Комментарии к Книге пророка Иезекииля. Меч Яхве (21:1-13)

"И узнает всякая плоть, что Я, Господь,
извлёк меч Мой из ножен его, и он уже
не возвратится" (Иез.21:5)
 
"А прочие убиты мечом Сидящего на
коне, исходящим из  уст Его, и все
птицы напитались их трупами"
(Отк.19:21)
 

1. Вступление

       Иезекииль, в евр. транскрипции "Йехэзкэйл", означает "Бог укрепляет", родился в 622 г. до Р.Х. [Л.1], внук нечестивого царя Манасии [Л.4], жил в Иудее [Л.1-4]. Из-за неудавшейся попытки евреев восстать против Вавилона, в 597 г. его выслали из страны [Л.5-7] с первой партией пленников [Л.3, 8] в количестве 10 000 человек [Л.7, 9], вместе с царём Иехонией [Л.10, 11].
      Сын Бузи жил к юго-востоку от Вавилона, в селении Тел-Авив, расположенном на берегу р. Ховар [Л.9, 11], протекавшей через город Ниппур [Л.4, 6], находившийся в 100 км от Вавилона [Л.2]. С момента пребывания в плену ему исполнилось 25 лет, через 5 лет Господь призвал его на служение [Л.4, 9].
      "Кроме Иеремии и Захарии, только Иезекииль был одновременно священником и пророком" [Л.8]. Однако в отличие от старшего современника Иеремии, который уже нёс служение за несколько лет до рождения Йехэзкэйла [Л.1], последний, свою пророческую часть жизни провёл на чужбине [Л.4, 7, 11].
     Его служение продолжалось по меньшей мере 22 года [Л.3], с 31 июля 593 г. [Л.1, 8] по 26 марта 571 г. [Л.8]. Дата и обстоятельства смерти нави в точности неизвестны [Л.4, 6], по преданию, его убил оскорблённый иудейский князь-идолопоклонник в 560 г. до Р.Х. [Л.9].
       Время написания книги. На основании датированных пророчеств можно полагать, она писалась в период с 593 г. по 571 год [Л.8, 10].   
     Композиция ст. 21:1-13. Авторы комментария [Л.7] утверждают. "Видения сгруппированы в основном по тематическому принципу, а не в хронологическом порядке. Каждое видение вполне самостоятельно" (стр. 338). Поэтому настоящие статьи комментариев изложены последовательно во времени, связаны друг с другом. Композиция темы "Меч Яхве" выглядит так.
           1. Введение, указывающее на источник откровения, его адресат (21:1, 2).
           2. Изложение главной темы - уникальное холодное оружие Йахвэ Элохим:
                а) первое пророчество о наказании мечом (21:3-7);
                б) второе пророчество (21:8-13).    
       Главная тема. Провозглашение суда над  Мединат Йисраэль, его покарает орудие Эль Шаддай.
       Цель написания. Предупредить мятежный дом о грядущей расплате, тем самым, побуждая к покаянию.
      Содержание. Нави начинает оба пророчества (ст.1-7 и 8-13) с указания на Всевышнего как источник полученного откровения (23:1, 8), предназначенного Эрец Йисраэль (ст.2, 3). Меч (21:3) истребит всякую плоть, как праведного, так нечестивого (ст.3-5).
      Оттого пророку предложено стонать (ст.6), затем рассказать об  основных  физиологических расстройствах, они возникнут от разящего клинка Яхве (ст.7). Презирающего дерево, сверкающего словно молния (23:10), он уже готов к бою (ст.9, 11), израильтянам остаётся рыдать да кричать, ибо все пойдут под меч (ст.12, 13).
      Проблемы толкования. "В книге Иезекииля есть фрагменты, которые с трудом поддаются толкованию" [Л.7, стр. 339], "как (буквально или образно) следует воспринимать некоторые места из книги Иезекииля" [Л.9, стр. 1136], в частности, стихи 21:3-5, 9-12.

