Комментарии к Книге пророка Иезекииля. Новое сердце (36:24-30, 37:22-28)

"Ибо огрубело сердце людей сих, и ушами с трудом
слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами,
и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да
не обратятся, чтобы Я исцелил их"
(Мт.13:15)
 
"И дам вам сердце новое и дух новый дам вам; и
возьму из плоти вашей сердце каменное,
и дам вам сердце плотяное" (Иез.36:26)
 

1. Вступление

        Многие ветхозаветные нави предсказывают наступление теократии (Зах.2:10-12, 8:3-8, 14:9, 16-21; Соф.3:9-20; Ам.9:11-15 и др.; [Л.1-4]). Но лишь Иезекииль оставил подробное описание содержания эсхатологических событий, персонажей, объектов; к ним относятся.
      Пришествие Господа (43:2-7), устройство иерусалимского Дома молитвы (гл.40-43),  храмовые служители (гл.44), земельные наделы для священников, приношения (гл.45, 46), достопримечательности Эрец Йисраэль, её границы (гл.47), разделение земли, ворота Йерушалаима (гл.48).
       Сын Бузи просветил соплеменников откровением о будущем экономическом, политическом, социальном состояниях (гл.33-37), в т.ч. новых сердце и духе.    
       Композиция ст. 36:24-30, 37:22-28. 1. Вступление, содержащее обещание Адоная (36:24).
              2. Изложение главной темы - наступление Его царства:
                  а) ритуальное и духовное очищение израильтян (36:25-27);
                  б) повышение плодородия почвы (36:28-30);
                  в) теократия (37:22-27).  
              3. Заключение о познании народами Божьего замысла (37:28).
       Главная тема. Возрождение ам Йисраэль под прямым руководством Царя.
       Цель написания. Ободрить слушателей Его обещанием благословить спасённых будущим процветанием.
       Содержание. Элоах соберёт евреев из всех стран, возвратит на место (36:24), омоет от скверны (ст.25), даст новые сердце и дух (ст.26), чтобы соблюдали заповеди Его (ст.27). В ту пору Он благословит землю отцов-патриархов, она ответит изобилием (36:28-30).
      Израиль станет одним сообществом, под управлением одного Пастыря (37:22-25), Который соединится с ним заветом мира (ст.26). Бог лично присутствует в построенном для Него святилище (ст.26-28), все народы познают замысел Его (ст.28).
      Проблемы толкования. К какому периоду истории следует отнести исполнение  ст. 36:24-30, кого пророк называет Царём, Пастырем, Давидом (37:22-25).

2. Собирание  ам  Йисраэль (36:24, 25)

        Ради святого имени, Всевышний прекратит страдания рассеянного мятежного дома, явив на нём святость Свою (36:21-23).

      "И возьму (Я заберу) вас из народов, и соберу вас (вместе) из всех стран и приведу ("возвращу") вас в землю вашу" (36:24; в скобках: текст из [Л.5], в кавычках - из [Л.24]).

      Понятно, всё же о какой эпохе речь? В работе [Л.6] предполагается, днях освобождения из вавилонского плена (стр. 370). Однако Йехэзкэйл утверждает, Яхве заберёт евреев из народов, соберёт их "из всех стран" (ст.24, б), вовсе не одной Вавилонии.
       Авторы толкования [Л.7] полагают, предсказания в гл. 36 сбылись частично. "Но вполне пророчеству ... суждено осуществиться во второе пришествие Христа" (стр. 310). Другие комментаторы высказываются более категорично. "Это ещё не произошло ..." [Л.8, стр. 1189]. "Именно к этим грядущим событиям относятся данные пророчества, хотя в некоторой степени они касаются и прошлого" [Л.9, стр. 163].
       Возможно, нави предвидит восстановление Мединат Йисраэль в ХХ веке от Р.Х? когда в страну вернулись евреи из более чем 150 стран мира. Нет, данное предположение опровергают эсхатологические стихи (34:25-30).

