"Вот, имя Господа идёт издали, горит гнев Его, и
пламя его сильно, уста Его исполнены негодования,
и язык Его, как огонь поедающий" (Ис. 30:27)
пламя его сильно, уста Его исполнены негодования,
и язык Его, как огонь поедающий" (Ис. 30:27)
"Из уст же Его исходит острый меч, чтобы им
поражать народы. Он пасёт их жезлом железным;
Он топчет точило вина ярости и гнева Бога
Вседержителя" (Отк.19:15)
1. Вступление
Исследуя пророчества в собрании речей ветхозаветных "малых" нави ("Терей-Асар"), нельзя не обратить внимание на выдающееся событие, теофанию.
Этот термин происходит от двух греч. слов, означающих "Бог" и "показывать". Таким образом, "теофания - это явление божества. Явления Бога отмечены в еврейском Писании как важные события в жизни Израиля" [Л.6].
Например, Цефанйа, Хаваккук, Нахум, Зехарйа, Миха, Йоэйл провидят день, когда Йахвэ Элохим посетит землю (Соф.1:8-12, 3:15, Авв.3:3-15, Наум.1:3-6, Зах.2:10-13, Мих.1:3, 4, Иоил.3:17). Разумеется, грандиозному явлению Всевышнего значительное место уделяет Йешайа.
Композиция ст. 64:1-3, 30:27-30, 63:1-6. 1. Молитва (64:1-3).
2. Видение шествия имениЯхве (30:27-30).
3. Диалог (63:1-6).
Например, Цефанйа, Хаваккук, Нахум, Зехарйа, Миха, Йоэйл провидят день, когда Йахвэ Элохим посетит землю (Соф.1:8-12, 3:15, Авв.3:3-15, Наум.1:3-6, Зах.2:10-13, Мих.1:3, 4, Иоил.3:17). Разумеется, грандиозному явлению Всевышнего значительное место уделяет Йешайа.
Композиция ст. 64:1-3, 30:27-30, 63:1-6. 1. Молитва (64:1-3).
2. Видение шествия имениЯхве (30:27-30).
3. Диалог (63:1-6).
Главная тема. Посещение творения Творцом в последние дни, сопровождаемое стихийными бедствиями и гибелью нечестивых, мысли их постоянно устремлены ко злу.
Цель написания. Раскрыть содержание вызывающего страх Богоявления как вселенского суда над миром, который сгорит в пламени гнева Его.
Содержание. Исаия обращается к Адонаю с просьбой прорвать небеса, сойти на землю (64:1); тогда от лица Его растают горы, содрогнутся народы (ст.2, 3). В ответ на молитву он получает видение шествия имени (евр. "Ашем") Эль Шаддай (30:27) в сильном гневе, негодовании, пламени поедающего огня, буре, наводнении, каменном граде (ст.28-30).
Тайновидец вступает с Ним в разговор, задавая вопросы (63:1, 2), получая исчерпывающие ответы (ст.1-3), он умолкает, узнав причину гнева Йахвэ (ст.4). Силой производящего суд, в отсутствие помощника, без поддерживающего (ст.5); народы будут сокрушены, растоптаны, кровь их вылита на землю (ст.6).
Проблемы толкования. Предсказания в ст. 63:1-6, 64:1-3 носят аллегорический, гиперболический или буквальный характер. Стихи 30:27-30 касаются архаичной ассирийской армии или их следует отнести к концу существования лукавого рода сего.
Цель написания. Раскрыть содержание вызывающего страх Богоявления как вселенского суда над миром, который сгорит в пламени гнева Его.
Содержание. Исаия обращается к Адонаю с просьбой прорвать небеса, сойти на землю (64:1); тогда от лица Его растают горы, содрогнутся народы (ст.2, 3). В ответ на молитву он получает видение шествия имени (евр. "Ашем") Эль Шаддай (30:27) в сильном гневе, негодовании, пламени поедающего огня, буре, наводнении, каменном граде (ст.28-30).
Тайновидец вступает с Ним в разговор, задавая вопросы (63:1, 2), получая исчерпывающие ответы (ст.1-3), он умолкает, узнав причину гнева Йахвэ (ст.4). Силой производящего суд, в отсутствие помощника, без поддерживающего (ст.5); народы будут сокрушены, растоптаны, кровь их вылита на землю (ст.6).
Проблемы толкования. Предсказания в ст. 63:1-6, 64:1-3 носят аллегорический, гиперболический или буквальный характер. Стихи 30:27-30 касаются архаичной ассирийской армии или их следует отнести к концу существования лукавого рода сего.
2. Молитва пророка (64:1, 2)
Получив грозное видение посещения Небесным Воителем земли (63:1-6), Йешайа обращается к Нему в молитве (63:7 - 64:12), также поступит позднее Хаваккук (Авв.3:1, 2).
"О, если бы Ты расторг (прорвав) небеса и сошёл (на землю спустился)! горы растаяли бы от лица Твоего, Как от плавящего огня (горы сгорели бы в пламени, словно кусты), как от кипятящего воду (и закипели бы, словно вода), чтобы имя Твоё сделать известным врагам Твоим; от лица Твоего содрогнулись ("затрепетали") бы народы" (64:1, 2; в скобках: текст из [Л.1], в кавычках - из [Л.2]).
Из соврем. переводов [Л.1-3] следует, горы растают (содрогнутся), а население затрепещет перед Ашем, что создаёт ложное впечатление личного присутствия Господа. Но в Масоретском тексте [Л.4] и Синод. переводе написано "от лица Твоего" (смотрите, Авв.3:5, Наум.1:5, Отк.6:16).
"В Ветхом Завете Бог всегда трансцендентен, Он вне Своего творения, хотя оно способно отражать Его славу и могущество" [Л.6, стр. 1203]. Совершенно верно, в ст. 64:1, 2 речь не идёт о буквальном вторжении Творца в Своё творение, оттого авторы [Л.7] делают вывод. "Языком поэтических иносказаний и гипербол говорит пророк о всемогуществе Бога ..." (стр. 122).
Нет, нави не использует язык "поэтических иносказаний и гипербол", а применяет конкретные антропоморфизмы (64:1, 2). Указывая на НЕЧТО вполне реальное, свидетельствующее о незримом присутствии Яхве Цеваот. Очевидно имеется в виду загадочное солнце ночного неба, т.е. мощный радиант метеорного потока ([Л.5], рис. 1).
Провидец называет его: лицо Эль Шаддая (19:1, 40:10, 64:1, 2), уста Его (11:4, 30:27), знамя на высокой горе (13:2), точило (63:3), прорванные небеса (64:1), колесница Его (66:15).
Категория "таяние" (64:1) в до научном понимании мира занимала основное положение [Л.6, стр.777], означая не "содрогание", даже не "разрушение", а значительное уменьшение в размерах, оседание, плавление, "как воск от огня" (Мих.1:4, б).
На фоне таинственного астрономического феномена ("лица" Всемогущего) растают и осядут горы (Мих.1:4, Пс.96:5), холмы (Наум.1:5, Авв.3:6), вся земля (Ам.9:5, Пс.45:7). "Как от плавящего огня" (Ис.64:2), причиной чего послужит глобальное сотрясение (24:17-20, Наум.1:5, Авв.3:6, Отк.16:18).
Сын Амоца предсказывает удивительное состояние пострадавших, от "лица Твоего содрогнулись (затрепетали) бы народы" (64:2, в). Действительно, из-за глобального землетрясения и сопутствующих явлений, в состояние тряски, трепета, дрожи органов тела войдут все жители (Ис.21:3, 4, 35:3, Авв.3:16, Иез. 7:27), вострепещут все обитатели (38:20).
"О, если бы Ты расторг (прорвав) небеса и сошёл (на землю спустился)! горы растаяли бы от лица Твоего, Как от плавящего огня (горы сгорели бы в пламени, словно кусты), как от кипятящего воду (и закипели бы, словно вода), чтобы имя Твоё сделать известным врагам Твоим; от лица Твоего содрогнулись ("затрепетали") бы народы" (64:1, 2; в скобках: текст из [Л.1], в кавычках - из [Л.2]).
