Комментарии к Книге пророка Исаии. Пришествие Господа (40:1-5, 52:7-10, 60:1-3)

"Глас вопиющего в пустыне:  приготовьте путь Господу,
прямыми сделайте в степи стези Богу нашему"
(Ис. 40:3)
 

1. Вступление

     Великая скорбь, она же по содержанию  День Господень,  окончится величайшим событием в истории человечества - пришествием Сына Божьего Иисуса Христа в славе и силе.
      Если мир не идёт к Богу, тогда Бог посетит Своё творение. Об этом знаменательном событии говорил Сам Господь (Мт.24:30, Мк.13:26, Лк. 21:25-28), его видел Иоханан (Отк.1:7, 19:11-21), предсказывали ветхозаветные пророки [Л.1], в том числе Исаия.
     "Большинство ветхозаветных пророчеств о пришествии Христа имеют в виду не первое Его явление, когда Ему надлежало умереть за наши грехи, а второе - когда Он учредит Своё царственное правление" [Л.20, стр. 661].
     Композиция ст.40:1-5, 52:7-10, 60:1-3. 1. Введение, содержащее утешение народу Божьему (40:1, 2).
       2. Изложение главной темы - пришествие Господа:
           а) призыв приготовить Ему дорогу (40:3, 4);
           б) ликование жителей Иерусалима (52:7-10);
           в) паруссия (40:5, 52:15, 60:1-3).    
     Главная тема. Видимое пришествие Господа на землю в славе и силе.
     Цель написания. Дать утешение своему народу, который претерпит наказание за свои грехи в День Господа; сообщить благую весть о спасении всем концам земли.
    Содержание. После предсказаний стихийных бедствий и разрушения Иерусалима в Йом Адонай [Л.2, 3], а также длительной осады города многочисленными неприятелями [Л.4], пророк успокаивает жителей столицы радостной вестью о пришествии Адоная (40:1-5). Призывая приготовить путь Господу (40:3, 4).
    Йешайа предсказывает ликование благовестника и сторожей на развалинах Иерусалима, они своими глазами видят возвращение Господа в город (52:7-9, 60:1, 2). От сияния славы Его, восходящей над городом, изумятся многие пришедшие в Иерусалим народы (52:15, 60:3), они увидят спасение Божие (52:10).
     Проблема толкования. К каким историческим периодам следует относить данные пророчества.

2. Утешение (40:1, 2)

    Во все времена народ Божий нуждается в утешении. Особенно в День Господа [Л.2], во время Великой скорби [Л.3], в дни осады Йерушалаима [Л.4]. Оттого нави Йешайа призывает пророков.

   "Утешайте, утешайте народ Мой, говорит (велит) Бог ваш. Говорите к сердцу Иерусалима (Ласково) и возвещайте ему, что исполнилось время борьбы его (отбыл он свою повинность), что за неправды его сделано удовлетворение (искуплена его вина), ибо он от руки Господней принял (Получил) вдвое (двойное воздаянье) за все грехи свои" (40:1, 2; в скобках, текст из [Л.5]).

    Автор работы [Л.6] считает эту сцену мистической. Другие комментаторы относят слова нави к пленным евреям, которые попадут в Вавилон [Л.7-11]. А дни тяжёлых испытаний военного периода, "время борьбы его" (ст.2),- к трёхлетней осаде и разрушению Йерушалаима вавилонянами в 586 году до Р.Х. [Л.8].
    "Пророчество адресовано Божьим пророкам, поручая им повторять пленённому народу в чужой земле, находящемуся вдали от родного города Иерусалима, тему утешения" [Л.9, стр. 1002].

