Комментарии к Книге пророка Захарии. Главы 12-14 - Армагеддон

"И будет в тот день, сделаю Иерусалим тяжёлым камнем для
всех  племён;   все, которые будут поднимать его, надорвут 
себя, а соберутся против него   все народы земли" 
(Зах.12:3)

 

1. Вступление

      "Господь вспомнил" или "тот, о ком помнит Яхве" так можно перевести с еврейского очень популярное имя Зехарйа. Отец пророка Варахия являлся сыном главы одного из священнических родов по имени Аддо (Иддо), возвратившихся из вавилонского плена [Л.1, 3-5, 7, 8].
    Вероятно, Захария родился в плену, в детском возрасте вернулся в Иерусалим в 538 г. до Р.Х. [Л.27, 28], а во времена первосвященника Иоакима стал главой своего священнического рода [Л.3-7]. Таким образом, Зехарйа был одновременно священником и пророком, как Иеремия да Иезекииль до него [Л.1, 3-7]. Он жил в одно время с пророком Аггеем [Л.2-7, 9].
    Время написания книги. Датированные откровения, полученные пророком (гл. 1-8), начинаются в октябре-ноябре 520 года до Р.Х., т.е. через 2 месяца после выступления Аггея, оканчиваются же в ноябре-декабре 518 года [Л.1, 3, 5, 7]. Относительно времени написания глав 9-14 единодушное мнение отсутствует. Некоторые считают, они написаны позднее [Л.14, 28], более того, неизвестным автором, называемым Девторозахарией [Л.6].  
     Композиция глав 12-14. 1. Ведение (12:1-3), содержащее предупреждение Господа о будущей войне.
         2. Описание вооружённого столкновения иудеев с окрестными народами в эсхатологический "тот день":
             а) неудачное начало войны (14:1, 2, 5);
             б) помощь Яхве (12:4-6, 14:3, 12-15);
             в) победа, освобождение Иудеи, затем Иерусалима (12:6-9).
        3. Отступление, для предсказания предшествующих войне событий:
             а) теофании (14:4);
             б) гибели людей (13:8, 9);
             в) изменения степени освещённости земли (14:6, 7).
        4. Воцарение ранее отверженного Царя:
             а) плач иудеев о пронзённом Господе (12:10-14);
             б) очищение и покаяние народа (13:1-6);
             в) воцарение Господа над всей землёй (14:8-11).
         5. Заключение о поклонении народов Царю (14:16-21).
      Главная тема. Армагеддон - война враждебных народов  с Израилем на фоне событий Великой скорби, последующее воцарением Господа.
      Цель написания. Открыть волю Йахвэ Элохим о судьбе Израиля в последние дни.
     Содержание. Через пророка Захарию (12:1) Адонай сообщает Свои будущие действия "в тот день" относительно Йисраэля, Йерушалаима, соседних народов. А именно, войне (12:2-9, 14:1, 2), помощи защитникам, уничтожении нападающих (12:4, 9, 14:3, 12-15). После поражения в войне все народы, воевавшие против Израиля, станут приходить в Иерусалим на поклонение Господу (14:16-21), царствующему над всей землёй (14:9).
     В то время произойдёт духовное обновление израильтян (13:1-6) под воздействием Духа благодати и умиления (12:10). В скорби да рыданиях они повернутся лицом к Иеhошуа ха Машиах, Которого пронзили отцы их (12:10-14). Господь увидит покаяние народа Своего, услышит как призывают имя Его, скажет "это Мой народ" (13:9).   
    Перечисленные события произойдут  во время Великой скорби ("тот день"), тогда погибнет две трети людей, а треть будет испытана огнём (13:7-9). Сильное землетрясение расколет Елеонскую гору на две части (14:4), из Йерушалаима потекут реки воды (ст.8), а Эрец Йисраэль превратится в равнину (ст.9). Оптические свойства атмосферы изменятся настолько, что нельзя будет отличить день от ночи (ст.6, 7).
    Главная проблема толкования
. Изложены ли стихи мессианских глав в строгой хронологической последовательности и композиционном единстве или они являются переплетением близких по времени, но разных по содержанию эсхатологических событий.

2. Откровение (12:1-3)

     Пророк Хаваккук получил откровение (Авв. гл.3) о личном посещении Яхве Своего творения [Л.10]. Последствия Богоявления в день Господень для всех жителей земли, животного мира, царства растений подробно описывают Цефанйа [Л. 11], Йоэйл [Л.12].
      Предсказания Иоиля и Софонии оканчивваются одинаково. Господь, посетив землю, пребудет в Йерушалаиме, на горе Мориа, в храме (Иоил.3:17, Соф.1:8-12, 3:15). Тоже самое утверждает нави Зехарйа (Зах.2:10-12, 8:3).
    Однако между стихийными бедствиями Дня Господня и Его воцарением на земле произойдёт важное историческое событие,- последнее сражение Израиля с окрестными народами (Иоил.3:1-16). Откровение об этой войне  Захария получил от Адоная.

   "Пророческое предсказание. Слово Господа об Израиле. И вот что сказал Господь, Который ширь небес распростёр, землю утвердил на прочном основании и в человеке дух созидает:
  "Знайте, Иерусалим Я уподоблю чаше с пьянящим напитком, от которого народы, обложившие осадой Иудею и Иерусалим, зашатаются как в пьяном помрачении"
  (12:1, 2, пер. [Л.26]).

     "В этом отрывке упоминается великое сражение перед Вторым пришествием Христа ... Многие комментаторы считают, что речь идёт об Армагеддонской битве" [Л.28, стр. 1113].
      Также нави Миха провидит эсхатологическое событие, когда многие народы соберутся против его страны. Они скажут "да будет она осквернена, и да наглядится око наше на Сион!" (Мих.4:11). Полагая, уничтожить Йисраэль, лежащий в руинах, также легко как тайно бедного ограбить (Авв.3:14).
     Они не знают, что Всемогущий, сотворивший небо да землю словом Своим, созидающий дух в человеке, сделает Йерушалаим чашею с пьянящим напитком (12:2). Во время Великой скорби Он соберёт враждебные племена вокруг Йерушалаима, "как снопы на гумно" (Мих.4:12), чтобы обмолотить их (ст.13).
     
     "И будет в тот день, сделаю Иерусалим тяжёлым ("неподъёмным") камнем (твёрдым, как скала) для всех племён ("народов"); все, которые будут поднимать его (кто бы не попытался взять его), надорвут себя (будут порублены и порезаны), а соберутся против него (чтобы сражаться) все народы земли" (12:3; в скобках: текст из [Л.13], в кавычках - из [Л.25).

