Комментарии к Книге пророка Осии. Стихи 3:4 - 4:6 - Судьба Израиля

"Истреблён будет народ Мой за недостаток ведения: так как ты отверг
  ведение, то и Я отвергну тебя от священнодействия предо Мною; и как
 ты забыл закон Бога твоего, то и Я забуду детей твоих"
(Ос.4:6)
 

1. Вступление

     О пророке Осии, евр.  "Ошэйа" (означает "помощник" или "спаситель"), сыне Беерии мало что известно достоверно. Он родился, жил и почти 30 лет пророчествовал в Израиле во времена  правления Иеровоама II (793 - 753 г.г. до Р.Х.), в дни иудейских царей Озии, Иоафана, Ахаза, а также Езекии [Л.1-10], соправителя Ахаза с 729 г. и единовластного правителя с 716 года [Л.7].
     Вероятно, Осия жил в городе Самария, возможно нёс священническое служение [Л.8]. Он последний пророк Северного царства, младший современник Амоса [Л.1, 8], современник Исаии и Михея, которые пророчествовали в Иудее [Л.6, 7, 21].  Умер Осия до уничтожения Израиля ассирийцами в 722 году до Р.Х. [Л.8, 9].
     Время написания книги. В точности неизвестно. По-видимому  в период с 753 г. по 715 г. до Р.Х. [Л.4, 7, 8, 10]. Возможно,  пророческое устное служение Ошэйа продолжалось меньше, примерно в 750 -735 годы [Л.5, 8], а книга записана позднее одним из его учеников [Л.9].
       Композиция ст. 3:4-4:6. 1. Предсказание потери Израилем государственности (3:4).
           2. Покаяние израильтян в последние дни (3:5).
           3. Суд Господень:
                а) наказание и его причина (4:1, 2, 4);
                б) последствия суда для природы (4:3);
                в) истребление народа (4:5, 6).           
     Главная тема. Пророчество о судьбе Израиля, включая последние дни.
     Цель написания. Указать на ужасающее духовное состояние своего народа, как причину его физического уничтожения в будущем.
     Содержание. Судьба Израиля продолжительное время оставаться без признаков государственности, лишённым возможности выполнять религиозные ритуалы, утверждает пророк (3:4). Только в последние дни через покаяние остаток обретёт Господа, получит правителя своего (3:5).
     Обращаясь к слушателям, Осия, как и пророк Амос, предсказывает эсхатологический суд Господень над израильским народом (4:1, а). За нарушение завета: равнодушие к Богу, нечестие, преступления, зло, насилие, овладевшие обществом (4:1, б; 2, 4).
     Катастрофические последствия суда отразятся не только на  живой и неживой природе (4:3), но также на израильском народе, он истребится (4:5, 6).
     Проблема толкования. Пророчества Осии сбылись или им предстоит исполниться.

2. Судьба Израиля (3:4)

    В стихе 3:1, через семейные проблемы пророка, Адонай указывает Израилю на Свою любовь к стране, её вероломное прелюбодеяние с другими богами. Продолжительное время изоляции жены нави (3:3) явится прообразом судьбы его народа [Л.8].

   "Ибо долгое время (долго) сыны Израилевы будут оставаться (жить) без царя и без князя (начальника) и без жертвы (жертв), без жертвенника (священных камней), без ефода и терафима (терафимов)" (3:4; в скобках, текст из [Л.11]).

