Комментарии к Книге пророка Захарии. Главы 12-14 - Армагеддон

"И он собрал их на место, называемое по-еврейски
Армагеддон" 
(Отк.16:16)

"И будет в тот день, сделаю Иерусалим тяжёлым
камнем для
всех  племён;   все, которые будут
поднимать его, надорвут  себя, а соберутся
против него  все народы земли" 
(Зах.12:3)

 

1. Вступление

        "Господь вспомнил" или "тот, о ком помнит Яхве", так можно перевести с евр. языка популярное имя Зехарйа. Его отец Варахия был сыном главы одного из священнических родов по имени Аддо (Иддо), возвратившихся из вавилонского плена [Л.1, 3-5, 7, 8].
     Очевидно, будущий пророк родился в плену, в детском возрасте вернулся в Иерусалим в 538 г. до Р.Х. [Л.27, 28]; в дни первосвященника Иоакима стал главой священнического рода [Л.3-7]. Таким образом, нави нёс служение священника и пророка, одновременно, как Иеремия да Иезекииль до него [Л.1, 3-7], он являлся современником Аггея [Л.2-7, 9].
       Время написания книги. Датированные откровения, полученные Зехарйа (гл. 1-8), начинаются в октябре-ноябре 520 г. до Р.Х., через 2 месяца от выступления Аггея, оканчиваются же в ноябре-декабре 518 г. [Л.1, 3, 5, 7, 22].
       Относительно даты написания глав 9-14 единодушное воззрение отсутствует. Некоторые богословы полагают, они написаны гораздо позднее [Л.14, 28], более того, неизвестным автором, именуемым Девторозахарией [Л.6].  
       Композиция глав 12-14. 1. Введение, содержащее предупреждение о будущих боевых действиях (12:1-3).
            2. Описание вооружённого столкновения Израиля с окрестными странами в эсхатологический "тот день":
                 а) неудачное начало кампании (14:1, 2, 5);
                 б) услуга Йахвэ Элохим (12:4-6, 14:3, 12-15);
                 в) победа, освобождение Иудеи, затем Иерусалима (12:6-9).
           3. Авторское отступление  о предшествующих войне перипетиях:
                 а) теофании (14:4);
                 б) гибели жителей (13:8, 9);
                 в) изменению степени освещённости земли (14:6, 7).
            4. Воцарение ранее отверженного Царя:
                 а) рыдание иудеев (12:10-14);
                 б) покаяние и очищение (13:1-6);
                 в) теократия (14:8-11).
            5. Заключение о всеобщем поклонении (14:16-21).
       Главная тема. Армагеддон, борьба враждебно настроенных соседей  с Израилем в годы Великой скорби.
       Цель написания. Открыть волю Бога о судьбе израильтян в конце существования рода сего.
      Содержание. Через пророка (12:1) Адонай сообщает Свои будущие действия "в тот день" относительно Йерушалаима, Эрец Йисраэль,  его соседей: войне (12:2-9, 14:1, 2), помощи защитникам, уничтожении нападающих (12:4, 9, 14:3, 12-15). Вслед за поражением, соседи, воевавшие против евреев, приходят в Иерусалим на поклонение Господу (14:16-21), царствующему над миром (14:9).
      В ту пору произойдёт духовное обновление израильтян (13:1-6) под воздействием Духа благодати и умиления (12:10). В скорби да рыданиях уцелевшие повернутся лицом к Иеhошуа ха Машиах, Которого пронзили отцы их (12:10-14). Он увидит покаяние, услышит как призывают имя Его, скажет, "это Мой народ" (13:9).   
     Перечисленные события относятся  к периоду великой гибели ("тот день"), когда истребятся две трети израильтян, треть подвергнется испытанию огнём (13:7-9). Сильное землетрясение расколет Елеонскую гряду на две части (14:4), из Йерушалаима потекут реки воды (ст.8), страна превратится в равнину (ст.9). Оптические свойства атмосферы изменятся настолько, что нельзя отличить день от ночи (ст.6, 7).
      Главная проблема толкования
. Изложены ли стихи мессианских глав в последовательности и композиционном единстве или они переплетение близких по времени, но разных по содержанию происшествий.

2. Откровение (12:1-3)

        Хаваккук получил видение (Авв. гл.3) о личном посещении Яхве творения [Л.10]. Следствия Богоявления для людей, животного мира, царства растений подробно описывают Цефанйа [Л. 11] и Йоэйл [Л.12]. Предсказания нави оканчиваются одинаково, Всевышний, посетив землю, поселится в Йерушалаиме, на горе Мория, в Храме (Иоил.3:17, Соф.1:8-12, 3:15).
       Тоже самое утверждает Зехарйа (Зах.2:10-12, 8:3), уделяя внимание ещё одной истории. Между стихийными бедствиями Йом Адонай и Его воцарением произойдут кровопролитные боевые действия (Иоил.3:1-16).

     "Пророческое предсказание. Слово Господа об Израиле. И вот что сказал Господь, Который ширь небес распростёр, землю утвердил на прочном основании и в человеке дух созидает:
     "Знайте, Иерусалим Я уподоблю чаше с пьянящим напитком, от которого народы, обложившие осадой Иудею и Иерусалим, зашатаются как в пьяном помрачении"
  (12:1, 2, пер. [Л.26]).

      "В этом отрывке упоминается великое сражение перед Вторым пришествием Христа ... Многие комментаторы считают, что речь идёт об Армагеддонской битве" [Л.28, стр. 1113].
       Логично, и Миха провидит эсхатологический инцидент, когда много врагов соберётся против его страны; они скажут, "да будет она осквернена, и да наглядится око наше на Сион!" (Мих.4:11). Полагая, уничтожить Йисраэль, лежащий в руинах, весьма легко, как тайно бедного ограбить (Авв.3:14).
      Нападающие не знают, что Всемогущий, сотворивший небо да землю словом, созидающий дух в человеке (12:1), сделает Йерушалаим чашею с пьянящим напитком (ст.2). В дни великой гибелии (Иер.4:6) Он соберёт враждебные племена вокруг города, "как снопы на гумно" (Мих.4:12), чтобы обмолотить их (ст.13).
     
     "И будет в тот день, сделаю Иерусалим тяжёлым ("неподъёмным") камнем (твёрдым, как скала) для всех племён; все, которые будут поднимать его (кто бы не попытался взять его), надорвут себя (будут порублены и порезаны), а соберутся против него (чтобы сражаться) все народы земли" (12:3; в скобках: текст из [Л.13], в кавычках - из [Л.25).

       В стихе 3 и ещё 14 раз  в главах 12-14 (Синод. пер.) пророк использует словосочетание "тот день". Какой промежуток имеется в виду?
     "Тот день" - это день Господень, день гнева и суда, о котором писали пророки (Иоил. 3:9-16; Соф.1) и о котором рассказывал Иисус в Матфея 24:4-31, а Иоанн - в Откровении 6-19" [Л.2, стр. 1079]. В Новом Завете указанный период также именуется "день Господень" (2Пет.3:10, 1Фес.5:2, Деян.2:20) и "великая скорбь" (Мт.24:21).
      Некоторые толкователи, например диспенсационалисты, предполагают, в 12:3, 14:2 словами "все народы" провидец называет Египет (или Ассирию) и Россию [Л. 14, 15]. Иные авторы настаивают,  армии мира [Л.2, 4], в частности, Европы, Африки, Китая, Индии, Японии [Л.16, 17]. 
    Всё же приведенные довольно распространённые суждения ошибочны. У Захарии речь о  враждебно настроенных ближневосточных соседях, он называет их "окрестные народы" (12:2, 6), подобно Йоэйлу (Иоил.3:11).

