"Истреблён будет народ Мой за недостаток ведения:
так как ты отверг ведение, то и Я отвергну тебя от
священнодействия предо Мною; и как ты забыл
закон Бога твоего, то и Я забуду детей твоих"
(Ос.4:6)
"И если бы не сократились те дни, то не спаслась бы
никакая плоть; но ради избранных сократятся
те дни" (Мт.24:22)
1. Вступление
Осия, евр. "Ошэйа", что означает "помощник" или "спаситель", сын Беерии, вот всё, что известно достоверно. Родился, жил и почти 30 лет пророчествовал в Израиле в правление Иеровоама II (793 - 753 г.г. до Р.Х.), в дни иудейских царей Озии, Иоафана, Ахаза, Езекии [Л.1-10], соправителя Ахаза с 729 г., единовластного правителя с 716 года [Л.7].
Нави жил, вероятно, в городе Самария, возможно нёс священническое служение [Л.8]. Он последний пророк Северного царства, младший современник Амоса [Л.1, 8], одновременно, Исаии и Михея, они пророчествовали в Иудее [Л.6, 7, 21]. Умер Ошэйа до уничтожения Израиля ассирийцами.
Время написания книги. В точности неизвестно, по-видимому, в период с 753 г. по 715 г. [Л.4, 7, 8, 10]. Вероятно, устное пророческое служение продолжалось меньше, примерно в 750 -735 годы [Л.5, 8], рукопись же написана позднее одним из учеников [Л.9].
Время написания книги. В точности неизвестно, по-видимому, в период с 753 г. по 715 г. [Л.4, 7, 8, 10]. Вероятно, устное пророческое служение продолжалось меньше, примерно в 750 -735 годы [Л.5, 8], рукопись же написана позднее одним из учеников [Л.9].
Композиция ст. 3:4-4:6. 1. Предсказание потери государства (3:4).
2. Раскаяние (3:5).
3. Наказание от Господа:
а) вина (4:1, 2, 4);
б) последствия для природы (4:3);
в) истребление отвергнувших знание (4:5, 6).
Главная тема. Пророчество о судьбе Израиля, включая последние дни существования лукавого рода сего.
Цель написания. Указать на вызывающее шок духовное состояние народа, как причину его физического уничтожения в будущем.
Содержание. Провидец утверждает, участь израильтян длительный период оставаться без признаков государственности, лишёнными возможности выполнять религиозные ритуалы (3:4). Лишь в далёкой перспективе, через покаяние, остаток обретёт Господа, получит достойного правителя (3:5).
Обращаясь к слушателям, Осия, подобно Амосу, предсказывает наказание соплеменников (4:1, а). За нарушение завета, равнодушие к Богу, нечестие, преступления, зло, насилие, овладевшие обществом (4:1, б; 2, 4).
Катастрофические результаты суда отразятся на живой и неживой природе (4:3), также на отвергнувших знание, они истребятся (4:5, 6).
Проблема толкования. Предсказания сбылись или им предстоит исполниться.
Цель написания. Указать на вызывающее шок духовное состояние народа, как причину его физического уничтожения в будущем.
Содержание. Провидец утверждает, участь израильтян длительный период оставаться без признаков государственности, лишёнными возможности выполнять религиозные ритуалы (3:4). Лишь в далёкой перспективе, через покаяние, остаток обретёт Господа, получит достойного правителя (3:5).
Обращаясь к слушателям, Осия, подобно Амосу, предсказывает наказание соплеменников (4:1, а). За нарушение завета, равнодушие к Богу, нечестие, преступления, зло, насилие, овладевшие обществом (4:1, б; 2, 4).
Катастрофические результаты суда отразятся на живой и неживой природе (4:3), также на отвергнувших знание, они истребятся (4:5, 6).
Проблема толкования. Предсказания сбылись или им предстоит исполниться.
2. Будущность Мединат Йисраэль (3:4)
В стихе 3:1, через семейные проблемы сына Беерии, Всевышний указывает на Свою любовь к стране, её вероломное прелюбодеяние с другими богами. Продолжительный срок изоляции жены Ошэйа (3:3) явится прообразом участи его народа [Л.8].
"Ибо долгое время (долго) сыны Израилевы будут оставаться (жить) без царя и без князя (начальника) и без жертвы (жертв), без жертвенника (священных камней), без ефода и терафима (терафимов)" (3:4; в скобках, текст из [Л.11]).
"Ибо долгое время (долго) сыны Израилевы будут оставаться (жить) без царя и без князя (начальника) и без жертвы (жертв), без жертвенника (священных камней), без ефода и терафима (терафимов)" (3:4; в скобках, текст из [Л.11]).
За нарушение завета (Исх.20:2-5) Мединат Йисраэль на длительный период лишится царя ("князя") и гражданского управления.
Останется без жертв, жертвенника, ефода (часть верхней одежды первосвященника [Л.7, 12]), терафимов, т.е. домашних божков [Л.7, 8, 12].
"В этой фразе (ст.4) заключены все аксессуары культа и, таким образом, это может быть указанием на грядущий период, когда Израиль потеряет свою государственность ... практиковавшаяся в то время в Израиле религия будет упразднена" [Л.9, стр. 19, 20].
