"Я буду пасти овец Моих и Я буду покоить их,
говорит Господь Бог" (Иез.34:15)
говорит Господь Бог" (Иез.34:15)
"Есть у Меня и другие овцы, которые не сего
двора, и тех надлежит Мне привести: и они
услышат голос Мой, и будет одно стадо и
один Пастырь" (Ин.10:16)
1. Вступление
Немалое число христиан почему-то считают, о грядущем правлении Господа на земле сообщается только в Новом Завете, например, Отк.11:15, 20:4-6. Однако в ТаНаХе содержится гораздо больше сведений о будущей эпохе теократии. "Форма правления, когда один лишь Бог признаётся высшей политической властью ..." [Л.20].
Так наступление эсхатологической теократии предсказывают Йешайа (Ис.11:1-10, 35:1-10, 51:7-15, 60:1-22, 66:15-23), Зехарйа (Зах.2:10-12, 8:3-8, 14:9, 16-21), Йирмейа (Иер.23:1-8, 30:18-22, 32:37-42), Миха (4:1-8), Цефанйа (Соф.3:9-20), Амоц (9:11-15) и конечно Йехэзкэйл.
Композиция ст. 34:10-15, 23-26. 1. Обещание Адоная вождям ам Йисраэль лишить их власти (34:10).
2. Изложение главной темы - новая форма правления:
а) Всевышний лично заботится о Своём народе (34:11-15);
б) руководит Израилем Мессия (34:23, 24);
в) Он заключит завет мира, даст благословение (34:25, 26).
Главная тема. Замена несовершенного человеческого руководства совершенным Божьим.
Цель написания. Утешить пленных евреев, пострадавших от недальновидности, алчности, беззакония своих правителей. Вседержитель не забыл народ завета, Он позаботится об овцах; отыщет их, соберёт, благословит.
Содержание. Яхве пойдёт против чиновников Израиля, заберёт от пасущих самих себя стадо Своё, избавит его от челюстей нечестивых (34:10). В день облачный и мрачный Он отыщет овец (34:11), высвободит их (ст.12), соберёт из всех стран, приведёт в землю обетованную (ст.13); будет заботиться о них (ст.14, 15).
Господь даст спасённым (34:22) одного настоящего Пастыря из рода Давида (ст.23, 24), заключит с ними завет мира, дарует безопасную жизнь, даст благополучие (ст.25-27).
Проблемы толкования. Пророчество относится к окончанию вавилонского плена или далёкому будущему; кого имел в виду пророк, называя его Давидом.
Композиция ст. 34:10-15, 23-26. 1. Обещание Адоная вождям ам Йисраэль лишить их власти (34:10).
2. Изложение главной темы - новая форма правления:
а) Всевышний лично заботится о Своём народе (34:11-15);
б) руководит Израилем Мессия (34:23, 24);
в) Он заключит завет мира, даст благословение (34:25, 26).
Главная тема. Замена несовершенного человеческого руководства совершенным Божьим.
Цель написания. Утешить пленных евреев, пострадавших от недальновидности, алчности, беззакония своих правителей. Вседержитель не забыл народ завета, Он позаботится об овцах; отыщет их, соберёт, благословит.
Содержание. Яхве пойдёт против чиновников Израиля, заберёт от пасущих самих себя стадо Своё, избавит его от челюстей нечестивых (34:10). В день облачный и мрачный Он отыщет овец (34:11), высвободит их (ст.12), соберёт из всех стран, приведёт в землю обетованную (ст.13); будет заботиться о них (ст.14, 15).
Господь даст спасённым (34:22) одного настоящего Пастыря из рода Давида (ст.23, 24), заключит с ними завет мира, дарует безопасную жизнь, даст благополучие (ст.25-27).
Проблемы толкования. Пророчество относится к окончанию вавилонского плена или далёкому будущему; кого имел в виду пророк, называя его Давидом.
2. Негодные пастыри (34:10)
Политическая и религиозная элиты Северного царства (Йисраэль) и Южного (Йеуда), как правило, не справлялись с возложенными обязанностями, они радели лишь о себе (34:2-9). Наступит час, когда Эль Шаддай призовёт неверных пастырей к ответу, отнимет у них руководство обществом.
"Так говорит Владыка Господь: Я враг этим пастухам, и потребую с них ответа за Мою отару (стадо). Я не позволю им больше пасти овец, чтобы они не заботились впредь только о себе (пасти самих себя!). Я спасу Мою отару (избавлю) из их голодных челюстей (зубов). Она не будет больше им пищей" (34:10, пер. [Л.1]; в скобках, текст из [Л.2]).