     (Я) окроплю вас чистою водою,- и вы очиститесь от всех скверн ваших, и от всех идолов ваших (Я) очищу вас" (36:25).

      "Окропление или поливание водой - это ритуальное очищение в случае осквернения (Лев.14:52, Числ.19:17-19)" [Л.11, стр.1108]. Здесь же окропление предназначено "для омытия греха и нечистоты" (Зах.13:1, б). Точнее, как "будущее избавление иудеев от всех их духовных скверн, "средоточием" которых являлось идолопоклонство" [Л.7].
       Но почему Бог обещает именно так? "окроплю вас чистою водою" (34:25); такое выражение в ТаНаХе больше не встречается [Л.12, стр. 833]. Что за особенная таинственная жидкость?
       Очевидно, провидец имеет в виду святую воду, которой священники окропят остаток, вернувшийся из эвакуации в свою землю (36:24) из иных стран [Л.2, 4, 13, 23]. Она струится "из-под порога храма" (47:1-12), восстановленного Бейт а-Микдаш (гл.40-43). Его строительство и освящение завершатся к концу Великой скорби [Л.13], окончатся перед пришествием Господа (43:2-7).

3. Новый  дух (36:26, 27)

       Вслед за покаянием в Йом-Кипур [Л.13]), священники окропят собравшихся "водой очищения" (34:25), текущей  на восток из-под нижней стены храма (47:1, рис. 1).
       Земная влага явится отражением "воды жизни", текущей от престола Бога в Небесном Иерусалиме (Отк.22:1). За нравственной очисткой последуют кардинальные внутренние изменения, обещает Благословляющий.

     (Я) дам вам сердце новое и дух новый (вложу в вас) дам вам; и возьму (Я вырву) из плоти вашей сердце каменное, и (вложу) дам вам сердце плотяное (из живой плоти)" (36:26; в скобках, текст из [Л.10]).

    "Сердце, как считалось, отвечает за рассудок и волю человека, его побуждения и намерения" [Л.12, стр. 833]. Оно может быть добрым, но и злым, жестоким, мятежным (2:3-5).
       Всё же наступит иная эпоха. "Вместо окаменевшего сердца, не способного любовью и послушанием отвечать на заповеди и указы Божьи, Бог дарует людям новое сердце и новый дух" [Л.11]. Каким образом?
      Неужели Он возьмёт, точнее "вырвет" (пер. [Л.10]) каменные органы, взамен вложит живые, трепетные, любящие; каким образом исполнит обещание, данное в ст. 36:26 и 11:19, без "хирургических" операций?

     "Я вложу в вас Моего Духа, чтобы вы следовали Моим установлениям и тщательно исполняли Мои законы" (36:27, пер. [Л.14]; Синод. пер. "вы будете ходить в заповедях Моих и уставы Мои будете соблюдать и выполнять").

     Ни сознание человека ни его воля не могут изменить грешника к лучшему при всём желании его, но только "Дух Божий, преображающий каждого, в котором поселится".  Именно Он "даст ему возможность соблюдать заповеди Божии" [Л.11, стр. 1108].
     Обязательство, "вселю в вас Мой Дух" (36:27, пер. [Л.5]), исполнится в День Господень (Иоил. 2:1-28, Зах.12:3-10). По окончании Великой гибели (Иер.4:6) и крещения "водой очищения" (Иез.36: 25), прощения "тех, которых (кого) оставлю в живых" (Иер.50:20).
       Теперь Спаситель не скрывает лицо Своё от тех, кому сохранил жизнь (Иез.39:29); обитая в Иерусалиме (Зах.8:3), на святой горе (Иоил.3:17), в Храме (Иез.43:4-7).

4. Иной  прежний  мир? (36:28-30)

       Пророк открывает будущность преображённых сухих костей дома Израилева, окроплённых живой водой (36:25), получивших новые сердца и дух (ст.26), исполняющих заповеди Адоная да повеления Его (ст.27).