Какой отрезок истории вмещает пророчество? некоторые комментаторы предполагают, 722 г. до Р.Х. [Л.1]. Когда после трёхлетней осады Салманасаром V пала столица Самария, Северное царство перестало существовать, 10 колен уведены ассирийцами в плен, их место заняли иноземные переселенцы [Л.7].
Другие авторы, например [Л.2], возражают, речь о вавилонском плене. Вернувшихся из неволи евреев стали называть "народ Израилев" (Ездр.9:1, 10:15) или "сыны Израилевы" (Неем.9:1).
Всё-таки стих Ос.3:4 правильнее отнести к новозаветной эпохе. В результате двух кровавых восстаний иудеев (66-73 г.г. и 132-135 г.г. от Р.Х.), жестоко подавленных Римом [Л.7], они потеряли державу.
На "долгое время" евреи остались без царя, первосвященника, начальников, из-за уничтожения иерусалимского храма в 70-м году. Промежуток растянулся почти на 2 000 лет, только 14 мая 1948 г. государство частично воссоздано, его современная территория показана на рис. 1.
Однако до сих пор народ завета остаётся "без жертвы" и "без жертвенника" (3:4, б), т.к. отсутствует Бейт Адонай на Храмовой горе. Вместе с тем нет раскаяния. "Их поступки не позволяют им вернуться к своему Богу" (5:4, пер. [Л.10]).
"В этой фразе (ст.4) заключены все аксессуары культа и, таким образом, это может быть указанием на грядущий период, когда Израиль потеряет свою государственность ... практиковавшаяся в то время в Израиле религия будет упразднена" [Л.9, стр. 19, 20].
Какой отрезок истории вмещает пророчество? некоторые комментаторы предполагают, 722 г. до Р.Х. [Л.1]. Когда после трёхлетней осады Салманасаром V пала столица Самария, Северное царство перестало существовать, 10 колен уведены ассирийцами в плен, их место заняли иноземные переселенцы [Л.7].
Другие авторы, например [Л.2], возражают, речь о вавилонском плене. Вернувшихся из неволи евреев стали называть "народ Израилев" (Ездр.9:1, 10:15) или "сыны Израилевы" (Неем.9:1).
Всё-таки стих Ос.3:4 правильнее отнести к новозаветной эпохе. В результате двух кровавых восстаний иудеев (66-73 г.г. и 132-135 г.г. от Р.Х.), жестоко подавленных Римом [Л.7], они потеряли державу.
На "долгое время" евреи остались без царя, первосвященника, начальников, из-за уничтожения иерусалимского храма в 70-м году. Промежуток растянулся почти на 2 000 лет, только 14 мая 1948 г. государство частично воссоздано, его современная территория показана на рис. 1.
Однако до сих пор народ завета остаётся "без жертвы" и "без жертвенника" (3:4, б), т.к. отсутствует Бейт Адонай на Храмовой горе. Вместе с тем нет раскаяния. "Их поступки не позволяют им вернуться к своему Богу" (5:4, пер. [Л.10]).
3. Мессианское царство будет? (3:5)
Из ветхозаветных пророчества следует, "долгое время" несчастий израильтян окончится воссозданием Дома молитвы в Йерушалаиме (Мих.3:12, 4:1; Агг.2:6-9; Иер. 30:18). Что произойдёт потом?
"После того обратятся (раскаются) сыны Израилевы и взыщут (будут искать) Господа Бога своего и Давида, царя своего, и ("станут почитать") будут благоговеть пред Господом и благостью (благом) Его в последние дни" (3:5; в скобках: текст из [Л.13], в кавычках - из [Л.12]).
Кто ищет, тот найдёт (Лк.11:9, 10). Осия провидит поиски Всевышнего, покаяние евреев (6:1-3), обретение Царя из рода Давида. Благоговение перед Ним и благом Его "в последние дни", "в речах пророков 8-го века это "технический термин" для обозначения мессианского времени ..." [Л.8, стр. 403], "указывает на эру Мессии" [Л.21, стр. 520].
Исполнится подобное Ос.3:4, 5 предсказание Азарии, сына Одедова. "Многие дни Израиль будет без Бога истинного, и без священника учащего, и без закона; Но когда он (израильтяне) обратится в тесноте (беде) своей к Господу, Богу Израилеву, и взыщет (искали) Его, Он даст (позволил) им найти Себя" (2Пар.15:3, 4; в скобках, текст из [Л.12]).
Перед заключением завета мира, спасённым кротким овцам Своим Вседержитель обещает поставить "одного пастыря" Давида (Иез. 34:22-26), Он пребудет властителем "у них вечно" (37:25). Иуда и Израиль, живущие безопасно, обретут Правителя в лице Отрасли (Иер.23:5, 6), станут служить Ему (30:9).
Ошэйа (3:5), Йехэзкэйл, Йирмейа, говоря о Давиде, конечно имели в виду не самого царя или человеческих наследников его рода. Нет, они предвидели пришествие Мессии, Иеhошуа ха Машиах, Господа Иисуса Христа (Ин.4:25, 26; Деян.2:29-32). Йешайа называет Его "Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира" (Ис.9:6), "Царь" (32:1).
Наконец-то Он обручит с Собой ам Йисраэль, наденет невесте кольцо праведности, подарит иго справедливости, оденет в бремя любви, милосердия, верности; тогда "ты познаешь Господа" обещает пророк (Ос.2:19, 20).
