Комментарии к Книге пророка Иоиля. Нашествие саранчи

"Трубите трубою на Сионе и бейте тревогу на святой горе
Моей; 
да трепещут все жители земли, ибо   наступает
день Господеньибо он близок" (Иоил.2:1)
 

1. Вступление

       Пророк Иоиль, в еврейской транскрипции Йоэйл (означает "Яхве есть Бог"), сын Петуэля. Вот всё, что о нём известно достоверно. По не подтверждённому преданию он жил в Иудее (южном царстве) во времена правления иудейского царя Азариии, сына Амасии. Иоиль не был священником, вероятно он жил в Иерусалиме [Л.3, 26].
      Время написания книги. Определить невозможно, т. к. свидетельств, содержащихся в самом произведении, явно недостаточно. Называются даты от II  до IX веков до Р.Х. Наиболее вероятно пророчества написаны во время правления в Иудее малолетнего царя Иоаса (840 - 801 г.г.) и его опекуна первосвященника Иодая [Л.1]; по-видимому, не позднее победы Амасии над Едомом в 793 году [Л.2]. Хотя имеются другие мнения, о более поздних сроках написания книги [Л.3-6, 28].
      Композиция. 1. Ведение, представляющее автора (1:1-5), содержит уведомление о приближающемся бедствии.
         2. Изложение главной темы - День Господень:
          а) орудия опустошения (1:6, 7; 2:2-11);
          б) последствия наказания (1:8-20, 2:3, 10);
          в) покаяние, прощение и благословение народа иудейского (2:12-29).
         3. Отступление (2:30-32) для указания признаков начала Дня Господа, а также условия спасения в этот день.
         4. Продолжение описания эсхатологических событий:
          а) суд над окрестными народами, притеснявшими Израиль (3:1-15);
          б) появление Господа, превращение Иерусалима в святыню (3:16, 17).
          5. Заключение, содержащее видение будущего царства на земле (3:18-21).
     Главная тема. День Господень - эсхатологическое время, когда Бог вмешается в человеческую историю для разрушения безбожной цивилизации, личного пришествия, установления Своего царства на земле.
      Цель написания книги. Призвать народ к покаянию, возвратить его Господу.
     Содержание. Вначале Йоэйл пророчествует о небывалом разорении земли. Тотальное опустошение, подобное совместному нашествию армий гусениц, саранчи, червей, жуков (1:4) произведёт таинственный народ с львиными зубами (1:5). Погибнет урожай, засохнут виноградные лозы да плодовые деревья (1:10-12), огонь сожжёт траву на пастбищах и деревья в поле, высохнут потоки вод (1:19, 20). Это время опустошения пророк называет день Господень (1:15).
    Описанию народа многочисленного сильного, не виданного от начала рода человеческого, который нападёт на землю в День Господень, посвящено начало 2-й главы (2:1-10). Нашествие уникального воинства Яхве Цеваот  во главе с могущественным исполнителем слова Его невозможно выдержать человеку (2:11).
     Оттого Адонай призывает Свой народ вернуться к Нему в "посте, плаче и рыдании" (2:12-14), созвав торжественное собрание (2:15-17). Тогда Йахвэ благословит чада Сиона (2:18-26), в том числе излиянием Духа Своего на всякую плоть (2:27-29).
     Великий да страшный День Господень сопровождается знамениями, одинаковыми как на небе, так на земле (2:30), а предшествуют Йом Адонай солнечное и лунное затмения (2:31). Спасётся тот, кто призовёт имя Господне.
    Третья глава посвящена эсхатологическому суду Яхве Элохим над народами, нападающими на Израиль (3:2-14) после возвращения евреев на родину (3:1). Суд осуществится в долине Иосафата (3:2, 12), очевидно в Изреельской долине у развалин древнего города Мегиддо.
     Война (3:9), т.е. новозаветное Армагеддонское сражение, произойдёт вскоре после окончания стихийных бедствий Дня Господня (3:14). В те дни потускнеет свет от Солнца и Луны, а звёзды перестанут блестеть (3:15). Победу одержат сыны израилевы, так как Сам Господь послужит защитой для народа Своего (3:16).
     Оканчивается книга пророчеством о чудесном времени, когда в Иерусалиме обитает Бог (3:17), земля иудейская наполнится изобилием продовольствия и воды (3:18). Наказание постигнет страны, воевавшие против Иуды, который будет жить вечно (3:19-21).
     Главная проблема толкования. Являются ли главы 1 и 2 пророческими или нет. Большинство комментаторов считают, в стихах 1:2 - 2:27 описываются уже имевшие место события (нашествие саранчи, засуха), в стихах 2:28 - 3:21 - будущие события. В таком случае книга распадается на две разные по форме и содержанию части: не пророческую историческую и пророческую апокалиптическую.
     Автор данного комментария не согласен с таким подходом, воспринимая книгу как единое эсхатологическое пророчество. Не человеческой историей, а пророческим словом Господа к Иоилю (1:1). "Вплоть до конца ХIХ в. вся книга в целом понималась в качестве предсказания будущего и при этом в качестве единого произведения" [Л.28, стр. 694].

2. Нашествие необычной саранчи (1:1-7)

     Книга начинается  с вопросов, задаваемых Господом. На них не требуется отвечать, так как ничего подобного не случалось ни при жизни современников Иоиля, ни при жизни предыдущих поколений.
     Поэтому нелогично мнение, Адонай через пророка даёт откровение иудеям о содержании УЖЕ постигшего их бедствия (1:1-20).

     "Слово Господне, которое было к Иоилю, сыну Вафуила ("Петуэля"). Слушайте это, старцы ("старейшины"), и внимайте, все жители земли сей: бывало ли такое (Случалось ли что-либо подобное раньше) во дни ваши или во дни отцов ваших? (Нет, не случалось!). Передайте ("расскажите") об этои детям вашим; а дети ваши пусть скажут свои детям, а их дети - следующему (поколению) роду:" (1:1-3; в скобках: текст из [Л.7], в кавычках - из [Л.25]).

     После представления (ст.1), Йоэйл привлекает внимание слушателей интригующим вопросом (ст.2). Важность дальнейшего ответа на него подчёркивается указанием передавать его из рода в род (ст.3). 
     Речь пойдёт о будущем ужасном бедствии, удивляющем своей необычностью. А именно, полным разорением земли иудейской путём уничтожения зелёных растений. В том числе всех листьев на виноградных лозах, подобно нашествию прожорливых гусениц, насекомых, червей (точнее, личинок насекомых).

   "Оставшееся от гусеницы ела саранча (То, что не съели гусеницы, съела саранча), оставшееся от саранчи ели черви, а оставшееся от червей доели жуки. Пробудитесь, пьяницы, и (громко) плачьте и рыдайте, все пьющие вино, о виноградном соке (Нет больше вашего сладкого вина), ибо он отнят от уст ваших!" (1:4, 5; в скобках, текст из [Л.7]).

     Существует мнение, идущее ещё от "отцов церкви", в ст.4 Йоэйл аллегорическим языком говорит об армиях ассирийцев, вавилонян, мидо-персов, римлян; они опустошат Израиль и Иуду.
    Современные  же комментаторы, например [Л.1-6, 9, 10, 12, 16, 26-28], полагают, речь об одном из буквальных нашествий стадных вредителей сельского хозяйства. 
     В частности, о хорошо знакомой жителям древнего Ближнего Востока пустынной саранче (рис.1) в 4-х стадиях её развития [Л.4, 6, 8, 9; Л.10, стр.74; Л.12, стр.1023].
   Однако ясно написано - саранча ела только "оставшееся от гусеницы" (в Масоретском тексте, "газам" [Л.11]). Черви ("елэк") ели "оставшееся от саранчи", а жуки ("хасил") доели всё остальное. Иными словами, растительность уничтожат гусеницы, насекомые, их личинки, а не только одна саранча.
   Считается, Иоиль напоминает старцам о регулярных опустошительных нашествиях вредителей сельского хозяйства  в прошлом (Втор.28:38, 2Пар.6:28, 7:13). Одна особь саранчи может достигать в длину до 9-и сантиметров, она уничтожает в день количество растительности, равное собственному весу.
    Прилетают саранчовые огромными массами, насчитывающими миллиарды насекомых, оседая на площади в сотни квадратных километров. Кулиги и стаи саранчи полностью уничтожают почти все сельскохозяйственные, а также дикорастущие растения, за редким исключением [Л.3].
     Некоторые комментаторы утверждают, нави вспоминает о реальном нашествии саранчи при жизни его поколения [Л.5, 6, 12, 27]. В таком случае, почему на вопрос "Случалось ли что-либо подобное раньше"? Иоиль отвечает. "Нет, не случалось!" (ст.2, [Л.7]). А дальше подробно рассказывает (зачем?) о том, что они могли видеть своими глазами (1:6-20).
     Скорее всего, учитывая текст гл.1, а также начало гл.2, стих 1:4 это  прообраз. Только аналогия невиданного до сих пор будущего бедствия - массового нашествия неких врагов, совершенно незнакомых пророку. Трудных для описания по причине отсутствия адекватных терминов, понятий, образов. Иными словами, ст.4 - вынужденная аллегория, развиваемая в последующих стихах.
       
