1. Вступление
Подробности о самом оружии, последствиях гнева Божьего содержатся в 38-й главе. Практически все современные комментаторы относят исполнение пророчества к далёкому будущему, например [Л.3-9].
Композиция гл. 38. 1. Введение, указывающее на источник откровения (38:1).
2. Изложение главной темы - нападение полчища Гога:
а) приказ снаряжать рать (ст.2-9);
б) размышления агрессора (ст.10-13);
в) указание напасть на Израиль (ст.14-19).
г) последствия инцидента (ст.20-22).
3. Заключение, содержащее обещание теофании (38:23).
Главная тема. Наказание падшего рода сего в День Господа, когда Он вмешается в историю, послав орудие гнева Своего.
Цель написания. Предупредить потомков, живущих в последние дни, о великом бедствии, затем, явлении Адоная уцелевшим.
Содержание. Йехэзкэйл получил весть (38:1) о грядущем нашествии Гога из земли Магог (ст.2), нави предложено изречь пророчество против него (ст.3), передать ему приказ Бога снаряжать военное соединение из многих народов (ст.4-7). Сборище понадобится для нападения на Эрец Йисраэль (38:8, 9), иные страны (ст.13).
Для грабежа полководец задумает выйти против них (ст.10-12), на самом деле, направляет его Йахвэ Элохим (ст.4-7). Когда израильтяне почувствуют себя в безопасности, от пределов севера нагрянет армия захватчика Гога (38:14-16); о нём многократно говорил Всевышний через Своих пророков (ст.17).
В тот день вспыхнет пылающий гнев Его (38:18), Он поразит всё сущее великим землетрясением (ст.19). Отчего обрушатся горы, утёсы, стены; затрепещут рыбы, птицы, звери, люди (ст.20). Прольются кровь, всепотопляющий дождь, каменный град, огонь, сера (ст.21, 22). Потом откроет Себя Господь миру (ст.23).
Проблемы толкования. "Многие исследователи Библии причисляют этот раздел к самым трудным пророческим местам Писания ..." [Л.4, стр. 825]. Кто или что скрывается за главным персонажем? человек, народ или нечто иное. В каком конкретном сражении будет участвовать толпа врагов против израильтян.
2. Международный террорист (38:1, 2)
"И было мне слово Господа: "Человек! Обрати свой взор против Гога, против земли Магога, против главного вождя Мешеха и Тувала и произнеси пророчество против него" (38:1, 2; пер. [Л.10]).
"По поводу того, кто такой Гог, исследователи спорят на протяжении столетий. Наиболее распространённая версия состоит в том, что это имя - производное от имени лидийского царя Гига, который упоминается в ассирийских и греческих источниках" [Л.11, стр. 833].
В эпоху эллинизма и Римской империи, захватчиков отождествляли со скифами, мидянами, парфянами; позднее, с татаро-монголами [Л.22, стр. 307]. Всё-таки содержимое неясных стихов 1, 2 богословы относят, как правило, к далёкому будущему, не имеющему отношения к исчезнувшим воинственным племенам.
Оттого возникли иные толкования."В ст.1 Гог воспринимается скорее как лицо, главенствующее в земле Магог и являющееся "князем" ..." [Л.9, стр. 315]. Он "в конце времён вторгнется во главе огромного войска в Палестину с севера ..." [Л.12, стр. 198]). "Некий князь Мешеха, который будет править землёй Магог" [Л.20, стр.305].
Указанные версии сталкиваются с большой трудностью, т.к. в ТаНаХе отсутствует название страны "земля Магог" и не упоминается "Гог - как народ" [Л.9, стр. 315]. Вряд ли они возникнут в будущем, до наступления Дня Господа.
В Синод. переводе речь о наси Роша, Мешеха, Фувала. Некоторые толкователи, например [Л.5, 32, 33], произвольно соотносят их с Российской империей, её городами Москвой да Тобольском; "своїми іменами вони виразно вказують на Москву і Тобольск", "відпадає всякій сумнів, що то буде Росія" [Л.33, стр. 262, 263].
Нет, "Иезекииль имел в виду города и страны своего времени, а не сегодняшние географические названия" [Л.9, стр. 314]. Тем не менее, авторы работы [Л.12] настаивают. "Гог олицетворяет собой языческую, богопротивную мировую державу" (стр. 198). В таком случае. "Союзники Гога по всей видимости являются членами федерации десяти наций ... Эта федерация будет состоять из народов Средиземноморья" [Л.25, стр. 844].
