Комментарии к Книге пророка Иезекииля. Меч Яхве (21:1-13)

"И узнает всякая плоть, что Я, Господь, извлёк меч 
Мой из ножен его, и он уже не возвратится"
(Иез.21:5)
 

1. Вступление

     Пророк Иезекииль, в еврейской транскрипции "Йехэзкэйл" (означает "Бог укрепляет"), родился в 622 г. до Р.Х. [Л.1], жил в Иудее [Л.1-4], являлся внуком нечестивого царя Манасии [Л.4].
    После неудавшейся попытки Иудеи восстать против Вавилона, в 597 году его выслали из страны [Л.5-7] с первой партией пленников [Л.3, 8] в количестве 10 000 человек [Л.7, 9], вместе с иудейским царём Иехонией [Л.10, 11].
     Иезекииль жил к юго-востоку от Вавилона в селении Тел-Авив, расположенном на берегу реки Ховар [Л.9, 11], протекавшей через город Ниппур [Л.4, 6], находившийся в 100 км от Вавилона [Л.2]. Ему исполнилось 25 лет, когда он попал в плен,  в 30 лет Господь призвал его на служение [Л.4, 9].
    "Кроме Иеремии и Захарии, только Иезекииль был одновременно священником и пророком" [Л.8]. Однако в отличие от старшего современника Иеремии, который уже нёс служение несколько лет ещё до рождения Йехэзкэйла [Л.1], последний свою пророческую жизнь провёл на чужбине [Л.4, 7, 11].
     Его служение продолжалось по меньшей мере 22 года [Л.3], с 31 июля 593 г. [Л.1, 8] по 26 марта 571 г. [Л.8]. Дата и обстоятельства смерти Иезекииля в точности неизвестны [Л.4, 6]. По преданию он убит оскорблённым иудейским князем-идолопоклонником в 560 году до Р.Х. [Л.9].
      Время написания книги. На основании датированных пророчеств можно полагать, книга писалась в период с 593 г. по 571 год [Л.8, 10].   
     Композиция ст. 21:1-13. Авторы комментария [Л.7] считают. "Видения сгруппированы в основном по тематическому принципу, а не в хронологическом порядке. Каждое видение вполне самостоятельно" (стр. 338).
     Поэтому все  настоящие статьи с комментариями эсхатологических пророчеств Иезекииля изложены последовательно во времени и связаны друг с другом. Композиция темы "Меч Яхве" выглядит так.
        1. Введение, указывающее на источник откровения и его адресат (21:1, 2).
        2. Изложение главной темы - меч Яхве:
             а) первое пророчество о наказании Израиля мечом (21:3-7);
             б) второе пророчество о мече (21:8-13).    
     Главная тема. Провозглашение суда над  народом и князьями Израиля, их покарает меч Йахвэ Элохим.
     Цель написания. Предупредить мятежный дом о грядущем неминуемом наказании, истреблении всякой плоти, тем самым побуждая народ к покаянию.
     Содержание. Йехэзкэйл начинает оба пророчества (ст.1-7 и 8-13) с указания на Господа как на источник полученного откровения (23:1, 8), предназначенного Ам Йисраэль (ст.2, 3).
     Пророчество относится к мечу Яхве (21:3), он истребит всякую плоть: как праведного, так нечестивого (ст.3-5). Оттого пророку предложено стонать (ст.6), а также рассказать об  основных  физиологических расстройствах, они возникнут от разящего меча Бога (ст.7).
     Меч, презирающий дерево, сверкающий как молния (23:10) уже готов к бою (ст.9, 11). Народу израильскому остаётся стонать да рыдать, ибо весь пойдёт под меч (ст.12, 13).
    Проблемы толкования. "В книге Иезекииля есть фрагменты, которые с трудом поддаются толкованию" [Л.7, стр. 339], "как (буквально или образно) следует воспринимать некоторые места из книги Иезекииля" [Л.9, стр. 1136].

2. Пророчество против Эрец Йисраэль (21:1-3)

     Через нави Иезекииля, Адонай Цеваот пообещал Своему народу: судиться с ним за все злодеяния его, провести под карающим жезлом, ввести "в узы завета" (20:35-37, 43, 44).
    Заключение завета (ст.37) и предшествующий ему суд пророк образно пересказал в 20:45-48 (в Масоре это стихи 21:1-5). А именно, Господь зажжёт огонь, он всё спалит в земле Израилевой, "от юга до севера" (ст.47).
    Но слушатели, потрясённые пророческой вестью, отказывались воспринимать её буквально. Надеясь, это только "притчи" (ст.49, "сказки" [Л.13], "басни" [Л.14]). Поэтому Йехэзкэйл повторяет полученное ранее откровение о суде (20:45-48), но в более понятных пространных выражениях.