    "Пророк обращается к иудеям, как живущим теперь в Вавилоне, а Иерусалим он видит как уже лежащий в развалинах" [Л.11, стр. 84].
     Однако контекст гл. 40 и параллельные стихи иных глав (52:7-10, 60:1-3) указывают на гораздо более отдалённое событие. На осаду столицы в последние дни, во время Армагеддонской военной кампании (рис.1), она продлится неполных два года [Л.4].
     Суровые испытания жители Иерусалима претерпят "за неправды его" (40:2, б). Получат двойное воздаяние: "за все грехи свои" (ст.2, в) плюс за грехи всего израильского народа (43:24).
     Затем  их преступления будут искуплены, прощены, забыты (ст. 25; 40:2, Дан.9:24).

3. Глас вопиющего в пустыне (40:3)

     По окончании воздаяния за грехи народов последует возвращение Иеhошуа ха Машиах бен Давид, т.е. Иисуса Христа (Ин.4:25, 26).
     Именно Он есть "Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира" (Ис.9:6) на престоле Давида (ст.7); Искупитель грешников (59:20), Царь (32:1, Иер.23:5, Отк.11:15). Оттого Йешайа приглашает людей приготовить Ему царский путь.

   "Глас призывает: в пустыне очищайте (Приготовьте) дорогу для Господа, ровняйте в Араве (прямой в степи проложите) путь Богу нашему" (40:3, Масоретский текст [Л.12]; в скобках, текст из [Л.5]).

    Авторы комментариев [Л.10] считают ст.3 аллегорией. Речь о служении Иоанна Крестителя, а также "его предшественников, среди которых был и сам Исаия" (стр. 952). Подобного мнения придерживаются другие толкователи [Л.7-9, 11, 21, 23]. Иоанн, "призывая иудеев к покаянию, он предуготовлял путь Господу Христу" [Л.11, стр. 84].
    Однако точность этого толкования вызывает сомнение. Во-первых, ст.3 не является аллегорией. Говорится о реальном строительстве дорог в древности [Л.13], расчистке пути перед торжественной процессией ближневосточного правителя.
   "Здесь описывается гонец, который чинит дорогу и убирает с неё препятствия, готовя её к проезду царя" [Л.7, стр. 625]. Даже не один человек, а "целые толпы гонцов, на обязанности которых лежала, между прочим, расчистка и подготовка пути" [Л.8, стр. 1103]. Иоанн же в число таких гонцов не входил.
    Во-вторых, таинственное пророчество ст.3 полностью не исполнилось в служении Крестителя, вопреки мнению авторов [Л.7-11, 21]. Иоанн являлся только прообразом глашатая Исаии, на что указывает автор комментариев [Л.9]. "Это также относится к будущему Предтече, подобному Илии, который приготовит народ ко Второму Пришествию Христа" (стр. 1002).
     Полностью пророчество Йешайа (40:3) сбудется только в дни Великой скорби. Тогда "Господь Сам устранит все преграды на Своём пути ..." [Л.10, стр. 952]. Точнее, это сделает вестник Его, как написано.
   "Вот, Я посылаю Ангела (вестника) Моего, и он приготовит путь предо Мною, и внезапно придёт в храм Свой Господь ..." (Мал.3:1). Но каким образом ангел приготовит путь Иеhошуа ха Машиах?

4. Приготовление пути Господу (40:4)

    Нави Йешайа открывается удивительное видение уникальной по размерам дороги для пришествия Адоная. Её построит ангел оригинальным методом глобальных разрушений.

    "Всякий (Каждый) дол да наполнится (поднимется), и всякая (каждая) гора и холм да понизятся, кривизны выпрямятся (и станет крутизна равниной), и неровные пути сделаются гладкими (и горная цепь - долиной)" (40:4; в скобках, Масоретский текст [Л.12]).

