Казни египетские и Второе пришествие Христа

"И явил Господь знамения и чудеса великие 
и казни над   Египтом …"  (Втор. 6:22)
 
"Как во дни исхода твоего из земли Египетской,
 явлю ему дивные дела" (Мих.7:15)


1. Шемот и Второе пришествие

      Перед исходом евреев из земли египетской  Эль Шаддай произвёл удивительные знамения, поразительные чудеса, необычные суды (Исх. гл.7-12). "Ряд беспрецедентных несчастий, постигших Египет ..." [Л.11, стр. 657].
      Наказания, которыми  Всемогущий  подверг Мицрайим за зло его (1:11, 22), имели следующие цели. Избавить от рабства и спасти Свой народ (Исх.6:6), заставить фараона отпустить сынов израилевых (7:2-4), явить людям могущество Своё (7:5, 9:16, 10:2).
      Бог Авраама, Ицхака, Йаакова не только вывел народ из дома рабства, но заключил с ними завет. Дал Закон, установил правила новой жизни, соблюдая их, благословен человек до тысячи родов.
     Размышления над событиями Исхода невольно вызывают аналогии с Брит Хадаша (Новым Заветом), с первым и вторым пришествиями Мессии. Особенно со вторым, когда Христос:
         
1) спасёт Свой народ (Евр.9:28, 1Фес.1:10, Ис.25:9);
         2) выведет его из дома рабства (Мт.24:31, 1Фес. 4:14-17);
       3) явит могущество Своё и суд (Мт.24:30, 25:31-46, Ис.40:10), утвердит завет для новой жизни  в мессианском царстве (Иез.34:23-25, Отк.11:15-17).
      Автор работы [Л.1] резонно замечает. "Мы не сможем понять полностью новозаветную идею Второго Пришествия, если не будем знать её ветхозаветных истоков ..." (стр. 442). Можно утверждать, исход из Египта и спасение евреев Богом есть прообраз грядущего Дня Господня,- спасение христиан Богом. Древний же Мицрайим олицетворяет образ мира  последнего времени, в нём мы живём.
      Ибо. "Всё это происходило (случилось) с ними, как образы (прообразы); а описано в наставление (предупреждение, для назидания) нам, достигшим последних веков ("живущих при близящемся конце мира", пер. [Л.16])" (1Кор.10:11).
    В Библии существует принцип первичного и вторичного исполнения некоторых пророчеств. Вслед за ранним первичным исполнением пророчества (частичное исполнение), позже произойдёт его вторичное исполнение (см., например, Агг.2:9, Ис.61:2, Иоил.2:28), полное окончательное [Л.2]. "Потому что свидетельство об Иисусе - это дух пророчества" (Отк.19:10, пер. [Л.15]).
     Учитывая вышеизложенное, естественно предположить, возвращению Иеhошуа ха Машиах бен Давид станут предшествовать события, подобные ветхозаветным, по Писанию.
     "Всё, что есть и что будет, уже было прежде, ведь Бог повторяет то, что прошло" (Еккл.3:15, пер. [Л.18]; "Что случилось в прошлом, то случается и в настоящем, а то, что случится в будущем, случалось и раньше" пер. [Л.12]).  
    Давайте же исследуем, какие "дивные дела" (Мих.7:15-17), подобно временам Шемот, скоро повторит Всемогущий перед устыдившимися при всём могуществе своём народами?

2. Змей (Исх.7:8-12)

      Превращение жезла в змея. "Моисей и Аарон пришли к фараону, и сделали так, как повелел Господь. И бросил Аарон жезл (в Масоретском тексте "посох") свой пред фараоном и пред рабами (приближёнными) его, и он сделался змеем" (ст.10).
     Удивительное знамение, первое чудо, его произвёл Яхве Элохим перед фараоном,- превращение в змея жезла (посоха) Аарона, поглотившего жезлы чародеев египетских (ст.12, древние верили, змеи обладают колдовской силой).
     Следует учесть, в 7:12 под словом "змей" подразумевается не обычная  змея,  например как в 4:34, где в оригинале использовано другое слово, а  хтонические чудовища-архетипы из Бырэйшит (1:21, [Л.3, стр. 81]).
    В Египте их образом мог служить огромный змей Апоп (Апофиc),  олицетворявший силы мрака и зла, извечный враг бога солнца Ра (рис.1).
     На древнем Ближнем Востоке, жезл (евр. "матэ") представлял собой   дубинку до 1 метра длиной с утолщением на конце, а посох был длиной более 1  метра  с изогнутой или Т-образной рукояткой [Л.3, 4]. На посох опирались при ходьбе,  жезл носили у пояса, им погоняли скот, защищались от зверей.
       Интересно, тем же словом "матэ" в Библии называется род, колено, племя,  т. к. "жезл являлся неким родовым символом, "знаменем" [Л.5, стр. 328].  Хтоническим чудовищем,  "жезлом" дней Великой скорби послужит Гог, он  появится из околополярного созвездия Цефей.
      Мифологического эфиопского царя Цефея (Кефея) на древних звёздных картах изображали со скипетром (жезлом) в левой руке, направленном на землю, с царской короной (венцом) на голове, размахивающего платком.
      Семья, колено, племя гогово, доселе невидимое, сделается   ужасным змеем, грозящим проглотить нашу планету. По традиции оживотворяя небесное тело, Ийов  называет данный архетип левиафаном (Иов.3:8, 40:20), Йехэзкэйл - Гогом (Иез.38:2-23), Даниэйл именует камнем, оторвавшимся от (мировой) горы,  и зверем (Дан.2:34, 35, 7:7), Йирмейа - истребителем народов (Иер.4:7).
      Иоханан также зооморфно персонифицирует космическое тело, отождествляя его с многоголовым красным драконом, описывая в терминах, понятиях, образах своего времени. "И другое знамение явилось на небе: вот, большой (огромный) красный дракон с семью головами и десятью рогами, и на головах его семь диадим (венцов)" (Отк.12:3, 4).
     В предыдущих работах [Л.6-10] изложены физические следствия "поглощения" Земли небесным драконом, метеорно-астероидным потоком. Важно сравнить последствия будущих катастрофических бедствий с древними казнями над Египтом.
      Поскольку десять казней египетских, как прообразы более масштабных судов Божьих в День Господень, есть конец рода сего; о нём предупреждает Иисус Христос (Мт.24:3, 14, Лк.17:26-30).