    "И было (пришло) ко мне (снова) слово Господне: Сын человеческий! обрати лице твоё ("свой взор") к Иерусалиму и произнеси слово на святилища (против его святых мест, "против Святилища"), и изреки пророчество (против) на землю Израилеву,-" (21:1, 2; в скобках: текст из [Л.13], в кавычках - из [Л.14]).

   Адонай предлагает пророку, проживающему вблизи вавилонского города Ниппур, стать лицом в направлении на Йерушалаим. Затем произнести речь против иерусалимского храма (подразумеваются "все святыни храмового комплекса" [Л.8]), против Эрец Йисраэль.
     Какое же судебное решение должен огласить Иезекииль мятежному народу? осквернившему себя, храм, всю страну.

   "И скажи земле Израилевой: так говорит Господь Бог: вот, Я - на тебя ("Я иду против тебя"), и извлеку (вытащу) меч Мой из ножен его и истреблю у тебя праведного и нечестивого (твоих праведников, и твоих злодеев)" (21:3; в скобках, текст из [Л.3], в кавычках - из [Л.23]).

    Да, Господь будет судить каждого человека по делам его (18:30). Он не хочет ничьей смерти, но чтобы все оставили греховные пути свои. Покаялись, обрели "новое сердце и новый дух", сохранили жизнь (ст.31, 32). "Но они сказали: не пойдём" (Иер.6:16, в).

3. Меч Яхве Элохим

   Итак обвинительный приговор исполнит таинственный меч Божий (Иез.21:3). Меч это холодное оружие с длинным, как правило, обоюдоострым клинком.
     Древние люди полагали, не только они, но и боги пользуются мечом, однако огромным сверхъестественным (рис.1), изготовленным из небесного огня [Л.15, стр. 149]).
     "В Библии меч упоминается более четырёхсот раз в основном в буквальном смысле, но слово меч может приобретать и переносное значение" [Л.16, стр. 608].
    Например, так считает автор [Л.1], комментируя главу 21 книги нави Иезекииля. Слово меч "указывает на вторжение и нападение вавилонской армии ... Бог говорит о "Своём мече", потому что это Он призвал вавилонскую армию наказать Его грешный народ" (стр. 791, 792).
   Такого мнения придерживаются почти все толкователи [Л.6, 8-10, 17 и др.], часто ссылаясь на 21:19. "Бог позволил, чтобы меч Навуходоносора стал орудием суда над израильтянами" [Л.4, стр. 524].
    Однако стих 21:19 относится к другому видению Йехэзкэйла, а у него "Каждое видение вполне самостоятельно" [Л.7, стр. 338]. Тематический принцип построения книги [Л.7], как раз предполагает соседство двух схожих по теме пророчеств - исторического и эсхатологического, разделённых длительным промежутком времени.
    В таком случае, о каком мече идёт речь в 21:1-13? Естественно о мече Яхве Элохим, ибо трижды подряд повторено "меч Мой" (ст.3-5). Появление меча  при посещении Богом земли предсказывали другие пророки (Ис.34:1-9, 66:15, 16; Иер.25:29-33, 47:6; Отк.19:11-15, 21).
    Поразительный меч Йахвэ кроваво-красного цвета возникнет на небе (Ис.34:5, 6), когда "истлеет всё небесное воинство ... всё воинство их падёт" (ст.4).  Небесный меч Эль Шаддай извлечёт "из ножен его" (Иез.21:3), по-научному из радианта метеорно-астероидного потока [Л.18, 19]. Ведь считалось, "земные предметы являют собой лишь отражения небесных, но обе субстанции имеют каждая свои измерения" [Л.15, стр. 653].

4. Ножны небесного меча (21:4, 5)

     Радиант метеорного потока создают бесчисленные мелкие космические частицы,- "небесное воинство" в Ис.34:4. Они полностью "истлевают" (по-научному, сублимируются) в земной атмосфере. Но из радианта могут вылетать более массивные тела.
     Например, болиды - крупные метеороиды в виде огненных шаров с длинными ярко светящимися шлейфами из раскалённых газов и твёрдых частиц [Л.20]. Полёт небесного меча оканчивается разрушением ("взрывом") в воздухе или столкновением с поверхностью земли либо воды. В результате космической бомбардировки погибнут многие люди, как добрые, так злые.

