Комментарии к Книге пророка Исаии. Теофания (30:27-30, 63:1-6, 64:1-3)

"Вот, имя Господа идёт издали, горит гнев Его,
и пламя его сильно, уста Его исполнены негодования, 
и язык Его, как огонь поедающий" (Ис. 30:27)
 

1. Вступление

     Исследуя пророчества, содержащиеяся в собрании речей ветхозаветных малых пророков ("Терей-Асар"), нельзя не обратить внимание на одно выдающееся эсхатологическое событие - Богоявление (теофанию). 
     Слово теофания происходит от двух греческих слов, означающих "Бог" и "показывать". Таким образом "теофания - это явление божества. Явления Бога отмечены в еврейском Писании как важные события в жизни Израиля" [Л.6].
     Например, нави Цефанйа, Хаваккук, Нахум, Зехарйа, Миха, Йоэйл провидят время, когда Яхве Элохим посетит землю (Соф.1:8-12, 3:15, Авв.3:3-15, Наум.1:3-6, Зах.2:10-13, Мих.1:3, 4, Иоил.3:17). Теме теофании значительное место уделяет также Йешайа.
     Композиция ст. 64:1-3, 30:27-30, 63:1-6. 1. Молитва пророка о Богоявлении (64:1-3).
         2. Видение шествия имени Йахвэ (30:27-30).            
         3. Диалог Исаии с Господом (63:1-6).
     Главная тема. Явление Бога Своему творению в последние дни, сопровождаемое стихийными бедствиями и гибелью отвернувшихся от Него людей.
     Цель написания. Раскрыть содержание теофании как вселенского суда над миром, который сгорит в пламени гнева Эль Шаддай.
     Содержание. Пророк обращается к Богу с молитвой прорвать небеса, сойти на землю (64:1), тогда от лица Его растают горы и содрогнутся народы (ст.2, 3).
      В ответ на молитву Йешайа получает видение шествия имени Яхве по земле (30:27). В сильном гневе, негодовании, пламени поедающего огня, буре, наводнении, каменном граде (ст.28-30).
    Пророк вступает в разговор с Адонаем, задавая вопросы (63:1, 2), получая исчерпывающие ответы (ст.1-3). Йешайа умолкает, узнав причину гнева Всемогущего (ст.4), производящего суд силой Своей, без помощника, без поддерживающего (ст.5). Народы будут сокрушены и растоптаны, а кровь их - вылита на землю (ст.6).
      Проблемы толкования. Пророчества Исаии 63:1-6, 64:1-3 носят иносказательный, гиперболический или буквальный характер. Стихи 30:27-30 касаются ассирийской армии или их следует отнести к последним дням.

2. Молитва пророка (64:1, 2)

    Получив грозное видение посещения Адонай Элохим земли (63:1-6), Йешайа обращается к Нему в молитве (63:7 - 64:12). Подобное сделает позднее нави Хаваккук (Авв.3:1, 2).
  
   "О, если бы Ты расторг (прорвав) небеса и сошёл (на землю спустился)! горы растаяли бы от лица Твоего,
   Как от плавящего огня (горы сгорели бы в пламени, словно кусты), как от кипятящего воду (и закипели бы, словно вода), чтобы имя Твоё сделать известным врагам Твоим; от лица Твоего содрогнулись ("затрепетели") бы народы" (64:1, 2; в скобках: текст из [Л.1], в кавычках - из  [Л.2]).

     Из современных переводов [Л.1-3] следует, горы растают (содрогнутся), а народы затрепещут  перед Всемогущим. Что создаёт ложное впечатление Его личного присутствия. Однако как в Септуагинте (Синод. пер.), так и Масоретском тексте [Л.4], написано "от лица Твоего" (смотрите также Авв.3:5, Наум.1:5, Отк.6:16).
     "В Ветхом Завете Бог всегда трансцендентен, Он вне Своего творения, хотя оно способно отражать Его славу и могущество" [Л.6, стр. 1203]. Так Йешайа, используя ряд антропоморфизмов (64:1, 2), указывает на нечто, свидетельствующее о незримом присутствии Яхве Цеваот.

