Комментарии к Книге пророка Иезекииля. Глава 38 - Нападение полчища гогова на землю.

"И поднимешься, как буря, пойдёшь, как туча, чтобы покрыть
землю,- ты и все полчища твои и многие народы с тобою" (Иез.38:9)

1. Вступление

     Откровение о последнем времени, полученное Иезекиилем, относится к трагическим судьбам Египта [Л.1], Израиля, других стран (7:1-18, 30:1-8).
    Все они будут наказаны мечом Яхве Элохим [Л.2], этот меч в ножны свои уже никогда не возвратится (21:5). Подробности как о самом орудии наказания, так последствиях гнева Всемогущего являются содержанием 38-й главы. Практически все современные комментаторы относят исполнение пророчества к будущему, например [Л.3-9].
     Композиция гл. 38. 1. Введение, указывающее на источник откровения (38:1).
          2. Изложение главной темы - нападение полчища гогова на землю:
               а) приказ Гогу снаряжать своё полчище (38:2-9);
               б) размышления Гога (38:10-13);
               в) указание напасть на Израиль (38:14-19).  
               г) последствия катастрофы (38:20-22).
          3. Заключение, содержащее обещание теофании (38:23).
     Главная тема. Последнее время, День Господа, когда Он лично вмешается в историю человечества, послав орудие гнева Своего на землю.
     Цель написания. Предупредить потомков, живущих в последние дни, о великом бедствии, а также последующем Богоявлении.
     Содержание. Йехэзкэйл получил весть от Адоная (38:1) о грядущем нашествии Гога из земли Магог (ст.2). Нави предложено изречь пророчество против Гога (ст.3), передать ему приказ Всемогущего снаряжать военное соединение из многих народов (ст.4-7).
    Полчища гоговы понадобятся для нападения на Эрец Йисраэль (38:8, 9) и другие страны (ст.13). С целью грабежа задумает выйти против них Гог (ст.10-12), хотя направляет его Йахвэ (ст.4-7).
     В последние дни, когда Израиль почувствует себя в безопасности, от пределов севера появятся полчища Гога (38:14-16); о нём многократно говорил Господь через Своих пророков (ст.17). В тот день вспыхнет пылающий гнев Его (ст.18).
    Эль Шаддай поразит землю великим землетрясением (38:19), отчего обрушатся горы, утёсы, стены, затрепещут рыбы, птицы, звери и люди (ст.20). Прольются кровь, всепотопляющий дождь, каменный град, огонь, сера (ст.21, 22). Затем явится Господь (ст.23).
    Проблемы толкования. "Многие исследователи Библии причисляют этот раздел к самым трудным пророческим местам Писания ..." [Л.4, стр. 825]. Кто или что скрывается под персонажем "Гог"? человек, народ или нечто иное. В каком конкретном сражении будет участвовать полчище гогово против израильского народа.

2. Гог в земле Магог (38:1, 2)

    Откровение об эсхатологических событиях Йехэзкэйл начинает с указания на Его источник, а также на таинственную ключевую фигуру последнего времени.

   "И было мне слово Господа: "Человек! Обрати свой взор против Гога, против земли Магога, против главного вождя Мешеха и Тувала и произнеси пророчество против него" (38:1, 2; пер. [Л.10]).

    "По поводу того, кто такой Гог, исследователи спорят на протяжении столетий. Наиболее распространённая версия состоит в том, что это имя - производное от имени лидийского царя Гига, который упоминается в ассирийских и греческих источниках" [Л.11, стр. 833].
     Но загадочное пророчество Иезекииля богословы относят, как правило, к последнему времени, далёкому будущему, не имеющему отношения к лидийскому царю. Поэтому возникли другие гипотезы.
    "В ст.1 Гог воспринимается скорее как лицо, главенствующее в земле Магог и являющееся "князем" ..." [Л.9, стр. 315]. Он "в конце времён вторгнется во главе огромного войска в Палестину с севера ..." [Л.12, стр. 198]). Гог "это некий князь Мешеха, который будет править землёй Магог. Очевидно Магог находился далеко от Палестины" [Л.20].
    Однако такая версия грядущих событий сталкивается с большой трудностью, так как в ТаНаХе отсутствует земля Магог как название страны. Вряд ли она появится в будущем до наступления Дня Господня.
     В Синодальном переводе Гог является князем Роша, Мешеха, Фувала. Некоторыми комментаторами, например [Л.5], они произвольно отождествляются с Россией, её городами Москвой да Тобольском. Но "Иезекииль имел в виду города и страны своего времени, а не сегодняшние географические названия" [Л.9].
     Авторы работы [Л.12] считают. "Гог олицетворяет собой языческую, богопротивную мировую державу" (стр. 198). В таком случае, "Союзники Гога по всей видимости являются членами федерации десяти наций ... Эта федерация будет состоять из народов Средиземноморья" [Л.25, стр. 844].
     Подводя итог краткого обзора мнений о пророчестве Йехэзкэйла можно сделать следующий вывод. Имена и названия в 38:2 не поддаются идентификации  с известными нам странами или народами. Кроме книги Иезекииля, "Гог" или "Магог"  не упоминаются в Ветхом Завете ни как князь, ни народ или земля.
     До сего времени "многочисленные и разнообразнейшие попытки (на протяжении веков!) идентифицировать эти имена с конкретными народами успехом не увенчались" [Л.9]. "Отождествить Гога с какой-то исторической личностью не удаётся" [Л.13, стр. 371].
     "Вероятно, это имя преднамеренно было окружено тайной и означало загадочного, до сих пор не выявленного врага народа Божия" [Л.29, стр. 502]. Врага, страшного своей неизвестностью.