Подводя итог краткого обзора воззрений на содержание ст. 38:1, 2, можно сделать вывод, имена и названия не поддаются распознанию из всех известных нам стран или наций. Кроме книги Йехэзкэйла, "Гог" или "Магог" не упоминаются в Ветхом Завете ни как правитель, ни племя или земля.
До сего дня, "многочисленные и разнообразнейшие попытки (на протяжении веков!) идентифицировать эти имена с конкретными народами успехом не увенчались" [Л.9, стр. 315]. "Отождествить Гога с какой-то исторической личностью не удаётся" [Л.13, стр. 371]. "Вероятно, это имя преднамеренно было окружено тайной и означало загадочного, до сих пор не выявленного врага народа Божия" [Л.29, стр. 502].
3. Загадочный враг (38:3, 4)
"И скажи: так говорит Господь Бог: вот Я - на тебя (Я иду к тебе), Гог, князь Роша (главный вождь), Мешеха и Фувала!
И поверну ("пленю") тебя (Я заставлю тебя пойти в другую сторону), и вложу удила в челюсти твои и выведу ("приведу обратно") тебя и всё войско твоё (полчища), коней и всадников, всех в полном вооружении (букв. "в одежде совершенства" [Л.7]), большое полчище (несметное множество), в бронях и со щитами, всех вооружённых мечами" (38:3, 4; в скобках: текст из [Л.10], в кавычках - из [Л.14]).
Главарь банды захватчиков (ст.1-3) в стихе 4 меняет облик, превращается во взнузданное животное, становится оборотнем. "Для перехода из одного состояния в другое нужно повернуться, перевернуться ..." [Л.26, стр. 235].
Оборотнем сделает его Яхве, Он придёт к загадочному Гогу, пленит, вложит удила в челюсти его и всего сборища его, заставит пойти в другую сторону (обратно).
Удивляет несметное множество мобильных солдат (ст.4),- "все сидящие на конях" (ст.15). В древнем Ближнем Востоке на службе находились в основном пешие воины, но Иезекииль говорит о многочисленной рати, состоящей исключительно из конницы. Не мог пророк иметь в виду и современную армию, в ней кони уже не используются.
Во всей главе нет никаких сведений о каком-либо сражении израильтян с вождём вооружённых до зубов грабителей, несмотря на его обещание (38:11, 12).
4. Символ зла?
Учитывая изложенное выше, следует признать, северная империя хаоса во главе с верховным правителем вовсе не богопротивное царство на земле или поэтическая аллегория. Оттого использованные пророком термины "Гог", "Магог", "Рош" до сих пор не идентифицированы.
Бояре, князья, несметное множество холопов представляют собой крупный рой космических тел. Силами гравитации "большое полчище" нелюдей удерживает вокруг себя планетообразное тело, плешивый карликовый странник с каменным сердцем (рис.1).
Он назваа "Рош", букв. перевод "голова" (вершина), т.к. отдельные участки гор евреи называли разными частями человеческого тела [Л.27, стр. 180]; верх нарекался головой. "Для жителей древнего Ближнего Востока ... горная вершина была местом пребывания божества" [Л.11, стр. 763].
Горы-астероиды сверхъестественного семиглавого зверя Иоанн тоже именует "головы" (Отк.17:9). Четыре из них есть у одного из зверюг в таинственном сне Даниэйла (Дан.7:6).
5. Пророческая персонификация (38:5, 6)
Слово "Гог, возможно, означает "драгоценный, золотой предмет" [Л.12]. Его имя сопоставляли с тюркским словом "гёг", определявшим "небо", и персидским "ког" - "гора" [Л.7]. Ведь антропоморфизм служил единственным методом познания и объяснения непонятных явлений.
Как форма анимизма, олицетворение часто встречается в Библии (Авв.2:11, Иис.Н.24:27, Ис.55:12, Пс.148:3, 97:8, Суд.5:20 и т. д.). Оживотворённые камни, звёзды, река, равным образом животные, могут слышать, разговаривать, сражаться, совершать иные осмысленные действия.
Оттого нави переносит мифологические образы на реальные небесные тела, наделяя человеческими свойствами неведомого Гога из неизвестной страны Магог. Уподобляет его конные подразделения военным соединениям своей эпохи.
"Персов, Ефиоплян и Ливийцев с ними, всех со щитами и в шлемах, Гомера со всеми отрядами его, дом Фогарма, от пределов севера, со всеми отрядами его, многие (бесчисленные) народы с тобою (что идут за тобою)" (38:5, 6; в скобках, текст из [Л.10]).