     По-видимому речь о мощном радианте ([Л.5], рис. 1). Исаия называет его лицо Бога (19:1, 40:10, 64:1, 2), уста Его (11:4, 30:27), знамя на высокой горе (13:2), точило (63:3), прорванные небеса (64:1), колесница Бога (66:15).
    Категория "таяние" (64:1) в до научном понимании мира занимала основное положение [Л.6, стр.777]. Таяние означало не "содрогание" и даже не "разрушение", но уменьшение в размерах, оседание, плавление, "как воск от огня" (Мих.1:4, б).
    На фоне мощного радианта метеорного потока (лица Йахвэ) растают (осядут): горы (Мих.1:4, Пс.96:5), холмы (Наум.1:5, Авв.3:6), вся земля (Ам.9:5, Пс.45:7). "Как от плавящего огня" (Ис.64:2, а). Причиной чего послужит глобальное землетрясение (24:17-20, Наум.1:5, Авв.3:6, Отк.16:18).
    Йешайа также предсказывает судьбу людей, "от лица Твоего содрогнулись (затрепетали) бы народы" (64:2, в). Действительно, из-за землетрясения (Наум.1:5, Авв.3:6, Пс.98:1) в состояние тряски, трепета, дрожи тела и его органов войдут жители земли (Ис.21:3, 4, 35:3, Авв.3:16, Иез. 7:27), вострепещут все её обитатели (38:20).

3. Теофания (64:3, 30:27)

     Пророку есть с чем сравнить видение эсхатологической теофании (64:1, 2, 30:27-30). С явлением Сущего избранному народу в дни древние, во времена Шемот.
 
    "Когда Ты совершал (творил) страшные (устрашающие) дела, нами неожиданные ("не ожидали мы"), и нисходил,- горы таяли ("текли") от лица Твоего" (64:3; в скобках: текст из [Л.3], в кавычках - из [Л.4]).

     Однако масштабы будущего всемирного события не сопоставимы с Богоявлением на Синае (Пс.67:9), в Едоме (Суд.5:5) или даже у Чермного моря (Пс.105:21, 22; Исх.14:24).
     Очевидно поэтому авторы толкования [Л.7] считают стихи 64:1-3 аллегориями, чрезмерными преувеличениями. "Языком поэтических иносказаний ("расторгнутые небеса", огонь, от приближения которого "таят" горы) и гипербол говорит пророк о всемогуществе Бога ..." (стр. 122). "Эта речь поэтическая, гиперболическая ..." [Л.8, стр. 1162].
     Но такие мнения ошибочны, так как Йешайа видит (1:1) не аллегории, а сопутствующие теофании реальные явления. Правда  удивляющие своей необычностью.
     
   "Вот, имя Господа идёт издали (издалека), горит (пылает) гнев Его (густо клубясь), и пламя его сильно ("гнев Его, как огонь в густых облаках дыма"), уста Его исполнены (полны) негодования, и язык Его, как огонь поедающий (пожирающий, "всепоедающий")" (30:27; в скобках: текст из [Л.4], в кавычках - из  [Л.1]).

    Согласно Писания, продолжительность Великой скорби 3,5 года, а Дня Господа - несколько месяцев [Л.9]. Кульминацией йом Адонай послужит таинственное посещение земли Богом. Что не означает личное появление Яхве Цеваот, так как провидец говорит. "Вот, имя Господа идёт" (30:27, а).
    Использование слова "имя", также как слова "лицо" в 64:1-3, указывает на незримое присутствие невидимого Бога (Исх.33:20). Проявлением чего послужат Его гнев, уста, язык (30:27, б). Но что скрывается за этими удивительными антропоморфизмами?
     На основании предыдущих исследований [Л.10, 11] можно предположить,- Йешайа видел небесные явления. А именно, радиант метеорного потока - уста Бога, вылетающие из него болиды - горящий гнев Его, также падающие более массивные тела  - язык Его. Они дают густо клубящееся пламя, огонь в густых облаках дыма (30:27).  
     Ведь в Библии небесный характер данного явления и образы больших размеров связываются с Богом, используются для изображения Его силы да суда [Л.6, стр. 106].
     Интересно, еврейское слово "peh" (уста) имеет также значение "отверстие" (там же, стр. 1006): ямы (Дан.6:17, 18), пещеры (И.Нав.10:18, 22), колодца (Быт.29:2, 3). Одно же из значений слова гнев,-  "горячее дыхание".
     Подобные видения открыты Давиду и Иоанну. Уста Бога (Пс.17:9, Отк.19:15, 21), гнев Его (Пс.17:8, Отк.6:16, 17, 16:1), падающие на землю огненные  небесные тела и град (Пс.17:13, 14, Отк.8:5-10, 9:1, 2, 16:21).

