Комментарии к Книге пророка Иезекииля. Новое сердце (36:24-30, 37:22-28)

 "И дам вам сердце новое и дух новый дам вам; и возьму из плоти
вашей сердце каменное, и дам вам сердце плотяное"
(Иез.36:26)
 

1. Вступление

      Многие ветхозаветные пророки предсказывают пришествие Адоная, наступление Его царства  на земле (Зах.2:10-12, 8:3-8, 14:9, 16-21; Соф.3:9-20; Ам.9:11-15; [Л.1-4]). Но только нави Йехэзкэйл оставил нам подробное описание содержания указанных событий.
    А именно, устройстве будущего нового иерусалимского храма (гл.40-43) и пришествии Господа (43:2-7), храмовых служителях (гл.44), земельных наделах для священников да приношениях (гл.45, 46), новых достопримечательностях Эрец Йисраэль, её границах (гл.47), разделении земли, воротах Йерушалаима (гл.48).
     Ветхозаветный пророк также передал своему народу откровение о его будущем, новом состоянии: экономическом, политическом, социальном (гл.33-37). В том числе новом сердце и новом духе.    
     Композиция ст. 36:24-30, 37:22-28. 1. Вступление, содержащее обещание собрать Израиль (36:24).
          2. Изложение главной темы - наступление царства Божьего на земле:
              а) ритуальное и духовное очищение израильского народа (36:25-27);
              б) повышение плодородия земли (36:28-30);
              в) теократическое правление (37:22-27).  
          3. Заключение о познании народами Божьего плана (37:28).
     Главная тема. Возрождение Ам Йисраэль в мессианском царстве под прямым правлением Господа.
     Цель написания. Ободрить слушателей обещанием Адоная благословить Свой народ будущим процветанием.
    Содержание. Яхве Элохим соберёт евреев из всех стран, возвратит в землю их (36:24), омоет от скверн (ст.25), даст новые сердце и дух (ст.26), чтобы соблюдали заповеди Его (ст.27). В то время Господь благословит землю отцов-патриархов, она ответит изобилием (36:28-30).
     Израиль станет одним народом, под управлением одного Царя и Пастыря (37:22-25), Который соединён с Ним заветом мира (ст.26). Бог лично присутствует среди людей в построенном храмовом святилище Своём (ст.26-28), тогда народы познают замысел Его (ст.28).
     Проблемы толкования. К какому периоду истории следует отнести исполнение пророчества (36:24-30). Кого пророк называет Царём, Пастырем, Давидом (37:22-25).

2. Собирание и очищение Ам Йисраэль (36:24, 25)

     Ради святого имени Своего, Яхве прекратит страдания рассеянного мятежного дома, явив на нём святость Свою (36:21-23).

    "И возьму (Я заберу) вас из народов, и соберу вас (вместе) из всех стран и приведу ("возвращу") вас в землю вашу" (36:24; в скобках: текст из [Л.5], в кавычках - из [Л.24]).

     Понятно. Но о каком времени речь? В работе [Л.6] считается, о днях освобождения народа из вавилонского плена (стр. 370). Однако пророк утверждает, Адонай заберёт евреев из народов, соберёт их "из всех стран" (ст.24, б), а не одной страны (Вавилонии).
     Авторы толкования [Л.7] полагают, события гл. 36 сбылись частично. "Но вполне пророчеству ... суждено осуществиться во второе пришествие Христа" (стр. 310).
     Другие комментаторы высказываются более категорично. "Это ещё не произошло ..." [Л.8, стр. 1189]. "Именно к этим грядущим событиям относятся данные пророчества, хотя в некоторой степени они касаются и прошлого" [Л.9, стр. 163].
     Возможно, Иезекииль предвидит восстановление Мединат Йисраэль в ХХ веке от Р.Х? После чего в страну вернулись евреи из более чем 150 (!) стран мира. Но такое предположение опровергают следующие эсхатологические стихи (34:25-30).

   (Я) окроплю вас чистою водою ("водой очищения" [Л.10]),- и вы очиститесь от всех скверн ваших, и от всех идолов ваших (Я) очищу вас" (36:25).