    "А для того, чтоб истребить у тебя праведного и нечестивого (правых и виноватых), меч Мой из ножен своих пойдёт (обрушится) на всякую плоть (на всё живое)  от юга (и) до севера" (21:4; в скобках, текст из [Л.14]).

     Трижды подряд Иезекииль называет таинственный радиант "ножны" (ст.3-5), т.е. футляр для вкладывания меча. Другие пророки, тёмное "отверстие" в центре радианта воспринимают "как открытый гроб" гробницы в скале (Иер.5:16), будто "тайник силы" Йахвэ (Авв.3:4), словно "великое точило" гнева Его (Ис.63:3, Отк.14:19, 19:15).
     Особенный меч Яхве Элохим обрушится на всё живое на земле (21:4, 38:20) "от юга до севера", от востока до запада (Ис.34:1-3, Иер.25:31-33).

    "И узнает всякая плоть (поймут все живущие), что Я, Господь, извлёк меч Мой из ножен его, и он уже не возвратится (обратно в ножны он уже не вернётся, "куда он не войдёт обратно")" (21:5; в скобках: текст из [14], в кавычках - из [Л.13]).

    "Обстоятельством, окружающим это пророчество, служит военный поход Навуходоносора в 588 г. до Р.Х. для подавления восстания в Иудее, а также в Тире и Аммоне" [Л.9]; "грядущий суд Божий есть именно суд мечем через посредство Навуходоносора ..." [Л.10, стр. 154], "орудием суда Божьего явится меч Навуходоносора" [Л.8, стр. 277]. 
     Однако указанный царь благополучно вернулся в Вавилон из этого и других военных походов в Иудею [Л.11]. Нет. Йехэзкэйл под ножнами для меча Элохим  имел в виду неведомый ему радиант [Л.20]. В него не сможет войти обратно ни одно падающее небесное тело, как бы нави  Йирмейа не уговаривал меч Господень (Иер.47:6).
     Йахвэ извлечёт из ножен-радианта меч-болид, который "обратно в ножны он уже не вернётся" (Иез.21:5, пер. [Л.14]). В те дни. "Всё переменится: низкое станет высоким, высокое - низким" (ст.26, б; пер. [Л.14]).
    Тогда поймут все жители земли, узнает каждый человек как наказывает Господь небесных воинств за зло да нечестие. "Гибель, гибель, гибель! Я наведу её! Не возродится эта земля, пока не придёт Тот, Кому она по праву принадлежит;  Ему Я отдам её" (21:27, пер. [Л.3]).

5. Плач, стон, горе (21:6, 7)

     Адонай повелевает пророку зримо представить мятежному дому одно из будущих последствий наказания всякой плоти особенным небесным мечом.

   "А ты, сын человеческий, стенай (плачь!), (как) с перебитой поясницей, и в горечи (горе) стенай пред глазами их (Плачь у всех на глазах!)" (21:6, Масора [Л.12] стих 21:11; в скобках, текст из [Л.14]).

    Иезекииль должен изображать человека "с перебитой поясницей" [Л.12], "сокрушая бёдра" (Синод. пер.) или "бить по бёдрам" [Л.14]. Из этих и других переводов наиболее точным является перевод из Масоретского текста [Л.12].
     Ведь речь идёт о генерализованном психогенном ступоре, когда пострадавший цепенеет от ужаса, полностью утрачивая двигательную активность [Л.21]. По причине полного расслабления мышечного тонуса происходит внезапный паралич конечностей, как будто у человека  "с перебитой поясницей", стенающего от горя.

   "И когда скажут тебе: "от чего ты стенаешь?" (стонешь) скажи: "от слуха (вести), что идёт",- и растает (от ужаса) всякое сердце, и все руки опустятся ("ослабеют"), и всякий (каждый) дух изнеможет (иссякнет, "помрачится"), и все колена задрожат, как вода. Вот, это придёт и сбудется (случится), говорит Господь Бог" (21:7; в скобках: текст из [Л.13], в кавычках - из [Л.12]).

