"Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь
Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу
нашему" (Ис. 40:3)
"Ибо ещё немного, очень немного, и Грядущий
придёт и не умедлит" (Евр.10:37)
1. Вступление
Новозаветная Великая скорбь, она же, по содержанию, День Господень, окончится величайшим событием в истории, возвращением Спасителя в силе и славе (Мт.24:21-30).
Если мир не идёт к Богу, то Он посетит Своё творение. О чём говорит Учитель (Мт.24:30, Мк.13:26, Лк. 21:25-28), Его видел Иоханан (Отк.1:7, 19:11-21), предсказывали библейские нави ([Л.1]), в т.ч. Исаия.
Если мир не идёт к Богу, то Он посетит Своё творение. О чём говорит Учитель (Мт.24:30, Мк.13:26, Лк. 21:25-28), Его видел Иоханан (Отк.1:7, 19:11-21), предсказывали библейские нави ([Л.1]), в т.ч. Исаия.
Следует заметить. "Большинство ветхозаветных пророчеств о пришествии Христа имеют в виду не первое Его явление, когда Ему надлежало умереть за наши грехи, а второе - когда Он учредит Своё царственное правление" [Л.20, стр. 661].
Композиция ст.40:1-5, 52:7-10, 60:1-3. 1. Введение, содержащее утешение (40:1, 2).
2. Изложение главной темы прибытие Господа:
а) призыв приготовить Ему дорогу (40:3, 4);
б) ликование жителей Иерусалима (52:7-10);
в) паруссия (40:5, 52:15, 60:1-3).
Композиция ст.40:1-5, 52:7-10, 60:1-3. 1. Введение, содержащее утешение (40:1, 2).
2. Изложение главной темы прибытие Господа:
а) призыв приготовить Ему дорогу (40:3, 4);
б) ликование жителей Иерусалима (52:7-10);
в) паруссия (40:5, 52:15, 60:1-3).
Главная тема. Видимое пришествие Всевышнего в силе да славе.
Цель написания. Дать утешение соплеменникам, они претерпят наказание за грехи в Йом Адонай; сообщить благую весть о спасении всем концам земли.
Содержание. Предсказав стихийные бедствия и разрушение столицы в некий День Йахвэ [Л.2, 3], затем длительную её осаду многочисленными врагами [Л.4], провидец успокаивает горожан радостной вестью о посещении Элоах (40:1-5), призывая приготовить Ему путь (40:3, 4).
Исаия рассказывает о ликовании благовестника и сторожей на развалинах Йерушалаима, они своими глазами видят возвращение Господа (52:7-9, 60:1, 2). От сияния славы Его, восходящей над городом, изумятся многие пришедшие народы (52:15, 60:3), они увидят спасение Божье (52:10).
Исаия рассказывает о ликовании благовестника и сторожей на развалинах Йерушалаима, они своими глазами видят возвращение Господа (52:7-9, 60:1, 2). От сияния славы Его, восходящей над городом, изумятся многие пришедшие народы (52:15, 60:3), они увидят спасение Божье (52:10).
Проблема толкования. К каким историческим периодам относятся предсказания; они исполнились частично, полностью или не сбылись вовсе.
"Утешайте, утешайте народ Мой, говорит (велит) Бог ваш. Говорите к сердцу Иерусалима (Ласково) и возвещайте ему, что исполнилось время борьбы его (отбыл он свою повинность), что за неправды его сделано удовлетворение (искуплена его вина), ибо он от руки Господней принял (Получил) вдвое (двойное воздаянье) за все грехи свои" (40:1, 2; в скобках, текст из [Л.5]).
Автор работы [Л.6] считает данную сцену мистической. Другие интерпретаторы приписывают обращение нави к пленным евреям, которые попадут в Вавилон [Л.7-11], дни же испытаний военного периода, "время борьбы его" (ст.2), - к трёхлетней осаде, разрушению столицы вавилонянами в 586 году до Р.Х. [Л.8].
"Пророчество адресовано Божьим пророкам, поручая им повторять пленённому народу в чужой земле, находящемуся вдали от родного города Иерусалима, тему утешения" [Л.9, стр. 1002]. Ещё одно похожее суждение. "Пророк обращается к иудеям, как к живущим теперь в Вавилоне, а Иерусалим он видит как уже лежащий в развалинах" [Л.11, стр. 84].
Однако контекст гл. 40 и параллельные стихи иных глав (52:7-10, 60:1-3) обращают наше внимание на гораздо более отдалённое событие.
2. Ободрение (40:1, 2)
Во все дни ам Йисраэль нуждается в облегчении страданий, особенно в Йом Адонай [Л.2], годы Великой скорби [Л.3] и великой гибели (Иер.4:6), месяцы осады [Л.4]. Оттого Йешайа призывает пророков."Утешайте, утешайте народ Мой, говорит (велит) Бог ваш. Говорите к сердцу Иерусалима (Ласково) и возвещайте ему, что исполнилось время борьбы его (отбыл он свою повинность), что за неправды его сделано удовлетворение (искуплена его вина), ибо он от руки Господней принял (Получил) вдвое (двойное воздаянье) за все грехи свои" (40:1, 2; в скобках, текст из [Л.5]).
Автор работы [Л.6] считает данную сцену мистической. Другие интерпретаторы приписывают обращение нави к пленным евреям, которые попадут в Вавилон [Л.7-11], дни же испытаний военного периода, "время борьбы его" (ст.2), - к трёхлетней осаде, разрушению столицы вавилонянами в 586 году до Р.Х. [Л.8].
"Пророчество адресовано Божьим пророкам, поручая им повторять пленённому народу в чужой земле, находящемуся вдали от родного города Иерусалима, тему утешения" [Л.9, стр. 1002]. Ещё одно похожее суждение. "Пророк обращается к иудеям, как к живущим теперь в Вавилоне, а Иерусалим он видит как уже лежащий в развалинах" [Л.11, стр. 84].
Однако контекст гл. 40 и параллельные стихи иных глав (52:7-10, 60:1-3) обращают наше внимание на гораздо более отдалённое событие.
Указывают на осаду в последние дни (рис.1), на Армагеддонскую военную кампанию, она продлится почти два года [Л.4].
"Полное исполнение этого пророчества произойдёт во время Второго Пришествия Христа" [Л.25, стр. 925].
Суровые испытания горожане претерпят "за неправды его" (40:2, б), получат двойное воздаяние, "за все грехи свои" (ст.2, в) плюс за грехи всех израильтян (43:24). Потом их преступления будут искуплены, прощены, забыты (ст. 25; 40:2, Дан.9:24).