   "Окропление или поливание водой - это ритуальное очищение в случае осквернения (Лев.14:52, Числ.19:17-19)" [Л.11, стр.1108]. Здесь же окропление водой предназначено "для омытия греха и нечистоты" (Зах.13:1, б).
     Точнее, очищение водой как "будущее избавление иудеев от всех их духовных скверн, "средоточием" которых являлось идолопоклонство" [Л.7].
     Но почему Бог обещает именно так? "окроплю вас чистою водою" (34:25). Такое выражение в ТаНаХе больше не встречается [Л.12, стр. 833]. Что за особенная таинственная "вода очищения"?
    Очевидно, пророк имеет в виду святую воду, которой священники окропят народ завета [Л.13]. Вода потечёт "из-под порога храма" (47:1-12), нового иерусалимского Бейт а-Микдаш (гл.40-43). Его строительство и освящение завершатся к концу Великой скорби, перед пришествием Господа (43:2-7).

3. Новое сердце (36:26, 27)

     После покаяния в День очищения (Йом-Кипур; [Л.13]), священники окропят собравшихся "водой очищения" (34:25), текущей  на восток из-под нижней стены храма (47:1, рис. 1).
   За ритуальным очищением живой водой, последуют кардинальные внутренние изменения людей. Как обещает Благословенный.

     (Я) дам вам сердце новое и дух новый (вложу в вас) дам вам; и возьму (Я вырву) из плоти вашей сердце каменное, и (вложу) дам вам сердце плотяное (из живой плоти)" (36:26; в скобках, текст из [Л.10]).

   "Сердце, как считалось, отвечает за рассудок и волю человека, его побуждения и намерения" [Л.12, стр. 833]. Оно может быть как добрым, так злым, жестоким, мятежным (2:3-5).
    Наступит время, когда. "Вместо окаменевшего сердца, не способного любовью и послушанием отвечать на заповеди и указы Божьи, Бог дарует людям новое сердце и новый дух" [Л.11]. Но каким образом?
    Неужели Адонай возьмёт, точнее "вырвет" каменные сердца, а взамен вложит живые, трепетные, любящие. Как Он исполнит обещание, данное в ст.26, без "хирургических" операций?

   "Я вложу в вас Моего Духа, чтобы вы следовали Моим установлениям и тщательно исполняли Мои законы" (36:27, пер. [Л.14]; Синод. пер. "вы будете ходить в заповедях Моих и уставы Мои будете соблюдать и выполнять").

     Ни сердце человека ни его дух не могут изменить грешника к лучшему при всём желании его. Но только "Дух Божий, преображающий каждого, в котором поселится". Именно, Он "даст ему возможность соблюдать заповеди Божии" [Л.11, стр. 1108].
     Обещание Яхве "вселю в вас Мой Дух" (36:27, пер. [Л.5]) исполнится после Дня Господа (Иоил. 2:1-28, Зах.12:3-10). По окончании Великой скорби [Л.13], после крещения "водой очищения" (Иез.36: 25), прощения "тех, которых (кого) оставлю в живых", обещает Элохим (Иер.50:20).

4. Новая прежняя земля (36:28-30)

     Йехэзкэйл открывает такую будущность для преображённых сухих костей дома Израилева, окроплённых живой водой (36:25), получивших новые сердца, новый дух (ст.26), исполняющих заповеди Божьи да повеления Его (ст.27).

     "И
(тогда вы) будете жить на земле, которую Я дал отцам (предкам) вашим, и будете Моим народом (людьми), и Я буду вашим Богом" (36:28; в скобках, текст из [Л.5]).

     В таком случае имеется в виду новая прежняя земля, где управлять народом нового завета станет Сам Господь [Л.15]. Источник воды живой преобразит как людей, так природу.

    "Я избавлю (спасу) вас от вашей скверны ("нечистоты") и призову обильный урожай,- и впредь не допущу, чтобы вы страдали от голода.
    Я (умножу плоды на деревьях) в изобилии дам вам плоды деревьев и ("щедрый") урожай полей, чтобы больше вам не приходилось из-за голода терпеть унижения (позор) от соседних народов" (36:29, 30, пер. [Л.10]; в скобках: текст из [Л.14], в кавычках - из [Л.24]).