В сельском хозяйстве Израиля, Иуды, многих иных ближневосточных стран, овцы (рис. 1) занимали главное место с древнейших эпох [Л.3].
"Овцы не содержались в загоне и не предоставлялись сами себе. Они полностью зависели от пастуха, который защищал их, приводил на пастбище, поил, давал им приют и заботился о них" [Л.4, стр. 707].
Подобно другим пророкам, Иезекииль уподобляет израильтян овцам, его вождей: царей, сановников, судей, священников - пастухам (34:2-10, 31).
"Их обязанностью было заботиться о народе, защищать его и следить за тем, чтобы его нужды удовлетворялись" [Л.5, стр. 816].
Однако скверные начальники, пренебрегая обязанностями (Иер.23:1-4, Ис.56:11), старались "пасти самих себя" (Иез.34:10, в). Беспокоились исключительно о своём пропитании, беспощадно поедая "овец" (ст.10, г); впредь "не будут они пищею их", обещает Господь (ст.10, д).
Некоторые экзегеты полагают, нави говорит о правителях последнего (вавилонского) периода Иудейского государства. Либо "о прежних "пастырях", которые довели народ Божий до столь незавидного состояния ..." [Л.6, стр. 308; Л.7-9].
Возможно. Всё-же после возвращения из вавилонского плена положение простых израильтян не изменилось. Более того, в результате первого и второго иудейских восстаний против римлян, вожди, священники, пророки привели Мединат Йисраэль к национальной катастрофе.
"Так говорит Владыка Господь: Я враг этим пастухам, и потребую с них ответа за Мою отару (стадо). Я не позволю им больше пасти овец, чтобы они не заботились впредь только о себе (пасти самих себя!). Я спасу Мою отару (избавлю) из их голодных челюстей (зубов). Она не будет больше им пищей" (34:10, пер. [Л.1]; в скобках, текст из [Л.2]).
В сельском хозяйстве Израиля, Иуды, многих иных ближневосточных стран, овцы (рис. 1) занимали главное место с древнейших эпох [Л.3].
"Овцы не содержались в загоне и не предоставлялись сами себе. Они полностью зависели от пастуха, который защищал их, приводил на пастбище, поил, давал им приют и заботился о них" [Л.4, стр. 707].
Подобно другим пророкам, Иезекииль уподобляет израильтян овцам, его вождей: царей, сановников, судей, священников - пастухам (34:2-10, 31).
"Их обязанностью было заботиться о народе, защищать его и следить за тем, чтобы его нужды удовлетворялись" [Л.5, стр. 816].
Однако скверные начальники, пренебрегая обязанностями (Иер.23:1-4, Ис.56:11), старались "пасти самих себя" (Иез.34:10, в). Беспокоились исключительно о своём пропитании, беспощадно поедая "овец" (ст.10, г); впредь "не будут они пищею их", обещает Господь (ст.10, д).
Некоторые экзегеты полагают, нави говорит о правителях последнего (вавилонского) периода Иудейского государства. Либо "о прежних "пастырях", которые довели народ Божий до столь незавидного состояния ..." [Л.6, стр. 308; Л.7-9].
Возможно. Всё-же после возвращения из вавилонского плена положение простых израильтян не изменилось. Более того, в результате первого и второго иудейских восстаний против римлян, вожди, священники, пророки привели Мединат Йисраэль к национальной катастрофе.
Даже сегодня многие евреи служат пищей для плохих руководителей; они говорят одно, делают совсем иное, закрывая вход в Царство небесное себе и другим. "Когда устои распались, что может сделать праведный?" (Пс.10:3, пер. [Л.1]).
3. Йом Адонай (34:11, 12)
Вседержитель обязательно призовёт к ответу недостойных пастухов (34:10), всех, осквернившихся прикосновением ко злу, покарает их. Как написано, "вот Я накажу вас за злые деяния ваши" (Иер.23:2, в).
Наказание наступит в некий Йом Йахвэ [Л.10], "день облачный и мрачный" (Иез.34:12, 30:3). Оттого Йирмейа призывает пастырей стенать, рыдать, вопить, крутиться от боли, валяться в золе, ибо пришли "дни ваши для заклания и рассеяния вашего" (Иер.25:34).
В тот период, сражённые Йахвэ Цеваот лежат по всей земле, погибнут вожди стада, рассеются овцы (ст.29-38). Но даже в таких драматических обстоятельствах уцелевшим не следует отчаиваться.
"Ибо так говорит Господь Бог: вот, Я Сам отыщу овец Моих и осмотрю их ("буду заботиться о них" [Л.21], "смотреть за ними" [Л.1])" (Иез.34:11).