    "Ибо пришёл ("вторгся") на землю мою народ сильный и бесчисленный (Огромная и сильная страна); зубы у него - зубы львиные, и челюсти (клыки) у него, как у львицы. Опустошил ("разорил") он виноградную лозу мою, и смоковницу мою обломал (погубят фиговые деревья!), ободрал ("кору") её до-гола и бросил (Саранча объест кору с моих деревьев): сделались ("стали") белыми ветви её" (1:6, 7; в скобках: текст из [Л.7], в кавычках - из [Л.23]).

3. Народ с львиными зубами (1:8-14)

     Какую огромную сильную страну или бесчисленный загадочный народ  с львиными зубами ("Зубы - образ могущества" [Л.12]) имеет в виду Йоэйл?
    Традиционная самая распространённая гипотеза, - саранча с аллегорическими львиными зубами и клыками львицы [Л.1-6, 8-10, 13, 15-17]. "Здесь саранча сравнивается с народом" [Л.26, стр.527]. Это "нашествие саранчи, превращающейся в метафорическое войско" [Л.12, стр. 508].
     Однако такие насекомые  не могут обломать дерево, но только тонкие ветки, от них не засыхают виноградная лоза или смоковница (ст.12, "саранча не жалует эти растения" [Л.8, стр. 881]). От саранчи не тлеют зёрна под землёй (ст.17), не горят пажити да деревья в поле (ст.19), не высыхают потоки вод (ст.20).
     По указанным причинам некоторые толкователи 1-й главы вынуждены ссылаться не только на нашествие стадных насекомых или вражеских войск (традиционное толкование). Но также на продолжительную засуху и огонь (метафорический или буквальный) в качестве возможных иных бедствий.
     Вопреки ясному указанию на единственную причину - нашествие невиданного народа (ст.6), вызвавшего засуху (1:10-12, 17), а также огонь, попаливший деревья (ст.19).
     Образ массового нашествия хорошо знакомых насекомых, гусениц и личинок Иоиль использовал   для сравнения с бесчисленным множеством чего-то похожего. Например, "в древней ближневосточной литературе войска нередко сравнивались со стаями саранчи" [Л.8, стр. 880, Л.27, стр. 1021]. От нашествия невиданного ранее войска (2:2, 3) пророк призывает Эрец Ийсраэль рыдать, объясняя почему.

   "Плачь же, земля, как дева в рубище жалком радыает о смерти юного своего жениха! Прекратились в Доме (Храме) Господнем приношения хлебные  и возлияния, в скорби глубокой  священники, слуги Господни. В пепле поля, в золе земля: извели весь хлеб (опустели поля - нет хлеба), засохли виноградники, оливы совсем увяли (погибли)" (1:8-10, пер. [Л.25]; в скобках, текст из [Л.23]).

     О будущих событиях Дня Господа (ст.15) провидец пишет так, как будто они происходят в его время, проходят перед его глазами. Нас это не должно удивлять, ибо "говорить о будущем в грамматической категории настоящего или даже прошедшего времени - характерный приём пророческой речи, свидетельствовавший об уверенности говорившего в осуществлении того, о чём он пророчествовал" [Л.5, стр. 84].
     В таких чрезвычайно бедственных обстоятельствах в Йом Адонай (ст.1:8-15), когда "В пепле поля, в золе земля" (ст.10), Иоиль призывает рыдать. Как другие ветхозаветные пророки (Ис.13:6, Иез.30:2, 3, Соф.1:11). Ещё один призыв сына Вафуила и его объяснение содержатся в ст.11.

  "Краснейте от стыда, земледельцы, рыдайте, виноградари, о пшенице и ячмене, потому что погибла жатва в поле ("погибло всё на полях!"); Засохла виноградная лоза и смоковница завяла (фиговые деревья умирают); гранатовое дерево, пальма и яблонь (яблони) - все дерева в поле посохли ("пропали деревья - все стоят как мёртвые"); потому и веселье у сынов человеческих (людей) исчезло" (1:11, 12; в скобках: текст из [Л.7], в кавычках - из [Л.25]).

    Но почему станут краснеть от стыда земледельцы? Не оттого ли, что кровь прильёт к лицам? из-за расширения периферийных кровеносных сосудов, по-научному "блашинг-синдром". Причиной чего явится трепет (тряска) организма (2:6), психоэмоциональный стресс, нейроциркуляторная дистония [Л.20].
     Есть о чём рыдать также виноградарям, ибо уничтожены не только все посевы ячменя, перед самой его жатвой, и пшеницы (ст.11). Но виноградные лозы, пальмы, смоковницы, иные плодовые деревья - "все стоят как мёртвые" (ст.12, пер. [Л.25]).
    Причиной гибели урожая зерновых культур, виноградных лоз, деревьев явится очень высокая температура воздуха, как ни странно, при потускневшем свете от солнца (2:10). Такую жару трудно выдержать даже человеку. Как провидит Иоханан "И жёг людей сильный зной" (Отк.16:9, а).
      Исчезновение веселья у сынов человеческих (ст.12) побуждает ветхозаветного пророка дать несколько советов.

    "Препояшьтесь вретищем (наденьте траурные одежды) и плачьте, священники! рыдайте служители алтаря! ("кто службу несёт у жертвенника!") войдите, ночуйте во вретищах (Вы будете спать в траурных одеждах), служители Бога моего! ибо не стало в доме Бога вашего хлебного приношения и возлияния (винного приношения).
    Назначьте
(людям) пост, объявите торжественное собрание, созовите старцев ("старейшин") и всех жителей страны сей в дом Господа Бога вашего и взывайте (молитесь) к Господу" (1:13, 14, в скобках: текст из [Л.7], в кавычках - из [Л.25]).

    Йахвэ Элохим является не только источником благословений для народа Своего, но Он также "огонь поядающий" (Втор.4:24) для отступивших от Него. Оттого Иоиль предлагает священникам при храме надеть вретища. Неудобную одежду из грубой козьей или верблюжьей шерсти [Л.8, стр.882] тёмного цвета. Её "надевали в знак траура, покаяния или покорности" [Л.2, стр. 173].
     Также он призывает назначить общественный пост, объявить священное собрание, взывать к Господу. Но почему нужно взывать?

4. День Господень (1:15-20)

     Йоэйл видит  как наступает великий, страшный, опустошительный Йом Адонай, его близость ощущали почти все ветхозаветные нави.

    "О, какой (это будет) день! ибо день Господень близок: как опустошение (разорение) от Всемогущего придёт ("как грабитель, нагрянет") он" (1:15; в скобках: текст из [Л.25], в кавычках - из [Л.23]).

    В Библии день Господень означает кульминационные события личного вмешательства Творца вселенной в земную историю для суда, наказания, спасения [Л.2, 12, 13, 26, 27]). Он придёт "как опустошение", "как разорение" [Л.25], "разгром" [Л.11], "подобно разрушению" [Л.24], "как грабитель, нагрянет" [Л.23].
    Во многих пророчествах это время связано с эсхатологическими карами небесными, гибелью людей, животных, птиц, рыб, разрушением городов, опустошением земли (Ис.13:4-12, 24:1-13; Соф. 1:2-18, 3:6-8; Авд.15, 16 и так далее).
    Оттого Йом Адонай как в ТаНаХе, так Новом Завете также именуется: день бедствия, день опустошения, день погибели, день мщения, день тьмы и мрака; день суда, великий день гнева Его, день тот (оный), великая скорбь. День Яхве не следует воспринимать, как одни сутки (Ис.34:8).
     День опустошения нагрянет будто грабитель (ст.15). Он поразит не только Эрец Йисраэль, но весь мир, всех жителей земли, о чём предупреждает нас Иисус Христос.
    "Ибо он, как сеть ("западня" [Л.23 - 25]), найдёт на всех живущих по всему лицу земному" (Лк.21:35; "он обрушится на всех людей, живущих по всей земле" [Л.14]). Какие же опустошения Иоиль провидит в день Эль Шаддая?

   "На глазах сгинул хлеб и еды не стало, а в Храме Бога нашего не стало веселья и радости. Семена напрасно были брошены в пашню! (Погибли под глыбами иссохшими зёрна посевов). В житницах пусто, амбары рушатся: на нивах поникших нет урожая (ибо не взошли семена).
   Как жалобно скот ревёт! Коровы бродят в поисках пастбищ, возмездье настигло наших коз и овец
(те от бескормицы гибнут)" (1:16-18, пер. [Л.23]; в скобках, текст из [Л.25]; "Мы посеяли зерно, но оно высохло под землёй. Наши растения засохли и погибли" [Л.7]).

    Именно так будет, пища отнимется перед глазами людей. Во-первых, гибель урожая зерновых культур в поле (ст.11). Во-вторых, уничтожение весенней травы для крупного и мелкого скота на лугах (ст.18). В-третьих, пересеянные семена зерновых культур истлеют под землёй (ст.17), а те, что прорастут исчахнут (ст.10-12). Однако завянут не от засухи по версии [Л.1, 5, 6], но из-за круглосуточной полумглы (3:15).
     Немногие хлебные растения принесут плод свой, не вызревшее зерно, оно не даст муки (Ос.8:7). Не станет хлеба, опустеют житницы, а амбары разрушат не саранча или засуха, но великое землетрясение (Отк.16:18). Останется только взывать к Адонай Элоах.