    "Эти стихи (40:3, 4) отражают обычай некоторых восточных монархов посылать впереди себя вестников, чтобы очистить дорогу от препятствий, вымостить её, выпрямить изогнутые дороги и долины и уровнять холмы" [Л.9, стр. 1002; Л.22, стр. 425].
    Обычай обычаем, но в древние времена отсутствовала строительная техника, с помощью которой можно было осуществить такие крупномасштабные изменения ландшафта. И сегодня  даже в пределах Аравы поднять каждую долину, понизить каждую гору да холм, сделать все пути гладкими чрезвычайно сложно.
     Нет. В ст.4 речь не о дорожно-строительных работах, но о глобальном землетрясении "в день великого поражения, когда упадут башни" (30:25, б). От сильного сейсмического толчка даже "земля сдвинется с места своего" (13:13; 24:17-20).
    В результате великого землетрясения (Отк.16:18-20) всякая долина поднимется, а всякая гора и всякий холм понизятся, крутизна станет равниной, а горная цепь - долиной (Ис.40:4, рис.2).   
   
    Вся территория гористой Иудеи от Гаваона до Реммона (в Негеве) "будет, как равнина" (Зах.14:10), а Елеонская гора  расколется пополам (ст.4). Произойдёт "великое разрушение на холмах" (Соф.1:10) и великий город распадётся на 3 части (Отк.16:19).
    Рухнут жилые дома, промышленные здания, учреждения, общественные постройки, башни, мосты, тоннели, дороги, аэродромы, дамбы, плотины и т.д. ВСЁ построенное человеком подвергнется разорению, превратится в каменистую пустыню.
    Можно считать, как авторы [Л.11], что Исаия уподобил дикой пустыне (40:3) "духовное и нравственное состояние своих современников" (стр. 84). Главный же смысл иносказаний в ст.4 - "выпрямления их (кривизн) в серцах человеческих" (стр. 85).
     Однако такое аллегорическое толкование привносит в оригинальный текст пророчества не свойственное ему содержание.

5. Явление славы Господней  (40:5, 52:7)

     По окончании строительства царской дороги методом глобальных разрушений, Исаия видит следующую картину.
 
    "И явится (откроется) слава Господня, и увидит всякая плоть разом (и все люди вместе увидят её), что изрекли уста Господа" (40:5, Масоретский текст [Л.12]; в скобках, текст из [Л.14]).

    Авторы толкования [Л.11] полагают, в ст.5 могли подразумеваться 3-и исторические перспективы: освобождение евреев из вавилонского плена, первое и второе пришествия Иисуса Христа. Подобных воззрений придерживаются другие богословы, например [Л.7, 22].
    Однако в 40:1-5 нет ни прямых указаний ни намёков на вавилонский период в истории Ам Йисраэль. Поэтому ст.5 "обыкновенно приурачивается к определённому моменту, именно к моменту Крещения Господа и сопутствовавшему ему Богоявления ..." [Л.8, стр. 1103].
    Но последнее толкование плохо согласуется с контекстом, особенно со стихом 40:4. Кроме того, свидетелей крещения Иисуса в водах Иордана было сравнительно немного, а Йешайа утверждает,- славу Господа "узрит всякая плоть" (40:5).
    Один из современных переводов начала ст.5 выглядит так. "И явится тогда Господня Слава, и все её увидят ..." [Л.15]. "Слава Господня - один из обликов, в котором Бог являлся людям, подобный сиянию света" (стр. 675).
     Об этой славе, сияющей над Йерушалаимом, говорит пророк, её увидят пришедшие народы  (60:1-3).  Такому грандиозному событию Исаия призывает радоваться всё творение.
   ричите от радости небеса, ликуй, земля, запевайте песню, о горы! Ведь Господь утешает Свой народ и Своих страдальцев ("обездоленных" [Л.5]) помилует" (49:13, пер.[Л.14]).
     Утешение обездоленных катастрофой уцелевших людей произойдёт, когда Господь воцарится над землёй (Отк.11:15), о чём сообщит горожанам прибежавший вестник.
    
   "Как прекрасны на горах ноги ("шаги") благовестника (какое счастье увидеть вестника), возвещающего мир ("благоденствие"), благовествующего радость, проповедующего ("возвещает") спасение, говорящего Сиону (Мир наступил, мы спасены, наш Бог - Царь!): "воцарился Бог твой!" (52:7; в скобках, текст из [Л.15], в кавычках - из [Л.5]).