"Бог устранит неверных правителей и возьмёт на Себя роль Пастыря" [Л.7]. Совершенно верно, но. "Трудно отнести это пророчество к возвращению остатка из вавилонского плена ..." [Л.5, стр. 817]. Не только трудно, ошибочно; предсказание касается будущих событий, на что указывает ст.12.
"Как пастух поверяет (собирает) стадо своё в тот день, когда находится среди стада своего рассеянного (когда оно разбредается), так Я пересмотрю (отыщу) овец Моих и высвобожу (выведу) их из всех мест, в которые они были рассеяны ("разбросаны") в день облачный и мрачный ("тёмные мрачные")" (34:12; в скобках: текст из [Л.21], в кавычках - из [Л.12]).
"Пастух, пастырь, в мифопоэтической традиции имеет функции охранителя, защитника, кормильца, путеводителя, мессии, патриарха, вождя и т.д." [Л.23, стр. 291].
О какой облачной и мрачной поре предупреждает Яхве в ст. 34:12? о ней провидец говорит следующее. "Ибо близок день, так! близок день Господа, день мрачный ("чёрных туч" [Л.21]); година народов ("беды" [Л.1]) наступает" (30:3).
Словосочетание "облачный и мрачный" (34:12) "указывает на день Господа" [Л.9]. Данный вывод подтверждается другими ветхозаветными пророчествами (Иоил.2:1-11, Соф.1:14-18, Ам.5:18-20, Ис.8:22, Иер.13:16).
Наказание наступит в некий Йом Йахвэ [Л.10], "день облачный и мрачный" (Иез.34:12, 30:3). Оттого Йирмейа призывает пастырей стенать, рыдать, вопить, крутиться от боли, валяться в золе, ибо пришли "дни ваши для заклания и рассеяния вашего" (Иер.25:34).
В тот период, сражённые Йахвэ Цеваот лежат по всей земле, погибнут вожди стада, рассеются овцы (ст.29-38). Но даже в таких драматических обстоятельствах уцелевшим не следует отчаиваться.
"Ибо так говорит Господь Бог: вот, Я Сам отыщу овец Моих и осмотрю их ("буду заботиться о них" [Л.21], "смотреть за ними" [Л.1])" (Иез.34:11).
"Бог устранит неверных правителей и возьмёт на Себя роль Пастыря" [Л.7]. Совершенно верно, но. "Трудно отнести это пророчество к возвращению остатка из вавилонского плена ..." [Л.5, стр. 817]. Не только трудно, ошибочно; предсказание касается будущих событий, на что указывает ст.12.
"Как пастух поверяет (собирает) стадо своё в тот день, когда находится среди стада своего рассеянного (когда оно разбредается), так Я пересмотрю (отыщу) овец Моих и высвобожу (выведу) их из всех мест, в которые они были рассеяны ("разбросаны") в день облачный и мрачный ("тёмные мрачные")" (34:12; в скобках: текст из [Л.21], в кавычках - из [Л.12]).
"Пастух, пастырь, в мифопоэтической традиции имеет функции охранителя, защитника, кормильца, путеводителя, мессии, патриарха, вождя и т.д." [Л.23, стр. 291].
О какой облачной и мрачной поре предупреждает Яхве в ст. 34:12? о ней провидец говорит следующее. "Ибо близок день, так! близок день Господа, день мрачный ("чёрных туч" [Л.21]); година народов ("беды" [Л.1]) наступает" (30:3).
Словосочетание "облачный и мрачный" (34:12) "указывает на день Господа" [Л.9]. Данный вывод подтверждается другими ветхозаветными пророчествами (Иоил.2:1-11, Соф.1:14-18, Ам.5:18-20, Ис.8:22, Иер.13:16).
4. Будущность ам Йисраэль (34:13, 14)
Всё-таки почему Йехэзкэйл называет Йом Адонай "день чёрных туч"? (30:3, пер. [Л.21]), "туч и мглы густой" (34:12).
Продолжительный период атмосфера нашей планеты будет мало прозрачной, насыщенной колоссальными объёмами паров воды, минеральной пыли, сажи, иных грубых дисперсных аэрозолей [Л.13], из-за атаки небесного полчища [Л.14]. Нападения, вызывающего великое землетрясение (38:19), огонь, каменный град, всепотопляющий дождь (ст.22).
В последние дни израильтяне окажутся в эвакуации, рассеются по различным местам (34:12), но Господь торжественно обещает.
"И (Я) выведу их из народов и соберу их из стран, и приведу (назад) их в землю (страну) их и буду пасти их на горах Израилевых, при потоках (возле ручьёв) и на всех обитаемых местах (у всех селений) земли сей" (34:13; в скобках, текст из [Л.2]).