     В стихе 3 и ещё 14 (!) раз  в главах 12-14 (Синод. пер.) Зехарйа использует слова "тот день". Какое время имеет в виду нави?
    "Тот день" - это день Господень, день гнева и суда, о котором писали пророки (Иоил. 3:9-16; Соф.1) и о котором рассказывал Иисус в Матфея 24:4-31, а Иоанн - в Откровении 6-19" [Л.2, стр. 1079]. В Новом Завете это время также называется "день Господень" (2Пет.3:10, 1Фес.5:2, Деян.2:20), а ещё "великая скорбь" (Мт.24:21).
      Некоторые толкователи, например, диспенсационалисты считают, в 12:3, 14:2 под словами "все народы" пророк имеет в виду Египет (или Ассирию) и Россию [Л. 14, 15]. Иные авторы, - армии всего мира [Л.2, 4], в частности Европы, Африки, Китая, Индии, Японии [Л.16, 17]. 
     Однако такое довольно распространённое мнение ошибочно. У Захарии речь о  враждебно настроенных ближневосточных соседях Израиля. Он называет их "окрестные народы" (12:2, 6), как пророк Йоэйл (Иоил.3:11).     

3. Сила Йисраэля в Адонай Цеваот (12:4-6)

    Поводом к последней крупной войне на Ближнем Востоке послужит строительство иерусалимского храма (Бейт а-Микдаш). На том месте, где сегодня расположена одна из мусульманских святынь - мешхед "Купол над скалой" (Куббат ас Сахра, рис. 1).
     В День Господень мешхед и мечеть Омара (Аль-Акса) разрушит великое небывалое землетрясение. Город распадётся на 3-и части (Отк.16:19), а гористая Иудея станет, как равнина (Зах.14:10).
     Прилетевшее проклятие, нисходящее на всю землю, уничтожит даже дерево и камни, из которых построены дома (5:2-4).
    По окончании стихийных бедствий разразится ближневосточная война. В ней примет участие Сам Господь небесных воинств, так как прикасающийся к народу завета, "касается зеницы ока Его" (2:8, в).

    "В тот день (в это время), говорит Господь, Я поражу всякого коня бешенством и всадника его - безумием (воин, скачущий на нём, перепугается), а на дом Иудин отверзу очи Мои (Я буду пристально наблюдать); всякого же коня у народов поражу слепотою (Я ослеплю всех коней противника).
    И скажут князья Иудины в сердцах своих: сила моя - жители Иерусалима в Господе Саваофе, Боге их
("Сила жителей Иерусалима - в Господе Воинств, их Боге")" (12:4, 5; в скобках: текст из [Л.13], в кавычках - из [Л.24]).
      
     По причине пеплопадов, трансмиссивных болезней, эпизоотий, эпидемий, в дни Великой скорби произойдёт массовое заболевание как домашних животных, так людей [Л.18]). В частности, Эль Шаддай поразит коней неприятеля слепотой, а людей - безумием, лишив боеспособности вражеские отряды.
     Почему же нападающие не используют моторизованную технику, а приедут на конях? Ведь в ХХI веке кони являются далеко не лучшим средством передвижения и ведения боевых действий.
     Дело в том, что военная техника будет повреждена в результате стихийных бедствий. Но даже уцелевшие автомобили, бронетранспортёры, танки не смогут пройти по разрушенным землетрясением дорогам, залитым водой после многодневных дождей [Л.21]. Долина Йизреэль  и прибрежная равнина севернее горы Кармил превратятся в непроходимые болота.
     В конце войны Израиль одержит победу над противниками. Однако в этом нет заслуги ни осаждённых жителей Йерушалаима, ни их предводителей, которые скажут "сила наша - Адонай Цеваот".

      "В тот день Я сделаю князей ("начальников") Иудиных - как жаровню (костром, горящим в лесу) с огнём между дровами и как горящий светильник ("факел") среди снопов, и они истребят ("пожирать будут") все окрестные (по всей округе) народы справа и слева, и снова населён будет Иерусалим на своём месте, в Иерусалиме (и народ в Иерусалиме снова сможет вздохнуть спокойно)" (12:6; в скобках: текст из [Л.13], в кавычках - из [Л.19]).

     "Подобно тому как огонь поглощает дерево и пучки травы, мудрые вожди Иудеи уничтожат своих врагов" [Л.27, стр. 566]. "Это даже смешно: дрова и снопы идут в атаку на огонь" [Л.28, стр. 1114].
     Сам Яхве поможет начальникам Йеуды выиграть войну, как будто никогда не оставлял их (10:5-7). Словно не было 2 000 лет молчания, когда Господь Бог не слышал их.

4. Армагеддон (12:7-9)

     Авторы работ [Л.2, 4, 7] обоснованно считают, в главах 12-14 Захария говорит об Армагеддонской битве, точнее военной кампании [Л.7, стр. 579-582]. О ней же пишут другие ветхозаветные пророки: Йоэйл (Иоил.3:1-16), Йехэзкэйл (Иез.39:1-20), Йешайа (Ис.29:1-8), Йирмейа (Иер.30:11-18), Миха (Мих.4:11-13).
     В Новом Завете война Израиля против царей, едущих от восхода солнечного, именуется Армагеддон (Отк.16:12-16). Очевидно по названию местности, на ней произойдёт решающее сражение [Л.20].
     Согласно Зах.12:6, победу одержат  начальники Йеуды, "они истребят все окрестные народы справа и слева" (12:6, б). Уничтожат врагов, "потому что злоба их велика" (Иоил.3:13, в). Тогда будет освобождена территория страны в целом, а затем - её столица.

     "И спасёт Господь сначала шатры (народ) Иуды, чтобы величие дома Давидова и величие жителей Иерусалима не возносилось над Иудою (не смогут похвалиться тем, что они лучше других людей в Иудее)" (12:7; в скобках, текст из [Л.13]).

    В начале военной кампании неприятель захватит и разграбит Йерушалаим, половина жителей попадёт в плен (14:1, 2). Однако победа израильтян в Армагеддонском сражении, освобождение Иудеи вдохновят защитников города; отстоять его поможет Адонай (Иоил.3:16, 17).

      "В тот день защищать будет Господь жителей Иерусалима, и самый слабый (нескладный) между ними в тот день будет (хорошим солдатом) как Давид, а дом (мужчины из семьи) Давида будет как Бог (боги, в Масоре - "ангелы" [Л. 19]), как ангел Господень пред ними (Ангел Господа, Который ведёт народ)" (12:8; в скобках, текст из [Л.13]).

    Начальников Йеуды (дом Давида), они поведут за собой жителей Йерушалаима, Бог наделит чрезвычайными способностями, как ангелов Своих. Далее Зехарйа подводит итог всей военной кампании в день Господень.

      "И будет в тот день (захочу Я уничтожить), Я истреблю все народы, нападающие (пришедшие воевать против) на Иерусалим" (12:9; в скобках, текст из [Л. 19]).

    Каким образом Эль Шаддай уничтожит солдат окрестных народов, пришедших воевать с Йисраэлем, пророк сообщал ранее (12:4). Клинические же проявления поражения от Господа, Зехарйа опишет позднее (14:12, 13).