3. Первая казнь (Исх.7:14-24)

      Превращение воды в кровь. "Так говорит Господь: из сего узнаешь, что Я Господь: вот этим жезлом (посохом), который в руке моей, я ударю по воде, которая в реке (Нил), и она превратится в кровь;
      И рыба в реке умрёт
(погибнет); и река воссмердит (станет зловонной), и Египтянам омерзительно (невозможно) будет пить воду из реки" (ст.17, 18).
      По воле Адоная  вода чудесным образом превратилась в кровь во всяком вместилище вод страны египетской (ст.19), "чтобы они не могли пить" (Пс.77:44, б). В итоге, "рыба погибла и вода протухла" [Л.11].
     Образование  воды  цвета крови, гибель рыбы авторы работы [Л.11, стр. 658] объясняют сильным разливом р. Нил, принесшим красную землю с Эфиопских возвышенностей или увеличением количества красного планктона в воде, или массовым размножением бактерий и одноклеточных организмов класса жгутиковых [Л.4, стр. 438].
     В День Господень произойдёт нечто похожее на Исх.7:21, но по ВСЕЙ осквернённой планете. Когда Яхве Цеваот,  Бог небесных воинств, поразит Землю жезлом ("матэ") железным, накажет племенем ("матэ") гоговым. Апостол Иоханан видит.
   "Он правит железным скипетром (жезлом) и топчет в давильне виноград, готовя вино ярости и гнева Бога Вседержителя" (Отк.19:15, пер. [Л.18]; Пс.2:9, Ис.11:4).
     Форма астероида Гог, по-видимому, вытянутая с утолщением на одном конце словно у древнего жезла. Тайновидец в Отк.8:5 использует подобный образ,- кадильница, архетип металлической чаши для горящих углей с длинной ручкой [Л.3, стр.135].
      В те дни любые вместилища  вод: океаны, моря, озёра, реки, лужи покраснеют, сделаются густой тёмной кровью будто мертвеца (Отк.8:8, 14:20, 16:3-6; рис.2). Неожиданно "реки их потекут, как масло" (Иез. 32:6, 14).
     Все открытые вместилища вод станут "кровью" по причине физического процесса окрашивания воды красно-бурыми гидратированными оксидами.
    Оксиды образуются  в результате химических реакций атмосферного кислорода и паров воды с микрочастицами свободного железа испарившихся метеорных тел [Л.8].
    Реки же, засыпанные золой, сажей, пеплом, пемзой, минеральной пылью, потекут медленно словно "масло" (Иез.32:14), в них умрёт рыба (Исх.7:18).
      "Как и всё творение, рыбы подвергаются Божьему суду (Ис.19:8; 50:2; Ос.4:3; Соф.1:3)"   [Л.19, стр. 1017]. Обитатели пресноводных водоёмов погибнут от удушья, высокой температуры воды и повышенной её кислотности; из-за тухлой рыбы вода станет зловонной, непригодной для питья.

4. Кровь в эсхатологических видениях пророков

       Истинно пошлёт Господь кровь  роду сему, проливающему кровь. В одном из эсхатологических видений Иоанн слышит грозные слова. "За то, что они пролили кровь святых и пророков, Ты дал им пить кровь: они достойны (заслужили) того" (Отк.16:6; Мт.23:35, 36).
     Апостол видит истоптанные в точиле жертвы, "и потекла кровь из точила" (Отк.14:20, давильня для плодов винограда). В данном "сюрреалистическом видении из точила струится кровь вместо вина" [Л.19, стр. 1213].
      Знамениями Дня Господа на небе и земле будут: кровь, огонь, столпы дыма (Иоил.2:30). Видение земли последних дней, залитой кровью растоптанных народов (архетип), Яхве Элохим открыл пророку Йешайа.
     "И попрал (топтал) Я народы во гневе Моём, и сокрушил их в ярости Моей, и вылил на землю кровь их" (Ис.63:6). Кровь зальёт землю "до самых гор" (Иез.32:6).
     Нави Цефанйа также провидит катастрофические события Дня Господа (Соф.1:2-16), когда "размётана будет кровь их (людей), как прах" (ст.17, "Их кровь прольётся, как вода" [Л.18], "кровь будет литься по земле" [Л.12]).
       Конечно, в эсхатологических видениях пророков речь о красной воде, не буквальной крови, жидкой ткани, состоящей из плазмы и форменных частиц. По составу химических элементов, молекул, их соединений, по свойствам  вода физически НЕ станет кровью , но лишь по цвету, солёному вкусу, температуре.
     Тёмно-красный цвет воде придадут оксиды железа; солёный (горький) вкус – морская соль, серная и азотная кислоты; к повышенной температуре воды приведёт горячий многодневный дождь.
     Кроваво-красную, горькую, тёплую воду пить омерзительно (Исх.7:18, Пс.77:44), более того, смертельно опасно (Отк.8:11). Засыпанные пеплом водоёмы воссмердят по причине разлагающихся дохлой рыбы, мёртвых животных, человеческих трупов (Исх.7:21, Ис.34:3, Соф.1:3).
      Люди да животные погибнут в результате стихийных бедствий [Л.9]. Рыба и морские твари (Отк.16:3, Ос.4:3, Пс.104:29) - из-за ударных гидродинамических волн, возникающих из-за падения крупных небесных тел в водную среду, от высокой температуры воды, закисления Мирового океана. Птицы же сгорят в атмосфере раскалённых газов ударных волн, огненных вихрей и штормов.
       Уцелевшие в стихийных бедствиях, подобно древним египтянам во времена Исхода евреев, начнут копать колодцы, чтобы найти фильтрованную воду, пригодную для питья (Исх.7:24). Ибо распухший "язык их сохнет от жажды" (Ис.41:17, б) в атмосфере очень горячего воздуха (Отк.16:9).