В новом мироздании небо опять посылает дожди, земля снова даст зерно, молодое вино, оливковое масло (ст.21, 22). Спаситель принесёт мир (ст.18), остаток станет благоговеть перед Ним (3:5), благодарить за благословения, скажет, "Ты - наш Бог" (2:23, пер. [Л.10]).
"После того обратятся (раскаются) сыны Израилевы и взыщут (будут искать) Господа Бога своего и Давида, царя своего, и ("станут почитать") будут благоговеть пред Господом и благостью (благом) Его в последние дни" (3:5; в скобках: текст из [Л.13], в кавычках - из [Л.12]).
Кто ищет, тот найдёт (Лк.11:9, 10). Осия провидит поиски Всевышнего, покаяние евреев (6:1-3), обретение Царя из рода Давида. Благоговение перед Ним и благом Его "в последние дни", "в речах пророков 8-го века это "технический термин" для обозначения мессианского времени ..." [Л.8, стр. 403], "указывает на эру Мессии" [Л.21, стр. 520].
Исполнится подобное Ос.3:4, 5 предсказание Азарии, сына Одедова. "Многие дни Израиль будет без Бога истинного, и без священника учащего, и без закона; Но когда он (израильтяне) обратится в тесноте (беде) своей к Господу, Богу Израилеву, и взыщет (искали) Его, Он даст (позволил) им найти Себя" (2Пар.15:3, 4; в скобках, текст из [Л.12]).
Перед заключением завета мира, спасённым кротким овцам Своим Вседержитель обещает поставить "одного пастыря" Давида (Иез. 34:22-26), Он пребудет властителем "у них вечно" (37:25). Иуда и Израиль, живущие безопасно, обретут Правителя в лице Отрасли (Иер.23:5, 6), станут служить Ему (30:9).
Ошэйа (3:5), Йехэзкэйл, Йирмейа, говоря о Давиде, конечно имели в виду не самого царя или человеческих наследников его рода. Нет, они предвидели пришествие Мессии, Иеhошуа ха Машиах, Господа Иисуса Христа (Ин.4:25, 26; Деян.2:29-32). Йешайа называет Его "Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира" (Ис.9:6), "Царь" (32:1).
Наконец-то Он обручит с Собой ам Йисраэль, наденет невесте кольцо праведности, подарит иго справедливости, оденет в бремя любви, милосердия, верности; тогда "ты познаешь Господа" обещает пророк (Ос.2:19, 20).
В новом мироздании небо опять посылает дожди, земля снова даст зерно, молодое вино, оливковое масло (ст.21, 22). Спаситель принесёт мир (ст.18), остаток станет благоговеть перед Ним (3:5), благодарить за благословения, скажет, "Ты - наш Бог" (2:23, пер. [Л.10]).
4. Суд (4:1, 2)
Между двумя пророчествами 3:4 и 3:5 произойдёт ещё одно важное трагическое событие. Ветхозаветные провидцы называют его "день Господень" (Соф.1:7, 14, Ам.5:18-20, Иоил.2:1-3, Ис.13:5-7).
Данное словосочетание используют апостолы Пётр (2Пет.3:10) и Павел (1Фес.5:2), Иисус Христос именует "великая скорбь" (Мт.24:21), Йирмейа - "великая гибель" (Иер.4:6). Ошэйа называет Йом Адонай судом.
"Слушайте слово Господне, сыны Израилевы; ибо суд у Господа с жителями сей земли (Он "осуждает вас" [Л.10]), потому что нет ни истины, ни милосердия, ни Богопознания на земле" (4:1; "Народ этой страны не знает истинного Бога, не верен и не предан Ему" [Л.12]).
Кто слушает, тот услышит (Мт.13:40-43). Причина кары, о её содержании нави скажет позднее (Ос.4:3), в нежелании познавать Творца, исполнять волю Его, проявлять милосердие. Он ждёт не такого поведения (Исх.19:8), опять напоминает сын Беерии.
"Ибо Я милости (верности) хочу, а не жертвы ("жертвоприношений" [Л.13]), и Боговедения (познания Бога) более, нежели (чем) всесожжений" (6:6, рис.2; в скобках, текст из [Л.20]).
Йахвэ Элохим отвергает внешнюю набожность, показные церемонии, жертвоприношения, всесожжения (Ам.5:21-23) без благочестия, милосердия, личного познания Его (ст.11-14).
Оттого потечёт правосудие, будто сильный поток воды (ст.24), обещает Всемогущий, "приспел конец народу Моему, Израилю; не буду более прощать ему" (Ам.8:1-3, "щадить их не буду" [Л.20]). Амоц обвиняет ам Йисраэль, в частности богатых торгашей, в стремлении попрать бедных да погубить обездоленных; укоряет в лицемерии, бесчестии, обмане, торговле людьми (8:4-6).
Другие категории правителей, судей, священников, пророков беспощадно обличают Цефанйа (Соф.3:1-4), Миха (Мих.3:1-11), Зехарйа (Зах.7:9-12), Йешайа (1:23, 56:10-12). Осия обвиняет всех израильтян в нарушении завета с Яхве, в постоянном пренебрежении заповедями Его.