Из соврем. переводов [Л.1-3] следует, горы растают (содрогнутся), а население затрепещет перед Ашем, что создаёт ложное впечатление личного присутствия Господа. Но в Масоретском тексте [Л.4] и Синод. переводе написано "от лица Твоего" (смотрите, Авв.3:5, Наум.1:5, Отк.6:16).
"В Ветхом Завете Бог всегда трансцендентен, Он вне Своего творения, хотя оно способно отражать Его славу и могущество" [Л.6, стр. 1203]. Совершенно верно, в ст. 64:1, 2 речь не идёт о буквальном вторжении Творца в Своё творение, оттого авторы [Л.7] делают вывод. "Языком поэтических иносказаний и гипербол говорит пророк о всемогуществе Бога ..." (стр. 122).
Нет, нави не использует язык "поэтических иносказаний и гипербол", а применяет конкретные антропоморфизмы (64:1, 2). Указывая на НЕЧТО вполне реальное, свидетельствующее о незримом присутствии Яхве Цеваот. Очевидно имеется в виду загадочное солнце ночного неба, т.е. мощный радиант метеорного потока ([Л.5], рис. 1).
Провидец называет его: лицо Эль Шаддая (19:1, 40:10, 64:1, 2), уста Его (11:4, 30:27), знамя на высокой горе (13:2), точило (63:3), прорванные небеса (64:1), колесница Его (66:15).
Категория "таяние" (64:1) в до научном понимании мира занимала основное положение [Л.6, стр.777], означая не "содрогание", даже не "разрушение", а значительное уменьшение в размерах, оседание, плавление, "как воск от огня" (Мих.1:4, б).
На фоне таинственного астрономического феномена ("лица" Всемогущего) растают и осядут горы (Мих.1:4, Пс.96:5), холмы (Наум.1:5, Авв.3:6), вся земля (Ам.9:5, Пс.45:7). "Как от плавящего огня" (Ис.64:2), причиной чего послужит глобальное сотрясение (24:17-20, Наум.1:5, Авв.3:6, Отк.16:18).
Сын Амоца предсказывает удивительное состояние пострадавших, от "лица Твоего содрогнулись (затрепетали) бы народы" (64:2, в). Действительно, из-за глобального землетрясения и сопутствующих явлений, в состояние тряски, трепета, дрожи органов тела войдут все жители (Ис.21:3, 4, 35:3, Авв.3:16, Иез. 7:27), вострепещут все обитатели (38:20).
3. Теофания (64:3, 30:27)
Пророку есть с чем сравнить устрашающее видение (64:1, 2, 30:27-30), с явлением Сущего избранному народу в дни Шемот.
"Когда Ты совершал (творил) страшные (устрашающие) дела, нами неожиданные ("не ожидали мы"), и нисходил,- горы таяли ("текли") от лица Твоего" (64:3; в скобках: текст из [Л.3], в кавычках - из [Л.4]).
Всё-таки масштабы будущего всемирного катаклизма не сопоставимы с Богоявлением на Синае (Пс.67:9), в Едоме (Суд.5:5), у Чермного моря (Пс.105:21, 22; Исх.14:24). Возможно поэтому авторы [Л.7] принимают ст. 64:1-3 за поэтические иносказания, гиперболы, т.е. чрезмерные преувеличения (стр. 122). Они не одиноки в своих суждениях. "Эта речь поэтическая, гиперболическая ..." [Л.8, стр. 1162].
Приведенные выше умозаключения ошибочны. Исаия видит (1:1) не аллегории, а сопутствующие грозной теофании реальные перипетии, правда, изумляющие необычностью.
"Вот, имя Господа идёт издали (издалека), горит (пылает) гнев Его (густо клубясь), и пламя его сильно ("гнев Его, как огонь в густых облаках дыма"), уста Его исполнены (полны) негодования, и язык Его, как огонь поедающий (пожирающий, "всепоедающий")" (30:27; в скобках: текст из [Л.4], в кавычках - из [Л.1]).
Согласно Писания, продолжительность Великой скорби 3,5 года, Йом Адонай - несколько месяцев [Л.9]. Кульминацией событий окажется таинственное посещение Им земли, что совсем не означает личное присутствие, т.к. провидец говорит. "Вот, имя Господа идёт" (30:27, а).
Использование слов "имя" (Ашем) и "лицо" в ст. 64:1-3, указывает на незримое присутствие невидимого Бога (Исх.33:20), проявлением чего служат Его гнев, уста, язык (30:27, б). Что же скрывается за такими удивительными загадочно-непонятными антропоморфизмами?
На основании предыдущих исследований [Л.10, 11] можно предположить, пророк видел космические знамения: Его уста, т.е. отверстие вверху с вылетающими из него болидами,- густо клубящийся гнев Его. Вместе с тем, падающие с неба, жилища Бога (2Пар.30:27), более массивные объекты,- огненный язык Его (30:27).
"Когда Ты совершал (творил) страшные (устрашающие) дела, нами неожиданные ("не ожидали мы"), и нисходил,- горы таяли ("текли") от лица Твоего" (64:3; в скобках: текст из [Л.3], в кавычках - из [Л.4]).
Всё-таки масштабы будущего всемирного катаклизма не сопоставимы с Богоявлением на Синае (Пс.67:9), в Едоме (Суд.5:5), у Чермного моря (Пс.105:21, 22; Исх.14:24). Возможно поэтому авторы [Л.7] принимают ст. 64:1-3 за поэтические иносказания, гиперболы, т.е. чрезмерные преувеличения (стр. 122). Они не одиноки в своих суждениях. "Эта речь поэтическая, гиперболическая ..." [Л.8, стр. 1162].
Приведенные выше умозаключения ошибочны. Исаия видит (1:1) не аллегории, а сопутствующие грозной теофании реальные перипетии, правда, изумляющие необычностью.
"Вот, имя Господа идёт издали (издалека), горит (пылает) гнев Его (густо клубясь), и пламя его сильно ("гнев Его, как огонь в густых облаках дыма"), уста Его исполнены (полны) негодования, и язык Его, как огонь поедающий (пожирающий, "всепоедающий")" (30:27; в скобках: текст из [Л.4], в кавычках - из [Л.1]).
Согласно Писания, продолжительность Великой скорби 3,5 года, Йом Адонай - несколько месяцев [Л.9]. Кульминацией событий окажется таинственное посещение Им земли, что совсем не означает личное присутствие, т.к. провидец говорит. "Вот, имя Господа идёт" (30:27, а).
Использование слов "имя" (Ашем) и "лицо" в ст. 64:1-3, указывает на незримое присутствие невидимого Бога (Исх.33:20), проявлением чего служат Его гнев, уста, язык (30:27, б). Что же скрывается за такими удивительными загадочно-непонятными антропоморфизмами?
На основании предыдущих исследований [Л.10, 11] можно предположить, пророк видел космические знамения: Его уста, т.е. отверстие вверху с вылетающими из него болидами,- густо клубящийся гнев Его. Вместе с тем, падающие с неба, жилища Бога (2Пар.30:27), более массивные объекты,- огненный язык Его (30:27).
Болиды и астероиды выглядят языками огня, окружёнными густыми клубами испаряющегося вещества ([Л.21], клуб - "шарообразная дымчатая движущаяся масса"). В Библии космический характер происшествия и образы больших размеров связываются с Вседержителем, используются для изображения Его силы да суда [Л.6, стр. 106].
Интересно, еврейское слово "peh" (уста) имеет также значение "отверстие" (стр. 1006): ямы (Дан.6:17, 18), пещеры (И.Нав.10:18, 22), колодца (Быт.29:2, 3); а одно из значений слова гнев - "горячее дыхание".
Подобные видения открыты Давиду и Иоанну, уста Небесного Воителя (Пс.17:9, Отк.19:15, 21), гнев Его (Пс.17:8, Отк.6:16, 17, 16:1), обмолачивающие планету огненные тела и град (Пс.17:13, 14, Отк.8:5-10, 9:1, 2, 16:21).
Вот почему нави предупреждает израильтян. "В тот день Господь будет молотить от реки Евфрата до речки на границе Египта" (Ис.27:12, а; пер. [Л.3]). "У пророков молотьба часто выступает как символ суда, где молотильщик - Бог" [Л.6, стр. 960].
