Комментарии к Книге пророка Иезекииля. Господь, Пастырь наш (34:10-15, 23-26)

"Я буду пасти овец Моих и Я буду покоить
их, говорит Господь Бог"
(Иез.34:15)
 

1. Вступление

     Многие христиане почему-то считают, о грядущем правлении Бога на земле говорится только в Новом Завете, например Отк.11:15, 20:4-6. Однако в ТаНаХе содержится гораздо больше сведений о будущем царстве Господа на земле, эпохе теократии. "Форма правления, когда один лишь Бог признаётся высшей политической властью ..." [Л.20].
     Так наступление теократического правления предсказывают Йешайа (Ис.11:1-10, 35:1-10, 51:7-15, 60:1-22, 66:15-23), Зехарйа (Зах.2:10-12, 8:3-8, 14:9, 16-21), Йирмейа (Иер.23:1-8, 30:18-22, 32:37-42), Миха (4:1-8), Цефанйа (Соф.3:9-20), Амоц (9:11-15) и, конечно же, нави Йехэзкэйл.
      Композиция ст. 34:10-15, 23-26. 1. Обещание Адоная вождям Йисраэля лишить их власти (34:10).
         2. Изложение главной темы - теократическое правление:
             а) Господь станет лично заботиться о Своём народе (34:11-15);
             б) руководить  Израилем будет Мессия (34:23, 24);
             в) Он заключит завет мира и даст благословение (34:25, 26).  
      Главная тема. Мессианское царство, которым управляет Сам Господь, несовершенное человеческое руководство заменит совершенное Божье.
     Цель написания. Утешить пленных евреев, пострадавших от недальновидности, жадности, нечестия своих вождей. Бог не забыл народ завета, Он Сам позаботится об овцах; отыщет, соберёт, благословит.
       Содержание. Яхве пойдёт против пастырей Израиля, Он заберёт от пасущих самих себя стадо Своё, избавит его от челюстей их (34:10). В день облачный и мрачный Адонай отыщет овец (34:11), высвободит их (ст.12), соберёт из всех стран, приведёт в землю обетованную  (ст.13); будет заботиться о них на горах Израилевых (ст.14, 15).
     Господь даст спасённым овцам (34:22) одного настоящего Пастыря из рода Давида (ст.23, 24), заключит с ними завет мира, дарует безопасную жизнь и благополучие (ст.25-27).
     Проблемы толкования. Пророчество относится  к окончанию вавилонского плена или к будущему теократическому царству. Кого имел в виду пророк, называя его Давидом.

2. Негодные пастыри (34:10)

     Политические и религиозные руководители Северного царства (Йисраэль), а также Южного (Йеуда), как правило, не справлялись с обязанностями, возложенными на них Яхве (34:2-9).
     Наступит время, когда Эль Шаддай призовёт неверных пастырей к ответу, отнимет у них руководство обществом.

     "Так говорит Владыка Господь: Я враг этим пастухам (Я иду против пастухов!), и потребую с них ответа за Мою отару (стадо). Я не позволю им больше пасти овец, чтобы они не заботились впредь только о себе (пасти самих себя!). Я спасу Мою отару (избавлю) из их голодных челюстей (зубов). Она не будет больше им пищей" (34:10, пер. [Л.1]; в скобках, текст из [Л.2]).