    За нарушение завета (Исх.20:2-5) Йисраэль на долгое время лишится царя ("князя") и гражданского управления. Останется без жертв, жертвенника, ефода (часть верхней одежды первосвященника [Л.7, 12]), терафимов, т.е. домашних божков [Л.7, 8, 12].      
     "В этой фразе (ст.4) заключены все аксессуары культа и, таким образом, это может быть указанием на грядущий период, когда Израиль потеряет свою государственность ... практиковавшаяся в то время в Израиле религия будет упразднена" [Л.9, стр. 19, 20].    
     К какому периоду истории следует отнести данное пророчество Осии? Некоторые комментаторы полагают, к 722 г. до Р.Х. [Л.1]. Когда после трёхлетней осады Салманасаром V пала столица Самария, Северное царство перестало существовать, 10 колен уведены ассирийцами в плен, а их место заняли иноземные переселенцы [Л.7].
    Другие авторы, например [Л.2] считают, к вавилонскому плену. Вернувшихся из плена евреев стали называть "народ Израилев" (Ездр.9:1, 10:15) или "сыны Израилевы" (Неем.9:1).
    Всё же правильнее отнести  предсказание Ошэйа к новозаветному времени. В результате двух кровавых восстаний иудеев (66-73 г.г. и 132-135 г.г. от Р.Х.), жестоко подавленных римлянами [Л.7], Йисраэль потерял государственность.
    На "долгое время" (Ос.3:4) народ остался как без царя и начальников, так без первосвященника, жертв, жертвенника, ефода  из-за уничтожения иерусалимского храма в 70-м году.
     Долгое время растянулось почти на 2 000 лет. Только 14 мая 1948 года воссоздан Мединат Йисраэль, его современная территория показана на рис. 1.
    Однако до сих пор народ завета остаётся "без жертвы" и "без жертвенника" (3:4, б), так как нет иерусалимского Бейт Адонай на Храмовой горе. Также отсутствует раскаяние ам Йисраэль, потому что "Их поступки не позволяют им вернуться к своему Богу" (5:4, пер. [Л.10]).

3. Мессианское царство (3:5)

     Из пророчества 3:4 следует, "долгое время" несчастий Эрец Йисраэль окончится воссозданием дома для Бога (Бейт Элохим) в Йерушалаиме, на Храмовой горе (Мих.3:12, 4:1; Агг.2:6-9; Иер. 30:18). Что же произойдёт потом?
     
   "После того обратятся (раскаются) сыны Израилевы и взыщут (будут искать) Господа Бога своего и Давида, царя своего, и ("станут почитать") будут благоговеть пред Господом и благостью (благом) Его в последние дни" (3:5; в скобках: текст из [Л.13], в кавычках - из [Л.12]).

    Нави провидит покаяние евреев, поиски Бога  (6:1-3), обретение Адонай Элоах из царского рода Давида. Далее, благоговение перед Ним и благом Его "в последние дни", "в речах пророков 8-го века это "технический термин" для обозначения мессианского времени ..." [Л.8, стр. 403], "указывает на эру Мессии" [Л.21, стр. 520].
     Исполнится такое же как Ос.3:4, 5 богодухновенное предсказание Азарии, сына Одедова. "Многие дни (Долгое время) Израиль будет без Бога истинного, и без священника учащего, и без закона; Но когда он (израильтяне) обратится в тесноте (беде) своей к Господу, Богу Израилеву, и взыщет (искали) Его, Он даст (позволил) им найти Себя" (2Пар.15:3, 4; в скобках, текст из [Л.12]).
    Перед заключением завета мира, спасённым овцам Своим Адонай обещает поставить "одного пастыря" Давида (Иез. 34:22-26). Он пребудет властителем "у них вечно" (37:25). Йисраэль и Йеуда, живущие безопасно, не только обретут Царя в лице Отрасли Давида (Иер.23:5, 6), но станут служить Ему (30:9).
     Пророки Ошэйа (3:5), Йехэзкэйл, Йирмейа, говоря о Давиде, конечно же имели в виду не самого царя или человеческих наследников его рода. Нет, они предвидели пришествие Мессии (Иеhошуа ха Машиах), т.е. Иисуса Христа (Ин.4:25, 26; Деян.2:29-32). Йешайа называет Его "Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира" (Ис.9:6), "Царь" (32:1).
    Наконец Князь мира обручит с Собой Йисраэль. Наденет невесте кольцо праведности, подарит  иго справедливости,  оденет в бремя любви, милосердия, верности. Тогда "ты познаешь Господа" обещает пророк (Ос.2:19, 20).
     В царстве Мессии небо опять пошлёт дождь на землю, а земля снова даст зерно, молодое вино, оливковое масло (ст.21, 22). Благословенный принесёт мир (ст.18), а народ станет благоговеть перед Ним (3:5), благодарить за благо Его, и скажет "Ты - мой Бог!" (2:23, б).