       "И
(тогда вы) будете жить на земле, которую Я дал отцам (предкам) вашим, и будете Моим народом (людьми), и Я буду вашим Богом" (36:28; в скобках, текст из [Л.5]).

       В таком случае имеется в виду новая прежняя страна, где управляет израильтянами Сам Господь [Л.15]. Источник воды живой изменит к лучшему как жителей, осквернённых злом, так бесплодную природу.

      "Я избавлю (спасу) вас от вашей скверны ("нечистоты") и призову обильный урожай,- и впредь не допущу, чтобы вы страдали от голода.
       Я (умножу плоды на деревьях) в изобилии дам вам плоды деревьев и ("щедрый") урожай полей, чтобы больше вам не приходилось из-за голода терпеть унижения (позор) от соседних народов" (36:29, 30, пер. [Л.10]; в скобках: текст из [Л.14], в кавычках - из [Л.24]).

      Ещё в древние дни Йахвэ Элохим обещал царю Соломону сурово  наказывать  ам Йисраэль за отступничество (2Пар.7:19-22). Но если жестокие  сердцем  смирятся, станут молиться, начнут искать Его, отвернутся от  скверных  путей  своих, то Он клянётся, "прощу грехи их, и исцелю землю  их" (ст.13,  14).
     Будущее исцеление планеты после катастрофы [Л.16] открыто тайновидцу  (Иез.36:29-34), "земля сделалась - как сад Едемский" (ст.35, рис.2).  Тоже  самое, но более живописно предсказывает другой пророк, Йешайа.
      "Возрадуются пустыня и безводная земля, и возвеселится степь, и   расцветёт, как лилия. Пышно расцветёт и веселиться будет, радуясь и   ликуя ..." (Ис.35:1, 2; пер. [Л.17]), в новом мире (65:17,  66:22).
      Наконец-то взойдёт посеянное, виноградные лозы принесут плоды, небо -  осадки, почва даст обильный урожай. "И всем этим Я наделю уцелевший  остаток народа" (Зах.8:12, пер. [Л.10]), обещает Вседержитель.

5. Возрождение (37:22, 23)

       Когда пышно расцветёт возвеселится страна, наказанная мечом Небесного Воителя (21:1-13, [Л.16]), воскреснут сухие кости ам Йисраэль, оживотворённые Духом Божьим (37:1-14), объединённые в уникальную нацию с общим сердцем.

      "На этой земле (в стране той), на горах Израиля Я сделаю их одним (единым) народом, и один Царь будет царём у (для) всех их, и не будут более (впредь) двумя народами, и уже не будут вперёд (впредь) разделяться на два царства" (37:22; в скобках, текст из [Л.17]).

      "Это видение предсказывает возрождение рассеянного Израиля, его возвращение в собственную землю и воссоединение Израиля и Иудеи под властью вечного царя, именуемого "Давидом". Это ясное пророчество об обращении иудеев ко Христу, как предсказывал Павел в Рим.11:15-26)" [Л.18, стр. 297].
      Верно. Более того, израильтяне, они разъедутся по многим странам в последние дни [Л.15], вернутся на родину совсем иными, духовно преображёнными.

    "И не будут уже осквернять себя идолами своими и мерзостями (гнусностями) своими, и всякими пороками (преступлениями) своими, и освобожу (спасу (выведу) их из всех мест жительства их, где они грешили, и очищу их,- и будут Моим (Мне) народом, и Я буду их (им) Богом" (37:23; в скобках, текст из [Л.17]).

       В День Господа, период бедствий (30:3), Он разыщет овец Своих, спасёт их "из всех мест, в которые они были рассеяны в день облачный и мрачный" (34:12); вернёт из эвакуации "в землю их" (ст.13, 36:24).
       Там Искупитель очистит  от грехов, окропит водой очищения (ст.25), даст новые кроткое сердце и сильный дух (ст.26), исцелит почву (ст.28-30). Выжившие в дни Великой гибели перестанут оскверняться кумирами, мерзостями, преступлениями своими (37:23), "будут Моим народом, и Я буду их Богом", возвещает Всевышний (ст.23).