"Клятва ("Клянутся и отрекаются") и обман (ложь), убийство и воровство и прелюбодейство (разврат) крайне распространились (Они переходят все нравственные границы), и кровопролитие следует за кровопролитием" (4:2; в скобках: текст из [Л.10], в кавычках - из [Л.13]).
"Некоторые комментаторы видят в этом списке преступлений нарушения по крайней мере пяти из Десяти заповедей" [Л.22, стр. 1008]. Господь помнит злодеяния нечестивых, "грехи их всегда передо Мной" (7:2, пер. [Л.10]). Возмездие настигнет всех, делающих беззаконие, предупреждает Моше (Втор. 28:15-62); святая земля, созданная Святым, свергнет с себя народы, оскверняющие её (Лев.18:28).
"Слушайте слово Господне, сыны Израилевы; ибо суд у Господа с жителями сей земли (Он "осуждает вас" [Л.10]), потому что нет ни истины, ни милосердия, ни Богопознания на земле" (4:1; "Народ этой страны не знает истинного Бога, не верен и не предан Ему" [Л.12]).
Кто слушает, тот услышит (Мт.13:40-43). Причина кары, о её содержании нави скажет позднее (Ос.4:3), в нежелании познавать Творца, исполнять волю Его, проявлять милосердие. Он ждёт не такого поведения (Исх.19:8), опять напоминает сын Беерии.
"Ибо Я милости (верности) хочу, а не жертвы ("жертвоприношений" [Л.13]), и Боговедения (познания Бога) более, нежели (чем) всесожжений" (6:6, рис.2; в скобках, текст из [Л.20]).
Йахвэ Элохим отвергает внешнюю набожность, показные церемонии, жертвоприношения, всесожжения (Ам.5:21-23) без благочестия, милосердия, личного познания Его (ст.11-14).
Оттого потечёт правосудие, будто сильный поток воды (ст.24), обещает Всемогущий, "приспел конец народу Моему, Израилю; не буду более прощать ему" (Ам.8:1-3, "щадить их не буду" [Л.20]). Амоц обвиняет ам Йисраэль, в частности богатых торгашей, в стремлении попрать бедных да погубить обездоленных; укоряет в лицемерии, бесчестии, обмане, торговле людьми (8:4-6).
Другие категории правителей, судей, священников, пророков беспощадно обличают Цефанйа (Соф.3:1-4), Миха (Мих.3:1-11), Зехарйа (Зах.7:9-12), Йешайа (1:23, 56:10-12). Осия обвиняет всех израильтян в нарушении завета с Яхве, в постоянном пренебрежении заповедями Его.
"Клятва ("Клянутся и отрекаются") и обман (ложь), убийство и воровство и прелюбодейство (разврат) крайне распространились (Они переходят все нравственные границы), и кровопролитие следует за кровопролитием" (4:2; в скобках: текст из [Л.10], в кавычках - из [Л.13]).
"Некоторые комментаторы видят в этом списке преступлений нарушения по крайней мере пяти из Десяти заповедей" [Л.22, стр. 1008]. Господь помнит злодеяния нечестивых, "грехи их всегда передо Мной" (7:2, пер. [Л.10]). Возмездие настигнет всех, делающих беззаконие, предупреждает Моше (Втор. 28:15-62); святая земля, созданная Святым, свергнет с себя народы, оскверняющие её (Лев.18:28).
5. Содержание наказания (4:3)
Обличения в ст. 4:1, 2 можно отнести к теперешнему светскому государству Израиль. Сверх того, ко всему миру, в нём "нет ни верности, ни любви, ни познания Бога" (4:1, пер. [Л.10]), процветают ложные клятвы, обман, убийства, воровство, разврат, "кровопролитие следует за кровопролитием" (ст.2). "Последовал разрыв между народом и Богом, который неизбежно влечёт за собой суд Божий" [Л.8].
"За то (Поэтому) восплачет (опустошена будет) земля сия, и изнемогут (исчахнут) все, живущие на ней, со зверями полевыми и птицами небесными, даже и рыбы морские погибнут" (4:3, в скобках, уточнения из [Л.13]; концовка стиха "Гибнут дикие звери, птицы небесные и рыбы морские" [Л.10; Л.12]).
Кара поразит как Йисраэль (4:6, 8:7; Ам.8:2, 3, 10; Мих.1:3-6), так ВСЕ страны (Соф.1:2, 3, 18, 2:4-15, 3:6, 8; Авд.1:15, 16; Мих.5:15). Орудиями гнева послужат: стрелы да копья Бога (Авв.3:11, Зах.9:14, Ис.50:11), небесное воинство (34:4), брызги крови из точила (63:3), язык Господа (30:27), угли огненные (Пс.17:14), камни с неба (Иис.Н.10:11).
В Новом Завете, метеороиды называются звёздами (Мк.13:25, Отк.6:13), кадильницей, повергнутой на землю (8:5), пылающей горой (8:8), звездой (8:10, 9:1), камнем (18:21), мечом (1:16, 19:21), серпом (14:14, 19), огненным и серным дождём (Лк.17:29, 30), разгоревшимися стихиями (2Пет.3:10, 12).