Суровые испытания горожане претерпят "за неправды его" (40:2, б), получат двойное воздаяние, "за все грехи свои" (ст.2, в) плюс за грехи всех израильтян (43:24). Потом их преступления будут искуплены, прощены, забыты (ст. 25; 40:2, Дан.9:24).
3. Кто призывает в пустыне? (40:3)
По окончании воздаяния за нечестие возвратится Иеhошуа ха Машиах бен Давид, т.е. Мессия (Ин.4:25, 26). Он есть "Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира" (Ис.9:6) на престоле Давида (ст.7); Искупитель грешников (59:20), Царь (32:1, Иер.23:5, Отк.11:15). Провидец советует приготовить Ему царский шлях.
"Глас призывает: в пустыне очищайте (Приготовьте) дорогу для Господа, ровняйте в Араве (прямой в степи проложите) путь Богу нашему" (40:3, пер. [Л.12]; в скобках, текст из [Л.5]).
Авторы комментариев [Л.10] принимают ст.3 за аллегорию. Иное предположение, речь о служении Иоанна Крестителя, "его предшественников, среди которых был и сам Исаия" (стр. 952). Подобных взглядов придерживаются другие толкователи [Л.7-9, 11, 21, 23, 25]. Иоанн, "призывая иудеев к покаянию, он предуготовлял путь Господу Иисусу Христу" [Л.11, стр. 84].
Но точность приведенных трактовок вызывает сомнение. Во-первых, ст.3 НЕ аллегория, сообщается о реальном строительстве дорог в древности [Л.13], их расчистке перед торжественной процессией ближневосточного правителя.
"Здесь описывается гонец, который чинит дорогу и убирает с неё препятствия, готовя её к проезду царя" [Л.7, стр. 625]. Даже не один человек, "целые толпы гонцов, на обязанности которых лежала, между прочим, расчистка и подготовка пути" [Л.8, стр. 1103]. Иоанн в число гонцов по очистке не входил.
Во-вторых, загадочное пророчество ст.3 в полной мере сбылось не в служении Крестителя, вопреки мнению авторов [Л.7-11, 21]. Он лишь прообраз глашатая Исаии (Ин.1:21), на что указывается в работе [Л.9]. "Это также относится к будущему Предтече, подобному Илии, который приготовит народ ко Второму Пришествию Христа" (стр. 1002).
Полностью стих Ис. 40:3 исполнится в дни Великой скорби, тогда "Господь Сам устранит все преграды на Своём пути ..." [Л.10, стр. 952]. Точнее, преграды устранит вестник Его.
"Вот, Я посылаю Ангела (вестника) Моего, и он приготовит путь предо Мною, и внезапно придёт в храм Свой Господь ..." (Мал.3:1). Но каким образом ангел приготовит дорогу Иеhошуа ха Машиах?
"Глас призывает: в пустыне очищайте (Приготовьте) дорогу для Господа, ровняйте в Араве (прямой в степи проложите) путь Богу нашему" (40:3, пер. [Л.12]; в скобках, текст из [Л.5]).
Авторы комментариев [Л.10] принимают ст.3 за аллегорию. Иное предположение, речь о служении Иоанна Крестителя, "его предшественников, среди которых был и сам Исаия" (стр. 952). Подобных взглядов придерживаются другие толкователи [Л.7-9, 11, 21, 23, 25]. Иоанн, "призывая иудеев к покаянию, он предуготовлял путь Господу Иисусу Христу" [Л.11, стр. 84].
Но точность приведенных трактовок вызывает сомнение. Во-первых, ст.3 НЕ аллегория, сообщается о реальном строительстве дорог в древности [Л.13], их расчистке перед торжественной процессией ближневосточного правителя.
"Здесь описывается гонец, который чинит дорогу и убирает с неё препятствия, готовя её к проезду царя" [Л.7, стр. 625]. Даже не один человек, "целые толпы гонцов, на обязанности которых лежала, между прочим, расчистка и подготовка пути" [Л.8, стр. 1103]. Иоанн в число гонцов по очистке не входил.
Во-вторых, загадочное пророчество ст.3 в полной мере сбылось не в служении Крестителя, вопреки мнению авторов [Л.7-11, 21]. Он лишь прообраз глашатая Исаии (Ин.1:21), на что указывается в работе [Л.9]. "Это также относится к будущему Предтече, подобному Илии, который приготовит народ ко Второму Пришествию Христа" (стр. 1002).
Полностью стих Ис. 40:3 исполнится в дни Великой скорби, тогда "Господь Сам устранит все преграды на Своём пути ..." [Л.10, стр. 952]. Точнее, преграды устранит вестник Его.
"Вот, Я посылаю Ангела (вестника) Моего, и он приготовит путь предо Мною, и внезапно придёт в храм Свой Господь ..." (Мал.3:1). Но каким образом ангел приготовит дорогу Иеhошуа ха Машиах?
4. Приготовление пути (40:4)
Тайновидцу открывается уникальная картина невероятно широкой дороги для пришествия Адоная, её построит ангел (Мал.3:1) оригинальным методом глобальных разрушений.
"Всякий (Каждый) дол да наполнится (поднимется), и всякая (каждая) гора и холм да понизятся, кривизны выпрямятся (и станет крутизна равниной), и неровные пути сделаются гладкими (и горная цепь - долиной)" (40:4; в скобках текст из [Л.12]).
"Горы и холмы - символ человеческой гордости и надменности" [Л.25, стр. 925]. Иное мнение, "стихи (40:3, 4) отражают обычай некоторых восточных монархов посылать впереди себя вестников, чтобы очистить дорогу от препятствий, вымостить её, выпрямить изогнутые дороги и долины и уровнять холмы" [Л.9, стр. 1002; Л.22, стр. 425].
Обычай обычаем, но в архаичную эпоху отсутствовала строительная техника, с помощью которой можно было осуществить крупномасштабные (Ис.40:4) изменения ландшафта. Даже сегодня в пределах одной Аравы чрезвычайно сложно поднять каждую долину, понизить любую гору да холм, сделать все пути гладкими.
Нет. В ст.4 имеются в виду не дорожно-строительные работы, но охватывающее всю планету землетрясение "в день великого поражения, когда упадут башни" (30:25, б). От чудовищного по силе сейсмического толчка импактного происхождения, земля "сдвинется с места своего" !! (13:13; 24:17-20).
"Всякий (Каждый) дол да наполнится (поднимется), и всякая (каждая) гора и холм да понизятся, кривизны выпрямятся (и станет крутизна равниной), и неровные пути сделаются гладкими (и горная цепь - долиной)" (40:4; в скобках текст из [Л.12]).