2. Имеющий  уши  да  слышит (21:1-3)

       Цеваот Элоах пообещал непокорному народу судиться за все злодеяния его, провести под карающим жезлом, ввести "в узы завета" (20:35-37, 43, 44).
     Заключение договора (ст.37) и предшествующий ему суд пророк образно пересказал в ст. 20:45-48 (в Масоре, ст. 21:1-5). Всемогущий Сам зажжёт огонь, бушующее пламя спалит всё, "от юга до севера" (ст.47).
       Слушатели, потрясённые грозной вестью, отказывались воспринимать её буквально, надеясь, это "притчи" (ст.49, "сказки", пер. [Л.13], "басни" [Л.14]). Оттого Йехэзкэйл повторяет полученное ранее откровение (20:45-48), но в более понятных пространных выражениях.

      "И было (пришло) ко мне (снова) слово Господне: Сын человеческий! обрати лице твоё ("свой взор") к Иерусалиму и произнеси слово на ("против") святилища (его святых мест), и изреки пророчество (против) на землю Израилеву,-" (21:1, 2; в скобках: текст из [Л.13], в кавычках - из [Л.14]).

       Адонай предлагает нави, проживающему вблизи вавилонского города Ниппур, стать лицом в направлении на Йерушалаим. Затем произнести обвинительную речь, подразумеваются "все святыни храмового комплекса" [Л.8]) и территория страны. Какое  судебное решение он должен огласить мятежникам? осквернившим своим поведением себя, святое место, всю страну.

      "И скажи земле Израилевой: так говорит Господь Бог: вот, Я - на тебя ("Я иду против тебя"), и извлеку (вытащу) меч Мой из ножен его и истреблю у тебя праведного и нечестивого (твоих праведников, и твоих злодеев)" (21:3; в скобках, текст из [Л.3], в кавычках - из [Л.23]).

      "Повинную голову меч не сечёт". Но есть ли в Эрец Йисраэль хотя бы один благочестивый человек, кто может стать в проломе перед Вседержителем? заступиться за праведников да грешников, чтобы Он не погубил их. Увы, такого святого нет, посему будет судим каждый по делам его (18:30).
       Бог не хочет ничьей смерти (ст.32), но чтобы все оставили греховные пути свои (33:11). Покаялись, обрели "новое сердце и новый дух", сохранили жизнь (18:31), вернувшись к Нему. "Но они сказали: не пойдём" (Иер.6:16, в).
      "И вот, Я изолью на них Мою ярость ("в огне", пер. [Л14]) и истреблю их пламенем Моего негодования, обрушив им на головы то, что они натворили,- возвещает Владыка Господь" (Иез.22:31, пер. [Л.5]).
       Ежели в последние дни существования рода сего в Израиле окажутся три праведника подобные Ноаху, Данэлу, Ийову (14:14), то спасутся лишь они  (ст.17, 18).

3. Орудие  Небесного  Воителя

       Обвинительный приговор мятежному дому исполнит таинственный меч Господа (21:3), холодное оружие с длинным, как правило, обоюдоострым металлическим клинком.
       Древние полагали, не только человек, но и бог пользуется эспадоном, но  сверхъестественным огромным (рис.1), изготовленным из небесного огня [Л.15, стр. 149]). "В Библии меч упоминается более четырёхсот раз в основном в буквальном смысле, но слово меч может приобретать и переносное значение" [Л.16, стр. 608].
      Так считает автор [Л.1], иносказательно комментируя 21-ю главу. Данный предмет "указывает на вторжение и нападение вавилонской армии ... Бог говорит о "Своём мече", потому что это Он призвал вавилонскую армию наказать Его грешный народ" (стр. 791, 792).