    Психогенный ступор поразит "всякое сердце", помрачится "всякий дух", у всех ослабеют руки, "все колена задрожат". Иными словами, психическое реактивное состояние будет носить массовый характер. Не только из-за страшных слухов (ст.7, а), но также от ужасающих стихийных бедствий (30:1-8, 38:19-22) в день Господа (Ис.13:-8, 24:17-20; Иер.25:29-38, 30:5-9).
     Согласно описанной пророком клинической картины (Иез.21:7), аффективно-шоковые реакции сопровождаются вегетативными и соматическими нарушениями.
     А именно,  брадикардией ("растает сердце"), спазмами мышц ("руки опустятся", "колена задрожат", 7:18), треммором ("будут дрожать руки" 7:27; "задрожали губы" Авв.3:16), тахикардией ("сердце трепещет" Ис.21:4), блашинг-синдромом ("лица разгорелись" Ис.13:8), другими внезапными функциональными расстройствами.
     В условиях катастроф и бедствий тяжёлые реактивные психозы могут протекать как в указанной ступорозной форме, так одновременно в форме сумеречного помрачения сознания. Оттого провидец, в до научных терминах, предсказывает "всякий дух изнеможет" (21:7, "помрачится" [Л.12]).

6. Второе пророчество о мече Яхве (21:8-10)

     Во второй речи  Йехэзкэйл приводит некоторые образные подробности о карающем мече Бога небесных воинств.
    
     "И было ко мне слово Господне: Сын человеческий! изреки (Произнеси) пророчество и скажи: так говорит Господь Бог: скажи: меч, меч наострён (заострён) и вычищен (заточен до блеска!, "отполирован");" (21:8, 9; в скобках: текст из [Л.14], в кавычках - из [Л.12]).
    
     Главная особенность меча Яхве Элохим, подчёркнутая пророком. "Меч, меч заострён, заточен до блеска!" [Л.14].
    "Меч (Вавилон) был "наострён" считает автор комментариев [Л.9]. "Вычищен, чтобы одним сверканием издали устрашать врагов" [Л.10].
  Странное толкование, приписывающее Вавилону, Навуходоносору или его армии "наострённость" (?), как главную особенность. 
     Если же "ножны" (ст.4, 5) это радиант, а "меч" Бога (ст.3-5) - крупное небесное тело, вторгнувшееся в земную атмосферу (рис.2), тогда стих 9 становится понятным.
     Действительно, основными характерными особенностями полёта болида являются: 1) его "заострённость" из-за узкого, длинного, прямого хвоста; 2) яркий "блеск" раскалённых газов и частиц испаряющегося вещества. Оттого написано "меч заострён, заточен до блеска!". Но для чего?

    "Он заострён для бойни ("убиения"), наточен - чтобы сверкал, как молния! ("Радоваться ли нам?") (Я испытаю жезл сына Моего,- что надменно взирает на деревья!)" (21:10, а; пер. [Л.14], в кавычках, текст из [Л.12], букв. "режь, истребляй, отвергни всякое дерево" [Л.23]).

    Небесный меч Йахвэ заострён для убиения, с целью истребить правых да виноватых (ст.4), "чтобы сверкал, как молния", срезая деревья (ст.10). Здесь Иезекииль сравнивает с молнией падение болида. Из-за его яркого блестящего следа, сияющего переливчатым светом, громкого звука (грома) и малой продолжительности полёта.
     Иоханан же видит эсхатологическую битву небесных воинств во главе с Господом (Отк.19:11-14), называя особенный меч Его "жезлом железным" (ст.15).

7. Жезл сына Моего (21:10, б)

    Вторая половина ст.21:10 на древнееврейском языке "звучит крайне неясно и в разное время в разных переводах передавалось по-разному" [Л.8]. Например, в Синодальном переводе.

    "Радоваться ли нам, что жезл (предназначенный для) сына Моего презирает всякое (другое) дерево? (другие народы)" (21:10, б; в скобках, текст из [Л.12], отсутствующий в оригинале).