3. В  Ком  наша  сила? (12:4-6)

     Поводом к последней масштабной войне на Ближнем Востоке послужит строительство иерусалимского храма (Бейт а-Микдаш). На том месте, где сегодня расположена одна из мусульманских святынь мешхед "Купол над скалой" (Куббат ас Сахра, рис. 1).
     В День Господень мешхед и мечеть Омара (Аль-Акса) разрушит небывалое великое  землетрясение. Город распадётся на 3-и части (Отк.16:19), гористая Иудея уподобится равнине (Зах.14:10).
      Прилетевшее проклятие, нисходящее на планету, уничтожит даже дерево и камни, использованные для строительства домов (5:2-4). По окончании стихийных бедствий разразится ближневосточная кампания. В ней примет участие Сам Небесный Воитель, т.к. прикасающийся к народу завета, "касается зеницы ока Его" (2:8).

      "В тот день, говорит Господь, Я поражу всякого коня бешенством и всадника его - безумием, а на дом Иудин отверзу очи Мои (Я буду пристально наблюдать); всякого же коня у народов поражу слепотою (Я ослеплю всех коней противника).

       И скажут князья Иудины в сердцах своих: сила моя - жители Иерусалима в Господе Саваофе, Боге их
("Сила жителей Иерусалима - в Господе Воинств, их Боге")" (12:4, 5; в скобках: текст из [Л.13], в кавычках - из [Л.24]).
      
       По причине непрерывного пеплопада, трансмиссивных болезней, эпизоотий, эпидемий в дни Великой гибели, массово заболеют как животные, так люди [Л.18]). В частности, Эль Шаддай поразит коней неприятеля слепотой, их всадников - безумием (ст.4), лишив боеспособности вражеские отряды.
      Странно, почему нападающие не используют моторизованную технику, а приедут на конях? В ХХI веке они далеко не лучшее средство передвижения и ведения боевых действий.
    Дело в том, что военная техника будет повреждена в результате стихийных бедствий. А уцелевшие автомобили, бронетранспортёры, танки, самоходные артиллерийские установки не смогут проехать по разрушенным землетрясением дорогам, залитым водой многочисленных цунами и многодневных дождей [Л.21]. Долина Йизреэль, прибрежная равнина севернее горы Кармил превратятся в непроходимые болота.
       С окончанием войны Израиль одержит победу над врагами, но в успехе нет заслуги ни осаждённых жителей Йерушалаима, ни их предводителей; все они скажут, "сила наша - Адонай Цеваот".

      "В тот день Я сделаю князей ("начальников") Иудиных - как жаровню (костром, горящим в лесу) с огнём между дровами и как горящий светильник ("факел") среди снопов, и они истребят ("пожирать будут") все окрестные (по всей округе) народы справа и слева, и снова населён будет Иерусалим на своём месте, в Иерусалиме (и народ ... снова сможет вздохнуть спокойно)" (12:6; в скобках: текст из [Л.13], в кавычках - из [Л.19]).

      "Подобно тому как огонь поглощает дерево и пучки травы, мудрые вожди Иудеи уничтожат своих врагов" [Л.27, стр. 566]. "Это даже смешно: дрова и снопы идут в атаку на огонь" [Л.28, стр. 1114]. Сам Яхве Элохим поможет начальникам Йеуды выиграть войну, словно никогда не оставлял их (10:5-7), будто не было 2 000 лет молчания, когда Он не слышал их.

4. Армагеддон (12:7-9)

       Авторы работ [Л.2, 4, 7] доказывают, в главах 12-14 говорится о баталии при Мегиддо, точнее, целой военной кампании [Л.7, стр. 579-582]. О ней пишут другие нави: Йоэйл (Иоил.3:1-16), Йехэзкэйл (Иез.39:1-20), Йешайа (Ис.29:1-8), Йирмейа (Иер.30:11-18), Миха (Мих.4:11-13).
      В Новом Завете битва израильтян против царей, едущих от восхода солнечного, именуется "Армагеддон" (Отк.16:12-16). Очевидно по названию местности, на ней произойдёт решающее сражение [Л.20].
      Согласно Зах.12:6, победу одержат  начальники Йеуды, "они истребят все окрестные народы справа и слева" (12:6, б). Уничтожат захватчиков, "потому что злоба их велика" (Иоил.3:13, в); тогда будет освобождена территория страны, затем её столица.

      "И спасёт Господь сначала шатры (народ) Иуды, чтобы величие дома Давидова и величие жителей Иерусалима не возносилось над Иудою (не смогут похвалиться тем, что они лучше других людей в Иудее)" (12:7; в скобках, текст из [Л.13]).

      С  началом войны враги захватят да разграбят город, половина жителей попадёт в плен (14:1, 2). Однако успех  израильтян в Армагеддонском сражении, освобождение Иудеи вдохновят защитников, отстоять столицу поможет Адонай (Иоил.3:16, 17).

     "В тот день защищать будет Господь жителей Иерусалима, и самый слабый (нескладный) между ними в тот день будет (хорошим солдатом) как Давид, а дом (мужчины из семьи) Давида будет как Бог (боги, "ангелы" [Л. 19]), как ангел Господень пред ними" (12:8; в скобках, текст из [Л.13]).

      Начальников Йеуды (дом Давида), они поведут за собой горожан, Бог наделит чрезвычайными способностями, словно ангелов-посланников (евр. "малах") Своих. Далее пророк подводит итог военной кампании.

     "И будет в тот день (захочу Я уничтожить), Я истреблю все народы, нападающие (пришедшие воевать против) на Иерусалим" (12:9; в скобках, текст из [Л. 19]).

      Каким образом Эль Шаддай уничтожит солдат окрестных стран, пришедших воевать с Израилем, сообщается раньше (12:4). Клинические же проявления поражения оккупантов будут описаны позднее (14:12, 13).

5. Покаяние (12:10-14)

       По окончании войны (ст.12:9), но ДО появления Господа в Йерушалаиме (2:10, 8:3), произойдёт нечто важное. А именно, излияние Духа благодати на израильтян (Иоил.2:28, 29), вслед за признанием остатком вины отцов за распятие Иеhошуа ха Машиах бен Давид (Мт.27:20-25, Ос.5:15). Покаяние сопровождается всенародными скорбью, плачем, рыданиями.

      "А на дом Давида  и на жителей Иерусалима изолью дух ("Духа") благодати (милости) и умиления ("молитвы", мольбы), и они воззрят на Него (будут они смотреть на Меня), Которого пронзили, и будут рыдать ("оплакивать") о Нём, как рыдают об единородном (оплакивают единственного) сыне, и скорбеть (горько плакать), как скорбят ("горюют") о первенце" (12:10; в скобках, текст из [Л.19], в кавычках - из [Л.25]).

       Дух, побуждающий к смирению, милосердию, молитве, Его изольёт Йахвэ на Свой народ, "есть синоним Святого Духа" [Л.7; Л.2, 4, 9]. Повернувшись лицом к Богу, получив дар Руах ха Кодеш, начнут пророчествовать о Мессии старцы да юноши, сыны и дочери (Иоил.2:28) тех, кто пронзил Его (Деян.2:36). Все горюют в пору великой скорби.