4. Последствия посещения Богом земли

    Нави Йешайа, рассказывая о Дне Господа (13:3-6), упоминает загадочное боевое войско, "орудия гнева Его", предназначенные для сокрушения всей земли (ст.5). В другом откровении он слышит и видит результаты посещения Богом Своего творения.
   "Господь Саваоф ("Господь Воинств") посетит тебя громом и землетрясением, и сильным гласом (страшным шумом, "шум великий"), бурею (ураганом) и вихрем, и пламенем всепожирающего огня" (29:6; в скобках: уточнения из [Л.3], в кавычках - из [Л.2]).
    Здесь провидец последовательно, весьма подробно описывает все (!) основные стадии да последствия падения массивного небесного тела на землю. Падения, сопровождаемого громом сверхзвуковой ударной волны.
    Столкнувшись с поверхностью планеты (рис.2), астероид поразит её землетрясением (29:6, б), глобальным потрясением (24:17-20, Наум.1:5), невиданным с тех пор как люди живут на земле (Отк.16:18).
     Мощным взрывом, т.е. сильным гласом (Ис.29:6) также потрясётся воздух на всей планете. Такой великий шум Йешайа называет гласом Господа (30:30, 33:3), как  Амоц (Ам.1:2), Йоэйл (Иоил.2:11), Давид (Пс. 28:3-9).
     Мгновенно возникнет высокотемпературная, до 700 000 °С, ударная волна из раскалённых газов, каменной пыли, песка. Именуемая пророком бурею (29:6), точнее  ураганом [Л.2-4], он обогнёт весь земной шар.
    После ослепительной вспышки над местом импакта  образуется всплывающий шар очень горячего вещества, превращающийся в грибовидный столп. Он вызовет вращательное движение огромных воздушных масс - мощный атмосферный вихрь. Не только Йешайа называет это явление вихрем (29:6, д), но также Йирмейа (Иер.30:23, 25:32) и Нахум (Наум.1:3).
     Краткосрочные последствия космической катастрофы для Земли закончатся "пламенем всепожирающего огня" (29:6, е). Огонь уничтожит траву, пастбища, деревья (Иоил.1:19, 2:1-3, Отк.8:7), даже земля станет "горящей смолою" (Ис.34:9), в "день, пылающий как печь" (Мал.4:1, а).
    Нахум, подобно Йешайа, провидит аналогичные последствия посещения Йахвэ земли [Л.12] в день гнева Его (Наум.1:2-6). Землетрясение, сопровождаемое колебаниями земли вселенского масштаба (ст.5), великий шум (негодование в ст.6), вихрь и бурю ударной волны из облака клубящейся пыли "от ног Его" (ст.3).
    Пророк Наум видит пламя гнева Эль Шаддай, разливающееся словно огонь, от него распадаются скалы (ст.6), видит высохшее море, иссякшие реки, увядшую растительность (ст.4).

5. Дыхание Элохим (30:28)

     По причине непреодолимых терминологических трудностей при описании увиденного, Йешайа, как другие пророки, использует антропоморфизмы [Л.13, стр. 121, 309].
     Точнее прибегает к антропоморфной  персонификации, когда человеческие свойства: гнев, голос, лицо, уста, язык переносятся на Бога и явления природы. Хотя нельзя изобразить Яхве в какой-то телесной форме, но представлять Его в знакомых образах считалось вполне допустимым [Л.14, стр. 596].
     Используя антропоморфизмы (30:27), нави так продолжает описание совершенно уникального шествия имени Господа по земле.
  
   "И дыхание Его, как разлившийся (стремительный) поток, который поднимается даже до шеи (по самое горло), чтобы развеять народы до истощения (Через сито погибели просеет Он народы); и будет в челюстях народов узда, направляющая к заблуждению (которая уведёт их с пути)" (30:28; в скобках, текст из [Л.2]).