5. Покаяние (12:10-14)

      По окончании войны (ст.12:9), но ДО появления Иеhошуа ха Машиах в Йерушалаиме (2:10, 8:3), нави провидит ещё одно важное событие. Излияние Духа благодати на израильский народ (Иоил.2:28, 29), признание им вины отцов за распятие Мессии (Мт.27:20-25, Ос.5:15), всенародный плач, рыдание.

     "А на дом Давида  и на жителей Иерусалима изолью дух благодати (милости) и умиления (мольбы), и они воззрят на Него (будут они смотреть на Меня), Которого пронзили, и будут рыдать (оплакивать) о Нём, как рыдают об единородном (оплакивают единственного) сыне, и скорбеть (горько плакать), как скорбят (горько плачут) о первенце" (12:10; в скобках, текст из [Л. 19]).

      Дух, побуждающий к смирению, милосердию, молитве, Которого Йахвэ изольёт на Свой народ "есть синоним Святого Духа" [Л.7; Л.2, 4, 9]. Получив дар Руах ха Кодеш, начнут пророчествовать о Мессии старцы да юноши, сыны и дочери (Иоил.2:28) тех, кто пронзил Господа Иисуса Христа (Деян.2:36). Весь народ заплачет в дни Великой скорби.

     "В день тот великим будет плач в Йерушалаиме, как плач Ададриммона (Гадад-Риммона) в долине Мегиддона. И будет оплакивать (горевать) страна, каждая семья (род) отдельно: семья (род) дома Давида отдельно, и жёны их отдельно; семья (род) дома Натана отдельно, и жёны их отдельно;
     Семья (род) дома Лэйви отдельно, и жёны их отдельно, семья (род) Шими отдельно, и жёны их отдельно; Все семьи (роды) остальные - каждая семья (род) отдельно, и жёны их отдельно" (12:11-14, Масоретский текст [Л.19]; в скобках - текст из [Л.25]).

     Плач уцелевших в День Господень семей израильских, в том числе искренное покаяние царского (Давид, Натан) да священнического (Лэйви, Шими) родов сольётся во всенародное оплакивание. Как во времена благочестивого иудейского царя Иосии, убитого в 609 году до Р.Х. в сражении с фараоном Нехао II  при городе Гадад-Риммоне в долине Мегиддо (2Пар.35:20-25).
     Указание на всеобщее оплакивание пронзённого Господа отдельными семьями, в семьях, отдельно мужчинами и женщинами (например, они молятся у Стены плача отдельно), свидетельствует о национальном покаянии. Такой будущий траур "не имеет ничего общего с массовой истерией" [Л.8].     

6. Очищение Йисраэля (13:1, 2)

    Чтобы Адонай изгладил грех народа Своего (Зах.3:8, 9), за покаянием должно следовать очищение от греха и вины, "дабы очистить вас пред лицем Господа, Бога вашего" (Лев.23:28, б). Этой теме нави Зехарйа посвящает отдельный обширный текст (гл. 13).

    "В тот день откроется источник ("забьёт новый родник") дому Давидаву и жителям Иерусалима для омытия греха и нечистоты (чтобы смыть грехи и очистить людей)" (13:1; в скобках: текст из [Л.13], в кавычках - из [Л.24]).

     О каком новом источнике говорит провидец? Концовка ст.1 в Масоретском тексте выглядит так "для окропления (водой с пеплом красной коровы) и для очищения" [Л. 19].
    О живых проточных водах Зехарйа пишет в 14:8, а Йоэйл провидит - источник находится на территории  Бейт Адонай (Иоил.3:18, рис 2).
    Понятно. Однако сводить содержание стиха 13:1 только к указанию на будущее ритуальное окропление и очищение водой, текущей из-под храма, нельзя.
   Речь также о пребывающем в храме Иеhошуа ха Машиах, новом Источнике духовного очищения Израиля. Освобождающем его от лжи, вины, духовной нечистоты; поклонения всему, что не является Богом.

    "Господь Всемогущий говорит: "В те дни Я уберу (искореню) с земли всех идолов, и люди даже не вспомнят их имён. И уберу Я с лица земли лжебогов и лжепророков, а также нечистых духов (дух скверны)" (13:2; пер. [Л.13]; в скобках, текст из [Л.25]).

    Странно, если в ст.2 имеется в виду Йисраэль, так следует из Масоры, то в этой стране нет идолов (лжебогов). По-видимому, стих следует толковать расширительно. "Господь покончит со всем, что так или иначе отвлекает людей от поклонения Ему" [Л.7].
    Покончит не в одной стране, а во всём мире. Как провидит Йешайа,  Господь встанет, чтобы сокрушить землю в день Свой (Ис.2:10-21). "И идолы совсем исчезнут" (ст.18), никто не вспомнит даже их имён (Зах.13:2).       

7. Судьба  лжепророков (13:3-6)

    После исчезновения идолов, как богов народов (Пс.95:5), так источников противления истинному Богу (1Цар.15:23), останется удалить с лица земли нечистого духа да его оккультных пророков, прорицающих ложь.

    "Тогда, если кто будет прорицать (станет пророчествовать), то отец его и мать его, родившие его, скажут ему: "тебе не должно жить, потому что ты ложь говоришь (изрёк) во имя (именем) Господа"; и поразит его отец его и мать его, родившие его, когда он будет прорицать (пророчествовать)" (13:3; в скобках, текст из [Л.19]).

     Сегодня в мире насчитываются сотни тысяч пророков, гадалок, экстрасенсов. Захария же провидит время, когда человек ложно пророчествующий от имени Господа подлежит наказанию смертью, как заповедал Моше  (Втор.18:20).
     В те дни прекратятся любые пророчества в Йисраэле, ибо долгожданный истинный Пророк (ст.15) пребывает среди него. Отныне Сам Господь живёт в Йерушалаиме (Зах.8:3).

   "И будет в тот день, устыдятся такие прорицатели, каждый видения своего, когда будут прорицать, и не будут надевать на себя власяницы, чтоб обманывать" (13:4).

     Множество оккультных прорицателей, гадателей, лжепророков, появившихся в дни Великой скорби (Мт.24:21-24), постыдятся своих видений (Мих.3:7). Устыдятся после пришествия Иеhошуа ха Машиах. Они снимут пророческие плащи из власяницы и никогда больше не оденут их, перестанут прорицать вымыслы нечистого духа. Более того.

     "И скажут эти люди: "Я не прорицатель. Я земледелец. Я с детства обрабатываю землю". Но другие люди скажут: "А что это за рубцы у тебя на спине?" (что это за раны между руками твоими (на груди твоей)?). И он ответит: "Меня били в доме друзей" (13:5, 6; пер. [Л.13], в скобках, текст из [Л.19]).

      Появление настоящего Пророка (Ин.6:14) заставит всех прорицателей не только устыдиться видений да рода занятий (Зах.13:4), но даже отречься от них. Выдавая себя за исконных земледельцев, обвиняя друзей и родственников в нанесении ран, которые сделали сами себе во время исполнения языческих ритуалов  [Л.2, 4, 6, 7, 27, 28].