    Здесь не весть о победе царя Кира над вавилонянами, как считает автор комментариев [Л.7]. Потому что ст.7 "несомненно должно относить к Мессии ..." [Л.8]. Также, ссылаясь на слова "в тот день" предыдущего стиха (52:6), в работе [Л.11] сделан вывод "относятся они к мессианскому времени" (стр. 106). Верно, однако следующее утверждение "под "благовестником" понимается Мессия", ошибочно.
    Вестник в 52:7, как в параллельном стихе Наум.1:15, это человек, сообщающий радостную весть о мире, спасении, наступающем царствии Божьем. А Самому Иеhошуа ха Машиах посвящены следующие стихи (52:8-15, гл.53).

6. Возвращение Господа (52:8-10)

     Иоханан предсказывает возвращение Иисуса Христа в славе "и узрит Его всякое око, и те, которые пронзили Его" (Отк.1:7, б). Йешайа за 700 лет до Иоанна пророчествовал то же самое (40:5), сообщая о полученном откровении,- люди увидят чудо пришествия Адоная.

    "Голос сторожей твоих - они возвысили голос (Кричат городские стражи), и все вместе ликуют, ибо своими глазами видят (каждый из них видит), что Господь возвращается в (на) Сион" (52:8; в скобках, текст из [Л.15]).

     Какова цель возвращения Господа в Иерусалим по окончании Великой скорби? Пророк отвечает так.
     "Возвестить сетующим (позаботиться о горюющих, "о тех, кто скорбит") на Сионе, что им вместо пепла ("пыли") дастся украшение (венок), вместо плача ("скорби") - елей радости, вместо унылого духа (духа отчаяния) - славная одежда (одежду славы) ..." (61:3; в скобках, текст из [Л.14], в кавычках - из [Л.5]).
     Ликование остатка при виде Адоная, утешающего всех скорбящих, понятно. Но откуда возьмётся стража (52:8), т.е. вооружённая охрана? да ещё на развалинах (!) Йерушалаима (ст.9).
    Стража останется по окончании Армагеддонской военной кампании [Л.4]. Для охраны города (рис.3), восстающего из руин после сильного землетрясения (Отк.16:18, 19). 

    "Торжествуйте, пойте вместе (Ликуйте же громко), развалины Иерусалима; ибо утешил Господь народ Свой, искупил (избавил) Иерусалим" (52:9; в скобках, текст из [Л.5]).

   Станут ликовать как защитники столицы, избавленные от врагов, утешенные возвращением Адоная, так и развалины, освещённые ярким сиянием славы Его (60:2). Город будет восстановлен из руин (ст.1), в том числе сыновьями иноземцев (ст.10).
     Всё это совершится исключительно по милости Благословенного к верному остатку Своему.

    "Обнажил (покажет) Господь святую мышцу (силу) Свою пред глазами всех народов; и все концы земли (люди всех стран) увидят спасение Бога нашего (как Господь спасает Свой народ)" (52:10; в скобках, текст из [Л.15], "Мышца и рука - библейские образы силы и власти" [Л.19]).

     Как предсказал Божий пророк, так произойдёт: День Господа [Л.2], Великая скорбь [Л.3], осада Йерушалаима [Л.4], его искупление (52:9, 10), возвращение Искупителя на Сион (40:5, 52:8).
     Тогда "Все народы придут и поклонятся (ниц падут) пред Тобою, ибо открылись (явлены ныне!) суды Твои" (Отк.15:4; в скобках, текст из [Л.5]).

7. Господь в Йерушалаиме (60:1)

    В каком облике Искупитель наш, Сын Божий Иисус Христос, вернётся на землю? Одни христиане считают, в человеческом; другие, - в особом прославленном теле; третьи полагают, пришествие будет духовным, невидимым. Йешайа проливает свет на такое грандиозное историческое событие.