4. Суд Адоная (4:1, 2)

     Между двумя пророчествами Осии 3:4 и 3:5 исполнится ещё одно важное, но трагическое событие. Ветхозаветные пророки называют его "день Господень" (Соф.1:7, 14, Ам.5:18-20, Иоил.2:1-3, Ис.13:5-7).
    Такое название используют апостолы Пётр (2Пет.3:10) и Павел (1Фес.5:2), а Иисус Христос именует "великая скорбь" (Мт.24:21). Нави Ошэйа называет его судом.

    "Слушайте слово Господне, сыны Израилевы; ибо суд у Господа с жителями сей земли ("Господь осуждает вас" [Л.10]) , потому что нет ни истины, ни милосердия, ни Богопознания на земле" (4:1; "Народ этой страны не знает истинного Бога, не верен и не предан Ему" [Л.12]).

    Причина суда над неверным народом, о его содержании пророк скажет позднее (4:3), в нежелании познавать Яхве, исполнять волю Его, проявлять милосердие. Не такого поведения ждёт от него Господь (Исх.19:8), ещё раз напоминает сын Беерии.
   "Ибо Я милости (верности) хочу, а не жертвы ("жертвоприношений" [Л.13]), и Боговедения (познания Бога) более, нежели (чем) всесожжений" (6:6, рис.2; в скобках, текст из [Л.20]).
   Адонай Элохим отвергает  внешнюю набожность: показные церемонии, жертвоприношения, всесожжения (Ам.5:21-23) без благочестия, милосердия, личного Богопознания (ст.11-14).
     Оттого потечёт суд, будто сильный поток (ст.24). Как обещает Всемогущий "приспел конец народу Моему, Израилю; не буду более прощать ему" (Ам.8:1-3, "и щадить их не буду" [Л.20]).
    Пророк Амоц, современник Ошэйа, обвиняет Йисраэль, в частности богатых торгашей, в стремлении попрать бедных да погубить обездоленных; укоряет в лицемерии, бесчестии, обмане, торговле людьми (8:4-6).
   Другие категории правителей, судей, священников, пророков беспощадно обличают Цефанйа (Соф.3:1-4), Миха (Мих.3:1-11), Зехарйа (Зах.7:9-12), Йешайа (1:23, 56:10-12). Нави Осия обвиняет весь израильский народ в нарушении завета с Йахвэ, в постоянном пренебрежении заповедями Его.

  "Клятва ("Клянутся и отрекаются") и обман (ложь), убийство и воровство и прелюбодейство (разврат) крайне распространились (Они переходят все нравственные границы), и кровопролитие следует за кровопролитием" (4:2; в скобках: текст из [Л.10], в кавычках - из [Л.13]).

     "Некоторые комментаторы видят в этом списке преступлений нарушения по крайней мере пяти из Десяти заповедей" [Л.22, стр. 1008]. Но Господь помнит все злодеяния людей, "грехи их всегда передо Мной" (7:2, пер. [Л.10]).
     Оттого многочисленные наказания поразят всех, делающих беззаконие, предупреждает Моше (Втор. 28:15-62). Святая земля свергнет с себя народы, оскверняющие её (Лев.18:28).

5. Содержание суда (4:3)

     Обличения пророка в 4:1, 2 касаются не только его современников. Их можно отнести также к теперешнему светскому государству Йисраэль. Более того, ко всему миру, в нём "нет ни верности, ни любви, ни познания Бога" (4:1, пер. [Л.10]).
     В то же время процветают ложные клятвы, обман, убийства, воровство, разврат, "кровопролитие следует за кровопролитием" (ст.2).
    