Интересно, еврейское слово "peh" (уста) имеет также значение "отверстие" (стр. 1006): ямы (Дан.6:17, 18), пещеры (И.Нав.10:18, 22), колодца (Быт.29:2, 3); а одно из значений слова гнев - "горячее дыхание".
Подобные видения открыты Давиду и Иоанну, уста Небесного Воителя (Пс.17:9, Отк.19:15, 21), гнев Его (Пс.17:8, Отк.6:16, 17, 16:1), обмолачивающие планету огненные тела и град (Пс.17:13, 14, Отк.8:5-10, 9:1, 2, 16:21).
Вот почему нави предупреждает израильтян. "В тот день Господь будет молотить от реки Евфрата до речки на границе Египта" (Ис.27:12, а; пер. [Л.3]). "У пророков молотьба часто выступает как символ суда, где молотильщик - Бог" [Л.6, стр. 960].
4. Имеющий уши услышит, имеющий глаза увидит
Рассказывая о Йом Адонай (13:3-6), Йешайа упоминает загадочное боевое войско, "орудия гнева Его" от пределов севера (Иез. 38:6, Иер.4:6), предназначенные для сокрушения (Ис.13:5). В другом откровении он слышит и видит чем визит сопровождается.
"Господь Саваоф ("Господь Воинств") посетит тебя (1) громом, и (2) землетрясением, и (3) сильным гласом (страшным шумом, "шум великий"), (4) бурею (ураганом) и (5) вихрем, и (6) пламенем всепожирающего огня" (29:6; в скобках: текст из [Л.3], в кавычках - из [Л.2]; цифры - стадии быстротекущей катастрофы).
ДО научным языком, последовательно, весьма подробно, на удивление точно, ветхозаветный тайновидец описывает все 6 основных стадий встречи массивного космического объекта с Землёй. Падения, сопровождаемого при полёте (1) громом сверхзвуковой ударной волны.
Столкнувшись с поверхностью нашей планеты (рис.2), астероид поразит её (2) землетрясением (29:6); точнее, великим потрясением (24:17-20, Наум.1:5), невиданным с тех пор как появились люди (Отк.16:18).
Оглушит живущих мощным взрывом, т.е. (3) сильным гласом (Ис.29:6), от него потрясётся вся атмосфера. Такой страшный шум [Л.3] нави воспринимает словно глас Бога (30:30, 33:3), подобно Амоцу (Ам.1:2), Йоэйлу (Иоил.2:11), Давиду (Пс. 28:3-9).
Мгновенно образуется высокотемпературная, до 700 000 °С, ударная волна из раскалённых газов, каменной пыли, песка. Именуемая (4) бурею (29:6), более точно, ураганом (пер. [Л.2-4]); бурный ветер обогнёт всю планету.
За ослепительной вспышкой, над зоной импакта образуется всплывающий шар очень горячего вещества, превращающийся в грибовидный столп. Закручиваемое вращением Земли движение огромных воздушных масс, создаст мощный вихрь-гиперган. Пророк называет глобальное явление (5) вихрем Господним (29:6, 59:19), как Йирмейа (Иер.30:23, 25:32), Нахум (Наум.1:3).
Краткосрочные следствия космического катаклизм закончатся (6) "пламенем всепожирающего огня" (29:6, е), он уничтожит траву, пастбища, деревья (Иоил.1:19, 2:1-3, Отк.8:7). Почерневшая почва станет "горящей смолою" (Ис.34:9), в "день, пылающий как печь" (Мал.4:1, а).
Нахум предсказывает аналогичные результаты посещения Йахвэ Элохим [Л.12] в день гнева Его (Наум.1:2-6). Землетрясение, сопровождаемое колебаниями коры вселенского масштаба (ст.5), великий шум (негодование в ст.6), вихрь и бурю ударной волны в виде облака клубящейся пыли, "пыль от ног Его" (ст.3).
Он видит пламя гнева Адонай Цеваот, негодования, разливающегося словно огонь, от него рассыпаются скалы (ст.6); зрит высохшее море, иссякшие реки, увядшую растительность (ст.4).
"Господь Саваоф ("Господь Воинств") посетит тебя (1) громом, и (2) землетрясением, и (3) сильным гласом (страшным шумом, "шум великий"), (4) бурею (ураганом) и (5) вихрем, и (6) пламенем всепожирающего огня" (29:6; в скобках: текст из [Л.3], в кавычках - из [Л.2]; цифры - стадии быстротекущей катастрофы).
ДО научным языком, последовательно, весьма подробно, на удивление точно, ветхозаветный тайновидец описывает все 6 основных стадий встречи массивного космического объекта с Землёй. Падения, сопровождаемого при полёте (1) громом сверхзвуковой ударной волны.
Столкнувшись с поверхностью нашей планеты (рис.2), астероид поразит её (2) землетрясением (29:6); точнее, великим потрясением (24:17-20, Наум.1:5), невиданным с тех пор как появились люди (Отк.16:18).
Оглушит живущих мощным взрывом, т.е. (3) сильным гласом (Ис.29:6), от него потрясётся вся атмосфера. Такой страшный шум [Л.3] нави воспринимает словно глас Бога (30:30, 33:3), подобно Амоцу (Ам.1:2), Йоэйлу (Иоил.2:11), Давиду (Пс. 28:3-9).
Мгновенно образуется высокотемпературная, до 700 000 °С, ударная волна из раскалённых газов, каменной пыли, песка. Именуемая (4) бурею (29:6), более точно, ураганом (пер. [Л.2-4]); бурный ветер обогнёт всю планету.
За ослепительной вспышкой, над зоной импакта образуется всплывающий шар очень горячего вещества, превращающийся в грибовидный столп. Закручиваемое вращением Земли движение огромных воздушных масс, создаст мощный вихрь-гиперган. Пророк называет глобальное явление (5) вихрем Господним (29:6, 59:19), как Йирмейа (Иер.30:23, 25:32), Нахум (Наум.1:3).
Краткосрочные следствия космического катаклизм закончатся (6) "пламенем всепожирающего огня" (29:6, е), он уничтожит траву, пастбища, деревья (Иоил.1:19, 2:1-3, Отк.8:7). Почерневшая почва станет "горящей смолою" (Ис.34:9), в "день, пылающий как печь" (Мал.4:1, а).
Нахум предсказывает аналогичные результаты посещения Йахвэ Элохим [Л.12] в день гнева Его (Наум.1:2-6). Землетрясение, сопровождаемое колебаниями коры вселенского масштаба (ст.5), великий шум (негодование в ст.6), вихрь и бурю ударной волны в виде облака клубящейся пыли, "пыль от ног Его" (ст.3).
Он видит пламя гнева Адонай Цеваот, негодования, разливающегося словно огонь, от него рассыпаются скалы (ст.6); зрит высохшее море, иссякшие реки, увядшую растительность (ст.4).
5. Дыхание Небесного Воителя (30:28)
Отсутствие аналогий и непреодолимые терминологические трудности при изложении увиденного, побудили Исаию, подобно другим пророкам, употребить антропоморфную персонификацию [Л.13, стр. 121, 309], в ней человеческие свойства: гнев, голос, лицо, уста, язык переносятся на Бога или явления природы.
Евреям запрещалось изображать Яхве в какой-то телесной форме, но представлять Его в знакомых поэтических образах считалось вполне допустимым [Л.14, стр. 596]. Используя антропоморфизмы (42:13-15, 30:27), нави рассказывает об уникальном устрашающем стремительном шествии имени Господа при конце рода сего.
"И дыхание Его, как разлившийся (стремительный) поток, который поднимается даже до шеи (по самое горло), чтобы развеять народы до истощения (Через сито погибели просеет Он народы); и будет в челюстях народов узда, направляющая к заблуждению (которая уведёт их с пути)" (30:28; в скобках, текст из [Л.2]).
Характерно, ашем Всевышнего идёт издалека (30:27), "от края неба" (13:5), т.е. от линии горизонта, за ним "горит гнев Его" (30:27, б). "Корень еврейского слова, переведенного как "гнев", означает "горячее дыхание" [Л.15, стр. 368]. А понятие "гнев Божий" выражается разными словами, в т.ч. "charon-af", по-русски, "взрыв" (мы говорим "взрыв негодования").