Продолжительный период атмосфера нашей планеты будет мало прозрачной, насыщенной колоссальными объёмами паров воды, минеральной пыли, сажи, иных грубых дисперсных аэрозолей [Л.13], из-за атаки небесного полчища [Л.14]. Нападения, вызывающего великое землетрясение (38:19), огонь, каменный град, всепотопляющий дождь (ст.22).
В последние дни израильтяне окажутся в эвакуации, рассеются по различным местам (34:12), но Господь торжественно обещает.
"И (Я) выведу их из народов и соберу их из стран, и приведу (назад) их в землю (страну) их и буду пасти их на горах Израилевых, при потоках (возле ручьёв) и на всех обитаемых местах (у всех селений) земли сей" (34:13; в скобках, текст из [Л.2]).
"Бог станет их Пастырем - соберёт и приведёт в землю, где будет править ими (в период тысячелетнего царства)" [Л.22, стр. 1016]. Верно, т.к. ранее нави утверждал, среди вернувшихся в Израиль не окажется "пророков, которые видят ложные видения и говорят обманчивые прорицания" (13:9, пер. [Л.1]).
Следовательно в ст. 34:13 содержится эсхатологическое предсказание о возвращении евреев из мест эвакуации. Ведь по окончании вавилонского плена, в Эрец Йисраэль вернулись и негодные пастыри; в т.ч. пророки.
Как сказал Благословенный (34:13), так обязательно произойдёт. Сначала суд, подобно временам Шемот (20:35, 36), излияние ярости (ст.34).
Затем поиск да спасение разбросанных овец (34:11, 12), возвращение их на родину (ст.13). Тогда. "Возвеселится пустыня и сухая земля, и возрадуется страна необитаемая, и расцветёт как нарцисс" (Ис.35:1; рис.2).
Адонай заставит течь реки в пустыне (43:19, 20), откроет среди долин источники, воду на горах (41:18).
Пророк видит процветание в регионе "на всех обитаемых местах", возле потоков вод (Иез.34:13, в). Счастливое будущее неразрывно связано с обетованием.
"На прекрасных лугах (пастбище) Я буду пасти их, на высоких горах Израилевых будет их пастбище (выгон). Там будут отдыхать они, на прекрасном пастбище (выгоне), будут пастись на сочных лугах, на горах Израилевых" (34:14, пер. [Л.2]; в скобках, текст из [Л.11]).
Как сказал Благословенный (34:13), так обязательно произойдёт. Сначала суд, подобно временам Шемот (20:35, 36), излияние ярости (ст.34).
Затем поиск да спасение разбросанных овец (34:11, 12), возвращение их на родину (ст.13). Тогда. "Возвеселится пустыня и сухая земля, и возрадуется страна необитаемая, и расцветёт как нарцисс" (Ис.35:1; рис.2).
Адонай заставит течь реки в пустыне (43:19, 20), откроет среди долин источники, воду на горах (41:18).
Пророк видит процветание в регионе "на всех обитаемых местах", возле потоков вод (Иез.34:13, в). Счастливое будущее неразрывно связано с обетованием.
"На прекрасных лугах (пастбище) Я буду пасти их, на высоких горах Израилевых будет их пастбище (выгон). Там будут отдыхать они, на прекрасном пастбище (выгоне), будут пастись на сочных лугах, на горах Израилевых" (34:14, пер. [Л.2]; в скобках, текст из [Л.11]).
5. Заботливый Пастух (34:15, 23)
Итак, Яхве обещает наказать зарвавшуюся элиту, лишить её руководства (34:10). В Йом Адонай, "день облачный и мрачный", Сам отыщет овец, высвободит их (ст.11, 12), приведёт в землю обетованную (ст.13); лично позаботится об уцелевших, обеспечит им пропитание да отдых (ст.14).
"Я (сам) буду пасти овец Моих и Я (Сам) буду покоить их (дарую отдых), говорит Господь Бог" (34:15; в скобках, текст из [Л.2]).
Каким образом Сущий, отвергнув дрянных чиновников, Сам (?!) управляет ам Йисраэль по справедливости? выполняет функции судьи (34:17-22). Ответ.
"И (Я) поставлю над ними одного пастыря, который будет пасти их, раба ("слугу", пер. [Л.1]) Моего Давида; он будет пасти их и он будет у них пастырем" (34:23).
"Упоминание имени Давида, естественно, не означает, что царь Давид будет в буквальном смысле воскрешён и поставлен на царство" [Л.15, стр. 368]. Логично, тогда о ком речь?
"И здесь возникает непростая богословская проблема ... сам Иезекииль мог воспринимать его как некоего идеального еврейского царя в будущем" [Л.6, стр. 308]. Однако данное мнение противоречит словам провидца, утверждающего, руководителем окажется Сам Господь (34:11-15, 31), вовсе не еврейский властитель.