"Горы и холмы - символ человеческой гордости и надменности" [Л.25, стр. 925]. Иное мнение, "стихи (40:3, 4) отражают обычай некоторых восточных монархов посылать впереди себя вестников, чтобы очистить дорогу от препятствий, вымостить её, выпрямить изогнутые дороги и долины и уровнять холмы" [Л.9, стр. 1002; Л.22, стр. 425].
Обычай обычаем, но в архаичную эпоху отсутствовала строительная техника, с помощью которой можно было осуществить крупномасштабные (Ис.40:4) изменения ландшафта. Даже сегодня в пределах одной Аравы чрезвычайно сложно поднять каждую долину, понизить любую гору да холм, сделать все пути гладкими.
Нет. В ст.4 имеются в виду не дорожно-строительные работы, но охватывающее всю планету землетрясение "в день великого поражения, когда упадут башни" (30:25, б). От чудовищного по силе сейсмического толчка импактного происхождения, земля "сдвинется с места своего" !! (13:13; 24:17-20).
Из-за не бывало великого сотрясения (Отк.16:18-20) всякая долина поднимется, каждые гора и холм понизятся, крутизна станет равниной, горная цепь - долиной (Ис.40:4, рис.2).
Вся территория гористой Иудеи от Гаваона до Реммона (в Негеве) "будет, как равнина" (Зах.14:10), Елеонская гора расколется пополам (ст.4).
Вся территория гористой Иудеи от Гаваона до Реммона (в Негеве) "будет, как равнина" (Зах.14:10), Елеонская гора расколется пополам (ст.4).
Произойдёт "великое разрушение на холмах" (Соф.1:10), столица распадётся на 3 части (Отк.16:19). Поверхность суши выровняют землетрясения (Ис.24:17-20), цунами (Авв.3:10), вихри-гиперганы (Иер.25:32-38).
Рухнут жилые дома языческих городов; обвалятся промышленные здания, учреждения, общественные постройки, башни, мосты; разрушатся шоссе, дороги, аэродромы, дамбы, плотины, тоннели. ВСЁ построенное за тысячи лет подвергнется разорению, превратится в каменистую пустыню.
Можно полагать, подобно авторам [Л.11], пророк уподобил дикой пустоши (40:3) "духовное и нравственное состояние своих современников" (стр. 84), а главный смысл иносказаний в ст.4 - "выпрямления их (кривизн) в серцах человеческих" (стр. 85).
Всё же данное чисто метафорическое толкование привносит в оригинальный текст пророчества не свойственное ему содержание. "В Библии пустыня - покинутое и заброшенное место, где отсутствуют жизнь, вода, цивилизация и растительность" [Л.19, стр. 364].
Рухнут жилые дома языческих городов; обвалятся промышленные здания, учреждения, общественные постройки, башни, мосты; разрушатся шоссе, дороги, аэродромы, дамбы, плотины, тоннели. ВСЁ построенное за тысячи лет подвергнется разорению, превратится в каменистую пустыню.
Можно полагать, подобно авторам [Л.11], пророк уподобил дикой пустоши (40:3) "духовное и нравственное состояние своих современников" (стр. 84), а главный смысл иносказаний в ст.4 - "выпрямления их (кривизн) в серцах человеческих" (стр. 85).
Всё же данное чисто метафорическое толкование привносит в оригинальный текст пророчества не свойственное ему содержание. "В Библии пустыня - покинутое и заброшенное место, где отсутствуют жизнь, вода, цивилизация и растительность" [Л.19, стр. 364].
5. Слава пребывания (40:5, 52:7)
По окончании эпизода со строительством царской дороги методом масштабных разрушений, Исаия видит новую такую же таинственную картину.
"И явится (откроется) слава Господня, и увидит всякая плоть разом (и все люди вместе увидят её), что изрекли уста Господа" (40:5, пер. [Л.12]; в скобках, текст из [Л.14]).
Авторы толкования [Л.11] полагают, в ст.5 могли подразумеваться 3-и исторические перспективы: освобождение евреев из вавилонского плена, первое и второе пришествия Иисуса Христа. Подобных воззрений придерживаются другие богословы, например [Л.7, 22].
Однако в ст. 40:1-5 нет ни прямых указаний ни намёков на вавилонский период в истории ам Йисраэль. Посему стих 5 "обыкновенно приурачивается к определённому моменту, именно к моменту Крещения Господа и сопутствовавшему ему Богоявления ..." [Л.8, стр. 1103].
Последний тезис плохо согласуется с контекстом, особенно с глобальными разрушениями, предсказанными в ст. 4. Сверх того, свидетелей крещения Иисуса в водах Иордана было немного, а пророк утверждает, шехину "узрит всякая плоть" (40:5). Где же искать правильный ответ?
Один из переводов начала ст.5 выглядит так. "И явится тогда Господня Слава, и все её увидят ..." [Л.15], она "один из обликов, в котором Бог являлся людям, подобный сиянию света" (стр. 675). Славу пребывания, сияющую над столицей, увидят возвратившиеся из эвакуации евреи и пришедшие на поклонение богомольцы (60:1-3).
Грандиозному событию нави призывает радоваться всё творение. "Кричите от радости небеса, ликуй, земля, запевайте песню, о горы! Ведь Господь утешает Свой народ и Своих страдальцев ("обездоленных" [Л.5]) помилует" (49:13, пер.[Л.14]).
Утешение обездоленного стихийными бедствиями остатка наступит, когда "тьма покроет землю, и мрак - народы". Над Храмом "воссияет Господь, и слава Его явится" жителям Иерусалима (60:2), Он воцарится в мире (Отк.11:15), о чём сообщит горожанам посланник.
"Как прекрасны на горах ноги ("шаги") благовестника (какое счастье увидеть вестника), возвещающего мир ("благоденствие"), благовествующего радость, проповедующего ("возвещает") спасение, говорящего Сиону (Мир наступил, мы спасены, наш Бог - Царь!): "воцарился Бог твой!" (52:7; в скобках, текст из [Л.15], в кавычках - из [Л.5]).
Здесь вовсе не известие о победе царя Кира над вавилонянами, как предполагает автор комментариев [Л.7], ст.7 "несомненно должно относить к Мессии ..." [Л.8; 25]. Ссылаясь на слова "в тот день" предыдущего стиха (52:6), в работе [Л.11] сделан вывод, "относятся они к мессианскому времени" (стр. 106). Верно, но следующее утверждение, "под "благовестником" понимается Мессия", ошибочно.