Авторы комментария [Л.11] утверждают. "Перечисляя эти географические названия, Иезекииль упоминает народы, которые проживали в самых отдалённых частях открытого для них мира" (стр. 822).]. Странно, почему именно "в самых отдалённых"? а не соседи Израиля, исторически враждебные ему.
Отчего ВСЕ они выйдут из мест, "что на окраине севера"? (ст.15, пер. [Л.17]). Хотя относительно Израиля эфиопы и ливийцы проживают на юге, персы (соврем. Иран) - на востоке. Ответ может подсказать значение древнего термина "север", буквально "спрятанный", по евр. Zaphon.
Гора с тем же названием Zaphon находилась на окраине спрятанной далёкой страны. "Оттуда Бог управляет вселенной, повелевая небесному воинству ..." [Л.18, стр. 1050]. На высоких горах покоился небосвод, "как на опорных столбах" [Л.12, стр. 625]. Вот почему "боевое войско" (Ис.13:4; Иез.38:4-7) придёт "от пределов севера" (ст.15; в древности верили, у него где-то далеко есть предел).
На самом деле из-за горизонта, согласно пророчества Йешайа. "Идут из отдалённой страны, от края неба ("из-за горизонта", пер. [Л.14]), Господь и орудия гнева Его, чтобы сокрушить всю землю" (Ис.13:5).
6. Повеление Господа (38:7, 8)
"Готовься и снаряжайся (к войне),- ты и все полчища (толпы) твои, собравшиеся к тебе ("что собралось вокруг тебя"),- и будь им вождём (стражем, "надсмотрщиком")" (Иез. 38:7; в скобках: текст из [Л.19], в кавычках - из [Л.10]).
Из текста ст.7 "следует, что народы, которые поведёт Гог,- не подданные его, и что он лишь станет ими командовать (пока это позволено будет Богом)" [Л.9, стр.315]. Совершенно верно. Разнородная космическая толпа представляет собой облако ("туча" в ст.9) из пыли, песка, мелких камней, метеороидов, астероидов, летящих с огромной скоростью [Л.15].
Небесные скитальцы удерживаются силами гравитации вокруг горы-головы, окружают малую планету (рис.1). В ней сосредоточено от 95% до 98% массы всего сборища, именуемого "многие народы" (ст.6), "собравшиеся к тебе" (ст.7). Северный деспот, "главный вождь" (пер. [Л.10]), сторожит толпу, он надсмотрщик над ней (пер. [Л.19, 10]). Но с какой целью удерживает?
"Спустя многие годы ты будешь призван! (тебя позовут действовать). В те грядущие (будущие) годы ты пойдёшь (вторгнешься) на землю, возрождённую после войны,- её жители после рассеяния среди многочисленных народов собрались на пустовавших горах Израилевых (долго находилась в запустении), вернулись из рассеяния среди народов и стали жить (теперь живут), ничего не опасаясь" (38:8; пер. [Л.10]; в скобках, текст из [Л.17]).
Всевышний позовёт главнокомандующего, направит его армию действовать "в последние годы" (Синод. пер. и [Л.14]), "в конце лет" [Л.19], точнее "в последние дни" (38:16). "Выражение, которое используется в Писании применительно к последнему периоду существования известного нам мира" [Л.20, стр. 1003].
"Пророчества о последних днях касаются не конкретных людей, а природных сил и народов ..." [Л.18, стр. 869], "при конце мира" [Л.9, стр. 315], когда "установится Царствие Мессии" [Л.29, стр. 502]. Несомненно, загадочное предсказание относится к концу существования нынешней цивилизации, на что указывает не только использование словосочетания "последние годы", но уже сбывшиеся предсказания Йехэзкэйла.
Так земля обетованная долго находилась в постоянном запустении, её жители рассеялись среди многих национальностей более чем в 150 странах мира. Затем провозглашение Декларации независимости Мединат Йисраэль 14 мая 1948 года побудило евреев вернуться из рассеяния на пустовавшие родные горы; сегодня они живут относительно безопасно (38:8).
7. Кто горя не знает, а горько плачет? (38:9)
"Ты поднимешься, как буря ("великое бедствие" [Л.19]), полетишь, словно туча, нависшая над землёй, вместе со своим войском и всеми многочисленными народами, что будут с тобою!" (38:9, пер. [Л.28]).
"Буря и туча - образы великого бедствия" [Л.7]. Верно, всё же за такими символами-архетипами скрывается нечто реальное,- громада небесных тел, "нависшая над землёй". Ведь в Библии "символика всегда основывается на физических свойствах самого предмета" [Л.18, стр. 134].