6. Слуга  и  Пастырь (37:24)

       Отныне Израилем управляет Самодержец (37:22). Йехэзкэйлу и другим нави (Ос.3:4, 5, Иер.23:5, 30:5-9, Ис.55:3, 4) открыто Его имя.

      "А раб ("Слуга") Мой Давид будет ("станет") Царём над ними и (единственным) Пастырем всех их, и они будут ходить (жить) в заповедях Моих и уставы Мои будут соблюдать ("хранить") и выполнять их (делая всё, что Я им скажу)" (37:24; в скобках: текст из [Л.5], в кавычках - из [Л.24]).

      Кого имеет в виду пророк? "Очевидно, что речь идёт о Мессии, Которого еврейский народ наконец узнает в Иисусе Христе" [Л.25, стр. 963].
    "Это Мессия Иисус Христос, потомок Давида" [Л.8; Л.19]. "Новый Завет отождествляет этого Пастыря-Царя с Иисусом" [Л.11], "но Христос не как Глава Церкви в небесах, а как Царь Израиля, царствующий на земле"  [Л.9].
      Не воскресший сын Иессея [Л.20], даже не человеческий потомок из его древнего рода. Править ожившим народом будет Сам Адонай (34:11-15, 31) вовсе не "идеальный еврейский царь", как предполагается в работе [Л.7, стр. 308].
      Оттого Спасителя провидец отождествляет с ветхозаветным монархом (ст.23, 24, 37:24, рис. 3), избранным Яхве, самым выдающимся руководителем 12 колен Израилевых.
     С ним же напрямую связано первое пришествие Господа (Мт.1:1-17),- Иеhошуа ха Машиах бен Давид второго пришествия.
      Йешайа называет Его "Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира" (Ис.9:6), вместе с тем, "Царь" (32:1) подобно Йирмейа (Иер.23:5), Йехэзкэйлу (37:22, 24).
     Повелевает Мединат Йисраэль и другими странами (Дан.7:13, Соф.3:9, Зах.9:10) Сын Божий. В тысячелетней теократии (Отк.11:15, 15:4, 20:6) "они будут ходить (жить) в заповедях" Его, "уставы (установления) будут соблюдать и выполнять" (Иез.37:24).
     Священники, во всяком споре, разбирают тяжбы, судят по установлениям Всевышнего (44:24), не по законам человеческим.

7. Счастливое  будущее (37:25, 26)

     Очищенному консолидированному остатку Израиля, послушно соблюдающему заповеди Бога, выполняющему постановления Его (37:22-24), обеспечено благополучное существование.
 
      "И будут жить на земле, которую Я дал рабу (слуге) Моему Иакову, на которой жили отцы (предки) их; там будут жить они и дети их, и дети детей их во веки; и раб (слуга) Мой Давид будет князем (правителем) у них вечно" (37:25; в скобках, текст из [Л.14]).

      Евреи с особой любовью относятся к своей стране. Она дана им Богом Авраама, Ицхака, Йаакова по обету (Быт.15:18), чтобы в ам Йисраэль благословились  "все народы земные" (26:3, 4).
    Увы, израильтяне изгонялись со своей территории, неоднократно испытывали горечь рассеяния, трагедию потери государственности почти на 2 тысячи лет. Оттого для слушателей Иезекииля и многих последующих поколений большим утешением служили его слова о будущей счастливой жизни в уделах предков (Иез.37:25).
     Пророчество ещё не сбылось, хотя восстановленный Мединат Йисраэль существует с 1948 года от Р.Х. Обещание в ст.25 исполнится с возвращением Иеhошуа ха Машиах бен Давид, Он "будет князем (правителем) у них вечно" (ст.25, б), т.е. "долгое время" [Л.20, стр. 138].

      "И заключу с ними завет мира (договор, который принесёт им благоденствие), завет вечный будет с ними. И устрою их и размножу их (сделаю многочисленными) и поставлю среди них святилище Моё на веки" (37:26; в скобках, текст из [Л.10]).