5. Вторая казнь (Исх.8:1-14)

      Нашествие жаб (лягушек). "И сказал (велел) Господь Моисею: скажи Аарону: простри (пусть занесёт он) руку твою с жезлом (посохом) твоим на реки, на потоки (каналы, протоки Нила) и на озёра; и выведи (наведи) жаб (в Масоретском тексте "лягушек") на землю Египетскую …
       И сделал Господь по слову Моисея. Жабы
(лягушки) вымерли в домах, на дворах и на полях. И собрали их в (многие) груды (кучи), и воссмердела земля" (ст.5, 13, 14; "стали гнить, и вся страна стала смердеть", пер. [Л.12]).
      Сильный разлив р. Нил мог привести к размножению жаб, с последующей их миграцией. Слово «цефардеа», переведенное в ст. 8:2-14 как "жабы", означает крупных озёрных лягушек длиной до 15 см [Л.4]. Внезапная гибель лягушек может объясняться каким-нибудь заболеванием [Л.11], болезнетворными бактериями [Л.4].
     Нечто подобное, но гораздо большего (планетарного) масштаба, произойдёт в дни Великой скорби, когда космическая бомбардировка астероидами вызовет глобальный, непрерывный горячий дождь  продолжительностью 6 недель. 
     Появление большого числа водоёмов с тёплой водой приведёт к стремительному размножению насекомых и земноводных. В частности бесхвостых земноводных, настоящих лягушек и настоящих жаб всевозможных видов.
     Бесчисленные глубокие лужи, болота, озёра, закишат лягушками (ст.3). Затем большинство смердящих водоёмов пересохнет (Ис.19:5-7, 42:15, 50:2) из-за глобальной засухи продолжительностью более 3-х лет.
     Поэтому озёрные и съедобные зелёные лягушки массово выйдут на сушу. Пополняя ряды многочисленных травяных коричневых лягушек и жаб, живущих на суше; словно саранча покрывая землю, заполняя всё вокруг (Исх.8:2-6, рис.3).
    Земноводные сохранятся лишь в больших не высыхающих реках, подобно дням Шемот (8:11), остальные вымрут из-за недостатка воды и пищи, от болезней. Воздух наполнится зловонием, "воссмердела земля" (ст.14).

6. Третья казнь (Исх.8:16-19)

      Нашествие мошек (кинним). "Так они и сделали: Аарон простёр (занёс) руку свою с жезлом (посохом) своим, и ударил в персть земную (по пыли); и явились (облепили) мошки (в Масоре "вши") на людях и на скоте (животных). Вся персть (пыль) земная сделалась мошками (вшами) по всей земле Египетской" (ст.17; "тут же тучи мошек облепили людей и скот", пер. [Л.20]) .
      Вид насекомых, определивший характер чудо-казни, в точности неизвестен [Л.3, 11]. Вероятно это были мошки, семейство двукрылых насекомых, всего их 1 500 видов, распространённых повсеместно. Самки мошек пьют кровь теплокровных животных, млекопитающих, птиц.
     Возможно имелись в виду комары [Л.18], насчитывается более 3 000 видов, оводы [Л.11, стр. 657] или иные маленькие членистоногие. Их самки имаго относятся к гнусу, совокупности кровососущих двукрылых насекомых, они особенно многочисленны вблизи болот, озёр, рек, иных открытых водоёмов. Из 4-х фаз развития, три проходят в стоячей или слабо проточной воде, во влажной почве.
     Древнееврейское слово "кинним" иногда переводится словом "вошь", однако описанный принцип размножения насекомых указывает скорее на мошки, чем вши. Под кинним могли подразумеваться собственно мошки настоящие, комары, москиты, песчаные мухи, мокрецы, прочее.
     Но почему для появления мошек Аарон ударил жезлом в землю? Ответ можно найти в древних воззрениях на трёхъярусное устройство мира-космоса: небо, земля, подземный мир [Л.3, стр. 17]. С последним соотносились разные виды насекомых, в том числе вредоносные связывались с нижним подземным миром [Л.15, стр. 202].
      В дни Великой скорби, за ударами крупных космических тел в землю последуют гибель людей, животных, птиц; горячий дождь, повсеместные наводнения. Наличие многочисленных открытых водоёмов, большая влажность, высокая температура воздуха, разлагающиеся трупы вызовут массовое размножение насекомых.
     Вся земля покроется ковром из бесчисленных мошек, они будут везде, на всём (ст.17). Мучая укусами (Пс.77:45), заражая вирусами, бактериями, риккетсиями, гельминтами, другими патогенными микроорганизмами.
      К счастью через несколько месяцев от момента появления, сонмища мошек, тучи комаров, полчища мух исчезнут из-за похолодания. Его вызовет сокращение поступления солнечной энергии к поверхности земли через сильно запыленную атмосферу.

7. Четвёртая казнь (Исх.8:20-24)

      Нашествие насекомых (аров). "Так и сделал Господь: налетело множество (Густые рои) песьих мух (в Масоре "аров", или оводов [Л.16]) в дом (дворец) фараонов, и в домы рабов (приближённых) его, и на всю землю Египетскую; погибала земля от песьих мух (арова)" (ст.24).
      В те дни египтянам принесли страдания как тучи мошек да комаров, так болезненные укусы песьих мух, "в еврейском подлиннике это слово означает "рой насекомых" [Л.21, стр. 92]. Их направил Яхве Элохим словом Своим (Пс.104:31). "Послал на них насекомых, чтобы жалили их ..." (77:45).
      Наиболее вероятная идентификация насекомых - оводы, возможно слепни [Л.20] или домашние мухи [Л.11, стр. 463]. Оводы относятся к семейству двукрылых насекомых, мухи средних размеров, их личинки паразитируют на млекопитающих.
      Личинки разных видов подкожных, желудочных, носоглоточных оводов развиваются в теле животных; вызывая опухоли, гнойные нарывы, язвы, нередко гибель. У людей появление личинок, в частности человеческого южного овода, приводит к полостным да кожным миазам и офтальмомиазам.
      В День Господень от нашествия множества насекомых: оводов, слепней, осенних жигалок, мух цеце, комаров, москитов, мясных мух будет погибать вся планета. Перечисленные насекомые не просто досаждают мучительными укусами, но служат переносчиками возбудителей некоторых опасных для животных и человека  инфекционных болезней [Л.13].
      Например, кровососущие самки комаров распространяют многие виды вирусов, в т. ч. возбудителей малярии (причина смерти около миллиона человек ежегодно), жёлтой лихорадки, лихорадки денге, туляремии, сибирской язвы, филяриатозов, вирусных энцефалитов. Мошки и москиты переносят возбудителей малярии, лейшманиозов, лихорадки паппатачи (москитная лихорадка), онхоцеркозов.
     Слепни да жигалки распространяют сибирскую язву, туляремию, сепсис, другие  болезни. Мухи цеце переносят трипаносому, возбудителя сонной болезни, вызывающей анемию, невралгические необратимые нарушения, коматозное состояние, смерть. Иксодовые клещи передают вирусы, в частности возбудителей клещевого энцефалита, геморрагические лихорадки, также риккетсии - причину пятнистых лихорадок, североазиатского сыпного тифа.
       Постоянные спутники войны и стихийных бедствий вши (мелкие облигатные эктопаразиты), в частности нательная человеческая вошь, служат переносчиком таких опасных заболеваний как эпидемический сыпной тиф, возвратный тиф, "окопная лихорадка", чума. От блох можно заразиться бубонной чумой, брюшным тифом, сыпным тифом.
       Только сильное похолодание прекратит массовое размножение насекомых самых разных видов.