Налицо тождество, полное сходство Бога и "раба Моего Давида" (ст.23). Правление особенного потомка ветхозаветного монарха НЕ ограничено рамками десятилетий, "раб Мой Давид будет князем ("правителем" [Л.1]) у них вечно" (37:25, в), что невозможно даже для "идеального еврейского царя" [Л.6].
По указанным и иным причинам надобно согласиться с традиционным мнением о добром Пастухе. "Это относится к величайшему представителю рода Давида, Мессии, Который будет царём Израиля в Тысячелетнем царстве" [Л.9].
"Но когда Израиль соберётся в своей земле в последние времена, Мессия будет править ими" [Л.5; Л.16]. "Иезекииль видит будущего Пастыря народа Божьего, грядущего Мессию ..." [Л.8, стр. 296]. "Новый Завет отождествляет этого Пастыря с Иисусом Христом" [Л.7, стр. 1110; [Л.22, стр. 1016]].
"Я (сам) буду пасти овец Моих и Я (Сам) буду покоить их (дарую отдых), говорит Господь Бог" (34:15; в скобках, текст из [Л.2]).
Каким образом Сущий, отвергнув дрянных чиновников, Сам (?!) управляет ам Йисраэль по справедливости? выполняет функции судьи (34:17-22). Ответ.
"И (Я) поставлю над ними одного пастыря, который будет пасти их, раба ("слугу", пер. [Л.1]) Моего Давида; он будет пасти их и он будет у них пастырем" (34:23).
"Упоминание имени Давида, естественно, не означает, что царь Давид будет в буквальном смысле воскрешён и поставлен на царство" [Л.15, стр. 368]. Логично, тогда о ком речь?
"И здесь возникает непростая богословская проблема ... сам Иезекииль мог воспринимать его как некоего идеального еврейского царя в будущем" [Л.6, стр. 308]. Однако данное мнение противоречит словам провидца, утверждающего, руководителем окажется Сам Господь (34:11-15, 31), вовсе не еврейский властитель.
Налицо тождество, полное сходство Бога и "раба Моего Давида" (ст.23). Правление особенного потомка ветхозаветного монарха НЕ ограничено рамками десятилетий, "раб Мой Давид будет князем ("правителем" [Л.1]) у них вечно" (37:25, в), что невозможно даже для "идеального еврейского царя" [Л.6].
По указанным и иным причинам надобно согласиться с традиционным мнением о добром Пастухе. "Это относится к величайшему представителю рода Давида, Мессии, Который будет царём Израиля в Тысячелетнем царстве" [Л.9].
"Но когда Израиль соберётся в своей земле в последние времена, Мессия будет править ими" [Л.5; Л.16]. "Иезекииль видит будущего Пастыря народа Божьего, грядущего Мессию ..." [Л.8, стр. 296]. "Новый Завет отождествляет этого Пастыря с Иисусом Христом" [Л.7, стр. 1110; [Л.22, стр. 1016]].
6. Мессианское царство (34:24)
Через нави Йирмейа, Всевышний обещает, "Я приду успокоить Израиль" (Иер.31:2, б; пер. [Л.1]). К какому сроку исполнится обетование?
"когда весь мир обновится, и Сын Человеческий сядет на престоле Своей славы ..." (Мт.19:28, пер. [Л.1]), иными словами, по окончании периода Великой скорби (24:21-30). Йешурун начнёт жить под прямым правлением Его [Л.17], как обещано.
"И Я, Господь, буду их Богом, и раб (слуга) Мой Давид будет князем (правителем) среди них. Я, Господь, сказал это" (34:24; в скобках, текст из [Л.21]).
Сегодня, Йахвэ не является абсолютным авторитетом для всего народа завета, но Йехэзкэйл провидит эпоху, когда мятежный дом перестанет враждовать с Ним. Иудеи "узнают, что Я, Господь, Бог их - с ними, и они, дом Израилев - Мой народ ..." (34:30).
Понимание придёт не ранее, чем окончится Йом Адонай, в ту пору Его меч поразит всякую плоть [Л.18].
"И Я, Господь, буду их Богом, и раб (слуга) Мой Давид будет князем (правителем) среди них. Я, Господь, сказал это" (34:24; в скобках, текст из [Л.21]).
Сегодня, Йахвэ не является абсолютным авторитетом для всего народа завета, но Йехэзкэйл провидит эпоху, когда мятежный дом перестанет враждовать с Ним. Иудеи "узнают, что Я, Господь, Бог их - с ними, и они, дом Израилев - Мой народ ..." (34:30).