    Характерно, имя Господа идёт издалека (30:27, а), "от края неба" (13:5), т.е. от линии горизонта, где "горит гнев Его" (30:27, б).
   "Корень еврейского слова, переведенного как "гнев", означает "горячее дыхание" [Л.15, стр. 368]. А понятие "гнев Божий" выражается разными словами, в том числе "charon-af", по-русски "взрыв" (мы говорим "взрыв гнева" или "вспышка гнева").
     После удара крупного тела о землю и теплового взрыва возникнет глубокое и широкое озеро кипящей лавы. Будто место сожжения, приготовленное для жертв Молоху.
     Оно "углублено и расширено (Огненная яма сделана глубокой и широкой); огонь в костре его и дров много (вдоволь); дыхание Господа, словно поток серный, горит в нём" (30:33, пер. [Л.4] в скобках, тект из [Л.3]).
     Кроме огромной огненной ямы, мгновенно возникнет ударная волна из раскалённых газов, минеральной пыли, песка; она перемещается со сверхзвуковой скоростью! Такую стремительную ударную волну Йешайа называет "дыхание Его, как разлившийся (стремительный) поток" (ст.28, а).
     От горячего дыхания Элохим, "от дуновения духа гнева Его" поднимется дым, откроется морское дно, обнажатся основания мира (2Цар.22:9-16); по всей планете засохнет трава, увянут цветы, погибнут люди (40:7).
    Но почему в ст. 30:28 упомянуто сито погибели? через него Всемогущий просеет народы. "В данном отрывке речь идёт о пара, решете с мелкими отверстиями, которые позволяли отсеивать от зерна мелкие примеси путём быстрых движений вверх и вниз. Это служит прекрасной метафорой свершения Божьего суда" [Л.14, стр. 715].
    Нет, это не метафора. Мощный импакт сопровождается большим землетрясением (Ис.24:17-20, 13:13), даже не одним (Лк.21:11). Оттого люди на поверхности земли, вместе с камнями и окружающими предметами, быстро подбрасываются вверх да падают вниз, словно зёрна с примесями в решете.
     По причине падений,  на теле не останется здорового места; появятся ссадины, кровоподтёки, раны, "всё внутри кровоточит" (Ис.1:5, 6; пер.[Л.2]). Через такое сито погибели Эль Шаддай просеет "народы до истощения" (30:28).
    В те дни Благословенный наденет на них узду, она уведёт народы с пути заблуждения. "Этими словами пророк указывает на то, что языческие народы будут принуждены оставить свою прежнюю дорогу и идти таким путём, какой раньше им представлялся ошибочным" [Л.8, стр. 1093]. Отныне "Господь будет править ими ..." (30:28, пер. [Л.1]).

6. Утешение Израиля (30:29, 30)

    Пересказывая слушателям устрашающее видение Богоявления, пророк находит слова утешения для народа своего.

   "Песнь будет у вас (Вы будете петь), как в ночь освящения праздника (когда празднуете священный праздник), и веселье сердца (Ваши сердца будут ликовать), как у идущего со свирелью (под пение флейты), чтобы взойти на гору Господню, к Твердыне Йисраэйля" (30:29, Масоретский текст [Л.4]; в скобках, текст из [Л.3]).

   Стих 29 не означает, что Израиль избежит наказания как может показаться на основании Синодального перевода. Истребятся нечестивые из всех народов (13:11-13, 24:6, 34:1-3), в том числе израильского (1:28, 5:24, 29:20).

    В ст.29 речь об окончании Дня Господа, когда иудеи вернутся в столицу Йисраэля, построят и освятят иерусалимский храм (Бейт а-Микдаш). После Великой скорби в дом Свой вернётся Господь [Л.9].
    Поэтому все жители Йерушалаима будут петь "как в ночь священного праздника" (ст.29, а), т.е. словно в Пэсах, по мнению авторов [Л.7, 8, 16].
    Нет. Веселье наступит на седьмой день другого праздника - Суккот (кущи или шалаши, рис.3).
    В тот день ликующая масса поющих людей, под звуки народных музыкальных инструментов, вечером потечёт на "гору Господню" (29, в). Все придут к Бейт Адонай, чтобы увидеть пришествие Его - Твердыни Йисраэля [Л.9].
    Никакого отношения к празднованию евреями суда Божьего над ассирийцами (?) как считается в комментариях [Л.7, 16], ст.29 не имеет.
    В стихе 30 Йешайа возвращается к главной теме (теофании). Но в отличие от ст.27, 28 пророк не только видит шествие имени Йахвэ, но даже слышит его, как в ст. 29:6.