Гонец в ст. 52:7 и параллельных стихах 40:9-11, Наум.1:15 - человек, сообщающий радостную весть о мире, благоденствии, торжественном пришествии Спасителя, наступающей теократии. Самому Иеhошуа ха Машиах посвящены следующие стихи (52:8-15, гл.53).
"И явится (откроется) слава Господня, и увидит всякая плоть разом (и все люди вместе увидят её), что изрекли уста Господа" (40:5, пер. [Л.12]; в скобках, текст из [Л.14]).
Авторы толкования [Л.11] полагают, в ст.5 могли подразумеваться 3-и исторические перспективы: освобождение евреев из вавилонского плена, первое и второе пришествия Иисуса Христа. Подобных воззрений придерживаются другие богословы, например [Л.7, 22].
Однако в ст. 40:1-5 нет ни прямых указаний ни намёков на вавилонский период в истории ам Йисраэль. Посему стих 5 "обыкновенно приурачивается к определённому моменту, именно к моменту Крещения Господа и сопутствовавшему ему Богоявления ..." [Л.8, стр. 1103].
Последний тезис плохо согласуется с контекстом, особенно с глобальными разрушениями, предсказанными в ст. 4. Сверх того, свидетелей крещения Иисуса в водах Иордана было немного, а пророк утверждает, шехину "узрит всякая плоть" (40:5). Где же искать правильный ответ?
Один из переводов начала ст.5 выглядит так. "И явится тогда Господня Слава, и все её увидят ..." [Л.15], она "один из обликов, в котором Бог являлся людям, подобный сиянию света" (стр. 675). Славу пребывания, сияющую над столицей, увидят возвратившиеся из эвакуации евреи и пришедшие на поклонение богомольцы (60:1-3).
Грандиозному событию нави призывает радоваться всё творение. "Кричите от радости небеса, ликуй, земля, запевайте песню, о горы! Ведь Господь утешает Свой народ и Своих страдальцев ("обездоленных" [Л.5]) помилует" (49:13, пер.[Л.14]).
Утешение обездоленного стихийными бедствиями остатка наступит, когда "тьма покроет землю, и мрак - народы". Над Храмом "воссияет Господь, и слава Его явится" жителям Иерусалима (60:2), Он воцарится в мире (Отк.11:15), о чём сообщит горожанам посланник.
"Как прекрасны на горах ноги ("шаги") благовестника (какое счастье увидеть вестника), возвещающего мир ("благоденствие"), благовествующего радость, проповедующего ("возвещает") спасение, говорящего Сиону (Мир наступил, мы спасены, наш Бог - Царь!): "воцарился Бог твой!" (52:7; в скобках, текст из [Л.15], в кавычках - из [Л.5]).
Здесь вовсе не известие о победе царя Кира над вавилонянами, как предполагает автор комментариев [Л.7], ст.7 "несомненно должно относить к Мессии ..." [Л.8; 25]. Ссылаясь на слова "в тот день" предыдущего стиха (52:6), в работе [Л.11] сделан вывод, "относятся они к мессианскому времени" (стр. 106). Верно, но следующее утверждение, "под "благовестником" понимается Мессия", ошибочно.
Гонец в ст. 52:7 и параллельных стихах 40:9-11, Наум.1:15 - человек, сообщающий радостную весть о мире, благоденствии, торжественном пришествии Спасителя, наступающей теократии. Самому Иеhошуа ха Машиах посвящены следующие стихи (52:8-15, гл.53).
6. Второе пришествие будет? (52:8-10)
Современные молитвы благословений, они должны произноситься иудеями трижды в день, содержат в частности слова. "Да увидим мы глазами своими, как Ты возвратишься в Сион с милосердием. Благословен Ты, Господь, возвращающий Своё Присутствие в Сион!" [Л.24, стр. 409].
Надежда молящихся не напрасна, через Иеремию, Бог обещает, "Я приду успокоить Израиль" (Иер.31:2, б; пер. [Л.14]). Иисус уточнил ученикам час посещения, "когда весь мир обновится", тогда "Сын Человеческий сядет на престоле Своей славы" (Мт.19:28, пер.[Л.14]).
Иоанн предсказывает явление Христа в славе всем народам, "узрит Его всякое око, и те, которые пронзили Его" (Отк.1:7, б). Йешайа за 700 лет до Иоханана пророчествовал то же самое (40:5), сообщая о полученном откровении,- евреи увидят чудо!
"Голос сторожей твоих - они возвысили голос (Кричат городские стражи), и все вместе ликуют, ибо своими глазами видят (каждый из них видит), что Господь возвращается в (на) Сион" (52:8; в скобках, текст из [Л.15]).
Какова цель Его триумфа? пророк отвечает. "Возвестить сетующим (позаботиться о горюющих, "о тех, кто скорбит") на Сионе, что им вместо пепла ("пыли") дастся украшение (венок), вместо плача ("скорби") - елей радости, вместо унылого духа (духа отчаяния) - славная одежда (одежду славы) ..." (61:3; в скобках, текст из [Л.14], в кавычках - из [Л.5]).
Именно так случится, "дастся украшение" в виде сияющего венца взамен "пепла", непрерывно падающего на голову; радость на смену "плача" в годы великой гибели; одежда славы и хвалы Всевышнему на место "унылого духа".
Ликование Йешуруна при виде Адоная (52:8), утешающего всех скорбящих, понятно. Но откуда возьмётся вооружённая охрана? да ещё на развалинах Йерушалаима (ст.9).
Стража останется по окончании Армагеддонской военной кампании [Л.4] для охраны города (рис.3), восстающего из руин после великого землетрясения (Отк.16:18, 19).
"Торжествуйте, пойте вместе (Ликуйте же громко), развалины Иерусалима; ибо утешил Господь народ Свой, искупил (избавил) Иерусалим" (52:9; в скобках, текст из [Л.5]).
Поют защитники столицы, избавленные от врагов, утешенные присутствием Благословенного, ликуют и развалины, освещённые ярким сиянием шехины (60:2). Город будет восстановлен из руин, в т.ч. сыновьями иноземцев (ст.10), всё совершится исключительно по милости Его к верному остатку.
"Обнажил (покажет) Господь святую мышцу (силу) Свою пред глазами всех народов; и все концы земли (люди всех стран) увидят спасение Бога нашего (спасает Свой народ)" (52:10; в скобках, текст из [Л.15], "Мышца и рука - библейские образы силы и власти" [Л.19]).
Как предсказал провидец, так произойдёт. Йом Адонай [Л.2], Великая скорбь [Л.3], осада Йерушалаима [Л.4], его искупление (52:9, 10), торжественное возвращение Искупителя на Сион (40:5, 52:8) к тем, кто раскается в грехах (59:20), заключение завета (42:6, 53:3, 61:8). "Все народы придут и поклонятся (ниц падут) пред Тобою, ибо открылись (явлены ныне!) суды Твои" (Отк.15:4; в скобках, текст из [Л.5]).