      Подобного взгляда придерживаются почти все интерпретаторы [Л.6, 8-10, 17 и др.], часто ссылаясь на стих 21:19. "Бог позволил, чтобы меч Навуходоносора стал орудием суда над израильтянами" [Л.4, стр. 524].
    Однако ст. 21:19 относится к иному видению Иезекииля, у него, "Каждое видение вполне самостоятельно" [Л.7, стр. 338]. Тематический принцип построения книги [Л.7], как раз предполагает соседство 2-х схожих по теме пророчеств, исторического и эсхатологического, разделённых длительным промежутком.
     В таком случае, о чьём холодном оружии речь в  ст. 21:1-13? Разумеется Небесного Воителя, ибо трижды подряд повторено "меч Мой" (ст.3-5), его появление при посещении Им земли предсказывают другие нави (Ис.34:1-9, 66:15, 16; Иер.25:29-33, 47:6; Отк.19:11-15, 21).
      Поразительное орудие кроваво-красного цвета возникнет на небосводе (Ис.34:5, 6); в ту пору, "истлеет всё небесное воинство ... всё воинство их падёт" (ст.4).   Эль Шаддай извлечёт меч "из ножен его" (Иез.21:3), по-научному, из "отверстия"  радианта метеорно-астероидного потока [Л.18, 19]. 
      Древние верили, "земные предметы являют собой лишь отражения небесных, но обе субстанции имеют каждая свои измерения" [Л.15, стр. 653].

4. Где  ножны  Его  клинка? (21:4, 5)

       Таинственное отверстие радианта метеорного потока создадут бесчисленные мелкие космические частицы, они же, "небесное воинство" в Ис.34:4. Все пылинки полностью "истлевают" (точнее, сублимируются) в земной атмосфере. Тем не менее, от ночного солнца, испускающего лучи, могут лететь более массивные тела.
       Например болиды, крупные метеороиды в виде огненных шаров с длинными, вначале прямыми ярко светящимися шлейфами из раскалённых газов и твёрдых частиц [Л.20]. Полёт орудия наказания оканчивается разрушением ("взрывом") в воздухе или столкновением с поверхностью суши либо воды.

      "А для того, чтоб истребить у тебя праведного и нечестивого (правых и виноватых), меч Мой из ножен своих пойдёт (обрушится) на всякую плоть (на всё живое)  от юга (и) до севера" (21:4; в скобках, текст из [Л.14]).

      В результате космической бомбардировки погибнут многие жители, как злые, так добрые. Грядущий суд не пощадит никого, "несомненно, что от бедствий, постигающих землю, наряду с "нечестивцами", страдают и праведные" [Л.8, стр. 277].
      Трижды подряд Йехэзкэйл именует таинственный астрономический феномен "ножны" (ст.3-5), т.е. футляр. Иные пророки, тёмное "отверстие" в центре радианта воспринимают по другому, "как открытый гроб", т.е. раскрытая гробница в скале (Иер.5:16), будто "тайник силы" Йахвэ (Авв.3:4), словно "великое точило" гнева Его (Ис.63:3, Отк.14:19, 19:15).
      Особенный клинок обрушится на всё живое (Иез.21:4, 38:20) "от юга до севера", от востока до запада (Ис.34:1-3, Иер.25:31-33). Он сокрушит всех, кто находится близко к нему; кто далеко, убьёт моровая язва, оставшиеся в живых умрут от голода.

      "И узнает всякая плоть (поймут все живущие), что Я, Господь, извлёк меч Мой из ножен его, и он уже не возвратится (обратно в ножны он уже не вернётся, "куда он не войдёт обратно")" (21:5; в скобках: текст из [14], в кавычках - из [Л.13]).

      В стихах 21:3-5 мы встречаемся с таким литературным жанром как загадка. Её характерная особенность, присущая и метафорам,- замещение одних предметов или явлений другими, имеющими какое-нибудь сходство с закодированными. В данном случае, незнакомое заострённые до блеска орудие и таинственное отверстие астрономического радианта заменены небесным мечом и его ножнами.
      Иное суждение."Обстоятельством, окружающим это пророчество, служит военный поход Навуходоносора в 588 г. до Р.Х. для подавления восстания в Иудее, а также в Тире и Аммоне" [Л.9]; "грядущий суд Божий есть именно суд мечем через посредство Навуходоносора ..." [Л.10, стр. 154], "орудием суда Божиего явится меч Навуходоносора" [Л.8, стр. 277]. 
       Всё-таки упомянутый царь благополучно вернулся в Вавилон из этого и других военных походов в Иудею [Л.11]. Нет. Провидец под ножнами  имел в виду неведомый ему радиант [Л.20]. В него не сможет войти обратно ни одно падающее небесное тело, как бы Йирмейа не уговаривал булат Адоная (Иер.47:6).
       Он извлечёт из ножен-радианта меч-болид, он "обратно в ножны он уже не вернётся" (Иез.21:5, пер. [Л.14]). В те дни. "Всё переменится: низкое станет высоким, высокое - низким" (ст.26, б; пер. [Л.14]).
       Поймут потерявшие страх перед Богом, узнает каждый человек как Он наказывает за зло да нечестие. Будут есть в тревоге, пить со страхом, задыхаться от ужаса. "Гибель, гибель, гибель! Я наведу её! Не возродится эта земля, пока не придёт Тот, Кому она по праву принадлежит;  Ему Я отдам её"  (21:27, пер. [Л.3]).