Из-за удара астероида и термического взрыва образуется глубокое обширное озеро кипящей лавы, будто место сожжения жертв богу Молоху. Место "углублено и расширено (Огненная яма сделана глубокой и широкой); огонь в костре его и дров много (вдоволь); дыхание Господа, словно поток серный, горит в нём" (30:33, пер. [Л.4] в скобках, текст из [Л.3]).
Помимо громадной огненной ямы-озера, мгновенно возникнет ударная волна из раскалённых газов, минеральной пыли, песка; она перемещается со сверхзвуковой скоростью. Молниеносную ударную волну провидец называет "дыхание Его, как разлившийся (стремительный) поток" (30:28, а).
От горячего дыхания Небесного Воителя, "от дуновения духа гнева Его" поднимется дым, откроется морское дно, обнажатся основания мира (2Цар.22:9-16); по всей планете засохнет трава, увянут цветы, погибнут обитатели (Ис.40:7).
Всё же почему в ст. 30:28 упомянуто сито погибели? через него Всемогущий просеет людей. "В данном отрывке речь идёт о пара, решете с мелкими отверстиями, которые позволяли отсеивать от зерна мелкие примеси путём быстрых движений вверх и вниз. Это служит прекрасной метафорой свершения Божьего суда" [Л.14, стр. 715].
Нет, здесь вовсе НЕ метафора. Мощный импакт сопровождается великим землетрясением (Ис.24:17-20, 13:13), даже не одним (Лк.21:11). Оттого обездвиженные пострадавшие, вместе с камнями и окружающими не закреплёнными предметами, быстро подбрасываются вверх да падают вниз, словно семена с примесями в решете (сите).
По причине неоднократных падений, на теле не останется здорового места; образуются ссадины, кровоподтёки, раны, "всё внутри кровоточит" (Ис.1:5, 6; пер.[Л.2]). Примеси просыпаются сквозь отверстия решета при его тряске, точно так осуждённые провалятся в ямы и трещины трясущейся земли (24:17-19). Через сито погибели Эль Шаддай просеет все народы (30:28).
В те дни Он наденет узду, уведёт с пути заблуждения (30:28). "Когда приходят на землю Твои суды, жители мира учатся справедливости" (26:9, б; пер. [Л.3]). В ст. 30:28 "пророк указывает на то, что языческие народы будут принуждены оставить свою прежнюю дорогу и идти таким путём, какой раньше им представлялся ошибочным" [Л.8, стр. 1093]. Отныне, "Господь будет править ими ..." (30:28, пер. [Л.1]).
Евреям запрещалось изображать Яхве в какой-то телесной форме, но представлять Его в знакомых поэтических образах считалось вполне допустимым [Л.14, стр. 596]. Используя антропоморфизмы (42:13-15, 30:27), нави рассказывает об уникальном устрашающем стремительном шествии имени Господа при конце рода сего.
"И дыхание Его, как разлившийся (стремительный) поток, который поднимается даже до шеи (по самое горло), чтобы развеять народы до истощения (Через сито погибели просеет Он народы); и будет в челюстях народов узда, направляющая к заблуждению (которая уведёт их с пути)" (30:28; в скобках, текст из [Л.2]).
Характерно, ашем Всевышнего идёт издалека (30:27), "от края неба" (13:5), т.е. от линии горизонта, за ним "горит гнев Его" (30:27, б). "Корень еврейского слова, переведенного как "гнев", означает "горячее дыхание" [Л.15, стр. 368]. А понятие "гнев Божий" выражается разными словами, в т.ч. "charon-af", по-русски, "взрыв" (мы говорим "взрыв негодования").
Из-за удара астероида и термического взрыва образуется глубокое обширное озеро кипящей лавы, будто место сожжения жертв богу Молоху. Место "углублено и расширено (Огненная яма сделана глубокой и широкой); огонь в костре его и дров много (вдоволь); дыхание Господа, словно поток серный, горит в нём" (30:33, пер. [Л.4] в скобках, текст из [Л.3]).
Помимо громадной огненной ямы-озера, мгновенно возникнет ударная волна из раскалённых газов, минеральной пыли, песка; она перемещается со сверхзвуковой скоростью. Молниеносную ударную волну провидец называет "дыхание Его, как разлившийся (стремительный) поток" (30:28, а).
От горячего дыхания Небесного Воителя, "от дуновения духа гнева Его" поднимется дым, откроется морское дно, обнажатся основания мира (2Цар.22:9-16); по всей планете засохнет трава, увянут цветы, погибнут обитатели (Ис.40:7).
Всё же почему в ст. 30:28 упомянуто сито погибели? через него Всемогущий просеет людей. "В данном отрывке речь идёт о пара, решете с мелкими отверстиями, которые позволяли отсеивать от зерна мелкие примеси путём быстрых движений вверх и вниз. Это служит прекрасной метафорой свершения Божьего суда" [Л.14, стр. 715].
Нет, здесь вовсе НЕ метафора. Мощный импакт сопровождается великим землетрясением (Ис.24:17-20, 13:13), даже не одним (Лк.21:11). Оттого обездвиженные пострадавшие, вместе с камнями и окружающими не закреплёнными предметами, быстро подбрасываются вверх да падают вниз, словно семена с примесями в решете (сите).
По причине неоднократных падений, на теле не останется здорового места; образуются ссадины, кровоподтёки, раны, "всё внутри кровоточит" (Ис.1:5, 6; пер.[Л.2]). Примеси просыпаются сквозь отверстия решета при его тряске, точно так осуждённые провалятся в ямы и трещины трясущейся земли (24:17-19). Через сито погибели Эль Шаддай просеет все народы (30:28).
В те дни Он наденет узду, уведёт с пути заблуждения (30:28). "Когда приходят на землю Твои суды, жители мира учатся справедливости" (26:9, б; пер. [Л.3]). В ст. 30:28 "пророк указывает на то, что языческие народы будут принуждены оставить свою прежнюю дорогу и идти таким путём, какой раньше им представлялся ошибочным" [Л.8, стр. 1093]. Отныне, "Господь будет править ими ..." (30:28, пер. [Л.1]).
6. Утешение израильтян (30:29, 30)
Тайновидец, пересказывая слушателям вызывающее страх видение Богоявления, находит для соотечественников слова утешения.
"Песнь будет у вас (Вы будете петь), как в ночь освящения праздника (когда празднуете священный праздник), и веселье сердца (Ваши сердца будут ликовать), как у идущего со свирелью (под пение флейты), чтобы взойти на гору Господню, к Твердыне Йисраэйля" (30:29, пер. [Л.4]; в скобках, текст из [Л.3]).
Стих 29 совсем не означает, что израильтяне избегут наказания как может показаться на основании Синод. пер. Истребятся нечестивые из всех стран (13:11-13, 24:6, 34:1-3), в т.ч. Мединат Йисраэль (1:28, 5:24, 29:20). В ст. 30:29 речь об окончании Йом Адонай, когда иудеи придут в столицу, построят и освятят Храм (Бейт а-Микдаш), в него вернётся Машиах [Л.9], как Сам обещал (Мт.23:38, 39).
"Песнь будет у вас (Вы будете петь), как в ночь освящения праздника (когда празднуете священный праздник), и веселье сердца (Ваши сердца будут ликовать), как у идущего со свирелью (под пение флейты), чтобы взойти на гору Господню, к Твердыне Йисраэйля" (30:29, пер. [Л.4]; в скобках, текст из [Л.3]).
Стих 29 совсем не означает, что израильтяне избегут наказания как может показаться на основании Синод. пер. Истребятся нечестивые из всех стран (13:11-13, 24:6, 34:1-3), в т.ч. Мединат Йисраэль (1:28, 5:24, 29:20). В ст. 30:29 речь об окончании Йом Адонай, когда иудеи придут в столицу, построят и освятят Храм (Бейт а-Микдаш), в него вернётся Машиах [Л.9], как Сам обещал (Мт.23:38, 39).
Посему уцелевшие жители Йерушалаима будут петь "как в ночь священного праздника" (ст.29), т.е. словно в Пэсах, по версии авторов [Л.7, 8, 16].