    "За то (Поэтому) восплачет (опустошена будет) земля сия, и изнемогут (исчахнут) все, живущие на ней, со зверями полевыми и птицами небесными, даже и рыбы морские погибнут" (4:3, в скобках, уточнения из [Л.13]; концовка стиха "Гибнут дикие звери, птицы небесные и рыбы морские" [Л.10; Л.12]).

     Такое наказание поразит не только Эрец Йисраэль (4:6, 8:7; Ам.8:2, 3, 10; Мих.1:3-6), но ВСЕ народы (Соф.1:2, 3, 18, 2:4-15, 3:6, 8; Авд.1:15, 16; Мих.5:15).
     Орудиями гнева и суда Эль Шаддай послужат небесные тела [Л.14]. Они называются стрелами да копьями Бога (Авв.3:11, Зах.9:14, Ис.50:11), небесным воинством (34:4), брызгами крови из точила (63:3), языком Господа (30:27), углями огненными (Пс.17:14), камнями с небес (Иис.Н.10:11).
     В Новом Завете, метеорные тела именуются звёздами небесными (Мк.13:25, Отк.6:13), кадильницей, повергнутой на землю (8:5), пылающей горой (8:8), звездой (8:10, 9:1), камнем (18:21), мечом (1:16, 19:21), серпом (14:14, 19), огненным и серным дождём (Лк.17:29, 30), разгоревшимися стихиями (2Пет.3:10, 12).
    По причине столкновения крупных тел с поверхностью нашей планеты возникнут  высокотемпературные до 700 000 °С сверхзвуковые газо-пылевые ударные волны [Л.14].
    От них погибнут нечестивые. "Сильный ветер сметёт их" (4:19,а; пер. [Л.10]). Погибнут люди "со зверями полевыми" (сгорят на земле), "птицами небесными" (сгорят в воздухе).
    Даже "рыбы морские погибнут" (4:3; Соф.1:3) из-за гидродинамических ударных волн и высокой температуры воды ([Л.15], рис. 3).
     Уцелевшие после катастрофы люди, звери, птицы, рыбы исчахнут (в оригинале "Изнемогут", т.е. погибнут" [Л.5]) на опустошенной земле, в горячем воздухе, безжизненном Мировом океане [Л.16]. "Божий суд над человеческим грехом коснётся всех живых существ этого мира" в [Л.21, стр. 520].
     Однако ещё и сегодня остаётся в силе обещание Господа "не хочу смерти грешника (грешников), но чтобы грешник обратился (они отвернулись) от пути своего и жив был" (Иез.33:11; в скобках, уточнения из [Л.10]).

6. Вина священников (4:4, 5)

     Стихи 4:4, 5 трудны для перевода, понимания и толкования [Л.3, 5, 8]. Тем более, что неизвестна реакция слушателей на грозное пророчество Осии. Вот, один из удачных переводов.

    "Однако никто не вправе возводить обвинения, не вправе осуждать другого! Весь народ твой такой же, как и священники, на которых он обвинения возводит" (4:4, пер. [Л.20]).

     Перед Адонаем виновны ВСЕ: купцы (Ам.8:4-6), правители, судьи, пророки, священники (Соф.3:1-4), народ (Ос.4:1, 2). Поэтому бессмысленно возражать, спорить, сваливать вину друг на друга (4:4, а). Уподобляясь упрямцам, спорящим "со священником" (ст.4, б), "в этом контексте "спор со священником" приравнивался "спору с Богом" [Л.8].
     Однако большую часть вины Осия возлагает на религиозных руководителей Израиля. Современный перевод концовки ст.4. "Ведь и с тобой Моя тяжба, священник" [Л.11], "Я вас обвиняю, священники" [Л.10]).
     "Осия предостерегает священников, дабы они не обвиняли народ в том, что он навлекает суд Божий на страну, ибо сами они тоже повинны ..." [Л.21].
    Поклонение Яхве Элохим в духе да истине священники заменили грехом Самарийским, почитанием сирийского божества Ашима; поклонением золотому тельцу в городе Дан и языческим богам на высотах в Вирсавии (Ам.8:14, Ос.4:12-17).
     Отступившие от истинного Бога погибнут, утверждает Амоц (8:2, 3, 10-14). То же самое предсказывает священникам да пророкам Ошэйа.