Великую беду в пророчестве Иезекииля, Йирмейа называет "буря Господня" (Иер.23:19), меч Его (25:27-29), "большой вихрь (смерч)" (ст.32). Население погибнет "от ярости опустошителя" (ст.33-38), он же "истребитель народов" (4:7), гора губительная и обгорелая (51:25).
На самом деле толпа с небес управляется не злым гением Гога, а Богом (Иез.38:4, 16; Иоил.2:11). Результаты нападения уникальной шайки разбойников ещё раньше описал Йоэйл (2:1-10), разумеется в терминах, понятиях, мифологических образах своей эпохи. Его рассказ оканчивается откровением об исполнителе воли Всевышнего.
"И Господь даст глас Свой (Подобно грому прозвучит голос Господень) пред воинством Своим, ибо весьма многочисленно полчище (армия бесчисленна) Его и могуществен исполнитель слова Его (сильны исполнители Его воли); ибо велик день Господень и весьма (очень) страшен; и кто выдержит его?" (Иоил.2:11; в скобках, текст из [Л.17]).
8. И ты, Гог? (38:10-12)
"Господь Всемогущий сказал: "В это время тебя посетит мысль, и ты задумаешь злое. Ты скажешь: "Пойду и нападу на города, не имеющие стен (Израиль), они живут мирно и считают себя в безопасности, их города не защищены стенами, у них нет замков на воротах и нет самих ворот" (38:10, 11; пер. [Л.14]).
"Израиль к этой войне готов не будет" [Л.30, стр. 965]. Странное утверждение, Мединат Йисраэль имеет одну из лучших армий в мире. Степень её постоянной боевой готовности весьма высока, что подтверждают военные конфликты на протяжении последних семидесяти лет.
Но израильтяне совершенно не готовы к отражению массированной космической агрессии. Мирные города их не имеют ни стен, ни ворот (38:10), они покажутся лёгкой добычей для банды инопланетных захватчиков.
"Чтобы произвести грабёж (Ты устроишь набег) и набрать добычи, наложить руку (обрушишь руку свою на селения) на вновь заселенные развалины и на народ, собранный из народов (что вернулся из рассеяния), занимающийся хозяйством и торговлею, живущий на вершине (Пупе) земли" (38:12; в скобках, текст из [Л.10]).
В стихе 12 "указание не только на семьдесят лет вавилонского плена, но и на значительный временной промежуток между разрушением Иерусалима Титом в 70 г. и восстановлением государства Израиль в 1948 г." [Л.30, стр. 965]. Противоречивое мнение.
Автор комментариев к гл. 38-39 [Л.4] выдвигает, затем тщательно обосновывает иную точку зрения. "Некоторые говорят, что здесь речь идёт о битве при Армагеддоне, предсказанной в Откровении 16:13-16 и 19:11-21, но разница между двумя описаниями слишком очевидна" (стр. 825).
Другие интерпретаторы придерживаются противоположных убеждений [Л.6]. "Правильнее понимать, что время вторжения относится к концу будущего семилетнего периода скорби ... Антихрист придёт к мировому правлению и будет иметь власть и владения" (стр. 1192).
Наиболее близким к истине можно считать четвёртое высказывание. "Но как это часто бывает у пророков, ближнее виденье как бы сливается у Иезекииля с виденьем дальних событий" [Л.9, стр. 315]. Например, поражение Египта от вавилонян и гибель АРЕ в последние дни [Л.1].
Исполнение предсказания вторжений грабителей с неба послужит началом Великой скорби [Л.24]. По срокам пророчество главы 38 сливается с более поздним событием, ближневосточной Армагеддонской военной кампанией (гл.39), нападением человека Гога и его отрядов на Израиль [Л.21].
9. Йом Адонай (38:13, 14)
"Шева, и Дедан, и купцы Таршиша, и все молодые львы (торговцы) его скажут тебе: "Не грабить ли грабежом пришёл ты? Не (для того) ли, (чтобы) добыть добычу, собрал ты толпу (полчища) свою, (чтобы) взять (расхищать) серебро и золото, забрать (отнимать) стада (скот) и богатство, (чтобы) грабить грабежом великим?" (38:13, пер.[Л.19]; в скобках, текст из [Л.17]).
Согласно ветхозаветных предсказаний, в последние дни военные действия окрестных народов будут направлены против одной страны, Мединат Йисраэль (Зах.12:1-9, 14:1-3; Иоил.3:9-16; Мих.4:11-13; Авд.15, 16; Ис.29:1-7).