Из-за бомбардировки метеороидами погибнут нечестивые, сеявшие ветер пожинают бурю. "Сильный ветер сметёт их" (4:19,а; пер. [Л.10]). Архетипом сильного ветра тайновидцу служит жгучий восточный "ветер Господень из пустыни" (13:15; Иер.4:11, 12).
"За то (Поэтому) восплачет (опустошена будет) земля сия, и изнемогут (исчахнут) все, живущие на ней, со зверями полевыми и птицами небесными, даже и рыбы морские погибнут" (4:3, в скобках, уточнения из [Л.13]; концовка стиха "Гибнут дикие звери, птицы небесные и рыбы морские" [Л.10; Л.12]).
Кара поразит как Йисраэль (4:6, 8:7; Ам.8:2, 3, 10; Мих.1:3-6), так ВСЕ страны (Соф.1:2, 3, 18, 2:4-15, 3:6, 8; Авд.1:15, 16; Мих.5:15). Орудиями гнева послужат: стрелы да копья Бога (Авв.3:11, Зах.9:14, Ис.50:11), небесное воинство (34:4), брызги крови из точила (63:3), язык Господа (30:27), угли огненные (Пс.17:14), камни с неба (Иис.Н.10:11).
В Новом Завете, метеороиды называются звёздами (Мк.13:25, Отк.6:13), кадильницей, повергнутой на землю (8:5), пылающей горой (8:8), звездой (8:10, 9:1), камнем (18:21), мечом (1:16, 19:21), серпом (14:14, 19), огненным и серным дождём (Лк.17:29, 30), разгоревшимися стихиями (2Пет.3:10, 12).
Из-за бомбардировки метеороидами погибнут нечестивые, сеявшие ветер пожинают бурю. "Сильный ветер сметёт их" (4:19,а; пер. [Л.10]). Архетипом сильного ветра тайновидцу служит жгучий восточный "ветер Господень из пустыни" (13:15; Иер.4:11, 12).
Речь о "хамсине", изнуряющем горячем шквалистом ветре, несущем много песка и пыли, резко снижающем видимость. В Йом Адонай хамсином окажется горячая до 700 000 °С сверхзвуковая ударная волна из газов, пыли, песка. Она мгновенно возникнет при столкновении астероида с поверхностью нашей планеты [Л.14].
Изнемогут губившие землю Ос.4:3), гибнут "со зверями полевыми" (сгорят на суше), "птицами небесными" (сгорят в воздухе).
Даже "рыбы морские погибнут" (4:3; Соф.1:3) от высокой температуры, гидродинамических ударных волн, нехватки кислорода в воде, её закисления углекислым газом из газовых гидратов ([Л.15], рис. 3).
Уцелевшие в стихийных бедствиях люди, звери, птицы, рыбы исчахнут (в оригинале "Изнемогут", т.е. погибнут" [Л.5]) на опустошенной грязной тверди, в горячем пропыленном воздухе, безжизненном Мировом океане [Л.16].
С лица планеты исчезнут многие виды зверей, птиц, рыб, насекомых. "Божий суд над человеческим грехом коснётся всех живых существ этого мира" в [Л.21, стр. 520].
Однако ещё и сегодня остаётся в силе обещание Господа, "не хочу смерти грешника (грешников), но чтобы грешник обратился (они отвернулись) от пути своего и жив был" (Иез.33:11; в скобках, уточнения из [Л.10]).
Даже "рыбы морские погибнут" (4:3; Соф.1:3) от высокой температуры, гидродинамических ударных волн, нехватки кислорода в воде, её закисления углекислым газом из газовых гидратов ([Л.15], рис. 3).
Уцелевшие в стихийных бедствиях люди, звери, птицы, рыбы исчахнут (в оригинале "Изнемогут", т.е. погибнут" [Л.5]) на опустошенной грязной тверди, в горячем пропыленном воздухе, безжизненном Мировом океане [Л.16].
С лица планеты исчезнут многие виды зверей, птиц, рыб, насекомых. "Божий суд над человеческим грехом коснётся всех живых существ этого мира" в [Л.21, стр. 520].
Однако ещё и сегодня остаётся в силе обещание Господа, "не хочу смерти грешника (грешников), но чтобы грешник обратился (они отвернулись) от пути своего и жив был" (Иез.33:11; в скобках, уточнения из [Л.10]).
6. Какая вина кохенов? (4:4, 5)
Стихи 4:4, 5 трудны для перевода, понимания, трактовки [Л.3, 5, 8], тем более, неизвестна реакция слушателей на грозное пророчество. Вот, один из удачных переводов.
"Однако никто не вправе возводить обвинения, не вправе осуждать другого! Весь народ твой такой же, как и священники, на которых он обвинения возводит" (4:4, пер. [Л.20]).
Кто судит, не осуждай (Лк.6:37). Перед Господом виновны ВСЕ: купцы (Ам.8:4-6), правители, судьи, пророки, духовенство (Соф.3:1-4), простой народ (Ос.4:1, 2). Посему бессмысленно возражать, спорить, сваливать вину друг на друга (4:4, а). Уподобляясь упрямцам, спорящим с кохеном (ст.4, б), "в этом контексте "спор со священником" приравнивался "спору с Богом" [Л.8].