     Ещё во времена древние Йахвэ обещал царю Соломону сурово наказывать Ам Йисраэль за отступничество (2Пар.7:19-22). 
    Но если жестокие сердцем смирятся, станут молиться, начнут искать Господа, отвернутся от грешных путей своих, то Он клянётся "прощу грехи их, и исцелю землю их" (ст.13, 14).
     Такое будущее исцеление земли после катастрофы [Л.16] открыто нави Иезекиилю (36:29-34) "земля сделалась - как сад Едемский" (ст.35, рис.2).
     Тоже самое, но более живописно предсказывает другой пророк, Йешайа.
   "Возрадуются пустыня и безводная земля, и возвеселится степь, и расцветёт, как лилия. Пышно расцветёт и веселиться будет, радуясь и ликуя ..." (Ис.35:1, 2; Масоретский текст [Л.17]).
     Наконец-то взойдёт посеянное, виноградные лозы принесут плоды, небо - осадки, а земля даст обильный урожай. "И всем этим Я наделю уцелевший остаток народа" (Зах.8:12, пер. [Л.10]), обещает Господь.

5. Один народ и один Царь (37:22, 23)

    Когда пышно расцветёт возвеселится сухая земля, тогда воскреснут сухие кости дома Израилева. Оживотворённые Духом Божьим (37:1-14), объединённые в один народ с одним сердцем.

   "На этой земле (в стране той), на горах Израиля Я сделаю их одним (единым) народом, и один Царь будет царём у (для) всех их, и не будут более (впредь) двумя народами, и уже не будут вперёд (впредь) разделяться на два царства" (37:22; в скобках, текст из [Л.17]).

    "Это видение предсказывает возрождение рассеянного Израиля, его возвращение в собственную землю и воссоединение Израиля и Иудеи под властью вечного царя, именуемого "Давидом". Это ясное пророчество об обращении иудеев ко Христу, как предсказывал Павел в Рим.11:15-26)" [Л.18, стр. 297].
   Верно. Более того, народ израильский, он рассеется по многим странам в последние дни [Л.15], вернётся "в собственную землю" совсем иным, духовно преображённым.

    "И не будут уже осквернять себя идолами своими и мерзостями (гнусностями) своими, и всякими пороками (преступлениями) своими, и освобожу (спасу (выведу) их из всех мест жительства их, где они грешили, и очищу их,- и будут Моим (Мне) народом, и Я буду их (им) Богом" (37:23; в скобках, текст из [Л.17]).

     В День Господа, время беды для людей (30:3), Он разыщет овец Своих, спасёт их "из всех мест, в которые они были рассеяны в день облачный и мрачный" (34:12). Приведёт назад "в землю их" (ст.13, 36:24).
     Там Адонай очистит  от грехов уцелевших, окропит водой очищения грешников (ст.25), даст новое сердце и новый дух (ст.26), исцелит землю (ст.26-30).
    Тогда они перестанут оскверняться кумирами, мерзостями, преступлениями своими (37:23). Поэтому "будут Моим народом, и Я буду их Богом", говорит Господь (ст.23).

6. Слуга Божий, Давид (37:24)

      Новым израильским народом начнёт единолично управлять Царь (36:22). Иезекиилю, как другим пророкам (Ос.3:4, 5, Иер.23:5, 30:5-9, Ис.55:3, 4), открыто Его имя.

     "А раб ("Слуга") Мой Давид будет ("станет") Царём над ними и (единственным) Пастырем всех их, и они будут ходить (жить) в заповедях Моих и уставы Мои будут соблюдать ("хранить") и выполнять их (делая всё, что Я им скажу)" (37:24; в скобках: текст из [Л.5], в кавычках - из [Л.24].

      Кого имеет в виду провидец? "Очевидно, что речь идёт о Мессии, Которого еврейский народ наконец узнает в Иисусе Христе" [Л.25, стр. 963].
     "Это Мессия Иисус Христос, потомок Давида" [Л.8; Л.19]. "Новый Завет отождествляет этого Пастыря-Царя с Иисусом Христом" [Л.11], "но Христос не как Глава Церкви в небесах, а как Царь Израиля, царствующий на земле"  [Л.9].
     Не воскресший царь Давид, сын Иессея [Л.20], и даже не человеческий потомок из его древнего рода.
     Ведь править ожившим народом израильским будет не "идеальный еврейский царь", как считается в работе [Л.7, стр. 308], а Сам Бог (34:11-15, 31).
    Оттого Сына Божьего Иисуса Христа пророк отождествляет с Давидом (ст.23, 24, 37:24, рис. 3). Самым выдающимся правителем 12 колен Израилевых, избранным Яхве.
   С ним же напрямую связано первое пришествие Иисуса Христа (Мт.1:1-17),- Иеhошуа ха Машиах бен Давид второго пришествия.
    Именно Мессию, нави Йешайа называет. "Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира" (Ис.9:6), а также "Царь" (32:1) как Йирмейа (Иер.23:5), Йехэзкэйл (37:22, 24).
     Царствовать над Ам Йисраэль и другими народами (Дан.7:13, Соф.3:9, Зах.9:10) станет Господь Иисус Христос.
    В тысячелетнем царстве (Отк.11:15, 15:4, 20:6) "они будут ходить (жить) в заповедях" Его и "уставы (установления) будут соблюдать и выполнять" (Иез.37:24).