Здесь же (Иез.38:13), в конфликт вовлекаются иные страны и народы: царство Шева, крупный торговый центр юго-западной Аравии (совр. Йемен), оазис Дедан в центральной Аравии, купцы фарсисские на побережье Испании [Л.11].
В День Господа от меча Его пострадает не один Израиль (21:1-5), но Египет, Эфиопия, Ливия, Лидия, другие страны (30:1-5), "ибо година народов наступает" (ст.3, "время беды для народов", пер. [Л.17]).
Тревожные вопросы купцов Шевы, Дедана, Таршиша, в ту эпоху "Самые торговые страны мира ..." [Л.7, стр. 198], не напрасны. В результате ограбления "грабежом великим" (38:13, пер. [Л.19]), всё разрушится, раздробится даже "серебро и золото" (Дан.2:34, 35).
Стада скота, урожай, хлеб, самих жителей съест сильное древнее племя (Иер.5:15-17). Оттого больше всех плачут да рыдают о гибели цивилизации именно купцы (Отк.18:11-16), они исчезнут (Соф.1:11).
"Посему изреки (скажи от Моего имени) пророчество, сын человеческий и скажи Гогу: так говорит Господь Бог (Всемогущий): не так ли? в тот день, когда народ Мой, Израиль, будет жить безопасно, ты узнаешь это ("тогда ты выступишь против них")" (38:14; в скобках: текст из [Л.14], в кавычках - из [Л.28]).
10. Имеющий глаза увидит (38:15)
"И пойдёшь ("выйдешь") с места твоего, от пределов (окраины) севера,- ты и многие народы с тобою, все (всадники) сидящие на конях, сборище великое (толпа огромная, "огромное полчище") и войско многочисленное (великое)" (38:15; в скобках: текст из [Л.19], в кавычках - из [Л.17]).
Несомненно, в гл. 38 речь о будущих перипетиях [Л.3-9], они произойдут "в последние годы" (ст.8), "в последние дни" (ст.16), затем придёт Господь (ст.23). Позвольте, позвольте, в современных моторизованных армиях нет лошадей, но пророк утверждает: "все (!) сидящие на конях" (ст.15, б), толпа огромная, войско великое. Почему?
Очевидно Йехэзкэйл имеет в виду не земное воинство, а космическое (рис.3), подобно Йешайа (Ис.34:4).
В представлениях народов Древнего Востока обожествлённые объекты передвигались по небосводу, перемещались из одной сферы мироздания в другую на конях или колесницах неземного происхождения [Л.22, стр. 116, 666; Л.11, стр. 459].
Появление невиданного многочисленного народа, скачущего по вершинам гор, предсказывает Йоэйл. "Вид его как вид коней, и скачут они как всадники" (Иоил.2:4). Зехарйя называет необычных лошадей "четыре небесных ветра" (Зах.6:1-5, пер. [Л.10]).
Иоханан, пребывая в Духе, тоже видел НЕЧТО удивительное, незнакомое, устрашающее, несущее угрозу земле да жителям её, называя увиденное конями и всадниками (Отк.6:1-8, 9:16-19).
Ничего доброго для мира не приходит с севера. Наездник Гог, он же жеребец, выйдет с места своего "от пределов (окраины) севера" (Иез.38:15, а). Точнее из созвездия Цефей, расположенного в Северном полушарии звёздного неба, около северного полюса [Л.15].
Атака табуна ("несметная сила", пер. [Л.10]) создаст астрономическое знамение (Мт.24:29, 30), знак радианта метеорного потока. Вечером, на широте Йерушалаима он возникнет на севере, у края неба [Л.23].
11. Конец мира сего? (38:16, 17)
"И поднимешься на народ Мой, на Израиля, как туча, чтобы покрыть (что закрывает) землю: это будет в последние (будущие) дни, и Я приведу (пошлю) тебя на землю Мою, чтобы народы узнали (познали) Меня, когда Я над тобою, Гог, явлю святость Мою пред глазами их" (38:16; в скобках, текст из [Л.17]).
"События конца истории будут происходить в огромных масштабах, создавая впечатление стихийного массового бедствия, ведущего к страшной катастрофе" [Л.18, стр. 869]. Совершенно верно.
В конце существования лукавого рода сего Эль Шаддай пошлёт всесокрушающее войско Своё. Оно "как туча, что покрывает землю" (38:16, а; пер. [Л.28]); "народы узнают о Моём могуществе и научатся Меня почитать, поймут, что Я святой" (ст.16, б; пер. [Л.14]). Кем окажется загадочный голова-гора Гог?