     "В день тот великим будет плач в Йерушалаиме, как плач Ададриммона (Гадад-Риммона) в долине Мегиддона. И будет оплакивать (горевать) страна, каждая семья (род) отдельно: семья (род) дома Давида отдельно, и жёны их отдельно; семья (род) дома Натана отдельно, и жёны их отдельно;

      Семья (род) дома Лэйви отдельно, и жёны их отдельно, семья (род) Шими отдельно, и жёны их отдельно; Все семьи (роды) остальные - каждая семья (род) отдельно, и жёны их отдельно" (12:11-14, пер. [Л.19]; в скобках, текст из [Л.25]).

      Рыдания уцелевших в Йом Адонай семей израильских, в т.ч. искреннее покаяние царского (Давид, Натан) да священнического (Лэйви, Шими) родов, сольётся во всенародное горевание. Подобно похоронам благочестивого иудейского царя Иосии, убитого в 609 году до Р.Х. в сражении с фараоном Нехао II  при городе Гадад-Риммоне в долине Мегиддо (2Пар.35:20-25).
       Указание на всеобщее оплакивание пронзённого Господа отдельными семьями; в семьях, отдельно мужчинами и женщинами (так они молятся у Стены плача порознь), свидетельствует о национальном покаянии. Здесь траур "не имеет ничего общего с массовой истерией" [Л.8].     

6. Очищение  ам  Йисраэль (13:1, 2)

      "После того, как Бог приведёт народ Иудеи и Израиля к искреннему покаянию за отвержение Мессии, последует великий день искупления в масштабе нации" [Л.29, стр. 1120].
       Чтобы Он изгладил грех (Зах.3:8, 9), за покаянием должно следовать очищение от греха и вины, "дабы очистить вас пред лицем Господа, Бога вашего" (Лев.23:28, б). Данной теме посвящается отдельный обширный текст (глава 13).

     "В тот день откроется источник ("забьёт новый родник") дому Давидову и жителям Иерусалима для омытия греха и нечистоты (чтобы смыть грехи и очистить людей)" (13:1; в скобках: текст из [Л.13], в кавычках - из [Л.24]).

      Какой новый родник имеется в виду? Концовка ст.1 в Масоре  выглядит так,  "для окропления (водой с пеплом красной коровы) и для  очищения" [Л. 19].
     О живых проточных водах нави пишет в ст. 14:8, а Йоэйл утверждает,  источник  находится на территории  Дома молитвы (Иоил.3:18, рис 2).
      Понятно.  Всё  же нельзя сводить содержание ст. 13:1 лишь к указанию на  будущее  ритуальное окропление и очищение водой, текущей из-под храма.
     Речь также о пребывающем в здании Иеhошуа ха Машиах, новом  Источнике    духовного очищения израильтян. Освобождающем от вины, лжи,  духовной  нечистоты; от поклонения всему, что не является Богом.

     "Господь Всемогущий говорит: "В те дни Я уберу (искореню) с земли  (имена) всех идолов, и люди даже не вспомнят их имён. И уберу Я с  лица  земли лжебогов и лжепророков, а также нечистых духов (дух  скверны)" (13:2; пер. [Л.13]; в скобках, текст из [Л.25]).

     Странно, если в ст.2 имеется в виду Йисраэль, так следует из Масоретского текста, то в стране нет идолов (лжебогов). По-видимому, стих следует толковать расширительно, "Господь покончит со всем, что так или иначе отвлекает людей от поклонения Ему" [Л.7].
      Покончит не в одной стране, во всём мире, как провидит Йешайа. Вседержитель сокрушит всю планету (Ис.2:10-21), "И идолы совсем исчезнут" (ст.18), никто не вспомнит даже их имён (Зах.13:2).       

7. Какова  участь  лжепророков? (13:3-6)

     За исчезновением идолов, как богов народов (Пс.95:5), так источников противления истинному Богу (1Цар.15:23), останется удалить с лица земли нечистого духа да оккультистов, сказывающих ложь.

      "Тогда, если кто будет прорицать (станет пророчествовать), то отец его и мать его, родившие его, скажут ему: "тебе не должно жить, потому что ты ложь говоришь (изрёк) во имя (именем) Господа"; и поразит его отец его и мать его, родившие его, когда он будет прорицать (пророчествовать)" (13:3; в скобках, текст из [Л.19]).

       Сегодня в мире насчитываются миллионы пророков, гадалок, прозорливцев, экстрасенсов. Захария же видит эру, когда человек, вещающий от имени Всевышнего, подлежит наказанию смертью, согласно заповеди (Втор.18:20).
      В ту пору прекратятся любые пророчества, т.к. предсказано, "у народа Израиля не будет больше ложных видений и обманчивых откровений" (Иез.12:24, пер. [Л.25]. Потому что долгожданный истинный Пророк (ст.15) пребывает среди него, отныне Сам Господь живёт в Йерушалаиме (Зах.8:3).

     "И будет в тот день, устыдятся такие прорицатели, каждый видения своего, когда будут прорицать, и не будут надевать на себя власяницы, чтоб обманывать" (13:4).

     Легковерных можно обвести вокруг пальца, а Бога не обманешь. После пришествия Иеhошуа ха Машиах устыдятся немало оккультных вещунов, оракулов, лжепророков, появившихся в годы Великой скорби (Мт.24:21-24), вводящих в заблуждение (Мих.3:7). Они снимут пророческие плащи из власяницы, никогда не оденут их, перестанут изрекать вымыслы нечистого духа; сверх того.

      "И скажут эти люди: "Я не прорицатель. Я земледелец. Я с детства обрабатываю землю". Но другие люди скажут: "А что это за рубцы у тебя на спине?" (что это за раны между руками твоими (на груди твоей)?). И он ответит: "Меня били в доме друзей" (13:5, 6; пер. [Л.13], в скобках, текст из [Л.19]).

     "Преобладание праведности в сообществе побудит лжепророков "устыдиться" своего занятия ... " [Л.7]. Вовсе нет. Лишь появление настоящего Пророка (Ин.6:14) заставит ложных предсказателей испытать чувство стыда от рода занятий (Зах.13:4), даже отречься от них. Выдавая себя за исконных земледельцев, обвиняя друзей и родственников в нанесении ран, которые сделали сами себе при исполнении языческих ритуалов  [Л.2, 4, 6, 7, 27, 28].

8. Великая  гибель (13:7, 8)

        Во всей книге стих 13:7 самый трудный для толкования. Если его рассматривать вне контекста, то можно согласиться с автором [Л.2], "он относится к рассеянию народа в 70 г. по Р.Х.". Иное мнение, речь об Иисусе Христе, Его распятии, рассеянии учеников, наказании евреев в иудейских войнах с римлянами [Л.4, 6, 7, 9].
     
     "О, меч! поднимись на (иди против) пастыря Моего и на ближнего Моего (человека, ко Мне приближённого), говорит Господь Саваоф: порази (убей) пастыря, и рассеются ("разбегутся") овцы! И Я обращу руку Мою ("накажу") на (ягнят) малых" (13:7; в скобках: текст из [Л.24], в кавычках - из [Л.13]; "Меч, поднимись на Моего Пастуха, на Того, Кто Мне близок!", пер. [Л.25]).