На самом деле, веселье наступит в 7-й день другого праздника Суккот (кущи или шалаши, рис.3). В ту пору, вечером, ликующая масса поющих, под звуки музыкальных инструментов, потечёт на "гору Господню" (29, в).
Горожане и многочисленные паломники посетят Дом молитвы, чтобы увидеть возвращение Твердыни Израиля [Л.9]. Никакого отношения к празднованию древними евреями суда Божьего над ассирийцами (?), как предполагается в комментариях [Л.7, 16], ст.29 не имеет.
В следующем стихе нави возвращается к главной теме (теофании), но в отличие от ст. 27, 28 он не только видит шествие имени Йахвэ, но слышит его (29:6).
"И (1) возгремит (даст услышать) Господь величественным ("Грозный голос") гласом Своим, и (2) явит тяготеющую мышцу Свою ("явится рука Его - и удар нанесёт") в сильном (3) гневе и в (4) пламени поедающего огня (в пламени огня пожирающего ураганом), в (5) буре и в (6) наводнении ("Начнётся ливень") и в (7) каменном граде" (30:30; в скобках: текст из [Л.4], в кавычках - из [Л.2], цифры - стадии катаклизма).
"Поражение, которое Он (Бог) нанесёт ассирийцам, будет подобно пожару, наводнению и граду" [Л.26, стр. 828]. Но верно ли такое аллегорическое толкование предсказания? не искажает ли данная экзегеза смысл ст.30?
На самом деле, веселье наступит в 7-й день другого праздника Суккот (кущи или шалаши, рис.3). В ту пору, вечером, ликующая масса поющих, под звуки музыкальных инструментов, потечёт на "гору Господню" (29, в).
Горожане и многочисленные паломники посетят Дом молитвы, чтобы увидеть возвращение Твердыни Израиля [Л.9]. Никакого отношения к празднованию древними евреями суда Божьего над ассирийцами (?), как предполагается в комментариях [Л.7, 16], ст.29 не имеет.
В следующем стихе нави возвращается к главной теме (теофании), но в отличие от ст. 27, 28 он не только видит шествие имени Йахвэ, но слышит его (29:6).
"И (1) возгремит (даст услышать) Господь величественным ("Грозный голос") гласом Своим, и (2) явит тяготеющую мышцу Свою ("явится рука Его - и удар нанесёт") в сильном (3) гневе и в (4) пламени поедающего огня (в пламени огня пожирающего ураганом), в (5) буре и в (6) наводнении ("Начнётся ливень") и в (7) каменном граде" (30:30; в скобках: текст из [Л.4], в кавычках - из [Л.2], цифры - стадии катаклизма).
"Поражение, которое Он (Бог) нанесёт ассирийцам, будет подобно пожару, наводнению и граду" [Л.26, стр. 828]. Но верно ли такое аллегорическое толкование предсказания? не искажает ли данная экзегеза смысл ст.30?
7. История или эсхатология?
Практически все интепретаторы уверены, в таинственных стихах 30:27-30 сообщается о давнем историческом событии, ассирийском нашествии [Л.7, 8, 16-19 и т.д.].
Авторы [Л.7] пишут, "его пророчество касается ассирийской армии, которая подвергнет осаде Иерусалим, но в одну ночь погибнет" (стр. 72). "Исаия передаёт весть о разрушении Ассирии" [Л.16, стр. 990], "удары жезла Божия будут смертельны для Ассура" [Л.8, стр. 1094]. "Пророчество исполнилось в 701 г. до Р.Х." [Л.26, стр. 829].
Однако в 701 году до Р.Х. Богоявления не было, ни в масштабе всей планеты, ни даже в Иудее. Во всём предсказании ст. 30:27-30 нет ни одного упоминания о какой-либо человеческой армии, какого-нибудь государства.
Сверх того, контекст (ст.19-26) указывает на грядущее мессианское царство, лишь в будущем окончится "день поражения, когда упадут башни" (30:25, в). Да и завершение главы 30 (ст.33) посвящено Тофелу, долине Гинном вблизи Иерусалима. Вовсе не погребальному костру ассирийского царя в Ниневии, как предполагается в [Л.7, 8, 18], ибо костёр "зажжёт дуновение Господа".
Упоминание исторического Ассура, его жезлом накажет Йахвэ (ст.31), служит лишь прообразом (архетипом) теофании (ст.27-30, 33). За ней сразу наступит Его царство (ст.19-25), "когда Господь обвяжет рану народа Своего и исцелит нанесенные ему язвы" (ст.26, б).
В таком случае, о чём пророк пишет в загадочном ст. 30:30? О том же, что в стихе 29:6, результатах падения крупного небесного объекта (см. комм. на ст. 29:6 в §4). (1) Громе акустической ударной волны (30:30) из-за появления на небосводе как-бы большой горы, пылающей огнём (Отк.8:8). Как предсказано, (2) "явится рука Его - и удар нанесёт" (Ис.30:30, пер. [Л.2]; "Мышца и рука - библейские образы силы и власти" [Л.6]).
От импакта возникнет глубокая широкая "Огненная яма" (ст.33, пер. [Л.3]). В воздухе - пламя (4) "поедающего огня" и (5) буря (ст.30), т.е. горячая, до 700 000 оС, сверхзвуковая ударная волна. Дыхание Бога небесных воинств, (3) гнев Его, всё уничтожит (4) "в пламени огня пожирающего ураганом" (пер. [Л.4]).
Стихийные бедствия завершатся сильными осадками, "Начнётся ливень ... град полетит!" (ст.30, пер. [Л.2]), окончится (7) "великим дождём и крупным градом" (пер. [Л.1]).
Потому что в воздух будут выброшены колоссальные объёмы разных веществ, в т.ч. паров воды. Их конденсация на микрочастицах пыли вызовет массовое образование крупных капель в нижней атмосфере, также градин гигантских размеров в её верхних слоях [Л.20].
Когда капли воды и град перестанут удерживаться мощными восходящими потоками воздуха, они рухнут на землю (рис.4) в виде ливня и камней града, как в видении Йешайа (30:30, пер. [Л.1, 2, 3].
Авторы [Л.7] пишут, "его пророчество касается ассирийской армии, которая подвергнет осаде Иерусалим, но в одну ночь погибнет" (стр. 72). "Исаия передаёт весть о разрушении Ассирии" [Л.16, стр. 990], "удары жезла Божия будут смертельны для Ассура" [Л.8, стр. 1094]. "Пророчество исполнилось в 701 г. до Р.Х." [Л.26, стр. 829].
Однако в 701 году до Р.Х. Богоявления не было, ни в масштабе всей планеты, ни даже в Иудее. Во всём предсказании ст. 30:27-30 нет ни одного упоминания о какой-либо человеческой армии, какого-нибудь государства.
Сверх того, контекст (ст.19-26) указывает на грядущее мессианское царство, лишь в будущем окончится "день поражения, когда упадут башни" (30:25, в). Да и завершение главы 30 (ст.33) посвящено Тофелу, долине Гинном вблизи Иерусалима. Вовсе не погребальному костру ассирийского царя в Ниневии, как предполагается в [Л.7, 8, 18], ибо костёр "зажжёт дуновение Господа".
Упоминание исторического Ассура, его жезлом накажет Йахвэ (ст.31), служит лишь прообразом (архетипом) теофании (ст.27-30, 33). За ней сразу наступит Его царство (ст.19-25), "когда Господь обвяжет рану народа Своего и исцелит нанесенные ему язвы" (ст.26, б).
В таком случае, о чём пророк пишет в загадочном ст. 30:30? О том же, что в стихе 29:6, результатах падения крупного небесного объекта (см. комм. на ст. 29:6 в §4). (1) Громе акустической ударной волны (30:30) из-за появления на небосводе как-бы большой горы, пылающей огнём (Отк.8:8). Как предсказано, (2) "явится рука Его - и удар нанесёт" (Ис.30:30, пер. [Л.2]; "Мышца и рука - библейские образы силы и власти" [Л.6]).
От импакта возникнет глубокая широкая "Огненная яма" (ст.33, пер. [Л.3]). В воздухе - пламя (4) "поедающего огня" и (5) буря (ст.30), т.е. горячая, до 700 000 оС, сверхзвуковая ударная волна. Дыхание Бога небесных воинств, (3) гнев Его, всё уничтожит (4) "в пламени огня пожирающего ураганом" (пер. [Л.4]).