        Но зачем Йахвэ Элохим вступать в союз с евреями? ведь Он заключил его ещё в древние дни (Исх.гл.19-24). Верно, однако. "Все пророки утверждают: завет постоянно нарушается народом, поэтому с правовой точки зрения его больше не существует (Ис.24:5; Иер.31:32; Иез.16:8, 15; Ос.6:7 и т.д.)" [Л.20, стр. 936].
      "Вашими мерзостями вы расторгли завет со Мной", утверждает Адонай (Иез.44:7, в; пер. [Л.14]), вот почему в царстве Его иудеям потребуется иной договор, взамен аннулированного.
      Благоденствие оживших кротких жителей с новым верным сердцем гарантируется заключением союза мира. Ибо. "Завет включает в себя безопасность страны и изобилие плодов земли" [Л.11, стр. 1106], "завет милости осуществится с пришествием Божественного Мессии, Чей прообраз заложен уже в личности Давида" [Л.20].
      Иеhошуа ха Машиах бен Давид, для заключения вечного соглашения с Израилем, придёт не раньше, чем окончится суд, наказание жезлом (20:35-37). Уникальной особенностью нового договора окажется способ фиксации.
      "Я вложу в их разум Мой Закон и запишу в их сердцах" (Иер.31:31-34, пер. [Л.14]). Господь обустроит израильтян, размножит их, поставит в Иерусалиме святилище Своё (Зах.6:12, 13). Впредь "город больше никогда не будет ни разорён, ни разрушен" (Иер.31:40, б; пер. [Л.14]).

8. Бейт  а-Микдаш (37:27, 28)

      Через Своего пророка, Адонай обещает облагодетельствовать израильтян в будущем, поставить над ним одного Царя-Пастыря (37:22-26). Следовательно, Он Сам появится на земле!

     "И будет у них (святое) жилище Моё ("Там Я буду пребывать с ними"), и буду их Богом, а они будут Моим народом (людьми)" (37:27; в скобках: текст из [Л.5], в кавычках - из [Л.10]).    

      Какое святое жилище имеет в виду нави?  Несомненно  иерусалимский Дом  молитвы (рис.4). В ст. 27 содержится образ "храма, названного здесь уже  "жилищем Божиим",  потому что Бог в нём будет обитать не в меньшей степени,  чем на небе" [Л.21].
   Строительство обители в Йерушалаиме начнётся по окончании  всесокрушающего землетрясения, завершится же к концу Великой скорби [Л.22].
Апостолу Иоанну дано поручение измерить будущий Бейт Адонай (Отк.11:1, 2).
      Вслед за его очищением и освящением, триумфально  возвратится Господь  [Л.23], как обещано, "явлю Себя пред глазами многих  народов" (Иез.38:23).
      Храм -"новое Божие святилище, о котором подробнейшим  образом  говорится в гл.40-43, будет служить не только новому Израилю, но и  всем  народам земли (ст.28) зримым напоминанием о присутствии Бога в обетованной  земле" [Л.7, стр.313].

      "И узнают (все) народы, что Я - Господь, освящающий Израиля (Я сделаю Израиль священным), когда святилище Моё будет (размещая) среди них во веки" (37:28; в скобках, текст из [Л.5]).