8. Время Великой скорби (13:7, 8)

     Во всей книге Захарии самым трудным для толкования является стих 13:7. Если его рассматривать вне контекста, то можно согласиться с автором [Л.2], - "он относится к рассеянию народа в 70 г. по Р.Х.". Нет, речь об Иисусе Христе, Его распятии, рассеянии учеников, наказании евреев в иудейских войнах с римлянами [Л.4, 6, 7, 9].
     
    "О, меч! поднимись на (иди против) пастыря Моего и на ближнего Моего (человека, ко Мне приближённого), говорит Господь Саваоф: порази (убей) пастыря, и рассеются ("разбегутся") овцы! И Я обращу руку Мою ("накажу") на (ягнят) малых" (13:7; в скобках: текст из [Л.24], в кавычках - из [Л.13]; "Меч, поднимись на Моего Пастуха, на Того, Кто Мне близок!" [Л.25]).

     Однако из контекста следует, нави провидит более отдалённое будущее, "здесь описывается период особых страданий - великой скорби" [Л.28, стр. 1115 . ]А именно, стихийные бедствия дня Господня; строительство Бейт Адонай, прерываемое войной и Армагеддонским сражением; покаяние, массовый плач, излияние Духа на уцелевший израильский народ; прекращение пророчеств в связи с пришествием Мессии в иерусалимский храм.
    Поэтому ст.7 является пророческой перспективой ("спрессованным временем" [Л.7, стр.178, 429]. Где слиты 2 события: историческое (распятие Иисуса Христа) и эсхатологическое (Великая скорбь).
     Меч Элохим Цеваот, в тот день ,поразит человека, приближённого к Нему, пастыря Йисраэля. Рассеются овцы, наказание ("Я обращу руку Мою") поразит непослушный мятежный народ. Но в чём наказание выразится?

   "И будет на всй земле ("стране"), говорит Господь:  две части (две трети людей) на ней будут истреблены, вымрут ("будут поражены и погибнут"), а третья останется  ("уцелеет") на ней (одна треть из них выживет)" (13:8; в скобках: текст из [Л.13], в кавычках - из [Л.25]).

    Истребление множества людей в День Господень предсказывают другие ветхозаветные пророки (Ис.13:5-12, 24:1-6, 33:12; Соф.1:2, 3, 3:6; Иер.25:15-33, 4:22-27; Мал.4:1; Иоил.2:3 и др.). В новозаветное время об этом говорил Иисус Христос (Лк.17:26-30, Мт.13:38-42, 24:22) и апостол Пётр (2Пет.3:6, 7).
     Иоханан же видел как по всей земле от огня, дыма, отравления серосодержащими газами "умерла третья часть людей" (Отк.9:18). А четвёртая - из-за голода, насилия, эпидемий, расплодившихся диких зверей (6:8). Также "многие из людей умерли" от отравленной воды (8:11).
    Таким образом, на всей планете выживет только примерно десятая часть (Ис.6:11-13). Но Зехарйа утверждает, истребятся две части, а "третья останется на ней" (13:8). Почему не десятая?

9. Очищение огнём (13:9)

     Третья часть народа израильского не выживет в День Господень, а всего лишь останется на земле (13:8). Она подвергнется испытанию огнём, уцелеет только небольшой остаток. Как написано.

    "И введу эту третью часть в огонь, и расплавлю их, как плавят (очищают) серебро, и очищу (испытаю) их, как очищают золото: они будут призывать (Призовёт он (остаток) имя Моё ("уцелевшие призовут Меня"), и Я услышу их (отвечу ему) и скажу: это Мой народ, и они скажут: "Господь - Бог мой!" (13:9; в скобках: текст из [Л.19], в кавычках - из [Л.24]).
 
    Также Йешайа сравнивает очищение страданием нечистого дома Йаакова с плавлением серебра в огне для его очистки от примесей. "Я очистил (в Синод пер. "расплавил") тебя, как в пламени серебро очищают. Тебя Я очистил в огне ("горниле") страданий" (Ис.48:10, пер. [Л.13]; здесь нави использует т.н. "пророческое прошедшее время").
    "В аллегории переплавки серебра и золота можно видеть и страдания (испытания), которые предстоят евреям в годину великой скорби, и те, через которые Бог проведёт Израиль во второе пришествие Мессии ..." [Л.7].
    Ибо через нави Йехэзкэйла Всемогущий обещает. "Соберу вас и дохну на вас огнём негодования Моего, и расплавитесь среди него. Как серебро расплавляется в горниле, так расплавитесь и вы среди него, и узнаете, что Я, Господь, излил ярость Мою на вас" (Иез.22:17-22; Иер.9:7).

   Использование Захарией, Иезекиилем, Исаией, Иеремией аллегории плавления металлов не означает, что эсхатологический огонь, в нём расплавится третья часть народа израильского и многие иные народы, также является только аллегорией.
   О буквальном огне дыхания Элоах Цеваот (Иез.22:21, Ис.30:27, 33, Пс.17:9, 16), т.е. шквале всепожирающего огня сверхзвуковой ударной волны, говорится во многих библейских стихах.
    Крупномасштабные пожары (рис.3) охватят поверхность земли (Иоил.1:19, 2:3, Мал.3:2, 4:1, Соф.3:8, Авв.3:5, Ис.29:6, 30:30, 66:15, 16, и т.д.; Лк.17:29, 30, Мт.13:38-42, 2Пет.3:6-10, Отк.8:7).
    Много людей погибнет "от огня, дыма и серы" (Отк.9:18). Сохранится Адонаем не треть людей, а совсем небольшой остаток (Ис.1:9, 24:6, Иер.4:27, 5:18). Уцелевшие, чистыми устами начнут призывать имя Его, служить Ему.
     Тогда ответит Благословенный "это Мой народ, и они скажут: "Господь - Бог мой" (13:9).

10. Начало Армагеддона (14:1-3)

   Окончив тему будущего очищения Израиля, Зехарйа возвращается к событиям военной кампании. Её кульминацией явится Армагеддонское сражение. В отличие от главы 12, тайновидец сообщает слушателям о самом начале войны.

    "Вот наступает (особый, судный) день Господень, и разделят награбленное у тебя среди тебя ("награбленное у вас будут делить на ваших глазах").
    И соберу все народы на войну против Иерусалима, и взят будет
(они захватят) город, и разграблены будут домы, и обесчещены будут жёны, и половина города ("горожан") пойдёт (уведут) в плен, но остальной город (люди) не будет истреблён (не уведут) из города" (14:1, 2; в скобках: текст из [Л.13], в кавычках - из [Л.25]).
 