Понимание придёт не ранее, чем окончится Йом Адонай, в ту пору Его меч поразит всякую плоть [Л.18].
Затем вернувшиеся из эвакуации евреи построят Храм (рис.3), в него войдёт "слава Господа" (43:1-7).
Отныне Владыкой будет Иеhошуа ха Машиах; как именует Его Отец, "раб Мой Давид" (34:24, "Господь в ст.24 - это Бог Отец" [Л.9]).
Этим же именем, Мессию называют другие нави: Йирмейа (Иер.23:5, 30:5-9), Ошэйа (Ос.3:4, 5), Йешайа (Ис.55:3, 4).
Исаия именует Его также "Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира" (Ис.9:6), "Царь" (32:1).
Несомненно, нави предвидели пришествие Машиаха, Иисуса Христа (Ин.4:25, 26, Деян.2:29-32). Он "будет князем (правителем) среди них" (Иез.34:24, б), справедливо управляя подданными. "Идеальная форма правления - это благая абсолютная монархия, где царствует Христос" [Л.22, стр. 1016].
"А раб ("Слуга") Мой Давид будет ("станет") Царём над ними и (единственным) Пастырем всех их, и они будут ходить (жить) в заповедях Моих и уставы Мои будут соблюдать и выполнять их (делая всё, что Я им скажу)" (37:24; в скобках, текст из [Л.12], в кавычках - из [Л.21].
Странно, неужели Иисус начнёт говорить каждому еврею, как ему правильно поступать? Лично присутствуя на суде, Сам судит "между овцою и овцою"? (34:17). По-видимому, нет.
Править ам Йисраэль, иными народами (Дан.7:13, Соф.3:9, Зах.9:10, Мих.4:3; Отк.11:15, 15:4) Князь мира станет через священника храма (Зах.6:12, 13). Избрав кроткого служителя, назначив для общения с Ним в святая святых верного свидетеля, подобного Моисею (Числ.7:89), как при обращении очевидца Савла (Деян.26:13-16).
Главный священник проводит дневные и недельные богослужения в Храме, но его основное призвание открывать глаза грешникам. Чтобы они повернулись от тьмы к свету, возвратились из-под власти сатаны к Создателю своему, через веру в искупительную жертву Христа получили прощение грехов (ст.18).
Оттого предсказано нациям, откроется всем уцелевшим общинам выживания, "от Сиона выйдет закон, и слово Господне - из Иерусалима" (Ис.2:2-4).
Отныне Владыкой будет Иеhошуа ха Машиах; как именует Его Отец, "раб Мой Давид" (34:24, "Господь в ст.24 - это Бог Отец" [Л.9]).
Этим же именем, Мессию называют другие нави: Йирмейа (Иер.23:5, 30:5-9), Ошэйа (Ос.3:4, 5), Йешайа (Ис.55:3, 4).
Исаия именует Его также "Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира" (Ис.9:6), "Царь" (32:1).
Несомненно, нави предвидели пришествие Машиаха, Иисуса Христа (Ин.4:25, 26, Деян.2:29-32). Он "будет князем (правителем) среди них" (Иез.34:24, б), справедливо управляя подданными. "Идеальная форма правления - это благая абсолютная монархия, где царствует Христос" [Л.22, стр. 1016].
"А раб ("Слуга") Мой Давид будет ("станет") Царём над ними и (единственным) Пастырем всех их, и они будут ходить (жить) в заповедях Моих и уставы Мои будут соблюдать и выполнять их (делая всё, что Я им скажу)" (37:24; в скобках, текст из [Л.12], в кавычках - из [Л.21].
Странно, неужели Иисус начнёт говорить каждому еврею, как ему правильно поступать? Лично присутствуя на суде, Сам судит "между овцою и овцою"? (34:17). По-видимому, нет.
Править ам Йисраэль, иными народами (Дан.7:13, Соф.3:9, Зах.9:10, Мих.4:3; Отк.11:15, 15:4) Князь мира станет через священника храма (Зах.6:12, 13). Избрав кроткого служителя, назначив для общения с Ним в святая святых верного свидетеля, подобного Моисею (Числ.7:89), как при обращении очевидца Савла (Деян.26:13-16).
Главный священник проводит дневные и недельные богослужения в Храме, но его основное призвание открывать глаза грешникам. Чтобы они повернулись от тьмы к свету, возвратились из-под власти сатаны к Создателю своему, через веру в искупительную жертву Христа получили прощение грехов (ст.18).
Оттого предсказано нациям, откроется всем уцелевшим общинам выживания, "от Сиона выйдет закон, и слово Господне - из Иерусалима" (Ис.2:2-4).