5. Плач,  стон,  горе (21:6, 7)

       Господь повелевает пророку зримо представить мятежникам одно из будущих физиологических последствий наказания всякой плоти особенным мечом.

      "А ты, сын человеческий, стенай (плачь!), (как) с перебитой поясницей, и в горечи (горе) стенай пред глазами их (Плачь у всех на глазах!)" (21:6, пер. [Л.12] стиха 21:11; в скобках, текст из [Л.14]).

      Сын Бузи должен изображать мужчину "с перебитой поясницей" [Л.12], "сокрушая бёдра" (Синод. пер.) или "бить по бёдрам" [Л.14]. Из всех переводов наиболее точен текст из [Л.12].
      Речь о генерализованном психогенном ступоре, когда пострадавший цепенеет от ужаса, утрачивая двигательную активность [Л.21]. Из-за полного расслабления мышечного тонуса происходит внезапный паралич конечностей, словно у человека  с перебитой поясницей, стонущего от горя.

     "И когда скажут тебе: "от чего ты стенаешь?" (стонешь) скажи: "от слуха (вести), что идёт",- и растает (от ужаса) всякое сердце, и все руки опустятся ("ослабеют"), и всякий (каждый) дух изнеможет (иссякнет, "помрачится"), и все колена задрожат, как вода. Вот, это придёт и сбудется (случится), говорит Господь Бог" (21:7; в скобках: текст из [Л.13], в кавычках - из [Л.12]).

      Согласно пословице, "чему быть, того не миновать" (ст.7, г).  Психогенный ступор поразит "всякое сердце", помрачится "всякий дух", у всех ослабеют руки, "все колена задрожат".
       Иными словами, психическое реактивное состояние будет носить массовый характер. Не столько из-за страшных слухов (ст.7, а), сколько от приводящих в ужас стихийных бедствий (30:1-8, 38:19-22) в день Господа (Ис.13:-8, 24:17-20; Иер.25:29-38, 30:5-9).
      В соответствии с клинической картиной (Иез.21:7), аффективно-шоковые реакции сопровождают вегетативные и соматические нарушения: брадикардия ("растает сердце", 21:7), спазмы мышц ("руки опустятся", "колена задрожат", 7:17), треммор ("будут дрожать руки" 7:27; "задрожали губы" Авв.3:16), тахикардия ("сердце трепещет" Ис.21:4), блашинг-синдромом ("лица разгорелись" Ис.13:8), другие внезапные функциональные расстройства.
       При катаклизмах тяжёлые реактивные психозы могут протекать как в указанном выше ступорозном виде, так одновременно в форме сумеречного помрачения сознания. Вот почему нави, в до научных терминах, предсказывает, "всякий дух изнеможет" (21:7; "помрачится", пер. [Л.12]).
      В годы Великой скорби, она же, великая гибель (Иер.4:6), умрёт множество людей [Л.21]. Оттого, обращаясь к живущим в последние дни со словами "Ничья смерть Мне не угодна" (18:32, а; пер. [Л.5]), Всевышний указывает каким образом избежать заслуженного наказания. "Покайтесь и живите!" (ст.32, в).