8. Пятая казнь (Исх.9:1-6)

      Падёж скота. "То вот, рука (кара) Господня будет (поразит страшным мором) на скоте твоём, который в поле, на конях, на ослах, на верблюдах, на волах и овцах (дословно "на крупном и мелком скоте"); будет моровая язва (чума губительная) весьма тяжкая" (ст.3).
     В результате болезни, по-видимому сибирской язвы [Л.3, 4, 21], вымер в поле весь скот египетский (ст.6). Так в дни грядущей Великой скорби погибнут животные, уцелевшие от цунами, огня, града, наводнения (рис.4).
      Пророк Хаваккук, провидя пришествие Господа (Авв.3:3-17), предупреждает. "Перед Ним идёт мор, чума - за Ним по пятам" (ст.5, пер. [Л.16]). Иоанн же видит, на четвёртой части земли уничтожается всё живое (Отк.6:8), в том числе  мором, т.е. эпидемическими болезнями.
     Падёж скота (рис.2) произойдёт из-за эпизоотий. Источники  инфекций   вода, воссмердевшая от разлагающихся трупов (Исх.7:18), да земля (8:14).
     Зараженные болезнетворными бактериями, грибками, паразитами вода и  земля, вызовут острые инфекционные болезни: ящур, чуму, лептоспироз,  гепатит, пироплазмоз.
     Одной из причин массовой гибели домашних животных (Исх.9:3) послужат  трансмиссивные болезни (сибирская язва, туляремия, акариазы, прочее),  заразные заболевания, их возбудители передаются кровососущими  членистоногими.
      В частности мошки, комары, мухи цеце, слепни, оводы, клещи (Исх.8:17, 24)  распространяют холеру, чуму, тиф, малярию, жёлтую лихорадку, дизентерию,  гепатит, гастроэнтерит.
       Укусы многочисленных насекомых и клещей (насчитывается более 48 тысяч видов) вызовут у животных интоксикацию, воспаления, нарывы, сибиреязвенные  карбункулы; часто отёк лимфатических узлов и лёгких, смерть.

9. Шестая казнь (Исх.9:8-11)

      Воспаление с нарывами. "И сказал (велел) Господь Моисею и Аарону: возьмите по полной горсти пепла (золы) из печи, и пусть бросит его Моисей (в воздух) к небу в глазах (присутствии) фараона;
      И поднимется
пыль (точнее "станет зола пылью") по всей земле Египетской, и будет на людях и на скоте воспаление с (гнойными) нарывами, во всей земле Египетской" (ст.8, 9, "зола превратится в пыль, которая пронесётся по египетской земле, и если пыль эта коснётся человека или животного, у того на теле появятся нарывы", пер. [Л.12]).
      В те давние времена по воле Всемогущего произошло чудо:
        • Моше бросил к небу пепел (золу), взятый из большой печи (евр. «кишбан») для обжига извести или плавки металлов, с верхним выходом для дыма;
        • горячая зола, несгораемый остаток, образующийся из минеральных примесей при сгорании топлива, превратилась в пыль, пронеслась по всей земле Египетской;
        • из-за пыли на людях и животных сделалось воспаление, переходящее в гнойные нарывы (ст.8-10); предполагается,  их вызвали укусы жигалки осенней [Л.4], но в ст.9 ясно написано, причина - тонкая пыль (пер. [Л.18].
    Аналогичные события в День Господа произойдут в такой же последовательности. Жерла нескольких сотен вулканов, проснувшихся от великого землетрясения (Отк.16:18), выбросят высоко в атмосферу огромные объёмы горячих пепла, золы, сажи, пемзы, водяного пара, иных газов, капель серной, соляной и других кислот.
     Когда Элоах, прорвав небеса сойдёт на землю, вулканы ("горы") сгорят в пламени "словно кусты", закипят "словно вода", растают от лица Его (Ис.64:1, 2; пер. [Л.12]).
     Например, самый мощный супервулкан Йеллоустоун, взорвавшись (VEI = 8 баллов), может выбросить до 2 500 кубических километров (!) горячего вулканического  вещества. К нему добавятся пыль земная, заброшенная сильными вихрями, ураганами, гиперганами; взрывами от падений астероидов, в т. ч. сконденсировавшиеся в атмосфере частички испарившихся горных пород, прах небесный сгоревших метеорных тел.
     Из-за пыли, праха, иных грубых дисперсных аэрозолей, в течение нескольких лет небосводом завладеют кроваво-красные утренние да вечерние зори.

