12:8), поразительные даже для нас перипетии? их смысл скрыт "до последнего времени" (ст.9). Провидец услышал ответ.
"Многие очистятся, убелятся и переплавлены будут в искушении; нечестивые же (злодеи) будут поступать нечестиво (будут злодействовать), и не уразумеет (не поймут) сего никто из нечестивых (все злодеи), а мудрые уразумеют (поймут)" (12:10; в скобках, текст из [Л.4]).
В годы Великой скорби многие переплавятся в небывалых по тяжести испытаниях (Зах.13:8, 9), "обратившись к Спасителю" [Л.12]. Очистятся, станут "Чистыми или пригодными для служения Богу" [Л.19]. В праведности проявится мудрость служителей, понимание учителями смысла наказания лукавого рода сего.
Однако лиходеев учить, что мёртвые души лечить; они "будут поступать нечестиво", продолжая злодействовать (Дан.12:10), никто из них ничего не поймёт до тех пор пока не явится Вседержитель (Ис.24:14-16, Иез.20:40-44, Зах.14:16-19). Он один силён смирить всех, кто ходит в гордыне (Дан.4:34).
9. Загадочные 2 периода (12:11-13)
Пророк получил откровение о будущих 70 седьминах истории своего народа (9:24-27), в т.ч. о самой важной (второй) половине последнего семилетия (ст.27) продолжительностью 3,5 года (12:7). Затем ему посылаются дополнительные сведения.
"Со времени прекращения ежедневной жертвы и поставления мерзости запустения (установления мерзости безмолвной) пройдёт тысяча двести девяносто дней. Блажен (Счастлив), кто ожидает (дождётся) и достигнет тысячи трёх сот тридцати пяти дней" (12:11, 12; в скобках, текст из [Л.4]).
Здесь речь о деятельности Антиоха Епифана, предполагается в [Л.6]. "Сообразно с этим и цифровые данные ст.11-12 должны определять её продолжительность" (стр. 271). Напротив. "Значение этих временных периодов невозможно определить однозначно" [Л.16].
В Откровении Иоанна тот же промежуток "определяется как 42 месяца" (Отк.11:2) и 1260 дней (Отк.11:3). Каким образом "объяснить "излишек" в 30 дней (1290 дней по сравнению с 1260)?" [Л12, стр. 392]. Пояснить "излишек" можно так.
"Со времени прекращения ежедневной жертвы и поставления мерзости запустения (установления мерзости безмолвной) пройдёт тысяча двести девяносто дней. Блажен (Счастлив), кто ожидает (дождётся) и достигнет тысячи трёх сот тридцати пяти дней" (12:11, 12; в скобках, текст из [Л.4]).
Здесь речь о деятельности Антиоха Епифана, предполагается в [Л.6]. "Сообразно с этим и цифровые данные ст.11-12 должны определять её продолжительность" (стр. 271). Напротив. "Значение этих временных периодов невозможно определить однозначно" [Л.16].
В Откровении Иоанна тот же промежуток "определяется как 42 месяца" (Отк.11:2) и 1260 дней (Отк.11:3). Каким образом "объяснить "излишек" в 30 дней (1290 дней по сравнению с 1260)?" [Л12, стр. 392]. Пояснить "излишек" можно так.
Этап в 3,5 года или 42 месяца, или 1260 дней начинается в эсхатологический Йом Адонай (новозаветная "Великая скорбь"), а завершается пришествием Иисуса Христа [Л.12, Л.22-24]. Следовательно 1 290 великоскорбных вечеров-утр также окончатся радостным историческим событием, возвращением Спасителя в силе и славе.
Всё же начинается указанный срок не в День Господень, час гнева Его, а на 30 суток раньше. "Вероятно, мерзость запустения появится в иерусалимском храме за тридцать дней до начала великой скорби ..." [Л.29, стр. 1044].
Именно, "за тридцать" от начала "установления мерзости безмолвной" (12:11, пер. [Л.4], тогда жители начнут покидать города во всех странах. Разумеется и Иерусалим, который быстро опустеет, его оставят почти все жители [Л.24].
При появлении "мерзости запустения" все богослужения в столице ("ежедневная жертва") прекратятся; тем не менее. "Значение 1290 дней и 1335 дней не вполне понятно ..." [Л.9]). Да, "не вполне понятно", но поддаётся исследованию.
Всё же начинается указанный срок не в День Господень, час гнева Его, а на 30 суток раньше. "Вероятно, мерзость запустения появится в иерусалимском храме за тридцать дней до начала великой скорби ..." [Л.29, стр. 1044].