3. Необычное войско (38:3, 4)

      Адонай повелевает пророку обратиться к таинственному Гогу с такими странными словами.

     "И скажи: так говорит Господь Бог: вот Я - на тебя (Я иду к тебе), Гог, князь Роша (главный вождь), Мешеха и Фувала!
     И поверну ("пленю") тебя (Я заставлю тебя пойти в другую сторону), и вложу ("в ваши рты") удила в челюсти твои и выведу ("приведу обратно") тебя и всё войско твоё (полчища), коней и всадников, всех в полном вооружении (букв. "в одежде совершенства" [Л.7]), большое полчище (несметное множество), в бронях и со щитами, всех вооружённых мечами" (38:3, 4; в скобках: текст из [Л.10], в кавычках - из [Л.14]).

    Эль Шаддай обещает так. Он придёт к Гогу, пленит его, вложит удила в челюсти вождя и всего полчища; повернёт, заставит пойти в другую сторону (обратно). Удивляет также несметное множество воинов, коней, всадников (ст.4),- "все сидящие на конях" (ст.15).
     На древнем Ближнем Востоке войска состояли в основном из пеших воинов, но Йехэзкэйл говорит о многочисленном полчище, состоящем только из конницы (!). Не мог нави иметь в виду и современную армию, в ней кони уже не используются.
     Во всей главе нет никаких сведений о каком-либо сражении израильтян с Гогом, несмотря на его обещание (38:11, 12). Кроме того, титул "князь" (ст.3) евреи применяли также к сверхъестественным существам, например в Дан.10:13, Кумранских рукописях [Л.11, стр. 862].
     По этим причинам существуют "сторонники мифологического толкования, для них Гог символизирует зло, активно противостоящее добру" [Л.20, стр. 305].
    Учитывая изложенное, следует признать, сверхъестественный Гог да полчище его не являются ни богопротивным царством, ни народами, ни людьми. Оттого использованные пророком термины "Гог", "Магог", "Рош" до сих пор не идентифицированы.

     По древним космологическим верованиям "Земной географии соответствует география небесная ... земные предметы являют собой лишь отражения небесных" [Л.26, стр. 653]. Земные армии - только прообраз небесного воинства Гога.
    Поэтому "в загадочном пророчестве о Гоге" [Л.9], для его разгадки, следует использовать версию, изложенную в статье [Л.15]. Гог и несметное множество воинов его это крупный рой космических тел.
     Силами гравитации их удерживает вокруг себя массивное центральное планетообразное тело (рис.1).
   Оно названо "Рош", буквально голова (вершина). Ведь отдельные участки гор евреи называли разными частями человеческого тела [Л.27, стр. 180], в том числе вершина горы называлась головой. Возможно "для выражения отношений господства и подчинения"  [Л.12, стр. 200].
     Горы-астероиды сверхъестественного семиголового зверя багряного Иоанн также именует "головы" (Отк.17:9). Четыре головы есть у одного из зверей из сна-видения Даниила (Дан.7:6).

4. Пророческая персонификация (38:5, 6)

      Мифологическое мышление древних народов [Л.11, стр. 18] предполагало, что за всем неживым скрывается живое.
     По этой причине в 38:4 мы сталкиваемся с олицетворением (персонификацией). В данном случае, перенесением свойств человека (антропоморфизм) на незнакомые пророку неодушевлённые объекты. Иначе как описать то, сущности чего не знаешь и не понимаешь?
     Слово "Гог, возможно, означает "драгоценный, золотой предмет" [Л.12]. Его имя сопоставляли с тюркским словом "гёг", означавшим "небо", а также с персидским "ког" - "гора" [Л.7]. В древности антропоморфизм служил практически единственным методом познания и объяснения не понятных явлений.
     Персонификация как форма древнего анимизма часто встречается в Библии (Авв.2:11, Иис.Н.24:27, Ис.55:12, Пс.148:3, 97:8, Суд.5:20 и т.д.). Поэтому оживотворённые камни, звёзды, река,  а также животные могут слышать, разговаривать, сражаться, совершать иные осмысленные действия.
    Наделяя человеческими свойствами неведомого Гога из неизвестной страны Магог, далее провидец уподобляет его конную армию земным военным соединениям своего времени.