   "И возгремит (даст услышать) Господь величественным ("Грозный голос") гласом Своим, и явит тяготеющую мышцу Свою ("явится рука Его - и удар нанесёт") в сильном гневе и в пламени поедающего огня (в пламени огня пожирающего ураганом), в буре и в наводнении ("Начнётся ливень") и в каменном граде" (30:30; в скобках: текст из [Л.4], в кавычках - из [Л.2]).
     "Поражение, которое Он (Бог) нанесёт ассирийцам, будет подобно пожару, наводнению и граду" [Л.26, стр. 828]. Но верно ли такое сугубо аллегорическое толкование эсхатологического пророчества Исаии?

7. История или эсхатология?

     Практически все толкователи и комментаторы уверены, в 30:27-30 говорится о давнем историческом событии - ассирийском нашествии [Л.7, 8, 16-19 и др.].
    Так авторы толкования [Л.7] пишут "его пророчество касается ассирийской армии (см. ст.31), которая подвергнет осаде Иерусалим, но в одну ночь погибнет (см. 37:36). Это произошло в 701 году" (стр. 72). "Исаия передаёт весть о разрушении Ассирии" [Л.16, стр. 990], "удары жезла Божия будут смертельны для Ассура" [Л.8, стр. 1094]. "Пророчество исполнилось в 701 г. до Р.Х." [Л.26, стр. 829].
    Однако в 701 году до Р.Х. никакого Богоявления не было, ни в масштабе всей планеты, ни даже в Иудее. Во всём пророчестве 30:27-30 нет ни одного упоминания о какой-либо человеческой армии.
     Более того, контекст (ст.19-26) указывает на будущее чудесное мессианское царство на земле. Именно тогда окончится "день поражения, когда упадут башни" (30:25, в). Да и завершение главы (ст.33) говорит о Тофеле, долине Гинном вблизи Иерусалима. Отнють не о погребальном костре ассирийского царя в Ниневии, как считается в [Л.7, 8, 18], его "зажжёт дуновение Господа" (!?).
    Упоминание же исторического Ассура, которого жезлом накажет Яхве (ст.31), является только прообразом (архетипом) теофании (ст.27-30, 33). За ней последует тысячелетнее царство Божье на земле (ст.19-25), "когда Господь обвяжет рану народа Своего и исцелит нанесенные ему язвы" (ст.26, б).
      В таком случае, о чём Йешайа пишет в 30:30? О том же, что в 29:6,- последствиях падения крупного небесного тела (смотрите комментарий на ст. 29:6 в §4).
     А именно, гром звуковой ударной волны (30:30, а), появление на небосводе как-бы большой горы, пылающей огнём (Отк.8:8). Как предсказано "явится рука Его - и удар нанесёт" (Ис.30:30, пер. [Л.2]; "Мышца и рука - библейские образы силы и власти" [Л.6]).
      После удара (импакта) в земле возникнет глубокая и широкая "Огненная яма" (ст.33, пер. [Л.3]). В воздухе - пламя "поедающего огня" и буря (ст.30), т.е. высокотемпературная сверхзвуковая ударная волна. От горячего дыхания Яхве, гнева Его, всё сгорит "в пламени огня пожирающего ураганом" (Масоретский текст [Л.4]).
    Завершится катастрофа мощными много суточными атмосферными осадками. "Начнётся ливень ... град полетит!" (ст.30, пер. [Л.2]), всё окончится "великим дождём и крупным градом" [Л.1]. 
     Потому что в атмосферу будут выброшены колоссальные объёмы разных веществ, в том числе паров воды.
    Конденсация паров на микрочастицах пыли вызовет массовое образование крупных капель воды в нижней атмосфере, также  градин гигантских размеров в её верхних слоях [Л.20].
     Когда капли и град перестанут удерживаться восходящими потоками воздуха, тогда они упадут на землю (рис.4).