"Так говорит Владыка Господь: Разве не о тебе Я издревле говорил через Моих слуг, пророков Израиля? Они годами пророчествовали в те времена о том, что Я нашлю тебя на них" (38:17, пер. [Л.17]).
"Для толкователей Св. Писания ст.17 всегда был труден: ведь никто из прежних пророков прямо на Гога никогда не ссылался" [Л.9, стр. 315, 316]. Правильно, сверх того, о нём "больше не упоминается ни в одном другом пророчестве Ветхого завета ..." [Л.8].
Истинно так. Всё-таки, до Йехэзкэйла, тайновидцы ничего не сообщали о человеке (некоторые отождествляют его с новозаветным Антихристом). Вовсе нет, они годами "пророчествовали в те времена" (ст.17) о сверхъестественном орудии гнева Яхве Цеваот, Он пошлёт его, "чтобы сокрушить всю землю" (Ис.13:4-13).
Пророки говорили об одном и том же архетипе: мече Адоная (Иез.21:1-8, Иер.25:16, 27, Ис.34:1-6, 66:16), небесном воинстве (34:4, Иоил.2:11) и камне, сокрушающем все царства на земле (Дан.2:34, 35); истребителе народов, опустошителе, губительной горе (Иер.4:7, 25:38, 51:25), утренней заре да всепоражающем биче (Ис.14:12-17, 28:17-19), звере из моря и левиафане (Дан.7:7, Иов.41:4-26).
Вместе с ними, Сын Бузи антропоморфно персонифицирует неодушевлённый объект-архетип. Открывает нам его имя "Гог", гора-голова, главный вождь, могущественный исполнитель слова Бога небесных воинств (Иоил.2:11).
12. Великое потрясение (38:18, 19)
"И будет в тот день, когда Гог придёт на землю Израилеву, говорит Господь Бог, гнев Мой воспылает ("вспыхнет" [Л.17]) в ярости Моей" (38:18, "увійде ревність Моя в ніздрі Мої" [Л.31]).
У ветхозаветных пророков ярость Эль Шаддай в "тот день" означает огонь с неба, жилища Его (2Пар.30:27). Пылающий гнев, буквально "горячее дыхание", Он пошлёт на израильтян (Иез.7:3), возложит на них все мерзости их (ст.8).
Ещё раз настойчиво повторяет провидец."У каждого сердце истает, как воск, опустятся руки, душа оцепенеет, жидкими станут колени! " (21:7, пер. [Л.10]; Синод. пер. "все колена задрожат как вода"). Какая же подоплёка необычного массового беспомощного состояния?
"И в ревности ("ярости") Моей, в огне негодования Моего (пылающем гневе) Я сказал (возвещаю): истинно в тот день (в это время) произойдёт великое (страшное) потрясение ("землетрясение") на земле Израилевой" (38:19; в скобках: текст из [Л.17], в кавычках - из [Л.10]).
"Под "великим потрясением", по-видимому, подразумеваются космические катаклизмы" [Л.11, стр. 834]. Логично, т.к. "Израиль расположен на окраине (сейсмической) зоны, центр которой находится в Малой Азии" (стр. 835), поэтому сейсмические колебания происходят в Палестине редко.
Однако в День Господень "произойдёт великое (страшное) потрясение" (ст.19, б), по причине импактного [Л.15] воздействия (Дан.2:34, 35, Отк.8:5-10, 9:1, 2). "Еврейское слово "землетрясение" обозначает сильный шум или оглушительный рёв ..." [Л.20, стр. 459].
Удар из космоса окажется очень сильным (Ис.24:18-20), "земля сдвинется с места своего" (13:13, б). По-научному, наша планета изменит орбиту, её эксцентриситет, орбитальную скорость и скорость вращения вокруг (условной) оси, сдвинутся со своих мест географические и магнитные полюса Земли, сместится условная линия экватора.
13. Последствия землетрясения (38:20)
"И вострепещут (затрепещут, "замтремтять" [Л.31]) от лица Моего рыбы морские (в морях) и птицы небесные (в небе), и звери полевые (в лесу) и всё пресмыкающееся, ползающее по земле ("все твари, которыми кишит" она), и все люди, которые на лице земли, и обрушатся (рухнут) горы и упадут утёсы (скалы низвергнутся), и все стены падут на землю (всякая стена повалится)" (38:20; в скобках: текст из [Л.17], в кавычках - из [Л.10]).