Именно, "за тридцать" от начала "установления мерзости безмолвной" (12:11, пер. [Л.4], тогда жители начнут покидать города во всех странах. Разумеется и Иерусалим, который быстро опустеет, его оставят почти все жители [Л.24].
При появлении "мерзости запустения" все богослужения в столице ("ежедневная жертва") прекратятся; тем не менее. "Значение 1290 дней и 1335 дней не вполне понятно ..." [Л.9]). Да, "не вполне понятно", но поддаётся исследованию.
Окончание массовой эвакуации из Йерушалаима послужит точкой отсчёта как 1290 суток, так и 1335. Но последний срок завершится на 45 дней позже первого, окончится с началом ранних осенних дождей, после более чем 3-х летней сильнейшей всемирной засухи [Л.24].
Выжившие, "кто ожидает и достигнет" и переживёт 1335 суток, начнут радоваться благословенным дождям, обретут благополучие в наступившем Божьем царстве на земле (7:14, 27). Что же будет с Даниэйлом?
"А ты иди (своим путём) к твоему концу, и упокоишься (обретёшь покой) и восстанешь для получения твоего жребия (то, что тебе суждено) в конце дней" (12:13; в скобках, текст из [Л.18]).
Выжившие, "кто ожидает и достигнет" и переживёт 1335 суток, начнут радоваться благословенным дождям, обретут благополучие в наступившем Божьем царстве на земле (7:14, 27). Что же будет с Даниэйлом?
"А ты иди (своим путём) к твоему концу, и упокоишься (обретёшь покой) и восстанешь для получения твоего жребия (то, что тебе суждено) в конце дней" (12:13; в скобках, текст из [Л.18]).
ЛИТЕРАТУРА
1. Статья "19. Комментарии к Книге пророка Даниила. Пророческий сон Навуходоносора (2:31-35, 44, 45)".
2. Статья "20. Комментарии к Книге пророка Даниила. Глава 7 - Пророческий сон Даниила".
3. Статья "21. Комментарии к Книге пророка Даниила. Малый рог (8:9-14, 23-27)".
4. Кетувим.- Йерушалаим: Мосад Арав Кук, 1978.- 394 с.
5. Даума Йохем. Дорогами Ветхого Завета. Т.4. Большие пророки.- Черкассы: Коллоквиум, 2012.- 280с.
6. Толковая Библия. Комментарий на все книги Святого Писания. Под ред. Лопухина А.П. Том 2.- Минск: Харвест, 2001.- 1 312 с.
7. Библейский культурно-исторический комментарий. Часть 1. Ветхий Завет.- СПб.: Мирт, 2003.- 984с.
8. Щедровицкий Д.В. Пророчества Книги Даниила.- М.: Теревинф, 2003.- 278 с.
9. Уоррен Уирсби. Комментарий на Ветхий Завет. В 2-х т. Том II. Ездра - Малахия.- СПб.: Библия для всех, 2011.- 1 111 с.
10. Хэдинг Джон. Книга пророка Даниила.- Ровно: Живое слово, 2006.- 204 с.
11. Учебная Библия с комментариями Джона Мак-Артура.- Минск: Славянское Евангельское общество, 2004.- 2 201 с.
12. Толкование Ветхозаветных книг. От книги Исаии по Книгу Малахии.- Ашфорд: Славянское миссионерское издательство, 1966.- 602 с.
13. Библейский справочник Геллея.- СПб.: Библия для всех, 2002.- 787 с.
14. Уоллес Рональд. Книга пророка Даниила.- СПб.: Мирт, 2005.- 187 с.
15. Новый Библейский комментарий в 3 ч. Ч.2. Ветхий завет. Псалтирь - Книга Пророка Малахии.- СПб.: Мирт, 2000.- 571 с.
16. Новая Женевская учебная Библия.- Hanssler-Verlag, 1998.- 2 052 с.
17. Библия. Новый перевод на русский язык.- United Kingdom, Carlisle: Biblica Europe, 2011.- 1 185 с.
18. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета, канонические. Современный русский перевод.- М.: Российское библейское общество, 2011.- 1 408 с.
19. Библия. Современный перевод Библейских текстов.- М.: World Bible Translation Center, 2002.- 1150с.
20. Ринекер Ф., Майер Г. Библейская энциклопедия Брокгауза.- Кременчуг: Християнська зоря, 1999.- 1 088 с.
21. Вуд Леон Дж. Библия и события будущего: Обзор событий последних дней.- СПб.: Библия для всех, 2006.- 213 с.
22. Статья "10. Комментарии к Книге пророка Малахии. Ст. 3:1-3; 4:1-6 - Пришествие Господа".