     "Многие комментаторы видят здесь указание на события, описанные в Отк.16:16" [Л.28, стр. 1115]. Вначале война Йисраэля против всех окрестных (Зах.12:2, 6; Иоил.3:14) народов окажется неудачной. По причине малочисленности уцелевшего в дни Великой скорби остатка, а также многочисленности нападающих, словно мелкой пыли.
     "И как сон, как ночное сновидение (кошмар), будет множество всех народов, воюющих против Ариила (т.е. Йерушалаима), и всех выступивших против него и укреплений его и стеснивших (окруживших) его" (Ис.29:7, Ариилом называли алтарь в Иерусалиме [Л.13]).
      Война произойдёт после разрушительного посещения Богом земли (ст.6). Словно в ночном сновидении, из пелены пеплопада  внезапно появится множество вооружённых лёгким стрелковым оружием людей, они плотным кольцом окружат Йерушалаим. Как провидит нави Миха "обложили нас осадою" (Мих.5:1, б).
     Да. Город подвергнется осаде, частичному захвату, разграблению, насилию над руководителями Йисраэля и мирными жителями; половину их уведут в плен. Войну сопровождают голод, эпидемии, нашествия диких зверей (Иез.38:21, 22, Отк.6:8).
    Однако Адонай Элохим, наказав народ Свой стихийными бедствиями, допустив захват соседними племенами Йерушалаима, подаст ему защиту вскоре. Как неоднократно бывало прежде.
 
    "Выступит Господь и сразится с теми народами, как сражается Он в день брани" (14:3 пер. [Л.26]).

11. Бегство жителей из Йерушалаима (14:4, 5)

      Пророк Хаваккук, посвятивший немало стихов описанию Богоявления, видит как от шествия Его колеблется земля, трепещут народы, оседают первобытные холмы, распадаются вековые горы (Авв.3:6). Часть теофании, относящейся к столице Израиля, открывается также Захарии.

    "И станут ноги ("стопы") Его в тот день на горе Елеонской ("Масличной"), которая пред лицем Иерусалима к востоку; и раздвоится (расколется) гора Елеонская (пополам) от востока к западу (и появится) весьма большою долиною, и половина горы отойдёт (отодвинется) к северу, а половина её - к югу" (14:4; в скобках: уточнения из [Л.19], в кавычках - из [Л.24]).

     Иоханан видит небывалое по мощности землетрясение, оно расколет город великий (Йерушалаим) на 3-и части (Отк.16:18-20). При этом  Ар Азэйтим распадётся на две половины, северную да южную "и протянется между ними с востока на запад долина великая" (Зах.14:4, пер. [Л.26]). Откроется содержимое могил на западном склоне горы, в то время будут выброшены "кости жителей Иерусалима - из гробов их" (Иер.8:1).
    Но зачем Адонай ещё в начале Великой скорби (день Господень), до военного конфликта Йисраэля с окрестными народами, создаст долину на восток от столицы? Благословенный даёт такой ответ.

   "По долине меж гор, которую Я сделаю, вы сможете убежать: долина будет тянуться до Ацала. Вы побежите, как бежали от землетрясения при иудейском царе Озии. И тогда придёт Господь, Бог мой, а с Ним - всё святое воинство" (14:5 пер. [Л.24]).     

     Масличная или Елеонская гора (Ар Азэйтим), точнее горная гряда [Л.5], находится совсем рядом с городом (рис.4).
    Она отделена от него только узкой долиной Кедрон, от которой круто поднимается вверх на высоту до 812 метров [Л.1] или 818 м [Л.5], блокируя столицу с востока.
     Появление в горной гряде долины-прохода, протянувшейся с востока на запад до Ацала (местонахождение неизвестно), позволит жителям бежать из  Йерушалаима. Когда его окружат вражеские отряды во время Армагеддонской военной кампании.
    После победы при Армагеддоне и освобождении Иерусалима в город придёт Иеhошуа ха Машиах, Господь Захарии, наш Спаситель, "а с Ним - всё святое воинство" (14:5, пер. [Л.24]).

12. Ни день ни ночь (14:6, 7)

     Когда слушатели Зехарйа поняли куда им бежать из Иерусалима в дни Великой скорби, конечно же, они захотели узнать, когда наступит это время? Провидец отвечает.

    "И будет в тот (особенный) день: не станет света, светила удалятся ("не будет света; холод и мороз"). День этот будет единственный, ведомый только Господу: ни день, ни ночь (не будет в этот день ни дня ни ночи); лишь в вечернее время явится свет" (14:6, 7; в скобках: текст из [Л.13], в кавычках - из [Л.19]).

    Какое неведомое время имеет в виду Захария? Некоторые комментаторы считают, мессианское [Л.2]. Например, в работе [Л.7] написано. "В тот день (здесь подразумевается тысячелетнее правление Иисуса Христа ..." (стр. 583). Однако такое мнение ошибочно.
      Во-первых, словосочетание "тот день" у ветхозаветных пророков чаще всего означает день Господень, т.е. новозаветную Великую скорбь [Л.21]. Именно в таком значении до сих пор использовал  слова "тот день" Зехарйа (12:3-11).
     Во-вторых, что это за чудесное тысячелетнее царство? В нём постоянно царит полумгла ("ни день, ни ночь"), холод, мороз, иней [Л.5, стр. 582], идёт кислотный снег розового цвета [Л.21]. Несомненно, в стихах 14:6, 7 речь о предшествующем тысячелетнему царству  дне Господа (14:1), времени стихийных бедствий (10:11).

    В результате катастрофы в атмосферу попадёт колоссальное количество грубо дисперсных аэрозолей ("дым" в Отк.9:2). В том числе пепла, минеральной пыли, сажи, золы, пара и капель воды (рис.5).
     По этой причине "не станет света" (14:6), тоже самое утверждает Йирмейа. "Смотрю ... на небеса, и нет на них света" (Иер.4:23). Что не означает полное его отсутствие, а только снижение интенсивности естественного освещения примерно на одну треть в условиях непрерывного пеплопада.
      Оттого Иоханан после четвёртой трубы видит "третья часть дня не светла была - так, как и ночи" (Отк.8:12, в). "Из-за топографических, космических и катастрофических изменений" [Л.27, стр. 567].
     Последняя война Йисраэля с окрестными народами, в пророчестве Йоэйла, проходит в необычное время. "Солнце и луна померкнут и звёзды потеряют блеск свой" (Иоил.3:9-15). По причине ослабления запыленной атмосферой Земли света от Солнца днём, а ночью - померкнет отражённый свет от Луны, перестанут сиять звёзды [Л.12].
     Массовое попадание паров и капель воды, солей, иных аэрозолей в стратосферу изменит характер излучение ночного неба, оно станет светлым. Поэтому после захода солнца, благодаря его лучам, рассеивающимся на кристалликах льда и других частицах, "когда обычно опускается тьма, всё ещё будет свет" (14:7, [Л.13]).
     В то особенное время наступят пасмурные дни да светлые ночи, оттого не отличить одно время суток от другого. Иными словами, "ни день, ни ночь" (14:7, "И наступит нескончаемый День ... не день в обычном смысле и не ночь - в вечернее время забрезжит свет!" [Л.26]).
     По причине уменьшения поступления солнечного света к поверхности нашей планеты станут свирепствовать "холод и мороз" (14:6; [Л.19]). Синодальный перевод "светила удалятся", а также перевод "не будет ни холода ни стужи" [Л.25; 24] - неудачны.    