    "Персов, Ефиоплян и Ливийцев с ними, всех со щитами и в шлемах, Гомера со всеми отрядами его, дом Фогарма, от пределов севера, со всеми отрядами его, многие (бесчисленные) народы с тобою (что идут за тобою)" (38:5, 6; в скобках, текст из [Л.10]).

    "Перечисляя эти географические названия, Иезекииль упоминает народы, которые проживали в самых отдалённых частях открытого для них мира" [Л.11, стр. 822].
    Странно, почему именно "в самых отдалённых"? а не соседи Израиля, исторически враждебные ему. Отчего ВСЕ они выйдут из своих мест, "что на окраине севера"? (ст.15, пер. [Л.17]). Хотя эфиопы и ливийцы проживают на юге, а персы (совр. Иран) - на востоке, относительно Израиля.
    Ответить на эти вопросы помогает значение термина "север", т.е. "спрятанный", по евр. Zaphon. Гора с тем же названием Zaphon это гора на окраине далёкого севера [Л.18, стр. 1050]. На таких высоких горах покоился небесный свод [Л.12, стр. 625].  Поэтому всё "боевое войско" (Ис.13:4; Иез.38:4-7) придёт "от пределов севера" (ст.15), так как древние считали, у севера где-то далеко есть предел.
     Иными словами, конная армия Гога появится с неба, от одного из околополюсных северных созвездий. Ведь древние делили вселенную на 3-и тесно связанные сферы: небо, земля, подземный мир. А обожествлённые небесные тела перемещались из одного мира в другой на конях [Л.11, стр. 459; Л.22, стр. 116, 666].
    Таким образом, таинственная интернациональная конница прискачет на землю с неба - отдалённой страны. Точнее от края неба и земли, что подтверждает нави Йешайа. "Идут из отдалённой страны, от края неба, Господь и орудия гнева Его, чтобы сокрушить всю землю" (Ис.13:5).

5. Приказ Всемогущего (38:7, 8)

     Отсутствие страны Магог, князя Гога и его конного войска на нашей планете означает, они находятся в космическом пространстве, появятся "от края неба" (Ис.13:5). Получив от Бога следующий приказ.

    "Готовься и снаряжайся (готовь же себя (к войне),- ты и все полчища (толпы) твои, собравшиеся к тебе ("что собралось вокруг тебя"),- и будь им вождём (стражем, "надсмотрщиком")" (38:7; в скобках: текст из [Л.19], в кавычках - из [Л.10]).

    Такая разнородная толпа представляет собой облако ("туча" в ст.9) из пыли, песка, мелких камней, метеороидов, астероидов и других метеорных тел, летящих с огромной скоростью [Л.15].
     Силами гравитации небесные полчища удерживаются вокруг горы-головы, окружают планетообразное тело (рис.1). В нём сосредоточено от 95% до 98% массы всего сборища. Именуемого "многие народы" (ст.6), "собравшиеся к тебе" (ст.7). Глава Гог - "главный вождь" [Л.10] сторожит их, он надсмотрщик над ними [Л.19, 10]. Но зачем сторожит?

     "Спустя многие годы ты будешь призван! (тебя позовут действовать). В те грядущие (будущие) годы ты пойдёшь (вторгнешься) на землю, возрождённую после войны,- её жители после рассеяния среди многочисленных народов собрались на пустовавших горах Израилевых (которая долго находилась в запустении), вернулись из рассеяния среди народов и стали жить (теперь живут), ничего не опасаясь" (38:8; пер. [Л.10]; в скобках, текст из [Л.17]).

     Яхве позовёт главного вождя Гога действовать "в последние годы" (Синод. пер. и [Л.14]), "в конце лет" [Л.19] или "в последние дни" (38:16). "Выражение, которое используется в Писании применительно к последнему периоду существования известного нам мира" [Л.20, стр. 1003].
     "Пророчества о последних днях касаются не конкретных людей,  а природных сил и народов ..."
[Л.18, стр. 869], когда "установится Царствие Мессии" [Л.29, стр. 502].
     Несомненно, пророчество относится к концу существования современной цивилизации. На что указывает не только использование словосочетания "последние годы", но уже сбывшиеся предсказания Йехэзкэйла.
    Так земля Израилева долго находилась в постоянном запустении, а её жители были рассеяны среди многих народов более чем в 150 странах мира! Однако провозглашение Декларации независимости Мединат Йисраэль 14 мая 1948 года побудило евреев вернуться из рассеяния на пустовавшие горы Израиля. Сегодня они живут относительно безопасно.

6. Туча, покрывающая землю (38:9)

    Когда Землю атакует полчище гогово (рис.2), оно обрушится будто крупные капли сильной грозы, словно туча, накрывающая землю.

    "Ты поднимешься, как буря ("как великое бедствие" [Л.19]), полетишь, словно туча, нависшая над землёй, вместе со своим войском и всеми многочисленными народами, что будут с тобою!" (38:9, пер. [Л.28]).