    "К тебе, Господи, взываю (о помощи); ибо огонь пожрал злачные пастбища пустыни, и пламя попалило все дерева в поле (Огонь превратил наши зелёные поля в пустыню, и пламя выжгло все деревья). Даже и животные на поле взывают к Тебе, потому что иссохли потоки вод ("высохли русла водных потоков"), и огонь истребил пастбища пустыни (Огонь выжег наши пастбища и превратил их в пустыню)" (1:19, 20; в скобках: текст из [Л.7] в кавычках - из [Л.11]).
     "Огонь" и "пламя", упоминаемые в ст.1:19, можно понимать как метафоры засухи - настолько разрушительны её последствия" [Л.27, стр. 1022]. Нет. Траву на пастбищах да деревья в поле пожрёт буквальный огонь. "Пылают степные пастбища, все деревья огнём объяты", пер. [Л.23]).

     Вопреки современной популярной гипотезе о стаях саранчи (рис.2) и последующей засухе, невыносимом солнечном зное.
    Более того, иссякнут "потоки вод" (ст.20, б). Странно. Ведь засуха, зной или даже огонь могут осушить только непроточные мелкие водоёмы, а не русла не пересыхающих водных потоков (ручьёв, рек), как утверждает Йоэйл.
     Новозаветные видения Иоанна развеивают наши сомнения.
   "Первый ангел вострубил, и сделались ("посыпался") град и огонь, смешанные с кровью, и пали (всё это низверглось) на землю; ("И сгорела треть земли") и третья часть дерев сгорела, и вся трава зелёная сгорела. Вторый ангел вострубил, и как-бы большая гора, пылающая огнём (нечто, подобное огромной горе, охваченной огнём), низверглась в море ..." (Отк.8:7, 8; в скобках: текст из [Л.7], в кавычках - из [Л.23]).
    Действительно, в День Господень злачные пастбища и часть деревьев уничтожат не насекомые или засуха, но необычная "саранча" из града, огня, крови, ниспавших с неба на землю. Падения небесных тел (Отк.8:5-11, 9:1, 2), сопровождаемые великим землетрясением (6:12, 16:18), изменят геоморфологические особенности местности (16:20).
    В результате чего высохнет вода, например, в полноводных реках Евфрат (16:12), Нил (Ис.19:5, Зах.10:11), заливах морей (Ис.11:15),  других открытых водоёмах. Как провидит Иоиль "иссохли потоки вод" (ст.20).

5. Орудия наказания (2:1, 2)

     Если в первой части книги  мы читаем об опустошительных последствиях Йом Адонай, то вторая  отведена Иоилем для более подробного описания того же самого орудия  гнева Всемогущего. Вопреки широко распространённому мнению о разных орудиях наказания: нашествие саранчи (гл.1), вторжение вражеского (ассирийского) войска (2:1-11).
     Во-первых, в оригинале нет разбиения текста на главы. Во-вторых, оба события относятся к одному и тому же дню Господа (1:15, 2:1). В-третьих, "полчище Его" (2:11) тождественно выражению "великое войско Моё" (2:25) из саранчи, червей, жуков и гусениц (сравните 1:4 с 2:25). В-четвёртых, между главами явно видны литературные параллели, отражающие как черты необычных насекомых, так невиданных армейских соединений.
    Следовательно главы 1, 2 посвящены откровению об одном и том же сильном  бесчисленном таинственном народе - небесной армии Йахвэ Цеваот (1:6, 2:11). При её виде нужно немедленно объявлять тревогу.

    "Трубите трубою (в рог) на Сионе и бейте (поднимите) тревогу на святой горе Моей; да (пусть) трепещут все жители земли, ибо наступает день Господень, ибо он близок -" (2:1; в скобках, уточнения из [Л.23]).

    Тайновидец призывает трубить в трубу, точнее рог (евр. "шофар"), чтобы поднять тревогу. Ибо приближается "катастрофическое разрушение мироздания" [Л.12, стр. 508]. Наступает день возмездия, о нём предупреждают почти все ветхозаветные пророки.
     В это время  будут трепетать "все жители земли" (ст.1) и не только от страха (Лк.21:26). Но от внезапной физической вибрации внутренних органов [Л.20], в состояние которой войдут также звери, птицы, рыбы, пресмыкающиеся (Иез.38:20, а). Йоэйл таким видит День Господень.

    "День тьмы и мрака, день облачный и туманный (день туч и мглы): как утренняя заря, распространяется по горам народ многочисленный и сильный, какого не бывало от века (с древних времён) и после того не будет (в будущих поколениях) в роды родов" (2:2; в скобках, тект из [Л.24]).
 
     В те дни тьмы, мрака, мглы (Соф.1:15) произойдут необычные изменения в атмосфере, днём потемнеет. Воздух станет мало прозрачным, словно туман, но возникнет как бы заря на горах (Иоил.2:2). Она охватит края земли и вытряхнет "всех нечестивых из укрытий их" (Иов.38:13, пер. [Л.7]).
    Маловероятно, что такие оптические эффекты создаст стая насекомых (по мнению авторов [Л.6, 15; Л.12, стр.1023]) или человеческая армия. Как считают некоторые, "таинственный народ закроет ... горизонт и самое небо" [Л.5]. О таком пасмурном эсхатологическом  дне круглосуточной полумглы пророчествует Зехарйа.
    "День этот будет единственный, ведомый только Господу: ни день, ни ночь (в Масоре "И будет в тот день: не будет света; холод и мороз" [Л.11]); лишь в вечернее время явится свет" (Зах.14:7; "не будет в этот день ни дня, ни ночи" [Л.7], но "в вечернее время забрезжит свет!" [Л.25]).
     Почему не будет света, но холод да мороз, мы сможем узнать, если ответим на другой вопрос "о каком народе говорит Йоэйл в ст.2?" При этом обратим внимание на два важных обстоятельства:
      1) народа "не бывало от века (с древних времён) и после того не будет (в будущих поколениях) в роды родов";
      2) в древних космологических верованиях всё земное, в том числе человеческие армии, является отражением небесного.

6. Небесная армия Цеваот (2:3-5)

    Так как не может нарушиться Писание, следует признать. В стихе 2:2 и Зах.14:7 не говорится ни о нашествии насекомых, по версии [Л.2, 3, 6, 8, 9, 12, 15-17, 26], ни о человеческом войске ассирийцев (гипотеза [Л.1, 5, 10]) или вражеских народов [Л.28]. 

    Очевидно провидец имел в виду небесную армию Бога Цеваота, Господа воинств. Полчище загадочно-непонятной "саранчи", невиданной от века, падающей с неба на землю (рис.3). 
     А именно, "град и огонь, смешанные с кровью" (Отк.8:7), "как-бы большая гора, пылающая огнём" (8:8), "большая звезда, горящая подобно светильнику" (8:10), звезда, открывающая колодец в бездну (9:1).
    Пророк Йешайа за судьбой Вавилона (Ис.13:1, 17-22) провидит День Господень (ст.6), Его необычное боевое войско (ст.3-5). Оно идёт "из отдалённой страны, от края неба (из-за горизонта)" (ст.5), производит большой шум на горах (ст.4).
     Таинственная разрушительная сила от Всемогущего (ст.6) вызовет неботрясение, а земля сдвинется (!) с места своего (ст.13). Померкнет свет от солнца, луны, звёзд (ст.10), поверхность земли сделается пустыней (ст.9).
    Об опустошении, которое произведёт армия возмездия Йахвэ, Йоэйл рассказывает следующее, естественно в ДО научных терминах, образах, аналогиях.

    "Пред ним пожирает огонь, а за ним палит ("полыхает") пламя (Они оставляют позади себя землю, спалённую огнём); перед ним ("его приходом") земля как сад Едемский, а позади ("после") его будет опустошенная степь ("выжженная пустыня" [Л.24]), и никому (и ничему) не будет спасения от него.
     Вид его как вид коней, и скачут
("летят") они как всадники (конница); Скачут по вершинам гор как бы со стуком (грохотом) колесниц (несущихся по вершинам гор), как бы с (шумом) треском огненного пламени, пожирающего солому, как сильный народ, выстроенный к битве ("так огромное войско рядами идёт в сражение")" (2:3-5; в скобках: текст из [Л.7], в кавычках - из [Л.23]).
     
     "Вид и шум наступающей саранчи Иоиль сравнивает с "сильным народом, выстроенным к битве ... Взмахи крыльев и хруст челюстей производят треск как от огненного пламени, и, подобно огню, саранча пожирает всё на своём пути" [Л.12, стр. 1023]. Её головка похожа на лошадиную (рис.1).
    Однако, если на самом деле "летят" [Л.23] небесные тела, а не насекомые, почему "сильный народ" (ст.5) сравнивается с конями и всадниками? Отчего они скачут по вершинам гор, разве такое возможно? да ещё с грохотом колесниц!