       Из контекста следует, нави видит не I век от Р.Х., но более отдалённое будущее; "здесь описывается период особых страданий - великой скорби" [Л.28, стр. 1115]. Стихийные бедствия, строительство Бейт а-Микдаш, прерываемое войной и осадой Йерушалаима; покаяние, массовый плач, излияние Духа на остаток; прекращение прорицаний в связи с пришествием Мессии в Храм.
     Поэтому ст.7 служит пророческой перспективой ("спрессованным временем" [Л.7, стр.178, 429]), где слиты 2 события: историческое (распятие Христа) и эсхатологическое (Йом Адонай).
        Меч Элохим Цеваот, в тот день, поразит человека, приближённого к Нему, пастыря ам Йисраэль. Рассеются овцы, Он покарает ("Я обращу руку Мою") непослушный мятежный народ; но в чём наказание выразится?

     "И будет на всей земле ("стране"), говорит Господь:  две части (две трети людей) на ней будут истреблены, вымрут ("будут поражены и погибнут"), а третья останется  ("уцелеет") на ней (одна треть из них выживет)" (13:8; в скобках: текст из [Л.13], в кавычках - из [Л.25]).

      Одна беда семь горших бед за собой притащит. Массовое истребление нечестивых в День Господень, пору большой гибели (Иер.4:6), предсказывают иные ветхозаветные пророки (Ис.13:5-12, 24:1-6, 33:12; Соф.1:2, 3, 3:6; Иер.25:15-33, 4:22-27; Мал.4:1; Иоил.2:3 и др.). Причина смерти, "проклятие, которое надвигается на всю землю" Зах.3:5, пер. [Л.25].
       В новозаветную эпоху о повсеместном уничтожении населения предупреждают Иисус Христос (Лк.17:26-30, Мт.13:38-42, 24:22) и апостол Пётр (2Пет.3:6, 7). Иоханан видит, от огня, дыма, отравления серосодержащими газами "умерла третья часть людей" (Отк.9:18); четвёртая - из-за голода, насилия, эпидемий, диких животных (6:8); "многие из людей умерли" от отравленной воды (8:11).
      Таким образом, на планете выживет десятая доля (Ис.6:11-13). Но Захария утверждает, погибнут две, "третья останется на ней" (13:8), "две части его будут истреблены в период великой скорби, но третья часть спасётся" [Л.29, стр. 1121]. Почему от огня "спасётся" не десятая? согласно предсказания Исаии.

9. Из  огня  да  в  полымя?  (13:9)

      Треть  израильтян вовсе НЕ "спасётся" в День Господень, всего лишь останется на земле (13:8), подвергнется испытанию глобальные пожаром. Уцелеет небольшой остаток, ибо написано.

      "И введу эту третью часть в огонь, и расплавлю их, как плавят серебро, и очищу (испытаю) их, как очищают золото: они (остаток) будут призывать имя Моё ("уцелевшие призовут Меня"), и Я услышу их (отвечу ему) и скажу: это Мой народ, и они скажут: "Господь - Бог мой!" (13:9; в скобках: текст из [Л.19], в кавычках - из [Л.24]).
 
      Йешайа тоже сравнивал мытарство нечистого дома Йаакова с плавлением серебра для его освобождения от примесей. "Я очистил (в Синод пер. "расплавил") тебя, как в пламени серебро очищают. Тебя Я очистил в огне ("горниле") страданий" (Ис.48:10, пер. [Л.13]; здесь использовано т.н. "пророческое прошедшее время").
      аллегории переплавки серебра и золота можно видеть и страдания (испытания), которые предстоят евреям в годину великой скорби, и те, через которые Бог проведёт Израиль во второе пришествие Мессии ..." [Л.7].
       Да, период указан верно, однако стихи Зах.13:9 и Ис.48:10 не аллегории. В дни великой гибели воздух нагреется до температуры 400 оС, внутри ударной волны - до 700 000 оС [Л.21]. В жарком дуновении ветра Господня расплавится третья часть ам Йисраэль, многих иных народов, предсказывает Йехэзкэйл.
     "Соберу вас и дохну ("дуну" [Л.24]) на вас огнём негодования Моего, и расплавитесь среди него. Как серебро расплавляется в горниле, так расплавитесь и вы среди него, и узнаете, что Я, Господь, излил ярость Мою на вас" (Иез.22:17-22; Иер.9:7).
      О буквальном опаляющем дыхании Эль Шаддай (Иез.22:21, Ис.30:27, 33, Пс.17:9, 16), по научному, шквале всепожирающей сверхзвуковой ударной газо-пылевой волны, сообщается во многих библейских стихах.
      Крупномасштабные пожары (рис.3) охватят леса, поля, степные пастбища (Иоил.1:19, 2:3, Мал.3:2, 4:1, Соф.3:8, Авв.3:5, Ис.29:6, 30:30, 66:15, 16, и т.д.; Лк.17:29, 30, Мт.13:38-42, 2Пет.3:6-10, Отк.8:7).
      Много жителей погибнет "от огня, дыма и серы" (Отк.9:18). Сохранится НЕ треть, совсем небольшой остаток (Ис.1:9, 24:6, Иер.4:27, 5:18), не более десятой части (Ис.6:13).
      Выжившие, чистыми устами начнут призывать имя Благословенного, служить Ему; тогда молвит Он , "это Мой народ, и они скажут: "Господь - Бог мой" (13:9).

10. Начало  Армагеддона (14:1-3)

      Окончив тему будущего очищения малого остатка ам Йисраэль, Зехарйа возвращается к перипетиям военной кампании, в т.ч. осаде столицы. В отличие от 12-й главы, тайновидец сообщает о самом начале опустошительной войны, предупреждает оставшуюся в живых десятую часть израильтян о нападении соседей.

     "Вот наступает (особый, судный) день Господень, и разделят награбленное у тебя среди тебя ("награбленное у вас будут делить на ваших глазах").
      И соберу все народы на войну против Иерусалима, и взят будет
(они захватят) город, и разграблены будут домы, и обесчещены будут жёны, и половина города ("горожан") пойдёт (уведут) в плен, но остальной город (люди) не будет истреблён (не уведут) из города" (14:1, 2; в скобках: текст из [Л.13], в кавычках - из [Л.25]).
 
     "Многие комментаторы видят здесь указание на события, описанные в Отк.16:16" [Л.28, стр. 1115]. Вначале битва против окрестных (Зах.12:2, 6; Иоил.3:14) стран окажется неудачной. По причине малочисленности уцелевшего в дни Великой скорби остатка, с другой стороны, большого числа нападающих, словно мелкой пыли.
    "И как сон, как ночное сновидение (кошмар), будет множество всех народов, воюющих против Ариила (т.е. Йерушалаима), и всех выступивших против него и укреплений его и стеснивших (окруживших) его" (Ис.29:7, Ариилом называли алтарь в Иерусалиме [Л.13]).
       Баталия разразится после теофании, разрушительного посещения Богом земли (ст.6). Словно в ночном сновидении, из пелены пеплопада  внезапно возникнет множество нападающих, вооружённых лёгким стрелковым оружием. Оккупанты плотным кольцом окружат Иерусалим, как провидит  Миха, "обложили нас осадою" (Мих.5:1, б).
       Да, он подвергнется блокаде, частичному захвату, разграблению, насилию над руководителями Израиля, военными и мирными жителями; половину их уведут в плен. Боевые действия сопровождают голод, эпидемии, нашествия зверей (Иез.38:21, 22, Отк.6:8).
       Небесный Воитель, наказав мятежный дом Свой стихийными бедствиями, допустив захват соседними племенами столицы, подаст защиту вскоре.
 