Стихийные бедствия завершатся сильными осадками, "Начнётся ливень ... град полетит!" (ст.30, пер. [Л.2]), окончится (7) "великим дождём и крупным градом" (пер. [Л.1]).
Потому что в воздух будут выброшены колоссальные объёмы разных веществ, в т.ч. паров воды. Их конденсация на микрочастицах пыли вызовет массовое образование крупных капель в нижней атмосфере, также градин гигантских размеров в её верхних слоях [Л.20].
Когда капли воды и град перестанут удерживаться мощными восходящими потоками воздуха, они рухнут на землю (рис.4) в виде ливня и камней града, как в видении Йешайа (30:30, пер. [Л.1, 2, 3].
8. Разговор с Всевышним (63:1)
Шестьдесят вторая глава Книги завершается обещанием теофании, "скажите дщери Сиона: грядет Спаситель твой" (62:11, б). О грядущей сенсации стражи Йерушалаима не должны умолкать ни днём ни ночью (ст.6). В поразительном эпизоде (63:1-6) роль одного из персонажей, вступающим в разговор с Адонаем, отведена самому нави.
"Кто это идёт от Едома, в червлёных (багряных, "алых") ризах (одеждах) от Восора (Боцры), столько величественный (великолепный) в Своей одежде (одеянии), выступающий (опоясанный) в полноте силы Своей? "Я - изрекающий правду ("праведный суд"), сильный, чтобы спасать" (63:1; в скобках: текст из [Л.4], в кавычках - из [Л.2]).
Автор работы [Л.18] утверждает, "пророк смотрит в будущее и видит Иисуса Христа, возвращающегося с битвы при Армагеддоне, которая станет кульминацией дня Господня" (стр. 646). Здесь. "Будущее возмездие Мессии нечестивым ..." [Л.16, стр. 1038; Л.8].
Первый вопрос, возникающий при изучении ст.1, почему Яхве Цеваот в червлёных (багряных, алых, красных) ризах? опоясанный "в полноте (могучей) силы Своей". О каком одеянии речь? очевидно небе (40:22), его покроет величие Бога (Авв.3:3). На высоте Он одевается "светом, как ризою" (Пс.103:2, а), облака колесница Его (ст.3).
Отчего заоблачная голубая высь станет червлёной? или багряной, т.е. багровой, красного густого тёмного оттенка. Потому что изменится характер диффузного излучения атмосферы. Небосвод будет красным из-за аэрозольного рассеяния света, более интенсивного, чем нынешнее молекулярное [Л.21].
Второй принципиальный вопрос, почему Вседержитель появляется от территории древнего Едома и его, одно время, столицы Боцры? находившихся на юг от Иерусалима. О том, что указанное южное направление не случайно, свидетельствует видение Хаваккука (Авв.3:3, Феман - оазис Едомской пустыни).
Считается, в ст. 63:1, Едом да Восор "олицетворяют собой весь языческий мир и - более расширительно - весь мир зла, противоборствующий Богу" [Л.7, стр. 120; Л.8, 14, 16-19]. Странно, оазис Феман и гора Фаран тоже олицетворяют мир зла?
Автор [Л.22] настаивает. "Едом" и "Восор" - тщательно продуманные символы ..." (стр. 148). Алогично, почему ещё более продуманными яркими символами не могут служить Ассур, Египет, Моав или Аммон? Для иудейских пророков, в данном случае, Едом не символ, но территория единственной близлежащей страны, находящейся на юго-востоке.
В часы таинственной теофании, невидимый в начале ночи "тайник Его силы" (Авв.3:4), он же небесное точило (Ис.63:2, 3), в конце ночной поры будет кульминировать в юго-восточной части неба [Л.23]. Над территорией древнего Едома, над современным селением Эль-Бусера, остатком знаменитого города Восор [Л. 24], в т.ч. над Феманом да горой Фаран, нынешний горный массив Джебель-Макра.
"Кто это идёт от Едома, в червлёных (багряных, "алых") ризах (одеждах) от Восора (Боцры), столько величественный (великолепный) в Своей одежде (одеянии), выступающий (опоясанный) в полноте силы Своей? "Я - изрекающий правду ("праведный суд"), сильный, чтобы спасать" (63:1; в скобках: текст из [Л.4], в кавычках - из [Л.2]).
Автор работы [Л.18] утверждает, "пророк смотрит в будущее и видит Иисуса Христа, возвращающегося с битвы при Армагеддоне, которая станет кульминацией дня Господня" (стр. 646). Здесь. "Будущее возмездие Мессии нечестивым ..." [Л.16, стр. 1038; Л.8].
Первый вопрос, возникающий при изучении ст.1, почему Яхве Цеваот в червлёных (багряных, алых, красных) ризах? опоясанный "в полноте (могучей) силы Своей". О каком одеянии речь? очевидно небе (40:22), его покроет величие Бога (Авв.3:3). На высоте Он одевается "светом, как ризою" (Пс.103:2, а), облака колесница Его (ст.3).
Отчего заоблачная голубая высь станет червлёной? или багряной, т.е. багровой, красного густого тёмного оттенка. Потому что изменится характер диффузного излучения атмосферы. Небосвод будет красным из-за аэрозольного рассеяния света, более интенсивного, чем нынешнее молекулярное [Л.21].
Второй принципиальный вопрос, почему Вседержитель появляется от территории древнего Едома и его, одно время, столицы Боцры? находившихся на юг от Иерусалима. О том, что указанное южное направление не случайно, свидетельствует видение Хаваккука (Авв.3:3, Феман - оазис Едомской пустыни).
Считается, в ст. 63:1, Едом да Восор "олицетворяют собой весь языческий мир и - более расширительно - весь мир зла, противоборствующий Богу" [Л.7, стр. 120; Л.8, 14, 16-19]. Странно, оазис Феман и гора Фаран тоже олицетворяют мир зла?
Автор [Л.22] настаивает. "Едом" и "Восор" - тщательно продуманные символы ..." (стр. 148). Алогично, почему ещё более продуманными яркими символами не могут служить Ассур, Египет, Моав или Аммон? Для иудейских пророков, в данном случае, Едом не символ, но территория единственной близлежащей страны, находящейся на юго-востоке.
В часы таинственной теофании, невидимый в начале ночи "тайник Его силы" (Авв.3:4), он же небесное точило (Ис.63:2, 3), в конце ночной поры будет кульминировать в юго-восточной части неба [Л.23]. Над территорией древнего Едома, над современным селением Эль-Бусера, остатком знаменитого города Восор [Л. 24], в т.ч. над Феманом да горой Фаран, нынешний горный массив Джебель-Макра.
9. Точило гнева (63:2, 3)
Исаию настолько поразило видение Богоявления, так сильно удивил цвет риз Его (63:1), что он задал ещё один вопрос.
"Отчего же одеяние Твоё красно (красного цвета), и ризы у Тебя - как у топтавшего (виноград) в точиле (давильне)?" (63:2; в скобках, текст из [Л.2]).
Полученный ответ смутил тайновидца, он умолк. Нижеследующие загадочно-непонятные слова Эль Шаддай приводят в замешательство многие поколения христиан, не одного сына Амоца, его слушателей или читателей.
"Я топтал точило один (Я один был в точиле), и из народов никого не было со Мною (мне никто не помогал); и Я топтал их во гневе Моём и попирал их в ярости моей; кровь их брызгала на ризы Мои, и Я запятнал (запачкал) всё одеяние Своё" (63:3; в скобках, текст из [Л.1]).
"Бог изображается как гневно попирающий грешников в точиле, и одежда Его при этом окропляется кровью" [Л.6, стр. 1213].
В древние времена точилом называлась яма (5:2, Мт.21:33), высеченная в камне или выкопанная в земле, обложенная камнями с глиной [Л.6].
"Точило обыкновенно высекалось в твёрдой скале и представляло котлообразный чан, с отверстием на дне, через которое сок от раздавленных в верхнем чане ягод стекал в нижний, меньший по размеру чан, тоже высеченный в скале" [Л.25, стр. 451].