7. Небесные тела в мифологии  (2:3-6)

      В древности кони и колесницы являлись непременным атрибутом небесных тел: солнца, луны, планет, звёзд, ярких метеоров. Обожествлённые тела передвигались по небу, перемещались из одного мира, например, верхнего в другой мир (нижний) на конях или колесницах, олицетворявших небесные явления [Л.8, стр. 459; Л.18, стр.116, 666].
     Вершины гор считались местом, где земля соприкасалась с небом [Л.12], так как "в сознании древнего человека не было большой разницы между горными вершинами и небесами" [Л.8, стр. 824]. Оттого необычная конница несётся по небосводу, точнее с небес распространяется по горам (2:2, б).
    Летящая по небу "звезда, горящая подобно светильнику" (Отк.8:10, по-научному "болид") на высоте ниже 55 километров создаёт следующие мощные физические явления в атмосфере:
       1) звуковые эффекты - грохот, громовые раскаты, стук, треск, которые можно сравнить "со стуком колесниц", с "треском огненного пламени" (ст.5, б);
       2) световые эффекты - огненный шар с разлетающимися искрами и языками огня, подобно "пламени, пожирающего солому" (ст.5, в);
      3) взрыв - разрушение тела аэродинамическими силами в атмосфере с выпаденим из области задержки множества мелких метеоритов, будто "сильный народ", готовый к сражению (ст.5, г).
    Что же произойдёт, когда небесная саранча с грохотом поскачет по вершинам гор? Согласно Писания, "придёт день, пылающий как печь" (Мал.4:1; Соф.3:8, Ис.29:6, 30:30, 66:15, Лк.17:29, 30, 2Пет.3:10). Иоилю открывается такое потрясающее видение.

    "Пред ним пожирает огонь, а за ним палит пламя (Перед ними - пожирающее пламя, а позади - опаляющий огонь); перед ним земля как сад Едемский, а позади его (после них) будет опустошенная степь (выжженная пустыня), и никому не будет спасения от него" (2:3; в скобках, текст из [Л.24]).

     При тепловом взрыве столкнувшегося с Землёй крупного небесного тела возникает расширяющийся огненный шар с температурой в центре более миллиона градусов. Образуется высокотемпературная ударная волна из раскалённых газов, минеральной пыли, песка, которая движется со сверхзвуковой скоростью.
     Нави Нахум называет её "вихрем", "бурей", "клубами пыли" от шествия Яхве по земле (Наум.1:3-5). Ударная волна мгновенно сожжёт всё вокруг эпицентра, в течение часа распространяясь от него во все стороны на тысячи километров.
     Вспыхнет то, что легко сгорает: вся трава, листья, кустарники. Затем за пролетевшей ударной волной в пламени огня горят деревья (Отк.8:7, Иоил.1:9, 20). В точности как в видении Иоиля. "Пред ним пожирает огонь, а за ним палит пламя" (2:3). Нет никаких оснований считать эти огонь и пламя поэтическими метафорами.
     Пророк видит, цветущая райская земля стала выжженной пустыней. Погибли животные, птицы, люди - "никому не будет спасения от него" (ст.3, б; Соф.1:2, 3). Даже деревья обломает ударная волна.
      Минеральная пыль, песок, мелкие камни, летящие с огромной скоростью, обдерут кору подобно пескоструйному аппарату до древесины, "до-гола" в ст. 1:7. Ветви многолетних растений сделаются белыми (ст.7, г), часть их перерублена, свергнута на землю (7, в).
     Реакция народов на катастрофические события выглядит, на первый взгляд странной, если воспринимать содержание стиха 2:6 буквально.

   "При виде его затрепещут ("трепещут" [Л.11]) народы, у всех лица побледнеют (точнее "мрачнеют" [Л.11])" (2:6, "Сжались в страхе пред ним народы, бледны от ужаса лица" [Л.23]).

    Нет. При виде небесной армии Цеваот, не от ужаса будут трепетать народы, но от невиданного физического явления - резонанса. В данном случае сильного возрастания амплитуды колебаний человеческих органов под влиянием внешних воздействий - колебаний земли, воды, воздуха. По частоте они совпадают с частотой собственных колебаний (от 1 гц до 20 Герц) внешних и внутренних органов: сердца, лёгких, желудка, прочее.
     Оттого затрясутся чресла, внутренности, губы, сердце, кости (Ис.21:3, Авв.3:16, Иер.23:9, Плач.1:20). Кровь прильёт к лицам, они покраснеют (Иоил.2:6; в совр. пер. "побледнеют", "бледны", что переведено не точно).

8. Народ, невиданный от века  (2:7-11)

    В стихах 2:7-9 Йоэйл продолжает описание уникального многочисленного народа. Его не было с древних времён и не будет в будущих поколениях, вплоть до наступления Дня Господа.

    "Как борцы (ратники) бегут они и как храбрые воины (стены штурмуют!) влезают на стену, и каждый идёт своею дорогою и не сбивается с путей своих (Зная место своё в строю, вперёд продвигаются твёрдо). Не давят друг друга, каждый идёт своею стезёю (не ломая строя), и падают на копья, но остаются невредимы (ряды их несокрушимы). Бегают по городу (врываются в город), поднимаются на стены, влезают на (проникают в) дома, входят в окна, как вор" (2:7-9; в скобках: текст из [Л.23]).

     В загадочном видении, пророка поразило одно обстоятельство, о нём он говорит в двух стихах подряд. Каждый воин идёт своей дорогой, не сталкивается с другими, "не сбивается с путей своих" (ст.7, "не отклоняясь от выбранного направления" [Л.24]), они "не давят друг друга" (ст.8). Это совершенно не похоже на  двигающуюся хаотично и наползающую друг на друга саранчу.
    Действительно, при вхождении в атмосферу небесные метеорные тела передвигаются каждое по своей "стезе", не сталкиваются друг с другом, так как их пути параллельны, они НЕ пересекаются. Но выпадение метеоритов лишено какой-либо системы, они могут упасть на крепостную стену, попасть в окно, проникнуть в дом.
      "Их перемещение "снаружи-внутрь" обозначено существительными: "город", "стена", "дома", "окна" [Л.27, стр. 1023]. Ничто не может повредить им, ни копья ни мечи (ст.7-9). Они "прорываются сквозь оборону не нарушая строя" ст.8, пер. [Л.24].
     Поразительно точно, учитывая уровень знаний того времени, Иоиль перечисляет 3-и основных физических явления, сопровождающие вторжение неприятеля: 1) неботрясение; 2) землетрясение; 3) полумгла.
     Конечно это не нашествие человеческого войска или насекомых, а падение метеорных тел, невиданного народа, многочисленного да сильного. 

  "Перед ними потрясётся (дрожит) земля, поколеблется небо (сотрясаются небеса), солнце и луна помрачатся (меркнут) и звёзды потеряют свой свет (гаснет свет звёзд)" (2:10, в скобках, текст из [Л.25]); "Перед ними трепещет земля и колеблется небо, меркнут солнце и луна и не сияют звёзды" [Л.24]).

     Один из комментариев на этот стих выглядит так. "Наступит полное разрушение мира, но не материального, а нравственного, духовного и политического"  [Л.10, стр. 78]. Мнение логически не верное, так как ветхозаветный пророк предсказывает потрясение именно материального мира.
    Ведь буквальные неботрясения и землетрясения в последние дни предсказываются во многих библейских стихах (Ис.13:13, 24:18-20, 29:6; Иер.4:24; Иез. 38:19, 20; Мих.1:3, 4; Наум.1:5; Ам.8:8; Авв.3:6; Лк.21:11, Отк.16:18).
     Но возможно в 2:10  имеются в виду обычные местные сейсмические колебания, а не глобальное землетрясение, вызванные падением с небосвода крупного небесного тела? Нет. Согласно видения Йоэйла также "поколеблется небо" (ст.10, б; "дрожат небеса" [Л.23]).
     Произойдёт не только колебание земли, но содрогание, колебание, дрожание неба, чего не происходит при обычных сейсмических толчках. Тоже самое предсказывает другой ветхозаветный нави, Хаггай.
    "Ибо так говорит Господь Саваоф: ещё раз ("ещё одно бедствие будет" [Л.11]),- и это будет скоро,- Я потрясу (сотрясу) небо и землю, море и сушу" (Агг.2:6; Мт.24:29).
    В результате  такого неботрясения, потрясений моря и суши "земля сдвинется с места своего" (Ис.13:13). То есть планета сдвинется с орбиты!
     Колоссальные объёмы минеральной пыли, пепла, сажи, пара попадут в атмосферу (рис.4).  Окутают земной шар сплошным облаком, экранирующим свет от небесных светил.
    Оттого "солнце и луна помрачатся и звёзды потеряют свой свет" (Иоил.2:10). В постоянной круглосуточной полумгле нельзя определить где день, а где ночь (Зах.14:7, Отк.8:12).
     Становится понятным почему Йоэйл  День Господень называет "день тьмы и мрака, день облачный ("пасмурный" [Л.11]) и туманный" (2:2, а). Очень похожими словами  Йом Адонай характеризует пророк Цефанйа (Соф.1:15), он воспринимает слухом голос этого дня (1:14). Как слышит его Иоиль.

  "И Господь даст глас Свой ("Подобно грому прозвучит голос Господень") пред воинством Своим, ибо весьма многочисленно ("бесчисленно") полчище Его и могуществен исполнитель слова Его; ибо велик день Господень и весьма ("очень") страшен; и кто выдержит его? (Кто его переживёт?)" (2:11; в скобках: текст из [Л.23], в кавычках - из [Л.24]).

     Небесное воинство Адонай Цеваот возглавляет могучий исполнитель приказов Его. По-видимому, планетообразное тело среди бесчисленного полчища [Л.19]. Своим "хвостом" оно смахнёт с небосвода часть небесного воинства на вершины гор (2:4-9), повергнет их на землю (Дан.8:10, Отк.12:4).
     Великий день Йахвэ настолько страшен стихийными бедствиями, что мало кто сможет выдержать его (2:11). "Горько возопиёт тогда и самый храбрый!" (Соф.1:14; "Горек будет плач людей в этот день, и зарыдают даже храбрые воины" [Л.7]). Застонут самые знатные, богатые, самые сильные (Ис.59:9-11, Отк.6:15-17).