   "Буря и туча - образы великого бедствия" [Л.7]. Верно, однако за этими ветхозаветными ДО научными образами скрывается нечто реальное,- "туча" из множества небесных тел, "нависшая над землёй".
     При её столкновении с нашей планетой возникнет "буря", смерч [Л.17], гроза [Л.10], шторм [Л.14]. Поверхность же земли покроют метеориты из толпы Гога, "несметные народы, что идут за тобой" (ст.9, пер. [Л.10]). В их челюсти Элохим вложил удила, повернул, направил в другую сторону (38:4), приведёт на землю (ст.16).
     Великое бедствие в пророчестве Йехэзкэйла (т.е. "буря"), нави Йирмейа называет "буря Господня" (Иер.23:19), меч Его (25:27-29), "большой вихрь (смерч)" (ст.32). Много жителей земли погибнет "от ярости опустошителя" (ст.33-38), он же "истребитель народов" (4:7), гора губительная и обгорелая (51:25).
     Небесное полчище гогово, на самом деле управляется Йахвэ (Иез.38:4, 16; Иоил.2:11). Последствия нападения на землю невиданного народа ещё раньше описал Йоэйл (2:1-10), разумеется в терминах, понятиях, мифологических образах своего времени. Эсхатологическое пророчество нави оканчивается откровением об исполнителе воли Всемогущего.
    "И Господь даст глас Свой (Подобно грому прозвучит голос Господень) пред воинством Своим, ибо весьма многочисленно полчище (армия бесчисленна) Его и могуществен исполнитель слова Его (сильны исполнители Его воли); ибо велик день Господень и весьма (очень) страшен; и кто выдержит его?" (Иоил.2:11; в скобках, текст из [Л.17]).

7. Размышления Гога (38:10-12)

     В Писании антропоморфно персонифицированные  неодушевлённые предметы приобретают способности слышать, разговаривать, сражаться (смотрите § 4). В том числе размышлять, как гора-голова антропоморфного Гога.

   "Господь Всемогущий сказал: "В это время тебя посетит мысль, и ты задумаешь злое. Ты скажешь: "Пойду и нападу на города, не имеющие стен (Израиль), они живут мирно и считают себя в безопасности, их города не защищены стенами, у них нет замков на воротах и нет самих ворот" (38:10, 11; пер. [Л.14]).

     "Израиль к этой войне готов не будет" [Л.30, стр. 965]. Странное мнение, ведь Мединат Йисраэль имеет одну из лучших армий в мире. Степень её постоянной боеготовности очень высока, что подтверждают военные конфликты на протяжении последних семидесяти лет.
     Однако Израиль совершенно не готов к отражению космической агрессии. Мирные города его не имеют ни стен, ни ворот (38:10), они покажутся лёгкой добычей для неземных завоевателей.

    "Чтобы произвести грабёж (Ты устроишь набег) и набрать добычи, наложить руку (обрушишь руку свою на селения) на вновь заселенные развалины и на народ, собранный из народов (что вернулся из рассеяния), занимающийся хозяйством и торговлею, живущий на вершине (Пупе) земли" (38:12; в скобках, текст из [Л.10]).

     В этом стихе "указание не только на семьдесят лет вавилонского плена, но и на значительный временной промежуток между разрушением Иерусалима Титом в 70 г. и восстановлением государства Израиль в 1948 г." [Л.30, стр. 965].
    Автор комментариев к гл. 38-39 [Л.4] выдвигает, а затем тщательно обосновывает следующую точку зрения. "Некоторые говорят, что здесь речь идёт о битве при Армагеддоне, предсказанной в Откровении 16:13-16 и 19:11-21, но разница между двумя описаниями слишком очевидна" (стр. 825).
     Другие толкователи придерживаются противоположного мнения, например [Л.6]. "Правильнее понимать, что время вторжения относится к концу будущего семилетнего периода скорби ... Антихрист придёт к мировому правлению и будет иметь власть и владения" (стр. 1192).
    Однако наиболее близким к истине можно считать третье высказывание. "Но как это часто бывает у пророков, ближайшее виденье как бы сливается у Иезекииля с виденьем дальних событий" [Л.9, стр. 315]. Например, поражение Египта от вавилонян и гибель АРЕ в последние дни [Л.1].
     В данном случае, пророчество о вторжении полчищ гоговых с неба на землю (гл.38), которое послужит началом дней Великой скорби [Л.24], сливается с последующей ближневосточной Армагеддонской военной кампанией (гл.39). А именно, нападением человека Гога и его отрядов на Израиль [Л.21].

8. День Господень (38:13, 14)

      Вопреки мнению некоторых толкователей, стих 13 свидетельствует, это не Армагеддонское сражение, а речь о продолжении пророческого видения Дня Господа.