В верхней ёмкости топтали голыми ступнями гроздья (рис.5), брызги от смятых ягод каберне окрашивали одежду работников в красный цвет ([Л.24, 25]; евр. слово "нецах" означает и сок винограда и кровушку).
Необычный шокирующий образ народов, сплющенных Небесным Воителем в гневе словно ягоды в точиле (63:3), НЕ следует трактовать буквально подобно иным толкователям. Например.
"Одежда нашего Господа обрызгана кровью ... Враг будет раздавлен, как виноград, и будет вынужден пить собственную кровь из чаши Божьего гнева" [Л.18]. "Победитель величественно выступает в своих бранных одеждах, забрызганных, как виноградным соком, кровью его многочисленных врагов" [Л.8], "это кровь нечестивых ..." [Л.22; Л.6].
"Отчего же одеяние Твоё красно (красного цвета), и ризы у Тебя - как у топтавшего (виноград) в точиле (давильне)?" (63:2; в скобках, текст из [Л.2]).
Полученный ответ смутил тайновидца, он умолк. Нижеследующие загадочно-непонятные слова Эль Шаддай приводят в замешательство многие поколения христиан, не одного сына Амоца, его слушателей или читателей.
"Я топтал точило один (Я один был в точиле), и из народов никого не было со Мною (мне никто не помогал); и Я топтал их во гневе Моём и попирал их в ярости моей; кровь их брызгала на ризы Мои, и Я запятнал (запачкал) всё одеяние Своё" (63:3; в скобках, текст из [Л.1]).
"Бог изображается как гневно попирающий грешников в точиле, и одежда Его при этом окропляется кровью" [Л.6, стр. 1213].
В древние времена точилом называлась яма (5:2, Мт.21:33), высеченная в камне или выкопанная в земле, обложенная камнями с глиной [Л.6].
"Точило обыкновенно высекалось в твёрдой скале и представляло котлообразный чан, с отверстием на дне, через которое сок от раздавленных в верхнем чане ягод стекал в нижний, меньший по размеру чан, тоже высеченный в скале" [Л.25, стр. 451].
В верхней ёмкости топтали голыми ступнями гроздья (рис.5), брызги от смятых ягод каберне окрашивали одежду работников в красный цвет ([Л.24, 25]; евр. слово "нецах" означает и сок винограда и кровушку).
Необычный шокирующий образ народов, сплющенных Небесным Воителем в гневе словно ягоды в точиле (63:3), НЕ следует трактовать буквально подобно иным толкователям. Например.
"Одежда нашего Господа обрызгана кровью ... Враг будет раздавлен, как виноград, и будет вынужден пить собственную кровь из чаши Божьего гнева" [Л.18]. "Победитель величественно выступает в своих бранных одеждах, забрызганных, как виноградным соком, кровью его многочисленных врагов" [Л.8], "это кровь нечестивых ..." [Л.22; Л.6].
Да, во время стихийных бедствий [Л.10-12, 20, 21] она хлынет не только из ран, но также течёт из рта, носа, ушей [Л.20, 21; что совсем не означает, Всемогущий прямо-таки раздавит народы. С другой стороны, ст.3 нельзя принимать за вневременную аллегорию как авторы [Л.7]. Здесь вовсе не "образ единоборства Господа (Мессии) с силами зла и ада ..." (стр. 120).
За аналог давильной ямы, Йешайа и Иоханан (Отк.19:15) принимают не ад, по версии в [Л.8], но радиант (рис.1). Его метеорные вспышки подобны брызгам, окрашивающим высь в красные ризы. По причине изменения оптических свойств [Л.10] небо станет алым (63:1-3). Такого цвета выглядят космические тела: меч Воителя (34:6), войско Его (Наум.2:3), луна (Отк.6:12), дракон и зверь (12:3, 17:3).
Все открытые водоёмы и суша наполнятся кровью (16:3-6, Ис.26:21), всё же НЕ человеческой (63:6), а потоками кровавого дождя с градом (Отк.8:7). От многодневного ливня размокнут горы (Ис.34:3), наполнятся красной жидкостью многочисленные рытвины (Иез.32:6), погаснут очаги масштабных пожаров.
Исполнится обещание Всевышнего строптивому роду сему. "И покажу знамения на небе и на земле: кровь и огонь и столпы дыма" (Иоил.2:30).
За аналог давильной ямы, Йешайа и Иоханан (Отк.19:15) принимают не ад, по версии в [Л.8], но радиант (рис.1). Его метеорные вспышки подобны брызгам, окрашивающим высь в красные ризы. По причине изменения оптических свойств [Л.10] небо станет алым (63:1-3). Такого цвета выглядят космические тела: меч Воителя (34:6), войско Его (Наум.2:3), луна (Отк.6:12), дракон и зверь (12:3, 17:3).
Все открытые водоёмы и суша наполнятся кровью (16:3-6, Ис.26:21), всё же НЕ человеческой (63:6), а потоками кровавого дождя с градом (Отк.8:7). От многодневного ливня размокнут горы (Ис.34:3), наполнятся красной жидкостью многочисленные рытвины (Иез.32:6), погаснут очаги масштабных пожаров.
Исполнится обещание Всевышнего строптивому роду сему. "И покажу знамения на небе и на земле: кровь и огонь и столпы дыма" (Иоил.2:30).
10. Пора мстить? (63:4-6)
В следующем стихе Благословенный сообщает пророку о возмездии, одновременно, обещая спасение искупленным.
"Ибо день мщения (возмездия) - в сердце Моём, и год Моих искупленных настал (год Моего искупительного труда)" (63:4; в скобках, текст из [Л.3], "настало время Мне спасти и сохранить народ Мой", пер. [Л.1]).
В данном случае, сутки возмездия грешникам "за беззакония их" (13:11), год искупления (помилования) раскаявшихся (55:7, 62:12), не буквальные периоды. День наказания продлится 3,5 года, вплоть до возвращения Машиаха [Л.9], год искупления (63:4), "лето Господне благоприятное" (61:2) растянется на тысячу лет (Отк.11:15, 20:4-7).
Некоторые христиане полагают, "день мщения" есть Третья мировая термоядерная война, якобы, обрисованная Иохананом в Откровении (главы 8, 9, 16). Но видение, открытое Исаие (63:3), опровергает данное воззрение. Йахвэ Элохим Сам накажет нечестивых, без какой-либо человеческой помощи.
"Я смотрел,- и не было помощника; дивился, что не было (Мне опоры!) поддерживающего; но помогла Мне мышца Моя (тогда Моя рука принесла Мне победу), и ярость Моя - она поддержала Меня (сделалась Мне опорой!)" (63:5; в скобках, текст из [Л.2]).
Слово дивился или "удивился" (пер. [Л.4]), точнее "был поражён" [Л.2] или "был потрясён" [Л.3] конечно же предназначалось нави да его слушателям. С целью подчеркнуть отсутствие человеческих помощников и опоры, т.к. сказано, "Я ... произвожу бедствия" (45:7).
"Ибо день мщения (возмездия) - в сердце Моём, и год Моих искупленных настал (год Моего искупительного труда)" (63:4; в скобках, текст из [Л.3], "настало время Мне спасти и сохранить народ Мой", пер. [Л.1]).
В данном случае, сутки возмездия грешникам "за беззакония их" (13:11), год искупления (помилования) раскаявшихся (55:7, 62:12), не буквальные периоды. День наказания продлится 3,5 года, вплоть до возвращения Машиаха [Л.9], год искупления (63:4), "лето Господне благоприятное" (61:2) растянется на тысячу лет (Отк.11:15, 20:4-7).
Некоторые христиане полагают, "день мщения" есть Третья мировая термоядерная война, якобы, обрисованная Иохананом в Откровении (главы 8, 9, 16). Но видение, открытое Исаие (63:3), опровергает данное воззрение. Йахвэ Элохим Сам накажет нечестивых, без какой-либо человеческой помощи.
"Я смотрел,- и не было помощника; дивился, что не было (Мне опоры!) поддерживающего; но помогла Мне мышца Моя (тогда Моя рука принесла Мне победу), и ярость Моя - она поддержала Меня (сделалась Мне опорой!)" (63:5; в скобках, текст из [Л.2]).