    "И ты падёшь (споткнёшься) днём, и пророк падёт (споткнётся) с тобою ночью, и истреблю матерь твою ("уничтожу Я Израиль, тебя породивший")" (4:5; в скобках: текст из [Л.13], в кавычках - из [Л.20]).

    Вероятно говорится о гибели учителей народа, как отмечают авторы [Л.5, 8], толкуя слово "падёшь". Однако в Масоретском тексте [Л.13] и переводах [Л.10, 11] использовано слово "споткнёшься". Примирить две точки зрения поможет следующий комментарий.
     В День Господень, перед смертью (4:6) священники и пророки будут спотыкаться да падать (ст.5) один на другого. Как обещает Йахвэ Элохим через нави Иеремию. "Я заставлю каждого из них спотыкаться и падать на другого ..." (Иер.13:14, пер. [Л.12]).
    Так и произойдёт. Спотыкаясь, шатаясь, падая [Л.16] словно упившиеся пьяницы (Наум.1:10, Иов.12:25, Пс.106:27), из-за временной потери способности ходить ("абазия") и стоять ("астазия"), они "сгорят, как сухие сорняки в огне" (Наум.1:10, б; пер. [Л.12]).
      Прекратится род как нечестивого священника [Л.1], так ложного пророка, ибо с ним погибнет Израиль - мать его (Ос.4:5) и дети его (Ам.8:10, 13, 14).

7. Истребление Йисраэля (4:6)

    Адонай Цеваот открыл нави Амосу эсхатологическое видение гибели его народа (Ам.8:1-10), "в тот день ... много будет трупов, на всяком месте будут бросать их молча" (ст.3; "в молчании люди будут выносить мёртвые тела и сваливать их в кучу" [Л.12]). Такое же откровение получил пророк Ошэйа.
    
   "Истреблён (Уничтожен) будет народ Мой (из-за незнания) за недостаток ведения ("знания"): так как ты ("вы, священники") отверг ведение ("знание"), то и Я отвергну тебя от священнодействия предо Мною; и как ты забыл закон (Тору) Бога твоего, то и Я забуду детей (сыновей) твоих" (4:6; в скобках: текст из [Л.13], в кавычках - из [Л.20]).

     Удивительно, однако причиной гибели народа Яхве считает не собственно грех, а "недостаток ведения", буквально "ты отверг знание это" [Л.13].
     Именно нежелание лично познать Бога да волю Его приводит ко греху: искажению истины, исчезновению милосердия, ложным клятвам, обману, убийствам, воровству, непрерывному кровопролитию (4:1, 2); оттого суд и гибель (ст.3, рис.4).
      В плачевном духовном состоянии народа пророк обвиняет также его религиозных вождей (ст.4).
     Они отвергли "ведение", Богопознание в 4:1, забыли закон Его (Тору) - источник знаний о Боге, посему лишатся священнослужения и падут (ст.5). Адонай забудет детей их (4:6, в). Иными словами, сыновья не унаследуют священнического сана отца, поэтому "линия священства будет прервана" [Л.8, 9].    
     К какому времени относится пророчество 4:5, 6? Авторы толкования [Л.8] считают, речь идёт о гибели Северного царства от руки ассирийцев в VIII веке до Р.Х. Однако такое узкое понимание вступает в противоречие с контекстом (4:3, 3:5, 2:18-23).
   Когда это в VIII веке до Р.Х. погибли на земле звери, птицы, морские рыбы? В какие "последние дни" обратились "сыны Израилевы" к Господу и нашли Его? более того, обручились с Ним навек! (2:19).
    Следовательно данное предсказание нужно толковать расширительно. Оно является "пророческой перспективой" [Л.17, стр. 85], "сокращением перспективы" [Л.18, стр. 472] или "спрессованным временем" [Л.8, стр. 178, 429].
    Полученное откровение о близком для нави времени сливается с прозрением далёкого будущего, именно в нём пророчество осуществится в полной мере. Например, как окончательно исполнятся объединённые во времени предсказания Цефанйа, Йехэзкэйла, Йешайа, Йирмейа о вавилонском нашествии и эсхатологическом Дне Господа [Л.19]).
     "Тот, кто мудр, уразумеет эти вещи. Кто проницателен, поймёт их" (Ос.14:10, а; пер. [Л.10]). Ведь у премудрости есть дети ... но у глупости их гораздо больше (Лк.7:35, Пр.14:8).