    "Шева, и Дедан, и купцы Таршиша, и все молодые львы (торговцы) его скажут тебе: "Не грабить ли грабежом пришёл ты? Не (для того) ли, (чтобы) добыть добычу, собрал ты толпу (полчища) свою, (чтобы) взять (расхищать) серебро и золото, забрать (отнимать) стада (скот) и богатство, (чтобы) грабить грабежом великим?" (38:13, Масора [Л.19]; в скобках, текст из [Л.17]).

    Согласно ветхозаветных пророчеств, в последние дни военные действия окрестных народов будут направлены против одной страны - Мединат Йисраэль (Зах.12:1-9, 14:1-3; Иоил.3:9-16; Мих.4:11-13; Авд.15, 16; Ис.29:1-7).
    Здесь же, Иез.38:13, в конфликт вовлекаются иные страны и народы: царство Шева - крупный торговый центр юго-западной Аравии (совр. Йемен), оазис Дедан в центральной Аравии, купцы фарсисские на побережье Испании [Л.11].
     В День Господа от меча Йахвэ Элохим пострадает не только Израиль (21:1-5), но Египет, Эфиопия, Ливия, Лидия, другие страны (30:1-5), "ибо година народов наступает" (ст.3, "время беды для народов" [Л.17]).
     Тревожные вопросы купцов Шевы, Дедана, Таршиша, "Самые торговые страны мира ..." [Л.7, стр. 198], не напрасны. В результате ограбления земли "грабежом великим" (38:13, пер. [Л.19]), разрушится всё, в том числе раздробится "серебро и золото" (Дан.2:34, 35).
     Стада же скота, урожай, хлеб, людей съест сильный древний народ (Иер.5:15-17). Оттого больше всех плакать да рыдать о гибели цивилизации станут именно купцы (Отк.18:11-16), они исчезнут (Соф.1:11).
    
   "Посему изреки (скажи от Моего имени) пророчество, сын человеческий и скажи Гогу: так говорит Господь Бог (Всемогущий): не так ли? в тот день, когда народ Мой, Израиль, будет жить безопасно, ты узнаешь это ("тогда ты выступишь против них")" (38:14; в скобках: текст из [Л.14], в кавычках - из [Л.28]).

9. Нашествие коней от пределов севера (38:15)

     Таинственное полчище гогово, орудие гнева Всемогущего понадобится "в последние годы" (38:8), когда Израиль "будет жить безопасно" (ст.14).

    "И пойдёшь ("выйдешь") с места твоего, от пределов (окраины) севера,- ты и многие народы с тобою, все (всадники) сидящие на конях, сборище великое (толпа огромная, "огромное полчище") и войско многочисленное (великое)" (38:15; в скобках: текст из [Л.19], в кавычках - из [Л.17]).

      Несомненно, в главе 38 речь о будущих событиях [Л.3-9]. Они произойдут "в последние годы" (ст.8), "в последние дни" (ст.16), когда явится Господь (ст.23).
      Однако в современных моторизованных армиях нет лошадей. Пророк же утверждает: "все (!) сидящие на конях" (ст.15, б), толпа огромная, войско великое. Почему?

    Очевидно Йехэзкэйл имеет в виду небесное воинство (рис.3), как нави Йешайа (Ис.34:4), а не земное.
     В представлениях древних народов Востока обожествлённые небесные тела передвигались по небосводу и перемещались из одной сферы мироздания в другую на конях или колесницах небесного происхождения [Л.22, стр. 116, 666; Л.11, стр. 459].
     Об этом невиданном многочисленном народе, скачущем по вершинам гор, говорит Йоэйл. "Вид его как вид коней, и скачут они как всадники" (Иоил.2:4). Таких необычных коней Зехарйа называет "четыре небесных ветра" (Зах.6:1-5, пер. [Л.10]).
    Иоханан, пребывая в Духе на небесах, также видел НЕЧТО удивительное незнакомое. Несущее угрозу земле да жителям её, называя увиденное конями и всадниками (Отк.6:1-8, 9:16-19).
     Всадник Гог, он же лошадь, выйдет с места своего "от пределов (окраины) севера" (Иез.38:15, а). Точнее из созвездия Цефей, расположенного около северного полюса [Л.23].
     Нашествие его небесного многочисленного войска ("несметная сила" [Л.10]) на землю создаст астрономическое знамение (Мт.24:29, 30). А именно,  радиант метеорного потока, который на широте Йерушалаима, вечером появится на севере, у края неба [Л.23].

10. Последние дни (38:16, 17)

     Ветхозаветных пророков интересовала судьба, в первую очередь, собственного народа. Оттого их предсказания будущих событий даже мирового масштаба относились в основном к Эрец Йисраэль. Как в пророчестве Йехэзкэйла.

    "И поднимешься на народ Мой, на Израиля, как туча (что закрывает землю), чтобы покрыть землю: это будет в последние (будущие) дни, и Я приведу (пошлю) тебя на землю Мою, чтобы народы узнали (познали) Меня, когда Я над тобою, Гог, явлю святость Мою пред глазами их" (38:16; в скобках, текст из [Л.17]).