    В иных переводах. "Ты, сын Мой, отказался от наказания деревянным жезлом" [Л.13]. "Как нам радоваться жезлу моего  сына, если меч сильнее любой подобной деревяшки?" [Л.3] или "любой тростинки" [Л.5].
     Здесь мы видим "Противостояние царств Иуды и Навуходоносора" [Л.6], "сын Мой может указывать на Иудею или на царя, как Божьего сына" [Л.9], "жезл сына Моего" олицетворяет царей Израиля" [Л.8]. Но эти предположения ставит под сомнение наиболее удачный следующий перевод, близкий к Синодальному.
     "(Я испытаю жезл сына Моего,- что надменно взирает на деревья!)"  [Л.14], букв. "режь, истребляй, отвергни всякое дерево" [Л.23]). О каком сыне Божьем, жезл Которого надменно взирает на деревья, говорит пророк?
     Ответ можно найти в параллельных библейских стихах, например, в Книге Теиллим. "Возвещу определение (волю): Господь сказал Мне: Ты Сын Мой ..." (Пс.2:7).
    Мы знаем только одного Сына Божия, "Помазанника Его" (ст.2), Иеhошуа ха Машиах, Господа Иисуса Христа (Деян.13:33, Евр.1:1-5). Ему одному дано повеление о мятущихся народах. "Ты поразишь их жезлом железным; сокрушишь их, как сосуд горшечника" (Пс.2:9).
     Каким образом сокрушатся жители земли, открыто в одном из видений Иоханану. "Из уст же Его исходит острый меч, чтобы им поражать народы. Он пасёт их жезлом железным ..." (Отк.19:15). Ибо весь суд Отец отдал Сыну (Ин.5:22).
     Радоваться ли нам, когда небесный жезл Сына человеческого, презирающий дерево, поразит все народы? И да и нет. Мало радости в том, что меч истребит как нечестивого, так праведного (Иез.21:4). Но огромное счастье испытать любовь да заботу Пастыря своего (34:11, 12), увидеть спасение Его (ст.22-26; Лк.21:25-28).

8. Пророческая перспектива (21:11)

      Глава 21, построенная по тематическому принципу, содержит четыре предсказания о загадочном мече Бога (21:1-7, 8-17, 18-27, 28-32).
     Два эсхатологических (1-17) и два исторических (18-32), объединённые пророческой перспективой [Л.20]. Соединившей в одно целое отдалённое событие (конец рода сего) и близкое - поход армии Навуходоносора осенью 589 г. до Р.Х. против взбунтовавшихся Иерусалима, Тира, Раввы (столица амонитян).
     Библейская провидческая перспектива, как правило, не имеет переходов между похожими событиями, разделёнными длительным промежутком времени (смотрите примеры в [Л.20]). Однако в пророческой вести Йехэзкэйла о необычном мече Йахвэ такой переход есть.
    
   "Я дал его вычистить (отполировать), чтобы взять (ухватить) в руку; уже наострён ("наточен") этот меч и вычищен (отполирован), чтобы отдать его в руку убийцы ("чтобы лечь губителю в руку")" (21:11; в скобках: текст из [Л.12], в кавычках - из [Л.3, 5]).

    Таинственный убийца-губитель в ст.11 это очевидно Гог и многочисленное полчище его (гл. 38), т.е. крупный рой небесных тел, окружающих малую планету [Л.22].
    Нави Йирмейа называет Гога истребитель народов (Иер.4:6-8), опустошитель (25:38), гора губительная и обгорелая (51:25); Даниэйл - камень, оторвавшийся от (мировой) горы (Дан.2:34, 35), зверь четвёртый (7:7, 23), опустошитель (9:27); Йешайа - сын зари (Ис.14:12-15).
     Однако за образом губителя последнего времени (Иез.21:4-10), в стихе 11 начинают проступать черты исторического персонажа - царя вавилонского [Л.1, 4, 8, 10]. Сына Набопаласара, царя Нововавилонского царства Навуходоносора II, правившего с 605 г. по 562 г. до Р.Х. (рис.3). Именно о нём говорится в третьем пророчестве Иезекииля.
     Как предсказал нави (21:19-22), так произошло. Царь Навуходоносор II направил свои войска в Йерушалаим, обложил его. После почти трёхлетней осады 18 июля 586 г. захватил и разрушил город, в том числе иерусалимский храм.

9. Меч, презирающий жезл (21:12, 13)

     Пророк, пребывающий вдали от родины, бессилен каким либо образом ей помочь. Остаётся выполнить повеление Яхве.

    "Стенай (кричи) и рыдай, сын человеческий, ибо он (меч занесён)  - на народ Мой, на всех князей ("вождей") Израиля; они отданы ("брошены") будут под меч (вместе) с народом Моим; посему ударяй себя по бёдрам ("бей себя в грудь от горя")" (21:12; в скобках: текст из [Л.14], в кавычках - из [Л.5]).