ЛИТЕРАТУРА

1. Даума Йохем. Дорогами Ветхого Завета. Т.5. Малые пророки.- Черкассы: Коллоквиум, 2012.- 355 с.
2. Уоррен Уирсби. Комментарий на Ветхий Завет. В 2-х т. Том II. Ездра - Малахия.- СПб.: Библия для всех, 2011.- 1 111 с.
3. Новый Библейский комментарий в 3 ч. Ч.2. Ветхий завет. Псалтирь - Книга Пророка Малахии.- СПб.: Мирт, 2000.- 571 с.
4. Большой библейский словарь.- СПб.: Библия для всех, 2005.- 1 503 с.
5. Толковая Библия. Комментарий на все книги Святого Писания. Под ред. Лопухина А.П. Том 2.- Минск: Харвест, 2001.- 1 312 с.
6. Учебная Библия с комментариями Джона Мак-Артура.- Минск: Славянское Евангельское общество, 2004.- 2 201 с.
7. Ринекер Ф., Майер Г. Библейская энциклопедия Брокгауза.- Кременчуг: Християнська зоря, 1999.- 1 088 с.
8. Толкование ветхозаветных книг. От книги Исаии по Книгу Малахии.- Ашфорд: Славянское миссионерское издательство, 1966.- 602 с.
9. Хоуард Джейкоб М. Майерс. Комментарии к книгам Ветхого Завета. Том 17.- Одесса: Всемирный союз баптистов, 1993.- 228 с.
10. Библия. Новый Перевод на Русский Язык.- Herrljunga, Sweden:  Международное Библейское Общество, 2007.- 1 228 с.
11. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета, канонические. Современный русский перевод.- М.: Российское библейское общество, 2011.- 1 408 с.
12. Библия. Современный перевод Библейских текстов.- М.: World Bible Translation Center, 2002.- 1 150 с.
13. Первые и последние пророки.- Йерушалаим: Мосад Арав КУК, 1975.- 1 002 с.
14. Статья №2 "Гог из земли Магог: конец мира сего".
15. Статья №3 "День Господень".
16. Статья № 4 "Время великой скорби".
17. Ллойд-Джонс М. Церковь и последнее время.- Харьков: Д.Ф.Ткаченко, 2001.- 208 с.
18. Кузнецова В.Н. Евангелие от Матфея. Комментарий.- М.: ОПУ им. А.Меня, 2002.- 568 с.
19. Статья №1 "Признак и знамение  Второго пришествия Иисуса Христа".
20. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета в современном русском переводе.- М.: Издательство ББИ, 2015.- 1856 с.
21. Комментарии к Ветхому и Новому Заветам.- Минск: Фонд "Лютеранское культурное наследие", 2007.- 832 с.
22. Славянский библейский комментарий.- Киев: ЕААА, Книгоноша, 2016.- 1840 с.
День Господень