6. Взявшие  его,  от  него  погибнут (21:8-10)

      Во второй, ещё более загадочной речи,  Иезекииль приводит некоторые важные образные подробности о карающем орудии Небесного Воителя.
    
     "И было ко мне слово Господне: Сын человеческий! изреки (Произнеси) пророчество и скажи: так говорит Господь Бог: скажи: меч, меч наострён (заострён) и вычищен (заточен до блеска!, "отполирован");" (21:8, 9; в скобках: текст из [Л.14], в кавычках - из [Л.12]).
    
      Главная особенность оружия Йахвэ Элохим, подчёркнутая пророком,  "меч  заострён, заточен до блеска!" (пер. [Л.14]).
    "Меч (Вавилон) был "наострён" полагает автор комментариев [Л.9].  "Вычищен,  чтобы одним сверканием издали устрашать врагов" [Л.10].
      Странное толкование, приписывающее Вавилону, Навуходоносору II или его  армии "наострённость" (?), как некую отличительную черту. 
      Если же "ножны" (ст.4, 5) есть радиант, а клинок Его (ст.3-5) - крупный  объект, вторгнувшийся от пределов севера в земную атмосферу (рис.2),  тогда  стих 9 становится понятным.
      Действительно, основные характерные особенности полёта болида: 1) его  "заострённость" из-за узкого, длинного, прямого хвоста; 2) яркий "блеск"  раскалённых газов и частиц испаряющегося вещества. Поэтому написано, "меч  заострён, заточен до блеска!" (21:9, пер.[Л.12]) , но для чего?

    "Он заострён для бойни ("убиения"), наточен - чтобы сверкал, как молния! ("Радоваться ли нам?") (Я испытаю жезл сына Моего,- что надменно взирает на деревья!)" (21:10, а; пер. [Л.14], в кавычках, текст из [Л.12].

      Что вверху горит без огня? не только грозовой разряд, но и эспадон Эль Шаддай, заострённый для убиения, с целью истребить правых да виноватых (ст.4), "чтобы сверкал, как молния", срезая деревья (ст.10).
      Здесь нави сравнивает с молнией вторжение болида, из-за (1) блестящего следа, сияющего переливчатым светом, (2) пугающего звука, (3) малой продолжительности полёта. Как говорится, "сперва блеск, за блеском треск, за треском стресс".
      Иоханан тоже видит битву небесных воинств во главе с Господом (Отк.19:11-14), называя орудие Его "жезлом железным" (ст.15). Такое "железо с севера", не под силу сломать никому (Иер.15:12), оно надменно взирает на деревья (Иез.21:10), рубит лесную чащу словно топор (Ис.10:34).

7. Оружие  наследника (21:10, б)

       Вторая половина ст.10 на древнем евр. языке "звучит крайне неясно и в разное время в разных переводах передавалось по-разному" [Л.8]. Возьмём Синод. перевод.

      "Радоваться ли нам, что жезл (предназначенный для) сына Моего презирает всякое (другое) дерево? (другие народы)" (21:10, б; в скобках, текст из [Л.12], отсутствующий в оригинале).

       Иные переводы. "Ты, сын Мой, отказался от наказания деревянным жезлом" [Л.13]. "Как нам радоваться жезлу моего  сына, если меч сильнее любой подобной деревяшки?" [Л.3] или "любой тростинки" [Л.5].
      Здесь мы видим. "Противостояние царств Иуды и Навуходоносора" [Л.6], "сын Мой может указывать на Иудею или на царя, как Божьего сына" [Л.9], "жезл сына Моего" олицетворяет царей Израиля" [Л.8]. Данные трактовки ставит под сомнение наиболее удачный перевод, близкий к Синодальному.
      "(Я испытаю жезл сына Моего,- что надменно взирает на деревья!)"  [Л.14], буквально, "режь, истребляй, отвергни всякое дерево", пер. [Л.23]). Какого отрока, Его жезл надменно взирает на деревья, имеет в виду тайновидец?
     Разгадку можно найти в параллельных библейских стихах, например, в Книге Теиллим. "Возвещу определение (волю): Господь сказал Мне: Ты Сын Мой ..." (Пс.2:7).
     Христиане знают лишь одного наследника, "Помазанника Его" (ст.2), Иеhошуа ха Машиах, Иисуса Христа (Деян.13:33, Евр.1:1-5). Ему дано повеление о мятущихся народах, "Ты поразишь их жезлом железным; сокрушишь их, как сосуд горшечника" (Пс.2:9).
      Каким образом они сокрушатся открыто в одном из видений Иоханану. "Из уст же Его исходит острый меч, чтобы им поражать народы. Он пасёт их жезлом железным ..." (Отк.19:15); т.к. весь суд Отец отдал Сыну (Ин.5:22).
     Радоваться ли нам, если небесное орудие, презирающее дерево, поразит все народы? И да и нет. Мало радости в том, что  истребится нечестивый, погибнет праведный (Иез.21:4), но огромное счастье испытать любовь да защиту Пастыря своего (34:11, 12), познать спасение Его (ст.22-26; Лк.21:25-28).