7. Счастливое будущее (37:25, 26)

     Очищенному объединённому остатку Израиля, соблюдающему заповеди Божьи, выполняющему постановления Его (37:22-24), Благословенный обеспечит счастливое будущее.
 
    "И будут жить на земле, которую Я дал рабу (слуге) Моему Иакову, на которой жили отцы (предки) их; там будут жить они и дети их, и дети детей их во веки; и раб (слуга) Мой Давид будет князем (правителем) у них вечно" (37:25; в скобках, текст из [Л.14]).

     Евреи с особенной любовью относятся к своей земле обетованной. Она дана им Богом Авраама, Ицхака, Йаакова по завету (Быт.15:18), чтобы благословились в этом народе "все народы земные" (26:3, 4).
     Увы, Ам Йисраэль изгонялся со своей земли, неоднократно испытывал горечь рассеяния, а также трагедию потери государственности почти на 2 тысячи (!) лет. Оттого для слушателей Иезекииля и многих последующих поколений большим утешением служили его слова о будущей счастливой жизни на земле своих предков (Иез.37:25).
     Однако пророчество ещё не сбылось, хотя восстановленный Мединат Йисраэль существует с 1948 года от Р.Х. Обещание Господа (ст.25, а) исполнится с возвращением Иеhошуа ха Машиах бен Давид. Он "будет князем (правителем) у них вечно" (ст.25, б), т.е. "долгое время" [Л.20, стр. 138].

    "И заключу с ними завет мира (договор, который принесёт им благоденствие), завет вечный будет с ними. И устрою их и размножу их (сделаю многочисленными) и поставлю среди них святилище Моё на веки" (37:26; в скобках, текст из [Л.10]).

     Но зачем Йахвэ Элохим вступать в союз с Израилем? Ведь Он заключил его ещё в древние времена (Исх.гл.19-24). "Все пророки утверждают: завет постоянно нарушается народом, поэтому с правовой точки зрения его больше не существует (Ис.24:5; Иер.31:32; Иез.16:8, 15; Ос.6:7 и т.д.)" [Л.20, стр. 936]. Поэтому в царстве Божьем на земле для народа завета потребуется Новый Завет.
     Благоденствие оживших людей с новым сердцем гарантируется заключением союза мира. Ибо "Завет включает в себя безопасность страны и изобилие плодов земли" [Л.11, стр. 1106]. "Этот завет милости осуществится с пришествием Божественного Мессии, Чей прообраз заложен уже в личности Давида" [Л.20].
    Уникальной особенностью нового договора Господа с Его народом явится способ его фиксации. "Я вложу в их разум Мой Закон и запишу в их сердцах" (Иер.31:31-34, пер. [Л.14]). После чего Благословенный обустроит людей, размножит их, поставит среди Израиля святилище Своё.

8. Бейт а-Микдаш (37:27, 28)

    Через нави Йехэзкэйла, Яхве Элохим обещает облагодетельствовать народ завета в будущем, поставить над ним одного Царя-Пастыря (37:22-26). Следовательно, Сам Господь появится на земле!

    "И будет у них (святое) жилище Моё ("Там Я буду пребывать с ними"), и буду их Богом, а они будут Моим народом (людьми)" (37:27; в скобках: текст из [Л.5], в кавычках - из [Л.10]).