     В сельском хозяйстве Израиля и Иуды, как многих других ближневосточных стран, овцы (рис. 1) занимали главное место с древнейших времён [Л.3].
    "Овцы не содержались в загоне и не предоставлялись сами себе. Они полностью зависели от пастуха, который защищал их, приводил на пастбище, поил, давал им приют и заботился о них" [Л.4].
     Йехэзкэйл подобно другим пророкам уподобляет израильский народ овцам, а его вождей: царей, сановников, судей, священников - пастухам (34:2-10, 31).
     "Их обязанностью было заботиться о народе, защищать его и следить за тем, чтобы его нужды удовлетворялись" [Л.5, стр. 816].
    Однако, пренебрегая своими обязанностями, недостойные пастыри (Иер.23:1-4, Ис.56:11) старались "пасти самих себя" (Иез.34:10, в). Заботились только о своём пропитании, беспощадно поедая овец (ст.10, г). Впредь "не будут они пищею их", обещает Адонай (ст.10, д).
     Богословы считают, как правило, пророк ведёт речь о руководителях последнего (вавилонского) периода Иудейского царства. Либо "о прежних "пастырях", которые довели народ Божий до столь незавидного состояния ..." [Л.6, стр. 308; Л.7-9].
     Возможно, возможно. Однако и после возвращения из вавилонского плена положение простых евреев не изменилось. Более того, в результате первого и второго иудейских восстаний против римлян вожди привели израильский народ к национальной катастрофе. Даже сегодня население Израиля служит пищей для негодных пастырей.

3. День Господень (34:11, 12)

     Яхве не только призовёт к ответу неверных пастухов (34:10), но покарает их. Как написано "вот Я накажу вас за злые деяния ваши" (Иер.23:2, в).
    Наказание наступит в День Господень [Л.10], "день облачный и мрачный" (Иез.34:12, 30:3). Оттого нави Йирмейа призывает пастырей стенать, рыдать, вопить, крутиться на земле от боли, валяться в золе, ибо пришли "дни ваши для заклания и рассеяния вашего" (Иер.25:34).
     В тот день поражённые Адонаем Цеваот будут по всей земле; погибнут вожди стада и рассеются овцы (ст.29-38). Но даже в этих обстоятельствах уцелевшим не следует отчаиваться.

    "Ибо так говорит Господь Бог: вот, Я Сам отыщу овец Моих и осмотрю их ("буду заботиться о них" [Л.21])" (Иез.34:11).

   "Бог устранит неверных правителей и возьмёт на Себя роль Пастыря" [Л.7]. Совершенно верно, но "Трудно отнести это пророчество к возвращению остатка из вавилонского плена ..." [Л.5, стр. 817]. Не только трудно, но даже ошибочно. Ведь предсказание Йехэзкэйла касается будущих событий, на что указывает следующий стих.
     
    "Как пастух поверяет (собирает) стадо своё в тот день, когда находится среди стада своего рассеянного (когда оно разбредается), так Я пересмотрю (отыщу) овец Моих и высвобожу (выведу) их из всех мест, в которые они были рассеяны ("разбросаны") в день облачный и мрачный ("в тёмные мрачные дни")" (34:12; в скобках: текст из [Л.21], в кавычках - из [Л.12]).

     Об этом дне провидец говорит следующее. "Ибо близок день, так! близок день Господа, день мрачный ("чёрных туч" [Л.21]); година народов ("время беды" [Л.1]) наступает" (30:3).
    Поэтому выражение "день облачный и мрачный" (34:12) "указывает на день Господа, день суда над Израилем" [Л.9]. Такое мнение подтверждается другими ветхозаветными пророчествами (Иоил.2:1-11, Соф.1:14-18, Ам.5:18-20, Ис.8:22, Иер.13:16).

4. Будущность Ам Йисраэль (34:13, 14)

     Но почему Иезекииль называет Йом Адонай "день чёрных туч"? (30:3, пер. [Л.21]), "день туч и мглы густой" (34:12).
    Потому что атмосфера нашей планеты продолжительное время будет мало прозрачной, насыщенной колоссальными объёмами паров воды, минеральной пыли, иных грубо дисперсных аэрозолей [Л.13]. Как следствие нападения небесного полчища на землю [Л.14], сопровождаемого великим землетрясением (38:19), огнём, каменным градом, всепотопляющим дождём (ст.22).
      В последние дни израильский народ окажется рассеянным по многим странам (34:12), но Господь торжественно обещает.