8. Разговор пророка с Богом (63:1)

    Шестьдесят вторая глава книги Йешайа оканчивается обещанием теофании "скажите дщери Сиона: грядет Спаситель твой" (62:11, б). Об этом событии стражи Йерушалаима не должны умолкать ни днём ни ночью (ст.6).
     В следующем поразительном видении (63:1-6) роль одного из таких стражей, вступающим в разговор с Богом, отведена самому провидцу.

   "Кто это идёт от Едома, в червлёных (багряных, "алых") ризах (одеждах) от Восора (Боцры), столько величественный (великолепный) в Своей одежде (одеянии), выступающий (опоясанный) в полноте силы Своей? "Я - изрекающий правду ("праведный суд"), сильный, чтобы спасать" (63:1; в скобках: текст из [Л.4], в кавычках - из [Л.2]). 

    Автор работы [Л.18] полагает, "пророк смотрит в будущее и видит Иисуса Христа, возвращающегося с битвы при Армагеддоне, которая станет кульминацией дня Господня" (стр. 646). Это "Будущее возмездие Мессии нечестивым ..." [Л.16, стр. 1038; Л.8].
     Первый вопрос, возникающий при изучении ст.1. Почему Адонай небесных воинств явится в червлёных (багряных, алых, красных) ризах? опоясанный "в полноте (могучей) силы Своей". О каком одеянии Бога речь?
     Очевидно о небесах (40:22), их покроет величие Его (Авв.3:3). На небесах Он одевается "светом, как ризою" (Пс.103:2, а) и облака - колесница Его (ст.3). Отчего же при Богоявлении голубой небосвод станет червлёным? или багряным, т.е. багровым, красного густого тёмного оттенка.
     Потому что изменится характер диффузного излучения неба. Оно будет красным из-за аэрозольного рассеяния света, более интенсивного, чем нынешнее молекулярное [Л.21].
     Второй принципиальный вопрос: почему теофания начинается от территории древнего Едома и его, одно время, столицы Босры? находившихся на юг от Иерусалима. О том, что это южное направление не случайно, свидетельствует видение нави Хаваккука (Авв.3:3, Феман это оазис Едомской пустыни).
    Считается, Едом и Восор "олицетворяют собой весь языческий мир и - более расширительно - весь мир зла, противоборствующий Богу" [Л.7, стр. 120; Л.8, 14, 16-19]. Странно, оазис Феман  да гора Фаран тоже олицетворяют мир зла?
    Также автор [Л.22] утверждает. "Едом" и "Восор" - тщательно продуманные символы ..." (стр. 148). Не логично. Почему ещё более продуманными яркими символами не могут служить Ассур, Египет, Моав или Аммон?
     Для иудейских пророков, в данном случае, Едом не символ, а территория единственной близлежащей страны, находящейся на юго-востоке
    В день Богоявления, невидимый в начале ночи "тайник Его силы" (Авв.3:4), он же небесное точило в Ис.63:2, 3, в конце ночи будет кульминировать в юго-восточной части небосвода [Л.23]. Над территорией древнего Едома и современным селением Эль-Бусера, остатком знаменитого города Восор [Л. 24], а также над Феманом да горой Фаран (горный массив Джебель-Макра).  

9. Божественное точило гнева (63:2, 3)

    Тайновидца настолько поразило видение теофании, так сильно удивил цвет риз Эль Шаддай (63:1), что он задал ещё один вопрос.
    
   "Отчего же одеяние Твоё красно (красного цвета), и ризы у Тебя - как у топтавшего (виноград) в точиле (давильне)?" (63:2; в скобках, текст из [Л.2]).

    Полученный ответ, по-видимому, настолько смутил Йешайа, что он умолк. Да, нижеследующие  загадочные слова Бога приводят в замешательство многие поколения христиан, а не только ветхозаветного пророка да его слушателей.

   "Я топтал точило один (Я один был в точиле), и из народов никого не было со Мною (мне никто не помогал); и Я топтал их во гневе Моём и попирал их в ярости моей; кровь их брызгала на ризы Мои, и Я запятнал (запачкал) всё одеяние Своё" (63:3; в скобках, текст из [Л.1]).