Слово дивился или "удивился" (пер. [Л.4]), точнее "был поражён" [Л.2] или "был потрясён" [Л.3] конечно же предназначалось нави да его слушателям. С целью подчеркнуть отсутствие человеческих помощников и опоры, т.к. сказано, "Я ... произвожу бедствия" (45:7).
Победу Вседержителю принесёт сила, опорой послужит гнев горячего дыхания Его (63:5). Чем окончится грандиозная по масштабам и следствиям теофания для лукавого, прелюбодейного, неверного рода сего?
"И попрал (растоптал) Я народы во гневе Моём, и сокрушил их в ярости Моей (опьянил их яростью Моей), и вылил на землю кровь их" (63:6; в скобках, текст [Л.4]).
"И попрал (растоптал) Я народы во гневе Моём, и сокрушил их в ярости Моей (опьянил их яростью Моей), и вылил на землю кровь их" (63:6; в скобках, текст [Л.4]).
Но за что, Господи, такое жестокое наказание беспечно живущим? Провидец отвечает, "за их беззаконие" (26:21), "зло", пер. [Л.1], "преступления" [Л.2], "грехи" [Л.3]. В те дни, "земля откроет поглощённую ею кровь, и уже не скроет убитых своих" (ст.21, б), мощным сотрясением выброшенных из могил (Иер.8:1).
Прорвётся небо, от лица Бога растают горы (Ис.64:1-3), засохнет трава, исчезнет вода в реках да озёрах (42:15). Горящий гнев, язык и дыхание Его, т.е. пламя всепоедающего огня, горячая пылевая буря, вихрь, ливень, град развеют "народы до истощения" (30:27-30).
Растоптанные словно ягоды (63:1-5) опьянеют от ярости Элоах (ст.6), потеряв нормальную способность стоять ("астазия") или ходить ("абазия") [Л.11]. Шатаясь словно пьяные да падая, они в изумлении смотрят друг на друга. "Взгляни и удивись - вы опьянели, но не вино вас опьянило, взгляни и удивись - вы падаете, но не вино валит вас с ног" (29:9; пер.[Л.1]).
Прорвётся небо, от лица Бога растают горы (Ис.64:1-3), засохнет трава, исчезнет вода в реках да озёрах (42:15). Горящий гнев, язык и дыхание Его, т.е. пламя всепоедающего огня, горячая пылевая буря, вихрь, ливень, град развеют "народы до истощения" (30:27-30).
Растоптанные словно ягоды (63:1-5) опьянеют от ярости Элоах (ст.6), потеряв нормальную способность стоять ("астазия") или ходить ("абазия") [Л.11]. Шатаясь словно пьяные да падая, они в изумлении смотрят друг на друга. "Взгляни и удивись - вы опьянели, но не вино вас опьянило, взгляни и удивись - вы падаете, но не вино валит вас с ног" (29:9; пер.[Л.1]).
ЛИТЕРАТУРА
1. Библия. Современный перевод Библейских текстов.- М.: World Bible Translation Center, 2002.- 1 150с.
2. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета, канонические. Современный русский перевод.- М.: Российское библейское общество, 2011.- 1 408 с.
3. Библия. Новый Перевод на Русский Язык.- Herrljunga, Sweden: Международное Библейское Общество, 2007.- 1 228 с.
2. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета, канонические. Современный русский перевод.- М.: Российское библейское общество, 2011.- 1 408 с.
3. Библия. Новый Перевод на Русский Язык.- Herrljunga, Sweden: Международное Библейское Общество, 2007.- 1 228 с.
4. Первые и последние пророки.- Йерушалаим: Мосад Арав КУК, 1975.- 1 002 с.
5. Статья №1 "Признак и знамение Второго пришествия Иисуса Христа".
6. Словарь библейских образов.- СПб.: Библия для всех, 2016.- 1 423 с.
7. Толкование Ветхозаветных книг. От книги Исаии по Книгу Малахии.- Ашфорд: Славянское миссионерское издательство, 1966.- 602 с.
5. Статья №1 "Признак и знамение Второго пришествия Иисуса Христа".
6. Словарь библейских образов.- СПб.: Библия для всех, 2016.- 1 423 с.
7. Толкование Ветхозаветных книг. От книги Исаии по Книгу Малахии.- Ашфорд: Славянское миссионерское издательство, 1966.- 602 с.
8. Толковая Библия. Комментарий на все книги Святого Писания. Под ред. Лопухина А.П. Том 1.- Минск: Харвест, 2001.- 1 168 с.
9. Статья №14 "Числа".
10. Статья "Комментарии к Книге пророка Исаии. День Господа".
11. Статья "Комментарии к Книге пророка Исаии. Великая скорбь".
12. Статья "5. Комментарии к Книге пророка Наума. Глава 1 - Гнев Господень".
13. Щедровицкий Д.В. Введение в Ветхий Завет.- М.: Теревинф, 2001.- 1 088 с.
14. Библейский культурно-исторический комментарий. Часть 1. Ветхий Завет.- СПб.: Мирт, 2003.- 984с.
10. Статья "Комментарии к Книге пророка Исаии. День Господа".
11. Статья "Комментарии к Книге пророка Исаии. Великая скорбь".
12. Статья "5. Комментарии к Книге пророка Наума. Глава 1 - Гнев Господень".
13. Щедровицкий Д.В. Введение в Ветхий Завет.- М.: Теревинф, 2001.- 1 088 с.
14. Библейский культурно-исторический комментарий. Часть 1. Ветхий Завет.- СПб.: Мирт, 2003.- 984с.
15. Рэй Стэдмен. Путешествие по Библии/Подробный путеводитель по всей Библии.- USA: Word Wide Printing, 2005.- 704 с.
16. Учебная Библия с комментариями Джона Мак-Артура.- Минск: Славянское Евангельское общество, 2004.- 2 201 с.
17. Джон Ф.А. Сойэр. Комментарии к книгам Ветхого Завета. Книга пророка Исаии I. Том 13.- USA, Scottdale, ВСБ, 1993.-243 с.
16. Учебная Библия с комментариями Джона Мак-Артура.- Минск: Славянское Евангельское общество, 2004.- 2 201 с.
17. Джон Ф.А. Сойэр. Комментарии к книгам Ветхого Завета. Книга пророка Исаии I. Том 13.- USA, Scottdale, ВСБ, 1993.-243 с.
18. Уоррен Уирсби. Комментарий на Ветхий Завет. В 2-х т. Том II. Ездра - Малахия.- СПб.: Библия для всех, 2011.- 1 111 с.
19. Новый Библейский комментарий в 3 ч. Ч.2. Ветхий завет. Псалтирь - Книга Пророка Малахии.- СПб.: Мирт, 2000.- 571 с.
20. Статья №3 "День Господень".
21. Статья №2 "Гог из земли Магог: конец мира сего".
22. Джон Ф.А. Сойэр. Комментарии к книгам Ветхого Завета. Книга пророка Исаии II. Том 14.- USA, Scottdale, ВСБ, 1993.-179 с.
23. Статья "3. Комментарии к Книге пророка Аввакума. Глава 3 - Богоявление".
24. Ринекер Ф., Майер Г. Библейская энциклопедия Брокгауза.- Кременчуг: Християнська зоря, 1999.- 1 088с.
25. Нюстрем Э. Библейский Словарь.- СПб.: Библия для всех, 2001.- 523 с.
26. Славянский библейский комментарий.- Киев: ЕААА, Книгоноша, 2016.- 1840 с.
21. Статья №2 "Гог из земли Магог: конец мира сего".
22. Джон Ф.А. Сойэр. Комментарии к книгам Ветхого Завета. Книга пророка Исаии II. Том 14.- USA, Scottdale, ВСБ, 1993.-179 с.
23. Статья "3. Комментарии к Книге пророка Аввакума. Глава 3 - Богоявление".
24. Ринекер Ф., Майер Г. Библейская энциклопедия Брокгауза.- Кременчуг: Християнська зоря, 1999.- 1 088с.
25. Нюстрем Э. Библейский Словарь.- СПб.: Библия для всех, 2001.- 523 с.
26. Славянский библейский комментарий.- Киев: ЕААА, Книгоноша, 2016.- 1840 с.