    (Я) выведу их из народов и соберу их из стран, и приведу (назад) их в землю (страну) их и буду пасти их на горах Израилевых, при потоках (возле ручьёв) и на всех обитаемых местах (у всех селений) земли сей" (34:13; в скобках, текст из [Л.2]).

     Как сказал Яхве Элохим, так обязательно произойдёт. Сначала суд, подобно временам Шемот (20:35, 36), излияние ярости (ст.34).
     Затем поиск да спасение разбросанных овец (34:11, 12), возвращение их назад, в собственную землю (ст.13).
    Тогда. "Возвеселится пустыня и сухая земля, и возрадуется страна необитаемая, и расцветёт как нарцисс" (Ис.35:1; рис.2).
     Благословенный заставит течь реки в пустыне (43:19, 20), откроет среди долин источники, воду на горах (41:18).
     Оттого Йехэзкэйл провидит процветание в стране "на всех обитаемых местах", возле потоков вод (Иез.34:13, в). Такое счастливое будущее для Ам Йисраэль неразрывно связано с обетованием Господа.

   "На прекрасных лугах (пастбище) Я буду пасти их, на высоких горах Израилевых будет их пастбище (выгон). Там будут отдыхать они, на прекрасном пастбище (выгоне), будут пастись на сочных лугах, на горах Израилевых" (34:14, пер. [Л.2]; в скобках, текст из [Л.11]).

5. Господь, Пастырь наш (34:15, 23)

      Итак, Адонай обещает наказать неверных пастырей Израиля, лишить их руководства (34:10).
     В День Господень, "день облачный и мрачный" Он Сам отыщет овец Своих, высвободит их (ст.11, 12), приведёт в землю обетованную (ст.13). Как Пастырь верный, лично заботится об уцелевших, обеспечивая им пропитание да отдых (ст.14).

     (сам) буду пасти овец Моих и Я (Сам) буду покоить их (дарую отдых), говорит Господь Бог" (34:15; в скобках, текст из [Л.2]).

     Но каким образом Бог, отвергнув недостойных пастырей, Сам (!) станет управлять Эрец Йисраэль? в том числе выполнять функции судьи (34:17-22). Йехэзкэйл получил такой ответ.

     (Я) поставлю над ними одного пастыря (пастуха), который будет пасти их, раба (слугу) Моего Давида; он будет пасти их и он будет у них пастырем" (34:23; в скобках, текст из [Л.1]).

     "Упоминание имени Давида, естественно, не означает, что царь Давид будет в буквальном смысле воскрешён и поставлен на царство" [Л.15, стр. 368]. Логично, тогда о Ком речь?
     "И здесь возникает непростая богословская проблема ... сам Иезекииль мог воспринимать его как некоего идеального еврейского царя в будущем" [Л.6]. Однако такое мнение противоречит словам пророка.
     Например, Йехэзкэйл утверждает, руководить Израилем будет Сам Господь (34:11-15, 31), а не еврейский царь. Таким образом налицо тождество (полное сходство) Бога и "раба Моего Давида" (ст.23).
      Кроме того, правление прототипа царя Давида не ограничено рамками времени, "раб Мой Давид будет князем ("правителем" [Л.1]) у них вечно" (37:25, в). Такое невозможно даже для "идеального еврейского царя" [Л.6].
     По указанным, а также иным причинам следует согласиться с традиционным мнением о Добром Пастыре. "Это относится к величайшему представителю рода Давида, Мессии, Который будет царём Израиля в Тысячелетнем царстве" [Л.9].
    "Но когда Израиль соберётся в своей земле в последние времена, Мессия будет править ими как Пастырь и Царь" [Л.5; Л.16]. "Иезекииль видит будущего Пастыря народа Божьего, грядущего Мессию ..." [Л.8, стр. 296]. "Новый Завет отождествляет этого Пастыря с Иисусом Христом" [Л.7, стр. 1110].