     "Выступит Господь и сразится с теми народами, как сражается Он в день брани" (14:3 пер. [Л.26]).

11. От  одной  беды  бегут,  в  другую  попадут (14:4, 5)

      Хаваккук, посвятивший немало стихов рассказу о Богоявлении, видит следствия шествия Его: колеблется земля, трепещут обитатели её, оседают первобытные холмы, распадаются вековые горы (Авв.3:6). Захария указывает на орудия гнева, сопровождающие упомянутую теофанию.
     "Явится в выси небесной ГОСПОДЬ
(и выпустит стрелы Свои), стрелы Его будут сверкать, как молнии. Затрубит Владыка ГОСПОДЬ в рог и (бросится вперёд армия, как буря в пустыне) начнёт шествие Своё в вихрях юга!" (9:14, пер. [Л.26]; в скобках, текст из [Л.13]).
        Так и произойдёт. С неба обрушится огромная армия космических тел, сверкающих словно молнии, в т.ч. крупные метеорные тела, падающие с оглушающим трубным звуком. Их столкновения с поверхностью нашей планеты вызовут горячие вихри ударных волн из газов, пыли, песка пустынь; одновременно, великое землетрясение, раскалывающее Елеонскую гряду на 2 части.

      "И станут ноги ("стопы") Его в тот день на горе Елеонской ("Масличной"), которая пред лицем Иерусалима к востоку; и раздвоится (расколется) гора Елеонская (пополам) от востока к западу (и появится) весьма большою долиною, и половина горы отойдёт (отодвинется) к северу, а половина её - к югу" (14:4; в скобках: текст из [Л.19], в кавычках - из [Л.24]).

      "В Ветхом Завете это единственное упоминание Елеонской горы (не совсем так, см. 2Цар.15:30). Это горный хребет, который тянется на 2,5 мили с севера на юг, к востоку от реки Кедрон близ Иерусалима"  [Л.22, стр. 939]. В новозаветную эпоху Иоханан видит небывалое по мощности землетрясение, город великий расколется на 3-и части (Отк.16:18-20), провалятся под землю дома, улицы, кварталы [Л.21].
       Елеонский хребет распадётся на две половины, северную да южную "и протянется между ними с востока на запад долина великая" (Зах.14:4, пер. [Л.26]). Откроется содержимое могил на западном склоне, в те дни будут выброшены "кости жителей Иерусалима - из гробов их" (Иер.8:1).
       Но зачем Всевышний ещё до военного конфликта Израиля и его соседей, создаст долину на восток от столицы? Ответ.

     "По долине меж гор, которую Я сделаю, вы сможете убежать: долина будет тянуться до Ацала. Вы побежите, как бежали от землетрясения при иудейском царе Озии. И тогда придёт Господь, Бог мой, а с Ним - всё святое воинство" (14:5 пер. [Л.24]).     

      Масличная или Елеонская (Ар Азэйтим) гряда [Л.5, 22],  находится совсем  рядом с городом (рис.4).
     Она отделена от него узкой долиной Кедрон, от неё гора круто  поднимается  вверх на высоту до 826 метров над уровнем моря, блокируя  столицу с востока.
      Возникновение в хребте долины-прохода, протянувшейся с востока на  запад  до Ацала (местонахождение неизвестно), позволит горожанам бежать из  столицы,  когда её окружат вражеские отряды во время Армагеддонской   кампании.
      За победой при посёлке Мегиддо и освобождением Иерусалима, в  нём  появится Иеhошуа ха Машиах, Спаситель наш, "а с Ним - всё святое  воинство" (14:5, пер. [Л.24]). Исполнится обещание, Господь возвратится  к  народу, обратившемуся к Нему (1:3).

12. Светила  на  небе  исчезнут? (14:6, 7)

       Слушатели нави поняли каким путём бежать из Иерусалима в дни великой гибели; они захотели узнать, когда наступит упомянутая пора? "Могут ли светила удалиться, а день и ночь соединиться?" спрашивает тайновидец, и сам же отвечает.

      "И будет в тот ("особенный" [Л.13]) день: не станет света, светила удалятся ("не будет света; холод и мороз" [Л.19]). День этот будет единственный, ведомый только Господу: ни день, ни ночь; лишь в вечернее время явится свет" (14:6, 7).

     "Прекращение действия указателей времени означает, что в природе произойдут невообразимые катаклизмы, которые перевернут весь мир" [Л.22, стр. 940]. Ночь будет мачехой, день - отчимом, а утро вечера тяжелее. Какой период имеется в виду?      
      Некоторые комментаторы полагают, мессианский [Л.2], скажем, в работе [Л.7] написано. "В тот день (здесь подразумевается тысячелетнее правление Иисуса Христа ..." (стр. 583), однако данная версия ошибочна.
      Во-первых, указанное словосочетание у библейских пророков чаще всего означает Йом Адонай, новозаветную Великую скорбь [Л.21]. Именно в таком значении до сих пор использовал  слова "тот день" Зехарйа (12:3-11). Во-вторых, разве здесь речь о чудесном тысячелетнем царстве? В нём якобы постоянно царит полумгла, холод, мороз, иней [Л.5, стр. 582], идёт кислотный снег розового цвета [Л.21].
      Несомненно, в ст. 14:6, 7 сообщается о предшествующем установлении теократии  дне Господа (14:1), этапу масштабных стихийных бедствий (10:11). В результате катастрофы в атмосферу попадут колоссальные объёмы грубых дисперсных аэрозолей ("дым" в Отк.9:2), а именно: пепла, минеральной пыли, сажи, золы, размолотой пемзы, водяного пара (рис.5), оттого "не станет света" (14:6).
      Тоже самое видит Йирмейа. "Смотрю ... на небеса, и нет на них света" (Иер.4:23), что не означает полное его отсутствие. Лишь снижение интенсивности естественного освещения примерно на 1/3 в условиях непрерывного пеплопада.
      При звуках четвёртой трубы Иоханан видит, "третья часть дня не светла была - так, как и ночи" (Отк.8:12, в).
   Авторы  [Л.27] утверждают. "Из-за топографических, космических и катастрофических изменений" (стр. 567); "изменений "всего и вся" на земле: законов освещения её и, по-видимому, климата и рельефа" [Л.7, стр. 583].
      Последняя война израильтян с соседями произойдёт в необычных условиях. "Солнце и луна померкнут и звёзды потеряют блеск свой" (Иоил.3:9-15). По причине ослабления запыленной атмосферой Земли света от Солнца в светлую часть суток; в тёмную, померкнет отражённый свет Луны, перестанут сиять звёзды [Л.12].
      Массовое попадание паров и капель воды, кислот, солей, иных аэрозолей в стратосферу изменит характер излучение ночного неба, оно станет светлым. Вот почему с заходом солнца, благодаря его лучам, рассеивающимся на кристалликах атмосферного льда и других частицах, "когда обычно опускается тьма, всё ещё будет свет" (Зах.14:7, пер. [Л.13]).
       В те особенные годы наступят пасмурные дни да светлые ночи, посему не отличить одну пору суток от другой. Иными словами, "ни день, ни ночь" (ст.7, "предсказываются глобальные изменения в климате" [Л.29, стр. 1121]).
      Из-за "глобальных изменений" поступления солнечного света к поверхности нашей планеты свирепствуют "холод и мороз" (14:6; пер. [Л.19]). Переводы: "светила удалятся" (Синодальный), "погаснут небесные светила" [Л.25], "не будет ни холода ни стужи" [Л.25; 24] - неудачны.    