9. Как избежать наказания? (2:12-17)

    Во все времена есть только один способ избежать заслуженного наказания за грех. С искренним покаянием да сокрушённым сердцем обратиться к Создателю своему. Сотворившему небо, землю и человека, вдохнувшего в него дыхание жизни. К этому призывает всех Сам Бог.

   "Но и ныне ("в этот миг") ещё говорит  Господь: обратитесь ("вернитесь") ко Мне всем сердцем своим в посте, плаче и рыдании (вы грешили, а теперь плачьте и поститесь!). Раздирайте сердца ваши, а не одежды ваши, и обратитесь (возвратитесь) к Господу Богу вашему; ибо Он благ и милосерд, долготерпелив и многомилостив и сожалеет о бедствии (Он может изменить Своё решение и может отвести наказание)" (2:12, 13; в скобках: текст из [Л.7], в кавычках - из [Л.23]).

    Законодатель установил закон "возмездие за грех - смерть" (Рим.6:23), Он не отменит его. Но Господь есть Бог человеколюбивый, милосердный, долготерпеливый, многомилостивый, истинный и "сожалеет о бедствии" (ст.13, "бедствие рад отменить" [Л.23]). Ибо сказано Им "не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился (возвратился) от пути своего и жив был" (Иез.33:11, б).
    Однако возвращаться к Благословенному нужно не устами, но "всем сердцем своим в посте, плаче и рыдании" (2:12). В знак скорби раздирая сердца, а не одежды как раньше, не только открывая кошелёк как практикуется теперь. 
 
  
"Кто знает, не сжалится ли Он и не оставит ли благословения, хлебного приношения и возлияния Господу Богу вашему?" (2:14, "Он может сжалиться и дать вам благословение, и тогда вы сможете принести Господу, Богу своему, хлебное приношение и возлияние" [Л.7]).

    Все дети Его знают, обязательно сжалится Господь, оставит благословение. Потому что Он не отвергает сокрушённый смиренный дух, сердце полное печали о грехах (Пс.50:19). Оттого пророк призывает.

  "Вострубите трубою на Сионе, назначьте пост (призовите к посту) и объявите торжественное (священное) собрание. Соберите народ, созовите (их на) собрание, пригласите старцев, соберите отроков и грудных младенцев; пусть выйдет жених из чертога своего и невеста из своей горницы.
    Между притвором и жертвенником
да плачут священники, служители Господни, (молятся) и говорят: "пощади Господи народ Твой, не предай наследия Твоего на поругание, чтобы не издевались над ним (другие) народы! Для чего будут (смеяться и) говорить между народами: где Бог их?" (2:15-17, в скобках, текст из [Л.7]).

    К кому обращается Йоэйл? В первую очередь к современникам, жителям северного царства. Впереди у них нашествие армий Сеннахирима, уничтожение Израиля как государства, ассирийский плен. Но даже если пророчество Иоиля отнести к более позднему периоду истории, то и тогда оно не теряет своей актуальности. Есть о чём плакать священникам южного царства (Иудеи), служителям в иерусалимском храме: нашествие Навуходоносора, разрушение Иерусалима и храма, вавилонский плен.
    Однако не только к современникам пророка относятся ст. 15-17, но также к далёким потомкам. К тем иудеям, кто выдержит нашествие полчища небесной саранчи, кто уцелеет в стихийных бедствиях в страшный День Господень (ст.11).

10. Пророческая перспектива (2:18-21)

    В стихах 15-17 мы сталкиваемся с так называемой пророческой перспективой или "спрессованным временем" [Л.5, стр.178, 429]. Когда близкое и отдалённое во времени события происходят будто одновременно, объединяются нави в одно предсказание (поэтому ст. 18, 19 в оригинале написаны в прошедшем времени).
    Такие пророчества сначала сбываются частично, а только со временем исполняются полностью. Например, как слитые воедино, объединённые во времени откровения Йехэзкэйла, Йешайа, Цефанйа, Йирмейа о вавилонском нашествии и эсхатологическом Дне Господнем (Иез.30:3-10, 32:2-15, Ис.13:1-16, Соф.1:2-18, 3:6-20, Иер.25:9-38).
    Из ст.17 следует, ко времени пришествия Адоная иерусалимский храм будет восстановлен. Более того, произойдёт обращение к Богу уцелевших (Зах.13:8, 9). Священников, старцев, молодёжи брачного возраста, отроков; покаяние всего малого остатка в посте, плаче, рыдании (ст.16, 17).

    "И тогда возревнует Господь о земле Своей и пощадит (пожалел) народ Свой. И ответит Господь (на просьбу их), и скажет народу Своему: вот, Я пошлю вам хлеб и вино и елей (масло оливы), и будете насыщаться ими (будет всё это у вас в избытке), и более не отдам вас на поругание (посмешищем) народам" (2:18, 19, в скобках, текст из [Л.25]).

     Многие исследователи считают, это пророчество, как и ст. 19-27, "исполнилось ещё при жизни пророка" [Л.27, стр. 1024]. Нет, ст.19 сбылся только частично [Л.3], а полностью ему предстоит исполниться в День Господень [Л.5]. На что указывает обетование Благословенного "более не отдам вас на поругание народам" (ст.19, г; "больше Я не позволю другим народам насмехаться над вами" [Л.24]). Это обещание ещё не сбылось.
     Скажет ли Сам Господь уцелевшим или ответит через священников, плачущих между притвором храма и жертвенником, Йоэйл не уточняет. Однако утверждает, в ответ на покаяние Бог "пощадит народ Свой" (ст.18). Пошлёт хлеб, вино и оливковое масло, основу рациона питания в те времена; не отдаст на поругание народам, удалит притеснителя его.

   "И пришедшего от севера  удалю от вас (Я заставлю северные народы покинуть вашу страну) и изгоню в землю безводную и пустую, переднее полчище его - в море восточное, а заднее - в море западное (некоторые из них уйдут к восточному морю, а некоторые - к западному), и пойдёт от него зловоние и поднимется от него смрад, так как он много наделал зла (они поплатятся  за это и будут гнить, как мертвецы). Не бойся, земля; радуйся и веселись, ибо Господь велик, чтобы совершить это" (2:20, 21; в скобках, текст из [Л.7]).

     О ком говорит провидец в ст. 20? Из перевода [Л.7] следует, речь о северных народах,  в Масоретском же тексте написано "А северную (саранчу) удалю ..." [Л.11]. Однако сомнительно, что имеется в иду перелётная саранча (Migration), как ошибочно считают многие комментаторы [Л.6, 8, 15, 17, 26 и др.].  Ведь саранча прилетает не "от севера", но с юга, в основном из Судана.
     Возможно, Иоиль имел в виду необычную небесную саранчу (2:2-9), о которой писал ранее? Но контекст указывает на время начала благословений Божьих, т.е. ПОСЛЕ нашествия воинства Яхве (2:10, 11). Поэтому в ст. 20, скорее всего, говорится об окончании (Армагеддонского) сражения иудеев с ближневосточными народами.
     Тогда Адонай Цеваот поразит  враждебное полчище из северных, относительно Израиля, народов - "Северян" [Л.25]. "Бог изгоняет полчище иноземцев, наказывает соседние народы за причинённые Иудее страдания" [Л.12, стр. 509]. Всемогущий пошлёт на них ужасную болезнь, части тела нападающих гниют, когда они ещё стоят на ногах своих (Зах.14:12) "и пойдёт от него зловоние" (Иоил.2:20, г).

11. Благословения от Господа (2:22-29)

    Первая глава, а также начало второй посвящены откровению о страшных последствиях нападения небесного воинства Яхве Элохим на землю. Опустошенное поле, на котором уничтожен урожай зерновых, засохшие виноградные лозы, завядшие смоковницы, до бела ободранные деревья, сломанные ветки, сгоревшие пастбища, иссохшие потоки вод (1:9-11, 18-20, 2:3, 10; Соф.1:2, 3).
    Однако не до конца гневается Бог, ибо тогда не спаслась бы ни одна плоть. Велик да милостив Господь, оттого земля восстановит своё плодородие, деревья и кустарники принесут плоды, размножившиеся животные найдут пищу.

   "Не бойтесь и вы, животные: зазеленеют опять в степи пастбища, опять будут плодоносить деревья; вновь смоковница и виноград принесут дары обильные" (2:22, пер. [Л.25]).

     Благословения Благословляющего распространятся не только на растительный да животный миры, но и на людей. А также на атмосферу, она вернётся в состояние термодинамического равновесия. Осядут пыль, пепел, сажа, другие грубо дисперсные аэрозоли, увеличится испарение воды с поверхности Мирового океана, начнутся долгожданные дожди.

    "И вы, чада (народ) Сиона, радуйтесь и веселитесь о Господе Боге вашем; ибо Он даст вам дождь в меру (на благо) и будет ниспосылать вам дождь, дождь ранний (осенью) и поздний (весной), как прежде" (2:23, в скобках, уточнения из [Л.7]).

     Ранний дождь в Иудее начинался в октябре, без него невозможно сеять озимые культуры в сухую каменистую почву, да они бы и не взошли. Поздние весенние дожди шли с конца марта по начало апреля. Без них терялась значительная  часть урожая зерновых культур, быстро засыхала трава на пастбищах под дуновением жаркого восточного ветра.
     После стихийных бедствий дня Господня не будет ни ранних, ни поздних, вообще никаких дождей. Только через 3,5 года от начала Великой скорби [Л.20] появятся атмосферные осадки, "как прежде" (ст.23).