"Голос сторожей твоих - они возвысили голос (Кричат городские стражи), и все вместе ликуют, ибо своими глазами видят (каждый из них видит), что Господь возвращается в (на) Сион" (52:8; в скобках, текст из [Л.15]).
Какова цель Его триумфа? пророк отвечает. "Возвестить сетующим (позаботиться о горюющих, "о тех, кто скорбит") на Сионе, что им вместо пепла ("пыли") дастся украшение (венок), вместо плача ("скорби") - елей радости, вместо унылого духа (духа отчаяния) - славная одежда (одежду славы) ..." (61:3; в скобках, текст из [Л.14], в кавычках - из [Л.5]).
Именно так случится, "дастся украшение" в виде сияющего венца взамен "пепла", непрерывно падающего на голову; радость на смену "плача" в годы великой гибели; одежда славы и хвалы Всевышнему на место "унылого духа".
Ликование Йешуруна при виде Адоная (52:8), утешающего всех скорбящих, понятно. Но откуда возьмётся вооружённая охрана? да ещё на развалинах Йерушалаима (ст.9).
Стража останется по окончании Армагеддонской военной кампании [Л.4] для охраны города (рис.3), восстающего из руин после великого землетрясения (Отк.16:18, 19).
"Торжествуйте, пойте вместе (Ликуйте же громко), развалины Иерусалима; ибо утешил Господь народ Свой, искупил (избавил) Иерусалим" (52:9; в скобках, текст из [Л.5]).
Поют защитники столицы, избавленные от врагов, утешенные присутствием Благословенного, ликуют и развалины, освещённые ярким сиянием шехины (60:2). Город будет восстановлен из руин, в т.ч. сыновьями иноземцев (ст.10), всё совершится исключительно по милости Его к верному остатку.
"Обнажил (покажет) Господь святую мышцу (силу) Свою пред глазами всех народов; и все концы земли (люди всех стран) увидят спасение Бога нашего (спасает Свой народ)" (52:10; в скобках, текст из [Л.15], "Мышца и рука - библейские образы силы и власти" [Л.19]).
Как предсказал провидец, так произойдёт. Йом Адонай [Л.2], Великая скорбь [Л.3], осада Йерушалаима [Л.4], его искупление (52:9, 10), торжественное возвращение Искупителя на Сион (40:5, 52:8) к тем, кто раскается в грехах (59:20), заключение завета (42:6, 53:3, 61:8). "Все народы придут и поклонятся (ниц падут) пред Тобою, ибо открылись (явлены ныне!) суды Твои" (Отк.15:4; в скобках, текст из [Л.5]).
7. Помазанник в столице мира (60:1)
"В Ветхом Завете предсказывается появление царя-помазанника и храма, но о том, кто именно будет этим царём, не сказано. В Новом Завете показано это ожидание конкретизируется: Господь Иисус Христос, уже воскресший из мёртвых, вернётся" [Л.24, стр. 455].
Логично, но в каком облике Спаситель триумфально возвратится на землю? Одни христиане думают, в человеческом; другие,- в особом прославленном теле; третьи полагают, возвращение будет духовным, невидимым. Исаия проливает свет на уникальное историческое событие.
"Восстань (поднимись!), светись, Иерусалим, ибо пришёл свет твой, и слава Господня (будет над тобою сиять) взошла над тобою" (60:1; в скобках, текст из [Л.15]).
"Перед пророком открывается видение далёкого будущего: он созерцает не тот Иерусалим, который, будучи разрушен вавилонянами, постепенно восстаёт из руин, но тот, который после второго пришествия Мессии сделается духовным центром и светочем для всего мира" [Л.11, стр. 116]. "Сам Господь будет светом в нём, потому что там будет царствовать Мессия" [Л.23, стр.851].
На мессианский характер гл. 60 указывают другие авторы [Л.7, 8, 10, 16, 25]. Бесспорно, поднимающийся из развалин город станет местом пребывания Йеhошуа ха Машиах в храме. Согласно пророчествам Йехэзкэйла (Иез.43:7, 37:27, 28), Зехарйа (Зах.2:10-12, 8:3, 14:4, 9), Малахи (Мал.3:1), Йоэйла (Иоил.3:17), Цефанйа (Соф.3:15).
Свидетельством пребывания Адоная в Бейт а-Микдаш служит Его слава. "Один из обликов, в которых Бог являлся людям, подобный ярко сияющему свету. См. Исход 40:34-36" [Л.15, стр. 696], ибо написано нам, Он "есть свет" (1Ин.1:5, б). Эсхатологическое видение чуда шехины описал Иезекииль.
"И вот, слава Бога Израилева шла от востока, и глас (голос) Его - как шум (гул) вод многих (моря), и земля осветилась от славы Его ... И слава Господа вошла в храм путём (через) ворот, обращённых (выходящих) лицом к востоку .. и вот, слава Господа наполнила (заполнила) весь храм" (Иез.43:2-5).
"Восстань (поднимись!), светись, Иерусалим, ибо пришёл свет твой, и слава Господня (будет над тобою сиять) взошла над тобою" (60:1; в скобках, текст из [Л.15]).
"Перед пророком открывается видение далёкого будущего: он созерцает не тот Иерусалим, который, будучи разрушен вавилонянами, постепенно восстаёт из руин, но тот, который после второго пришествия Мессии сделается духовным центром и светочем для всего мира" [Л.11, стр. 116]. "Сам Господь будет светом в нём, потому что там будет царствовать Мессия" [Л.23, стр.851].
На мессианский характер гл. 60 указывают другие авторы [Л.7, 8, 10, 16, 25]. Бесспорно, поднимающийся из развалин город станет местом пребывания Йеhошуа ха Машиах в храме. Согласно пророчествам Йехэзкэйла (Иез.43:7, 37:27, 28), Зехарйа (Зах.2:10-12, 8:3, 14:4, 9), Малахи (Мал.3:1), Йоэйла (Иоил.3:17), Цефанйа (Соф.3:15).
Свидетельством пребывания Адоная в Бейт а-Микдаш служит Его слава. "Один из обликов, в которых Бог являлся людям, подобный ярко сияющему свету. См. Исход 40:34-36" [Л.15, стр. 696], ибо написано нам, Он "есть свет" (1Ин.1:5, б). Эсхатологическое видение чуда шехины описал Иезекииль.