8. Пророческая  перспектива? (21:11)

       Глава 21, построенная по тематическому принципу, содержит 4 предсказания о загадочном мече Небесного Воителя (21:1-7, 8-17, 18-27, 28-32).
       Два эсхатологических (1-17) и два исторических (18-32), объединённые прогрессирующим исполнением пророчеств [Л.20]. Соединившим в одно целое отдалённые перипетии (конец рода сего) с близкими - поход армии Навуходоносора II осенью 589 г. до Р.Х. против взбунтовавшихся Иерусалима, Тира, Раввы (столица амонитян).
      Библейская провидческая перспектива, как правило, не имеет указаний на переход между похожими событиями, разделёнными длительным промежутком (смотрите примеры в [Л.20]). Всё же весть Йехэзкэйла о необычном клинке Йахвэ упомянутый переход содержит.
    
     "Я дал его вычистить (отполировать), чтобы взять (ухватить) в руку; уже наострён ("наточен") этот меч и вычищен (отполирован), чтобы отдать его в руку убийцы ("чтобы лечь губителю в руку")" (21:11; в скобках: текст из [Л.12], в кавычках - из [Л.3, 5]).

       Таинственный убийца-губитель в ст.11, очевидно Гог и многочисленное полчище его (гл. 38), крупный рой космических тел, окружающих плешивого карлика [Л.22].
     Йирмейа называет Гога истребитель народов (Иер.4:6-8), опустошитель (25:38), гора губительная и обгорелая (51:25); Даниэйл - камень, оторвавшийся от (мировой) горы (Дан.2:34, 35), зверь четвёртый (7:7, 23), опустошитель (9:27); Йешайа именует сын зари (Ис.14:12-15).
     Тем не менее, за образом губителя последних дней (Иез.21:4-10), в ст.11 начинают проступать черты исторического персонажа, сына Набопаласара [Л.1, 4, 8, 10], царя Нововавилонского государства Навуходоносора II, правившего с 605 г. по 562 г. до Р.Х. (рис.3). Именно о нём говорится в третьем пророчестве (Иез.21:18-23).
     Как предсказал нави, так произошло, Навуходоносор II направил войска в Йерушалаим, обложил его. В результате почти трёхлетней осады, 18 июля 586 г. захватил город, разрушил постройки, в т.ч. иерусалимский храм.

9. Меч,  презирающий  жезл (21:12, 13)

     Иезекииль, пребывающий вдали от родины, бессилен ей помочь, остаётся выполнить повеление Йахвэ Элохим.

     "Стенай (кричи) и рыдай, сын человеческий, ибо он (меч занесён)  - на народ Мой, на всех князей ("вождей") Израиля; они отданы ("брошены") будут под меч (вместе) с народом Моим; посему ударяй себя по бёдрам ("бей себя в грудь от горя")" (21:12; в скобках: текст из [Л.14], в кавычках - из [Л.5]).

      Показывая большое горе, сын Бузи стонал, рыдал, ударял себя по бёдрам, ибо провидел гибель как простых жителей, так вождей Йеуды. "На глазах Седекии убили его сыновей, а его самого, ослеплённого и в цепях, привели в Вавилон" [Л.11, стр. 884]. Скипетр последнего иудейского царя не устоял против холодного оружия царя вавилонского.