13. Мессианское  мир (14:8, 9)

      Цефанйа и Йоэйл, повествуя о перипетиях Йом Адонай, предсказывают Его пришествие, возникновение принципиально иного государственного устройства.
     "Отменил Господь приговор над тобою, прогнал врага твоего! Господь, царь Израилев, посреди тебя: уже более не увидишь зла" (Соф.3:15; Иоил.3:17, 18).
       Захария тоже получил откровение о грядущем явлении Вседержителя Израилю. "Ибо вот, Я приду и поселюсь посреди тебя ..." (2:10-13), "обращусь Я к Сиону и буду жить в Иерусалиме" (8:3, а).
     Продолжая рассказ об уникальном ошеломляющем событии в 14-й главе, нави сообщает некоторые подробности поразительных видений. Большинство из них касается столицы (ст. 8, 10, 11, 20, 21), одно - территории Израиля (ст.10), несколько мелких обстоятельств относятся к судьбе окрестных народов (ст.16-19).

      "И будет в тот день, живые воды потекут (не останавливаясь) из Иерусалима (и поток этот раздвоится), половина их (потечёт) к морю восточному и половина их к морю западному (Средиземному): летом и зимой (будет течь круглый год) так будет" (14:8; в скобках, текст из [Л.13]).

      Первое, что удивило пророка в мессианской эпохе, потоки живой воды, они "хлынут" (пер. [Л.24]) из города. "Живые воды" - это проточные воды (в отличие от собранной в хранилище дождевой воды)" [Л.22, стр. 940]. Подобно реке воды жизни, текущей от престола Бога в Небесном Иерусалиме (Отк.22:1).
      Одна река потечёт на восток, через долины Кедрон и Ситтим, к Мёртвому морю. Другая устремится на запад, через прибрежную равнину, к Средиземному морю.
     Начало полноводным потокам (Иез.47:1-5) даст не пересыхающий даже летом источник, расположенный на Храмовой горе, вытекающий "из дома Господня" (Иоил.3:18). Родник возникнет после великого землетрясения, когда Елеонская гряда расколется пополам (Зах.14:4), а гористая Иудея превратится в равнину (ст.10).

      "И Господь будет (станет) царём над всею землёю ("над всем миром"); в тот день ("в это время") будет Господь един (один лишь), и имя Его - едино (и одно у Него будет имя)" (14:9; в скобках: текст из [Л.24], в кавычках - из [Л.13]).

      Второе откровение, тайновидец спешит поделиться им со слушателями, Всевышний станет править в Эрец Йисраэль (8:3-8) и во всём мире. Последнее утверждение совпадает с другим его пророчеством о Машиахе, "владычество Его будет от моря до моря и от реки (Ефрат) до концов земли" (9:10, в).
     Предсказание обязательно сбудется, как исполнилось предыдущее (9:9). Стих 10 подтверждается эсхатологическим видением Даниэйла о Сыне человеческом (Дан.7:13). "И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему ..." (ст.14).
       С окончанеми Великой скорби, миром управляет один Бог, один Источник живой воды питает спасённых, имя (евр. "Ашем") Его также одно - Христос (Отк.11:15, 19:16).

14. Судьба  столицы (14:10, 11)

      Третье поразительное обстоятельство связано с крупномасштабным изменением строения земной поверхности, т.е. совокупности неровностей. Хорошо знакомый пророку горный рельеф Йеуды изменится до неузнаваемости.

     "Вся эта земля (вокруг Иерусалима) будет (в эти дни), как равнина ("станет низменностью") от Гаваона до Реммона (в Негеве), на юг от Иерусалима, который ("будет возвышаться над ними") высоко будет стоять на своём месте (будет весь снова отстроен) и населится от ворот Вениаминовых до места первых ворот, до угловых ворот, и от башни Ананеила до царских точил (винных прессов)" (14:10; в скобках: текст из [Л.13], в кавычках - из [Л.24]).

      Совершенно верно. Невиданное по силе землетрясение расколет великий город на  3-и части (Отк.16:19), Елеонскую гряду - пополам (Зах.14:4), превратит гористую Иудею в низменность (ст.10, "Под "равниной" здесь подразумевается равнина Араба" [Л.19]). Мегапотрясение изменит рельеф Иудеи от Гэвы на севере до Риммона на юге.
      "Новый Иерусалим будет возвышаться над окрестностями, а земля вокруг него превратится в равнину" [Л.5, стр. 492]. "Вся земля вокруг Иерусалима станет равниной" [Л.27, стр. 567], "чудесным (??) образом сделается равнинной местностью" [Л.7].
      Зехарйа не одинок в своём видении будущей трансформации горного рельефа в плоскую степную Арабу. Йешайа, призывая очистить и выровнять в ней дорогу для шествия Бога, видит, в данном процессе принимает участие сама земля! (Ис.40:3-5).
      "Каждый дол поднимется, и каждая гора и холм понизятся, и станет крутизна равниной и горная цепь - долиной. И явится слава Господня ..." (ст.4, 5; пер. [Л.19]). Какая дальнейшая судьба ожидает столицу мира? когда "Иерусалим возвысится над всеми холмами и высотами" [Л.28, стр. 1115]. Нави предсказывает.

      "И будут жить в нём ("он будет населён"), и проклятия (разрушения) не будет более ("никогда впредь его не разрушат"), но будет стоять (жить) Иерусалим безопасно" (Зах.14:11; в скобках: текст из [Л.19], в кавычках - из [Л.25]).

       Если до чтения ст.11 могли существовать сомнения о дате исполнения пророчеств в главах 12-14, теперь они исчезли. Никогда город не жил в безопасности, особенно после 14 мая 1948 года. Но скоро наступит момент и Царь "возвестит мир народам" (9:10), а столица "будет стоять ... безопасно" (14:11), по крайней мере, тысячу лет (Ис.33:20, Отк.20:7-9).
      Наконец-то, Мединат Йисраэль перестанет страдать от соседей, презиравших его (Иез.28:24-26). Храмовая гора "возвысится над холмами", она окажется выше иных гор (Мих.4:1). Пойдут к ней многие общины выживания, чтобы научиться ходить путями Господа, "не будут более учиться воевать" (ст.2, 3).      

15. Чем  окончится  Армагеддон? (14:12-15)

       Прежде отмечалось, пророчества в мессианских главах не следуют одно за другим, видения есть переплетение разных эпизодов последних дней существования лукавого рода сего.
      Рассеяние, затем смерть жителей в стихийных бедствиях; глобальные изменения естественного освещения, климата, рельефа; баталии  Израиля с окрестными странами; покаяние да очищение евреев, излияние Духа; прекращение прорицаний, наступление Мессианского царства, поклонение воевавших.
       Посему не удивительно, что вслед за рассказом о победе в войне (12:2-9) провидец говорит о её начале (14:1-3). Вкрапление же в текст 14-й главы стихов 12-15 позволяет ему сообщить слушателям результаты окончания кампании, наказание нападавших (Иоил.3:11-14).