     Святой сделает Йешурун священным, посвятив его Себе, отделив для священнослужения. Жители всех стран узнают о Всевышнем, когда среди Эрец Йисраэль, в Йерушалаиме построится дом Его (37:26; Иер.30:18, Мих.3:12-4:2, Агг.2:7-9).
      Очевидцы увидят, "слава Господа вошла в храм путём ворот, обращённых лицом к востоку" (Иез.43:4). Отныне и вовеки Он живёт среди Израиля (ст.7), обитая в Иерусалиме (Зах.8:3), на святой горе (Иоил.3:17). Посему величайшей святыней окажется как здание Бейт а-Микдаш, так всё пространство на вершине; ибо написано.
      "Таков закон о Храме: вершина горы и всё, что вокруг ("вся местность вокруг" [Л.14]),- это святыня святынь! ("Святое святых" Синод. пер.). Это закон о Храме" (43:12, пер. [Л.10]).
       Отныне вся его территория станет местом покаяния, искупления, нравственного очищения от грехов. Совсем не крышка ковчега в сокровенном двире, его мог посетить лишь первосвященник один раз в год с кровью жертвенных животных за грехи соотечественников (Лев.16:14-17, Евр.9:7).
       "Итак, братья, благодаря крови Иисуса мы имеем свободный доступ в святилище" (10:19), пер. [Л.10]; "можем смело войти в Святое Святых", пер. [Л.14]). Вот, суть закона о Доме молитвы в Йерушалаиме. Там Благословенный даст "сердце новое и дух новый" (Иез.36:26), всем, уповающим на Него.
 

ЛИТЕРАТУРА

1. Статья "6. Комментарии к Книге пророка Иcаии. Пришествие Господа (40:1-5, 52:7-10, 60:1-3)".
2. Статья "8. Комментарии к Книге пророка Иcаии. Мессианское царство (35:1-10, 66:10-24)".
3. Статья "12. Комментарии к Книге пророка Иеремии. Теократическое царство (23:1-12, 30:18-22)".
4. Статья "6. Комментарии к Книге пророка Михея. Глава 4 - Тысячелетнее царство".
5. Библия. Современный перевод Библейских текстов.- М.: World Bible Translation Center, 2002.- 1150с.
6. Новый Библейский комментарий в 3 ч. Ч.2. Ветхий завет. Псалтирь - Книга Пророка Малахии.- СПб.: Мирт, 2000.- 571 с.1416.
7. Толкование Ветхозаветных книг. От книги Исаии по Книгу Малахии.- Ашфорд: Славянское миссионерское издательство, 1966.- 602 с.
8. Учебная Библия с комментариями Джона Мак-Артура.- Минск: Славянское Евангельское общество, 2004.- 2 201 с.
9. Келли У. Комментарии к книге пророка Иезекииля.- Ровно: Живое слово, 2009.- 264 с.
10. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета, канонические. Современный русский перевод.- М.: Российское библейское общество, 2011.- 1 408 с.
11. Новая Женевская учебная Библия.- Hanssler-Verlag, 1998.- 2 052 с.
12. Библейский культурно-исторический комментарий. Часть 1. Ветхий Завет.- СПб.: Мирт, 2003.- 984с.
13. Статья № 13 "Тысячелетнее царство".
14. Библия. Новый перевод на русский язык.- United Kingdom, Carlisle: Biblica Europe, 2011.- 1 185 с.
15. Статья "17. Комментарии к Книге пророка Иезекииля. Господь, Пастырь наш (34:10-15, 23-26)".
16. Статья "13. Комментарии к Книге пророка Иезекииля. Меч Яхве (21:1-13)".
17. Первые и последние пророки.- Йерушалаим: Мосад Арав КУК, 1975.- 1 002 с.
18. Библейский справочник Геллея.-  СПб.: Библия для всех, 2002.- 787 с.
19. Уоррен Уирсби. Комментарий на Ветхий Завет. В 2-х т. Том II. Ездра - Малахия.- СПб.: Библия для всех, 2011.- 1 111 с.
20. Ринекер Ф., Майер Г. Библейская энциклопедия Брокгауза.- Кременчуг: Християнська зоря, 1999.- 1 088 с.
21. Толковая Библия. Комментарий на все книги Святого Писания. Под ред. Лопухина А.П. Том 2.- Минск: Харвест, 2001.- 1 312 с.
22. Статья №10 "День Господа близок".
23. Статья №13 "Числа".
24. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета в современном русском переводе.- М.: Издательство ББИ, 2015.- 1856 с.
25. Славянский библейский комментарий.- Киев: ЕААА, Книгоноша, 2016.- 1840 с.
День Господень