10. Пыль и респираторные заболевания

     По окончании сорокадневных дождей, около трёх лет  с мутного неба на землю  непрерывно падают зола, пепел, сажа, минеральная пыль, прах подобно временам шестой египетской казни.
      В последние дни исполнится загадочно-непонятное библейское пророчество. "Вместо дождя Господь даст земле твоей пыль, и (только) прах с неба будет падать, падать на тебя, доколе не будешь истреблён" (Втор.28:24; "пока ты не задохнёшься", пер. [Л.20]).
       Пыль да прах с неба, по-научному "пеплопады", содержат мелкие и ультрамелкие стекловидные частицы вулканического пепла и импактного стекла. Они могут попасть в верхнюю часть дыхательных путей человека или животного, в которых задерживаются частицы диаметром, превышающим 5 микрон; частицы меньшего размера проникают в мелкие бронхи и бронхиолы.
      Накопившееся в лёгких порошкообразное вещество, контактируя с влагой слизистой оболочки, образует цементные камневидные пробки. Со временем возникают  пневмокониоз, бронхиальная астма, эмфизема лёгких или смерть от асфикции (удушья). Как предсказано, "пока ты не задохнёшься" (Втор.28:24, пер.[Л. 20]) из-за кислородного голодания, избытка углекислоты в крови и тканях. 
   Ещё большую опасность представляют аэрозоли менее 1 микрона, проникающие в альвеолы лёгких, а частицы нанометрических размеров, через альвеолы, попадают даже в кровь. Образуются токсичные продукты биохимических реакций, возникают тяжёлые сердечно-сосудистые болезни при капсулировании частиц.
     По указанной причине могут происходить вспышки инфекционных заболеваний, т. к. аэрозоли способны нести на себе вирусы, микробы, грибки. Из-за постоянной пыли в воздухе уцелевшие от предыдущих казней закроют лица.
     В результате указанных физико-химических процессов, вовсе не по причине выпадания радиактивных осадков после ядерной войны, "будет на людях и на скоте воспаление с нарывами", подобно временам Моисея (Исх.9:9, б).
    Лопнет кожа, всё тело покроется опухолями, гноящимися мокнущими язвами и струпьями, выпадут волосы; от попадания аэрозолей на слизистую оболочку воспалятся глаза (Отк.16:2, Втор.28:22, 59-61, Ис.1:6, 3:23, Зах.14:12). Исполнится обещание Вседержителя разлагающемуся роду сему, "моль поест их, как одежду, черви пожрут их, словно шерсть ..." (Ис.51:8, пер. [Л.18]).
      Плачущих жителей земли, спотыкающихся о сухие кости в полях да блуждающих среди развалин городов, покроют хлопья сажи. Пепел наполнит рот (Плач.3:16, пер. [Л.16], скрежещущий во рту песок сокрушит зубы (Мт.13:40-42). Потому что не внимали увещеваниям Господа, не соблюдали ни заповедей ни уставов Его (Исх.15:26).

11. Седьмая казнь (Исх.9:18-25)

      Невиданный град. "И был (Падал) град и огонь  между градом (в Масоре, "пламенеющий среди града"), град весьма (самый) сильный, какого не было во всей земле Египетской со времени населения (заселения) её. 
       И побил град по всей земле Египетской всё, что было в поле (под открытым небом), от человека до скота (животных); и всю траву полевую (растения) побил град, и все деревья (полезные) в поле поломал" (ст.24, 25).
      В данной казни удивляет своей необычностью несколько обстоятельств. Во-первых, невероятно разрушительная сила града, в Пс.77:47 написано, это лёд, т.е. "крупный град" [Л.4, стр. 527]); град убил людей и скот, поломал все деревья (ст.25). Обычно градины имеют размер от миллиметра до нескольких сантиметров, продолжительность таких атмосферных осадков в среднем 5 ... 10 минут.
      Самый крупный град диаметром до 13 см, единичной массой около 1 кг выпал в Бангладеш 14 апреля 1986 года, в результате чего погибло 92 человека [Л.14, стр. 182]. Имеются случаи выпадания более массивных отдельных градин, например, т.н. "ледяных бомб" диаметром с футбольный мяч. Однако падение упомянутых кусков льда никогда не носило массовый характер.
       Во-вторых, изумляет то обстоятельство, что падающий с неба лёд перемешан с огнём (здесь не молнии), как написано. "И был град и огонь между градом ..." (Исх.9:24, Пс.104:32). Посольство злых ангелов в виде града да огня, уничтожили скот (Пс.77:48, в оригинале, не "молниям", а "пламени").
      В Библии не найти прямых физических аналогов вызывающим изумление атмосферным осадкам, они сопровождаются огнём  (между градинами!), вызывают распространение клубящегося огня по земле (ст.23, буквально "огонь полетел к земле" Пс.104:32).
       О чём-то похожем, описывая будущее посещения земли Господом, говорили:
        1) Давид в Псалме 17. "От блистания пред Ним бежали облака Его, град и угли огненные" (Пс.17:13). "Его слепящее сиянье распарывало тучи, грянул град и молнии (в Масоре "угли огненные") скрестились", пер. [Л.12];
         2) Йешайа в эсхатологической 30-й главе "... в пламени поедающего огня; в буре и в наводнении и в каменном граде" (Ис.30:30). В иных переводах: "взметнётся пламя, огонь пожирающий! Начнётся ливень, буря, град полетит!" [Л.16]; "сила Господня - буря с великим дождём и крупным градом" [Л.12]).

12. Град и огонь между градом

    В принципе, возможно ли уникальное природное явление в виде крупного града, падающего среди огня? 
   Эсхатологические видения Иоханана (Отк.8:7, 16:21) рассеивают наши сомнения. "И град, величиною в талант (примерно 35 кг), пал (падал) с неба на людей" (ст.21).
    Град приготовил Яхве Цеваот на смутное время, день битвы да войны (Иов.38:23). На весенний месяц авив (нисан), когда заколосится ячмень, а пшеница да рожь ещё не созреют (Исх.9:31, 32).
    Глыбы льда эквивалентным диаметром до 0,4 метра (рис.5), массой в несколько десятков килограммов  возникнут в переохлаждённых облаках по причине мощных турбулентных  залповых выбросов паров воды в атмосферу, последующей их конденсации и замерзания воды [Л.8].
    Такой град действительно может убить всех, кто не укроется от него (Исх.9:19, 25). Он в силах разрушить любые древние постройки (Иез.13:11-13, Ис.28:17), т. к. скорость падения ледяных бомб около 300 километров в час.
     Кроме того, согласно видений Иоанна, в судный день начнут падать другие небесные тела. "Первый ангел вострубил, и сделались (посыпался) град и огонь, смешанные с кровью, и пали на землю" (Отк.8:7-10).
     Подобное предсказание содержится в 3-й сивиллиной книге, Предвечный поразит землю "серой, с неба летящей, камнями огромными, градом ужасным" (Сивиллины книги, 3:691). Великие полные свирепости облака прольют "страшную звезду, огонь и град, мечи летающие и многие воды" (3Езд. 15:40, 41).
      Иными словами, вместе с гигантскими градинами (Ис.30:30) и кроваво-красным дождём будут падать болиды. В Масоре - "огонь, пламенеющий среди града" (Исх.9:24), вызывающий пожары по всей земле (9:23, Отк.8:7, б).