"И вот, слава Бога Израилева шла от востока, и глас (голос) Его - как шум (гул) вод многих (моря), и земля осветилась от славы Его ... И слава Господа вошла в храм путём (через) ворот, обращённых (выходящих) лицом к востоку .. и вот, слава Господа наполнила (заполнила) весь храм" (Иез.43:2-5).
Оттого великой святыней назовётся само здание Храма и всё пространство вокруг него на вершине горы (ст.12). Шехиной Искупителя сияет не один Бейт Элохим; но, сообразно с видением нави (Ис.60:1, а), вся столица, все торжествующие развалины её (52:9).
Город сделается как символическим "духовным центром и светочем для всего мира" [Л.11], так буквальным, по причине яркого освещения (60:1, б), ночью да днём. "Не будет уже солнце служить тебе светом дневным, и сияние луны - светить тебе; но Господь будет тебе вечным светом, и Бог твой - славою твоею" (60:19).
Авторы работы [Л.18] предполагают. "В день суда Божьего солнце померкнет; а по свершении всего уже не будет Солнца, поскольку тогда Сам Бог станет солнцем Своего народа" (стр. 925). "Не нужно будет больше солнца и луны ..." [Л.19, стр. 1123].
Нет, загадочный стих 60:19 истолкован неверно, что хорошо видно из иных пророчеств о существовании солнца по окончании всеобщей катастрофы, завершении круглосуточной многомесячной полутьмы периода великой гибели (24:17-23). Более того, за пришествием Мессии и наступлением Его царства:
"свет луны будет, как свет солнца, а свет солнца будет светлее всемеро (засияет в семь раз ярче), как свет семи дней, в тот день, когда Господь обвяжет рану (перевяжет раны) народа Своего и исцелит нанесённые ему язвы (увечья)" (30:26; в скобках, текст из [Л.5]).
Город сделается как символическим "духовным центром и светочем для всего мира" [Л.11], так буквальным, по причине яркого освещения (60:1, б), ночью да днём. "Не будет уже солнце служить тебе светом дневным, и сияние луны - светить тебе; но Господь будет тебе вечным светом, и Бог твой - славою твоею" (60:19).
Авторы работы [Л.18] предполагают. "В день суда Божьего солнце померкнет; а по свершении всего уже не будет Солнца, поскольку тогда Сам Бог станет солнцем Своего народа" (стр. 925). "Не нужно будет больше солнца и луны ..." [Л.19, стр. 1123].
Нет, загадочный стих 60:19 истолкован неверно, что хорошо видно из иных пророчеств о существовании солнца по окончании всеобщей катастрофы, завершении круглосуточной многомесячной полутьмы периода великой гибели (24:17-23). Более того, за пришествием Мессии и наступлением Его царства:
"свет луны будет, как свет солнца, а свет солнца будет светлее всемеро (засияет в семь раз ярче), как свет семи дней, в тот день, когда Господь обвяжет рану (перевяжет раны) народа Своего и исцелит нанесённые ему язвы (увечья)" (30:26; в скобках, текст из [Л.5]).
8. Наступит глобальное затемнение? (60:2)
Читателей пророчеств сына Амоца, во все эпохи, несомненно интересовала дата посещения творения Творцом, когда придёт "тот день"? Нави указывает на загадочное природное явление как предупреждающий знак Его пришествия.
"Ибо вот, тьма покроет землю (ещё покрыта тьмою), и мрак - народы; а над тобою воссияет Господь, и слава Его явится (взойдёт) над тобою" (60:2; в скобках, текст из [Л.15]).
Толкователи ст.2 полагают, как правило, нави говорит о духовных понятиях [Л.8, 9, 11, 12]. "Это - один из самых излюбленных пророческих образов - сравнение всего ветхозаветного человечества с людьми, покрытыми мраком, блуждающими во тьме ..." [Л.8, стр. 1154]. "Символ уныния, угнетения и греха" [Л.22, стр. 435].
Однако контекст не подтверждает символическую версию. Да и сам стих "Земля ещё покрыта тьмою, во мраке народы ..." (пер. [Л.15]) не даёт повода для аллегорической экзегетики.
Более здравое суждение. "Он описывает ужасную тьму, которая покроет землю в день Господень (Ам.5:18), когда Бог накажет народы земли за их грехи (Ис.2:12 и далее; 13:6 и далее)" [Л.7, стр. 644]. Как написано. "Мы ждали, что станет светло, но кругом тьма, ждали света, но бродим во мраке" (59:9, б; пер.[Л.5]).
В таком случае, какую круглосуточную темень видит Йешайа? Ту же самую, что Иоханан (Отк.16:10), по причине ослабления света от солнца, луны, звёзд (8:12) из-за последствий падения небесных объектов в море и на сушу (8:7-11, 9:1, 2). Ветхозаветный пророк называет космические тела "небесное воинство" (Ис.34:4), "меч Господа" (ст.5, 6), "язык Его" (30:27), "зажигательные стрелы" (50:11).
Импакты и спровоцированные ими извержения вулканов, взрывы супервулканов выбросят в атмосферу громадные объёмы веществ, в т.ч. пыли, пепла, сажи, размолотой пемзы, золы (рис.4).
Такие останки, именуемые "прах" (29:4), "мелкая пыль" (ст.5), будут идти несколько лет вместо дождя (Втор.28:24, [Л.4]).
По причине пеплопадов наступит глобальное затемнение (Ис.60:2, а), самая длинная ночь, которой не видно конца. Эль Шаддай облечёт небо мраком, оденет его в траурное вретище (50:3), ослабит свет от светил; "в тот день" наведёт тьму (5:30, 8:22; Иез.32:8).
В круглосуточной черноте блуждают и жители Иерусалима, пока не возникнет над храмом Великий Свет. "Ныне те люди живут во тьме ... но "Великий Свет" воссияет для них" (Ис.9:2, пер. [Л.15]).
Да, над городом возникнут яркие лучи (60:1), по утверждению нави, "воссияет Господь, и слава Его явится над тобою" (ст.2, б). "Выражение «слава Господня» относится к сиянию, наблюдаемому в присутствии Бога" [Л.13, стр. 92].
"Ибо вот, тьма покроет землю (ещё покрыта тьмою), и мрак - народы; а над тобою воссияет Господь, и слава Его явится (взойдёт) над тобою" (60:2; в скобках, текст из [Л.15]).
Толкователи ст.2 полагают, как правило, нави говорит о духовных понятиях [Л.8, 9, 11, 12]. "Это - один из самых излюбленных пророческих образов - сравнение всего ветхозаветного человечества с людьми, покрытыми мраком, блуждающими во тьме ..." [Л.8, стр. 1154]. "Символ уныния, угнетения и греха" [Л.22, стр. 435].