     Какое святое жилище, "святилище" в ст.27, имеет в виду пророк? Несомненно иерусалимский храм, Бейт Адонай (рис.4).
    Это образ будущего "храма, названного здесь уже "жилищем Божиим", потому что Бог в нём будет обитать не в меньшей степени, чем на небе" [Л.21].
    Строительство святилища в Йерушалаиме начнётся по окончании всесокрушающего землетрясения, а завершится к концу Великой скорби [Л.22].
    После очищения и освящения Храма в дом Свой возвратится Господь [Л.23], как обещано "явлю Себя пред глазами многих народов" (38:23).
   Иерусалимский храм -"новое Божие святилище, о котором подробнейшим образом говорится в гл.40-43, будет служить не только новому Израилю, но и всем народам земли (ст.28) зримым напоминанием о присутствии Бога в обетованной земле" [Л.7, стр.313].

   "И узнают (все) народы, что Я - Господь, освящающий Израиля (Я сделаю Израиль священным), когда святилище Моё будет (размещая) среди них во веки" (37:28; в скобках, текст из [Л.5]).

     Господь сделает израильский народ священным, посвятив его Себе, отделив для священнослужения. Все народы узнают об этом, когда среди Эрец Йисраэль, в Йерушалаиме, на Храмовой горе построится святилище (37:26; Иер.30:18, Мих.3:12-4:2, Агг.2:7-9).
      Тогда очевидцы события увидят как "слава Господа вошла в храм путём ворот, обращённых лицом к востоку" (Иез.43:4).

ЛИТЕРАТУРА

1. Статья "6. Комментарии к Книге пророка Иcаии. Пришествие Господа (40:1-5, 52:7-10, 60:1-3)".
2. Статья "8. Комментарии к Книге пророка Иcаии. Мессианское царство (35:1-10, 66:10-24)".
3. Статья "12. Комментарии к Книге пророка Иеремии. Теократическое царство (23:1-12, 30:18-22)".
4. Статья "6. Комментарии к Книге пророка Михея. Глава 4 - Тысячелетнее царство".
5. Библия. Современный перевод Библейских текстов.- М.: World Bible Translation Center, 2002.- 1150с.
6. Новый Библейский комментарий в 3 ч. Ч.2. Ветхий завет. Псалтирь - Книга Пророка Малахии.- СПб.: Мирт, 2000.- 571 с.1416.
7. Толкование Ветхозаветных книг. От книги Исаии по Книгу Малахии.- Ашфорд: Славянское миссионерское издательство, 1966.- 602 с.
8. Учебная Библия с комментариями Джона Мак-Артура.- Минск: Славянское Евангельское общество, 2004.- 2 201 с.
9. Келли У. Комментарии к книге пророка Иезекииля.- Ровно: Живое слово, 2009.- 264 с.
10. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета, канонические. Современный русский перевод.- М.: Российское библейское общество, 2011.- 1 408 с.
11. Новая Женевская учебная Библия.- Hanssler-Verlag, 1998.- 2 052 с.
12. Библейский культурно-исторический комментарий. Часть 1. Ветхий Завет.- СПб.: Мирт, 2003.- 984с.
13. Статья № 11 "Спасение".
14. Библия. Новый перевод на русский язык.- United Kingdom, Carlisle: Biblica Europe, 2011.- 1 185 с.
15. Статья "17. Комментарии к Книге пророка Иезекииля. Господь, Пастырь наш (34:10-15, 23-26)".
16. Статья "13. Комментарии к Книге пророка Иезекииля. Меч Яхве (21:1-13)".
17. Первые и последние пророки.- Йерушалаим: Мосад Арав КУК, 1975.- 1 002 с.
18. Библейский справочник Геллея.-  СПб.: Библия для всех, 2002.- 787 с.
19. Уоррен Уирсби. Комментарий на Ветхий Завет. В 2-х т. Том II. Ездра - Малахия.- СПб.: Библия для всех, 2011.- 1 111 с.
20. Ринекер Ф., Майер Г. Библейская энциклопедия Брокгауза.- Кременчуг: Християнська зоря, 1999.- 1 088 с.
21. Толковая Библия. Комментарий на все книги Святого Писания. Под ред. Лопухина А.П. Том 2.- Минск: Харвест, 2001.- 1 312 с.
22. Статья №10 "День Господа близок".
23. Статья №13 "Числа".
24. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета в современном русском переводе.- М.: Издательство ББИ, 2015.- 1856 с.
25. Славянский библейский комментарий.- Киев: ЕААА, Книгоноша, 2016.- 1840 с.
День Господень