13. Мессианское царство (14:8, 9)

     Пророки Цефанйа и Йоэйл, повествуя о событиях Йом Адонай, предсказывают Его пришествие, наступление мессианского царства.
     "Отменил Господь приговор над тобою, прогнал врага твоего! Господь, царь Израилев, посреди тебя: уже более не увидишь зла" (Соф.3:15; Иоил.3:17, 18).
     Зехарйа также получил откровение о грядущем явлении Элохим Израилю. "Ибо вот, Я приду и поселюсь посреди тебя ..." (2:10-13), "обращусь Я к Сиону и буду жить в Иерусалиме" (8:3, а).
    Продолжая описание этого уникального события в 14-й главе, нави сообщает жителям столицы некоторые подробности поразительных видений. Большинство из них касается Йерушалаима (ст. 8, 10, 11, 20, 21), одно - территории Израиля (ст.10), а несколько мелких обстоятельств относятся к судьбе окрестных народов (ст.16-19).

    "И будет в тот день, живые воды потекут (не останавливаясь) из Иерусалима (и поток этот раздвоится), половина их (потечёт) к морю восточному и половина их к морю западному (Средиземному): летом и зимой (будет течь круглый год) так будет" (14:8; в скобках, текст из [Л.13]).

     Первое, что сильно удивило пророка в мессианском царстве - видение потоков живой воды. Они "хлынут" [Л.24] из столицы. "Живые воды" - это проточные воды (в отличие от собранной в хранилище дождевой воды)" [Л.22, стр. 940].
     Одна река потечёт на восток, через долины Кедрон и Ситтим, к Мёртвому морю. Другая - на запад, через прибрежную равнину, к Средиземному.
   Начало этим полноводным потокам (Иез.47:1-5) даст не пересыхающий даже летом источник, расположенный на Храмовой горе, вытекающий "из дома Господня" (Иоил.3:18). Родник возникнет по причине великого землетрясения в День Господень, когда гора Елеонская расколется пополам (Зах.14:4), а гористая Иудея превратится в равнину (ст.10).

     "И Господь будет (станет) царём над всею землёю ("над всем миром"); в тот день ("в это время") будет Господь един (один лишь), и имя Его - едино (и одно у Него будет имя)" (14:9; в скобках: текст из [Л.24], в кавычках - из [Л.13]).

     Второе откровение, с которым провидец спешит поделиться со слушателями,- Адонай станет царствовать не только над Эрец Йисраэль (8:3-8), но над всем миром. Последнее совпадает с другим его пророчеством о Мессии "владычество Его будет от моря до моря и от реки (Ефрат) до концов земли" (9:10, в).
    Предсказание Зехарйа обязательно сбудется, как сбылось предыдущее (9:9). Стих 10 подтверждается эсхатологическим видением Даниэйла о Сыне человеческом (Дан.7:13). "И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему ..." (ст.14).
       По окончании Великой скорби над всем миром царит один Бог. Один Источник живой воды для всех уцелевших жителей земли, имя Его также одно - Христос (Зах.14:9, Отк.11:15, 19:16).

14. Будущее для Йерушалаима (14:10, 11)

     Третье поразительное обстоятельство видений связано с крупномасштабным изменением строения земной поверхности, т.е. совокупности неровностей. Хорошо знакомый Захарии горный рельеф Йеуды изменился до неузнаваемости.

    "Вся эта земля (вокруг Иерусалима) будет (в эти дни), как равнина ("станет низменностью") от Гаваона до Реммона (в Негеве), на юг от Иерусалима, который ("будет возвышаться над ними") высоко будет стоять на своём месте (будет весь снова отстроен) и населится от ворот Вениаминовых до места первых ворот, до угловых ворот, и от башни Ананеила до царских точил (винных прессов)" (14:10; в скобках: текст из [Л.13], в кавычках - из [Л.24]).

     В тот день землетрясение не только расколет великий город на  3-и части (Отк.16:19), а Елеонскую гору (гряду) - пополам (Зах.14:4), но превратит Иудею в равнину (ст.10, "Под "равниной" здесь подразумевается равнина Араба" [Л.19]). От Гэвы на севере до Риммона на юге.
     "Новый Иерусалим будет возвышаться над окрестностями, а земля вокруг него превратится в равнину" [Л.5, стр. 492]. "Вся земля вокруг Иерусалима станет равниной" [Л.27, стр. 567].
     Не только Зехарйа провидит будущую трансформацию горного рельефа в плоскую степную Арабу. Пророк Йешайа, призывая очистить и выровнять в Арабе дорогу для пришествия Адонай Элохим, видит как в этом процессе принимает участие сама земля! (Ис.40:3-5).
    "Каждый дол поднимется, и каждая гора и холм понизятся, и станет крутизна равниной и горная цепь - долиной. И явится слава Господня ..." (ст.4, 5; Масоретский текст [Л.19]).
     Какая же дальнейшая судьба ожидает город? когда "Иерусалим возвысится над всеми холмами и высотами" [Л.28, стр. 1115]. Захария предсказывает.

   "И будут жить в нём ("он будет населён"), и проклятия (разрушения) не будет более ("никогда впредь его не разрушат"), но будет стоять (жить) Иерусалим безопасно" (Зах.14:11; в скобках: текст из [Л.19], в кавычках - из [Л.25]).

     Если до ст.11 могли существовать сомнения о времени исполнения некоторых пророчеств, то теперь они исчезли. Никогда Йерушалаим не жил в безопасности, особенно после 14 мая 1948 года. Но наступит время и Царь "возвестит мир народам" (9:10), а Йерушалаим "будет стоять ... безопасно" (14:11). По крайней мере тысячу лет (Ис.33:20, Отк.20:7-9).
     Храмовая гора в Иерусалиме "возвысится над холмами", она станет выше иных гор (Мих.4:1). Пойдут к ней многие народы, чтобы научиться ходить по путям Господа, "не будут более учиться воевать" (ст.2, 3).      

15. Окончание Армагеддона (14:12-15)

     Как отмечалось ранее, пророчества-видения в мессианских главах Захарии не следуют одно за другим во времени.
   Они являются переплетением разных эсхатологических событий: рассеяние и смерть людей в стихийных бедствиях; изменения естественного освещения, климата, рельефа; война  Израиля с окрестными народами; покаяние да очищение евреев, излияние Духа; прекращение прорицаний, наступление Мессианского царства, поклонение воевавших народов Господу.
      Поэтому не удивительно, что после рассказа о победе в войне (12:2-9) нави говорит о её начале (14:1-3). Вкрапление же в текст 14-й главы стихов 12-15 позволяет ему сообщить слушателям результаты окончания военной кампании,- суда Адоная над народами (Иоил.3:11-14).