     "И вот какое будет поражение ("бедствие"), которым поразит ("нашлёт") Господь ("на") все народы (Он пошлёт на них ужасную болезнь), которые воевали против Иерусалима: у каждого исчахнет тело его ("плоть сгниёт", кожа начнёт гнить), когда он ("они") ещё стоит на своих ногах, и глаза у него истают (станут гнить) в яминах (глазницах) своих, и язык его иссохнет (будет гнить) во рту у него" (14:12; в скобках, текст из [Л.13], в кавычках - из [Л.25]).

     "Эти последствия поражения (14:12-15) больше похожи на последствия атомного взрыва" [Л.2, стр. 1080], но такой вывод алогичен. Тайновидец провидит совершенно иные способы уничтожения Эль Шаддай вражеских отрядов.
     Первый, ужасная болезнь подобная шестой египетской казни (Исх.9:8-11), вызванная отравленной водой, респираторными заболеваниями, инфекциями [Л.18]. Оттого Йоэйл говорит о зловонии, смрад пойдёт от разбитых полчищ неприятеля (Иоил.2:20, [Л. 12]). Второй приём истребления нападающих, военные стычки между самими оккупантами, осадившими Иерусалим.

      "И будет в тот день: произойдёт между ними (среди них) великое смятение от Господа, так что один (каждый) схватит руку другого (ближнего), и поднимется рука его на руку ближнего его ("они схватятся и станут биться друг с другом")" (14:13; в скобках: текст из [Л.19], в кавычках - из [Л.24]).

       Хаваккук, описывая связанные с теофанией события, видит радость, с которой враги кинутся грабить Йисраэль (Авв.3:14). Однако смятение, под воздействием воли Всемогущего, поразит их, оружие обратится против них (Агг.2:22), пронзит голову вождей [Л.10].  Все, кто возьмёт меч, от меча погибают; грабителей ограбят, мелкий да крупный скот их падёт.

      "Но и сам Иуда будет воевать против Иерусалима (точнее, "будет сражаться в Иерусалиме" [Л.25; Л.13, Л.19]), и собрано будет богатство всех окрестных народов: золото, серебро и одежды в великом множестве. Будет такое же поражение (ужасная болезнь) и коней и лошаков, и верблюдов и ослов, и всякого скота, какой будет в станах у них" (14:14, 15; в скобках, текст из [Л.13]).

      Массовый падёж скота произойдёт из-за ужасной болезни, такой же как в случае поражения Богом воюющих против Йерушалаима (14:12). Наименование поражения, "моровая язва, весьма тяжкая" (Исх.9:3), подобная эпизоотии в дни пятой казни египетской [Л.18].

16. Всеобщее  поклонение (14:16)

      Вкрапление в текст 14-й главы стихов 12-15 понадобилось нави не только для указания на результаты последней войны, но чтобы продолжить тему, начатую в гл.8 (ст.20-23). Тему в его дни жизни удивительную, почитание Йахвэ Элохим языческими народами.
      Тогда, "жители многих городов" (8:20), объединившись в группы паломников (ст.21), придут в Йерушалаим, чтобы найти Благословляющего, "помолиться лицу Его" (ст.22, "просить Господа о милости", пер. [Л.25]). В массовом поклонении, "Больше не будет и разницы между иудеями и язычниками ..." [Л.5, стр. 492], ведь "Господь, Бог всех людей" (Иер.32:27, пер. [Л.25]).
      Всё же пророк в 14:12-15 добавляет к сказанному ранее (8:20-23) ещё более поразительное предсказание. Среди богомольцев окажутся представители наций,  воевавших с израильтянами.

    "После этого каждый, кто останется в живых из народов, нападавших на Иерусалим, станет из года в год приходить на поклонение Царю, Господу Воинств, и праздник Кущей станет его праздником" (14:16 пер. [Л.26]).

      Но почему население соседних стран, выжившее в дни  Великой гибели и  войны с ам Йисраэль, отныне благоговеет перед Богом Авраама,  Ицхака,  Йаакова?
      В психологическом плане совершенно не понятно. Если не учесть 2 важных  исторических события, они будут предшествовать празнованию Суккот (Кущей  или шалашей, рис.6).
     Первое, окончание строительства и освящение иерусалимского Храма в  разрушенном городе (1:16), на том месте, где стояла исламская святыня мешхед  "Куббат-ас-Сахра".
      Строительные работы выполняют и те, кто придёт издалека, даже  иноземцы  (Ис.60:10). Затем "город опять будет построен на холме своём, и  храм  устроится по-прежнему" (Иер.30:18, в; Агг.2:6-9, Мих.3:12- 4:2).
      Вторым выдающимся событием в "тот день" окажется пришествие Бога (Зах.9:14, Мал.3:1, Ис.52:7-9), обещанное через пророка. "Я приду успокоить Израиль" (Иер.31:2, б; пер. [Л.25].
      Благословенный пребудет в Йерушалаиме, на горе Мория, в Бейт Адонай (Зах.8:3, Иоил.3:17). Из-за чего Дом молитвы и всё пространство вокруг него на вершине станут величайшей из святынь, святым святых (Иез.43:12). "И прибегнут (придут) к Господу многие народы в тот день и будут Моим народом" (Зах.2:11, 14:9; Соф.3:9).
       Вот почему, на первый взгляд неожиданно (Зах. 14:16), остатки исторически враждебных израильтянам соседей каждый год приходят в столицу торжественных собраний  на Праздник шалашей, чтобы признать воцарение Ашем Иеhошуа ха Машиах (Иса Масих ибн Аллах).
      Как предсказано. "Уцелевшие из них будут поклоняться нашему Богу",- более того,- "они станут одним из кланов Иуды" ! (9:7, б; пер. [Л.25]).

17. Отказ  от  подчинения  Царю (14:17-19)

       Наивно полагать, ВСЕ мусульмане, в т.ч. исламские фундаменталисты, столетиями враждовавшие с евреями, смирятся с культом Яхве. Но плодородие почвы зависит от её Творца, отказ благоговейно почитать Его приводит к её бесплодию.
      
      "И будет: если какое из племён земных (из какого-либо рода) не пойдёт в Иерусалим для поклонения Царю, Господу Саваофу, то не будет (Господь не пошлёт) дождя у них" (14:17; в скобках, текст из [Л.13]).

       В стихах 16, 17 признание истинного Царя мусульманами, представителями иных религий не означает их обращение в иудаизм. Нет. "Ибо религиозная система Тысячелетнего царства не будет тождественна иудаизму, но станет некоей  новой, вселенской, формой религиозных воззрений и соответствующего им порядка - общими как для евреев, так и не-евреев ("язычников")" [Л.7, стр.584].
       Общины выживания, отвергающие новую "вселенскую форму" почитания Всевышнего, лишатся Его благословений (14:17). Что же произойдёт с Мицрайимом? самым важным могущественным соседом Мединат Йисраэль.
       "В Египте выпадает очень мало дождей, и они не могут обеспечить продуктивность почвы. Сельское хозяйство в Египте целиком и полностью зависит от ежегодных разливов Нила" [Л.22, стр. 941]. В последние дни, по окончании Армагеддона, река Нил высохнет (Ис.19:5-10, Иез.29:1-12), дождей не будет (22:24), население поразят ужасные болезни (Зах.14:12, 18).
     
      "И если племя Египетское (если кто из египетских родов) не поднимется в путь и не придёт (праздновать праздник кущей), то и у него не будет дождя, и постигнет его поражение (ужасная болезнь), каким поразит  Господь (вражеские) народы, не приходящие праздновать праздника кущей" (14:18; в скобках, текст из [Л.13]).