     В знак большого горя Йехэзкэйл стонал, рыдал, ударял себя по бёдрам, ибо провидел гибель не только простых людей, но также вождей Йеуды.
    "На глазах Седекии убили его сыновей, а его самого, ослеплённого и в цепях, привели в Вавилон" [Л.11, стр. 884]. Жезл последнего иудейского царя не устоял против меча царя вавилонского.

   "Ведь испытание непременно придёт, и что, если жезл царя Иудеи, который будет уничтожен мечом, прекратит своё существование?" - возвещает Владыка Господь" (21:13, пер. [Л.3]).

     Существуют другие тексты этого трудного для переводчиков стиха. Например, "(Испытанье настало - и что же? Не будет надменного жезла! ..." [Л.14]. "Ты уклонился от наказания жезлом, что же ещё Мне использовать для наказания, кроме меча? ..." [Л.13].
    Несмотря на расхождения в переводах ст.13, его исторический смысл можно свести к победе меча Навуходоносора II над жезлом Седекии, олицетворявшим его царскую власть [Л.1, 6, 8-10].
     Оттого написано "он (меч) презирает и жезл" (21:13, б). Подобным образом  жезл Сына Божьего "презирает всякое дерево" (ст.10, в). Он истребит как правого, так и виноватого (ст.4). Но в отличие от меча вавилонского царя, в ножны свои "он уже не возвратится" (ст.5, б).

ЛИТЕРАТУРА

1. Уоррен Уирсби. Комментарий на Ветхий Завет. В 2-х т. Том II. Ездра - Малахия.- СПб.: Библия для всех, 2011.- 1 111 с.
2. Даума Йохем. Дорогами Ветхого Завета. Т.4. Большие пророки.- Черкассы: Коллоквиум, 2012.- 280 с.
3. Библия. Новый перевод на русский язык.- United Kingdom, Carlisle: Biblica Europe, 2011.- 1 185 с.
4. Большой библейский словарь.- СПб.: Библия для всех, 2005.- 1 503 с.
5. Библия. Новый Перевод на Русский Язык.- Herrljunga, Sweden: Международное Библейское Общество, 2007.- 1 228 с.
6. Новая Женевская учебная Библия.- Hanssler-Verlag, 1998.- 2 052 с.
7. Новый Библейский комментарий в 3 ч. Ч.2. Ветхий завет. Псалтирь - Книга Пророка Малахии.- СПб.: Мирт, 2000.- 571 с.
8. Толкование Ветхозаветных книг. От книги Исаии по Книгу Малахии.- Ашфорд: Славянское миссионерское издательство, 1966.- 602 с.
9. Учебная Библия с комментариями Джона Мак-Артура.- Минск: Славянское Евангельское общество, 2004.- 2 201 с.
10. Толковая Библия. Комментарий на все книги Святого Писания. Под ред. Лопухина А.П. Том 2.- Минск: Харвест, 2001.- 1 312 с.
11. Ринекер Ф., Майер Г. Библейская энциклопедия Брокгауза.- Кременчуг: Християнська зоря, 1999.- 1 088 с.
12. Первые и последние пророки.- Йерушалаим: Мосад Арав КУК, 1975.- 1 002 с.
13. Библия. Современный перевод Библейских текстов.- М.: World Bible Translation Center, 2002.- 1150 с.
14. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета, канонические. Современный русский перевод.- М.: Российское библейское общество, 2011.- 1 408 с.
15. Мифы народов мира. Энциклопедия. Том 2.- М.: Советская энциклопедия, 1980.- 720 с.
16. Словарь библейских образов.- СПб.: Библия для всех, 2005.- 1423 с.
17. Келли У. Комментарии к книге пророка Иезекииля.- Ровно: Живое слово, 2009.- 264 с.
18. Статья "1. Комментарии к Книге пророка Исаии. День Господа (34:1-9, 13:1-13)".
19. Статья "10. Комментарии к Книге пророка Иеремии. День Господень (25:29-38, 30:5-9)".
20.  Статья №1 "Признак и знамение Второго пришествия Иисуса Христа".
21. Статья №4 "Время великой скорби".
22. Статья №2 "Гог из земли Магог: конец мира сего".
23. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета в современном русском переводе.- М.: Издательство ББИ, 2015.- 1856 с.
День Господень