    В последние дни существования лукавого рода сего Йахвэ пошлёт Гога, орудие гнева Своего. Полчище его "как туча, что покрывает землю" (ст.16, пер. [Л.28]); "и тогда, Гог, народы узнают о Моём могуществе и научатся Меня почитать, поймут, что Я святой" (ст.16, б; пер. [Л.14]). Чем же является этот загадочный голова-Гог?

   "Так говорит Владыка Господь: Разве не о тебе Я издревле говорил через Моих слуг, пророков Израиля? Они годами пророчествовали в те времена о том, что Я нашлю тебя на них" (38:17, пер. [Л.17]).

    "Для толкователей Св. Писания ст.17 всегда был труден: ведь никто из прежних пророков прямо на Гога никогда не ссылался" [Л.9]. Верно, более того "о Гоге больше не упоминается ни в одном другом пророчестве Ветхого завета ..." [Л.8].
     Да, это так. Но до Иезекииля, нави ничего не говорили о человеке, подобном Гогу, некоторые отождествляют его с новозаветным Антихристом. Однако они годами "пророчествовали в те времена" (ст.17) о сверхъестественном орудии гнева Яхве Цеваот. Он пошлёт его, "чтобы сокрушить всю землю" (Ис.13:4-13).
     Библейские пророки говорили об одном и том же архетипе: мече Адоная (Иез.21:1-8, Иер.25:16, 27, Ис.34:1-6, 66:16), небесном воинстве (34:4, Иоил.2:11) и камне, сокрушающем все царства на земле (Дан.2:34, 35); истребителе народов, опустошителе, губительной горе (Иер.4:7, 25:38, 51:25), утренней заре да всепоражающем биче (Ис.14:12-17, 28:17-19), звере из моря и левиафане (Дан.7:7, Иов.41:4-26).
     Йехэзкэйл  антропоморфно персонифицирует этот неодушевлённый объект-архетип. А Йахвэ открывает нам его имя - "Гог", гора-голова, главный вождь небесных орудий гнева Всемогущего.

11. Великое потрясение (38:18, 19)

    Господь многократно предупреждал жителей земли о грядущем наказании за нечестие [Л.1, 2, 15]. В какой же момент изольётся гнев Божий? На такой возможный вопрос слушателей тайновидец отвечает так.

    "И будет в тот день, когда Гог придёт на землю Израилеву, говорит Господь Бог, гнев Мой воспылает ("вспыхнет" [Л.17]) в ярости Моей" (38:18, "увійде ревність Моя в ніздрі Мої" [Л.31]).

    Гнев, буквально "горячее дыхание", Эль Шаддай пошлёт на Йисраэль (7:3), изольёт на него ярость Свою (ст.8). Орудием наказания народа за мерзости его послужит необычный жезл (ст.10). Он же Гог (38:14-18), он же меч Йахвэ, который не возвращается в ножны свои (21:3-5).
     Объявят тревогу, "но никто не идёт на войну" (7:14). Потому что у всех обессилеют руки, ослабеют колени (ст.17), дрожь и трепет охватит тела, покраснеют лица (ст.18). Ещё раз повторяет Йехэзкэйл, настаивая.
    "У каждого сердце истает, как воск, опустятся руки, душа оцепенеет, жидкими станут колени! (все колена задрожат как вода)" (21:7, пер. [Л.10]; в скобках, Синод. пер.). Но почему? какая причина необычного массового беспомощного состояния?
    
   "И в ревности ("ярости") Моей, в огне негодования Моего (пылающем гневе) Я сказал (возвещаю): истинно в тот день (в это время) произойдёт великое ("землетрясение") потрясение (страшное землетрясение) на земле Израилевой" (38:19; в скобках: текст из [Л.17], в кавычках - из [Л.10]).

   "Под "великим потрясением", по-видимому, подразумеваются космические катаклизмы ..." [Л.11]. Совершенно верно, так как "Израиль расположен на окраине (сейсмической) зоны, центр которой находится в Малой Азии" (там же, стр. 835). Поэтому землетрясения происходят в Палестине редко.
     Но в День Господень "произойдёт великое (страшное) потрясение (землетрясение)" (ст.19, б), по причине импактного [Л.15] космического воздействия (Дан.2:34, 35, Отк.8:5-10, 9:1, 2). "Еврейское слово "землетрясение" обозначает сильный шум или оглушительный рёв ..." [Л.20, стр. 459].
     Удар из космоса будет настолько сильным (Ис.24:18-20), что "земля сдвинется с места своего" (13:13, б). По-научному, наша планета изменит свою орбиту, а также скорость вращения вокруг оси.

12. Последствия глобального землетрясения (38:20)

     Негативные последствия крупномасштабного потрясения земли проявятся "по всему миру" [Л.4, стр. 827]. Отразятся на всей природе как живой, так неживой.