    "Бог изображается как гневно попирающий грешников в точиле, и одежда Его при этом окропляется кровью" [Л.6, стр. 1213].
    В древние времена точилом называлась яма (5:2, Мт.21:33), высеченная в камне или выкопанная в земле, обложенная камнями с глиной [Л.6].
     "Точило обыкновенно высекалось в твёрдой скале и представляло котлообразный чан, с отверстием на дне, через которое сок от раздавленных в верхнем чане ягод стекал в нижний, меньший по размеру чан, тоже высеченный в скале" [Л.25, стр. 451].
    В верхнем чане топтали голыми ступнями гроздья (рис.5), а брызги от раздавленных ягод красного винограда окрашивали одежду работников в красный цвет ([Л.24, 25]; евр. слово "нецах" означает как сок винограда, так и кровь).
    Необычный шокирующий образ народов, раздавленных Яхве Цеваот в гневе и ярости словно виноград в точиле (63:3), не следует трактовать буквально как это делают некоторые толкователи. Например.
   "Одежда нашего Господа обрызгана кровью ... Враг будет раздавлен, как виноград, и будет вынужден пить собственную кровь из чаши Божьего гнева" [Л.18]. "Победитель величественно выступает в своих бранных одеждах, забрызганных, как виноградным соком, кровью его многочисленных врагов" [Л.8], "это кровь нечестивых ..." [Л.22; Л.6].
    С другой стороны, ст.3 не является вневременной аллегорией как считается в [Л.7]. Это отнють не "образ единоборства Господа (Мессии) с силами зла и ада ..." (стр. 120).
     За божественный аналог давильной ямы, Йешайа, а также Иоханан (Отк.19:15) принимают не ад, как утверждается в [Л.8], а радиант (рис.1). Его метеорные вспышки подобны брызгам крови, окрашивающим небосвод в красные ризы.
     Потому что по причине изменения оптических свойств атмосферы в День Господень [Л.10] небо станет красным (63:1-3). Цвета крови выглядят все небесные тела: меч Господа (34:6), войско Его (Наум.2:3), луна (Отк.6:12), дракон на небе и зверь (12:3, 17:3).
    Все открытые водоёмы и земля наполнятся кровью (16:3-6, Ис.26:21). Однако не человеческой (63:6), а потоками кроваво-красного дождя с градом (Отк.8:7). От такого дождя размокнут горы (Ис.34:3), заполнятся кровью все рытвины (Иез.32:6).
     Исполнится обещание Всемогущего роду сему. "И покажу знамения на небе и на земле: кровь и огонь и столпы дыма" (Иоил.2:30).

10. День мщения (63:4-6)

     В следующем стихе Адонай сообщает пророку причину Своего гнева, а также обещание искупления.
   
   "Ибо день мщения (возмездия) - в сердце Моём, и год Моих искупленных настал (год Моего искупительного труда)" (63:4; в скобках, текст из [Л.3]).

     Здесь день возмездия нечестивым "за беззакония их" (13:11), год искупления (помилования) грешников, обратившихся к Искупителю (55:7, 62:12), не следует воспринимать буквально.
      День мщения продлится 3,5 года, вплоть до пришествия Господа [Л.9], а год искупления (63:4), т.е. "лето Господне благоприятное" (61:2) растянется на тысячу лет (Отк.11:15, 20:4-7).
    Некоторые христиане полагают, "день мщения" это третья мировая термоядерная война, описанная Иохананом в Откровении (главы 8, 9, 16). Однако эсхатологическое видение, открытое Йешайа (63:3), опровергает такое мнение. Йахвэ Сам накажет жителей земли, без какой-либо человеческой помощи.

    "Я смотрел,- и не было помощника; дивился, что не было (Мне опоры!) поддерживающего; но помогла Мне мышца Моя (тогда Моя рука принесла Мне победу), и ярость Моя - она поддержала Меня (сделалась Мне опорой!)" (63:5; в скобках, текст из [Л.2]).

    Слово дивился или "удивился" [Л.4], точнее "был поражён" [Л.2] или даже "был потрясён" [Л.3] конечно же предназначалось пророку да его слушателям. С целью подчеркнуть отсутствие человеческих помощников и опоры. Победу Адонай Элохим принесёт Его сила, а опорой послужит не земля, а гнев горячего дыхания Его.
     Чем же окончится катастрофическая теофания для нечестивых обитателей земли? для лукавого, прелюбодейного и неверного рода сего.