    "И наполнятся гумна хлебом (зерном) и переполнятся подточилия виноградным соком и елеем" (2:24; "изольются через край в давильнях ваших сок лозы и масло оливы" [Л.25]).

     Однако такому изобилию будущего тысячелетнего царства, по окончании велико скорбных дней, станут предшествовать годы войны с земным войском Яхве Цеваот. Как предсказано.

    "И воздам ("возмещу урожай прошлых лет" [Л.23]) вам за те годы, (в) которые (всё) пожирали саранча, черви, жуки и гусеница - великое войско Моё, которое послал Я на вас" (2:25).

     Ведь по причине многодневных горячих дождей дня Яхве, почва продолжительное время будет влажной и тёплой. В огромных количествах размножатся саранча, черви, жуки, гусеницы. Например, одна самка саранчи за 4 месяца может произвести до 18 миллионов (!) потомков [Л.8, стр. 880]. Естественные же враги насекомых, личинок, гусениц, а именно: птицы, млекопитающие, пресмыкающиеся погибнут в День Господень. Оттого никто не помешает великому войску Йахвэ уничтожить всё, что насадит человек (ст.25).
     Да, дивные дела сотворит Адонай со Своим мятежным народом, который до сих пор находится в посрамлении у многих племён. Но наступит время, когда упрямая телица покорится Пастырю своему, ест досыта и славит имя Господа. Тогда весь мир узнает, что Примиритель посреди Йисраэля, на святой горе, в храме (3:17, Зах.8:3). Посему не посрамится, а прославится Йеуда во веки (Соф.3:19, 20), как обещано.

   "И до сытости будете есть и насыщаться и славить имя Господа Бога вашего, Который дивное соделал с вами (сотворившего для вас чудеса), и не посрамится (Не будет покрыт позором) народ Мой во веки (никогда!). И узнаете, что Я - (обитаю)  посреди ("в среде" [Л.11])  Израиля, и Я - Господь Бог ваш, и нет другого, и Мой народ не посрамится (Не будет покрыт позором) во веки (никогда!)" (Иоил.2:26, 27, в скобках: текст из [Л.23]).

    В результате искреннего покаяния уверовавший получает Духа Святого, Духа утешения да истины (Деян.2:38-41). То же самое произойдёт с народом завета по окончании торжественного священного собрания. После дней поста, плача, рыданий о Иеhошуа ха Машиах бен Давид, Которого пронзили отцы их (Зах.12:10-14).

   "И будет после того (А после наступит время), излию от Духа Моего на всякую плоть (на всех), и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; старцам вашим будут сниться (вещие) сны, и юноши ваши будут видеть видения. И также на рабов и на рабынь в те дни излию от Духа Моего (пролью Свой Дух)" (2:28, 29; в скобках, текст из [Л.23]).

     В те дни свидетельством уникального излияния Руах ха Кодеш на всякую плоть станут пророчества, вещие сны, видения. К какому же времени относится это предсказание? Из контекста следует,  к будущему Дню Господа, ко времени окончания Великой скорби. К началу излияния Божьих благословений (ст.26), как написано. "А после наступит время, и Свой Дух Я пролью на всех ..." (ст.28, пер. [Л.23]).
    Тем не менее, некоторые верующие считают, пророчество Иоиля уже исполнилось, ссылаясь на слова Петра (Деян.2:16-21; [Л.4]). Хотя сам апостол, ожидавший и желавший пришествия дня Божия, так не считал (2Пет.3:10-12).
    Предсказание Йоэйла сбылось только частично, апостолы-галилеяне  действительно  исполнились Духом Святым. Полностью оно сбудется в будущем, излиянием в Израиле Духа "на всякую плоть" (ст.28). Ведь  в Библии почти "любое пророчество исполняется во всей полноте только в грядущий день Господень" [Л.10, стр.72].

12. Знамения Дня Господа (2:30-32)

    Завершая предсказание непростой судьбы Иудеи уникальным знамением - массовым излиянием Духа Божия (2:28, 29), провидец возвращается к началу Йом Адонай. Эти дни будут сопровождать такие же загадочные, но только физические знаки.

    "И покажу знамения (чудеса) на небе и на земле: кровь и огонь и столпы (клубы) дыма" (2:30; в скобках, уточнения из [Л.24]).

     Любым крупным пожарам, о них пророк упоминал ранее, сопутствуют  огонь да клубы дыма. Но почему наряду с этими обычными признаками Йоэйл называет первым знамением кровь? как на небе, так на земле.
     Появление невиданного чуда ("крови") на на небе можно объяснить физическим процессом испарения (сублимации) в атмосфере метеорных тел. Они содержат химический элемент Fe (железо) в свободном состоянии.  На образовавшихся микрочастицах конденсируются горячие пары воды, немедленно вступая в химическую реакцию со свободным железом. Образуются красно-бурые гидратированные оксиды железа Fe(ОН), они окрасят капли дождя и град в кроваво-красный цвет.
    Иоханан, записавший полученное от Иисуса Христа откровение почти через 1 000 лет после Иоиля, также сообщает о крови. Он видит как после падения небесной кадильницы, наполненной огнём (Отк.8:5), "сделались град и огонь, смешанные с кровью, и пали на землю" (ст. 7).
     В видениях Иоанна, тёмно-красного цвета сделалась поверхность воды во всех открытых водоёмах (16:3-6). Оттого Йоэйл говорит о чудо-знамении (крови) не только на небе, но также о знамении крови на земле (ст.30). Итак знаками наступившего Дня Господа будут следующие апокалиптические явления.
     На земле "кровь и огонь и столпы дыма", т.е. кроваво-красная вода во всех открытых водоёмах, огонь да столбы дыма в месте падений метеороидов.
     На небе "кровь и огонь и столпы дыма", т.е. кроваво-красные капли дождя, огонь с хвостами дыма от пылающих небесных тел. А именно, "как-бы большая гора, пылающая огнём", "большая звезда, горящая подобно светильнику (точнее, факелу)" (Отк.8:8, 10).
     Когда же наступит День Господень? На этот не высказанный пророком и его слушателями вопрос всеведущий Бог даёт уникальное откровение. Поразительное по точности, простоте, доступности понимания.

   "Солнце превратится (обернётся) во тьму и луна - в кровь, прежде нежели наступит (пред тем как придёт) день Господень, великий и страшный (ужасный)" (2:31, в скобках, текст из [Л.11]).

     Здесь речь идёт о солнечном и лунном затмениях [Л.8, стр.882, Л.27, стр. 1025]. Их можно наблюдать  с территории Иудеи (рис.5).
    Об эсхатологических затмениях также говорят другие ветхозаветные пророки: Амос (Ам.8:9), Миха (Мих.3:6).
     Иисус Христос, сообщая признаки Своего пришествия, также говорит о солнечном и лунном затмениях (Лк.21:25). Понятно, эти астрономические явления не могут служить единственным знаком наступления дня Господа (всего таких библейских признаков семь [Л.21]).
     Катастрофические события  Дня Господа, включая стихийные бедствия, настолько впечатлили пророка, что он называет его "великий и страшный (ужасный)" (ст.31; Соф.1:14-18, 3:8). Слушатели, встревоженные услышанным, очевидно подумали в сердце своём "кто же может спастись?". Оттого Иоиль утешает.

  "И будет: всякий, кто призовёт имя Господне, спасётся (уцелеет); ибо на горе Сионе и в Иерусалиме будет спасение (сохранится остаток жителей), как сказал Господь, и у остальных (выживут те), которых призовёт Господь" (2:32; в скобках, текст их [Л.23]).
 
    Истинно так! Спасётся тот, кто призовёт Господа Иисуса Христа, кого знает Сын Человеческий. Иудей или христианин, язычник, безбожник или религиозный человек спасутся все, "которых призовёт Господь", кто откликнется на Его зов.
     Даже закоренелый атеист, уцелевший в дни Великой скорби, сможет убедиться - спасение в земле обетованной, "на горе Сионе и в Иерусалиме" (2:32). Ибо Господь там (3:17).

13. Судьба Иуды и других народов (3:1-11)

    Современникам, а также евреям, которые будут жить в последние дни,  Адонай через нави Йоэйла сообщает судьбу Йеуды, участь окрестных народов.

   "Ибо вот, в те дни и в то самое время, когда Я возвращу (благоденствие) плен ("из плена") Иуды и Иерусалима, Я соберу все народы и приведу их в долину Иосафата и там произведу над ними суд за народ Мой (за то, как они поступили с Моим народом) и за наследие Моё, Израиля, который они рассеяли между народами, и ("за") землю Мою ("которую они") разделили" (3:1, 2; в скобках, текст из [Л.23], в кавычках - из [Л.24]).