    "И вострепещут (затрепещут, "замтремтять" [Л.31]) от лица Моего рыбы морские (в морях) и птицы небесные (в небе), и звери полевые (в лесу) и всё пресмыкающееся, ползающее по земле ("все твари, которыми кишит земля"), и все люди, которые на лице земли, и обрушатся (рухнут) горы и упадут утёсы (скалы низвергнутся), и все стены падут на землю (всякая стена повалится на землю)" (38:20; в скобках: текст из [Л.17], в кавычках - из [Л.10]).

    Действительно, после великого небывалого землетрясения (Отк.16:18, Ис.24:18-20, Иер. 4:23-26, Мих.1:2-4) рухнут ВСЕ города (Отк. 16:19, Ис.17:9, 25:2, Иер.4:26). Обрушатся горы (Отк.16:20, Мих.1:4, Иез.38:20), "все стены падут (рухнут) на землю" (ст.20, в; рис. 4).
    Понятно. Но почему люди трепещут? "каждый человек будет дрожать от страха", считают авторы одного из переводов ([Л.14], хотя слово "страх" отсутствует в оригинальном тексте ст.20. 
     Допустим от страха. Но рыбы, птицы и всё, "ползающее по земле",- "подразумевается вся природа" [Л.29],- тоже начнёт трепетать от страха? Нет.
    Дело в том, что любое существо обладает определённой частотой колебаний своих органов. Её совпадение с частотой колебаний инфразвуковых волн, возникающих из-за сотрясений земли, воды или воздуха, приводит к увеличению амплитуды колебаний (резонансу [Л.24]). Возникает вибрация, трепет, дрожь как отдельных органов, так организма в целом.
    Поэтому рыбы, птицы, звери, "все твари, которыми кишит земля" (ст.20, пер. [Л.10]) и "все люди" затрепещут не только из-за приступа страха. Но также от вторичных последствий страшного землетрясения (ст.19). Как утверждает Адонай Цеваот, "от лица Моего" (ст.20; Ис.64:1, 2, Отк.6:16, 17), т.е. от устрашающего радианта на небе [Л.23].
    Кроме того, "великое потрясение" (Иез.38:19) расколет Елеонскую гряду на две части (Зах.14:4). Долина Кедрон покроется многочисленными сухими костями древних жителей Иерусалима, выпавшими из гробов (Иер.8:1). "И была та долина полна костей  ... их было несметное множество в той долине" (Иез.37:1, 2; пер. [Л.10]).

13. Суд Яхве с жителями земли (38:21-23)

     Нашествие полчища гогова, направляемого Богом, не ограничится страшным глобальным землетрясением. Из-за него падают стены, низвергаются скалы, рушатся горы, содрогается всё живущее (38:20).

    "И по всем горам Моим призову меч против него, говорит Господь Бог; меч каждого человека будет против брата его.
    И буду судиться с ним моровою язвою (мором) и кровопролитием (кровью), и пролью на него и на полки (отряды) его и на многие народы, которые с ним, всепотопляющий дождь (ливень проливной) и каменный град (град камней), огонь и серу" (38:21, 22; в скобках, Масоретский текст [Л.19]).

      "Список орудий Божиих характеризует наказание, которое во вселенских масштабах произойдёт в последний "день Господень" [Л.29, стр. 503].
     Например, град камней, буквально "камни огромные" [Л.7], огонь, горящая сера [Л.23], смешанные с "кровью" гидратированных оксидов железа [Л.1], прольются Всемогущим на головы нечестивых. Но какой физический процесс вызовет град камней, огонь и серу?
    Массовое падение пород, раздробленных сверхмощным импактом и тепловым взрывом выброшенных в атмосферу. Через несколько часов пылающие продукты крупномасштабного выброса огненным  дождём вернутся на землю, словно "воспламенённые небеса разрушатся" (2Пет.3:12).
     Чудовищный град камней, огня, горящей серы, вместе с великим землетрясением (Иез.38:19), явятся кульминацией страшного суда. А завершением суда послужит многодневный "всепотопляющий дождь" да губительный мор (ст.22), т.е. массовые инфекционные болезни (эпидемии [Л.24]).
     Однако даже в таких тяжелейших обстоятельствах стихийных бедствий и гибельных их последствий произойдут вооружённые стычки, мародёрство, грабежи, "брат поднимет руку на брата" (ст.21, пер. [Л.10]).
     Многочисленные ветхозаветные пророчества, а также новозаветные откровения указывают на глобальный характер суда Творца над Своим падшим творением [Л.1, 2, 15, 24]. Не является исключением пророческая весть Йехэзкэйла (например, 30:3-5). Хотя в 7:2-4, 21:2-4, 38:14-16 он предрекает наказание именно Ам Йисраэль, Гога, полчища его (ст.21, 22).
      Какие же цели преследует Господь? помимо наказание мира сего за зло его.