13. Восьмая казнь (Исх.10:3-6, 12-15)

     Невиданное нашествие саранчи. "И напала (слетелась) саранча на всю землю Египетскую … Она покрыла лице всей земли, так что земли не было видно, и поела всю траву (растения, каждую былинку) земную и все плоды древесные (на деревьях), уцелевшие от града, и не осталось никакой зелени ни (листьев) на деревах, ни на траве полевой (растениях) во всей земле Египетской" (ст.14, 15).
     "Во Втор.28 предвозвещено, что "в последние дни" (Втор.4:30, в Синод. пер. "в последствие времени") Израиль подвергнется казням египетским (Втор.28:27, 60), включая казнь саранчи (Втор.28:38-39, 42) ..." [Л.17, стр. 511].
     Саранча (акриды) - насекомые отряда прямокрылых [Л.4], семейства "настоящие саранчовые". В фазе "имаго" они могут образовать крупную стаю в нескольких миллионов особей, мигрирующих на расстояния до 2 000 км от места выплода. По воле Яхве великое множество перелётной саранчи (Migratoria) на Египет нанёс  восточный ветер (ст.13), с тех пор нашествия саранчи стали архетипом божьего проклятия.  
     Миграция насекомых, как правило из Судана, начинается ранней весной. Площадь, какую они могут покрывать достигает 400 квадратных миль [Л.3, стр.225], т.е. до 1 000 км2. При этом  плотность насекомых составляет более 100 млн. особей на 1 квадратную милю (2,59 км2), а длина отдельных особей достигает 9 сантиметров.
    В дни Великой скорби огромные перелётные стаи пустынной саранчи возникнут повсеместно. Везде, где почва продолжительное время влажная и тёплая. Одна особь саранчи, в июне, откладывает в кубышке от 28 до 146 яичек, "походных" кладок может быть от одной до шести [Л.11, стр. 466]. За 4 месяца каждая самка может дать начало до 18 миллионов потомков [Л.3, стр. 880].
     Естественные враги саранчи: птицы, млекопитающие, пресмыкающиеся погибнут раньше в результате стихийных бедствий. Указанные благоприятные условия приведут к массовому размножению саранчи (рис.6); каждая из них в день поглощает количество пищи, примерно равное собственному весу. 
     Исполнится видение пророка Амоса о нашествии саранчи, его угрозу своей  молитвой он отвёл в ветхозаветные времена (Ам.7:1-3). Нашествие, по  своим  масштабам, невиданное ранее, о нём будут передавать весть из рода в  род  (Иоил.1:2, 3).
      Кроме саранчовых, размножатся гусеницы (Пс.104:34), жуки, черви  (Иоил. 1:4). Они по всей земле съедят уцелевшее от града и огня; всё, что снова  насадит человек.
    Пророк Йоэйл провидит День Господень, когда наказание совершится.  "Оставшееся от гусеницы ела саранча, оставшееся от саранчи ели  черви, а оставшееся от червей доели жуки" (Иоил.1:4, 2:25; Втор.28:38-40). Однако не гневается Господь навсегда, посылая великое войско Своё из саранчи, червей (личинок), жуков, гусениц (Иоил.2:25).

14. Девятая казнь (Исх.10:21-23)

      Осязаемая тьма. "И сказал (велел) Господь Моисею: простри (Воздень) руку твою к небу, и будет (опустится) тьма на земле Египетской, осязаемая тьма. Моисей простёр руку свою к небу, и была густая (непроницаемая) тьма по всей земле Египетской три дня" (ст.21, 22; "Египет покрыло облако тьмы, которая стояла над Египтом три дня", пер.[Л.12]).
      Неизвестно посредством какого природного чуда Адонай вызвал столь длительное избирательное отсутствие света в Египте. Версии о сильной песчаной буре (хамсине), выносе в атмосферу пыли от землетрясения или вулканического извержения мало убедительны.
      В День Господень физической причиной густой тьмы послужит массовая конденсация паров воды в атмосфере (2Цар.22:12). Вокруг земного шара образуется сплошная пелена дождевых облаков толщиной в тысячи метров. Тьма окажется густой (ст.22), даже осязаемой (ст.21) благодаря высокой плотности воздуха, сильному ветру с пеплом, песком, мелкими камнями. 
       О тьме в День эсхатологического суда, пишет автор христианского произведения начала II века от Р.Х.: "тьма и мрак наступят и оденут и окутают собою весь мир" (Откровение Петра, 5:1-5). Предсказанный глобальный мрак видит Иоханан.
       "Пятый ангел вылил чашу свою на престол зверя: и сделалось царство его мрачно (погрузилось во тьму)" (Отк.16:10, а). Под престолом зверя, наводящего ужас, следует понимать не город, столицу "антихриста", а воздух (Еф.2:2). Под царством дикого животного, - не восстановленную Римскую империю, но всю Землю. Весь мир, одетый в непроницаемую тьму, окутанный в буквальный мрак.
     Указанную тьму провидел ветхозаветный нави Амос. "Разве день Господень не мрак, а свет? он – тьма, и нет в нём сияния" (Ам.5:20, "Так и День Господень мраком обернётся для вас, а не светом долгожданным. Для вас он - тьма беспросветная!" пер. [Л.20]).