6. Мессианское царство (34:24)

     По окончании периода Великой скорби весь израильский народ начнёт жить под прямым правлением Творца всего сущего [Л.17]. Как обещано.

     "И Я, Господь, буду их Богом, и раб (слуга) Мой Давид будет князем (правителем) среди них.  Я, Господь, сказал это" (34:24; в скобках, текст из [Л.21]).

     Сегодня, Адонай Элохим не является Богом для всего Израиля. Но Йехэзкэйл провидит время, когда мятежный дом перестанет враждовать с Йахвэ. Тогда "узнают, что Я, Господь, Бог их - с ними, и они, дом Израилев - Мой народ ..." (34:30).

    Произойдёт это не ранее, чем окончится День Господа, тогда меч Яхве поразит всякую плоть [Л.18]. Затем построится иерусалимский храм (рис.3), в него войдёт "слава Господа" (43:1-7).
    Отныне Владыкой среди израильского народа будет Иеhошуа ха Машиах бен Давид. Как называет Его Отец, "раб Мой Давид" (34:24, "Господь в ст.24 - это Бог Отец" [Л.9]).
     Этим же именем, Мессию называют другие пророки: Йирмейа (Иер.23:5, 30:5-9), Ошэйа (Ос.3:4, 5), Йешайа (Ис.55:3, 4).
     Нави Исаия именует Его также "Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира" (Ис.9:6), "Царь" (32:1).
    Несомненно, пророки предвидели пришествие Мессии, Иисуса Христа (Ин.4:25, 26, Деян.2:29-32). Он "будет князем (правителем) среди них" (Иез.34:24, б), справедливо управляя народом Божьим.
    "А раб ("Слуга") Мой Давид будет ("станет") Царём над ними и (единственным) Пастырем всех их, и они будут ходить (жить) в заповедях Моих и уставы Мои будут соблюдать и выполнять их (делая всё, что Я им скажу)" (37:24; в скобках, текст из [Л.12], в кавычках - из [Л.21].
     Странно, неужели Господь Иисус Христос начнёт говорить каждому еврею, что ему делать? Лично присутствуя на суде Сам станет судить "между овцою и овцою"? (34:17).
     По-видимому, нет. Править Ам Йисраэль, иными народами (Дан.7:13, Соф.3:9, Зах.9:10, Мих.4:3; Отк.11:15, 15:4) Князь мира будет через священника храма (Зах.6:12, 13). Господь изберёт служителя и свидетеля для общения с Ним в святая святых, подобно временам Моисея (Числ.7:89), как при обращении свидетеля Савла (Деян.26:13-16).
     Главный священник не только возглавляет дневные и недельные богослужения в Храме. Его основное призвание открывать глаза людям. Чтобы они повернулись от тьмы к свету, вернулись из-под власти сатаны к Богу, через веру получили прощение грехов (ст.18).
     Оттого предсказано всем народам, откроется всем уцелевшим жителям земли, "от Сиона выйдет закон, и слово Господне - из Иерусалима" (Ис.2:2-4).

7. Завет мира (34:25, 26)

     Парадокс. Уже многие годы народ завета живёт ... без завета! Прежний договор с Богом евреи "нарушили" (Иер.31:32; Ис.24:5, Ос.8:1, Мал.2:10), в новый вступить "не захотели" (Лк.13:34, Ин.19:14-16).
     Но Господь проведёт виновных под Своим карающим жезлом [Л.18] и введёт "в узы завета" (Иез.20:37). В теократическом мессианском царстве положение кардинально изменится.
    
    "Я заключу с ними договор (в Синод пер., "завет"), который принесёт им благоденствие. Я истреблю в этой стране всё хищное зверьё - чтоб могли они жить безмятежно в степи и спать спокойно в лесу" (34:25, пер. [Л.2]).