Однако контекст не подтверждает символическую версию. Да и сам стих "Земля ещё покрыта тьмою, во мраке народы ..." (пер. [Л.15]) не даёт повода для аллегорической экзегетики.
Более здравое суждение. "Он описывает ужасную тьму, которая покроет землю в день Господень (Ам.5:18), когда Бог накажет народы земли за их грехи (Ис.2:12 и далее; 13:6 и далее)" [Л.7, стр. 644]. Как написано. "Мы ждали, что станет светло, но кругом тьма, ждали света, но бродим во мраке" (59:9, б; пер.[Л.5]).
В таком случае, какую круглосуточную темень видит Йешайа? Ту же самую, что Иоханан (Отк.16:10), по причине ослабления света от солнца, луны, звёзд (8:12) из-за последствий падения небесных объектов в море и на сушу (8:7-11, 9:1, 2). Ветхозаветный пророк называет космические тела "небесное воинство" (Ис.34:4), "меч Господа" (ст.5, 6), "язык Его" (30:27), "зажигательные стрелы" (50:11).
Импакты и спровоцированные ими извержения вулканов, взрывы супервулканов выбросят в атмосферу громадные объёмы веществ, в т.ч. пыли, пепла, сажи, размолотой пемзы, золы (рис.4).
Такие останки, именуемые "прах" (29:4), "мелкая пыль" (ст.5), будут идти несколько лет вместо дождя (Втор.28:24, [Л.4]).
По причине пеплопадов наступит глобальное затемнение (Ис.60:2, а), самая длинная ночь, которой не видно конца. Эль Шаддай облечёт небо мраком, оденет его в траурное вретище (50:3), ослабит свет от светил; "в тот день" наведёт тьму (5:30, 8:22; Иез.32:8).
В круглосуточной черноте блуждают и жители Иерусалима, пока не возникнет над храмом Великий Свет. "Ныне те люди живут во тьме ... но "Великий Свет" воссияет для них" (Ис.9:2, пер. [Л.15]).
Да, над городом возникнут яркие лучи (60:1), по утверждению нави, "воссияет Господь, и слава Его явится над тобою" (ст.2, б). "Выражение «слава Господня» относится к сиянию, наблюдаемому в присутствии Бога" [Л.13, стр. 92].
Сын Его обязательно вернётся, ибо Отец обещает, "через Тебя Я заключу завет с народом и принесу свет язычникам ("для всех племён" [Л.5])" (42:6, в; пер.[Л.14]).
9. Массовое поклонение (60:3)
Весть о пребывании Бога в столице Мединат Йисраэль распространится по всей планете (66:19). "Даже пришелец и евнух будут приняты, и храм станет домом молитвы для всех народов" [Л.24, стр. 236].
Много богомольцев из всех общин выживания примет решение посетить Йерушалаим, взойти на святую гору Господню, чтобы научиться путям Его, следовать за Ним (2:1-4).
"И придут народы к свету твоему, и цари - к восходящему над тобой сиянию" (60:3; "будут ходить народы при свете твоём, и цари - при блеске сияния твоего" [Л.12]).
Паломники массово приходят в город праздничных собраний с богатыми дарами (60:4-9), для поклонения Йеhошуа ха Машиах бен Давид, корню Ишая (11:10), станут Его народом (Зах.2:11). Покорно придут сыновья тех, кто угнетал Израиль, презирал жителей его, они назовут столицу мира "городом Господа" (Ис.60:14).
Сверх того, "сыновья иноземцев (чужестранцы) будут строить (отстроят) стены твои, и цари их - служить тебе ..." (ст.10; в скобках, текст из [Л.5]). Чтобы содействовать горожанам и служить Спасителю все получат от Него чистые уста (Соф.3:9).
Даже воевавшие против израильтян ежегодно приходят в Иерусалим на поклонение Царю, "для празднования праздника кущей" (Зах.14:16, [Л.17]). Там они смогут просить Его о милости (8:20-23).
Исполнится пророчество о воцарившемся Мессии, Который обещает. "От Меня выйдет Закон; Моё правосудие станет светом для народов" (51:4, б; пер. [Л.14]). Его неожиданное возвращение, видимое необычное присутствие сияющей шехины над Храмом, мудрое справедливое правосудие удивят всех, даже правителей, имеющих неограниченную власть.
"И придут народы к свету твоему, и цари - к восходящему над тобой сиянию" (60:3; "будут ходить народы при свете твоём, и цари - при блеске сияния твоего" [Л.12]).
Паломники массово приходят в город праздничных собраний с богатыми дарами (60:4-9), для поклонения Йеhошуа ха Машиах бен Давид, корню Ишая (11:10), станут Его народом (Зах.2:11). Покорно придут сыновья тех, кто угнетал Израиль, презирал жителей его, они назовут столицу мира "городом Господа" (Ис.60:14).
Сверх того, "сыновья иноземцев (чужестранцы) будут строить (отстроят) стены твои, и цари их - служить тебе ..." (ст.10; в скобках, текст из [Л.5]). Чтобы содействовать горожанам и служить Спасителю все получат от Него чистые уста (Соф.3:9).
Даже воевавшие против израильтян ежегодно приходят в Иерусалим на поклонение Царю, "для празднования праздника кущей" (Зах.14:16, [Л.17]). Там они смогут просить Его о милости (8:20-23).
Исполнится пророчество о воцарившемся Мессии, Который обещает. "От Меня выйдет Закон; Моё правосудие станет светом для народов" (51:4, б; пер. [Л.14]). Его неожиданное возвращение, видимое необычное присутствие сияющей шехины над Храмом, мудрое справедливое правосудие удивят всех, даже правителей, имеющих неограниченную власть.
"Так многие народы приведёт Он в изумление; цари закроют пред Ним уста свои, ибо они увидят то, о чём не было говорено им, и узнают то, чего не слыхали" (52:15).
Но что произойдёт с немногими племенами, не захотевшими поклониться Царю царей, воздать Ему славу, научиться путям Его? они не придут к восходящему над Йерушалаимом сиянию, чтобы почтить Господа, послужить евреям. Пророк отвечает.
"Ибо народ и царства, которые не захотят служить тебе, погибнут, и такие народы ("будут разорены" [Л.12]) совершенно истребятся" (60:12).
Но что произойдёт с немногими племенами, не захотевшими поклониться Царю царей, воздать Ему славу, научиться путям Его? они не придут к восходящему над Йерушалаимом сиянию, чтобы почтить Господа, послужить евреям. Пророк отвечает.