    Маловероятно, что в стихе 3:1 речь  о возвращении Йеуды из вавилонского плена, как считается в [Л.5, 6, 15]. Например, в современном переводе [Л.23] нет слова "плен", а написано "Я верну благоденствие".   Во-вторых, до сих пор пророк говорил о далёком эсхатологическом Дне Господнем. В-третьих, после возвращения из вавилонского плена Йеуды суда Яхве над народами в долине Иосафата не было.
    Зато после поражения второго иудейского восстания против римлян произошли два исторических события (3:2). А именно, 1) евреев "рассеяли между народами"; 2) "землю Мою разделили". До сих пор земля народа завета разделена. 
     Поэтому ст.1 содержит откровение, скорее всего, о недавнем возвращении евреев на историческую родину, создании Мединат Йисраэль 14 мая 1948 года. Из "плена" Иерусалим вернулся в прежнее состояние позднее, в июне 1980 года, когда город стал столицей израильского государства.
     Но за что Всемогущий будет судить окружающие Израиль народы? За нечестивые дела их, как написано.

   "Людей моего народа они делили по жребию, они продавали мальчика, чтоб заплатить блуднице, они продавали девочку, чтоб купить и выпить вина! Что вам нужно от Меня, Тир и Сидон, и вам, филистимские княжества?! Хотите Мне отомстить? Со Мной поквитаться решили? Отплачу вам, и очень скоро!" (3:3, 4, пер. [Л.23]).

    Средиземноморские крупные портовые города финикийцев Тир, Сидон, а также города филистимлян Газа, Ашдод, Ашкелон, Гефа, Аккарон являлись перевалочными пунктами в торговле рабами, в том числе из Иудеи [Л.8, стр.883]. Эти два народа особенно наживались на несчастьях евреев. За это Яхве наказывал финикийцев и филистимлян, которые в ответ замышляли отомстить Господу, через месть Его народу (ст.4). Адонай отвечает им.

  "Потому что вы взяли
(присвоили) серебро Моё и золото Моё, и наилучшие драгоценности Мои внесли в капища (храмы) ваши, И сынов Иуды и сынов Иерусалима продавали сынам Еллинов (грекам), чтоб удалить  их от пределов (из мест родных) их" (3:5, 6; в скобках, текст из [Л.25]).

    Один из основополагающих библейских принципов, справедливый во все времена - "Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнёт" (Гал.6:7). Этот же принцип воздаяния распространяется на народы, в чём могло убедиться человечество на протяжении всех исторических эпох.

    "Вот (Знайте же), Я подниму (верну) их из того места, куда вы продали их, и обращу мзду вашу (все злодеяния) на голову вашу. И предам (отдам) сыновей ваших и дочерей ваших в руки сынов Иуды, и они продадут их Савеям, народу отдалённому; Так Господь сказал" (3:7, 8; в скобках, текст из [Л.25]).

    Вряд ли иудеи станут буквально продавать в рабство побеждённые народы, в частности Савеям (совр. Йемен). Однако мотив возмездия, а также намёк на военные действия видны явно. В последующих стихах, они только усиливаются.

    "Провозгласите об этом между народами, приготовьтесь к войне, возбудите храбрых (созывайте на битву ратников!); пусть выступят (в поход), поднимутся все ратоборцы (воины).
    Перекуйте орала
(лемеха) ваши на мечи и серпы ваши - на копья; слабый пусть говорит: "я силён" (себя возомнит героем). Спешите и сходитесь, все народы окрестные (войска высылайте), и соберитесь; туда (когда они там соберутся), Господи, веди Твоих героев (воинов)" (3:9-11; в скобках, текст из [Л.23]).

    Из Библии мы знаем только об одной знаковой войне в последние дни. В книге Откровение место сражения называется Армагеддон (Отк.16:16). Это слово означает "гора" (холм) или "горы" (холмы) Мегиддо [Л.2], но в Израиле гора с таким названием неизвестна. Однако на месте расположения древнего давно разрушенного города Мегиддо (в Синод. пер. "Мегиддон") имеется холм (тель) возле современного посёлка с тем же названием.
    Два поручения сынам Йеуды даёт Адонай в ст. 9-11.  Провозгласить между народами, враждебными евреям, о возмездии  и приготовиться к войне (буквально, "освятите войну"). В приготовлении к будущей войне главную роль должна играть психологическая подготовка, особенно слабых духом. Так как в результате стихийных бедствий военная техника будет повреждена, то заранее следует изготовить холодное оружие (ст.10).
     Удивительно, но решение напасть на Йисраэль явится исполнением приказа Цеваот Элохим. "Спешите (отовсюду) и сходитесь, все народы окрестные, и соберитесь (там)" (ст.11). Туда же в долину Иосафата Господь воинств поведёт Своих сильных воинов.

14. Армагеддон (3:12, 13)

     Современный посёлок и тель Мегиддо, а также гористая местность на юг и северо-запад от него, расположены у юго-западного края долины Йизреэл. Она являлась местом многочисленных исторических сражений [Л.3, 4, 13].
     "По мнению многих толкователей, решающая победа будет одержана в Армагеддонской битве" [Л.27, стр. 1027]. Об этой последней войне героев Яхве с окрестными народами (ст.11), о суде над ними пророчествует Йоэйл.

    "Пусть воспрянут ("поднимутся") народы и низойдут ("сойдут") в долину Иосафата; ибо там Я воссяду, чтобы судить все народы (окрестных стран) отвсюду" (3:12; в скобках: уточнения из [Л.23], в кавычках - из [Л.7]). 

    Во времена нави долина с таким названием не существовала. Только в IV веке от Р.Х. местность вблизи Йерушалаима, между горой Мориа и Елеонской горой Кедронской долины стала называться "долиной Йеошафата" [Л.2, Л.10, стр.84]. Тем не менее, некоторые богословы считают, именно в этом месте произойдёт суд над народами [Л.2, 5, 6, 8, 15, 26].
    Однако вблизи Иерусалима нет большой по площади равнины, где могли бы разместиться "все народы окрестные" (ст.11), чтобы Господь мог "судить народы окрестных стран" (ст.12, пер. [Л.23]).
     По-видимому, пророк имел в виду обширную  долину Йизреэл, точнее её западную часть - большую равнину у Меггидо (рис.6).
    В чём же заключается суд Божий над враждебными Израилю окрестными народами? В физическом уничтожении нападающих, как предсказано пророком Зехарйа.      
    "Но Господь накажет народы, сражающиеся против Иерусалима. Он пошлёт на них ужасную болезнь.  Их кожа начнёт гнить, когда они ещё живы, глаза станут гнить в глазницах, а язык будет гнить во рту.  Эта ужасная болезнь будет свирепствовать во вражеском стане ..." (Зах.14:12-15, пер. [Л.7]).
   То же самое событие, смерть враждебно настроенных против израильтян людей, Йоэйл передаёт образным аллегорическим языком, понятным слушателям.

   "Пустите в дело (несите) серпы, ибо жатва созрела (наступила); идите, спуститесь (давить виноград), ибо точило полно и подточилия переливаются, потому что злоба (злодеяния) их велика" (3:13, в скобках, текст из [Л.7]).

    В древности точилом называлась яма (Ис.5:2, Мт.21:33), вырубленная в твёрдой породе либо выкопанная в мягкой и обложенная камнями с глиной. В такой яме ногами топтали виноград, чтобы выдавить из него сок, который стекал в подточилие - чан [Л.12, 22]. В стихе  3:13 образы топтания винограда и жатвы означают гнев Божий в день мщения (Ис.63:1-6, Отк.19:15, 14:14-20, Мт.13:38-42).
     Гнев Его поражает любого человека греха, изливается на враждебные племена, "потому что злоба (злодеяния) их велика" (ст.13). Как видим, существующая ныне злоба окрестных народов к Йисраэлю достигнет апогея в последние дни. Об этом времени провидцу открылось следующее видение.

15. Суд над народами (3:14-17)

   "Толпы, толпы ("собрались") в долине суда! (Огромные массы людей толпятся в долине суда) ибо близок день Господень к долине суда! Солнце и луна померкнут и звёзды ("перестанут сиять") потеряют блеск свой" (3:14, 15; в скобках: текст из [Л.24], в кавычках - из [Л.7]).

     Исполнение судебного приговора выразится в полном поражении напавших на Израиль племён, как написано. "И будет в тот день, Я истреблю все народы, нападающие на Иерусалим" (Зах.12:9, "пришедшие сражаться против Иерусалима" [Л.7]).
    По времени это событие близко ко Дню Господа (Иоил.3:14), однако не совпадает с ним. Армагеддонское сражение произойдёт после стихийных бедствий дня Господня. Когда в результате великого землетрясения (Отк.16:18) высохнет река Евфрат, "чтобы готов был путь" народам  Ближнего Востока да их "царям от восхода солнечного" (16:12-16).
     Великое землетрясение вызовет падение крупного небесного тела. А массовый выброс грубо дисперсных аэрозолей в атмосферу приведёт к ослаблению света от солнца и отражённого света от луны, перестанут сиять звёзды. Как предсказано.
    "
Солнце и луна померкнут и звёзды потеряют блеск свой" (3:15, "гаснет свет звёзд" [Л.25]). В этом стихе не говорится о затмениях, вопреки мнению авторов [Л.8, стр.884; Л.3, Л.23], так как при солнечном и лунном затмениях (2:31) звёзды не теряют блеск свой, наоборот, усиливают его. Затем  задрожат небо да земля.
     
    "И возгремит Господь с Сиона, и даст глас Свой из Иерусалима; содрогнутся (поколеблются) небо и земля; но Господь будет защитою (убежищем) для народа Своего и обороною (крепостью) для сынов Израилевых" (3:16, в скобках, текст из [Л.24]).
     