    "И вот какое будет поражение, которым поразит Господь все народы (Он пошлёт на них ужасную болезнь), которые воевали против Иерусалима: у каждого исчахнет тело его (кожа начнёт гнить), когда он ещё стоит на своих ногах, и глаза у него истают (станут гнить) в яминах (глазницах) своих, и язык его иссохнет (будет гнить) во рту у него" (14:12; в скобках, текст из [Л.13]).

     "Эти последствия поражения (14:12-15) больше похожи на последствия атомного взрыва" [Л.2, стр. 1080]. Однако такое мнение алогично. Ибо Зехарйа говорит о совершенно иных способах уничтожения Богом армий, напавших на Йисраэль.
     Первый, ужасная болезнь подобная шестой египетской казни (Исх.9:8-11), вызванная отравленной водой, респираторными заболеваниями, инфекциями [Л.18]. Оттого пророк Йоэйл сообщает о зловонии и смраде, они пойдут от разбитых полчищ неприятеля (Иоил.2:20, [Л. 12]). Второй способ уничтожения нападающих - военные стычки между самими вражескими отрядами, окружившими Иерусалим.

     "И будет в тот день: произойдёт между ними (среди них) великое смятение от Господа, так что один (каждый) схватит руку другого (ближнего), и поднимется рука его на руку ближнего его ("они схватятся и станут биться друг с другом")" (14:13; в скобках: текст из [Л.19], в кавычках - из [Л.24]).

     Нави Хаваккук, описывая связанные с теофанией события, сообщает о радости, с которой народы кинутся грабить Йисраэль (Авв.3:14). Однако, в смятении от Господа, их оружие обратится против них же (Агг.2:22), пронзит голову их вождей [Л.10].  Все кто возьмёт меч, от меча погибают; грабителей ограбят, мелкий да крупный скот их падёт.

    "Но и сам Иуда будет воевать против Иерусалима (точнее "будет сражаться в Иерусалиме" [Л.25; Л.13, Л.19]), и собрано будет богатство всех окрестных народов: золото, серебро и одежды в великом множестве. Будет такое же поражение (ужасная болезнь) и коней и лошаков, и верблюдов и ослов, и всякого скота, какой будет в станах у них" (14:14, 15; в скобках, текст из [Л.13]).

      Массовый падёж скота произойдёт из-за ужасной болезни. Такой же как в случае поражения Господом народов, воюющих против Йерушалаима (14:12). Наименование поражения "моровая язва, весьма тяжкая" (Исх.9:3), подобная эпизоотии во время пятой казни египетской [Л.18].

16. Поклонение народов Господу (14:16)

     Вкрапление в текст 14-й главы ст. 12-15 понадобилось Захарии не только для указания на результаты последней войны, но чтобы продолжить тему, начатую в гл.8 (ст.20-23). Тему необычную, поклонение Адонаю Цеваот языческих народов.
     В те дни "жители многих городов" (8:20), объединившись в группы паломников (ст.21), придут в Йерушалаим, чтобы найти Господа, "помолиться лицу Его" (ст.22). В таком массовом поклонении "Больше не будет и разницы между иудеями и язычниками ..." [Л.5, стр. 492].
     Однако в 14:12-15 провидец добавляет к сказанному ранее (8:20-23) ещё более удивительное пророчество. Среди паломников окажутся люди, страны которых воевали (!) против Израиля.

   "После этого каждый, кто останется в живых из народов, нападавших на Иерусалим, станет из года в год приходить на поклонение Царю, Господу Воинств, и праздник Кущей станет его праздником" (14:16 пер. [Л.26]).

    Но почему гражданское население окрестных стран, выжившее в дни Великой скорби и войны с Йисраэлем, приходит на поклонение Богу Авраама, Ицхака, Йаакова?
   Психологически совершенно не понятно. Если не учесть два важных исторических события, они будут предшествовать празнованию Суккот (Кущей или шалашей, рис.6).
     Первое, окончание строительства и освящение в Праздник кущей иерусалимского храма в разрушенном городе (1:16). На том месте, где стояла исламская святыня мешхед "Куббат-ас-Сахра". Тогда "город опять будет построен на холме своём, и храм устроится по-прежнему" (Иер.30:18, в; Агг.2:6-9, Мих.3:12- 4:2).
    Вторым выдающимся событием в тот день явится пришествие Господа (Зах.9:14, Мал.3:1, Ис.52:7-9). Он поселится в Йерушалаиме, на Храмовой горе, в Бейт Адонай (Зах.8:3, Иоил.3:17). "И прибегнут (придут) к Господу многие народы в тот день и будут (станут) Моим народом" (Зах.2:10-12, 14:9; Соф.3:9).
      Вот почему, на первый взгляд неожиданно (14:16), остатки исторически враждебных Израилю народов каждый год приходят в Йерушалаим  на Праздник шалашей для поклонения Иеhошуа ха Машиах (Иса Масих ибн Аллах).
     Как предсказано. "Уцелевшие из них будут поклоняться нашему Богу",- более того,- "они станут одним из кланов Иуды" (9:7, б; пер. [Л.25]).

17. Отказ от поклонения Богу (14:17-19)

     Наивно полагать, что ВСЕ люди , в том числе исламские фундаменталисты, племена и языки, столетиями враждовавшие с евреями, станут поклоняться Господу (14:16). Однако плодородие земли зависит от её Творца, отказ благоговейного почитать Его приводит к бесплодию почвы.
      
   "И будет: если какое из племён земных (люди из какого-либо рода на земле) не пойдёт в Иерусалим для поклонения Царю, Господу Саваофу, то не будет (Господь не пошлёт) дождя у них" (14:17; в скобках, текст из [Л.13]).

     В стихах 16, 17 поклонение истинному Богу мусульманами, а также представителями иных религий не означает их обращение в иудаизм в качестве прозелитов. Нет.
  "Ибо религиозная система Тысячелетнего царства не будет тождественна иудаизму, но станет некоей  новой, вселенской, формой религиозных воззрений и соответствующего им порядка - общими как для евреев, так и не-евреев ("язычников")" [Л.7, стр.584].
     Племена, отвергающие новую вселенскую форму поклонения Господу, лишатся Его благословений (14:17). Но что произойдёт с Египтом? самым важным могущественным соседом Мединат Йисраэль.
     
    "И если племя Египетское (если кто из египетских родов) не поднимется в путь и не придёт (праздновать праздник кущей), то и у него не будет дождя, и постигнет его поражение (ужасная болезнь), каким поразит  Господь (вражеские) народы, не приходящие праздновать праздника кущей" (14:18; в скобках, текст из [Л.13]).