    "Восстань (поднимись!), светись,  Иерусалим, ибо пришёл свет (То есть Бог) твой, и слава Господня (будет над тобою сиять) взошла над тобою" (60:1; в скобках, текст из [Л.15]).

   "Перед пророком открывается видение далёкого будущего: он созерцает не тот Иерусалим, который, будучи разрушен вавилонянами, постепенно восстаёт из руин, но тот, который после второго пришествия Мессии сделается духовным центром и светочем для всего мира" [Л.11, стр. 116].
     "Сам Господь будет светом в нём, потому что там будет царствовать Мессия" [Л.23, стр. 851]. На мессианский характер этой главы также указывают другие авторы [Л.7, 8, 10, 16].
   Бесспорно, поднимающийся из развалин Йерушалаим станет местом пребывания Йеhошуа ха Машиах в Храме (Бейт Адонай). Согласно многочисленным ветхозаветным пророчествам Йехэзкэйла (Иез.43:7, 37:27, 28), Зехарйа (Зах.2:10-12, 8:3, 14:4, 9), Малахи (Мал.3:1), Йоэйла (Иоил.3:17), Цефанйа (Соф.3:15).
     Свидетельством пребывания Господа в Бейт а-Микдаш послужит Его слава. "Один из обликов, в которых Бог являлся людям, подобный ярко сияющему свету. См. Исход 40:34-36" [Л.15, стр. 696]. Ибо написано нам "Бог есть свет" (1Ин.1:5, б).
     Эсхатологическое видение чуда шехины Божьей описал нави Йехэзкэйл. Он увидел следующее.
    "И вот, слава Бога Израилева шла от востока, и глас (голос) Его - как шум (гул) вод многих (моря), и земля осветилась от славы Его ... И слава Господа вошла в храм путём (через) ворот, обращённых (выходящих) лицом к востоку .. и вот, слава Господа наполнила (заполнила) весь храм" (Иез.43:2-5).
     От славы Искупителя светится не только Бейт Элохим. Но сообразно с видением Йешайа (60:1, а), весь Йерушалаим, все торжествующие развалины его (52:9).
     Город сделается как аллегорическим "духовным центром и светочем для всего мира" [Л.11], так буквальным светочем, из-за ярко сияющего над ним света (60:1, б), ночью да днём.   
    "Не будет уже солнце служить тебе светом дневным, и сияние луны - светить тебе; но Господь будет тебе вечным светом, и Бог твой - славою твоею" (60:19).
     Авторы работы [Л.18] предполагают следующее. "В день суда Божьего солнце померкнет; а по свершении всего уже не будет Солнца, поскольку тогда Сам Бог станет солнцем Своего народа" (стр. 925). "Не нужно будет больше солнца и луны ..." [Л.19, стр. 1123].
     Нет. Стих 19 истолкован неверно. Что хорошо видно из иных пророчеств Исаии о существовании солнца по окончании глобальной катастрофы, конца круглосуточной многомесячной полутьмы дней Великой скорби (Ис.24:17-23). Наоборот, после пришествия Господа и наступления мессианского царства:
    "свет луны будет, как свет солнца, а свет солнца будет светлее всемеро (солнце засияет в семь раз ярче), как свет семи дней, в тот день, когда Господь обвяжет рану (перевяжет раны) народа Своего и исцелит нанесённые ему язвы (увечья)" (30:26; в скобках, текст из [Л.5]).

8. Тьма покроет землю (60:2)  

    Читателей пророчеств Йешайа, во все времена, конечно же интересовало время возвращения Господа. Когда наступит "тот день"? Провидец указывает на следующее загадочное природное явление как знак Его пришествия.

    "Ибо вот, тьма покроет землю (Земля ещё покрыта тьмою), и мрак - народы (во мраке народы); а над тобою воссияет Господь, и слава Его явится (взойдёт) над тобою" (60:2; в скобках, текст из [Л.15]).