Всё-таки большую часть вины нави возлагает на религиозных руководителей Израиля, соврем. пер. концовки ст.4. "Ведь и с тобой Моя тяжба, священник" [Л.11], "Я вас обвиняю" [Л.10]). "Осия предостерегает священников, дабы они не обвиняли народ в том, что он навлекает суд Божий на страну, ибо сами они тоже повинны ..." [Л.21].
Поклонение Йахвэ Элохим в духе да истине служители Его заменили грехом самарийским, почитанием сирийского божества Ашима; поклонением золотому тельцу в городе Дан, языческим богам на высотах Вирсавии (Ам.8:14, Ос.4:12-17). Отступившие от Всевышнего погибнут, утверждает Амоц (8:2, 3, 10-14), то же самое предсказывает им Ошэйа.
"И ты падёшь (споткнёшься) днём, и пророк падёт (споткнётся) с тобою ночью, и истреблю матерь твою ("уничтожу Я Израиль, тебя породивший")" (4:5; в скобках: текст из [Л.13], в кавычках - из [Л.20]).
Очевидно речь о гибели учителей, духовных воспитателей, предполагают авторы [Л.5, 8], толкуя слово "падёшь". Но в Масоретском тексте [Л.13] и переводах [Л.10, 11] использовано слово "споткнёшься". Примирить обе точки зрения поможет следующий комментарий.
В йом Адонай, перед смертью (4:6), наставники будут спотыкаться да падать (ст.5) один на другого, обещает Эль Шаддай через Иеремию. "Я заставлю каждого из них спотыкаться и падать на другого ..." (Иер.13:14, пер. [Л.12]).
Произойдёт именно так. Спотыкаясь, шатаясь, падая [Л.16] словно упившиеся пьяницы (Наум.1:10, Иов.12:25, Пс.106:27), из-за временной потери способностей ходить ("абазия") и стоять ("астазия"), они "сгорят, как сухие сорняки в огне" (Наум.1:10, б; пер. [Л.12]).
Окончится род нечестивого священника [Л.1] да ложного прорицателя, ибо с ними погибнет Израиль, мать его (Ос.4:5), падут и дети их (Ам.8:10, 13, 14).
"Однако никто не вправе возводить обвинения, не вправе осуждать другого! Весь народ твой такой же, как и священники, на которых он обвинения возводит" (4:4, пер. [Л.20]).
Кто судит, не осуждай (Лк.6:37). Перед Господом виновны ВСЕ: купцы (Ам.8:4-6), правители, судьи, пророки, духовенство (Соф.3:1-4), простой народ (Ос.4:1, 2). Посему бессмысленно возражать, спорить, сваливать вину друг на друга (4:4, а). Уподобляясь упрямцам, спорящим с кохеном (ст.4, б), "в этом контексте "спор со священником" приравнивался "спору с Богом" [Л.8].
Всё-таки большую часть вины нави возлагает на религиозных руководителей Израиля, соврем. пер. концовки ст.4. "Ведь и с тобой Моя тяжба, священник" [Л.11], "Я вас обвиняю" [Л.10]). "Осия предостерегает священников, дабы они не обвиняли народ в том, что он навлекает суд Божий на страну, ибо сами они тоже повинны ..." [Л.21].
Поклонение Йахвэ Элохим в духе да истине служители Его заменили грехом самарийским, почитанием сирийского божества Ашима; поклонением золотому тельцу в городе Дан, языческим богам на высотах Вирсавии (Ам.8:14, Ос.4:12-17). Отступившие от Всевышнего погибнут, утверждает Амоц (8:2, 3, 10-14), то же самое предсказывает им Ошэйа.
"И ты падёшь (споткнёшься) днём, и пророк падёт (споткнётся) с тобою ночью, и истреблю матерь твою ("уничтожу Я Израиль, тебя породивший")" (4:5; в скобках: текст из [Л.13], в кавычках - из [Л.20]).
Очевидно речь о гибели учителей, духовных воспитателей, предполагают авторы [Л.5, 8], толкуя слово "падёшь". Но в Масоретском тексте [Л.13] и переводах [Л.10, 11] использовано слово "споткнёшься". Примирить обе точки зрения поможет следующий комментарий.
В йом Адонай, перед смертью (4:6), наставники будут спотыкаться да падать (ст.5) один на другого, обещает Эль Шаддай через Иеремию. "Я заставлю каждого из них спотыкаться и падать на другого ..." (Иер.13:14, пер. [Л.12]).
Произойдёт именно так. Спотыкаясь, шатаясь, падая [Л.16] словно упившиеся пьяницы (Наум.1:10, Иов.12:25, Пс.106:27), из-за временной потери способностей ходить ("абазия") и стоять ("астазия"), они "сгорят, как сухие сорняки в огне" (Наум.1:10, б; пер. [Л.12]).
Окончится род нечестивого священника [Л.1] да ложного прорицателя, ибо с ними погибнет Израиль, мать его (Ос.4:5), падут и дети их (Ам.8:10, 13, 14).
7. Истребление за недостаток знания (4:6)
Яхве Цеваот открыл Амосу видение будущей гибели его соплеменников в последние дни (Ам.8:1-10), "в тот день ... много будет трупов, на всяком месте будут бросать их молча" (ст.3; "будут выносить мёртвые тела и сваливать их в кучу", пер. [Л.12]). Такое же откровение получил Осия.