15. Тьма в последние дни

      Не одни Амос и автор "Откровения Петра" предсказывают буквальную непроглядную тьму в День Господень, но Цефанйа, Йоэйл, Йешайа, Йирмейа, Давид.
    Основная тема ветхозаветных пророков "день Господень, который часто связывается с понятием тьмы" [Л.11, стр. 1254]. Например. "Близок великий день Господа … день тьмы и мрака, день облака (туч) и мглы" (Соф.1:14, 15). "День тьмы и мрака, день облачный (туч) и туманный ..." (Иоил.2:2; Ис.5:30, 8:22, Иер.4:28).
     За поражением Египта от царя Вавилонского (Иез.32:11, очевидно Навуходоносора II),  в пророческой перспективе Йехэзкэйл провидит День Господень. День гибели всех египтян (ст.4-7), после чего страна погрузится во мрак.
      "Все светила, светящиеся на небе (считалось, источниками света являются солнце, и луна, и звёзды [Л.3, стр. 17]), помрачу  над тобою (Скрою во мраке), и на землю твою наведу тьму, говорит Господь Бог" (Иез.32:8, "станет тёмной вся страна" [Л.12]; 30:3, 18).
       Подобное ужасное время проклинает многострадальный Ийов.
     "Пусть тот день станет тьмой, пусть Бог с высоты не вспомнит о нём, пусть свет в тот день не сияет. Пусть он достанется мраку и мгле 
(Пусть тьма и смерти тень его поглотят), пусть будет затянут тучей, пусть тьма его свет затмит (затмение его пусть ужаснёт)" (Иов.3:4, 5, пер. [Л.18]; в скобках, текст из [Л.20]).
      О времени блужданий во тьме предупреждает пророк Йирмейа (Иер.13:16), Давид же сообщает о пришествии Адоная так. "Наклонил (расторг) Он небеса и сошёл,- и мрак под ногами Его" (Пс.17:10; "небо разорвав, Господь спустился, на грозных чёрных тучах стоя" пер. [Л.12]).
     Кромешная темнота да тень смертная продлятся примерно 40 суток траура (рис.7), столько, сколько будет плакать Земля. По окончании многодневного ливневого дождя, мрак перейдёт в сумрак.
   Физической причиной сумрака послужит огромное количество грубых дисперсных частиц в атмосфере Земли: минеральной пыли, импактного и вулканического пепла, дыма, сажи, золы, прочее.
     В течение года уровень освещённости окажется недостаточным для зрения в пасмурные да туманные дни, время без дождей.
    Поэтому нави Йоэйл характеризует День Господень как "День тьмы и мрака", одновременно "день облачный (точнее, "пасмурный") и туманный" (Иоил.2:2). В те трагические дни. "Солнце и луна померкнут и звёзды потеряют блеск свой (перестанут сиять)" (3:15).

16. Десятая казнь (Исх.11:4-7, 12:13, 21-30)

     Смерть первенцев. "В полночь Господь поразил (лишил жизни) всех первенцев в земле Египетской … и сделался великий вопль (рыдания) в земле Египетской; ибо не было дома, где не было бы мертвеца" (12:29, 30).
     Каким образом древние египтяне поступали с евреями (Исх.1:22), так Эль Шаддай поступит с Мицрайимом. Накануне Шемот умерли  исключительно первенцы египтян, но пророк  Иезекииль предсказывает полное уничтожение жителей страны в День Господень (Иез.30:1-4). В то время Эль Шаддай грядет в Египет "на облаке лёгком" (Ис.19:1, "быстром" [Л.12, 18]).
     "Фараон исхода олицетворяет всех, кто противостоит истинному Богу. Выступающие против Бога превращаются в ничто" [Л.19, стр. 1268]. Как в эсхатологических видениях нави Йешайа и Йехэзкэйла:
     "потрясутся от лица Его идолы Египетские, и сердце Египта растает (замерло) в нём" (Ис.19:1, в). "Когда сделаю (превращу) землю Египетскую пустынею, и когда лишится земля всего, наполняющего её ("всё, что на ней есть, погибнет" [Л.16]), когда поражу (уничтожу) всех живущих на ней ..." (Иез.32:15).
     Горы, долины, рытвины заполнятся трупами (ст.5, 6), земля египетская зальётся кровью до самых гор (ст.6); даже "горы размокнут от крови их" (Ис.34:3, "кровь их будет течь по горам" [Л.12]).
       В те дни, обещает Бог, "закрою (скрою) небеса (небо), и звёзды их помрачу (спрячу во мраке), солнце закрою облаком (тучей), и луна (не даст света) не будет светить светом своим" (Иез.32:7; в скобках, текст из [Л.20]). Высохнет Нил (Ис.19:5-10, Зах.10:11), "кровеносная" система страны, отчего Египет сделается пустыней из пустынь (Иез.29:9, 10, Иоил.3:19).
       Коснутся ли нарастающие по тяжести наказания события лишь египтян? подобно временам Моше. Нет. В последние дни, кара за совершённые преступления настигнет также мятежный дом ...
     "потому что они отвергли закон (Тору) Господа Саваофа (Воинств) и презрели (пренебрегли) слово Святого Израилева. За то возгорится (вспыхнет) гнев Господа на народ Его, и прострёт (поднимет) Он руку Свою на него, и поразит (накажет) его, так что содрогнутся горы, и трупы их (мёртвые тела) будут как помёт (точно отбросы) на улицах" (Ис.5:24, 25).
     Когда содрогнутся горы от глобального землетрясения, погибнет множество людей, гнев Божий не утихнет, наказание Его не прекратится (ст.25, г). Пока не исполнятся все 10 казней безбожного рода сего; не избегнут суда ни земля, ни вода, ни воздух.
      В дни Великой скорби многие погибнут в земле египетской, сыны израилевы умрут в пустыне, всё это уже было (Числ.14:2, 29-32) и ... будет (Еккл.1:9-11). Ибо ещё не исполнилось пророчество Исаии, "все, кто привержен злу, будут истреблены" (Ис.29:20, пер. [Л.18]).
    Любое творение, отвергающее своего Творца, погибает; осуждению подвергнутся Йисраэль, Мицрайим, жители всей Земли, извратившие путь свой. Господь прекратит позор нечестивого рода сего, как открыто в видении Иоханану.
    "И я взглянул (увидел), и вот, конь бледный (зеленовато-жёлтый), и на нём всадник, которому имя смерть; и ад следовал за ним, и дана ему (им) власть над четвёртою частью земли - (чтобы) умервщлять мечем и голодом, и мором (эпидемиями, чумой) и зверями земными" (Отк.6:8; Соф.2:4-3:8, Ис.24:1-6, 17-22).