"Ибо народ и царства, которые не захотят служить тебе, погибнут, и такие народы ("будут разорены" [Л.12]) совершенно истребятся" (60:12).
ЛИТЕРАТУРА
1. Статья "10. Комментарии к Книге пророка Малахии. Ст. 3:1-3; 4:1-6 - Пришествие Господа".
2. Статья "1. Комментарии к Книге пророка Исаии. День Господа (34:1-9, 13:1-13)".
3. Статья "2. Комментарии к Книге пророка Исаии. Великая скорбь (24:17-23, 2:10-22)".
4. Статья "5. Комментарии к Книге пророка Исаии. Армагеддон (29:1-9)".
5. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета, канонические. Современный русский перевод.- М.: Российское библейское общество, 2011.- 1 408 с.
6. Джон Ф.А. Сойэр. Комментарии к книгам Ветхого Завета. Книга пророка Исаии II. Том 14.- USA, Scottdale, ВСБ, 1993.-179 с.
7. Уоррен Уирсби. Комментарий на Ветхий Завет. В 2-х т. Том II. Ездра - Малахия.- СПб.: Библия для всех, 2011.- 1 111 с.
8. Толковая Библия. Комментарий на все книги Святого Писания. Под ред. Лопухина А.П. Том 2.- Минск: Харвест, 2001.- 1 312 с.
9. Учебная Библия с комментариями Джона Мак-Артура.- Минск: Славянское Евангельское общество, 2004.- 2 201 с.
10. Новая Женевская учебная Библия.- Hanssler-Verlag, 1998.- 2 052 с.
11. Толкование Ветхозаветных книг. От книги Исаии по Книгу Малахии.- Ашфорд: Славянское миссионерское издательство, 1966.- 602 с.
12. Первые и последние пророки.- Йерушалаим: Мосад Арав КУК, 1975.- 1 002 с.
13. Библейский культурно-исторический комментарий. Часть 1. Ветхий Завет.- СПб.: Мирт, 2003.- 984с.
14. Библия. Новый Перевод на Русский Язык.- Herrljunga, Sweden: Международное Библейское Общество, 2007.- 1 228 с.
15. Библия. Современный перевод Библейских текстов.- М.: World Bible Translation Center, 2002.- 1150с.
16. Новый Библейский комментарий в 3 ч. Ч.2. Ветхий завет. Псалтирь - Книга Пророка Малахии.- СПб.: Мирт, 2000.- 571 с.
17. Статья "4. Комментарии к Книге пророка Захарии. Главы 12-14 - Армагеддон".
18. Ринекер Ф., Майер Г. Библейская энциклопедия Брокгауза.- Кременчуг: Християнська зоря, 1999.- 1088 с.
19. Словарь библейских образов.- СПб.: Библия для всех, 2016.- 1 423 с.
20. Бойс Дж.М. Основы христианской веры.- Киев: Киевская Богословская семинария, 2001, 704с.
21. Дерек Т. Исаия.- Минск: Полиграфкомбинат им. Я.Коласа, 2013.- 400 с.
22. Комментарии к Ветхому и Новому Заветам.- Минск: Фонд "Лютеранское культурное наследие", 2007.- 832 с.
23. Славянский библейский комментарий.- Киев: ЕААА, Книгоноша, 2016.- 1840 с.
2. Статья "1. Комментарии к Книге пророка Исаии. День Господа (34:1-9, 13:1-13)".
3. Статья "2. Комментарии к Книге пророка Исаии. Великая скорбь (24:17-23, 2:10-22)".
4. Статья "5. Комментарии к Книге пророка Исаии. Армагеддон (29:1-9)".
5. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета, канонические. Современный русский перевод.- М.: Российское библейское общество, 2011.- 1 408 с.
6. Джон Ф.А. Сойэр. Комментарии к книгам Ветхого Завета. Книга пророка Исаии II. Том 14.- USA, Scottdale, ВСБ, 1993.-179 с.
7. Уоррен Уирсби. Комментарий на Ветхий Завет. В 2-х т. Том II. Ездра - Малахия.- СПб.: Библия для всех, 2011.- 1 111 с.
8. Толковая Библия. Комментарий на все книги Святого Писания. Под ред. Лопухина А.П. Том 2.- Минск: Харвест, 2001.- 1 312 с.
9. Учебная Библия с комментариями Джона Мак-Артура.- Минск: Славянское Евангельское общество, 2004.- 2 201 с.
10. Новая Женевская учебная Библия.- Hanssler-Verlag, 1998.- 2 052 с.
11. Толкование Ветхозаветных книг. От книги Исаии по Книгу Малахии.- Ашфорд: Славянское миссионерское издательство, 1966.- 602 с.
12. Первые и последние пророки.- Йерушалаим: Мосад Арав КУК, 1975.- 1 002 с.
13. Библейский культурно-исторический комментарий. Часть 1. Ветхий Завет.- СПб.: Мирт, 2003.- 984с.
14. Библия. Новый Перевод на Русский Язык.- Herrljunga, Sweden: Международное Библейское Общество, 2007.- 1 228 с.
15. Библия. Современный перевод Библейских текстов.- М.: World Bible Translation Center, 2002.- 1150с.
16. Новый Библейский комментарий в 3 ч. Ч.2. Ветхий завет. Псалтирь - Книга Пророка Малахии.- СПб.: Мирт, 2000.- 571 с.
17. Статья "4. Комментарии к Книге пророка Захарии. Главы 12-14 - Армагеддон".
18. Ринекер Ф., Майер Г. Библейская энциклопедия Брокгауза.- Кременчуг: Християнська зоря, 1999.- 1088 с.
19. Словарь библейских образов.- СПб.: Библия для всех, 2016.- 1 423 с.
20. Бойс Дж.М. Основы христианской веры.- Киев: Киевская Богословская семинария, 2001, 704с.
21. Дерек Т. Исаия.- Минск: Полиграфкомбинат им. Я.Коласа, 2013.- 400 с.
22. Комментарии к Ветхому и Новому Заветам.- Минск: Фонд "Лютеранское культурное наследие", 2007.- 832 с.
23. Славянский библейский комментарий.- Киев: ЕААА, Книгоноша, 2016.- 1840 с.
24. Корефар Х., Пауль М.-Я. Богословие Ветхого Завета.- Черкассы: Коллоквиум, 2018.- 582 с.
25. Макдональд У. Библейские комментарии для христиан. Ветхий Завет.- Bielefeld: CLV, 2009.- 1142с.
25. Макдональд У. Библейские комментарии для христиан. Ветхий Завет.- Bielefeld: CLV, 2009.- 1142с.