    Толкователи ст.2 считают, как правило, пророк говорит о духовных тьме да мраке [Л.9, 11]. "Это - один из самых излюбленных пророческих образов - сравнение всего ветхозаветного человечества с людьми, покрытыми мраком, блуждающими во тьме ..." [Л.8, стр. 1154]. "Тьма. Символ уныния, угнетения и греха" [Л.22, стр. 435].
    Однако контекст не подтверждает такие мнения. Да и сам стих "Земля ещё покрыта тьмою, во мраке народы ..." (пер. [Л.15]) не даёт повода для аллегорической экзегетики.
     Нет. "Он описывает ужасную тьму, которая покроет землю в день Господень (Ам.5:18), когда Бог накажет народы земли за их грехи (Ис.2:12 и далее; 13:6 и далее)" [Л.7, стр. 644].  Как написано "Мы ждали, что станет светло, но кругом тьма, ждали света, но бродим во мраке" (59:9, б; пер.[Л.5]).
     В таком случае, какую круглосуточную тьму, покрывающую землю, видит Йешайа? Ту же самую, что Иоханан (Отк.16:10). По причине ослабления света от солнца, луны, звёзд (8:12) из-за последствий падения небесных тел в море и на сушу (8:7-11, 9:1, 2).
     Исаия называет эти тела "небесное воинство" (34:4), "меч Господа" (ст.5, 6), "язык Его" (30:27), "зажигательные стрелы" (50:11).

    Импакты, а также спровоцированные ими извержения вулканов и взрывы супервулканов выбросят в атмосферу огромные объёмы веществ, в том числе мелкой пыли, пепла, сажи, золы (рис.4).
    Такие останки, их тайновидец  называет "прах" (29:4), "мелкая пыль" (ст.5) будут падать несколько лет вместо дождя (Втор.28:24, [Л.4]).
    По причине пеплопадов "тьма покроет землю, и мрак - народы" (60:2, а). Ибо Всемогущий облечёт небеса мраком, оденет их в траурное вретище (50:3). Ослабит свет от небесных светил, наведёт на землю тьму (Иез.32:8, Отк.8:12, 16:10).
     В круглосуточном полумраке окажутся также жители Иерусалима пока не придёт в храм Свой Господь.
     "Ныне те люди живут во тьме ... но "Великий Свет" воссияет для них" (Ис.9:2), пер. [Л.15]). Над Йерушалаимом будет ярко сиять свет (60:1). Как утверждает пророк "над тобою воссияет Господь, и слава Его явится над тобою" (ст.2, б).
    
Иеhошуа ха Машиах обязательно вернётся на землю. Ибо Отец обещает Сыну: "через Тебя Я заключу завет с народом и принесу свет язычникам ("для всех племён" [Л.5])" (42:6, в; пер.[Л.14]).

9. Массовое поклонение Господу (60:3)

    Весть о пребывании Бога в иерусалимском храме распространится  по всей земле (66:19). Тогда многие народы примут решение пойти в Йерушалаим, взойти на гору Господа, чтобы научиться путям Его, следовать за Ним (2:1-4).

   "И придут народы к свету твоему, и цари - к восходящему над тобой сиянию" (60:3; Масоретский текст "будут ходить народы при свете твоём, и цари - при блеске сияния твоего" [Л.12]).