7. Новое соглашение (34:25, 26)
Парадокс. Уже многие столетия народ завета живёт без договора с Богом. Прежний евреи "нарушили" (Иер.31:32; Ис.24:5, Ос.8:1, Мал.2:10), в новый вступить "не захотели" (Лк.13:34, Ин.19:14-16).
Всемогущий проведёт виновных под карающим жезлом [Л.18], вновь введёт "в узы завета" (Иез.20:37). В теократическом государстве положение кардинально изменится.
"Я заключу с ними договор, который принесёт им благоденствие. Я истреблю в этой стране всё хищное зверьё - чтоб могли они жить безмятежно в степи и спать спокойно в лесу" (34:25, пер. [Л.2]).
"Это указывает на новый завет, о котором сказано в Иер.31:31-34 и который будет в полной мере действовать в Тысячелетнем царстве" [Л.9]. О вечном союзе говорили как Йирмейа [Л.19], так Йешайа (55:3, 59:21, 61:8), Даниэйл (9:27), Йехэзкэйл. "И заключу с ними завет мира, завет вечный будет с ними. И устрою их и размножу их ..." (Иез.37:26).
Всемогущий проведёт виновных под карающим жезлом [Л.18], вновь введёт "в узы завета" (Иез.20:37). В теократическом государстве положение кардинально изменится.
"Я заключу с ними договор, который принесёт им благоденствие. Я истреблю в этой стране всё хищное зверьё - чтоб могли они жить безмятежно в степи и спать спокойно в лесу" (34:25, пер. [Л.2]).
"Это указывает на новый завет, о котором сказано в Иер.31:31-34 и который будет в полной мере действовать в Тысячелетнем царстве" [Л.9]. О вечном союзе говорили как Йирмейа [Л.19], так Йешайа (55:3, 59:21, 61:8), Даниэйл (9:27), Йехэзкэйл. "И заключу с ними завет мира, завет вечный будет с ними. И устрою их и размножу их ..." (Иез.37:26).
Немаловажную роль в устроении да размножении израильтян, переживших Великую гибель (Иер.4:6) в День Господень [Л.10, 13, 18], сыграет отсутствие в стране хищных зверей. Их истребит Эль Шаддай (34:25) стихийными бедствиями, в т.ч. многодневным всепотопляющим дождём (38:20, 22).
Ещё одно благоденствие для Эрец Йисраэль - окончание продолжительной засухи [Л.13], возобновление регулярных атмосферных осадков. Ранних осенних и поздних весенних (Иоил.2:23), от них зависело плодородие почвы [Л.3, стр. 246].
"Дарую им и окрестностям (всей стране) холма Моего ("Иерусалимского") благословение, и дождь (дожди) буду ниспосылать в своё время (в срок); это будут дожди благословения" (34:26; в скобках: текст из [Л.2], в кавычках - из [Л.12]).
Шалом принесёт восстающему из руин Израилю ещё одно благо,- безопасная мирная жизнь (34:27, 28; 28:25, 26). В мессианском царстве под справедливым, мудрым, заботливым правлением Доброго Пастыря все поймут, "Господь, Бог их - с ними" (34:30, 31).
Ещё одно благоденствие для Эрец Йисраэль - окончание продолжительной засухи [Л.13], возобновление регулярных атмосферных осадков. Ранних осенних и поздних весенних (Иоил.2:23), от них зависело плодородие почвы [Л.3, стр. 246].
"Дарую им и окрестностям (всей стране) холма Моего ("Иерусалимского") благословение, и дождь (дожди) буду ниспосылать в своё время (в срок); это будут дожди благословения" (34:26; в скобках: текст из [Л.2], в кавычках - из [Л.12]).
Шалом принесёт восстающему из руин Израилю ещё одно благо,- безопасная мирная жизнь (34:27, 28; 28:25, 26). В мессианском царстве под справедливым, мудрым, заботливым правлением Доброго Пастыря все поймут, "Господь, Бог их - с ними" (34:30, 31).
ЛИТЕРАТУРА
1. Библия. Новый перевод на русский язык.- United Kingdom, Carlisle: Biblica Europe, 2011.- 1 185 с.
2. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета, канонические. Современный русский перевод.- М.: Российское библейское общество, 2011.- 1 408 с.
3. Ринекер Ф., Майер Г. Библейская энциклопедия Брокгауза.- Кременчуг: Християнська зоря, 1999.- 1 088 с.
4. Словарь библейских образов.- СПб.: Библия для всех, 2016.- 1423 с.
5. Уоррен Уирсби. Комментарий на Ветхий Завет. В 2-х т. Том II. Ездра - Малахия.- СПб.: Библия для всех, 2011.- 1 111 с.