Вострепещут рыбы, служащие "основным зооморфным классификатором нижней космической зоны" в трёхуровневой схеме вселенной [Л.26, стр. 391], птицы (верхняя зона), звери (средняя зона), даже "все люди" (ст.20, б.)
Но почему они трепещут? "каждый человек будет дрожать от страха", предполагают авторы одного из переводов ([Л.14], хотя слово "страх" отсутствует в оригинальном тексте ст.20.
Допустим, от страха, а рыбы, птицы и всё, "ползающее по земле", "подразумевается вся природа" [Л.29] тоже начнёт трепетать от страха? Нет.
Любое существо обладает определённой частотой колебаний своих органов, её совпадение с частотой инфразвуковых волн, возникающих из-за сотрясений грунта, воды и/или воздуха, приводит к увеличению амплитуды колебаний (резонансу [Л.24]). Возникает вибрация, трепет, дрожь отдельных органов и организма в целом (7:17, 27).
Кроме того, "великое потрясение" (Иез.38:19) расколет Елеонскую гряду на 2 части (Зах.14:4). Долина Кедрон покроется многочисленными сухими костями жителей Иерусалима, выпавшими из гробов (Иер.8:1). "И была та долина полна костей ... их было несметное множество в той долине" (Иез.37:1, 2; пер. [Л.10]).
14. Наказание (38:21-22)
"И по всем горам Моим призову меч против него, говорит Господь Бог; меч каждого человека будет против брата его.
И буду судиться с ним моровою язвою (мором) и кровопролитием (кровью), и пролью на него и на полки (отряды) его и на многие народы, которые с ним, всепотопляющий дождь (ливень проливной) и каменный град (град камней), огонь и серу" (38:21, 22; в скобках, текст из [Л.19]).
"Список орудий Божиих характеризует наказание, которое во вселенских масштабах произойдёт в последний "день Господень" [Л.29, стр. 503]. Именно так.
В пору молотьбы на головы нечестивых посыплются: град камней, буквально "камни огромные" [Л.7], языки огня, куски горящей "серы" (точнее, метеоры [Л.23]), смешанные с "кровью" гидратированных оксидов железа [Л.1].
Какой физический процесс вызовет падение уникальной смеси из града камней, огня, серы с неба? Массовое возвращение пород, раздробленных сверхмощным импактом и термическим взрывом выброшенных в атмосферу.
Через несколько часов пылающие продукты огненным дождём шарахнут землю, будто "воспламенённые небеса разрушатся" (2Пет.3:12). Чудовищный град камней, огня, горящих метеорных тел, вместе с великим потрясением (Иез.38:19) и цунами (Авв.3:10), окажутся кульминацией страшного суда.
Завершением наказания послужит многодневный "всепотопляющий дождь" да губительный мор (Иез.38:22), т.е. массовые инфекционные болезни (эпидемии, [Л.24]).
14. Явление Господа (38:23)
Даже в таких тяжелейших обстоятельствах стихийных бедствий происходят вооружённые стычки, мародёрство, грабежи, убийства, "брат поднимет руку на брата" (ст.21, пер. [Л.10]).Вопреки желанию Спасителя, "не хочу смерти грешника (грешников), но чтобы грешник обратился (они отвернулись) от пути своего и жив был" (33:11, б; в скобках, текст из [Л.17].
Многочисленные ветхозаветные пророчества и новозаветные откровения указывают на глобальный характер суда Творца над падшим творением [Л.1, 2, 15, 24]. Не исключение пророческая весть Иезекииля (например, 30:3-5), хотя в ст. 7:2-4, 21:2-4, 38:14-16 он предрекает наказание именно ам Йисраэль, Гога, воинов его (ст.21, 22).
Какую цель преследует Адонай Цеваот? помимо наказания мира сего за зло его.
"И (тогда Я) покажу Моё величие (как Я велик) и святость Мою (докажу), и явлю Себя ("появлюсь", "буду пізнаний" [Л.31]) пред глазами многих народов,- и узнают, что Я - Господь" (38:23; в скобках: текст из [Л.14], в кавычках - из [Л.19]).
Нападением космической армады в "последние дни" (ст.16), стихийными бедствиями (ст.19-22), победой в Армагеддоне (39:1-13), строительством третьего иерусалимского храма (гл.40-47), Святой покажет величие Своё. Затем явит Себя в Бейт а-Микдаш "пред глазами многих народов" (38:23), как обещано.