     Паломники с богатыми дарами начнут массово посещать Иерусалим (60:4-9). Для поклонения Йеhошуа ха Машиах, посланного Адонай Цеваот; станут Его народом (11:10, Зах.2:11). Покорно придут в город сыновья тех, кто угнетал Йисраэль, презирал жителей его; они назовут Йерушалаим "городом Господа" (Ис.60:14).
     "Тогда сыновья иноземцев (чужестранцы) будут строить (отстроят) стены твои, и цари их - служить тебе ..." (ст.10; в скобках, текст из [Л.5]).
    Для единодушного служения Господу народы получат от Него чистые уста (Соф.3:9). Даже те, кто воевал против Йерушалаима ежегодно приходят в город на поклонение своему Царю "для празднования праздника кущей" (Зах.14:16, [Л.17]). Именно там они смогут помолиться лицу Господа (8:20-23).
     Сбудется пророчество нави о воцарившемся Мессии, Который утверждает.  "От Меня выйдет Закон; Моё правосудие станет светом для народов" (51:4, б; пер. [Л.14]).
     Но что произойдёт с народами и странами,  не захотевшими поклониться Царю, воздать славу Ему, научиться путям Его? не придут к восходящему над городом сиянию, чтобы почтить Господа, послужить народу Его. Йешайа так отвечает на этот вопрос.
    "Ибо народ и царства (царство), которые не захотят служить тебе, погибнут, и такие народы (будут разорены) совершенно  истребятся" (60:12; в скобках, текст из [Л.12]).

ЛИТЕРАТУРА

1. Статья "10. Комментарии к Книге пророка Малахии. Ст. 3:1-3; 4:1-6 - Пришествие Господа".
2. Статья "1. Комментарии к Книге пророка Исаии. День Господа (34:1-9, 13:1-13)".
3. Статья "2. Комментарии к Книге пророка Исаии. Великая скорбь (24:17-23, 2:10-22)".
4. Статья "5. Комментарии к Книге пророка Исаии. Армагеддон (29:1-9)".
5. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета, канонические. Современный русский перевод.- М.: Российское библейское общество, 2011.- 1 408 с.
6. Джон Ф.А. Сойэр. Комментарии к книгам Ветхого Завета. Книга пророка Исаии II. Том 14.- USA, Scottdale, ВСБ, 1993.-179 с.
7. Уоррен Уирсби. Комментарий на Ветхий Завет. В 2-х т. Том II. Ездра - Малахия.- СПб.: Библия для всех, 2011.- 1 111 с.
8. Толковая Библия. Комментарий на все книги Святого Писания. Под ред. Лопухина А.П. Том 2.- Минск: Харвест, 2001.- 1 312 с.
9. Учебная Библия с комментариями Джона Мак-Артура.- Минск: Славянское Евангельское общество, 2004.- 2 201 с.
10. Новая Женевская учебная Библия.- Hanssler-Verlag, 1998.- 2 052 с.
11. Толкование Ветхозаветных книг. От книги Исаии по Книгу Малахии.- Ашфорд: Славянское миссионерское издательство, 1966.- 602 с.
12. Первые и последние пророки.- Йерушалаим: Мосад Арав КУК, 1975.- 1 002 с.
13. Библейский культурно-исторический комментарий. Часть 1. Ветхий Завет.- СПб.: Мирт, 2003.- 984с.
14. Библия. Новый Перевод на Русский Язык.- Herrljunga, Sweden: Международное Библейское Общество, 2007.- 1 228 с.
15. Библия. Современный перевод Библейских текстов.- М.: World Bible Translation Center, 2002.- 1150с.
16. Новый Библейский комментарий в 3 ч. Ч.2. Ветхий завет. Псалтирь - Книга Пророка Малахии.- СПб.: Мирт, 2000.- 571 с.
17. Статья "4. Комментарии к Книге пророка Захарии. Главы 12-14 - Армагеддон".
18. Ринекер Ф., Майер Г. Библейская энциклопедия Брокгауза.- Кременчуг: Християнська зоря, 1999.- 1088 с.
19. Словарь библейских образов.- СПб.: Библия для всех, 2005.- 1 423 с.
20. Бойс Дж.М. Основы христианской веры.- Киев: Киевская Богословская семинария, 2001, 704с.
21. Дерек Т. Исаия.- Минск: Полиграфкомбинат им. Я.Коласа, 2013.- 400 с.
22. Комментарии к Ветхому и Новому Заветам.- Минск: Фонд "Лютеранское культурное наследие", 2007.- 832 с.
23. Славянский библейский комментарий.- Киев: ЕААА, Книгоноша, 2016.- 1840 с.
День Господень