6. Толкование Ветхозаветных книг. От книги Исаии по Книгу Малахии.- Ашфорд: Славянское миссионерское издательство, 1966.- 602 с.
7. Новая Женевская учебная Библия.- Hanssler-Verlag, 1998.- 2 052 с.
8. Библейский справочник Геллея.- СПб.: Библия для всех, 2002.- 787 с.
9. Учебная Библия с комментариями Джона Мак-Артура.- Минск: Славянское Евангельское общество, 2004.- 2 201 с.
10. Статья "10. Комментарии к Книге пророка Иеремии. День Господень (25:29-38, 30:5-9)".
11. Первые и последние пророки.- Йерушалаим: Мосад Арав КУК, 1975.- 1 002 с.
12. Библия. Современный перевод Библейских текстов.- М.: World Bible Translation Center, 2002.- 1150с.
13. Статья № 3 "День Господень".
14. Статья "15. Комментарии к Книге пророка Иезекииля. Глава 38 - Нападение полчища гогова на землю".
15. Новый Библейский комментарий в 3 ч. Ч.2. Ветхий завет. Псалтирь - Книга Пророка Малахии.- СПб.: Мирт, 2000.- 571 с.1416.
16. Келли У. Комментарии к книге пророка Иезекииля.- Ровно: Живое слово, 2009.- 264 с.
17. Статья № 13 "Тысячелетнее царство".
18. Статья "13. Комментарии к Книге пророка Иезекииля. Меч Яхве (21:1-13)".
19. Статья "11. Комментарии к Книге пророка Иеремии. Новый завет (31:31-34, 32:37-42)".
20. Большой библейский словарь.- СПб.: Библия для всех, 2005.- 1 503 с.
21. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета в современном русском переводе.- М.: Издательство ББИ, 2015.- 1856 с.
22. Макдональд У. Библейские комментарии для христиан. Ветхий Завет.- Bielefeld: CLV, 2009.- 1142с.
23. Мифы народов мира. Энциклопедия. Том 2.- М.: Советская энциклопедия, 1980.- 720 с.
2. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета, канонические. Современный русский перевод.- М.: Российское библейское общество, 2011.- 1 408 с.
3. Ринекер Ф., Майер Г. Библейская энциклопедия Брокгауза.- Кременчуг: Християнська зоря, 1999.- 1 088 с.
4. Словарь библейских образов.- СПб.: Библия для всех, 2016.- 1423 с.
5. Уоррен Уирсби. Комментарий на Ветхий Завет. В 2-х т. Том II. Ездра - Малахия.- СПб.: Библия для всех, 2011.- 1 111 с.
6. Толкование Ветхозаветных книг. От книги Исаии по Книгу Малахии.- Ашфорд: Славянское миссионерское издательство, 1966.- 602 с.
7. Новая Женевская учебная Библия.- Hanssler-Verlag, 1998.- 2 052 с.
8. Библейский справочник Геллея.- СПб.: Библия для всех, 2002.- 787 с.
9. Учебная Библия с комментариями Джона Мак-Артура.- Минск: Славянское Евангельское общество, 2004.- 2 201 с.
10. Статья "10. Комментарии к Книге пророка Иеремии. День Господень (25:29-38, 30:5-9)".
11. Первые и последние пророки.- Йерушалаим: Мосад Арав КУК, 1975.- 1 002 с.
12. Библия. Современный перевод Библейских текстов.- М.: World Bible Translation Center, 2002.- 1150с.
13. Статья № 3 "День Господень".
14. Статья "15. Комментарии к Книге пророка Иезекииля. Глава 38 - Нападение полчища гогова на землю".
15. Новый Библейский комментарий в 3 ч. Ч.2. Ветхий завет. Псалтирь - Книга Пророка Малахии.- СПб.: Мирт, 2000.- 571 с.1416.
16. Келли У. Комментарии к книге пророка Иезекииля.- Ровно: Живое слово, 2009.- 264 с.
17. Статья № 13 "Тысячелетнее царство".
18. Статья "13. Комментарии к Книге пророка Иезекииля. Меч Яхве (21:1-13)".
19. Статья "11. Комментарии к Книге пророка Иеремии. Новый завет (31:31-34, 32:37-42)".
20. Большой библейский словарь.- СПб.: Библия для всех, 2005.- 1 503 с.
21. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета в современном русском переводе.- М.: Издательство ББИ, 2015.- 1856 с.
22. Макдональд У. Библейские комментарии для христиан. Ветхий Завет.- Bielefeld: CLV, 2009.- 1142с.
23. Мифы народов мира. Энциклопедия. Том 2.- М.: Советская энциклопедия, 1980.- 720 с.