17. Конец рода сего

      Одни жители земли погибнут в масштабных природных катастрофах, местных стихийных бедствиях, вооружённых стычках. Иные умрут, отравленные непригодным для дыхания воздухом, ядовитой водой, токсичной пищей.  Измученные укусами насекомых, поражённые воспалениями, нарывами, язвой губительной; ослабевшие от голода да холода.
      "Тяжкими смертями (мучительной смертью) умрут они ("погибнут от страшных болезней" [Л.18]) и не будут ни оплаканы, ни похоронены; будут навозом (лежать) на поверхности земли; мечем и голодом будут истреблены, и трупы их будут пищею птицам небесным и зверям земным" (Иер.16:4; 25:33).
      Не погребённые тела одичавшие собаки разорвут на части, хищные птицы напитаются трупами (7:33, Отк.6:8, 19:21); долины покроются сухими костями (Иез.37:1, 2). За 42 месяца умрёт так много людей, что в Библии предвещается конец рода сего, ибо в живых останется очень мало обитателей Земли (Отк.6:8, 8:9-11, 9:18, 19:21, Ис.13:12, 24:6, Иер.4:25, 27, Соф.1:3).
      "И если бы Господь не сократил тех дней, то не спаслась бы никакая плоть" (Мк.13:20, "не уцелело бы ни одно живое существо" [Л.18]). Изнеможет "всякое дыхание", сотворённое Богом (Ис.57:16).
       Яхве Элохим в ночь последней египетской казни пощадил всех, повиновавшихся Ему; губитель прошёл мимо домов, помеченных кровью заместительной жертвы, пасхального агнца (Исх.12:21-23).
      В день Христов также спасутся послушные Ему, кто запечатлён, искуплен, кто оправдан кровью Господа Иисуса Христа (Еф.1:13, Отк.5:9, Рим.5:8, 9). Спасутся укрывшиеся в убежищах, не выходящие наружу до окончания гнева Всемогущего, подобно временам Шемот (Исх.12:22, в).
      Итак десятью казнями египетскими Адонай военного могущества да силы предупреждает ныне живущих, ожесточивших сердца. Господь напоминает о грядущих 7 чашах гнева всем, кто пренебрегает волей Его. В близком преддверии дня Своего Творец вселенной предлагает жизнь и смерть, помилование и казнь, спасение или гибель.
      Потому что. "Пламенный гнев Господа не отвратится (не утихнет), доколе Он не совершит и не выполнит намерений (замыслов) сердца Своего. В последние (грядущие) дни уразумеете это" (Иер.30:24, "В конце времён вы постигнете это", пер. [Л.20]).
      Несомненно, в последние дни исполнится пророчество Йирмейа (30:24) о Великой гибели (4:6, в), её приведёт Эль Шаддай от севера (ст.6, б). Поскольку "Бог использует природные средства, чтобы вершить Свою волю" [Л.11, стр. 658].
      Страшно возгремит Всемогущий с высоты небес (25:30), сильный гул раздастся по всей земле (ст.31), возникнет большой вихрь, бедствие обрушится на народы (ст.32). Трупы убитых покроют землю (ст.33), нет места, где можно укрыться от гнева Его (ст. 34-38).
     Оттого написано. "И убоятся (устрашатся) все человеки, и возвестят (расскажут) дело Божие (что сделал Бог),  и уразумеют, что (Он совершил) это Его дело" (Пс.63:10,  "Будет человечество во страхе говорить друг другу о делах Господних, и начнут тогда они размышлять о Нём", пер. [Л.12]).
      Однако страх перед Богом лишь начало мудрости. Разум же заключается в познании Благословенного, и окончание мудрости - Премудрость любви Божьей.
       Друг, размышляй о Боге сегодня, избери жизнь с Иисусом Христом завтра. Зачем тебе умирать в последние дни? "Ибо я не хочу смерти умирающего (ничьей смерти), говорит Господь Бог; но (раскайтесь) обратитесь (вернитесь ко Мне) - и живите! (сохраните себе жизнь!)" (Иез.18:32).

ЛИТЕРАТУРА

1. Баркли У. Толкование Посланий к галатам, ефесянам, филиппийцам, колоссянам и фессалоникийцам.- Scottdale: Всемирный союз баптистов, 1986.- 447 с.
2. Спраул Р.Ч. Что говорил Иисус о последних днях.- СПб.: Библия для всех, 1999.- 246 с.
3. Библейский культурно-исторический комментарий. В 2-х частях. Ч. 1. Ветхий Завет.- СПб.: Мирт, 2003.-984 с.
4. Ринекер Ф., Майер Г. Библейская энциклопедия Брокгауза.- Кременчуг: Християнська зоря, 1999.- 1088 с.
5. Щедровицкий Д.В. Введение в Ветхий Завет. Пятикнижие Моисеево.- М.: Теревинф, 2001.- 1088 с.
6. Статья № 1 «Признак и знамение Второго пришествия Иисуса Христа».
7. Статья № 2 «Гог из земли Магог: конец мира сего».
8. Статья № 3 «День Господень».
9. Статья № 4 «Время великой скорби».
10. Статья № 5 «Так будет и во дни, когда Иисус Христос явится».
11. Большой библейский словарь. СПб.: Библия для всех, 2005.- 1503 с.
12. Библия. Современный перевод Библейских текстов.- М.: World Bible Translation Center, 2002.- 1150с.
13. Насекомые.
14. Кастэр С. От Патмоса до Рая. Толкование книги Откровение.- Greenvill, BJU Press, 2006.- 255 с.
15. Библия для нашей жизни. Новый Завет. Finland, International Bible Society, 1999.- 687 с.
16. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета, канонические. Современный русский перевод.- М.: Российское библейское общество, 2011.- 1 408 с.
17. Ветхий Завет на страницах Нового. Т.3. Деяния св. Апостолов. Общие послания. Откровение.- Черкассы: Коллоквиум, 2013.- 592 с.
18. Библия. Новый перевод на русский язык.- United Kingdom, Carlisle: Biblica Europe, 2011.- 1 185 с.
19. Словарь библейских образов.- СПб.: Библия для всех, 2016, 1 423 с.
20. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета в современном русском переводе.- М.: Издательство ББИ, 2015.- 1856 с.
21. Макдональд У. Библейские комментарии для христиан. Ветхий Завет.- Bielefeld: CLV, 2009.- 1142с.