     "Ведь испытание непременно придёт, и что, если жезл царя Иудеи, который будет уничтожен мечом, прекратит своё существование?" - возвещает Владыка Господь" (21:13, пер. [Л.3]).

      Есть другие тексты трудного для переводчиков ст. 13. "Испытанье настало - и что же? Не будет надменного жезла! ..." [Л.14]. Или. "Ты уклонился от наказания жезлом, что же ещё Мне использовать для наказания, кроме меча? ..." [Л.13].
      Несмотря на расхождения в переводах ст.13, его исторический смысл можно свести к победе булата Навуходоносора II над булавой Седекии, олицетворявшей его царскую власть [Л.1, 6, 8-10]. Вот почему написано, "он (меч) презирает и жезл" (21:13, б).
      Подобным образом  посох Сына "презирает всякое дерево" (ст.10, в), он поразит правого, истребит виноватого (ст.4). Но в отличие от клинка вавилонского царя, в ножны свои "уже не возвратится" (ст.5, б).

ЛИТЕРАТУРА

1. Уоррен Уирсби. Комментарий на Ветхий Завет. В 2-х т. Том II. Ездра - Малахия.- СПб.: Библия для всех, 2011.- 1 111 с.
2. Даума Йохем. Дорогами Ветхого Завета. Т.4. Большие пророки.- Черкассы: Коллоквиум, 2012.- 280с.
3. Библия. Новый перевод на русский язык.- United Kingdom, Carlisle: Biblica Europe, 2011.- 1 185 с.
4. Большой библейский словарь.- СПб.: Библия для всех, 2005.- 1 503 с.
5. Библия. Новый Перевод на Русский Язык.- Herrljunga, Sweden: Международное Библейское Общество, 2007.- 1 228 с.
6. Новая Женевская учебная Библия.- Hanssler-Verlag, 1998.- 2 052 с.
7. Новый Библейский комментарий в 3 ч. Ч.2. Ветхий завет. Псалтирь - Книга Пророка Малахии.- СПб.: Мирт, 2000.- 571 с.
8. Толкование Ветхозаветных книг. От книги Исаии по Книгу Малахии.- Ашфорд: Славянское миссионерское издательство, 1966.- 602 с.
9. Учебная Библия с комментариями Джона Мак-Артура.- Минск: Славянское Евангельское общество, 2004.- 2 201 с.
10. Толковая Библия. Комментарий на все книги Святого Писания. Под ред. Лопухина А.П. Том 2.- Минск: Харвест, 2001.- 1 312 с.
11. Ринекер Ф., Майер Г. Библейская энциклопедия Брокгауза.- Кременчуг: Християнська зоря, 1999.- 1 088 с.
12. Первые и последние пророки.- Йерушалаим: Мосад Арав КУК, 1975.- 1 002 с.
13. Библия. Современный перевод Библейских текстов.- М.: World Bible Translation Center, 2002.- 1150с.
14. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета, канонические. Современный русский перевод.- М.: Российское библейское общество, 2011.- 1 408 с.
15. Мифы народов мира. Энциклопедия. Том 2.- М.: Советская энциклопедия, 1980.- 720 с.
16. Словарь библейских образов.- СПб.: Библия для всех, 2016.- 1423 с.
17. Келли У. Комментарии к книге пророка Иезекииля.- Ровно: Живое слово, 2009.- 264 с.
18. Статья "1. Комментарии к Книге пророка Исаии. День Господа (34:1-9, 13:1-13)".
19. Статья "10. Комментарии к Книге пророка Иеремии. День Господень (25:29-38, 30:5-9)".
20.  Статья №1 "Признак и знамение Второго пришествия Иисуса Христа".
21. Статья №4 "Время великой скорби".
22. Статья №2 "Гог из земли Магог: конец мира сего".
23. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета в современном русском переводе.- М.: Издательство ББИ, 2015.- 1856 с.
День Господень