     Возможны два объяснения ст. 16 о близких друг другу событиях (ст.14). Ключевые слова для первого толкования "содрогнутся небо и земля" ("дрожат небо и земля!" [Л.23]). Такие небо- и землетрясения происходят при полёте небесного тела, его столкновения с землёй. Следовательно, Иоиль говорит о Дне Господнем, когда Он возгремит с небес.
     При втором толковании, ключевая фраза "даст глас Свой из Иерусалима". В момент суда над окружающими Израиль народами, т.е. (Армагеддонского) сражения в ст.9, из города раздастся глас (гром) Божий. Точнее, согласно пророчества Йешайа, из города раздастся шум (сражения), а голос Господа жители услышат из (недостроенного) храма (Ис.66:6).
      Какого бы варианта толкования не придерживаться, ясно одно, в последние дни Адонай явится убежищем да крепостью для народа Своего (ст.16, в).

   "Тогда узнаете (поймёте), что Я - Господь Бог ваш, обитающий (живущий) на Сионе, на святой горе Моей; и будет Иерусалим святынею, и не будут уже иноплеменники проходить чрез него (чужаки не войдут в него впредь)" (3:17; в скобках, текст из [Л.23]).

     Все предсказанные сыном Петуэля эсхатологические события непременно исполнятся, в т.ч. пришествие Иеhошуа ха Машиах - Иисуса Христа (Ин.4:25, 26). "Сам Господь будет жить вместе с ними" [Л.26, стр. 529].
    Тогда народы узнают, среди них обитает Сам Господь и Бог! оттого "будет Иерусалим святынею". А чужаки уже не входят в него (ст.17), так как все паломники уверуют в присутствие Господа на Сионе (Зах.8:20-23).

16. Тысячелетнее царство на земле (3:18-21)

    После описания трагических событий Йоэйл провидит благоприятные изменения в природе, а также изобилие продовольствия, о которых начал говорить ранее (2:22-26). В стихе 3:18 благословения мессианского царства [Л.5] метафорически выражены через обилие виноградных лоз, травы, молочных пород скота, воды.

    "Когда день тот придёт (Времена такие наступят), вином молодым начнут горы сочиться, с холмов потечёт молоко; в Иудее вновь водою наполнятся русла иссохшие, а из Дома (Храма) Господнего забьёт источник воды (ключ) и наполнит (оросит) Долину акаций" (3:18, пер. [Л.25]; в скобках, текст из [Л.23]).

     В настоящее время государство Израиль испытывает недостаток в пресной воде. Но наступят дни, когда "каждый овраг в Иудее будет полон водой" [Л.23]. Более того, в Йерушалаиме, на святой Храмовой горе неожиданно забьёт родник. Настолько производительный, что вытекая ручьём из Дома Господня станет глубоким полноводным потоком (Иез.47:1-5), "будет напоять долину Ситтим" (3:18, сухая эрозионная впадина-вади, идущая от Елеонской горы к Мёртвому морю [Л.2, 8]).
     Пророк Захария подтверждает сказанное Иоилем, уточняя, потоков живой, т.е. проточной воды ДВА. Один потечёт в сторону Мёртвого моря, а другой - Средиземного, как предсказано.
   "И будет в тот день, живые воды потекут из Иерусалима, половина их к морю восточному и половина их к морю западному: летом и зимой так будет" (Зах.14:8; в Палестине многие реки летом пересыхали).
     Однако наряду с появлением новых источников воды иссякнут старые (Ис.19:5-7, Иез.30:12). Например, высохнет вода в руслах знаменитых рек Евфрат (Отк.16:12) и Нил (Зах.10:11)., в заливе Египетском (Ис.11:15). Отчего некоторые территории на Ближнем Востоке превратятся в пустыни, особенно те, где велики злодеяния народов.

   "Египет сделается пустынею (пустошью) и Едом будет пустою степью (безлюдной пустынею) - за то (насилие), что они притесняли сынов Иудиных и (чью) проливали невинную кровь в земле (стране) их" (3:19, в скобках, текст из [Л.11]).

    Когда возвратится Царь для обитания на святой горе, в храме Своём (ст.17), тогда начнётся отсчёт времени Его царства. Продолжительность теократического правления на земле открылась Иоханану как тысяча лет (Отк.20:4). Такой длительный период времени в ветхозаветные времена назывался вечностью (Дан.7:27, Исх.15:18). Оттого Йоэйл так утешает народ свой, который станет жить в присутствии Самого Бога!

   "А Иуда будет жить вечно ("будет вечно заселена Йеудея" [Л.11]), и Иерусалим - в роды родов" (3:20; "Народ будет жить в Иерусалиме из поколения в поколение" [Л.7]).

     Иоханан открывает нам даже сокрытое от ветхозаветного пророка - царство Господа Иисуса Христа не ограничится Иудой, а распространится на весь мир (Отк.11:15). Если же какое племя не поклонится Царю, то лишится Божьих благословений, так как ещё во грехах своих (Зах.14:16-19). Адонай обещает.

     "Я смою кровь их, которую не смыл ещё (в Масоре, "И отомщу Я за кровь их, ещё не отмщённую" [Л.11]), и Господь будет обитать на Сионе" (3:21; "Они убивали мой народ, и Я накажу их за это!" [Л.7]).

     Толкование ст. 21 неоднозначно из-за смысловой трудности перевода. Образно речь может идти о крови, находящейся на евреях (смотрите, например Ис.1:15-18), в том числе крови их врагов [Л.10, стр.86]. Как считают некоторые верующие, это кровь Иисуса Христа, пролитая на кресте, ссылаясь на Мт.27:25.
     Однако из содержания ст.21 следует, кровь уже была на ком-то в момент произнесения пророчества. Поэтому Иоиль говорит, скорее всего, о невинной крови евреев (ст.19) на язычниках, их накажет Адонай.
      В любом случае, для проживания в Его тысячелетнем царстве на земле Господь смоет с людей кровь, "которую не смыл ещё". Тогда, как Он обещает через пророка Хаггая, "на месте сём Я дам мир" (Агг.2:9; "сюда принесу Я мир" [Л.7]).  

ЛИТЕРАТУРА

1. Уоррен Уирсби. Комментарий на Ветхий Завет. В 2-х т. Том II. Ездра - Малахия.- СПб.: Библия для всех, 2011.- 1 111 с.
2. Ринекер Ф., Майер Г. Библейская энциклопедия Брокгауза.- Кременчуг: Християнська зоря, 1999.- 1 088 с.
3. Большой библейский словарь.- СПб.: Библия для всех, 2005.- 1 503 с.
4. Библейский справочник Геллея.- СПб.: Библия для всех, 2008.- 784 с.
5. Толкование Ветхозаветных книг. От книги Исаии по Книгу Малахии.- Ашфорд: Славянское миссионерское издательство, 1966.- 602 с.
6. Хоуард Джейкоб М. Майерс. Комментарии к книгам Ветхого Завета. Том 17.- Одесса: Всемирный союз баптистов, 1993.- 228 с.
7. Библия. Современный перевод Библейских текстов.- М.: World Bible Translation Center, 2002.- 1 150 с.
8. Библейский культурно-исторический комментарий. Часть 1. Ветхий Завет.- СПб.: Мирт, 2003.- 984 с.
9. Учебная Библия с комментариями Джона Мак-Артура.- Минск: Славянское Евангельское общество, 2004.- 2 201 с.
10. Айронсайд Г.А. Комментарии на книги малых пророков.- Ровно: Живое слово, 2008.- 308с.
11. Первые и последние пророки.- Йерушалаим: Мосад Арав КУК, 1975.- 1 002 с.
12. Словарь библейских образов.- СПб.: Библия для всех, 2005.- 1 423 с.
13. Евангельский словарь Библейского богословия.- СПб.: Библия для всех, 2000.- 1 232 с.
14. Библия для нашей жизни. Новый Завет. Finland, International Bible Society, 1999.- 687с.
15. Мэтью Генри. Толкование книг Ветхого Завета.- Netherlands Dutch Reformed Tract Society, 2010.- 784 с.
16. Новая Женевская учебная Библия.- Hanssler-Verlag, 1998.- 2 052 с.
17. Толковая Библия. Комментарий на все книги Святого Писания. Под ред. Лопухина А.П. Том 2.- Минск: Харвест, 2001.- 1 312 с.
18. Мифы народов мира. Энциклопедия. Том 1.- М.: Советская энциклопедия, 1980.- 672 с.
19. Статья №9. "Антихрист: кто же он?".
20. Статья № 4. "Время великой скорби".
21. Статья "Когда наступит конец света?".
22. Толкование новозаветных посланий и Книги Откровения. Гл. ред. Харчлаа.- Seligenstadt: Христианское издательство, 1990.- 598 с.
23. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета, канонические. Современный русский перевод.- М.: Российское библейское общество, 2011.- 1 408 с.
24. Библия. Новый Перевод на Русский Язык.- Herrljunga, Sweden:  Международное Библейское Общество, 2007.- 1 228 с.
25. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета в современном русском переводе.- М.: Издательство ББИ, 2015.- 1856 с.
26. Комментарии к Ветхому и Новому Заветам.- Минск: Фонд "Лютеранское культурное наследие", 2007.- 832 с.
27. Славянский библейский комментарий. Киев: ЕААА, Книгоноша, 2016.- 1840 с.
28. Введение в Ветхий Завет. Под ред. Эриха Ценгера.- М.: ББИ, 2008.- 802 с.
День Господень