     (тогда Я) покажу Моё величие (как Я велик) и святость Мою (докажу), и явлю Себя ("появлюсь", "буду пізнаний" [Л.31]) пред глазами многих народов,- и узнают, что Я - Господь" (38:23; в скобках: текст из [Л.14], в кавычках - из [Л.19]).
  
    Нападением небесного полчища гогова на землю в "последние дни" (ст.16), стихийными бедствиями (ст.19-22), победой в Армагеддоне (39:1-13), строительством третьего храма (гл.40-47) Господь покажет величие и святость Свою. Затем Он лично появится в Бейт Адонай "пред глазами многих народов" (38:23). Как обещано.
     "Гибель (руины), гибель (руины), гибель (руины)! Я наведу её! Н евозродится эта земля, пока не придёт Тот (у которого суд), Кому она по праву принадлежит; Ему Я отдам её" (21:27, пер. [Л.17]; в скобках, текст из [Л.19]).
     Земля по праву принадлежит Сыну Человеческому, искупившему её Своей кровью. Оттого, по возвращении Царя царей, Он получит всю землю во владение. "Так что сказанное Иезекиилем в 21:27 исполнится только в Иисусе Христе" [Л.9].

ЛИТЕРАТУРА

1. Статья "14 Комментарии к Книге пророка Иезекииля. Гибель Египта (30:1-8, 32:5-8)".
2. Статья "13 Комментарии к Книге пророка Иезекииля. Меч Яхве (21:1-13)".
3. Даума Йохем. Дорогами Ветхого Завета. Т.4. Большие пророки.- Черкассы: Коллоквиум, 2012.- 280с.
4. Уоррен Уирсби. Комментарий на Ветхий Завет. В 2-х т. Том II. Ездра - Малахия.- СПб.: Библия для всех, 2011.- 1 111 с.
5. Келли У. Комментарии к книге пророка Иезекииля.- Ровно: Живое слово, 2009.- 264 с.
6. Учебная Библия с комментариями Джона Мак-Артура.- Минск: Славянское Евангельское общество, 2004.- 2 201 с.
7. Толковая Библия. Комментарий на все книги Святого Писания. Под ред. Лопухина А.П. Том 2.- Минск: Харвест, 2001.- 1 312 с.
8. Новая Женевская учебная Библия.- Hanssler-Verlag, 1998.- 2 052 с.
9. Толкование Ветхозаветных книг. От книги Исаии по Книгу Малахии.- Ашфорд: Славянское миссионерское издательство, 1966.- 602 с.
10. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета, канонические. Современный русский перевод.- М.: Российское библейское общество, 2011.- 1 408 с.
11. Библейский культурно-исторический комментарий. Часть 1. Ветхий Завет.- СПб.: Мирт, 2003.- 984с.
12. Ринекер Ф., Майер Г. Библейская энциклопедия Брокгауза.- Кременчуг: Християнська зоря, 1999.- 1 088 с.
13. Новый Библейский комментарий в 3 ч. Ч.2. Ветхий завет. Псалтирь - Книга Пророка Малахии.- СПб.: Мирт, 2000.- 571 с.
14. Библия. Современный перевод Библейских текстов.- М.: World Bible Translation Center, 2002.- 1150с.
15. Статья № 2 "Гог из земли Магог: конец мира сего".
16. Статья № 9 "Антихрист: кто же он?".
17. Библия. Новый перевод на русский язык.- United Kingdom, Carlisle: Biblica Europe, 2011.- 1 185 с.
18. Словарь библейских образов.- СПб.: Библия для всех, 2005.- 1423 с.
19. Первые и последние пророки.- Йерушалаим: Мосад Арав КУК, 1975.- 1 002 с.
20. Большой библейский словарь.- СПб.: Библия для всех, 2005.- 1 503 с.
21. Статья № 8 "Армагеддон".
22. Мифы народов мира. Энциклопедия. Том 1.- М.: Советская энциклопедия, 1980.- 672 с.
23. Статья № 1 "Признак и знамение Второго пришествия Иисуса Христа".
24. Статья № 4 "Время великой скорби".
25. Баракман Х. Флойд. Практическая христианская теология. Всестороннее исследование основ христианского вероучения.- М.: Ассоциация "Духовное возрождение" ЕХБ, 2002.- 958с.
26. Мифы народов мира. Энциклопедия. Том 2.- М.: Советская энциклопедия, 1980.- 720 с.
27. Новый библейский словарь: в 2 ч. Ч.2. Библейские реалии.- СПб.: Мирт, 2001.- 1014 с.
28. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета в современном русском переводе.- М.: Издательство ББИ, 2015.- 1856 с.
29. Комментарии к Ветхому и Новому Заветам.- Минск: Фонд "Лютеранское культурное наследие", 2007.- 832 с.
30. Славянский библейский комментарий.- Киев: ЕААА, Книгоноша, 2016.- 1840 с.

31. Біблія або Книги Святого Письма Старого й Нового Заповіту.- Українське біблійне товариство, 1991.- 1256 с.

День Господень