"Гибель (руины), гибель (руины), гибель (руины)! Я наведу её! Не возродится эта земля, пока не придёт Тот (у которого суд), Кому она по праву принадлежит; Ему Я отдам её" (21:27, пер. [Л.17]; в скобках, текст из [Л.19]).
Земля по праву принадлежит Сыну Божьему, искупившему её Своей кровью, оттого по возвращении Царь царей вступит во владение всем миром. "Так что сказанное Иезекиилем в 21:27 исполнится только в Иисусе Христе" [Л.9].
ЛИТЕРАТУРА
1. Статья "14 Комментарии к Книге пророка Иезекииля. Гибель Египта (30:1-8, 32:5-8)".
2. Статья "13 Комментарии к Книге пророка Иезекииля. Меч Яхве (21:1-13)".
3. Даума Йохем. Дорогами Ветхого Завета. Т.4. Большие пророки.- Черкассы: Коллоквиум, 2012.- 280с.
4. Уоррен Уирсби. Комментарий на Ветхий Завет. В 2-х т. Том II. Ездра - Малахия.- СПб.: Библия для всех, 2011.- 1 111 с.
5. Келли У. Комментарии к книге пророка Иезекииля.- Ровно: Живое слово, 2009.- 264 с.
6. Учебная Библия с комментариями Джона Мак-Артура.- Минск: Славянское Евангельское общество, 2004.- 2 201 с.
7. Толковая Библия. Комментарий на все книги Святого Писания. Под ред. Лопухина А.П. Том 2.- Минск: Харвест, 2001.- 1 312 с.
8. Новая Женевская учебная Библия.- Hanssler-Verlag, 1998.- 2 052 с.
9. Толкование Ветхозаветных книг. От книги Исаии по Книгу Малахии.- Ашфорд: Славянское миссионерское издательство, 1966.- 602 с.
10. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета, канонические. Современный русский перевод.- М.: Российское библейское общество, 2011.- 1 408 с.
11. Библейский культурно-исторический комментарий. Часть 1. Ветхий Завет.- СПб.: Мирт, 2003.- 984с.
12. Ринекер Ф., Майер Г. Библейская энциклопедия Брокгауза.- Кременчуг: Християнська зоря, 1999.- 1 088 с.
13. Новый Библейский комментарий в 3 ч. Ч.2. Ветхий завет. Псалтирь - Книга Пророка Малахии.- СПб.: Мирт, 2000.- 571 с.
14. Библия. Современный перевод Библейских текстов.- М.: World Bible Translation Center, 2002.- 1150с.
15. Статья № 2 "Гог из земли Магог: конец мира сего".
16. Статья № 9 "Антихрист: кто же он?".
17. Библия. Новый перевод на русский язык.- United Kingdom, Carlisle: Biblica Europe, 2011.- 1 185 с.
18. Словарь библейских образов.- СПб.: Библия для всех, 2016.- 1423 с.
19. Первые и последние пророки.- Йерушалаим: Мосад Арав КУК, 1975.- 1 002 с.
20. Большой библейский словарь.- СПб.: Библия для всех, 2005.- 1 503 с.
21. Статья № 8 "Армагеддон".
22. Мифы народов мира. Энциклопедия. Том 1.- М.: Советская энциклопедия, 1980.- 672 с.
23. Статья № 1 "Признак и знамение Второго пришествия Иисуса Христа".
24. Статья № 4 "Время великой скорби".
25. Баракман Х. Флойд. Практическая христианская теология. Всестороннее исследование основ христианского вероучения.- М.: Ассоциация "Духовное возрождение" ЕХБ, 2002.- 958с.
26. Мифы народов мира. Энциклопедия. Том 2.- М.: Советская энциклопедия, 1980.- 720 с.
27. Новый библейский словарь: в 2 ч. Ч.2. Библейские реалии.- СПб.: Мирт, 2001.- 1014 с.
28. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета в современном русском переводе.- М.: Издательство ББИ, 2015.- 1856 с.
29. Комментарии к Ветхому и Новому Заветам.- Минск: Фонд "Лютеранское культурное наследие", 2007.- 832 с.
30. Славянский библейский комментарий.- Киев: ЕААА, Книгоноша, 2016.- 1840 с.
31. Біблія або Книги Святого Письма Старого й Нового Заповіту.- Українське біблійне товариство, 1991.- 1256 с.
32. Скотт Вальтер. Грядущая слава.- Ужгород: GBV, 71 с.
33. Барчук І. Пояснення на книгу Об'явлення.- Київ: Дорога правди, 1993.- 288 с.