   "Это указывает на новый завет, о котором сказано в Иер.31:31-34 и который будет в полной мере действовать в Тысячелетнем царстве" [Л.9]. О таком вечном завете говорил не только нави Йирмейа [Л.19], но также Йешайа (55:3, 59:21, 61:8), Даниэйл (9:27), Йехэзкэйл.
     "И заключу с ними завет мира, завет вечный будет с ними. И устрою их и размножу их ..." (Иез.37:26).
    Немаловажную роль в устроении да размножении израильтян, уцелевших в Йом Адонай, сыграет отсутствие в стране хищных зверей. Их истребит Эль Шаддай (34:25) стихийными бедствиями, многодневным всепотопляющим дождём (38:20, 22).
     Ещё одним благоденствием для Эрец Йисраэль станет окончание продолжительной засухи [Л.13], возобновление дождей. В том числе ранних осенних и поздних весенних (Иоил.2:23). От них сильно зависело плодородие израильской земли [Л.3, стр. 246].

    "Дарую им и окрестностям (всей стране) холма Моего ("Иерусалимского") благословение, и дождь (дожди) буду ниспосылать в своё время (в срок); это будут дожди благословения" (34:26; в скобках: текст из [Л.2], в кавычках - из [Л.12]).

    Завет мира от Господа принесёт восстающему из руин Израилю ещё одно благо - безопасную мирную жизнь (34:27, 28; 28:25, 26). В мессианском царстве под справедливым, мудрым, заботливым правлением Доброго Пастыря все поймут: отныне "Господь, Бог их - с ними" (34:30, 31).

ЛИТЕРАТУРА

1. Библия. Новый перевод на русский язык.- United Kingdom, Carlisle: Biblica Europe, 2011.- 1 185 с.
2. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета, канонические. Современный русский перевод.- М.: Российское библейское общество, 2011.- 1 408 с.
3. Ринекер Ф., Майер Г. Библейская энциклопедия Брокгауза.- Кременчуг: Християнська зоря, 1999.- 1 088 с.
4. Словарь библейских образов.- СПб.: Библия для всех, 2005.- 1423 с.
5. Уоррен Уирсби. Комментарий на Ветхий Завет. В 2-х т. Том II. Ездра - Малахия.- СПб.: Библия для всех, 2011.- 1 111 с.
6. Толкование Ветхозаветных книг. От книги Исаии по Книгу Малахии.- Ашфорд: Славянское миссионерское издательство, 1966.- 602 с.
7. Новая Женевская учебная Библия.- Hanssler-Verlag, 1998.- 2 052 с.
8. Библейский справочник Геллея.-  СПб.: Библия для всех, 2002.- 787 с.
9. Учебная Библия с комментариями Джона Мак-Артура.- Минск: Славянское Евангельское общество, 2004.- 2 201 с.
10. Статья "10. Комментарии к Книге пророка Иеремии. День Господень (25:29-38, 30:5-9)".
11. Первые и последние пророки.- Йерушалаим: Мосад Арав КУК, 1975.- 1 002 с.
12. Библия. Современный перевод Библейских текстов.- М.: World Bible Translation Center, 2002.- 1150с.
13. Статья № 3 "День Господень".
14. Статья "15. Комментарии к Книге пророка Иезекииля. Глава 38 - Нападение полчища гогова на землю".
15. Новый Библейский комментарий в 3 ч. Ч.2. Ветхий завет. Псалтирь - Книга Пророка Малахии.- СПб.: Мирт, 2000.- 571 с.1416.
16. Келли У. Комментарии к книге пророка Иезекииля.- Ровно: Живое слово, 2009.- 264 с.
17. Статья № 11 "Спасение".
18. Статья "13. Комментарии к Книге пророка Иезекииля. Меч Яхве (21:1-13)".
19. Статья "11. Комментарии к Книге пророка Иеремии. Новый завет (31:31-34, 32:37-42)".
20. Большой библейский словарь.- СПб.: Библия для всех, 2005.- 1 503 с.
21. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета в современном русском переводе.- М.: Издательство ББИ, 2015.- 1856 с..
День Господень