  "И попрал (растоптал) Я народы во гневе Моём, и сокрушил их в ярости Моей (опьянил их яростью Моей), и вылил на землю кровь их" (63:6; в скобках, Масоретский текст [Л.4]).

     По причине прорвавшихся небес, от лица Яхве Цеваот растают горы (64:1-3). Горящий гнев, язык и дыхание Его, пламя всепоедающего огня, буря, вихрь, ливень, град развеют "народы до истощения" (30:27-30).
     Растоптанные люди (63:1-5) опьянеют от ярости Всемогущего (ст.6), потеряв нормальную способность стоять (астазия) или ходить (абазия) [Л.11]. Шатаясь словно пьяные да падая, они в изумлении будут смотреть друг на друга.
    "Взгляни и удивись - вы опьянели, но не вино вас опьянило, взгляни и удивись - вы падаете, но не вино валит вас с ног" (29:9; пер.[Л.1]).

ЛИТЕРАТУРА

1. Библия. Современный перевод Библейских текстов.- М.: World Bible Translation Center, 2002.- 1 150с.
2. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета, канонические. Современный русский перевод.- М.: Российское библейское общество, 2011.- 1 408 с.
3. Библия. Новый Перевод на Русский Язык.- Herrljunga, Sweden: Международное Библейское Общество, 2007.- 1 228 с.
4. Первые и последние пророки.- Йерушалаим: Мосад Арав КУК, 1975.- 1 002 с.
5. Статья №1 "Признак и знамение Второго пришествия Иисуса Христа".
6. Словарь библейских образов.- СПб.: Библия для всех, 2005.- 1 423 с.
7. Толкование Ветхозаветных книг. От книги Исаии по Книгу Малахии.- Ашфорд: Славянское миссионерское издательство, 1966.- 602 с.
8. Толковая Библия. Комментарий на все книги Святого Писания. Под ред. Лопухина А.П. Том 1.- Минск: Харвест, 2001.- 1 168 с.
9. Статья №12 "Числа".
10. Статья "Комментарии к Книге пророка Исаии. День Господа".
11. Статья "Комментарии к Книге пророка Исаии. Великая скорбь".
12. Статья "5. Комментарии к Книге пророка Наума. Глава 1 - Гнев Господень".
13. Щедровицкий Д.В. Введение в Ветхий Завет.- М.: Теревинф, 2001.- 1 088 с.
14. Библейский культурно-исторический комментарий. Часть 1. Ветхий Завет.- СПб.: Мирт, 2003.- 984с.
15. Рэй Стэдмен. Путешествие по Библии/Подробный путеводитель по всей Библии.- USA: Word Wide Printing, 2005.- 704 с.
16. Учебная Библия с комментариями Джона Мак-Артура.- Минск: Славянское Евангельское общество, 2004.- 2 201 с.
17. Джон Ф.А. Сойэр. Комментарии к книгам Ветхого Завета. Книга пророка Исаии I. Том 13.- USA, Scottdale, ВСБ, 1993.-243 с.
18. Уоррен Уирсби. Комментарий на Ветхий Завет. В 2-х т. Том II. Ездра - Малахия.- СПб.: Библия для всех, 2011.- 1 111 с.
19. Новый Библейский комментарий в 3 ч. Ч.2. Ветхий завет. Псалтирь - Книга Пророка Малахии.- СПб.: Мирт, 2000.- 571 с.
20. Статья №3 "День Господень".
21. Статья №2 "Гог из земли Магог: конец мира сего". 
22. Джон Ф.А. Сойэр. Комментарии к книгам Ветхого Завета. Книга пророка Исаии II. Том 14.- USA, Scottdale, ВСБ, 1993.-179 с.
23. Статья "3. Комментарии к Книге пророка Аввакума. Глава 3 - Богоявление".
24. Ринекер Ф., Майер Г. Библейская энциклопедия Брокгауза.- Кременчуг: Християнська зоря, 1999.- 1 088 с.
25. Нюстрем Э. Библейский Словарь.- СПб.: Библия для всех, 2001.- 523 с.
26. Славянский библейский комментарий.- Киев: ЕААА, Книгоноша, 2016.- 1840 с.
День Господень