     Почему так важно, чтобы представители всех народов каждый год приходили в Йерушалаим на поклонение Иеhошуа ха Машиах именно в Суккот? осенний праздник с 15-го по 21-е тишрей.
    Потому что в тот день, "внезапно придёт в храм Свой Господь" (Мал.3:1, б). В последний день праздника Кущей шехина Его войдёт в Бейт а-Микдаш восточными воротами [Л.23]. Оттого на всенародное поклонение Господу необходимо приходить каждую осень к великому Празднику шалашей, во избежание наказания.

   "Вот, что будет за грех Египта и за грех всех народов (Это будет наказание Египту и наказание всем народам), которые не придут (не взойдут) праздновать праздника кущей (суккот)!" (14:19; в скобках, текст из [Л.19]).

18. Святыня Господу (14:20, 21)

    Адонай, давая указания Моше относительно облачения первосвященника  Ахарона, призывает сделать для головного убора (кидар) дощечку из чистого золота (Исх.28:36-38). На этой дощечке как на печати вырезались слова "Святыня Господня" (ст.36).
      В мессианское время в святом храме, на святой горе, в святом городе, среди святого народа, ВСЁ освящено присутствием Господа. Как провидит нави Зехарйа.
     
    "В эти дни всё будет принадлежать Богу, даже на конских уборах (колокольчиках) будут надписи: "Святыня Господу". И котлы ("кухонные горшки"), которыми пользуются в храме Господнем, будут ("священными") также важны, как (кропильные) чаши, которыми пользуются у алтаря (перед жертвенником)" (14:20, пер. [Л.13]; в скобках, текст из [Л.19], в кавычках - из [Л.25]).

     Вся жизнь в Йерушалаиме, особенно в праздничные дни, сосредоточится вокруг Бейт Адонай. В нём священна вся храмовая утварь, независимо от назначения. Более того, даже простые не храмовые котлы для варки пищи священны.

     "И все котлы (каждый котёл) в Иерусалиме и Иудее будут святынею Господа Саваофа, и будут приходить все приносящие жертву и брать их и варить в них, и не будет более ни одного Хананея (торговца) в доме Господа Саваофа в тот день" (14:21; в скобках, текст из [Л.19]).

     В этих стихах "изображается отмена левитского служения, которое всё основано на различении между священным и не священным" [Л.6]. "Даже обычные вещи становятся святыми, когда их используют для служения Богу" [Л.27, стр. 567]. Поэтому  "вся домашняя утварь в Иерусалиме и во всей Иудее сделается священною, и её позволительно будет употреблять при совершении священных обрядов".
     Означает ли пророчество Захарии, что в тысячелетнем царстве возобновится обряд жертвоприношения животных в храме? Нет, не означает.
    "Ибо невозможно, чтобы кровь тельцов (телят) и козлов уничтожала грехи" (Евр.10:1-4); "единократным принесением тела Иисуса Христа", Он "навсегда сделал совершенными освящаемых" (ст.10-14).
      Однако бескровные жертвоприношения будут приноситься (Мал.1:11, 3:4; Иер.17:26, 33:11; Иез.46:2, 12, 20, 24), в том числе иными народами (Ис.19:21, 56:7).
     От окончания строительства второго храма (515 г. до Р.Х.) и до его разрушения (70 г. от Р.Х.), во дворе язычников размещались торговцы жертвенными животными, а также птицами. В основном хананеи, собирательное название для несемитского населения Ханаана, неугодные Богу (Пс.105:38), нечестные в торговле (Ос.12:7).
     В третьем храме мессианского Царства нет ни одного торговца, ибо дом Господень "домом молитвы наречётся для всех народов" (Мк.11:15-17). Однако "Это Царство будет лишь предвестником ещё более великого события, которого ожидают верующие Нового Завета,- наступления вечного Царства ..." [Л.28, стр. 1116].

ЛИТЕРАТУРА

1. Ринекер Ф., Майер Г. Библейская энциклопедия Брокгауза.- Кременчуг: Християнська зоря, 1999.- 1 088.
2. Уоррен Уирсби. Комментарий на Ветхий Завет. В 2-х т. Том II. Ездра - Малахия.- СПб.: Библия для всех, 2011.- 1 111 с.
3. Новый Библейский комментарий в 3 ч. Ч.2. Ветхий завет. Псалтирь - Книга Пророка Малахии.- СПб.: Мирт, 2000.- 571 с.
4. Учебная Библия с комментариями Джона Мак-Артура.- Минск: Славянское Евангельское общество, 2004.- 2 201 с.
5. Большой библейский словарь.- СПб.: Библия для всех, 2005.- 1 503 с.
6. Толковая Библия. Комментарий на все книги Святого Писания. Под ред. Лопухина А.П. Том 2.- Минск: Харвест, 2001.- 1 312 с.
7. Толкование Ветхозаветных книг. От книги Исаии по Книгу Малахии.- Ашфорд: Славянское миссионерское издательство, 1966.- 602 с.
8. Хоуард Джеймс Гейли (Младший). Комментарии к книгам Ветхого Завета. Том 18.- Одесса: Всемирный союз баптистов, 1993.- 188 с.
9. Мэтью Генри. Толкование книг Ветхого Завета.- Netherlands Dutch Reformed Tract Society, 2010.- 784 с.
10. Статья "3. Комментарии к Книге пророка Аввакума. Глава 3 - Богоявление".
11. Статья "2. Комментарии к Книге пророка Софонии. День Господень".
12. Статья "1. Комментарии к Книге пророка Иоиля. Нашествие саранчи".
13. Библия. Современный перевод Библейских текстов.- М.: World Bible Translation Center, 2002.- 1 150 с.
14. Вуд Леон Дж. Библия и события будущего: Обзор событий последних дней.- СПб.: Библия для всех, 2006.- 213 с.
15. Айронсайд Г.А. Комментарии на книги малых пророков.- Ровно: Живое слово, 2008.- 308с.
16  Куйвенховен Э. День Господень.- Спб.: Мирт, 2006.- 220 с.
17. Паш Р. Второе пришествие Иисуса Христа.- Gummersbach, Миссия Вестник мира, 1995.- 287 с.
18. Статья №6 "Казни египетские и Второе пришествие Христа".
19. Первые и последние пророки.- Йерушалаим: Мосад Арав КУК, 1975.- 1 002 с.
20. Статья №8 "Армагеддон".
21. Статья №3 "День Господень".
22. Библейский культурно-исторический комментарий. Часть 1. Ветхий Завет.- СПб.: Мирт, 2003.- 984 с.
23. Статья №13 "Числа".
24. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета, канонические. Современный русский перевод.- М.: Российское библейское общество, 2011.- 1 408 с.
25. Библия. Новый Перевод на Русский Язык.- Herrljunga, Sweden:  Международное Библейское Общество, 2007.- 1 228 с.
26. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета в современном русском переводе.- М.: Издательство ББИ, 2015.- 1856 с.
27. Комментариик Ветхому и Новому Заветам.- Минск: Фонд "Лютеранское культурное наследие", 2007.- 832 с.
28. Славянский библейский комментарий.- Киев: ЕААА, Книгоноша, 2016.- 1840 с.

День Господень