23. Статья "6. Комментарии к Книге пророка Исаии. Пришествие Господа (40:1-5, 52:7-10, 60:1-3)".
24. Статья № 14"Числа".
25. Баракман Х. Флойд. Практическая христианская теология. Всестороннее исследование основ христианского вероучения.- М.: Ассоциация "Духовное возрождение" ЕХБ, 2002.- 958 с.
26. Комментарии в Ветхому и Новому Заветам.- Минск: Фонд "Лютеранское культурное наследие", 2007.- 832 с.
27. Славянский библейский комментарий.- Киев: ЕААА, Книгоноша, 2016.- 1840 с.
28. Уилмот Джон. Толкование библейских пророчеств о последнем времени.- Одесса: Христианское просвещение, 2010.- 360 с.
29. Макдональд У. Библейские комментарии для христиан. Ветхий Завет.- Bielefeld: CLV, 2009.- 1142с.
2. Статья "20. Комментарии к Книге пророка Даниила. Глава 7 - Пророческий сон Даниила".
3. Статья "21. Комментарии к Книге пророка Даниила. Малый рог (8:9-14, 23-27)".
4. Кетувим.- Йерушалаим: Мосад Арав Кук, 1978.- 394 с.
5. Даума Йохем. Дорогами Ветхого Завета. Т.4. Большие пророки.- Черкассы: Коллоквиум, 2012.- 280с.
6. Толковая Библия. Комментарий на все книги Святого Писания. Под ред. Лопухина А.П. Том 2.- Минск: Харвест, 2001.- 1 312 с.
7. Библейский культурно-исторический комментарий. Часть 1. Ветхий Завет.- СПб.: Мирт, 2003.- 984с.
8. Щедровицкий Д.В. Пророчества Книги Даниила.- М.: Теревинф, 2003.- 278 с.
9. Уоррен Уирсби. Комментарий на Ветхий Завет. В 2-х т. Том II. Ездра - Малахия.- СПб.: Библия для всех, 2011.- 1 111 с.
10. Хэдинг Джон. Книга пророка Даниила.- Ровно: Живое слово, 2006.- 204 с.
11. Учебная Библия с комментариями Джона Мак-Артура.- Минск: Славянское Евангельское общество, 2004.- 2 201 с.
12. Толкование Ветхозаветных книг. От книги Исаии по Книгу Малахии.- Ашфорд: Славянское миссионерское издательство, 1966.- 602 с.
13. Библейский справочник Геллея.- СПб.: Библия для всех, 2002.- 787 с.
14. Уоллес Рональд. Книга пророка Даниила.- СПб.: Мирт, 2005.- 187 с.
15. Новый Библейский комментарий в 3 ч. Ч.2. Ветхий завет. Псалтирь - Книга Пророка Малахии.- СПб.: Мирт, 2000.- 571 с.
16. Новая Женевская учебная Библия.- Hanssler-Verlag, 1998.- 2 052 с.
17. Библия. Новый перевод на русский язык.- United Kingdom, Carlisle: Biblica Europe, 2011.- 1 185 с.
18. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета, канонические. Современный русский перевод.- М.: Российское библейское общество, 2011.- 1 408 с.
19. Библия. Современный перевод Библейских текстов.- М.: World Bible Translation Center, 2002.- 1150с.
20. Ринекер Ф., Майер Г. Библейская энциклопедия Брокгауза.- Кременчуг: Християнська зоря, 1999.- 1 088 с.
21. Вуд Леон Дж. Библия и события будущего: Обзор событий последних дней.- СПб.: Библия для всех, 2006.- 213 с.
22. Статья "10. Комментарии к Книге пророка Малахии. Ст. 3:1-3; 4:1-6 - Пришествие Господа".
23. Статья "6. Комментарии к Книге пророка Исаии. Пришествие Господа (40:1-5, 52:7-10, 60:1-3)".
24. Статья № 14"Числа".
25. Баракман Х. Флойд. Практическая христианская теология. Всестороннее исследование основ христианского вероучения.- М.: Ассоциация "Духовное возрождение" ЕХБ, 2002.- 958 с.
26. Комментарии в Ветхому и Новому Заветам.- Минск: Фонд "Лютеранское культурное наследие", 2007.- 832 с.
27. Славянский библейский комментарий.- Киев: ЕААА, Книгоноша, 2016.- 1840 с.
28. Уилмот Джон. Толкование библейских пророчеств о последнем времени.- Одесса: Христианское просвещение, 2010.- 360 с.
29. Макдональд У. Библейские комментарии для христиан. Ветхий Завет.- Bielefeld: CLV, 2009.- 1142с.