"Истреблён (Уничтожен) будет народ Мой (из-за незнания) за недостаток ведения ("знания"): так как ты ("вы, священники") отверг ведение ("знание"), то и Я отвергну тебя от священнодействия предо Мною; и как ты забыл закон (Тору) Бога твоего, то и Я забуду детей (сыновей) твоих" (4:6; в скобках: текст из [Л.13], в кавычках - из [Л.20]).
Отвергающий познание Бога обречён (2Фес.1:8). Удивительно, причина гибели людей не собственно грех, а "недостаток ведения" (Ос.4:6, буквально, "ты отверг знание это", пер. [Л.13]).
Нежелание лично познать Отца да волю Его приводит ко греху: искажению истины, исчезновению милосердия, ложным клятвам, обману, убийствам, воровству, непрерывному кровопролитию (4:1, 2); оттого суд да гибель (ст.3, рис.4).
В плачевном духовном состоянии современников провидец обвиняет также религиозных вождей (ст.4). Они отвергли "ведение", Богопознание в ст. 4:1, забыли закон Его (Тору), источник знаний о Нём, посему лишатся священнослужения, упадут (ст.5). Он забудет детей их (4:6, в), иными словами, сыновья не унаследуют сана отца, "линия священства будет прервана" [Л.8, 9]. Грозные пророчества ст. 4:5, 6 относятся к какому историческому периоду? Авторы толкования [Л.8] предполагают, речь о гибели Северного царства от руки ассирийцев в VIII веке до Р.Х. Но такое узкое понимание вступает в противоречие с контекстом (4:3, 3:5, 2:18-23).
Разве в VIII веке до Р.Х. погибли на земле звери, птицы, морские рыбы? В какие такие "последние дни" обратились "сыны Израилевы" к Адонаю и нашли Его? сверх того, обручились с Ним навек! (2:19).
Значит данное предсказание надобно толковать расширительно, оно является "пророческой перспективой" [Л.17, стр. 85], "сокращением перспективы" [Л.18, стр. 472],"спрессованным временем" [Л.8, стр. 178, 429].
Полученное откровение о близком для тайновидца событии сливается с прозрением далёкого будущего, именно в нём пророчество осуществится в полной мере. Как окончательно исполнятся объединённые во времени предсказания Цефанйа, Йехэзкэйла, Йешайа, Йирмейа о вавилонском нашествии и эсхатологическом Дне Господа [Л.19]).
"Тот, кто мудр, уразумеет эти вещи. Кто проницателен, поймёт их" (Ос.14:10, а; пер. [Л.10]). Поскольку у премудрости есть дети ... , всё же у глупости их гораздо больше (Лк.7:35, Пр.14:8).
"Истреблён (Уничтожен) будет народ Мой (из-за незнания) за недостаток ведения ("знания"): так как ты ("вы, священники") отверг ведение ("знание"), то и Я отвергну тебя от священнодействия предо Мною; и как ты забыл закон (Тору) Бога твоего, то и Я забуду детей (сыновей) твоих" (4:6; в скобках: текст из [Л.13], в кавычках - из [Л.20]).
Отвергающий познание Бога обречён (2Фес.1:8). Удивительно, причина гибели людей не собственно грех, а "недостаток ведения" (Ос.4:6, буквально, "ты отверг знание это", пер. [Л.13]).
Нежелание лично познать Отца да волю Его приводит ко греху: искажению истины, исчезновению милосердия, ложным клятвам, обману, убийствам, воровству, непрерывному кровопролитию (4:1, 2); оттого суд да гибель (ст.3, рис.4).
В плачевном духовном состоянии современников провидец обвиняет также религиозных вождей (ст.4). Они отвергли "ведение", Богопознание в ст. 4:1, забыли закон Его (Тору), источник знаний о Нём, посему лишатся священнослужения, упадут (ст.5). Он забудет детей их (4:6, в), иными словами, сыновья не унаследуют сана отца, "линия священства будет прервана" [Л.8, 9]. Грозные пророчества ст. 4:5, 6 относятся к какому историческому периоду? Авторы толкования [Л.8] предполагают, речь о гибели Северного царства от руки ассирийцев в VIII веке до Р.Х. Но такое узкое понимание вступает в противоречие с контекстом (4:3, 3:5, 2:18-23).
Разве в VIII веке до Р.Х. погибли на земле звери, птицы, морские рыбы? В какие такие "последние дни" обратились "сыны Израилевы" к Адонаю и нашли Его? сверх того, обручились с Ним навек! (2:19).
Значит данное предсказание надобно толковать расширительно, оно является "пророческой перспективой" [Л.17, стр. 85], "сокращением перспективы" [Л.18, стр. 472],"спрессованным временем" [Л.8, стр. 178, 429].
Полученное откровение о близком для тайновидца событии сливается с прозрением далёкого будущего, именно в нём пророчество осуществится в полной мере. Как окончательно исполнятся объединённые во времени предсказания Цефанйа, Йехэзкэйла, Йешайа, Йирмейа о вавилонском нашествии и эсхатологическом Дне Господа [Л.19]).
"Тот, кто мудр, уразумеет эти вещи. Кто проницателен, поймёт их" (Ос.14:10, а; пер. [Л.10]). Поскольку у премудрости есть дети ... , всё же у глупости их гораздо больше (Лк.7:35, Пр.14:8).