       Зачем так важно, чтобы избранные представители всех национальностей каждый год прибывали в Йерушалаим на поклонение Иеhошуа ха Машиах именно в Суккот? осенний праздник с 15-го по 21-е тишрей.
       Потому что в тогда "внезапно придёт в храм Свой Господь" (Мал.3:1, б), на последний день праздника Кущей шехина Его войдёт в Бейт а-Микдаш восточными воротами [Л.23]. Вот почему нациям встречаться с Богом необходимо, как минимум, каждую осень, на великий Праздник шалашей, во избежание наказания.

     "Вот, что будет за грех Египта и за грех всех народов (Это будет наказание Египту и наказание всем народам), которые не придут (не взойдут) праздновать праздника кущей (суккот)!" (14:19; в скобках, текст из [Л.19]).

18. Кодеш  а-Кодашим (14:20, 21)

      Адонай, давая указания Моше относительно облачения первосвященника  Ахарона, призывает сделать для головного убора (кидар) дощечку из чистого золота (Исх.28:36-38). На дощечке как на печати вырезались слова "Святыня Господня" (ст.36).
      На святой горе, в святом храме святого города, среди святого остатка, в мессианскую эпоху ВСЁ освящено присутствием Его, провидит нави.
     
     "В эти дни всё будет принадлежать Богу, даже на конских уборах ("на бубенцах конской сбруи") будут надписи: "Святыня Господу".  И котлы ("кухонные горшки"), которыми пользуются в храме Господнем, будут ("священными") также важны, как (кропильные) чаши, которыми пользуются у алтаря (перед жертвенником)" (14:20, пер. [Л.13]; в скобках, текст из [Л.19], в кавычках - из [Л.25]).

       Жизнь в Йерушалаиме, особенно в праздничные дни, сосредоточится вокруг Дома молитвы. В нём почётна вся храмовая утварь, независимо от назначения. Сверх того, даже простые котлы для варки пищи приобретают священный статус.

     "И все котлы (каждый котёл) в Иерусалиме и Иудее будут святынею Господа Саваофа, и будут приходить все приносящие жертву и брать их и варить в них, и не будет более ни одного Хананея (торговца) в доме Господа Саваофа в тот день" (14:21; в скобках, текст из [Л.19]).

       В ст. 20, 21 "изображается отмена левитского служения, которое всё основано на различении между священным и не священным" [Л.6]. "Даже обычные вещи становятся святыми, когда их используют для служения Богу" [Л.27, стр. 567]. Поэтому  "вся домашняя утварь в Иерусалиме и во всей Иудее сделается священною, и её позволительно будет употреблять при совершении священных обрядов"  [Л.6].
      Означает ли ст. 20, что в Тысячелетнем царстве возобновится обряд приношения в жертву животных? Нет, не означает. "Ибо невозможно, чтобы кровь тельцов (телят) и козлов уничтожала грехи" (Евр.10:1-4); "единократным принесением тела Иисуса Христа", Он "навсегда сделал совершенными освящаемых" (ст.10-14).
      Все-таки бескровные пожертвования будут приноситься (Мал.1:11, 3:4; Иер.17:26, 33:11; Иез.46:2, 12, 20, 24), в т.ч. иными народами (Ис.19:21, 56:7).
      От окончания строительства второго храма (515 г. до Р.Х.) до его разрушения (70 г. от Р.Х.), во дворе язычников размещались торговцы жертвенными животными и птицами. В основном хананеи, собирательное название для несемитского населения Ханаана, неугодные Богу (Пс.105:38), нечестные в торговле (Ос.12:7).
       В третьем храме нет ни одного торговца, ибо Бейт Адонай "домом молитвы наречётся для всех народов" (Мк.11:15-17). Но. "Это Царство будет лишь предвестником ещё более великого события, которого ожидают верующие Нового Завета,- наступления вечного Царства ..." [Л.28, стр. 1116].
 

ЛИТЕРАТУРА

1. Ринекер Ф., Майер Г. Библейская энциклопедия Брокгауза.- Кременчуг: Християнська зоря, 1999.- 1 088.
2. Уоррен Уирсби. Комментарий на Ветхий Завет. В 2-х т. Том II. Ездра - Малахия.- СПб.: Библия для всех, 2011.- 1 111 с.
3. Новый Библейский комментарий в 3 ч. Ч.2. Ветхий завет. Псалтирь - Книга Пророка Малахии.- СПб.: Мирт, 2000.- 571 с.
4. Учебная Библия с комментариями Джона Мак-Артура.- Минск: Славянское Евангельское общество, 2004.- 2 201 с.
5. Большой библейский словарь.- СПб.: Библия для всех, 2005.- 1 503 с.
6. Толковая Библия. Комментарий на все книги Святого Писания. Под ред. Лопухина А.П. Том 2.- Минск: Харвест, 2001.- 1 312 с.
7. Толкование Ветхозаветных книг. От книги Исаии по Книгу Малахии.- Ашфорд: Славянское миссионерское издательство, 1966.- 602 с.
8. Хоуард Джеймс Гейли (Младший). Комментарии к книгам Ветхого Завета. Том 18.- Одесса: Всемирный союз баптистов, 1993.- 188 с.
9. Мэтью Генри. Толкование книг Ветхого Завета.- Netherlands Dutch Reformed Tract Society, 2010.- 784 с.
10. Статья "3. Комментарии к Книге пророка Аввакума. Глава 3 - Богоявление".
11. Статья "2. Комментарии к Книге пророка Софонии. День Господень".
12. Статья "1. Комментарии к Книге пророка Иоиля. Нашествие саранчи".
13. Библия. Современный перевод Библейских текстов.- М.: World Bible Translation Center, 2002.- 1 150 с.
14. Вуд Леон Дж. Библия и события будущего: Обзор событий последних дней.- СПб.: Библия для всех, 2006.- 213 с.
15. Айронсайд Г.А. Комментарии на книги малых пророков.- Ровно: Живое слово, 2008.- 308с.
16  Куйвенховен Э. День Господень.- Спб.: Мирт, 2006.- 220 с.
17. Паш Р. Второе пришествие Иисуса Христа.- Gummersbach, Миссия Вестник мира, 1995.- 287 с.
18. Статья №6 "Казни египетские и Второе пришествие Христа".
19. Первые и последние пророки.- Йерушалаим: Мосад Арав КУК, 1975.- 1 002 с.
20. Статья №8 "Армагеддон".
21. Статья №3 "День Господень".
22. Библейский культурно-исторический комментарий. Часть 1. Ветхий Завет.- СПб.: Мирт, 2003.- 984с.
23. Статья №14 "Числа".
24. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета, канонические. Современный русский перевод.- М.: Российское библейское общество, 2011.- 1 408 с.
25. Библия. Новый Перевод на Русский Язык.- Herrljunga, Sweden:  Международное Библейское Общество, 2007.- 1 228 с.
26. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета в современном русском переводе.- М.: Издательство ББИ, 2015.- 1856 с.
27. Комментариик Ветхому и Новому Заветам.- Минск: Фонд "Лютеранское культурное наследие", 2007.- 832 с.
28. Славянский библейский комментарий.- Киев: ЕААА, Книгоноша, 2016.- 1840 с.
29. Макдональд У. Библейские комментарии для христиан. Ветхий Завет.- Bielefeld: CLV, 2009.- 1142с.

 

День Господень