ЛИТЕРАТУРА
1. Даума Йохем. Дорогами Ветхого Завета. Т.5. Малые пророки.- Черкассы: Коллоквиум, 2012.- 355 с.
2. Уоррен Уирсби. Комментарий на Ветхий Завет. В 2-х т. Том II. Ездра - Малахия.- СПб.: Библия для всех, 2011.- 1 111 с.
3. Новый Библейский комментарий в 3 ч. Ч.2. Ветхий завет. Псалтирь - Книга Пророка Малахии.- СПб.: Мирт, 2000.- 571 с.
4. Большой библейский словарь.- СПб.: Библия для всех, 2005.- 1 503 с.
5. Толковая Библия. Комментарий на все книги Святого Писания. Под ред. Лопухина А.П. Том 2.- Минск: Харвест, 2001.- 1 312 с.
6. Учебная Библия с комментариями Джона Мак-Артура.- Минск: Славянское Евангельское общество, 2004.- 2 201 с.
7. Ринекер Ф., Майер Г. Библейская энциклопедия Брокгауза.- Кременчуг: Християнська зоря, 1999.- 1 088 с.
8. Толкование ветхозаветных книг. От книги Исаии по Книгу Малахии.- Ашфорд: Славянское миссионерское издательство, 1966.- 602 с.
9. Хоуард Джейкоб М. Майерс. Комментарии к книгам Ветхого Завета. Том 17.- Одесса: Всемирный союз баптистов, 1993.- 228 с.
10. Библия. Новый Перевод на Русский Язык.- Herrljunga, Sweden: Международное Библейское Общество, 2007.- 1 228 с.
11. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета, канонические. Современный русский перевод.- М.: Российское библейское общество, 2011.- 1 408 с.
12. Библия. Современный перевод Библейских текстов.- М.: World Bible Translation Center, 2002.- 1150 с.
13. Первые и последние пророки.- Йерушалаим: Мосад Арав КУК, 1975.- 1 002 с.
14. Статья №2 "Гог из земли Магог: конец мира сего".
15. Статья №3 "День Господень".
16. Статья № 4 "Время великой скорби".
17. Ллойд-Джонс М. Церковь и последнее время.- Харьков: Д.Ф.Ткаченко, 2001.- 208 с.
2. Уоррен Уирсби. Комментарий на Ветхий Завет. В 2-х т. Том II. Ездра - Малахия.- СПб.: Библия для всех, 2011.- 1 111 с.
3. Новый Библейский комментарий в 3 ч. Ч.2. Ветхий завет. Псалтирь - Книга Пророка Малахии.- СПб.: Мирт, 2000.- 571 с.
4. Большой библейский словарь.- СПб.: Библия для всех, 2005.- 1 503 с.
5. Толковая Библия. Комментарий на все книги Святого Писания. Под ред. Лопухина А.П. Том 2.- Минск: Харвест, 2001.- 1 312 с.
6. Учебная Библия с комментариями Джона Мак-Артура.- Минск: Славянское Евангельское общество, 2004.- 2 201 с.
7. Ринекер Ф., Майер Г. Библейская энциклопедия Брокгауза.- Кременчуг: Християнська зоря, 1999.- 1 088 с.
8. Толкование ветхозаветных книг. От книги Исаии по Книгу Малахии.- Ашфорд: Славянское миссионерское издательство, 1966.- 602 с.
9. Хоуард Джейкоб М. Майерс. Комментарии к книгам Ветхого Завета. Том 17.- Одесса: Всемирный союз баптистов, 1993.- 228 с.
10. Библия. Новый Перевод на Русский Язык.- Herrljunga, Sweden: Международное Библейское Общество, 2007.- 1 228 с.
11. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета, канонические. Современный русский перевод.- М.: Российское библейское общество, 2011.- 1 408 с.
12. Библия. Современный перевод Библейских текстов.- М.: World Bible Translation Center, 2002.- 1150 с.
13. Первые и последние пророки.- Йерушалаим: Мосад Арав КУК, 1975.- 1 002 с.
14. Статья №2 "Гог из земли Магог: конец мира сего".
15. Статья №3 "День Господень".
16. Статья № 4 "Время великой скорби".
17. Ллойд-Джонс М. Церковь и последнее время.- Харьков: Д.Ф.Ткаченко, 2001.- 208 с.
18. Кузнецова В.Н. Евангелие от Матфея. Комментарий.- М.: ОПУ им. А.Меня, 2002.- 568 с.
19. Статья №1 "Признак и знамение Второго пришествия Иисуса Христа".
20. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета в современном русском переводе.- М.: Издательство ББИ, 2015.- 1856 с.
21. Комментарии к Ветхому и Новому Заветам.- Минск: Фонд "Лютеранское культурное наследие", 2007.- 832 с.
22. Славянский библейский комментарий.- Киев: ЕААА, Книгоноша, 2016.- 1840 с.
20. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета в современном русском переводе.- М.: Издательство ББИ, 2015.- 1856 с.
21. Комментарии к Ветхому и Новому Заветам.- Минск: Фонд "Лютеранское культурное наследие", 2007.- 832 с.
22. Славянский библейский комментарий.- Киев: ЕААА, Книгоноша, 2016.- 1840 с.